Творчество Чермена Беджызаты в контексте развития осетинской прозы 30-х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Хозиева, Ида Хазбатыровна

  • Хозиева, Ида Хазбатыровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 166
Хозиева, Ида Хазбатыровна. Творчество Чермена Беджызаты в контексте развития осетинской прозы 30-х годов XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Владикавказ. 2009. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Хозиева, Ида Хазбатыровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Социально-историческое бытие народа и проблема нравственности в прозе Чермена Беджызты «Башни говорят».

1.1. Художественное отражение прошлого и настоящего как основа сюжетостроения.

1.2. Народные обычаи и их художественные функции в повести «Башни говорят».

Глава II. Новая действительность в художественной интерпретации

Чермена Беджызаты.

2.1. Освещение мира национального быта и исторических событий, отраженных в документальной повести

Жизнь зажглась».

2.2. Выявление новых общественных отношений в повести «Волки».

Глава III. Национальное своеобразие нравственных идеалов новой действительности в рассказах и очерковой прозе Чермена Беджызаты.

3.1. Нравственные искания в очерковой прозе Чермена Беджызаты.

3.2. Эволюция социально-этического мировоззрения героев в последних рассказах Чермена Беджызаты.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Чермена Беджызаты в контексте развития осетинской прозы 30-х годов XX века»

Художественное творчество Чермена Беджызаты (1898-1937) -составная часть осетинской прозы 30-х годов XX века. Неразрывно связанное с ее гуманистическим началом, оно решало сложные вопросы современной I ему действительности. Изображение народа в самые напряженные моменты его истории — вот характерная особенность творчества писателя. Однако, наряду с обобщенным образом народа, героем бегизовской прозы становится личность, воплощающая его лучшие черты, его социальную активность и стремление к борьбе за свободу трудовых масс. Прозаик подошел к решению этой задачи в пределах тех возможностей, которые ему представляла конкретная историческая обстановка. Изображение человека захватывало весь круг его жизненных отношений, показывало их в тесной связи с судьбой народа, с историческим прошлым страны, высвечивало формирование и развитие его характера. Художественное творчество Чермена Беджызаты отразило новую действительность в широкой эпической форме и показало современника во всей полноте освещения его внешнего и внутреннего мира.

Гуманистический характер преобразования действительности открывался взору писателя не только в системе нового уклада жизни. «Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человеческими» [95, 145-146]. Чермен Беджызаты вскрывает в совершающейся грандиозной перестройке общества это «очеловечивание обстоятельств». Каждое произведение художника несет в себе поиски автором ответов на волнующие его вопросы, поиски наиболее совершенной формы изображения, адекватной освещаемому жизненному материалу и задачам писателя. Однако ни одно творение не может вместить в себя всей сложности и разносторонности художественного познания и воссоздания писателем жизни, поэтому важно рассматривать его не изолированно, а в контексте развития всей литературы. В двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия для Чермена Беджызаты главной творческой задачей стало испытание своих героев на прочность. Право быть личностью человек обретал в противостоянии устаревшим нормам жизни, в борьбе за вечные ценности. Это стремление писателя отвечало самому историческому времени, в котором шла коренная ломка жизни. Герои Чермена Беджызаты, начавшие новый путь, не изолированы от окружающего мира, они испытывают на себе не только его давление, но и давление своего собственного прошлого. Порою1 они, подчиняясь сиюминутному чувству, действуют непоследовательно, но все же утверждают мысль о том, что торжество идеи социального равенства, справедливости и гуманизма неизбежно.

В период строительства новой реальности все больше возрастала роль нравственных начал в жизни общества. Поэтому нравственное воспитание людей стало важнейшей задачей всех общественных институтов, приобретая особое значение. В связи с этим Чермен Беджызаты прекрасно понимал, что именно здесь закладываются основы основ морального облика будущих строителей новой жизни. Чермен Беджызаты воспроизводил саму моральную атмосферу эпохи во всей ее цельности. Он осознавал, что жизни вне морали не бывает. Писатель допускал, что автор вправе уклониться от прямого вмешательства в поступки и дела своих героев, но он не может не выразить своего отношения к изображаемому. Художественное воссоздание конкретных жизненных явлений в его творчестве опиралось на идейную концепцию писателя. Обобщенная мысль мастера слова опускала все второстепенное, вскрывала суть и тенденцию развития в отдельном эпизоде, давала его отражение в развернутом художественном виде. Глубокие размышления Чермена Беджызаты о состоянии осетинской жизни, вера в ее процесс вылились в правдивое изображение объективной действительности.

Актуальность темы настоящего исследования, прежде всего, обусловлена необходимостью научного осмысления весомого вклада Чермена Беджызаты в историю осетинской литературы первой половины XX века, определяется необходимостью изучения творчества писателя, систематизации его эпических представлений, нового подхода к изучению его творчества. Являясь не только ровесником известных исторических событий, но и одним из активнейших участников строительства новой художественной культуры Осетии, Чермен Беджызаты оставил глубокий след во многих областях интеллектуальной жизни своего народа. Он принадлежал к плеяде осетинской интеллигенции советской формации, которая своей многогранной подвижнической деятельностью определила основное направление и перспективы развития нашей литературы и - шире -культуры нового типа.

Обращение к творчеству, к художественному миру наиболее значительных представителей национальной литературы всегда наталкивает на целый комплекс актуальных проблем развития словесности, а главное — на проблему определения самого существа и характера основополагающей деятельности писателя. Каковы истоки его самобытного творчества? Какое место занимает художественное творчество писателя в контексте развития его родной литературы? Какой вклад он внес своими произведениями в ту или иную область национальной литературы? Исследование художественного творчества и творческой деятельности писателя позволят вывести и некоторые общие закономерности, определяющие развитие национального литературного процесса в целом.

Художественному творчеству Чермена Беджызаты в осетинской филологической науке было уделено, к сожалению, недостаточное внимание, и своеобразие его прозаического творчества в целом «растворилось» в общем потоке литературного процесса. Поэтому комплексный анализ его прозы является глубоко актуальной задачей, кроме того, научная разработка данной проблемы позволит воссоздать полную картину художественного мира творчества Чермена Беджызаты в контексте развития осетинской прозы 30-х годов XX века.

Прозаическому творчеству Чермена Беджызаты посвящены отдельные статьи, главы монографий и очерков развития истории осетинской советской литературы, но отдельного исследования, изучающего его как повествователя, рассказчика или очеркиста, нет. Не изучены также вопросы эволюции его творчества. В нашей работе впервые предпринята попытка системного анализа художественного мира прозаического творчества Чермена Беджызаты.

Объектом исследования стало художественное творчество Чермена Беджызаты в контексте развития осетинской прозы 30-х годов XX века.

Предметом исследования являются различные аспекты художественного творчества Ч. Беджызаты. В центре внимания исследователя — ссотношение прошлого и настоящего в социально-исторической жизни общества, место народных обычаев в системе культурных и духовных ценностей, их философское осмысление, и художественное воплощение. Научному анализу подвергаются жизненный материал и фольклорные истоки, ставшие сюжетной основой литературных творений писателя, рассматриваются особенности повествования и способов создания полнокровных образов.

Цель и задачи исследования. Опираясь на достигнутое современным и предшествующим литературоведением, используя опыт изучения и анализа прозаического творчества известного мастера, в данной работе мы ставим целью, не претендуя на исчерпывающее изучение поднимаемых вопросов, впервые проанализировать художественное творчество Чермена Беджызаты в контексте развития осетинской прозы 30-х годов XX века. В соответствии с указанными целями поставлены следующие задачи:

- определение исторического и духовного бытия народа и проблемы нравственности в творчестве писателя;

- проведение анализа художественного отражения прошлого и настоящего как основы сюжетостроения;

- изучение народных обычаев и их художественных функций в прозе;

- анализ новой действительности в художественной интерпретации автора;

- освещение мира национального быта и исторических событий, отраженных в документальном повествовании;

- выявление новых общественных отношений в художественном творчестве писателя;

- определение национального своеобразия нравственных идеалов новой действительности;

- выявление особенностей социально-этическогомировоззрения героев в последних рассказах писателя.

