Художественно-эстетические проблемы современного телетеатра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат искусствоведения Ростова, Нина Владимировна

  • Ростова, Нина Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.03
  • Количество страниц 157
Ростова, Нина Владимировна. Художественно-эстетические проблемы современного телетеатра: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства. Москва. 2001. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ростова, Нина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Становление и современные проблемы развития телетеатра.

1.1. Истоки и специфика формирования телетеатра.

1.2. Телевидение и театр в условиях реформирования общества.

ГЛАВА 2. Художественно-эстетические принципы функционирования телетеатра.

2.1. Экранно-драматические основы литературного телетеатра.

2.2. Специфика режиссуры на телетеатре и проблемы подготовки режиссерских кадров.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-эстетические проблемы современного телетеатра»

Актуальность темы исследования. История отечественного телетеатра, его драматургия и режиссура, его художественное становление, жанрово-стилистические поиски, решение отдельных компонентов спектакля - эти и многие другие вопросы были рассмотрены автором данного исследования.

Работа посвящена по преимуществу изучению выразительных художественных возможностей телетеатра, того нового, что он вносит в этом смысле в теорию и практику зрелищных видов искусства.

Телевидение, возникшее как средство информации, с каждым годом все определеннее и активнее заявляет о своем участии в процессах, происходящих в художественной культуре. Обратившись к миру искусств на первых порах как средство распространения художественных произведений, телевидение вскоре ощутило в себе потенции самостоятельного творчества. Телевизионные спектакли вместе с телевизионными фильмами были одной из первых художественных форм, в которой происходили поиски эстетической самостоятельности искусства художественного телевидения.

Как это не раз было в истории культуры с новыми, бурно развивающимися художественными формами, теория и история здесь отстают от практики, не успевают за ее ходом. Поэтому актуальность задачи изучения многообразного опыта телевизионного театра, стоящей перед искусствоведами, не подлежит сомнению.

Автор констатирует, что для исследования собственных достижений телевизионного театра немаловажно понимание тех возможностей, которые таит в себе телевидение как средство приобщения многомиллионного зрителя к искусству театра, ко всей театральной культуре. Начав свой путь в сфере телевизионного театра с трансляций, «живых» спектаклей, телевидение и по сей день не забывает этой формы. Снятые на видеопленку лучшие театральные спектакли обретают новую телевизионную жизнь, а вместе с ней и многомиллионную аудиторию. Телевидение, в частности телеканал «Культура», сохраняет для потомков игру великих актеров современности, позволяет увидеть спектакли, поставленные корифеями отечественного театра.

Автор приходит к выводу, что театральное искусство на телевизионном экране убедительно свидетельствует о принципиальном решении проблем телевизионного искусства - и как формы самостоятельного творчества и как разновидности художественной репродукции.

Для определения важнейших свойств телевизионного театра и принципов его научного исследования существенно важно установить как отношение этой разновидности творчества к кинематографу, так и ее связь с другими эстетическими территориями. При том, что на первых порах развития телевидения его сходство с аналогичными кинематографическими формами явно преувеличивалось как теоретиками, так и практиками, сейчас внимание к другим художественным источникам, по мнению автора, является явно недостаточным.

В связи с этим в работе обращено внимание на творческие взаимоотношения телетеатра с различными видами искусства, сыгравшими существенную роль в становлении его самостоятельности.

Литература - не только драматургия, но и поэзия и в особенности проза - позволила телевизионному театру обрести большую свободу в обращении с жизненным материалом. Строгие законы театрального пространства и времени оказались раздвинутыми, авторский голос зазвучал громче и свободнее, нежели в произведениях традиционного театра и кино.

Не раз уже высказывалось мнение, что в процессе переложения на язык телевидения литература теряет меньше, нежели при инсценировках и экранизациях. Переход от описания к диалогу, от диалога к авторскому высказыванию, использование внутренних монологов, воссоздание одновременности действия и мысли и т.п., богатство выразительных возможностей классической литературы, смелое соединение разнохарактерных средств - все это оказывается сродни творческим потенциям телевидения.

В работе специально подчеркивается тот вклад, который вносит в становление телевизионного театра эстетический опыт драматического театра.

Естественно, что телетеатр многому учится у театра «живого», но постоянно, стихийно, неожиданно корректирует себя, напоминая о собственной специфичности. Это сказывается в самой природе зрелищности, в особенностях пространственных решений, в условиях лаконизма - особой собранности и строгого отбора средств и т.д.

Зрелищное изобилие на телеэкране зачастую производит обратное действие - утомляет, прежде времени пресыщает и образ спектакля не создает. Телевидение требует лаконичной передачи атмосферы, общего колорита произведения и эпохи.

