Современная музыка поклонения в богослужебной практике христиан (на примере России и США) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Беломыцев Арсений Анатольевич

  • Беломыцев Арсений Анатольевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 217
Беломыцев Арсений Анатольевич. Современная музыка поклонения в богослужебной практике христиан (на примере России и США): дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации». 2023. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Беломыцев Арсений Анатольевич

Введение

Глава I. Современная музыка поклонения в США

1.1. История формирования современной музыки поклонения как жанра богослужебной музыки

1.2. Современная музыка поклонения в богослужебной практике общин верующих

в США

Выводы к первой главе

Глава II. Исторические и доктринальные основания современной музыки поклонения

2.1. Ветхозаветные основания использования современной музыки поклонения в богослужебной практике

2.2. Раннехристианские основания использования мирских музыкальных жанров в

рамках богослужения

Выводы ко второй главе

Глава III. Рецепция современной музыки поклонения в среде русского протестантизма

3.1. Богослужебная музыка русских протестантов до революции 1917 г. и в советский период

3.2. Современная музыка поклонения в богослужебной практике русских

протестантов в 1990-х - начале 2020-х гг

Выводы к третьей главе

Заключение

Библиографический список

Список использованных источников

Приложение

Введение

Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью современной музыки поклонения в богослужебной практике верующих в России. На волне религиозного подъема в протестантизме конца 1960-х - начала 1970-х гг. появляется новое музыкальное явление, в дальнейшем получившее название «современная христианская музыка» (англ. «contemporary Christian music»). Новый музыкальный словарь Гроува определяет современную христианскую музыку как «жанр, соединяющий госпел евангелического протестантизма и рок-н-ролл»1. Жанр формируется на западном побережье Соединенных Штатов Америки (прежде всего, в Калифорнии) под влиянием представителей Движения Иисуса, использовавших в миссионерской деятельности современный музыкальный язык, понятный широкому кругу верующих.

В конце 1970-х годов возникает разновидность современной христианской музыки, предназначенная для исполнения на богослужениях - «современная музыка поклонения», также именуемая «музыка поклонения и прославления» и «христианская музыка поклонения» (англ. «contemporary worship music», «praise and worship music», «Christian worship music»).

Современная музыка поклонения получает широкое распространение в богослужебной практике ряда христианских течений, прежде всего в харизматических или неденоминационных протестантских церквах, а также в некоторых римско-католических приходах, в том числе относящихся к движению католического харизматического обновления.

Под влиянием идеологии харизматических направлений и в противовес традиционному богослужению на Западе формируется современный стиль

1 McDowell, A.D. Contemporary Christian music / A.D. McDowell. - Текст: электронный // The New Grove: Dictionary of Music and Musicians. - 2013. - 11 фев

URL: https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/abstract/10.1093/gmo/9781561592630.001.00 01/omo-9781561592630-e-

1002234810?_start=1&pos=1&q=contemporary%20christian%20music&search=quick#firsthit (дата обращения: 29.01.2021).

богослужения, в котором современная музыка поклонения занимает ключевую роль. В 1990-х гг. использование светских музыкальных форм на богослужениях вступило в противоречие со сложившейся традицией, обусловив конфликт, напряженность которого определяется как «войны поклонения» («worsЫpwars»)2.

В России секулярная музыка начинает массово проникать в религиозную жизнь христиан на закате советской эпохи. Наиболее широкая рецепция мирских музыкальных жанров происходит в среде русского протестантизма. Под русским протестантизмом понимаются христианские конфессии и движения, возникшие на Западе и получившие свое развитие в России среди людей, принадлежащих к русской культурной и языковой традиции. К ним относятся евангельские христиане-баптисты и пятидесятники, получившие обобщенное название «евангельские христиане», означающее стремление к буквальному исполнению Священного Писания, рассматриваемого в качестве основного источника вероучения, а также адвентисты седьмого дня.

В настоящее время востребованность современной христианской музыки, частью которой является современная музыка поклонения, среди верующих в России и за рубежом растет экспоненциально: за последние годы ее популярность в мире превзошла такие жанры, как классика, джаз и госпел3. Если к началу нового тысячелетия было принято говорить о победе современной музыки поклонения в «войнах поклонения» (в 2004 г. в США более трех четвертей протестантских церквей переходили к современным богослужебным практикам, включающим, в том числе, использование светских по происхождению музыкальных жанров4), то

2 Parret, G.A. 9.5 Theses on Worship / G.A. Parret. - Текст: электронный // Christianity Today. - 2005. - 28 янв. - URL: https://www.christianitytoday.com/ct/2005/february/24.38.html (дата обращения: 29.07.2021).

