Художественное воспитание младших школьников в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства: В городских многонациональных школах Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Махаев, Руслан Абдулкагирович

  • Махаев, Руслан Абдулкагирович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 179
Махаев, Руслан Абдулкагирович. Художественное воспитание младших школьников в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства: В городских многонациональных школах Дагестана: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2001. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Махаев, Руслан Абдулкагирович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Общая характеристика процесса художественного воспитания; возрастной периодизации художественного развития учащихся.

1.2. Проблема соотношения целей, содержания и методов художественного воспитания учащихся начальных классов в отечественной педагогической теории и практике

Глава 2. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДР^иСХУ^ётВО В

•'! * *

СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ.

2.1. Специфика народного декоративно-прикладного искусства и его воспитательные возможности.

2.2. Характеристика проблем изучения декоративно- прикладного искусства в городских многонациональных школах Дагестана.

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ГОРОДСКОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

3.1. Методы констатирующего эксперимента; критерии оценки результатов процесса художественного воспитания.

3.2. Исследование результатов художественного воспитания и развития творческой личности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов.

3.3.Содержание и формы художественного воспитания младших школьников на основе интегрированного подхода к преподаванию народного декоративно-прикладного искусства в условиях город

4 ской многонациональной школы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное воспитание младших школьников в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства: В городских многонациональных школах Дагестана»

Тема художественно-эстетического воспитания человека, развития в нем чувства прекрасного и возвышенного никогда не оставалась без внимания педагогов и исследователей. И научное, и художественное познание мира развивались в тесном взаимодействии. В разных обществах выдвигались идеи гармоничного развития личности, при этом существенное значение приобретал вопрос о средствах реализации поставленных задач, о методах работы. Разрабатывались педагогические системы, определялись условия эффективности педагогического процесса. Воспитанию зрелых, психически здоровых, уравновешенных людей способствовала народная мудрость, народная педагогика. Синкретичность "народного мышления", комплексность воспитания, его "естественность", приспособленность к весьма определенным условиям, устойчивость традиций, строгое следование установленным правилам и образцам были близки и понятны детям, "впитывались с молоком матери".

Времена господства технократии принесли с собой серьезную опасность: миграцию рабочей силы, отрыв человека от "родных корней", слом размеренного, стабильного уклада жизни. . Наука удалялась от искусства, т.е. от человека, "человеческого начала". То же самое наблюдалось и в школе. Добиваясь всеобщей грамотности, массовая школа не способствовала достижению цели гармонического развития ребенка. Из всех компонентов целостного педагогического процесса - образовательный, воспитательный и развивающий - приоритет отдавался образовательным задачам, подготовке детей к трудовой или научной деятельности. Те дети, интересы и склонности которых лежали не в интеллектуальной или производственной сфере, редко находили возможности для применения и развития своих способностей. Но и развитие "интеллектуалов" было обедненным - ведь истинно научное мышление включает в себя не только логику, но и системность, и способность к обобщению информации в образно-символической форме. Излишне целенаправленное формирование профессиональных умений приводило к тому, что и дети, склонные к практической, конструктивной деятельности, достигали в своем развитии уровня ремесленничества, но не мастерства. Есть способности, но нет необходимости и возможности применения творческого подхода к делу; есть умения, но нет художественного образа.

Особенно остро эта проблема стояла в России, где до недавнего времени художественное воспитание школьников, включающее выявление и развитие творческих способностей ребенка, не было востребовано социумом (точнее - его идеологами) в достаточной мере: не находилось места развитию наблюдательности; созерцательность воспринималась чуть ли не как преступная бездеятельность, а эстетические потребности -как излишество. Не был в достаточной мере сформирован методический аппарат решения задачи гармоничного развития всех сторон личности; лишь отдельные педагоги XX века (например, А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, А.В. Сухомлинский) считали художественное развитие детей первостепенной задачей и отдавали в этом процессе преимущество этико-эстетическому воспитанию.

Недооценка государственной политикой роли духовной культуры, общественного воспитания и образования стало преобладающим деструктивное развитие личности, что проявлялось в отсутствии художественной образованности, растерянности в общении с искусством, неспособности эстетически организовать среду обитания.

Современная ситуация характеризуется духовным кризисом общества. Сохранение культуры каждого народа и ее развитие - проблема для многонациональной России, потому что и в современном обществе именно культурный уклад этноса способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всех сторонах его жизни. Границы, казавшиеся прежде незыблемыми - между отдельными национальностями и даже целыми народами, как будто стираются. Особенно серьезной становится эта проблема в ситуации бурного развития средств массовой коммуникации.

Зависимость от сил природы, от "вмещающего" и "кормящего'1 ландшафта (по мнению JI.H. Гумилева) в свое время послужила причиной формирования особых общностей людей - этносов. Это "коллективы, которые противопоставляют себя другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности - подсознательного ощущения симпатии и общности людей, определяющего противопоставление "мы" - "они" и деление на "своих" и "чужих". (28, с. 9). Борьба с силами природы за выживание уже не столь актуальна для современного человека. Он борется уже не с природой, а с обществом. То, что раньше выступало защитой, теперь воспринимается как препятствие - не в физическом выживании концентрируются главные трудности, а в возможности самопознания, самовыражения, поиска достойного места среди себе подобных. Все чаще людей охватывает субъективное чувство одиночества, отстраненности от социального окружения или взаимно-враждебного противостояния. Это особенно ярко проявляется в условиях больших городов, где нет того самого специфического духа народности, интимности, свойственного провинции.