Влияние драматического театра, являющегося основным источником идей для телевидения и кинематографа, трудно переоценить. Следовательно, все разрушительные и созидательные процессы, происходящие в современном театре немедленно отражаются на состоянии телевизионного театра. Однако складывается впечатление, что телевизионный театр все же более устойчив, более защищен от временной коррозии прежде всего уникальным репертуаром, недоступным ни театру, ни кино. Всегда блистательным составом актеров, которым этот репертуар позволял существовать на экране не так, как может быть сейчас многие из них существуют.

Выявить и проанализировать все процессы, происходящие в современном театральном мире, который включает в себя и театр телевизионный невозможно, не исследовав социальные, правовые, культурные и т.д. преобразования в современной России. Поэтому в диссертации анализируются процессы перехода к рыночной экономике, сопровождающиеся разгосударствлением сферы культуры. Это проявляется в отказе от тотального идеологического контроля со стороны государственных органов, в свободе творчества для мастеров культуры, а для общества - в свободе удовлетворения культурных потребностей. Но государство, перестав быть донором, спонсором и заказчиком этой сферы, не создало эффективной системы частного и внебюджетного ее финансирования, что поставило учреждения культуры в сложное положение.

Их финансовые трудности вызваны также тем, что достижения культуры сначала становятся достоянием меньшинства, культурной элиты и проходит немало времени, прежде чем они получат широкое распространение в обществе. Поэтому массовый спрос не ориентирован на произведения высокого искусства. Рынок их если не отторгает, то и не поддерживает.

Товарно-денежные отношения привели к переориентации определенных видов искусства на кассовый успех. Отсюда засилье в кинопрокате и на телевидении «мыльных опер» и низкопробных боевиков.

Телевидение перестало ощущать себя частью культуры. Произошел трагический раскол между нормальной жизнью, культурой и телевидением.

Телевизионного театра - очень серьезной составляющей эмоциональной и интеллектуальной жизни людей нашего государства -практически не стало. А ведь это была колоссальная экспериментальная база для творчества актеров и режиссеров.

Телевизионный театр - это очень специфический жанр, который создавали лучшие советские режиссеры театра и кино. Изначально была установлена очень высокая художественно-эстетическая планка и соответствовать тому уровню было нелегко. А.Эфрос, А.Гончаров, Е.Симонов, В.Андреев, Л.Пчелкин, С.Евлахишвили, П.Фоменко, Ю.Любимов, М.Козаков, П.Резников, В.Турбин, В.Фокин, С.Колосов, Р.Виктюк, В.Бровин, А.Прошкин, А.Орлов. - вот далеко не полный список мастеров, создавших совершенно экспериментальные формы драматургической организации материала на телевидении. Эти специфические, неожиданные формы были присущи только телевидению и совершенно невозможны были ни в театре, ни в кино.

Именно тогда в творческом поиске и начал рождаться особый телевизионный язык. Особый, потому что телевидение это уже не театр, но и не кино. Это какой-то очень свой коридор, своя интересная со всех точек зрения (и изобразительной, и смысловой, и способа существования актера на экране) форма бытования литературы.

Автор приходит к выводу, что скоропалительное исчезновение литературы и театра с экрана пробило большую брешь в искусстве.

Телевидение - мощнейшее на современном этапе средство воздействия на людей, призванное формировать в человеке высокие и нравственные чувства любви к ближнему, гордости за свое Отечество, должно возродить телевизионный театр, исчезновение которого на каком-то этапе реформирования никак не было связано с его вырождением или естественной смертью. Этот уникальный телевизионный жанр еще только начал развиваться, обретать свой язык, свои выразительные средства и нельзя допустить его уничтожения, чтобы культурные корни были варварски обрублены и был безвозвратно утерян драгоценный опыт, накопленный основоположниками, чтобы была потеряна связь поколений.

Степень научной разработанности проблемы. Так как диссертация носит комплексный характер, включающий в себя анализ специфики телевидения, состояния на современном этапе развития драматической формы театра и театра телевизионного, исследование соответственно опирается на три группы источников. Первый - работы, посвященные исследованиям теории, истории и практики телевидения. Несмотря на то, что это относительно молодая отрасль информации, культуры и науки, ей посвящено достаточно большое количество литературы. Среди них работы Багирова Э., Дмитриева Л., Денисовой И., Голядкина Н., Горюновой Н., Егорова В.В., Ефимовой Н., Копыловой Р., Кузнецова Г., Марченко Т., Михалковича В., Муратова С., Никулиной Г., Приваловой Н., Саппака В., Сапунова Б., Самарцева О., Юровского А., Цвика В., Утиловой Н. и др.