3 Neto, L. A Joyful Noise: The Vocal Health of Worship Leaders and Contemporary Christian Singers / L. Neto, D. Meyer. - Текст: непосредственный // The Voice Foundation. - 2017. - Vol. 31. - №

4 Sellers, R. Churches Continue Move Toward Contemporary Worship Style / R. Sellers. - Текст: электронный // Ellison Research of Phoenix, Ariz. - 2004. - 4 марта. -URL: http://www.ellisonresearch.com/demo/ERPS%20II/release%208%20Worship.htm. (дата обращения: 05.07.2021).

исследования 2010-х гг. показывают, что дискуссии вокруг дихотомии традиционный / современный не утрачивают своей актуальности5.

В свою очередь, воспроизведение западных богослужебных образцов в культовой практике российских христиан также продолжает вызывать дискуссии об обоснованности использования в церкви мирских музыкальных жанров. Наряду с этим, в России данная проблематика обрела как внутриобщинное, так и межконфессиональное значение, касаясь отношений между деноминациями и церквами различных направлений.

Оценка степени разработанности проблемы определила необходимость обращения к работам зарубежных исследователей современной музыки поклонения. Историческому развитию жанра современной богослужебной музыки посвящены исследования Б. Альфонсо, Дж. Бусмана, Т. Дусетт, А. Переза, В. Ригана, Л. Рута, Э. Уилсона-Диксона, Р. Уэббера, Л. Хонга и др.6 Актуальному состоянию современной музыки поклонения на Западе посвящены работы Л. Бенджаминс, Т. Вагнера, Д. Джастис, М. Ингаллс, Дж. Линденбаума, Н. Мирика, Дж. Шелера, М. Эль-Файзи и др.7 Исследования Дж. Макуджины, Дж. Фрейма, С.

5 Justice, D.R. The Curious Longevity of the Traditional-Contemporary Divide: Mainline Musical Choices in Post-Worship War America / D.R. Justice. - Текст: непосредственный // Liturgy

- 32 (1). - P

6 Например, Alfonso, B. The Billboard Guide to Contemporary Christian Music / B. Alfonso. -Billboard Books, 2002. - 288 p. - Текст: непосредственный; Busman, J.K. (Re) Sounding Passion: Listening to American Evangelical Worship Music: Ph.D. dissertation / J.K. Busman. - Chapel Hill: University of North Carolina at Chapel Hill Graduate School. - 2015. - 284 p. - Текст: непосредственный; Doucette, T.R. The Historical Development of the Modern Worship Song. / T.R. Doucette. - Lynchburg: Liberty University, 2008. - 41 p. - Текст: непосредственный; Perez, A.A. "All Hail King Jesus": The International Worship Symposium and the Making of Praise and Worship History, 1977-1989 / A.A. Perez. - Th.D. dissertation - Duke, NC: Duke University Divinity School, 2021. - 360 p. - Текст: непосредственный; Reagan, W. A Beautiful Noise: A History of Contemporary Worship Music in Modern America / W. Reagan. - Duke: Duke University, 2015. - 377 p. - Текст: непосредственный; Ruth, L. A History of Contemporary Praise & Worship: Understanding the Ideas That Reshaped the Protestant Church / L. Ruth, L.S. Hong. - Ada, MI: Baker Academic, 2021. - 368 p.

- Текст: непосредственный; Wilson-Dickson, A. The Story of Christian Music: From Gregorian Chant to Black Gospel: An Authoritative Illustrated Guide to All the Major Traditions of Music for Worship / A. Wilson-Dickson. - Fortress Press, Minneapolis, 1993. - 256 p. - Текст: непосредственный; Webber, R.E. Worship Old and New / R.E. Webber. - Grand Rapids: Zondervan, 1994. - 288 p. - Текст: непосредственный.

