Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Арутюнов, Владимир Даниилович

  • Арутюнов, Владимир Даниилович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 206
Арутюнов, Владимир Даниилович. Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2017. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Арутюнов, Владимир Даниилович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАПЕЛЬМЕЙСТЕРОВ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

1.1. Развитие дирижерского искусства в России во второй половине XIX - начале XX века и возникновение первых дирижерских классов. Деятельность столичных дирижеров на Кубани в начале XX века

1.2. Коллективное музицирование в ансамблях и оркестрах Черноморского (Кубанского) казачьего войска: музыкальное обучение и

капельмейстеры

ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОРКЕСТРОВОГО ДИРИЖЕРА В МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КУБАНИ

2.1. Музыкально-общественные объединения и музыкальные учебные заведения Екатеринодара в конце XIX - первой четверти XX века: руководители, педагоги и дирижеры

2.2. Развитие музыкального образования на Кубани в советский

период. Формирование дирижерско-оркестровых классов

ГЛАВА III. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОРКЕСТРОВОГО ДИРИЖЕРА НА КУБАНИ

3.1. Преемственность в системе профессиональной подготовки оркестрового дирижера в регионе

3.2. Динамика развития профессиональной подготовки оркестрового дирижера в системе музыкального образования Краснодарского края

3.3. Образовательные технологии в профессиональной подготовке

оркестровых дирижеров на современном этапе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена реальными потребностями музыкального пространства Краснодарского края в сохранении традиций оркестрового исполнительства. Современное оркестровое исполнительство на Кубани формируется в условиях развития системы профессиональной подготовки оркестровых дирижеров и взаимодействия музыкальных образовательных систем.

Становление и развитие системы профессионального образования представляет сложный и многоуровневый процесс, который во многом определяется историко-культурным, социально-экономическим контекстом. Современная система профессионального образования включает в себя помимо федеральных и региональных органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования и обеспечение образовательной деятельности, также образовательные организации, профессионально-творческие, общественные объединения, работодателей и собственно образовательные стандарты, образовательные программы различных уровней. В свою очередь, реализация стандартов, образовательных программ требует особого внимания к разработке современных методик и технологий обучения профессиональному мастерству. На наш взгляд, одно из первостепенных значений в этой системе занимает деятельность учреждений, осуществляющих образовательный процесс, участниками которого являются педагоги и обучающиеся. Возможность изучения различных сторон этого динамичного процесса с учетом региональных условий представляется весьма существенной для его дальнейшего успешного и качественного развития.

В настоящее время оркестровое и инструментально-ансамблевое исполнительское искусство в Краснодарском крае представлено разными

стилями и жанрами: академическое, эстрадное, джазовое, военно-духовое исполнительство и др. Раскрытие феномена формирования дирижерского образования на Кубани обусловлено необходимостью изучения региональных особенностей становления профессионального музыкального образования, выявлением исторических этапов развития оркестров Кубанского казачьего войска и оркестровых коллективов музыкальных учебных заведений. Использование ценных архивных документов и краеведческих материалов способствует глубокому анализу историко-культурных процессов развития оркестрового исполнительства и становления профессионального музыкального образования в регионе. Для обеспечения качественного уровня развития оркестрового исполнительства на Кубани в системе музыкального образования необходимо раскрыть теоретико-практические основы профессиональной подготовки оркестрового дирижера в исторической ретроспективе и на современном этапе. Поэтому исследовательский анализ образовательной системы подготовки оркестровых дирижеров характеризуется практической и теоретической значимостью. Раскрытие лучших дирижерских и оркестровых традиций, заложенных выдающимися зарубежными и отечественными музыкантами, способствует пониманию особой роли преемственных связей в системе профессиональной подготовки оркестровых дирижеров на Кубани. Так, в Программе развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы [2] уделяется большое внимание подготовке профессиональных кадров - преподавателей высшей квалификации в области оркестрового исполнительства, основанной на взаимосвязи трех этапов обучения с целью совершенствования исполнительского мастерства. Принцип преемственности является одним из основополагающих в системе профессионального образования, поэтому весьма существенным моментом представляется изучение особенностей функционирования преемственных связей в профессиональной подготовке оркестровых музыкантов в системе музыкальных учебных заведений края. Таким образом, состояние

оркестрового исполнительства в Краснодарском крае может выступать в качестве основного критерия развития системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера.

Наряду с развитием оркестрово-исполнительского искусства в сфере профессионального музыкального образования стоит задача подготовки специалиста, знающего традиции дирижерского искусства и владеющего механизмом его передачи. Эта сфера деятельности имеет исторические корни, однако специальных исследований, посвященных историческому, теоретическому и практико-аналитическому аспектам формирования системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера, не проводилось: 1) в историческом и теоретико-методологическом аспекте не изучалась профессиональная деятельность капельмейстеров казачьего войскового оркестра в контексте формирования профессиональной подготовки оркестрового дирижера в рассматриваемом регионе; 2) не рассматривалась сущность и природа взаимодействия механизмов дирижерского образования и профессиональной деятельности оркестрового дирижера в образовательной системе и оркестровом исполнительстве Краснодарского края; 3) не ставилась также проблема разработки современных образовательных технологий в системе профессиональной подготовки оркестровых дирижеров на Кубани.

Комплекс мер по модернизации системы музыкального образования в регионе был разработан Министерством культуры Краснодарского края в соответствии с Арт-концепцией развития художественного образования в Краснодарском крае (2008-2020 годы), в которой одной из задач ставится формирование творческой элиты и обращается внимание на наличие «уникальной системы, основанной на высочайших достижениях российской культуры, подготовки творческих кадров: музыкантов, артистов, дирижеров, <...> преподавателей образовательных учреждений культуры и искусства»

В соответствии с данной концепцией модернизации системы музыкального образования возникла необходимость разработать и внедрить современные образовательные технологии в систему профессиональной подготовки оркестровых дирижеров с целью устойчивого развития профессионального образования дирижера и достижения качественно высокого уровня оркестрово-исполнительского искусства в Краснодарском крае. Поэтому не представляется возможным в отрыве от исторического контекста, во многом обусловливающего особенности функционирования системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани, решать задачи совершенствования образования в обозначенной области.

Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани».

Степень изученности. Дирижерская профессия и профессиональная подготовка оркестрового дирижера сегодня является одной из самых малоизученных областей современной искусствоведческой науки и исполнительского искусства. По мнению выдающегося отечественного дирижера К. П. Кондрашина (1914-1981): «Вероятно, нет другой музыкальной специальности, столь мало разработанной в научном отношении, как дирижирование. Существующие пособия знакомят, главным образом, с технологией тактирования, с тем, что обычно называют «основами дирижерской техники» [103, с. 52]. По его же мнению, «теория должна охарактеризовать и систематизировать все стороны дирижерского искусства...», представляя собой «точное соотношение всех средств, употребляемых дирижером для достижения желаемого результата» (цит. по: [76, с. 7]). Многие известные дирижеры-исполнители писали о необходимости создания научных трудов в области дирижерского исполнительства и образования. Выдающийся французский дирижер Игорь

Маркевич (1912-1983) отмечал: «Дирижирование - это тоже наука» (цит. по: [76, с. 10]).

