Художественно-невербальная коммуникация и ее преломление в дирижерском исполнительстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Соболева, Наталья Афанасьевна

  • Соболева, Наталья Афанасьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Вологда
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 200
Соболева, Наталья Афанасьевна. Художественно-невербальная коммуникация и ее преломление в дирижерском исполнительстве: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Вологда. 2013. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Соболева, Наталья Афанасьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДИРИЖЕРСКОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ

1.1. Сущность художественно-невербальной коммуникации

1.2. Происхождение художественно-коммуникативных способов управления музыкальным коллективом

1.3. Средства художественно-невербальной коммуникации и их применение в дирижерском исполнительстве

1.4. Психофизиологические особенности художественно-невербальных коммуникативных средств

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРИЖЕРА

2.1. Основные формы художественно-невербальной

коммуникативной дирижерской деятельности

2.2. Дирижерская техника как полифункциональная художественно-невербальная информационно-коммуникативная система

2.3. Целостное исполнительское поведение дирижера

как художественно-невербальный текст

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДИСК:

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Иллюстративный материал к 1.2. «Происхождение художественно-коммуникативных способов управления музыкальным коллективом»

ПРИЛОЖЕНИЕ II. Анализ целостного поведения дирижеров в процессе исполнения четвертой симфонии фа-минор ор. 36 П. И. Чайковского как интерпретация художественно-невербальных текстов

Предисловие

Е. Ф. Светланов

Г. Н. Рождественский

Г. фон Караян

Л. Бернстайн

ПРИЛОЖЕНИЕ III. Партитура Четвертой симфонии фа-минор, ор. 36. П. И. Чайковского

ПРИЛОЖЕНИЕ IV. Видеозаписи исполнения четвертой симфонии фа-минор ор. 36 П. И. Чайковского

Пример 1. Е. Ф. Светланов Пример 2. Г. Н. Рождественский Пример 3. Г. фон Караян Пример 4. Л. Бернстайн

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-невербальная коммуникация и ее преломление в дирижерском исполнительстве»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время, в связи с происходящей глобальной трансформацией индустриального общества в информационно-коммуникативное, к изучению феномена «коммуникация» обращаются многие науки. Э. Барнув, главный редактор «International Encyclopedia of communication» в предисловии к ней пишет: «Очевидно, что только центральное положение коммуникации в человеческой истории объясняет, почему такие различные дисциплины как антропология, искусствознание, педагогика, этология, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политические науки, психология и социология тяготеют к совместному исследованию процессов коммуникации...» [215, с. XIX]. Перед искусствоведением также стоит задача осмысления музыки и музыкального исполнительства как художественных информационно-коммуникативных систем. Попыткой решить эту задачу в отношении дирижирования определяется актуальность данного исследования.

По определению И. Маркевича, дирижирование является одновременно «искусством, наукой и управлением» [131, с. 116]. Оно включает в себя организационную, психологическую, педагогическую, исполнительскую (управляющую и художественно-творческую) составляющие. Основой этой многофункциональной деятельности, несомненно, является коммуникация -взаимодействие между дирижером и музыкальным коллективом. Для того чтобы выяснить сущность и специфику этого взаимодействия, в данном исследовании деятельность дирижера рассматривается с точки зрения теории коммуникации.

Степень разработанности темы. Первыми теоретическими трудами, в которых была сделана попытка раскрыть сущность дирижерского искусства,

являются работы основоположников классической школы дирижирования Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Малера [23, 39, 119, 127]. Коммуникативная сторона дирижерской деятельности была отмечена уже ими: Г. Берлиоз считал дирижера посредником между композитором и публикой, от которого зависит успех или провал сочинения [23, с. 68]. Выдающийся дирижер Б. Вальтер также писал, что «исполнительский процесс включает два контрастных по своей сущности действия: первое из них - постижение, второе - передача» [40, с. 318].

Заслуга в понимании сущности мануальной дирижерской техники как средства коммуникации принадлежит русскому дирижёру М. М. Багриновскому, который заявил о том, что «важное практическое значение ...имеет осознание ...мануальной техники, как «языка» жестов, посредством которого устанавливается общение, взаимоотношение и контакт между дирижером и подчиненным ему исполнительским коллективом» [12, с. 234]. Дирижерские жесты как «язык» трактуют в своих работах также Н. А. Малько, И. А. Мусин, О. И. Поляков, Л. С. Сидельников и др.

Музыкальный директор и дирижер Центрального симфонического оркестра Флориды Джеймс Плондке называет дирижирование «безмолвным искусством» («а silent art» [228, с. 47]). Известный дирижер и исследователь психологии дирижирования Г. Л. Ержемский трактует взаимодействие между дирижером и исполнителями как «невербальное общение» [68, с.8]. В своей последней книге, анализируя дирижирование с точки зрения антропологии и психолингвистики, Г. Л. Ержемский определяет его как процесс, основанный на особом коде внутренней музыкальной речи, а также на общечеловеческих механизмах межличностного общения «в их невербально-музыкальном варианте» [70, с. 21]. Целью исследования Б. Ф. Смирнова является раскрытие сущности и особенностей дирижёрско-исполнительского искусства в совокупности его уникальных, специфических художественно-коммуникативных сторон и связей, свойств и признаков [179, с. 16].

Дирижерской техникой в настоящее время считается только мануальная техника (от лат. manus - «рука»), которая может иметь «техническую и

художественную стороны» (Н. А. Малько), разделяться на «тактирование» и «собственно дирижирование» (М. М. Багриновский, Ю. П. Борисов, А. П. Иванов-Радкевич, П. Г. Чесноков), на «тактирование» и «образно-выразительную технику» (В. Л. Живов, И. А. Мусин). Однако, как отмечал И. А. Мусин, «все затруднения, вопросы, проблемы и разногласия связаны со второй стороной дирижерского искусства - мануальными средствами руководства выразительной стороной исполнения. Именно она и является камнем преткновения не только для желающих заниматься дирижированием, но и для понимания природы, структуры и содержания мануальных средств» [145, с. 13].

На наш взгляд, проблемы с определением сущности выразительной, и, шире, художественной стороны дирижирования связаны как раз с абсолютизацией мануальной техники. История дирижирования и анализ исполнительской практики показывают, что дирижеры никогда не ограничивались только мануальными средствами, явно недостаточными для передачи всей полноты дирижерской информации. Более того, как заметил К. П. Кондрашин, «мы знаем дирижеров, обладающих так называемыми "плохими руками" и, тем не менее, выдающихся исполнителей» [98, с. 52].

Таким образом, можно констатировать следующие противоречия: а) коммуникативность дирижирования и дирижерской техники признается, но исследований этой стороны деятельности дирижера с точки зрения теории коммуникации нет; б) определение дирижерской техники только как мануальной не отражает всей полноты средств, применяемых в исполнительской дирижерской деятельности; в) не исследованы причины успеха многих известных дирижеров, не обладающих, по мнению современников, совершенной дирижерской техникой, тем не менее, оказывающих огромное художественное воздействие на музыкантов и публику.

Стремление найти ответы на данные вопросы определило проблему исследования - выявить совокупность средств, с помощью которых в процессе исполнения музыкального произведения осуществляется взаимодействие дирижера и музыкального коллектива; происходит обмен смысловой

информацией; оказывается психологическое и художественное воздействие дирижера на музыкальный коллектив; отражаются особенности интерпретации и психофизиологические качества данного дирижера.

В связи с тем, что деятельность дирижера является единством управления (коммуникативной функции) и исполнения (художественной функции), принципы совмещения этих функций также требуют рассмотрения.

Объект исследования: дирижерское исполнительство как вид художественной деятельности.

Предмет исследования: художественно-невербальная коммуникация как форма взаимодействия между субъектами художественной деятельности.

Цели исследования: раскрыть сущность художественно-невербальной коммуникации - дать определение, выявить ее художественно-информационные средства;

- рассмотреть взаимодействие между дирижером и музыкальным коллективом в процессе исполнения музыкального произведения как художественно-невербальную коммуникацию;

- обосновать дирижерскую технику как полифункциональную информационно-коммуникативную систему передачи смысловой информации;

- рассмотреть целостное исполнительское поведение дирижера как художественно-невербальный текст, отражающий субъективность интерпретации и личностные особенности дирижера.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить: а) феномен «коммуникация» и ее виды, актуальные для данного исследования - невербальную и художественную; б) историю дирижерского искусства с целью выявления возможных способов управления коллективным музыкальным исполнением; в) теорию и психологию дирижирования.