7 Например, Benjamins, L. Musicking as Liturgical Speech Acts: An Examination of Contemporary Worship Music Practices / L. Benjamins. - Текст: непосредственный // Studia Liturgica. - 2021. -Vol. 51 (2). - P. 143-158; 58. Wagner, T. No Other Name? Authenticity, Authority, and Anointing in

Миллера, Д. Клауда, Д. Лукарини, П. Мастерса и др.8 касаются различных аспектов конфликта между сторонниками и противниками включения современной секулярной музыки в богослужебную практику, а также доктринальных оснований ее использования в ходе богослужений. К различным сторонам музыкальной культуры США в XX в. обращены исследования Д. Ди Сабатино, К. Кейтли, Н. Кука А. Де Куртиса, Л. МакГирр, К. Смолла, Р. Санжека, С. Торнтона и др

Christian Popular Music / T. Wagner. - Текст: непосредственный // Journal of World Popular Music.

- № 2. - P. 324-342; Justice, D.R. The Curious Longevity of the Traditional-Contemporary Divide: Mainline Musical Choices in Post-Worship War America / D.R. Justice. - Текст: непосредственный // Liturgy. - 2017. - 32 (1). - P. 16-23; Ingalls, M. Style Matters: Contemporary Worship Music and the Meaning of Popular Musical Borrowings / Monique M. Ingalls. - Текст: непосредственный // Liturgy. - 2017. - 32:1. - P. 7-15; Lindenbaum, J. The Neoliberalization of Contemporary Christian Music's New Social Gospel / J. Lindenbaum. - Текст: непосредственный // Geoforum - 2013. - Vol. 44. - P. 112-119; Myrick, N. Relational Power, Music, and Identity: The Emotional Efficacy of Congregational Song / N. Myrick - Текст: непосредственный // Yale Journal of Music & Religion. -2017. - Vol. 3. - 1. - Article 5. - P. 77-92; Sheler, J.L. Believers: A Journey into Evangelical America / J.L. Sheler - New York: Viking, 2006. - 336 p. - Текст: непосредственный; El-Faizy, M. God and Country: How Evangelicals Have Become America's New Mainstream / M. El-Faizy. - New York, Bloomsbury Publishing, 2006. - 262 p. - Текст: непосредственный.

8 Например, Makujina, J. Measuring the music. another look at the contemporary Christian music debate / J. Makujina. - San Bernardino: Religious Affections Ministries 2019. - 369 p. - Текст: непосредственный; Frame, J.M. Contemporary Worship Music: A Biblical Defence / J.M. Frame. -Phillipsburg, NJ: Presbyterian & Reformed Publishing, 1997. - 212 p. - Текст: непосредственный; Miller, S. The Contemporary Christian Music Debate / S. Miller. - Carol Stream: Tyndale House Publishers, 1993. - 261 p. - Текст: непосредственный; Cloud, D.W. Contemporary Christian Music Under the Spotlight / D.W. Cloud. - Port Huron: Way of Life Literature, 1998. - 450 p. - Текст: непосредственный; Lucarini, D. Why I Left the Contemporary Christian Music Movement: Confessions of a Former Worship Leader / D. Lucarini. - Queen Creek: Evangelical Press, 2002. - 141 p. - Текст: непосредственный; Masters, P. Worship in the Melting Pot / P. Masters. - London: Wakeman Trust, 2002. - 148 p. - Текст: непосредственный.

9 Например, Di Sabatino, D. The Jesus People Movement: An annotated bibliography and general resource / D. Di Sabatino. - Westport: Greenwood Press, 1999. - 257 p. - Текст: непосредственный; Keightley, К. Reconsidering Rock / К. Keightley // The Cambridge Companion to Pop and Rock, ed. Will Straw, Simon Frith, and John Street. - New York: Cambridge University Press, 2001. - 338 p. -Текст: непосредственный; Cook, N. Music. A very short introduction / N. Cook. - Oxford: Oxford University Press, 1998. - 176 p. - Текст: непосредственный; DeCurtis, A. The Rolling Stone Illustrated History of Rock and Roll: The Definitive History of the Most Important Artists and Their Music / A. DeCurtis, J. Henke. - New York: Random House, 1992. - 710 p. - Текст: непосредственный; McGirr, L. Suburban Warriors: The Origins of the New American Right, Politics and Society in Twentieth-Century America / L. McGirr. - Princeton: Princeton University Press,

- 395 p. - Текст: непосредственный; Small, С. Music of the Common Tongue: Survival and Celebration in African American Music / С. Small. - Wesleyan University Press, 2011. - 509 p. - Текст: непосредственный; Sanjek, R. American Popular Music and Its Business: The First Four Hundred Years, vol. 2: 1790-1909. / R. Sanjek. - New York and Oxford: Oxford University Press, 1988. - 741 p.