Теоретические аспекты дирижирования, методы работы дирижера с партитурой и оркестром освещаются в трудах Г. Берлиоза [23], Р. Вагнера [46], Б. Вальтера [47], Г. Л. Ержемского [76; 79; 81], А. П. Иванова-Радкевича [89], К. П. Кондрашина [103; 104], Э. Лайнсдорфа [117], Л. Н. Маталаева [128], И. А. Мусина [136; 137], А. М. Пазовского [145], Г. Н. Рождественского [166], Б. Ф. Смирнова [186; 187] и других. Методика профессиональной подготовки дирижера разрабатывалась достаточно интенсивно в трудах зарубежных и отечественных авторов (Г. Шерхен [218; 235], В. Айм [231], Б. Маклерен [234], О. Еремиаш [74], С. А. Казачков [96], Э. Кан [97], М. М. Канерштейн [98], Н. Ф. Колесса [102], Н. А. Малько [125], И. А. Мусин [137], К. А. Ольхов [143; 144], Д. В. Свечков [174] и др.). Различным методам развития мануальных навыков, проблемам самоорганизации, релаксации дирижера посвящены работы Н. А. Малько [125], И. А. Мусина [136; 137]. В исследованиях Б. Ф. Смирнова [186] представлен музыкально-эстетический аспект дирижерского искусства и диалектика творческого взаимодействия дирижера и оркестра. Важные факты из истории возникновения и развития симфонических оркестров и дирижерских классов Петербургской консерватории содержатся в статье А. А. Мурсаловой [135].

Профессиональная работа с оркестровыми коллективами также получила освещение в области музыкальной психологии: в работах дирижеров-педагогов (Г. Л. Ержемский [77; 78; 80], Р. И. Кофман [108]) и в исследованиях отечественных музыковедов (В. В. Медушевский [131], Е. В. Назайкинский [140], В. Г. Ражников [157], Б. М. Теплов [196], Г. М. Цыпин [209] и др).

В историческом аспекте развития музыкального искусства и профессионального музыкального образования на Кубани большую ценность представляют исследования краеведов: И. И. Кияшко [90],

В. А. Жадана [85], Г. П. Борисова [38], С. И. Еременко [75] и А. А. Слепова [75; 90], В. А. Фролкина [205; 206], С. В. Аникиенко1. К сожалению, вопрос о формировании системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани специально не рассматривался. Этот пробел призвана восполнить предлагаемая диссертация.

Объект исследования - дирижерско-педагогическая и оркестрово-исполнительская практика на Кубани.

Предметом исследования является профессиональная подготовка дирижера оркестра в образовательной системе Краснодарского края в исторической ретроспективе и на современном этапе.

Цель исследования - создать целостное представление о процессах формирования системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера в исторически сложившихся преемственных связях исполнительской практики и музыкального образования Кубани.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1) изучить состояние дирижерского искусства в России в конце XIX -начале XX века; выявить исторические факты формирования капельмейстерских классов и дирижерских отделов в столичных консерваториях;

2) рассмотреть деятельность столичных дирижеров на Кубани в контексте оркестрово-исполнительского искусства начала XX века;

3) осветить становление коллективного музицирования в ансамблях и оркестрах Черноморского казачьего войска и выявить особенности музыкального обучения воспитанников оркестра и профессиональной деятельности капельмейстеров;

1 Аникиенко, С. В. Музыкально-общественная и творческая деятельность М. Ф. Гнесина в Екатеринодаре (источниковедческий аспект): дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.02 / Аникиено Сергей Викторович. - Ростов-на-Дону, 2015. - 397 с.

4) представить и обосновать музыкально-просветительскую деятельность и развитие музыкально-общественных объединений на Кубани, как следствие общего подъема культуры России в конце XIX века;

5) охарактеризовать деятельность руководителей, педагогов и дирижеров в связи с открытием музыкальных учебных заведений в Екатеринодаре в конце XIX - первой четверти XX века;

6) рассмотреть развитие музыкального образования на Кубани в советский период, выявить и обосновать специфику формирования дирижерско-оркестровых классов в Краснодарском музыкальном училище;

7) изучить динамику развития преемственных связей в профессиональной подготовке оркестровых дирижеров в регионе как показатель сохранения и развития лучших исполнительских и педагогических традиций;

8) показать особенности профессиональной подготовки оркестрового дирижера в системе музыкального образования Краснодарского края на основе научно-практического анализа и статистических данных;

9) разработать и апробировать образовательные технологии профессиональной подготовки оркестровых дирижеров в образовательной системе «колледж-вуз».

Материалом исследования являются: 1) архивные материалы и документы по историко-культурным процессам Екатеринодара и Кубани, искусствоведческие, социологические, музыковедческие работы исследователей по теме работы; 2) программные и репертуарные списки оркестровых коллективов, заявленных в базе исследования; 3) инструментовки и оркестровые переложения, представляющие наибольшую художественную ценность в исполнительстве оркестровых коллективов региона; 4) материалы работы в составе экспертных комиссий краевых фестивалей-конкурсов, творческое участие в краевых фестивалях искусств «Кубанская музыкальная весна»; 5) результаты художественного руководства, репетиционной и концертной работы со сводным

симфоническим оркестром преподавателей оркестровых отделений детских школ искусств Краснодарского края; 6) результаты профессиональной работы со сводным ансамблей скрипачей преподавателей и учащихся ДМШ и ДШИ края; 7) результаты методической, художественно-творческой работы и руководства симфоническим оркестром Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова; 8) результаты художественного руководства и концертной деятельности симфонического оркестра факультета консерватории ФГБОУ ВО «Краснодарского государственного университета культуры и искусств»2; 9) результаты репетиционной и концертной работы в должности дирижера (2001-2009 гг.) Кубанского симфонического оркестра «Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л. Г. Гатова»; 10) шефская, кураторская работа с преподавателями и учащимися оркестровых отделений ДМШ и ДШИ Краснодарского края; 11) статистические данные исследования программных и репертуарных списков учебной дисциплины «Дирижирование» за последних три года в КМК им. Н. А. Римского-Корсакова; 12) статистические данные контингента обучающихся на оркестровых отделениях и кафедрах образовательных учреждений Краснодарского края.

Методология исследования. Для достижения исследовательских целей в работе использован комплекс методов: а) аналитические (анализ теоретических данных из различных областей краеведения, культурологии, искусствоведения, психологии и методики преподавания дирижерско-оркестровых дисциплин с целью определения стратегии исследования, сравнительный анализ образовательных программ и материалов); б) эмпирические (метод наблюдения и сопоставления в профессионально-коммуникативной деятельности оркестровых дирижеров, экспертный опрос руководителей и методистов системы профессионального музыкального

2 В соответствии с Приказом министерства культуры РФ № 1910 от 03.07.2015 года Краснодарский государственный университет культуры и искусств переименован в Краснодарский государственный институт культуры.

образования); в) статистические методы анализа. Кроме того, учитывая многогранность дирижерской профессии, в процессе исследования привлекались разработки и подходы из смежных научных дисциплин: в области психологии (психологии творчества, социальной психологии, психолингвистики); педагогики (общей и специальной, музыкальной и дирижерской); исторической культурологии (развития музыкальной культуры Кубани, развития национальных культур Кубани, сохранения национальных основ и национальной самобытности). В ходе исследования применялся метод анализа архивных материалов и документов, связанных с социально-культурными процессами в регионе в исторической ретроспективе и на современном этапе.

База исследования - профессиональные образовательные центры: оркестровые отделения и кафедры ГБПОУ КК «Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова» и ФГБОУ ВО «Краснодарского государственного института культуры», образовательные учреждения дополнительного образования детей ДМШ и ДШИ Краснодарского края, оркестровые коллективы Государственного академического ордена Дружбы народов «Кубанского казачьего хора» (в ретроспективе), «КТО «Премьера» им. Л. Г. Гатова», ГКБУК КК «Краснодарской филармонии им. Г. Ф. Пономаренко».

