Художественная концепция личности в творчестве В. Максимова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Вартанова, Каринэ Рубеновна

  • Вартанова, Каринэ Рубеновна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Армавир
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 188
Вартанова, Каринэ Рубеновна. Художественная концепция личности в творчестве В. Максимова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Армавир. 2001. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Вартанова, Каринэ Рубеновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИДЕЙНЫЙ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ

ПОИСК ЛИЧНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ В РАННИХ ПОВЕСТЯХ И РОМАНЕ «СЕМЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ».

ГЛАВА 2. РОМАНЫ «КАРАНТИН» И «ПРОЩАНИЕ ИЗ НИОТКУДА» КАК ОТРАЖЕНИЕ ПУТИ ДУХОВНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ В РОМАНАХ «КОВЧЕГ ДЛЯ НЕЗВАНЫХ», «ЗАГЛЯНУТЬ В БЕЗДНУ» И ПОВЕСТИ «КАК В САДУ ПРИ ДОЛИНЕ»,

ПРОБЛЕМЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная концепция личности в творчестве В. Максимова»

Владимир Емельянович Максимов (1930 - 1995) вошёл в отечественную литературу в конце 50-х годов нынешнего столетня как поэт, в 60-х -• как прозаик, автор повестей, а начиная с 70-х, - как романист. В контексте литературы того времени произведения В.Максимова носили подчёркнуто новаторский характер. Писатель поднимал запретные темы лагерного быта, веры в Бога, бесчеловечности государственной системы; героями его были люди, недостойные звания строителей социализма. Вынужденная эмиграция в 1974 году в Париж сделала практически недоступным творчество В.Максимова для русского читателя и критики.

Проза художника отличается широким диапазоном художественно-философских проблем, главным моментом в которых является обращение к духовно-нравственным началам личности. Мир повестей и романов В.Максимова - это своеобразный философский диалог героев со своим внутренним «Я», «другими», Богом; удачная и неудачная попытка поиска человеком смысла жизни.

Первые произведения В.Максимова вызвали живой интерес и критиков, и литературоведов (Л.Аннинский, А.Бочаров, С.Макашин, В.Шкловский и др.), внимание которых было сосредоточено в основном на проблематике этих творений. Вновь к творчеству писателя обращаются исследователи литературы лишь на рубеже 80 - 90-х годов. Это В.Бондаренко и А.Немзер, Л.Смирнова и И.Золотусский, В.Юдин и А.Ланин и другие авторы. Несмотря на большое количество работ о творчестве В.Максимова, исследования о художественной концепции личности в прозе автора практически отсутствуют. Да и сама проблема, её теоретическая разработка страдают серьёзными изъянами. Поэтому актуальность нашего исследования определяется нерешённостью историко-литературных и теоретических вопросов.

Выбор темы обусловлен тем, что «концепция личности», своеобразный идейно-художественный центр произведения, позволяет выявить основные особенности творчества одного из ведущих писателей последних десятилетий. К тому же сопряжение прозы В.Максимова с произведениями многих авторов даёт представление об общих тенденциях развития современной литературы.

Вот почему предметом исследования является художественный поиск личностного идеала в творчестве В.Максимова, поиск, соотносимый с христианскими православными ценностями, а объектом -следующие произведения автора: повести «Мы обживаем землю», «Жив человек», «Дорога», «Стань за черту», «Баллада о Савве», «Как в саду при долине», романы «Семь дней творения», «Карантин», «Прощание из ниоткуда», «Ковчег для незваных», «Заглянуть в бездну».

Цель диссертационного исследования - выявить сущность взглядов В.Максимова на человека, а также формы их художественной реализации.

Замысел работы был определён следующей гипотезой: русский писатель В.Максимов своё видение личности и формы его художественного воплощения осознанно и неосознанно соотносил с православным подходом к человеку, с традициями христианского гуманизма русской литературы XIX века.

Цель исследования и выдвигаемая гипотеза определяют постановку следующих задач:

1) представить различные подходы к творчеству В.Максимова, к концепции личности в его прозе в первую очередь, на основе системного анализа основных произведений автора показать степень научной достоверности и продуктивности данных подходов;

2) выявить основные типы личности в творчестве В.Максимова, их соотнесённость с православными ценностями и формы их художественного воплощения;

3) показать характер взаимодействия личности с обстоятельствами, бытом, временем. Богом, определить разные художественные уровни личности в прозе В.Максимова;

4) сопоставить идейно-художественные приоритеты писателя с ведущими тенденциями развития современного литературного процесса;

5) определить степень взаимосвязи творчества В.Максимова с традицией христианского гуманизма русской классической литературы.

Методологической основой диссертационного исследования послужили труды по теории и истории литературы М.Бахтина, Г.Гачева, Г.Белой, В.Гусева, И.Золотусского, В.Кожинова, Ю.Селезнёва и других авторов.

Для решения поставленных задач в работе использовались сравнительно-типологический и культурно-исторический методы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается прежде всего в том, что впервые художественная концепция личности последовательно рассматривается на материале творчества В.Максимова с православных позиций. Выдвигается и новая типология личности в прозе этого автора.

Достоверность и обоснованность результатов и основных выводов работы определяется исходными методологическими положениями, широкой опорой на научный и литературно-фактический материал, глубоким анализом проблемы.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что её наблюдения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении прозы В.Максимова, при чтении курса лекций по истории русской литературы XX века, а также спецкурсов и спецсеминаров по творчеству автора. Работа может быть полезна при проведении уроков литературы в ил коле, факультативных занятий и кружков.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения работы докладывались на внутривузовских н ауч н о-пр а кт ич е с к их конференциях АГПИ в 1996 - 2000 гг., обсуждались на заседаниях кафедры литературы и методики её преподавания, методологических семинарах, аспирантских объединениях названного вуза. Материалы исследования отражены в публикациях автора диссертационной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В повестях В.Максимова, несмотря на различие сюжетов и художественных приёмов, самопознание героев приводит к ярко выраженному внешнему результату в виде поступка. В отличие от романов в ранней прозе таким поступком может служить смерть или самоубийство. В повестях и романах представлены соборный, эгоцентрический и амбивалентный типы личности. В.Максимов выделяется среди писателен советского времени иным подходом к изображению и человека, и «многоликой массы». В таком отношении к личности, как в ранних повестях и романе «Семь дней», доминирует христианское мировидение, ибо постоянными ценностями выступают доброта и любовь - две вечные категории, которыми жив человек.

2. В романах «Карантин» и «Прощание из ниоткуда» автор при помощи разных художественных приёмов изображает способность человека как к духовному самообману, так и к сознательному построению собственными усилиями моральной опоры. До тех пор, пока личность не осознаёт себя, не знает сострадания, до тех пор, пока над ней властвуют обстоятельства, не открываются пути ко спасению души. Рано или поздно многие герои В.Максимова совершают нравственный выбор, правя свою жизнь не по тому, что тленно, а по «единственной звезде», «по Богу;». Открытием В.Максимова в контексте современной ему литераторы является перевод духовно-нравственных ценностей личности в их исконное православное лоно, между тем как большинство писателей считали эти ценности социалистическими. 3. Поднимая вопрос «человек и история» в романах «Ковчег для незваных», «Заглянуть в бездну», а также в «маленькой повести» «Как в саду при долине», писатель подчёркивает фатальность отдельной личности, закономерность и целенаправленность всех скитаний и поворотов жизненного пути, регулирующегося незримой силой - Богом. Подход автора к оценке исторической судьбы России в годы гражданской войны и революции осуществлён в качественно иной плоскости. В.Максимов показывает сатанинский характер большевистской власти, выводит истоки революции и гражданской войны из мировой битвы Бога и дьявола. Таким образом, писатель продолжает традиции, начатые Р.Гулем, П.Красновым и другими писателями - представителями первой волны эмиграции. Усложняется и худ о ж ест венная форма реализации концепции личности.

