Храмовая архитектура Китая в идеографике образов иероглифа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Ворсина, Ольга Александровна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат наук Ворсина, Ольга Александровна
Содержание
Введение
Глава I. Место иероглифа и храма в китайской культуре и искусстве
1.1. Место храмовых построек в идеологии китайского
«центризма»
1.2. Иероглиф как искусство и его роль в культуре и архитектуре Китая (на примере сакрально значимого объекта ступы (пагоды)
1.3. Храм как произведение искусства, его представленность
в иероглифике и китайской модели мира
1.4. Глава II. Алтарь как медиатор между культурным и небесным мирами
2.1. Влияние алтаря на иероглифику и искусство Китая
2.2. Становление алтаря как предмета культа Небу
Заключение
Список используемых источников и литературы
Иллюстрации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Концепция единства человека и природы в культовой архитектуре Китая: на примере храмовой архитектуры северо-востока Китая2017 год, кандидат наук Варова, Елена Игоревна
Типология буддийских пагод Китая конца IV - начала X вв.: провинции Ганьсу, Шэньси, Хэнань, Шаньдун, Шаньси2009 год, кандидат искусствоведения Козлова, Мария Алексеевна
Китайские благопожелательные орнаменты в декоративно-прикладном искусстве династий Мин и Цин2013 год, кандидат наук Песчанская, Евгения Викторовна
Византийские традиции в храмовой архитектуре Алтая конца XX – начала XXI веков2022 год, кандидат наук Айхлер Наталья Александровна
Искусство буддийских каменных пещер Северного Китая: Династия Северной Вэй - 386-534 гг. н.э. Комплекс Юньган2012 год, кандидат наук Чжао Синьсинь
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Храмовая архитектура Китая в идеографике образов иероглифа»
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью изучения традиционных культур мира, выявления их роли в современном художественном процессе. Этот вопрос сегодня является особенно актуальным и недостаточно разработанным в искусствоведческой науке. В настоящее время российское искусствознание обращает внимание на изучение наследия китайской культуры, в частности, храмовой архитектуры и смыслов-образов иероглифики, которые отражают своеобразие духовного мира народов Китая. Между тем ранее анализировалась только архитектура храмов, искусство их украшения, но не рассматривалось влияние на них идеографического образа иероглифа.
Китайская иероглифика настолько глубоко и полно проникла в культуру жителей Поднебесной, что порою сложно увидеть истоки тех или иных тенденций и изменений. Именно поэтому необходимо выявить влияние искусства иероглифики на храмовые постройки, являющиеся памятниками Древнего Китая. Сегодня возрастает научный интерес к народным традициям в искусстве и архитектуре, ранее относимым к пережиткам прошлого.
Актуальность данного исследования также обусловлена ориентированностью на поиск «первоначал», «первосмыслов», «первозначений» иероглифов, относящихся к храмовой архитектуре, которые, по сути, являются медиатором между человеком и окружающим миром. Иероглифы, являясь символами, выступают как способ представления небесного в земном, божественного в человеческом. Этому же служит храмовая архитектура.
Историко-этимологический подход
Степень научной разработанности проблемы. В связи с тем что в
работе затрагивается три довольно обширных аспекта, мы предлагаем условно разделить работы, посвященные теме данного исследования, на четыре группы:
1) труды по китайской храмовой архитектуре; 2) работы по этимологии китайской иероглифики; 3) исследования по диффузии иероглифики в храмовую архитектуру; 4) труды, посвященные истории, мифологии, религии и культуре Китая в целом.
Среди работ первой группы, рассматривающих китайскую храмовую архитектуру в качестве объекта искусства, стали труды В.М. Алексеева, Е.А. Ащепкова, JI.C. Васильева, Н.А. Виноградовой, Б.П. Денике, В.В. Згура, С.А. Комиссарова, М.Е. Кравцовой, Jloy Цинси, Лян Сычэн, M.J1. Титаренко, Ш.М. Шукурова.
Первенство в научной разработке классификации китайской архитектуры принадлежит европейским ученым. Этот феномен объясняется культурной ситуацией, сложившейся в Европе в XVII-XVIII вв., именно в это время искусство Китая вошло в моду при королевских дворах и в домах знати. Этот период также ознаменовался появлением такого термина, как «шинуазри» («китайщина», «chinoiserie»). Среди работ европейских авторов выделим Уильяма Чемберса и его работу «Дизайн китайских строений», а также Э.Бершмана, В.В. Згура, Яна Якоба Марии де Гроота, Освальда Сирена, Пауэля Декер и других.
С появлением археологии как науки вносятся значительные коррективы в анализ представлений об архитектуре китайцев древнейших династий. Расцвет археологии в 70-80х годах XX века послужил основой для нового витка изучения особенностей китайской архитектуры в целом и храмовой архитектуры в частности. Первооткрывателем в этой сфере был Лян Сычэн (1901-1972) - основатель научной дисциплины «Китайская архитектура». Импульсом для него послужила уникальная находка - древний трактат «Инцзао фаши» («Строительные стандарты»). Он открыл заново архитектуру Китая не только для самих жителей Поднебесной, но и для всего мира.
Таким образом, галерея письменных источников, посвященных изучению и классификации китайской храмовой архитектуры, довольно полна и обширна.
Что касается письменных источников, относящихся ко второй группе, то их круг значительно уже. Это объясняется тем, что, как и родную архитектуру, свою письменность китайцы начали изучать лишь в середине XX века. Хотя западные ученые, такие, как С. Вигер (Wieger, S.J.) и Б. Карлгрен (Klas Bernhard Johannes Karlgren), уже в 1915 году создали первые сборники научных трудов, посвященных изучению происхождения и значения основных китайских пиктограмм. Китайские авторы включаются в изучение происхождения родной письменности почти сто лет спустя. В 2005 году в свет выходят два объмных труда по этимологии: «Сишо ханьцзы. 1000 гэ ханьцзы де циюань ю яньбянь» («Толкование иероглифов. Происхождение и эволюция 1000 иероглифов»), «Ханьзцы сюньгэнь 300 ле» («Изучение истоков происхождения 300 иероглифов»), «Ханьзцы сюньгэнь» («Изучение истоков происхождения иероглифов») и «Ханьцзы де циюань» («Истоки иероглифов»). Среди российских авторов: О.М. Готлиб - «Основы грамматологии китайской письменности» и труды А.Ф. Кондрашевского по изучению китайского языка с культурологическими комментариями.
Что касается третьей группы, то работы, посвященные данной тематике, на современном этапе практически отсутствуют. Наиболее основательная и полная работа, касающаяся данного направления, - «Иероглифы древних китайских строений» («Ханьцзы чжун дэ гудай цзяньчжу»), автор Чэнь Хэсуй. Тема иероглифики в архитектуре также затрагивается В.Г. Белозеровой и М.Ю. Шевченко, что позволяет заявить о необходимости более тщательного и глубокого исследования в области влияния китайской храмовой архитектуры на становление и развитие китайской иероглифической письменности, а также позволяет рассмотреть возможные варианты проникновения структуры иероглифа в образы первичной храмовой архитектуры, такой как алтарь, храм, пагода.
Среди теоретических работ, посвященных изучению взаимовлияния иероглифики и культовой архитектуры, выделим работу Бай Ляна «К вопросу о религиозной функции иероглифов».
