Художественная культура Грузии как предмет эстетического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Медзвелия Елена Зааловна
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 211
Оглавление диссертации кандидат наук Медзвелия Елена Зааловна
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Становление и развитие грузинской эстетики в ХХ веке
1.1.Особенности подхода грузинских философов к проблемам эстетики 17 1.2. Своеобразие художественной культуры Грузии: ценностный аспект 50 ГЛАВА ВТОРАЯ. Грузинское искусство как самосознание национальной культуры
2.1. Эстетическая ценность творческого наследия грузинского народа 86 (Шота Руставели, Нико Пиросмани)
2.2. Опыт воплощения эстетических категорий в театральном искусстве Грузии
2.3. Достижения грузинского кинематографа в образном воплощении ценностного отношения к миру 157 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Низами и грузинская литература1984 год, доктор филологических наук Алиева, Дилара Алекперовна
Единство национального и интернационального в развитии культуры социалистических наций (на примере Грузинской ССР)1984 год, кандидат исторических наук Чания, Вахтанг Валерьянович
Взаимосвязь искусств в культуре Грузии: На примере немого кино 1912-19340 год, кандидат культурологии Ратиани, Ирина Ивановна
Грузинские ашыги, творившие на азербайджанском языке1984 год, кандидат филологических наук Гаджиев, Валех Алипаша оглы
Проблемы истории сближения и взаимообогащения грузинской и братских национальных культур (1921-1958 гг.)1983 год, доктор исторических наук Чепидзе, Нелли Сеитовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная культура Грузии как предмет эстетического анализа»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы связана прежде всего с тем, что в условиях нарастающей глобализации заметно повысился интерес к самобытности эстетического и художественного опыта различных народов. Многие авторы работ по проблемам глобализации ставят вопрос о том, что мощные процессы политической и экономической интеграции размывают этнокультурные границы и угрожают национальной самобытности. Они подчеркивают, что, «если сознание будет лишено культурных корней, оно превратится в безликую массу, механическое перенимание иностранной культуры и искусства, вызывает столкновение культур, всегда влекущее за собой раздвоение личности, девальвацию национальных ценностей» (М. Коридзе). В связи с этим возникает необходимость использования такого фактора противодействия потере национальной самобытности, как художественные достижения народа.
Актуальный характер исследования вытекает также из многочисленных фактов влияния ценностных установок постмодернизма и его культурных практик на эстетические традиции и художественное наследие наций. Так, с точки зрения Дж. Кордзая и Ш. Надирашвили, присущее постмодернизму ослабление этических и эстетических критериев оценки достижений национальной культуры ущемляет не только статус культурных ценностей нации, но и дает серьезную трещину в сфере этнического самосознания.
Актуальность обращения к специфике становления и развития грузинской эстетики определяется и тем, что на постсоветском пространстве интенсивно развиваются центры по изучению и презентации культурного опыта разных стран и народов. В числе тех творческих центров этнокультурного направления, которые в течение последних лет успешно работают в России, одно из первых мест занимают центры грузинской культуры. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Петрозаводске, Самаре, Челябинске и других городах большой интерес у населения вызывает деятельность центров, раскрывающих
самобытный художественный опыт грузинского народа и достижения деятелей профессионального искусства, особенно живописи, музыки и кино. Существенным фактором успешной работы таких центров является стремление грузинской диаспоры, живущей в различных регионах России, сохранить и продемонстрировать самобытность своей культуры в ее фольклорной и профессиональных сферах. Включение в культурный ландшафт нашей многонациональной страны подобных обществ, воспроизводящих художественные традиции грузинского народа и эстетические формы его самовыражения, обусловливают научную целесообразность философского осмысления самобытных черт культуры Грузии - и народной, и профессиональной.
Особого внимания заслуживает также вклад грузинских философов второй половины ХХ века в разработку проблем эстетического сознания, природы эстетических ценностей и критериев художественной оценки. До настоящего времени нет научного исследования, обобщающего оригинальные идеи мыслителей Грузии, которые анализировали явление эстетического разнообразия, проблемы искусства и художественного творчества, исходя из познавательных возможностей «гуманитарно-аксиологического подхода» (Н.З. Чавчавадзе).
Степень научной разработанности проблемы
В философских трудах К.С. Бакрадзе, И.И. Бицадзе, А.Т Бочоришвили, А.А. Васадзе, Л.Г. Джахая, Г.Н. Джибладзе, З.М. Какабадзе, М.К. Мамардашвили, С.К. Мхеидзе, Г.Г. Нодия, Ш.И. Нуцубидзе, А.А. Ткемаладзе, Б.С. Цоцонава, Н.З. Чавчавадзе, Р.Д. Шенгелия подробно раскрываются и анализируются проблемы художественной культуры Грузии.
К теоретическим проблемам, которые анализировали грузинские философы, начиная с конца 50-х годов ХХ века, стоит прежде всего отнести гносеологическую. Интерес к гносеологической сфере эстетики наиболее
продуктивно проявился в исследованиях, посвящённых специфике эстетического познания. Теоретико-методологический анализ специфики этой культурной традиции является содержательной основой исследования И.И. Бицадзе («Закономерности художественного познания: на примере литературы»), А.Т. Бочоришвили («Философия, психология, эстетика»), Л.Г. Джахая («Наука и искусство»).
При осмыслении проблемы эстетического идеала такие философы, как З.М. Какабадзе, Н.З. Чавчавадзе и Р.Н. Шенгелия использовали ряд идей, выдвинутых великими представителями немецкого идеализма - И. Канта, Г. Гегеля и Ф. Шеллинга. Анализ трудов грузинских философов по вопросам искусства приводит к выводу о том, что в своих размышлениях они в определенной мере соотносились с эстетическими взглядами немецких романтиков (особенно Новалиса и Шеллинга). В своих размышлениях о поэтическом в сфере искусства грузинские мыслители, особенно И.Г. Бицадзе, З.М. Какабадзе и Н.З. Чавчавадзе соотносились не только с немецкими романтиками, но и с представителями французской неклассической эстетики: с философскими трудами Гастона Башляра («Поэтика пространства» и «Поэтика мечтательности») и Микеля Дюфрена («Феноменология эстетического опыта» и «Поэтическое»). В их трактовке поэтического эстетические идеи сочетаются с разработанным Гуссерлем феноменологическим методом анализа художественных произведений.