Городская многонациональная школа, где образование превалирует над воспитанием и личностным развитием, где все искусства разделены и ни одно из них не служит в достаточной мере развитию эмоционально-волевой, чувственной сферы, а все направлено прежде всего на расширение кругозора учащихся, как и естественнонаучные и общественные дисциплины, - такая школа не является помощником в решении личностных проблем, гармонизации отношений в системе личность-общество. Это школа, где изучают почти все науки, кроме самой главной - жизни, кроме науки общения с другими людьми, с родной природой, с близкими, с самим собой. А ведь еще в начале XX века Б. Брехт заметил: "Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле" (См. по: 68, с. 27). Изменение отношения к системе художественного воспитания может служить средством решения целого ряда социальных проблем. Это обусловлено ролью искусства в жизни общества в целом и каждого его члена в частности. Искусство - одно из самых сильных средств формирования духовной культуры. Известна катарсическая ("очищающая душу") функция искусства. Восстановление нарушенных взаимосвязей науки и искусства и их взаимодействия в процессе гуманитаризации образования - одна из задач обновленного содержания образования.

Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда - Любовь; и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики - воспитанию "человека будущего". Однако, как сказал А.Ф. Лосев, "без прошлого нет будущего". Такого же мнения придерживался и Л.Н. Гумилев, любивший афоризм: "Кто владеет прошлым - тот владеет настоящим; кто владеет настоящим - тот владеет будущим". А прошлое -это наша связь с народной культурой, культурой нации, национальными традициями, с землей, гармоничные отношения между человеком и природой, между микро- и макрокосмом" (28, с. 311).

В итоге на первый план выдвигаются следующие идеи: культура должна оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности; а индивид, в свою очередь, - испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями. Приобщение детей к народной культуре - наиболее прямой путь решения этой задачи, что предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев, формирование глубокого знания традиций и обычаев у подрастающего поколения.

Современная государственная политика, с одной стороны, раскрывает новые возможности для развития национального самосознания представителей всех народов, населяющих территорию России. С другой стороны, этот путь не является простым, в ходе его реализации возникает ряд противоречий. Первое из них - на уровне культур (например, Восток-Запад). Это противоречие будет проявлять себя в традиционном укладе жизни семей учеников, системе взаимоотношений родителей и детей, темпераменте учащихся. Следующая проблема, которую решает преподаватель - возраст учащихся. С одной стороны, в традиционной системе преподавания метод ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством - не изучение его "духа", смысла, истоков, не развитие фантазии и художественного вкуса на его основе, а, по преимуществу, - копирование образцов, отработка отдельных элементов с последующим комбинированием при вписывании в ту или иную форму. Оправданием такого подхода к изучению народного декоративно-прикладного искусства служит его традиционность, строгая определенность стилевых особенностей. Ученики начальных классов школы чрезвычайно восприимчивы ко всякой информации, поэтому можно рассчитывать на определенный успех в преподавании декоративно-прикладного искусства по традиционной методике: дети вполне готовы, подчиняясь требованиям учителя, воспроизводить показанные образцы росписей, отрабатывая их элементы, достигать определенного высокого уровня умений. Дети принимают как данность то, что народное искусство - частица их истории, которую необходимо уважать и изучать.

С другой стороны, младший школьный возраст, по существу, - последний возрастной этап, на котором все еще формируется собственно творческая деятельность учащихся, а потому строгое следование образцам, копирование должно быть в этот период сведено к минимуму. Выход из данного противоречия - введение интегрированных курсов и опора на возможности детей младшего школьного возраста в области познания.

Для формирования творческой деятельности, предупреждения националистических тенденций чрезвычайно значим младший школьный возраст. Разумеется, процесс формирования национального самосознания идет в той или иной мере в течение всей жизни человека, и мы не можем утверждать, что к десяти годам оно может быть совершенно сформировано. В частности, в силу ряда причин невозможно ожидать от учащихся начальных классов общеобразовательной школы осознания взаимосвязи культурных традиций народа с исторически сложившимися условиями его развития. Но такая черта, как чувство национального достоинства (один из обязательных компонентов национального самосознания) издревле служило основой для воспитания культуры межнационального общения в культуре всех народов. Поэтому, говоря о необходимости формирования национального самосознания, мы делаем акценты на таких его сторонах, как воспитание чувства уважения к другим народам, их культуре, с одной стороны, и признание самобытности, уникальности культуры каждого народа, с другой.

Мы избегаем использования понятия воспитание интернационализма. "Интернационализм": это есть "международное классовое единство и солидарность пролетариев и трудящихся всех стран в борьбе за свержение господства буржуазии, уничтожение империализма, установление диктатуры пролетариата и построение коммунизма во всем мире". (87, с. 281). Л.Н. Гумилев показал, что это есть нивелировка этнических особенностей, губительная по своей сути: "коммунисты изначально представляли собой специфический маргинальный субэтнос, комплектуемый выходцами из самых разных этносов. Роднило же их вовсе не происхождение, а негативное, жизнеотрицающее мироощущение людей, сознательно порвавших всякие связи со своим народом". (29, с. 186-187)

Национальный вопрос у детей в возрасте 6-9 лет не является столь значимым, так как они еще не фиксируют внимание на национальностях своих сверстников, а если это и происходит, в ситуациях незначительных конфликтов, то они разрешаются авторитетом учителя. Поэтому педагоги предпочитают не затрагивать данную проблему, недооценивая роль про~ филактики конфликтов на национальной почве. А значит, формирование национального самосознания детей, их толерантности должно происходить на более ранних возрастных этапах и осуществляться в процессе освоения детьми культуры в целом, как родного народа, так и других ( в первую очередь - соседних) народов.