Научная новизна работы состоит в том, что впервые:

- изучена и охарактеризована деятельность руководителей, педагогов и дирижеров, повлиявших на становление профессиональной подготовки оркестровых дирижеров в открывшихся музыкальных учебных заведениях Екатеринодара в конце XIX - первой четверти XX века;

- выявлено и обосновано возникновение дирижерско-оркестровых классов в Краснодарском музыкальном училище в русле развития музыкального образования в регионе в советский период;

- рассмотрены этапы формирования системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани;

- теоретически обоснована и апробирована в практической работе методика профессиональной подготовки дирижера оркестра в системе «колледж-вуз», отражающая целостность исследуемого процесса;

- выявлены и научно обоснованы организационно-методические условия: а) обеспечения преемственности в системе профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани; б) формирования единой образовательной программы подготовки дирижера оркестра в профессиональной системе «колледж-вуз»; в) ориентации в образовательных технологиях подготовки дирижеров на межпредметную интеграцию.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: рассмотренные историко-теоретические основы формирования профессиональной деятельности капельмейстеров в Черноморском (Кубанском)3 казачьем войске способствуют раскрытию многогранности дирижерской профессии, расширению проблем исследования в смежных научных дисциплинах: в области музыкальной психологии и педагогики, исторической культурологии (развития музыкальной культуры региона). Полученные в результате исследования данные расширяют и углубляют представления о пока что мало изученном дирижерско-оркестровом искусстве Кубани как музыкально-художественном явлении. Данная работа может выступить в качестве исходного пункта для последующих исследований феномена дирижерской педагогической деятельности и способствовать развитию современной образовательной системы профессиональной подготовки оркестровых дирижеров.

Практическая значимость работы определяется возможностью широкого применения ее результатов с целью расширения и углубления содержания профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани. Результаты исследования могут быть использованы: 1) в образовательной системе профессиональной подготовки специалистов

3 В 1860 году Александр II подписал Указ о создании Кубанской области. В результате объединения в ее состав вошли земли Черноморского казачества, 6 бригад линейного казачьего войска и Закубанье.

среднего и высшего уровней образования; 2) в образовательном процессе для разработок методических подходов, рекомендаций, а также для руководителей и дирижеров оркестров при написании методических и хрестоматийных пособий. Результаты исследования влияют на развитие профессионально-коммуникативных качеств дирижера оркестра. Практическая ценность материалов и выводов научно-практической работы заключается в возможности их использования в образовательном процессе вуза, в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей оркестрового дирижирования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Деятельность капельмейстеров казачьего войскового оркестра способствовала становлению профессионального образования оркестрового дирижера.

2. Высокий уровень оркестрового исполнительства, дирижерско-педагогической практики в оркестрах Кубанского казачьего войска послужил причиной для развития профессиональных связей с музыкальными центрами по подготовке оркестровых музыкантов, формирования условий для приглашения на капельмейстерскую службу дирижеров из Западной Европы и создания предпосылок к разделению «Музыкантского хора»4 на два коллектива: духовой и симфонический оркестры.

3. Влияние зарубежных и отечественных традиций на профессиональную подготовку оркестровых исполнителей и капельмейстеров в Черноморском (Кубанском) казачьем хоре связано с педагогической деятельностью выдающихся музыкантов - представителей Харьковского университета, Пражской, Петербургской и Московской консерваторий.

4. Высокий уровень исполнительской, педагогической и музыкально-просветительской деятельности дирижеров, педагогов, руководителей музыкальных учебных заведений Кубани определил устойчивое развитие

4 «Музыкантским хором» в казачьем войске назывался оркестровый коллектив.

профессиональной подготовки оркестрового дирижера и оркестрового исполнительства в регионе.

5. Концепция преемственных связей в развитии музыкальных учебных заведений Краснодарского края способствует разработке современных образовательных технологий в профессиональной деятельности оркестрового дирижера в образовательной системе «колледж-вуз».

6. Разработанные инновационные образовательные технологии профессиональной подготовки оркестрового дирижера (личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные и профессионально-коммуникативные технологии) конкретизируют требования к его профессиональной деятельности и способствуют положительной динамике развития системы подготовки оркестровых дирижеров на Кубани.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2005 по 2017 гг. В ходе первого этапа исследования (2005-2009 гг.) были теоретически осмыслены проблема, тема, цель, объект и предмет исследования. Изучены программы, научно-методическая литература, специальные исследования, архивные материалы и документы, публикации в периодической печати, касающиеся развития дирижерского искусства в России в конце XIX - начале XX века, развития оркестрового исполнительства и музыкального образования на Кубани. Данный этап был завершен разработкой концептуальных основ исследования.

На втором этапе исследования (2009-2013 гг.) осуществлялись: а) корректировка концептуальных основ исследования, изучение специфики становления и развития системы профессиональной подготовки оркестрового дирижера на Кубани в историческом аспекте, сравнительный анализ образовательных программ по предметам музыкально-теоретического, дирижерско-оркестрового циклов в колледже и ВУЗе; б) создание образовательных программ по предметам дирижерско-оркестрового цикла в системе «колледж-вуз» с учетом их преемственной связи.

Третий этап исследования (2013-2017 гг.) был связан: а) с изучением государственных образовательных стандартов, организацией и проведением образовательного процесса в системе профессиональной подготовки оркестровых дирижеров на основе разработанных современных технологий обучения и выявлением преемственных связей; б) с внедрением современных образовательных технологий в методику организации репетиционной и концертно-исполнительской деятельности оркестровых коллективов образовательной системы «колледж-вуз»; в) с обработкой и систематизацией результатов научно-практической работы, статистического анализа развития системы профессиональной подготовки оркестровых дирижеров на Кубани, подготовкой выводов, научно-методических рекомендаций и рукописи диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается формированием исходных теоретико-методологических позиций, она подтверждается сочетанием количественного и качественного анализа. Обоснованность результатов исследования подтверждается опорой на данные разных отраслей современной науки: искусствоведения, музыковедения, педагогики, психологии, социологии, культурологии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах проведения научной работы по нескольким направлениям: диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре истории музыки РГК им. С. В. Рахманинова; помимо публикаций результатов исследовательских материалов (в числе которых - печатные работы в рекомендованных ВАК изданиях), отдельные положения диссертации были изложены в научном докладе на Международной конференции «Музыкальное и художественное творчество в контексте фестиваля-конкурса Краснодарская камерата» (Краснодар, 2013 г.). Также полученные данные использовались в педагогической деятельности автора работы: преподавание дирижерско-оркестровых дисциплин и руководство симфоническим оркестром в Краснодарском музыкальном колледже им. Н. А. Римского-Корсакова;

преподавание дирижерско-оркестровых дисциплин и руководство симфоническим оркестром Краснодарского государственного университета культуры и искусств; разработке и внедрении в образовательный процесс подготовки оркестровых дирижеров авторского лекционного курса «История оркестрового исполнительства на Кубани», рабочих и образовательных программ («Дирижирование», «Оркестровый класс», «Дирижерская практика» для студентов КГУКИ; «Оркестр», «Инструментоведение» для студентов Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова); проведении мастер-классов и открытых занятий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Арутюнов, Владимир Даниилович, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. - Постановление Правительства РФ от 8 января 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: government.ru/docs/18268/. - Дата обращения: 28.08.2016.

2. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы. - Утв. Минкультуры РФ 29.12.2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base.garant.ru/71182808/. - Дата обращения: 14.06.2016.

