Художественная концепция личности в творчестве В.Ф. Тендрякова 1970-1980-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Шустер, Виктория Геннадьевна

  • Шустер, Виктория Геннадьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Армавир
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 192
Шустер, Виктория Геннадьевна. Художественная концепция личности в творчестве В.Ф. Тендрякова 1970-1980-х гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Армавир. 2008. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шустер, Виктория Геннадьевна

Введение.

Глава I. Художественная концепция личности в творчестве В.Ф. Тендрякова 1970-1980-х гг.

1.1. Художественная концепция личности и специфика ее выражения в творчестве В.Ф.Тендрякова 1970-1980-х гг.

1.2. Проблема преемственности нравственных ценностей в повести «Ночь после выпуска».

1.3. Художественная концепция личности в повести «Затмение».

1.4. Проблема нравственных ценностей и вопрос о согласном переживании греха в повести «Расплата».

1.5. Проблема нравственного пробуждения «внутреннего человека» в повести «Шестьдесят свечей».

1.6. Нравственные искания В.Ф.Тендрякова в итоговом романе «Покушение на миражи».

Выводы.

Глава II. Художественная концепция личности в контексте истории в творчестве В.Ф.Тендрякова 1970-1980-х гг.

2.1. Специфика реализации художественной концепции личности в контексте истории в творчестве В.Ф.Тендрякова 1970-1980-х гг.

2.2. Проблема духовного преображения личности в истории (На примере рассказа «Хлеб для собаки»).

2.3. Человек па войне в рассказе «Дона Анна».

2.4. Исторический процесс и судьба личности (На примере художественного анализа повестей «Охота» и «На блаженном острове коммунизма»).

2.5. Личность и история в повести «Люди или нелюди».

2.6. Человек, причастный истории, в повести «Революция! Революция! Революция!».

2.7. Художественная концепция личности в истории в романе «Покушение на миражи».

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная концепция личности в творчестве В.Ф. Тендрякова 1970-1980-х гг.»

В.Ф.Тендряков как писатель, начиная уже с 1950-х гг., известен прежде всего широкой проблематикой своего творчества (военная, деревенская, историческая, бытовая и др.). В центр этой проблематики положены фундаментальные нравственные вопросы. «Более ёмкого хранилища нравственного опыта, чем художественная литература, мне думается, у людей пока нет», — отмечал писатель. В этом отношении В.Ф.Тендряков всегда был последователен, определяя пути «нравственного перерождения» личности.

Важно подчеркнуть, что специфика творчества В.Ф.Тендрякова 19701980 гг., его значимые этические и ценностные ориентиры полноценно проявляются с учетом целостного художественного пути писателя, в свете его становления. Несомненным фактом такой преемственности является то, что В.Ф.Тендряков уже в произведениях 50-60 гг. своей этической позицией выделялся из массового литературного потока социалистического реализма, за что чаще всего подвергался резкой критике. Творчество писателя представляло собой характерный пример того, как связь с эпохой, «стремление быть в "духе времени"» (Ю.Селезнев) не должны становиться связанностью эпохой. Откликаясь на ту или иную жизненную ситуацию, В.Ф.Тендряков пытался рассуждать о вневременных этических вопросах человечества, выстраивая самостоятельную художественную концепцию. Проблематика его раннего творчества прежде всего предполагала раскрытие многих нравственных проблем, решение которых в полной мере выразилось в художественном поиске 70-80 гг.

Творчество В.Ф.Тендрякова 1970-1980 гг. выделяется специфической направленностью художественной позиции писателя: «Надо же нам понять, что именно мешает людям творить доброе, нравственное». Таким образом, центральная задача творчества В.Ф.Тендрякова означенного периода определяется поиском путей преображения личности и мира в русле призванности человека к созиданшо добра.

Одной из существенных проблем отечественного литературоведения на современном этапе остается проблема изученности творчества В.Ф.Тендрякова. Диссертационные исследования прошлых лет (1964-1975 гг.), выразившие общую позицию советского литературоведения в оценке художественных произведений писателя, рассматривают исключительно ранний (50-60-е гг.) период творчества В.Ф.Тендрякова (Р.Шамурзина, 1964; Б.Клюсов, 1967; С.Лакишик, 1967; Т.Пересунько, 1970; В.Бильдушкинов, 1971; А.Гончарова, 1971; А.Гуторов, 1973; Э.Кравченко, 1974; Н.Рубцов, 1975). И только в диссертации Т.Шумиловой 1985 года объектом исследования становятся отдельные повести В.Ф.Тендрякова 70-х годов. Таким образом, без должного внимания со стороны исследователей до настоящего времени остается поздний период творчества писателя (1970-1980 гг.).