Поэтому в настоящее время особенно важно определить направления в отборе содержания и развитии методики художественного воспитания и образования, являющиеся перспективными именно в условиях городских многонациональных школ, что и определило проблему нашего исследования. Необходимость этого вызвана противоречием между целями, выдвигаемыми современной школой и отбором материала для их реализации, а соответственно - и методами, с помощью которых эти цели должны быть достигнуты. В данном исследовании речь идет, прежде всего, об образовательной системе Дагестана. Хотя сходные проблемы актуальны и для многих других регионов России и других стран. В частности, США, которые тоже являются многонациональным государством. В нашем диссертационном исследовании уделено внимание вопросам художественного воспитания в Соединенных Штатах Америки.

Объект нашего исследования - художественное воспитание детей младшего школьного возраста, его предмет - художественное воспитание учащихся младших классов в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства в специфических условиях городской многонациональной школы.

Учитывая наличие всех обозначенных выше проблем, мы ставим перед собой цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность педагогической технологии художественного воспитания и развития толерантного (терпимого по отношению к другим народностям) национального самосознания детей средствами народного декоративно-прикладного искусства. При этом основное внимание мы полагаем уделить проблемам художественного воспитания детей в городских многонациональных школах Дагестана.

Гипотеза исследования. Осуществление художественного воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства в городской многонациональной школе и развитие представлений детей о мировоззренческой основе, выраженной в народных искусствах, будут эффективными при соблюдении следующих условий:

1. Если декоративно-прикладное искусство, являющееся средством формирования способности к художественным суждениям у детей младшего школьного возраста, будет представлено исключительно как часть цельной народной культуры.

2. Если дидактическая модель такого подхода к художественному воспитанию будет реализовываться через освоение народного декоративно-прикладного искусства в процессе изучения экспериментального интегрированного курса, включающего элементы содержания предметов эстетического цикла.

3. Если в младшем школьном возрасте будет уделяться особое внимание дальнейшему развитию творческих способностей ребенка в процессе освоения народной культуры. При этом мы исходим из предположения, что данный период является наиболее благоприятным для пробуждения творческого потенциала и формирования представлений об особенностях национальной культуры.

4. Если развитие познавательной сферы детей младшего школьного возраста будет подкреплено их знакомством с народным искусством регионального и - частично - мирового уровня, что, на наш взгляд, служит профилактикой националистических тенденций в формировании национального самосознания.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1) обозначить актуальные проблемы в содержании курса декоративно- прикладного искусства в начальной школе с учетом региональной цельности культуры Дагестана и разнообразия ее национальных особенностей;

2) определить специфические воспитательные возможности изучения народного декоративно-прикладного искусства в дагестанской многонациональной школе и его место в системе художественного воспитания;

3) в ходе теоретического и экспериментального исследования выявить подходы к определению содержания процесса художественного воспитания детей младшего школьного возраста;

4) разработать программу и методический аппарат художественного воспитания в школах обозначенного типа, проверить степень эффективности предлагаемой модели в решении проблем формирования эстетической отзывчивости и толерантных представлений о межнациональных отношениях у учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы.

Методологической и теоретической основой исследования являются положения философии, психологии и педагогики: теория культурно-исторического развития личности и вытекающие из нее положения о влиянии социальной среды на развитие личности, единстве сознания и деятельности, интериоризации социальных, нравственных и культурных норм; об активной роли искусства в становлении личности (AJB. Баку-шинский, Л.С. Выготский; Б.М. Неменский, Б.П. Юсов); работы в области этногенеза (Л.Н. Гумилев), этнопсихологии (Г.Д Гачев, М. Мид) и эт-нопедагогики (Г.Н. Волков, Ш.А. Мирзоев). Существенное значение в процессе организации формирующего эксперимента придавалось учету прогрессивных концепций обучения, в частности, теории проблемного

М.И. Махмутов) и развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б.Элько-Д.Б.Эльконин).

Для решения исследовательских задач был использован комплекс следующих методов: изучение философской, социологической, искусствоведческой, этнографической, краеведческой, педагогической и психологической литературы; теоретический анализ диссертационных исследований и публикаций по теме исследования, передового педагогического опыта - отечественного и зарубежного. Разработка и проведение педагогического эксперимента, опросов, наблюдения, анализа результатов учебной и продуктов творческой деятельности детей, диагностических заданий.

Степень разработанности проблемы. Анализ теоретических трудов и работ прикладного направления в области художественного воспитания (в частности изучения народного декоративно-прикладного искусства) показывает: в свете постановки современных целей художественного воспитания наиболее активные исследования ведутся на базе Института художественного образования Российской Академии образования. Наиболее перспективные идеи отражены и разработаны в диссертационных исследованиях К.И. Элебесова (1985), Н.А. Горяевой (1991), J1.C. Ватиновой (1993), Е.Н. Зуйковой (1996), Э.Г. Скворцова (1996), М.А. Неду-мовой (1997), , А.Е. Оксенюк (1997) и других авторов. Так, К.И. Элебесо-вым в его диссертации были определены следующие пути повышения эффективности художественного воспитания учащихся средствами изобразительного искусства: усиление внимания к связи искусства с действительностью, с темами и объектами, близкими жизни детей, их окружению, с содержанием программ по смежным предметам (литературе, истории, музыке и др.). Н.А. Горяева видит основной путь нравственно-эстетического воспитания учащихся в приобщении их к духовному содержанию народного декоративного искусства в единстве различных форм учебно-воспитательной деятельности как целостной системы. Особая роль в этом процессе принадлежит учебному сотрудничеству педагога и его воспитанников. Е.Н. Зуйкова провела теоретическое исследование, в котором осуществлен историко-педагогический анализ проблемы взаимодействия искусств на материале дошкольной педагогики России 19-20 веков и определены актуальные для современной теории и практики требования к организации работы с детьми по взаимодействию искусств. В диссертациях JI.C. Вагиновой и Э.Г. Сковорцова разработаны педагогические технологии художественного воспитания младших школьников посредством приобщения их к искусству отдельных народов (саами, чуваши). А.Е. Оксенюк разработала методические рекомендации для системы педагогического образования по интегрированному творческому освоению народного декоративно-прикладного искусства в работе со студентами пединститутов республики Коми.

