Хореографические интерпретации балетов Игоря Стравинского "русского периода" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Грызунова, Ольга Валериевна

  • Грызунова, Ольга Валериевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 177
Грызунова, Ольга Валериевна. Хореографические интерпретации балетов Игоря Стравинского "русского периода": дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2017. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Грызунова, Ольга Валериевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Балеты «русского периода»: образно-поэтический и концепционный замысел композитора

1.1. Понятие «интерпретация» в балетном театре и критерий художественной значимости хореографической интерпретации

1.2. Сказочно-мифологическая «Жар-птица»

1.3. «Петрушка» - психологическая драма на фоне Петербурга 1830-1840 гг

1.4. Экспрессионистская трактовка языческого жертвоприношения в «Весне священной»

1.5. «Свадебка» - крестьянский обряд и музыкально-хореографический авангард

Глава 2. Начало обновления пластических средств в рамках замысла композитора

2.1. Первый эксперимент Федора Лопухова с «Жар-птицей»

2.2. Обогащение классического танца в «Жар-птице» Джорджа Баланчина

Глава 3. Трансформация либретто и отход от русской этнографии в 1950-1980-х гг.

3.1 Актуализация содержания партитуры «Жар-птицы» Морисом Бежаром и Борисом Эйфманом

3.2 Реминисценции «дягилевской» постановки «Петрушки» в абстрагированном балете Мориса Бежара

3.3. Трансформация программной основы «Весны священной» и радикальное отступление от нее

3.4. Иржи Килиан и Анжелен Прельжокаж в диалоге со «Свадебкой» Стравинского-Нижинской

Глава 4. Метаморфозы сюжета и нивелирование русской стилистики в конце

XX - начале XXI вв.

4.1. Современные обличья «Жар-птицы»

4.2. Превращение «Петрушки» в социально-политический манифест

4.3. Многообразие прочтений ритуальной «Весны священной»

4.4. Поиски новой пластической образности в обрядовой «Свадебке»

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хореографические интерпретации балетов Игоря Стравинского "русского периода"»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Настоящее исследование посвящено проблеме интерпретации балетных партитур Игоря Стравинского «русского периода» творчества, к которым относятся «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) и «микстовая» «Свадебка» (1923), в которой встречаются вокально-словесное и танцевально-пантомимное начала [13, С. 10]. Названные сочинения -значительная часть русской музыкальной культуры1. Русский стиль этих произведений выдвинул новые требования к хореографическому решению, бросив вызов первым постановщикам в лице Михаила Фокина, Вацлава и Брониславы Нижинских, повлиял на природу балетного театра и обогатил его выразительные возможности.

В «Жар-птице» Фокин дал новую жизнь жанру русской сказки на балетной сцене. Через полвека, прошедших с момента премьеры «Конька-горбунка» (1864) - эклектичной, эффектной феерии на традиционно дансантную партитуру итальянца Чезаре Пуньи, в которой можно было услышать ритмические и интонационные особенности музыки разных народов [115, с. 170] - балетмейстер решительно обновил танцевальный язык. Воплощая пластически сказочную изобразительность музыки Стравинского, музыкальные портреты её мифических героев и человеческих персонажей, Фокин приблизил образную стилистику хореографии к духу русского фольклора.

1 В «русский период» творчества Стравинским создано более двадцати произведений различных жанров. В область исследования не входят основанные на фольклоре «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (1916), «Сказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая и танцуемая» (1918), в которых наряду с пением разворачивалось и хореографическое действие. Один из критериев отбора материала для исследования - возможность увидеть хореографическое решение оригинальных версий балетов, созданных в антрепризе Дягилева. Хореографические реконструкции «Байки...» и «Сказки о солдате» не предпринимались. Эти партитуры не были столь востребованы хореографами, как четыре рассматриваемых нами сочинения.

В «Петрушке» балетмейстер обратился к городскому фольклору начала XIX века, смело внесенному в партитуру Стравинским. Музыка, где сцены шумного народного празднества чередовались с камерными портретами главных героев, подсказала новый для балетного театра драматургический прием киномонтажа с контрастной сменой планов (от общего к крупному и наоборот).

Новую страницу в истории балетного театра открыл Вацлав Нижинский, «Весна священная» которого обладала необычайной взрывной силой даже после Фокина. «Антибалетная» хореография, воплотившая на сцене архаичный ритуал жертвоприношения, вновь была подсказана симфонической партитурой с ее нашествием варварских ритмов. Открытия «Весны» продолжила Бронислава Нижинская, подхватившая пластические поиски брата вместе с сохранением ритуальной тематики в постановке «Свадебки».

На протяжении XX - начала XXI вв. партитуры Стравинского «русского периода» неуклонно притягивали балетмейстеров. Количество постановок на музыку с отчетливо выраженной национальной спецификой дает повод говорить об отдельном пласте балетного искусства. С «легкой руки» Мориса Бежара, потрясшего мир неожиданной, далекой от трагедийности «Весной священной»2, новые поколения хореографов встали на путь экспериментов с гениальной музыкой. Подходы к «русским» сочинениям становились все разнообразнее. Одни открывали в произведениях Стравинского новое содержание, другие предлагали их крайне субъективное прочтение. Порой постановщики так удалялись от образно-поэтического строя и музыкальной драматургии музыки, что их фантазии выглядели пародией и даже глумлением над композиторским замыслом. В совокупности хореографические трактовки играли роль лакмусовых индикаторов и наглядно демонстрировали смену тенденций в балетном искусстве. Лидером по числу обращений среди четырех партитур оказалась «Весна священная». В 1913 году она вызвала оторопь публики, а со второй половины XX века стала желанной гостьей на лучших балетных сценах мира и во многих авторских театрах: по данным цифровой базы «Stravinsky and the Global Dance» хореографических

2 Постановка «Весны священной» Мориса Бежара 1959 года произвела эффект разорвавшейся бомбы и способствовала росту обращений других балетмейстеров к музыке Стравинского.

интерпретаций на партитуру «Весны священной» насчитывается более двухсот3.

В диссертации на примере различных, порой взаимоисключающих трактовок «русских» балетов Стравинского в XX - начале XXI вв., прослежена эволюция хореографической мысли. Это продиктовано необходимостью представить общую картину толкования музыки Стравинского в балетном театре, выявить преемственность идей и разобраться в значимости достижений хореографов, в художественной состоятельности предложенных ими прочтений.

Опыт создания антологии постановок «русских балетов» Стравинского и попытка обобщения обильного материала еще не предпринимались в балетоведении. Многие из рассматриваемых в диссертации спектаклей прежде не подвергались серьезному анализу, который позволил бы увидеть точки соприкосновения между пластическим решением и партитурой и определить видовую принадлежность спектакля (балет или танцтеатр). Это важно в связи со сложившимися театральными реалиями - все чаще на сценах ведущих оперно-балетных театров появляются новые хореографические трактовки признанных классическими партитур, которые ошибочно характеризуют как балет.

