Синестетичность в творчестве И. Стравинского: ранний период тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Мизюркина, Ольга Владимировна

  • Мизюркина, Ольга Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 224
Мизюркина, Ольга Владимировна. Синестетичность в творчестве И. Стравинского: ранний период: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2018. 224 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мизюркина, Ольга Владимировна

Содержание

Введение

I. СИНЕСТЕТИЧНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И. СТРАВИНСКОГО

1.1. Специфика синестезий в художественном мышлении И. Стравинского

1.2. Культурно-художественный контекст синестетичности раннего периода творчества И. Стравинского

II. ЛУБОЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СИНЕСТЕТИЧНОСТЬ В БАЛЕТЕ «ПЕТРУШКА»

2.1. Лубочная картинка и творчество Стравинского

2.2. Взаимодействие лубочности и синестетичности в создании образа-архетипа Петрушки

2.3. Лубочность и межчувственные связи на композиционном уровне балета «Петрушка»

III. ОБРАЗЫ ОГНЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. СТРАВИНСКОГО

3.1. Синестетичность архетипа огня

3.2. Огненная стихия в оркестровой фантазии «Фейерверк»

3.3. Межчувственные связи в воплощении образа огня в балете «Жар-птица»

IV. СИНЕСТЕТИЧНОСТЬ И РИТУАЛЬНОСТЬ В БАЛЕТЕ

И. СТРАВИНСКОГО «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ»

4.1. О соотношении синестетичности и ритуальности в балете «Весна Священная»

4.2. О связи синестетичности и ритуальности в творческом союзе

Н. Рериха и И.Стравинского

4.3. Особенности межчувственных связей в сценическом воплощении ритуальности в музыкальной партитуре и драматургии балета

V. СИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЕРЫ СТРАВИНСКОГО

«СОЛОВЕЙ»

5.1. Межчувственные связи в музыкальном языке и композиции оперы «Соловей»

5.2.Синестетичность в постановочных интерпретациях оперы «Соловей»

5.3. Влияние синестетичности восточного искусства на постановочные интерпретации оперы «Соловей»

Заключение

Список литературы

Приложение 1 Нотные примеры

Приложение 2 Иллюстрации эскизов костюмов и лубочных картинок

Приложение 3 Визуальные гештальты

Приложение 4 Скиншоты из постновочных интерпретаций

Приложение 5 Николс Нельсон «Синестезия, гармония и дисгармония в работе Кандинского и Арнольда Шенберга 1909-1914» (пер. с английского О. Мизюркиной)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Синестетичность в творчестве И. Стравинского: ранний период»

Введение

Художественное мышление И. Стравинского в музыковедческом обиходе принято считать предельно ясным, продуманным, интеллектуально организованным, что, на первый взгляд, исключает возможность трактовки его творчества в интуитивно-эмоциональном ключе, к которому, в частности, апеллирует синестетический подход1. В исследовательской литературе подчеркивается значительная роль упорядоченности его творческого процесса, как характеристики, обозначающей степень логической согласованности элементов. Это относится как к особенностям творческого процесса композитора, так и, собственно, к его музыкальному наследию. О порядке как элементе структурной организованности свидетельствуют высказывания самого композитора: «Главное, - установить порядок и дисциплину в чисто музыкальном плане, чему я всегда отдавал предпочтение перед элементами эмоциональными» [цит. по: 53, с.20].

Несмотря на это, анализ некоторых биографических источников показал, что наряду с ярко выраженным рационально-логическим, конструктивным началом, значительное место в его творчестве занимают субъективно окрашенные ассоциации, в том числе и межчувственные. Так, например, опираясь на высказывания как самого Стравинского, так и крупных исследователей, можно обнаружить характеристики музыкальных звучаний,

1 Синестетичность - качество невербального мышления, основанное на межчувственных ассоциациях -синестезиях (с греч. - соошущение), вследствие которых возникают ощущения, характерные для другой модальности восприятия.

которые относятся к визуальной и кинестетической модальностям.

Наибольшее внимание в музыковедческих исследованиях уделяется акцентированию визуально-графического компонента творчества Стравинского. Графичность как художественное качество образности произведений композитора выражается, в частности, в острой, лаконичной выразительности мелодических линий. Сам Стравинский неоднократно подчеркивал графическую природу своих внемузыкальных ассоциаций. В частности, он графически обозначил свое творчество таким образом [105]:

5

В исследовательской литературе подчеркивается тот факт, что в поздние годы еще больше, чем в ранний период, выявляется «приверженность композитора к предельной графической четкости, к симметрии, к пространственной открытости» [115, с.184].

Наряду с визуально-графическими признаками, следует подчеркнуть особую роль визуально-живописных ассоциаций, о чем свидетельствует необычайная красочность музыкального языка композитора, "хрома" звучания (термин В. Задерацкого) [57, с. 99]. Так, А. Баева, обращаясь к опере «Соловей», особо выделяет в ней живописность. Ясность и отчетливость контуров мелодического рисунка сочетается с выявленной исследователем насыщенностью палитры, что также доказывает возможность трактовки данного музыкального материала в синестетическом аспекте2.

Как можно предполагать, визуальные координаты в творчестве Стравинского связаны с его близостью к жанрам графики: лубку, гравюре . Лубок как жанр «народной графики» совмещает в себе различные визуальные аспекты. Как будет показано далее, в синестетическом аспекте соприкосновение

2 Конкретнее об опере «Соловей» будет идти речь в 5 главе диссертации.

3 К определению «лубок» обращались А.Баева и Б. Соколов, характеризуя русские балеты Стравинского [11, 100].

с лубком в творчестве Стравинского инициирует визуально-графические и визуально-живописные синестезии.

Отдельно следует подчеркнуть роль двигательного начала в музыке Стравинского. Большое количество написанных композитором балетов и произведений, выполненных в жанре «микст», предполагающих хореографический компонент, уже говорит об особом отношении Стравинского к движению. Подтверждение этому факту мы находим в музыковедческой литературе. Так, Б. Асафьев при характеристике музыкальных образов Стравинского выделяет понятие «мускульно-моторная энергия» [цит. по: 53, с.146]. Особая динамика и энергетика музыки композитора может быть рассмотрена в кинестетическом аспекте, включающем, в числе тактильных, гравитационных и двигательные координаты, с помощью которых может быть охарактеризовано музыкальное звучание.

Кроме того, для осмысления в творчестве композитора синестетичности важно обратить внимание на то, что в произведениях, относящихся к его раннему периоду, можно выявить образную направленность, связанную с воплощением стихии огня. Символикой огня пронизаны многие произведения Стравинского. Между тем, огненная стихия как один из архетипических образов содержит потенциальную насыщенность многочисленными межчувственными координатами, которые могут стать одним из векторов синестетического описания.