Немаловажное значение для нашего исследования имеют сводные труды четвертой группы по истории искусства и статьи, рассматривающие различные аспекты жизни Китая. Среди них труды, посвященные истории Китая, H.A. Алимова, A.A. Бокщанина, JI.C. Васильева, К.В. Васильева Д.А. Воскресенского, К.Н. Гоголева, Го Мо Жо, К. Дебен-Франкфор, К.И. Голыгиной, Р. Итс, М.В. Крюкова, Д. Макгован, В.В. Малявина, А.Е. Непомнина, H.A. Самойлова, Сыма Цянь, В.Н. Усова, С.И. Фипджеральда, Шан Юэ._Ряд работ по религии и философии Китая Н.В. Абаева, И.Г. Баранова, Е.В. Бубенцова, П.А. Буланже, С. Георгиевского, J1.A. Горобец, В. Грубе, Л.П. Делюсина, А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, В.В. Малявина, Л.С. Переломова, K.M. Тертицкого, М.Л. Титаренко, Е.А. Торчинова, Ян Хин-Шун. Работы по мифологии Китая В. Ежова, В.В. Евсюкова, Юань Кэ, а также работы отечественных и зарубежных авторов, описывающих духовную жизнь, быт и нравы жителей Китая, такиех как С.А. Ан, Э. Гессе-Вартег, Д.Е. Куликова, Майкла Лёве, Д. Макгована, И.А. Малевича, Б. Рычило, K.M. Тертицкого, Г.А. Ткаченко, Э.М. Яншина.
Однако изучение храмовой архитектуры с точки зрения комплексного подхода, включающего философские, общеэстетические, теоретико-историко-искусствоведческие аспекты, а также истории становления и развития иероглифики как одного из факторов, влияющих на понимание сакральных смыслов храмов, остается актуальным. Недостаточная разработанность историко-этимологического подхода в рамках комплексного анализа сужает пространство смыслов первичных храмовых построек и мешает раскрытию полноты феномена взаимопроникновения таких важнейших видов китайского искусства, как архитектура и иероглифика.
Объектом исследования является первичная храмовая архитектура (алтарь, храм, пагода) Китая. Обоснованность выбора в качестве объекта исследования этих культовых построек обусловлена тем, что они являются исходными типами сакральных построек. Именно в культовых храмовых
сооружениях наиболее заметно влияние китайских иероглифов на культуру в целом.
Предметом исследования является храмовая архитектура Китая в идеографике образов иероглифа.
Цель работы - комплексное исследование первичных китайских храмовых объектов через призму китайской иероглифики как медиатора между человеком и сакральным миром.
Задачи исследования:
1) обосновать выбор иероглифов для первичных храмовых объектов архитектуры, таких как алтарь, храм, пагода;
2) доказать положительное влияние иероглифа с сакральным смыслом на другие иероглифы, имеющие его (иероглиф) в своем составе;
3) показать место китайского человека в вертикальной и горизонтальной организации мирового пространства путем этимологического и иконографического анализа иероглифа;
5) представить историко-искусствоведческие трансформации таких культовых объектов, как алтарь, храм, пагода.
Источниковая база исследования. В процессе работы над диссертационным исследованием был использован широкий круг источников. В соответствии со спецификой работы, использованные материалы и артефакты можно разделить на три группы: теоретическая база, изобразительный материал, объекты храмовых сооружений.
- теоретическая база исследования опирается на труды российских, американских, британских и китайских авторов, посвященных китайскму искусству, культуре, истории, архитектуре, философии. В работе также использованы собственные наработки, касающиеся этимологии китайских иероглифов, которые собирались, изучались и обрабатывались в течение двенадцати лет;
- обширный изобразительный материал: карты, схемы планов городов, проекты храмовых построек, рисунки и гравюры;
- объекты храмовых сооружений, такие как алтари, храмы и пагоды.
Территориальные рамки исследования размыты в связи с миграцией древних китайцев из одного ареала обитания в другой. Наиболее устойчиво обозначается юго-восток.
Хронологические границы исследования. Исторические границы исследования охватывают период с эпохи неолита до начала XXI века. Нижняя хронологическая граница обусловлена появлением первых гадательных надписей на костях и черепашьих панцирях (наиболее ранние гадательные надписи на костях относятся приблизительно к 1200 г. до н. э.), а также появлением первых оседлых племен. Именно традиции неолита содержат представления, восходящие к еще более архаичным пластами культуры, которые можно проследить посредством анализа архитектурных традиций через призму иероглифики. Верхние границы временных рамок исследования продиктованы завершением процесса становления китайской письменности, который проявился в трудах, посвященных систематизации китайской иероглифической письменности. Процесс стандартизации иероглифики во второй половине XX века позволил выявить глубинные связи китайской письменности и храмовой архитектуры Поднебесной.
Методологической основой исследования являются традиционные для гуманитарного знания подходы: культурологический, социально-исторический, герменевтический, семиотический, этнографический, феноменологический, исторический, а так же собственно искусствоведческий - иконографический.
Культурологический подход выступает как метод исследования феномена диффузии искусства иероглифики в архитектуру Китая в целом и храмовую архитектуру в частности. Данный поход также позволяет оценить храмовые постройки по их значению в духовной жизни и духовном опыте китайцев со времен неолита по настоящее время. Культурологический подход дает возможность отследить внутренние связи между культурными слоями, выявить сходство и отличие форм на различных этапах развития культуры Китая.
Социально-исторический подход позволяет проследить историческую преемственность культуры строительства храмовых объектов и дает возможность вынести на первый план феномен китайской иероглифики в контексте первичной культовой архитектуры. Этот подход позволяет выявить ее специфические черты в различные периоды истории китайской культуры.
Применяется герменевтический подход при трактовке китайских текстов по истории развития храмовой архитектуры и иероглифической письменности.
С помощью феноменологического метода Э. Гуссерля, мы, последовательно «очищая» предмет исследования от установок общепринятого знания, раскрываем внутренние и внешние смыслы иероглифических знаков, вошедших в первичные культовые постройки.
В диссертации использованы основные общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогия.
Применен компаративистский метод для сравнения китайской и российской храмовой архитектуры.
Использованы иконографический и иконологический анализы для выявления смысла образов иероглифов и внутренних смыслов храмовой архитектуры.
Теоретические основания диссертации базируются на принципах историзма, конкретности, объективности, последовательности, системности, рациональности.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Доказано взаимовлияние китайской письменности и архитектуры. Изначально эти два явления развивались параллельно, затем слились в едином культурном пространстве, поэтому невозможно понять храмовую архитектуру, не выявив первичные сакральные смыслы иероглифа.
2. Установлено, что алтарь в китайской культуре явился первичной культовой постройкой, а храм и пагода - вторичны.
3. Впервые описан храм Неба г. Сианя. Он введен в перечень объектов культурного наследия только в 2009 году и еще не оражен в научной литературе.
4. Выявлены основные типы храмовых построек и алтарей через идеографические образы иероглифа. Доказано, что с точки зрения типологии между иньской письменностью и современной китайской иероглификой нет принципиальных различий. Как и современные китайцы, иньцы пользовались знаками, фиксирующими те или иные единицы языка. Эти знаки представляли собой идеограммы - изображения предметов или сочетания изображений.
5. Переведены с китайского языка и введены в научный оборот отечественной синологии ряд трудов китайских ученых.
Теоретическая значимость работы обусловлена доказанностью большого влияния иероглифа на культовые сооружения Китая. Знание глубинных смыслов иероглифов поможет искусствоведам, историкам и культурологам увидеть точку отсчета, с которой иероглифика стала неотъемлемой частью архитектуры Китая. Это позволит отойти от стереотипной классификации, основанной лишь на внешнем образе храма, и перейти к анализу иероглифики, которая является ключом к пониманию символики культовой архитектуры Поднебесной.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют углубить имеющиеся теоретические представления о сущности китайской храмовой архитектуры, в ее культурологическом, искусствоведческом и социальном аспектах и тем самым способствуют формированию общей теории символизма китайских первичных культовых построек.