Однако при всей общности идей, которые пронизывают работы лаборатории и при всем разнообразии предлагаемых в исследованиях методов и форм занятий с детьми, при высоком качестве исследований особенностей национальных культур, нельзя не обратить внимание на отбор материала для освоения детьми. Изучение народной культуры и декоративно-прикладного искусства предлагается проводить, хотя и разными методами, но практически на одном уровне на разных возрастных этапах (JI.C. Вагинова, Э.Г. Сковорцов - младший школьный возраст; Н.А. Го-ряева - 7 класс средней общеобразовательной школы; А.Е. Оксенюк -студенты педагогического вуза). При этом дошкольному возрасту уделяется недостаточно внимания. На наш взгляд, он должен быть определен как наиболее благоприятный для усвоения ребенком основ родной национальной культуры. Последующие возрастные периоды могут служить только развитию и совершенствованию, углублению заложенной базы, расширению представлений воспитанников об особенностях культуры -как родного народа, так и других национальностей (наций).

Изучение же народного декоративно-прикладного искусства не может быть самоцелью (как это выглядит в отдельных программах школ Дагестана, например, - в разработках И.М. Раджабова и Д.Б. Магомедо-ва), поэтому должны быть четко определены цели и место этого вида деятельности и проведен соответствующий отбор методов соответственно возрастным особенностям детей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

• Изучены и обобщены традиции народной педагогики Дагестана в деле художественного воспитания детей. Нами сформулированы следующие принципы, которые лежат в основе этого процесса: организация эстетической средьг, единство трудового и эстетического воспитания; наставничество; кумычество; учет возрастных особенностей детей; коллективный характер воспитания в целом и, в частности - коллективная оценка произведений искусства, плодов труда начинающих мастеров.

• Осуществлен комплексный подход к художественному воспитанию учащихся. Определены место и роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании учащихся начальных классов городских многонациональных школ (в данном исследовании оно рассматривается как средство развития толерантности в межнациональных отношениях и формирования способности детей к художественным суждениям).

• Определены условия формирования потенциала творческой деятельности и развития художественных суждений в области декоративно-прикладного искусства.

• На конкретных примерах из отечественной и мировой педагогической практики показана взаимосвязь между идеологической политикой государства, целями и содержанием процесса художественного воспитания, что позволяет предвидеть перспективы дальнейшего развития системы художественного воспитания.

• Предложены авторские разработки методов диагностики уровня сформированности художественного суждения и развития представлений детей об особенностях национальной культуры.

Практическая значимость состоит в разработке технологии художественного воспитания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства с целью развития толерантности в межнациональных отношениях у учащихся городских многонациональных школ; в апробации и внедрении дидактических материалов в виде программы художественного воспитания, методического аппарата и разработок уроков к ней.

Экспериментальная база исследования. Исследования проводились на базе школ, внешкольных и дошкольных учреждений г. Махачкалы и г. Щекино (Тульской области).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в четыре этапа.

Первый этап (1989 - 1992г.г.) связан с изучением проблемы преподавания основ декоративно-прикладного искусства в условиях многонациональных школ; накоплен теоретический материал и практический опыт, связанный с применением традиционных программ по изобразительному искусству, включением элементов декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.

На втором этапе (1992 - 1994г.г.) разрабатывалась программа организации и проведения эксперимента; определялись уровни развития национального самосознания детей, художественное воспитание которых осуществлялось в Тульской области в различных условиях - по традиционным и альтернативным программам. Проводился качественный анализ полученных результатов.

Третий этап (1994-1998г.г.) - апробация экспериментальной программы в школе № 33 г. Махачкалы.

Четвертый этап (1999-2001г.г.) включал обработку и систематизацию материала, обобщение и литературное оформление исследования.

Достоверность результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, опытно-педагогической проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; обработкой данных, включающей качественные и количественные измерения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация экспериментальной программы проводилась в школе № 33 г. Махачкалы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на межвузовских научно-практических конференциях, на городских, районных научно-практических конференциях и методических объединениях. По теме исследования опубликованы статьи и материалы выступлений: Эстетическое воспитание школьников в процессе изобразительной деятельности. //Проблема совершенствования современного урока по предметам гуманитарного цикла. - М.: НИИ содержания и методов обучения; 1989 - с. 45-47; Изучение произведений декоративно-прикладного искусства и народных традиций в процессе художественного воспитания учащихся младших классов городских многонациональных школ Дагестана. //Херсон: Мин-во народного образования УССР; 1989 - с. 14; Взаимодействие искусств в художественном воспитании и развитии творческого потенциала личности. //Вопросы теории и методики преподавания декоративно-прикладного и изобразительного искусства: Сборник научных статей. - Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет; 1999 - с. 49-51; Общность проблем в изучении основ изобразительного искусства в США и в Дагестане и специфичность подходов к их решению. //Изобразительное искусство в школе. - № 3. - 2001 г.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Махаев, Руслан Абдулкагирович

ВЫВОДЫ:

Художественная культура Дагестана представляет собой уникальное явление. Региональная цельность при многообразии традиций разных народов является благодатной почвой для воспитания подрастающего поколения и развития его творческого потенциала.