Как полагаем, особенную роль в творчестве Стравинского играет тесно связанная с архетипичностью ритуальность. Следует подчеркнуть, что музыкальное наследие композитора, основательно изученное с точки зрения различных аспектов, в частности, - неофольклоризма, эмансипации ритма и своеобразия ладово-гармонических особенностей, ещё недостаточно осмыслено в контексте отдельных составляющих ритуальности, в частности, синестетических. Вместе с тем, механизмы ритуальности, как показано в диссертации, так же как архетипичность, координируют с синестетичностью

музыкального языка балета.

Наконец, необходимо обратить внимание на тот, до сих пор остающийся без внимания факт, что синестетичность мышления, особенно отчетливо проявившаяся в русский4 период творчества Стравинского, в определенной степени опирается на межчувственные связи, содержащиеся в дальневосточном искусстве. Этот аспект, так же как перечисленные выше, как полагаем, достоин специального осмысления.

Таким образом, актуальность темы диссертации состоит в обращении к синестетическому подходу в исследовании творчества Стравинского, позволяющему выявить межчувственные механизмы в его образно -стилистических сферах.

Степень разработанности проблемы. Творчество выдающегося композитора получает фундаментальное осмысление во все новых исследовательских ракурсах. Однако избранный подход до настоящего времени не был реализован в отношении партитур Стравинского. В исследовательской литературе существуют лишь отдельные наблюдения, позволяющие установить роль в творчестве композитора межчувственных ассоциаций. Так, в работах А. Баевой можно проследить не выраженный в специальной терминологии визуально-живописный аспект в ходе анализа оперы «Соловей», а также сходство с лубочностью в балетах русского периода. Во многих музыковедческих исследованиях акцентируется ритуальная природа балета «Весна Священная» (И. Вершинина, Г. Еременко, Т. Малышева.); Ю. Куранова пишет о мистериальности в контексте балетов русского и неоклассицистского периода в творчестве композитора, но во всех случаях эти феномены рассматриваются вне связи с синестетичностью. Между тем, необходимо рассмотреть, каким образом межчувственные импульсы, координируясь с ритуальной символикой, создают в балете яркое смысловое и сонорное поле. Обращение к архетипической символике в творчестве Стравинского было

4 Вслед за принятыми в исследовательской литературе обозначениями стилевых этапов в творчестве композитора, изучаемый период именуется в диссертации как «ранним», так и «русским».

осуществлено О. Подшиваловой. Однако архетипическая символика преимущественно осмысливается ученым в контексте ритуальности балета «Весна Священная» и связывается с космогоническими особенностями природы и ее весеннего произрастания [96].

Кроме того, в музыковедческих исследованиях довольно часто встречаются характеристики музыкальных звучаний, которые могут быть классифицированы как иномодальные, что свидетельствует о присутствии межчувственных связей в творчестве композитора. Но такие характеристики являются лишь частью образного музыковедческого словаря, а не систематической реализацией синестетического метода интерпретации музыкальных текстов.

Между тем, предпринятый подход позволяет раскрыть многие, прежде остававшиеся неисследованными аспекты раннего периода творчества композитора. К ним относится, наряду с установлением специфики синестетичности музыкального языка ранних произведений, анализ композиции и драматургии русских балетов Стравинского с точки зрения лубочных принципов, осмысление корреляции синестетичности с аспектами архетипичности, ритуальности и влияния дальневосточного искусства.

В качестве объекта исследования выступают произведения раннего периода творчества И. Стравинского, которые служат основой для их синестетической интерпретации.

Предметом исследования является синестетичность как ассоциативный механизм, раскрывающий некоторые значимые особенности творческого процесса И. Стравинского.

Материалом исследования избраны фантазия для оркестра «Фейерверк», три русских балета - «Жар-птица», «Петрушка», «Весна Священная» и опера «Соловей», как произведения, на наш взгляд, наиболее показательные в синестетическом аспекте.

Цель работы - расширение сложившихся представлений об образном

спектре произведений, относящихся к раннему периоду творчества композитора, посредством выявления их синестетической специфики.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

1) Обосновать правомерность синестетического аспекта интерпретации

произведений композитора;

2) Рассмотреть специфику синестезий в художественном мышлении И. Стравинского и культурно-художественный контекст появления синестетичности в его творчестве;

3) На основе синестетичности установить проявление лубочных принципов в балете Стравинского «Петрушка»;

4) Охарактеризовать воплощение архетипического образа огня посредством межчувственных связей в оркестровой фантазии «Фейерверк» и балете «Жар-птица»;

5) Осмыслить роль ритуальности и установить соотношение ритуальности и синестетичности в балете «Весна Священная»;

6) Исследовать межчувственные связи в музыкальном тексте и постановочных интерпретациях оперы «Соловей» и выявить влияние на них синестетичности восточного искусства.

В качестве методологической основы исследования используется комплекс музыковедческих, эстетических, психологических методов, с акцентированием синестетического подхода. Эти методы реализованы в различных музыковедческих трудах.

К первой группе исследований относятся научные труды, в которых созданные в ранний период произведения И. Стравинского изучаются на основе принятых в академическом музыкознании исторических и теоретических методов (Б. Асафьев [10], М. Друскин [53], Г. Еременко [55], Т. Сорокина [115]). Они помогли целостно осмыслить структуру, форму и жанр анализируемых произведений. Необходимо также указать на несколько исследований, посвященных принципу полистилистики в творчестве Стравинского, которые также способствовали формированию музыковедческой базы данного

исследования. Это работы таких исследователей, как В. Гливинский [43], Н. Брагинская [24], С. Савенко [106].

Во вторую группу входят труды, относящиеся к музыкальной синестетике как методу «психомузыкознания». В раскрытии феномена синестетичности в творчестве Стравинского большое значение имели фундаментальные исследования Б. Галеева [41], теоретика и практика светомузыки, создавшего научную школу исследований синестезии, развивающую научные положения немецкого ученого А.Веллека [155]; И.Ванечкиной [33], а также Н. Коляденко [64], разработавшей синестетический метод интерпретации музыкальных текстов.

К третьей группе исследований относятся источники из области искусствоведения и культурологии, философии искусства и архетипической психологии. Работы, где рассматривается специфика лубка (Ю.Лотман [76], О.Хромов [134], Б. Соколов [111]), а также в области кукольного театра (А. Грефа [48], Б. Голдовского [43], А. Кулиша [71]) способствовали формированию научных положений, вскрывающих графическую природу русских балетов композитора. Фундаментальные исследования К. Юнга [143] в области архетипической психологии, а также примыкающие к ним работы В. Апрелевой [7], А. Большаковой [24] содействовали выработке концепции архетипичности в музыке Стравинского раннего периода. Работы Г. Башляра [18], П. Волковой [37], Н. Николса [152] в области философии искусства помогли осмыслить символическую сущность огня, выявить влияние архетипа огня на синестетичность симфонической фантазии «Фейерверк» и балета «Жар-птица». Исследования Э. Бальбурова [16] и В. Мартынова [84] были привлечены для установления специфики ритуальности в балете Стравинского «Весна Священная», а работы С. Эйзенштейна [141], М. Кравцовой [70] способствовали раскрытию роли синестетичности восточного искусства в творчестве композитора.