С аксиологической позиции грузинские философы подробно рассматривали природу и проблемы искусства как специфического способа воплощения гуманистического идеала и как художественной сферы национальной культуры. Ценностный подход грузинских эстетиков к проблеме воплощения авторского замысла в различных видах искусства обусловил особое внимание к такому понятию, как «художественность», а также к задаче выявления критериев этого феномена. Коллективные и индивидуальные
монографии эстетиков Грузии свидетельствуют о том, что их авторы вели профессиональный диалог по поводу важности использования гуманитарно-ценностного подхода с ведущими представителями советской эстетики в других городах и республиках. Важность решения проблемы художественности признавали многие эстетики. В частности, она рассматривалась как в исследованиях М.Н. Афасижева, Ю.Б. Борева, В.В. Бычкова, А.Я. Зися, М.С. Кагана, А. С.Казина, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова, А.С. Мигунова, Л.Н. Столовича, В.И. Тюпа, М.М. Шибаевой, так и в трудах грузинских философов, в частности, З.М. Какабадзе и Н.З. Чавчавадзе, где подробно раскрывается взаимосвязь проблем художественности и критериев ее оценки.
Грузинским эстетикам была очень близка мысль Гегеля о том, что существуют национальные особенности проявления поэтического начала в искусстве. Эта мысль немецкого философа нашла отражение и раскрытие работах В. Бранского, Г.Д. Гачева, И.А. Ильина, М.С. Кагана, А. Короцкой, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана: каждый из них подчеркивал важность понимания национально-культурных особенностей художественности.
Однако, несмотря на бесспорные достижения эстетической мысли Грузии, она до сих пор не стала предметом специального изучения; также и самобытность художественной культуры, отдельные сферы которой исследовались специалистами, не получила целостного осмысления в дискурсе аксиологической эстетики.
Объект исследования - грузинская художественная культура в контексте эстетической аксеологии.
Предмет исследования - ценностные аспекты художественно-эстетического национального самосознания грузин.
Цель работы - выявление и обоснование особенностей эстетической мысли и художественной культуры Грузии в ракурсе аксиологической эстетики.
Задачи исследования:
- рассмотрение специфики развития грузинской эстетической мысли в культурном контексте ХХ века;
- определение основных факторов формирования и развития художественной культуры Грузии и выявление эстетических параметров воплощения в ней ментальных свойств народа и его традиций;
- философско-эстетическое осмысление творческого наследия Шота Руставели и Нико Пиросмани как выразителей грузинского национального самосознания;
- анализ особенностей творческого воплощения эстетических категорий в грузинском театральном искусстве в границах аксиологической эстетики;
- выявление полистилистики и творческих достижений национальной школы кино в отражении особенностей ценностного отношения грузин к природе, историческому прошлому и этнокультурным традициям.
Теоретико-методологические основы исследования
Для решения основных задач в диссертации использован аналитический потенциал аксиологической эстетики в соответствии с принципами историзма, научной объективности, системного подхода и принципа единства гуманитарного знания.
При этом диссертант опирается на философские труды К.С. Бакрадзе, И.И. Бицадзе, А.Т. Бочоришвили, А.А. Васадзе, Л.Г. Джахая, Г.Н. Джибладзе, З. М. Какабадзе, М.К. Мамардашвили, С.К. Мхеидзе, Г.Г. Нодия, Ш.И. Нуцубидзе, А.А. Ткемаладзе, Б.С. Цоцонава, Н.З. Чавчавадзе, Р.Д. Шенгелия, где подробно раскрываются и анализируются проблемы теоретического и практического характера.
Особо следует отметить последний авторский курс лекций М.З. Мамардашвили «Эстетика мышления». При чтении этого курса он наглядно продемонстрировал свою идею о том, что «у мышления есть своя эстетика».
Диссертант опирается на ряд важных положений в исследованиях М.Н. Афасижева, Ю.Б. Борева, В.В. Бычкова, Л.Н. Воеводиной, А.Я. Зися, М.С. Кагана, А.С.Казина, Н.И. Киященко, О.А. Кривцуна, Н.Л. Лейзерова, А.С. Мигунова, Н.В. Романовой, Л.Н. Столовича, В.И. Тюпа, М.М. Шибаевой, как и в трудах грузинских философов, в частности, З.М. Какабадзе, О. и Н.З. Чавчавадзе, подробно раскрывая взаимосвязь проблем художественности и критериев ее оценки.
Методы исследования
В ходе изучения объекта и предмета исследования применены диалектический, исторический и герменевтический методы в сочетании с использованием эвристических возможностей искусствоведения, а также культурно-исторический анализ эстетической реальности в единстве ее теоретического и эмпирического аспектов.
В диссертации использовались и традиционные методы исследования искусства - анализ литературы, обзор критики и проецирование гуманитарно-аксиологического подхода на феномен национальной художественной культуры в единстве ее фольклорной и специализированной сфер.
Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Охарактеризованы особенности подхода грузинских философов к теоретическим и эмпирическим аспектам явления эстетического разнообразия и национальной художественной культуры; на основе изучения русскоязычного фонда эстетических трудов мыслителей Грузии выявлены основные аргументы относительно перспективы использования гуманитарно-аксиологического подхода к ряду эстетических категорий и понятий, к философии искусства и художественного творчества, к ценностным основаниям культурного наследия и художественного творчества через призму аксиологической эстетики.
2. Раскрыты основные вопросы грузинской эстетики, связанные с морфологией и динамикой грузинской художественной культуры, через призму аксиологической эстетики, выявлены параметры ее самобытности, а также явление взаимосвязи фольклорной и специализированной сфер актуализации творческого потенциала народа и особенностей его самосознания («космо-психо-логоса»).
3. Обобщено и проанализировано в соотнесении с идеями грузинских эстетиков и ценностным аспектом их наследия особенности художественного творчества таких знаковых для Грузии индивидуальностей, вписанных в контекст мирового искусства, как поэт Шота Руставели и художник Нико Пиросмани.