История и теория драматического театра, искусство актера и режиссера глубоко и обстоятельно рассмотрены в работах Алперса Б., Аникста А., Анастасьева А., Белинского В., Беньяша Р., Бояджиева Г., Вахтангова Е., Всеволодского-Гернгросса В., Горчакова Н., Захавы Б., Мейерхольда В., Немировича-Данченко В., Попова А., Станиславского В., Товстоногова Г., Эфроса А. и др.1

Опыт постановок телевизионных спектаклей 60-70-х гг. глубоко проанализирован в работах выдающихся режиссеров и театральных критиков Гончарова А., Евлахишвили С., Зоркой Н., Кисунько В., Резникова П., Разлогова К., Товстоногова Г., Эфроса А. и др.

Однако обобщающих работ, в которых бы теоретически исследовалась природа и специфические особенности телетеатра, его

1 Подробное библиографическое описание этих и других работ сделано в списке литературы, приложенном к тексту диссертации. современное состояние и проблемы, возникшие перед ним в новых условиях развития страны и мира, к сожалению, не создано.

Объектом нашего исследования является телевизионный театр как сравнительно новое художественно-эстетическое явление информационно-коммуникативной и культурной жизни общества.

Предметом исследования являются процессы творческой деятельности режиссеров и актеров телевизионного театра по созданию спектаклей, отвечающих требованиям современности.

Главная цель исследования - теоретически проанализировать специфику телевизионного театра, истоки его зарождения и развития, современное состояние, рассмотреть насущные социальные и творческие проблемы, которые ставит перед ним жизнь и по-возможности определить пути их решения.

Отсюда вытекают основные задачи исследования:

- рассмотреть социальные, идеологические и культурно-эстетические истоки становления телевизионного театра, проанализировать, насколько это позволяют рамки проводимого исследования, опыт ведущих мастеров, создавших спектакли, ставшие классикой. Здесь представляют интерес не только работы режиссеров и актеров, но и операторов, художников, сценаристов;

- рассмотреть социально-экономические, политические и духовные факторы, которые обуславливают функционирование телетеатра в условиях реформирования российского общества в период становления рыночных отношений;

- проанализировать экранно-драматические основы телевизионного театра, как важнейшего направления современного художественного вещания и базы для создания телеспектаклей;

- показать специфику режиссуры телеспектакля, место и роль его в общем творческом процессе и сформулировать новые методологические подходы на пути к усовершенствованию процесса обучения творческих кадров.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют принципы эстетики и теории культуры, театрального и прежде всего драматического искусства, теоретические концепции информации и коммуникации, прежде всего, и, главным образом, телевидения. Так как исследование носит комплексный характер, автор использовал сравнительно-исторический, компоративный, а также системный методы анализа выявленных проблем. Из частных методик для автора имели большое значение непосредственное наблюдение явлений театральной жизни и включенность в нее в качестве режиссера и преподавателя режиссуры на кафедре экранного искусства ИПК.

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой одно из первых исследований в области истории новой формы драматического искусства - телевизионного театра. Новым представляется анализ его социальной, информационно-коммуникативной и эстетической природы, специфических художественных средств создания телеспектакля, особенностей его языка, образной структуры. Впервые в диссертации в обобщенном виде рассматривается «механизм» и творческие методы работы различных по манере и стилю режиссеров над телеспектаклем. Высказываются, на наш взгляд, важные положения об основных путях и средствах подготовки режиссерских кадров для телетеатра, который должен занять свою нишу в виртуальном пространстве современной культуры.

Практическая значимость работы. Опыт функционирования телетеатра, деятельности ведущих талантливых режиссеров, нашедший свое воплощение в материалах диссертации может быть использован в современной художественной практике телевещания для создания новых произведений, соответствующих современным требованиям.

Эти материалы могут быть использованы как в курсах теории и практики телевидения вообще, так и в программах по экранным искусствам в учебных заведениях культуры и средств массовой коммуникации для подготовки специалистов художественного вещания. В разработке таких курсов и программ автор уже принимал и принимает непосредственное участие в ИПК работников телевидения и радиовещания.

Апробация работы. Положения диссертации нашли свое воплощение в спектаклях, поставленных автором в театре им. Е.Б.Вахтангова, в дипломных телепостановках со слушателями курсов режиссеров художественных программ телевидения ИПК работников ТВ и РВ и других работах.

Материалы диссертации использовались в лекциях, в выступлениях на симпозиумах, семинарах, мастер-классах, проводимых для работников художественных программ телевидения различных регионов страны. С сообщением по теме диссертации автор выступала на кафедре экранного искусства ИПК работников ТВ и РВ с последующим обсуждением положений, в ней содержащихся.

Структура и содержание работы. Настоящее диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Кино-, теле- и другие экранные искусства», Ростова, Нина Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XX век, а с ним и целое тысячелетие уходят в прошлое. Но остается накопленный человечеством опыт. И может быть, самый важный вывод, из него вытекающий, заключен в том, что дальнейшее развитие общества невозможно без гуманизации человеческой личности и, следовательно, без возвышения роли и значения культуры.