Достаточно широкая оценка раннего и срединного периодов художественного творчества писателя советским литературоведением, несмотря на общий социологический подход, варьировалась от приписывания В.Тендрякову системы ценностей советской культуры до резкой критики за развенчивание идеалов этой же системы. В 70-80-е гг. сразу же после публикации новых произведений писателя последовал целый ряд работ и критических статей в журналах «Литературное обозрение», «Новый мир», «Нева», «Октябрь», по-разному их оценивших. Основным критерием оценки произведений писателя было соответствие официально утвержденному художественному методу — социалистическому реализму. Предметом исследования критико-литературоведческих работ 70-80-х гг. были: стиль и творческий метод В.Ф.Тендрякова, нравственная проблематика произведений, вопросы художественного мастерства, проблемы обстоятельств, конфликтов, характеров в прозе писателя. В целом можно отметить отсутствие всестороннего, системного анализа творчества писателя, а также разноаспектную, часто противоречивую интерпретацию его произведений.

Уже начиная с 90-х годов интерес к творчеству В.Ф.Тендрякова в отечественном литературоведении заметно ослабевает. Зарубежное литературоведение, наоборот, только открывает для себя творчество писателя. В 1990 г. появляется монографическая работа китайского ученого Х.Кима «Три советских писателя и Новый Завет», в котором исследуется творчество Ю.Домбровского, В.Тендрякова и Ч.Айтматова в контексте связи художественного слова и Слова Священного Писания.

После 2000 года ряд отечественных ученых всерьез ставят вопрос о необходимости «возвращения» к творчеству В.Ф.Тендрякова и его переосмысления в категориях современного литературоведения. Так например, В.Огрызко в статье «Затмения и прозрения» (2006) отмечает: «До сих пор не могу понять, почему уже лет пятнадцать у нас не переиздают Тендрякова. <.> Неужели Тендряков столь быстро устарел и теперь суть середины двадцатого столетия новые поколения постигают по другим источникам? <.> Одно знаю точно: не надо торопиться совсем уж списывать Тендрякова на свалку истории» [164. С. 7].

В современном отечественном (В.Бараков, М.Дунаев, И.Золотусский, В.Огрызко) и зарубежном (Alexandra Smith, David Gillespie, Kenneth Lantz, Hyun-Tack Kim,) литературоведении есть отдельные попытки "эпизодического" анализа (на примере единичных произведений), которые могут быть применимы исключительно к частным вопросам творчества писателя. Вместе с тем, выход в свет в 1995 г. книги В.Ф.Тендрякова «Неизданное», которая не стала предметом глубокого внимания критики, также предопределил выбор хронологических рамок объекта диссертации, направленной на целостное, системно-аксиологическое изучение творчества писателя 1970-1980-х гг. Достаточно упомянуть, что последнее монографическое исследование творчества В.Ф.Тендрякова вышло в свет в 1985 году.

Основополагающей направленностью нашего исследования явилась задача рассмотрения творчества В.Ф.Тендрякова 70-80 гг. как итогового и потенциально продуктивного в контексте авторского переосмысления нравственно-аксиологического видения миробытия. Такой поиск писателя объединил плодотворно совместимые области авторского освоения: художественную концепцию личности и культурно-исторический контекст бытия личности, - и обусловил выбор наиболее перспективной для анализа хронологии творчества. Принципиально важным в этой связи является исследование собственно авторской «напряженности искания идеала», которая обозначила образ видения писателем ключевых онтологических и исторических вопросов.

Исследование творчества В.Ф.Тендрякова в контексте этико-аксиологической целостности, синтезирующей ключевые проблемы художественно-публицистического поиска, диктуется спецификой центральной задачи писателя — обращением к первичной связи человека с блилснгш — онтологической и исторической точке отсчета в оценке личности и мира. В полноте своего выражения данная задача требует качественно иной (в отличие от социально ограниченного взгляда), максимально приближенной к предмету своего описания литературоведческой позиции. Таким образом, значимыми критериями авторского поиска в данном ракурсе исследования становятся духовная ситуация истории и осмысление основополагающих связей миро-бытия.