Научная новизна диссертации определяется следующими параметрами:

- Впервые исследуется синестетичность музыкально-художественного мышления И.Стравинского и вскрываются ее предпосылки;

- прослеживается проявление принципов лубочного искусства в произведениях русского периода Стравинского, осуществленное посредством синестетических механизмов;

- понятие «лубок» впервые трактуется, по определению автора, как «визуальная свертка театра представления», ставшая основой синестетичности композиционной и драматургической организации балета «Петрушка»;

- раскрывается архетипическая природа оркестровой фантазии «Фейерверк» и балетов русского периода; устанавливается ряд синестетических принципов воплощения в произведениях раннего периода архетипического образа огня;

- понятие «ритуальность» впервые осмысливается в контексте межчувственных связей, а ее механизмы прослеживаются на сонорно-фоническом и драматургическом уровнях5 балета «Весна Священная»;

- впервые проанализированы с применением синестетических процедур анализа оркестровая фантазия «Фейерверк», балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна Священная» и опера «Соловей»;

- в дополнение к разработанному синестетическому методу вводится понятие «просодический гештальт6» музыкального образа, способствующий уточнению механизма межчувственной интерпретации музыкальных текстов;

- для выявления интрамузыкальной семантики «Весны Священной» привлечены осуществленные У. Диснеем и С. Малиновским аудиовизуальные проекты (компьютерно-графические и мультипликационные интерпретации балета).

Положения, выносимые на защиту:

5 Музыкальные тексты, в опоре на музыковедческую традицию, рассматриваются в диссертации на трех масштабно-временных уровнях: темброво (или сонорно)-фоническом, структурно-композиционном и драматургическом.

6 Просодический гештальт - художественный образ в литературном тексте, который содержит фонетический комплекс, соотносимый с одноименным музыкальным образом на уровне межчувственных ассоциаций.

1.Исследование специфики мышления И. Стравинского позволяет выявить особую роль в творческом процессе композитора визуально-графических синестезий, на раннем этапе органично связанных с живописными и двигательно-пластическими.

2.Характер межчувственных связей опознается на основе прослеживаемых параллелей с жанрами графики, в частности с лубочной картинкой, а также композиционными принципами эстетики театра представления. В балете «Петрушка» данные принципы выявляются посредством синестетических процедур сопоставления «просодического гештальта» ярмарочной куклы в вербальном тексте Андрея Белого и музыкального образа Петрушки, а также -проявления в монтажной композиции балета особенностей лубочной картинки как «визуальной свертки театра представления».

3. Особенности межчувственных связей в произведениях Стравинского раннего периода сопряжены с архетипическими образами огня, трикстера, мудреца и смерти. Указанные архетипы проникают в интрамузыкальную сферу образов, способствуют активизации синестетических механизмов и наполняют глубинными смыслами многосоставный текст произведений композитора.

4.Мощным импульсом синестетичности в балете «Весна Священная» является

п

ритуальность . В установлении специфики ритуальности, как показано в диссертации, значимы понятия неантропоцентричности и деперсонализации образов и творческие связи композитора со знатоком языческо-славянской мифологии художником Н.К.Рерихом.

5. Синестетическое сопоставление персонажей оперы «Соловей» подтверждает контраст между героями сферы природы и искусственной цивилизации. Инициатором характера межчувственных связей в тексте и постановочных

7 Термин «ритуальность» до настоящего времени не получил специального научного определения. Г.Тэрнер трактует ритуал или вид ритуала как корпус верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией. [127, с. 9]. Поскольку ритуальность связана с обрядовостью, в диссертации данный термин применяется для обозначения совокупности свойств ритуала, встречающихся в неритуальных практиках и воплощающихся в сценических произведениях

интерпретациях оперы «Соловей» становится синестетичность дальневосточного искусства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации способствуют осмыслению творчества и особенностей мышления И. Стравинского в синестетическом ключе, позволяющем выявить глубинные основы его композиторского метода. Они могут способствовать дальнейшему развитию музыкальной синестетики, разработке в музыкознании проблем музыкального и музыкально-художественного мышления и смыслообразования. Кроме того, возможно применение полученных данных в учебных курсах истории современной отечественной и зарубежной музыки, оперной и балетной драматургии, музыкальной психологии.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертация соответствует п.3 «История русской музыки»; п.7 - Общая теория музыкального искусства; п. 8 «Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин: мелодика, ритмика, гармония, полифония (контрапункт), теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение: оркестровка и теория оркестровых стилей, история теоретических учений»; п.10 - «Теория и история музыкального языка» паспорта специальности 17.00.02 - Музыкальное искусство (искусствоведение).

Апробация диссертации. Положения работы неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Результаты исследования отражены в 12 публикациях и выступлениях на научных конференциях различного масштаба (международных и всероссийских в Москве, Казани, Новосибирске). На материале исследования автором сделаны публикации в различным сборниках отечественных трудов, музыковедческих журналах, в том числе в изданиях, рецензируемых ВАК.

Работа состоит из Введения, пяти глав, Заключения, Списка литературы и пяти Приложений. При этом в первой главе рассмотрен культурно-

художественный контекст появления синестетичности в произведениях раннего периода творчества Стравинского. Во второй главе акцент поставлен на лубочных принципах в балете «Петрушка», в третьей - выявлены межчувственные нюансы в симфонической фантазии «Фейерверк» и балете «Жар-Птица» в контексте воплощения архетипа огня. Четвертая глава посвящена корреляции синестетичности и ритуальности в балете «Весна Священная», а пятая - связанным с синестетичностью восточного искусства интермодальным синтезам в музыкальном языке и постановочных интерпретациях оперы «Соловей».

I. СИНЕСТЕТИЧНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

И. СТРАВИНСКОГО

1.1. Специфика синестезий в художественном мышлении И. Стравинского

В интерпретации творчества Стравинского синестетический подход оказался до сих пор практически совершенно нереализованным. Между тем, музыкальный язык и интонационная драматургия произведений И. Стравинского насыщены визуально-графическими, визуально-живописными и кинестетическими координатами, что обусловливает необходимость поиска внутрихудожественных механизмов их связи.