3. Закон Краснодарского края о культуре от 3 ноября 2000 г. № 325 // Информ. бюл. Законодат. собр. Краснодар. края. - 2001, № 20. - С. 18-26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/. -Дата обращения: 26.05.2016.

4. Арт-концепция развития художественного образования в Краснодарском крае (2008-2020 годы): Постановление коллегии. - 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: izumzum.ru/health/art-koncepciya-razvitiya. - Дата обращения: 02.08.2016.

5. Абдуллина, О. А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски [Текст] / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. - 1996. - № 1. - С. 73-77.

6. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 432 с.

7. Абдуллин, Э. Б. Теория и методика преподавания музыки / Э. Б. Абдуллин // Музыкальное образование: методическая подготовка учителя музыки. - М., 2000. - С. 146-198.

8. Абрамова, Н. Т. Целостность и управление / Н. Т. Абрамова. - М., 1974. -248 с.

9. Алексеев-Борецкий, А. А. Николай Иванович Заремба / А. А. Алексеев-Борецкий. - СПб.: Береста, 2011. - 252 с.

10. А. Н. Дроздов в Екатеринодаре (1911-1916). Статьи, лекции, письма / Ред.-сост. М. А. Дроздова; ред. Л. Н. Красова. - Краснодар, 2008. - 128 с.

11. Аносов, Н. П. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания / Н. П. Аносов // Сост. Варунц В. П. - М., 1978. - 215 с.

12. Арзаманов, Ф. Г. О постановке педагогических исследований в музыкальном вузе / Ф. Г. Арзаманов // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. - М., 1979. - С. 19.

13. Артеменкова, Т. А. Управление образовательным учреждением начального и среднего профессионального образования сферы культуры: теоретико-методологические основы: автореф. дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Артеменкова Татьяна Анатольевна. - М., 2002. - С. 21.

14. Артур Никиш и русская музыкальная культура / Воспоминания, письма, статьи; сост. Л. М. Кукателадзе. - Л., 1975. - 198 с.

15. Артуро Тосканини. Исполнительское искусство зарубежных стран; сост., предисл. и ред. Г. Эдельмана. - М., 1971. - Вып. 6. - 312 с.

16. Асафьев, Б. В. Избранные труды о русской музыке / Б. В. Асафьев. - М.: Музгиз, 1952. - 79 с.

17. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - Л., 1971. - 376 с.

18. Багриновский, М. М. Дирижерская техника рук / М. М. Багриновский. -М., 1947. - 294 с.

19. Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры [Текст] / Э. А. Баллер // АН СССР. Ин-т философии. - М.: Наука, 1969. - 294 с. - Библиогр.: С. 268292.

20. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л. А. Баренбойм // Статьи и очерки. - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.

21. Бацын, В. К. Реформа образования в Российской Федерации: 1990-1994 / В. К. Бацын. - М.: Педагогика, 1995. - С. 215.

22. Белик, П. А. Методика преподавания дисциплин дирижерского профиля / П. А. Белик // Авторская программа для кафедр и факультетов народных инструментов музыкальных вузов. - Астрахань, 2002. - С. 13.

23. Берлиоз, Г. Дирижер оркестра / Г. Берлиоз // Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. - М., 1972. - С. 510-524.

24. Берлиоз, Г. Избранные статьи / Г. Берлиоз // Вступ. ста-тья и прим. В.Н.Александровой и Е. Ф. Бронфин. - М., 1956. - 406 с.

25. Бернстайн, Л. Музыка - всем / Л. Бернстайн. - М., 1978. - 258 с.

26. Бернштейн, Н. А. Современные данные о структуре нервно-двигательного процесса / Н. А. Бернштейн // Сборник «Музыканту-педагогу». - М.-Л., 1939. - С. 207-231.

27. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - М., 1947.

- 255 с.

28. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.

- М., 1989. - С. 5.

29. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры / В. С. Библер // Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - С. 261.

30. Библер, В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура / В. С. Библер. - М.: Прогресс, 1991. - С. 85.

31. Блинова, А. С. Культура речи и речевой этикет преподавателя вуза как компонент педагогической культуры / А. С. Блинова // Преподаватель высшей школы в XXI веке: Междунар. науч.-практ. интернет-конф. - Ростов н/Д, 2009-2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.t21.rgups.ru/archive/doc2007/1/04.doc. - Дата обращения: 18.05.2016.

32. Богданов-Березовский, В. В. Советский дирижер (Е. А. Мравинский) / В. В. Богданов-Березовский. - М., 1956. - 284 с.

33. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. - Ростовский ГУ, 1983. - 172 с.

34. Бодалев, А. А. Личность и общение. Избранные труды / А. А. Бодалев. -М., 1983. - 272 с.

35. Божович, Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 108-116.

36. Бондаревская, Е. В. и др. Развитие образования в Южном федеральном округе / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 29.

37. Бондаревская, Е. В. и др. Развитие образования в Южном федеральном округе / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 28-30.

38. Борисов, Г. П. Музыкальная культура Екатеринодара с начала XIX века по 1920 год: автореф. дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.02 / Борисов Георгий Петрович. - М., 1992. - 23 с.

39. Боулт, А. Мысли о дирижировании / Исполнительское искусство зарубежных стран // А. Боулт. - М., 1975. Вып. 7. - С. 191-284.

40. Бочкарев, Л. Л. Психологические основы музыкального обучения: методическая разработка / Л. Л. Бочкарев. - Киев: НМК МК УССР, 1981. - 33 с.

41. Браудо, И. Артикуляция / И. Браудо. - Л., 1961. - 199 с.

42. Брудный, А. А. О проблеме коммуникации / А. А. Брудный // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 165182.

43. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. - М., 1983. - 96 с.

44. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ / А. В. Брушлинский. - М., 1979. - 230 с.

45. Буш Фриц. Из жизни музыканта / Фриц Буш. - Л., 1983. - 183 с.

46. Вагнер, Р. О дирижировании / Р. Вагнер // Пер. с нем. Коптяева. - СПб.: Изд-во. П. И. Юргенсона, 1900. - 97 с.

47. Вальтер, Б. О музыке и музицировании / Б. Вальтер // Исполнительское искусство зарубежных стран. - М., Музгиз, 1962. Вып. 1. - 176 с.

48. Ведута, В. Н. История Кубани: краткий очерк / В. Н. Ведута. - Краснодар, 2003. - 260 с.

49. Вейнгартнер, Ф. О дирижировании / Ф. Вейнгартнер. - Л., «Тритон», 1927. - 46 с.

50. Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска (1811-1911 годы). Ист. очерк столетия их существования; сост. есаул Ив. Ив. Кияшко // Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки; сост. и ред. проф. В. Г. Захарченко. - Краснодар: Диапазон-В, 2006. - С. 7-94.

51. Вуд Генри. О дирижировании / Генри Вуд [пер. с англ., предисл. и примеч. Н. П. Аносова]. - М., Музгиз, 1958. - 104 с.

52. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - 3-е изд., общ. ред. В. В. Иванова. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

53. Гаук, А. В. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников / А. В. Гаук. - М., 1975. - 262 с.

54. Гинзбург, Л. М. На пути к теории. Дирижерское исполнительство / Л. М.Гинзбург. - Сов. музыка, 1972. - № 4. - С. 66-74.

55. Гинзбург, Л. М. Избранное: Дирижеры и оркестры. Вопросы теории и практики дирижирования / Л. М. Гинзбург. - М.: Сов. композитор, 1981. -302 с.

56. Глинский, М. Очерки по истории дирижерского искусства / М. Глинский.

- Музыкальный современник. - 1916. - Кн. 3. - 124 с.