Ведущими понятиями, или концептами, в диссертационном исследовании будут концепция, личность, духовный, нравственный, стиль. Раскроем их содержание: концепция - (от лат. сопсерЦо - мысль, представление) - ведущий замысел, определённый способ понимания, трактовки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, основной мысли, художественного мотива; личность - носитель объективного духа, в отличие от индивидуальности, выражающей сущность особенного, отдельного человека, специфическое н неповторимое в нём. В современном литературоведении этот вопрос не разработан. В трудах разных исследователей (В.Кожинова, Ю.Селезнёва. М.Лобанова, О.Михайлова, А.Бочарова) были выделены «русский» и «западный» типы личности. Мы же остановимся на следующих: соборный, или христианский, формирование которого в православной трактовке происходило в литературоведении под влиянием трудов И.Киреевского, И.Ильина, амбивалентный - то есть двойственный, характеризующийся проявлением противоположных качеств, и эгоцентрический тип личности, ставящий в центр всего мироздания собственное «я», форма эгоизма и индивидуализма; духовный - наполненный духом, то есть носителем жизни, сущностью Бога, сохраняющий и защищающий жизнь, возвышающий и совершенствующий её; нравственный - заключающийся в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлении и действий с окружающим миром; ощущающий зависимость частной воли от воли Божественной; стиль - общность существенных особенностей творчества писателя, складывающаяся в ходе литературного развития на основе социальных, идейных и прочих позиций.

Степень исследованности темы. Интерес к творчеству писателя в доэмигрантский период в основном обращен к вопросам проблематики. В рецензии на книгу «Мы обживаем землю» Л.Анненский, выражая раздумья многих, написал: «Максимов - это жёсткий, почти исступлённый исследователь мятущейся души. Его герои сходятся на случайных перепутьях, тоскливо смотрят в глаза друг другу: «Эх. не вышло разговора!» Жажда разговора, того самого «русского спора», где всё до дна, - вот их главная жажда»[4.С.80].

Первые произведения писателя получают много откликов критиков и литературоведов, свидетельствующих о самобытности его таланта. Вот только некоторые из них: С.Макашин: «На мой взгляд, проза Максимова очень самобытная сильная нроза»[167.С.81]; В.Шкловский: «Его вещи несколько грубы и суровы, как сурова и груба жизненная правда. Это самобытная проза»[167.С.81]; А.Борщаговский: «Максимов выделяется зрелостью, силой и. я бы сказал, определённостью таланта. Он из тех молодых писателей, -чья принадлежность литературе (профессиональная и душевная) вне всякого сомнения»[167.С.81].

На ноябрьском пленуме Союза писателей 1963 года имя В.Максимова звучит из уст главного литературного идеолога советских времён Л.Ильичёва. О рассказах писателя как «утверждающих общечеловеческие нравственные нормы жизни»[167.С.81] пишет исследователь А.Бочаров. В свет выходит статья «Время больших надежд»[167.С.81] о творчестве В.МаксимоЕа и других молодых авторов в журнале «Октябрь». Через десять лет после восторженных откликов в 1973 году 17 сентября В.Максимова исключают из Союза писателей за то, что автор будто бы «исписался», создав роман «Семь дней творения». В этом же году писатель публикует во Франкфурте-на-Майне романы «Карантин» и «Семь дней творения».

В 1974 году автор эмигрирует и возглавляет в Париже журнал «Континент». Немецкий литературовед Зента Маурина в 1974 году отзывается о стиле писателя следующим образом: «Максимов не создаёт новой формы выражения. Он не пользуется стилистическими конструкциями или буйно разрастающимися, вытекающими из подсознания мысленными связями, не стремится, так сказать, в литературную целину. Полностью придерживаясь традиции эпиков XIX столетия, Максимов пишет собственным слогом. Без эстетизации, но и без огрубления, он как бы нанизывает страстным, богатым красками и образами языком, одну на другую картины, наполненные фактами русского бытия, прерывает их риторическими вопросами, философскими признаниями, не опасаясь повторешш»[104.С.137].

Вновь интерес к творчеству В.Максимова возникает на рубеже 80 -90-х годов. Так, например, особое внимание В.Бондаренко обращено к последнему роману писателя - «Заглянуть в бездну», однако исследователь явно идеализирует это произведение: «.Один из лучших в современной прозе. Может быть, это и есть самое главное?» Критик рассматривает В.Максимова как человека бесстрашного, «сознательно уходящего от любой дешёвой групповщины», «не боящегося задавать себе и всему обществу самые болезненные вопросы», и высказывает следующее мнение о художнике, выглядящее вполне объективно: «Сам В.Максимов - всей жизнью, всеми десятками книжек журнала «Континент», романами и повестями - показал своё писательское и гражданское мужество и от своей вины за всё происшедшее с народом никогда не отказывается. Несёт её в себе»[20.С.64].

Про Владимира Максимова всё знаем: подписывал, уехал, «Континент» издаёт, с таким-то поссорился, с этаким повздорил, перестройку сперва недооценил, зато потом так оценил, что выше некуда. И никуда от этого знания - интервью, беседы, полемики, сплетни - не денешься, а романы при сем оказываются. ну не то, чтобы совсем ненужными, но и не сказать, чтобы очень уж насущными. Писатель растворяется в мареве необязательной информации. И не только необязательной - навязчивой, а потому мешающей доверительному общению с книгами»[153.СЛ0] (1991), - так совершенно точно определяет состояние исследовательской мысли в начале 90-х годов А.Немзер. Он, анализируя роман «Семь дней творения», преодолевает окружающую автора идеологическую шумиху п обращается непосредственно к произведению. Соревнование человека с Богом, вопросы о смысле жизни, череда символических моментов не ускользают от острого взгляда литературоведа, перечислившего все основные коллизии романа.

Исследователь И.Милыптенн видит В.Максимова в церкви, «старого человека, неподвижно отстоявшего всю службу со свечою в руке»[146.С.18] (1991). Этот факт многое объяснит нам впоследствии при обращении к творчеству писателя, показывая искренность убеждений в вопросах веры, действительное следование своим принципам, носящим отнюдь не декларативный характер.

О неуловимости В.Максимова для исследователя пишет литературовед В.Литвинов: «Трудно «сформулировать» В.Максимова. В критике он никогда не равен самому себе, что-то да остаётся за скобками»[115.С.9] (1994). Исследователь упоминает, что В.Максимова «прописали было по ведомству М.Горького», но рассматривает роман «Семь дней творения» и приходит к выводу о разности мировоззренческих подходов этих авторов при кажущемся внешнем совпадении материала и стилистики.

