Художественно-философское осмысление проблем человека в осетинской прозе 60-80-х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Елканов, Константин Русланбекович

  • Елканов, Константин Русланбекович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 127
Елканов, Константин Русланбекович. Художественно-философское осмысление проблем человека в осетинской прозе 60-80-х годов XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Владикавказ. 2008. 127 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Елканов, Константин Русланбекович

Введение.

Глава 1. Представления о сущности человека в философии и жанровой структуре романа. Принцип субъективности в эстетике романа.

1.1. Представления о сущности человека в философии.

1.2. Концепция человека как жанрообразующий фактор в романе. Принцип субъективности в эстетике романа.

Глава 2. Категория ценностных критериев морали в художественной концепции человека и жанровые трансформации осетинской повести.

2.1. Категория ценностных критериев морали как новая художественная категория.

2.2. Ценностные критерии морали и жанровые трансформации осетинской повести.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-философское осмысление проблем человека в осетинской прозе 60-80-х годов XX века»

В последние десятилетия наблюдается интеграция гуманитарных наук, что в свое время предсказывал еще М.М. Бахтин. «Наиболее напряженная и продуктивная жизнь культуры на границах отдельных областей её, а не там и не тогда, когда эти области замыкаются в своей специфике» [28:503]. Это перспективный путь исследований. Довольно продуктивным представляется синтез литературоведения и аксиологии, открывающий широкие возможности изучения природы и специфики литературного творчества. Ведь культура в целом представляет собой совокупность идеальных ценностей. Как отмечал Андрей Белый, история культуры в принципе «становится историей проявленных ценностей» [38:21].

Данным концептуальным представлениям следуют и современные исследователи аксиологии. Так, Д. А. Леонтьев находит в художественной культуре «форму существования ценностей», поскольку культура сама «есть именно реализовавшаяся, осуществленная, воплощенная ценность» [180:18]. М.С. Каган формирует свою теорию культуры будучи убежденным, что культура есть мир ценностей, а искусство «необходимо включает в свою образную ткань аксиологическую составляющую». По его же мнению, «художественная информация содержит мощный эмоционально-интеллектуальный заряд, в котором адекватно выражено ценностное отношение художника к миру», а «художественное творчество можно рассматривать как непосредственный «язык ценностей» [98:187].

Безусловно, так же очевидна аксиологическая природа художественной литературы. То, что «представления о ценностях являются основой духовного существования человека», поскольку это «высшие запросы и устремления человека, идеальные образования, проявляющиеся как двигатель человеческого поведения, как внутренние целевые ориентиры личности» [135-4], осетинская литература остро осознала в 60-80-х годах XX в., что заметно отразилось и в прозе, особенно в жанрах романа и повести. По-особому, конечно, художественными средствами формируя четкую художественно-эстетическую и нравственно-этическую концепцию человека, осетинская проза данного периода акцентирует классические каноны Истины, Добра и Красоты, утверждая позиции гуманизма в реальном человеческом бытии.

Поэтому столь актуально сейчас в осетинском литературоведении глубинное и последовательное, всестороннее изучение проблем художественной ценности. Но прежде, чем изучить данную, безусловно, важную и перспективную теоретическую проблему, следует внимательнейшим образом рассмотреть представления о сущности человека в философии, в философской антропологии, этике, эстетике и далее, конечно же, в прозе означенного периода, в частности, в романной структуре, где художественная концепция человека приобретает жан-рообразующую функцию. И таким образом статус ее неизмеримо возрастает.

Важной теоретической проблемой, которую мы намерены рассмотреть в своей работе, является, конечно, в контексте уже сказанного, изучение категории ценностных критериев морали в художественной концепции человека, которая ведет к серьезным жанровым трансформациям в осетинской прозе 60-80-х годов XX в. Скажем, к процессу «романизации» повести, которая приобретает романную глубину исследования проблем человека, реальной жизни, как бы «завладевает» романными функциями всестороннего художественно-эстетического и нравственно-этического, философско-аксиологического анализа человеческой сущности. Все данные проблемы существенно обогащают критерии художественности осетинской прозы 60-80-х годов XX в. Ведь культурно-исторический смысл аксиологического ( т.е. ценностного) подхода к художественному опыту литературы обусловлен тем, какую значительную роль играют нравственные ценности в жизни и судьбе как отдельного человека, так и целого поколения, народа, поскольку человек, поколение, народ живут исключительно в мире моральных ценностей и постоянно вынуждены осуществлять свой нравственный выбор между добром и злом. «В абсолютной ценностной пустоте, - писал М.М. Бахтин, - невозможно никакое высказывание, невозможно само сознание» [29:134].

Все сказанное определяет особую актуальность и важность, насущную необходимость исследования данной темы.

Цели и задачи исследования. Цель работы состоит в попытке рассмотреть процесс художественно-философского осмысления сущности человека в осетинской прозе 60-80-х годов XX в. Обобщить и систематизировать художественно-эстетические процессы, происходившие в осетинской прозе означенного периода, изменившие в корне всю художественно-эстетическую систему осетинской литературы в целом, сформировав новый ее облик и качественную определенность; неизмеримо обогатив концептуальные представления о человеческой сути и предназначении человека на земле.

