Художественная концепция личности в творчестве Г.В. Семенова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Маслеева, Светлана Николаевна

  • Маслеева, Светлана Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Армавир
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 174
Маслеева, Светлана Николаевна. Художественная концепция личности в творчестве Г.В. Семенова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Армавир. 2010. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Маслеева, Светлана Николаевна

Введение.

Глава 1. Взаимодействие человека и природы как один из путей художественного решения проблемы литературного героя в «малой» прозе Г. В. Семенова.

1.1. Основы художественной концепции личности: образно-эстетические аспекты раннего творчества Г. В. Семенова.

1.2. Усложнение художественной концепции личности в творчестве Г. В. Семенова.

Глава 2. Личность и время: нравственный потенциал человека и проблема его духовного преображения в творчестве Г. В. Семенова 70-х - начала 90-х годов XX века.

2.1. Нравственное преломление проблем городской жизни: специфика реализации концепции личности в творчестве

Г. В. Семенова 1970-х— начала 1990-х гг.

2.2. Семейные ценности художественной концепции личности: системно-образная характеристика.

2.3. Нравственный потенциал личности в романе

Вольная натаска».

2.4. Проблема духовного преображения личности в повести

Дней череда».

2.5. Повесть «Путешествие души» в контексте художественно-концептуальных исканий конца XX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная концепция личности в творчестве Г.В. Семенова»

Русская литература XX века представляет собой довольно сложное явление из-за активного вмешательства коммунистической идеологии в культурную жизнь страны в целом и литературную ее составляющую в частности. Начиная со второй половины XX века, в русскую литературу входят художники, чье творчество и утверждаемые в нем идеалы выходят далеко за принятые идеологические и эстетические рамки. К таким писателям относятся представители так называемой «деревенской прозы» (Б. Можаев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин), «лейтенантской прозы» (К. Воробьев, Ю. Бондарев), «лирической прозы» (Ю. Казаков, В. Солоухин), а также В. Крупин, В. Личутин, Л. Бородин и другие. Названных (и неназванных) прозаиков отличают истинная любовь к родной стране и ее народу, уважение к человеку и высокая требовательность к его духовной сущности, сопряженные с ценностями православной культурной традиции.

Георгий Витальевич Семенов (1931 - 1992) - из числа названных писателей, поскольку ему также присущи самостоятельность мышления, нежелание касаться «модных» тем в литературе (производственной, лагерной и др.) и стремление избегать в творчестве какой бы то ни было политической шаблонности. «В дни всеобщей смуты и грызни, проклятий прошлому и полного неверия выйти из кризиса надо идти своей дорогой. Надо писать рассказы о любви и нелюбви, о красоте Божьего мира. Надо писать то, что Бог тебе на душу положил, делать то, что умеешь, и не гнаться за политическими, скандальными историями», — эта цитата из дневниковых записей Г. Семенова, опубликованных уже после смерти писателя, довольно точно отображает основной вектор его творчества (173, 132).

Сама судьба, казалось, определяет будущую направленность прозы Г. Семенова, его мировоззрение, когда в десятилетнем возрасте вместе с семьей его эвакуируют в Рязанскую, а затем в Пермскую области. В течение трех лет он познает деревенскую жизнь «в самой глубинной ее основе, не как приезжий дачник, а как истинный сельский житель и работник, добывающий себе пропитание работой на земле» (162, 5). Именно это обстоятельство впоследствии становится причиной глубокого интереса писателя к деревне, ее проблемам, а характер их изображения во многом сближает его с авторами так называемой «деревенской прозы», которая проникнута «глубоким чувством ответственности, стремлением понять и решить. тревожащие и даже мучавшие их проблемы народа и личности» (В. Кожинов).

Детские впечатления навсегда врезались в память Г. Семенова и стали для него неиссякаемым источником вдохновения и ориентиром в глубоком и чутком воссоздании красоты окружающего мира. Вполне закономерно, что свой творческий путь писатель начал в русле так называемой «лирической прозы», которой были свойственны некая субъективность, напевность вкупе с обилием красочных пейзажных зарисовок.

Литература, если это истинная литература, - всегда результат и. показатель творческих, духовных возможностей целого народа», — справедливо утверждает известный критик Ю. Селезнев, подразумевая то, что и в «сугубо лирических произведениях» подлинный писатель, поэт «отражает общенародное состояние» (156, 39): Как-истинный гражданин своей страны Г. Семенов также во многих произведениях, относящихся к «лирической прозе», выходит за рамки изображения сугубо личного мироощущения, стремясь к осмыслению и воссозданию жизни народа.

Не менее плодотворна мысль Ю. Селезнева о важности в.судьбе любого истинного писателя такого события, которое потрясло бы «самое существо художника», стало бы «событием его внутренней жизни, жизни сознания и сердца» и явилось в итоге «центральным побудителем творчества» (156, 351). В судьбе Г. Семенова таким событием' стала не только Великая Отечественная война, но и (этот факт становится известным лишь после смерти писателя) революция и установление в стране советской власти, выходе которой погибают оба его деда. Старший брат, бывший офицером царской армии, сходит с ума от «этого потрясения России», как называл революцию Г. Семенов.

Все мы осколки большого и чистого зеркала,, которое разбилось в 17 году,, и остались куски побольше и поменьше», - напишет он в своем дневнике (173, 134). .

Боль утраты соединяется в- душе Г. Семенова с гордостью за своих предков; один из которых, дед писателя;. был знаменитым« в; Москве краснодеревщиком. Закономерно; . что? Г. Семенов, чувствуя, желание продолжить семейное дело; после возвращения« из. эвакуации поступает в Строгановское училище,, а затем семь, лет: работает мастером архитектурно-декоративной скульптуры. «Строгановка» оказывает большое влияние на г становление личности Г. Семенова, на формирование его мироощущения. Она «была, так сказать, .моим>Лицеем, вольницей; моей; когда-все казалось достижимым,„когда' независимость души,духа [здесьдадалее:курсивимой. - С.М.] такая; что готов был по каждому пустяку лезть на;рожон; чтобы* отстоять свои принципы. Молодежь« и фронтовики. С ними, с фронтовиками; опоздавшими: учиться; было хорошо и как-то>по-мальчишески уютно, беспечно. Обожженный танкист, за которого вышла самая красивая, девушка?— скульптор:, Это было для всех;святым,делом, вершиной5искусства. Оба они были для нас идеалом красоты, и-истина сама как будто просилась в наши души» (173, 133). Плодотворное влияние фронтовиков, неразрывностьсуществования жизни и искусства в судьбе молодого Г. Семенова становятся для него прочным?нравственным фундаментом. • '

Чувство невозможности выразить, в; архитектуре всю« полноту окружающего мира и стремление «как можно- живее нарисовать словом самое жизнь» побуждают Г. Семенова поступить в 1955 году Литературный инсти-. тут им. Горького. Однако работа лепщиком (в том числе и в Иркутской области) не только предоставила ему новые- впечатления и довольно разнообразный материал для дальнейшего литературного творчества, но и способствовала выработке особой манеры письма, для которой свойственны предельная точность,, умение свободно пользоваться тонкой художественной деталью.:.; '

Твердо убежденный в том, что «делом литературы является душа человека», Г. Семенов стремится проникнуть в ее тайны на протяжении всей писательской деятельности, что подтверждает и известное высказывание о нем В. Астафьева: «Он идет через понимание души человеческой. Путем трудным. Путем традиционным для нашей русской литературы.» (12, 166).