Научная новизна диссертации выражается в том, что впервые предпринята попытка кромплексного анализа художественной прозы Чермена Беджызаты, определение роли и места творчества писателя в национальной литературе. Впервые анализируются прозаические произведения писателя, ранее не становившиеся объектом специального исследования. В диссертации также обобщаются данные об эпохе, сформировавшей творческий и личностный' портрет писателя. На основе исследованного материала очерчиваются границы бытийно-нравственных отношений, рассматриваются взаимоотношения прошлого и настоящего, анализируются слагаемые национального мира, утверждение новых общественных отношений, эволюция нравственного мировоззрения героев. В работе впервые использованы (в оригинале и переводах) прозаические произведения Чермена Беджызаты на осетинском и русском языках. Многие фрагменты из произведений, изданных на родном языке, приводятся нами в собственных подстрочных переводах.

Материалом исследования послужили прозаические произведения Чермена Беджызаты: повести, рассказы, документальные повести и очерки периода 30-х годов XX века. При этом основное внимание уделено национальному своеобразию нравственного комплекса новой действительности. Основными объектами анализа стали повести: «Башни говорят», «Жизнь зажглась», «Волки», рассказы и очерки: «Колхоз «Заря»», «Другой дороги нет», «Три взгляда», «Градобитие», «Ветер сломал тополь». В работе также использованы материалы этнографического характера, книги, сборники статей, монографии и статьи по истории, теории и практике художественной литературы.

Методологическая и теоретическая основы диссертации. Рассматривая прозаическое творчество Чермена Беджызаты как одно из высших достижений осетинской литературы первой половины ушедшего столетия и отмечая значительный вклад писателя в национальную художественную словесность, активно привлекались работы известных осетинских критиков и литературоведов: A.A. Тибилова, Нигера (И.В.Джа-наева), Х.Н. Ардасенова, A.A. Хадарцевой, З.М. Салагаевой, Н.Г. Джусойты, В.Д. Ванеева, Х.-М. Дзуццати, С.Б. Сабаева, Ш.Ф. Джикаева, Г. Плиева, Скифирона (Р.К.Тедеты), И.В. Мамиевой, Р.Г. Цомартовой и др.

Весомы достижения ученых Северного Кавказа в изучении национальных литератур. Анализируя различные аспекты прозаического наследия Чермена Беджызаты, мы использовали труды известных региональных литературоведов С.Х. Ахмедова, А.И. Алиевой, Р.У. Пахрут-диновой, P.A. Шетовой, Г.Г. Гамзатова, Р.Ф. Юсуфовой, К.К. Султанова, Р.Я. Фидаровой, К.Х. Акимова и др.

В настоящем исследовании мы опирались также на теоретические установки и методологические принципы, реализованные в иследованиях «Современная русская советская повесть» (под редакцией H.A. Грозновой и В.А. Ковалева), «Повесть как жанр литературы» И.А. Кузьмина, «Художественная проза: размышления и разборы» В.Шкловского, «Современный рассказ: Из наблюдений над русской прозой» А.Нинова, «Время синтеза (Пути современного очерка), «Русская советская проза 20 —30-х годов» Е. Скороспеловой и др.

В диссертации преимущественно использованы следующие методы анализа художественных произведений: сравнительно-исторический, типологический, структурный.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно обогащает представление о формировании и развитии художественного творчества Чермена Беджызаты в контексте развития национальной литературы. Впервые в осетинском литературоведении автором рассмотрена проблема художественного мира прозы этого талантливого мастера слова, а также проанализированы этнографические, нравственные, национальные, документальные и эволюционные особенности его прозаических произведений. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по национальной литературе, литературе народов Северного Кавказа, а также для чтения спецкурса и проведения спецсеминара по творчеству Чермена Беджызаты. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при составлении учебников, учебных пособий, рабочих и учебных программ, при написании курсовых, дипломных и других научных работ по истории осетинской литературы.

Степень научной разработанности проблемы явно неадекватна реальному художественному вкладу Чермена Беджызаты в осетинскую литературу, в то же время следует по достоинству оценить имеющийся в этом плане исследовательский опыт. Базовыми для разработки основных положений данного исследования стали работы специалистов в области истории, теории, практики языка и стиля осетинской литературы A.A. Тибилова, Х.Н. Ардасенова, Дз. Гугкаева, A.A. Хадарцевой, Н.Г. Джусойты, Х.-М. Дзуц-цати, Ш.Ф. Джикаева и др. Каждый из них подчеркивал разносторонний талант, оригинальность художественных творений Чермена Беджызаты.

В национальном литературоведении к творчеству писателя первым обратился А.А.Тибилов. Известный критик еще в начале тридцатых годов прошлого века писал о Чермене Беджызаты как о природном творческом самородке. По его мнению, талант и литературное мастерство писателя ярко проявились в его повести «Башни говорят». Высоко оценил литературовед и тот факт, что автор « впервые выступил в осетинской литературе с очерком и художественным дневником» [131, 54]. Творчество Чермена Беджызаты привлекло внимание критиков и за рубежом. Словацкий писатель Петер Илемницкий написал о его жизни и литературной деятельности роман «Компас в нас» [34]. О значимости этого романа говорит тот факт, что Ондрей Марушиак сделал удивительное признание: «.Если бы меня высадили на необитаемый остров с условием взять с собой всего десять книг, в мой десяток обязательно вошел бы «Компас в нас» Петера Илемницкого» [110].

Среди трудов послевоенных исследователей необходимо назвать работы Михаила Колиева [100] и Х.Н. Ардасенова [45]. Оба автора были едины во мнении, что прозаические произведения Чермена Беджызаты способствовали развитию осетинской литературы, обогатив ее новыми жанрами.

Из исследователей 50-60-х г.г. следует особо отметить Гафеза (Федора Гаглоева), который провел большую текстологическую и библиографическую работу по подготовке, систематизации и публикации собрания сочинений Чермена Беджызаты [2].

Благодаря этой подвижнической деятельности художественные произведения писателя не только стали достоянием широкой общественности, но и были введены в литературный процесс. Из работ, вышедших в эти же годы, необходимо отметить исследования, публикации и заметки Гафеза и Нафи Джусойты [65], Х.Н. Ардасенова [42].

В 1964 году вышла первая книга о писателе — «Творчество Чермена Беджызаты» [88]. Автор которой, Х.-М.Дзуццати, использовал значительное количество архивных материалов, воспоминаний и фольклорных источников. Критик пришел к выводу, что Ч. Беджызаты был наделен редким качеством мудрого восприятия жизни. В своей работе исследователь на основе анализа основных художественных произведений поэта и прозаика констатировал, что Ч. Беджызаты, как и лучшие представители того поколения внес заметный вклад в дальнейшее развитие и становление осетинской литературы.

В 1967 году интересный очерк о жизни и творчестве Чермена Беджызаты опубликовал Н.Г. Джусойты в коллективной монографии «Очерк истории осетинской советской литературы» [83]. В' своей работе ученый выступил пионером научного изучения творчества мастера художественного слова. По его мнению, Чермена Беджызаты от многих собратьев по перу отличало «особое пристрастие к стилистическим повторам, к яркому публицистическому или эмоциональному рефрену». Помимо этого, известный критик обратил внимание на индивидуальный почерк писателя, который отличается «особым отбором лексики, где смелые новообразования, естественно сливаются с роскошной лексикой ораторского искусства сказителей и речистых мужей» [83, 138].