Актуальность диссертации обусловлена назревшей необходимостью обращения к творчеству В.Ф.Тендрякова 1970-1980 гг., которое до сих пор не стало предметом масштабного научного исследования. В литературоведении еще не сложился единый подход к рассмотрению понятия «художественная концепция личности». Изучение художественной концепции личности в творчестве В.Ф.Тендрякова позволит выявить сущностные категории фило-софско-этических и нравственно-онтологических исканий писателя и соотнести их с идеалами и ценностями православной культурной традиции. Продуктивность данного подхода определяется существующей в современном литературоведении проблемой возвращения к традиционной православной аксиологической парадигме исследования творчества писателя советской эпохи и отсутствием состоявшейся системной основы такого изучения.

Предметом исследования является художественная концепция личности в творчестве В.Ф.Тендрякова в её этико-эстетической целостности.

Объект исследования представлен художественными произведениями

В.Ф.Тендрякова 1970-1980-х гг. в их синтезе с публицистическими формами выражения авторской позиции.

Цель работы состоит в многоаспектном анализе нравственно-аксиологической проблематики художественной концепции личности в творчестве В.Ф.Тендрякова в сопоставлении с основополагающими категориями православной культуры.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие исследовательские задачи: изучение индивидуальных особенностей этико-аксиологического «кода» творчества писателя и своеобразия его художественного воплощения в каждом анализируемом произведении (рассказы, повести, роман «Покушение на миражи»); описание и оценка важнейших этико-эстетических категорий творчества писателя, составляющих художественную концепцию личности; исследование смыслосозидающего контекста функционирования этико-эстетических категорий творчества в сопоставлении с фундаментальными категориями православной культуры.

Методы исследования. В диссертации применяются историко-функциональный и сравнительно-типологический методы литературоведческого анализа. В работе используется системный подход, позволяющий исследовать художественную концепцию личности в творчестве

B.Ф.Тендрякова в философском, религиозно-этическом, культурно-историческом аспектах.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили литературоведческие исследования, опирающиеся на духовно-православную парадигму (В.Н.Бараков, М.М.Дунаев, И.А.Есаулов, В.В.Кожинов, М.П.Лобанов, Ю.И.Селезнев и др.), работы русских религиозных философов и мыслителей (Ю.Ю.Булычев, Ф.М.Достоевский, И.А.Ильин, А.Л.Казин, Л.П.Карсавин, И.В.Киреевский, Н.О.Лосский, С.В.Перевезенцев Е.Н.Трубецкой, С.Л.Франк,

C.С.Хоружий и др.), а также труды по нравственному богословию (святитель

Иоанн Златоуст, митрополит Иоанн Снычев, преподобный Иоанн Лествич-ник, архиепископ Иоанн Шаховской, архиепископ Иларион Троицкий, святитель Феофан Затворник и др.).

Поставленные цели и задачи, характер полученных результатов в совокупности определяют научную новизну работы.

В диссертации представлен системный анализ художественной концепции личности в творчестве В.Ф.Тендрякова 1970-1980-х гг. Научная новизна объекта исследования определяется недостаточной изученностью произведений писателя 70-80-х гг. Художественная концепция личности исследуется в ее целостности и системе культурно-исторических связей, что позволяет выделить специфические этико-эстетические категории творчества писателя: категория ближнего, категория нравственного преображения, категория исторической памяти. Ведущий подход к исследованию, ориентированный на основополагающие ценности русской духовной традиции, определяет адекватную оценку категорий художественной концепции писателя. В диссертации используется продуктивный опыт русской христианской философии и нравственного богословия, который позволяет раскрыть новые аспекты понятия «концепция личности», не исследовавшиеся в литературоведческой науке.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественная концепция личности в творчестве В.Ф.Тендрякова реализуется в изображении человека, находящегося в состоянии нравственно-онтологического поиска.

2. Основными типами героев в творчестве В.Ф.Тендрякова являются «амбивалентная» и «эгоцентрическая» личность.

3. Художественная концепция личности в творчестве В.Ф.Тендрякова связана с историческим контекстом бытия человека. Она реализуется с учетом культурно-исторических связей личности, преемственности традиций, духовно-нравственных ценностей, принятии человеком исторической ответственности.