2. Ввести в терминологический аппарат искусствознания понятие «художественно-невербальная коммуникация», отражающее сущность поставленной проблемы.

3. Выявить художественно-невербальные коммуникативные средства и рассмотреть их психофизиологические основы.

4. Проанализировать особенности преломления художественно-невербальной коммуникации в дирижерском исполнительстве: рассмотреть основные формы коммуникативной дирижерской деятельности - репетицию и концертное исполнение; уточнить значение терминов «управление», «жест», «выразительное движение»; определить значение художественно-невербальных коммуникативных средств в процессе взаимодействия дирижера и музыкального коллектива, их роль в управлении и передаче художественного содержания музыкального произведения.

5. Рассмотреть понятие «невербальное поведение» применительно к исполнительскому поведению дирижера. С целью характеристики целостного исполнительского поведения дирижера ввести термин «художественно-невербальный текст»: дать определение, выявить сущность понятия.

6. Определить механизмы передачи дирижером интонационного смысла исполняемого музыкального произведения и психологического воздействия его личности на исполнителей и, косвенно, на слушателей.

Теоретической базой исследования послужили труды в области философии, эстетики, искусствознания, музыкознания; общей, невербальной, художественной и музыкальной коммуникации; истории, теории и психологии музыкально-исполнительской деятельности и дирижирования; семиотики, невербальной семиотики, семиотики искусства; теории информации и управления; теории мышления, эмоций и психофизиологии движений; мемуарная литература; воспоминания и отзывы современников об исполнительской деятельности известных дирижеров; учебники и пособия по технике дирижирования.

Методологическая база диссертации основана на комплексном подходе, включающем в себя искусствоведческую, музыковедческую, информационно-коммуникативную, семиотическую, психофизиологическую составляющие.

Методы исследования определяются актуальными для современной гуманитарной науки междисциплинарными связями и включают в себя теоретический, исторический, сравнительный, структурно-функциональный анализ; анализ собственной профессиональной исполнительской и педагогической практики; наблюдение за дирижерской деятельностью студентов, преподавателей, профессиональных дирижеров-исполнителей; синтез и обобщение, результатом чего явилось выявление существующих противоречий, проблем и возможных путей их решения.

Материалом исследования послужили видеозаписи концертных выступлений и репетиций выдающихся дирижеров современности Л. Бернстайна, В. А. Гергиева, Г. фон Караяна, Т. Купмана, И. А. Мусина, Г. Риллинга, Г. Н. Рождественского, Е. Ф. Светланова, С. Челибитаке.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Художественно-невербальной коммуникацией является способ передачи смысловой художественной информации в процессе диалога автора/исполнителя и читателя/слушателя/зрителя с помощью несловесных средств.

2. Изучение истории дирижирования показало, что еще с древности наметились три способа управления коллективным музыкальным исполнением: с помощью какого-либо предмета (ударно-шумовой) с помощью голоса; посредством выразительных движений - естественных реакций человека на ритм и интонационно-эмоциональный смысл исполняемой музыки, в результате чего моторность, движение стали главным внешним проявлением дирижирования. По нашему мнению наиболее адекватно отражает сущность последнего способа управления музыкальным исполнением понятие «художественно-невербальная коммуникация».

3. Средствами художественно-невербальной коммуникации в исполнительских (временных и пространственно-временных) видах искусства являются мимика, позы, жесты, взгляды, интонация как средства первичной (невербальной) коммуникативной системы. Эти средства имеют знаковый характер, направленность на собеседника/публику - адресованностъ (термин М.

М. Бахтина [17, с. 290]), обладают возможностью отражать эмоционально-образное содержание художественного произведения, отношение исполнителя к этому содержанию и актуальной ситуации, личностные особенности данного исполнителя.

4. Психофизиологическими основами художественно-невербальных коммуникативных средств являются: художественное мышление; эмоционально-образное переживание музыкального смысла; представление художественного результата применяемого выразительного движения.

5. Коммуникативная деятельность дирижера с исполнительским коллективом является диалогом (в процессе репетиций) / невербальным диалогом (в процессе концертного исполнения музыкального произведения), в основе которых лежат закономерности нескольких видов коммуникации -межличностной, групповой, а также публичной.

6. Передача информации в дирижировании осуществляется с помощью полифункциональной информационно-коммуникативной системы, в которой искусственный дирижерский «язык» - тактирование, совмещен с естественным невербальным «языком» - выразительным поведением дирижера. Техникой дирижирования определяется не только мануальная техника, но и целостное исполнительское поведение дирижера, которое, подобно поведению актера, способно передавать эмоционально-образную информацию и оказывать психологическое воздействие на исполнителей и слушателей.

7. Целостное исполнительское поведение дирижера рассматривается как художественно-невербальный текст, обладающий возможностью передавать как объективную информацию, заложенную в нотном тексте, так и субъективную, отражающую эмоционально-образное содержание музыкального произведения в уникальной интерпретации данного дирижера; его отношение к актуальной ситуации и личностные психофизиологические особенности.

Научная новизна исследования: в терминологический аппарат искусствознания введены понятия «художественно-невербальная коммуникация», «целостное исполнительское поведение дирижера», «художественно-невербальный текст»;

- дирижирование проанализировано как диалектическое единство общения и информационного процесса, управления и исполнения, как художественно-невербальная форма художественной музыкальной деятельности, в основе которой лежат диалогические модели коммуникации;

- комплексное поведение дирижера в процессе исполнения музыкального поведения рассмотрено как полифункциональная знаковая система, способная к одномоментной передаче полисемантической информации, совмещению технических и художественных задач;

- доказано, что целостное исполнительское поведение дирижера обладает такой же возможностью эмоционального воздействия на музыкантов (и слушателей/зрителей), как и художественная техника актера, что позволяет определить его как художественную технику дирижирования;

- определено, что способность главного смыслового действия дирижера — ауфтакта - к опережению реального звучания и передаче экспрессии основана на механизме, общем для всех средств невербальной коммуникации -подготавливать и опережать речевое высказывание, а также отражать внутреннее эмоциональное состояние человека;

- установлены механизмы: 1) интонирования как невербального способа передачи художественного смысла, сочетающего активное эмоциональное переживание дирижером содержания музыкального произведения и его двигательные реакции на эти переживания; 2) воздействия личности дирижера на исполнителей и слушателей/зрителей, в основе которого лежит природный механизм первичной (невербальной) коммуникативной системы - эмоциональное «заражение»;

- проанализирована психофизиологическая база, лежащая в основе художественно-невербальной коммуникативной дирижерской деятельности.

Рассмотрение дирижирования с точки зрения теории коммуникации раскрывает его коммуникативно-информационную сущность, способствует дальнейшему развитию научных знаний в области теории дирижерского исполнительства.

Теоретическая значимость: дано название форме взаимодействия между дирижером и коллективом музыкантов в процессе исполнения музыкального произведения - «художественно-невербальная коммуникация»;

- художественной техникой дирижирования предлагается считать не только мануальную технику, но и целостное исполнительское поведение дирижера как проявление его индивидуальности и артистизма;

- определение механизма интонирования, сочетающего в себе эмоциональное переживание дирижером содержания музыкального произведения и его двигательные реакции на эти переживания, объясняет способ передачи художественного смысла в процессе дирижирования;

- введение терминов «художественно-невербальная коммуникация», «целостное исполнительское поведение дирижера», «художественно-невербальный текст» открывает перспективы для изучения и понимания сущности других видов художественной невербальной деятельности.

Практическая значимость и рекомендации по использованию результатов исследования: выводы диссертационного исследования могут способствовать дальнейшему развитию научных знаний в области теории дирижирования и дирижерского исполнительства, применяться в педагогической деятельности с целью повышения профессиональной подготовки специалистов, в исполнительской деятельности - для достижения более высоких художественных результатов. Материалы работы могут быть включены в ряд лекционных и практических курсов - «Хоровое дирижирование», «Симфоническое дирижирование», «Оркестровый класс», «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Теория музыкального исполнительства», «Теория дирижерского исполнительства», «Методика преподавания дирижирования», «Музыкальная психология».