В семидесятые-восьмидесятые годы XX в. стало возможным проведение более основательного изучения прозаического наследия классика осетинской литературы. Наиболее существенными трудами являются статьи К. Дзесова [87], Дз. Гугкаева [76], Гафеза [66], М. Казиева [145], Н. Джусойты [80]. В эти же годы окончательно формируется достаточно полное представление о художественном творчестве Чермена Беджызаты.

Подробная летопись жизни и творчества Чермена Беджызаты принадлежит перу Ш.Ф.Джикаева [84]. В этой работе многогранное творческое наследие писателя подвергнуто подробному и глубокому сопоставительному анализу. Автор' монографии обратил внимание на особенности формирования и развития художественного мировосприятия Ч.Беджызаты.

Среди новейших работ по творчеству писателя заслуживают внимания статьи Н.Г. Джусойты [82] и Г. Плиева [122]. Первый подробно разбирает рассказ «Ветер сломал тополь» и повесть «Башни говорят». Одно произведение он анализирует с точки зрения особенности его языка, другое - с точки зрения взаимоотношений фольклора и литературы в рамках названной повести. Кроме этого, ученый впервые вводит в научный оборот понятие «жанра художественной легенды». Г.Плиев обращает внимание на отдельные особенности повести Ч.Беджызаты: социальное положение женщины, кровная месть, традиции и обычаи.

Среди прозаических произведений Чермена Беджызаты наиболее исследована повесть «Башни говорят». Это произведение со времени своего появления (1934 г.) и по нынешнее время находится в центре внимания национальной критики и литературоведения. Современные исследователи в основном опираются на работы Гафеза, Нафи Джусойты, Ш.Ф. Джикаева, Гацыра Плиева, М. Казиты, каждый из которых по-своему подчеркивал талант и художественную оригинальность Чермена Беджызаты, проявившиеся в произведении, ставшем вершиной его творчества.

Вместе с тем думается, что интерес к творчеству Ч. Беджызаты в настоящее время только возрастает. Все исследователи его едины во мнении, что настало время перейти от эпизодических газетно-журнально-книжных публикаций к работам монографического характера, обобщающей нацеленности и научной глубины.

Проза Ч. Беджызаты — это объективно освещенная героическая история народа, правдивое отражение тяжелейшей эпохи. А это требует особой художественной и человеческой деликатности. Писатель был участником исторических событий, поэтому не удивляет его умение реалистически изображать атмосферу классовой борьбы, строительства новой жизни, целеустремленность в поисках счастья и социальной справедливости. Вклад писателя в осетинскую литературу 20-30 годов XX столетия огромен и самобытен. Обращение к его литературному наследию позволит последователям достаточно полно представить эстетический уровень художественной культуры современного ему общества, понять I значение слова в жизни народа, определить место и роль Чермена Беджызаты в процессе формирования осетинской литературы как единой идейно-эстетической целостности.

Вместе с тем в осетинской филологической науке и национальной литературной критике недостаточно изучены различные проблемы художественной прозы Чермена Беджызаты. Большинство повестей, рассказов и очерков, с нашей точки зрения, исследованы явно недостаточно.

Основные положения диссертации:

1. Социальные потрясения первой четверти XX века (октябрьская революция, гражданская война, индустриализация, коллективизация) дали мощный импульс развития художественной литературы осетинского народа, которая за эти годы «переработала» огромный жизненный материал, предоставленный новыми реалиями жизни, фиксировала в реалистических картинах и образах активные дейстия и нравственные переживания народа.

2. Прошлое и настоящее, традиции и новации являются этико-эстетической и историко-фольклорной основой повести Чермена Беджызаты «Башни говорят».

3. Художественное освоение действительности как фактор, воздействующий на формирование эстетического и национального самосознания, имело огромное значение для жанрового и качественного развития осетинской прозы 20-30-х годов XX столетия.

4. Необходимость художественного освоения жизни в условиях новой действительности не только способствовала созданию повестей документального (дневникового) типа, но и привела к обогащению жанровой структуры прзы, к появлению героико-социальных произведений с «интенсивным» видом сюжета и композиции. В творчестве Чермена Беджызаты наиболее ярко этот процесс проявился в документальной повести «Жизнь зажглась».

5. Образ многострадальной Родины, героическая борьба народа за социальную справедливость и неукратимая вера в будущее, тревожные предчуствия и оптимистические ожидания - вот основной пафос творчества исателя.

6. Каждый поступок героев Чермена Беджызаты в тяжелых условиях коллективизации равняется подвигу, становится проверкой новых нравственных качеств человека. Поэтому образы мужественных героев, мало отличимые друг от друга в дневнике «Жизнь зажглась», в повести «Волки» выступают более четко, и читатель имеет возможность увидеть сильных, закаленных и высоконравственных людей, которым выпало на долю строительство новой жизни.

7. Изменения в психологии массы или отдельных личностей рассказ-очерк писателя связал с широкой' картиной ломки и обновления прежних устоев жизни. Ч. Беджызаты стремился к целостному изображению важнейших общественных событий, к отражению драматизма противоречий эпохи.

8. Очерковая проза писателя охватывает широкую сферу общественных и-служебных отношений, человеческих судеб, гражданской и этической тематики; в каждом сюжете, в каждой картине виден пытливый изучающий взгля художника, склонный к точному анализу и объективным оценкам; все очерки прозаика носят автобиографический характер.

9. Исходным направлением очеркового жанра в творчестве писателя выступает исследование определенных общественных отношений, анализ конкретных условий, составляющих реальный уклад человеческой жизни. Именно с этой стороны его очерковая проза начинает освещение разнообразных общественно-психологических типов.

10. Эволюция мировоззрения героев в последних рассказах Чермена Беджызаты позволяет утверждать, что их автор стремился показать этот сложный процесс через собственный опыт или через свидетельства очевидцев. Дух великой ломки сознания современников передается писателем через очень конкретные подробности и детали внутренней жизни персонажей.

Апробация. Результаты исследования прошли апробацию на Международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Коста Хетагурова (1999), на ежегодных (1999-2006) научно-практических конференциях факультета осетинской филологии СОГУ, а также в следующих публикациях

1. Хозиева И X. Народные обычаи и их нравственное осмысление в повести Чермена Беджызаты «Башни говорят» // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров, 2008. - №1. - С. 7578. - 0,5 п.л. книги и учебные пособия

2. Хозиты Ид ж. Беджызаты Чермены уацау «Маесгуытаз дзурынц» / Зонадон редактор проф. Джыккайты Ш.Ф. - Дзаеуджыхъаеу: ЦИПУ-йы рауагъдад, 2005. - 76с. 4,42 п.л.

3.Хозиты Идзз. Уацауы жанры равзагрд аемае раезт ирон литератураейы 1910-1940 азты: Сэзрмагонд семинары программ®. - Дзаеуджыхъаеу: ЦИПУ-йы рауагъдад, 2004. - 22с. 1,37 п.л.

4.Хозиты Ид ж. Адаемы цардыуаг аемае аегъдауы фэзрстытэе Беджызаты Чермены прозаейы («Мазсгуытаз дзурынц»): Саермагонд семинары программае.- Дзаеуджыхъаеу: ЦИПУ-йы рауагъдад, 2004. — 15 с. 0,93 п.л. статьи и тезисы выступлений

5. Хозиева И.Х. Становление и развитие жанра повести в осетинской литературе (1920-1930 гг.). //Журналистика и филология на рубеже двух веков: Тезисы научно-практической конференции сотрудников и студентов факультета осетинской филологии и журналистики / Под ред. В.Д. Таказова, О.Д. Бичегкуевой. - Владикавказ: Издательство СОГУ. - 1999. С.33-35. 0,2 п.л.

