Характер освещения криминальных событий в американских СМИ: на примере газет The New York Times и Newsday тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Каткова, Людмила Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 254
Оглавление диссертации кандидат наук Каткова, Людмила Владимировна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Образ преступника (серийного убийцы) в американских СМИ
1.1. Типизация серийных убийц в американских СМИ
1.1.1. Серийный убийца как суперзвезда
1.1.2. Серийный убийца как готический монстр
1.1.3. Серийный убийца под маской нормальности
1.2. Симулякр: специфика привлекательности образа серийного убийцы
1.2.1. Амбивалентность как ключевая характеристика медийного образа серийного убийцы
1.2.2. Идентификация и ее роль в создании привлекательного образа серийного убийцы
1.3. Выводы по главе 1
Глава 2. Образы-симулякры Чарльза Мэнсона, Дэвида Берковица и Джеффри Дамера в газетах The New York Times и Newsday: результаты контент-анализа и критического дискурс-анализа
2.1. Образ Чарльза Мэнсона в газетах The New York Times и Newsday
2.1.1. Выводы
2.2. Образ Дэвида Берковица в газетах The New York Times и Newsday
2.2.1. Выводы
2.3. Образ Джеффри Дамера в газетах The New York Times и Newsday
2.3.1. Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Психологические особенности личности и поведения различных типов серийных сексуальных убийц2018 год, кандидат наук Логунова, Ольга Алековна
Изменение в ценностной системе американских СМИ 1960-х гг.: на примере репрезентации "разбитого поколения" в журналах LIFE, TIME и газете The New York Times2017 год, кандидат наук Загвоздкина, Екатерина Геннадьевна
Эстетика фантастического в романах воспитания Ч. Диккенса2021 год, кандидат наук Крупенина Мария Игоревна
Языковые средства создания образа политического деятеля в американских и британских СМИ2017 год, кандидат наук Аслан Эбру
Джозеф Шеридан Ле Фаню и английский сенсационный роман. Проблема трансформации жанра romance2006 год, кандидат филологических наук Хотинская, Анна Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Характер освещения криминальных событий в американских СМИ: на примере газет The New York Times и Newsday»
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня американские средства массовой информации, стремясь привлечь как можно более широкую аудиторию, все чаще обращаются к теме преступлений и неоправданной жестокости.
Обилие текстов о преступлениях и их увеличивающееся количество в последние десятилетия свидетельствуют об интересе массовой аудитории к данной тематике.
Изучая характер освещения криминальных событий в США, мы в основном будем акцентировать наше внимание на серийных убийствах как на одной из форм преступлений.
Истории о серийных убийствах - одни из самых излюбленных и наиболее продаваемых товаров СМИ. Часто, пытаясь предоставить преступления в наиболее выгодном свете, пресса формирует сильный и эффектный образ серийного убийцы, что создает ложное восприятие его личности аудиторией.
Хотя серийные убийства в любой стране составляют сравнительно небольшую часть от общего количества преступлений, СМИ тем не менее посвящают серийным убийствам большую часть эфирного времени или места в печатных изданиях, тем самым преувеличивая их значение. Поэтому, исследуя практику освещения преступлений средствами массовой информации, мы обратим наше внимание именно на освещение серийных убийств. Мы будем в основном ориентироваться на практику освещения преступлений в американских средствах массовой информации, так как, являясь лидерами по количеству массовых и серийных убийств, Соединенные Штаты Америки установили определенный стандарт, даже можно сказать канон их освещения.
Актуальность темы исследования. Актуальность диссертационного исследования обусловлена в первую очередь неослабевающим интересом СМИ и массовой аудитории к теме крови и насилия в общем и к серийным убийцам в
частности. Так как, к сожалению, серийные убийства, как и другие преступления, неискоренимы, то проблема "правильного" освещения серийных убийств имеет долгосрочный, если не перманентный характер.
Во-вторых, диссертационное исследование имеет целью обратить внимание на опасные социально-психологические последствия, к которым может привести некорректное освещение криминальных событий. Изображая преступников в амбивалентном образе и наделяя их сверхъестественными способностями, журналисты создают социально опасный симулякр, параллельную реальность, где преступники являются не просто нуждающимися в профессиональной помощи антисоциальными субъектами, а доминантными медийными личностями и героями массовой культуры. Подобное некорректное отображение действительности оказывает пагубное влияние на психологическое здоровье общества, стирает моральные нормы и этические ориентиры.
В-третьих, тема корректного освещения серийных убийств недостаточно глубоко изучена в российской научной среде. Поэтому настоящая работа может оказаться полезной при дальнейшем изучении данного вопроса.
Степень научной разработанности темы. Такая важная общественная проблема и социально-психологический парадокс не могли не привлечь внимание крупных британских и американских ученых. Тема достаточно хорошо изучена в социологических и культурологических кругах (Дэвид Шмид1, Барри Кит Грант2, Марк Пиццато3), в исторических кругах (Карен
1 SchmidD. Natural Born Celebrities: Serial Killers in American Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 2005.
2 Grant B. K. Shadows of Doubt: Negotiations of Masculinity in American Genre Films. Detroit: Wayne State University Press, 2011.
3 Pizzato M. Jeffrey Dahmer and Media Cannibalism: The Lure and Failure of Sacrifice. // Mythologies of Violence in Postmodern Media / ed. by C. Sharrett. // Detroit: Wayne State University Press, 1999. - pp. 85-118.