В соответствии с обозначенной целью представляется необходимым решение следующих задач: выявление представлений о сущности человека в философии, антропологии, этике, эстетике; тех представлений, которые формируют в художественной концепции человека ценностные критерии морали; обоснование категории ценностных критериев морали, как новой художественной категории; раскрытие процесса обогащения философского содержания художественного опыта литературы; анализ тенденции усиления внимания в художественном сознании к человеку, который переживает если не трагедию, то уж точно драму, обусловленную разрывом между индивидуальным и универсальным; изучение процессов, происходящих в жанровых структурах романа и повести, повышения их статуса в нравственно-этическом направлении осетинской прозы 60-80-х годов XX века в результате усиления и обогащения философско-этического кругозора литературы в целом.

Нашей задачей является также раскрытие целого ряда ценностных критериев морали и показать их творчески-созидательную роль в формировании художественной концепции человека в осетинской прозе 60-80-х годов XX в. Это весьма важно, т.к. проза трактует мораль как меру господства человека над самим собой, т.е. показывает, насколько человек ответствен за себя и свои поступки; насколько реально господство его разума над страстями. Литература анализирует ситуации, когда страсти согласуются с разумом, исследуя как при этом проявляется добродетельный, совершенный строй человеческой души. Она же демонстрирует обстоятельства, когда страсти, действуя слепо и господствуя над индивидом, рождают порочный, несовершенный строй человеческой души.

Литература исследует поведение человека, морально совершенное, т.е. направленное на достижение совершенной благородной цели. При этом очевидна истинность морали, ее действенность, т.к. она вездесуща, абсолютна: мораль охватывает все многообразие человеческого бытия, в котором человек проявляет всю свою человеческую сущность. Разумеется, мораль дает возможность рассмотреть человека в перспективе бесконечного совершенства, определяя внутреннюю смысловую границу человеческого бытия. И это закономерно, ведь назначение морали - соединить личностный смысл сути человека с высшим общечеловеческим смыслом.

Научная новизна работы. В диссертации впервые в осетинском литературоведении монографически рассматривается тема художественно-философского осмысления человека в осетинской литературе вообще, в осетинской прозе 60-80-х годов XX в., в частности. Впервые ставится проблема ценностных критериев морали в художественной концепции человека и их роли в формировании жанровой структуры осетинского романа, в жанровой трансформации осетинской повести, заключающейся в том, что повесть приобретает романную глубину и философскую масштабность в исследовании проблем человека, т.е. творчески осваивает романные функции, обогащая свою жанровую природу. Впервые выдвигается новая художественная категория ценностных критериев морали в художественной концепции человека.

В определенной степени новым, отличным от традиционного для осетинского литературоведения, является и сам подход к исследованию поставленной проблемы - аксиологический, цель которого - исследование роли категории ценностных критериев морали в процессе формирования художественной концепции человека в осетинской прозе.

Сам подход в принципе методологически оправдан. Права Е.В. Попова, заметив, что ценности — это «высшие запросы и устремления человека, идеальные образования проявляющиеся как двигатель человеческого поведения как внутренние целевые ориентиры личности» [135-4]. Методологическое и культурно-историческое значение аксиологического подхода обусловлено ролью, которую в жизни человека играют ценности; ролью, определяющей как судьбу отдельного человека, так и исторические судьбы целых народов.

Применение аксиологического подхода обусловлено и теми объективными процессами, которые наблюдались в литературе последних десятилетий сложнейшего XX века. Так, в 60-80-х годах происходит существенное обогащение философского содержания художественного опыта литературы. Во-первых, это проявляется в сосредоточенном внимании к человеку, который переживает разрыв между индивидуальным и универсальным. Во-вторых, объектом художественно-эстетического и философско-этического осмысления становятся ценности индивидуального бытия. В-третьих, личность испытывает постоянную и вечную тревогу за судьбы мира и свою собственную. В-четвертых, человек переживает свою трагическую сопричастность к бытию мира или другого человека. В-пятых, личность испытывает постоянный страх за свое существование. В-шестых, человек, с одной стороны, ощущает свою избранность, с другой — свою обреченность одновременно. Все это становилось объектом серьезного художественно-эстетического исследования осетинской прозы 60-80-х гг. прошлого столетия и во многом определило специфику самого литературного процесса региона.

Самым важным в аксиологическом подходе в литературоведческих исследованиях является то, что критерий ценности становится универсальным в анализе антропологических проблем. Безусловно, при этом само собой разумеется, что исследователь использует богатейший опыт философской теории ценностей. Конечно, при достаточной логической обоснованности ценностного подхода в процессе изучения литературного явления или процесса.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны произведения осетинской прозы 60-80-х годов XX в. Это романы: В. Гаглойты «Осетинское сказание», В. Малиева «Дом Сурме», Р. Тотрова «Любимые дети»; повести: М. Дзасохова «В краю ласточек», С. Агузарова «Честь», М. Цагараева «Наследница», М. Казиты «Переходный период», Г. Агнаева «Последняя лошадь», М. Дзасохова «Наедине с природой».