6. Хозиты Идэе. «Ивгъуыд аемаг абон» Беджызаты Чермены уацау «Мэесгуытае дзурынц»-ы //Осетинская филология: история и современность: Сборник научных трудов. / Под ред. проф. Ш.Ф.Джикаева. - Владикавказ: Издательство СОГУ, 1999. - С.284-296. 1 п.л.

7. Хозиты Идзе. Адэгмон эегъдагуттае эгмае сае аивадон нысаниуеег Беджызаты Чермены уацау «Мзгсгуытее дзурынц»-ы //Фидиуагг. - 2000. -№4.-119-131. 1,2 п.л.

8. Хозиты Идае. Бегизати Чермени «Мэгсгуытэе дзорунцэе»-й туххазн дуузе дзурди. //Ираеф. - 2004. - №3. - 234-240 ф. 0,8 п.л.

9. Ида Хозиева. Бытие народа и проблема нравственности в прозе Чермена Беджизати //Дарьял. - 2004. - №5. - С.234-239. 0,8 п.л.

10. Хозиты Идае. Жанр эзмаз мидисамады зеуузглтаг Беджызаты Чермены уацау «Магсгуытэе дзурынц»-ы //Фидиуаег. - 2004. - 115-125 ф.

1 п.л.

11. Хозиты Идэг. Ирыстон Магсгуыты бжстае (Культураейы фазрстытае «Меесгуытаз дзурынц»-ы) //Ныфс. - 2006.№4. - 24-29 ф. 0,5 п.л.

12. Хозиева И.Х. «Прошлое» и «настоящее» как катализаторы бытийно-нравственных отношений в повести Ч.Д. Беджызаты «Башни говорят» // Актуальные проблемы филологии: сборник научных трудов / Под ред. д.филол.н, проф.Е.В.Сенько. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2007. -С.121-130. 1 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Хозиева, Ида Хазбатыровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Героем Чермена Беджызаты, как и в целом в осетинской литературе 20-30-х годов XX столетия, является личность, воплощающая его лучшие качества, его социальную активность, включающаяся в борьбу за свободу трудового народа. Эта центральная задача эпохи — создание образа нового типа, олицетворяющего собой весь пафос строительства новой жизни, - не сразу и не всесторонне была решена литературой первых послеоктябрьских лет. Осетинская литература того времени могла подойти к тому решению в пределах тех возможностей, которые ей предоставляла и на которые ее ориентировала историческая обстановка. Художественное творчество Чермена Беджызаты в контексте развития осетинской прозы 30-х годов XX века является важным составляющим компонентом всего национального литературного процесса. Поэтому опыт, приобретенный осетинской критикой в изучении его литературного наследия, неоценим.

Художественный мир Ч.Беджызаты невозможно понять без объединяющей его идеи. При всем разнообразии форм и жанров литературной деятельности писателя в его прозаическом творчестве отчетливо вырисовывается основная тема - тема родины. Этот образ предстает в произведениях писателя в самом различном воплощении. Творчество автора сильно чувством своего народа, своей истерзанной родины. Писатель показал родину в ее стремительном историческом росте. Патриотическая идея произведений Беджызаты воплощена во всей системе их образов, во всем строе их чувств и действий. В этом смысле творчество Ч.Беджызаты отличалось ясностью и последовательностью основных мотивов, особенно отчетливо воплощенных в эпическом произведении «Башни говорят».

В период создания этой повести писатель сознательно шел на известное усложнение стиля, языка и композиции произведения. По замыслу автора, сам усложненный характер повествования должен был передать сложность значительных происходящих тогда событий. Повесть, по мнению большинства исследователей, написана с какой-то особой натянутостью нервов. Многие события, о которых идет речь, даны через восприятие автора, показаны как бы его глазами, но это лишь непосредственно мотивирует ту повышенную эмоциональность и экспрессивность, которые характерны для повести в целом. «Башни говорят» в-значительной степени написана в эпической манере. Вот почему здесь такую огромную роль играют картины прошлого, которые ассоциируются с историко-легендарным прошлым, с суровыми и величественными горами, с романтикой новой жизни.

В становлении каждого писателя существенную роль играет его биография, жизненный1 опыт, встречи с людьми в экстремальных условиях, участие в борьбе и труде своего народа. В творчестве Чермена Беджызаты это сказывается с особой силой. Знакомство с летописью его жизни помогает не только глубже понять его произведения, уяснить принципы автора и типизации жизненного материала художника слова, но и представить себе 1 тот героический подвиг, каким была для Чермена Беджызаты творческая работа. И убедительное свидетельство тому - его публицистические повести «Жизнь зажглась» и «Волки». В них автор использует все многообразие художественных приемов и изобразительных средств - индивидуальный портрет и массовую сцену, особенно характерную для советской осетинской литературы, беглые зарисовки, пейзажный мотив, лирическое отступление, острая психологическая деталь. В обозначенных произведениях мы находим 5 и дневниковые записи, и вплетенные в художественную ткань документальные материалы.

Но в композиции повестей, в структуре художественных образов и в их развитии, объединяющих творчество Чермена Беджызаты — повествователя с произведениями других осетинских писателей тридцатых годов ушедшего столетия, есть свои отличительные черты и художественные V приемы. Своеобразие, прежде всего, выразилось в сложности композиции, в которой нашли свое отражение широта и многогранность жизненных явлений. В основе публицистических повестей Чермена лежит расстановка и группировка действующих лиц по классовому признаку, их месту в народной борьбе за новую действительность. Эти горьковские принципы композиции легли в основу лучших произведений осетинской советской литературы. Их особенностью у Беджызаты является расположение эпизодов и сцен в естественной последовательности исторических событий. К этому обязывал самобытного писателя художественный принцип, которому он был верен на протяжении всего творчества, - показать жизнь в движении, характер - в процессе становления и роста сознания под влиянием событий народной борьбы за новую жизнь, в которой участвуют его герои. В движении показан и лагерь богачей - в процессе их деградации, вырождения и гибели.

Категория нравственного и реалистического в художественном творчестве писателя настолько четко проявлены, что можно выделить их мировоззренческую природу, гуманистический пафос, ценностно-смысловую направленность. Благодаря этому предметно-чувственное содержание и высокие человеческие черты указывают пути духовной ориентации человека в меняющемся мире, которые соответствуют основополагающим ценностям человеческой жизни. Одновременно художественная проза Чермена Беджызаты, создавшая образную картину жизни в критический момент в одном из регионов страны, дает возможность художественными средствами познать окружающий мир в соотнесении с человеком, с учетом конкретного человеческого бытия, с его нравственными нормами, требованиями, идеалами, мечтами.

В центре внимания прозаика - человек, сформированный определенными социально-политическими условиями. Ч.Беджызаты, исследуя специфику нравственного, этического и эстетического, решает творческие задачи, выступающие как факторы реализации элементов художественного анализа его творчества. Это, во-первых, отражается в специфической образной системе автора - сущность и содержание нравственно-этических категорий в его произведениях о революции, гражданской войне, геноциде южных осетин и эпохи коллективизации страны. Во-вторых, адекватно отражает взаимосвязи героического, возвышенного и трагического начал. В-третьих, дает глубинно-психологический анализ «прошлого» и «настоящего» как катализаторов бытийно-нравственных отношений. В-четвертых, в художественных образах и характерах решает проблему народных обычаев и их нравственного осмысления. В-пятых, ярко и убедительно демонстрирует диалектику традиций и обычаев в освещении героического в своем прозаическом творчестве. В-шестых, четко выделяет морально-значимые поступки персонажей в утверждении новых общественных отношений. В-седьмых, провозглашает народ носителем высоких нравственно-этических качеств.