Холттунен4, Эдвард Ингебретсен5, Филип Дженкинс6), в лингвистических кругах (Христиана Грегориу7, Марк Зельтцер8), в феминистических кругах (Джейн Капути9) и, конечно же, специалистами по массовым коммуникациям (Кристофер Шарретт10, Аннали Ньюитц11). Некоторые исследователи предлагают свои версии объяснения существования феномена серийных убийств. Например, социологическое объяснение предлагают Марк Зельтцер, профессор Калифорнийского университета, и журналист Аннали Ньюитц. В частности, Аннали Ньюитц ссылается на Карла Маркса и его теорию о мертвом труде. Марк Зельтцер рассматривает феномен серийного убийства в контексте "культуры открытой раны", то есть всего, что связано с расчлененными телами, увечьями, шоком и ужасом. "Культура открытой раны" также объясняет одержимость аудитории кровью и насилием. Феминистские исследователи предлагают объяснение совсем другого рода. Например, Джейн Капути, профессор Флоридского Атлантического университета, рассматривает серийные сексуальные убийства женщин мужчинами в качестве логического продолжения патриархальных ролей, ценностей и культа силы. Неожиданный подход к изучению серийных убийств обозначил Марк Пиццато, профессор университета Северной Каролины в Шарлотте, специалист по истории театра, рассматривающий феномен серийных убийств в контексте системы древнегреческого театра и теории Ницше об аполлоническом и дионисическом началах.
4 Halttunen K. Murder Most Foul: The Killer and the American Gothic Imagination. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1998.
5 Ingebretsen E. At Stake: Monsters and the Rhetoric of Fear in Public Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 2001.
6 Jenkins P. Intimate Enemies: Moral Panics in Contemporary Great Britain. New York: Aldine de Gruyter, 1992.
7 Gregoriou C. Language, Ideology and Identity in Serial Killer Narratives. New York, London: Routledge, 2011.
8 SeltzerM. Serial Killers: Death and Life in America's Wound Culture. New York: Routledge, 1998.
9 Caputi J. The Age of Sex Crime. Bowling Green, Ohio: Bowling Green University Popular Press, 1987.
10 Sharrett C. Afterword: Sacrificial Violence and Postmodern Ideology. // Mythologies of Violence in Postmodern Media / ed. by C. Sharrett. // Detroit: Wayne State University Press, 1999. - pp. 413-434.
11 Newitz A. Serial Killers, True Crime, and Economic Performance Anxiety. // Mythologies of Violence in Postmodern Media / ed. by C. Sharrett. // Detroit: Wayne State University Press, 1999. - pp. 65-84.
Другие исследователи уделяют внимание изучению звездного статуса серийных убийц. Например, Дэвид Шмид, профессор университета штата Нью-Йорк в Буффало, рассматривает все возможные причины и предпосылки обретения серийными убийцами звездного статуса и общенационального значения. Барри Кит Грант, профессор факультета социальных наук университета Брока, рассматривает серийные убийства в контексте массовой культуры, в частности кинематографа, и отмечает, что американцы стали буквально одержимы всем, что связано с серийными убийцами, а после выхода фильма "Молчание ягнят" (The Silence of the Lambs, 1991) серийные убийства стали не просто любимой темой режиссеров и писателей, а прочно обосновались в мейнстриме. Также историк Филип Дженкинс, профессор Бэйлорского университета, утверждает, что СМИ и вся массовая культура в целом неоправданно преувеличивают значение серийных убийств в жизни общества, хотя серийные убийства занимают всего один процент или даже меньше от общего числа убийств, совершенных в США.
Научная новизна исследования. В отличие от других научных работ, направленных на изучение феномена серийного убийства и его социокультурного значения, нас прежде всего интересуют серийные убийства глазами СМИ, а именно различные приемы и технологии, к которым неосознанно или осознанно прибегают массмедиа для создания амбивалентного образа преступника.
Для достижения цели научного исследования автор разработал инструментарий контент-анализа для выявления образа негативного героя (преступника) в средствах массовой информации, учитывающий оценочно-дескриптивные элементы журналистских текстов и характеристику героев публикаций.
В рамках данного исследования автора интересовали не злоупотребления массовых изданий, а журналистские стандарты качественных СМИ и то, как они
меняются под давлением конкурентной борьбы. Диссертант был нацелен на выявление принципиальных различий в политике освещения серийных убийств качественными газетами от сенсационной подачи преступлений массовыми изданиями.
К сожалению, в России исследований, посвященных проблемам освещения преступлений в средствах массовой информации, почти не существует. Поэтому в процессе работы над диссертацией мы пользовались научными работами авторов на английском языке.
Объект исследования - газеты The New York Times и Newsday (период исследования: в случае Чарльза Мэнсона - с 10 августа 1969 по 30 марта 1971, Дэвида Берковица - с 29 июля 1976 по 12 июня 1978 и Джеффри Дамера - с 24 июля 1991 по 30 ноября 1994).
Предмет исследования - характер освещения образа серийных убийц в американских СМИ (на примере медийного образа Чарльза Мэнсона, Дэвида Берковица и Джеффри Дамера).
Цель исследования - на примере газет The New York Times и Newsday доказать, что американские СМИ при помощи лингвистических средств и художественных приемов создают амбивалентную тональность при транслировании образа субъекта преступления.
Для достижения цели и проверки гипотезы нам необходимо решить следующие задачи:
- обозначить ключевые типизированные образы серийных убийц (доминанты), используемые журналистами в качестве парадигмы освещения серийных убийств;
- обозначить основные компоненты, участвующие в создании неоднозначно-привлекательного образа субъекта преступления;
- определить роль амбивалентности как основной характеристики медийного образа серийного убийцы;
- проверить с помощью методов контент-анализа и критического дискурс-анализа, руководствуются ли журналисты The New York Times и Newsday обозначенными типизированными образами при освещении серийных убийств, совершенных Чарльзом Мэнсоном, Дэвидом Берковицем и Джеффри Дамером.