Отбор данных произведений обусловлен их принадлежностью к важнейшему нравственно-этическому направлению осетинской прозы 60-80-х годов

XX века, возможностью на их примере проанализировать специфику художественно-философского осмысления проблем человека в осетинской литературе означенного периода.

Степень научной разработанности темы. При достаточно обширной изученности отдельных романов и повестей осетинской прозы 60-80-х годов XX века, в осетинском литературоведении имеется весьма значительный пробел: художественная концепция человека в них не достаточно основательно, фундаментально выстроена, разработана, притом, что успехи изучения проблем человека, который является общим для всех гуманитарных наук объектом исследования, - на современном этапе очевидны в философии, психологии, этике, эстетике и т.д. Все это сказывается на качестве изучения литературоведами современных проблем художественного характера, психологизма и т.д.

До сих пор нет специальных монографических исследований по теме диссертации, нет серьезных работ в периодических изданиях, статей.

Данное диссертационное исследование является первой серьезной попыткой литературоведческого анализа художественной концепции человека в осетинской прозе 60-80-х годов XX века; в частности, ее доминирующего элемента: художественно-философского осмысления проблем человека.

Теоретико-методологической основой исследования явились: философская теория ценностей, представления о сущности человека в философии.

Конечно, проблема ценностного подхода в литературоведении обусловлена уровнем развития философской аксиологии, почему мы и обращаемся к ней. И, безусловно, мы использовали концепцию ценностей таких исследователей, как Г. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Мюнстерберг, И. Кон, М. Шелер, Э. Фромм, В. Франкл, М. Хайдеггер, Н. Гартман; представителей русской философской мысли: Вл.С. Соловьева, Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, А. Белого, П.А. Сорокина и др. Мы также использовали труды О.Г. Дробницкого, Г.П. Выжлецова, Л.Н. Столовича, М.С. Кагана, Д.А. Леонтьева и др.

Большое значение для нас имела эстетическая концепция М.М. Бахтина, в которой весьма достаточное место занимает категория «ценность», а сам аксиологический подход приобретает конкретный методологический статус. По существу именно М.М. Бахтин ввел понятие «ценность» в сферу литературоведения и придал ему терминологический смысл и значение. Сам же ценностный подход он определил как «ценностно-осмысливающую эмоционально-волевую установку» [29:98].

Проблеме аксиологического подхода в литературоведении много внимания уделяли: Ю.Б. Борев, А.В. Гулыга, К.К. Султанов и др. Мы использовали также и их исследовательский опыт.

Большую помощь нам в работе оказали труды северокавказских исследователей: Г.Г. Гамзатова, JI.A. Бекизовой, А.Х. Мусукаевой, А.Х. Хакуашева, Н.Г. Джусойты, Т.Е. Эфендиевой, Ш.Ф. Джикаева, С.Б. Сабаева, Н.Д. Цховре-бова, К.Д. Шаззо, З.Х. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова, Р.З. Комаевой, Р.С. Кан-темировой, А.А. Хадарцевой, А.А. Цомартовой, И.В. Мамиевой и др.

Теоретическая значимость работы состоит в разработке актуальнейших проблем современного литературоведения - художественно-философского осмысления человека в осетинской прозе 60-80-х годов XX в.; в определении категории ценностных критериев морали в художественной концепции человека, созидаемой осетинской прозой; в выявлении жанрообразующей функции этой категории в романной структуре и жанровой трансформации осетинской повести, заключающейся в приобретении повестью романной глубины и масштабности в изображении человека, т.е. в освоении ею романной жанровой функции.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов при написании истории осетинской литературы, в практике вузовского и школьного преподавания курса осетинской литературы, при разработке спецкурсов по истории осетинской литературы, при изучении жанров романа, повести, творчества отдельных прозаиков, писателей, при написании диссертаций и монографий и т.д.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в сборниках, журналах; прозвучали на научных конференциях; диссертация и автореферат были обсуждены на заседаниях отдела фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания.

Положения, выносимые на защиту: синтез литературоведения и аксиологии, порождающий аксиологический, т.е. ценностный подход к изучению проблем человека, представляет собой весьма продуктивный методологический путь изучения художественной концепции человека в осетинской прозе 60-80-х годов XX века;

--суть новой художественной категории - категории ценностных критериев морали в художественной концепции человека, созидаемой осетинской прозой 60-80-х годов XX века, заключается в том, что данные ценностные критерии - это нравственное мерило, определяющее человека как личность, как свободное разумное существо более полно и многогранно, чем было прежде; осетинская проза 60-80-х годов XX века предложила следующие ценностные критерии морали, активно и творчески формирующие художественную концепцию человека:

1) истинность и действенность морали; 2) долженствование как специфический способ бытия морали (ведь человек осознает необходимость постоянного морального бодрствования повсеместно и всегда); 3) оценка жизни человека как конечного (смертного) существа в перспективе осмысления необходимости бесконечного нравственного совершенства; 4) очертание моралью внутренней смысловой границы человеческой деятельности; 5) обязательство человека расценивать свою жизнь и мир, как если бы они зависели от его личного нравственного выбора; 6) соединение личностного смысла человеческой жизни с высшим нравственным смыслом общечеловеческого бытия.; в художественной интерпретации осетинской прозы 60-80-х годов XX века человек предстает как явление не завершенное и предоставленное самому себе. То есть он не тождествен (не равен) самому себе, находится в процессе непрерывного становления, в стремлении подняться над самим собой. И в этом проявляется сложный характер этико-эстетических функций ценностных критериев морали в художественной концепции человека, созидаемой осетинской прозой; сущность принципа субъективности в эстетике осетинского романа 6080-х годов XX века заключается в том, что человек в художественной трактовке романа одновременно принадлежит и природе, которая подчиняется принципу необходимости, и нравственному миру, подчиняющемуся принципу свободы. И это противоречивое единство природы человека и составляет основу человеческой сущности, как ее постигло романное мышление; художественная концепция человека в романной структуре приобретает все большую жанрообразующую функцию в связи с тем, что неизмеримо обогащаются представления о сущности человека в романном мышлении; категория ценностных критериев морали в художественной концепции человека становится одной из основных, созидающих художественный мир осетинской повести; формирование ценностных критериев морали в художественной концепции человека порождает серьезные жанровые трансформации в осетинской прозе 60-80-х годов XX века; в частности, ведет к «романизации» повести, которая приобретает романную глубину и масштабность исследования проблем человека, философско-аксиологического анализа человеческой сущности.

Структура диссертации определена ее основными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Елканов, Константин Русланбекович

Заключение

На современном этапе развития художественного сознания осетин литературоведческая мысль ощущает острую потребность и насущную необходимость более глубокого аналитико-фундаментального подхода к изучению проблем человека, его природы и сущности, особенностей его бытийного существования, характера и психологии, сложнейших нравственно-этических исканий в контексте его неоднозначных связей с реальной действительностью, - т.е. всего комплекса проблем формирования человеческой личности, отраженного в осетинской прозе.

Поскольку он же, человек со всем комплексом его сложнейших связей с обществом, является важнейшим объектом исследования гуманитарных наук в целом, то в данной работе используются очевидные успехи философии, этики, эстетики, психологии и т.д. в сфере изучения человека. В частности, активно и творчески применяя аксиологический (т.е. ценностный) подход, автор рассматривает, как процессуально и комплексно осуществляется в осетинской прозе 60-80-х годов XX века художественно-философское осмысление человека и к каким художественно-эстетическим изменениям в сфере жанровой структуры романа и повести подобная диалектика приводит.

В философии подходы к пониманию сущности человека совершенно различны. Одни философы идут к ней от природы, другие - от общества. Одни считают ее вечной, находящейся вне всякого времени и всякой причинной связи; другие - изменчивой. Одни - заранее данной и всему предшествующей, другие - приобретаемой.

Итак, философия сформулировала собственные традиции осмысления и постижения человеческой реальности, нашла самостоятельные подходы к целостному анализу человека. Суть их определяется тем, что в целом философская антропология стремится обнаружить «базисную структуру» человеческого бытия; а это помогает и литературе сформировать свою художественную методологию, выявить специфические свойства и характеристики человека как синтеза бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости.

To есть раскрыть сущность человека как двойственность, единство таких противоположностей, как социальное и природное, социальное и индивидуальное, субъективное и объективное, постоянное и временное, абстрактное и конкретное, всеобщее и уникальное (единичное), земное и космическое, экзистенциальное и историческое.

Литература дает свое представление о человеке как общественном, т.е. социализированном, вернее, социобиопсихическом существе. Она исходит из определения, опирающегося на противоречивое единство социального и природного, в котором акцентируется социальная доминанта, что предусмотрено и богатейшей философской традицией, начиная от Аристотеля и кончая Марксом, - в целом это обусловленность человека от общества.

Но литература формулирует свой оригинальный подход к определению человека: это существо, наделенное от природы и общества такими свойствами, которые нужны ему для свободной, творческой деятельности и имеют свой конкретно-исторический характер. Эта деятельность связывается с такими сущностными чертами и свойствами, как мудрость, справедливость, нравственная ответственность, красота, любовь, которые становятся острейшей потребностью человека в самоутверждении, т.е. в утверждении своего существования в его неповторимой индивидуальности и в свободном волеизъявлении.

Итак, осетинская литература тоже выдвигает свой подход к пониманию природы человека как явления весьма противоречивого, как единства противоположностей. И все сложные бытийные вопросы литература анализирует в сфере человеческой реальности, созидаемой ею художественными средствами концепции человека.

Художественное сознание, а особенно романное мышление, ищет отражение всеобщего в адекватной ему форме и в соответствии с этим определяет доминанту при построении окончательной, гуманистической картины мира. Суть этой доминанты - человек — мера всех вещей и явлений.

