Художественное пространство и время в произведениях П. А. Егорова и В. Н. Захарова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Урукова, Любовь Алексеевна

  • Урукова, Любовь Алексеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 173
Урукова, Любовь Алексеевна. Художественное пространство и время в произведениях П. А. Егорова и В. Н. Захарова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Чебоксары. 2003. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Урукова, Любовь Алексеевна

Введение

Глава 1. Основные этапы развития русскоязычной литературы Чувашской республики в 1920-1990-е годы.

1.1. История развития русскоязычной литературы Чувашии и вопросы ее теоретического изучения (1920-1990-е гг.)

1.2. Творчество русскоязычных писателей П.А. Егорова и В.Н. Захарова как отражение художественного мира чувашской и русской прозы.

Глава 2. Типология художественного пространства и времени в произведениях Егорова и Захарова.

2.1. Бытовой и бытийный хронотоп

2.2. Роль художественно-речевых средств с пространственным и временным значением в характеристике героев.

Глава 3. Роль бинарных оппозиций в формировании пространственно-временной структуры текстов.

3.1. Пространственные оппозиции и их соотношения

3.2. Временные оппозиции и их соотношения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное пространство и время в произведениях П. А. Егорова и В. Н. Захарова»

Одной из особенностей литературного процесса в Чувашии является развитие литературы на двух языках - чувашском и русском.

Двуязычие в литературе Чувашии по-своему в определенной степени влияет на общественную и культурную жизнь республики в целом и отражает повсеместный процесс взаимовлияния литератур разных народов в нашей стране, которое происходит постоянно. «Десятки больших и малых литератур живут, движутся и развиваются одновременно, в полном смысле взаимодействуя друг с другом» [127.С.259]. «Если рассматривать развитие литературы по принципу «чистокровности», - отмечает Ю.Б. Борев, - потери ее будут невосполнимы» [29. С.117].

Поэтому вопросы «своенародных», то есть присущих определенному народу, и национальных литературных основ, вопросы взаимодействия национальных литератур и национального многообразия отечественной литературы постоянно находятся в центре внимания многих ученых. Литературный критик А.П. Хузангай утверждает: «Надо осознавать себя в контексте многих культур, пути которых непредсказуемо могут пересечься» [153. С. 55].

Это и понятно. В наше время, как никогда ранее, взаимообмен духовными ценностями на базе тесных динамических экономических, социальных, политических, культурных связей становится важнейшим фактором, движущим и развитие литературы.

Актуальность исследования. Надо сказать, что если вопросы национально-культурных отношений русских и чувашей были и являются предметом особого внимания литературоведов, однако вопросы русско-национальной литературы в общем литературном процессе Чувашии остаются вне научных исследований. В печати также уделяется некоторое внимание освещению вопросов взаимосвязей чувашских писателей с русскими литераторами, приезжавшими из столицы и других областей нашей страны, но интересующий нас вопрос содружества чувашских и местных русских авторов также выпадает из поля зрения критиков.

Вместе с тем русскоязычная литература республики является неразрывной частью национальной литературы. Творчество писателей осуществляется на одной территории, в нем отражаются сложные процессы литературного взаимовлияния, «национального мировосприятия и национальный стиль» [39.С.119], что делает их произведения интересными как для русского, так и для чувашского читателя, и не считаться с этим просто нельзя. Феномен русско-национальной литературы в целом малоизучен и малопонят. Все же мы являемся свидетелями того факта, что национальные художники слова создали и продолжают создавать свои замечательные творения на русском языке. Это киргиз Чингиз Айтматов, белорусы Василий Быков и Алесь Адамович, молдаванин Ион Друцэ, узбек Тимур Пулатов, азербайджанцы Чингиз Гусейнов, Максуд и Рустам Ибрагимбековы, таджик Тимур Зульфикаров, грузин Чабуа Амирджиби, украинец Виталий Коротич, казах Олжас Сулейменов, абхаз Фазиль Искандер, армянин Леонид Гурунц, чукча Юрий Рэтхэу и др.

И это далеко не полный список авторов, создавших художественные творения на русском языке. Перечисленные имена говорят о неслучайном характере развития такого литературного явления, как русскоязычная литература.

На вопрос, почему Чингиз Айтматов пишет на русском языке, сам писатель отвечает так: «Когда я пишу по-русски, то чувствую (хотя почти невозможно сформулировать это чувство), что выражаю себя совершенно особым и неповторимым образом» [4.С.36].

И это свидетельство того, что все больше людей разных национальностей считают русский язык, а значит, и русскую культуру родными.

В чувашской литературе также выделяется целая плеяда русскоязычных авторов: это В.А. Смирнов-Ульяновский, И.Ф. Гордеев, Н.М. Черепанова, Н.А. Стуриков, B.C. Чаплина, В.Г. Мурашковский, В.В. Погильдяков, В.В. Долгов, П.Г. Маркин, Г.Н. Айги, В.Н. Захаров, П.А. Егоров и др., в творчестве которых не могли не отразиться революционное время, коллективизация, Великая Отечественная война, события современной жизни, связь с родной землей, чувашским краем, народом, поэтому настало время осмысления их наследия. Вместе с тем, творчество их еще не стало объектом специального литературоведческого анализа, оно было лишь предметом статей в периодической печати, посвященных жизнедеятельности отдельных писателей или их отдельным произведениям. Как известно, газетно-журнальные публикации не создают целостного представления о русскоязычной литературе, и в этом видится важность настоящего исследования.