Рабочая гипотеза исследования. Средства массовой информации США, благодаря определенному характеру освещения криминальных событий (а именно с помощью лингвистических средств и художественных приемов), формируют амбивалентный образ-симулякр субъекта преступления.
Методология исследования. Для решения поставленных задач и достижения конечной цели мы воспользуемся сравнительно-историческим методом, методом контент-анализа и методом критического дискурс-анализа (КДА). Исследование базируется в общей сложности на 653 материалах, опубликованных в газетах The New York Times и Newsday и посвященных серийным убийцам Чарльзу Мэнсону, Дэвиду Берковицу и Джеффри Дамеру.
Количественный метод (контент-анализ) позволит нам убедительно доказать истинность нашей гипотезы, а качественный метод (КДА) поможет выявить специфику и глубинные смыслы изучаемых текстов.
Подробное описание программы исследования представлено во второй главе диссертационной работы.
Эмпирическая основа исследования. Исследование включает в себя все публикации The New York Times и Newsday (653 материала), относящиеся к трем серийным убийцам (Чарльзу Мэнсону, Дэвиду Берковицу и Джеффри Дамеру) и вышедшие с момента первого убийства и до конечного оглашения судебного решения или смерти осужденного (как в случае с Джеффри Дамером). Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что материалы, посвященные выбранным убийцам, выходят до сих пор, поэтому нам было важно ограничиться конкретным промежутком времени, наиболее подходящим для цели и задач исследования. В случае Чарльза Мэнсона
учитывались публикации, вышедшие с августа 1969 по апрель 1971; в случае Дэвида Берковица - с июля 1976 по июнь 1978; и в случае Джеффри Дамера - с июля 1991 по ноябрь 1994.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Освещая криминальные события в наиболее выгодном свете, СМИ формируют амбивалентный образ-симулякр субъекта преступления, имеющий мало общего с реально существующим портретом преступника.
2. СМИ при освещении преступлений опираются на три основных типизированных и архетипичных образа серийных убийц: "Серийный убийца как суперзвезда", "Серийный убийца как готический монстр" и "Серийный убийца под маской нормальности".
3. Обозначенные автором парадигмы освещения серийных убийств характерны для всех американских СМИ в целом с незначительными вариациями в зависимости от индивидуальных особенностей конкретного издания.
4. Качественные СМИ при освещении серийных убийств предлагают аудитории не только сенсационные материалы, но и серьезные художественно-аналитические статьи с детальным погружением в проблему и с обозначением возможных путей ее разрешения, делая акцент на влиянии процесса на социально-психологическую, политическую и культурную жизнь страны.
5. Американские СМИ, преувеличивая значение серийных убийц, изображают последних в качестве общенациональных знаменитостей и суперзвезд.
6. На страницах американских СМИ для серийных убийц характерен образ сверхъестественного чудовища и готического монстра.
Филологический аспект исследования заключается в подробном лингвистическом анализе и в критическом дискурс-анализе выбранных
газетных публикаций, посвященных Чарльзу Мэнсону, Дэвиду Берковицу и Джеффри Дамеру.
Научно-практическая значимость исследования. В настоящей диссертации разработана многофункциональная методика для определения образа негативного героя в средствах массовой информации. Выявлена возможность проявления идентификации с реально существующим преступником (в предыдущих исследованиях связь между идентификацией и негативным героем СМИ проводилась осторожно, чаще всего авторы говорили о возможной идентификации с вымышленным положительным героем или о способности нарративных текстов СМИ стимулировать идентификацию), взаимосвязь между амбивалентностью образа и степенью проявления идентификации, что открывает возможность для дальнейшего изучения данного вопроса. Сформулированные в диссертации этические проблемы освещения криминальных событий в СМИ могут быть полезны не только специалистам по массовым коммуникациям, но и практикующим журналистам, осознающим ответственность перед своей аудиторией и проявляющим заботу о ее психологическом здоровье.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования вошли в доклады, представленные на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов" (М., 2014, 2015) и Международной научно-практической конференции "Журналистика в 2015 году" (М., 2016).
По теме диссертационного исследования опубликовано 6 работ, три из которых - в изданиях, рекомендованных ВАК. Общий объем публикаций составил 2,31 п. л.
Статьи в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ:
1. Каткова Л.В. Образ серийного убийцы в СМИ (на примере английских газет "Сан" и "Гардиан") // Медиаскоп (электронный журнал). - 2016. - № 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/2120. - 0,85 п. л.
2. Каткова Л.В. Чарльз Мэнсон глазами The New York Times: результаты контент-анализа // Вестник РУДН. Литературоведение. Журналистика. - 2016.
- № 3. - с. 92-101. - 0,7 п. л.
3. Каткова Л.В. "Сын Сэма" глазами The New York Times: результаты контент-анализа // Вестник РУДН. Литературоведение. Журналистика. - 2016.
- № 4. - с. 132-138. - 0,5 п. л.
Публикации в других научных изданиях:
1. Каткова Л.В. Кровь и насилие как объект повышенного интереса аудитории. Теория аполлонического и дионисического начала Фридриха Ницше // Материалы Международного молодежного научного форума "Л0М0Н0С0В-2014" / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, М. В. Чистякова. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2014. -0,1 п. л.
2. Каткова Л.В. Кровь и насилие как объект повышенного интереса аудитории. Теория "мертвого труда" Карла Маркса // Материалы Международного молодежного научного форума "Л0М0Н0С0В-2015" / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, М. В. Чистякова. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2015. - 0,1 п. л.
3. Каткова Л.В. Этическая и правовая ответственность журналиста при освещении особо тяжких преступлений // Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.:
Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. - с. 93-94. - 0,06 п. л.