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры теории, истории музыки и этномузыкологии ВГПУ (переименованной с 1 сентября 2012 года в кафедру теории, истории музыки и музыкальных инструментов). Материалы работы применялись при проведении лекционных и

практических занятий со студентами музыкально-педагогического факультета ВГПУ, на курсах повышения квалификации учителей музыки г. Вологды, апробированы автором на индивидуальных занятиях по дирижированию, хоровом классе и хормейстерской практике, в исполнительской дирижерской деятельности автора с хоровыми коллективами. Отдельные положения работы обсуждались на международных (2005 и 2007 гг., Таганрог; 2008 г., Вологда; 2008 и 2009 гг., СПб) и вузовских (2008 г., Вологда) конференциях. Основные положения работы отражены в девятнадцати статьях, из них три - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, списка литературы (263 наименования, в том числе видео-, фотоматериалы, репродукции, иллюстрации) и четырех приложений на DVD. Объем диссертации 176 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДИРИЖЕРСКОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ

1.1. Сущность художественно-невербальной коммуникации

«Называние вновь представшего перед нами явления

равносильно его открытию». Д. С. Лихачев [120, с. 7].

Для того чтобы раскрыть сущность понятия «художественно-невербальная коммуникация», предлагаемого для обозначения формы взаимодействия дирижера и музыкального коллектива в процессе исполнения музыкального произведения, необходимо рассмотреть ее составные части - понятия «коммуникация»1, «невербальная коммуникация», «художественная коммуникация».

Коммуникация - от лат. «communicare» - делать общим, общаться. В английском (Communication) и других европейских языках (нем. -Kommunikation, исп. - Comunicación, фр. - Communication, ит. - Comunicazione) слова с этим корнем означают «общение», «взаимодействие», «связь», «сообщение», «сообщать», «передавать». В русском языке термин «коммуникация» является заимствованным словом. Этот факт служит причиной

1 В данном исследовании не рассматривается понятие «коммуникация» в значениях «путь», «дорога», «связь», а также «транспортная» и «инженерная» коммуникации, как не имеющие отношения к раскрытию темы.

многозначности и неоднородности трактовки данного понятия в трудах по коммуникации отечественных авторов.

Одни авторы отождествляют понятия «коммуникация» и «общение», считают их синонимами: «Эффективность взаимодействия людей зависит от коммуникативной компетентности (компетентности в общении)», поскольку «любое общение является частным видом коммуникации» [84, с. 17, 18], - пишет Е. П. Ильин, доктор психологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена. Подобным образом трактует эти понятия российский психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук А. А. Леонтьев: «возможно ...и более глубокое понимание коммуникации именно как общения» [113, с. 18].

По мнению других, «коммуникация» означает «смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия» [11, с. 497]. Близкой позиции придерживается известный социальный психолог Г. М. Андреева, которая считает коммуникацию одной из сторон процесса общения: «мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной» [2, с. 80]. В теории управления (В. И. Кнорринг) и теории информации (А. Д. Урсул) коммуникация также определяется как процесс передачи и приема информационного, эмоционального или интеллектуального содержания, как «обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать» [193, с. 186].

Авторы, придерживающиеся третьей точки зрения, рассматривают коммуникацию как единый процесс общения и передачи информации. Так, в Большом энциклопедическом словаре указывается, что «коммуникация - это общение, передача информации от человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем)» [97, с. 556]. А. В. Соколов, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории социально-культурной деятельности СПбГУП, под коммуникацией подразумевает как общение («коммуникация есть опосредованное и

целесообразное взаимодействие двух субъектов»), так и передачу социально значимой информации - «движение смыслов в социальном времени и пространстве» [181, с. 16, 18]. Наиболее емким отражением этого подхода является мысль специалиста по коммуникационному менеджменту А. Б. Зверинцева: «Не бывает коммуникации без информации» [76, с. 10].

Итак, можно сделать вывод, что в настоящее время термин «коммуникация» в межличностном взаимодействии имеет три основных значения:

1. Общение, в процессе которого происходит взаимовосприятие, взаимовлияние, познание и понимание людьми друг друга.

2. Одна из функций общения - процесс передачи психического (понятийного или образного) содержания - интеллектуальной или эмоциональной информации.

3. Единый процесс, включающий в себя общение коммуникантов (совместную деятельность) с целью производства сообщений, обладающих смыслом и обмен ими при помощи различных знаковых систем.

В данном исследовании понятие «коммуникация» рассматривается в последнем синтезирующем значении - как коммуникативная деятельность с целью обмена информационным сообщениями различной природы.

Известные российские психологи А. Н. Леонтьев [115, с. 94-231] и С. Л. Рубинштейн [170, с. 465-510] трактуют понятие «деятельность» как форму материального или духовного общения, протекающего как в условиях открытой коллективности среди окружающих людей, совместно и во взаимодействии с ними, так и один на один с материальным миром. Предмет деятельности может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении. Кроме того, предметом деятельности могут быть эмоции и чувства.

Коммуникативная деятельность - это созидание некой общности во взаимодействии (отсюда русский термин «общение»), в процессе которой

вырабатывается единый взгляд на вещи и явления, происходит обмен мыслями, чувствами, схемами поведения.

Структура коммуникативной деятельности включает как минимум двух участников; материальный канал передачи информации (Рис. 1); предмет, мотивы и цели, делающие коммуникацию направленной, т. е. побуждающей субъектов обращаться друг к другу. Кроме того, она включает ситуацию, в которой осуществляется взаимодействие субъектов; тексты, выражающие и передающие смысл ситуации в элементах какой-либо семиотической системы -вербальной или невербальной, естественной или искусственной.

ОТПРАВИТЕЛЬ -► ПОЛУЧАТЕЛЬ

Канал

Рис. 1. Простейшая схема коммуникации

Необходимо подчеркнуть, что коммуникация может иметь место лишь в том случае, если общающиеся люди понимают друг друга, т. е. если у них имеется общий социальный опыт, они говорят на одном языке или используют единую знаковую систему.

По мнению выдающегося российского психолога, автора системного подхода в психологии Б. Ф. Ломова «предметом и мотивом общения ...является ...либо взаимодействие, либо психологические взаимоотношения людей» [121, с. 253]. А. А. Леонтьев разделяет общение на предметно-ориентированное, объединяемое предметом совместной деятельности; личностно-ориентированное, предметом которого является «изменение в психологических отношениях людей»; социально-ориентированное, предметом которого является «воздействие на психику членов данной социальной группы или общества в целом» [113, с. 249-250; 114, с. 257].

Таким образом, предметом общения является взаимодействие, в процессе которого люди оказывают друг на друга психологическое воздействие и обмениваются информацией, как вербальной, так и невербальной. Взаимодействие, в свою очередь, «может рассматриваться как процесс, который

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Соболева, Наталья Афанасьевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б. Г. Задачи психологии искусства / Б. Г. Ананьев // Художественное творчество : вопросы комплексного изучения : 1982 ; отв. ред. Б. С. Мейлах ; публикация и прим. Л. Л. Бочкарева. - Л. : Наука, 1982. - С. 234-242.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология : Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - 5-е изд. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 363 с.

3. Андреева, Л. М. Методика преподавания хорового дирижирования : учеб. пособие для дир.-хор. отд. муз. вузов / Л. М. Андреева. - М., 1969. - 120 с.

4. Андрианов, М. С. Невербальная коммуникация : психология и право / М. С. Андрианов. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. - 256 с.

5. Анисимов, А. И. Дирижер-хормейстер : творческо-методические записки / А. И. Анисимов. - Л. : Музыка, 1976. - 160 с.

6. Аносов, Н. П. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников / Н. П. Аносов ; сост. В. П. Варунц. - М. : Советский композитор, 1978.-215 с.

7. Арановский, М. Г. Музыкальный текст : структура и свойства / М. Г. Арановский. - М. : Композитор, 1998. - 343 с.

8. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - 2-е изд.; книги первая и вторая. - Л. : Музыка, 1971. - 376 с.

9. Асафьев, Б. В. Предисловие редактора / Б. В. Асафьев // Курт Э. Основы линеарного контрапункта ; пер. с нем. 3. Эвальд ; под ред. Б. В. Асафьева. - М., 1931.-С. 11-31.

10. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания : методологические проблемы неклассической психологии / Асмолов А. Г. - М. : Смысл, 2002. - 480 с.

11. Бабайцев, А. Ю. Коммуникация / А. Ю. Бабайцев // Новейший философский словарь. - 3-е изд., исправл. ; сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. -Мн. : Книжный Дом, 2003. - С. 497.

12. Багриновский, М. М. Дирижерская техника рук : Практическое руководство к изучению основ мануальной техники дирижирования / М. М. Багриновский. - М. : Высшее училище военных дирижеров Советской армии, 1947.-295 с.