При этом художественное сознание, как и философия, синтезирует по-своему онтологию, логику, гносеологию, антропологию, социологию, т.к. философия в конечном итоге определяет отношение мыслящего (логика) и познающего (гносеология) индивида (антропология), который живет в обществе социология), - к природе в целом (онтология) и к другим индивидам (этика); стремится построить свою жизнь не только разумно и полезно (экономика), но и прекрасно (эстетика). Данный опыт скрупулезно исследует художественное сознание в синтезированном виде.

Человек в литературе раскрывается не только как личность, как субъект духовного творчества, моральной ответственности, но и с полным пониманием и учетом всего круга существования и природы, находящейся на той же высоте, что и личная жизнь. Своеобразна в художественной трактовке литературы и установка человека по отношению к миру. В данном аспекте человек выступает не только как субъект своего сознания, но прежде всего как объект и субъект своей жизни. В таком качестве, т.е в сфере своего существования, он входит в историю, которая является способом реализации его размышления и знания о себе. Ведь человек - субъект-объект культуры и субъект-объект природы, т.е. он одновременно свободный и природный, выросший и сотворенный, самобытный и искусственный. Так формируется принцип субъективности в эстетике романа. Сущность его заключается в том, что человек в художественной трактовке романа одновременно принадлежит и природе, которая подчиняется принципу необходимости, и нравственному миру, подчиняющемуся принципу свободы. И это противоречивое единство природы человека и составляет основу человеческой сущности, как ее постигла литература.

В новом направлении художественного мышления - нравственно-этическом, представленном в диссертации романами В. Гаглойты «Осетинское сказание», В. Малиева «Дом Сурме», Р. Тотрова «Любимые дети»; повестями: М. Дзасохова «В краю ласточек», С. Агузарова «Честь», М. Цагараева «Наследница», М. Казиты «Переходный период», Г. Агнаева «Последняя лошадь», М. Дзасохова «Наедине с природой», - существенно обогащаются пути и средства формирования художественной концепции человека, структура авторской концепции современной духовности, нравственности. В результате в них рождается новая жизненная концепция, обогащается понимание человеческой сути, а в общем и целом растет нравственно-этический потенциал осетинской литературы, концептуализируются ее функции.

Осетинская повесть также приобрела большой художественный опыт в исследовании проблем человека, в частности, проблем морали, - этого действенного фактора жизни, являющегося точкой отсчета ценностного мира человека. В ней формулируются нормы, оценки, ценностные представления, выражающие смысл человеческой жизнедеятельности.

Самый сложный вопрос в художественном мире осетинской повести - это вопрос о соотношении содержания человеческих поступков с их нравственной оценкой.

Поэтому предлагается внести в практику литературоведческих исследований новую категорию - категорию ценностных критериев морали в художественной концепции человека.

В художественной концепции человека, созидаемой осетинской прозой 60-80-х годов, формируются ценностные критерии морали. Это следующие: истинность морали и ее действенность;

-вездесущность морали (она охватывает все многообразие человеческого бытия); долженствование как специфический способ бытия морали (ведь человек осознает необходимость постоянного морального бодрствования всегда); оценка жизни человека как конечного (смертного) существа в перспективе осмысления необходимости бесконечного нравственного совершенствования; очертание моралью внутренней смысловой границы человеческой деятельности; обязательство человека расценивать свою жизнь и мир, как если бы они зависели от его личного нравственного выбора; соединение личностного смысла человеческой жизни с высшим нравственным смыслом общечеловеческого бытия.

Разные люди, - и один и тот же человек в разных ситуациях и в разное время, могут совершать разные поступки. То есть человек «свободен» настолько, что он может совершить что угодно, даже и братоубийство, может оказаться способным радоваться и чужим страданиям. Как исследует осетинская проза, человек - явление не завершенное и предоставленное самому себе. Словом, он не тождествен (не равен) самому себе, находится в процессе непрерывного становления в стремлении подняться над самим собой. Таков сложный характер этико-эстетических функций ценностных критериев морали в художественной концепции человека, созидаемой осетинской прозой.

Как исследует литература, мораль проявляется в сфере поступков человека, в его поведении. Но поступки всегда объективируют внутренние мотивы и помыслы личности, вовлекают ее в конкретные отношения с другими людьми. И тут литература становится перед вопросом: как процесс морального совершенствования человека связан с характером его отношений с другими людьми? Ответ здесь только один: мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом обществе. Итак, пространство морали - отношения между людьми, ведь она ответственна и за человеческое общежитие. Именно мораль придает человеческому общежитию изначально самоценный смысл, как постигла ее осетинская проза. Литература далеко продвинулась в художественном исследовании своего предмета. Словом, она понимает мораль как общественную человеческую форму, делающую возможными отношения между людьми во всем их конкретном жизненном многообразии. Именно мораль создает идеальный универсум, в рамках которого реализуется человеческое бытие только как человеческое. То есть мораль создает ту самую человечность, без которой отношения между людьми никогда бы не приобрели социального характера. Таким образом, мораль как ценностный базис человеческого общежития, становится важным объектом художественно-философского исследования прозы, наравне, конечно, с сущностью человека.