Практическая значимость работы определяется тем, что представленные материалы и выводы могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по этимологии китайской иероглифики, в лекциях по истории искусства и архитектуры Китая и других искусствоведческих дисциплин.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Место храмовых построек связано с идеологией китайского «центризма». Китайская храмовая архитектура заключает в себе отражение ряда важнейших системообразующих черт китайской ментальности: архаико-религиозный тип мышления представлял китайскую территорию центром мира. Это определило особенности расположения алтаря и храма.
2. Идеографика образов иероглифа определила стилистику типов храмовых построек, выявила предметно-символическую и абстрактно-символическую образность.
3. Алтарь играет роль медиатора между культурным и небесным мирами.
4. Алтари-украшения устанавливаются в современных парках Китая. Происходит «обмирщение» алтаря и смещение его из центрального положения в периферийное. Они уже не выполняют своего прямого назначения - связи человеческого мира с миром божественным.
5. В китайских алтарях наблюдалось сочетание религиозной иконографии с китайским светским декоративно-прикладным искусством. Это выразилось в переплетении идеограических образов с мифологическими, религиозными и народными символами.
Апробация работы.
В процессе работы над диссертацией ее результаты неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры философии и культурологии Алтайской государственной педагогической академии и кафедры востоковедения Алтайского государственного университета. Апробация работы была проведена в докладах и выступлениях на конференциях различного уровня:
-международных научно-практических конференциях: «Искусство и
культура древнего Китая», Пекин (КНР), 6-8 октября 2004; «Социальная
гармония через культурное взаимопроникновение (философия, история,
культура): прошлое, настоящие, будущее», Шанхай (КНР) - Барнаул (Россия),
5-8 ноября 2011 г; Вторая международная научно-практическая конференция
«Русская словесность в России и Казахстане: аспекты интеграции» (секция
11
«Евразийство как актуальная проблема современности»), г. Барнаул, 19-21 сентября 2013 г.;
-межрегиональных научно-практических конференциях:
«Интеллектуальный потенциал ученых России», Барнаул, 2010-2013 гг.; «Динамика морали в контексте современной культурной жизни России», Барнаул, 4 октября 2012 г; «Актуальные проблемы гуманитарного знания в философии и культурологии», Барнаул, 2009 г.; «Образование и религия в поликультурном обществе: региональный аспект», Барнаул, 2010 г.; «Политические и социально-экономические процессы в государствах Центральной Азии», посвящается 100-летию со дня рожд. Е.М. Залкинда, г. Барнаул, май 2012 г.
-на заседаниях круглых столов Алтайского отделения Философского общества РФ 2011-2013 гг;
Статьи, посвященные проблеме взаимодействия иероглифики и искусства Китая, также публиковались в различных периодических изданиях.
Объем и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка источников и литературы в количестве 173 наименований и списка иллюстраций. Основной объем диссертации - 128 страниц, общий объем - 171 страниц.
Глава I. Место иероглифа и храма в китайской культуре и искусстве
1.1. Место храмовых построек в идеологии китайского «центризма»
Китайская храмовая архитектура отражает ряд важнейших системообразующих черт китайской ментальности. Во-первых, китайцы отличались архаико-религиозным типом мышления, что придавало глубокий религиозно-ритуальный и космологический смысл каждой из религиозных построек: «Любая постройка, тем более культового назначения, мыслилась <...> специально организованным пространством, противостоящим внешнему хаосу (природным стихиям и враждебным по отношению к человеку высшим силам) и, следовательно, служащим наиболее благоприятным местом для общения людей с божествами и духами» [72, с. 830].
Во-вторых, китайцы, как и многие другие народы, соотносили организацию мира с конструкцией зданий, ими возводимых. Именно поэтому мы будем в дальнейшем употреблять термин «миро-здание» (термин Н.Л. Павлова), который отражает миропонимание древнего китайского народа, воплощенное в храмовой архитектуре. Естественным будет предположить, что в китайском языке так же, как и в других, существует термин «мироздание, вселенная». Однако следует отметить, что в китайском языке он состоит из двух иероглифов [юй чжоу], где первый иероглиф [юй] переводится как «крыша», а второй [чжоу], имеет значение «балки, стропила». Таким образом, можно сделать обоснованный вывод, что в китайской парадигме мироустройства изначально была предопределена роль культовой архитектуры как воплощение плана мироздания: «Следовательно, сам процесс строительства должен был неизбежно мыслиться в китайской культуре сакральным актом, в котором путем сооружения здания приводится в порядок все мироздание. А планировочно-семиотические принципы отдельных строений и архитектурных ансамблей должны были подчиняться космологическим представлениям и
13
моделям, с чем мы и столкнемся на всех уровнях китайского архитектурно-инженерного искусства» [72, с. 830].
В-третьих, наиболее ярко выделяется такая особенность, как стремление к центру, что означает проявление гармонии и порядка, которые пронизывают всё архитектурное наследие Поднебесной. В данном пункте нами будет представлено понимание китайцами сакрально значимого пространства и обоснован его выбор.
Несмотря на то что тема китайской храмовой архитектуры на данном этапе достаточно хорошо освещена, не так много авторов обнаруживают связь между возникновением китайской иероглифической письменности и китайской традиционной храмовой архитектурой. Именно поэтому мы попытались проследить взаимосвязь между китайским восприятием окружающего мира, иероглификой и китайскими религиозными постройками традиционного Китая.
Мы также представим китайскую парадигму мира, которая основывается на пяти сторонах света, в противовес японской, европейской и индийской, которые базируются на четырёх основных направлениях. По нашему мнению, тема центризма - это та же тема гармонии мира, которая актуализируется в современную эпоху нарастающих социальных и природных катаклизмов.
Прежде чем говорить о понимании пространства в общем и центра пространства в частности, необходимо разобраться, что есть «пространство» для жителей Поднебесной. Как многократно отмечалось исследователями, само понятие пространства неоднородно. Его можно понимать по Ньютону, с точки зрения науки, или по Лейбницу, когда оно: «нечто относительное, зависящее от находящихся в нем объектов, определяемое порядком сосуществования вещей» [122, с.228]. Но с какой бы стороны мы бы не рассматривали проблему «пространства» в понимании его китайцами, следует учитывать образ пространства, отражаемый в нашем концептуальном мире через лексические единицы и грамматические конструкции, явно соотносимый с архаической моделью мира, в которой идея пространства, как показал В. Н. Топоров, сводится к его «собиранию», «обживанию» и «освоению» [122, с.242]. При
14
этом в процессе «освоения» и «обживания» пространства у каждого народа формируется свое языковое сознание, которое находит отражение в таких понятиях, как «место», «центр», «ориентация». Именно поэтому мы проводим этимологический анализ иероглифов, связанных с «пространством» и способов нахождения в нем как самого человека так и храмовых объектов им возводимых, таким образом мы можем выявить тесную связь культовой храмовой архитектуры и китайской иероглифики как произведения искусства.
Как говорил Конфуций в своем трактате «Чжун юн» (Учение о середине): «Середина - это великий принцип для всего мира; гармония - это великое Дао для Вселенной. Благодаря гармонии, мир находится на своем месте, и вся тварь растет» [91, с. 108].