- Текст: непосредственный; Thornton, S. Club Cultures+: Music, Media and Subcultural Capital (Music/Culture) / S. Thornton. - John Wiley & Sons, 1996. - 203 p. - Текст: непосредственный.

Работы В.А. Аликина, Е.В. Афонасина, Ю.Н. Бычкова, Е.В. Герцмана, К. Закса, Р. Зома, А.Ц. Идельсона, Е.И. Коляды, Дж. Ланделса, Р. Мартина, Х. Римана, А. Сендрея, Х. Ульриха и др.10 посвящены изучению музыкальных традиций, оказавших влияние на формирование богослужебной практики христианской церкви, а также исследованию свойств литургии ранних христиан.

Среди трудов отечественных авторов, исследовавших историческое развитие богослужебной музыки русских протестантов, а также ее актуальное состояние следует выделить работы Л.В. Глинской, Е.С. Гончаренко, Н.В. Лозовской, В.В. Максимова, Ю.Г. Матушанской, Т.К. Никольской, П.Д. Савченко, Л.Э. Семлека, А.Н. Стародубцева, В.В. Теппоне, Д.А. Фокина, Л.И. Харлова, О.Т. Шапочанской и др

10 Например, Alikin, V.A. The Earliest History of the Christian Gathering: Origin, Development and Content of the Christian Gathering in the First to Third Centuries. Supplements to Vigiliae Christianae / V.A. Alikin. - Leiden: Brill, 2010. - 342 p. - Текст: непосредственный; Афонасин, Е.В. MOYEIKH TEXNH. Очерки истории античной музыки. Mousiketekhne / Е.В. Афонасин, А.С. Афонасина, А.И. Щетников. - СПб.: РГХА, 2015. - 247 с. - Текст: непосредственный; Бычков, Ю.Н. Два слова о музыке древности. Лекции для студентов музыкальных вузов / Ю.Н. Бычков. - М., 2007. -Текст: непосредственный; Герцман, Е.В. Античное музыкальное мышление / Е.В. Герцман. - Л.: Музыка, 1986. - 224 с. - Текст: непосредственный; Закс, К. Музыкальная культура Палестины / К. Закс // Музыкальная культура древнего мира. Научн. ред. Р.И. Грубер. - Ленинград: Музгиз, 1937. - 260 с. - Текст: непосредственный; Зом, Р. Церковный строй в первые века христианства / Р. Зом. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. - 320 с. - Текст: непосредственный; Idelsohn, A.Z. Parallelen zwischen gregorianischen und hebrâisch-otientalischen Gesangsweisen / A.Z. Idelsohn

- Текст: непосредственный // Zeitschrift fiir Musikwissenschaft. - 1921-1922. - IV. - P. 515-524; Коляда, Е.И. Музыкальные инструменты в Библии / Е.И. Коляда. - М.: «Композитор», 2003. -400 с. - Текст: непосредственный; Landels, J.G. Music in Ancient Greece & Rome / J.G. Landels. London; New York: Routledge, 1999. - 296 p. - Текст: непосредственный; Sendrey, A. David's Harp: The Story of Music in Biblical Times / A. Sendrey, M. Norton. - N.Y.: New American Library, 1964. -276 p. - Текст: непосредственный; Ulrich, H. A History of Music and Musical Style / Ulrich H. Paul P. - New York: Harcourt, Brace & World, 1963. - 696 p. - Текст: непосредственный.

11 Глинская, Л.В. Основы музыкального служения / Л.В. Глинская, П.Д. Савченко. - ФРГ: Изд-во СЕХБ, 1991. - 226 с. - Текст: непосредственный; Гончаренко, Е.С. Жанры песнопений евангельских христиан-баптистов / Е.С. Гончаренко. - Текст: электронный // Братский вестник.