13. Багриновский, М М. Памяти С. В. Рахманинова / М. М. Багриновский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.senar.rU/emoirs/Bagrinovsky/# 18

14. Барсова, И. А. Книга об оркестре / И. А. Барсова. - 2-е изд. - М. : Музыка, 1978.-206 с.

15. Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Барт Р. ; пер. с фр. С. Н. Зенкина ; сост., ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М. : Прогресс, 1989. - 616 с.

16. Басин, Е. Я. Психология художественного творчества / Е. Я. Басин. - М. : Знание, 1985.-64 с.

17. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - 2-е изд.; сост. С. Г. Бочаров. - М. : Искусство, 1986. - 445 с.

18. Безбородова, Л. А. Дирижирование : Учебное пособие / Л. А. Безбородова. - М. : Просвещение, 2000. - 159 с.

19. Белинский, В. Г. Идея искусства / В. Г. Белинский // Собрание сочинений в 3-х т. Т. 2. ; под общ. ред. Ф. М. Головенченко. - М. : ОГИЗ, 1948. - С. 67-83.

20. Белянин, В. П. Психологическое литературоведение : Текст как отражение внутренних миров автора и читателя : Монография / В. П. Белянин. -М. : Генезис, 2006. - 320 с.

21. Берг, Р. Л. Элементарные средства выражения разных видов искусства // РАН : Наука, «Человек». - 2001. - № 6. - С. 156-177.

22. Березовчук, Л. Н. Процессы категоризации в музыкальном опыте (психологический подход к проблеме музыкального языка) // Музыкальная коммуникация : сборник научных трудов : серия «Проблемы музыкознания», вып. 8.-СПб, 1996.-С. 105-127.

23. Берлиоз, Г. Дирижер оркестра / Г. Берлиоз // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев JI. Гинсбург. - М., 1975. - С. 68-82.

24. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - М. : Гос. Медгиз, 1947.-253 с.

25. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн ; под ред. О. Г. Газенко. - М.: Наука, 1990. - 495 с.

26. Бехтерев, В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев. - М. : Наука, 1991.-480 с.

27. Бибиков, С. Н. Музыкально-хореографический «ансамбль» каменного века//Наука и жизнь.- 1975.-№ 3. - С. 109-112.

28. Биркенбил, В. Сигналы тела / Вера Ф. Биркенбил ; пер. с нем. - М. : ACT: АСТРЕЛЬ, 2006. - 255 с.

29. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.

30. Бонфельд, М. Ш. Музыка : Язык. Речь. Мышление : Монография / М. Ш. Бонфельд. - СПб. : Композитор • Санкт-Петербург, 2006. - 648 с.

31. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М. : Политиздат, 1988. - 496 с.

32. Борев, Ю. Б. Художественное общение и его языки : Теоретико-коммуникативные и семиотические проблемы художественной культуры / Ю. Б. Борев // Теории, школы, концепции (критические анализы) : художественная коммуникация и семиотика : сборник статей ; отв. ред. Ю. Б. Борев. - М., 1986. -С. 5-43.

33. Борисов, Ю. П. Основы техники дирижирования / Ю. П. Борисов ; ред. Г. С. Фролов. - Владимир, 1980. - 87 с.

34. Брайант, Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон; пер. с англ. В. В. Кулебы и Я. А. Лебеденка ; под ред. Э. В. Крайникова. - М.-СПб. : Изд. Вильяме, 2004. - 432 с.

35. Браудо, Е. М. История музыки (сжатый очерк) / Е. М. Браудо. - 2-е изд, испр. и доп. - М. : Гос. муз. изд-во, 1935. - 465 с.

36. Бузони, Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства / Ф. Бузони // Исполнительское искусство зарубежных стран ; вып. 1 ; сост. Г. Я. Эдельман. -М., 1962.-С. 141-175.

37. Букреев, И. С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.02 / Букреев Игорь Сергеевич; Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. - М., 1999. - 58 с.

38. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - М. : Гардарики, 2004. - 556 с.

39. Вагнер, Р. О дирижировании / Р. Вагнер // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. Гинсбург. - М., 1975. - С. 87-122.

40. Вальтер, Б. О музыке и музицировании / Б. Вальтер // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. Гинсбург. - М., 1975. - С. 312-317.

41. Вальтер, Б. «Я» и «Другой» : о музыкальном исполнительстве / Б. Вальтер // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. Гинсбург. - М., 1975. - С. 317-320.

42. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб. : ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с.

43. Вилсон, Г. Язык жестов - путь к успеху / Г. Вилсон, К. Макклафлин. -СПБ. : Питер, 2000. - 224 с.

44. Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. - 2-е изд. ; пер. с англ. И. В. Соловьева и Г. Н. Поварова ; под ред. Г. Н. Поварова. - М. : Наука : Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. -344 с.

45. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

46. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения : Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. - М. : Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.

47. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 5-е, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.

48. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод : основы философской герменевтики / X.-Г. Гадамер ; пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М. : Прогресс, 1988.-704 с.

49. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : Учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. - М. : Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 400 с.

50. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике : в 2-х т. : Т. 2 / Г.-Ф. Гегель. - СПб. : Наука, 1999. - 603 с.

51. Глинский, М. Очерки по истории дирижерского искусства : история дирижерских систем // Музыкальный современник. - 1916. - № 3. - С. 26-62.

52. Гончаренко, С. Ф. Поэтическая коммуникация / С. Ф. Гончаренко // Эффективная коммуникация : история, теория, практика : Словарь-справочник. -М. : ООО Агентство «КРПА Олимп», 2005. - С. 611-612.

53. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. - 3-е изд. ; отв. ред. В. Н. Ярцева. - М. : Изд. ЛКИ, 2007. - 112 с.

54. Горянина, В. А. Психология общения : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Горянина. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 416 с.

55. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. - М._ : МВ Магистр, 1993.- 190 с.

56. Грачев, В. И. Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре (информационно-аксиологический анализ) : Автореферат дис. ... доктора культурологии : 24.00.01 / Грачев Владимир Иннокентьевич. - СПб, 2008. - 42 с.

57. Грум-Гржимайло, Т. Н. Музыкальное исполнительство : (Вехи истории : Великие инструменталисты и дирижеры прошлых и наших дней). - М. : Знание, 1984.- 158 с.

58. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации : Учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин ; под ред. А. П. Садохина.

- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

59. Гуренко, Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ) / Е. Г. Гуренко. - Новосибирск : Наука, 1982. - 256 с.

60. Данилова, Н. Н. Психофизиология : Учебник для вузов / Н. Н. Данилова.

- М. : Аспект Пресс, 2001. - 373 с.

61. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. -СПб. : Питер, -2001.-3 84 с.

62. Дехант, Г. Дирижирование : Теория и практика музыкальной интерпретации / Г. Дехант ; пер. с нем. - Нижний Новгород : Деком, 2000. - 446 с.

63. Дирижирование // Большая Российская энциклопедия : в 30 тт.; Т. 9,; отв. ред. С. Л. Кравец. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2007. - С. 51.

64. Дирижирование // Музыкальная энциклопедия в 6 тт. ; Т. 2. - М. : Советская энциклопедия, 1974. - С. 254-255.

65. Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. Гинсбург. - М., 1975. - 632 с.

66. Елина, Е. А. Произведение изобразительного искусства как текст / Е. А. Елина // Язык, сознание, коммуникация : Сб. статей ; Вып. 25 ; Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М. : МАКС Пресс, 2003. - С. 102-108.

67. Еремеев, А. Ф. Границы искусства : Социальная сущность художественного творчества / А. Ф. Еремеев. - М. : Искусство, 1987. - 319 с.

68. Ержемский, Г. Л. Психология дирижирования : некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом / Г. Л. Ержемский. - М. : Музыка, 1988. - 80 с.

69. Ержемский, Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования : психология, теория, практика / Г. Л. Ержемский. - СПб, 1993 - 261 с.

70. Ержемский, Г. Л. Дирижеру XXI века : Психолингвистика профессии / Г. Л. Ержемский. - СПб. : Издательство ДЕАН, 2007. - 240 с.

71. Живов, В. JT. Хоровое исполнительство : Теория. Методика. Практика : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Л. Живов. - М. : Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

72. Жинкин, Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н. И. Жинкин // Язык. Речь. Творчество : Избранные труды ; сост. науч. ред. С. И. Гиндина. - М. : Лабиринт, 1998. - С. 146-162.

