Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ: на примере школ Башкортостана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Муллакаева, Ирина Рамилевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Муллакаева, Ирина Рамилевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ? ТРАДИЦИОННОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.
§1.Народное искусство Башкортостана неотъемлемая часть национальной художественной культуры.
§2. Методологические основы понимания национальной орнаментальной композиции в декоративно-прикладном искусстве.
§3. Содержание и методы обучения основам орнаментальной ком позиции в начальной школе.
ГЛАВА И. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ (ОРНАМЕНТ).
§1. Констатирующий эксперимент.
§2.Поисковый эксперимент.
§3.Обучающий эксперимент.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста: на примере использования орнаменталистики2008 год, кандидат педагогических наук Буркитбаев, Талгат Сагындыкович
Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства: На материале Республики Дагестан2002 год, кандидат педагогических наук Рамазанова, Эльмира Алиевна
Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан1998 год, доктор педагогических наук Раджабов, Исмаил Магомедович
Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства2000 год, кандидат педагогических наук Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич
Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.)1984 год, кандидат педагогических наук Савенкова, Любовь Григорьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ: на примере школ Башкортостана»
Проблема исследования и ее актуальность
Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимую специфику. Именно в этом заключен его могучий творческий потенциал, тут мы можем обнаружить богатейшее разнообразие форм, которое может воспроизводить духовно свободный человек. В свое время известный русский философ И.А.Ильин говорил, что Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету - через сочетание и примирение трех основ, а точнее - трех законов духа: свободы, любви и предметности.
Наша культура на современном этапе ее развития представляет сложную и широко разветвленную систему духовных и эстетических ценностей, основанную на идейном единстве и теснейшем творческом взаимодействии всех культур братских народов и включающую в себя все многообразие видов и жанров искусства. В процессе культурного строительства средняя школа, в частности ее начальное звено, пытаются использовать весь арсенал многонациональной культуры, лучшие демократические традиции художественного наследия, высшие достижения мастеров современного прогрессивного и народного искусства.
Разнообразие культур многонационального Башкортостана представляет собой огромное духовное богатство. Каждый, населяющий республику народ со своими оригинальными обычаями, верованиями, традициями и языком не только украшает Башкортостан, но и обогащает историю и культуру России. Народы Башкортостана создали свою самобытную материальную культуру, которая до сих пор является неисчерпаемым источником для многих сфер жизни, и конечно, в первую очередь, для воспитания, подрастающего поколения. Произведения народного искусства испокон веков отличаются изяществом и красотой з форм, богатством красок, мастерством художественного исполнения. Башкиры бережно относятся к своей культуре, обычаям и традициям. Особенно заметно это проявляется в сохранении и передаче подрастающему поколению лучших традиций, веками сложившихся в таких видах декоративно-прикладного искусства, как ковроткачество, вышивка, керамика, художественная обработка кожи, резьба по дереву и камню и т.д.
Проблема использования отечественного изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе и в вузах Башкортостана остается явно недостаточно исследованной. Особенно мало работ, освещающих эту проблему, касается начальной школы, где на сегодняшний день главной задачей остается методика проведения уроков с использованием произведений декоративно-прикладного искусства. Представляется важным определить форму и содержание уроков изобразительного искусства с привлечением декоративно-прикладного искусства Башкортостана, предложить пути рационального использования народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом становлении младших школьников, в трудовом и патриотическом воспитании учащихся различных типов школ.
В вузах Республики Башкортостан изучению искусства придается серьезное значение со дня организации высших учебных заведений, а точнее — с 30-х годов XX века. Связанные с искусством и эстетикой вопросы в институтах и университетах республики являются составной частью учебной программы по истории и философии. На факультетах педагогики и методики преподавания в начальной школе предусмотрены специальные предметы по изучению изобразительного и декоративно-прикладного искусства Башкортостана. Поскольку внедрение новых технологий обучения обусловливает разработку элективных курсов, предлагаем тему и содержание такого предмета, который ориентирован на овладение методикой проведения уроков изобразительного искусства с использованием основы всех без исключения видов декоративно-прикладного искусства — орнаменталистики.