Весьма негативную характеристику даёт В.Максимову как автору романа «Кочевание до смерти» Ф.Светов [1 77.С.25] (1994). Возмущение критика вызвано неумением видеть символические моменты романа, к примеру, параллели из жизни рыб, восходящие к библейским сюжетам. Заметно проявляется некорректность Ф.Светова при подходе к проблеме «автор-герой», фрагменты исповеди и самокритики оппонент обращает против писателя.

Более чем через тридцать лет, но уже в иной тональности вспоминает о своём «крестнике» литературовед А.Борщаговский, пытаясь оправдать собственное участие в изгнании автора из Союза писателей и принять на себя роль жертвы: «Шли годы, и я стал привыкать к нападкам на меня господина Максимова»[28.С.6] (1994).

Ряд статей, посвященных В.Максимову, выходит из-под пера

B.Юдина (1993 - 1995). Эти исследования («Кровавое безвременье» //Встреча, 1993 № 1.С.37; «Кровавое безвременье» //Литературная Россия, 1993, № 39.С.11; «Обо всё у него болела душа» // Литература в школе, 1995, № 6. С.28; «Он жил Россией» //Кубанские новости, 1995, № 5-6.

C.240) обращены к последнем}' роману «Заглянуть в бездну» и отличаются поверхностным прочтением произведения, которое, по мнению критика, «типологически относится к историософскому жанру», однако, кроме сюжетных аспектов и эмоциональной патетики, не несут литературоведческой ценности.

Посвящена роману «Семь дней творения» публикация А.Малышевой[123.С.4] (1995), в которой говорится о безысходности положения героев, о существовании одного возможного исхода -невозможности ответа на их вопросы - и одной развязки - невозможности её. Такая позиция спорна, поскольку развязки и ответы В.Максимова лежат не в событийной плоскости, а на уровне внутренней жизни героев.

Одно из глубоких исследований принадлежит Л.Смирновой[185.С. 25] (1995). Основное место отводится размышлениям о романе «Прощание из ниоткуда», где литературовед останавливается на идейно-художественных особенностях произведения и даёт оценку значимым образам и событиям.

Определяет место В.Максимова в современном литературном процессе В.Большаков, рассматривая духовно-нравственную грань творчества писателя, его личность и выводя на первый план необоримость христианских православных идеалов, которые, впрочем, не всегда главенствуют в прозе автора: «Уже первые романы. безошибочно поставили Максимова в ряд безупречно русских писателей, испивших живой воды из вечного родника русской словесности. .Максимова невозможно представить вне русского народа. На него не могут претендовать ни правые, ни левые»[18.С.З] (1996). Справедливое мнение высказывает В.Кожемяко в статье «Нетерпимость ко лжи» (1996) о гражданской позиции В.Максимова, перенесшего пафос и правду о России в своё творчество: «Пожалуй, никто из пишущих не смог сильнее выразить внутреннее состояние миллионов наших соотечественников, потрясённых трагедией родной страны. Ни у кого из писателей и публицистов боль за свой народ и гнев к тем, кто вверг его в нынешнюю катастрофу, не достигли такого накала. .Строки Максимова обжигают до сих пор»[92. С.4]. Свое слово о личности В.Максимова говорят близко знавшие его современники И. Золоту с-скпй и В.Логинов. Истоки написания В.Максимовым своих произведений литературовед И.Золотусский объясняет требованием времени: «Мы родились в эпох}' бесправия и расправ, может быть, потому- ничего так не желали в своей жизни, как остановить насилие. Нам казалось, что литература тоже может помочь этому». Исследователь подчёркивает исключительность шага открытого обличения, на который решился В.Максимов. «Человек, прошедший такую школу, навсегда отделён от мягкого, детского. Если оно и живёт в нём, то очень глубоко, очень потаённо в условиях полной безопасности выхода наружу» [71.С.46], - пишет исследователь. Но благодаря тому, что В.Максимов нашёл в себе силы не озлобиться, он получил опыт прихода к состраданию, к вере. Интересная деталь, подмеченная литературоведом, касается эволюции цитат и эпиграфов в прозе В.Максимова: от Горького -к Толстому, затем - к Библии. Эта последовательность отражает рост самого писателя. «Был просто Володькой, задирой и острословом.», -вспоминает В.Логинов. Автор статьи «Своевременные миниатюры» (1998) оскорблён ненужностью произведений В.Максимова нынешнему поколению, которое определит цену книге писателя в 60 копеек: «Дёшева же при нынешних ценах талантливая патриотическая литература»[117.С.З].

Обзор творческого пути писателя проводит Б.Укачин[195.С.6] (1996), подчёркивая новаторский характер проблематики произведений В.Максимова, их актуальность для современного автору периода.

Идейным особенностям романа «Ковчег для незваных» посвящает своё исследование Н.Михайлов (1996). Интерес автора статьи вызывает образ Сталина, показанный писателем не по примитивному «картонному» шаблон}^, а с иной позиции, о которой будет сказано ниже.

Панорамный охват творчества писателя даёт А.Ланин в книге «Проза русской эмиграции (3-я волна)» (1998). Обозначая биографические вехи В.Максимова, А.Ланин приводит тот факт, что учителем прозаика был Н. Коржа вин. Обращается литературовед и к публицистике

B.Максимова, упоминая знаменитую «Сагу о носорогах» (1979), в которой содержится характеристика западной культуры в остро сатирической форме.

Многочисленные беседы и интервью с В.Максимовым, в которых многогранно представлены личность и творчество писателя, проводят А.Афанасьев (1990), Л.Медведев (1990), А.Кудрявцев (1990), Е.Белостоцкая, В.Константинов (1991), М.Рубанцева (1991),

C.Самохвалов (1991), А.Щуплов (1991), Ф.Медведев (1992), ВМорозов (1993), Ю.Рябинин (1994), В.Кожемяко (1994), Л.Звонарёва (1995).

Диссертаций по интересующей нас теме не удалось обнаружить. Рассматривающие концепцию личности в произведениях других авторов диссертационные исследования 60 - 80-х годов обращают внимание на аспекты этического и психологического характера, однако объясняют их сквозь призму партийного сознания.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Список литературы включает 209 наименований. Общий объём исследования - 189 страниц текста, набранного и распечатанного на принтере ЭВМ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Вартанова, Каринэ Рубеновна