Содержательная структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обозначена актуальность диссертационный работы, ее научная новизна, степень научной разработанности темы, методология исследования, а также цель и задачи исследования, гипотеза исследования и положения, выносимые на защиту.
В рамках первой главы мы разберем ключевые типизированные образы (доминанты), используемые журналистами американских СМИ при освещении серийных убийств, обнаруженные нами при изучении продуктов СМИ и при ознакомлении с теоретическими работами англо-американских исследователей. После определения основных образов, или доминант, как мы их называем в нашей эмпирической части, мы перейдем к выявлению квинтэссенции привлекательности образа субъекта преступления. Здесь ключевую роль будут играть такие понятия, как: амбивалентность, симулякр, идентификация и эффект остранения Бертольта Брехта. Мы утверждаем, что СМИ преподносят своей аудитории не реально существующих субъектов преступления, а их симулякр - героизированный, мифологизированный и демонизированный образ, намного более притягательный и вдохновляющий, чем их настоящая сущность (девиантная личность, направляющая собственные социальные и межличностные фрустрации на других людей с целью получения кратковременного освобождения от мучительного негативного психического состояния). Идентификация (появление которой могут провоцировать симулякры СМИ) поможет нам понять, почему амбивалентный образ преступника так привлекателен для аудитории, а эффект остранения, или
антиидентификацию мы определяем как читательский механизм или средство против журналистских симулякров и нежелательной идентификации.
Во второй главе исследования с помощью методов контент-анализа и КДА мы разберем образы-симулякры выбранных серийных убийц. Двухуровневый анализ в нашем исследовании обладает параллельной структурой, что позволит наилучшим образом использовать преимущества применяемых методов. Выбор конкретных преступников обусловлен нашим предположением о том, что каждый из трех убийц является олицетворением одной из доминант: Чарльз Мэнсон представляет собой убийцу-монстра, для Дэвида Берковица в наибольшей степени характерен образ убийцы-суперзвезды, а Джеффри Дамеру больше всего подходит образ убийцы под маской нормальности. Такая классификация является достаточно условной, так как в образе каждого из убийц в той или иной степени представлены все три доминанты, в своем взаимодействии формирующие уникальный медийный портрет убийцы.
В заключении представлены основные результаты проведенного исследования, подводятся итоги и устанавливаются возможные подходы к изучению проблемы в последующих исследованиях.
Библиографический список включает в себя 142 наименования, большую часть которых составляют работы на иностранных языках.
Приложение включает в себя визуальные материалы по теме исследования.
Глава 1. ОБРАЗ ПРЕСТУПНИКА (СЕРИЙНОГО УБИЙЦЫ) В
АМЕРИКАНСКИХ СМИ
1.1. Типизация серийных убийц в американских СМИ
Освещая преступления в средствах массовой информации, журналисты часто опираются на три основных типа серийных убийц, или три доминанты, как мы их называем в рамках данного исследования:
1. Серийный убийца как суперзвезда
2. Серийный убийца как готический монстр
3. Серийный убийца под маской нормальности
Первая доминанта проявляется в изображении серийного убийцы в качестве общенациональной знаменитости, культовой личности и в некоторых случаях квинтэссенции национального характера.
Вторая доминанта характеризуется изображением серийного убийцы в образе готического монстра, сверхъестественного чудовища.
И, наконец, в рамках третьей доминанты серийный убийца также изображается отвратительным монстром, но уже прикрытым маской нормальности.
Доминанты были выделены нами на основе изученных журналистских текстов о серийных убийствах и научных исследованиях, посвященных данному феномену. Так или иначе отдельные фрагменты приведенной типизации можно обнаружить в работах разных исследователей, мы же пытаемся обобщить все то, что было изучено в процессе работы над диссертацией. О звездном статусе серийных убийц писали Дэвид Шмид12,
12 SchmidD. Natural Born Celebrities: Serial Killers in American Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 2005.
Статис Гургурис13, профессор Колумбийского университета по литературной компаративистике, Кристофер Шарретт14, профессор массовых коммуникаций университета Сэтон Холл, и др. При описании образа готического монстра мы опирались на работы Карен Холттунен15, профессора истории университета Южной Калифорнии, и Эдварда Ингебретсена, литературоведа и культуролога, профессора Джорджтаунского университета16. Термин "маска нормальности" впервые появился в книге 1941 года "The Mask of Sanity: An Attempt to Clarify Some Issues About the So-Called Psychopathic Personality" американского психиатра Херви М. Клекли17 и с тех пор часто применяется для определения психопатического типа личности. Также феноменом серийных убийц -психопатов под маской нормальности интересовался британский психолог-исследователь Кевин Даттон18. Заметим, что вышеозначенные доминаты выражают различные акценты восприятия отдельных сторон личности преступников, подхваченных массмедиа в своих сообщениях, и не отражают типологию серийных убийц. Подробнее о типологии смотрите в работе Рональда Холмса и Стивена Холмса "Serial Murder"19.
Перед тем как приступить к анализу доминант, необходимо прояснить, зачем вообще СМИ нужно типизировать преступников. Журналистам при написании текстов необходимо опираться на некий культурно-исторический опыт. Несмотря на то, что журналистика основана на идеологии объективности и максимальной достоверности, на практике журналисты должны придавать
13 Gourgouris S. Does Literature Think? Literature As Theory for an Antimythical Era. Stanford: Stanford University Press, 2003.
14 Sharrett C. Afterword: Sacrificial Violence and Postmodern Ideology. // Mythologies of Violence in Postmodern Media / ed. by C. Sharrett. // Detroit: Wayne State University Press, 1999. - pp. 413-434.
15 Halttunen K. Murder Most Foul: The Killer and the American Gothic Imagination. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1998.