Как известно, на протяжении всей истории человек упорно искал свое место мире. Разные цивилизации на множественных этапах своего развития по-разному оценивали значимость человека, как части великой Природы. Неоднозначность понимания человеческого места в мировом пространстве привела к тому, что Западная и Восточная культуры пошли параллельными курсами. Запад - это торжество логики и практицизма, это мир, где человек занял центральное место и стал точкой отсчета. В противовес ему - Восток, где место логики мало и незначительно, а человек воспринимался лишь как часть огромной упорядоченной мировой природной системы, и его положение далеко от центра мироздания. Именно поэтому нам показалось интересным выявить влияние китайского мировоззрения, начавшего свое становление еще в эпоху неолита, на зарождение канонов китайской храмовой архитектуры.
Человек Запада давно и прочно зафиксировал свое местоположение в
центре Мира, а сам Мир расположил в центре вселенной. Он априорно
принимает себя за точку отсчета всего, что его окружает, и всего того, что с
ним происходит. Такого рода мировосприятие объясняется прежде всего
физиологией. Человек - единственное животное на Земле, способное
передвигаться вертикально, и оно, подобно древу жизни, ощущает себя в
центре окружающей его действительности. Подтверждение этому мы можем
15
увидеть в труде Франко Барбини: «Его верхние конечности простираются от центральной оси тела, захватывая окружающий мир, позволяя определять пространство справа и слева, то есть остаются в центре между двумя взаимодополняющими половинами. Таким же образом возможность охватить пространство сзади и спереди позволяет определить две другие половины. Другими словами, с того момента, как человек «существует вертикально» над горизонтом, он воспринимает пространство разделенным на четыре части: спереди, сзади, справа и слева (вверху и внизу)» [24, с.9].
Следует отметить, что человек пытался установить центристские отношения с природой на всех континентах и во все времена: «В этом смысле особенно красноречивы знаменитый рисунок Витрувианского человека, заключенного Леонардо да Винчи в круг и квадрат (Илл. № 1), и «модюлор» (тос1и1ог) Ле Корбюзье (Илл. № 2). Последний представляет измерительную систему, основанную на росте человека с поднятой рукой, или же, по определению французского архитектора, - «гамму гармоничных человеческим масштабам размеров, универсально применимых как в архитектуре, так и в механике» [24, с.9].
Таким образом, живя по принципу эгоцентричности, поместив себя в центр пространства жизнедеятельности, а также непосредственно в ядро окружающего воспринимаемого им мира, человек Запада потерял возможность ориентации в пространстве Природы. В контексте данной концепции следует также отметить, что западная цивилизация выделяла четыре основных направления, не акцентируя внимание на «центре», который был занят им -непосредственно человеком. В русской традиции также выделялось четыре основных направления, примером тому может служить русская православная традиция осенения крестным знаменем на все четыре стороны, при этом место самого человека позиционировалось четко посередине.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Истоки формообразования пространственных стереотипов в архитектуре Китая эпохи Чжоу: XI - III вв. до н.э., среднее и нижнее течение реки Хуанхэ2006 год, кандидат архитектуры Шевченко, Марианна Юрьевна
Особенности архитектурной пластики в храмах Камбоджи: Стиль, иконография, синтез искусств1999 год, доктор искусствоведения Самнанг, Теч
Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху2002 год, кандидат исторических наук Корниенко, Татьяна Владимировна
Идеология и царская власть у древних майя: По материалам иероглифических текстов Паленке2002 год, кандидат исторических наук Красулин, Евгений Александрович
Структурно-семантический анализ иероглифов с ключом "женщина"2003 год, кандидат филологических наук Пруцких, Андрей Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ворсина, Ольга Александровна, 2013 год
Список используемых источников и литературы
1. Абаев, Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н.В. Абаев. - Новосибирск, 1989. - 272 с.
2. Алексеев, В.М. В старом Китае. Дневники путешествий. 1907 г. / В.М. Алексеев. - М. : Изд. вост. литературы, 1958. - 312 с.
3. Алексеев, В.М. Китайский культ бога Гуаня / В.М. Алексеев. - Д., 1926.-4 с.
4. Алексеев, В.М. Письма к Эдуарду Шаванну и Полю Пеллио / В.М. Алексеев; вступ. статья, сост., пер. с франц. и примеч. И.Э. Циперович. - СПб. : «Петербургское Востоковедение», 1998. - 232 с. - («Архив российского востоковедения»).
5. Алимов, И.А. Срединное государство : введение в традиционную культуру Китая / И.А. Алимов, М.Е. Ермаков, A.C. Мартынов. - М., 1998. - 288 с.
6. Ан, С.А. Глобализация и локализация в традиции китайского перевода / С.А. Ан, С.Н. Воронин, O.A. Ворсина // Проблемы гуманитарного знания в науке и образовании : материалы Межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы гуманитарного знания в философии и культурологии" г. Барнаул, 14 января 2010 г.) : сборник научных статей / Алтайская государственная педагогическая академия ; под ред. С.А. Ан. - Барнаул, 2010. - С. 224-226.
7. Ан, С.А. Многозначность понятия «счастье» в китайской философии культур / С.А. Ан, O.A. Ворсина, Е.В. Песчанская // Вестн. Челяб гос. акад. культуры и искусств. - 2012. - № 4 (32). - С. 66-70.
8. Ан, С.А. Человек в пейзажной живописи Китая / С.А. Ан, С.Н. Воронин. - Барнаул, Пекин, 2010.-201 с.
9. Апресян, Ю.Д. Языковая картина мира и системная лексикография / Ю.Д. Апресян. - М. : Языки славянских культур, 2006. - 912 с.
10. Ащепков, Е.А. Архитектура Китая / Е.А. Ащепков. - М., 1959. - 540
с.
11. Бажанов, Е.П. Страна веселых богов. Религиозных китайцев / Е.П Бажанов, Н.Е. Бажанова. - М. : Восток - Запад, 2008. - 192 с.
12. Баранов, И.Г. Верования и обычаи китайцев / И.Г. Баранов. - М. : Муравей-гейд, 1999. - 304 с.
13. Баранов, И.Г. Китайский новый год / И.Г. Баранов. - Харбин, 1927.-20 с.
14. Белозерова, В.Г. Дун Ци Чан / В.Г. Белозерова // Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. M.JI. Титаренко ; Ин-т Дальнего Востока.
- М. : Вост. лит., 2006. - Т. 6 (дополнительный). - С. 572-574.
15. Белозерова, В.Г. Искусство китайской каллиграфии / В.Г. Белозерова. - М. : Институт восточных культур и античности, РГГУ, 2007. -482 с.
16. Белозерова, В.Г. Категория памяти в каллиграфической эстетики Китая / В.Г. Белозерова // Искусство как сфера культурно-исторической памяти.
- М., 2008. - С. 249-262.
17. Белозерова, В.Г. Китай. Архитектура и искусство. Большая Российская энциклопедия / В.Г. Белозерова. - Т. XIV. - М., 2009. - С. 150-161.
18. Белозерова, В.Г. О светотени в традиционной китайской живописи / В.Г. Белозерова // Визуальные стратегии в искусстве. - М., 2008. - С. 7-8.
19. Белозерова, В.Г. Пространственные построения в китайском изобразительном искусстве от Хань до Тан / В.Г. Белозерова // Общество и государство в Китае : XLII научная конференция. Часть. 2 / Ин-т востоковедения РАН. - М. : Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - С. 373-379.
20. Белозерова, В.Г. Традиционная китайская мебель / В.Г. Белозерова. - М., 1980. - 144 с.
21. Бокщанин, A.A. История Китая / A.A. Бокщанин, О. Е. Непомнин, Т. В. Степугина. - М. : Восточная литература, 2010. - 600 с.