К концу жизни Р. Семенов приходит к чрезвычайно важному выводу, ставшему результатом упорной внутренней работы самого писателя и скрупулезного наблюдения за окружавшими его людьми: «Есть путь живого человека., а есть путь бессмертной души. Эти пути редко совпадают. Чаще расходятся в разные стороны. Вот тогда и трагедия! Человек не познал путь своей души и страдает, потому что душа зовет его. А он не слышит, грешит, думая, что так душа хочет.» (167, 145).

Неустанное осмысление проблемы человеческого выбора между «сокровищами. небесными и» земными» (М. Дунаев)'. в< творчестве Р. Семенова свидетельствует о крепкой связи писателя с традициями русской классической литературы, стремившейся «дойти до корня добра и зла, до морального смысла всякого явления» (114, 124)*.

Г. Семенов - один из тех писателей, которых отличает неизменность этических и эстетических принципов, взгляда на мир и человека. Испытывая чувство личнойчответственности за все, что происходит со страной и ее народом, он считал своим долгом всесторонне освещать проблемы современности и без излишней назидательности пробуждать в (Современниках «чувства добрые», напоминать им о «красоте божьего мира» и о ее хрупкости, ценить каждое мгновение жизни. «Дело не в том, чтобы больше увидеть за жизнь, а в том, чтобы увидеть глубже», — один из главных его творческих принципов (173, 141).

Стремление всегда смотреть как можно «глубже» укрепляет у Г. Семенова чувство ответственности за каждую написанную им строчку. Отсюда и высокая требовательность к себе, своему творчеству, глубокая убежденность в том, что «к читателю нужно выходить только с открытием». Неустанно следуя этому правилу на протяжение всей жизни, он «выходил» к читателю только с глубоко осмысленным, лично пережитым и прочувствованным.

Неоднократные высказывания Г. Семенова о неприятии «всяких литературных кружков, богемства, трепа о литературе» также свидетельствуют о глубине и серьезности его отношения к литературному творчеству. Отвергая малосодержательные рассуждения о литературе, он выбирает «живое» творчество - ежеминутное созидательное самоуглубление. Доказательством правильности позиции писателя» становится присуждение ему в 1981 г. Государственной премии имени М. Горького, премий журнала «Наш современник» (1977, 1978, 1988), а также любовь и признание читателей.

Но все же обидно за талантливых писателей - и ныне живущих, и уже ушедших, - которых не нашел свой критик», — эта фразу Г. Семенов произнесет в одном из ранних интервью, даже не предполагая, что подобная участь коснется и его самого. Однако ни одиночество, испытываемое им в конце жизни, ни молчание критиков и литературоведов, фактически продолжающееся до сих пор; все же не могут отменить самого главного — глубины и искренности утверждаемых художником идеалов душевного родства, близости, необычайной совестливости, нравственной чистоты и милосердия, которые, верится, и составляют незыблемую духовную основу каждой нации.

В отечественном литературоведении и критике творчество Т. Семенова не получило глубокого и всестороннего исследования. Немногочисленные диссертационные работы прошлых лет, не лишенные идеологического «привкуса» в оценке художественных произведений писателя, затрагивают либо ранний период его творчества, либо анализируют исключительно его «малую» прозу (Казарки н А. П. Поэтика современного лирического рассказа (Проблема автора). — Томск, 1974; Островская В1. Е. Русский советский лири-ко-психологический рассказ 70-х годов. Проблематика и поэтика (Ю. Нагибин, В*. Конецкий, Г. Семенов). - М., 1984; Кан Сын Хюн. Жанровые модификации русского рассказа 1960-1980-х гг.: В. М. Шукшин, Ю. М. Нагибин, Г. В. Семенов.-М., 1999).

На сегодняшний, день творчество Г. Семенова, становится предметом исследования! в четырех диссертационных работах, причем: исключительно семеновской прозе посвящена: всего одна диссертация: Брызгалова Е. Г Г! Проза F. Семенова (Проблематика и поэтика). - Калинин; 1988. Здесь впервые сделана попытка, системного .анализа? творчества:; писателя*, позволяющая; составить о нем; более или менее целостное впечатление. Всвоем исследовании, Е. Брызгалова выделяет тришериода .в^творчестве К.Семенова-(1961'- 1974 гг.; 1975 - 1982 .гг.; с 1983 тода);показывая! эволюцию: «мастерства писателям от прозы,лирической к прозе психологической».

Эта периодизация подвергнута сомнению в диссертации Кап Сын Хюн, который; справедливо считает «некорректным: выделять третий (пятилетний)* период, когда эстетические: .принципы; его- только формируются»- (71, 120). Несмотря на то, что диссертацию/Е. Брызгаловой можно рассматривать как несомненный прорыв- в исследовании: прозы F. Семенова, данная;: работа^все же не выявляет общей-концепции: его'творчества; поскольку большее: внимание1 в ней: уделяется: вопросам« художественного мастерства писателя; Присутствует в? ней1 и идеологический; подтекст,, в: какой-то- мере искажающий; сущность- отдельных произведений Г. Семенова, никогда не стремившегося-«отражать ростки того нового, что было заложено XXVII съездом: КПСС и последующими решениями: партии и народа» (29; 9)ь Более основательным исследованием творчества писателя, как. мы полагаем, является вышеупомянутая диссертация Кап Сын Хюн. В ней делается попытка оспорить устоявшуюся: в литературоведении точку зрения на жанровую эволюцию семеновского рассказа «от "лирического"» к "эпическому"» (7 Г, 158). Диссертант высказывает мнение о том; что уже в ранний период творчества^ «у писателя не господствует лирический рассказ: и соответственно субъективная- форма: повествования; рядом с ним равноправно существует эпический рассказ с ярко выраженным авторским интересом к внутреннему миру героя;,его психологии» (71,, 158). Также диссертантом-предлагается? весьма интересная, но, к сожалению, не четко сформулированная классификация эпических рассказов Г. Семенова (рассказ-судьба и рассказ-характер).

Более широко творчество Г. Семенова 60-х — 70-х годов XX в. освещается, критикой! В это время многочисленные рецензии на произведения писателя-и критические статьи о» его творчестве, во многом отвечающие требованиям советской цензуры, появляются в центральных газетах, («Литературная газета», «Литературная Россия» и др.) и журналах («Новый мир», .«Октябрь», «Нева» и др.) и носят преимущественно одобрительный»характер.

Пожалуй, наиболее глубоко и всесторонне творчество Г. Семенова представлено в критических работах В. Курбатова, А. Михайлова, В. Камянова, А. Клитко1. Интересный анализ некоторых произведений писателя содержится в статьях А. Бочарова, В. Кононова, Н. Машовец, Н. Старцевой и др.2.

Взыскательной* критике творчество Г. Семенова подвергли В. Камянов и А. Клитко. Претензии В.' Камянова практически всегда сводились к идейной и структурной «размытости» рассказов писателя (70, 26-27). А\ Клитко не единожды упрекал Г. Семенова в «приземленности» его прозы, в чрезмерном увлечении бытописательством (76, 163), а также в недостатке «завершающего единства» того или иного произведения писателя (77, 197).