4. Фундаментальной, этически определяющей, эталонной категорией в творчестве В.Ф.Тендрякова 1970-1980 гг. является категория ближнего, выявляющая другие аксиологические доминанты: идеал преображения, обращенность к «внутреннему человеку», идеал «взаимобытия». Категория ближнего в художественной концепции личности — категория созидательная, направляющая человека к идеалу духовно-нравственного восхождения.

Теоретическая значимость диссертации определяется исследованием основополагающих этико-эстетических категорий (категория ближнего, категория народа, категория историчности, категория всеединства и др.) в литературоведческом, философском, теологическом аспектах и существенностью результатов исследования в общем контексте внимания к русскому литературному процессу в целом в его культурно-исторической связи с национальной духовной традицией. В диссертации разработаны новые аспекты актуальной в современном литературоведении проблемы изучения художественной концепции личности. Материалы диссертации могут быть использованы в перспективе изучения важнейших этико-эстетических категорий литературы.

Практическая значимость диссертации. Конкретные результаты проведенного исследования могут быть использованы в построении вузовского (лекции, спецкурсы, спецсеминары) и школьного курсов изучения русской . литературы XX века и теории литературы.

Апробация.

Основные положения диссертации отражены в статьях, представленных на международных, всероссийских, региональных конференциях в течение 2005-2007 гг., в российских журналах «Культурная жизнь Юга России», «Научная мысль Кавказа», «Вестник МГОУ», «Вестник АГПУ» и зарубежном издании «Болгарская русистика», межвузовских и внутривузовских сборниках. Результаты работы освещались на международных, всероссийских, региональных, межвузовских, внутривузовских конференциях в Челябинском государственном педагогическом университете, Московском государственном открытом университете, Ставропольском государственном университете, Армавирском государственном педагогическом университете, Армавирском православно-социальном институте, а также на «Рождественских образовательных чтениях» (г. Москва).

Структура

В соответствии с поставленными в ней задачами диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и библиографического списка, включающего 337 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Шустер, Виктория Геннадьевна

ВЫВОДЫ

Связь художественной концепции личности с историей представляет собой художественно-эстетическую целостность, реализующуюся как причастность человека к событиям прошлого, настоящего, будущего, в которой выражены иерархия нравственных идеалов и ценностей, взгляд на бытие мира. Осмысление истории в творчестве В.Ф.Тендрякова непосредственно связана с концепцией личности, с идеей нравственного возрастания человека.

Исследование художественной концепции личности в историческом контексте позволяет обозначить определяющие онтологические смыслы всех категорий творчества писателя. «В самом, казалось бы, незначительном проявлении нашей чисто "личной" жизни, - пишет литературовед В.Кожинов, -отражается, присутствует это громадное целое - общее состояние современного мира. И художественное произведение будет как бы "самой жизнью" лишь в том случае, если в него войдет это целое» [115. С. 27]. Именно «общее состояние современного мира», его актуальные проблемы и поиск ответов на вечные вопросы бытия, запросы исторического времени - центральные темы цикла «Классовые гримасы, или Картинки истории». Это первопричина авторского обращения к истории.

В центре художественного поиска писателя остается личность и ее отношение к ближнему. История в творчестве писателя является фоном проявления личности. Особое внимание уделяется идее взаимобытия. Именно из ее художественно-исторического постижения как первостепенной выходят все другие составляющие авторской концепции.

Во-первых, активное начало взаимобытия в понимании В.Ф.Тендрякова лежит в самом человеке, существо которого призвано к преображению: «Человеческие отношения - область сложнейших вопросов. <.> а кончаются эти отношения всечеловеческими» [264. С. 119]. Герой В.Ф.Тендрякова, в том числе и автобиографический герой, пребывая в истории, постигая ее смысл, всегда обращен к окружению, соотносит свое существование с бытием ближнего. Безусловно, не в количественном отношении, но в своем этическом качестве в исторической прозе писателя доминирующим являются человек «внутренний» - персонаж, потенциально открытый для преображения. Категория ближнего в исторической прозе В.Ф.Тендрякова - прежде всего категория созидательная, восполняющая в личности ее внутренний этико-эстетический потенциал.