Поскольку обилие интерпретаций полностью охватить невозможно, мы ограничились анализом наиболее значимых версий. Значимость спектаклей определена исходя из их сохранности в мировом репертуаре, вызванном ими в момент появления общественном резонансе. На отбор материала повлиял и их показ на ведущих мировых театральных сценах. Поскольку к таким сценам относится Мариинский театр, его постановки заняли существенное место в исследуемом материале.

Охватить все обилие постановок - задача трудно выполнимая, но в любом случае данное исследование положит начало изучению обширной области современного балетного театра - хореографическим трактовкам «русских балетов» Стравинского.

Объект исследования - хореографические постановки на партитуры Игоря Стравинского «русского периода» («Жар-птица», «Петрушка», «Весна

3

Ц^: http://ws1.roehampton.ac.uk/stravinsky/short musicalphabeticalcompositionsingle.asp

(Дата обращения 18.06.2015)

священная», «Свадебка»).

Предмет исследования - образно-концепционное содержание авторских спектаклей, созданных хореографами разных индивидуальностей и культур на музыку балетных партитур Игоря Стравинского «русского периода» («Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка»).

Степень научной разработанности темы

Балетные партитуры Игоря Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка» неоднократно становились предметом анализа в музыковедении и балетоведении.

В музыковедении творчество Стравинского изучается многоаспектно: с позиций эволюции музыкального стиля, генезиса того или иного произведения, художественной преемственности идей и музыкального языка по отношению к композиторам-предшественникам, современникам, последователям, в контексте истории русской музыки начала XX века и т.д. Что касается первого периода его творчества, называемого «русским», то музыковедами изучен продолжительный процесс работы композитора с фольклором от прямого цитирования в «Жар-птице» и «Петрушке» до воссоздания духа фольклора в «Весне священной» и «Свадебке», прослежена эволюция трактовок композитором выразительных средств народной музыки. Первое русскоязычное издание, посвященное заявленным в теме исследования балетам, - монография И.Я. Вершининой «Ранние балеты Стравинского» [26]. Разносторонний, глубокий взгляд на творчество композитора и, в частности, на «русские» партитуры можно найти в трудах музыковедов Б.В. Асафьева [8], М.С. Друскина [50], Б.М. Ярустовского [157], А.И. Демченко [42; 43; 44], С.И. Савенко [110; 111; 112], А.А. Баевой [13], композитора О. Мессиана [81]. В контексте исторических и теоретических проблем музыкального театра данные партитуры рассматривались в исследованиях Р.Г. Косачевой [65; 66]. Многие исследователи, в том числе зарубежные, сосредотачивали внимание на технике работы композитора с образцами народного музыкального творчества (Л.П. Иванова [56], С.И. Савенко [113], Р. Тарускин [172], Л. Андриссен [6]).

Как правило, хореографические трактовки музыки Стравинского остаются

за рамками музыковедческих трудов. Едва ли не единственный пример совместного анализа музыки и хореографии - монография С.В. Наборщиковой «Видеть музыку, слышать танец: Стравинский и Баланчин. К проблеме музыкально-хореографического синтеза» [86]. Однако в книге Наборщиковой затронут период сотрудничества Стравинского с Баланчиным и, следовательно, рассматриваются его неоклассический и додекафонные периоды творчества. В рамки этого исследования попадает «Жар-птица» - единственный балет «русского периода», к которому обратился Баланчин в 1949 году и который в монографии получает общую оценку хореографического решения.

В отечественном и зарубежном балетоведении наиболее полно освещена сценическая история интересующих автора исследования балетов в антрепризе Сергея Дягилева. В рамках фундаментальных исторических исследований В.М. Красовской [67], Г.М. Добровольской [48], Е.Я Суриц [134] затронут исторический аспект, прослежены тенденции развития балетного театра, воссоздана эстетическая атмосфера первых десятилетий XX века. Некоторые труды исторической направленности включают анализ постановочных опытов советских балетмейстеров (версия «Жар-птицы» Федора Лопухова в книге Е.Я. Суриц [134]). «Дягилевский период» тщательно рассмотрен и зарубежными исследователями. На русский язык переведены книги Л. Гарафолы «Русский балет Дягилева» (2009) и Ш. Схейена «Дягилев. "Русские сезоны" навсегда» (2012). Первая работа - опыт анализа творчества хореографов антрепризы, истолкования их художественной идеологии и выявления творческих связей. Вторая - наиболее полная на сегодняшний день биография Дягилева, которую не отделить от истории «Русских сезонов». Огромное подспорье в освещении «дягилевского периода» - труд В.П. Варунца «И.Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии» (Т. 1-3, 1998-2003). Собранная исследователем корреспонденция Стравинского и развернутые комментарии демонстрируют возникновение замыслов спектаклей и их эволюцию со слов самих авторов. Дополняют сведения эпистолярного наследия композитора его мемуары и воспоминания сотрудничавших с ним хореографов (М.М. Фокин [139], Б.Ф. Нижинская [88]).

Феномены Дягилева и «Русских сезонов» с каждым годом все более полно освещают научные конференции4, продолжая заполнять «белые пятна» в истории антрепризы. Насыщены интересующей нас информацией монографии о хореографах, создавших прославленные балеты или причастных к продолжению их сценической жизни в рамках антрепризы (В.М. Красовская5, Г.Н. Добровольская [48], Е.Я. Суриц6, Р. Бакл [14]).

Отдельным «дягилевским» балетам посвящены специальные очерки и исследования [124; 165]. Среди них - издание «"Жар-птица" и "Петрушка" И.Ф. Стравинского» (1963) [51], особо ценное благодаря словесной фиксации фрагментов хореографии этих балетов Г.Н. Добровольской и Г.Р. Замуэлем.

Постдягилевские постановки «русских» балетов Стравинского, как правило, не вызывают подобного ажиотажа в исследовательских кругах, хотя последние полвека ранние произведения композитора неизменно привлекают балетмейстеров. Показательный пример - недавний вековой юбилей «Весны священной», который пробудил исключительный интерес к этой музыке, инспирировав «именные» фестивали, новые постановки и литературу [27; 31], и еще раз подтвердил необычайную востребованность партитуры в современном балетном театре. Появляются, правда, не слишком часто, и новые версии «Жар-птицы», «Петрушки», «Свадебки». Однако этот процесс еще не освещен с достаточной полнотой в специальной литературе. Сведения о нескольких авторских версиях можно почерпнуть в монографиях о хореографах и исполнителях (О.Р. Левенков [69], Н.Н. Зозулина [53]), в мемуарах балетмейстеров (Ф.В. Лопухов [74; 76], М. Бежар [17]). Представление о постановках последних десятилетий можно получить лишь по критическим статьям. Между тем назрела необходимость обобщить противоречивый материал и сделать выводы о своеобразии интерпретаций русской музыки балетмейстерами разных поколений.

Цель исследования - создание развернутой картины сценической жизни рассматриваемых балетных партитур от премьерных спектаклей в антрепризе

4 См. сборники материалов по итогам Международного симпозиума «С.П. Дягилев и современная культура». Пермь, 2005.

5 Красовская В. М. Нижинский. Л., 1974.