Уже с середины 80-х годов XX века интерес к творчеству Г. Семенова заметно ослабевает. При этом содержание критических и литературоведческих работ остается неизменным: творческий метод и стиль, художественное

1 Курбатов В. В день, когда ничего не случилось // Наш современник. - 1976. - № 7. - С. 172-181, Курбатов В. Корни под асфальтом // Литературная Россия. - 1983. - 23 декабря. - С. 9, Курбатов В. Понедельник, вторник, среда // Дружба народов. - 1982. - № 8 - С. 255-258, Курбатов

B. Разрешение судьбы // Москва. - 1991. -№ 12. - С. 197-189 и др.; Михайлов А. Движение таланта // Новый мир. - 1984. - № 2. - С. 228, Михайлов А. Осторожно: интеллигент // Литературное обозрение. - 1987. - № 9. - С. 18; Камянов В. На «пятачке» жанра // Литературная газета. - 1968. — 19 июня (№ 25). - С. 5, Камянов В. Странности отстранения (Эвклиду - Эвклидово) // Вопросы литературы. - 1969. — № 4. — С. 26-47; Клитко А. Герой и его жизненная позиция // Литературная Россия. — 1983. - 14 янв. - С. 8, Клитко А. Движение к синтезу // Сибирские огни. - 1976. — № 3.

C. 161-166, Клитко А. Испытание // Литературное обозрение. - 1984. — № 2. - С. 195-201, Клитко А. Обретения и потери в пути // Литературная газета. — 1973. - 19 сентября. - С. 5.

2 Бочаров А. Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. — М.: Художественная литература, 1977. — 368 с; Кононов В. И властвуя и отрицая // Литературное обозрение. - 1979. — № 7. — С. 53-55; Машовец Н. Горький вкус вольности: [О литературных произведениях, посвященных семейным отношениям]. Заметки критика // Правда. - 1978. - 21 мая.-С. 3; СтарцеваН. Женский вопрос. Какие ответы?//Дон.- 1988.-№ 8.-С. 145-152. мастерство писателя; нравственная проблематика его отдельных произведений: К концу 1980-х годов имя Г. Семенова практически- выпадает из поля зрения исследователей и довольно; редко упоминается; в последние: два десятилетия.

С учетом,вышеизложенного,' актуальность работы определяется^необходимостью целостного исследования' творчества Г. Семенова, поскольку до сих: пор остается1 малоизученной- его проза 80-х - начала 90-х годов XX века, существенно дополняющая: и конкретизирующая взгляды писателя: на мир и человека.

Выбор темы обусловлен фрагментарностью и неполнотой исследования творчества^. Семенова;, а также неоднозначностью оценок его произведений 1970-х начала 1990-х годов.

Предметом исследования является; концепция личности в творчестве Г. Семенова и способы ее художественного выражения.

Объект исследования: представлен рассказами,, повестями, романами, дневниками Г. Семенова. При анализе конкретных произведений писателя мы .также обращаемся к творчеству М. Пришвина, Ю. Казакова, В. Белова, В; Шукшина, В. Распутина. В. Астафьева, Ю. Трифонова; что не только позволяет более глубоко проникнуть, в идейно-эстетическую сущность творении Г. Семенова, но. и обосновать его причастность к характерным художественным тенденциям литературного процесса второй-половины XX века.

Цель диссертационного-исследования состоит в многоаспектном; анализе художественной концепции личности в, творчестве Г. Семенова в соотнесении с основополагающими принципами русской духовной традиции.

Для осуществления. поставленной цели в работе решаются: следующие задачи:

- выявить специфику нравственно-ценностных координат творчества Г. Семенова, и особенности их. художественного выражения в исследуемых произведениях писателя; .

- определить важнейшие нравственно-эстетические категории художественной концепции личности в творчестве Г. Семенова;

- рассмотреть контекст функционирования нравственно-эстетических категорий творчества,Г. Семенова в связи с основополагающими идеалами православной-культуры;

- обозначить типологию личности в произведениях писателя и выявить доминирующий тип личности.

Поставленные цели и задачи, характер полученных результатов и определяют научную новизну работы, которая заключается в системном исследовании» художественной концепции личности в творчестве Г. Семенова. В» диссертации впервые объектом' анализа становятся не изученные ранее произведения писателя, выявляется четкая типология личности. Также определяется место творчества Г. Семенова в литературе XX» века. Осмысление соотнесенности взглядов писателя на личность с православными ценностями обусловливает оценку нравственно-эстетических категорий (категория' духовного преображения, нравственного пробуждения, душевного родства) и концептов «семья», «любовь», «свобода» художественной концепции лично1 сти в творчестве Г. Семенова. Анализируемые произведения рассматриваются в^ контексте таких ярких течений русской литературы 60-х - начала 90-х годов XX столетия, как «лирическая», «деревенская» и «городская» проза, с которыми в той или иной мере сближается творчество писателя в различные периоды.его творческой эволюции.

Концепция личности активно разрабатывается в отечественном литературоведении со второй половины XX века после введения данного термина советским литературоведом Л. Тимофеевым. К анализу этой категории обращаются Л. Колобаева, А. Бочаров, Н. Лейдерман и др. Например,' А. Бочаров справедливо замечает, что у каждого настоящего мастера есть своя^ концепция личности, и характеризует ее как «устойчивую и постоянно меняющуюся под воздействием движущейся истории» систему взглядов «на личность, на ее внешние и внутренние ориентиры» (26, 6). Н. Лейдерман определяет концепцию личности как «складывающуюся в то или иное время систему представлений о человеке, его сущности, его отношении к себе, к другому человеку, обществу, государству, природе, метафизическим феноменам (бытию и смерти; богу и вечности)» (106; т. Г, .10);

• Таким образом, концепция личности составляет цельную художественную структуру и в.произведении предстает как мировоззренческая позиция: автора по отношению к сущности; человека во взаимосвязи с исторической действительностью;

При отнесении героев Г. Семенова к тому или иному типу мы опираемся на работы М: Бахтина, В. Кожинова, Ю.Селезнева, М: Дунаева, а также, на типологию личности; разработанную 10. Павловым и достаточно подробно описанную им- в монографии «Художественная концепция; личности! в русской и русскоязычной литературе XX века» (2003). В ней исследователем выделяются три типа личности: православная, амбивалентная и эгоцентрическая, то есть вопрос о типологии решается им с православной позиции.

Подобный (православный) подход: представляется нам, наиболее продуктивным;. поскольку позволяет глубоко и всесторонне проанализировать личность героя без отрыва от. его национальных корней. В основе этого подхода лежит твердое убеждение в том, что «подлинное рождение личности наступает лишь тогда, когда человек определяет связи с другими людьми, когда он постигает таинство Божьего бытия; свою причастность миру и свою ответственность за него» (183, 35); Такой трактовки понимания сущности,личности придерживаются многие православно ориентированные критики и литературоведы В. Кожинов, Ю. Селезнев, М. Лобанов, Ю. Сохряков и др.