Проблема данного исследования - выявление общеобразовательной функции национального орнамента и на основании этого разработка содержания и методов обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.
Актуальность проблемы заключается в учете специфики начального этапа обучения школьников как наиболее важного в развитии целого спектра художественных способностей: художественно-образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, эмоционального отношения к действительности, сенсомоторные качества детей. В этой связи можно с полной уверенностью констатировать, что в данное время на младшей ступени среднего образования не в полной мере реализован имеющийся потенциал национального декоративно-прикладного искусства. Не смотря на существующие методики (подробнее о них речь идет в данном исследовании ниже), открытой остается тематика, связанная с глубоким изучением национального образного строя, компонентом которого является орнамент. Общеобразовательная функция народного искусства затрагивает, таким образом, общие социокультурные принципы развития, которые должны быть раскрыты в форме и содержании образовательного процесса. Недостаточная разработанность существующей проблемы определила тему и актуальность диссертационного исследования: «Общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам ДПИ».
В связи с этим, обозначилась и стратегия исследования: комплексное изучение возможностей повышения качества преподавания основ декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе.
Теоретическое положение разрабатываемой темы базируется на фундаментальных трудах отечественных ученых: в области исследования народной культуры как важнейшего воспитательного средства (М.А.Некрасова, Г.Я.Шпикалова, Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, А.П.Усова, Е.А.Флорина, Л.А.Ивахнова); в области психологии изобразительной деятельности (Р.Арнхейм, Н.Н.Волков, В.П.Зинченко, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, Б.Ф.Ломов, Г.Б.Смирнов, П.М.Якобсон); в области педагогики и методики преподавания изобразительного искусства (Н.Н.Анисимов, Е.В.Шорохов, С.Е.Игнатьев, О.И.Галкина, Н.Н.Ростовцев,
Н.М.Сокольникова).
Объект исследования - учебный процесс обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - содержание и методы обучения основам национальной орнаментики в начальной школе с учетом ее общеобразовательной функции.
На основании изучения научных публикаций, анализа педагогического опыта, а также констатирующего эксперимента автором диссертации выдвинута следующая гипотеза: эффективность обучения декоративно-прикладному искусству в младших классах повысится, если:
• выявить и методологически обосновать роль общеобразовательной функции национального орнаментального строя;
• активизировать уровень художественно-образного мышления учащихся младших классов путем оптимального сочетания изучения национального орнаментального строя и условного языка декоративно-прикладного искусства;
• в процессе обучения орнаменту включить методику обобщения и стилизации реальных природных форм в декоративные.
Цель исследования - разработать форму подачи материала, содержание и методы, способствующие совершенствованию обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства. Задачи исследования:
• изучить и теоретически проанализировать данные философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
• разработать методологические основы обучения' национальной орнаментики;
• выявить общеобразовательную функцию орнамента, связав ее с блоком предметов общеобразовательного цикла;
• разработать и обосновать систему специальных упражнений, связанных со спецификой декоративно-прикладного искусства и способствующих развитию художественно-творческих, способностей детей;
• разработать критерии оценки* знаний, умений и навыков в тех областях декоративно-прикладного творчества, где используются орнаментальные мотивы;
• экспериментально- проверить содержание и методику обучения учащихся младших классов основам ДНИ.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:
• изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
• анализ и изучение педагогического процесса;
• метод педагогического эксперимента;
• педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся младших классов в учебном процессе;
• анкетирование учащихся младших классов и учителей изобразительного искусства (ИЗО);
• анализ работ учащихся младших классов;
• математические методы обработки результатов исследования. Теоретической основой и методологической базой исследования послужили труды ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведения; достижения современной педагогической науки, раскрывающие деятельно-творческий подход к образованию; основные положения программы развития среднего образования (изложенные в Государственном образовательном стандарте), ряд вопросов, примыкающих 7 к практическому воплощению достигнутого в сфере изысканий по исследуемой проблеме.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2003—2004 гг.): изучение и обработка материалов по проблеме исследования, определение цели, объекта и предмета исследования; формулировка гипотезы, определение содержания теоретической части.