В обыденном сознании культура часто понимается упрощенно, ограничиваясь тем, что находится в ведении соответствующего министерства. На самом деле культура - явление широкое, объемное, всеохватывающее, она связана с той или иной деятельностью человека и проявляется во всем, что создается им.

Человек, вступая в отношения с природой, обществом, другими людьми, становится субъектом деятельности. В результате он приобретает то, что отличает его от животного - социальные качества. Степень или уровень развития этих качеств составляет культуру.

Таким образом культура означает, прежде всего, развитие ее творца - самого человека. Она представляет собой некий срез, проходящий через все формы человеческой деятельности. Вне культуры немыслим синтез человека, природы, общества. Ровно как вне культуры настоящее и будущее людей лишается смысла.

Сделать в России переход к демократии и рыночной экономике необратимым вряд ли удастся, не изменив ценностные ориентиры общества. Культура (прежде всего литература, кино, театр, телевидение) должна помочь формированию новых ценностей, адекватных характеру и глубине происходящих перемен, воспитанию новых россиян. Именно культура может и должна сгладить социальное напряжение, возникшее в ходе реформ, интегрировать разные социальные и территориальные группы как граждан единого государства.

Телевидение - мощнейшее на современном этапе средство воздействия на людей, призванное формировать в человеке высокие и нравственные чувства любви к ближнему, гордости за свое Отечество, должно возродить телевизионный театр, исчезновение которого на каком-то этапе реформирования никак не было связано с его вырождением или естественной смертью. Этот уникальный телевизионный жанр еще только начал развиваться, обретать свой язык, свои выразительные средства. Это была колоссальная экспериментальная база для творчества актеров и режиссеров. Здесь происходило формирование очень мощной творческой силы.

Нельзя допустить уничтожения телевизионного театра - этой очень серьезной составляющей эмоциональной и интеллектуальной жизни людей нашего государства. Не должны быть обрублены культурные корни и безвозвратно утерян драгоценный опыт, накопленный основоположниками, потеряна связь поколений.

Эволюция телевизионного театра и его исторический опыт позволяет судить о нем как о принципиально новой стадии развитых коммуникаций - с одной стороны. И с другой - видеть в телевизионном театре качественно новый, самостоятельный художественный вид».1

Телевидение обладает собственными, отличными от театра и кинематографа, средствами воплощения. Возможность создания непрерывной жизни образа, как в театре, быстрой смены мест действия, как в кино, и еще большего, чем в кинематографе приближения актера к зрителю. Одновременно оно дало возможность и «эпизации» произведения, т.е. перенесения его в план рассказа, из настоящего в

1 Зоркая Н. Советский телевизионный театр. - В кн.: Местного телевидения в социалистической художественной культуре. М., 1983, с. 168. прошлое. Это было достигнуто путем введения в действие рассказчика -очевидца, автора или рассказчика - собеседника. Кроме того, так же как и кинематограф, оно дало возможность зрителю как бы входить внутрь событий, становиться его соучастником с помощью «субъективной» камеры.

Такое сочетание возможностей родило на телевидении новые жанры «эпической» драматургии, телерассказа, теленовеллы, появилась возможность создать телероман.

Крупноплановость телевизионного театра требует такой же крупноплановости телевизионной драматургии. Это должно быть искусство больших идей, значительных поступков, глубокой мысли.

Особенности работы телевизионного режиссера над экранизацией классической прозы представляют и сегодня интерес для исследования, так как телевизионная экранизация пока что не определенное, сформировавшееся явление, а, скорее тенденция, арсенал возможностей.

Необходимо еще и еще раз вернуться к тем работам больших мастеров, в которых они предлагают принципиально телевизионный способ экранного прочтения, используя специфические телевизионные возможности, создают новые, недоступные ни кино, ни театру трактовки. Именно в этих работах проявляется способность телевидения Дать собственную версию литературного текста, не заменяя рассказ показом.

Телевизионный экран лучше всех других видов драматического искусства раскрывает внутренний мир героя. В телевизионном театре актер - автор драматургии душевных состояний. Автор даже тогда, когда он входит в насыщенный психологическими коллизиями мир классической прозы. И эта «саморежиссура» неотъемлема от искусства телевизионного актера. Ее заменить или подменить на экране нечем.

Структура душевной драматургии, ее направленность, скорее всего, координируются жанровыми особенностями материала, хотя процесс этот и не исследован. А ценность определяется реальностью духовного процесса, протекающего на наших глазах в многократном «увеличении» телевизионного экрана.

Крупный план человеческой души - вот что может дать актер зрителю в телевизионном театре, если режиссер и оператор не подменят этот важнейший, специфический для ТВ процесс набором крупных планов лиц героев, сопоставленных монтажно в различных ракурсах, что мы, к сожалению, очень часто наблюдаем в новейших телесериалах и кинофильмах последнего десятилетия.