Существует и противоположная точка зрения, которая проявляется в работах А. Бочарова, С. Чупринина,-А. Нуйкина.и др. Эти , исследователи отвергают православную духовность как чуждую человеку, считая мифом «абсолютную незаменимость веры в бога в сфере человеческой духовности.» (А. Нуйкин) и утверждая, что нравственная природа человека «во многом определяется задачей обеспечить его биологическое существование» (А. Бочаров).

Наличие антагонистических позиций и задает, собственно, предложенную Ю. Павловым типологию, на которую мы опираемся в исследовании.

В качестве основных методовисследованиям диссертации используются культурно-исторический, сравнительно-типологический, а также элементы биографического метода. В работе представлен системный подход, позволяющий исследовать художественную концепцию личности в произведениях Г. Семенова в философском, религиозно-нравственном и социальном аспектах.

Теоретической и методологической основой диссертации стали труды отечественных литературоведов, критиков (В. Кожинова, Ю. Селезнева, М. Лобанова, Ю. Сохрякова, Ю. Павлова), философов (И. Ильина, В. Тростникова), ориентированных на идеалы и ценности православной культуры. При написании диссертационной работы мы также опирались.на труды М. Дунаева, одного из ярчайших представителей религиозно ориентированного литературоведения, в которых системно и глубоко представлено духовное осмысление особенностей развития« русской литературы.

Основные положения, выносимые на защиту:*

1. Творчество Г. Семенова ориентировано на ценности православной культуры: утверждает идеал духовно прекрасной личности и выражает идею внутренне духовно сплоченной жизни людей в мире. При этом постепенное укрепление веры в душе писателя влечет изменение критериев, при помощи которых выявляется внутренняя сущность героев: отношение к природе -быт («повседневное течение жизни») — высшие нравственные идеалы.

2. В художественной концепции личности писателя-находит отражение его стремление «понять душу человеческую», передать ее двойственность, представив ее как вместилище «небесного» и «земного». В связи с этим в прозе Г. Семенова возникает образ героя, находящегося в состоянии духовно-нравственного поиска.

3. Основными типами героев в прозе Г. Семенова являются «амбивалентная» («чувствительная душа») и эгоцентрическая («физик», «энергичный человек») личности. Высоконравственный тип личности воплощен в женских образах, которые: наделяются* автором такими^ качествами: как, сострадательность,.милосердие; всепрощение:

4. Г. Семенов;:предоставляет героям своих, произведений' возможность нравственного' преображения и: перерождения. Вопрос духовного «воскрешения» человека, перерождения его в Личность, решается*1 писателем с позиции христианского, и, сужая;. православного постижения? бытия как" необходимости прохожденияючищающего пути страдания.

Практическая? значимость работы состоит в возможности ее использования при, создании, лекционного курса по истории русской литературы XX века и формировании», тематики; спецсеминаров и- спецкурсов,- посвященных творчеству представителей «лирической прозы» и творчеству Г. Семенова. Материал диссертации может быть полезен и при проведении; уроков-литературы и факультативных занятийвобщеобразовательныхучреждениях.

Апробация исследования. Основные положениям диссертационной работы, отражены в .13 статьях; представленных на международных и внутри-вузовских конференциях в течение 2005-2010 гг., в журнале «Культурная жизнь Юга России», межвузовских и внутривузовских сборниках. Апробация исследования проводилась в процессе1, участия в; международных конференциях в Армавирском государственном педагогическом университете (20052009), Армавирском православно-социальном институте (2007); Краснодарском краевом институте дополнительного профессионального педагогического образования (2008-2010).

Структурами; обт»ем; диссертации. Диссертация»состоит из'Введег ния; двух глав, Заключения и Списка использованных источников; включающего 214 наименований. Расположение и наименование глав: обусловлены: логикой и результатами; исследования. Общий объем диссертации. —173 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Маслеева, Светлана Николаевна

Заключение

По итогам проведенного исследования можно сделать ряд выводов, подтверждающих положения, вынесенные на защиту.

В произведениях Г. Семенова художественная концепция личности представлена тремя типами героев: амбивалентным («чувствительная душа»), высоконравственным (православным) и эгоцентрическим («физик» и «энергичный человек») и ориентирована на ценности православной культуры.

Укрепление в художественном сознании Г. Семенова связи с-национальными духовными корнями выражается в изменении критериев, при помощи которых выявляется внутренняя сущность героев. В ранней прозе доминирующим критерием выступает близость к природе, в которой писатель видит одно из необходимых условий «осуществления высшего смысла жизни человека» (В. Кожинов). В 1970-е годы основным критерием в оценке духовно-нравственных качеств личности становится «повседневное течение жизни» (Г. Семенов), то есть способность подняться'над будничностью, сохранить в череде однотипных дней чистоту чувств. В дальнейшем оно сменяется соотнесением помыслов и поступков героев с высшими духовными ценностями: сострадательностью, отзывчивостью, милосердием, жертвенностью.

В рамках своей концепции личности Г. Семенов осмысляет такие категории, как «дом», «семья», «любовь», в их трактовке опираясь на основополагающие ценности русской духовной традиции. Отношением к ним автор измеряет нравственную сущность персонажей на протяжении всего своего творчества.

Познавая национальный характер, Г. Семенов следует традициям русской классической литературы, отражавшей духовные искания человека, «обреченного на выбор между добром и злом» (М. Дунаев). В связи с этим в его творчестве укрепляется стремление максимально глубоко" и достоверно передать драматичность ошибок, заблуждений, поисков и находок персонажей, по той или иной причине отклоняющихся от «пути бессмертной души». Противоборство двух полярных стремлений в душах героев Г. Семенова делает их образы сложными, противоречивыми, а потому — далекими от однозначной трактовки. В итоге ведущим типом в прозе писателя становится амбивалентная-личность: Рыжов («Дней череда»), Борис Бредихин («Лошадь в тумане»), Демьян Николаевич («Уличные фонари»), Василий Темляков («Путешествие души»). Основными чертами характера этого типа героев является отсутствие четкого духовного остова, твердости убеждений, склонность к нравственному двойничеству.

Эгоцентрический тип в раннем творчестве Г. Семенова показан на уровне «второстепенных» героев (Митька Зюзин из рассказа «Самый красивый на свете голавль», Федор Коньков из «Кушаверо» и др.), которые отличаются оторванностью от народного восприятия бытия. Отрицательные герои в прозе 1970-х — начала 1990-х гг. представлены образами «физиков» и «энергичных людей». Основной отличительной чертой первых является жизненный» прагматизм во всех сферах отношений!, отвергаемый писателем, по причине твердой уверенности в его несовместимости с «идеями, добра, искренней любви к ближнему, совести» (А. Эльяшевич). Особенностью же вторых — полное душевная деградация; жизнь только- «для себя» и наличие большой «энергии», которую они направляют на удовлетворение собственных эгоистических желаний, зачастую жертвуя благополучием окружающих людей.

Идеалом же в творчестве Г. Семенова выступает православный тип личности, воплощающий, в соответствии с авторской концепцией, идею внутренне, духовно сплоченной жизни людей и обусловливающий мощь и непобедимость русского народа. Этот тип представлен в прозе Г. Семенова, как правило, женскими образами: девушка Лиза (рассказ «Лизавета»), Анна Богдашкина (рассказ «Игра в колечко»), Дуня Темлякова (повесть «Путешествие души») и др. Писатель традиционно наделяет женщину особой духовностью, выражающейся в «пестовании человеческого рода, его обережении» (Н. Старцева), реализации-себя как. матери, жены. Такие семеновские героини обладают большой духовной силой, ясностью принципов; поэтому не подвержены соблазнам- и нравственному двоению. Основными их. качествами являются: совестливость, жертвенность, сострадательность, трудолюбие.