Второй этап (2004—2005 гг.): теоретическое исследование и экспериментальная проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся по основам национальной орнаментики в декоративно-прикладном искусстве; разработка наиболее эффективных методов, специальных упражнений и заданий для совершенствования обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства.
Третий этап (2006—2008 гг.): апробация и внедрение экспериментальной методики обучения учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства; сравнительный анализ результатов исследований, корректировка тематики диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• аналитическим методом выявлена общеобразовательная функция орнамента, на основе чего разработана система специальных упражнений и заданий для учащихся младших классов способствующая развитию их художественно-творческих способностей;
• разработана учебно-методическая система, включающая содержание и методы обучения учащихся младших классов основам ДНИ;
• выявлены основные приемы и средства условного языка декоративно-прикладного искусства, адаптированные для учащихся младших классов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
• решена существенная научно-педагогическая задача, имеющая социально-культурное значение, а именно — исследована общеобразовательная функция орнамента в обучении учащихся младших классов основам декоративно-прикладного искусства на примере школ Башкортостана;
• материал исследования в целом отражает общую тенденцию на развитие эстетической культуры детей младшего школьного возраста, что вызвано необходимостью доминирующей установки на закрепление и сохранение этнокультурных традиций в сфере среднего образования, актуализацию развивающего потенциала народного искусства.
Практическая значимость результатов исследования определяется:
• направленностью на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства башкирского народа;
• необходимостью обеспечения обучения целостным программно-методическим обеспечением.
В настоящее время результаты данного исследования используются в практике работы школьных учреждений Башкортостана. По его материалам подготовлены методические рекомендации к проведению уроков с использованием произведений декоративно-прикладного искусства. Новизна результатов научного исследования позволяет расширить круг вопросов для дальнейших исследований как в отношении творчества в области декоративно-прикладного искусства, так и в специальной и профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.
Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены:
• широким привлечением материала из области разных научных дисциплин (философии, истории культуры, этнологии, искусствознания, психологии, педагогики и др.);
• многообразием исследовательских методов;
• сочетанием полевого изучения этнокультурных артефактов с экспериментальным анализом проблемы;
• математической обработкой данных, позволяющей доказать аргументированность и достоверность выводов исследования.
На защиту выносятся следующие положения, утверждающие что:
1. Выявление общеобразовательной функции национального орнаментального строя служит исходным условием педагогически эффективного приобщения к национальной культурной традиции.
2. Национальное декоративно-прикладное искусство может быть положено в основу развивающей модели обучения и воспитания, этнокультурная специфика которой не только не отрицает, но и дает возможность наполнить его новыми смыслами.
3. Смысловой образ окружающего мира, освоение которого протекает в ходе развития сознания, является в младшем школьном возрасте одним из средств его формирования и национальное декоративно-прикладное искусство, с присущим ему орнаментальным строем, является неотъемлемой частью этого формирования.
4. Реализация образовательных задач, содержание которых определяется этнокультурными аспектами, требует поэтапного приобщения детей к национальному декоративно-прикладному искусству, важнейшими ступенями этого восхождения являются младшие классы средней школы.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводилась на базе общеобразовательных школ городов Уфы, Стерлитамака, Ишимбая в процессе опытной работы. Кроме того, на республиканских и межрегиональных научно-практических конференциях и семинарах, посвященных проблемам организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах различных типов школ, автор диссертации неоднократно выступала с докладами и сообщениями.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. По ходу изложения текста дается ряд рисунков, графиков и таблицы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству: На материале искусства народов Дагестана2001 год, доктор педагогических наук Байрамбеков, Марат Мирзоевич
Педагогические условия формирования творческих способностей учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы: На материале народного декоративно-прикладного искусства2004 год, кандидат педагогических наук Тимофеева, Людмила Александровна
Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана1999 год, кандидат педагогических наук Магомедов, Давди Бадавиевич
Развитие художественно-творческих способностей студентов средствами орнамента: на примере занятий декоративно-прикладным искусством в системе художественно-графических факультетов педагогических вузов2010 год, кандидат педагогических наук Ягупова, Татьяна Александровна
Художественное воспитание младших школьников в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства: В городских многонациональных школах Дагестана2001 год, кандидат педагогических наук Махаев, Руслан Абдулкагирович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Муллакаева, Ирина Рамилевна
Выводы исследования
1. Изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования позволил разработать методические основы обучения национальной орнаментики. Опорными работами в этом плане послужили фундаментальные труды отечественных ученых в области исследования народной культуры: Н.А.Некрасовой, Г.Я.Шпикаловой, Г.Г.Григорьева, П.С.Комаровой; в области школьной методики - Э.Э.Пурик, Н.Э.Ахмадуллиной, А.В.Молчевой, З.Х.Мурадовой, Л.Н.Неретиной. Используемая ими методология сочетала в себе эмпирическое исследование и теоретический анализ, в некоторых случаях использовался метод возрастных срезов.