Художественное воспитание в младшем школьном возрасте осуществляется особенно эффективно в процессе преподавания народного декоративно-прикладного искусства, поскольку данный возрастной период является сензитивным этому, и именно этот вид искусства может служить основой формирования способности детей к художественному суждению. Положительный воспитательный эффект в значительной степени достигается благодаря близости специфики народного искусства и мышления детей, выраженной в их синкретизме, символизме, образности и «декоративности».

В процессе исследования было выявлено, что изучение народных ремесел проходило эффективнее не на основе копирования образцов, а в тесной взаимосвязи с восприятием и освоением народных традиций, фольклорных произведений «малых форм» и других продуктов народного творчества, мифологических и религиозных верований, то есть народной художественной культуры в ее целостности. Эта задача успешно решается с позиций комплексного подхода к воспитанию и образованию. Использование достижений народной педагогики, например, традиций, сложившихся в художественно-промысловых центрах Дагестана (единства трудового и эстетического воспитания, целенаправленной организации эстетической среды, наставничества, кумычества, коллективного характера воспитания, учета возрастных особенностей детей), позволяет формировать у младших школьников представления о толерантности в межнациональных отношениях.

Таким образом, установлено, что наиболее актуальным моментом при определении содержания художественного воспитания учащихся в начальных классах многонациональных школ, осваивающих декоративно-прикладное искусство, являются региональные художественно-культурные традиции, а также традиции, сложившиеся в других регионах страны и мира. В процессе исследования произошло уточнение гипотезы. Помимо отмеченного выше, развитию понимания других народов и соответственно рационализации межнациональных отношений способствует выявление в произведениях традиционного декоративного искусства близких культовых основ, являющихся ядром национальных культур у разных народов.

Декоративно-прикладное искусство языком символов и метафор позволяет передать богатейший объем информации в сжатой и предельно обобщенной форме, благодаря чему удается сделать доступной для детского понимания сущность основных эстетических принципов (единства функционального предназначения и материала, функционального предназначения и формы, формы и материала, формы и орнамента и проч.). В результате у учащихся формируется способность к художественной оценке изделий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ и обобщение результатов проведенного теоретического и экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы: являясь важнейшей составной частью материальной и духовной культуры общества, овеществленной памятью прошлого, народное декоративно-прикладное искусство стало органичным компонентом программ по художественному воспитанию учащихся. Но оптимальные сроки изучения декоративно-прикладного искусства, его роль и место в процессе художественного воспитания, до сих пор установлены не были. В нашем исследовании показано, что изучение народных промыслов и ремесел способствует, прежде всего, развитию художественных суждений у детей младшего школьного возраста. Но средством присвоения национальной культуры оно служит только при выполнении двух условий: 1) если процесс «приобщения к народной культуре» происходит, с дошкольного возраста; 2) для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо сочетание всех видов народного искусства на комплексной основе.

На наш взгляд, осуществление подобного подхода к художественному воспитанию в процессе изучения основ народного декоративно-прикладного искусства требует специально организованных условий и целенаправленной подготовки специалистов. Безусловно, основой подготовки преподавателя, осуществляющего художественное воспитание младших школьников в многонациональной школе, должен стать курс не только возрастной и педагогической психологии, но и психологии и педагогики художественного творчества - на самом высоком уровне. Оба эти курса должны сопровождаться с обязательным прохождением практикума в детских дошкольных и внешкольных учреждениях.

Специалисты художественного воспитания, работающие с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов, должны изучать морфологию искусств, их взаимосвязь; основы музыкальной и изобразительной грамоты, литературы, ритмики, национальных традиций и искусства разных народов мира, религиоведения, социологии и др. - не такой уж и маленький перечень. Для учителей начальных классов, которые осваивают еще и предметы гуманитарного и естественно-математического циклов с методикой их преподавания, это очень трудная задача.

Особо важное внимание придется уделить организации условий преподавания. Атмосфера школьного кабинета с его расставленными ровными рядами партами и стенами, которые нельзя «портить», завешивая детскими работами, тяжело давит как на учителя, так и на его учеников. Конечно, можно провести работу по оформлению кабинета, организовать праздник. Но упражнения на снятие психологического напряжения в таких условиях провести почти невозможно. В кабинете изобразительного искусства дети не могут двигаться, в физкультурном зале - рисовать. Даже И.П. Волков был вынужден перенести всю творческую работу учащихся на внеурочное время.

Необходима значительная перестройка всей системы художественного воспитания, если мы хотим качественно осуществлять принципы личностного и интегрированного подходов к развитию детей. Особенно это важно для оптимального формирования представлений детей о национальных особенностях культуры и их толерантности в национальном вопросе.

На основе нашего исследования мы можем сформулировать вывод о том, что в районах, где обострены межнациональные, межэтнические и межконфессиональные конфликты, особого внимания требуют программы по художественному и нравственному воспитанию учащихся, в особенности - младшего школьного возраста. Чрезвычайно важно увеличить количество часов на изучение художественной культуры народностей, населяющих эти и близлежащие регионы.