Наше внимание привлекли В.Н. Захаров и П.А. Егоров, произведения которых отличаются широким диапазоном читательского воздействия. Они были известны не только чувашскому, но и российскому читателю: книги Егорова «У теплой реки», «На своем берегу» и Захарова «Нюринге», «Раскаты» изданы в Москве. Прозаики отражают природу художественного мира чувашской и русской прозы. К тому же их творчество словно вбирает в себя опыт развития русскоязычной литературы, в конкретных произведениях они показывают глубокий интерес к пространственно-временным категориям, характерным для литературно - творческого процесса того периода, в рамках которого вмещается их творчество. Поэтому уяснение эстетической значимости их прозы представляется более ценным именно в связи с проблемами художественного пространства и времени.

Вообще, следует сказать, что тема художественного пространства и времени в русскоязычной литературе Чувашии практически не изучена. Хронотопичность прозы Егорова и Захарова рассматривается впервые, а значит, и по этой причине тема исследования актуальна.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются изыскания наиболее крупных ученых по теории и истории русской и советской литературы: М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, В.Я. Проппа, В.В. Кожинова, В.И. Тюпы, М.Б. Храпченко, Ю.М. Лотмана, Н.К. Гея, А.Я. Гуревич, Б.А. Успенского и др. Также использовались результаты исследований в научных трудах А.Н. Лоя, Л.О. Чернейко, Ю.Б. Борева, В.Г. Боборыкина, Л.А. Колобаевой, В.И. Воронова, Л.И. Вуколова и др. Большим подспорьем в работе стали труды ученых региона: Г.Я. Хлебникова, Ю.М. Артемьева, Г.И. Федорова, В.Г. Родионова, B.C. Эзенкина и др. Для понимания русскоязычной литературы как особой ветви чувашской литературы использовались работы чувашского профессора Е.В. Владимирова, материалы «Чувашская литература между двумя съездами писателей» [186], публикации в периодической печати,1 архивные материалы Союза писателей Чувашии.2

В плане решения данной проблемы чувашским литературоведом Е.В. Владимировым [43] была сделана первая попытка историко — литературного изучения творческой деятельности некоторых русских писателей, живших и живущих в республике, а также их роли в развитии межнациональных связей чувашской литературы, исследование наследия которых вполне может

1 Агивер Ф. Во время родства душ // Советская Чувашия. - 1995. - 25 августа; Васяков Ф. Пуд соли // Советская Чувашия. - 1973. - 6 января; Волков

A. Азимут - высокое нравственность // Молодой коммунист. - 1981. - 17 ноября; Гирин И. О природе с любовью // Время. — 2000. — 22 апреля; Долгов

B.В. Колодцы и колодезники (вечные ценности) // Советская Чувашия. - 1997. - 27 марта; Иванов И. Высокой мерой // Советская Чувашия. - 1978. - 14 ноября; Ильина В. Они достойней были и умерли, а я еще живу // Советская Чувашия. — 1995. - 16 мая; Кириллов Ю. Озарено светом души // Советская Чувашия. - 1990. - 13 сентября; Маркин П.Г. В поисках смысла жизни // Молодой коммунист. - 1981. - 23 февраля; Погильдяков В.В. Дать силе простор // Советская Чувашия. — 1982. - 8 марта; Прокопьев И.П. Голос сердца // Чебоксарская правда. - 2000. - 14 сентября и др.

2 Большую помощь оказали нам материалы Центрального государственного архива общественных организаций Чувашской Республики: Ф. 434. Оп.1. Д. 109. Л.7; Ф. 434. Оп.З. Д.5; Ф. 434. Оп.З. Д.28; Ф. 434. Оп.З. Д.107; Ф. 434.0п.4. Д.20; Ф. 434. Оп.4. Д. 175; Ф. 434. Оп.4 Д.284; Ф. 434. Оп.4 Д.320; Ф. 434. Оп.4 Д.335. Л.30, Л.31, Л.41; Ф. 434,Оп.4 Д.346. Л.8 стать объектом дальнейшего тщательного научного анализа.

Определяющими в трактовке героев стали идеи М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана о том, что характер героя реализуется через определенный тип хронотопа, в котором тот пребывает. Определенному типу пространства соответствуют определенные моральные характеристики героя. По мнению Ю.М. Лотмана, герой «пути» перемещается по пространственной этической траектории, поэтому его путь связан с изменением и понимается как движение в пространстве.

Использовались выводы Д.С. Лихачева применительно к контекстам философского характера («время обобщения», «вневременное») [132. С.275-276], В.Г. Родионова - применительно к молитвословиям («отношения обитателей миров вертикальных и горизонтальных пространств») [157. С.60].

Интерпретация Л.О. Чернейко художественного пространства отражается в текстах в той части, где указывается стремление выйти в беспредельное. В связи с этим, выделяется реальное, видимое и воображаемое, гипотетическое пространство: «актуальное . - это то, что Я «вижу» «здесь и теперь», гипотетическое - то, что Я «вижу» «здесь и везде» [183. С.64].

Нашла свое воплощение в наших исследованиях точка зрения В.А. Кузнецовой, которая считает, что 70-80-м годам характерна «ретроспективная ориентация» [126. С. 119].

А.Я. Гуревич [58] справедливо указывает на то, что герои, перемещаясь в пространстве, переходят из одного времени в другое, когда же они попадают в новый хронотоп, он диктует им новые нормы поведения, которым они не соответствуют по своей природе.

Нашла реализацию точка зрения А.Н. Лоя [133] о том, что общественная активность личности лучше осмысливается в связи с чувством времени и пространства.