22. Бубенцов, E.B. Духовный мир и традиции китайского крестьянства / Е.В. Бубенцов. - М., 1998. - 101 с.
23. Буланже, П.А. Будда. Конфуций : жизнь и учение / П.А. Буланже. - М., 1995. - 319 с.
24. Буссальи, М. Энциклопедия архитектуры / М. Буссальи. - М. : Бертельсманн, 2011. - 384 с.
25. Васильев, JI.C. О религиозном синкретизме в Китае / J1.C. Васильев, В.М. Алексеев // Литература и культура Китая : Сб. ст. к 90-летию со дня рождения акад. В.М. Алексеева /АН СССР Ин-т востоковедения / Ред. кол. Н.Т. Федоренко. - М. : Наука, 1972. - С. 94-102.
26. Васильев, К.В. Истоки китайской цивилизации / К.В. Васильев. - М., 1998.-318 с.
27. Васильев, Л.С. Древний Китай : в 3 т. Т. 3. Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.) / Л.С. Васильев. - М. : Восточная литература, 2006. - 680 с.
28. Васильев, Л.С. История Востока : в 2 т. / Л.С. Васильев. - М. : Высшая школа, 1998. - Т. 1-2.
29. Васильев, Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. - М. : Наука, 1970. - 484 с.
30. Васильев, Л.С. Проблемы генезиса Китайской мысли (Формирование основ мировоззрения и менталитета) / Л.С. Васильев. - М., 1989.-313 с.
31. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая ; отв. ред. и сост. М.А. Кронгауз ; вступ. ст. Е.В. Падучевой. - М. : Рус. слов., 1996. - 411 с.
32. Виноградова, H.A. Искусство Китая : альбом / H.A. Виноградова. -М., 1988.-250 с.
33. Виноградова, H.A. Китай, Корея, Япония : образ мира в искусстве : сб. научных статей / H.A. Виноградова. - М., 2010. - 288 с.
34. Виноградова, H.A. Китайские сады / H.A. Виноградова. - М. : Арт-Родник, 2004. - 208 с.
36. Виноградова, H.A. Шэцзитань / H.A. Виноградова // Духовная культура Китая : в 5 т. Т. 6 (дополнительный) / под ред. Титаренко. - М. : Восточная литература, 2010. - С. 874-875.
37. Воскресенский, Д.Н. Литературный Китай в XYII в. : судьбы истории, философии и социального бытия в китайской литературно-художественной традиции / Д.Н. Воскресенский, А.Д. Воскресенский. - М. : Аспект Пресс, 2009 - 174 с.
38. Вэнь цзянь, Горобец, Л. А. Даосизм в современном Китае / Вэнь цзянь, Л.А. Горобец. - Спб., 2005. - 160 с.
39. Георгиевский, С. Мифические воззрения и мифы китайцев. (С таблицами китайских иероглифов) / С. Георгиевский. - СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1892. - 117 с.
40. Гессе-Вартег, Э. Китай и китайцы / Э. Гессе-Вартег. - СПб., 2011. -
468 с.
41. Го Мо-Жо. Бронзовый век / Го Мо-Жо. - М., 1959. - 459 с.
42. Гоголев, К.Н. Индия, Китай, Япония / К.Н. Гоголев. - М. : Издательство : Айрис-Пресс, 2004. - 320 с.
43. Голыгина, К.И. Великий предел / К.И. Голыгина. - М. : Восточная литература, 1995. - 364 с.
44. Готлиба, О.М. Основы грамматологии китайской письменности / О.М. Готлиба. - М.: ACT, 2007. - 288 с.
45. Гроза, М.А. Храмы, посвященные демонам на Тайване / М.А. Гроза // Открытый текст : электронное периодическое издание [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа : http://opentextnn.ru/museum/museum_of_anthropology/expedition/?id=4321.
46. Гроот, Я.Я.М. Демонология древнего Китая / Я.Я. М. Гроот. - СПб. : Евразия, 2000. - 346 с.
47. Грубе, В. Духовная культура Китая / В. Грубе. - Спб., 1912. - 237 с.
48. Гуревич, И.С. Хрестоматия по истории китайского языка III-XV вв. / И.С. Гуревич, И.Т. Зограф. - М. : «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1982. - 198 с.
49. Дебен-Франкфор, К. Древний Китай / К. Дебен-Франкфор. -М. : Астрель, ACT, 2002. - 160 с.
50. Делюсин, Л.П. Китай : традиции и современность / Л.П. Делюсин. -М. : Наука, 1976.-335 с.
51. Демидо, Н.Ю. Архитектура / Н.Ю. Демидо // Духовная культура Китая : в 5 т. Т. 6 (дополнительный)/ под ред. Титаренко. - М. : Восточная литература, 2010. - С. 54-76.
52. Денике, Б.П. Китай / Б.П. Денике. - М. : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. - 164 с.
53. Евсюков, В.В. Мифология китайского неолита / В.В. Евсюков. -Новосибирск, 1988. - 128 с.
54. Ежов, В. Мифы древнего Китая / В. Ежов. - М. : Астрель, ACT, 2004.- 133 с.
55. Елизаренкова, Т.Я. Ригведа. Мандалы I-IV / Т.Я. Елизаренкова. -М. : Наука, 1989.-767 с.
56. Згура, В.В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе / В.В. Згура, Б.П. Денике. - М., 1929. - 45 с.
57. Иеромонах Иов (Гумеров). О современной практике вхождения в алтарь) // Вопросы священнику [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. -Заглавие с экрана. - Режим доступа : http://www.pravoslavie.ru/answers/6866.htm.
58. История Китая / под ред. A.B. Меликсетова. - 4 изд. - М.: Оникс, 2007. - 752 с.
59. Итс Р.Ф. Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века. : пособие для учителя / Р.Ф. Итс, Г.Я. Смолин. - Л., Учпедгиз, 1961. -216с.
60. Каменарович, И. Класический Китай / И Каменарович. - М. : Вече, 2006.-416 с.
61. Китайско-русский словарь. - Пекин, 2004. - 1250 с.
62. Книга прозрений : Сборник исследований и переводов / сост. В.В. Малявин. - М. : Наталис, 1997. - 448 с. - (Восточные арабески).
63. Книга пророка Захария (Зах.) // Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета: Канонические: В рус. пер. с парал. местами и словарем. - М. : Рос. библейское о-во, 2002. - Пс. 67.34.
64. Кобзев, А.И. Категория «философия» и генезис философии в Китае ; «Категории и основные понятия китайской философии и культуры» / А.И. Кобзев // Универсалии восточных культур. - М., 2001. - С. 383-428.
65. Козлова, М.А. Типология буддийских пагод Китая конца IV -начала X вв. :провинции Ганьсу, Шэньси, Хэнань, Шаньдун, Шаньси : дис. ... канд. искусствоведения / М.А. Козлова. - М., 2009. - 435 с.
66. Комиссаров, С.А. Археологические исследования на территории Гонконга и Макао / С.А. Комиссаров, Ю.А. Азаренко // Преподавание истории стран Азии в средней и высшей школе России : исторический опыт и современные проблемы. - Красноярск, 2008. - Вып. 3. - С. 93-115.
67. Комиссаров, С.А. Искусство китайской архитектуры : монография / С.А. Комиссаров. - Новосибирск, 2011. - 227 с.
68. Комиссаров, С.А. Мавзолей императора Цинь Шихуанди : учеб. пособие / С.А. Комиссаров, O.A. Хачатурян. - Новосибирск : РИЦ НГУ, 2010. -216с.