В диссертационном исследовании также предпринята попытка изучения нравственных исканий в очерковой прозе Ч.Беджызаты, обусловленных спецификой национального содержания и яркими событиями, происходившими в разные исторические периоды в жизни страны и осетинского народа. Художественное творчество в интерпретации Ч.Беджызаты есть совокупность элементов нравственности, во многом обусловленная спецификой общественно-политической ситуации, уровнем этических, эстетических и религиозных воззрений и национальных идеалов. Эволюция нравственного мировоззрения героев писателя - единство различных номинантов: процесс изменения, развития характеров от одного состояния к другому, форма развития природы и общества, которые объединяются в своеобразное системное единство, действующее по своим законам. Эти компоненты определяют как их обусловленность, так и генетическую связь с исторической памятью народа.

Чермен Беджызаты, пришедший в осетинскую литературу в эпоху великого передела общества, в своей прозе утверждал характер созидателя новой действительности. А его художественная система ориентирована на такого героя, который жил, созидал, радовался новым взаимоотношениям людей, умножал материальное и духовное богатство страны. Отсюда и оптимизм у основных персонажей его художественных прозаических произведений. Все это отличает самобытную прозу Ч^Беджызаты делая его творческий/ почерк, полный художественного накала и человеческой теплоты, неповторимым: Лучшие образы его повестей, рассказов и очерков отличает тонкость, психологического рисунка,. многогранность, внутренний динамизм. Это - неповторимо индивидуальные человеческие характеры, обрисованные в полноте своих чувств и мыслей, в сложности и подчас противоречивости своих душевных волнений.

Ярким примером психологического мастерства и нравственной зрелости Ч;. Беджызаты может служить разработка образа старейшины села-— Баймата Барсагова. Характер; обрисованный писателем, оказался настолько полным и многосторонним, что до сих поражает воображение-; исследователей и читателей. Сложность творческой задачи, вставшей перед автором в работе над образом мудреца, заключалась в том, что он задумал показать ровесника века, исполненного внутренних противоречий и переживаний, проследить, как эти противоречия в своем развитии и обострении неумолимо приводят к коренным переменам его внутреннего мира, отразить . глубокий перелом, происходивший в его сознании. Неповторимый образ Баймата строился в повести на тонком вскрытии основных черт его характера. Все это требовало от прозаика тонкого психологического анализа тех изменений, которые происходили в душе этого человека под влиянием новых обстоятельств, вторгшихся в его размеренную, одинокую жизнь — появление студентов-практикантов. Стремление к проникновенному раскрытию душевного мира своих героев, показу сложных психологических процессов, происходивших в их сознании, заставляло автора искать наиболее соответствующие этой задаче композиционные формы. Пути к их решению он видел в разработке на новой идейной основе жанров социально-психологических повестей, рассказов и очерков, способных воплотить богатство и динамику новой действительности. С этим связана и концентрация действия, лаконизм композиционных решений, строгое распределение изобразительных средств, стремление показать большое через малое, жизнь общества, народа через жизнь семьи - вот что отличает художественное творчество Чермена Беджызаты, придавая ей своеобразный, особый характер по сравнению с произведениями некоторых осетинских прозаиков - его современников и братьев по перу. Наряду с этими изменениями внутри самого прозаического или очеркового произведения повышается роль конкретного жизненного материала. Писатель вводит в свою прозу художественно обобщенные биографии, события действительной жизни, едва прикрыв их, и то не всегда, вымышленными именами. О прозаичности таких героев автор говорит в документальной повести «Жизнь зажглась» и очерковом рассказе «Градобитие». Теснейшая связь художественно обобщенного образа с его определенным жизненным прообразом - неслучайная черта прозаических произведений Чермена Беджызаты, которая была связана с особыми условиями 30-х годов ушедшего века. Эта особенность ярко проявилась и в осетинской литературе периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Эти художественно обобщенные характеры неизбежно проникали и в очерк при создании образного ряда. Человек, который ранее был лишь одним из аксессуаров общей картины труда, становится затем идейным композиционным центром очерка. Материал в очерковых произведениях Беджызаты начинает располагаться вокруг человеческих деяний, характеров, биографий, насыщается проблемностью, делается особенно чутким к социальной стороне изображаемого. Вместе с историей жизни отдельного человека или коллектива в очерке появляется сюжет или зачатки сюжета. Очерк в исполнении писателя тем самым приближается к жанру рассказа, щже повести. Создание характеров выявляет художественную природу "анра и повышает его идейно-воздействующую роль. Очерковая проза фмена Беджызаты изображает процесс классовой борьбы, раскрывает способных воплотить богатство и динамику новой действительности. С этим связана и концентрация действия, лаконизм композиционных решений, строгое распределение изобразительных средств, стремление показать большое через малое, жизнь общества, народа через жизнь семьи - вот что отличает художественное творчество Чермена Беджызаты, придавая ей своеобразный, особый характер по сравнению с произведениями некоторых осетинских прозаиков - его современников и братьев по перу. Наряду с этими изменениями внутри самого прозаического или очеркового произведения повышается роль конкретного жизненного материала. Писатель вводит в свою прозу художественно обобщенные биографии, события действительной жизни, едва прикрыв их, и то не всегда, вымышленными именами. О прозаичности таких героев автор говорит в документальной повести «Жизнь зажглась» и очерковом рассказе «Градобитие». Теснейшая связь художественно обобщенного образа с его определенным жизненным прообразом - неслучайная черта прозаических произведений Чермена Беджызаты, которая была связана с особыми условиями 30-х годов ушедшего века. Эта особенность ярко проявилась и в осетинской литературе периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Эти художественно обобщенные характеры неизбежно проникали и в очерк при создании образного ряда. Человек, который ранее был лишь одним из аксессуаров общей картины труда, становится затем идейным композиционным центром очерка. Материал в очерковых произведениях Беджызаты начинает располагаться вокруг человеческих деяний, характеров, биографий, насыщается проблемностью, делается особенно чутким к социальной стороне изображаемого. Вместе с историей жизни отдельного человека или коллектива в очерке появляется сюжет или зачатки сюжета. Очерк в исполнении писателя тем самым приближается к жанру рассказа, даже повести. Создание характеров выявляет художественную природу жанра и повышает его идейно-воздействующую роль. Очерковая проза Чермена Беджызаты изображает процесс классовой борьбы, раскрывает психологию, цели и образы представителей старого и нового, показывает ломку старых устоев, крепнущие ростки нового в сознании и бытие современников.

Художественное творчество писателя было знаменательно еще и тем, что положило начало международным связям осетинской литературы. Благодаря его творческому содружеству с классиком словацкой литературы была открыта новая страница развития нашей художественной словесности. Гуманистические идеалы и эпическая история народа, отраженные с огромной художественной силой в самобытнейшем творчестве автора «Говорящих башен», образы легендарных героев завоевали сердца словацких читателей. С неподдельным вниманием познакомились зарубежные читатели с романом Петера Илемницкого «Компас в нас», где образ главного героя - Чермена Беджызаты и тема Южной Осетии стали одной из романтических проблем словацкой литературной общественности. Дискуссия вокруг этого произведения на страницах ведущих словацких изданий («Неделя», «Словацкая политика», «Словенске погляды»), развернувшаяся между крупнейшими деятелями национальной литературы Одреем Марушиаком и Адреем Мразом, свидетельствовала о появлении романного полотна высокой художественности и правдивости, обращенного к массовому читателю. Обращает на себя внимание художественное мастерство, с которым Петер Илемницкий в романе «Компас в нас» создал неповторимые образы, взятые из осетинской действительности.