«:В отдалеьнш многое станет яснее и крупнее. Сегодня же каждый, кто пмшет об этих годах, стоит слитком близко и потому рискует, выделяя то, что сегодня кажется наиболее значительным и что завтра может оказаться забытым или вытесненным новыми книгами. Пусть время само отсеет вечное от преходящего»[9.С.190], - такими словами литературовед Г.Белая передала общие для исследователей литерат^фы второй иоловины XX века мысли и настроения. Одно можно сказать уверенно: проза В.Максимова актуальна именно потому, что всегда остаются насущными ра:5мыш.]1ения о человеке, о его системе ценностей и предназначении. Пока не на все поставленные автором нравственью философские и духовные вопросы находим убедительные ответы, но в самой их постановке, в способности их задавать заключается современность прозы В.Максимова, её качественное отличие от прозы других п исателей-со времен ни ков.В раньп1х повестях, рисуя эмоциональный облик героев, художник акцентирует их рагшонаправленные сильные чувства, а такясе ироничность, зачастите переходящ}то в цинизм. В формирующихся душах жалость и стыд скрыты за грубостью, доверие подавляется от^хуждением.Но во всех сл^^тжс, несмотря на разность сюжетов, самопознание героев приводит к ярко выраженном}^ внешнему результату в виде поступка. В ранней прозе Б.Максимова, в отличие от романов, таким поступком может сллокить смерть или самоуб1п1ство. В амбивалентном подходе писателя к .личности доминирует, несомненно, христианское видение, ибо постоянными ценностями в ранних новестж^ выступают доброта и любовь • две вечные категории, которыми жив человек.На протяжении повествования писатель употребляет традиционно значимые числа, ианример, три. Этот сказочный Х}'дожествеииый приём придаёт ранним произведениям дополнительные смыслы, переводит искания личности в вечный план. Внимание автора концентрируется на деталях, ;^точняющнх восприятие героями каких-либо ключевых событий.Част(5 использует' автор обра;^ света, обозначая им не сто.11ько внешние явления, сколько внутреиние перемены в д}^ шах действ^тощих лиц; символ звёзд как способность воспринимать красоту; образы тепла и холода, соответствующие закрытости и открытости миру соответственно.В повестях и романе «Семь дней творения» представлены разные типы личности: соборный, эгоцентрический и амбивалентный. В отличие от многих писателей советского времени, В.Максимов совершенно иначе Г10ДХ0Д11Т к изображению «многоликой массы». Для него она перестаёт быть скоплением безд\'шиых ыпгтиков, бездум1го и бесчувствеьпю работающих в едином государственном механизме. Герои, среди которых много настоящих народных характеров, живз^ т, как правило, своей особенной, достаточно точно воссозданной автором жизнью п имеют своё стилевое пространство, наибо.11ее отчёт.1шво прослеживающееся в диалогах.Государственный интерес н человечность спорят на протяжении всего творческого щ т^и В.Максимова, и если в ранней иовести «Дорога» герой оказывается cлo^шeнным, то в романах «Семь дней творения» и «Прощание из ниоткуда» наблюдаем победу человечности. Взгляды автора совершают круг. В «маленькой повести» «Как в саду при до.лине» и в романе «Зах^лянуть в бездну» торжесгъо остаётся: на стороне государственной системы. Заметим, что выбор и последнее слово писателя остаются за неизменностью сострадания, которое, по отношению к родине, превращается не только в неизбывную тоску, но и в благодарность.Важное место в творчестве В.Максимова занимает природа.Наиболее совершенны но стилю именно пейзажные зарисовки. Большое значение имеет лес - традиционный оораз в русской литераторе, несущий д\^ювное наполнение, символизирующий нравственный потенциал народа, его образное и реальное богатство. Лес, тайга лечат ДЗ'ШИ героев, и по отношению к природе мы можем суд[1ть о характере того или иного действующего лица.Весьма распространён в произведениях писателя образ старика, гл^^боко обоснованный с философской точки зрения. Вообще старчество как порождение православной традиции играло значительн}то роль в русской литературе. Достаточно вспомнить только старцев Ф.Достоевского. Старый человек символизирует почти завершённый жизненный путь, накоп.11енные опыт и мудрость. Старик, если это персонаж периферийный, в прозе В.Максимова почти всегда несёт качество более совершенного сознания («Дорога»). Однако если образ вынесен в центр повествования («Стань за черту»), то чаще всего обозначает тяготение к вщтренней дз^ювной гармонии, необходимость подведения итогов.Несмотря на непоследовательность в проведении традиций русской литераторы, поиск добра и красоты в людях остаётся одним из основных х^^дожественных принципов В.Максимова. Драматические коллизии как составляющие сюжета использзтотся писателем для исследования нравственной основы характеров. Судьба главных действующих лиц заранее очерчена присутствием неизменных атрибутов (скитания, тюрьма,

психбо.льница), то есть яв.лени11, ставящих че.ловеЕа в конф.ликт но отношению к государству. Непременно возникает событие, не дающее никаких возможностей продолжать свой путь по-старому, требующее решительных действий и, что самое главное, вовлекающее в ситуацию нравственного выбора, окончательного определения жизненных ценностей. Духовный подъём вызывается, как правило, состоянием кризиса, и тогда, вопреки обстоятельствам, человек поступает по требованиям долга и совести. Постоянный ход В.Максимова, отличающий его от большинства писателей-современн1псов, - изображение жизни, как идеала, жизни, в которой всё «по Богу)>. Искания приводят к обретению Божьей правды стоящих на пороге прозрения Царёва, Савву, ч.11енов семьи Дашковых, Бориса Храмова, В лада Самсонова.Одним из слабых моментов в прозе писателя остаётся тема возмездия, или «платы по счетам». Герои В.Максимова утверждают идею расчёта смертью, даже идею осмысленного самоубийства как справедливой расплаты за своп грехи. По счетам полу'чает Михей в повести «Стань за черту», предлагает убить себя мастеру Валет в «Балладе о Савве», умирает ошибаюпиплся в жизненном предна:шачен!1и Грибанов в повести «Дорога». Такой подход лишает человека надежды иа прощение, на ду>:овное возрождение.Особенность повестей и романов В.Максимова состоит ещё и в том, 1^То писатель привлекает внимание прежде всего к духовным, нравственным истокам человеческих поступков, пока:5Ывает формир>тощую силу воздействия иа личность её прошлого, переосмысленного, подвергнутох^о самокритичному анализу. Это продуктивный подход к изображаемому, стремление понять виз^ренний смысл эпохи на уровне личностного самосознания. Автор при помощи разных хз'дожественных приёмов изображает способность человека как к дут^овном '^ самообман}', так и к сознательному построению собственными усилиями моральной огюры. Личность, не сознающая себя, не знающая сострадания, озабочена лишь «суетой сует и всяческой суетой», к тому же чаще всего кровавой. До тех пор, пока над человеком властвуют обстоятельства, ощ не открывается путь к спасению. Рано или поздно многие герои В.Максимова начинают сравнивать настоящее с прошедшим, анализировать, совершают нравственный выбор, правя свою жизнь не по тому, что тленно, а по «единственной звезде», «по Бопо), как говорил Иван Лёвушкин, герой «Семи дней творения». Открытием В.Максимова в контексте современной ему литераторы является перевод нравственно-духовных ценностей личности в их исконное православное лоно, меж.цу тем как большинство писателей считаз'ги эти ценности социалистическими.Поднимая вопрос «человек и история», писатель подчёркивает фатальность отдельной личности, закономерность н целенаправленность всех скитанри"! и поворотов жизненного пути, рег>^ лР1рующр1хся одной незримой силой. Из контекста романов «Семь дней творения», «KapaHTiHi», «Заглянуть в бездн> »^ становится ясно, что эта незримая сила • Бог. Логически выпадает из концепции автора образ Станина, личная диктатура которого свидетельствует либо о преодолении законов движения истории, либо о том, 'что вождь сам стал её выражением.Сравнивая подход к образу Сталина у В.Максимова и у автора романа «Дети Арбата», ivbi отмечаем более выпуклое, стереоскопическое изображение вождя в романе «Ковчег д.ля незваных», авторскую позицию христианского гуманизма.Разрггельным несовпадением с авторской концепцией битвы Бога и дьявола, разделения всех на «агнцев» и «козлищ» выглядит комментарий в романе «Заглян}^ть в бездн}'» о «естественном развитии событий», «смене эпох», «очередной civtyTe», якобы необходимой для закономерного течения мировой эволюции. Это свидетельствует об отсутствии согласованности в исторической концепции писателя.Немаловажно и то, что подход автора к оценке исторической судьбы России в годы рево.11юции и фажданской войны осуществлён в качественно иной плоскости. В.Максимов показывает сатанинский характер большевистского движения, выводит истоки революции и гражданской войны из мировой битвы, где Бог - на стороне белых, а не отказавшихся от него большевиков во главе с Лениным. Таким образом, писатель продолжает традиции, начатые Р.Гулем, П.Красновым и другими писателями - представителями первой волны эмиграции.На примере стиля писателя мы видим, как усложняются в его творчестве художественные формы реализации концепции личности.Творческая мысль автора приходит к обобщённым решениям на уровне стиля, поднимаясь от метафоры к образу-символу. Таковыми мог^ т^ быть названы смысловые узлы «бездны», «ковчега», «холеры», «звезды» и тощ подобные, позволяющие от многогранных обобщений перейти к деталям, отдельным характерам, сюжетным линиям. Суггестивность образной ткани предопределяет связь художественно-эмоционального строя произведения с его тональностью, выражающей мирощущение и мироопределение писателя. Эта закономерность объяснима тем, что вместе с тематической экстативностью идёт процесс интенсивного поиска новых х}^дожественных средств и приёмов, вместе с углублением