16 Ingebretsen E. At Stake: Monsters and the Rhetoric of Fear in Public Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 2001.
17 Cleckley H. M. The Mask Of Sanity: An Attempt To Clarify Some Issues About the So-Called Psychopathic Personality. Pickle Partners Publishing, 2016.
18 Dutton K. The Wisdom of Psychopaths. Lessons in Life from Saints, Spies and Serial Killers. London: Arrow Books, 2013.
19 Holmes R. M., Holmes S. T. Serial Murder. Sage, 2009.
своим сообщениям определенное направление и четко определять характеристики этого направления, чтобы облегчить выполнение своей работы20. Поэтому новые события журналисты пытаются подстроить под уже известный фрейм21, понятный как самим журналистам, так и аудитории. То есть журналисты, как полноценные участники определенной социокультурной среды, должны ориентироваться на ее установившиеся идеи и символы, чтобы оставаться успешными в своей области. Даже описывая новые и беспрецедентные события, журналисты стараются объяснить их с помощью чего-то понятного и обычного; в этом случае на помощь приходят архетипы, долгоживущие, но динамичные представления об обществе и его институтах22.
Когда в 1888 году весь Лондон потрясли зверства Джека Потрошителя, жители города, а вместе с ними и сотрудники лондонских газет и журналов просто не знали, как ко всему этому относиться; для них серийные убийства, совершенные с такой жестокостью, были совершенно беспрецедентным явлением, не имеющим аналогов. Поэтому они старались объяснить себе эти убийства с помощью того языка, который был им понятен и с помощью тех терминов, которые у них ассоциировались именно с темными сторонами жизни, с квинтэссенцией зла - так появились отсылки к библейским чудовищам и монстрам готических романов ужасов. После Джека Потрошителя каждый серийный убийца так или иначе наделялся чертами и признаками, формирующими доминанту "Серийный убийца как готический монстр". Этот фрейм жив и будет жить еще очень долго, так как в нашем сознании убийство,
20 HackettR. Decline of a Paradigm? Bias and Objectivity in News Media Studies // Critical Studies in Mass Communication. - 1984. - Vol. 1, No. 3. - pp. 229-259; BerkowitzD. Suicide Bombers as Women Warriors: Making News Through Mythical Archetypes // Journalism & Mass Communication Quarterly. - 2005. - Vol. 82, No. 3. - p. 608.
21 Reese S., Gandy O., Grant A. Framing Public Life: Perspectives on Media and Our Understanding of the Social World. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2001.
22 Lule J. Daily News, Eternal Stories: The Mythological Role of Journalism. New York: Guilford, 2001; Berkowitz D. Suicide Bombers as Women Warriors: Making News Through Mythical Archetypes // Journalism & Mass Communication Quarterly. - 2005. - Vol. 82, No. 3. - p. 608.
как говорит Карен Холттунен, "не укладывается в рамки социального порядка эпохи Просвещения23". Известный писатель Стивен Кинг также высказывает похожую мысль: "Концепция чудовищности нравится нам и нужна нам, потому что она подтверждает существование порядка, к которому мы, как человеческие существа, стремимся ежеминутно ... и позвольте предположить, что не физические и умственные отклонения приводят нас в ужас, а то отсутствие порядка, которое они символизируют"24. Добавим, что обозначенные доминанты как раз и подтверждают существование порядка, делают незнакомые и неизведанные явления понятными и объяснимыми.
Необходимо отметить, что доминанты и архетипы - это не одно и то же. Доминанты как типизированные медийные образы-симулякры серийных убийц, безусловно, основаны на архетипах, иначе бы они оказались совершенно нежизнеустойчивыми искусственными единицами и не справлялись бы со своей функцией. Например, первая доминанта - "Серийный убийца как суперзвезда", - характеризующаяся героизацией преступника, в отдельных случаях может частично перекликаться с архетипом героя и архетипом трикстера. Последние две доминанты перекликаются с архетипами жанра ужасов, выделенными Стивеном Кингом в его исследовательской работе 1981 года "Пляска смерти": доминанта "Серийный убийца как готический монстр" представляет собой архетип безымянной твари или в некоторых случаях архетип вампира, а "Серийный убийца под маской нормальности" выражает архетип оборотня, поэтому использование этих образов журналистами, как представителями культуры своей страны, вполне оправданно.
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
ТЕНДЕНЦИИ В КОЛУМНИСТИКЕ США НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ «НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС», ПОСВЯЩЕННЫХ КИТАЮ И РОССИИ (2008—2013 гг.)2016 год, кандидат наук Кошкин Павел Геннадьевич
Феномен переходности в малой прозе Амброза Бирса2022 год, кандидат наук Деменюк Вероника Максимовна
Профессиональная журналистская культура в современной России2021 год, доктор наук Нигматуллина Камилла Ренатовна
Романы У. Эйнсворта 1830-1840-х годов: Проблемы поэтики2006 год, кандидат филологических наук Горшкова, Елена Анатольевна
Современная музыка поклонения в богослужебной практике христиан (на примере России и США)2023 год, кандидат наук Беломыцев Арсений Анатольевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Каткова, Людмила Владимировна, 2017 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Книги на русском языке
1. Анненкова И. В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. - М.: Изд-во Моск. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011.
2. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.
3. Буало Н. Поэтическое искусство. - Спб.: "Азбука-классика", 2010.
4. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Зарубежная политическая лингвистика. - М.: ФЛИНТА, 2008.
5. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика. - Волгоград: Перемена, 1997.
6. Гринберг Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера. - М.: РИП-Холдинг, 1998.
7. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. - М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997.
8. Засурский Я. Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой. / Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект пресс, 2002. С. 195-231.