Ведущее место в исследованиях занимают принципы системно-структурного и сравнительно-сопоставительного анализа предмета изучения. Комплексный подход в процессе исследования позволил использовать метод целостного анализа отдельно взятого произведения - чаще повести, рассказа, реже — книги, метод сравнительного анализа дал возможность выявить общие вопросы, однородные черты и определить особенности, своеобразие творчества русскоязычных авторов.

Эти методологические и литературоведческие аспекты и определили особенности работы. Отсюда вытекают следующие цели исследования:

• изучение вопросов истории развития и теоретического изучения русскоязычной литературы Чувашии;

• раскрытие художественного пространства и времени в произведениях Егорова и Захарова.

Постановка этих целей определила и задачи работы:

• рассмотрение периодов развития русскоязычной литературы в рамках 1920-1990-х годов;

• осмысление художественного мира произведений Егорова и Захарова на стыке двух культур, в единстве национального и общего литературного процесса периода 1970-1990-х годов;

• рассмотрение времяпространства в их текстах;

• определение роли художественно-речевых средств в характеристике героев и пространственно-временной организации текстов прозаиков;

• постижение специфики пространственных и временных оппозиций и их соотношений в структуре текстов писателей.

Объектом исследования послужили книги П.А. Егорова «Жить вместе», «Перекат» и В.Н. Захарова «Сердце человека», «Пуд соли», «Бессонница», «Нюринге», «Железины», «Раскаты». В поле зрения диссертанта находились 21 произведение П.А. Егорова и 23 произведения В.Н. Захарова, осмысление которых легло в основу диссертации. Предметом анализа являются: характеристика форм взаимосвязи национального и общего литературного процесса;

- анализ художественного пространства и времени, как способов творческого самовыражения и постижения глубинного смысла творений писателей.

Научная новизна диссертации определяется малоизученностью избранного ракурса исследования. Впервые предлагается теоретическое обоснование истории развития русскоязычной литературы республики. Впервые анализируется творчество русскоязычных авторов П.А. Егорова и В.Н. Захарова в аспекте указанной темы. Новым представляется попытка рассмотрения нравственного пространства героев через определенный тип хронотопа на материале конкретных произведений писателей.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы учителями-словесниками при изучении чувашской литературы в общеобразовательных школах, при разработке спецсеминаров и спецкурсов по творчеству Егорова и Захарова в вузах, при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Апробация диссертации: основные положения диссертации нашли отражение в печатных работах: «Художественное пространство и время русскоязычных писателей Чувашии» (Чебоксары, 2003 г.); «Русскоязычная литература Чувашии» (Чебоксары, 2003 г.); «Бытийный хронотоп и герой «пути» в произведениях Егорова и Захарова» (Чебоксары, 2003 г.). Опубликованы статьи в журналах: «Алла-аллан» / «Чувашская русскоязычная литература: 1920-1990» («Таван Атал», 2003 г., № 8); «Изучение творчества Егорова и Захарова на уроках литературы» («Народная школа», 2003 г., № 5). Некоторые положения исследования апробированы в выступлении на Международной научной конференции по теме «Творчество Геннадия Айги в контексте чувашской, российской и общеевропейской культур» (Чебоксары, 1997 г.).

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной теми и дается краткий обзор литературы, предопределяющей постановку вопроса.

Первая глава называется «Основные этапы развития русскоязычной литературы Чувашской республики в 1920-1990-е годы». Она имеет два раздела. В первом разделе рассматривается история развития русскоязычной литературы республики и вопросы ее теоретического изучения (1920-1990-е гг.). В нем выделяются определенные периоды ее развития в обозначенных временных рамках. Во втором разделе на примере творчества Егорова и Захарова уясняется, что их произведения передают глубокий интерес русскоязычной прозы к истокам национальной культуры и отражают природу художественного мира чувашской и русской литературы.

Вторая глава рассказывает о типологии художественного пространства и времени в произведениях писателей. Глава рассматривает пространство и время в художественном мире прозаиков, представленные типологически устойчивыми хронотопами, которые можно условно обозначить как бытовой и бытийный. Она состоит из двух разделов. Первый раздел посвящается анализу бытового и бытийного хронотопов как типов художественного времяпространства, характеризующих мир и нравственные устремления персонажа «быта» и героя «пути» в текстах Егорова и Захарова. Второй раздел раскрывает важную роль художественно-речевых средств с пространственным и временным значением в характеристике героев и организации смыслового и стилистического единства текстов.

В третьей главе определяется роль бинарных оппозиций в формировании пространственно-временной структуры текстов писателей. Глава состоит из двух разделов. В первом разделе исследуются пространственные оппозиции и их соотношения и способы создания этого эффекта на примере четырех пространственных оппозиций; во втором — соответственно на примере четырех временных оппозиций.

В заключении подводятся итоги работы и делаются основные выводы.