Характеризуя в целом художественное творчество Чермена Беджызаты в контексте развития осетинской прозы 30-х годов XX века во всем его неповторимом своеобразии, необходимо заметить, что оно способствовало сплочению литературных сил Осетии на стороне нового жизнеустройства. Это было следствием не только его индивидуальных усилий, но и национальных общественных условий, местных культурных и политических стимулов. Вместе с тем видно огромное животворящее действие новой действительности, советской литературы на творческий процесс в целом и на отдельные его явления. Путь к разработке эстетики соцреализма и глубокому пониманию ее задач и возможностей был для Чермена Беджызаты непростым. Но талантливый писатель, преодолевая трудности и используя опыт отечественной литературы, создавал прозаические произведения большой художественной силы, свидетельствовавшие о неисчерпаемых возможностях его творческого метода

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Хозиева, Ида Хазбатыровна, 2009 год

1. Барахъты Г.Ф. Цэгр!. // Базстырагсугъд: Поэзи. Прозэе. Театр. Публицистика^. - Дзаеуджыхъаеу, 1991. - 231-234 ф.

2. Беджызаты Ч.Д. Л^вззгрст уацмыстае (чиныг сарэгзта аемае разныхас ныффыста Гафез). Сталинир, 1958. - 554 с.

3. Беджызаты Ч.Д. Басыгъди цард. Боныджы дарддагр // Фидиуаег. 1931. -№5.-3-22 ф.

4. Беджызаты Ч., Хъуылаты С. Уацмыстаз / Чин. сарагзта, разныхас жмж йын фиппаинаггтаг ныффыста Булкъаты Михал. — Дзаеуджыхъаеу, 1995. 5-30 ф.

5. Беджызаты Ч.Д. Башни говорят // Перевод с осетинского А. Гаглоевой и Г. Агасовой. Цхинвал, 1987. - 97 с.

6. Беджызаты Ч.Д. Бираегътае: Уацау //Фидиуаег. 1934. - №7. - 34-56 ф., №8.-15-24 ф.

7. Беджызаты Ч.Д. Бираегътае: Уацау. Сталинир, 1931. - 125 ф.

8. Беджызаты Ч.Д. Лшдазр фэзндаг нэзй. Романы райдиан // Фидиуаег. — 1933.-№3.-4-15 ф.

9. Беджызаты Ч.Д. Лфтаз фэекасты: Радзырд // Фидиуазг. 1935. - №8 -3-17 ф.

10. Беджызаты Ч.Д. Ихдзагъд: Очерк // Фидиуаег. 1936. - №1. - 39-65 ф.

11. Беджызаты Ч.Д. Кардэглвэестэгй: уЕмдзгевгэзтаг.- Сталинир, 1933. — 62 ф.

12. Беджызаты Ч.Д. Колхаедзарад «Хурзаерин» Очерк // Фидиуаег. — 1939. -№10,- 46-65 ф.

13. Беджызаты Ч.Д. Мэгсгуытаг дзурынц // Фидиуаег. 1935. - №1. - 48101 ф.; №2. - 12-43 ф.

14. Беджызаты Ч.Д. Мэгсгуытае дзурынц: Новеллаггэе. — Сталинир, 1935. — 197 ф.

15. Беджызаты Ч.Д. Октябры тырысаимэе: Драмэе // Фидиуазг. — 1935. -№5, 6. 68 ф.

16. Беджызаты Ч.Д. Ссыгъди цард. Боныг // Фидиуаег. 1930. - №5. - 4558 ф.; №8. -9-60 ф.

17. Беджызаты Ч.Д. Ссыгъди цард // Л}взаерст уацмыстае. Сталинир, 1958. -5-69.

18. Беджызаты Ч.Д. Уад асаста гаеды баглас: Радзырд //Фидиуаег. 1936. -№3.- 3-25 ф.

19. Беджызаты Ч.Д. Чи казй? (Драмаз) // Фидиуэгг.- 1931.- №.2.- 3-51 ф.

20. Беджызаты Ч.Д. Чи каей?: (Дфтагархайдон драмэг). Цхинвал, 1931. -55ф.

21. Беджызаты Ч.Д., Хъуылаты С.А. Лтзазрст уацмыстае / Чиныг сараезта Къэзбысты 3. Цхинвал, 1990. - 303 ф.

22. Гагдиаты С.К. Уацмыстае. Дзагуджыхъаеу, 1991. - 639 ф.

23. Гэедиаты С.К. Уацмыстае. Орджоникидзе, 1986. - 496 ф.

24. Гагдиаты Ц.С. Фыдгелты намыс //Уацмыстаг. Орджоникидзе, 1984. -С. 110-134.

25. Дзанайты И.У. Уацмысты аеххэест аембырдгонд аертае томаей. -Орджоникидзе, 1966. -1 т. 683 ф.

26. Епхиты Т. Улаентае // Уацмыстае аертае томаей. Т. 2. Радзырдтэз. Повесттае. Орджоникидзе, 1961. - С. 149-196.

27. Ирон тауравгътае (Чиныг сарэгзта, разныхас гемге йын фиппаинзегтае ныффыста Джиккайты Ш.) Орджоникидзе, 1989. - 498 ф.

28. Коцойты А.Б. Уацмыстае. Т. 1. Радзырдтаз. — Орджоникидзе, 1971. -403 ф.

29. Коцойты А.Б. Уацмыстае. Т. 2. Прозае. Пьесаетаг. Поэзи. Публицисти-кае. Орджоникидзе, 1972. - 332 ф.

30. Къубалты А.З. Л5фхазрдты Хазсаназ // Уацмыстае. Орджоникидзе, 1978.-С. 24-35.

31. Мамсыраты Д. Цыт // Уацмыстэе аертаг томаей. Т. 1. Радзырдтаг. -Орджоникидзе, 1965. С. 46-75.

32. Нарты. Осетинский героический эпос в трех книгах. Книга 3 — М., 1991.- 175 ф.

33. Овечкин В. Избранное. Курск, 1955. - С. 408, 414, 421.

34. Петер Илемницкий. Компас в нас. Роман. Братислава: Правда, 1967. -310 ф.

35. Фззрнион Къ. Уады уынаер. Роман. 1-аг чиныг. — Сталинир, 1932. -163 ф.

36. Хетагуров К.Л. Особа (Этнографический очерк) // Полное собрание сочинений в пяти томах. Т. IV. Владикавказ, Ир, 2000. С. 313-374.

37. Хетагуров К.Л. Собр. соч. в пяти томах. Т. IV. М., 1960. - 495 с.

38. Хетагуров К.Л. Собрание сочинений в пяти томах. М., 1959. - Т.1. -456 с.

39. Хъуылаты Созырыхъо. Дзуттаг Ошуахъ ///Евзэгрст уацмыстаг. — Сталинир, 1957.-С. 193-233.1.

40. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы. Автореферат дисс. докт. филол. наук.- Махачкала, 1999.-49 с.

41. Амурский Д. Еще раз об очерке // Литературная газета. 1930. - 4 сентября.

42. Ардасенов Х.Н. Осетинская литература 30-х годов: проза // Очерк истории осетинской советской литературы. Орджоникидзе, 1967. - С. 85-95

43. Ардасенов Х.Н. Проза // Очерк истории осетинской советской литературы. Орджоникидзе, 1967.- С. 95-105

44. Ардасенты Х.Н. Жхсщ> аемае тугвэендэегтыл // Мах дуг. 1966. — №4. -85 ф.

45. Ардасенты Х.Н. Ирон аивадон прозэг йае раезты фазндагыл // Разстдзинад. — 1950. — №155. — 8 август.

46. Ардасенты Х.Н., Хзедарцаты A.A. Беджызаты Чермен // Ирон литература: Ахуыргазнззн чиныг 9-10 кълэзстаен. 5 рауагъд. -Дзагуджыхъгеу, 1993. 91-94 ф.

47. Ахмедов С.Х. Пути формирования и развития дагестанской многонациональной прозы // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки. 1991.-№1.-С. 64-69.

48. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986 С. 98.

49. Беджызаты Д. Беджызатае // Фидиуаег. 2002. - №6. - 117-118 ф.

50. Беджызаты Д. Мае мысинэзгтзг Беджызаты Чермены тыххаей // Фидиуаег. 1978. - №12. - 77-78 ф.