6 Суриц Е.Я. Артист и балетмейстер Леонид Мясин. М., 2012.

С.П. Дягилева до наших дней.

Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:

1) проанализировать в ракурсе заявленной проблемы идейно-образное содержание авторских версий постановок на музыку балетов Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и «Свадебка»;

2) вывести и формализовать критерий художественной значимости спектакля, который позволил бы обосновать причины долгой сценической жизни постановки или, напротив, объяснить её недолговечность;

3) с помощью критерия отделить балетные постановки от более поздних

п

видовых образований (танцтеатр, пластический театр) ;

4) выявить своеобразие подходов хореографов к исследуемым партитурам, а также показать варианты смысловых расхождений новых версий со спектаклями антрепризы С. Дягилева конца XX - начала XXI вв.;

5) сделать выводы о некоторых тенденциях балетного театра XX - начала XXI вв. на материале балетных прочтений «русских» партитур Стравинского. Материал исследования составили следующие источники:

1) хореографические спектакли (варианты хореографических реконструкций и новые прочтения) в исполнении отечественных и зарубежных трупп, идущие на сценах современного театра или зафиксированные на видеозаписях;

2) музыкальные партитуры Игоря Стравинского («Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка»);

3) интервью c балетмейстерами и исполнителями.

Научная значимость исследования состоит в формулировании критерия,

у

Под балетом мы понимаем вид искусства, в котором передача основного содержания и воплощение художественных образов, заложенных в музыкальной партитуре, осуществляется только средствами танцевального (пластического) языка через систему выработанных в рамках балетного театра хореографических форм. Уже в середине XX века наметилась тенденция к взаимопроникновению выразительных средств и эстетики танца модерн и современных направлений в систему выразительных средств балетного жанра. Следствие этого - сложности в определении видовых границ. Потому в область нашего исследования наряду с работами хореографов-традиционалистов входят постановки классиков танца-модерн (например, Марты Грэм) и представителей современных танцевальных школ (Анжелена Прельжокажа, Татьяны Багановой). Одни из них вписываются в определение балета, другие, в силу чрезмерно вольных отношений с партитурой, отнесены нами к жанру пластического театра.

позволяющего определить принадлежность постановки к балетному спектаклю или к пластическому театру (танцтеатру), выявить причины его долгой сценической жизни и художественную значимость по степени взаимосвязи постановочного решения спектакля и его хореографии с идейно-концепционным содержанием партитуры.

Данный критерий, выведенный из опыта предшественников, расширяет существующие теоретические наработки, согласно которым прежде от хореографа требовалось соблюдение изначальной сценарной составляющей, растворенной в партитуре. Согласно предложенному критерию, идейно-концепционное содержание партитуры определяется не столько либретто (программой, сценарием), сколько системой выразительных средств партитуры, которая задает звуковую образность.

Путем применения критерия проанализирован ряд постановок, часть из которых прежде не становилась объектом научного исследования, и выявлены точки соприкосновения постановочного решения и хореографической образности с идейно-концепционным содержанием партитуры.

Выявляя с помощью критерия общее и различное в средствах концептуальной трактовки музыки хореографами различных индивидуальностей и направлений, создана общая картина трансформации хореографического искусства в ХХ - начале XXI вв. на примере балетов Стравинского «русского периода» и раскрыты основные тенденции, характерные для хореографического искусства рубежа XX - XXI вв.

Методология

Цель исследования определила комплексный подход в формировании методологии:

1) метод историко-искусствоведческого анализа позволяет рассмотреть предмет исследования объемно, во взаимосвязи с культурным контекстом эпохи и с основными тенденциями, характерными для искусства разных десятилетий;

2) метод анализа хореографического текста спектаклей помогает выявить их образно-поэтическое содержание, формально-стилистические особенности;

3) метод анализа формально-стилистических особенностей партитур

использован для раскрытия особенностей их художественного языка и формулирования идейно-образного содержания;

4) компаративный метод на основе сопоставления формально-содержательных сторон хореографических трактовок необходим для выявления их идейно-концепционной общности или, напротив, тематических, идейных, эстетических различий;

5) источниковедческий метод позволил сопоставить различные источники информации (периодика, исследования по эстетике, теории и истории искусства, музыковедческие и балетоведческие труды научно-теоретического характера, мемуары, архивные материалы из ЦГАЛИ, отдела афиш и программ Мариинского театра и музея Михайловского театра)

Таким образом, диссертационное исследование проведено на основе принципов изучения хореографического спектакля, выработанных театроведческой и балетоведческой школами.

Структура диссертации

Диссертация состоит из Вступления, четырех глав, Заключения, Списка литературы (178 наименований), Приложения. Главы диссертации освещают трансформацию балетов Стравинского по определенным хронологическим периодам. Первая глава посвящена премьерным спектаклям в антрепризе Дягилева, которые в полной мере свидетельствуют о взаимном дополнении друг другом музыкальной, хореографической и визуальной составляющих. Вторая глава освещает опыты обогащения хореографических средств при сохранении изначального либретто (версии Федора Лопухова и Джорджа Баланчина). В центре внимания третьей главы - стремительное расширение идейно-образных границ партитур, характерное для второй половины XX века (версии Мориса Бежара, Бориса Эйфмана, Натальи Касаткиной и Владимира Василёва, Пины Бауш, Джона Ноймайера, Марты Грэм, Иржи Килиана, Анжелена Прельжокажа). В четвертой главе представлено обозрение хореографических трактовок конца XX - начала XXI вв., которые подытоживают пластические и режиссерские поиски XX столетия (Олег Виноградов, Константин Уральский, Алексей Ратманский, Кирилл Симонов, Евгений Панфилов, Донвена Пандурски, Саша Вальц, Алексей

Мирошниченко, Татьяна Баганова, Марио Бигонцетти). В Заключении на основе проведенного анализа хореографических трактовок сделаны выводы об общих тенденциях развития балетного искусства. Приложение содержит перечень рассмотренных в исследовании спектаклей с указанием дат премьер и их первых исполнителей.

Положения, выносимые на защиту:

1) В качестве критерия художественной значимости балетного спектакля предложено соответствие постановочно-хореографического решения идейно-концепционному содержанию музыки. Степень близости может варьироваться от полного соответствия хореографического прочтения первоначальному замыслу композитора до кардинального отхода от сюжетно-действенной драматургии при сохранении верности основным структурно -стилистическим особенностям партитуры;

2) На основании предложенного критерия по характеру взаимодействия пластического содержания с музыкальной концепцией (сюжет, образность стиль) проанализированы спектакли, прежде не получившие исчерпывающего осмысления в специальной литературе;

3) На основании критерия проведено видовое разграничение между балетными спектаклями и постановками, относящимися к театру пластики, а не к традиционному балету;

4) Создана развёрнутая картина сценической жизни рассматриваемых партитур и выявлены основные тенденции интерпретации русских балетов на современном этапе.

Теоретическая значимость исследования состоит в формулировании критерия, который позволяет обосновать художественные достоинства и продолжительность сценической жизни спектакля и помогает провести видовые разграничения между балетами и спектаклями иных экспериментально-пластических форм.