2. Общеобразовательная функция орнамента и декоративно-прикладного искусства в целом реализуется в процессе декоративно-прикладного творчества, где ребенок преобразует обыденную действительность по веками сложившимся канонам. Таким образом, он адекватнее и глубже постигает реальный порядок вещей и устройство того мира, который его окружает.
3. Декоративно-прикладное искусство содержит в себе мощный общеобразовательный потенциал; последний имеет выходы как в гуманитарный блок знаний, так и в сферу знаний, связанных с естественными науками. Автором диссертации разработана система упражнений, отражающих специфику декоративно-прикладного искусства и способствующих развитию художественно-творческих способностей детей. С целью развития воображения в младшем школьном возрасте могут быть использованы такие методики, как «набросок вербальной фантазии», а для закрепления основ орнаментального строя - методика графического (линейного) построения ленточного орнамента и методика орнаментального декорирования предметов верхней одежды.
4. Общеобразовательная функция орнамента, в соотношении с предметами общеобразовательного цикла, выражена в следующих показателях (критериях): способность обобщать учебный материал и логически мыслить — математика; способность ориентации в пространстве и на местности—наблюдательность; способность дать устное описание состояния предметов окружающего мира (природоведение, краеведение); способности понятийно мыслить, представлять то или иное понятие и адекватно выражать его словесно- родной язык.
5. Общий вектор развития способностей к художественному и декоративно-прикладному творчеству задается единством эстетического и трудового воспитания. При этом сам процесс художественного творчества становится для ребенка свободным и ответственным трудом, приносящим как индивидуально, так и социально значимые результаты.
6. Разработанная и научно обоснованная комплексная система преподавания основ декоративно-прикладного искусства в младших классах средней школы должна быть взаимосвязана как с дошкольными, так и специализированными художественно-образовательными учреждениями, поскольку это непрерывное звено единой художественно-образовательной цепи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленные в настоящем исследовании материалы дают основание рассматривать декоративно-прикладное искусство как предмет, наделенный общеобразовательной функцией. При этом смысловая нагрузка в процессе обучения учащихся основам декоративно-прикладного искусства принадлежит национальному орнаментальному строю. Отсюда проистекают и его этно-культурные формы. Посредством декоративно-прикладного искусства ребенок открывает для себя исторически заданный образ мира, семантика и формы которого не пребывают в замкнутости, а остаются открытыми, что в свою очередь дает широкие возможности реализовываться творческому потенциалу ребенка. Последнее является условием полноценного личностного роста ребенка.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Муллакаева, Ирина Рамилевна, 2008 год
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 186 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392с.
3. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. - 286 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. - 262 с.
5. Башкирское народное творчество (многотомник на русском языке). Эпос. Уфа, 1987.-324 с.
6. Башкирский народный эпос. М., 1977. 186 с.
7. Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985. 212 с.
8. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. - 244 с.
9. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений М .: Просвещение, 1954. -Т .4- 160 с.
10. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971.-328 с.
11. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства М.: Искусство, 1971.-544 с.
12. Бородай Ю.М. Миф и культура // Опыты. М .: Политиздат, 1990. -С.138-155.
13. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1981.- 282с.
14. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 344 с.