73. Жинкин, Н. И. Проблема художественного образа в искусствах : Тезисы к докладу [Электронный ресурс] / Н. И. Жинкин // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - М. : Наука, 1985. - Т. 44. № 1 ; Публикация и вступительная статья С. И. Гиндина. - С. 76-82. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/izvest/1985/01/851-072.htm

74. Закс, К. Музыкальная культура Египта / К. Закс // Музыкальная культура Древнего мира ; ред. и вступ. ст. Р. И. Грубера. - Л. : Музгиз, 1937. - С. 46-67.

75. Зарецкая, Е. Н. Риторика : Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. - 4-е изд. - М. : Дело, 2002. - 480 с.

76. Зверинцев, А. Б. Коммуникационный менеджмент : Рабочая книга менеджера PR / А. Б. Зверинцев. - СПб.: Изд-во Буковского, 1995. - 288 с.

77. Зелинский, С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание / С. А. Зелинский. - СПб. : Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. - 280 с.

78. Зинченко, В. П. Проблема объективного метода в психологии / В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. - 1977. - № 7. - С. 109125.

79. Зись, А. Я. Искусство и эстетика : Введение в искусствоведение / А. Я. Зись. -М. : Искусство, 1975.-447 с.

80. Иванов, К. К. Волшебство музыки / К. К. Иванов. - М. : Молодая гвардия, 1983. - 160 с.

81. Иванов-Радкевич, А. П. О воспитании дирижера / А. П. Иванов-Радкевич ; ред. и вступ. ст. Е. Я. Рацера. - М. : Музыка, 1973. - 78 с.

82. Ивин, А. А. Мышление / А. А. Ивин, A. JI. Никифоров // Словарь по логике. - М. : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 211-212.

83. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 752

с.

84. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 573 с.

85. Кабаченко, Ti С. Психология управления : Учебное пособие / Т. С. Кабаченко. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 384 с.

86. Каган, М. С. Искусство / М. С. Каган // Большая советская энциклопедия ; 3-е изд. ; Гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская энциклопедия: в 30 т. Т. 10, 1972.-С. 475-477.

87. Казанцева, Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры / Л. П. Казанцева. - Астрахань, 2009. - 360 с.

88. Казачков, С. А. Дирижерский аппарат и его постановка / С. А. Казачков. - М. : Музыка, 1967. - 111 с.

89. Кан, Э. Элементы дирижирования / Э. Кан ; Пер. с англ. Д. Далгата. - Л. : Музыка, 1980.-216 с.

90. Канерштейн, М. М. Вопросы дирижирования : учебное пособие / М. М. Канерштейн. - 2-е изд, - М. : Музыка, 1972. - 255 с.

91. Кан-Шпейер, Р. Руководство по дирижированию / Р. Кан-Шпейер // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. Гинсбург. - М., 1975. - С. 280-304.

92. Карпов, А. В. Психология стилей управленческих решений : Учебное пособие / А. В. Карпов, Е. В. Маркова. - Ярославль : Институт «Открытое общество», 2003. - 108 с.

93. Кванц, И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте / И. Кванц // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. Гинсбург. - М., 1975. - С. 10-56.

94. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления : Учебник для вузов по специальности «Менеджмент» / В. И. Кнорринг. - 2-е изд., изм. и доп. -М. : Издательство Норма-ИНФРА-М, 2001. - 511 с.

95. Когадеев, А. П. Техника хорового дирижирования / А. П. Когадеев. -Минск : Вышэйш. школа, 1968. - 252 с.

96. Колесса, М. Ф. Основы техники дирижирования / М. Ф. Колесса. - Киев : Муз. Укра'ша, 1981.-208 с.

97. Коммуникация // Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. ; гл. ред. А. М. Прохоров. - М. ; СПб. : Большая Российская энциклопедия ; Норинт, 2000. - С. 556.

98. Кондрашин, К. П. О дирижерском искусстве / К. П. Кондрашин ; составление, вступительная статья, общая редакция С. М. Хентовой. - J1.-M. : Советский композитор, 1970. - 151 с.

99. Кондрашин, К. П. Четвертая симфония (фа минор, соч. 36) / К. П. Кондрашин // О дирижерском прочтении симфоний П. И. Чайковского. - М., 1977.-С. 97-140.

100. Конецкая, В. Н. Социология коммуникации / В. Н. Конецкая. - М. : Междунар. Ун-т бизнеса и управления «Братья Карич», 1992. - 304 с.

101. Корлякова, С. Г. Генезис и формирование психомоторных способностей музыкантов : Автореферат дис. ... доктора психолог, наук : 19.00.07 / Корлякова Светлана Георгиевна. - М., 2009 г. - 39 с.

102. Коццолино, М. Невербальная коммуникация : Теории, функции, язык и знак / М. Коццолино ; пер. с итал. - Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. - 248 с.

103. Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика в ее соотношении с вербальной : автореферат дис. ... доктора филолог, наук : 10.02.19 / Крейдлин Григорий Ефимович. -М., 2000.-68 с.

104. Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика : Язык тела и естественный язык : Монография / Г. Е. Крейдлин. - М. : Новое литературное обозрение, 2002. -592 с.

105. Кто придумал названия семи нот? // Вокруг света. - 2004. - № 1. - С. 66.

106. Лабунская, В. А. Экспрессия человека : общение и межличностное познание / В. А. Лабунская. - Ростов н/Д. : Феникс, 1999. - 608 с.

107. Лабунская, В. А. Не язык тела, а язык души : Психология невербального выражения личности / В. А. Лабунская. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 344 с.

108. Лазер, А. Современный дирижер // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. Гинсбург. - М., 1975. - С. 194-202.

109. Ларош, Г. А, Четвертая симфония (f-moll), op. 36 / Г. А. Ларош // Избранные статьи ; Вып. 2 : П. И. Чайковский. - Л. : Музыка, 1975. - С. 101-102.

110. Лебрехт, Н. Маэстро Миф : Великие дирижеры в схватке за власть / Н. Лебрехт. - М. : Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. - 448 с.

111. Леви, В. Л. Вопросы психобиологии музыки / В. Л. Леви // Музыкальная психология : хрестоматия ; Сост. М. С. Старчеус. - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 1992. - С. 92-99.

112. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / Леонардо да Винчи. - СПб. : «Азбука-классика», 2008. - 224 с.

113. Леонтьев, А. А. Психология общения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности «Психология» / А. А. Леонтьев. - 4-е изд. - М. : Смысл : Academia, 2007. - 364 с.

114. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М., 1997. -287 с.

115. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. А. Леонтьев // Избранные психологические произведения : В 2-х т. ; Т. 2 ; под ред. В. В. Давыдова и др. - М. : Педагогика, 1983. - С. 94-231.

116. Леонтьев, А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения : В 2-х т. Т. 2 ; под ред. В. В. Давыдова и др. -М. : Педагогика, 1983. - С. 232-239.

117. Ливанова, T. H. История западноевропейской музыки до 1789 года : Учебник ; в 2-х т. Т. 1 / Т. Н. Ливанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Музыка, 1983.-696 с.

118. Лилов, А. Коммуникативная функция литературы и искусства / А. Лилов // Теории, школы, концепции (критические анализы) : художественная коммуникация и семиотика : сборник статей ; отв. ред. Ю. Б. Борев. - М., 1986. -С. 223-229.

119. Лист, Ф. Письмо о дирижировании / Ф. Лист // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. М. Гинзбург. -М., 1975. - С. 147-150.

120. Лихачев, Д. С. Что есть истина / Д. С. Лихачев // Очерки по философии художественного творчества. - СПб. : Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1996. - 190 с.

121. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов ; отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова ; АН СССР, Ин-т психологии. - М. : Наука, 1984. - 444 с.

122. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Об искусстве ; вступ. ст. Р. Г. Григорьева, С. М. Даниэля ; послесл. М. Ю. Лотмана. -СПб. : Искусство-СПБ, 1998. - С. 14-285.

123. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман ; сост. М. Ю. Лотман. -СПб. : Искусство-СПБ, 2000. - 703 с.

124. Лымарева, Т. В. Вокально-исполнительская интерпретация как художественный текст : Автореф. ... дис. канд. искусствоведения : 17.00.02 / Лымарева Татьяна Васильевна. - СПб., 2009. - 20 с.

125. Мазель, Л. А. О природе и средствах музыки : Теоретический очерк / Л. А. Мазель. - М. : Музыка, 1983. - 72 с.