Вряд ли можно обнаружить какое бы то ни было единство во взглядах и творческой манере разных режиссеров телевизионного театра. У каждого из них, как и полагается режиссеру, своя индивидуальная манера, свой творческий путь.

Но есть все же общий итог, рожденный опытом и экспериментами телевизионного театра 60-70-х годов: он в доверии к актеру, в ставке на его интимное общение со зрителем.

Различие между традиционным театром и театром телевизионным связано с характером общения актера и зрителей: в одном случае это общение непосредственное, в другом - технически опосредованное. Но его опосредованность складывается, компенсируется максимальным, недоступным для сцены приближением актера к телезрителю. Возможность такого приближения дает экран.

Отсюда и новое, особое качество театральности телевизионного спектакля. Выдвижение актера как бы на авансцену, происходящее благодаря активному использованию крупных планов, лишает сценографию и пластический режиссерский рисунок телеспектакля той роли, какая присуща им в театре. Основные изобразительные акценты переносятся на человека в кадре. Его показом и обусловлена, прежде всего, специфическая театральность телеспектакля.

Специфические особенности телевизионной режиссуры основываются на знании законов телевизионной коммуникации, средств художественной выразительности, требований, которые предъявляет телеэкран к литературной первооснове произведения и на умении использования экранно-электронных технологий.

Первой отличительной особенностью телевизионной режиссуры можно очевидно назвать ту, что телеспектакль создается режиссером, с одной стороны, в виде последовательной смены монтажных планов, а с другой - в непрерывной линии жизни актеров-образов. Это - новый способ режиссерского видения, отличный от соответствующих способностей в кинематографе и на классическом театре. Он вместе с тем требует от режиссера телевидения сочетания кинематографического и театрального опыта.

Режиссер на телевидении встречается с новыми, не известными до сих пор, формами телевизионной драматургии, для воплощения которых должен искать новые средства, практически нигде еще не опробованные. При этом он обязан обладать определенным минимумом знаний оборудования телевизионных павильонов и технических условий, необходимых для правильной эксплуатации этого оборудования, учитывать условия восприятия телевизионного зрелища, которые существенно влияют на выбор драматургического материала, на методику работы с актером, построение мизансцены и т.д.

Ошибка создателей некоторых телеспектаклей заключается в претензии на стопроцентное воссоздание жизни. Теоретически и практически доказано, что телевизионное изображение не копия действительности. Поэтому нужно не подделываться под реальность, а изыскивать возможности для создания спектаклей с использованием обнаженных приемов и условных форм.

Нужно создавать в телеспектаклях некий условный мир, который будет гораздо более убедительным, чем якобы натуральная декорация. Можно обойтись вообще без декораций, когда на экране будут только люди, их глаза и мысли. Открытый условный прием не только имеет полное право на существование в телевидении, но зачастую он просто необходим.

Рассматривая проблему репродуцирования, приходим к заключению, что театральный спектакль, непосредственно перенесенный на телевидение, как правило, производит невыгодное впечатление. Дело, видимо, в том, что расстояние, существующее в театральном зале между сценой и зрителями, уничтожается при трансляции близостью камеры, а все усиления, условности, свойственные театру, по инерции сохраняются на телевидении и только утомляют зрителя, мешают ему. Отсюда следует вывод, что для трансляции спектакль надо обязательно «препарировать» по законам телевизионного зрелища.

Современное развитие средств массовых коммуникаций, в том числе телевидения, в условиях реформирования всех социальных, экономических и политических процессов и культурной жизни в стране требует более высокого уровня профессиональной подготовки творческих кадров. Поиск новых подходов к совершенствованию обучения в творческих вузах - важнейшая задача, стоящая перед вузами системы массовых коммуникаций.

Творческая деятельность режиссера телевидения в рамках аудиовизуального экранного искусства, впитавшего в себя литературу, театр, кино, музыку и обладающего собственно телевизионной спецификой, требует глубокой теоретической освещенности. Вместе с тем для него важно знание основ теории культуры, психологии, социологии, информации, систематическое осмысление опыта телевидения и особенно телевизионной режиссуры.

Определенный опыт подготовки режиссеров для телетеатра накоплен в мастерской ИПК ТВ и РВ под руководством С.С.Евлахишвили, который кратко излагается в диссертации. В настоящее время общая теория режиссуры телевидения еще только складывается. Однако есть опасность потерять накопленный мастерами опыт, потерять блестящую школу телевизионной режиссуры в связи с происшедшими ныне негативными процессами на телеканалах страны. Потеря эта будет невосполнима. Автор выражает надежду, что его исследование в какой-то степени будет способствовать процессу дальнейшего совершенствования телетеатра и режиссуры в нем.

Опыт функционирования телетеатра, деятельности ведущих талантливых режиссеров, нашедший свое воплощение в материалах диссертации может быть использован в современной художественной практике телевещания для создания новых произведений, соответствующих современным требованиям.