15. Бромлей Ю.В. Подольный Р.И. Человечеств — это народы. —М.: Мысль, 1990.-391 с.
16. Бурыкин А. Этнография, искусство, образование // Сов. этнография. -1998. С.175-180.
17. Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве 10 20 в. в. - М.: Советский художник, 1974. - 294 с.
18. Видонова Е. С. Ткани и шитьё XIV в.из раскопок в Болгарах. Краткие сообщения института истории минеральной культуры. 1947. 186 с.
19. Воробьёв Н. И. Некоторые данные о технике орнаментации тканей у казанских татар. Казань,1930. 68 с.
20. Воронов В. С. Крестьянское искусство и кустарная промышленность// Вести промысловой кооперации. 1927. №9/14.
21. Воронов В. С. О крестьянском искусстве (избранные труды) М.: Советский художник, 1972. - 350 с.
22. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие/ Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Покровской-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАСДОС, 2000.-272 с.
23. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
24. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка //Собр. соч.: В 6-ти тт. Научное насл-во: под. ред. М.Г.Ярошевского. -М., 1984. Т. 6. С. 6-90.
25. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте /Хрестоматия по психологии. М.,1987. - 228 с.
26. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
27. Галин С. А. Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса / С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, P.A. Кузбекова, JI.H. Попова. — Уфа: Китап, 2003. 264 е.: ил.
28. Гачев Г. Национальные образы мира: Космо-психологос. — М.: Прогресс -Культура, 1995. 355 с.
29. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? М.: Галарт, 1998. - 146 с.
30. Герчук Ю. П. Что такое орнамент //Декоративное искусство. 1978. -№1 - С.29-31.
31. Городецкая С. В. Изучение орнаментов народов мира как средство активизации творческой деятельности // Культура искусство - школа. - М.: РИЦМГОПУ, 1999.-С. 118-119.
32. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: 5 кл.: методическое пособие. / H.A. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 109с.: ил.
33. Горяева Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / H.A. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
34. Данилов А. А. Воспитательный потенциал народного искусства // Советская педагогика. 1989, №3. - С. 33.
35. Дидактика средней школы. /Под ред. М.А.Данилова и М.Н. Скаткина, М., 1975.-216 с.
36. Дмитриева Н. Н. Эстетическое воспитание. М.,1973. 164 с.
37. Дьяченко В. Ю. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко, О.В. Гузенко, И.А.
38. Ералин К., Халлатов X. Изобразительное искусство Казахстана и Средней Азии в системе подготовки будущих учителей. М.: Прометей, 1991.-55 с.
39. Зелина Е. Л. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 кл.: Таблицы с методическими рекомендациями / Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова и др. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.-78 с.
40. Зинченко Н. А. Иллюстрирование финно-угорских мифов и легенд для 5-6 классов: учебно-метод. Пособие / Н. А. Зинченко. Сыктывкар: Изд-во Коми пед. Ин-та, 2006. - 112 с. : ил.
41. Зинченко Н. А. Традиционный орнамент как творческий поиск на уроках декоративного рисования в школе: Мат-лы докладов XV Коми респ. Молодежной конф.: В 2-х т. Сыктывкар, 2004 T. I. - 380 с.
42. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. М.: Жизнь и мысль, 2001.-350 с.
43. Кабакова Меллер Е. Н. О роли наглядного материала в процессах абстракции и освобождения у школьников // Вопросы психологии. - 1955. №2-С. 65-71.
44. Киреев. А. Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970. -212 с.
45. Ключевская Э. В. Основы изобразительного искусства и орнамента. -М.: Наука, 1968.-207 с.
46. Ковалев А. А. Абстрактная форма как ассоциативный источник реалистической композиции // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 6. -М.: МГПУ, 2005. С. 110-118.
47. Ковалев А. А. Использование связей абстрактного с конкретным на поисковом этапе художественно-композиционной деятельности //
48. Декоративно-прикладное искусство в педагогическом вузе и в учреждениях дополнительного образования. М.: Прометей, 2005. - С. 138-139.