9. Землянова Л. М. Журналистика и коммуникативистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. - М.: МедиаМир, 2012.
10. Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием. - М.: Эксмо, 2003.
11. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. - Волгоград: Перемена, 2002.
12. Кинг С. Пляска смерти. - М.: АСТ, 2005.
13. Лассуэлл Г. Д. Психология и политика: Монография / Пер. с англ. Т. Н. Самсоновой, Н. В. Коротковой. - М.: РАГС, 2005.
14. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. - М.: ИТДГК "Гнозис", 2003.
15. Проблемы эффективности журналистики. / Под ред. Я. Засурского, З. Шумберы. М., 1990.
16. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М.: изд-во Моск. ун-та, 2011.
17. Раскин А. В. Журналистов надо учить толерантности. // Социальное насилие и толерантность: Реальность и медиа-образы. - М.: НИК, 2004.
18. Реснянская Л. Л. СМИ и политика. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2007.
19. Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики. - 2-е изд. - М.: ВК, 2009.
20. Свитич Л. Г. Эффективность журналистской деятельности. М., 1986.
21. Техника дезинформации и обмана / Под общ. ред. Я. Н. Засурского. - М.: Мысль, 1978.
22. ХабермасЮ. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2000.
23. Чудинов А. П. Политическая коммуникация. - М.: Флинта: Наука, 2006.
24. Чудинов А. П. Политическая лингвистика / Общие проблемы, метафора. Учеб. пособие. - Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2003.
25. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. - М.: "Гнозис", 2004.
26. ШехтерХ., Эверит Д. Энциклопедия серийных убийц. - М.: Крон-Пресс, 1998.
Книги на иностранном языке
1. Baudrillard J. The Evil Demon of Images. Sydney: Power Institute of Fine Arts, 1987.
2. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. The University of Michigan Press, 1994.
3. Bettelheim B. The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales. New York: Knopf, 1976.
4. Boorstin D. The Image: A Guide to Pseudo-Events in America, 1992.
5. Braudy L. The Frenzy of Renown: Fame and Its History. Replica Books, 2000.
6. Black J. The Aesthetics of Murder. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1991.
7. BudickS. Languages of the Unsayable: The Play of Negativity in Literature and Literary Theory. New York: Columbia University Press, 1989.
8. Cameron D. The Lust to Kill: A Feminist Investigation of Sexual Murder. New York: New York University Press, 1987.
9. Campbell J. The Hero with a Thousand Faces. London: Fontana Press, 1993.
10. Caputi J. The Age of Sex Crime. Bowling Green, Ohio: Bowling Green University Popular Press, 1987.
11. Cleckley H. M. The Mask Of Sanity: An Attempt To Clarify Some Issues About the So-Called Psychopathic Personality. Pickle Partners Publishing, 2016.
12. DavisD. The Milwaukee Murders. New York: St. Martin's Press, 1991.
13. Derber C. Money, Murder and the American Dream. Winchester, Mass.: Faber and Faber, 1992.
14. Dutton K. The Wisdom of Psychopaths. Lessons in Life from Saints, Spies and Serial Killers. London: Arrow Books, 2013.
15. Ellis B. E. American Psycho. New York: Vintage, 1991.
16. Fairclough N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. New York: Routledge, 2013.
17. Fiske J. Television culture. London: Routledge, 1989.
18. Fraser J. Violence in the Arts. London: Cambridge University Press, 1974.
19. Gibson D. C. Serial Murder and Media Circuses. Library of Congress Cataloging-in-Publication Data, 1953.
20. Gitlin T. Inside Prime Time. New York: Routledge, 1983.
21. Gourgouris S. Does Literature Think? Literature As Theory for an Antimythical Era. Stanford: Stanford University Press, 2003.
22. Grant B. K. Shadows of Doubt: Negotiations of Masculinity in American Genre Films. Detroit: Wayne State University Press, 2011.
23. Gregoriou C. Language, Ideology and Identity in Serial Killer Narratives. New York, London: Routledge, 2011.
24. Halttunen K. Murder Most Foul: The Killer and the American Gothic Imagination. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1998.
25. Hoffner C., Cantor J. Perceiving and responding to mass media characters // Responding to the screen: Reception and reaction processes / ed. by J. Bryant, D. Zillmann. // Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1991. - pp. 63-101.
26. Holmes R. M., Holmes S. T. Serial Murder. Sage, 2009.
27. Holmes S. Framing Celebrity: New directions in celebrity culture. Abington: Routledge, 2006.
28. Howitt D. Sex Offenders and the Internet. Chichester: John Wiley & Sons Ltd, 2007.
29. Ingebretsen E. At Stake: Monsters and the Rhetoric of Fear in Public Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 2001.
30. Isenberg S. Women Who Love Men Who Kill. New York: Dell, 1991.
31. Jameson F. Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press, 1992.
32. Jenkins P. Intimate Enemies: Moral Panics in Contemporary Great Britain. New York: Aldine de Gruyter, 1992.
33. Jewett R. The American Monomyth. Garden City, N.Y.: Anchor Doubleday, 1977.
34. Jung C. G. The Archetypes and the Collective Unconsciousness. Princeton,
1969.
35. Jung C. G. Four Archetypes: Mother, Rebirth, Spirit, Trickster. New York, London: Routledge, 2003.
36. Katz J. Seductions of Crime. New York: Basic, 1988.
37. Kwok-Kui Wong. Nietzsches "Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik" und die "Mimesis" bei Platon und Aristoteles. Eberhard-Karls-Universität zu Tübingen, 2001.