69. Комиссаров, С.А. Очерки истории китайской архитектуры : учеб. пособие / С.А. Комиссаров, A.A. Кулагин, H.A. Кривошеина. - Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 2007. - 139 с.
70. Кондрашевский, А.Ф. Практический курс китайского языка. Пособие по иероглифике : в 2 ч. / A.B. Кондрашенко. - М. : Издательский дом «Муравей», 2000. - 152 с. - Ч. 1.
71. Кондрашевский, А.Ф. Практический курс китайского языка. Пособие по иероглифике : в 2 ч. / A.B. Кондрашенко. - М. : Восток-Запад, 2009. - 102 е.-4.2.
72. Кравцова, М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. - М. : Лань, 2003.-416 с.
73. Кравцова, М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая / М.Е. Кравцова. - СПб. : «Лань» ; «ТРИАДА», 2004. - 960 с.
74. Крейдун, Ю.А. Храмы Горно-Алтайска и его предместей 20-21 век / Ю.А. Крейдун. - Барнаул : Издательство АлтГУ, 2010. - 202 с.
75. Крюков, В.М. Дары земные и небесные (к символике архаического ритуала в раннечжоуском Китае) / В.М. Крюков // Этика и ритуал в традиционном Китае. - М., 1988. - С. 56-84.
76. Крюков, В.М. Текст и ритуал / В.М. Крюков. - М. : Издательство «Памятники исторической мысли», 2000. - 463 с.
77. Крюков, В.М. Текст и ритуал : опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу / В.М. Крюков. - М. : «Памятники исторической мысли», 2000. - 464 с.
78. Крюков, В.М. Эволюция погребального обряда в архаическом Китае : социальный и этнический аспекты / В.М. Крюков // Этническая культура : динамика основных элементов. - М., 1984. - С. 115-124.
79. Крюков, М.В. Древние китайцы. Проблемы этногенеза / М.В. Крюков, М.В. Софронов, H.H. Чебоксаров. - М. : Наука, 1978. - 344 с.
80. Крюков, М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. -М., 1987.-318 с.
81. Кулагин A.A. Очерки по истории архитектуры и строительного дела Китая / A.A. Кулагин, С.А. Комиссаров, Ю.А. Азаренко. - Новокузнецк : Сиб. гос. индустр. ун-т, 2010. - 202 с.
82. Куликов, Д.Е. Орнитологические мотивы в культуре Шан-Инь и их
связь с древнекитайской мифологией / Д.Е. Куликов // Общество и государство
135
в Китае. XXXII научная конференция. - М. :Восточная литература, 2002. - С. 6-42.
83. Ле Корбюзье, Ш.Э. Архитектура 20 века / Ш.Э. Ле Корбюзье ; пер. с франц.-М., 1970.-303 с.
84. Леве, М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура / М. Леве. -М., 2005.-224 с.
85. Ли Дао-Чун. Свод сочинений о срединности и гармонии сущность таинственных врат / Дао Чун Ли // Библиотека Svitk.ru [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа : http://svitk.ru/004_book_book/4b/868_malyavin-antologiya_daos_filo.php.
86. Лисевич, И.С. Древние мифы глазами человека космической эры / И.С. Лисевич // Советская этнография. - 1976. - № 2. - С. 139.
87. Лисевич, И.С. Моделирование мира в китайской мифологии и учение о пяти первоэлементах / И.С. Лисевич // Теоретические проблемы восточных литератур. - М., 1969. - С. 45-50
88. Локонова, Е.Л. Храм как культурно-символический текст (на примере православного Храма): автореф. дис. ... канд. философских наук / Е.Л. Локонова. - Ростов-на-Дону, 2008. - 26 с.
89. Лоу Цинси. Традиционная архитектура Китая / Лоу Цинси. -Межконтинентальное издательство Китая, 2002. - 176 с.
90. Лукьянов, А.Е. Конфуцианский трактат "Чжун юн": перевод и исследование / А.Е. Лукьянов. - М. : Восточная литература, 2003. - 247 с.
91. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А.Е. Лукьянов. - М. : Инсан, Российский международный фонд культуры, 1992. - 208 с.
92. Лян Сычэн. Великая традиция и наследство архитектуры Китая / Лян Сычен // Советская архитектура. - 1953. - № 8. - С. 22-30.
93. Макгован, Д. Жизнь и нравы старого Китая / Д. Макгован, Д. И. Коростовец. - Смоленск, Русич, 2003. - 496 с.
94. Малевич, И.А. Внимание, Китай / И.А. Малевич. - Минск-М. : ACT, Харвест, 2001. - 320 с.
95. Малявин, В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин / В. Малявин. - М. : Молодая гвардия, 2008. - 496 с.
96. Малявин, В.В. Буддизм и китайская традиция (к проблеме формирования идеологического синкретизма) / В.В. Малявин // Этика и ритуал в традиционном Китае : Сб.ст./АН СССР, Ин-т востоковедения / отв. ред. Л.С. Васильев. - М. : Наука, 1988. - С. 256-273.
97. Малявин, В.В. Китай в ХУ1-ХУ11 вв. Традиция и культура / В.В. Малявин. - М. : Искусство, 1995. - 288 с.
98. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. - М. : ACT, 2000. - 534 с.
99. Маслов, A.A. Китай. Укрощение драконов : духовные поиски и сакральный экстаз / A.A. Маслов. - М. : Алетейя, Новый Акрополь, 2006. - 480 с.
100. Минченко, О. "Культура" : типология определений / О. Минченко // Культурология : теория, школы, история, практика [Электронный ресурс]. -Электрон, дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа : http://www.countries.ru/library/theory/definitions.htm.
101. Непомнин, O.E. История Китая : Эпоха Цин. XVII-начало XX века / O.E. Непомнин. - М. : Восточная литература, 2005. - 712 с.
102. Нумерология в Китае // Astrostar [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа : http://numerology.astrostar.ru/number/25216.html.
103. От магической силы к моральному императиву : категория дэ в китайской культуре / сост. Л.И. Борох, Ат. Кобзев. - М., 1998. - 422 с.
104. Ошанин И.М. Большой китайско-русский словарь : в 4 т. / И.М. Ошанин. -М., 1983.
105. Павлов, H.J1. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев : дис. ... доктора архитектуры / Н.Л. Павлов. - М. : 2003.-298 с.
106. Пань-гу // Мифы и легенды народов Китая [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа : http://www.legendami.ru/bod/china/china55.htm.
107. Переломов, Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / Л.С. Переломов. - М. : Наука, 1981. - 340 с.
108. Пюрвеев, Д. Б. Архитектура мироздания Издательство / Д.Б. Пюрвеев. - М. : Альтекс, 2006. - 312 с.
109. Ригведа : Мандалы V-VIII / изд. подгот. Т.Я. Елизаренкова; отв. ред. П.А. Гринцер. - М. : Наука , 1995. - 743 с.
110. Рычило, Б. Пекин. Новый русский путеводитель / Б. Рычило, М. Солнцев. - М. : Муравей-Гайд, 2000. - 296 с.
111. Самойлов H.A. Россия и Китай в XVIII-начале XX в. : тенденции взаимодействия и взаимовлияния / H.A. Самойлов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Востоковедение. Африканистика. - 2010.
- № 2. - С. 3-15.
112. Степанянц, М.Т. Универсалии восточных культур / М.Т. Степанянц.
- М. : «Восточная литература» РАН, 2001. - 431 с.
Шицзин. Книга песен и гимнов. / пер. A.A. Штукина. - М.-Л. : Наука, 1957. -616 с.
113. Сыма Цянь Исторические записки ("Ши цзи"). В 2 т. Т. 1-2. / Сыма Цянь.-М., 1972.