Список литературы содержит 193 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Урукова, Любовь Алексеевна

Заключение

В диссертации была предпринята попытка рассмотрения истории развития чувашской русскоязычной литературы и анализа произведений Егорова и Захарова на пространственно-временном уровне.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

- объединение в 1925 году двух экономических и культурных центров -Чебоксар и Алатыря - ускорило формирование на основе сложившихся исторических связей единого культурного пространства республики;

- Алатырская «Трудовая газета» и ее редактор В.А. Смирнов-Ульяновский сыграли значительную роль в установлении творческих взаимосвязей между русскоязычными и чувашскими авторами;

- вхождение Алатырской ассоциации пролетарских писателей в состав Чувашской AJ1II на правах русской секции в октябре 1929 года расширило творческое сотрудничество;

- в целом, в истории развития чувашской русскоязычной литературы в 1920 - 1990-е годы выделяются периоды: алатырский (июль 1925 - октябрь 1929 гг.); чебоксарский (октябрь 1929 - 1941 гг.); военный» (1941 - 1945 гг.); послевоенный (1945 - конец 1960-х гт.); современный (конец 1960-х - 1990-е гг.);

- в 1970 - 1990-е годы широкому кругу российских и чувашских читателей стали известны произведения русскоязычных писателей П.А. Егорова и В.Н. Захарова;

- тексты Егорова и Захарова отражают природу художественного мира чувашской и русской прозы и связь с общим литературным процессом;

- писатели осмысливают хронотоп кризиса системы как период падения нравственности, переоценки ценностей;

- Егоров в хронотопе кризиса исследует период «перебора», характеризующийся дефицитом человечности и доверия, тьмой;

- Захаров в хронотопе кризиса анализирует период «меженицы», отличающийся наличием выбора и поступка, светом;

- Егоров исследует разрушающие силы личности, Захаров — созидающие. Отсюда тьма у Егорова разъединяет, свет у Захарова сближает;

- пространство и время в произведениях писателей представлено типологически устойчивыми хронотопами, которые можно условно обозначить как бытийный и бытовой;

- взаимодействие двух типов хронотопов — бытового и бытийного — определяет единство их текстов на пространственно-временном уровне; в бытийном хронотопе действует герой «пути», в бытовом — персонаж «быта», характер которых реализуется через определенный тип хронотопа;

- Егоровым анализируется бытовой хронотоп, Захаровым — бытийный;

- основной характеристикой бытового хронотопа являются монотонность и суетность;

- бытовые пространственно-временные отношения отражают мир и нравственные устремления персонажа «быта», лишенного пути как внутреннего развития;

- текстам с бытовым хронотопом характерна смысловая оппозиция: «свой -чужой», «человек - скотина», «хорошо - плохо», «норма — ненормальность», «от живота - от сердца», «душа - душонка»;

- бытийный хронотоп характеризуется открытостью и движением;

- герой бытийного хронотопа - это герой «пути», имеющий свой нравственно-этический путь, способный к выбору и поступку, получающий внутреннюю эволюцию;

- в характеристике героев выделяется важная роль художественно-речевых средств с темпоральным и пространственным значением;

- в произведениях Егорова бытовой хронотоп и зависимость персонажа «быта» от обстоятельств изображаются с помощью параллельных конструкций, видо-временных глагольных форм, кратких страдательных причастий, повторов, перечислений, неполных и назывных предложений;

- в произведениях Захарова изменения героя «пути» происходят в результате недовольства собой, самоанализа, скачка, поиска нравственных опор, выбора, поступка; активное начало героев передается повествованием от первого лица (посредством писем, исповеди, внутренней речи, размышлений с использованием оценочных фраз);

- таким образом, исследуя хронотоп кризиса, писатели представляют два типа социального поведения: Егоров рисует более уступчивый образ жизни, Захаров моделирует определенно-положительный тип поведения;

- бинарные оппозиции являются непременной характеристикой на всех уровнях - от эпизодов до общих свойств текста;

- оппозиция «замкнутое-открытое» сопряжена с опасностью. Символом замкнутого пространства, лишенного связи с открытым, у Егорова выступает ящик с крышкой, у Захарова — квадрат;

- в оппозиции «пустое-полное» выделяется сверхзначимый образ пустоты-ямы, воспринимающийся как факт существования «сосущей силы». У Захарова аналогом ямы становится война, поглощающая человеческие жизни;

- «вертикальное-горизонтальное» отмечено постоянным слиянием «верха» и «низа» в поисках гармонии в природе и в человеке;

- «визуальное-гипотетическое» окрашено лирическим чувством, связанным с темой Чувашского края и с ощущением счастья (несчастья);

- «циклическое-линейное» тяготеет к цикличному, что обусловлено национальным типом мышления;

- линейное движение времени показано как движение истории, влияние Октябрьской революции, коллективизации, Великой Отечественной войны, эпохи сталинизма на судьбы людей;

- движение времени в текстах писателей оказывается и линией, и кругом;

- «концептуальному-перцептуальному» характерен переход из одной сферы в другую; перцептуальное» воплощается посредством сна с целью создания оценочных характеристик и в поисках реализации своих потенциальных возможностей;

- «родовое-индивидуальное» показывает не общую хронологию народа, а преемственные связи в пределах рода, семьи;

- «временное-вечное» связано с темой жизни и смерти и реализуется не через воскресение, а посредством одновременного существования жизни конечной и бесконечной;

- в целом, тексты писателей построены на принципе снятия бинарных оппозиций и размывания классических границ, им характерно стремление к слиянию, переплетению пространственных и временных характеристик.

Итак, хронотопический аспект произведений Егорова и Захарова является одним из важных компонентов их общего взгляда на мир.

Постигая современную действительность, осмысливая ее темные и светлые стороны, писатели едины в том утверждении, что и падение личности, и становление личности зависят от самого человека, и каждый должен нести ответственность и за себя, и за свое время.

158

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Урукова, Любовь Алексеевна, 2003 год

1. Абдокова М.Б. Проблемы национальных истоков в творчестве поэтов Черкесского зарубежья: Дис. . канд. филол. наук. Карачаевск, 1999. -162 с.

2. Абуталиева Э.И. Пространство и время в русскоязычной прозе Средней Азии: Дис. канд. филол. наук. Ташкент, 1993. - 115с.