Во-первых, о синестетичности мышления композитора говорит такой внешний фактор, как наличие программы: в названии многих произведений содержится межчувственный компонент (например, кинестетические и визуальные ассоциации вызывают концерт для фортепиано с оркестром «Движения», «Черный концерт» для джаз-бэнда, оркестровая фантазия «Фейерверк»). Во-вторых, значимость имеет стилевой параметр, который проявляется в большой роли фонизма и сонорности в творчестве Стравинского, особенно характерных для раннего периода. Эта сфера музыкального звучания наиболее органична для проникновения в звуковые структуры иномодальных координат.

Третьим аргументом проявления межчувственных связей в

музыкальных текстах композитора является обнаружение спонтанного

О

«синестетического нюансирования» (термин Н.Коляденко) его образов в трудах крупных музыковедов (Б. Асафьева, М. Друскина, С.Савенко, А.Баевой)9.

Синестетичность художественного мышления выражается и в том, что в высказываниях самого Стравинского можно обнаружить синестетические характеристики творчества других композиторов. Примером могут служить такие выражения: «"Молоток без мастера" Булеза звучит, будто кубики льда звенят, сталкиваясь в стакане, а "Рефрен" Штокхаузена - как низкое булькание и высокие тона электронной музыки» [62, с. 44]. Нельзя оставить без внимания и заметки Стравинского о собственном творческом процессе. В частности, он пишет о том, что ему приснился один интервал, который превратился в эластичное вещество, растянутое между двумя записанными нотами, теплыми и студенистыми на ощупь [122, с. 224]. Исходя из данного высказывания, можно говорить о тактильно-температурно-визуальных координатах в восприятии звучания интервала у Стравинского. Следует сказать, что такое акустическое предслышание-чувствование интервала становится «рефлексией о самом себе, о своем музыкальном переживании, о своем погруженном в музыку существовании»[151, б. 206]. Следовательно, оно отсылает восприятие элементов музыкального языка в глубинную интрамузыкальную сферу, к которой относятся межчувственные ассоциации10.

И хотя сам композитор открыто не заявляет о роли межчувственных

8 Вербальные характеристики музыкального образа, содержащие межчувственный компонент, в трудах исследователей.

9 Примеры синестетического нюансирования будут приведены далее при обращении к различным произведениям композитора.

10 Понятие интрамузыкальной семантики предлагает М. Арановский, указывая, что в отличие от экстрамузыкальной, то есть привлекающей внемузыкальные программные элементы, она образует свои значения в тексте на основе системы музыкального языка и тем самым «выступает в качестве первичного, базового семантического слоя музыки» [8].

связей в своем мышлении, уже приведенные примеры дают основания для описания в синестетическом аспекте не только его музыкальных текстов, но и творческого процесса.

Обращаясь к специфике межчувственных связей в художественном мышлении И. Стравинского, следует, в первую очередь, отметить, что среди визуальных синестезий важное место в понимании творческого наследия композитора занимает графичностъ. Графическое начало просматривается в творчестве И. Стравинского на протяжении всей его жизни и неоднократно подчеркивается в исследовательской литературе. Так, М. Друскин указывает, что композитор «мыслит линейно» [53, с. 156], а Э.Денисов говорит о «четкой графичности» балетов неоклассического периода [51, с.346].

Рассматривая графичность как межвидовую эстетическую характеристику, сохраняющую свои основные черты при переносе из графики в другие виды искусства, можно выделить такие ее основные признаки: линейность, знаковость, отграниченность элементов, абстрагированность, осязательность и вещественность. Касаясь изобразительного искусства, подчеркнем, что наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги, который, по выражению отечественного мастера графики В. Фаворского, является «воздухом белого листа» [26, с.264].

Отчасти именно ясная отграниченность фона сообщает графическому полотну объективный и абстрагированный характер. Подобно изобразительному искусству, в музыке закономерные, целостные отношения плоскостности и пространственности изображения ощущаются художником и зрителем как «правдивость», убедительность, ясность, достоверность художественного переосмысления свойств пространства и времени. Таким образом, графическое начало оказывает влияние и на

объективность образов музыкальных произведений Стравинского.

С другой стороны, графика оперирует линией, для нее зачастую характерна знаковость изображения, важна передача объектов в их движении и действенном соотношении. В этом плане уместно сослаться на П. Флоренского: «линия основывается на двигательных ощущениях и организует двигательное пространство» [129]. С. Эйзенштейн также подчеркивает двигательный компонент в графических прорисовках линии: «Наиболее броским и непосредственным, раньше всего бросающимся в глаза, конечно, будет случай совпадения движения музыки именно с движением графическим, контурным, с графической композицией кадра, ибо контур — абрис — линия есть как бы наиболее отчетливый выразитель самой идеи движения» [141, с.244]. Это лишний раз доказывает правомерность применения графичности как межвидовой характеристики для интерпретации творчества Стравинского, так как двигательно-пластический параметр выражен в его музыке необычайно ярко.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мизюркина, Ольга Владимировна, 2018 год

Список литературы

1. Акопян Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 1996. - 35 с.

2. Аксенова О. Прочтение японской поэзии в вокальных циклах И. Стравинского и Д. Шостаковича // Год 2000. Взгляд в XX век. Анализ. Концепции. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - С. 21-23.

3. Алфеевская Г.С. «Персефона» как образец неоклассического творчества Стравинского // Проблемы музыкальной науки. - М.: Сов. композитор. -1975. - Вып. 3. - С. 280-303.

4. Андерсен Х.К. Соловей. - М.: Дет. лит., 1987. - 20 с.

5. Андриссен Л., Шенбергер Э. Часы Аполлона. О Стравинском / Пер. с нидерланд. И. Лесковской; под ред. Б. Филановского. - СПб.: Ин-т ПРО АРТЕ, 2003. - 300 с.

6. Апрелева В.А. Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1999. - 51 с.

7. Апрелева В.А. Философия творчества в процессе музыкального образования // Инновации и образование: Сб. материалов конф. Сер. Symposium. Вып. 29. - СПб.: СПетербург. филос. общ-во, 2003. - С. 28-31.

8. Арановский М.Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. - М.: Композитор, 1998. - 348 с.

9. Арановский М.Г. Симфонические искания: Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов: Исслед. очерки. - СПб.: Сов. композитор, 1979. - 287 с.

10. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. - СПб.: Музыка, 1977. - 277 с.

11. Баева А.А. «Слышать музыку глазами»: Взаимодействие искусств в театре Игоря Стравинского. - М.: ГИИ, 2015. - 134 с.

12. Баева А.А. Тенденция к живописно-картинной организации материала в

опере «Соловей» // И.Ф. Стравинский. Статьи. Воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1985. - С. 176-196.

13. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука, 1993. -253 с.

14. Баканова Л.Н. Феномен «Снегурочки» А.Н. Островского и Н.А. Римского-Корсакова: Философские контексты // Вестн. спетербург. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 1. - С. 125-131.

15. Баланчин Дж. Танцевальный элемент в музыке Стравинского // И.Ф. Стравинский. Статьи. Воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1985. - С. 261-269.