Практическая значимость исследования заключается в расширении базы для создания общей истории хореографического искусства. Материал, собранный по теме исследования, может быть использован в рамках учебных

курсов по истории отечественного и зарубежного балетного театра, по режиссуре и сценарной драматургии балета.

Апробация результатов

По теме диссертации опубликованы статьи, включая публикации в рекомендованных ВАК изданиях. Материалы исследования использовались в лекционном курсе «Сценарная драматургия балета» (2013-2014), прочитанном на кафедре балетмейстерского образования Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, на всероссийских и международных конференциях, научно-практических семинарах (Сочи, Санкт-Петербург), международном конгрессе 1ССЕЕБ 2015, проходившем в Японии (Макугари).

ГЛАВА 1. БАЛЕТЫ «РУССКОГО ПЕРИОДА»: ОБРАЗНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ И КОНЦЕПЦИОННЫЙ ЗАМЫСЕЛ

КОМПОЗИТОРА 1.1. Понятие «интерпретация» в балетном театре и критерий художественной значимости хореографической интерпретации

Проблема интерпретации в современной науке об искусстве и в культурологии часто вызывает дискуссии. С одной стороны, искусство основывается на преемственности форм и смыслов, предполагая актуализацию опыта прошлого путем его переосмысления. С другой стороны, современное постмодернистское театральное искусство изобилует примерами постановок, где первоначальный авторский замысел чрезмерно упрощен. Балетный театр не является исключением: каждый год появляются новые интерпретации балетов, обретших статус художественного наследия. Между тем в науке о балете отсутствуют какие-либо аксиологические ориентиры, которые позволили бы определить качество интерпретации. В отличие от искусствоведения и театроведения, в балетоведении даже не найдена дефиниция слова «интерпретация», что свидетельствует о несовершенстве понятийного аппарата молодой науки (в двух справочных изданиях «Балет. Энциклопедия» [15] и «Русский балет. Энциклопедия» [108] такой термин отсутствует).

Прежде чем приступить к анализу различных хореографических интерпретаций, в исследовании предпринята попытка сформулировать термин «интерпретация» и предложить идейно-художественный критерий для определения художественного уровня интерпретации. Таким образом, предполагается ликвидировать терминологический «пробел» и выработать аксиологические ориентиры для определения качества хореографической интерпретации той или иной партитуры.

Термин «интерпретация» - междисциплинарный, имеет широкое толкование и входит в понятийное поле гуманитарных и технических наук. Обилие толкований термина «интерпретация» в языкознании, литературоведении, культурологии, философии, математике и иных дисциплинах демонстрирует, что это понятие - востребованный инструмент в гуманитарных и технических теориях при осуществлении различных проектов и исследований.

Для определения и формулирования точного значения слова «интерпретация» в балетном театре рассмотрен ряд концепций этого термина в различных дисциплинах, включая теорию театра и теорию музыки, и выработано такое толкование этого термина, которое удовлетворяло бы особенностям балета как музыкально-театрального вида искусства [15, с. 42].

В широком значении интерпретация - фундаментальная операция мышления, придание смысла любым проявлениям духовной деятельности человека, объективированным в знаковой или чувственно-наглядной форме. Интерпретация — основа любого процесса коммуникации, в ходе которого приходится истолковывать намерения и действия людей, их слова и жесты, произведения художественной литературы, музыки, искусства, знаковые системы [138]. Специфика интерпретации в гуманитарном знании, в науках о культуре — постижение (расшифровка, декодирование) смысла, воплощенного в различных текстах и вообще артефактах культуры [91].

Современная наука подразумевает под текстом некую объективную систему знаков. Системы знаков могут быть различны: ими могут быть естественный язык, язык математики, химии, живописи, другие языки науки и искусства [10, с. 14], в том числе балет. Каждая из этих систем используется для обмена информацией. Объективные системы знаков, проходя через мировоззрение личности, превращаются в субъективную систему знаков — это и есть интерпретация. Мировоззрение формируется вследствие ценностных установок индивида, а также бытовых, социальных, исторических реалий. Различие мировоззрений обуславливает множественность интерпретаций объективных знаковых систем и их относительность [71, стб. 306].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Грызунова, Ольга Валериевна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдоков, Ю. Б. Музыкальная поэтика хореографии : пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве : взгляд композитора / Ю. Б. Абдоков. — М.: ГИТИС, 2009. — 270 с.

2. Азадовский, М. К. История русской фольклористики: в 2-х т. / М. К. Азадовский; под общ. ред. Э. В. Померанцевой. — М.: Учпедгиз, 1958. — 1 т. — 479 с.

3. Александр Бенуа размышляет... / Сост. И. С. Зильберштейн, А. Н. Савинов.— М.: Советский художник, 1968. — 752 с.

4. Аналогии и параллели : сб. статей / Ред.-сост. А. И. Демченко. — Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2013. — 606 с.

5. Андреева, Е. Ю. Все и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века / Е. Ю. Андреева. — СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2011.— 584 с.

6. Андриссен, Л. Часы Аполлона. О Стравинском / Л. Андриссен, Э. Шёнбергер; [перевод И. Лесковская, Б. Филановский]. — СПб.: Издательство Фонда ПРО АРТЕ, Академический проект, 2003. — 304 с.

7. Антология литературно-эстетической мысли / [перевод С.Л. Воробьев]. — М.: Радуга, 1991. — 640 с.

8. Асафьев, Б. В. Книга о Стравинском / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1977. — 280 с.

9. Асафьев, Б. В. О балете: Статьи. Рецензии. Воспоминания / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1974. — 296 с.

10. Астахов, М. А., Ростовцев, Ю. Г., Яфраков, М. Ф. Информационная борьба и знаковые системы / М. А. Астахов и др. — М.: Том, 2007. — 332 с.

11. Ахрамович-Богомолова, М. Т. Декорационные материалы - художникам

театра / М.: Союз театр. деятелей РСФСР, 1988. — 116 с.

12. Багно, В. Е. Эскизы Александра Бенуа в Национальном театральном музее Альмагро / В. Е. Багно // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 6. — М.: Собрание; Наука, 2009. — С. 397-401.

13. Баева, А. А. «Слышать музыку глазами»: взаимодействие искусств в театре И. Стравинского / А. А. Баева. — М.: Государственный институт искусствознания, 2015. — 134 с.

14. Бакл, Р. Вацлав Нижинский. / Р. Бакл; [перевод Л. А. Игоревский]. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2001. — 493 с.

15. Балет. Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Григоровича. — М: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.

16. Баланчин, Д. Сто один рассказ о большом балете / Д. Баланчин, Ф. Мэйсон; [перевод У. Сапцина]. — М.: Крон-пресс, 2000. — 494 с.

17. Бежар, М. Мгновение в жизни другого. В чьей жизни / М. Бежар; [перевод Л. Зонина, М. Зонина]. — М.: Русская творческая палата, 1998. — 240 с.