57. Годник, С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы / С. М. Годник. - Воронеж, 1981. - С. 23.

58. Голованов, Н. С. Сборник статей и воспоминаний / Н. С. Голованов; сост. Е. Грошева, В. Руденко. - М., 1982. - 296 с.

59. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов.

- М.: «Наука», 1980. - 238 с.

60. Григорьев, Л. Г., Платек Я. М. Современные дирижеры: справочник / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек. - М., 1969. - 323 с.

61. Гримак, Л. П. Общение с собой. Начала психологической активности / Л. П. Гримак. - М., 1991. - 320 с.

62. Гринин, В. В., Ладыгина, А. Б. О преемственности в искусстве / В. В. Гринин, А. Б. Ладыгина. - М., 1982. - 63 с.

63. Грум-Гржимайло, Т. Н. Об искусстве дирижера / Т. Н. Грум-Гржимайло.

- М., 1973. - 40 с.

64. Грум-Гржимайло, Т. Н. Музыкальное исполнительство / Т. Н. Грум-Гржимайло. - М., 1984. - 158 с.

65. Гумилев, Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. - СПб., 2002. - 347 с.

66. Гузеев, В. В. Лекции по педагогической технологии [Текст] / В. В. Гузеев.

- М.: Знание, 1992. - 60 с.

67. Гуренко, Е. Г. Проблемы художественной интерпретации / Е. Г. Гуренко.

- Новосибирск, 1982. - 256 с.

68. Дирижерское исполнительство: практика, история, эстетика; ред.-сост., автор вступ. статьи, дополн. и коммент. Лео Гинзбург. - М., 1975. - 619 с.

69. Дмитриев, Г. П. О драматургической выразительности оркестрового письма / Г. П. Дмитриев. - М., 1981. - 176 с.

70. Дьяченко, В. К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология / В. К. Дьяченко. - Красноярск: КК ИПК РО, 1998. - 436 с.

71. Дьяченко, В. К. Коллективный способ обучения: дидактика в диалогах / В. К. Дьяченко. - М.: Народное образование, 2004. - 352 с.

72. Евгений Светланов. Дирижер. Композитор. Пианист; сост. П. В. Лукьянченко. - М., 1987. - 157 с.

73. Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. - М., 1951. - 239 с.

74. Еремиаш, О. Практические советы по дирижированию / О. Еремиаш. -М., 1964. - 72 с.

75. Еременко, С. И., Слепов, А. А. Музыка и музыканты Екатеринодара. Статьи и очерки / С. И. Еременко, А. А. Слепов. - Краснодар, Издательство «Эоловы струны», 2005. - 176 с.

76. Ержемский, Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования / Г. Л. Ержемский. - Санкт-Петербург, 1993. - 263 с.

77. Ержемский, Г. Л. Психология дирижирования / Г. Л. Ержемский. - М., 1988. - 80 с.

78. Ержемский, Г. Л. Дирижеру XXI века. Психолингвистика профессии / Г. Л. Ержемский. - Санкт-Петербург, 2007. - 240 с.

79. Ержемский, Г. Л. О строении деятельности дирижера. Деятельность и психологические процессы / Г. Л. Ержемский. - АПН, 1977. - 20 с.

80. Ержемский, Г. Л. Психологические механизмы исполнительских действий дирижера / Г. Л. Ержемский // Психол. журнал. - 1983. - № 2. - С. 49-56.

81. Ержемский, Г. Л. Дирижирование как неречевое общение / Г. Л. Ержемский // Личность в системе общественных отношений. - АН СССР. - М., 1983. - С. 741-742.

82. Ерофеева, М. А. Введение в гендерную педагогику: учебное пособие / М. А. Ерофеева, О. В. Коповая, И. В. Смотрова. - М.: «Спутник», 2004. - 60 с.

83. Ерофеева, М. А. Поэтапная педагогическая диагностика: тезисы статей преподавателей и аспирантов / М. А. Ерофеева. - Балашов, 1998. - С. 16.

84. Ерофеева, М. А. Общие основы педагогики: конспект лекций / М. А. Ерофеева. - Балашов, 2003. - 58 с.

85. Жадан, В. А. Музыкальная культура Кубани XIX - начала XX столетия: исторический аспект: дисс. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Жадан Виктор Андреевич. - Краснодар, 1997. - 308 с.

86. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - М., 1982. - 159 с.

87. Жураковский, В. Вузовский преподаватель сегодня и завтра / В. Жураковский, В. Приходько, И. Федоров // Высшее образование в России.

- 2000. - № 3. - С. 3-12.

88. Задерацкий, В. В. Потерявшаяся страница культуры: очерк первый / В. В. Задерацкий. - Музыкальная академия, 2005. - № 3. - С. 75-83 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.library.omsu.ru/.../cgiirbis_64.exe. - Дата обращения: 20.02.2016.

89. Иванов-Радкевич, А. П. О воспитании дирижера / А. П. Иванов-Радкевич.

- М., 1973. - 96 с.

90. Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки; сост. и общ. ред. проф. В. Г. Захарченко. - Краснодар: Диапазон-В, 2006. - 312 с.

91. Имханитский, М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры / М. И. Имханитский. - М., 1987. - 190 с.

92. Искусство Артуро Тосканини. Воспоминания. Биографические материалы; сост. Лев Тарасов. - Л., 1974. - 272 с.

93. Каган, М. С. Искусство и общение / М. С. Каган // Институт театра музыки и кинематографии. - Л., 1984. - С. 20-27.

94. Каган, М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

95. Каган, М. С., Эткинд, А. М. Общение как ценность и как творчество / М. С. Каган, А. М. Эткинд // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 25-33.

96. Казачков, С. А. Дирижерский аппарат и его постановка: учебное пособие / С. А. Казачков. - М., 1967. - 111 с.

97. Кан, Э. Элементы дирижирования / Э. Кан. - М., 1980. - 216 с.

98. Канерштейн, М. М. Вопросы дирижирования / М. М. Канерштейн. - М., 1972. - 253 с.

99. Кан-Шпейер, Р. Руководство по дирижированию / Р. Кан-Шпейер // Дирижерское исполнительство. - М., 1976. - 82 с.

100. Кияшко, И. И. Войсковые певческий и музыкантский хоры Кубанского казачьего войска (1811-1911 годы) / И. И. Кияшко // Из истории Кубанского

казачьего хора; сост. и общ. ред. В. Г. Захарченко. - Краснодар, 2006. - С. 796.

101. Клемперер Отто. Беседы об искусстве / Отто Клемперер. - Сов. Музыка, 1989. - № 2. - С. 92-108.

102. Колесса, Н. Ф. Основы техники дирижирования / Н. Ф. Колесса. - Киев, 1981. - 207 с.

103. Кондрашин, К. П. О дирижерском искусстве / К. П. Кондрашин. - Л.; М., 1970. - 118 с.

104. Кондрашин, К. П. Мир дирижера (Технология вдохновения) / К. П. Кондрашин // Беседы с кандидатом психологических наук В. Г. Ражниковым. - Л., 1976 г. - 192 с.

105. Коржуев, А. В. Подготовка преподавателя высшей школы [Текст] // А. В. Коржуев. - Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 53-58.

106. Корнилова, Л. А. Развитие перцептивных педагогических способностей в процессе профессионально-педагогической подготовки в технологическом университете: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Корнилова Людмила Аркадьевна. - Краснодар, 2002. - С. 22.

107. Косачева, Р. Наш современник. Из бесед с Г. Н. Рождественским: о музыкальном искусстве и творчестве дирижера / Мастерство музыканта-исполнителя // Р. Косачева. - М., 1976. - Вып. 2. - С. 291-334.