126. Майкапар, А. Е. Музыкальная культура Древнего Египта [Электронный ресурс] / А. Е. Майкапар // Вопросы истории. - 1974. - № 8. - С. 212-216. - URL : http://www.maykapar.ru/articles/egipt. shtml

127. Малер, Г. Письма, воспоминания / Г. Малер // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. Гинсбург. - М., 1975. - С. 365-378.

128. Малько, Н. А. Основы техники дирижирования / Н. А. Малько ; пер. с англ. - M.-JI. : Музыка, 1965. - 219 с.

129. Маркарян, Н. А. Портреты современных дирижеров / Н. А. Маркарян. -М. : Аграф, 2003.-304 с.

130. Маркарян, Н. А. Режиссура и дирижирование : проблемы взаимодействия в оперном спектакле ХХ-начала XXI веков : автореф. дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.01 / Маркарян Надежда Александровна. - СПб, 2006.-47 с.

131. Маркевич, И. Высказывания / И. Маркевич // Исполнительское искусство зарубежных стран ; Вып. 5. - М. : Музыка, 1970. - С. 77-120.

132. Маталаев, Л. Н. Основы дирижерской техники : методическое пособие / Л. Н. Маталаев ; под ред. С. Скрипки. - М. : Советский композитор, 1986. - 208 с.

133. Медушевский, В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки / В. В. Медушевский // Восприятие музыки : сб. статей; ред.-сост. В. Н. Максимов. -М., 1980.-С. 178-194.

134. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. - М., 1993. - 268 с.

135. Минаев, Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства : автореф. дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Минаев Евгений Анатольевич. - М., 2000. - 52 с.

136. Моисеева, И. Ю. Коммуникативная функция языка и проблема понимания художественного текста : дис. ... канд. филолог, наук : 10.02.05 / Моисеева Ирина Юрьевна. - М., 2002. - 150 с.

137. Монсенжон, Б. Рихтер : Диалоги. Дневники / Б. Монсенжон ; Пер. с фр. О. Пичугина. - М. : Классика-ХХ1, 2003. - 477 с.

138. Морина, Л. П. Семиотика ритуализированных поведенческих форм культуры : автореф. дис. ... доктора философских наук : 24.00.01 // Морина Лариса Павловна. - СПб., 2008. - 35 с.

139. Морозов, В. П. Искусство и наука общения : Невербальная коммуникация / В. П. Морозов ; под общей редакцией члена-корреспондента РАН В. И. Медведева. - М. : Ин-т психологии РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. - 164 с.

140. Моцарт, В.-А. Письма / В. А. Моцарт ; пер. с нем., франц., итал., лат. ; Сост. и предисл. А. Розинкина. - М. : Аграф, 2000. - 442 с.

141. Мравинский, Е. А. Записки на память. Дневники. 1918-1987 / Е. А. Мравинский. - СПб., 2004. - 656 с.

142. Мусин, И. А. Техника дирижирования / И. А. Мусин. - Л. : Музыка 1967.-352 с.

143. Мусин, И. А. Техника дирижирования / И. А. Мусин; 2-е изд. - СПб, 1995.-304 с.

144. Мусин, И. О воспитании дирижера : Очерки / И. А. Мусин. - Л. : Музыка, 1987.-247 с.

145. Мусин, И. А. Язык дирижерского жеста / И. А. Мусин. - М. : Музыка, 2006. - 232 с.

146. Мюнш, Ш. Я - дирижер / Ш. Мюнш. - М. : Музыка, 1982. - 63 с.

147. Назайкинский, Е. В. Оценочная деятельность при восприятии музыки / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки : сб. статей ; под ред. В. Н. Максимова. -М. : Музыка, 1980. - С. 195-228.

148. Налимов, В. В. Спонтанность сознания : Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В. В. Налимов. - М. : Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989. - 288 с.

149. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : Записки педагога / Г. Г. Нейгауз. - 4-е. изд. - М. : Музыка, 1982. - 300 с.

150. Нелсон, О. Язык мимики и жестов : Что это такое / Одри Нелсон, Сюзан Голанд ; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. : ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-350 с.

151. Нэпп, М. Невербальное общение / Марк Нэпп, Джудит Холл. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 512 с.

152. Ольхов, К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров / К. А. Ольхов. - Л. : Музыка, 1979. - 200 с.

153. Орлова, Е. М. Петр Ильич Чайковский / Е. М. Орлова. - М. : Музыка, 1980.-271 с.

154. Основы теории коммуникации : Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. - М. : Гардарики, 2003. - 615 с.

155. Основы теории коммуникации : Учебно-методическое пособие / -Сост. Ж. В. Николаева. - Улан-Удэ : ВСГТУ, 2004. - 274 с.

156. Павлов, И. П. О художественном и мыслительном типе людей / И. П. Павлов // Рефлекс свободы. - СПб. : Питер, 2001 г. - С. 395-398.

157. Пазовский, А. М. Записки дирижера / А. М. Пазовский ; общая ред. В. Кухарского. -М. : Советский композитор, 1968. - 558 с.

158. Парыгин, Б. Д. Социальная психология : Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. - СПб. : ИГУП, 1999. - 592 с.

159. Петрова, Е. А. Визуальная психосемиотика общения : дис. ... доктора психолог, наук : 19.00.01 / Петрова Елена Алексеевна. - М., 2000. - 326 с.

160. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже ; перевод. - СПб. : Питер, 2003.-192 с.

161. Пирс, Ч. С. Избранные философские произведения / Ч. С. Пирс ; пер. с англ. К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. - М. : Логос, 2000. - 448 с.

162. Поляков, О. И. Язык дирижирования / О. И. Поляков. - Киев : Муз. Украша, 1987.-95 с.

163. Пономарев, С. В. Вербальные коммуникации в системе паблик рилейшнз : дис. ... канд. филолог, наук : 10.01.10 / Пономарев Сергей Викторович. - М., 2001. - 202 с. - С. 20

164. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. - М. : Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001.-656 с.

165. Прасолов, Е. Н. Культурологические и полихудожественные тенденции в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя (вопросы методологии и теории) : Автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Прасолов Евгений Николаевич. - Магнитогорск, 2000. - 27 с.

166. Психофизиология: Словарь / Сост. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко ; Под ред. А. В. Петровского. - М. : ПЕР СЭ, 2006. - 128 с.

167. Римский-Корсаков, Н. А. Эпидемия дирижерства / Н. А. Римский-Корсаков // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев JI. М. Гинзбург. - М., 1975. -С. 157-164.

168. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. Римский-Корсаков. - 8-е изд. - М. : Музыка, 1980. - 454 с.

169. Рождественский, Г. Н. Евгений Мравинский / Г. Н. Рождественский // Мысли о музыке. - М., 1975. - С. 82-89.

170. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. -СПб. : Питер, 2007.-713 с.

171. Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская. - Л. : Музыка, 1977,- 160 с.

172. Савкова, 3. В. Искусство оратора : Учебное пособие / 3. В. Савкова. -СПб. : Знание, 2003 - 242 с.

173. Садохин, А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. - М. : Высшая школа, 2005. - 312 с.

174. Светланов, Е. Ф. Симфонии Чайковского : Четвертая симфония / Е. Ф. Светланов. - 3-е изд., испр. и доп. // Музыка сегодня : Сборник статей, рецензий, очерков ; предисловие Р. Щедрина. - М. : Советский композитор, 1985. - С. 68-72.

175. Сеченов, И. M. Избранные произведения ; в 2 т. Т. 1 : Физиология и психология / И. М. Сеченов ; редакция и послесловие X. С. Коштоянца. - М. : Изд-во АН СССР, 1952. - 772 с.

176. Сидельников, JI. С. Симфоническое исполнительство. Эстетика и теория : Исторический очерк / JI. С. Сидельников. - М. : Советский композитор, 1991. -286 с.

177. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. - М. : Наука, 1981.-215 с.

178. Смирнов, Б. Ф. Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен : автореф. дис.... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Смирнов Борис Федорович. - СПб, 2004. - 30 с.

179. Смирнов, Б. Ф. Дирижёрско-симфоническое искусство : музыкально-эстетические и социально-психологические аспекты : монография / Смирнов Б. Ф.

- 2-е изд. - Спб. : Композитор, 2012. - 295 с.

180. Смирнов, Б. Ф. Дирижерско-исполнительское искусство : Ретроспективный аннотированный библиографический указатель // Смирнов Б. Ф.

- Челябинск, 2000. - 200 с.

181. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации : Учебное пособие / А. В. Соколов. - СПб. : Изд. Михайлова В. А., 2002. - 461 с.