38. Leyton E. Men of Blood: Murder in Everyday Life. Toronto: McClelland and Stewart, London: Penguin, 1995.
39. Lasch C. The True and Only Heaven: Progress and Its Critics, 1991.
40. Levin J. Mass Murder: America's Growing Menace. New York: Plenum, 1985.
41. Lawrence D. H. Studies in Classic American Literature. New York: Penguin,
1970.
42. Livingstone S. M. Making Sense of Television: The Psychology of Audience Interpretation. New York: Routledge, 1998.
43. Lule J. Daily News, Eternal Stories: The Mythological Role of Journalism. New York: Guilford, 2001.
44. Macdonald J. M. The Murderer and His Victim. Springfield: Charles C. Thomas, 1986.
45. Madison C. The Walker Art Center: Art Spaces. Scala Editions, 2009.
46. Millett K. Sexual Politics. New York: Doubleday, 1990.
47. Marks K. Ökonomisch-philosophische Manuskripte. Hrsg. von Barbara Zehnpfennig. Hamburg, 2005.
48. Marsh I. Crime, Justice, and the Media. Abingdon: Routledge, 2009.
49. Nettler G. Killing One Another: Criminal Careers. Cincinnati: Anderson, 1982.
50. Newitz A. Serial Killers, True Crime, and Economic Performance Anxiety. // Mythologies of Violence in Postmodern Media / ed. by C. Sharrett. // Detroit: Wayne State University Press, 1999. - pp. 65-84.
51. Nietzsche F. Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik. Insel-Verlag, 2000.
52. Norris J. Serial Killers. New York: Doubleday, 1988.
53. Norris J. Jeffrey Dahmer. New York: Pinnacle, 1992.
54. Pelton R. D. The Trickster in West Africa. Berkeley, 1980.
55. Pizzato M. Jeffrey Dahmer and Media Cannibalism: The Lure and Failure of Sacrifice. // Mythologies of Violence in Postmodern Media / ed. by C. Sharrett. // Detroit: Wayne State University Press, 1999. - pp. 85-118.
56. Reese S., Gandy O., Grant A. Framing Public Life: Perspectives on Media and Our Understanding of the Social World. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2001.
57. ResslerR. Whoever Fights Monsters. New York: St. Martin's Press, 1992.
58. Roy J. M. Love to Hate: America's Obsession With Hatred and Violence. New York: Columbia University Press, 2002.
59. Schechter H. Deviant: The Shocking True Story of the Original "Psycho". New York: Pocket Books, 1989.
60. Schmid D. Natural Born Celebrities: Serial Killers in American Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 2005.
61. Schor J. The Overworked American. New York: Basic Books, 1992.
62. Schwarz T. The Hillside Strangler. New York: Penguin, 1982.
63. Segal L. Slow Motion: Changing Masculinities, Changing Men. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1990.
64. Seltzer M. Serial Killers: Death and Life in America's Wound Culture. New York: Routledge, 1998.
65. Sharrett C. Afterword: Sacrificial Violence and Postmodern Ideology. // Mythologies of Violence in Postmodern Media / ed. by C. Sharrett. // Detroit: Wayne State University Press, 1999. - pp. 413-434.
66. Shaviro S. The Cinematic Body. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1992.
67. Simpson P. L. Psycho Paths: Tracking the Serial Killer Through Contemporary American Film. Southern Illinois University, 2000.
68. Slotkin R. Regeneration through Violence: The Mythology of the American Frontier, 1600-1860. Middletown, Conn.: Wesleyan University Press, 1973.
69. Sparks G. Media Effects Research: A Basic Overview. Boston, 2010.
70. Surette R. Media, Crime, and Criminal Justice: Images and Realities, and Policies. Wadsworth, 2007.
71. Teuteberg J. America's Favourite Serial Killer. Grin Verlag, 2009.
72. Walkowitz J. Prostitution and Victorian Society: Women, Class, and the State. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.
73. Walter S. Serial Killers - Philosophy for Everyone: Being and Killing, 2010.
74. Williams R. Television: Technology and Cultural Form. London: Routledge Classics, 2003.
75. Wilson C. The Serial Killers: A study in the Psychology of Violence. New York: Carol, 1990.
76. Wilson T. Watching Television. Cambridge, England: Polity, 1993.
77. Wollheim R. Identification and imagination. // Freud: A Collection of Critical Essays / ed. by R. Wollheim. // New York: Anchor Books, 1974. - pp. 172-195.
78. WoodR. Hitchcock's Films. London and New York: Zwemmer/Barnes, 1965.
Статьи в периодических изданиях на иностранном языке
1. Adams-Price C., Greene A. L. Secondary Attachments and Adolescent Self Concept // Sex Roles. - 1990. - Vol. 22, No. 3. - pp. 187-198.
2. Bandura A. Social Cognitive Theory of Mass Communication // Media Psychology. - 2001. - Vol. 3, No. 3. - pp. 265-299.
3. Berkowitz D. Suicide Bombers as Women Warriors: Making News Through Mythical Archetypes // Journalism & Mass Communication Quarterly. - 2005. - Vol. 82, No. 3. - pp. 607-622.
4. Brown M. J., Cody M. J. Effects of a Prosocial Television Soap Opera in Promoting Women's Status // Human Communication Research. - 1991. - Vol. 18, No. 1. - pp. 114-144.
5. Castle T., Hensley C. Serial Killers With Military Experience: Applying Learning Theory to Serial Murder // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. - 2002. - № 46 (4). - pp. 453-465.
6. Cohen J. Defining Identification: A Theoretical Look at the Identification of Audiences with Media Characters // Mass Communication & Society. - 2001. - № 4 (3). - pp. 245-264.
7. Force W. R. The Code of Harry: Performing normativity in Dexter // Crime, Media, Culture: An International Journal. - 2010. - Vol. 6 (3). - pp. 329-345.