18. Бенуа, А. Н. Мои воспоминания: в 2 т. / А. Н. Бенуа.— 2-е изд.— М.: Наука, 1993. — 2 т. 750 с.

19. Бенуа, А. Н. Дневники 1908-1916. Воспоминания о русском балете / А. Н. Бенуа. — М.: Захаров, 2011. — 560 с.

20. Биркан, Р. И. О поэтическом тексте «Свадебки» Стравинского / Р. И. Биркан // Русская музыка на рубеже XX века. — М.-Л., 1966. — С. 240—252.

21. Бочарникова, Э. В. Молодость дерзает / Э. В. Бочарникова // Театральная жизнь. — 1979. — № 14. — С. 17.

22. Валентин Елизарьев: [альбом]. — Минск: Беларусь, 2003. — 191 с.

23. Ванслов, В. В. О музыке и о балете / В. В. Ванслов. — М.: Памятники исторической мысли, 2007. — 332 с.

24. Вартанов, С. Я. Знаковая семантика и интеграция концепции в фортепианной интерпретации / С. Я. Вартанов // Проблемы музыкальной науки. — 2015. — № 4. — С. 49—57.

25. Васенина, Е. Российский современный танец. Диалоги / Е. Васенина. — М.: Еше^епсуехй, 2004. — 257 с.

26. Вершинина, И. Я. Ранние балеты Стравинского / И. Я. Вершинина. — М.: Наука, 1967. — 224 с.

27. Век «Весны священной» - век модернизма [1913-2013]: международный фестиваль балета / Гл. сост. П. Гершензон, О. Манулкина. — М.: Большой театр России, 2013. — 349 с.

28. Виноградов, О. М. Исповедь балетмейстера / О. М. Виноградов. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. —336 с.

29. Гаевский, В. М. Весна священная / В. М. Гаевский // Театр. — 1965. — № 10. — С. 37.

30. Глебов, И. Жар-птица: Балет: Программа / И. Глебов. — Пг.: Гос. Ак. театр оперы и балета, 1921. — 31 с.

31. 1913. Год отсчета / Сост. и ред.: А. Нарвинская и др.; авт. идеи: Т. Шишкова. — М.: CORPUS и др., 2014. — 317 с.

32. Головашенко, Ю. А. Классика и классичность / Ю. А. Головашенко // Советская культура. — 1976. — № 8 (4912). — 27 января. — С. 5.

33. Головашенко, Ю. А. Многогранность таланта / Ю. А. Головашенко // Вечерний Ленинград. — 1975. — № 164 (9079). — 15 июля.— С. 3.

34. Гончарова, Н. С. «Свадьба» / Н. С. Гончарова; [коммент. А. Лукановой] //За занавесом века: Исследования и публикации по искусству русской сценографии XX века. — М.: Русское слово, 2004. — С. 92-107.

35. Григорьев, С. Л. Балет Дягилева 1909-1919/ С. Л. Григорьев; [перевод Н. А. Чистякова]. — М.: АРТ СТД РФ, 1993. — 383 с.

36. Губайдуллина, Е. Тире и точки Пины Бауш / Е. Губайдуллина // Культура. — 1993. — № 40.— 16 ноября. — С.8.

37. Давыдова, М. В. Художник в театре начала XX века / М. В. Давыдова. М.: Наука, 1999.— 150 с.

38. Дашичева, А. Весна священная / А. Дашичева // Советская культура. — 1965. — 3 августа. — С. 2-3.

39. Деген, А. Б. В жанре рок-балета / А. Б. Деген // Смена. — 1979. — № 174 (16324). — 1 августа. — С. 4.

40. Демидов, А. П. Сберечь волшебство танца: заметки о творчестве молодых

хореографов / А. П. Демидов // Комсомольская правда. — 1978. — № 180 (16291).

— 4 августа. — С. 2.

41. Демидов, А. П. Театр молодых балетмейстеров / А. П. Демидов // Правда.

— 1978. — № 337 (22037).— 3 декабря. — С. 3.

42. Демченко, А. И. У истоков XX века (к 100-летию «Весны священной») / А. И. Демченко // Проблемы музыкальной науки. — 2013. — № 2. — С. 230-234.

43. Демченко, А. И. Балет И. Стравинского «Весна священная»: опыт концепционного анализа. — М.: Композитор, 2000. — 69 с.

44. Демченко А. И. Творчество И. Ф. Стравинского / А. И. Демченко. — Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2011. — 17 с.

45. Демьянков, В. З. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ / В. З. Демьянков. — М: Издательство Московского университета, 1989. — 172 с.

46. Джонсон, Р. Ритуал и абстракция в балете «Свадебка» Нижинской /

Р. Джонсон; [пер. с англ. Н. Тарасовой] // Советский балет.— 1991.— № 5.— С. 57-59.

47. Добровольская, Г. Н. Федор Лопухов / Г. Н. Добровольская. — М.: Искусство, 1976. — 320 с.

48. Добровольская Г. Н. Михаил Фокин. Русский период / Г. Н. Добровольская.

— СПб.: Гиперион, 2004. — 493 с.

49. Дорошенко, Н. М. Методология общественных наук: смена парадигм / Н. М. Дорошенко. — СПб.: Балт. гос. тех. ун-т, 2010. — 186 с.

50. Друскин, М. С. Игорь Стравинский: Личность. Творчество. Взгляды. Исследование / М. С. Друскин. — 3-е изд. — Л.: Советский композитор, 1982. — 208 с.

51. «Жар-птица» и «Петрушка» / Сост. Г. Н. Добровольская, ред. Ю. И. Слонимский. — Л.: Гос. муз. издательство, 1963. — 56 с.

52. Журавлев, В. «Фолкванг» в Москве. «Закат Европы» в творчестве Пины Бауш / В. Журавлев // Независимая газета. — 1993. — № 181.— 23 сентября.— С. 7.

53. Зозулина, Н. Н. Алла Осипенко / Н. Н. Зозулина. — Л.: Искусство, 1987. —

256 с.

54. Зозулина, Н. Н. Джон Ноймайер в Петербурге / Н. Н. Зозулина; научный редактор В. В. Чистякова. — СПб.: Алаборг, 2012. — 424 с.

55. Зозулина, Н. Н. Джон Ноймайер: феномен личности и творчества / Н. Н. Зозулина // Театр. — 2004. — № 4. — С. 102—111.

56. Иванова, Л. П. Типология фольклоризма в русской музыке XX век : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Иванова Лариса Павловна.— СПб., 2005. — 35 с.

57. Игнатьев, О. В. Шаг в никуда / О.В. Игнатьев // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. — 2013. — № 30. — С. 39—40.

58. Из текста к спектаклю «Свадебка» в постановке Татьяны Багановой // Екатеринбургский театр современной хореографии. — URL: http://dance-theatre.ru/spektakl-svadebka/ (дата обращения: 09.02.2015).

59. Из текста к спектаклю «Свадебка» в постановке Анжелена Прельжокажа // Ballet Preljocaj. — URL: http://wwwpreljocaj.org/menu.php?lang=en&m=1&a=4&m2=8 (дата обращения: 13.09.2014).