4. Построена типология театральных достижений Грузии, как элемент национальной художественной культуры с точки зрения творческих успехов режиссерского театра в воплощении эстетических категорий. Для этого осуществлен исторический экскурс в сферу генезиса национального театра и обобщен обширный искусствоведческий и эмпирический материал, осмысленный в ракурсе аксиологической эстетики.
5. Раскрыты поэтика и эстетика грузинской школы кино - через призму уникального опыта авторского кинематографа, который отражает особенности национального самосознания и ценностных приоритетов народа.
Практическая значимость исследования
Основные результаты диссертационного исследования используются при разработке теоретико-методологических оснований изучения явления эстетического разнообразия национальных культур. Кроме того, материалы исследования включены в контекст преподавания общих курсов лекций по эстетике, теории и истории культуры, философии и художественного творчества, а также в междисциплинарных исследованиях.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности
Диссертационное исследование посвящено художественной культуре Грузии соответствует: п. 4 «Эстетическое отношение человека к действительности: эстетическое познание мира человеком и эстетическое содержание всех видов деятельности и способов жизнедеятельности человека», п. 9 «Аксиологические проблемы эстетики», п. 10 «Эстетика как философия искусства», п. 14 «Эстетическое сознание и его проблемы», п. 15 «Эстетические проблемы всех видов человеческой деятельности и способов жизнедеятельности», п. 16 «Эстетическое и художественное творчество», п. 17 «Эстетическая и художественная культура», п. 24 «Место эстетики и искусства в культурных и цивилизационных процессах» паспорта научной специальности 09.00.04 - Эстетика (философские науки).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эстетическая мысль Грузии, начало которой связано с просветительскими идеями и художественно-творческими достижениями национальных писателей XIX века, получила наиболее активное развитие в период 60-90-х годов ХХ века. Будучи включенными в контекст марксистско-ленинской эстетики, философы Грузии смогли выйти за идеологические рамки «единственно верной» методологии, найти собственную «нишу» и тем самым углубить и обновить область эстетической мысли. С конца 70-х годов грузинская эстетическая мысль развивалась преимущественно в рамках «гуманистически-аксиологического подхода» (Н.З.Чавчавадзе). Особый интерес грузинские мыслители проявили к следующим проблемам эстетики: границы категорий «эстетическое» и «художественное»; особенности эстетического и художественного познания; природа эстетической ценности и проблема идеала; философские аспекты искусства и творчества в соотнесении с учением Д.Н. Узнадзе об установке. Данные проблемы получили глубокую разработку на стыке исторической эстетики, аксиологии и философии культуры
через призму таких понятий, как «ценность», «установка», «художественное чувство», «творчество», «гуманизм», «свобода» и «поэтическое». Специфическим моментом грузинской эстетики является доминирование ценностно-гуманистического подхода к анализу явления эстетического разнообразия, специфики искусства, ключевых проблем художественного творчества.
2. Опыт развития грузинской художественной культуры и ее достижения подтверждают обусловленность творческой активности народа совокупностью географического, исторического и ментального факторов. Морфология национальной художественной культуры, включающая ремесла и прикладное искусство, разнообразие фольклорных форм выражения самосознания грузин, комплекс зрелищно-праздничных традиций, а также жанрово-видовое богатство профессионального искусства, сохраняет свой творческий потенциал и эстетическую ценность с античных времен до современности. Достижения народной грузинской художественной культуры Грузии являются результатом творческой актуализации практически всех эстетических категорий и отражают взаимообусловленность мифопоэтического начала и ценностного отношения к природе, истории и этнонациональным традициям.
3. Ряд достижений грузинской художественной культуры вышел далеко за пределы страны и получил высокую эстетическую оценку. В их числе -произведения таких великих деятелей национального искусства, как поэт Шота Руставели и художник Нико Пиросмани. Один - как автор поэтического шедевра «Витязь в тигровой шкуре», созданного в период Позднего Средневековья (XII в.), другой - как самобытный живописец-самоучка, творивший в контексте модерна начала ХХ столетия. В их художественных произведениях выражен не только национальный «космо-психо-логос» (Г.Д. Гачев), но и особенности ценностного отношения грузин к повседневной жизни,
к искусству, к идеалу гармонии, к любви и дружбе. В этой связи заслуживают внимания следующие содержательные моменты их творчества.
- Философско-эстетическое осмысление поэмы Шота Руставели, а также трудов исследователей его творчества дает основание согласиться с трактовкой «Витязя в тигровой шкуре» как художественного предвестника Возрождения, в котором за полтора столетия до возникновения этого культурного явления в Италии был выражены в поэтической форме ренессансный идеал человека и дух гуманизма. Прославление земного человека, несущего в себе божественную искру, - лейтмотив поэтического шедевра грузинского поэта. Художественное пространство произведения Руставели интегрирует фольклорные традиции выражения ценностного отношения грузин к понятиям чести, благородства и любви, национальной гимнографии, а также эстетические особенности персидской литературы и неоплатонические мотивы воспевания божественно-возвышенного начала и благоговения перед красотой мироздания.
- Реализация творческого потенциала грузинского народа носит непрерывный характер, несмотря на трагические периоды в его многовековой истории. Эта закономерность подтверждается достижениями национального искусства, в том числе и таким, как уникальность живописи Нико Пиросмани (Николая Аслановича Пиросманашвили). Все картины Пиросмани - от вывесок в трактирах и духанах до панорамных панно - свидетельствуют о поэтическом характере его мироощущения и эмоционального отношения к различным сторонам жизненного уклада грузин и их культурных традиций-символов. Творческий опыт использования художником традиций разных культурно-исторических эпох способствовал созданию собственной изобразительной системы. Оригинальность творческих решений художника отражает одну из его главных черт характера: чувство свободы и в социальном, и в эстетическом отношениях. Творческая самобытность Пиросмани вызывает неоднозначную оценку его художественного наследия, выражаемую в таких
определениях, как «неопримитивизм», «мистический экспрессионизм» и даже «оттенок простодушной притчи на грани абсурда». Тем не менее, его имя и творческое наследие вписаны, подобно феномену Шота Руставели, в ценностный фонд мировой культуры.