3. Айги Г.Н. Здесь: Избранные стихотворения. 1954-1988.-М.: Современник, 1991.-287 с.

4. Айтматов Ч.Т. Статьи, выступления, диалоги, интервью.-М.: Изд-во Агентства печати Новости, 1988.-384с.

5. Александров С.А. Поэтика Константина Иванова. Вопросы метода, жанра, стиля. Чебоксары: Чув. кн.изд-во, 1990. - 192 с.

6. Александров С.А. Проблема характера в современной прозе Поволжья и Приуралья (середина 50-начало 80-х гг.): Автореф. дис. . канд. филол. наук. M., 1985.-24 с.

7. Александров С.А. Психологическое раскрытие художественного характера. На материале современной чувашской прозы // Художественный образ в чувашской литературе и искусстве. Сборник статей. — Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1987.- С. 3-18.

8. Ананьев A.A. Напоминание старых истин.-М.: Современник, 1982.-255 с.

9. Андреев Ю.А. Необходимость героя. (Положительный герой в книгах последних лет). JL: Знание, 1987.-32 с.

10. Ю.Апресян Ю.Д. Роман «Дар» в космосе Владимира Набокова // Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикология. -М., 1995.- С. 651-694.

11. И.Апухтина В.А. Современная советская проза. (60-70-е годы): Учебное пособие для филол. фак. ун-ов.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1984.-272 с.

12. Артемьев Ю.М. Образная система поэмы К.В. Иванова «Нарспи» // Художественный образ в чувашской литературе и искусстве. Сборник статей. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1987.- С. 69-83.

13. Аскин Я. Ф. Время и творчество // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов. -JI., 1988.- С. 12-21.

14. Н.Аскин Я.Ф. Категория будущего и принципы ее воплощения в искусстве // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.-С. 6773.

15. Ахметьянов Р.Г. Термины обрядов, мифологии и народного календаря // Сравнительное исследование татарского и чувашского языков.-М., 1978.-С. 143-170.

16. Бабаев Э.Г. и др. Роман J1.H. Толстого «Воскресенье»: Историко-функциональное исследование. — М.: Наука, 1991.-195 с.

17. Бальбуров Э.А., Платонов А.П., Пришвин М.М.: Две грани русского космизма. // Роль традиции в международной жизни эпохи. Сюжеты и мотивы. -Новосибирск, 1995.- С. 111-127.

18. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи.- М.: Худ. литература, 1986.-543 с.

19. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Искусство и ответственность. - Киев, Hext, 1994.-382 с.

20. Бахтин М.М. Тетралогия. М.: Лабиринт, 1998. - 657 с.

21. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. - С. 234-408.

22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.

23. Белая Г.А. Литература в зеркале критики: Современные проблемы. М.: Сов. писатель, 1986.- 365 с.

24. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы.-М.: Наука, 1983. -190 с.

25. Бирюкова О.И. Формирование художественных традиций русскоязычной литературы Мордвы конца Х1Х-первой четверти XX в.: Дис. . канд. филол. наук. Саранск, 1997.-189 с.

26. Боборыкин В.Г. Проза молодых. -М.: Знание, 1973.-64 с.

27. Боборыкин В.Г. Проза-75.-М.: Знание, 1976.-64 с.

28. Болкунова Н.С. Мотивы Дома и Дороги в художественной прозе Н.В. Гоголя: Дис канд. филол. наук. Саратов, 1999.-201 с.

29. Борев Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.

30. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения «Медного всадника».-М.: Сов. писатель, 1981. 398 с.

31. Бочаров А.Г. Гуманизм современной советской литературы. — М.: Знание, 1973.- 64с.

32. Бочаров А.Г. Чем жива литература? Современность и литературный процесс. Монография. — М.: Сов. писатель, 1986. 400 с.

33. Бочаров С.Г. «Вещество существования». Выражение в прозе // О художественных мирах. М., 1985. — С. 249-296.

34. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.-312с.

35. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов филол. ф-тов.—М.: АО Аспект Пресс, 1994.-204 с.

36. Васильев A.B. Проблема творческого метода в чувашской литературе XIX и начала XX веков // Художественное мастерство чувашских писателей. Сборник статей.- Чебоксары, 1986.- С. 47-67.

37. Васильева J1. Живая женская душа // Сборник статей.— М., 1989.-С. 79-86.

38. Васильева JI.A. Становление и развитие художественного повествования в чувашской прозе XVIII-начала XX веков.: Дис. . канд. филол. наук. -Чебоксары, 2000. -170 с.

39. Васильева Р.П. К вопросу о художественном билингвизме // Проблемы жанров мордовской литературы. Саранск, 1987.- С. 117-126.

40. Вежбицкая А. Семантика грамматики. — М.: ИНИОН, 1992.-31 с.

41. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2-х кн. (Кн. 1): Пространство и время в живой и неживой природе. — М.: Наука, 1975.-174с.

42. Владимиров Е.В. В русле времени. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979.232 с.

43. Владимиров Е.В. Голоса участия и дружбы: Литературно-краеведческие очерки. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1992. — 208 с.

44. Владимиров Е.В. Межнациональные связи чувашской литературы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1970.-200 с.

45. Владимиров Е.В. Обретение традиций: монография. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979.-232 с.

46. Владимиров Е.В. Один из первых // Дружба. 1987.- № 1.- С. 222-231.

47. Власенко T.JI. Литература как форма авторского сознания: Пособие для студентов филол. фак-ов.-М.: Логос, 1995.-200 с.