108. Кофман, Р. И. Воспитание дирижера: психологические особенности / Р. И. Кофман. - Киев, 1986. - 125 с.

109. К 100-летию Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова. - Краснодар, 2006. - 32 с.

110. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. - М., 1968. - 432 с.

111. Кубанский оркестр в Екатеринодаре // Кубанские областные ведомости. 1901. 15 авг. [Цит.] / Слепов А. А. Войсковой музыкантский хор [Текст] // Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки; сост. и общ. ред. проф. В. Г. Захарченко. - Кр.: Диапазон-В, 2006. - С. 180.

112. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М., 1990. - 119 с.

113. Кулаковская, Н. А. Профессионально-личностное воспитание студентов технического вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / Кулаковская Наталья Анатольевна. - Спб., 2003. - С. 22.

114. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему [Текст]; отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. - М.: Либерея, 1998. - С. 296.

115. Куликов, В. Н. Психология внушения / В. Н. Куликов. - ИвГУ, 1978. -79 с.

116. Краевой учебно-методический центр: материалы краевого семинара-совещания руководителей образовательных учреждений культуры и искусства Краснодарского края. - Краснодар: КУМЦ, 2011. - С. 9-13.

117. Лайнсдорф, Э. В защиту композитора: альфа и омега искусства интерпретации / Э. Лайнсдорф. - М.: Музыка, 1988. - 303 с.

118. Лист, Ф. Письмо о дирижировании [Текст] / Ф. Лист // Избранные статьи. - М., 1959. - С. 157-159.

119. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - М., 1998. - С. 77.

120. Лихачев, Д. С. Об актуальности проблемы общения в современном искусствознании / Искусство и общение: сборник научных трудов // Д. С. Лихачев. - Л., 1984. - С. 5-14.

121. Лихачев, Д. С. О национальном характере русских / Д. С. Лихачев // Вопросы философии. - М.: Наука, 1990. - № 4. - С. 3-6.

122. Лозанов, Г. К. Суггестология / Г. К. Лозанов. - София: Наука и искусство, 1971. - 517 с.

123. Малер Густав. Письма. Воспоминания / Густав Малер. - М., 1964. - 635 с.

124. Малько, Н. А. Воспоминания. Статьи. Письма / Н. А. Малько. - Л., 1972. - 383 с.

125. Малько, Н. А. Основы техники дирижирования / Н. А. Малько. - М.; Л., 1965. - 219 с.

126. Марквардт, К. Г. Методические указания для преподавателей по совершенствованию учебного процесса [Текст] / К. Г. Марквардт, А. А. Андреев, Н. Н. Привезенцев. - М.: МИИЭИТ, 1983. - Вып. 2. - С. 23.

127. Маркова, А. Н. Психология профессионализма / А. Н. Маркова. - М., 1996. - С. 308.

128. Маталаев, Л. Н. Основы дирижерской техники / Л. Н. Маталаев. - М., 1986. - 206 с.

129. Материалы XI Международного фестиваля современной музыки «Московский форум» // Комментарии к программе «Русский авангард: премьеры, отложенные на столетие» (22.09.2008) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-37656. - Дата обращения: 26.01.2016.

130. Матова, М. А. Леволатеральность сенсомоторных функций и познавательные способности подростков. Леворукость у детей и подростков / М. А. Матова. - М.: Мир, 1987. - С. 51-54.

131. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. - М., 1976. - 254 с.

132. Мелик-Пашаев, А. Ш. Воспоминания. Статьи. Материалы; сост. Р. В. Глезер, М. С. Шмелькина, А. А. Мелик-Пашаев. - М., 1976. - 303 с.

133. Минаев, Е. А. О применении методов статистики в исследовании организации фортепианного педагогического репертуара [Текст] / Межвуз. сб. трудов: ГМПИ им. Гнесиных // Е. А. Минаев. - М., 1977. - Вып. XXXII. -С. 40-55.

134. Музыкальная психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкальная психология. - Дата обращения: 16.03.2016.

135. Мурсалова, А. А. Из истории симфонических оркестров Петербургской консерватории [Текст] / А. А. Мурсалова. - Мшюш. - 2013. - № 1. - С. 3-12 [Электронный каталог]. - Режим доступа: http://www.conservatory.ru/node/2988. - Дата обращения: 20.07.2016.

136. Мусин, И. А. Техника дирижирования / И. А. Мусин. - Л., 1967. - 352 с.

137. Мусин, И. А. О воспитании дирижера / И. А. Мусин. - Л., 1987. - 247 с.

138. Мюнш, Ш. Я - дирижер / Ш. Мюнш. - М., 1982. - 64 с.

139. Мясковскому посвящается: к 120-летию со дня рождения Н. Я. Мясковского / Проф. Е. Б. Долинская. - Российский музыкант, 2001.-№ 5 (1204) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.myaskovsky.ru. - Дата обращения: 12.04.2016.

140. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. - М., 1972. - 384 с.

141. Направник, Э. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма / Э. Направник. - Л., 1959. - 448 с.

142. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. - М., 1961. - 319 с.

143. Ольхов, К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров / К. А. Ольхов. - Л., 1979. - С. 124-198.

144. Ольхов, К. А. Теоретические основы дирижерской техники / К. А. Ольхов. - Л., 1990. - 200 с.

145. Пазовский, А. М. Записки дирижера / А. М. Пазовский. - М., 1968. - 556 с.

146. Пазовский, А. М. Дирижер и певец / А. М. Пазовский. - М., 1959. - 157 с.

147. Петров, В. М. Русский народный оркестр в контексте музыкальной культуры / В. М. Петров // Информ. бюллетень «Народник». - М., 2001.- № 2 (34) - С. 3-6.

148. Педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие под ред. Смирнова С. А. - М., 2000. - 512 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alleng.rU/d/ped/ped018. - Дата обращения: 29.08.2016.

149. Перельман, Н. Е. Научить размышлять у рояля / Художественное творчество // Н. Е. Перельман. - Л.: Наука, 1983. - С. 186-188.

150. Пигров, К. Руководство хором / К. Пигров. - М., 1964. - 220 с.

151. Поздняков, А. Б. Дирижер-аккомпаниатор / А. Б. Поздняков. - Институт им. Гнесиных. - М., 1975. - 65 с.

152. Поляков, О. И. Язык дирижирования / О. И. Поляков. - Киев, 1987. - 94 с.

153. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 303 с.

154. Преемственность в обучении. Педагогический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2565/. -Дата обращения: 29.08.2016.

155. Преемственность // Большая Советская Энциклопедия. - М., 1975. - С. 514-515.

156. Раабен, Л. Н. Система, стиль, метод / Критика и музыкознание // Л.Н.Раабен. - Л., 1975. - С. 81.

157. Ражников, В. Г. Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни / В. Г. Ражников. - М., 1989. - 256 с.

158. Равичер, Я. И. Василий Ильич Сафонов / Я. И. Равичер. - М.: Музгиз, 1959. - 368 с.

159. Рахлин, Натан: Статьи. Интервью. Воспоминания / Натан Рахлин. - М., 1990. - 191 с.

160. Решетова, З. А. Психологические основы профессионального обучения: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Решетова Зоя Алексеевна. - М.: МГУ, 1985. - 207 с.

161. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. Римский-Корсаков // Полное собрание сочинений: литературные

произведения и переписка. Т. I; подг. А. В. Оссовским, В. Н. Римским-Корсаковым. - М.: Музгиз, 1955. - 400 с.