Эти материалы могут быть использованы как в курсах теории и практики телевидения вообще, так и в программах по экранным искусствам в учебных заведениях культуры и средств массовой коммуникации для подготовки специалистов художественного вещания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ростова, Нина Владимировна, 2001 год

1. М.: Искусство, 1978.

2. Абдулатипов Р.Г. Защитить прекрасное разнообразие мира // Дружбанародов. 1998. № 10. С. 166.

3. Акимов Н.П. Театральное наследие: В 2 т. Л., 1978.

4. Актер на телевидении. Вып. I. М., 1976

5. Алпатова И. Трудности переходного периода. Российская антреприза в сезоне1989/99 года // Культура, 1999. № 23. С.З.

6. Алперс Б. Театральные очерки: В 2 т. М., 1977.

7. Андроникова М.И. Об искусстве портрета. М., 1975.

8. Андроникова М.И. От портрета к образу. М., 1974.

9. Антониони М. Антониони об Антониони: Сб.. -М., 1986.

10. Аристотель. Поэтика. М., 1957.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М., 1978. Багиров Э.Г., Кацев И. Телевидение XX века. - М., 1968. Базен А. Что такое кино. - М., 1978.

12. Балаж Б. Кино: Становление и сущность нового искусства. М., 1968. Балаж Б. Культура кино. - М., 1925.

13. Барлетт Ф. Психика человека в труде и игре // Изд. акад. пед. наук РСФСР, 1959.

14. Барро Ж.-Л. Воспоминание для будущего. М., 1979. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. Белинский А. - Монолог о телетеатре. «ТВ и РВ». 1980. № 10.

15. Белкин А. Каким быть театру? // Театральная жизнь. 1988. № 20. Беляев И.К. Спектакль без актера. М., 1982.

16. Беляев И.К. ТВ и Зритель // Материалы для слушателей-заочников. М., ИПК. 1996.

17. Бергман Ингмар: Статьи, рецензии, сценарии, интервью. М., 1969.

18. Бергман о Бергмане: Ингмар Бергман в театре и кино. М., 1985.

19. Бердяев H.A. Кризис искусства. М., 1990.

20. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.

21. Березин В. Художник в театре Чехова. М., 1987.

22. Билинкис Я. Продолжение классики /Сб. Актер на ТВ. Вып.2-ой. М.:1. Искусство, 1977

23. Вильчек В.М. Контуры: Наблюдение природы телевидения. Ташкент, 1967. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. - М., 1987. Владимиров С. Драма. Режиссер. Спектакль. -М., 1976. Волькенштейн В. Драматургия. - М., 1969.

24. Вопросы истории и теории кино: Сб. научн, трудов / Под ред. Я.К.Маркулан. -Л., 1973.

25. Вопросы литературы. 1975. № 12. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.

26. Гегель. Эстетика. М., 1978.

27. Гинзбург С. Очерки теории кино. М., 1974.

28. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Западный опыт. -М., 1991.

29. Глущенко, Деревицкий, Тетерин. Диалоги о ТВ. М., 1974.

30. Годер Д. Путешествие из Петербурга в Чевенгур// Итоги. 2000. № 16. С.9.

31. Горчаков Н. Режиссерские уроки Станиславского. М.: Искусство, 1952.

32. Горюнова Н. Выразительные средства ТВ. М.: ИПК.

33. Дадамян Г.Г. Запланированное вдохновение. М.: Советская культура,24 сентября 1985.

34. Дадамян Г.Г. Что за поворотом?//Современная драматургия. 1989. № 5. С.

35. Деллюк Л. Фотогения кино. М., 1924.

36. Десмонд Д. Азбука телевидения. М., 1962.

37. Дзаваттини Ч. Дневники жизни и кино. М., 1982.

38. Дзиган Е. О режиссерском сценарии. М., 1961.

39. Добротворский С. Восприятие стандарта //Искусство кино. 1994. № 2. С.81-82.

40. Довженко А. Собр. соч.: В 4 т. М., 1967 - 1969.

41. Документальное и художественное в искусстве: Сб. статей. М.,1975.

42. Достоевский Ф.М. Об искусстве. М., 1973.

43. Дробашенко С. Феномен достоверности. -М., 1972.

44. Дроздов Г. Я хотел бы возродить истинную антрепризу//Театральная жизнь, 1999. №2. С.11.

45. Евлахишвили С.С. Подступы к решению. М., ИПК раб. ТВ и РВ, 1980. Евлахишвили С.С. Театр и телеэкран. Записки режиссера. - М., ИПК раб. ТВ иРВ, 1994.

46. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1996.

47. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1969.

48. Жидков B.C. Культурная политика и театр. М., ИздАТ, 1995.

49. Жизнь сцены и контрактный мир: Сборник. М.: ГИТИС, 1994.

50. Зак М. Кинорежиссура: опыт и поиск. М., 1983.