Итак, моральное измерение личности и общества в осетинской прозе 6080-х годов очевидно, глубинно и фундаментально. Литература трактует мораль как своеобразную характеристику личности, как совокупность ценностных качеств, добродетелей, таких как правдивость, честность, доброта и т.д., во-первых. И, во-вторых, как характеристику отношений между людьми. Мораль в прозе трактуется как мера господства человека над самим собой, как критерий того, насколько человек ответствен за себя и свои поступки.

И это новое существенно обогащает жанровую сущность осетинского романа, а повесть наделяет романными функциями в исследовании человека. Это в общем концептуализирует представления о человеке; дает возможность увидеть всеобщий смысл личного опыта отдельного человека. Такая сложная диалектика возводит человеческую личность в сферу ценностного осмысления художественного сознания, ведет к активизации нравственно-этических исканий прозы, углубляет философский кругозор литературы. Изменения, происшедшие в результате в художественном сознании, совершаются на уровне гносеологических основ, т.е. в самой сути, в самой природе художественного мышления. Некоторые нюансы этого процесса прослежены в работе на примере повестей: М. Дзасохова «В краю ласточек», С. Агузарова «Честь», М. Цагараева «Наследница», М. Казиты «Переходный период», Г. Агнаева «Последняя лошадь», М. Дзасохова «Наедине с природой».

Несмотря на то, что в течение сложного XX века несколько раз кардинально менялась официальная идеология государства, ментальность осетин, как можно проследить в прозе, четко сформулировала систему постоянных важнейших ценностей. Это достойнейшие с точки зрения общечеловеческой морали ценность человеческой жизни, семьи, творческий труд, самоотверженное служение народу, отечеству, патриотизм, уважение к старшим, почтительное отношение к женщине, ценность чистоты человеческих взаимоотношений, дружба, любовь, защита младших, братская бескорыстная помощь слабым, беззащитным. Итак, ориентация человека на те или иные ценности определяет особенности его мышления и поведения. В основе ценностных ориентаций личности лежат конкретные принципы, внедренные в сознание народа самой жизнью и определяющие его менталитет. Ценностные ориентации выполняют определенные социальные функции, как художественно исследует литература. Во-первых, они адаптируют личность к системе норм и ценностей своей социальной среды. Во-вторых, помогают самоутвердиться личности, реализовать ее таланты и социальные ожидания. В-третьих, способствуют гармонизации внутреннего мира личности, систематизируя ее знания, нормы, стереотипы и т.д.

Осетинская проза своеобразно трактует сущность детерминации характера: в нем писателей привлекает, прежде всего, онтологическая масштабность личности, высокая духовность. Герой прозы - страстно влюбленный в жизнь человек, в добро и красоту человеческих взаимоотношений. Человек, глубоко верующий в нравственную стойкость людей; настолько любящий мир, родную землю, людей, что умеет достойно противостоять силе зла.

Как исследует литература, мир человека - это мир ценностей. Ценности -это то, что дорого для человека. То есть это обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, как о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека или общества. Важнейшие для индивида ценности определяют его систему координат - систему ценностных ориентаций. Вопрос различения высших и низших ценностей - это вопрос духовного содержания жизни человека.

В жанровой структуре и романа, и повести очевидна роль системности моральных проблем, составляющих доминанту концепции человека.

Литература художественно воссоздает нравственную картину мира, в рамках которой исследует общий строй ценностей и норм, ценностно-нормативный аспект мировоззрения личности. Если человеку свойственны оптимизм, духовное здоровье, гуманизм, то во многом это и определяет основу его морального мировоззрения.

Как исследует проза, нравственная картина мира имеет свой центр - это реальный моральный субъект, т.е. человек, определивший в ходе своего проблемного освоения действительности характер реального отношения к важнейшим нравственным ценностям и нормам. В трактовке прозы конкретных моральных проблем, определяющих важнейшие ценности человека и общества, пять: «человек и жизнь», «человек и человек», «человек и время, история», «человек и мораль», «человек и общество, человечество». Отдельный человек органично связан с каждой из фундаментальных ценностей, а процесс их освоения им есть цепь событий его нравственной жизни, т.е. его моральная биография. Ход освоения этих ценностей как процесс становления личности имеет свои особенности. Во-первых, названные ценности не исключают, а взаимодополняют друг друга. Ведь жизнь человека, - в романе и повести героя, - протекает в обществе, в отношениях с другими людьми, в конкретное время, она направляется конкретными моральными регулятивами.

Существенные изменения, происходившие в осетинской повести, вызывают качественные структурные изменения во всем литературном процессе 60

80-х годов, равно как и эволюция романной жанровой формы, - тут процессы взаимосвязаны и обусловлены одними и теми же обстоятельствами объективного характера, - развитием художествнного сознания и усложнением социальной действительности, - порождают глубинные изменения и трансформацию жанровых процессов в традиционной повести.