- 1982. - № 4; Лозовская, Н.В. Музыкальное творчество протестантских религиозных движений в СССР: развитие жанра духовной песни / Н.В. Лозовская, Д.А. Фокин. - Текст: непосредственный // Казанская наука. - 2015. - № 10. - С. 59-61; Матушанская, Ю.Г. Использование современной музыки в богослужении неопятидесятнических церквей России / Ю.Г. Матушанская, В.В. Максимов. - Текст: непосредственный // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». - 2019. - Т. 27. - С. 97105; Никольская, Т.К. Русский протестантизм на этапе утверждения легализации (1905-1917 гг.) / Т.К. Никольская. - Текст: непосредственный // Богословские размышления. - 2004. - № 4. - С. 161-180; Семлек, Л.Э. Жанры христианских песнопений / Л.Э. Семлек. - Текст: электронный // Братский вестник. - 1983. - № 3. - URL: http://mbchurch.ru/publications/brotherly_journal/3239/

Объект исследования - богослужебные практики христиан.

Предмет исследования - современная музыка поклонения в богослужебных практиках христиан в России и США.

Цель исследования - выявить специфику современной музыки поклонения в богослужебных практиках христиан в России и США.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1. проследить историю формирования современной музыки поклонения как жанра богослужебной музыки;

2. определить актуальные свойства современной музыки поклонения в богослужебной практике христиан в США, уделив особое внимание характеру противоречий, возникающих относительно приемлемости ее использования в богослужебной практике;

3. выявить исторические и доктринальные основания использования современной музыки поклонения в богослужебной практике, обратившись к свидетельству священных текстов;

4. проанализировать источники периода ранней христианской церкви, рассматриваемые в качестве оснований применения современной светской музыки в рамках богослужения;

5. рассмотреть этапы формирования музыкального оформления богослужений русских протестантов в дореволюционный и советский периоды;

6. установить свойства современной музыки поклонения в богослужебных практиках общин верующих в России на современном этапе.

(дата обращения: 17.08.2021); Стародубцев, А.Н. Музыка в богослужениях протестантских церквей в России / А.Н. Стародубцев. - Текст: электронный. - URL: http://www.rodon.org/reHg-100922140937 (дата обращения: 25.01.2021); Теппоне, В.В. Из истории церкви адвентистов седьмого дня / В.В. Теппоне. - Калининград, 1993. - 324 с. - Текст: непосредственный; Харлов, Л.И. Из истории музыкально-певческого служения нашего братства / Л.И. Харлов. - Текст: электронный // Братский вестник. - 1981. - № 6. - URL: http://mbchurch.ru/publications/brotherly_joumal/3129/ (дата обращения: 17.08.2021); Шапочанская, О.Т. Музыка на службе евангельских христиан-баптистов / О.Т. Шапочанская. -Текст: непосредственный // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. - 2018. - Вып. 3. - Т. 2. - С

Проблема исследования состоит в определении роли генетически секулярной музыки в актуальной культовой практике выделенных выше групп христиан.

Область исследования соответствует п. 10. Религиозная культура; особенности буддийской, православной, католической, протестантской, мусульманской, иудаистской и других религиозных культур, п. 13. Религиоведческая компаративистика, п. 28. Закономерности исторического развития религий паспорта специальности ВАК 5.7.9. Философия религии и религиоведение, а также п. 13. Религии и новые идеологии как факторы международных отношений приоритетных направлений научных исследований МГИМО.

Источниковая база исследования включает тексты Нового и Ветхого Заветов, свидетельства адвентистского идеолога Э. Уайт, конфессиональную литературу евангельских церквей США, а также воспоминания заметных представителей русского протестантизма.

Материалом исследования послужили нотные источники, аудио, видеозаписи и интервью, полученные в ходе полевых исследований в баптистских, адвентистских и пятидесятнических общинах г. Москвы, собранные автором работы за период 2019 - 2022 гг.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Определены исторические, в том числе идейные, богословские, жанрово-стилевые и прагматические основания использования мирских по своему происхождению музыкальных жанров в богослужебной практике христиан в США, установлены специфические свойства жанров современной христианской музыки и ее богослужебной разновидности - современной музыки поклонения.

2. Проанализированы позиции сторонников и противников применения мирской по происхождению музыки, а также особенности используемой аргументации. Сделан вывод о преимущественном обращении новаторов и традиционалистов при обосновании их собственных точек зрения на данную проблематику к тексту Священного Писания (при различной его интерпретации).