49. Ковалев А. А. Философия изобразительного искусства: Программа спецкурса для студентов. Прометей, 2002. - 24 с.
50. Ковалев А. А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией: Монография. — М.: Прометей МГУ, 2005.- 120 с.
51. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. -М., 1981. -144 с.
52. Кудрявцев В. Т., Урмурзина Б. Г. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура. М.: AHO «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева» Актобе: Актюбинск, гос. ун-т. им. К.Жубанова, 2002. — 150 с.
53. Кузеев Р. Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979. 186 с.
54. Кузеев Р. Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа,1957.- 86с
55. Кузеев Р. Г. Башкирские шежере. Уфа, 1960. — 68 с.
56. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав история расселения. М., 1974. — 80 с.
57. Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. 124 с.
58. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.,1997. -212 с.
59. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., 1972. - 270 с.
60. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М., 1984. - 320 с.
61. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М., 1977.-207 с.
62. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина. 11-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 110, 2. е.: ил.
63. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина. 11-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2008. - 111, 1. е.: ил.
64. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977. 246 с.
65. Культура Башкоркостана. Учебник для 8 класса/ С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова, JI. Н. Попова. Уфа: Китап, 2003. -264с.
66. Кцоева Г. У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. - С. 225 - 231.
67. Ладыкин Л. А. Образы народного искусства. М.: Знание, 1983. - 48 с.
68. Лихачев Д.С. Деревенская культура и современность// Декоративное искусство СССР С . 14-18.
69. Мажитов Н. А. Тайны древнего Урала. Уфа, 1973. 268 с.
70. Маргулан А. X. Казахское народное прикладное искусство.// В 3 томах. — Алма-Ата, 1986 г.
71. Масленникова Т. А. Башкирское жилище как архитектурно-художественный ансамбль.// Ленинские чтения по итогам научно-исследовательской работы за 1990 г./ Тезисы докладов, часть II. М.,1991— 121 с.
72. Масленникова Т.А. Влияние природно-климатических и исторических условий на формирование башкирского народного жилища. М., 1991. - 16 с. -Деп. В ИНИОН АН СССР № 45054 от 24 июля 1991 г.
73. Масленникова Т.А. К вопросу об эстетическом освоении башкирского народного искусства// Теория и методика преподавания спецдисциплин на ХГФ пединститутов/ Межвузовский сборник научных трудов. Уфа. 1990. - С.85-91.
74. Малик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников// Вопросы психологии. 1989, № 1. - С. 15-23.
75. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981ю - 95 с.
76. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана дошкольникам (на русском и башкирском языках). - Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995. - 112 е.: ил.
77. Молчаева А. В. «Башкирская мозаика» (настольные игры с использованием элементов башкирского декоративного искусства вподготовительных группах детских садов и первых классах общеобразовательных школ), -изд. 1-е.-Уфа: «Китап», 1995.-256с.
78. Мурадова 3. X. Ознакомление школьников с национальным изобразительным искусством// Формирование мировоззрения школьников в процессе эстетического воспитания: Материалы симпозиума, — М., 1971. — С.165-167.
79. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 268 с.
80. Муллакаева И. Р. Эффективное средство эстетического воспитания.//Учитель Башкоркостана. Научно-педагогический и методический ежемесячный журнал. №З.Уфа.С.41-42
81. Муллакаева И. Р. Методические основы понимания башкирской национальной орнаментальной композиции в декоративно-прикладном искусстве.//Сборник научных статей. Приложение к журналу «ОБРАЗОВАНИЕ-НАУКА-ТВОРЧЕСТВО» Адыгейской (Черкесской)
82. Международной Академии наукЛб-й выпуск. Нальчик-Армавир 2008.-С.60-74.
83. Налибаев А. Методическое пособие для школ. Резьба по дереву. -Алма-Ата, 1994 г.
84. Наурызбай Ж. Ж. Этнокультурное образование. Алматы, 1997. - 152с.
85. Народное творчество башкир (сб. ст.). Уфа, 1976.
86. Некрасова М. А. Народное искусство как тип художественного творчества // Искусство. 1991. № 14. — С. 8-14
87. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983.-344 с.
88. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987.
89. Неменский Б. М. Основы художественного ремесла: Русские худож. лаки Резьба по дереву и др.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков. -М.: Просвещение, 1979.
90. Неменский Б. М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 1994.
91. Неретина Л. В. Изучение башкирского орнамента младшими школьниками на уроках ИЗО и трудового обучения. Межв. Сб. посвященный 60-летию института. Магнитогорск, 1992, с. 92-97
92. Неретина Л. В. К вопросу формирования творческой педагогической деятельности студентов в процессе изучения башкирского орнамента. Тезисы. / Сб. Матер. Республ. Семинара-совещания педвузов России. Шуя, 1992. С.92-93.
93. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору: 1 кл.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-224с.
94. Неретина Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство на занятиях методики преподавания изобразительного искусства и трудовогообучения. Методические указания для студентов педфака. Магнитогорск,1992.-36 с.
95. Неретина JI. В. Развитие творческой активности студентов средствами народного и декоративно-прикладного искусства. / На материале народного искусства Башкортостана / Спецкурс для студентов педфака /. Магнитогорск,1993.-26 с.
96. Неретина JI. В. Развитие творческих способностей младших школьников средствами народного творчества Башкирии. Тезисы. Конференция по итогам научно-исследовательской и научно-методической работы. Магнитогорск, 1991. - с.40-41
97. Нешумова Б. В., Щедрина Е.Д. Основы декоративного искусства в школе / под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981.
98. Основы декоративного искусства в школе/ Учебное пособие для студентов ХГФ педагогических институтов. Под. Ред. Нешумова Б. В./ М.: Просвещение, 1981.- 175 е., ил.
99. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I-IV кл. / Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. -М.: Просвещение, 1992.
100. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция. 1-11 кл. (для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла). -М.: Просвещение, 1995.
101. Пронина Н. А. Декоративное искусство в Академии художеств (из истории русской художественной школы XVIII — пер. пол XIX в.) М.: Изобразительное искусство, 1983. - 400 с.
102. Пурик Э. Э., Ахадуллина Н. Э. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений РБ/Под ред. Пурик Э.Э. -Уфа:Китап, 2003.-216 с.
103. Пурик Э. Э. Ахадуллина Н. Э. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 1-2 классов общеобразовательных учреждений./Под ред. Пурик Э.Э. Уфа:Китап,2002.-208с.
104. Пурик Э. Э. Ахадуллина Н. Э. Изобразительное искусство: Программа для 1-8 классов средних общеобразовательных учреждений/Сост. Пурик Э.Э. Ахадуллина Н.Э. /под ред. Пурик Э.Э.- Уфа, 1999.-56с.
105. Рахматулин У. X. Население Башкирии в XVII XVIII вв. М., 1988.
106. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: Просвещение, 1980.
107. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1974.
108. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. -Уфа:Китап,2006.-376с.
109. Руденко С. И. Башкиры: Опыт этнологической монографии. Ч.2.Бут башкир// Зап. Русского географического общества по отд-нию этнографии. Л., 1925. Т. 43. Вып. 2. 330 с.
110. Руденко С. И. Скифская проблема и алтайские находки// Изв. Академии наук. Серия ист. и филос. 1944. Т. 1. №6 С. 266-275
111. Рыбаков Б. А. Микрокосм в Макрокосме народного искусства // декоративное искусство СССР. 1975ю -№1. 30-53 С.
112. Рылова JI. Б. Изобразительное искусство в школе :дидактика и методика. Ижевск, 1992. 164 с.
113. Рязанцева И. М. Общеобразовательная функция орнамента в подготовке учителя изобразительного искусства: Автореф. дис. канд. педагог, наук. М., 1994. - 16 с.
114. Сакулина Н.П. Национальное искусство и детское творчество.// Дошкольное воспитание. 1965. № 5. С. 11-12.
115. Савенкова Л.Г. Воспитание средствами декоративно-прикладного искусства// Советская педагогика. 1986, №11. с. 73-77.