На наш взгляд, в перспективе тема художественного воспитания детей в процессе изучения основ народного декоративно-прикладного искусства могла бы быть развита в следующих направлениях исследований:

• обеспечение преемственности между художественным воспитанием в дошкольном и младшем школьном возрастами; между начальными классами школы и средним звеном массовой общеобразовательной школы (в изучении декоративно-прикладного искусства и курсов «Основы дизайна» и «Мировая художественная культура»);

• разработка интегрированного курса «Искусство» для учащихся 1-4 и 5-6 классов общеобразовательной школы;

• подготовка специалистов для ведения интегрированного курса «искусство».

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Махаев, Руслан Абдулкагирович, 2001 год

1. Абакарова Ф.О. Кубачинский фольклор. Махачкала: Издательство ТОО Радуга, 1996. -217 с.

2. Абдурагимов Г.А., Абдурагимова Д.Г. Лезги и древнейшие цивилизации Передней Азии: История, были, мифы, сказания. М.: Экономика, 1998.-479 е.: ил.

3. Ананьев Б.Г Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.-486 с.

4. Афонькина Ю., Урунтаева Г. Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание. 1993. - № 6. - с. 2 -9.

5. Байрамбеков М.М. , Гаджимурадов С.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Махачкала.: НИИ Педагогики, 1998. - 81 с.

6. Байрамбеков М.М. Содержание и методы обучения основам народного искусства Дагестана в начальной школе.: Автореферат дис. . кандидата пед. наук. М.: 1993.-17 с.

7. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избранные педагогические труды. М.: Советский художник, 1981.-351 с.

8. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.: Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925.-295 е.: ил.

9. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.

10. Ю.Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды горного Дагестана в

11. XIX начале XX века. - Л.: Наука, 1988. - 197 с.

12. П.Вагинова Л.С. Региональные особенности в художественном воспитании младших школьников в процессе освоения художественной культуры саами. : Автореферат дис. . кандидата пед. наук. М.: 1993. -17с.

13. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства.:

14. Очерки. М.: Советский художник, 1963. - 111 с. 1 З.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989. - 270 с. М.Веселова В.В. Американская школа: ценности образования: (19601990 гг.). -М.: Витязь, 1999. - 144 с.

15. Волков Г.Н. Этнопедагогика./Под ред. Проф. И.Т. Огородникова. -Чебоксары.: Чувашкнигоиздат, 1974. 376 с.

16. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1982. 144 с.

17. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников.: Сборник статей. /Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: МГУ, 1962. - 161 с.

18. Вопросы теории и методики преподавания декоративно-прикладного и изобразительного искусства: Сборник научных статей. Махачкала.: Издательство ТОО Радуга, 1999. - 96 с.

19. Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

20. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991. 480 с.

21. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

22. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в начале XIX начале XX в. -М.: Наука, 1985.-389 с.

23. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: МГУ, 1985.-44 с.

24. Гасанова Р.Х. Дагестанский фольклор детям: (Методические рекомендации). - Махачкала.: Юпитер, 1994. - 76 с.

25. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо Психо - Логос. - М.: Изд. группа Прогресс - Культура, 1995. - 480 с.

26. Горский В.А. Состояние технического творчества учащихся в России //Внешкольник, 1997, №1, с. 23-28 .

27. Горяева Н.А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративно-прикладному искусству: Автореферат дис. . кандидата пед. наук. М.: 1991. - 18 с.

28. Гумилев J1.H. От Руси до России. М.: Сварог и К, 1998. - 336 е.: табл.

29. Гумилев J1.H. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М.: Прогресс -Экопрос, 1993.- 575 с.

30. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.-526 с.31 .Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1995. - 288 с.

31. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. Изд. 2-е ML: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.

32. Давыдов В.В., Пушкин В.Н, Пушкина А.Г. Зависимость развития мышления младших школьников от характера обучения. //Вопросы психологии 1973 - №2 - с. 12-18.

33. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544с.

34. Дагестанские народные сказки. М.: Детгиз, 1957. - 136 с.

35. Дагестанские народные сказки. М.: Детская литература, 1991. - 171 с.

36. Денисова Т.Л. Педагогические условия формирования образа в рисунках детей шестого года жизни. Автореферат дис. . кандидата пед. наук. -Самара.: 1997.-24 с.

37. Зуйкова Е.Н. Взаимодействие искусств в истории дошкольной педагогики в России (конец XIX начало XX века).: Автореферат дис. . кандидата пед. наук. - М.: 1996. - 24 с.

38. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Махачкала.: НИИ Педагогики, 1998.-82 с.

39. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя. /Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. 2-е изд., перераб. и доп. -Минск: Нар.асвета, 1992. - 192 с. : ил.

40. Изобразительное искусство в средней школе: Материалы к проведению эксперимента /1972-1980 гг./. Вып. 1/ Под ред. Б.П. Юсова М.: Сектор изобразительного искусства НИИ ХВ АПН СССР. - 1972 г. -287 с.

41. Ильенков Э.В. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991. 464 с.

42. Искусство: Интегрированный курс. 1-9 кл. -М.: Рекорд, 1997.

43. Исследование художественных интересов школьников./Под. ред. Е.В. Квятковского, Ю.У. Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. - 160 с.

44. Как развивать художественное восприятие у школьников./ Г.Н. Куди-на, А.А. Мелик-Пашаев, З.И. Новлянская. М.: Знание, 1988. - 79 е.: ил.

45. Каган М.С. Морфология искусства.: Историко-теоретическое исследования внутреннего строения мира искусств. Части I, II, III. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

46. Кантор А.М О стилях. М.: Советский художник, 1962. - 80с.: ил.

47. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло: к вопросу о природе народного искусства. -М.: Изобразительное искусство, 1977. 120 с.