3. Выделена специфика богослужебной музыки двух культурных традиций -древнеиудейской и греко-римской, оказавших определяющее влияние на формирование музыкального сопровождения литургии ранней христианской церкви. Установлена историческая преемственность синагогального богослужения и литургии ранней христианской церкви, выявлены причины резкого отторжения ранними христианами античной культовой практики инструментального исполнительства.

4. Установлены специфические свойства музыкального сопровождения богослужения ранней христианской церкви, выявлены причины неприятия Отцами Церкви музыкальных инструментов, а также различных проявлений телесности. Сформулирован вывод о том, что современная музыка поклонения является новым синтетическим явлением, а попытки исторического обоснования ее использования носят искусственный характер и не соответствуют культурно-историческим особенностям эволюции богослужебных практик.

5. Поэтапно прослежена история формирования музыкальной основы богослужения русских протестантов в дореволюционный и советский периоды, установлены особенности формирования специфически-традиционного протестантского стиля богослужения, выявлены жанрово-стилевые свойства музыкального оформления богослужений русских протестантов.

6. Рассмотрены музыкальные аспекты актуальной богослужебной практики русских протестантов, проанализирована позиция баптистских, адвентистских и пятидесятнических общин в отношении использования современной светской музыки в рамках богослужения, определены специфические особенности жанра современной музыки поклонения в России.

Методологическая основа и методы исследования. Проблематика исследования потребовала использования междисциплинарного подхода с привлечением научной методологии религиоведения, философии, культурологии, музыковедения. Применение методов системного и структурно-функционального анализа позволило выявить структурные связи и основные свойства современной музыки поклонения в религиозной культуре России и США. Компаративный

анализ, в свою очередь, открыл возможности сопоставления тенденций развития данного феномена в рассматриваемых культовых практиках. При определении преемственности культовых музыкальных традиций особое внимание уделено методам и приемам текстологического, источниковедческого и герменевтического анализа.

Теоретическая значимость исследования заключается в установлении закономерностей, процессов и динамики проникновения современной секулярной музыки в пространство сакрального. Вместе с тем материал исследования и предложенный ракурс изучения открыл возможности применения специфических научных подходов, потенциал которых может быть плодотворно использован при анализе схожего типа явлений.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные исторические и современные данные по изучаемой теме, равно как и полученные аналитические выводы могут быть использованы в курсах религиоведения, философии культуры, культурологии, истории и теории музыки, а также в спецкурсах, посвященных богослужебной музыке. Кроме того, результаты исследования могут использоваться органами государственной власти, осуществляющими реализацию государственной национальной политики, при разработке методических рекомендаций по работе с религиозными объединениями, испытывающими внешние культурные влияния.

Хронологические рамки исследования включают период формирования жанровых истоков современной музыки поклонения на Западе в XIX-XX вв., период развития музыкальной культуры русских протестантов от зарождения в XIX в. до ее окончательного становления в советскую эпоху, а также современный этап развития современной музыки поклонения и ее актуальное состояние в России и США. Особое внимание уделено историческим основаниям современной музыки поклонения, включающим древнеиудейскую и античную музыкально-богослужебные традиции, а также периоду I - IV вв. н.э. - времени формирования богослужебных практик ранней христианской церкви.

Положения, выносимые на защиту:

1. На становление жанра современной музыки поклонения оказал влияние комплекс жанрово-стилевых, богословских и других идейных, а также прагматических факторов. Так, на собственно музыкальную и текстовую составляющую песен оказали влияние особенности жанров спиричуэлс, госпел (прежде всего его афроамериканской разновидности), рок-н-ролл, музыка Иисуса. На идейные основания использования простого и понятного широкому кругу верующих музыкального языка оказала значимое влияние деятельность экуменической общины Тэзе во Франции и ряда евангельских священников в США. Богословское основание применения популярных музыкальных форм в богослужебной практике было предложено пятидесятническими проповедниками, а также теологами третьей волны харизматического возрождения, акцентирующих роль музыки как «жертвы хвалы», способной привести к «излиянию Святого Духа». Наряду с этим харизматическое богословие привнесло в современную музыку смысловой акцент на личных отношениях с Богом и повлияло на редуцирование характерных для традиционных гимнов тем сокрушения, исповедания грехов, личных чувств, скорби, мольбы и т.д.