Утверждая идеал духовно прекрасной личности, Г. Семенов предоставляет героям своих произведений возможность, нравственного- перерождения.,При. этом процесс духовного «воскрешения» человека раскрывается; писателем с позиции Православия; которое' рассматривает страдание как необходимое условие нравственного очищения и возвышения личности. Путь «приобщения к; выстраданной радости -бытия» (Г. Семенов) проходят многие его герои:.Василий Рыжов (повесть «Дней череда»), Дина Иростя-кова (повесть «Уличные: фонари»),. Василий Темляков: (повесть «Путешествие души») и др:

Богатый творческий и; жизне;ннь1Й опыт Е.:Семеновашомогает отыскать эффективные художественные способы; раскрытия* внутреннего мира героев: через их близкое окружение (любовь окружающих пробуждает «душевный свет» (И. Ильин)) и через. внешнее.отдаление*«от другого», приводящее к самоуглублению, рефлексии (мучительные раздумья о том, «кто я?»).

Раскрытие характеров-, многих героев, произведений; 1970-х — начала 1990-х годов осуществляется через поступок, который писатель рассматривает как нравственный выбор между эгоизмом и чувством ответственности перед другими, утверждая тем самым: в^творчестве мысль о необходимости деятельного добра и осуждая «бездеятельную духовность» (В. Литвинов).

Типичной особенностью прозы Г. Семенова является сосредоточение внимания на определенном; этапе жизни героя, на котором происходит ста-: новление его личности: «свободные» отношения - Дины Простяковой и Пети Взорова (повесть «Уличные фонари»), взаимоотношения Бориса Краскова и Светланы (рассказ «Фригийские васильки»), семейная, жизнь Лунящиных (повесть «Городской пейзаж»). Для многих произведений характерно изображение; персонажей в так называемые переломные моменты их жизни,.когда мобилизуются все душевные силы человека:: нравственное перерождение Василия Рыжова (повесть «Дней череда»), «прозрение» Шашки Зобова; (рассказ) «Земные пути».:.

Одной из основных тем в творчестве Г. Семенова является тема семьи, через которую-ишроисходит преломление: многих нравственных проблем современности: Семья? рассматривается» писателем' как. оплот духовности; разрушение: которой ведет к распаду общества;.государства.,В решении данной проблемы писатель остается последовательным и непреклонным: на протяжении всего творчества. Идеал семьи воплощен писателем^ в отношениях: людей' старшего поколения; в основе его лежит «постоянство внутреннего; настроя» (М. Дунаев) и «тихая-нежность» друг к другу су пру гов Перетягиных («Сладок твой; мед»),, супругов. Простяков ьш (повесть «Уличные фонари»);, супругов Воркуевых (роман «Вольная натаска»).

Примечательной, особенностью- произведений Г. Семенова является их сюжетная- незавершенность, которую можно рассматривать как стремление писателя активизировать внимание читателя- — «подвигнуть его на творчество» (Е.'. Семенов):', Открытый-финал мькнаходимне'.;тольк6шфаннихс рассказах, писателя; («Лебеди и снег», «На вырубках>>, «Куковала кукушка» т др.), но и в его поздних произведениях (повести «Сладок, твой мед»^ .«Уличные фонари», рассказы «Бесова нога», «Играв колечко» и др:):

Максимально глубокому и точному раскрытию- авторской концепции личности способствует умелое использование средств художественной выразительности - ярких сравнений, метафор; эпитетов; • стилистических повторов и т.д. Неповторимость стиля прозы Г. Семенова также проявляется; в; особой лиричности повествования и музыкальности фразы (лирические рассказы- «На вырубках»,. «Будорань», «Очарование» и др.). Умелая работах художественной^ деталью придает произведениям писателя; необычайно доверительное звучание, способствует созданию красочной, объемной картины изображаемых персонажей, событий и явлений.

Художественное постижение Г. Семеновым человека «внутреннего» с нравственных позиций (крепкой духовной связи с ближним, действенного добра) и в неразрывной связи с судьбой своего народа, стремление к созданию «самобытной словесной ткани» (В. Кожинов) свидетельствуют о высоком мастерстве писателя и делают его творчество «важным звеном цепи истинно великой литературы русской» (М. Лобанов).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Маслеева, Светлана Николаевна, 2010 год

1. Абрамов Ф. Слово в ядерный век: Статьи. Очерки. Выступления. Интервью. Литературные портреты. Воспоминания. Заметки. М.: Современник, 1984.-447 с.

2. Амусин М. Как в городе живем: Тема города в современной прозе. // Звезда. 1986.-№ 11.-С. 177-184.

3. Ананьева Т. Земля и люди // Москва. 1971. - № 3 . - С. 213-215.

4. Апдайк Д., Базен Э., Белов В. Семья 2000 года // Комсомольская правда.- 1987.-27 дек.-С. 2.

5. Арсеньев Н. Дело любви: О духовной и религиозной традиции русской семьи // Социум. 1995. - № 6. - С. 21.

6. Архимандрит Макарий (Веретенников). Православная семья // Москва.- 1999. — № 12.-С. 214.

7. Астафьев В. Рассказы. М.: Советская Россия, 1984. - 480 с.

8. Балаценко Н. С. Художественная концепция личности в творчестве В. Белова и В. Маканина 60 80-х гг.: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01.- Армавир, 2000. 166 с.

9. Бальбуров Э. А. Поэтика лирической прозы 1960 — 1970-х гг. / Отв. ред. В. Найдаков. Новосибирск: Наука, 1985. - 132 с.

10. Ю.Басинский П. Бессюжетная любовь: Обзор журнальной прозы. // Литературная газета. 1984. - 21 марта. - С. 5. 11 .Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.- М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

11. Бежин Л. «Душа не оскудеет» // Наш современник. 1980. - № 7.- С. 157-165.

12. Белая Г. А. Литература в зеркале критики. Современные проблемы: Монография. М.: Советский писатель, 1986. — 368 с.

13. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. — М.: Наука, 1983. -190 с.

14. Белов В. И. Все впереди. Роман. М.: Советский писатель, 1987. — 240 с.

15. Белов В. И. Избранные произведения: В 3-х т. М.: Современник, 1983.

16. Бенедиктов Н. А. Русские святыни: Очерки русской аксиологии. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского пед. университета, 1998. - 193 с.

17. Блинкова М. Достоверность или схема // Новый мир. 1964. — № 7. - С. 233-236.

18. Бондарев Ю. В'. Поиск истины. М.: Современник, 1979. - 304 с.

19. Бондаренко В. Г. Непричесанные мысли. — М., 1989. — 222 с.

20. Бочаров А. Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. — М.: Советский писатель, 1982. 424* с.

21. Бочаров А. Близкий собеседник // Литературная Россия. — 1982. — 16 сентября. С. 14.

22. Бочаров А. Все смешалось. //Юность. 1990. -№ 11. -С. 80-83.