16. Бальбуров Э.А. Поэтическая философия русского космизма: Учение, эстетика, поэтика. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. - 242 с.

17. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

18. Башляр Г. Психоанализ огня / Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1993. - 176 с.

19. Белый А. Глоссолалия. - Томск: Водолей, 1994. - 96 с.

20. Белый А. Котик Летаев // Белый А. Сочинения: В 2 т. - М.: Худож. лит., 1990. - Т. 2. Проза. - С. 293-444.

21. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 4. Театр художника. Истоки и начала. - М.: КомКнига, 2006. - 232 с.

22. Биркхойзер-Оэри С. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2006. - 255с.

23. Большакова А.Ю. Архетип - концепт - культура // Вопросы философии. -2010. - № 7. - С. 47-57.

24. Большакова А. Ю. Теория архетипа и концептология. // Культурологический журнал. - URL: http://www.criournal.ru/rus/iournals/109.html&i .. (дата обращения: 02.11.2014).

25. Борев Ю. Особенности художественного сознания ХХ века.

Архетипическое и театр. Обряд - ритуал - миф - театр. // Материалы научно-практической конференции. Москва. 29 мая - 2 июня 2001 г. . - М.: Музыка, 2001.

26. Брагинская Н.А. «Соловей» Стравинского - Андерсена: Между Востоком и Западом // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - СПб., 2012. - Вып. 151.- С. 188-198.

27. Брагинская Н.А. Фантазия в манере chinoiserie // Муз. акад. - 2002. - № 4. -С. 137-143.

28. Брагинская Н.А. Эбони-концерт И. Стравинского: К проблеме межкультурных связей // Искусство и образование. - 2009. - № 4. - С. 4550.

29. Брехт Б. Театр. Т. 5. Ч. 2. - М., 1965.

30. Брокгауз Ф.А, Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Эксмо, 2007. - 5547 с.

31. Ванечкина И. О синестетическом мышлении Б. Асафьева. - URL: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/asaf r.htm. (дата обращения: 26.09.2013).

32. Ванечкина И.Л. «Прометей» А.Н. Скрябина. Проблема синтеза музыки и света: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2006. - 34 с.

33. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. Аналогия «Кристалл» - «музыкальные интервалы» (об одной забытой идее). - URL: http : //synesthesia.prometheus. kai .ru/anal-kr r.htm. (дата обращения: 26.09.2013).

34. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. «Поэма огня»: Концепция светомузыкального синтеза А.Н. Скрябина. - 2-е изд., перераб и доп. - Казань, 2010. - 352 с.

35. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. -М.: Наука. - 1978. - 102 с.

36. Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. - М.: Наука, 1967. - 224 с.

37. Волкова П. Метафизика огня, или опыт философии искусства. - Краснодар:

Краснодар. ун-т культуры и искусств, 2007. - 104 с.

38. Волова А.В. О специфике музыкально-сценического пространства в театральных произведениях И. Стравинского // Искусство глазами молодых. - Красноярск: Красный Яр, 2008. - С. 59-67.

39. Волонт И.И. Образная сфера смеха в русской музыке XIX-XX веков (трагедийно-сатирический аспект): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Красноярск, 2008. - 26 с.

40. Вульфсон А.В. Принципы симфонического развития и формообразования в балетах И.Ф. Стравинского: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. -СПб., 1974. - 23 с.

41. Галеев Б., Ванечкина И. Светомузыка, синестезия, Прометей: Сб. ст. / Ред.-сост. И.Л. Ванечкина. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2012. -268 с.

42. Гамаюнов М. Союз музыки, философии, любви и монастыря // А.Ф. Лосев. Форма. Стиль. Выражение. - М., 1995. - 912 с.

43. Гливинский В.В. Позднее творчество Стравинского. - Киев: Донеччина, 1995. - 191 с.

44. Голдовский Б. Летопись театра кукол в России XV-XVIII веков (Библиотека Театра чудес. Москва, 1994). - URL: http: //xnel agaxiacbkep6l.xn--p 1 ai/russkaya-tradiciya/istoriya-teatra-petrushki (дата обращения: 7.09.2013).

45. Голдовский Б. Русский народный кукольный театр в XVII-XVIII вв. Ч. 2. Народная кукольная комедия XVIII. - URL: booth.ru/petrushka/goldovsk_petr_2.shtml (дата обращения: 7.09.2013).

46. Голдовский Б. Русский народный театр кукол. Генезис, функции, образы // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. - М.: Традиционная культура, 1988. - Вып. 8. - С. 221-234.

47. Гончаренко С. О поэтике оперы: Учеб. пособие. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2010. - 260 с., цв. вкл.

48. Греф А. Homo Primitivus. Петрушка как феномен примитивного сознания. -

URL: http://booth.ru/petrushka/gref_homoprim.shtml (дата обращения: 15.04.2014)

49. Григорьева Г. Русский фольклор в сочинениях Стравинского // Музыка и современность. Вып. 6. - М.: Музыка, 1969. - С. 54-77.

50. Дадианова Т.В. Пластичность и выразительность как категории эстетики: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1997. - 47 с.

51. Денисов Э. Ударные инструменты в музыке Стравинского. // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. - М.: Сов. композитор, 1973. - С. 346383.

52. Домански Я. Некоторые методы измерения между слышимым и видимым // Галеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. («Прометей» - 2012) 6-8 апр. 2012 года. - Казань: Изд-во Казан.гос. техн. ун-та им. А.Н. Туполева, 2012. - С. 392-398.

53. Друскин М. Игорь Стравинский. - М.: Сов. композитор, 1974. - 224 с.

54. Дьячкова Л.К. К проблеме формы Стравинского. Принцип «подобия» // И.Ф. Стравинский. Статьи. Воспоминания. - М.: Сов. композитор, 1985. -С. 153-176.

55. Еременко Г.А. Музыкальный театр Запада в первой половине ХХ века: Аналит. очерки: Учеб. пособие по курсу истории зарубежной музыки для студ. теорет.-композит. фак. консерватории. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2008. - 320 с.

56. «Жар-птица» и «Петрушка» И.Ф. Стравинского / Сост. Г. Добровольская. -СПб.: Музгиз, 1963. - 45 с.

57. Задерацкий В. Полифоническое мышление И. Стравинского: Исслед. - М.: Музыка, 1980. - 287 с., нот., схем.

58. Зайцева М.Л. Синестезийность как системное свойство художественного сознания: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - Саратов, 2014. - 52 с.

59. Иванова И., Мизитова А. Опера и миф в музыкальном театре И.Стравинского: Моногр. - Харьков, 1992 - 135 с.

60. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука, 2001. - 560 с.

61. Кац Б. О культурологических аспектах анализа // Сов. музыка. - 1978. - № 1. - С. 37-43.

62. Кокто Ж. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре. - М.: Пресс, 2000. - 223 с.