51. Закревский Ю. Звуковой образ в фильме. М., 1961.

52. Заславский Г. Спокойный спектакль// НГ. 2000. -№ 9. С.8.

53. Захава Б. Мастерство актера и режиссера. - М., 1969.

54. Зоркая Н. Советский телевизионный театр. -М., 1983.

55. Зоркая Н. Уникальное и тиражированное. М.: Искусство, 1986.

56. Ильин Р. Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспективы. - М.,1980.

57. Ильин Р. Изобразительные ракурсы экрана. М., 1973. Ильин Р. Телевизионное изображение. - М., 1964. Ильинский И. Актер на ТВ. Вып. 1. - М., 1976. Ильф И., Петров Е. Собрсоч. в 5-ти т., т.1, - М., 1961. Искусство кино. - 1983, № 11.

58. Козлов JI. Кино и ТВ: Некоторые аспекты взаимодействия. Искусство кино, 1983. №6.

59. Копылова Р. Кинематограф плюс телевидение. М., 1977. Копылова Р. Контакт. - М., 1974.

60. Кулешов JI. Азбука кинорежиссуры. М., 1969.

61. Кулешов Л. Практика кинорежиссуры. М., 1935.

62. Культура и средства массовой информации: социально-экономическиепроблемы/Отв. ред. Дискин И.Е., Зинин В.Г. -М., 1985.

63. Культурная политика и художественная жизнь общества/Отв. ред.1. Жидков B.C. -М., 1996.

64. Культурная политика России: История и современность: Два взгляда на одну проблему/ Рос. ин-т культурологии; Отв. ред.: Бутенко И.А., Разлогов К.Э. -М., 1998.

65. Кутырев В.А. Культура в объятиях культурологии// Человек. 1998. № 5. Левидов А. Автор, образ, читатель. - Л., 1977.

66. Левшина Е. В зеркале репертуарных проблем// Театральная жизнь, 1989. № 16.

67. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн, 1973.

68. Лотман Ю.М. Театральное пространство. М., 1979.

69. Лотман Ю.М. Театральный язык и живопись. М., 1976.

70. Лоусон Д.-Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. М., 1970.

71. Лоусон Д.-Г. Фильм творческий процесс или язык и структура

72. Лукин Ю.А. Культура XX века /методологический очерк/ М., 1998.

73. Луначарский A.B. Наука, религия, искусство: Сб. статей. -М., 1923.

74. Луначарский A.B. Театр и революция. JL, 1936.

75. Марченко Т.А. Театр в каждом доме. М.: Искусство, 1986.

76. Марченко Т.А. Телевизионный театр: истоки, возможности, специфика. -М.:1. Искусство, 1978.

77. Мастера советской культуры о телевидении. М., Искусство, 1978.

78. Мачерет А. О поэтике киноискусства. М., 1981.

79. Мачерет А. Реальность мира на экране. М., 1968.

80. Меллер В. Основы теории телевизионной режиссуры. М., ВГИК, 1973.

81. Меллер В. Режиссерский замысел и режиссерский сценарий на ТВ. М.:1. ВГИК, 1973.

82. Миллерсон Дж. Технология телевизионного прщ$вй?ств#~- М., 1971. Михалкович В. Зритель перед телеэкраном. М., 1983. Михалков-Кончаловский А. С. Парабола замысла. - М., 1977. Многосерийный телефильм: Истоки, практика, перспектива: Сб. статей. - М., 1976.

83. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

84. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.

85. Монастырский П. Без жертв. М.: Советская культура, 1 октября 1989.

86. Монтагов. Образ, знак, условность. М., 1980.

87. Монтегю А. Мир фильма. М., 1969.

88. Морозова Т.Л. Американская мечта и русская идея// Российский литературоведческий журнал, 1997. № 10.

89. Моруа А. Иностранная литература. 1963. № 10.

90. Музы 20 века: Художественные проблемы средств массовой коммуникации. -М., 1978.

91. Муратов С. Пристрастная камера. М., 1976. Муссинак Л. Избр. -М., 1981.

92. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: смены культуры в XXI веке: теория и практика: Материалы международной конференции в 4 т. Т.4, кн.2. -М., 1997.

93. Шламишев А. Мастерство режиссера: Действенный анализ. -М.,1978.

94. П|ламишев А. Событие основа спектакля. - М., 1977.

95. Пожарская М. Русское театрально-декорационное искусство.

96. Поэтика телевизионного театра. Сб. статей /Долин В. Зрелище по именижизнь. Хренов Н. Телетеатр как особая форма зрелищного общения/ М.,1979.

97. Проблемы телевидения и радио; Сб. статей. М., 1971. Проблемы телевидения: Сб. статей. - М., 1976. Пудовкин В. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1974. Разлогов К. Боги и дьяволы в зеркале экрана. - М., 1982. Раппопорт С. От художника к зрителю. - М., 1978.