1у[ыслительного философского настала в произведениях усиливается и живописно-зрительное видение мира, возрастает образно-эмоциональная выразительность слова, раскрывающая внутренний мир лич1юсти.Собственно говоря, в прозе В.Максимова большинство сравнений переходят в символические образы - слово намагничивается особым смыслом, в повествовании возникают ёмкие ассоциации. Такие детали вносят свою QKpacK^ f, оттеняя общий замысел, идею произведения.Стиль автора весьма своеобразен. Почти осязаемыми становятся эмоции и чувства героев. Сюжетное повествование претерпевает постоянные жанровые смещения, которые, кажется, не имеют г)эаниц в своём диапазоне. Отчёт.ливо звучат биб.лейские мотивы на уровне эниграфоБ, тезисов, параллельного повествования, различные прптчевые вставки, банки, сказки, а также народные песни, пословицы, поговорки, городской фольклор, не имеющие определённого места рождения присказки, различные латинские изречения, фразы великих, реминисценции из А.Пушкина, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, А.Грибоедова, А.Блока, А.А^аштовоп, Б.Пастернака, Я.Смелякова, И.Сталина и других -

все эти вкрапления в текст на зфовне микроцитат создают особый, сугубо максимовский ассоциативный стиль, позволяющий судить об эрудиции писателя и вносящ;пй оттенок интеллектуальной ироничности в образы героев. Повествование строится но обычному для писателя принципу наложения разных временных пластов, когда прошлое опережает настоящ;ее, черед '^ясь с буд '^щнм. Язык автора-повествователя необычайно образен, и рассказы (сюжетно-законченные части), ведущиеся от третьего лица, как правило, начинаются и завершаются лирическими отступлениями - мо.11ьбой о прощении. Такая жанровая особенность даёт возможность говорить вполне определённо об авторских приоритетах и авторской позиции в понимании личности.В отличие от современных детективов и женских романов, от литераторы постмодерна в ярких обложках поздняя проза писателя не яв.11яется лёгким чтивом, посколььгу вопросы преобладания духовного начала над материальным, вопросы онтологического порядка, ре[11аю[циеся на нравственно-фи.лософском уровне, на уровне личностной концепции бытия, требуют от читателя больших д>'шевных и умственных затрат. В век возрастаюш;его объёма информации, уравнивания и стандартизации образа жизни человетс}^ очень опасно потерять себя в потоке массового обезличивания. EMV' следует обратиться к своему внутреннем}'' миру, к процессу накоп.1тения духовного потенциала на базе национальных и православных ценностей, к упорядочению и осмыслению собственной жизни. Поднимая сквозь призму христианского мировоззрения иробяоълы самоопределения личности в синхроническом и диахроническом аспектах, её до'ховно-нравственного усовершенствования, проза В.Максимова занимает достойное место среди таких представителей русской литераторы второй половины XX века, как Ю.Казаков, В.Белов, В.Расщтин, В.Астафьев, Л.Бородин, В.Лшг^тин.Воспитательная роль прозы В.Максимова, несомненно, будет способствовать росту личности, расширению сферы д^гковно нравственных вопросов и попыткам давать на них адекватные ответы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Вартанова, Каринэ Рубеновна, 2001 год

1. Аверинцев Горизонт семьи: О некоторых константах традиционного русского сознания. // Новый мир. - 2000. - № 2.

2. Авторханов А.Г. Технология власти. // Вопросы истории, 1991, Jv'o 1. - 92. О 3. Анищепко Г. Иск}хство, которое заповедано Богом. /7 Вопросы литературьт - 1991. - № 8.

3. Аннинский Л. Опровержение одиночества. // Новый мир, 1971, № 4. 237-241.

4. Архангельский А. О символе бедном замолвите слово. // Литерат^т^ное обозрение. - 1990. - № 9,

5. Архангельский А. «Кто там шагает правой?» //Новый мир, - 1996. -К2 9.

6. Астафьев В. Кража; Последний поклон. - М. - 1990. - 448

7. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. 424

8. Белая Г, Художественный мир современной прозы. -М. , 1983,-191 Ю.Белов В. Избранные произведения в 3-х Т. - М. --1983,1984.

9. Белов В. Собр.соч.: В 9 Т. - М. - 1980 - 1983.

10. Бердникова О. Концепция личности в прозе И.Бз^нина. Диссерт, ... канд.филол.наук. - Воронеж. - 1992. - 189 В.Бердяев Н. Судьба России. - М . - 1990. - 371

11. Беседа с В.Максимовым. /ЛОность, 1991, X» 8. 28-29.

12. Битов А. Семь путешествий. - Л. - 1976. - 591

13. Брусилов А. Мои воспоминания. - М., 1983. - 256

14. Богданович Т. Художественные открытия А.Платонова и А.Малышкина в прозе 20-х - 30-х годов (Концепция личности и история). - Диссерт. .. .канд.филол.наук. - М., МГУ, 1998. - 324

15. Большаков В. Максимов и «Правда». .//'Правда, 1996, 23 марта.

16. Бонгарт Памяти /\цмирала Колчака. // Россияне, 1992, К2 5-6. - 93.

17. Бондаренко В. Столкновение д>'>:а с материей. //Литерат}фная газета. - 1980.-К» 3.

18. Бондареико В. Автопортрет поколения. // Вопросы литературы. - 1985. -№11.