23. Бочаров А. Г. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-х — 80-х гг. М.: Художественная литература, 1988. — 383 с.

24. Бочаров А. Г. Современный семейно-бытовой роман. — М.: Знание, 1978. 64 с.

25. Бочаров А. Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Художественная-литература, 1977. - 368 с.

26. Бочаров А. Г. Экзаменуем жизнь. -М.: Современник, 1985. 239 с.

27. Брагин А. «Слово — категория нравственная»: Два интервью о творчестве // Наш-современник. 1980. - № 7. - С. 165-171.

28. Брызгалова Е. Н. Проза Георгия Семенова: (Проблематика и поэтика): Дис. . канд. филол. наук: 10.01.02. - Калинин, 1988. -209 с.

29. В конце семидесятых: Литература наших дней / Сост. И. С. Эвентов. — Л.: Лениздат., 1980. 326 с.

30. Вахитова Т. М. Перспективы общественного развития-и современная «городская» проза // Русская литература. — 1986. — № 1. — С. 54-66.

31. Вольпе Л. «.Не умею, не могу и не хочу» // Нева. 1976. - № 12. -С. 196-198.

32. Вуколов Л. Лицом к городу. М.: Молодая-гвардия, 1987. - 94 с.

33. Вышеславцев Б. Русский национальный характер // Вопросы философии.- 1995. -№ 6. С. 112-121.

34. Вышеславцев Б. Чувство греха // Слово. 1990. - № 12. - С. 53-59.

35. Гапон Е. С. Художественная концепция личности в творчестве В. Е. Распутина 1990-х 2000-х годов: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. — Армавир, 2005. - 167 с.

36. Ееоргиевская С. Счастье чистоты и ясности о творчестве писателя Е. Семенова. // Литературная газета. 1965. - 24 июля. — С. 5.

37. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, 1979.- 222 с.

38. Еинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977.-448 с.

39. Гладышева О. Включено в течение жизни // Волга. — 1976. — № 4. -С. 165-174.

40. Еордиенко А. Т. В борьбе за человека: Концепция личности как сфера идеологической борьбы в современной литературе и эстетике. — Киев: «Наук, думка», 1977. 267 с.

41. Гринберг И. Прикосновение отчизны // Москва. — 1971. № 11.- С. 216-218.

42. Еринберг И. Л. Энергия рассказа // И. Гринберг Труд и вдохновение. М.: Современник, 1976.

43. Еусев В. И. Еерой и стиль: К теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60-х 70-х гг. — М.: Художественная литература, 1983. -286 с.

44. Еусев В. И. Художественное и нравственное: Письма о литературе. — М.: Художественная литература, 1988. 365 с.

45. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. — М.: Русский язык, 1991.

46. Дардыкина Н. Река жизни: Штрихи к портрету Г. Семенова // Литературная газета. — 1981. —28 окт. — С. 6.

47. Дедков И. А. Живое лицо времени: Очерки прозы 70-х 80-х. - М.: Советский писатель, 1986. - 389 с.

48. Дмитриев В. А. Гуманизм современной советской литературы. М.: Мысль, 1980.-256 с.

49. Дунаев М. Лабиринты патриотической мысли // Москва. — 2005. — № 10. -С. 220-234.51 .Дунаев М. М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Изд. 2-е испр., доп. - М.: Христианская литература, 2001.

50. Егорунин А. В поисках счастья // Литературная Россия. 1975. - 17 окт. -С. 10-11.

51. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. -М.: Наука, 2004. 248 с.

52. Жак Л. Требовательная доброта // Литературная газета. — 1966. — 27 дек. — С. 3.

53. Иванова Н. Испытание правдой // Знамя. 1987. — № 1. - С. 198-220.

54. Иванова Н. Синдром Никифорова // Литературная газета. 1983. — 19 окт. -С. 5.

55. Ильин Д. П. «Роковая любовь», или Вечные истины? М.: Современник, 1988.-223 с.

56. Ильин И. А. Религиозный смысл философии. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 694 с.

57. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. М.: «Даръ», 2005. - 464 с.

58. Испытание городом: Беседа с писателем Г. Семеновым / Записал Е. Серов. // Советская Россия. 1985. - 12 окт. — С. 4.

59. Кавторин В. Жизнь или «приятная привычка»? // Литературное обозрение. 1989. -№ 3. - С. 33-38.

60. Каганов Г. 3. Горожанин в городе: идентификация с землей и небом // Человек. 2001. - № 4. - С. 28-38.63 .Казаков Ю. П. Осень в дубовых лесах. Рассказы, повести. М.: Современник, 1983.-350 с.

61. Казаков Ю. П. Поедемте в Лопшеньгу. — М.: Советский писатель, 1983.- 560 с.

62. Казаркин А. П. Поэтика современного лирического рассказа. (Проблема автора). Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. -Томск. - 1974. - 161 с.66.«Как это важно — быть понятым». К 70-летию Георгия Семенова // Литературная газета. — 2001 ;-№ 1,№ 2.

63. Камедина Л. В. Проблема духовного смысла литературного творчества. — Чита: Тип. газ. «Ваша реклама», 2004. 208 с.

64. Камянов В. И. Доверие к сложности: Современность и классическая; традиция. М.: Советский писатель, 1984.— 383 с.

65. Камянов В. На «пятачке» жанра // Литературная газета. 1968. — 19 июня. -С. 5. ' .

66. Камянов В. Странности отстранения (Эвклиду Эвклидово) // Вопросы литературы. - 1969. - № 4. - С. 26-47.,

67. Кан Сын Хюн. Жанровые модификации русского рассказа i960 — 1980-х гг.: В. М. Шукшин, Ю. М. Нагибин, Г. В. Семенов. Дис. . канд. филол. наук: 10.0L01.-Москва, 1999. - 184 с.

68. Карпов А. Предварительные .итоги// Литературная газета. — 1988. — 13 апреля. С. 4. :

69. Катерникова М. Сила лирической прозы; (лиризм и лжелиризм) // Молодая гвардия. 1962.-№ 6. - С. 265-267.

70. Кладо Н. Прокрустово ложе // Литературная газета. — 1976. — № 19. — С. 4.

71. Клитко А. Герой и его жизненная позиция // Литературная Россия. — 1983.- 14 января. С. 8.

72. Клитко А. Движение к синтезу // Сибирские огни. 1976: —'№. 3. -С: 161-166. ■

73. ЬСлитко А. Испытание // Литературное обозрение. 1984. - № . 2.- С. 195-201.

74. Кли гко А. Обретения и потери в пути // Литературная газета. — 1973. — 19 сентября—С. 5.164. ' V

75. Ковалевич Г. Рассказы Георгия Семенова // Литературная Россия. 1965.- 22 января. С. 10.

76. Коваленко А. Циклизация в современной прозе (проблема целостности) // Филологические науки. 1987. - № 3. - С. 3-8.

77. Ковский В. Е. Литературный процесс 60 70-х гг.: (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). - М.: Наука, 1983. -336 с.

78. Ковский В. Е. Пафос гуманизма: Современная советская литература и духовный мир личности. М.: Знание, 1985. — 128 с.

79. Коган А. Что обретено, что потеряно? // Литературная газета. — 1973. — 19 сентября. С. 5.