8. Fouts G., Burggraf K. Television Situation Comedies: Female Weight, Male Negative Comments, and Audience Reactions // Sex Roles. - 2000. - Vol. 42, No. 9. - pp. 925-932.
9. Godwin M., Canter D. Encounter and death: The spatial behavior of US serial killers // Policing: An International Journal of Police Strategies & Management. -1997. - Vol. 20 (1). - pp. 24-38.
10. De Graaf A., Hoeken H., Sanders J., Beentjes J. W. J. Identification as a Mechanism of Narrative Persuasion // Communication Research. - 2012. - Vol. 39 (6). - pp. 802-823.
11. Greenwood D. N. Are Female Action Heroes Risky Role Models? Character Identification, Idealization, and Viewer Aggression // Sex Roles. - 2007. - Vol. 57. -pp. 725-732.
12. Hackett R. Decline of a Paradigm? Bias and Objectivity in News Media Studies // Critical Studies in Mass Communication. - 1984. - Vol. 1, No. 3. - pp. 229-259.
13. Hoffner C. Children's Wishful Identification and Parasocial Interaction with Favorite Television Characters // Journal of Broadcasting & Electronic Media. - 1996.
- Vol. 40, No. 3. - pp. 389-402.
14. Hoffner C., Buchanan M. Young Adults' Wishful Identification with Television Characters: The Role of Perceived Similarity and Character Attributes // Media Psychology. - 2005. - Vol. 7 (4). - pp. 325-351.
15. Jarvis B. Monsters Inc.: Serial killers and consumer culture // Crime, Media, Culture: An International Journal. - 2007. - Vol. 3 (3). - pp. 326-344.
16. Johnson B. R., Becker J. V. Natural Born Killers?: The Development of the Sexually Sadistic Serial Killer // The Journal of the American Academy of Psychiatry and the Law. - 1997. - Vol. 25, No. 3. - pp. 335-348.
17. Kahn D., Pace-Schott E., Hobson A. Emotion and Cognition: Feeling and Character Identification in Dreaming // Consciousness and Cognition. - 2002. - Vol. 11 (1). - pp. 34-50.
18. Liss M. B., Reinhardt L. C., Fredriksen S. TV heroes: The Impact of Rhetoric and Deeds // Journal of Applied Developmental Psychology. - 1983. - Vol. 4, No. 2.
- pp. 175-187.
19. Livingstone S. M. Interpretive Viewers and Structured Programs: The Implicit Representation of Soap Opera Characters // Communication Research. - 1989. - Vol. 16, No. 1. - pp. 25-57.
20. Van Krieken K., Hoeken H., Sanders J. From Reader to Mediated Witness: The Engaging Effects of Journalistic Crime Narratives // Journalism & Mass Communication Quarterly. - 2015. - Vol. 92, No. 3. - pp. 1-17.
21. McDonald D. The search for finality: Serial killing, the narration of sexual injury, and the promise of consolation // Crime, Media, Culture: An International Journal. - 2015. - Vol. 11 (3). - pp. 299-315.
22. Oatley K. A taxonomy of the emotions of literary response and a theory of identification in fictional narrative // Poetics. - 1994. - Vol. 23 (1-2). - pp. 53-74.
23. Oatley K. Meetings of minds: Dialogue, sympathy, and identification, in reading fiction // Poetics. - 1999. - Vol. 26 (5-6). - pp. 439-454.
24. SheppardR. W. Tricksters, Carnival and the Magical Figures of Dada Poetry // Forum for Modern Language Studies. - 1983. - pp. 116-125.
25. Tal-OrN., Tsfati Y. Does the Co-Viewing of Sexual Material Affect Rape Myth Acceptance? The Role of the Co-Viewer's Reactions and Gender // Communication Research. - 2015. - pp. 1-26.
26. Den Uijl S. The Trickster "Archetype" in the Shahnama // Iranian Studies. -2010. - Vol. 43, № 1. - pp. 71-90.
27. Irizarry E. The Ubiquitous Trickster Archetype in the Narrative of Francisco Ayala // Hispania. - 1987. - Vol. 70, № 2. - pp. 222-230.
28. Wilson B. J., Colvin C. M., Smith S. L. Engaging in Violence on American Television: A Comparison of Child, Teen, and Adult Perpetrators // Journal of Communication. - 2002. - Vol. 52, No. 1. - pp. 36-60.
29. Zhang Y-F., Xu C., Lu H., Huang Y-M. Character Identification in Feature-Length Films Using Global Face-Name Matching // IEEE Transactions on Multimedia. - 2009. - Vol. 11, № 7. - pp. 1276-1288.
Диссертации на иностранном языке
1. Faria P. S. The Journey of the Villain in the Harry Potter series: An Archetypal Study of Fantasy Villains.: dissertaçâo, Mestre em Letras / Universidade Federal de Minas Gerais. - Belo Horizonte, 2008.
2. Kushkaki M. Unmasking the Villain: a Reconstruction of the Villain Archetype in Popular Culture.: a thesis, master of arts / San Diego State University, 2013.
Интернет-источники на иностранном языке
1. Association for Psychology Science. URL: http://www.psychologicalscience.org/
2. Justia. US Law. URL: http://law.justia.com/
3. Lynch S., Peer L. Analyzing Newspaper Content. A How-To Guide. URL: http : //www.wvdhhr.org/bphtraining/courses/cdcynergy/content/activeinformation/re sources/newspapercontentanalysis.pdf
4. Murderpedia. The Encyclopedia of Murderers. URL: http://murderpedia.org
5. Psychology Today. URL: https://www.psychologytoday.com/
6. The Sociopathic Style. URL: https://www.sociopathicstyle.com/
7. WebMD. URL: http://www.webmd.com/
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.