19. Бондареико В. Стержневая словесность. /7 Наш современник. -- 1989. - т 12.

20. Бондаренко В. Встреча с Максимовым. // Слово, 1990, № 7. - 63.

21. Бородин Л. Правила игры. // Кубань, 1990, № 7-8. - 11.

22. Бородин Л. Божеполье. //Роман-газета, 1993, № 15.

23. Бородин Л. Ловушка для /\дама. // Роман-газета, 1996, № 6.

24. Бородин Л. Третья правда. //'Роман-пг^ета, 1991, № 4,

25. Борщаговский А. Moew крестнику В.Максимову // Литературные новости, 1994, № 6-7.

26. БорщагоБский А.. Пз^стотельп'! монолит // Современная драматургия, 1997, №2-3.

27. Бочаров А. Беспокойная суть творчества. // Литературная пвета, 1967, № 52.

28. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция .личности в современной советской прозе. - М., 1977. - 368

29. Бочаров А. К ядру и по касательной. // Вопросы литераторы. - 12987. - №1. ЗЗ.Будберг А. Дневник белогвардейца; Кош^аковская эпопея // Родина, 1990,№1.-С.29.

30. Будет ли л -^чше? Беседа с Владимиром Максимовым. Беседовал Е.Медведев. - М„ 1992, № 5-6. - 4.

31. Булгаков М. Мастер и Маргарита. - М., 1989. - 560

32. Вишневская И. Пьеса ^ -ходит в театр. /УИзвестия, 1965, 13 июня.

33. Воронов Вл. Художественная концепция. Из опыта советской прозы бО-х 80-х годов. - М., 1984. - 384

34. Всё-таки надеюсь, что мы отомстим немцам: Из переписки В.М. Альтфатера и А.В.Колчака. // Источник, 1997, № 5. - 4.

35. Гальцева Р. Семь злейших духов. // Вопросы литературы. •--1991. - № 8.

36. Гарикова Г. Концепция в современной .литературе (на материале русской и узбекской прозы). Автореферат диссерт. ... канд. филол. наук. -Ташкент, 1997.-29

37. Гачев Г. Национальные образы мира. - М., 1988. - 448

38. Гачев Г. Образ в русской >:удожественной культ}фе. - М., 1981. - 247

39. Гинзбург Л. О литератзфном герое. - ЛС, 1979. -- 222.

40. Гинзбург Л, О психологической прозе. -М. , 1977. - 317

41. ГЛЭД Д. Владимир Максимов. - М., 1991. - 251. 4б.Гол;убков М. Литерат^фные алгоритмьт //Москва. - 1992. - № 2-4.

42. Горбаневская Н. «Дальние вздохи дождя ли, снега...». // РЧ'сская мысль, 1995, № 4072, 6-12 апреля. - 17.

43. Гречаник И. Религиозно-философские и стилевые тенденции в лирике первой трети XX века. - Дис.. . канд. филол. наук. - Армавир, 1999. -

44. Громов Е. Сталин: щ т^и эстетического утилитаризма. // Вопросы литерат>фы, 1992, Xs 1. - 97.

45. Гусев В. Память и стиль. Современная советская литература и классическая традиция. - М., 1981. - 352

46. Гусев В. Герой и стиль: К теории характера и стн.11я. Современная литератора на рубеже 60-70—х гг. -- М.Л983. - 286

47. Гусев В. Испытание веком. -М. , 1983. -286

48. Гусев В. Художественное и нравственное. - М.,1988. - 367

49. Да, я адмирал Колчак... Протоколы заседаний Чрезвычайной следственной комиссии // Сельская молодёжь, 1990, Ш 11-12.

50. Дёгтев И. Мёртвая жизнь. Манифест нового поколения. // Литературная Россия. - 1995. - Л^2 47.

51. Дедков И. Возвращение к себе. - М., 1978. - 319

52. Дементьев А. В.Максимову («Как трудно быть самим собой...»): Стихотворение. //Юность, 1991, № 1. - 18.

53. Демидов П. Звезда Колнака.//Работница, 1995, № 2. - 28.

54. Добренко Е. Фоменко А. Храм без божества. Тоталитарная к>'льтура и национальная идея. // Литературная газета. - 1991. - № 28.

55. Добролюбов Н. Собр.соч .: В 3 Т. ^ Т.2. - М . - 1952. - 743

56. Достоевский Ф. Братья Карамазовы. - -Пб., 1993. - 848

57. Достоевский Ф. Дневник писателя: Избранные страницы. -М.: , 19S9. -

58. Дроков Александр Васильевич Колчак. // Вопросы истории, 1991, № 1.-С.50.

59. Забелин Е. Адмирал Колчак: Стихотворение. //Наш современник, 1996, Ко 9 . -С. 168.

60. Заседание ЧСК: Выдержки из протоколов допроса адмирала Колчака. /У Родина, 1990, Ml.-С.26.

61. Золотусский И. Час выбора. - М., 1976. - 319

62. Золотусский И. Очная ставка с памятью. - М., 1983. - 288

63. Золотусский И. Оборвавшийся звук. Писатель Владимир Максимов. // Смена.-1997, № 4 . - 4 7 .

64. Зотиков А. Беседа в В.Максимовым: «Мы думали, что начинаем новело эпоху...», // Литературная газета, 1990, « 19. - 5. 65. Иванов К. Концепция личности нового типа в современном очерке 70-х годов. Диссерт.... канд. филол. наук. -Львов, 1984. - 163

66. Иванова И. Проза Ю.Трифонова. - М. - 1984. - 296

67. Иванова Н. Перекпичка. // Литературная учёба. - 1985. -Хе 3,

68. Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм. // Знаь'Ш. -- 1998. - № 4.

69. Из записной книжки священника: Антология изречений С!вятых Отцов церкви. - Ростов-на-Дошд 1996.- 347

70. ИГ0ЛКИН В. Последний п>ть адмирала. // Российская газета, 1994, 5 февраля. - 7.

71. Идйткш1 Ю. В.Е.Максимов /7 Смена, 1990, № 4. - 164.

72. Ильин И. О грядущей России; Избраннье статьи. - Джорданвилл, С1Ш\. -1991.-367С.

73. Кпьин И. Аксиомы религиозного опыта, В 2 Т. - Харьков, 1993.

74. Ильин И. Собр.соч.: В 10 Т. - Т. 1. - М. - 1996. - 400

75. Иоффе П. Трагедия Колчака - трагедия «белого» дела. // Родина, 1990, № 1. - 23.

76. Казаков Ю. Осень в д>'бовых лесах. - М., 1983. 575

77. Камянов В. Сюжет и вокруг. Из опыта дебютантов 60 - 70-х годов. /7 Новый мир. - 1983. - № 4.

78. Карсавин Л. Малые сочинения. - -Пб. - 1994. - 532

79. Киреевский И. Избранные статьи. - М . - 1984. - 383 88.1Счаров Ю. Последние дни Александра Колчака. /7 Сельская молодёжь, 1990,Х2 12.-57.

80. Клюев Н. Соч.; В 2-х Т. - Germany; Copyright @ 1969 by A.Neimanis Buchvertried imd Verlag.