4. Эстетические характеристики театральной сферы культуры грузин формировались в течение многих веков и были связаны с особенностями каждой культурно-исторической эпохи, с определенностью ее эстетического идеала. В процессе многовекового развития национальной театральной культуры сформировались реалистически-бытовое, романтическое, натуралистическое и символистское направления в сценическом воплощении драматургии. Анализ специфики развития грузинского театра и опыта воплощения на сцене эстетических категорий убеждает в том, что наиболее яркие творческие достижения осуществлены в границах романтического и символистского направлений. Наиболее успешно оба эти направления проявились в постановках на историческую тему и в жанре трагедии.
Если для романтической и символистской линий в театральной культуре Грузии характерно доминирование эстетических категорий «возвышенное» и «трагическое» в сочетании с понятиями героического и поэтического, то в границах реалистического и натуралистического направлений прослеживается интерес создателей спектаклей к выразительным возможностям актуализации категорий прекрасного и безобразного, а также к таким смеховым оттенкам комического, как ирония и сарказм.
Для ярких представителей сценического искусства Грузии характерна экспрессивная манера выражения самых тонких нюансов эмоционального состояния героев и главной мысли спектакля. Благодаря этому их лучшие постановки являются не только зрелищными, но и концептуальными. Творческий опыт великих деятелей театральной культуры Грузии интегрирует
разнообразные художественные приемы отражения ценностного отношения к жизни, к национальным традициям, к красоте окружающего мира и к любви.
Рассмотренный в диссертации плодотворный опыт воплощения на грузинской сцене эстетических категорий демонстрирует огромное значение национальной режиссуры. Яркие достижения всех поколений национальной режиссуры - от Котэ Марджанишвили и Сандро Ахметели до Роберта Стуруа и Темура Чхеидзе - свидетельствуют о высоком уровне художественности их постановок и об устойчивости установки на спектакль-праздник. В творческом содружестве великих режиссеров с блестящими актерами, художниками-сценографами и композиторами был создан тот уникальный тип национального театра, эстетическая ценность которого признается мировым сообществом специалистов в сфере сценического искусства.
5. Осмысление истории грузинского кинематографа и уникальных черт его поэтики и эстетики приводят к пониманию того, что возникшая на начальном этапе его развития традиция экранизации литературных произведений обусловлена ценностной установкой первого поколения сценаристов и режиссеров на создание фильмов по мотивам национальной литературы.
Смысловая насыщенность грузинской кинематографии обусловлена опытом художественного воплощения темы единства мира людей с миром природы и родным домом, душевного проживания разлуки и встреч с пространством детства и начала жизненного пути. Мотив благодарной памяти о родных местах сочетается в фильмах ярких представителей национальной школы кино с темой нонконформизма, которая, как и экранный образ дома -родного жилища, пашни и виноградника - носит ценностный характер. Концептуализм авторского кино Грузии находит яркое проявление в философско-поэтическом звучании.
К самобытным чертам эстетики национальной школы кино относятся:
- неотделимость мифопоэтической и романтической тональности многих фильмов от ментальных свойств народа и его ценностного отношения к природе, к радостям и испытаниям повседневной жизни, к нравственным проблемам;
- полифония грузинского кинематографа в его лучших образцах в немалой степени достигается за счет виртуозного использования совокупности различных жанровых приемов - мелодрамы, бытовой комедии, драмы, притчи, приключения, фарса, мюзикла и др.;
- плодотворность практики соединения двух несовместимых традиционных жанров - трагедии и комедии, в результате чего на экране утверждается художественная ценность жанра трагикомедии, метафорически выраженного «смеха сквозь слезы»;
- магия грузинского кино в значительной мере связана с высокой культурой актерской игры, с особым стилем существования актеров в художественном пространстве фильмов, созданных выдающимися режиссерами.
Творческие достижения авторского кино Грузии обусловлены огромным талантом и высоким эстетическим вкусом таких режиссеров, как Тенгиз Абуладзе, Отар Иоселиани, Александр Рехвиашвили, Резо Чхеидзе, а также их земляков - Георгия Данелия, Михаила Калатозова, Сергея Параджанова и Марлена Хуциева. Их объединяет тяготение к выразительным возможностям «магического реализма» и экспрессии, неотделимым от поэтического восприятия жизни.
Апробация результатов исследования
1. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 статей (в том числе 4 - в двух наименованиях журналов, входящих в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ для кандидатских и докторских диссертаций).
2. Материалы и результаты исследования прошли апробацию в форме докладов и сообщений на конференциях различного уровня:
Межрегиональный «круглый стол» в рамках года культуры в Российской Федерации «Несвоевременность философии?» (Москва, март 2014 года);
культурно-инвестиционный форум «Культура и экономика региональной политики в современных условиях» (Республика Дагестан, Махачкала, апрель 2014 года);
«круглый стол» «Духовно-нравственное основы Российской культуры» (к 70-летию Великой Победы) (Москва, март 2015 года);
IX Международный симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве» (Республика Крым, Судак, июнь 2015 года).
3. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 11 от 11 апреля 2016 года).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.
Глава первая. Становление и развитие аксиологической эстетики
в Грузии (XIX- ХХ вв.)
1.1.Особенности подхода грузинских философов к проблемам эстетики.
Прежде чем раскрывать специфику грузинской эстетической мысли, следует отметить, что ее становление происходило во второй половине XIX века, а в самостоятельное направление национальной философии она превратилась в советский период истории Грузии. Становление грузинской эстетики связано с творчеством великих представителей художественной культуры - И.Г. Чавчавадзе, А.Р. Церетели, Г.Е. Церетели, а позднее Н.Я. Николадзе. Изучение вклада этого поколения грузинских мыслителей в область эстетического знания показывает, что в их размышлениях о сущности искусства и взглядах на природу художественного творчества преобладала материалистическая традиция мировосприятия и близость к просветительским критериям оценки состояния и перспектив национальной культуры вообще и художественной конкретно.