При этом существенное отличие от романа, на который она все же внутренне ориентируется, пытаясь освоить романную глубину художественного анализа действительности и перенять его художественные функции, касающиеся сферы воплощения концепции человека, сферы художественного характера. Конечно, не остается в тени и характеристика душевных состояний героев, что представляет собой важное завоевание повести 60-80-х годов. Так, повесть стремится освоить романную глубину и масштабность художественного анализа сущности человека, его сложных связей с миром. В этом и проявляются процессы жанровой трансформации повести, ведущей к «романизации» осетинской повести.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Елканов, Константин Русланбекович, 2008 год

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор, - М.-Л.: АН СССР, 1949. - 603с.

2. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин. - Цхинвали: Ирыстон, 1962. - 102с.

3. Абаев В.И. Избранные труды. - Т.1. Религия. Фольклор. Литература. - Владикавказ: Ир, 1990. - 638с.

4. Абульханова -Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1973.-288с.

5. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Наука, 1977. - 320с.

6. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. - М.: Наука, 1976. - 276с.

7. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. 2-ое изд., доп. - М.: Советский писатель, 1977.-463с.

8. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977. - 405с.

9. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Избр. труды. - Л.: Наука, 1979. - 493с.

10. Заморий Т.П. В поисках героя современника. Героическое начало в современной прозе. - Киев: Наук, думка, 1990. - 184с.

11. Затонский Д.В. Мир романа и XX век. - М.: Художественная литература, 1973.-535с.

12. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Наука, 1997. - 480с.

13. Кант И. Антропология. - СПб.: Наука, 2000. -192с.

14. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. - СПб.: Наука, 2002.-471с.

15. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 709с.

16. Кант И. Лекции по этике. Пер. с нем. - М.: Республика, 2000. - 431с.

17. Кантемирова Р.С. Образ нового человека в осетинской прозе 20-30-х годов. - Орджоникидзе: Ир, 1985. - 120с.

18. Караева А.И. Обретение художественности. Тема Великой Отечественной войны в младописьменных литературах. - М.: Наука, 1979. - 176с.

19. Караева З.Б. Формы эпического повествования в современной многонациональной прозе. - Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, Карачаево-Черкесское отд-ие, 1983. -118с.

20. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарика, 1998. - 784с.

21. Кауфов Х.Х. В зеркале социальной жизни. - Нальчик: Эльбрус, 1980. - 256с.

22. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М.: Советская Россия, 1990. - 542с.

23. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367с.

24. Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. - 383с.

25. Конт О. Родоначальники позитивизма. Пер. И.А. Шапиро. Под ред. Э.Л. Радлова. Вып. 4. - СПб.: «Брокгауз-Ефрон», 1912. - 136с.

26. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе и методология критики. 3-е изд., доп. - М.: Советская Россия, 1984. -588с.

27. Курашинов Б.М. В кругу друзей. О русско-кабардино-балкарских литературных связях. -Нальчик: Эльбрус, 1973. - 182с.

28. Лавров В.А. Человек. Время. Литература. Концепция личности в советской многонациональной литературе.- Л.: Наука, 1981. - 205с.

29. Ламарк Ж.Б. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. - М.: АН СССР, 1955. - 968с.

30. Ламарк Ж.Б. Избранные произведения. В 2-х т. Т.2. - М.: АН СССР, 1959. - 895с.

31. Лихачев Д.С. Литература-реальность-литература. - Л.: Наука, 1984. - 209с.

32. Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига. Советская литература и Великая Отечественная война. - 2-е изд., доп. - М.: Советский писатель, 1985. - 207с.

33. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. - М.: Просвещение, 1967. - 248с.

34. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525с.

35. Лосский Н.О. Избранное. - М.: Правда, 1991. -624с.

36. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 1991. - 368с.

37. Лукин ю.А. Художественная культура зрелого социализма. - М.: Искусство, 1977.-271с.

38. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347с.

39. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 407с.

40. Мелетинский Е.М. Введение, в историческую поэтику эпоса и романа. - М.: Наука, 1986.-318с.

41. Мерло-Понти М. Око и дух. - М.: Искусство, 1992. - 630с.

42. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем. Проблемы эволюции романа в литературах Северного Кавказа.-Нальчик: Эльбрус, 1987. -167с.

43. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 192с.

44. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. - М . : Наука,1976. - 359с.

45. Никифорова И.Д. Африканский роман. Генезис и проблемы типологии. - М.: Наука, 1977.-237с.

46. Овчаренко Л.И. Большая литература. - М.: Современник, 1985. - 445с.

47. Оскоцкий В.Д. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. - М.: Художественная литература, 1980. - 384с.

48. Плеханов Г.В. Искусство и литература. - М.: Художественная литература, 1948.-889с.

49. Попова Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества. - Владикавказ: изд-во СОГУ, 2004. - 256с.

50. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. - М.: Искусство, 1984. -325с.

51. Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1978. - 351с.

52. Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - 365с.

53. Риккерт Г. Философия жизни. Пер. с нем. - Киев: Ника-Центр: Вист-С, 1998.-512с.

54. Роман и повесть в классической и современной литературе. Межвузовский сборник. - Махачкала: ДагГУ, 1992. - 180с.

55. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. - 268с.

56. Сабаев СБ. Очерки русско-осетинских литературных связей. - Орджоникидзе: Ир, 1982.-150с.

57. Салагаева З.М. От Нузальской надписи к роману. Проблемы генезиса и становления осетинской прозы. - Орджоникидзе: Ир, 1984. — 312с.

58. Сартр Ж.-П. Герострат. Сборник. - М.: Республика, 1992. - 220с.

59. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. - М.: Флинта, 2001. - 608с.

60. Соловьев Вл.С. Избранное. - М.: Советская Россия, 1990. - 491с.

61. Соловьев Вл.С. Соч. В 2-х т. Т.2. - М.: Мысль, 1988. - 822с.

62. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303с.

63. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 236с.

64. Султанов К.К. Динамика жанра: особенное и общее в опыте современного романа. - М . : Наука, 1989. - 151с.

65. Суменова З.Н. Идеи интернационализма в осетинской литературе. - Орджоникидзе: Ир, 1989. -252с.

66. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. - М.: Наука, 1974. - 192с.

67. Теория литературы. В 3-х т. Т.З. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 592с.

68. Толгуров З.Х. Время и литература. - Нальчик: Эльбрус, 1978. — 206с.

69. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа.- Нальчик: Эльбрус, 1991. - 285с.

70. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 1987. - 256с.

71. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман (национально-эпическая традиция и современность). Нальчик: Эльбрус, 1987. - 120с.

72. Урнов Д.М. Пристрастия и принципы. Спор о литературе. - М.: Советский писатель, 1991. —425с.

73. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2-х т. Т.1. - М.: Госполитиздат, 1955.-676с.

74. Фидарова Р.Я. Герои, характеры, жизнь. - Орджоникидзе: Ир, 1990. - 240с.

75. Фидарова Р.Я. Проблема характера в современной Северокавказской прозе. - Орджоникидзе: Ир, 1987. - 104с.

76. Фихте И.-Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. - М . : ТЕТРА, 1993. — 120с.

77. Франкл В. Человек в поисках смысла (Пер. с англ. и нем.). - М.: Прогресс, 1990.-368с.

78. Фромм Э. Душа человека. - М.: Прогресс, 1992. - 288с.

79. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - 447с.

80. Хапсироков Х.Х. Жизнь и литература. - М.: Олма-Пресс, 2001. - 301с.

81. Хараев Ф.А. Дух, душа и будущность. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 432с.

82. Хачемизова М.Н. Художественный мир Тембота Керашева. - Майкоп: Изд-во Адыгейского университета, 2005. -276с.

83. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси: Мецниереба, 1979. -238с.

84. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. -Т.1. - М.: Искусство , 1983.-479с.

85. Шкловский В.Б. О теории прозы. - М.: Советский писатель, 1983. - 399с.

86. Шопенгауэр А. Об интересном. - М.: Олимп, 1997. - 432с.

87. Штирнер М. Единственный и его собственность. - Харьков: Основа, 1994. - 560с.

88. Эсалнек А.Я. Типология романа. Теоретический и истрико литературный аспекты. - М . : Изд-во МГУ, 1991. - 156с.

89. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. - Нальчик: Эль-фа, 1999.-320с.

90. Эфендиева Т.Е. Поэзия жизни. - Нальчик: Эльбрус, 1977. - 255с.

91. Юнг К.Г. Психология души современного человека. — М.: Прогресс, 1993. - 408с.

92. Ясперс К. Смысл и назначение истории (Пер. с нем.). — М.: Политиздат, 1991.-527с. II

93. Каган М.С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека// «Вопросы философии». 1987. №10. 15-26.

94. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции// «Вопросы философии». 1996. №4. 13-27.

95. Ойзерман Т.И. Послесловие // Ярошевский Тадеуш М. Размышления о практике. - М.: Прогресс, 1976. 278-307.

96. Хадарцева А.А. Осетинский историко-революционный роман // Сборник трудов СО НИИ. Т.37. Орджоникидзе, 1981. 5-40. III

97. Агнаев Г. Последняя ночь. Роман. Повести. - Орджоникидзе: Ир, 1987. - 365с.

98. Агузаров Честь. Повести. - Орджоникидзе: Ир, 1985. - 373с.

99. Гаглойты В. Осетинское сказание. Роман. Пер. с осет. Г. Ковалевича. — М.: Современник, 1988.-311с.

100. Дзасохов М. Осетинский долг. Повести. Пер. с осет. - М.: Советский писатель, 1988.-416с.

101. Казиты М. Переходный период. Роман. - Цхинвали: Ирыстон, 1987. - 288с.

102. Малиев В. Дом Сурме. Роман. - Орджоникидзе: Ир, 1986. - 288с.

103. Тотров Р. Дикая груша. Роман, рассказы, повесть. - Орджоникидзе: Ир, 1986. -438с.

104. Цагараев М. Н. Наследница. Повесть, рассказы. Пер. с осет. - М.: Советский писатель, 1983. -479с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.