60. Из текста к спектаклю «Весна священная» в постановке Саши Вальц // Мариинский театр. — URL: http: //www. mariinsky.ru/playbill/repertoire/ballet 1 /vesna_waltz/ (дата обращения 16.08.2015)

61. Илюхина, Е. А. «Золотой петушок» и «Свадебка» - спектакли на русскую тему в оформлении Н. С. Гончаровой / Е. А. Илюхина // За занавесом века: Исследования и публикации по искусству русской сценографии XX века. — М.: Русское слово, 2004. — С. 108—127.

62. Киреевский, П. В. Собрание народных песен П. В. Киреевского / П. В. Киреевский. — Тула: Приокское кн. изд-во, 1986. — 461 с.

63. Киселев, В. А. Талант в трех лицах / В. А. Киселев // Музыкальная академия.— 1992.— № 4.— С. 162—163.

64. Конёнкова, А. К. Русское народное искусство в художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Художественное оформление балета И. Ф. Стравинского

«Жар-птица» / А. К. Конёнкова // Вестник славянских культур. — 2010.— № 3.— Т. 17.— С. 79—88.

65. Косачева, Р. Г. О некоторых важнейших направлениях зарубежного балета 1917-1945 годов / Р. Г. Косачева // Музыкальный театр: Драматургия и жанры. Сб. науч. тр. — М.: ГИТИС, 1983. — С. 126—146.

66. Косачева, Р. Г. О музыке зарубежного балета (1917-1939). Опыт исследования / Р. Г. Косачева. — М.: Музыка, 1984. — 301 с.

67. Красовская, В. М. История русского балетного театра начала XX века: Хореографы / В. М. Красовская. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. — 656 с.

68. Красовская, В. М. Статьи о балете / В. М. Красовская. — Л.: Искусство, 1967. — 340 с.

69. Левенков, О. Р. Джордж Баланчин. Часть первая / О. Р. Левенков. — Пермь: Книжный мир, 2007. — 383 с.

70. Лешков, Д. «Жар-птица» / Д. Лешков // Жизнь искусства. —1921.— № 813.— 18 октября.— С. 1.

71. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: НПК «Интелвак», 2001. — 1600 стб.

72. Линькова, Л. А. О драматургии балета / Л. А. Линькова // Музыка и хореография современного балета. — Л., 1979. — Вып. 3. — С. 54—71.

73. Лихачев, Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / Д. С. Лихачёв, сост., подготовка текста и вступ. ст. Д. Н. Бакуна. — М.: Российский фонд культуры, 2006. —336 с.

74. Лопухов, Ф. В. В глубь хореографии / Ф. В. Лопухов. — М.: Фолиум,2003. — 192 с.

75. Лопухов, Ф. В, Струве, В. Г. Идея сказки «Жар-птица» / Ф. В. Лопухов, В. Г. Струве. // Еженедельник петроградских государственных театров. — 1922. —№ 13. —10 декабря. — С. 62—63.

76. Лопухов, Ф. В. Шестьдесят лет в балете / Ф. В. Лопухов. — М.: Искусство, 1966. — 368 с.

77. Лысенко, С. Ю. Проблема художественной интерпретации в современном музыкальном театре в ракурсе синергетического подхода / С. Ю. Лысенко //

Вестник КемГУКИ. — 2013. — № 25. — С. 153—165.

78. Лысенко, С. Ю. «Щелкунчик» П. Чайковского Д. Буавена: опыт анализа постмодернистских постановочных интерпретаций в музыкальном театре / С. Ю. Лысенко // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 2. — С. 311—315.

79. Майниеце, В. Одной ногой в пуантах, другой - в кроссовках / В. Майниеце [Текст] // Портал «Культура» — URL: http: //www. kultura-portal.ru/tree new/cultpaper/article.isp?number=483&crubric id=100431&rubric id=2 04&pub id=468590 (дата обращения 08.02.2015)

80. Малерб, А. Новый балет Игоря Стравинского «Свадебка» / А. Малерб, перевод Н. Стрельников // Жизнь искусства. — 1923. — № 33. — 21 августа.— С. 1—3.

81. Мессиан, О. Ритмические персонажи: анализ «Весны священной» Стравинского / О. Мессиан // Музыкальная академия. — 2007. — N 3. — С. 178188.

82. Музыка и хореография современного балета : сборник статей. Выпуск 3. — Л.: Музыка, 1979. — 208 с.

83. Музыкальный словарь Гроува / Под ред. Л.О. Акопяна. — 2-е изд. — М.: Практика, 2006. — 1103 с.

84. Мятиева, Н. А. Исполнительская интерпретация музыки второй половины XX века: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. иск. наук: 17.00.02 / Мятиева Наталья Атаевна. — Магнитогорск, 2010. — 26 с.

85. Наборщикова, С. В. Бежар готов начать с чистого листа / С. В. Наборщикова // Балет. — 2003. — № 2. — С. 49.

86. Наборщикова, С. В. Видеть музыку, слышать танец : Стравинский и Баланчин. К проблеме музыкально-хореографического синтеза / С. В. Наборщикова. — М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2010. — 344 с.

87. Наборщикова, С. В. «Полюбили мы жука, старика, добряка» / С. В. Наборщикова // Линия: приложение к журналу «Балет». — 2006. — № 9. — С. 5.

88. Нижинская, Б. Ф. Ранние воспоминания: в 2 ч. / Б. Ф. Нижинская, [перевод И. В. Груздевой, предисл. М. Ю. Ратановой, коммент. Е. Я. Суриц].— М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. — 2 ч. — 319 с.

89. Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. / А. Ф. Некрылова. — СПб.: Азбука-классика, 2004.— 256 с.

90. Новая русская музыкальная критика: 1993-2003: в 3 т. Балет / Авт.-сост. П. Гершензон, А. Рябин, Б. Королек.— М.: Издательство НЛО, 2015. — 2 т. — 662 с.

91. Новая философская энциклопедия. Интернет-версия издания. — URL: http://iph.ras.ru/enc.html (дата обращения: 10.02.2015)

92. Новые балеты // Петербургская газета.— 1910.—№ 198. — 22 июля.— С.5.

93. Около сцены // Санкт-Петербургские театральные ведомости. — 1910. — № 54. — 23 окт. (5 ноября). — С. 1.

94. Около сцены // Санкт-Петербургские театральные ведомости. — 1910. — № 44. — 13 (26) октября. — С. 2.

95. Павис, П. Словарь театра / П. Павис. — М: ГИТИС, 2003. — 516 с.

96. Панюшкин, В. Рамки и лабиринты / В. Панюшкин // Московский наблюдатель.— 1993.— № 10.— С. 16—19.

97. Пародия на русский балет // Театр и жизнь. — 1913. — № 24. — 26 мая. — С. 12.

98. Петербургский Рериховский сборник: сборник научных статей. Вып. 4. / Сост. В. Л. Мельников. — Спб.: Издательство СПбГУ, 2001. — 745 с.