98. Режиссер на телевидении: Статьи, интервью. М., 1983.

99. Резников П. Телевизионный театр поэзии. М., 1976.

100. Рейсц К. Техника киномонтажа. М., 1960.

101. Рехельс М.Л. Режиссер автор спектакля. - М., 1969.

102. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Д., 1974.

103. Рихтер Г. Борьба за фильм. М., 1981.

104. Рождение звукового образа: Сб. статей. М., 1985.

105. Розанов В.В.Религия. Философия. Культура. М., 1992.

106. Романовский И. О режиссуре видеофильма: Телевидение вчера, сегодня,завтра. -М., 1983.

107. Ромм М. Беседы о кино. М., 1964.

108. Ромм М. Лекции по кинорежиссуре. М., 1973.

109. Рошаль Л. Мир и игра. - М., 1973.

110. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М., 1958.

111. Саппак В. Телевидение и мы. М., 1968.

112. Сапунов Б.М. Культурология телевидения. М., 2001.

113. Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации ителерадиокоммуникации. М., 1998.

114. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.Д970.

115. Сиривля Н. Темные силы нас злобно гнетут// Искусство кино, 1991. № 11.

116. Смелянский. Предлагаемые обстоятельства. М., 1999.

117. Сокольская А. Зримое слово//ТВ и литература. М., 1983.

118. Сокольская А. Поэтика ТВ пути и поиски. - М., 1981.

119. Соколянский А Оксюморон//Московский наблюдатель. 1995. № 7-8. С.27.

120. Соколянский А. Театр. 2000. № 1, С.13.

121. Соловьева И. Прогулки по Москве в поисках Парижа// Московский наблюдатель. 1994. № 7-8.

122. Соловьева И. Театр очень древний инструмент// Петербургскийтеатральный журнал. 2000. № 19.

123. Станиславский К. Собр. соч.: В 8 т. -М., 1954 1963.

124. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. М., 1985.

125. Судьбы реформ и реформаторов в России /под ред. В.Т.Петрова и др./, в 2 ч.1. М., 1996.

126. Сушков Б. Русская культура: новый курс. М., 1996.

127. Театр в свете социологических исследований /Редактор Т.А.Клявина/ - Л., 1990.

128. Театр. Время перемен/Сост. Смелянский А., Швыдкой М./ М., 1987.

129. Театральное дело № 1(3), 1999: Информационный бюллетень. М., 1999.

130. Театры страны в условиях эксперимента /ред.Жидков В./, М.1988.

131. Телевизионная эстрада: Сб. статей. М., 1981.

132. Теплиц Е. Кино и телевидение в США. М., 1966.

133. Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2 т. М.; Л., 1984.

134. Товстоногов Г. Круг мыслей. Л., 1972.

135. Товстоногов Г. О профессии режиссера. М., 1965.

136. Томашевский Б. Теория литературы. -М., Л., 1931.

137. Турбин В. Всесоюзная сцена это не просто. - М., Советская культура,25 февраля 1985.

138. Турбин В. Режиссер радио и телетеатра. М., 1983. Ульянов М. Возвращаясь к самому себе//Центр полиграф, 1996. Фохт-Бабушкин Ю. Театр и культура народа. - М., Театральная жизнь, 1989. №8.

139. Фукс О. Мария Стюарт в «Современнике»// Вечерняя Москва. 2000. № 26. Хренов Н. О художественных и нехудожественных функциях искусства (зрелищные искусства и публика)//В кн.: Социальные функции искусства иего видов. М., 1980.

140. Хренов Н. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. -М., 1981.

141. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.,1975.

142. Хрипин А. Болдинская осень// НГ. 1999. № 225. С.8.

143. Художественная жизнь современного общества. Т.З. Спб., 1998.

144. Чаплин Ч. Моя биография. М., 1966.

145. Эйзенштейн С. Избр.произведения: в 6 т. -М., 1962-1965

146. Эпельбаум Э. О высоких и низких жанрах//Золотая Маска, 1997. № 4.

147. Эфрос А. Продолжение театрального рассказа. М., 1985.

148. Эфрос А. Профессия режиссер. - М., 1979.

149. Эфрос А. Репетиция любовь моя. - М., 1975

150. Юровский А. Телевидение поиски и решения - М., 1977.

151. Юткевич С. Кино это правда 24 кадра в секунду. - М., 1974.

152. Юткевич С. Контрапункт режиссера. М., 1960.

153. Юткевич С. Модели политического кино. М., 1978.

154. Юткевич С. О киноискусстве. М., 1962.

155. Юткевич С. Поэтика режиссуры. М. 1986.

156. Якубовский А. Театр времен Ельцина и Жириновского. М., 1997. Ярбуз А. Движение глаз и восприятие сложных объектов//Хрестоматия по восприятию и ощущению. - М., 1975.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.