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Роль Грузинской ССР в международных культурных взаимоотношениях Советского Союза1983 год, Биниашвили, Михаил Семенович
Народное направление в грузинской станковой живописи второй половины XVIII - XIX веков1984 год, кандидат искусствоведения Дзуцова, Ирина Петровна
Феномен музыкального искусства в становлении и развитии культуры2012 год, доктор культурологии Щербакова, Анна Иосифовна
«Кавказская» проза Я. П. Полонского: поэтика и аксиология2022 год, кандидат наук Ушакова Дарья Олеговна
Творческая личность в контексте музыкально-синтетических тенденций Серебряного века2011 год, кандидат искусствоведения Ткаченко, Юлия Олеговна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Медзвелия Елена Зааловна, 2017 год
Список литературы
1. Абашидзе, Л.Н. Эстетические этюды Т.1. / Л.Н. Абашидзе. -Батуми: Сабчота Ад- жара, 1975. - 115 с.
2. Абашидзе, Л.Н. Эстетические этюды Т.II. / Л.Н. Абашидзе. -Батуми: Сабчота Ад- жара, 1981. - 138 с.
3. Амирэджиби, Н.И. На заре грузинского кино / Н.И. Амирэджиби. -Тбилиси: Xеловнеба, 1978. - 149 с.
4. Апинян, Т.А. Мифология: теория и событие / Т.А. Апинян. - Санкт - Петербург: Санкт -Петербургский университет, 2005. - 281с.
5. Апресян, Г.З. Эстетическая мысль народов Закавказья. Домарксистский период / Г.З. Апресян. - Москва, 1968.
6. Багашвили Г.К. К вопросам эстетики грузинской языческой музыки / Г. К Багашвили // электронный ресурс, http://www.nplg.gov. 2е/саисав1а/ЛЬ81:гас18/КШ/2004/Мо3/8иттагу/2.Ыт (дата посещения 06.12.2014)
7. Барамидзе, А. Шота Руставели / А. Барамидзе. - Москва, 1966.
8. Барамидзе, Р. Очерки по истории художественной прозы / Р. Барамидзе. - Тбилиси, 1966. - 233 с.
9. Басиладзе, О. З. Эстетическое осознание личности как феномен культуры: дис...канд. филос. наук, специальность 09.00.04 / О. З. Басиладзе. -Тбилиси, 1991.
10. Басин, Е.Я. Семантическая философия искусства / Е.Я. Басин. -Москва, 1998. - 192 с.
11. Башляр, Г. Избранное: Поэтика пространства / Г. Башляр. - Москва, 2004. - 376 с.
12. Бегиашвили, А.Ф. Философия и поэзия. Философские проблемы поэтической речи / А.Ф. Бегиашвили. - Тбилиси: Мецниереба, 1973. - 79 с.
13. Бисадзе, И Закономерности художественного познания (на примере
литература): дис...докт. философ. наук / И Бисадзе. - Тбилиси, 1983.
14. Богатырёв, П.Г. Фольклор как особая форма творчества. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырёв.- Москва, 1971.
15. Большая советская энциклопедия / Москва: Советская энциклопедия 1969—1978
16. Бореев, Ю. Искусство интерпретации и оценки / Ю. Бореев. -Москва: Советский писатель, 1981. - 400 с.
17. Бочоришвили, А.Т. Философия, психология, эстетика / А.Т. Бочоришвили. - Тбилиси, 1979.
18. Бурждалиани, А.А. Проблема символа в немецкой классической философии: дис.докт. наук / А.А. Бурждалиани. - Тбилиси, 1992.
19. Бухникашвили, Г.В. Театр Георгия Эристави / Г.В. Бухникашвили.
- Тбилиси, 1948.
20. Бычков, В.В. Эстетическая аура бытия: Современная эстетика как наука и философия искусства / В.В. Бычков,- Москва: Издательство МБА, 2010.
21. Бычков, В.В. К диалектике художественного мышления / В.В. Бычков. // Эстетика и жизнь. - Москва: Искусство. - 1982. № 7 - С. 22 - 44.
22. Ванслов, В.В. Изобразительное искусство и музыка / В.В. Ванслов
- Ленинград: Художник РСФСР, 1983. - 400 с.
23. Васадзе, А.Г. Проблема художественного чувства / А.Г. Васадзе. -Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 173 с.
24. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. -Москва, 2010. - 648 с.
25. Виннер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи / А.В. Виннер. - Москва:Искусство, 1955. - 368 с.
26. Вирсаладзе, Е.В. Грузинский охотничий мир и поэзия / Е.В. Вирсаладзе. - Москва: Наука, 1976.
27. Воеводина, Л.Н. Мифология и культура / Л.Н. Воеводина. - Москва:
Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 356 с.
28. Волков, И.Ф. Творческие методы и художественные системы / И.Ф. Волков. - Москва: Искусство, 1978. - 264 с.
29. Волкова, Е.В. Встреча искусства с эстетикой / Е.В. Волкова. -Москва: Современные тетради, 2005. - 248 с.
30. Волкова, Е.В. Произведения искусства - предмет эстетического анализа / Е.В. Волкова. - Москва: Издательство МГУ, 1976. - 283с.
31. Габричевский, А.Г. Морфология искусства / А.Г. Габричевский. -Москва: Аграф, 2002. - 863 с.
32. Гадамер, Г- Г. Актуальность прекрасного / Г-Г. Гадамер. - Москва: Искусство.1991.
33. Гамсахурдия, З. К. Духовная миссия Грузии / З.К. Гамсахурдия Лекция, прочитанная на фестивале "Идриарти" в Тбилисской филармонии 9 мая 1990 г.
34. Гачев, Г.Д. Грузия (Миросозерцание горца) / Г.Д. Гачев // Ментальности народов мира. - Москва: Алгоритм, 2008. С. 246- 254.
35. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Кавказ / Г.Д. Гачев. -Москва, 2002.
36. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм / Г.Д. Гачев. -Москва, № 2. - 2008.
37. Гварамадзе, Л.Л. Грузинская народная хореография / Л.Л. Гварамадзе. - Тбилиси: Хеловнеба, 1957. - 170 с.
38. Гогуадзе, В.В. Человек как эстетический феномен: дис.доктор. филос. наук / В.В. Гогуадзе. - Тбилиси, 1983.