162. Римский-Корсаков, Н. А. Основы оркестровки: Т. I [Текст] - 180 с. // Т. II [Партитурные образцы] / Н. А. Римский-Корсаков. - Рос. муз. изд. Типография М. М. Стасюлевича, 1913. - 333 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/601094/. - Дата обращения: 18.01.2017.

163. Римский-Корсаков, Н. А. Эпидемия дирижерства / Т. II. Полн. собр. соч. // Н. А. Римский-Корсаков. - М., 1963. - С. 31-39.

164. Римский-Корсаков, Н. А. О музыкальном образовании / Т. II. Полн. собр. соч. // Н. А. Римский-Корсаков. - М., 1963. - С. 175-212.

165. Робинсон, П. Караян / П. Робинсон. - М., 1981. - 168 с.

166. Рождественский, Г. Н. Дирижерская аппликатура / Г. Н. Рождественский. - Л., 1974. - 103 с.

167. Рождественский, Г. Н. Мысли о музыке / Г. Н. Рождественский. - М., 1975. - 199 с.

168. Рузавин, Г. И. Понимание как коммуникативная деятельность / Г. И. Рузавин // Вопросы философии. - 1986. - № 7. - С. 74-76.

169. Садовничий, В. А. Размышления о доктрине развития образования в России / В. А. Садовничий. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - С. 8-10.

170. Самосуд, С. А. Статьи. Воспоминания. Письма / С. А. Самосуд. - М., 1984. - 231 с.

171. Сараджев, К. С. Статьи, воспоминания / К. С. Сараджев. - М., 1962. -190 с.

172. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология управления / А. Л. Свенцицкий. - ЛГУ, 1986. - 176 с.

173. Светланов, Е. Ф. Музыка сегодня: сборник статей, рецензий, очерков / Е. Ф. Светланов. - М.: Сов. композитор, 1976. - 192 с.

174. Свечков, Д. В. Духовой оркестр / Д. В. Свечков. - М., 1971. - 208 с.

175. Свитов, В. И. Искусство дирижирования / В. И. Свитов. - Самара, 2011. - 199 с.

176. Серпер, Ю. «Три сестры.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vestnik.com/issues/2002/1211/win/serper. - Дата обращения: 29.08.2016.

177. Сивизьянов, А. С. Проблемы мышечной свободы дирижера хора / А. С. Сивизьянов. - М., 1983. - 55 с.

178. Сидельников, Л. С. Симфоническое исполнительство: эстетика и теория. Исторический очерк / Л. С. Сидельников. - М., 1991. - 309 с.

179. Сидельников, Л. С. Отечественное симфоническое исполнительство: проблемы и история / Л. С. Сидельников // Муз. исполнительство и современность. - М., 1988. - Вып. 1. - С. 87-127.

180. Сидельников, Л. С. Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио [Текст]: биография коллективная / Л. С. Сидельников. - М., 1981.

181. Симонов, П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций / П. В. Симонов. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 139 с.

182. Сластенин, В. А. Проблемы формирования содержания педагогического образования на современном этапе / В. А. Сластенин, Л. Г. Семушина // Формирование личности учителя: сб. науч. трудов. - М., 1995. - С. 24-33.

183. Слепов, А. А. Музыкальные классы, музыкальное училище Екатеринодарского отделения ИРМО / А. А. Слепов, С. И. Еременко // Музыка и музыканты Екатеринодара: статьи и очерки. - Краснодар, «Эоловы струны». 2005. - С. 103-163.

184. Слепов, А. А. Краткий очерк истории Краснодарского музыкального училища: к 75-летию со дня основания [Текст] / А. А. Слепов. - Краснодар, 1981. - 42 с.

185. Слепов, А. А. Войсковой музыкантский хор / Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки; сост. и общ. ред. проф. В. Г. Захарченко // А. А. Слепов. - Краснодар: Диапазон-В, 2006. - С. 178-188.

186. Смирнов, Б. Ф. Дирижерское искусство как художественный и социокультурный феномен: дис. ... докт. искусствовед.: 17.00.02 / Смирнов Борис Федорович. - Челябинск, 2004. - 330 с.

187. Смирнов, Б. Ф. Дирижерско-исполнительское искусство: ретроспектив. аннотир. библиогр. указ. // Учеб. пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений искусств и культуры по специализации «Дирижирование» / Б. Ф. Смирнов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2000. - 197 с.

188. Смирнов, В. И. Общая педагогика: учебное пособие [Текст] // В. И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. - 304 с.

189. Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление / А. Н. Соколов. - М., 1968. - 250 с.

190. Соллертинский, И. Музыкально-исторические этюды / И. И. Соллертинский. - Л., 1956. - 563 с.

191. Станиславский, К. С. Собр. соч.: в 8 т. / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1955-1958. - Т. 3: Работа актера над собой. - 1955. - 270 с.

192. Стоковский, Л. Музыка для всех нас / Л. Стоковский. - М., 1959. - 216 с.

193. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский. -М.: Молодая гвардия, 1976. - 240 с.

194. Творческий процесс и художественное восприятие: сб. статей; отв. ред. Б. Ф. Егоров. - Л.: Наука, 1978. - С. 216-236.

195. Тенденции развития психологической науки; отв. ред.: Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова. - М., 1989. - 270 с.

196. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. -М.; Л., 1947. - 355 с.

197. Теплов, Б. М. Избранные труды: Т. I - II / Б. М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 652 с.

198. Тимофеев, Ю. М. Руководство для начинающего дирижера: опыт изложения основных элементов техники дирижирования / Ю. М. Тимофеев. -М., 1935. - 132 с.

199. Туравец, Н. Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования (методология, теория и практика): монография / Н. Р. Туравец. - Краснодар, 1998. - 179 с.

200. Туравец, Н. Р. Музыкальная культура Кубани: профессиональное композиторское творчество в системе образования // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. / Н. Р. Туравец. -Краснодар, 1996. - С. 320-323.

201. Уколова, Л. И. Дирижирование: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Л. И. Уколова. - М., Владос, 2003. -208 с.

202. Файер, Ю. Ф. О себе, о музыке, о балете / Ю. Ф. Файер. - М., 1974. -573 с.

203. Философский энциклопедический словарь / подгот. А. Л. Грекулова и др.; редкол. С. С. Аверинцев и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

204. Фомин, В. С. Евгений Александрович Мравинский / В. С. Фомин. - М., 1983. - 192 с.

205. Фролкин, В. А. Краснодарский музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова: история, события, факты (1906-2006) / В. А. Фролкин. - Кр.: ООО РИА «АлВИ-дизайн», 2006. - 240 с.

206. Фролкин, В. А. Кубанский симфонический оркестр (1812-2002) / В. А. Фролкин. - Краснодар, «Эоловы струны», 2003. - 82 с.

207. Фуртвенглер, В. О дирижерском ремесле // Исполнительское искусство зарубежных стран / В. Фуртвенглер. - М.: Музыка, 1966. - Вып. 2. - С. 146187.

208. Хайкин, Б. Э. Беседы о дирижерском ремесле / Б. Э. Хайкин. - М., 1984. - 240 с.

209. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. Кн. 1 / Г. М. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.

210. Цыпин, Г. М. Развитие учащегося - музыканта в процессе обучения игре на фортепиано / Г. М. Цыпин. - М., 1975. - 105 с.

211. Чалоян, В. К. Преемственность в философии античного и средневекового общества / В. К. Чалоян. - М.: Наука, 1979. - 216 с.

212. Чернова, Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке / Т. Ю. Чернова. - М., 1984. - 144 с.