51. Беджызаты Ч.Д. //Хуссар Ирыстоны фысджытэг: критикон-биографион, бэелвырдгаеназнтэз / Чиныг сарзззтой Гафез эемэг Дзуццаты Х.М. — Цхинвал, 1967.- 9-17 ф.

52. Беджызаты Ч.Д. (Йэг райгуырды 75 азы саеххаесты бонмэг) // Фидиуаег. -1974.- №1.- 85-87 ф.

53. Беджызаты Ч.Д. Наг ирон фэендыр (Къоста) // Коммунист. 1936.- 15 май.

54. Беджызаты Ч.Д. Наг фагндырдзаггъдеег (Къостайы тыххазй) // Хурзаерин. — 1926. 31 мартъи.

55. Беджызаты Ч.Д. Саергъэеваем драматурги социалистон аразынады ног хэесты аемваезмж // Фидиуаег. 1933. - №4. - 3 ф.

56. Беджызаты Чермен: (Иае райгуырдыл саеххазст 90 азы) //^Ерыгон коммунист. 1989. — 14 январь.

57. Бегизов Чермен // Писатели Советской Осетии /Сост. Гаглоев Ф., Джусоев Н. Сталинир, 1957. - 75 с.

58. Беджызаты Чермены поэзийы мотивтаз (Йж райгуырды 80 азы бонмэг) // Мах дуг. 978. - № 11. - 103-104 ф.

59. Беккер М. Каким должен быть пролетарский очеркист? // Литературная газета. 1930. - 5 июля.

60. Булкъаты М. Ню лззгдзыразгъты сыгъдаег фэзндаг // Беджызаты Ч., Хъуылаты С. Уацмыстае. Дзаеуджыхъагу, 1995. - 5-30 ф.

61. Гаглойты Н. Беджызаты Ч. эзмэг Уанеты Ш. сконд пьесаеты алыфарс дискусситы охыл // Хурззерин. — 1931. 13 август.

62. Газдарова А.Х. История и современность в художественной интерпретации Нафи Джусойты. Владикавказ, 2002. - 140 с.

63. Гассиев A.A. По части книжных древностей (Кавказ, 1873, № 33-36) // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 1. — Цхинвали, 1981.

64. Гафез. Беджызаты Чермен. Фаесн. чин.: Беджызаты Ч.Д. агвзаерст уацмыстае. Сталинир, 1958. — 528-552 ф.

65. Гафез. Джусойты Н.Г. Чермен Бегизов //Писатели Советской Осетии. — Сталинир, 1957. С. 63-65.

66. Гафез. Нае литератураейы зынгэедаер минаевар (Мысиназгтае Беджызаты Чермены цардэгй) // Советон Ирыстон. 17 февраль.

67. Гафез. Дзуццаты Х.-М. Чермен Беджызаты //Хуссар Ирыстоны фысджытге: Критикон-биографион баглвырдгаенэзнтае. Цхинвал, 1967. 13 ф.

68. Гегель Г.Ф. Лекции по эстетике. Кн. третья // Сочинения, Т. XIV. М., 1958.- 173 с.

69. Гаелуаты А. Номагвэераег // Мах дуг. 1992. - №8. - 37-61 ф.

70. Гаелуаты А. Номаевэзрэзг. Уацау мае мад Нагъуыйы мысиназгтимае // Раестдзинад. 1992. - №№21-23. - 1, 4, 5 февраль.

71. Горелов А. Писатель и фольклор // Нева. 1958. №11.- С. 206.

72. Горький А.М. Собр.соч. в 30 т. Т. 24. М.: Гослитиздат, 1952. -С. 33.

73. Горький М.А. М.Л.Слонимскому //Собрание сочинений в тридцати томах. Т.ЗО. Письма, телеграммы, надписи (1927-1936). М., 1955. -820 с.

74. Горький М.А. «За работу! — о значении работы по созданию «истории заводов» // Литературная газета — 1931. — 8 ноября.

75. Горький М.А. Если враг не сдается, — его уничтожают // Правда. — 1930.- 15 ноября.

76. Гугкаты Дз. Беджызаты Чермены цардаей дыууае цауы. Мысинаегтэе // Фидиуаег. 1969. - №6.- 72 ф.

77. Далгат У. Литература и фольклор / Теоретические аспекты /. М. 1981. С. 67.

78. Джикаев Ш.Ф. Фольклор и осетинская советская поэзия. 1917-1941 гг.-Орджоникидзе, 1972 . — 160 с.

79. Джикаев Ш.Ф. Чермен Беджызаты // Осетинская литература. — Орджоникидзе, 1980. 103-105 ф.

80. Джусойты Н.Г. Беджызаты Чермен // Ирон литература: Ахуыргаенаен чиныг астаеуыккаг скъолайы 9 къласаен. Цхинвал, 1978. - 183-195 ф.

81. Джусойты Н.Г. Воспитание чувств и обычай // Дружба народов. — 1968. №7. - С. 242-252.

82. Джусойты Н.Г. Дыууае 'фсымаеры дыууае фыссаеджы: (Беджызаты Чермен аемзе Уасо) //Раестдзинад. — 2000. — 12 июль.

83. Джусойты Н.Г. Чермен Беджызаты // Очерк истории осетинской советской литературы.-Орджоникилзе, 1967.- С. 131-140.

84. Джыккайты Ш.Ф. Беджызаты Чермен (1898-1937) ' // Ирон литер атураейы истори (1917-1956 азты): Ахуыргаенаен чиныг Ирыстоны паддзахадон университеты ирон филологийы факультетаен. — Дзаеуджыхъаеу, 2002. 295-315 ф.

85. Джыккайты Ш.Ф. Заердэейы аевзагаей (Адэемты хаелардзинады мотивтаз ирон советон поэзийы). // Уацтэг (Зонадон-критикон уацтаз). — Орджоникидзе, 1986. 177-190 ф.

86. Дзесты К.Г. Беджызаты Чермен // Нае буц хистазртаг. Мысинэегтае. — Орджоникидзе, 1981. 69-77 ф.

87. Дзесты К.Г. Беджызаты Чермен: (Мысинаегтае) // Мах дуг. №5. - 9295 ф.

88. Дзуццаты Х.-М. Беджызаты Чермены сфаелдыстад. Цхинвал,1964. -127 ф.

89. Дзуццаты Х.-М. Ныхас Чермены тыххагй (Йзз райгуырдыл 90 азы бонмэг) // Мах дуг. 1988. - №12. - 96-98 ф.

90. Дзуццаты Х.-М. Ныхас Чермены тыххагй // Раестаег азмае литературам: Уацтае. — Цхинвал, 1985. 56-72 ф.

91. Дзуццаты Х.-М. Революцион дуджы нывгазназг (Беджызаты Чермены райгуырдыл саеххаест 80 азы) //Фидиуаег. 1978. - №12. - 75-77.

92. Дзуццаты Х.-М. Революцион нывгагнаег (Беджызаты Чермен) // Фидиуазг. 1981. - №5. - 67-73 ф.

93. Золотусский И. Время синтеза (Пути современного очерка) // Вопросы литературы. 1964. - №12 - С. 3.

94. История русской советской литературы. 1917-1940 гг. М., 1975 — 668 с.

95. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинение. Издание второе.- М.: Гос. Изд. Пол. Лит., 1955.-Т.2.-652 с.

96. Кожевников В. Мир светлых чувств // Литературная газета. 1947. - 29 марта.

97. Козаты И.С. Революцийы фидиуазг эемае хаестон (Беджызаты Чермены райгуырдыл саеххагст 80 азы) // Советон Ирыстон. -1979- №12.-18 январь.

98. Ковалева В.А. Л.,1975. - 264 с. Литературная газета. - 1951. - 2 октября.

99. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. Т. 1. М., 1886. 317с.