39. Гошадзе, М. Т. Драматургия Теннеси Уильямса и ее сценическое воплощение в грузинском театре: доктор. филос. наук / М. Т. Гошадзе. -Тбилиси, 1990.
40. Грузинская музыка: сборник статей // Музыкальная эстетика стран
Востока. - Москва, 1971. С. 387- 408.
41. Грузинские народные сказки. 100 сказок. // Сост. и перевод Н.И. Долидзе. Под ред. М. Чиковани. - Тбилиси. 1971.
42. Гугушвили, Э.Н. Жизнь в искусстве / Э.Н. Гугушвили, Котэ Марджанишвили. - Москва: Искусство, 1979. - 399 с.
43. Гуревич, П.С. Ментальность, менталитет / П.С Гуревич О.И. Шульман // Культурология. XX век: Энциклопедия. Т.2. - Санкт - Петербург, 1998.
44. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. - Ленинград: Наука, 1967. - 319 с.
45. Давид Какабадзе в театре и кино. (книга. Предисловие Этери Окуджавы)
46. Деятели русской культуры о Шота Руставели. Тбилиси. Изд- во Литература и Xеловнеба. 1966.
47. Джабаладзе Г., Дуцишвили М. Трансформация грузинских народных традиций и новые традиции. Диссертация
48. Джанелидзе, Д.С. Грузинский государственный драматический театр имени Котэ Марджанишвили / Д.С. Джанелидзе, Э.Н. Гугушвили. -Тбилиси, 1958.
49. Джанелидзе, Д.С. Грузинский театр с древнейших времён до второй половины XIX века / Д.С. Джанелидзе. - Тбилиси: Заря Востока, 1959. - 375 с.
50. Джахая, Л.Г. Наука и искусство / Л.Г. Джахая. - Тбилиси: Xеловнеба, 1977. - 138 с.
51. Еремина, В.И. Ритуал и фольклор / В.И. Еремина. - Санкт-Петербург: Наука, 1991. - 108 с.
52. Жуковский В. А. О нравственной пользе поэзии / В.А. Жуковский // Эстетика и критика. - Москва: Искусство, 1985.
53. Завалько, Г.А. Философские проблемы эстетики / Г.А. Завалько. -
Москва: Либроком, 2011. - 400 с.
54. Зайцева, Л. Поэтическая традиция в современном советском кино (Лирико- субъективные тенденции на экране) / Л. Зайцева. - Москва, 1989.
55. Зись, А.Я. В поисках художественного смысла: Избранные работы / А.Я. Зись. - Москва: Искусство, 1991. - 350 с.
56. Зись, А.Я. Искусство и эстетика / А.Я. Зись // Традиционные категории и современные проблемы. - Москва: Искусство, 1975. - 447 с
57. Зись, А.Я. Философское мышление и художественное творчество / А.Я. Зись. - Москва, Искусство, 1987. - 255 с.
58. Ильенков, Э. В. Об эстетической природе фантазии. Что там в зеркале? / Э. В. Ильенков. - Москва: Либроком, 2011. - 128 с.
59. Ильин, В.В. Аксиология / В.В. Ильин. - Москва: Изд- во МГУ, 2005. - 216 с.
60. Ильин, И.А. История искусства и эстетика / И.А. Ильин. - Москва: Искусство, 1983. - 288с.
61. Иорданский, В.Б. Хаос и гармония / В.Б. Иорданский. - Москва,
1982.
62. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 2007. - 205 с.
63. Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 557 с.
64. Казьмина, Н. Грузинский пейзаж / Н. Кузьмина. - Москва: Зебра,
2013.
65. Какабадзе, З.М. Феномен искусства / З.М. Какабадзе. - Тбилиси,
1980.
66. Кант, И Критика способностей суждения / И. Кант. - Москва, 1966. - соч.том №5. - 263 с.
67. Касаткина, С.А. Функции культурного наследия в формировании
системы ценностей / С.А. Касаткина // Система ценностей как основа духовного развития: Сборник статей / под науч. ред. В.А. Тихоновой, Д.А. Сторублевцевой. - Москва: МГУКИ, 2013. - С. 41- 44.
68. Квливидзе, Ж.Н. Грузинская классическая литература XIX века в советской кинодраматургии. Канд.дис. Тбилиси, 1984. http://cheloveknauka.com/gruzinskaya- klassicheskaya- literatura- xix- veka- v-sovetskoy- kinodramaturgii#ixzz3 YEMpvbCP
69. Кекелидзе, К. История древнегрузинской литературы / К. Кекелидзе. - Тбилиси, 1981. - 752 с.
70. Кечхуашвили, Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки / Г.Н. Кечхуашвили // Вопросы музыкознания. - Москва, 1960. - № 3.
71. Кикнадзе, В.П. Очерки из истории грузинской режиссуры / В.П. Кикнадзе. - Тбилист: Театральное общество, 1982. - 478 с.
72. Котовская, М.П. Синтез искусств / М.П. Котовская. - Москва: Наука, 1982. - 255с.
73. Крейдлин, Г.Е. Невербальная семиотика / Г.Е. Крейдлин. - Москва: Новое литературное обозрение, 2004. - 584 с.
74. Кривцун, О.А. Искусство и мир человека / О.А. Кривцун. - Москва,
1996.
75. Кривцун, О.А. Эволюция художественных форм / О.А. Кривцун. -Москва, 1992.
76. Крылова, Н. Эстетический потенциал культуры / Н. Крылова. -Москва, 1990.
77. Кузнецов, Э.Д. Искусство Нико Пиросмани.. / Э.Д. Кузнецов // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. Под ред. В.Н. Прокофьева. - Москва: Наука. 1983. С. 105- 132.
78. Кулиджанишвили, А. Э. О природе эстетической ценности. / А. Э. Кулиджанишвили. - Тбилиси, 1990.
79. Кшондзер, М. К. Грузия в творчестве русских советских писателей. Национальные особенности и типология художественного восприятия: дис.канд. филос. наук специальность 10.01.02. / М. К. Кшондзер. Москва, 1991.
80. Лилов, А. Природа художественного творчества / А. М. Лилов. -Москва: Искусство. 1991. - 480 с.
81. Лихачев, Д.С. О философии художественного творчества / Д.С. Лихачев. - Санкт - Петербург, 1990. - 189 с.
82. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. - Москва, 1976.
83. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. -Москва: Политиздат, 1991. - 525 с.
84. Лосев, А.Ф. Форма - стиль - выражение / А. Ф. Лосев. - Москва: Мысль, 1995. - 944 с.
85. Лосев, А.Ф., Эстетика природы / А.Ф. Лосев, М.А. Тахо- Годи. -Москва: Наука, 2006. - 419 с.
86. Лотман, Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы кино эстетики / Ю.М. Лотман // Статьи, заметки, выступления. - Санкт - Петербург: Искусство, 1998. - 764 с.
87. Майсурадзе Н.М. Проблемы генезиса, становления и развития грузинской народной музыки: дис.канд. итор. наук // Н.М. Майсурадзе. -Тбилиси, 1983
88. Малыгина, И.В. В лабиринтах самоопределения: опыт рефлексии на тему этнокультурной идентичности / И.В. Малыгина. - Москва: МГУКИ, - 282 с.
89. Малышев, П.В. Эстетическое в системе ценностей / П.В. Малышев. -Ростов на дону, 1983. - 151 с.
90. Мамардашвили, М.К Из Вильнюсских лекций по социальной
философии / М.К. Мамардашвили. //Синий диван. - Москва, 2009. № 13. [Электронный ресурс.] URL:http://www.polit.ru/article/2009/01/29/mamardashvili/ ). (дата посещения 20.03.2015)
91. Мамардашвили, М.К. Время и пространство театральности / М.К. Мамардашвили. - Театр, 1989 № 4. - С. 105- 108.
92. Мамардашвили, М.К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили. -Москва, 2005.
93. Мандельштам, О.Э. Кое - что о грузинском искусстве / О.Э. Мандельштам // Стихотворения. Переводы. Очерки. Статьи. - Тбилиси: Мерани, 1990. - С. 307- 310.
94. Марджанишвили К. А.: Творческое наследие: Воспоминания. Статьи и доклады. Письма. / К.А. Марджанищвили. - Тбилиси. 1966.
95. Махлина, С.Т. Язык искусства в контексте культуры / С.Т. Махлина. - Санкт - Петербург, 1995. - 217 с.
96. Медзевелия, Е.З. Грузинское кино как эстетическая ценность / Е.З. Медзевелия. // Вестник МГУКИ. 2015. № 3. С. 85- 89.
97. Медзевелия, Е.З. Николай Чавчавадзе о специфике ценностного подхода к эстетическим явлениям и проблемам. / Е.З. Медзевелия. // Вестник МГУКИ . 2015. № 2. С. 76- 79.
98. Медзевелия, Е.З. Особенности художественной культуры Грузии / Е.З. Медзевелия. // Научное обозрение. Серия №2. Гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 144- 149.
99. Медзевелия, Е.З. Эволюция художественной культуры Грузии: от мифопоэтической традиции к профессиональному искусству / Е.З. Медзвелия // Культура и образование. 2016. №4 (23). С.88-95
100. Медзевелия, Е.З. Эстетическая ценность национально -регионального компонента музыкального образования студентов / Е.З. Медзевелия. // Музыкально- теоретическое образование: традиции,
новаторство, перспективы МГУКИ. 2014. С.144- 150
101. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - Москва,
1976.
102. Мигунов, А.С. Художественный образ. Эстетический анализ / А.С. Мигунов. - Москва: МГУКИ, 1980. - 97 с.
103. Митта А. Н. Кино между адом и раем / А. Н. Митта. - Москва: Подкова, 1999. - 84 с.
104. Мифологические представления в народном творчестве. // Сборник статей. - Москва.: Российский институт искусствознания, 1993. - 279 с.
105. Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика.// Материалы междунар. научной конференции 3- 6 октября 2002 г. - Новосибирск, 2004. -643 с.
106. Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства М.: Искусство 1994. - 606с.
107. Мумладзе, Д.Б. Роберт Стуруа: Творческий портрет. / Д.Б. Мумладзе. // Диалоги с режиссером. Анализ спектаклей. - Москва: Гамма-Пресс, 2014. - 184 с.
108. Мшвелидзе А. Очерки по истории музыкального образования в Грузии / А. Мшвелидзе. - Москва, 1971.
109. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика / М.А. Некрасова. - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 344 с.
110. Никитина, И.П. Философия искусства / И.П. Никитина. - Москва: Омега- Л, 2010. -559 с.
111. Нодиа, Г.О. Человек смеющийся в контексте философии культуры / Г.О. Нодиа // Философия. Культура. Человек. - Тбилиси. 1988. С. 47- 69.
112. Пачулия, Т.Г. Проблема эстетической ценности в «Критике способности суждения» И. Канта: дис...канд. филос. наук/ Т.Г. Пачулия. -
Тбилиси. 1986.
113. Пиралишвили О. Д. Проблемы «нон- финито» в искусстве / О. Д. Пиралишвили. - Тбилиси, 1982.
114. Победаш, И.Н. Народное искусство и целостность культуры: аксиологический аспект. / Победаш И.Н., Ситников В.И. // Вестник славянской культуры, 2014. № 3. С. 90- 102.
115. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре / В.Я. Пропп. - Москва: Лабиринт, 2007. - 256 с.
116. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н. Путилов. -Санкт - Петербург, 1994.
117. Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница». / А.С. Пушкин //Мысли о литературе. - Москва, 1988.
118. Пушкин А.С. Путешествие в Арзрум / А.С. Пушкин // Русская классическая проза.
119. Ратиани, И.Г. Синтез искусств в культуре Грузии 1920- 1980 годов. Взаимодействие и взаимовлияние / И. Г. Ратиани. - Иркурск: Совпадение. 2012. - 144 с.
120. Ратиани, И.Г. Синтез искусств в культуре Грузии: На примере немого кино 1912- 1934 гг. дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01 / И.Г. Ратиани, - Москва, РГУ. 2004
121. Романова, Н.В. К проблеме взаимоотношения научного и художественного творчества / Н.В. Романова //Творчество как социокультурное явление. - Москва, МГУКИ, 2005. С.9- 17.