182. Спиркин, А. Г. Основы философии : Учеб. пособие для вузов / А. Г. Спиркин. - М. : Политиздат, 1988. - 592 с.

183. Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин ; Изд. второе. - М. : Гардарики, 2006. - 735 с.

184. Суханцева, В. К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной - к философии музыки [Электронный ресурс] / В. К. Суханцева. - Киев : Факт, 2000.

- 176 с. - Режим доступа: http://www.countries.ru/1 ibrary

185. Теплов, Б. M. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. -М.-Л. : Изд. АПН, 1947. - 336 с.

186. Теплов, Б. M. Психология индивидуальных различий / Б. М. Теплов // Избранные труды : В 2-х т. Т. 1 ; ред.-сост. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. - М. : Педагогика, 1985. - С.. 14-223.

187. Теплов, Б. М. Ум полководца / Б. М. Теплов // Избранные труды : в 2-х т. Т. 1 ; ред.-сост. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. - М. : Педагогика, 1985. - С. 223-305.

188. Томазелло, М. Истоки человеческого общения / М. Томазелло ; пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой и др. - М. : Языки славянских культур, 2011.-328 с.

189. Томсон, П. Самоучитель общения / П. Томсон. - СПб. : Питер, 2000. -256 с.

190. Тумина, Л. Е, Невербальное поведение / Л. Е. Тумина // Эффективная коммуникация : история, теория, практика : Словарь-справочник. - М. : ООО «Агентство «КРПА Олимп», 2005. - С. 434-436.

191. Тумина, Л. Е. Жест / Л. Е. Тумина // Эффективная коммуникация : история, теория, практика : Словарь-справочник. - М. : ООО «Агентство «КРПА Олимп», 2005. - С. 442-444.

192. Уколова, Л. И. Дирижирование : Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Л. И. Уколова. - М. : Владос, 2003. - 208 с.

193. Урсул, А. Д. Информация : Методологические аспекты / А. Д. Урсул. -М., 1971.-295 с.

194. Фуртвенглер, В. Проблема дирижирования / В. Фуртвенглер // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. Гинсбург. - М., 1975. - С. 398-400.

195. Фуртвенглер, В. О ремесле дирижера / В. Фуртвенглер // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. Гинсбург. - М., 1975. - С. 407-413.

196. Хайкин, Б. Э. Беседы о дирижерском ремесле / Б. Э. Хайкин. - М. : Сов. композитор, 1984. - 264 с.

197. Хараш, А. У. Смысловая структура публичного выступления / А. У. Хараш // Социальная психология : Хрестоматия : Учебное пособие для студентов вузов ; сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2003. -С. 71-84.

198. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : Учебное пособие / Ю. А. Цагарелли. - Спб. : Композитор • Санкт-Петербург, 2008. - 368 с.

199. Цыпин, Г. М. Характерологические особенности личности в контексте музыкальной деятельности / Г. М. Цыпин // Психология музыкальной деятельности. Теория и практика : Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. ; под ред. Г. М. Цыпина. - М. : Изд. центр «Академия», 2003. - С. 54-59.

200.Чайковский, П. И. Переписка : В 4 т. Т. 3: 1879-1881 / П. И. Чайковский -Н. Ф. фон Мекк ; сост., научно-текстол. ред., коммент. П. Е. Вайдман. -Челябинск : MPI, 2010. - 830 с.

201. Чайковский, П. И. Симфония № 4 : Партитура [Электронный ресурс] / П. И. Чайковский. - Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/instrum/chaikovskiy-sym4-artit.zip

202. Чеснов, Я. В. Лекции по исторической этнологии : Учебное пособие / Я. В. Чеснов. - М. : Гардарики, 1998. - 397 с.

203. Чесноков, П. Г. Хор и управление им / П. Г. Чесноков. - М. : Музгиз, 1961.-240 с.

204. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации : учебник для вузов / Ф. И. Шарков. - М. : ИД «Социальные отношения», 2004. - 245 с.

205. Шеллинг, Ф. В. Й. Философия искусства / Ф. В. Й Шеллинг. - М. : Мысль, 1966.-496 с.

206. Шеннон, К. Э. Работы по теории информации и кибернетики / К. Шеннон ; пер. с англ. и предисл. А. Н. Колмогорова ; под ред. Р. Л. Добрушина и О. Б. Лупанова. - М. : Изд. иностранной литературы, 1963. - 829 с.

207. Штутина, Ю.,Поющие в темноте [Электронный ресурс] / Ю. Штутина. -Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2008/07/04/caves

208. Шувалова, Н. Ю. Критерии оценки смысловой моторики личности в контексте рассмотрения проблемы телесности субъекта [Электронный ресурс] / Н. Ю. Шувалова. - Режим доступа: http://www.library.by/portalus/modules/psvchologv/ readme.php?subaction=::showfull&id=1207797929&archive=&start from=&ucat=19&

209.Шюнеман„ Г. [О Листе] / Г. Шюнеман // Дирижерское исполнительство : Практика. История. Эстетика ; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. Гинсбург. -М., 1975.-С. 151-154.

210. Эйзенштейн, ,С. М. Избранные произведения в 6 т. Т. 2 : Исследования / С. М. Эйзенштейн ; Сост. П. М. Аташева, Ю. А. Красовский, Н. И. Клейман, В. П. Михайлов. - М. : Искусство, 1964. - 568 с.

211. Эйзенштейн, С. М. Избранные произведения в 6 т. Т. 4 / С. М. Эйзенштейн; Сост. П. М. Аташева, Н. И. Клейман. - М. : Искусство, 1966. - 792 с.

212. Якобсон, П. Я. Психология художественного восприятия / П. Я. Якобсон. - М., 1964. - 85 с.

213. Якупов, А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации : Исследование / А. Н. Якупов. - М. : МГТС, Магнитогор. гос. муз.-пед. ин-т. 1994. -292 с.

214. Acklin, Amy I. The effect of conducting on ensemble performance : a «best-evidence» synthesis [Электронный ресурс] / Amy I. Acklin : A Dissertation submitted to the College of Music in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. - Florida State University : College of Music, 2009. - 140 Pp. -Режим доступа: http://etd.lib.fsu.edu/theses/available/etd-07152009-091518/unrestricted/AckliniDissertation2009.pdf

215.Barnouw, E. Prefece [Электронный ресурс] // International Encyclopedia of communication : 4 vols ; Editor in Chief by E. Barnouw. - New York; Oxford : Oxford University Press, . 1989. - 371 P. - Режим доступа: http://www.asc.upenn.edu/gerbner/Asset. aspx?assetID=:2223

216. Bernstein, Leonard. The Joy of Music / Leonard Bernstein. - New York : Simon and Schuster, 1962. - 305 Pp.

217. Blackburn, Perry L. The Code Model of Communication [Электронный ресурс] / Perry L. Blackburn // A Powerful Metaphor in Linguistic Metatheory. - SIL International, 2007. - 255 Pp. - Режим доступа: http://www.sil.org/ silepubs/Pubs/48756/48756BlackburnP Cod...

218. Conttinen, Ani. Conducting gestures : Institutional and Educational Construction of Conductorship in Finland, 1973-1993 [Электронный ресурс] / Ani Conttinen. Academic dissertation, Helsinki, 2008. - 270 Pp. - Режим доступа: http://www.doria.fi/bitstream/handle/10024/33620/conducti.pdf..