100. Кокиев Г.А. Осетины в начале XIX века по наблюдениям путешественника Ю. Клапрота // Известия СОНИИ. Т. 12. -Орджоникидзе, 1948. С. 179-240.

101. Колыты М. Беджызаты Чермены аевзаерст уацмыстае // Мах дуг — 1959. №6 - 94-96 ф.

102. Косвен М.О. Преступление и наказание в первобытном обществе. — М., 1925, 459 с.

103. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы.- М., 1984. — С. 111.

104. Къаебысты 3. Цыбыр зонаентаг Беджызаты Чермены тыххаей II Беджызаты Ч.Д., Хъуылаты С.А. ЛЗвзаерст уацмыстае. Цхинвал, 1990.-4-5 ф.

105. Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 18071808 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX). Орджоникидзе, Севосгиз, 1967.

106. Ларсанты Цамел. Раезты фэзндагыл // Мах дуг. 1987. - №10,11. - 201208 ф.

107. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву северного и восточного Кавказа. Т. 2. — Одесса, 1883, 401 с.

108. Лузин М. Об очерке // Литературная газета. 1930. - 29 сентября.

109. Малиевова Ева. Фын нае уыди // Мах дуг. 1987. - №4. - 110-115 ф.

110. Малиевова Е. Петер Илемницкий и его герой // Лит. Осетия. — 1987. — №69.-С. 90-93

111. Малиты X. Амондмае амонаег (Фаесараенты Ирыстоны тыххаей) // Раестдзинад. 2006. - №52. - 22 мартъи.

112. Мамиты Г.А. Ирон литературэейы райдайаег (Беджызаты* Чермены 80 азы бонмаг) // Советон Ирыстон. — 1979. — 17 февраль.

113. Мамиева И.В. Пути развития художественного историзма современной осетинской прозы // Вопросы современной осетинской прозы. Труды-СОНИИ. Т. XXXVIII. Орджоникидзе, 1982. - С. 37-48.

114. Мыхуыры азнтыстытаг жмаг хаестаз // Ленинон. 1935.-5 май.

115. Накусова Н.Г. Единство прошлого и настоящего в повести «Башни говорят» Ч.Д. Бегизова // Б.А.Алборов и проблемы кавказоведения: Материалы региональной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Б.А. Алборова. Владикивказ, 2006. — С. 172-183.

116. Нинов А. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956-1966).-Ленинград, 1969 -288с.

117. Очерк истории советской литературы. Орджоникидзе, 1967. - 420 с.

118. Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений. М., 1990.- 144 с.

119. Пахрутдинова Р.У. Кумыкская литература и творчество Аткая Аджаматова: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Махачкала, 2002. — 18 с.

120. Перцов М. Куда ведет очерк? // Литературная газета,- 1930.- 16 июня.

121. Плиты Г. Беджызаты Чермены новеллэгттэз «Мгесгуытзг дзурынц» // Фидиуаег. 2001. - №1. - 102-112 ф.

122. Плиты Г. Бонджын цы наг кодта — маегуыр цы нае 'взазрста // Фидиуазг. — №3.- 107-120 ф.

123. Плиты Г. Хуры ферттывды хуызэен (Беджызаты Чермены райгуырдыл саеххаест 70 азы) // Раестдзинад. — 1969.- 9 январь.

124. Русская советская повесть 20-30-х годов / Под ред. Ковалева. Л., 1976.-456 с.

125. Сабаев С.Б. Братсво народов, братсво литератур. Орджоникидзе: Ир, 1985- 168

126. Салагаева З.М. Четыре этюда об осетинской прозе. Орджоникидзе, 1970.-242 с.

127. Скифирон. «Компас наг мидагг»: Петер Илемницкийы роман // Советон Ирыстон. 1981. - 24 декабрь.

128. Скороспелова Е. Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа. М., 1985. - 264 с.

129. Современная русская советская повесть / Под ред. Н.А.Грозновой и

130. Тыбылты A.A. Равзаргае уацмыстге (Ирон аевзаг аемае литературазйы фэздыл). Цхинвал, 1964 327 ф.

131. Тыбылты A.A. Силуэттае // Фидиуаег. 1935. - №№ 5Д - 50-60 ф.

132. Тыбылты A.A. Уацмысты шмбырдгонд. Цхинвал, 1988. - 201-203 ф.

133. Уалыты Д. Чиныгкэгсэзджы фагнысазндтае // Фидиуагг. 1935. — №4. -72-75 ф.

134. Уанеты В.Д. Беджызаты Чермены уацмыс «Магсгуытаз дзурынц»-ы аевзаджы тыххаей (Наемттае жмж мыггаегтае) // Известия ЮОНИИ АН ГССР. 24-эем р-д. - 99-105 ф.

135. Фадеев А. Вопросы художественного творчества // Литературная газета. — 1932. 29 октября.

136. Хозиты Б.Р. Стыр уылэзн цаестуынгаейаз тайы (Беджызаты Чермены райгуырдыл сазххаест 95 азы) // Рзестдзинад. 1993 - №24. - 18 декабрь.

137. Хозиева И.Х. Бытие народа и проблема нравственности в прозе

138. Чермена Беджизати // Дарьял 2004. - №5. - С.234-239.

139. Хозиты И.Х. Адаемон аегъдагуттаг агмаз cae нысаниуаег Беджызаты Чермены уацау «Магсгуытаз дзурынц»-ы //Фидиуаег. 2000. - №4 — 119-131 ф.

140. Хозиты И.Х. Бегизати Чермени «Маесгуытаз дзорунцге»-й туххаен дууае дзурди // Ирагф. 2004. - №3. - 234-240 ф.

141. Хозиты И.Х. Беджызаты Чермены уацау «Магсгуытае дзурынц» (Зонадон редактор проф. Джыккайты Ш.Ф. — Дзэеуджыхъэеу, 2005. — 76 ф.

142. Хозиты И.Х. Ивгъуыд аемэг абон Беджызаты Чермены уацау «Маесгуытае дзурынц»-ы //Осетинская филология: история и современность: Сб.научн.тр. Под редакцией проф. Ш.Ф.Джикаева. — Владикавказ, 1999.-284-296 ф.

143. Хут Ш.Х., А.И. Алиева. Рец. на кн.: Несказочная проза адыгов. -Майкоп, 1989. 336 с. //СКНЦ ВШ. Сер. Общественные науки. - 1991. -№1. -С.110-112.

144. Хъазиты М. Амонддзинад cas рахазцэгн (Беджызаты Чермены новеллаетты тыххэгй) //Советон Ирыстон, 1979. 17 февраль.

145. Хъуылаты С. Куысты фгетк колхагдзарады //Фидиуагг. 1930. - №4. -С. 48-55.

146. Цаголов Г.М. Край беспросветной нужды. Заметки о Нагорной полосе Терской области. Владикавказ, Электрон, типогр. Терского областного правления, 1912, 295 с.

147. Цгьойты X. Беджызаты Чермен //Цзгваег маразджы не 'взагрста. -Цхинвал, 1996. -19-22ф.

148. Цгъойты Хазби. Ирыстоны сагъэгстыл йге уд цагъта дзаенгаераег (Беджызаты Чермены райгуырдыл саеххзгст 105 азы). //Рэгстдзинад.-2004. №56. - 25 мартьи.

149. Цомартова Р.Г. Становление жанра историко-революционного романа в осетинской литературе. Автореф. дисс. филол. наук. - М., 1976. -20 с.

150. Чибиров JI.A. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 1-5. -Цхинвали, 1981-1991.

151. Шагинян М.С. Беседы об искусстве. М. - Д., 1937. - С. 109.

152. Шетова P.A. Художественный мир прозы Хачима Теунова: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Нальчик, 1999. 22 с.

153. Шкловский В. Художественная проза: Размышления и разборы. — М., 1960.-627 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.