122. Романова, Н.В. Эстетическое своеобразие театра как игровой деятельности / Н.В. Романова.- Москва, МГИК, 1993.
123. Селиненкова, Е.Я. Народные праздники Грузии как феномен культуры: автореф.кандид. филос. наук / Е.Я. Селиненкова. - Санкт -Петербург, 1995.
124. Сихарулидзе, Кс. "Витязь в тигровой шкуре" и грузинская народная героическая поэзия / Кс. Сихарулидзе // Юбилейный сборник Ш.Руставели. -Тбилиси, 1966, с. 174- 196.
125. Столович, Л. Н. Философия. Эстетика. Смех / Л. Н. Столович. -Санкт-Петербург: Тарту, 1999.
126. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович. - Москва, 1994.
127. Суминова, Т.Н. Xудожественная культура как информационная система / Т.Н. Суминова. - Москва: Академический проект, 2006.
128. Суминова, Т.Н. Ноосфера. Поиски гармонии. / Т.Н. Суминова Москва: Академический проект, 2005 - 448 с.
129. Сургуладзе, А. Очерки истории грузинской культуры / А. Сургуладзе. - Тбилиси: Xеловнеба, 1980.
130. Татарашвили Тамта. Женские и мужские образы в грузинском кино. / Электронный ресурс. http://ge.boell.org/sites/default/files/downloads/Tamta Tatarashvili 2010.pdf (дата обращения 9 марта 2015)
131. Тиканадзе, Р.В. Грузинское кино. Проблемы, искания / Р.В. Тиканадзе. - Тбилиси: Xеловнеба, 1978, - 350 с.
132. Ткемаладзе, А.А. Вопросы эстетического воспитания / А.А. Ткемаладзе. - Тбилиси: Xеловнеба, 1982.
133. Ткемаладзе, А.А. Проблемы эстетического познания: дис.. .док.филос.наук / А.А Ткемаладзе. - Тбилиси, 1983.
134. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. - Москва: Наука, 1983. -
277 с.
135. Тюпа, В.И. Xудожественность // В.И. Тюпа. - Дискурс. №2. 1996.
136. Узнадзе Д. Н. Xудожественная литература как психологический документ / Д. Н. Узнадзе. - Тбилиси, 1922.
137. Урушадзе Л.В. Страна волшебницы Медеи / Л.В. Урушадзе // Кавказ и Средиземноморье, Тбилисский университет 1980. - С. 21- 28.
138. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте / отв. ред. В.М. Гацак . - Москва.: Наука, 1984. - 294 с.
139. Фрейлих, С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского / С. И. Фрейлих. Москва: Академический проект, 2007. - 309 с.
140. Хогарт, У. Анализ красоты / У.Хогарт. - Москва, 2010.
141. Хренов, Н.А. Кино. Реабилитация архетипической реальности / Н.А. Хренов. - Москва: Аграф, 2006. - 704 с.
142. Хренов, Н.А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов / Н.А. Хренов. - Москва: Прогресс-Традиция, 2008. - 536 с.
143. Цаишвили, С.С. Шота Руставели и его поэма / С.С. Цаишвили. -Тбилиси. 1966.
144. Чавчавадзе, Н.З. Культура и ценности / Н.З. Чавчавадзе. - Тбилиси,
1984.
145. Чавчавадзе, Н.З. О некоторых особенностях художественного отражения действительности / Н.З. Чавчавадзе. - Тбилиси. 1955.
146. Чавчавадзе, Н.З. К специфике истины в искусстве. / Н.З. Чавчавадзе // Философия, культура, человек. - Тбилиси: Мецниереба, 1988.
147. Чавчанидзе, Д. Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение / Д. Л. Чавчанидзе. - Москва, 1997.
148. Чиковани, М. Важа- Пшавела и народная поэзия / М. Чиковани. -Тбилиси, 1956. - 100 с.
149. Чиковани, М. Вопросы греческой и грузинской мифологии / М. Чиковани. - Тбилиси, 1971. - 304 с.
150. Чхиквадзе, Г. Основные типы грузинского народного многоголосия
/ Г. Чхикладзе. - Москва, 1964.
151. Чхиквадзе, Г.З. Основные типы грузинского народного многоголосия / Г.З. Чхиквадзе. - Москва: Наука, 1964.
152. Шавгулидзе, Э.Н. Эстетические проблемы прикладного искусства (на примере искусства керамики): дис.филос. наук / Э.Н. Шавгулидзе. -Тбилиси. 1984.
153. Шатиришвили Заза. Этим бесам не удалось поссорить наши народы. Интервью 11 декабря 2013. Электронный ресурс.
154. Шенгелия, Р.Н. Эстетика и проблема единства разума в философии И. Канта / Р.Н. Шенгелия.- Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 351 с.
155. Шестаков, В.П. Мифология ХХ века / В.П. Шестаков. - Москва,
1988.
156. Шибаева, М.М. Полижанровость искусства как проявление культурного многообразия / М.М. Шибаева // Обсерватория культуры: журнал - обозрение. - 2011. - N 1 (январь- февраль). - С. 30- 34.
157. Шибаева, М.М. Этноментальные аспекты культурного многообразия / М.М. Шибаева. // Обсерватория культуры. - 2004, - № 3. - С. 34- 39.
158. Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре / Пер Н. Заболоцкого.
1957.
159. Щедрина, Г.К. Художественная культура и эстетика / Г.К. Щедрина. - Санкт - Петербург: Творческое объединение «Ступени». 1999. - 185 с.
160. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. - Москва: МГУ, 1994. - 144 с.
161. Эстетика и теория искусства ХХ века: Хрестоматия / Сост. Н.А. Хренов, С.А. Мигунов. - М.: Прогресс- Традиция, 2007. - 688 с.
162. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — Москва:
Политиздат, 1989.— 447 с.
163. Эстетическая культура. \ Рук. авторского коллектива Н.И. Киященко. - М., 1996.
164. Юбилейная сессия Тбилисского государственного университета и Института философии АН ГССР, посвященная 250- летию со дня рождения Канта. 1974. Тезисы докладов.
165. Юнг, К. Феномен духа в искусстве и науке / К. Юнг.- Москва, 1992.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.