Во-вторых, значимой составляющей творчества В.Ф.Тендрякова становится первичная человеческая связь, имеющая духовно-исторические корни -народ. Отметим, что именно эта категория художественной концепции личности писателя проходит наиболее сложный путь своего утверждения. Народным проблемам посвящена большая часть его «документальной прозы». Истинное значение коллективизации и раскулачивания, искусственного голода изображаются В.Ф.Тендряковым как целенаправленный курс на количественное уничтожение русского народа: «Если враг не сдается, его уничтожают!» [262. С. 37].

Духовно-нравственный потенциал народа в творчестве В.Ф.Тендрякова представлен единством традиции, ценностей, его историческим подвигом. Так или иначе в художественной концепции личности В.Ф.Тендрякова просвечивают показательные черты народного бытия. Одной из них является «созидательный труд» народа, несущий собой смысл нравственного преображения человека. В «документальной прозе» писателя присутствует и собирательный тип русского народного характера - образ Клавдии из повести

Охота» - в котором соединились нравственные идеалы и ценности. Важнейшим этапом творческой работы В.Ф.Тендрякова стало стремление показать область нравственных устремлений народа как особого рода призван-ность к благосозиданию.

В-третьих, безусловно, фундаментальной связующей составляющей художественной концепции писателя является категория истории в ее этико-аксиологическом измерении. Историческое сознание личности является важнейшим условием ее нравственного восхождения. «Человек и мир, человек и народ — вечные проблемы, особенно обостряющиеся в моменты изломов истории» [206. С. 46], — отмечает исследователь творчества писателя Н.Рубцов. Узловые точки исторического бытия соединяются у В.Ф.Тендрякова в линию, определяющую направление нравственного преображения. Это своего рода авторская задача «постижения современности в свете "её собственной историчности"» [183. С. 32]. В данном контексте «потаенная публицистика» В.Ф.Тендрякова представляет не что иное как художественно-метафизический путь осмысления «потаенной» истории.

Историческая концепция в творчестве писателя хронологически определяется временной линией бытия поколения, к которому принадлежит и автобиографический герой Володя Тенков, но содержательно выходит за пределы этой хронологии: «В биографии одного человека не умещается необъятная жизнь народа» [262. С. 227]. Таким образом, концепция истории у В.Ф.Тендрякова логически вырастает из художественной концепции личности как обращенность к этическим точкам притяжения человеческой памяти, к пространственно-временной картине мира. Позиция памяти, заставляющая предельно расширить границы бытия поколения и, вместе с тем, - хронологические рамки исторического пути, становится критерием нравственно-аксиологической оценки. Художественное время в историческом контексте прозы писателя является определяющей основой миробытия. «Воспаленное время» XX столетия подчиняет себе судьбы персонажей, принуждает совершать выбор между своей индивидуальностью и обретением ближнего, между нравственным нисхождением и возрастанием. Но автор убежден в единственной возможности такого выбора: «<.> не было, нет и не будет человека, способного жить сам по себе, независимого ни от кого» [262. С. 227].

Не вызывает сомнения, что историзм прозы писателя устремлен главным образом к перспективе завтрашнего дня, горизонту бытия. Необходимо отметить и такую особенность исторического мышления В.Ф.Тендрякова как обоснование заданности и обусловленности истории, не исключающая в то же время выход на нравственное становление человека: «Есть объективная логика объективного мира, и весь смысл писательства в том, наверное, и заключен, чтобы ее выявить» [264. С. 117]. Таким образом, его концепция исторического детерминизма принципиально расходится с православным историософским взглядом, где «закономерность часто принимает вид провиденциализма» [143. С. 8].

Историчность художественного творчества В.Ф.Тендрякова неразрывно связана с категориями памяти и ответственности. Этот смысл, вложенный в человека как организующийся ответ, составляет призвание личности, народа к «внутреннему обязательству осуществить "наилучше наилучшее"» (И.Ильин). Формулируя главную цель писателя, В.Ф.Тендряков подчеркивает: «Истинный художник не мыслится без любви к своему народу, к его национальным особенностям, к его традициям, к земле, на которой тот живет» [248. С. 263].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фундаментальной задачей нашей диссертации явилось исследование художественной концепции личности в творчестве В.Ф.Тендрякова 70-80 гг. с учетом ее продуктивной связи с историей. Такая перспектива диссертации обозначила завершающе-итоговый характер системы художественного и публицистического целого во всем объеме его выражения (бытийно-личностный, культурно-исторический, этико-эстетический аспекты).