48. Кергилова Е.Н. Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев. Автореферат дис. .кандидата пед.наук. СПб, 1999- 18 с.

49. Комарова Т. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей. //Дошкольное воспитание. 1995. - № 6. - с. 45 - 49.

50. Коган А.Н. О прикладном искусстве. М.-Л.: Художник РСФСР, 1961

51. Концепция исследований по сравнительной педагогике в СевероКавказском регионе. Пятигорск.: Пятигорский гос. лингв, ин-т, 1998. -12 с.

52. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 е.: ил.

53. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 319 с.

54. Кузьмина М.В. Педагогический анализ социокультурной детерминации предметов гуманитарного цикла в многонациональной аудитории.: Автореферат дис. . кандидата пед. наук. М, 1997. - 23 с.

55. Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей; Максимов М. Не только любовь. М.: Знание, 1990 - 191 с.

56. Лебедева Л.И. Профессиональная подготовка учителя к учебно-воспитательной работе в начальных классах с многонациональным составом учащихся.: Автореферат дис. . кандидата пед. наук. М., 1994. - 15 е.: табл.

57. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64 с.

58. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985.- 175 с.

59. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода: Фрагменты из подготовленной к изд. Кн. «Философия воспитания». //Педагогика. -1994.-№2.-с. 35 -40.

60. Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие древней руси и современность. Л.: Наука, 1971.-121 е.: ил.

61. Лихачев Д.С. Культура русского народа X ХУ11 вв. - М.-Л.: Наука, 1961,- 120 с.

62. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, Б.г., 1992. - 407 е.: ил., цвет. илл.

63. Лихачев Д.С. и др. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. - 295 е.: ил.

64. Лубенко В.В. Как познать истину: Размышления художника о художественном воспитании детей.// Педагогика. 1994. - №2. - с. 27-31.

65. Магомедов А.Г. Город златокузнецов. Махачкала: Издательство ТОО Радуга; 1998. -237 с.

66. Магомедов A.M. Народные художественные традиции в эстетическом воспитании школьников: (На материале Дагестанской АССР).: Автореферат дис. . кандидата пед. наук. Казань, 1985.- 18 с.

67. Магомедов P.M. История Дагестана. Махачкала.: Дагучпедгиз, 1968. -340 с.

68. Магомедов Ш.А. Формирование культуры общения будущего учителя с многонациональным классным коллективом. Автореферат дис. . кандидата пед. наук. М.: 1992. - 16 с.

69. Макарова Е. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-Пресс, 1996.-304 е.: ил.

70. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: педагогика, 1975. 367 с.

71. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М: Знание, 1981.-96 с.

72. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 1988.-428 с.

73. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала.: Дагуч-педгиз, 1986. - 124 с.

74. Михайлова А .Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников.: Пособие для учителей начальных классов. -М.: Просвещение, 1975.-128 с.

75. Музей и школа.: Пособие для учителя./ Е.Г. Ванслова и др. М.: Просвещение, 1985. - 192 с.

76. Недумова М.А. Формирование действенного отношения младших школьников к окружающему миру на занятиях художественным трудом. Дис. . кандидата пед. наук. М.: 1997. - 152 с.: ил.

77. Некрасова М.А, Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 е.: ил.

78. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания.: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1987.-253 с.

79. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Книга 1: Общие основы психологии; Книга 3: Психодиагностика (с элементами математической статистики). М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997; 2000. - 688; 630 с.

80. Нерсисян Л.С. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания школьников.: Дис. . кандидата пед.наук.: Ереван.: 1985. 179 е.: ил.

81. Новицкая М., Соловьева Е. Фольклорная школа: О дошкольной программе «Введение в народоведение». //Дошкольное воспитание. -1993. -№ 9. с. 11 - 18.

82. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля.: Книга для учителя: 1-2 кл. М.: Дрофа, 207 е.: табл

83. Новицкая М.Ю. Детская народная поэзия: Сборник текстов русского детского народного творчества и методические рекомендации к ним. -М.: 1999.-52 с.

84. Основы декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации к таблицам по искусству для начальной школы. Вып. 1. М.: ЗАО Интер-сигнал СП, 1997. - 40 с.

85. Программа воспитания и развития детей в сельском детском саду. -Махачкала.: Дагучпедгиз, 1995. 88 с.

86. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 2001 годы. //Внешкольник: Ежемесячный информационно-методический журнал. - 2000. - № 1 - с. 4 - 23.

87. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 кл. -М.: Просвещение, 1994. 160 с.

88. Пропп В.Я. Собрание трудов: Морфология /Исторические корни волшебной сказки. -М.: Лабиринт, 1998. -512 с.

89. Протопопов Ю.Н. Восприятие произведений живописи старшеклассниками в процессе художественного воспитания.: Автореферат дис. . кандидата пед. наук. М.: 1980. - 23 е.: ил.

90. Психологический словарь./Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 440 е.: ил.

91. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. Махачкала.: Дагестанский гос. пед. ун-т, 1997. - 45 с.

92. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала.: Дагучпедгиз, 1990. - 41с.

93. Рондели Л.Д. Народное декоративное прикладное искусство.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 144 е.: ил.

94. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974. - 246 е.: ил.

95. Савенкова Л.А. Духовное возрождение как феномен культурной жизни региона: Автореферат дис. . кандидата пед. наук. М.: 1993. -17 с.

96. Савенкова Л.Г. и др. «Живой мир искусства»: (Программа полихудожественного развития школьников 1-4 кл.: Для общеобразовательных и спец. школ, лицеев, гимназий и внешк. дет. учреждений) М.: Б.г., 1999.-96 с.