48. Воронов В.И. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 6080-х годов: Статьи. М.: Сов. писатель, 1984.-384 с.

49. Вуколов Л.И. Поговорим об истинных ценностях: Книга для учителя.—М.: Просвещение, 1992.-191 с.

50. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса.- М.: Республика, 1992.368 с.

51. Вяльцев А.Н. Дискретное пространство-время-М.: Наука, 1965.-399 с.

52. Гей Н.К. Художественность литературы: Поэтика, стиль- М.: Наука, 1975.—471с.

53. Геллер Л. Об эстетических теориях О.П.Флоренского, «черном солнце» и разомкнутости русской культуры // Слово-мера мира. Статьи о русской литературе XX в.-М., 1994.- С. 209-215.

54. Гельман А. Время собирания сил // Сборник статей.- М., 1988.- С.224-237.

55. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов. (Некоторые аспекты концепции человека). — М.: Изд-во МГУ, 1989.-204 с.

56. Гладышева О. Литературная жизнь Поволжья. Обзор // Волга.-1973.-№10.-С. 153-164.

57. Глазычев В.Л. Образы пространства (проблемы изучения) // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-С. 72-85.

58. Г'уревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1972. -318 с.; 1984.-350 с.

59. Гусейнов И.И. Нормы общности советской многонациональной литературы. -М.: Мысль, 1978.—181 с.

60. Денисова Н.И. Человек в традиционных религиозно-мифологических представлениях чувашей // Вопросы традиционной духовной культуры чувашей. Сборник статей. Чебоксары, 1989.- С. 42—48.

61. Долинин А. «Двойное время» у В. Набокова (от «Дара» к «Лолите» // Пути и миражи русской литературы СПб., 1994.- С. 283-322.

62. Доманский Ю.В. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века.: Дис. . канд. филол. наук. Тверь, 1988. — 186 с.

63. Евтушенко Е.А. Защита собственной души // Чувашия в русской литературе и публицистике. В 2т. Т. 2. Сост. Ф.Е. Уяр. Послесловие Л.П. Куракова. Комментарии Г.И. Федорова.-Чебоксары,2002.-С.670-673.

64. Егоров П.А. Ангел // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 201-207.

65. Егоров П.А. В лодке с миллионером //Перекат. Повесть и рассказы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985. -С. 51-67.

66. Егоров П.А. Вина // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 181-194.

67. Егоров П.А. Два рассказа из жизни Леши Горбунова // Перекат. Повесть и рассказы. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.- С. 20-33.

68. Егоров П.А. Жить вместе // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С 207-223.

69. Егоров П.А. За ночью день // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 223-229.

70. Егоров П.А. Завтра, Нина // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 142-153.71 .Егоров П.А. На своем берегу // Перекат. Повесть и рассказы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.- С. 33-47.

71. Егоров П.А. Над пристанью // Перекат. Повесть и рассказы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.- С. 10-20.

72. Егоров П.А. Не твои мои заботы // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: Чув. кн. изд-во. 1988.- С. 171-181.

73. Егоров П.А. Ненужная вещь // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: Чув. кн. изд - во, 1988.- С. 165-171.

74. Егоров П.А. Пастух //.Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. -Чебоксары: Чув. кн. изд во, 1988.- С. 122-142.

75. Егоров П.А. Перебор // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во. 1988.- С. 3-102.

76. Егоров П.А. Перекат // Перекат. Повесть и рассказы. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.- С. 3-10.

77. Егоров П.А. Подальше от греха // Перекат. Повесть и рассказы. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.- С. 67-127.

78. Егоров П.А. Сказки младшему брату // Перекат. Повесть и рассказы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1985.- С. 47-51.

79. Егоров П.А. Смородина в грозу // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988,- С. 102-111.

80. Егоров П.А. Социолог и работники // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 153-165.

81. Егоров П.А. Хуторской мотив // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 111-117.

82. Егоров П.А. Чирлистон // Жить вместе Повесть, расскрзы, миниатюры. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 194-201.

83. Егоров П.А. Шила милому кисет. // Жить вместе. Повесть, рассказы, миниатюры. Чебоксары: - Чув. кн. изд-во, 1988.- С. 117-122.

84. Ендеров В.А. Функциональное многообразие демонологических персонажей в чувашской словесной культуре конца Х1Х-начала XX веков: Дис. канд. филол. наук. Чебоксары, 2000.-203 с.

85. Ермакова Г.А. Философские мотивы творчества Г. Айги и восприятие их читателем.: Автореф. дис. канд. филол. наук. Чебоксары, 1996.-17 с.

86. Захаров В.Н. Два навильника сена // Сердце человека. Рассказы. -Чебоксары: Чув. кн. изд. во, 1968,- С. 91-94.92.3ахаров В.Н. Зофа // Железины. Повесть и рассказы. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1981.-С. 252-281.

87. Захаров В.Н. Нюринге // Повесть и рассказы. М.: Современник, 1978.- С. 167-179.

88. Захаров В.Н. Одна из встреч // Бессонница. Повесть и рассказы. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1975.- С. 125-135.

89. Захаров В.Н. Однокашники // Нюринге. Повесть и рассказы. М.: Современник, 1978.-С. 196-218.

90. Захаров В.Н. Открытые глаза // Сердце человека. Рассказы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1968.- С. 36-41.

91. Захаров В.Н. Победа // Нюринге. Повесть и рассказы. М.: Современник, 1978.-С. 179-196.

92. Захаров В.Н. Пока ты не свой // Пуд соли. Повести и рассказы. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1972.- С. 65-103.