99. Петров, О. А. «Весна священная» и современный балетный театр» / О. А. Петров // С.П. Дягилев и современная культура: Материалы международного симпозиума «Дягилевские чтения». — Пермь: Книжный мир, 2014. — С. 150 — 155.

100. Праздников, Г. А. Театроведение и наука / Г. А. Праздников // Введение в театроведение. — СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2011. — С. 7— 26.

101. Пружан, И. Н. Лев Самойлович Бакст / И.Н. Пружан. — Л.: Искусство, 1975. — 232 с.

102. Рерих, Н. К. Скиф: лекция / Н. К. Рерих // Слово. — 1908. — № 414. — 25

марта. — С. 6—7.

103. Розанова, О. И. Мысль и танец / О. И. Розанова // Смена. — 1976. —№ 74. — 30 марта. — С. 4.

104. Розанова, О. И. Одержимость и мастерство / О. И. Розанова // Смена. — 1975. —№ 173 (15109). —25 июля. — С. 4.

105. Розанова, О. И. Стравинский по-французски и по-русски / О. И. Розанова // «Балет». — 2011. — № 4-5. С. 6-8.

106. Ромадинова, Д. И вновь о праве на поиск / Д. Ромадинова // Советская музыка. — 1966. — № 3. — С. 47.

107. Росс, А. Дальше - шум. Слушая XX век / А. Росс; [перевод М. Калужского и

A. Гиндиной].— Москва: АСТ; Corpus, 2015. — 560 с.

108. Русский балет. Энциклопедия / Под ред. Е. П. Беловой, Г. Н. Добровольской,

B. М. Красовской. — М: Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с.

109. Сабанеев, Л. «Весна священная» / Л. Сабанеев // Голос Москвы. — 1913. — № 131. — 8 июня. — С. 5.

110. Савенко, С. И. «Весна священная»: к проблеме синтеза искусств /

C. И. Савенко // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. — М.: Собрание, Наука, 2005. — С. 146—156.

111. Савенко, С. И. Вокруг «Петрушки» / С. И. Савенко // Мир искусств: Альманах. Вып. 4. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 397—411.

112. Савенко, С. И. Стиль Стравинского как единство : автореф. дис...канд. искусствоведения: 17.00.02 / Савенко Светлана Ильинична. — Л., 1977. — 26 с.

113. Савенко, С. И. И. Стравинский и фольклор // Сохранение и возрождение фольклорных традиций : сборник научных трудов. Вып. 9. — М., 1990. — С.

114. Светлов, В.Я. Современный балет / В.Я. Светлов. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. — 288 с.

115. Свешникова, А. Л. Петербургские сезоны Артура Сен-Леона (1859-1870) /

A. Л. Свешникова. — СПб.: Балтийские сезоны, 2008. — 424 с.

116. Сергей Дягилев и русское искусство : в 2 т. / Сост. И. Зильберштейн,

B. Самков. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 576 с. — 2 т.

117. Симфония в хореографии [интервью М. Фокина А. Плещееву] / М. Фокин, А. Плещеев // Санкт-Петербургские театральные ведомости. — 1910.—№ 11. — 10 сентября (23 сентября).— С. 2.

118. Сливинская, С. В. «Дягилевский синдром» Анжелена Прельжокажа / С. В. Сливинская // Окно в Европу. — 1994. — № 6. — С. 3

119. Советский балетный театр : сборник. 1917-1967. / Ред. В. М. Красовская. — М.: Искусство, 1976. — 376 с.

120. Сохранение и возрождение фольклорных традиций : сборник научных трудов. Вып. 9.— М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1990. — 224 с.

121. С. П. Дягилев и современная культура : материалы Международного симпозиума - VI Дягилевских чтений, 15-18 мая 2005 г. / Науч. ред. О. Р. Левенков. — Пермь: Издательство, 2007. — 220 с.

122. Скиф. Лекция Н.К. Рериха / Н.К. Рерих // Слово. — 1908. — № 414.— 25 марта.— С. 6-7.

123. Слонимский, Ю. И. О драматургии балетного сценария // Музыкальный театр и современность. М.: ВТО, 1962. С. 29—41.

124. Слонимский, Ю. И. «Петрушка». Потешные сцены в 4 карт. Либретто, пояснения к постановке и краткий очерк творчества композитора / Ю. И. Слонимский, М. С. Друскин. — Л.: ГАТОБ, 1935. — 27 с.

125. Станиславский, К. С. Собрание сочинений в 8-ми тт. / Гл. ред. М. Н. Кедров. — М. : Искусство, 1960. — Т. 7. — 811 с.

126. Старый Парижанин. «Освящение весны». Новый балет гг. Рериха, Стравинского и Нижинского // Театр и жизнь. — 1913. — № 23. — 25 мая. — С. 3—4.

127. Стравинский, И. Ф., Бенуа, А. Н. «Петрушка / И. Ф. Стравинский, А. Н. Бенуа // Музыкальная жизнь. — 2001. — № 12 . — С. 34—38.

128. Стравинский, И. Ф. Диалоги: Воспоминания. Размышления. Комментарии / И. Стравинский; ред. М. С. Друскин. — М.: Музыка, 1971. — 416 с.

129. Стравинский, И. Ф. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии: в 2 т. / Сост. В. П. Варунц. — М.: Композитор, 2000. — 2 т. — 799 с.

130. Стравинский, И. Ф. Публицист и собеседник / Ред.-сост. В. В. Варунц. — М.: Советский композитор, 1984. — 504 с.

131. Стравинский, И. Ф. Статьи и материалы / Ред. Л. С. Дьячкова. — М.: Советский композитор, 1973. — 526 с.

132. Стравинский, И. Ф. Хроника. Поэтика / И. Ф. Стравинский. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 368 с.

133. Суриц, Е. Я. Балет и танец в Америке : Очерки истории / Гос. институт искусствознания Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ; Институт танца (Екатеринбург). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2004. — 392 с.

134. Суриц, Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов / Е. Я. Суриц.— М.: Искусство, 1979. — 360 с.

135. Театр и музыка // Вечернее время. — 1916. — 5 октября (18 октября).— С. 3.

136. Уральская, В.И. И классика и современность / В.И. Уральская // Советская музыка. — 1976. —№ 11. — С. 95-99.

137. Федорченко, О. Из обряда вон / О. Федорченко [Текст] // Коммерсантъ. — 2013. — № 80. — URL: http://www.kommersant.ru/doc/2187650 (дата обращения 17.08.2015)

138. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С.М. Ковалёва, В. Г. Панова. — 2-е изд. — М: Советская энциклопедия, 1989. — 840 с.

139. Фокин, М. М. Против течения: Воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов. Статьи, интервью и письма / М. М. Фокин; [ред. Г. Н. Добровольская]. — 2-е изд., доп. и испр. — Л.: Искусство, 1981. — 510 с.

140. Хабибуллина, Л. «Надо проживать каждую секунду» (о Татьяне Багановой) / Л. Хабибулина [Текст] // Петербургский театральный журнал. — URL: http://ptj .spb.ru/archive/32/music-theatre-32/nado-prozhivat-kazhduyu-sekundu/ (дата обращения 22.02.2015)

141. Ходсон, М. В поисках «Весны священной» / М. Ходсон // Театр. — 1990. — № 12. — С. 149—153.