63. Коляденко Н.П. Перспективы синестетики в исследовании музыкальных текстов // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. - М.: Литео, 2014. - С. 241-247.

64. Коляденко Н.П. Проблемы музыкальной синестетики. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2015. - 160 с.

65. Коляденко Н. Синестетический метод анализа музыкальных текстов // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф. - М.: Нобель-пресс, 2013. - С. 259-267.

66. Коляденко Н. Синестетичность музыкально-художественного сознания. -Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2005. - 392 с.

67. Кон Ю. Г. К вопросу о вариантности ладов // Вопросы анализа современной музыки. Статьи и исследования: Сб. ст. - Л.: Сов. композитор, 1982. - 152 с.

68. Кон Ю. Г. О стилевой двойственности балета Стравинского «Агон» // Избранные статьи о музыкальном языке. - СПб., 1994. - С. 131-150.

69. Консон Г. Метод целостного анализа художественных текстов - М.: Книга по Требованию, 2012. - 419 с.

70. Кравцова М. Поэзия Древнего Китая: Опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. - 544 с.

71. Кулиш А. Комедия о Петрушке как поздняя форма функционирования смеховой культуры. - URL: http://booth.ru/petrushka/kulish_petrushka.shtml (дата обращения: 15.11. 2013).

72. Купец Л.А. «Музыка для глаз» Клода Дебюсси // Галеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Прометей - 2010». - Казань: КГТУ, 2010. - С. 71-75.

73. Куранова Ю.А. Модус мистериальности в музыкальном театре И.Ф. Стравинского («Весна Священная», «Персефона», «Потоп»): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2018. - 26 с.

74. Лакост М. Кандинский. - М.: Слово/slovo, 1995. - 95 с.

75. Лосев. Музыка как предмет логики // А.Ф. Лосев. Форма. Стиль. Выражение. - М., 1995. - 940 с.

76. Лотман Ю. М. Художественная природа русских народных картинок // Статьи по семиотике культуры и искусства (Сер. Мир искусств). - СПб.: Акад. проект, 2002. - C. 322-339.

77. Лысенко С. Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре. - Хабаровск: ХГИИК, 2013. - 340 с.

78. Магницкая Е.А. Творческая интерпретация космоса: Моногр. / Рос. акад. музыки им. Гнесиных. - М., 1996.

79. Макарова О., Сокольская А. Ритуал как основа сценического действия в спектакле Клауса Гута по опере Моцарта «Дон Жуан» // Музыка. Искусство, наука, практика. - 2017. - № 1. - С. 9-16.

80. Макина А.В. Музыкальное время: Философско-эстетические и музыковедческие концепции ХХ века // Вопросы философии. - 2013. - № 7. - С. 73-79.

81. Макина А.В. Новая трактовка ритма: И. Стравинский, О. Мессиан, П. Булез: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - Н. Новгород, 2010. - 22 с.

82. Маклыгин А. Фактурные формы сонорной музыки // Laudamus. - М.: Композитор, 1992. - 312 с.

83. Малышева Т. Ритуальные истоки балетных сюжетов // Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова. - URL:

https://www.science-education.rU/pdf/2015/2/575.pdf (дата обращения: 19.05.18)

84. Мартынов В.И. О бриколаже в музыке // Религия и искусство: Материалы науч. конф. Государственный институт искусствознания 19-21 мая 1997. -М.: Изд-во «ГИТИС», 1997. - С. 287-301

85. Медриш Д. Стравинский и народный театр // Музыка и время. - 2009. - № 12. - С. 9-13

86. Мезенцева С. Аудиовизуальный синтез в современных модификациях музыкально-театральных жанров // Галеевские чтения: От синестезии к синтезу искусств («Прометей» - 2015): Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (к 75-летию со дня рождения Б.М. Галеева). - Казань, 2015. - С. 255261.

87. Многогранный мир Кандинского. - М.: Наука, 1999. - 208 с.

88. Музыка и ритуал: Структура, семантика, специфика: Материалы Междунар. науч. конф. / Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки; Рим. ун-т «Тор Вергата». - Новосибирск, 2004. - 644 с.

89. Найко М. Диалог с неосознанным неизвестным: Отражение проблем творческого процесса в литературном наследии композитора. -Красноярск: Краснояр. гос. акад. музыки и театра, 2005. - 284 с.

90. Народный театр // Библиотека русского фольклора. Т. 10 / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А.Ф. Некрыловой, Н.И. Савушкиной. - М.: Сов. Россия, 1991. - 544 с.

91. Нгуен Лантуат Традиционный театр Вьетнама. - Новосибирск: Горница, 1997. - 164 с.

92. Ницевич Е.В. Синтез музыки, поэзии и живописи в сочинениях Арнольда Шенберга 1908-1913 годов: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. -Ростов н/Д., 2009. - 22 с.

93. Ортега-и-Гассет Х. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста // Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - С. 176-186. -(История эстетики в памятниках и документах).

94. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. - М.: АКТ: AKT МОСКВА, 2008. - 189, [3]с. - (Философия, Психология).

95. Петрушка. Партитура // Предисловие Дм. Рогаль-Левицкого. - М.: Музгиз, 1963. - С. 3-15.

96. Подшивалова О. Космогонические архетипы в балете Стравинского «Весна священная» // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. 5-6 марта 2011 г., Пенза-Прага. - Киев, 2011. - C. 256-263.

97. Прозорова Т.Н. Музыкальный театр Стравинского как художественный контрапункт (на примере «Потопа») // Искусство глазами молодых: Материалы IV Всерос. науч. конф. студ. и аспирантов, 22-23 апр. 2008. -Красноярск: [Б.и.], 2008. - С. 53-58.

98. Рерих Н.К. О музыке и музыкантах // Муз. жизнь. - 1976. - № 23. - URL: http://sibro.ru/teacher/books/836/25109 (дата обращения: 10.06.16).

99. Ровинский Д.А. Воспоминания о Петрушке. - URL: http://booth.ru/petrushka/petr_vospom2.shtml (дата обращения: 15.11.2013).

100. Рождественский Г.Н. О двух редакциях партитуры балета Игоря Стравинского «Петрушка» // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. - М.: Сов. композитор, 1973. - С. 109-142.

101. Ромм В.В. Древнейшие танцы // Казначеевские чтения № 4. - Новосибирск: ЗСО МСА, 2011. - 306 с., ил.

102. Ручьевская Е. Структуры и функции музыкальной темы: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1979. - 49 с.

103. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. - Л.: Музыка, 1977. - 158 с.

104. Рыльская Т.П., Рыльский Г.В. Образная сфера русских лубочных картинок.

- URL: httpsV/cvberleninka.ru/article/v/obraznava-sfera-russkih-lubochnvh-kartinok (дата

обращения: 18.05.2018).