93. Захаров В.Н. Последняя теория // Сердце человека. Рассказы. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1968.- С. 21-26

94. Захаров В.Н. Пуд соли // Пуд соли. Повести и рассказы. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1972.- С. 3-64.

95. Захаров В.Н. Пять минут жизни // Сердце человека. Рассказы. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1968.- С. 26-36.

96. Захаров В.Н. Рывок // Нюринге. Повесть и рассказы. М.: Современник, 1978.-С. 149-167.

97. Захаров В.Н. Светоч души моей // Пуд соли. Повести и рассказы. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1972.- С. 104-140.

98. Захаров В.Н. Тревога // Нюринге. Повесть и рассказы. М.: Современник, 1978.- С.242-254.

99. Иванов К.В. Собрание сочинений.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1957. -452 с.

100. Иванов Л. И. Религиозные верования и обряды. Преодоление религиозных предрассудков // Чуваши. Этнологическое исследование. Часть II. Чебоксары, 1970.-С. 148-173.

101. Иванова В.А. Виталий Захаров // О Порецком и поречанах: к 400-летию основания села. — Чебоксары, 1991.- С. 154-155.

102. Изоркин A.B. Национальное и интернациональное в чувашской литературе и искусстве // Чувашский язык, литература и фольклор. Сборник статей. Выпуск III. Чебоксары, 1974.- С. 369-372.

103. Инжеватова H.A. Художественное пространство в русском словесном творчестве (на материале Самарской Луки): Дис. . канд. филол. наук. -Самара, 2000.-145 с.

104. Йен Тинг-чиа. Специфика пространственно-временной организации русскоязычных романов В.Набокова. («Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь»): Дис. канд. филол. наук. -М., 1999.-180 с.

105. Карандашова О.С. Художественное пространство «украинских» сборников Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Миргород»): Дис. канд. филол. наук.-Тверь, 1999. 155 с.

106. Киссель М.А. Структура и смысл философии экзистенциализма // Философские науки.-1972.- № 1С.111-119.

107. Ковский В.Е. Пафос гуманизма. (Современная советская литература и духовный мир личности).-М.: Знание, 1985. 128 с.

108. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе.— М.: Современник, 1982.-302 е.; 1990.-544 с.

109. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с.

110. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского: Событичное. Социальное. Философское. М.: Изд-во МГУ, 1979. -343 с.

111. Кузнецов И. Д., Иванов Н.И. Общественные отношения и общественный быт // Чуваши. Этнографическое исследование. Часть И. — Чебоксары, 1970.- С. 9-37.

112. Кузнецова В.А. Художественное пространство и время в советском искусстве, их роль в изучении эволюции пространственно—временных представлений // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов. JL, 1988.- С. 111-120.

113. Кузьменко Ю.Б. Современная литература: Закономерности становления и развития: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1986. -288 с.

114. Лазарев Л. Военная проза Константина Симонова. — М.: Худ. литература, 1974. 239 с.

115. Ланщиков А.П. Избранное. М.: Современник, 1989. - 615 с.

116. Ласкина И.О. Принципы организации художественного времени и пространства в прозе А.П. Платонова двадцатых годов: Дис. . канд. филол. наук. Новосибирск, 2000.-197 с.

117. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1984. - 62 с.

118. Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени. Поэтика художественного пространства // Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. - С. 209-335; С. 335-352.

119. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «Время» и «Пространство». Киев.: Наукова думка, 1978.-135 с.

120. Ломидзе Г.И. Патриотизм и интернационализм советской многонациональной литературы: Статьи разных лет. Тбилиси: Мерани, 1985.-296 с.

121. Лосев А.Ф.Философия, мифология, культура.-М.: Политиздат, 1991.525 с.

122. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 352 с.

123. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин, Ээсти рахмат, 1973. 18 с.

124. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.-М.: Искусство, 1970.-384 с.

125. Магомедов М.Г. Духовная атмосфера общества как целостное состояние сознания: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Ростов, 1986. — 20 с.

126. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. — Саратов: Изд-во Саратов ун-та, 1980. 296 с.

127. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. Сборник чувашского фольклора. Т.1. Пер. с венг. Чебоксары: ЧГИГН, 2000. - 360 с.

128. Михайловский Н.Г. Стиль русскоязычной литературы Севера и Дальнего Востока.-М.: Наука, 1984. 160 с.

129. Мостепатенко Е.И. Свет как эстетический феномен // Философские науки. 1982.- № 6.- С. 90-98.

130. Никитин В.П. Зарождение и становление жанра рассказа в чувашской литературе: Автореф. дис. канд. филол. наук. Саранск, 1984. - 22 с.

131. Николаева А.Н. Национальное своеобразие художественной детализации (на материале русской и чувашской прозы): Автореф. дис. . канд. филол. наук. — М., 1986. 18 с.

132. Николаенко Н.И. С временем сверяя шаг. Нравственные искания в современной советской прозе. Киев: Изд-во киев. гос. ун-та, 1984. -104с.

133. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш // ИОАИЭ, Т. XXVI. Вып. 6. Казань, 1911.- С. 511 - 624.

134. Новикова A.M., Александрова Е.А. Фольклор и литература. Семинарий. М.: Просвещение, 1978. — 144 с.

135. Овчаренко А.И. Большая литература: Основные тенденции развития художественной прозы 1945-1985 годов. Семидесятые годы.-М.: Современник, 1989. 615 с.

136. Огнев A.B. Русский советский рассказ 50-70-х годов. — М.: Просвещение, 1978. 208 с.