81. Клямкин И. Какая зшица ведёт к хращ7 // Новый Мир. - 1987. - № 11.

82. Ковалевский Н. Александр Васильевич Кош^ак // История государства Российского. -М. , 1998. - С . 332.

83. Кожемяко В. Нетерпимость ко лжи: В.Максимов в своей посмертной книге и в жизни - вчерашний и нынешний. /7 Правда, 1996, 27 марта. -С.4.

84. Кожинов В. Размышления о русской .гштературе. - М., 1982. - 367

85. Кожииов В. Загадочные страющы истории XX века. Сталин, Хрущёв и Госбезопасность. // Наш современник, 1995, К» 9; 1996, Х2 1, 5, 8; 1997, № 10, 11; 1998, Хо 9, 10, 11, 12; 1999, К» 6.

86. К0ЖНН0В В. ((>Лы все ещё должны дорасти до пушкинских стихов...» /7 Наш современник, 1999, JN2 6. З.

87. КОЖНИОВ В. Победы и беды России. -- М, - 2000. - 448

88. Кокшенёва К. У «Букера» в плену. // Москва, - 1994. - № 3.

89. Колотило Л. Звезда и смерть адмирала Колчака. // Учительская газета, 1990,>Го49.-СП.

90. Колчак А.В. Автобиография. // Источнгис, 1996, № 4. - 60.

91. Краснощёкова Т. Концепция человека в творчестве Вс.Иванова. - М., 1963.-274

92. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. -- 576

93. Кузнецов Ф. Судьбы деревни в прозе и критике. - .М., 1975. - 64

94. Кузнецов Ф. Современная советская проза. - М., 1986. - 160

95. Кузьменко Ю. Современная литератора вчера, сегодня, завтра. - М., 1984.-364

96. Куняев «Или нас сомнут...» /7 Наш современник, 1998, К» 11-12. 115.

97. Курбатов В. По образу и подобию. // Москва. - 1994. - № 1.

98. Кул'-синен А. Бог низвергае!^ своих анге.11ов. // Север, 1989, № 10. - 62.

99. Ланпн Б. Проза русской эмиграции (третья волна). - М., 1998. - 137

100. Ланщиков А. От лнтератзрных фикций к литераторе депстБительности. // Москва.. - 1968. - К2 3.

101. Лаищиков А. Ivlbi все глядим в Наполеоны...// Наш современник, 1988, К2 7 . -С. 106.

102. Лаищиков А. Вопросы и время. - М., 1991. - 526

103. Левина М. Апофеоз беспочвенности («Онтологическая» проза в свете идей русской философии). // Вопросы литературы. 1991. - К» 9,10.

104. Левина-Паркер М. Смерть героя. // Вопросы литературы. - 1995. - Х25.

105. Леонтьев К. О всемирной любви, // Наш современник. - 1990. - }(2 7.

106. Литвинов В. Прозрение. // Книжное обозрение, 1994, № 18. -- 9. 1 i 6. Лш1утпн В. Фармазон: Повести. - Роман. - М. - 1991. - 560

107. Логинов В. Современные миниатюры. // Кубань сегодня, 1998, И марта. - З,

108. Лукьянина Т. Концепция .пиччности в русской прозе 1930-х годов. Автореф. Дис....канд.филол.наук. - Екатеринбург. ---1994. - 20

109. Макан и н В. Повести, рассказы. - М., 19S9. - 398

110. Максимов В. Стыдно ли быть русским патриотом:Беседа с писат. / Зап. А.Афанасьев. //Комсомольская правда, 1990, 29 мая.

111. Максимов В. Нас возвышающий обман. // Литературная газета, 1990, № 9 . - С . И . 122. .Максимов В. «Надо признаться - все мы жертвы...»: Беседа с писат. Ф.Медведева. //Книжное обозрение, 1990, Ш 14. - C.S.

112. Максимов В. «Я встречусь со всеми...»: Беседа с писат., редактором жзрнала «Континент». // Московские новости, 1990, № 17. - С П .

113. Максимов В. «Чужим я ч\^вств\то себя везде...»: Беседа с иисат. / Вёл А.Кудрявцев. //Собеседник, 1990, Х9 20. - СЮ. 1S4

114. Максимов В. Собрание сочинений: В 8 Т. - М.: ТЕРРА, 1991.

115. Максимов В. Не принимаю такую борьбу:Беседа с писат. / Зап. М.Р>'баицева. // Учительская газета, 1991, № 1. - 7. 127. .Максимов В. В одиночьгу и:з беды не выскочить. // Труд, 1991, 5 января.

116. Максимов В. «Сделать шаг навстрет!}- друг друг}.'...»:Беседа с писат. / Зап. А.Щуплов. //Книжное обозрение, 1991, № 17. - 8.

117. Максимов В. Из России я не уехал: Беседа с писат. Самохвалова. //Рос.газ, 1991, 8 июня.

118. Максимов В. «Когда поднялся железный занавес»: FCTO там •-- за кордоном? // Литератзфная газета, 1991, >Го 41. - 11.

119. Максимов В. «Осторожный оптимизм рассеялся...» // Водолей - знак России. -М. , 1992. - 19.

120. Максимов В. На краю поиска, где правда предельно жестока:Беседа с писат. /Бел Ф.Медведев. // Медведев Ф.Н. После России. - М.: Респ., 1992.-С. 156.

121. Максимов В. Марш весёлых ребят. // Литературная газета, 1992, К^ 8. - 4.

122. Максимов В. «Я без России - ничто»: Беседа с пнсат. / Зап. В.Морозов. //Наш современник, 1993, Л!» 11. - 161.

123. Максимов В. «Неужели это колокол наших похорон?...»: Беседа с писат. / Зап. В.Кожемяко. //Правда, 1994, 16 февраля.

124. Максимов В. «Можешь выйти на площадь?...» // Литературные новости, 1994, № б.

125. Максимов В. Сталин Л'Вести городов Юга России, 1994, № S.

126. Максимов В. «Литература там, где есть боль»:Беседа с писат. Ю.Рябинина. /7 Литерат}'рная газета, 1994, № 10. - 5.

127. Максимов В. «Я - христианский анархист: мне будет неудобно при самой идеальной власти...» Беседа с писателем / Зап. А.Щуплов. // Книжное обозрение, 1994, № 52. - 5.

128. Максимов В. Присмотритесь к лицам у кормила власти /7 Советская Россия, 1995, 28 марта. - З.

129. Максимов В, Причём здесь народ? // ЛГ-Досье, 1995, № 11-12. - 17.

130. Максимов В.Е. Умер в 1995 год\'. /У Собеседник, 1995, № 49. - С,50.

131. Максимов В. <,<Я обвиняю в перв^то очередь себя...» Беседа с писателем записала Л.Звонарёва. // Литерат^^рная Россия, 1995, .N"2 1-2. -С.4.

132. Мальков А. Концепция личности в прозе П.Ф.Нилина и формы её художественного воплощения. Днссерт. ...канд.филол.наук. - МОПИ, 1991.-193

133. Марков Полярный адмирал Кош-тк. /У Наш современник, 1996, Х» 9.-СЛ67.

134. Мартынов Л, Фрагмент поэмы «Адмиральский час» // Наш современник, 1996, Ш 9, - 168.