80. Кожевников В. На добром пути // Литературная газета. — 1964. — 6 октября. С. 3.

81. Кожинов В. В. О русском национальном сознании. — М.: Алгоритм, 2002. -384 с.

82. Кожинов В. В. Своя любовь // Литературная газета. 1961. — 11 июля. — С. 3.

83. Кожинов В. В. Статьи о современной литературе. — М.: Современник, 1982.-303 с.

84. Кожинов В. В. Размышления о русской литературе. М: Современник, 1991.-524 с.

85. Кокшенева К. Заметки о современной литературе // Литература в школе.- 1996. -№ 1.-С. 44-49.

86. Кокшенева К. Как измерить себя человеку? // Москва. — 2005. — № 1.- С. 171-190.91 .Колобаева Л. А. Концепция личности в русской и литературе рубежа XIX- XX вв. М.: Изд-во МЕУ, 1990. - 336 с.

87. Кононов В. И властвуя и отрицая // Литературное обозрение. — 1979. — № 7. -С. 53-55.93 .Коробов В. Соки земли: К портрету Г. Семенова // Советская Россия. -1981.-3 ноября.-С. 4.

88. Корпачев Э. Счастье отзывчивости // Молодая гвардия. 1966. — № 10. -С. 301-303.95 .Кравцова М. Женское одиночество. Может ли оно не быть трагичным? — М.: Фаворъ, 2002.-271 с.

89. Кузнецов Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методология критики. М.: Советский писатель, 1978. - 616 с.

90. Кузнецов Ф. Соответствовать времени // Знамя. 1984. - № 2. - С. 214.

91. Кулагина К. Проза традиционная, проблемы современные // Нева. — 1980. -№ 3. С. 205-206.

92. Курбатов В. В день, когда ничего не случилось // Наш современник. -1976.-№7.-С. 172-181.

93. Курбатов В. Корни под асфальтом // Литературная Россия. 1983. — 23 декабря. - С. 9.

94. Курбатов В. Понедельник, вторник, среда // Дружба народов. 1982. -№ 8. - С. 255-258.

95. Курбатов В. Разрешение судьбы // Москва. 1991. - № 12. - С. 197-189.

96. Кучкина О. Странная литература: Заметки критика // Правда. — 1986.- 2 ноября. С. 4.

97. Ланщиков А. Ищу собеседника: о прозе 70 80-х годов. — М.: Советский писатель, 1988. - 368 с.

98. Латынина А. Н. Знаки времени: Заметки о литературном процессе, 1970- 80-е гг. — М.: Советский писатель, 1987. 366 с.

99. Лебедев Г. На отдыхе // Звезда. 1969. - № 1. - С. 212-215.

100. Лейдерман Н. Л. Современная русская литература 1950-е 1990-е гг.: В 2 т. - М., - 2003.

101. Лейдерман Н. Л. Та горсть земли.: Литературно-критические статьи.- Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1988. — 238 с.

102. Лехтина Л. «Чтобы нарождалось каждый миг добро.» // Литературная Россия. -1981.-4 декабря. С. 8-9.

103. Лехтина Л. Чудо обновления // Литературная Россия. 1986. - 7 февраля. - С. 6.

104. Липневич В. Поиски действенной духовности // Наш современник.- 1984.-№7.-С. 190-192.

105. Литвинов В. М. Писатель начинается. Новые имена в современной прозе. М.: Знание, 1966. - 48 с.113. «Литература дорога личности»: Беседа с писателем Г. Семеновым / Записал Е. Некрасов. // Литературная Россия. - 1987. - 12 июня. - С. 8-9.

106. Лобанов М. П. Внутреннее и внешнее: Литературные заметки. М.: Советский писатель, 1975. — 239 с.

107. Лобанов М. П. Страницы памятного. Литературно-критические статьи. -М.: Современник, 1988. -333 с.

108. Лопусов Ю. А. Кризис веры. Литературно-критические заметки. М.: Объединение «Всероссийский молодежный книжный центр», 1991. - 320 с.

109. Лощиц Ю. М. Слушание земли. М.: Современник, 1988. - 333 с.

110. Марченко А. На солнечную сторону // Литературная Россия. — 1966.- 10 июня.-С. 19.

111. Машовец Н. Горький вкус вольности: О литературных произведениях, посвященных семейным отношениям. Заметки критика // Правда. 1978. -21 мая. - С. 3.

112. Михайлов А. Движение таланта // Новый мир. 1984. - № 2. -С. 228-231.

113. Михайлов А. Осторожно: интеллигент // Литературное обозрение. -1987.-№9.-С. 18.

114. Михайлов А. Право на исповедь: Литературно-критические статьи. М.: Молодая гвардия, 1987. — 207 с.

115. Михайлов О. Н. Страницы современной прозы. — М.: Современник, 1984.-271 с.

116. Мельник В. Треугольные страсти // Комсомольская правда. — 1977. — 13 декабря. — С. 2.

117. Нагибин Ю. М. Время жить. М.: Современник, 1987. - 511 с.

118. Нагибин Ю. М. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.З. - М.: Художественная литература, 1980.

119. Нинов А. А. Сквозь 30 лет: Проблемы. Портреты. Полемика. 1956 -1986. Л.: Советский писатель, 1987. - 462 с.

120. Новиков В. В. Советская литература на современном этапе. 2-е изд., доп. - М.: Художественная литература, 1981. - 191 с.

121. Новожеева И. В. Концепция человека в деревенской прозе 1960-1980-х годов (по произведениям В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина). Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. - Брянск, 2007. - 208 с.

122. Огнев А. В. Русский советский рассказ 50 70-х годов. — М.: Просвещение, 1978.-208 с.

123. Островская В. Е. Русский современный лирико-психологический рассказ 70-х гг.: Проблематика и поэтика (Ю. Нагибин, В. Конецкий, Е. Семенов).-Дис. . канд. филол. наук: 10.01.02. Ташкент, 1983.- 187 с.

124. От любви к любви: призвание брака. / Сост. Александр Баранов. — М.: Образ, 2006. 127 с.

125. Открывать красоту жизни: Беседа с писателем Е. Семеновым / Записала С. Белостоцкая. // Труд. 1986. - 30 ноября. — С. 4.

126. Павлов Ю. М. Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 204 с.

127. Панков А. Современник на рандеву: Тема любви в современной советской прозе. // Новый мир. 1978. - № 6. - С. 237-249.

128. Панков А. Еще раз про любовь.: Обзор современной прозы. // Правда. 1980. - 3 февраля. — С. 3.

129. Перевезенцев С. Русский лад печальности // Наш современник. 1996. -№ 10.-С. 202-208.

130. Передреев А. К. Лебедь у дороги: Стихотворения. Переводы. Размышления о поэзии. -М.: Современник, 1990. 454 с.139. «Пишу свою Москву»: Беседа с писателем Г. Семеновым / Записал Г. Есин. // Литературная Россия. 1985. - 8 ноября. - С. 10-11.

131. Пришвин M. М. Собрание сочинений: В 8-ми т.: Т.4, Т.8. М.: Художественная литература, 1986.

132. Проскурин П. Улыбка ребенка: Рассказы и роман. М.: Современник, 1987.-668 с.