Теоретико-методологическая база исследования, охватывающая работы по литературоведению, истории, культурологии, нравственному богословию, русской христианской философии, позволила дать целостный, системный, многоаспектный анализ художественной концепции личности в творчестве В.Ф.Тендрякова 70-80-х гг., выявить новые категории и аспекты предмета изучения.

В рамках настоящей работы исследовалось принципиально значимое единство основополагающих этико-эстетических категорий творчества писателя, составляющих художественную концепцию личности: категория нравственности (основное миросозидающее начало); категория истории (вневременная этическая составляющая человеческого существования и важнейший критерий объективности «мышления в фактах»); категория личности (единица трансляции нравственного опыта и традиции, составная часть бытийно-исторической целостности); категория ближнего (универсальная категория, определяющая взаимосвязь людей). Связь данных категорий в творчестве В.Ф.Тендрякова составляет этико-аксиологическую целостность, выраженную в идеале нравственного преображения человека.

В.Ф.Тендряков пытался озвучить нравственные проблемы современности, в том числе в «творчестве на религиозную тему» (В.Крупин) — романе «Покушение на миражи». Тем не менее, духовно-этические ответы, лежащие в лоне православного взгляда на человека и мир, так и не смогли вызреть в прозе писателя. Такие категории, как соборность, духовность не могут реализоваться в творчестве художника вне их фундаментального религиозного основы. Именно поэтому многие проблемы, остро стоящие в произведениях В.Ф.Тендрякова, не находят своего абсолютного разрешения.

Творчество В.Ф.Тендрякова 1970-1980-х гг. носит ярко выраженный нравственно-философский, публицистический характер. На первый план выходит проблематика произведений, личность персонажей, изображение внутреннего мира, нравственно-онтологических исканий личности. Сюжетная сторона творчества вторична и часто выступает как способ «собирания» литературных героев в решении единой проблемы. В повести «Расплата» на убийство сыном отца реагируют все персонажи: от учителя до следователя. Герои произведений осознают свою причастность к происходящему рядом с ними. Кроме того, в прозе 70-х годов мы находим пример того, как персонажи разных произведений («Затмения» и «Расплаты») «пересекаются». Став свидетелями убийства Колей отца (одна сюжетная ситуация), персонажи разных произведений объединены в решении проблемы ответственности человека за все происходящее.

Исследование художественной концепции личности в творчестве писателя позволило обозначить специфику изображения человека и выявить типологию персонажей в соответствии с принципами исследования. Герой в прозе В.Ф.Тендрякова 70-80-х годов — это личность «становящаяся», открывающая для себя потенциал «внутреннего человека». Для писателя характерно изображение персонажей в переломные, проблемные моменты их бытия (Коля Корякин из «Расплаты», персонажи «Ночи после выпуска») или воссоздание какого-либо этапа пути личности, ее становления (Павел и Майя из «Затмения», Володя Тенков из цикла «Классовые гримасы, или Картинки истории»). В изображении отдельных персонажей соединяются и часть жизненного пути, и проблемная ситуация: Николай Ечевин из «Шестидесяти свечей». Писатель стремится показать в человеке два начала: его нравственный идеал и путь личности к этому идеалу. Пробуждение в человеке нравственных начал возможно, по В.Ф.Тендрякову, только при условии обретения ближнего, единения с ним. Основным типом героя в прозе писателя является амбивалентная» личность, осознающая ценность «внутреннего человека»: Коля Корякин («Расплата»), Николай Ечевин («Шестьдесят свечей»), Майя Шканова («Затмение»), автобиографический герой цикла «Классовые гримасы, или Картинки истории». В прозе 70-80-х гг. отсутствует положительный герой. Исключение составляет образ Клавдии из повести «Охота», которую писатель наделяет русским характером, нравственными идеалами и ценностями. При этом образ Клавдии в произведении второстепенный, обобщенный и достаточно условный. Другим типом героя в произведениях писателя выступает «эгоцентрическая личность», в которой преобладает «человек внешний»: Павел Крохалев, герой повести «Затмение»; Игорь Проухов, персонаж «Ночи после выпуска»; Раиса из повести «Охота».