213. Шабунова, И. М. История оркестровых стилей (тезисы лекций): учебное пособие / И. М. Шабунова. - Ростов-на-Дону: РГК, 2005. - 66 с.

214. Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательной политики / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 1993. - 181 с.

215. Шварц, И. Е. Внушение в педагогическом процессе / И. Е. Шварц. -Пермь: Просвещение, 1971. - 126 с.

216. Швырков, В. Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, психики и сознания / В. Б. Швырков. - Психологический журнал, 1988.- № 1. - С. 132-149.

217. Шерток, Л., Стенгерс, И. Гипноз - удар по нарциссизму / Л. Шерток, И. Стенгерс // Вопросы философии. - М., 1991. - № 4. - С. 76-89.

218. Шерхен, Г. Учебник дирижирования / Г. Шерхен // Дирижерское исполнительство. - М.: Музыка, 1975. - С. 208-263.

219. Шульпяков, О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Ф. Шульпяков. - М.: Музыка, 1986. - 128 с.

220. Шуман Р. Избранные статьи о музыке / Роберт Шуман. - М.: Музгиз, 1956. - 400 с.

221. Шумилин, А. Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. - М., 1989. - 143 с.

222. Штейнгаузен, Ф. Физиология ведения смычка / Ф. Штейнгаузен. - М., 1930. - 107 с.

223. Штраус, Р. Размышления и воспоминания / Р. Штраус // Исполнительское искусство зарубежных стран. - М., 1975. - Выпуск 7. - С. 24-98.

224. Щедровицкий, Г. П. Mетодические и практические выводы из анализа системы педагогических исследований / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. - M., 1993. - С. 193-196.

225. Щепотин, А. Ф., Федоров, В. Д. Современные технологии обучения в профессиональном образовании / А. Ф. Щепоткин, В. Д. Федоров. - M.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2002. - 54 с.

226. Эйнштейн, А. Физика и реальность / А. Эйнштейн. - M., 1965. - С. 5-10.

227. Энциклопедический словарь по истории Кубани. - Краснодар, 1997. -560 с.

228. Юзефович, В. А. С Рождественским о Рождественском / В. А. Юзефович // Mуз. исполнительство. - M., 1979. - Выпуск 10. - С. 154-178.

229. Яковлев, E. Г. Проблемы художественного творчества / E. Г. Яковлев. -M., 1972. - 66 с.

230. Яконюк, Н. П. Народно-оркестровая культура Белоруссии: традиции и новаторство // Роль оркестров народных инструментов в межэтическом общении: сборник научных трудов / Н. П. Яконюк. - M.: TMHH им. Гнесиных, 1999. - Вып. 153. - С. 49-75.

231. Aim, V. Taktovaci technika / V. Aim. - Praga: Orbis, 1952. - 139 s.

232. Bury, E. Podstawy techniki dyrygowania / E. Bury. - Krakow: Polskie wydawnictwo muzyczne, 1978. - 207 s.

233. Karajan-Stiftung. - Wien, Berlin, 1968 // Mатериалы Фонда Г. фон Караяна для науч. исслед. в сфере дирижир. и муз. психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.musiklexikon.ac.at/.../Karajan_Brueder.x... - Дата обращения: 27.02.2016.

234. McElheran, Brock. Conducting Technique for beginnes and professionals / Brock McElheran. - New York: Oxford University Press, 1989. - 134 p.

235. Scherchen, H. Handbuch des Dirigierens / H. Scherchen. - Wien, Berlin, 1966. - 320 s.

236. Schroeder, Carl. Handbuch des Dirigierens und Taktierens // Der Kapellmeister und sein Wirkungskreis / Carl Schroeder. - Berlin: Hesse, 1919. -104 s.

237. Schunemann, Georg. Geschichte des Dirigierents / Georg Schunemann. -Leipzig: Druck und Verlag von Breitkopf & Härtel, 1913. - 359 s.

238. Walter, Bruno. Von der Musik und vom Musizieren / Bruno Walter. -Frankfurt: S. Fischer, 1957. - 254 s.

Рабочие и профессиональные образовательные программы подготовки

дирижеров оркестров

239. Арутюнов, В. Д. Инструментоведение: рабочая программа для студентов Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова, обучающихся по специальности 53.02.03 (070102) «Инструментальное исполнительство» специализации «Оркестровые духовые и ударные инструменты» / В. Д. Арутюнов. - Краснодар, 2016. - 13 с.

240. Арутюнов, В. Д. Оркестр: рабочая программа для студентов Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова, обучающихся по специальности 53.02.03 (070102) «Инструментальное исполнительство» специализации «Оркестровые духовые и ударные инструменты» / В. Д. Арутюнов. - Краснодар, 2016. - 14 с.

241. Арутюнов, В. Д. История оркестрового исполнительства на Кубани: рабочая программа для студентов Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова, обучающихся по специальности 53.02.03 (070102) «Инструментальное исполнительство» специализации «Оркестровые духовые и ударные инструменты» / В. Д. Арутюнов. -Краснодар, 2016. - 20 с.

242. Арутюнов, В. Д. Дирижирование: профессиональная образовательная программа для студентов специальности СД.Ф.02.09 «Руководитель оркестра духовых инструментов» / В. Д. Арутюнов. - КГУКИ, 2011. - 11 с.

243. Арутюнов, В. Д. Дирижирование и дирижерская практика: рабочая программа по специальности 053000 «Народное художественное творчество» специализации «Оркестр духовых инструментов» / В. Д. Арутюнов. -КГУКИ, 2007. - 7 с.

244. Арутюнов, В. Д. Дирижирование и дирижерская практика: тематический план изучения дисциплины по специальности 053000 «Народное художественное творчество» специализации «Оркестр духовых инструментов» / В. Д. Арутюнов. - КГУКИ, 2007. - 6 с.

245. Арутюнов, В. Д. Дирижерская практика: профессиональная образовательная программа по специальности 350800 «Народное художественное творчество» специализации «Оркестр духовых инструментов» / В. Д. Арутюнов. - КГУКИ, 2010. - 10 с.

246. Арутюнов, В. Д. Дирижирование: профессиональная образовательная программа по специальности 350800 «Народное художественное творчество» специализации «Оркестр духовых инструментов» / В. Д. Арутюнов. -КГУКИ, 2010. - 13 с.

247. Арутюнов, В. Д. Оркестровый класс: профессиональная образовательная программа по специальности 071301 «Народное художественное творчество» специализации «Оркестр духовых инструментов» / В. Д. Арутюнов. -КГУКИ, 2012. - 18 с.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Таблица № 1. Показатели частоты включения в репертуар произведений крупной формы зарубежных и отечественных композиторов. - С. 133.

2. Таблица № 2. Показатели частоты и вероятности включения в репертуарные планы часто исполняемых авторов. - С. 133.

3. Таблица № 3. Показатели частоты включения в репертуар произведений малой формы. - С. 136.

4. График частоты включения в репертуарные планы оркестровых произведений (по курсам). - С. 139.

5. Таблица № 4. Структура образовательной системы «колледж-вуз» профессиональной подготовки оркестрового дирижера. - С. 141.

6. Таблица № 5. Статистические данные контингента учащихся на оркестровых инструментах ДШИ и ДМШ Краснодарского края. - С. 142.

7. Диаграмма № 1. Контингент учащихся на оркестровых инструментах ДМШ, ДШИ Краснодарского края на 01.09.2016 г. - С. 143.

8. Диаграмма № 2. Динамика развития студенческого контингента оркестровых специализаций КМК им. Н. А. Римского-Корсакова и КГИК (прием и выпуск). - С. 144.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.