114. Сыма Цянь, Избранное / Сыма Цянь ; пер. с кит. - М., 1956. - 359 с.
115. Сычев, Л.П. Китайский костюм. Символика. История / Л.П. Сычев. -М. : Наука, 1975.- 160 с.
116. Тань Аошуан. Китайская картина мира : язык, культура, ментальность / Тань Аошуан. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 240 с.
117. Тертицкий, K.M. Китайские синкретические религии в XX веке / K.M. Тертицкий. - М., 2001.-415 с.
118. Тертицкий, K.M. Китайцы : традиционные ценности в современном мире / K.M. Тертицкий. - М., 1994. - 347 с.
119. Тертицкий, K.M. Социокультурные характеристики индивида в системе китайской цивилизации / K.M. Тертицкий K.M. - М. : ИНИОН РАН, 1992.-46 с.
120. Титаренко, M.J1. Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. Т. 6 (дополнительный) / М. J1. Титаренко. - М. : Искусство, 2010. — 1031 с.
121. Ткаченко, Г.А. Культура Китая. Словарь-справочник / Г.А. Ткаченко. - М. : «Муравей», 1999. - 383 с.
122. Топоров, В.Н. Модель мира / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. -Т. 2. - М. : Советская энциклопедия, 1988. - С. 228.
123. Торчинов, Е.А. Буддизм в Китае / Е.А. Торчинов // Буддизм. Каноны. История. Искусство. - М. : Дизайн. Информация. Картография, 2006. -С. 15-23
124. Тэйлор, Э. Первобытная культура / Э. Тэйлор. - М. : Терра-Книжный клуб, 2010. - 960 с.
125. Усов, В.Н. Культурная революция в Китае / В.Н. Усов // Удивительный Китай [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа : http://china.kulichki.com/history/CulturalRevolution/.
126. Философия китайского буддизма / под ред. Е.А. Торчинова. - Спб., 2001.-241 с.
127. Фицджеральд, С.П. Китай. Краткая история культуры / С.П. Фицджеральд. - СПб. : Евразия, 1998. - 456 с.
128. Флоренский, П.А. Иконостас [Текст] / П.А. Флоренский // Богословские труды. - М., 1972. - № 9. - С. 96.
129. Храм Белой Лошади - первый буддистский храм в Китае // Великая эпоха [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа : http://www.epochtimes.ni/content/view/40125/4/.
130. Храм земной и небесный / Институт востоковедения Рос. Акад. наук. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 590 с.
131. Хрестоматия по философии / под ред. A.A. Радугина. - М. : Центр, 2001.-416 с.
132. Шан Юэ .Очерки истории Китая (с древности до «опиумных» войн) / Шан Юэ. - М., 1959. - 580 с.
133. Шевченко, М.Ю. Истоки формообразования пространственных стереотипов в архитектуре Китая эпохи Чжоу : XI - III вв. до н.э., среднее и нижнее течение реки Хуанхэ : дис. ... канд. архитектуры / М.Ю. Шевченко. -М. : 2006. - 140 с.
134. Штейн, В.М. Экономические и культурные связи между Китаем и Индией в древности, до III в. н. э / В.М. Штейн. - М. : Изд-во восточной лит-ры, 1960.- 174 с.
135. Шукуров, Ш.М. Образ храма / Ш.М. Шукуров. - М. : Прогресс-Традиция, 2002. - 496 с.
136. Элиаде, М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре / М. Элиаде ; пер. с анг. - М. : ИД «Гелиос», София, 2002. - 224 с.
137. Этика и ритуал в традиционном Китае / ред. A.A. Бокащин, JI.C. Васильев, А.И. Кобзев. - М., 1988. - 336 с.
138. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая / Юань Кэ. - М. : Наука, 1987. -
528 с.
139. Ядыкина, A.A. Влияние индийской ступы на формирование китайской пагоды и использование числовой символики в культовых сооружения / A.A. Ядыкина // Актуальные проблемы развития социально -политического и религиозного пространства : сборник статей / Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПУ «Алтайский государственный Университет» факультет политических наук. - Барнаул : Изд-во Алтайского Государственного Университета, 2010. - С. 145-150
140. Ян Хин-Шун (ред.). Древнекитайская философия : в 2 т. Т. 1. / Ян Хин-Шун. - М. : Мысль, 1972. - 363 с.
141. Ян Хнн-Шун (ред.). Древнекитайская философия : в 2 т. Т. 2. / Ян Хин-Шун. - М. : Мысль, 1973.-384 с.
142. Яншина, Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии / Э.М. Яншина. - М., 1984. - 284 с.
143. Allan, S. The Shape of the Turtle : Myth, Art, and Cosmos in Early China / S. Allan. - New York, 1991. - 230 p.
144. Bernhard, К. Sound and symbol in Chinese / K. Bernhard. - Oxford, 1923,- 122 p.
145. Birell, A. Chinese Mythology. An Introduction / A. Birell. - Baltimore and London, 1999.-322 p.
146. Boerschmann, E. Chinesische Architektur / E. Boerschmann. - Bd. 1-2. -Berlin, 1912.
147. Chambers, W. Designs of Chinese Buildings, Furniture, Dresses, Machines and Utensils : to which is annexed a description of their temples, houses, gardens / W. Chambers. - London, 1757. - 40 p.
148. Decker, P. Chinese architecture, civil and ornamentalcTpaHHU, / P. Decker. - Farnborough, Gregg, 1968. - 72 p.
149. Fairbank, W. A pectoral history of Chinese architecture : A sudy of the development of its structural sysem and the ovolution of its types / W. Fairbank. -Cambridge : Mass MIT Press, 1984. - 200 p.
150. Le Corbusier, Ch. Le modulor, Boulogne sur Seine / Ch. Le Corbusier. -1951,- ....P.
151. Siren, O. China and Gardens of Europe of the Eighteenth Century / O. Siren. - Washington, 1990. - 458 p.
152. Siren, O. Chinese Sculpture / O. Siren. - Vol. I-IV. - N. Y., 1970.
153. Siren, O. Histoire des arts anciens de la Chine / O. Siren. - Bd. IV. -Paris-Brussels, 1930. - 294 p.
154. Wieger, S.J. Chinese characters.their origin, etymology, history,classification and signification. A Thorough study from Chinese Documents / S.J. Wieger. - New york, 1965.- 150 p.
155. [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Заглавие с экрана. -Режим доступа http://www.sd.xinhuanet.com/lh/2012-08/14/c_l 12717237.htm.
156. Алтарь-обсерватория, для наблюдений за небесными телами // Коммунистическая партия Китая, отдел пропаганды. 2012-08-07 [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа : http://www.qh.xinhuanet.com/doulan/2012tyh/2012-08/07/c_112649647.htm.
157. Археологи говорят : здесь действительно жили древние // Газета «Нань ян вань бао» [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Заглавие с экрана. -Режим доступа : http://epaper.01ny.cn/nywb/html/2012-5/10/content_964002.htm.
158. Ван Лумин. Название (иследование истоков китайской классической строительной литературы) / Лумин Ван. - Шанхай : Тунцзи дасюэ, 1997.- 144 с.
159. Ван Сяньчунь. Ханьцзы де циюань (Истоки иероглифов) / Сяньчунь Ван. - Шанхай : Сюэлинь, 2002. - 144 с.
Комиссия развития и реформ Провинции Шаньдун 2012-08-14 // Руины древней деревни в провинции Шаньдун раскрывают тайну алтаря
160. Ли Чжэн. Чжунго чуань тун гудай цзяньчжу синчжи юй гуни (Способы и технология возведения построек архитектуры Китая) / Чжэн Ли. -Шанхай. : Тунцзи дасюэ, 2006. - 271 с.