105. Савенко С.И. К вопросу о единстве стиля Стравинского. - URL:

http://www.opentextnn.ru/music/personalia/stravinsrv/?id=1453 (дата обращения: 18.05.2018).

106. Савенко С.И. Мир Стравинского. - М.: Композитор, 2001. - 328 с.

107. Синцов Е. Структурно-пространственные соответствия музыки и орнамента // Электроника. Музыка. Свет: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. к 100-летию Л.С. Термена. - Казань: ФЭН АН РТ, 1996. - С. 111-114.

108. Смирнов В. А.Н. Бенуа - либреттист «Петрушки» // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. - М.: Сов. композитор, 1973. - С. 155-162.

109. Смирнов В. Творческое формирование И.Ф. Стравинского. - СПб.: Музыка, 1970. - 152 с.

110. Соколов Б. «Баба-Яга деревяна нога едет с каркарладилом дратитися»: Слово в лубке как символ «письменной культуры» // Живая старина. -1995. - № 3. - С. 52-55.

111. Соколов Б. «Бессмысленно, пестро и даже смешно...». Цвет в художественной системе русской народной гравюры // Лотмановский сборник 2. - М., 1997. - С. 39-45.

112. Соколов Б. «Игра с лубком». Художественная система русской народной гравюры и городской праздничный фольклор // Вопросы искусствознания. - 1994. - № 4. - С. 151-168.

113. Соколов Б. Лубок как художественная система // Мир народной картинки: Материалы науч. конф. «Випперовские чтения - 1997». - М., 1999. - С. 935.

114. Соколов Б. Остранение как художественное средство русского народного искусства Нового времени // Примитив в изобразительном искусстве: Материалы науч. конф. ГТГ. - М., 1997. - С. 83-98.

115. Сорокина Т. С. Эволюция гармонического мышления Игоря Стравинского в опере «Соловей» // Тр. ГМПИ им. Гнесиных: Межвуз. сб. трудов. Вып. 44. Теоретические вопросы вокальной музыки. - М., 1979. - С. 56-69.

116. Сперанский Е. Петр Петрович Уксусов. - URL: http://booth.ru/petrushka/petr_vospom2.shtml (дата обращения: 15.11.2013).

117. Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Отблески: 1944-1993. -Новосибирск: Изд. центр РОССАЗИЯ Сиб. Рерихов. общ-ва, 2007. - 560 с.

118. Сретенская С.В. «Три стихотворения из японской лирики» Игоря Стравинского: Музыкальный пейзаж и поэтическое послание // Звуковые миры Восточной Европы. II: Скрябин. Стравинский. Шостакович / Ред.-сост. И. Харисов. - Берлин: Gesellschaftfür Osteuropa Förderung, 2010. - С. 98-107.

119. Ставская К. Визуально-живописное начало в композиции произведений М. Равеля // Галеевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. («Прометей» - 2010), 2-6 окт. 2010. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та им. А.Н. Туполева, 2010. - С. 305-311.

120. Старостина Т.А. О гармонии позднего Стравинского // Проблемы музыкальной науки. Вып. 7. - М.: Сов. композитор, 1989. - С. 181-193.

121. Старчеус М.С. Системы фигуро-фоновых связей в музыке: К вопросу направленности произведения на слушателя: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. - Вильнюс: Гос. консерватория Лит. ССР., 1982. - 23 с.

122. Стравинский И. Диалоги. Воспоминания. Размышления. - СПб.: Музыка, 1971. - 414 с.

123. Стравинский И. Хроника моей жизни. - СПб.: Музыка, 1963. - 275с.

124. Стравинская К. О И.Ф.Стравинском и его близких. - СПб.: Музыка, 1978. -232 с.

125. Сурина Т. Станиславский и Брехт. - М.: Искусство, 1975. - 271 с.

126. Схейен Ш. Дягилев «Русские сезоны» навсегда / Пер. с нидерланд. Н. Возненко и С. Князьковой. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. - 608 с.

127. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М.: Наука, 1983. - 280 с.

128. Токарева В.В. Петрушка и Пульчинелла: Общее и особенное // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: История и современность. -

Краснодар, 2008. - Вып. 3. - С. 143-146.

129. Флоренский П.А. Анализ пространственности <и времени> в художественно-изобразительных произведениях. - URL: philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm (дата обращения: 17.05.2018).

130. Франц М.-Л. Феномены тени и зла в волшебных сказках / Пер. с англ. В. Мершавки. - М.: Независимая фирма «Класс», 2010. - 360 с.

131. Холопова В.Н. Музыкальный тематизм. - М.: Музыка, 1983. - 88 с.

132. Холопова В.Н. О ритмической технике и динамических свойствах ритма Стравинского // Музыка и современность. - М.: Музыка, 1966.- Вып. 4. -С. 96-127.

133. Холопова В.Н. Современность Николая Попова: Новизна музыки - новизна миропредставления // Проблемы музыкальной науки. - 2018. - № 1. - С. 120-131.

134. Хромов О.Р. Историография русской лубочной картинки XIX столетия (И.М. Снегирев, Ф.И. Буслаев, Д.А. Ровинский): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 1991. - 24 с.

135. Чирятьев М.Н. Космизм творчества Рерихов - основа создания Института гималайских исследований «Урусвати». - URL: http://lib.icr.su/node/1779 (дата обращения: 11.06.2016).

136. Чумина Н.Ю. Интерпретации балета «Весна Священная» в искусстве балета XX века // Вестн. СПетербург. гос. ун-та культуры и искусства. -2014. - № 4. - С. 105-110.

137. Шахназарова Н. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. - М.: Сов. композитор, 1975. -237 с.

138. Шипельский М.И. Пластически-плоскостной и объемно пространственный методы кодирования изображения и некоторые особенности формообразования в современном станковом пейзаже// Актуальные вопросы социогуманитарного знания: История и современность. Вып. 3. -Краснодар, 2008. - С. 134-138.

139. Шкловский В. Эйзенштейн. - М.: Искусство, 1976. - 298 с.

140. Шнитке А. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. - М.: Сов. композитор, 1973. - С. 383-437.

141. Эйзенштейн С.М. Вертикальный монтаж // Избранные произведения: В 6 т. - М.: Искусство, 1964. - Т. 2. - С. 189-269.

142. Эйзенштейн С.М. Неожиданный стык // Избранные произведения: В 6 т. -М., 1968. - Т. 5. - С 309-310.

143. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

144. Юнг К.Г. Душа и миф шесть архетипов / Пер. с англ. - Киев: Гос. б-ка Украины для юношества, 1996. - 384 с.

145. Юнг К.Г. К пониманию архетипа младенца. - URL: http://jungland.net/node/1776 (дата обращения: 20.03.2013).

146. Ярустовский Б. Игорь Стравинский. - Л.: Музыка, 1982. - 264 с.