116. Салахов М.Ш. Наглядное пособие по изобразительному искусству и художественному труду (1 класс). Комментарий для учителя. М., АО «Международный дом сотрудничества», 1997. - 24 с.
117. Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. М.-Л., Academia. 1934.- 168с.
118. Соколов Д. Н. О башкирских тамгах. Оренбург, 1904
119. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. - Л.: Аврора, 1972. — 128 с.
120. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпох. - Л.: Аврора, 1972. - 89 с.
121. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 е., 12 л. ил.: ил.
122. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл.: В 4 ч. Обнинск: Титул, 1996. — 4.1. Основы рисунка; Ч. 2. Основы живописи; Ч. 3. Основы композиции; Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов.
123. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Тетрадь творческих заданий для 1 кл.: В 3 ч. М.: ООО «Изд-во ACT-ЛТД», 1998. - 214с.
124. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. -М.: Прометей. 1993.- 186 с.
125. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Шитьё, вышивка, кружева. СПБ., 1872.
126. Ушинский К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании? // Дошкольное воспитание. 1993. № 3. С. 58-61.
127. Ураксин З.Г. Русско-башкирский фразеологический словарь. М., 1989.
128. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956. - 344 с.
129. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. -325 с.
130. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
131. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа, 1973.- 146 с.
132. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 214 с.
133. Хисамитдинова Ф.Г. и др. Родной Башкортостан. Уфа, 1992. — 295 с.
134. Хозяйство и культура башкир в XIX XX вв. (Сб. ст.). М., 1979. -232 с.
135. Художники советской Башкирии. Справочник. Уфа, 1979.
136. Чекалов А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства.- М.: Изд. АХСССР, 1962. 67 с.
137. Чепелев В.М. Об искусстве казахского народа (Орнаментика). — М., 1936 г.- 153 с.
138. Шакурова Р.З. По следам географических названий. Уфа, 1986. 120 с.
139. Шаяхметова Р. Путешествие в страну, где живут «умные знаки» /Учитель Башкортостана. Ежемесячный научно-педагогический и методический журнал. Выпуск 857. Уфа, 2007. С 29-31.
140. Швецова, Г.А. Мирошниченко. Волгоград: Учитель, 2007. — 271 с.
141. Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984. -260 с.
142. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). Уфа: Китап, 2006. - 200 е.: ил.
143. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1977. -224 с.
144. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования (пособия для учителей) М.: Просвещение, 1979. - 191 с.
145. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 кл. — М.: Просвещение, 1981. 164 с.
146. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 кл. М.: Просвещение, 1984. - 182 с.
147. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 кл. М.: Просвещение, 1985. - 140 с.
148. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.,1974. 168 с.
149. Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика// Сб. статей. -М.: Педагогика, 1990. 148с.
150. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972.
151. Юнг К. Г.Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991. 304 с.
152. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: От тамги до авангарда. Уфа: Китап, 2006. - 224 е.: ил.
153. Янбухтина А.Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа: Китап, 1993.132 с.
154. Янбухтина А.Г. Башкирский тамбур // Декоративное искусство СССР. 1973. №2. С. 47-49.
155. Янбухтина А.Г. К вопросу методологии изучения и анализа народного искусства // Советское искусствознание 76. М., 1977. Вып. 2. С. 249-257.
156. Янбухтина А.Г. К вопросу методологии изучения и анализа народного искусства // Критерии и суждения в искусствознании. М., 1986. С. 294 301.
157. Янбухтина А.Г. Родовая память и современное искусство Башкортостана// Вестник АН РБ. 1996. Т. 1. № 3-4. С. 48-54.
158. Янбухтина А. Г. Декоративно-прикладное искусство Башкортостана// Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996. С. 70-72.
159. Янбухтина А. Г. Современный башкирский палас // Ватандаш. 1999. № 8. С. 63-71.
160. Янбухтина А.Г. К вопросам развития народного искусства и художественных промыслов Башкортостана // Вестник Уфимского технологического института сервиса (УТИС). Уфа, 2001. С. 141-148.
161. Ячменёва В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -184 е., 8с. ил.: ил. - (Б-ка учителя изобразительной деятельности)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.