137. Оскоцкий В.Д. В содружестве талантов. Семь портретов.-М.: Просвещение, 1978. 223 с.

138. Пархоменко М.Н. Роман о семидесятых.-М.: Худ. литература, 1987334 с.

139. Поверх барьеров. Диалог литературного критика Атнера Хузангая и молодого чувашского прозаика Бориса Чиндыкова // Осмысление: Сборник литературно-критических статей. Вып.Ш. M., 1990.-С. 47-56.

140. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. — М.: Наука, 1976.-325 с.

141. Родионов В.Г. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора // Чувашский фольклор. Специфика жанров: Сборник статей ЧНИИ. Чебоксары, 1982.- С. 54-105.

142. Родионов В.Г. О типах чувашского национального мышления // Известия НАНИ 4P. 2000. - № 1.С.18-25.

143. Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1992.-224 с.

144. Родионов В.Г. Энергия, воплощенная в слове // Михаил Сеспель. Собрание сочинений. 2-е доп. изд. Чебоксары, 1989.-С.8-44.

145. Романов Н.Р., Волков Г.Н., Иванов Л.А., Сергеев Л.П. Семейно -родственные отношения и воспитание детей // Чуваши. Этнографическое исследование. Часть И. — Чебоксары, 1970.- С. 37-78.

146. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика -пресс, 1993.-368 с.

147. С высокой требовательностью и принципиальностью. (Выступления

148. B. Ильиной о работе русской секции Союза писателей ЧАССР) // Чувашская литература между съездами. Чебоксары, 1985.- С. 46-50.

149. Сидоров П.А., Алексеев Г.А., Львова А.Н. Народные знания // Чуваши. Этнографическое исследование.Часть И. Чебоксары, 1970.1. C.112-189.

150. Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX-XX в. М.: Наука, 1974. - 388 с.

151. Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. — М.: Мысль, 1979.— 237 с.

152. Суровцев Ю.И. В 70-е и сегодня. Очерки теории и практики современного литературного процесса: Монография. М.: Сов. писатель, 1985.-576 с.

153. Сухин И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.180 с.

154. Съезд консолидации писателей.- Чебоксары: Издательский центр Всечувашского общественно-культурного центра. Чувашский центр научно-технической информации, 1977.-71 с.

155. Таран Л. Время человека // Осмысление. Сборник литературно-критических статей. Вып. III. М., 1990.- С.68-78.

156. Теракопян Л.А. Параллели и пересечения: Современная проза: герои, проблемы, конфликты.-М.: Худ. литература, 1984.- 367 с.

157. Тимченко М.Б. Социокультурное время — индивидуальность художника-творчество актера // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1988.- С. 121-129.

158. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособиеМ.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.

159. Тростина М.А. Проза русскоязычных писателей Мордовии 60-90 годов XX века (идейно-эстетические аспекты и вопросы поэтики): Дис. канд. филол. наук. Саранск, 2000. - 201 с.

160. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. — М.: Высш. шк., 1989.-135 с.

161. Ульяшов П.С. Этот неумирающий жанр. (Современный советский рассказ). М.: Знание, 1987. - 112 с.

162. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. -224с.

163. Ухтомский A.A. Письма // Пути в незнаемое. Сборник десятый. М., 1973.- С. 371-437.

164. Федоров Г.И. Проблемы поэтики чувашской психологической прозы 1950-1980-х годов: Автореф. дис. канд. филол. наук. Уфа, 1990.- 22 с.

165. Федоров Г.И. Психологизм в современной чувашской прозе // Чувашская литература: вопросы истории и теории. Сборник статей. -Чебоксары, 1992.- С. 3-36.

166. Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов. — Чебоксары: Руссика, 1996. — 304 с.

167. Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1971.-183 с.

168. Храпченко М.Б. Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Лит-ра, 1980.-Т. 3.-431 с.

169. Черапкин Н.И. Притоки. М.: Современник, 1973. — 196 с.

170. Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Философские науки. 1994.- № 2.- С. 58-70.

171. Черниченко Ю. Две тайны // Сборник статей. M., 1988.-С. 351-567.

172. Чуваши: этническая история и традиционная культура. (Авторы-составители В.П. Иванов, В.В. Николаев, В.Д. Димитриев). М.: Изд-во ДИК, 2000.-96 с.

173. Чувашская литература между двумя съездами писателей. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1958. 108 е.; 1963. - 110 е.; 1967. - 198 е.; 1971. - 174 е.; 1975. - 264 е.; 1980.-243 е.; 1985.- 297 е.; 1990.-362 с.

174. Шкловский Е.А. Лицом к человеку М.: Знание, 1989. - 64 с.

175. Эзенкин B.C. Обзор чувашской прозы 1972 года // Чувашский язык, литература и фольклор. Сборник статей. Вып. III. Чебоксары, 1974.- С. 251-269.

176. Эзенкин B.C. Путь к роману. Особенности развития повествовательных жанров в чувашской советской литературе. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1976.-91 с.

177. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов.-М.: Порт-Рояль, Совершенство, 1997. 384 с

178. Юнг К.Г., Франц М.Л., Хендерсон Д.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. — 368 с.

179. Яковлев Ю.В. Интерпретация некоторых особенностей религиозно мистической стихии в творчестве Метри Юмана // Чувашская литература: вопросы истории и теории. Сборник статей. Чебоксар?!, 1992.-С. 52-67.

180. Яковлев Ю.В. К проблеме экзистенциального страха в чувашской литературе // Чувашская литература: вопросы истории и теории. Сборник статей. — Чебоксары, 1992.-С. 37-51.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.