97. Савенкова Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917 1980 гг.): Автореферат дис. . кандидата пед. наук. -М.: 1987.- 17 с.

98. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1969. -295 е.: ил.

99. Система эстетического воспитания школьников. /Под ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 364 с.

100. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986.- 150 с.

101. Скворцов Э.Г. Традиции чувашского народного искусства в художественном образовании школьников. Автореферат дис. . кандидата пед. наук. М.: 1996. - 17 с.

102. Словарь иностранных слов /Под ред. И.В. Левхина и проф. Ф.Н. Петрова. М.: Гос. Изд-во иностранных и национальных словарей, 1954.-856 с.

103. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. -М.: Наука, 1983.-264 с.

104. Созонов В.П. Педагогическая система на основе потребностей человека.// Классный руководитель.: Научно-методический журнал. -М.: 1998. -№3 с. 2-18.

105. Сокольникова Н.М., Шпикалова Т.Я. и др. Искусство: программа интегрированного курса. 1-9 классы. М.: Рекорд, 1997. - 288 с.

106. Стерхова Н.С. Воспитание художественного вкуса у старших дошкольников посредством приобщения к архитектуре. Автореферат дис. . кандидата пед. наук. Екатеринбург, 1999. - 22 с.

107. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея.: От истоков до современности. СП б.: Специальная литература, 1999. - 222 с.

108. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М.: Вост.лит, 1996.

109. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. -М.: МГУ, 1958 616 е.: ил.

110. Троицкий Ю.В. Школа и возрождение национального самосознания. //Воспитание школьников. 1997. № 3. - С. 16-24.

111. Флерина Е.А. Детский рисунок. -М.: Учпедгиз, 1934. 80 с.

112. Фольклор и этнографическая действительность. СПб.: Наука, 1992.-201 с.

113. Фольклор: Проблемы историзма. /Н.П. Андреев и др. М.: Наука, 295 с.

114. Фомина Н.Н. Каждый народ художник: Методические разработки к программе «Изобразительное искусство и художественный труд». 4 кл.: Книга для учителя. - М.: Министерство Народного образования РСФСР. НИИ Школ, 1990. - 156 с.

115. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М.: Акад. худож. СССР, 1962. - 142 е.: ил.

116. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в I классе.: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981 - 191с.: ил.

117. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: Просвещение, 1979. - 192 е.: ил.

118. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства.: Дис. . кандидата пед. наук. -М., 1965. -151 с.

119. Элебесов К.И. Пути повышения эффективности художественного воспитания учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства. Автореферат дис. . кандидата пед. наук М.: 1984, - 16 с.

120. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 219 с.

121. Эренгросс Б.А. По законам красоты. М.: Детгиз, 1961. - 110 е.: ил.

122. Эстетическая культура и эстетическое воспитание.: Книга для учи-теля./Н.И. Киященко, H.JI. Лейзеров, М.С. Каган и др. М.: Просвещение, 1983.-303 с.

123. Эстетическая среда и развитие культуры личности: Межвузовский сборник научных трудов /Институт художеств, образования РАО, Елецкий гос. пед. ин-т. М.: ИХОРАО, Елец: ЕГПИ, 1999. - 226 с.

124. Эстетические категории и формирование гармонического человека: Тезисы докладов науч.конф. (26-28 мая 1983 г.). Петрозаводск: Карел. гос.пед.ин-т, 1983. - 134 с.

125. Эстетическое воспитание в школе: (Вопросы системного подходам/Под ред. Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. - 136 с.

126. Эстетическое развитие ребенка в музейной среде и современные образовательные технологии. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2000. -134 с.

127. Этнопсихологический словарь./Под ред. Волкова Г.Н. М., Институт практической и социальной психологии, 1999. - 376 с.

128. Юсов Б., Кабкова Е., Савенкова Л., Сухова Т. Живой мир искусства.: О проблемах художественного развития дошкольников. //Дошкольное воспитание. 1993. - №6. - с. 35 - 39.

129. Юсов Б.П. Интеграция искусств в полихудожественном развитии.// Педагогика искусства в творческом поиске. М.; Самара.: Исследовательский Центр Эстетического воспитания РАО, 1996, с 52-55.

130. Юсов Б.П. Теория и практика эстетического воспитания в США. //Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1969. -286 е.: ил.

131. Ядрихинская Л.С. Воспитание культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде.: Автореферат дис. . кандидата пед. наук. Якутск, 1998. - 19 с.

132. Billings M.M. Issues & Themes: 2 Approaches to a Multicultural Art Curriculum. 11 Art Education, vol. 48, 1995, No 1, pp. 23-56.

133. Erickson M. A Sequence of Developing Art Historical Understandings: Merging Teaching, Service, Research and Curriculum Development. //Art Education, vol. 48, 1995, No 6, pp. 23-37

134. D'Frene P. Art Therapy and the Sexually Abused Child. //Art Education, vol. 47, 1994, No 6, pp. 6-11

135. Hartfield R., Sousa J. Turning Museum Inside Out. //Art Education, vol. 48, No 5, pp. 25-50.

136. Hayenes Deborah J. Teaching Postmodernism. //Art Education, vol. 48, 1995, No 5, pp. 23-43.

137. Katter E. Multicultural Connections: Craft and Community. //Art Education, vol. 48, 1995, No 1, pp. 8-13

138. Kellman J. Harvey Shows the Way: Narrative in Children's Art. //Art Education, vol. 48, 1995, No 2, pp. 18-22

139. Lewis A.C. School Resegregation. //The Education Digest, 1994 Feb., p. 58-59

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.