219. Coward, H. Choral Technique and Interpretation [Электронный ресурс] / Henry Coward. - London, Novello & company, limited ; [1914] - 333 Pp. - Режим доступа: http://www.hartenshield.com/choral technique 01 .html

220. Ekman, P. Emotional And Conversational Nonverbal [Электронный ресурс] / Paul Ekman // L. Messing & R. Campbell (eds.) Gesture, Speech and Signals. London : Oxford University Press, 1999. Pp. 45-55. - Режим доступа: http://www.paulekrnan.com/about-ekman

221. Ekman, P. Nonverbal Behavior [Электронный ресурс] / Paul Ekman // COMMUNICATION AND HUMAN INTERACTION, P. Ostwald (ed.). New York: Grune & Stratton, 1977. Pp. 37-46. - Режим доступа: http://www.paulekman.com/publications/iournal-articles-book-chapters

222. Grosbayne, В. A bibliography of works and articles on conductors, conducting and related fields, in various languages, from the sixteenth century to the present time [Электронный ресурс] / Benjamin Grosbayne. - Brooklyn : Brooklyn college N.Y., 1933 [i.e. 1934]. - 126 Pp. - Режим доступа: http://babel.hathitrust.org/cgi/pt? id=mdp.39015016777156

223. Kolesnik, P. Recognition, Analysis and Performance with Expressive Conducting Gestures [Электронный ресурс] / Paul Kolesnik, Marcelo Wanderley // Proc. of the 2004 International Computer Music Conference (ICMC 2004), Miami,

Florida USA, 2004. - Режим доступа: http://www.idmil.org/_media/wiki/icmc2004_ kolesnik.pdf?id=publications&cache—cache

224. Humphries, L. What to Think About When You Conduct : Perception, Language, and Musical Communication. - 2000. [Электронный ресурс] / Lee Humphries. - Режим доступа: http://thinkingapplied.com/conductingfolder /conducting l.htm

225. Lee, E. Improving Orchestral Conducting Systems in Public Spaces : Examining the Temporal Characteristics and Conceptual Models of Conducting Gestures [Электронный ресурс] / Eric Lee, Marius Wolf, Jan Borchers // Technology, Safety and Community : CHI 2005. The premier international conference for humancomputer interaction. April 2-7, 2005, Portland, Oregon, USA. - Режим доступа: http://hci.rwth-aachen.de/materials/publications/lee2005a.pdf...

226. Nakra, Т. Marrin. Improving upon musical analyses of conducting gestures using computer vision [Электронный ресурс] / Teresa Marrin Nakra, Andrea Salgian, Daniel Tilden // Proceedings of the International Computer Music Conference, SUNY Stony Brook. June 1-5 2010. - Pp. 230-233. - Режим доступа: http://www.dantilden.com/files/papers/conducting.pdf

227. Parton, К. Features of conductor gesture : Towards a framework for analysis within interaction [Электронный ресурс] / Katharine Parton, Guy Edwards // The Second International Conference on Music Communication Science, 3-4 December 2009, Sydney, Australia. - Pp. 71-74. - Режим доступа: http://marcs.uws. edu.au/links/ICoMusic09/index.html

228. Plondke, J. Prepare Yourself for Better Conducting [Электронный ресурс] / James Plondke // Music Educators Journal, Vol. 78, No. 6 (Feb., 1992), Pp. 45-49. -Режим доступа: http://www.i stor.org/stable/3398383

229. Tchaikovsky, ' M. The life & letters of Peter Ilich Tchaikovsky [Электронный ресурс] / M. Tchaikovsky ; edited from the Russian with an introduction by Rosa Newmarch. - London & New York, 1906. - 782 p. - Режим доступа: http://intoclassics.net/news/2011 -05-13-23154

Видеозаписи

230. Перголези, Дж. Stabat Mater / Дж. Перголези ; Le Banquet Celeste. - URL :• http://rutracker.org/forum/viewtopic. php?t= 2738840

231. Чайковский, П. И. Симфонии / П. И. Чайковский ; Дирижер Е. Ф. Светланов. - URL : http://mtracker.org/forum/viewtopic.php?t= 1398587

232. Чайковский, П. И. Симфония № 4 / П. И. Чайковский ; дирижер Г. Н. Рождественский (1971 г.). - URL : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php7t =1892979

233. Чайковский, П. И. Симфония № 5, ми-минор, фрагмент финала : Репетиция / П. И. Чайковский ; Дирижер Г. фон Караян, Оркестр Берлинской филармонии. - URL : http://video. mail.ru/list/sonato4ka/l 09/429.html

234. Шуман, Р. Симфония ре минор, ор 120. / Р. Шуман ; Репетиция ; Дирижер Г. фон Караян, Венский филармонический оркестр. - URL : http://video.mail.rU/list/sonato4ka/l 09/519.html

235. Юбилей И. А. Мусина - 95 лет. - URL : http.7/rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2129252

236. Bach, J. S. Magnificat in D Major. BWV 243a / J. S. Bach ; Conductor and organist Ton Koopman. - Bachfes, Leipzig, 2003. - URL : http://rutracker.org /forum/viewtopic.php?t=758925

237. Bach, J. S. Magnificat / J. S. Bach ; Conductor Herbert von Karajan. - URL : http ://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3 703098

238. Bruckner, A. Great Mass / A. Bruckner ; S. Celibidache in rehearsal. - URL : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2166921

239. Verdi, D. Missa da Requiem / D. Verdi ; Conductor Herbert von Karajan. -URL : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=l068898

240. Mahler, G. Complete Collection, Volume 5 / G. Mahler ; Rehearses Symphonies Nos. 5 & 9; Conductor L. Bernstein. - URL : http://rutracker.org/ forum/viewtopic.php?t=l 534791

241. Monteverdi, Claudio. Vespro della Beata Vergine 1610 / Claudio Monteverdi ; Conductor Helmuth Rilling, Запись 1989 г. - URL : http://rutracker. org/forum/viewtopic.php?t=T755858

242. Tchaikovsky, P. I. Symphony no. 4 in F minor, op. 36 / P. I. Tchaikovsky ; Conductor Leonard Bernstein, NY Philharmonic. - URL : http.7/ rutracker.org/forum/viewtopic.php?t~3595957

243. Tchaikovsky, P. I. Symphonies 4, 5 & 6 / P. I. Tchaikovsky ; Conductor G. Karajan, Berliner Philarmoniker. - URL : http://rutracker.org/forum/viewtopic. php?t=2198626

Фотографии, иллюстрации, репродукции

244. Борх, Герард тер Младший. Молодая женщина и двое мужчин, играющих на теорбе / Герард тер Борх Младший. - Режим доступа: http://www.art-pics.ru

245. Булез (Boulez) Пьер. - URL : http://classicnoty.ru/composers /bulez

246. Дирижирует Леопольд Стоковский // Погружение в классику. - Режим доступа: http://intoclassics.net/news/2011-01 -08-20748

247. Древнерусская певческая школа / С. В. Смоленский // Мусикийская грамматика Николая Дилецкого. - 1910. - С. 4. - Режим доступа: http://relig-library.pstu. ru/modules.php?name=604

248. История костюма в картинках. - Режим доступа: http://gorod.crimea.edu/librari/ ist cost/sred evrop/str 02.html

249. Лазарев Александр / Время новостей, № 183, 6 октября 2009 г. - Режим доступа: http://www.vremya.ru/2009/183/10/238956.html

250. Мельников, В. Теодор Курентзис / В. Т. Мельников // «Коммерсантъ» от 05.09.2008. - Режим доступа: http://relax.ngs.ru/news /тоге/39380

251. Первобытные люди любили петь. - Режим доступа: http://24.ua/news/show/id/ 52453.htm

252. Процессия музыкантов и танцовщиков // Танец от древнейших времен до наших дней : Виртуальная галерея. - Режим доступа: http://www.gallerv. balletmusic.ru/panel/room6/Etrus2.htm

253. Рельеф с изображением музыкантов // Пирамиды древнего Египта. -Режим доступа: http://thepyramids.org/ar_541 039 british_museum_ ancient egypt.htm

254. Репин, И. Портрет А. Г. Рубинштейна / И. Репин // Gallerix : Большая художественная галерея. - Режим доступа: http://gallerix.ru/storeroom/ 2139544816/ N/663190804/

255. Ритуальный танец // Дести : Первобытное искусство. - Режим доступа: http:// kristya-starchikova.narod2.ru

256. Симеонов К. // Сайт семьи Семионовых. - Режим доступа: http://www.simeonovi.kiev.ua

257. Харитонова, А. Ритуальный танец / А. Харитонова. - Режим доступа: http://www.slavyanskaya-kultura.ru/forum/thread412-l. html

258. Чакыров Э. // Бородин А. П. Князь Игорь ; Погружение к классику -Режим доступа: http://intoclassics.net/news/2010-04-09-15477

259. Штраус И. // Энциклопедия Кольера. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc colier/6197

260. Федоренко, В. Владимир Юровский / В. Федоренко // В ГАСО нашли замену Горенштейну // РИА Новости. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2011/10/24/gaso.

261. Юзефович, В. Кристиан Цимерман / В. Юзефович // Без польской гордыни. - URL : http://www.vestnik.com/issues/2000/01Q4/koi/ yuzefovich.htm

262. Эйк, Я. ван. Генсткий алтарь / Хуберт и Ян ванн Эйк // Gallerix: Большая художественная галерея. - Режим доступа: http .7/gallerix.ru/storeroom/ 1888032609/N/1296463247/

263. Spiral model // Wikipedia. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/ Spiralmodel

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.