Художественная концепция личности в творчестве В.Ф.Тендрякова непосредственно связана с историческим опытом человеческого бытия. Эта связь представляет собой осмысление событий прошлого в контексте нравственного становления личности. Идеал исторического бытия для писателя выражен в идее «духовного прогресса», определяющего пути преображения личности. История 20-60-х гг. XX века реинтерпретируется В.Ф.Тендряковым через переосмысление собственного жизненного пути. Художественной спецификой цикла повестей и рассказов «Классовые гримасы, или Картинки истории» образ автобиографическрго героя Володи Тенко-ва и автора, между которыми нет полной идентичности. В.Ф.Тендряков дает нравственную оценку действиям, переживаниям героя, в то время как собственно авторская позиция в произведениях выражена достаточно слабо.

Исследование художественной концепции личности позволило обозначить систему важнейших этико-эстетических категорий творчества писателя. Определяющее значение в прозе 70-80-х гг. имеет категория ближнего. Обретение ближнего - идеал нравственного целеустремления литературных персонажей произведений. Писатель показывает, насколько противоречивыми оказываются пути человека к этому идеалу: любовь к «наиближнему» (Катя Гребина («Покушение на миражи»)), любовь ко всему человечеству (Майя

Шканова («Затмение»)), любовь как выражение своего «я» (Павел Крохалев («Затмение»)). Писатель показывает, что такие пути к ближнему заведомо ложны. Проблема любви к ближнему становится ведущей в повести «Люди или нелюди». Основным критерием этико-эстетической оценки В.Ф.Тендряковым человека и мира является «наложение действительности на высший идеал». Писателя привлекают вопросы соотношения идеала и действительности, при каких условиях возможно осуществление идеала. Итогом такого художественно-философского поиска часто оказывается принятие логики социального и исторического детерминизма. Такой путь представляет собой «безнадежную попытку объективного диалога с глубоко субъективными критериями» (митрополит Николай) [152. С. 37].

Проведенный многоаспектный анализ этической проблематики художественной концепции личности выявил такие ведущие категории творчества В.Ф.Тендрякова 70-80-х гг., как ближний, «взаимобытие», историческая память, нравственное преображение личности, «аксиологическое предстоя-ние» человека. Специфика нашего подхода, в основу которого положена система ценностей православной культуры, позволила дать адекватную оценку творчеству писателя. В диссертации на основе положительного опыта православной антропологии были разработаны новые аспекты понятия «художественная концепция личности», такие как: «человек внутренний», «человек внешний», «амбивалентная личность», «духовно-нравственное преображение человека». Это позволяет говорить о перспективе использования материалов диссертации при исследовании категории «художественная концепция личности» в творчестве писателей отечественной и зарубежной литературы. Анализ художественной концепции личности и истории, представленный в данной работе, позволяет осмыслить творчество В.Ф.Тендрякова, исходя из его специфики, обозначить важнейшие этико-эстетические категории. Такой подход может быть продолжен как в изучении раннего и срединного периодов творчества В.Ф.Тендрякова, так и в исследовании фундаментальных вопросов отечественной литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шустер, Виктория Геннадьевна, 2008 год

1. Авченко В. Познать Россию // Наш современник. - 2001. — № 9. — С. 87-94.

2. Аграновский В.А. Лица. Повести и очерки. / Послесловие В.Тендрякова. -М.: Мол. гвардия, 1982.-463 с.

3. Анисин А.Л. К соборной онтологии личности // Русская неделя Электронный ресурс. Электрон. дан. — Режим доступа: http ://russned.ru/stats .php?ID=43.

4. Анисин А.Л. Современная историчность как перверсия смысла // Русская неделя Электронный ресурс. — Электрон, дан. Режим доступа: http://russned.ru/stats/540.

5. Архангельская Н., Архангельский Л. «Люди, это я!.»: Семейно-нравственное воспитание и литература // Литературное обозрение. — 1981.-№ 6.-С. 25-31.

6. Архиепископ Илларион (Троицкий). Без Церкви нет спасения М: Сретенский монастырь, 1999. - 137 с.

7. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Беседы с русским народом. -М.: Лодья, 2004. 159 с.

8. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Установление единства. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. - 256 с.

9. Архиепископ Серафим (Соболев) Русская идеология. СПб.: Царское Дело, 1994.-271 с.

10. Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1994. - 241 с.

11. Бараков В.Н. Выдающиеся вологжане: Биографические очерки / Ред.13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.