Иностранные источники

147. Boehm S. Licht - Zeit - Klang: Musikaliche Latenzen in der Bildkunst // Musik und Kunst: Erfahrung - Deutung - Darstellung: Ein Gespräch zwischen Wissenschaften. - Mannheim: Palatium Verl., 2000. - S. 9-21.

148. Budde E. Musik und Bilder // Musik und Kunst: Erfahrung - Deutung -Darstellung: Ein Gespräch zwischen Wissenschaften. - Mannheim: Palatium Verl., 2000. - S. 1-8.

149. Day S.A. Regarding types of synesthesia and color-music art = Дэй Ш. Типы синестезий и цвето-музыкальное искусство // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 3-8 нояб. 2008. - Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008. - 360 с.

150. Hertz P. Metaphor, structure, and consciousness: intermedia in the digital age = Герц П. Метафора, структура и сознание: Интермедиа в цифровую эру // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 3-8 нояб. 2008. - Казань: КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008.

- 360 c.

151. Körner K.Funkzionen, Zielrichtungen und Kriterien der Musikalischen Analyse // Schnittpunkte Mensch Musik. - Regensburg: hrsg von R Klmkhammer, 1985.

- S. 205-208.

152. Nicholas N. Synaesthesia, Harmony and Discord in the Work of Wassily Kandinsky & Arnold Schoenberg 1909-1914: Masters in the History of Art. -Buckingham, 2015. - 123 c.

153. Reiner O. Musikalische Graphik: Studien und Versuche über die Wechselbeziehungen zwischen Ton- und Farbharmonien. - Wien, 1925.

154. Sündermann H. Erst B. Klang - Farbe - Gebärde. Musikalische Grafik. - Wien: Verl. Anton Schroll, 1981. - 241 S.

155. Wellek A. Musikpsychologie und Musikästhetik. - Frankfurt am Main, 1963. -391 S.

Список публикаций автора по теме диссертации Статьи в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК

1. Мизюркина О.В. Лубок, лубочность и синестетичность в балете И.Стравинского «Петрушка» // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. №26, 2017. - С. 8392.

2. Мизюркина О.В. Ритуальность в балете И. Стравинского «Весна Священная». Синестетический аспект // Южно-Российский музыкальный альманах. №2 (27), 2017. - С. 42-46.

3. Мизюркина О.В. Синестетическая интерпретация оперы И. Стравинского «Соловей» // Вестник музыкальной науки. -Новосибирск, №4 (18), 2017. - С.56 -62.

4. Мизюркина О.В. Синестетичность постановочных интерпретаций оперы И. Стравинского «Соловей» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики ч. 2. , №12 (86) 2017. -С. 98 - 101. Соавт. Коляденко Н.П.

Другие публикации

5. Мизюркина О.В. Синестетичность в творчестве Стравинского // Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: тезисы межвузовской науч. студ. конференции - 2013 «Интеллектуальный потенциал Сибири»/ Новосиб. гос. архит.-худ. акад. - Новосибирск, 2013. - С. 64.

6. Мизюркина О.В. Балет Стравинского "Жар-птица": синестетическая интерпретация // Музыкознание: история и современность глазами молодых ученых: Сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. -Новосибирск: гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2014. - С. 166174.

7. Мизюркина О.В. Образ огня в музыке И.Ф. Стравинского // Музыкознание в зеркале современности: Материалы Международной науч. - практ. конференции, Казань: Изд-во «Отечество», 2014. - С. 97-102.

8. Мизюркина О.В. Лубочность в балете Стравинского "Петрушка": синестетический аспект // Искусство как феномен культуры: Сб. мат-лов межд. науч.-практ. конференции в Гос. Академии им. Маймонида, 2015. - С. 161-168. Соавт. Коляденко Н.П.

9. Мизюркина О.В. Образ Петрушки в балете И.Стравинского. Синестетическая интерпретация // Третьи «Галеевские чтения». От синестезии к синтезу искусств. Сб. мат-лов межд. науч.-практ. конференции (Казань: МГУ, КНИТУ и КАИ, творч. объединение «Прометей», 2-5 октября 2015 г.). - С. 261-268.

10.Мизюркина О.В. Сенсорная интеграция в слуховом восприятии посредством архетипических образов // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Сб. научных статей. Новосибирск: гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2016 г. - С. 213220.

11.Мизюркина О.В. И.Ф. Стравинский и Н.К. Рерих: синестезия искусств в балете «Весна Священная» // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы. Сб. мат-лов межд. науч.-практ.конференции (Москва: Академия имени Маймонида, 11 по 15 апреля 2017 года).— С. 429-435.

12.Мизюркина О.В. Влияние синестетичности восточного искусства на постановочную интерпретацию Р. Лепажем оперы И. Стравинского «Соловей» // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Вып 2. Сб. научных статей. Новосибирск: гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2018. - С. 173-181.

Приложение 1 Нотные примеры Пример №2 «Фейерверк»

ХМ1С

Пример №3 «Пляс Жар-птицы» из балета «Жар-птица»

Пример №4 «Игра царевен золотыми яблоками» средний раздел

Пример №5 «Поганый пляс Кащеева царства»

Пример №6 «Петрушка», вторая картина

Мо11о J :и

Пример №7 «Танец кучеров и конюхов» из балета «Петрушка»

Приложение 2 Иллюстрации эскизов костюмов и лубочных картинок Пример 1. Эскиз костюма Жар-птицы, выполненный Л. Бакстом

Пример 2. Эскизы костюмов Ивана-Царевича и Царевны

Пример 3. Эскиз костюма Жар-птицы

Пример 5. Лубок «Сирин»

Пример 4. Лубок «Алконост»

Пример 6. Лубок "Алконост"

Пример 7 Лубок «Петрушка»

Приложение 3 Визуальные гештальты Пример 1 "Фейерверк"

Пример №4 "Колыбельная Жар-птицы"

Пример 6. "Поганый пляс Кащеева царства"

Пример 7. «2 картина балета «Петрушка»

Приложение 4 Скиншоты из постновочных интерпретаций Кадры из фильма-оперы К. Шаде «Соловей»

Пример 1

Мальчик, слушающий песню Рыбака (начало первого действия)

Шт

Пример 2

Вазы с помещенными в них обитателями китайского дворца

Бонза и один из вельмож, заключенные в китайских фонариках

Пример 4

Рыбак, помещенный в вазу

Натали Дессей в роли Соловья

1

А шл

Пример 6

Сцена Соловья и Смерти (Натали Дессей и Виолетта Урмана)

Кадры из постановки оперы Стравинского «Соловей» ( реж. Р.Лепаж)

Пример 7

Рыбак

Пример 8

Камергер, Бонза и Кухарочка

РОССИЯ ЭС

Сцена Смерти и Императора

Пример 10

Общее оформление сцены

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.