142. Ходунова, Е. Неожиданный Париж / Е. Ходунова // Театр.— 1971.— № 6.—

С. 148.

143. Хофман, В. Основы современного искусства: Введение в его символические формы / В. Хофман; [перевод А. Белобратова; ред. И. Чечот и А. Лепорк].— СПб.: Академический проект, 2004. — 560 с.

144. Хроника // Обозрение театров.— 1910.— № 1093.— 21 июня.— С. 8.

145. Циликин, Д. Привыкай к земле [Электронный ресурс] / Д. Циликин // Деловой Петербург. — 2013. — № 85. — URL: http: //ptj .spb .ru/pressa/privykai -k-zemle/ (Дата обращения 17.08.2015)

146. Чернова, Н. Ю. Что имеем, не храним. / Н. Ю. Чернова // Литературная газета. —. 1993. — № 47— 24 ноября.— С. 8.

147. Шибаева, М.М. Интерпретация классических текстов как культурная преемственность // Обсерватория культуры. — 2007. — № 1. — С. 18—23.

148. Шнуренко, И. Джон Ноймайер: «Танец живет только в настоящем времени» / И. Шнуренко [Текст] // Деловой Петербург. — 2009. — 19 ноября. — URL: http://www.dp.ru7a/2009/11/19/Dzhon Nojmajer Tanec zhiv/ (дата обращения: 16.06.2015)

149. Шуманова, И.В. Головин и Дягилев. За и против / И.В. Шуманова // Третьяковская галерея. — 2014.— № 3 (44).— С. 66—87.

150. Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т. Б. Щепанская. — М.: ОГИ, 2004. — 286 с.

151. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка [Текст] / Л. Ришар; ред. В. М. Толмачев.— М.: Республика, 2003. — 432 с.

152. Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности / Пер. с нем. Н. Кандинской, под общ. ред. Д.В. Трубочкина. М.: Международное театральное агентство "Play&Play", Издательство «Канон+». — 2015. — 376 с.

153. Эльяш, Н.И. Поиски и обретения / Н.И. Эльяш // Театральная жизнь. — 1978. — № 18. — С. 24.

154. Эльяш, Н.И. Поэзия танца / Н.И. Эльяш // Известия. — 1978. — № 238 (18998).— 10 октября. — С. 3.

155. Яковлева, Е. П. Н. К. Рерих и балет И. Ф. Стравинского «Весна священная».

К истории первой постановки // Памятники культуры. Новые открытия. 1992. — М.: Наука, 1993. — 480 с.

156. Янсон, Х. В. Основы истории искусств / Х.В. Янсон, Э. Ф. Янсон. — М: ИКАР, Harry N. Abrams, 1996. — 512 с.

157. Ярустовский, Б. М. Игорь Стравинский / Б. М. Ярустовский. — Л.: Музыка, 1982. — 264 с.

158. 111 балетов и забытых опер: Справочник-путеводитель / Сост. Л. Михеева, А. Кенигсберг. — СПб.: Культ-информ-пресс, 2004. — 671 с.

159. Acocella, J. An Ingenious New "Firebird" At A.B.T. / J. Acocella // The New Yorker. — 2012. — 21 июня. — URL: http://www.newyorker.com/online/blogs/culture/2012/06/an-ingenious-new-firebird-at-abt.html (дата обращения 15.05.2014)

160. Estey, J. Adolf Bolm / J. Estey // Dance Heritage Coalition. — URL: http://www.danceheritage.org/treasures/bolm essay estey.pdf

161. Fonteyn, M. Autobiography / M. Fonteyn. — Wyndham Pub., 1975. — 311 p.

162. International Dictionary of Modern Dance / Editor Taryn Benbow-Pfalzgraf; With a preface by Don McDonagh. Detroit, New York, London: St. James Press. 1998. — 891 p.

163. International Encyclopedia of Dance: A project of Dance Perspectives Foundation. Vol. 1-6. Vol. 1-6. Foundin Editor Selma Jeanne Cohen. New York, Oxford: Oxford University Press, 1998. — Vol. 3.

164. Johnson, L. "Only Degrees of Separation: the Hollywood Bowl Le Sacre du printemps" // Experiment, Volume 20 (Liden: Brill, 2014).

165. Hodson, M. Nijinsky's Crime Against the Grace: Reconstruction Score of the Original Choreography for Le Sacre du Printemps. Pendragon Pr., 1996. — 205 p.

166. Kisselgoff, A. Maurice Bejart, 80, Ballet Iconoclast, Dies / A. Kisselgoff // The New York Times. — 2007. — 23 ноября. — URL: http://www.nytimes.com/2007/11 /23/arts/dance/23bejart.html? r=0 (дата обращения: 22.07.2013)

167. Kisselgoff, A. The dance: 'Rite,' by Martha Graham. 29.12.1984 // The New York Times. — URL:

http://www.nytimes.com/1984/02/29/arts/the-dance-rite-by-martha-graham.html. (дата обращения: 07.05.2015)

168. Macaulay, А. Bird of a Feather That Can Make Curses Fly Away / A. Macaulay // The New York Times. — 2012. — 12 июня. URL: http://www. nytimes.com/2012/06/13/arts/dance/ratmanskys-firebird-for-american-ballet-theater.html?pagewanted=all& r=0 (дата обращения 15.05.2014)

169. Mason, F. I Remember Balanchine: recollections of the ballet master by those who knew him / F. Mason. Doubleday, 1991. — 640 p.

170. Reynolds, N. Repertory in Review: 40 Years of the New York City Ballet / N. Raynolds. New York: Dial Press, 1977 — 358 p.

171. Sokolova, L. Dancing for Diaghilev: the memoires of Lydia Sokolova / L. Sokolova; Edited by R. Buckle. London, 1960; reprinted., San Francisco, CA, 1989. — 287 p.

172. Taruskin, R. Stravinsky and the Russian Traditions. University of California Press; First edition, 1996. — 1757 p.

Архивные материалы

173. Воспоминания и творческие высказывания мастеров балета. Рукопись. 412 -Р. Библиотека СТД (СПб отделение). 1938.

174. Махмудов, А. Дневниковые записи. Рукопись // Архив Театра балета Бориса Эйфмана.

175. 03.06.1961. Стенограмма «Творческая конференция Малого Оперного театра на тему "Современная выразительность в балетном спектакле на материале последних спектаклей". «Петрушка» Стравинского в Малом Оперном театре». 1713-С. Библиотека СТД (СПб отделение).

176. ОР СПбГТБ. Р 6/343. «Жар-птица». Балет, музыка И. Стравинского. 3.03.1921. Список действующих лиц и сопроводительное к нему отношение. 3 л.

177. ЦГАЛИ. Ф. 337 (Мариинский театр). Оп. 1. Ед. хр. 18.

178. ЦГАЛИ. Ф. 337 (Мариинский театр). Оп. 8. Ед. хр. 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.