161. Ли Шуцзюнь. Чжунго гудай цзяньчжу вэньсянь чжуи юй луныиу (Древнекитайские тексты с комментариями о китайской архитектуре) / Шуцзюнь Ли. - Пекин : Гуне цзисе, 1996. - 143 с.
162. Лю Чжипин. Чжунго цзяньчжу лэйсин цзи цзегоу (Типология и конструкции древнекитайской архитектуре) / Чжипин Лю. - Пекин. : Чжунго цзяньчжу гуне, 2000. - 384 с.
163. Наньцзинский парк и летний дворец. Исследование памятника культуры - алтаря // Шанхайская компания с ограниченной ответственностью по культурной пропаганде. [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа :
http ://www. gucn.com/Info_ArticleList_Show. asp?Id=30360.
164. Раскопки Западного Чжоу открывает тайну царство Ци // Цзылинский научный и технологический 2010-2-14 Гаоцинский уезд. [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа : http ://www.j lstnet.net/html/kjgl/kjbl/kj sh/page/homepage_show25827.htm.
165. Сианьский Алтарь неба, забытый первый алтарь Поднебесной» / Ю Нин // Китайский информационный Интернет-центр [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Заглавие с экрана. - Режим доступа : http://www.china.com.cn/aboutchina/txt/2009-09/ll/content_18504672.htm.
166. У Ижэнь. Ханьзцы сюньгэнь (Изучение истоков происхождения иероглифов) / Ижэнь У. - Шанхай. : Шанхай жэньминь, 2006. - 122 с.
167. Цзин Дэ. Ханьзцы сюньгэнь 300 ле (Изучение истоков происхождения 300 иероглифов) / Дэ Цзин. - Город : Шаньдун мэйшу, 2005. -300 с.
168. Чжан Юйхуань. Туцзе Чжунго чжумин фоцзяо сыюань (иллюстрации известных буддийских монастырей Китая) / Юйхуань Чжан. -Пекин : Дандай Чжунго, 2012. - 263 с.
169. Чжан Юйхуань. Чжунго гудай цзяньчжу вэньхуа (Культура китайских древних построек) / Юйхуань Чжан. - Пекин : Цзисе гунне, 2007. -321 с.
170. Чжан Юйхуань. Чжунго фоцзяо цзяньчжу (Китайская буддийская архитектура) / Юйхуань Чжан. - Пекин : Дандай Чжунго, 2012. - 259 с.
171. Чжао Юйчунь. Цзяньчжу тань мяо (Постройка алтарей и храмов) / Юйчунь Чжао. - Пекин : Чжунго вэньлянь, 2009. - 183 с.
172. Чэнь Хэсуй. Ханьцзы чжун дэ гудай цзяньчжу (Иероглифы древних китайских построек) / Хэсуй Чэнь. - Тяньцзинь : Байхуа вэньни, 2005. - 227 с.
173. Ю Минань. Сишо ханьцзы. 1000 гэ ханьцзы де циюань ю яньбянь (Толкование иероглифов. Происхождение и эволюция 1000 иероглифов) / Минань Ю я. - Пекин : Цзючжоу, 2005. - 574 с.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Илл. 1. Витрувианский человек. Леонардо да Винчи
Илл. №2. Ле Корбюзье. Модулор
Илл. №3. План традиционной китайской усадьбы - сыхаюань
Илл. №4. Изображение пагоды кисти
Илл. №5. Человек с татуировкой на груди. Прообраз иероглифа ~Х [вэн] «знак»
Илл. №6. Два лежащих человека. Левый человек лежит головой вверх, а правый перевернут головой вниз. Иероглиф [хуа] «превращаться, изменяться»
Илл. №7. Ступа - могильный курган
Илл. №8. Изображение некого предмета, разорванного не две равные части. Иероглиф [ба] «восемь»
Илл. №9. Великий ступа Санчи
Илл. №10. Ворота великой ступы Санчи
Илл. №12. Древний алтарный камень с пиктограммами. Провинция Ляонин, г. Янь Хай
Илл. №13. Пагода храма Цышоу с алтарным возвышением. Г. Баличжуан
Илл. №14. Пагода с алтарным возвышением на юге Китая, рядом с Чао-Чоу фу
Илл. №15. Пагода Тета («Железная пагода») с алтарным возвышением. Г. Кайфын
Илл. №16. Пагода - кисть Цзылай
Рис. №17. Пагода Линянь. Провинция Шаньдун, уезд Чанчин
Илл. №18. Могила Конфуция
Илл. №19. Каменный фонарь
Илл. №20. Каменный фонарь.
/
Илл. №21. Древний алтарь «титай». Район Волун
Илл. №22. Древний каменный алтарь. Городе Янь Хай, провинция Ляонин
>
/\
Илл. №23 Древнее желище-землянка
Илл. №24 Царское кладбище с алтарем. Лянчжуский комплекс Яошань
Илл. №25. Глинобитный алтарь. Провинция Шаньси, Сянжидэ
Илл. №26. Структура алтаря - проекция цифры «три»
Илл. №27. Алтарь Пиона
Илл. №28. Алтарь пиона
Илл. №29. Павильон Лун Тань Шэн Ти
Илл. №30. Павильон Лун Тань Шэн Ти с алтарем
Илл. №32. Элемент павильона Лун тань шэн ти. Мифологические животные
Илл. №31. Алтарь павильона Лун Тань Шэн Ти
Илл. №33. Элемент павильона Лунтань шэнти. Второй ярус состоит из четырех сторон и символизирует «сысян» - четыре стихии
Илл. №34. Элемент павильона Лун Тань Шэн Ти. Третий ярус имеет шесть сторон и символизирует «лючи» » - круговращении частиц жизненной энергии
Илл. №35. Павильон Лун Тань Шэн Ти. Вид сверху
Илл. №36. Алтарь, сооруженный для церемонии погребения усопшей пожилой пары. Район Шэньси-Ганьсуинся
Илл. №37. Алтарь, сооруженный для церемонии погребения усопшей пожилой. Район Шэньси-Ганьсуинся
Илл. №38. Алтарь «угун». Усыпальница четырех императоров династии Цин
Илл. №39. Алтарь «угун». Усыпальница четырех императоров династии Цин
Илл. №40. Алтарь «угун». С вазами, имеющими квадратное основание
Илл. №41. Ярусный «титай». Тянь-Шань, Птичий овраг
Илл. №42 Алтарь в честь правителя Юй. Китай. Провинция Сычуань, уезд Вэньчуань, Ню шан ку эр пин
Илл. №43 Алтарь в честь правителя Юй. Китай. Провинция Сычуань, уезд Вэньчуань, Ню шан ку эр пин
Илл. № 44. Алтарь Крокодила. Китай, провинция Гуандун, город Чаочжоу
Илл. № 45. Алтарь Крокодила. Китай, провинция Гуандун, город Чаочжоу
Илл. № 46. Алтарь Неба. Китай, Пекин
Илл. № 47. Алтарь Неба. Китай, Пекин
Илл. №48. Алтарь Неба. Китай, Пекин
Илл.№49. Алтарь Неба. Китай, Сиань
Илл. № 50. Алтарь Неба. Китай, Сиань
Илл. №51. Алтарь Неба. Китай, Сиань
Илл. № 52. Домашний алтарь - «гунтай»
Илл. № 53. Домашний алтарь - «гунтай»
Илл. № 54. Домашний алтарь - «гунтай»
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.