133. Радько Н. Жестокий жанр: Заметки о рассказах Г. Семенова // Литературная Россия. 1984. - 13 июля. - С. 18.

134. Распутин В. Бесконечные жертвы. Во имя чего? // Молодая гвардия. -2003.-№ 10.-С. 53-61.

135. Распутин В. Вслед за Толоптой рекой / В кн.: Семенов Г. В. Вольная натаска. Роман. -М.: Художественная литература. 1979. - 96 с.

136. Распутин В. Г. Уроки французского: Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 1987. — 479 с.

137. Распутин В. Г. Последний поклон. Повести. М., 1986. — 384 с.

138. Распутин В: «Cherchez la femme» // Наш современник. 1990. - № 3. -С. 168-172.

139. Розанов В. В. Уединенное. М.: Современник, 1991. - 108 с.

140. Рубцов Н. Видение на холме: Стихи, переводы, проза, письма. — М.: Советская Россия, 1990: 400 с.

141. Рубцов Н. При свете уличных фонарей // Молодая гвардия. — 1976. №3.-С. 298-304.

142. Саватеев В. Я. По законам времени. — М.: Современник, 1988. 144 с.

143. Саватеев В. Рыжов — ничейная земля // Литературная Россия. — 1972. -9 июня (№24).-С. 15.

144. Саватеев В. Я. Экзамены на зрелость: Современный герой: его дело, жизненная позиция // Литературная Россия. 1983. - 22 июля. - С. 5-6.

145. Селиванова С. Прерванная мелодия // Литературная газета. — 1984. — 1 августа. С. 4.

146. Селиванова С. Услышать себя // Литературная Россия. 1985. — 20 сентября. - С. 10.

147. Селезнев Ю. И. Златая цепь. М.: Современник, 1985. - 415 с.

148. Семенов Г. В. Запах сгоревшего пороха. Повести и рассказы. М.: Современник, 1985.-317 с.

149. Семенов Г. В. Вольная натаска. М.: Художественная литература, 1979.-96 с.

150. Семенов Г. В. Голубой дым. М.: Советская Россия, 1983. - 336 с.

151. Семенов Г. В. Городской пейзаж: Повесть, рассказы. — М.: Советский писатель, 1985.-271 с.

152. Семенов Г. Дней череда // Октябрь. 1972. - № 3. - С. 87-149.

153. Семенов Г. В. Избранное: Рассказы (1962-1982). М.: Художественная литература, 1983. - 559 с.

154. Семенов Г. В. Луна звенит. — М.: Советская Россия, 1968. — 256 с.

155. Семенов Г. Отражения // Литературная .газета. -1987.-18 ноября. С. 13.

156. Семенов Г. Очарование: Рассказ // Знамя. — 1969. № 5. — С. 111-123.

157. Семенов Г. Поэзия возвращения: Из записей разных лет (1977-1991) // Знамя.- 1997. -№ 9-С. 112-156.

158. Семенов Г. Путешествие души: Повесть // Новый мир. 1991. - № 1, № 2.

159. Семенов Г. В. Путешествие души: Избранные произведения. — М.: Современник, 1993. — 339 с.

160. Семенов Г. Реквием // Наш современник. 1979. - № 8. - С. 61-71.

161. Семенов Г. «Сладок твой мед.» // Наш современник. 1974. - № 1, № 2.

162. Семенов Г. В. Сорок четыре ночи. М.: Молодая гвардия, 1964. — 223 с.

163. Семенов Г. Спасение // Новый мир. 2001. - № 6. - С. 14-24.

164. Семенов Г. Убегающий от печали // Новый мир. 1996. - № 9. -С. 131-156.

165. Семенов Г. В. Ум лисицы: Рассказы, повести. М.: Современник, 1987. -461 с.

166. Семенов Г. В. Утренние слезы. — М.: Современник, 1982. — 335 с.

167. Семенов Г. В. Чертов колесо. — М.: Современник, 1982. — 335 с.

168. Сергеев Е. По окружной дороге: Морально-психологические проблемы современной «городской» прозы. // Знамя. — 1986. Кн. 8. - С. 211-221.

169. Соловьева Е. В. Художественное воплощение духовно-религиозной проблематики в произведениях В: Распутина и В: Маканина: Дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. Москва, 2005. - 185 с.

170. Сохряков Ю: И. Творчество Ф. М. Достоевского и русская проза XX века (70 80-е гг.). - М.: ИМ ЛИ РАН, 2002. - 240 с.

171. Старцева Н. Женский вопрос. Какие ответы? // Дон. — 1988; — № 8. -С. 145-152.

172. Степанян Е. Нечто о природе «двойного» чтения // Литературная газета: Ï989î — № 3: - С. 33-38:

173. Степанян К. Приговор мысли // Вопросы литературы. — 1985. — №: 9. -С. 34-65.

174. Суровцев Ю. И. В 70-е и сегодня: Очерки теории,и практики современного литературного процесса. — М;: Советский писатель, 1985. — 574 с.

175. Тимофеев Л. И; Проблемы, теории литературы. М.: Просвещение, 1955.-302 с.

176. Тимофеева В. Пути художественного исследования личности. Л., 1975.-284 с.

177. Толченова Н. Какие мы земляне // Москва. 1977. - № 4. - С. 195-201.

178. Трифонов Ю. В. Как слово наше отзовется. М.: Советский писатель, 1985. -384 с.

179. Трифонов Ю. В. Московские повести. — М.: Советская Россия, 1988., 480 с.

180. Тростников. В. Н. Трактат о любви. Духовные таинства. М.: Грифон, 2007. - 208 с. ' /

181. Уличные фонари: Беседа с писателем Г. Семеновым / Записала Т. Сергеева. // Московская правда. — 1983. 29 мая. - С. 3.

182. ХмараВ. При свете фонарей и свете солнца // Литературное обозрение.1976.-№4,-С. 25-27:. .203 . Цурикова Г. Современный бытовой сюжет // Нева. — 1979. — № . Г. -С. 178-187.

183. Цыбин В. Доверчивое слово // Знамя. -1981.- Кн. 6. С. 247-249.

184. Чтобы слова опыляли друг друга: Беседа с писателем Г. Семеновым / Записал А. Ломунов. // Книжное обозрение. — 1988. 29 июля (№ 31). - С. 3.

185. Шапошников В. «И поединок роковой» // Сибирские огни. — 1980. — №8.-С. 171-178. '

186. Шкерин М. Чем жив человек // Правда. 1984. - 13 августа. - С. 3.

187. Штокман И. За строкой // Знамя. 1974. - № 8. - С. 249-251.

188. Шукшин В. М. Повести для театра и кино. М.: Известия, 1984. - 528 с.

189. Щеглов С. Полюби человека // Сибирские огни. 1965. - № 6. - С. 186.

190. Эльяшевич А. Человек в масштабе времени // Звезда. 1982. - № 5. - С. 166-183.

191. Этов В. Самое сокровенное. Штрихи к портрету Г. Семенова // Литературная Россия. — 1981. 29 мая. — С. 11.

192. Этов В. И. Современный рассказ: (Проблематика и поэтика). М.: Знание, 1983.-64 с.

193. Яржембовский С. Это сладкое слово «свобода» // Звезда. — 2001. № 6. — С. 204-207.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.