135. Марченко А. И д^^ховно навеки почил? У/ Новый мир. - 1995. - М2 8.

136. Маслов Г. Александру Васильевигт)^ Ko i^aKS^ У/ Наш современник, 1996, К2 9 . -С. 167. 149. «Милая, обожаемая моя Анна Васильевна...» - М., 1996. - 570

137. Михай.лов Н. Во:шра1цение Максимова У/ Российская пззета, 1996, 31 августа. - 4.

138. Морозова Т. Лаперуз Ст, Индивидуализм и соборность. Русско- американский диалог. // Москва. - 1996. - М 9.

139. Иедзвецкий В. Предшественники и истоки «деревенской прозы» /У Литература в школе. - 1999. - № б.

140. Немзер А. «Из тяжести недоброй.,.»: о романе Владимира Максимова «Семь дней творения» /У Литератзфная газета, 1991, Х» 15. -СЮ.

141. Непеин И. «Я адмирал Кшшак» // Уральский следопыт, 1990, № 9. - 62.

142. Нпнов А. Где начинается горизонт? // Звезда, 1968, № 3.

143. Новиков В. Движение истории - движение литерат^фы. - М., 1982. -

144. Новиков В. Бедный эрос. Неподъёмная тьма современной словесности. // Новый мир. --1998. -Ш 11.

145. Осмянова 3. Художественная концепция личности в литершуре советского Востока (Традицги! и современность). - М., 1977. - 137

146. Павлов IO. Человек и время в, романах «Заглянуть в бездн>о>, «Прощание из ниотк>'да» В.Максимова и «»Жизнь и судьба» В.Гроссмана. // Актуальные проблемы литератлфы и иск>'сства (сборник статей). - Армавир, 1998. - 81.

147. Палиевскнй П. Литерат\'ра и теория. - М., 1978. - 237

148. Памяти В.Е.Максимова: Некролог // .РЧ^ сская мыспь, 1995, № 4071, - CIS.

149. Памяти В.Максимова - к 9-щ дню кончины: Статьи // Р}'сская мысль, 1995, № 4072. - 17.

150. Перхнн В. русская литератл-рная критика 1930-х годов: Критика и общественное сознание эпохи. - -Пб., 1997. - 308

151. Петелин В. Россия - любовь моя // Волга, 1969, № 3.

152. Пискунова С Пискз'нов В. Всё прочее - литература. /7 Вопросы литературы. - 198S. - № 2.

153. Плотников И. Кто убил Колчака // Родина, 1995, Ха 1. - 50.

154. Пугач А. В гостях у «Континента» // Юность, 1989, Ш 12. - С80-84.

155. Рабичев В. Миф и правда о Колчаке. // Ветеран, 1993, Ко 21. - С И .

156. Рассадин В. Чего было, чего не было // Литературная газета, 1990, 2 мая.

157. Ржевский Л. Триптих В.Е.Максимова. //Грани. Франкф>рт, 1978, Хз 109.

158. Розанов В. Опавшие листья: короб второй // Наш современник, 1990, .Ж' 10.

159. Розанов В. Сумерки просвещения. - М., 1990. - 624

160. Рыбаков А. Дети Арбата. - М., 1988. - 478

161. Рыбаков А. Из Парижа! Понятно?! // Литературная газета, 1990, N2 20. - 7. 17.5. С душевной болью за Россию: Беседа с В.Максимовым / Зап В.Большаков. //Правда, 1995, 25-29 марта. - Сб.

162. Сахаров Вс. Обновляющ;1И1ся мир: Заметки о текущ;еп тпературе. - М., 1980.-280

163. Светов Ф. <Фот и вышел гражданин...» // Литературная газета, 1994, № 32. - 4.

164. Свирин В. Слава и позор адмирала // Труд, 1990, 7 нюня.

165. Сепезнёв Ю. Вечное движение. - М., 1976. - 237

166. Селезнёв Ю. К'1ысль чувств\тощая и живая. - М., 1982. - 336

167. Селезнёв IO. Глазами народа. Размышления о народности русской литературы. -М. , 1986. - 349

168. Сергеев Ю. Княжий остров. -М. , 1995.

169. Синенко В. О повести наших дней. - М., 1968.

170. Скопкарёва Концепция личности в прозе ДТ'ранина 60-х - 80-х годов. Диссерт. ... канд.фи.110л. наук. -М., 1996. -200

171. Смирнова Л.А. «С яростью и состраданием любить тебя - Россия!» // Литерат}'ра в школе, 1995, Ш 6. - 25.

172. Сохряков Ю. Ненавидеть зло сейчас мало. // Наш современник. - 1987.-№ 12.

173. Стрелкова И. Литератора в отсутствии критики. // Наш современник. - 1996, - № 10.

174. Татарииов А. Контуры реальности в постсоветской прозе. В кн.: Русская литература XX века: Актуальные проблемы развития. -Краснодар, 1999. - С . 83 - 106. 1S9. Теория литературных стилей. - М., 19778. - 510

175. Тимирева А.В. С А.В.Колчаком: Фрагменты воспоминаний // Студенческий меридиан, 1991, № 9. -С.28.

176. Толстой Л. Война и мир. В 2-х кн. - М.., 1978.

177. Тревога: разговор с Владимиром Максимовым // Континент, Париж, 1980, Яо 25.

178. Трифонов Ю. «Как слово наше отзовётся...;>> // Новый мир, 1981, К2 11.-C.239.

179. Трифонов Ю. Избранное: Роман. Повести. - М., 1983. - 514

180. Укачин Б. Жив человек... /7 Литературная Россия, 1996, № 15.

181. Умер .Владимир Максимов: Некро.лог // Литературная газета, 1995, 29 марта.

182. Федоренко Н, Меня слушали живые боги. // Новое время, 1999, № 6.

183. Франк Дз^ хоБные основы общества. - М., 1992. - 362

184. Черкашин Н. «Гори, гори, моя звезда. /У Домашняя газета, 1993, № 8. -С.4.

185. Шафаревич И. Есть лп буд>'щ;ее у России? - М., 1991. 201. .Шукш . 1 н В. Избран ное. - Ставропо.ль, 1978.- 701

186. Шумилов А. Адмирал Колчак - возвращение истины. .// Знание -• сила, 19.97,№5.-С. 136.

187. Щедрина Н.М. Литература русского зарубежья: Историческая проза Б.Зайцева, Д.Мережковского, В.Ходасевича, М.Алданова, А.Солженицына, В.Максимова. - Уфа, 1994.

188. Щедрина Ы.М. Проблемы поэтики исторического романа русского зарубелсья. - Уфа, 1993.

189. Элдис Ю. Смерть на погранпчье // Литерату)эная газета, 1996 - 24 марта.

190. Юрков А. Максимов ушёл. Навсегда. // Рабочая трибуна, 1995, 29 марта.

191. Юдин В.А. Он жил Россией: К б5-летпю писателя В.Е.Максимова. // Кубанские новости, 1995, № 5-6. - 240.

192. Юдин В.А. Обо всём у него болела д\?ша; Писатель В.Максимов. // Литература в школе, 1995. Л^2 6. - 28.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.