2. Позиции противоборствующих сторон «в войнах поклонения» сводятся к следующим оппозициям: эмоциональность / рациональность; возможность поклонения посредством музыки / первенствующее значение слова как основы поклонения; использование всего спектра музыкальных инструментов / допустимость только клавишных; сокращение и упрощение текста песнопений / недопустимость редукции смысловой составляющей; допустимость различных телодвижений (танца, жестикулирования) / требование проявлять сдержанность на богослужении. При этом аргументация новаторов и традиционалистов сводится к апеллированию к отрывкам Священного Писания при различной их интерпретации.

3. Храмовое богослужение Древнего Израиля характеризуется одноголосием, инструментальным сопровождением и импровизационностью при исполнении напевов. Музыкально-певческий элемент в храмовом богослужении сопровождал

жертвоприношения и рассматривался как особый вид обетной жертвы (наравне с вещественной). Раннехристианская музыка испытала сильное влияние синагогального богослужения, чьим основным отличием от храмовой традиции является отсутствие музыкальных инструментов. Музыка христианского богослужения характеризуется преобладанием вокальности; инструментальная музыка исключалась в силу связи с древнеиудейской практикой жертвоприношений и ассоциаций с языческими оргиастическими культами; в качестве нежелательных также рассматривались телесные проявления (танец, жестикулирование) при поклонении.

4. Осуждение современниками практики использования музыкальных инструментов и проявления телесной свободы на богослужениях ранних христиан выявляет противоречие в аргументации сторонников использования современной музыки поклонения. С одной стороны, богослужебные собрания ранних христиан, признаваемые в качестве идеала, исторически не включали в себя установки, продвигаемые сторонниками использования современной музыки поклонения. С другой стороны, ветхозаветное храмовое богослужение, музыкальное практики которого в целом соответствуют аргументации «новаторов», может рассматриваться верующими как «законническое» и по этой причине не соответствующее духу харизматии. Данные факторы позволяют судить о тенденциозном характере подбора исторических и доктринальных оснований использования современной музыки поклонения в богослужебной практике.

5. В дореволюционный и советский периоды в среде русских протестантов формируется специфический традиционный стиль богослужения. Музыкальное содержание традиционного богослужения русских протестантов формируется под влиянием различных музыкальных стилей, жанров и направлений: западный хорал, профессиональная классическая и современная музыка, песнопения русских и зарубежных христианских авторов, народная духовная песня. Для музыки богослужений и молитвенных собраний характерна созерцательность, общее настроение замкнутости и отдаленности от мира; в рамках богослужебной

практики преобладают гимны и духовные песни смиренного и эсхатологического характера.

6. В современных баптистских общинах не приветствуется введение современных стилей в богослужебную практику. Руководители музыкального служения в общинах адвентистов, как правило, открыты к новым музыкальным веяниям: использование на богослужениях традиционных гимнов объясняется как дань уважения вкусам и стилю поклонения верующих старшего поколения; с течением времени не исключается полный переход от традиционных духовных песен и гимнов к современным формам христианской музыки. Пятидесятники (за исключением общин консервативной направленности) открыты к использованию современной музыки поклонения на богослужениях. При этом данный жанр приобрел на российской почве ряд специфических особенностей, среди которых возможность исполнения переосмысленных традиционных гимнов, жанровое разнообразие, недопустимость чрезмерного упрощения текста, отказ от жесткой полемики в отношении звучащей на богослужении музыки, а также поиск компромисса с прихожанами старшего поколения.

Основные положения и выводы диссертации были апробированы на V научно-практической конференции «Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания» (Тульская область, Заокский, 11 апреля 2019 г.); XX Юбилейной вокально-практической конференция «Дмитриевские чтения» (Москва, РАМ им. Гнесиных, 22 апреля 2019 г.); II Международной научно-практической конференции «Диалог культур и цивилизаций» (Москва, МГЛУ, 11 декабря 2020 г.); Международной научной конференции XXVI Шишкинские чтения «Ценностные основания гуманитарного сотрудничества (к 75-летию ЮНЕСКО)» (Москва, МГИМО, 26 декабря 2020 г.); XIII Конвенте Российской ассоциации международных исследований (Москва, МГИМО, 15 октября 2021 г.); III международных теоретико-правовые чтения имени профессора Н.А. Пьянова (г. Иркутск, ИРО МАТГиП, 26 ноября 2021 г.); Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и их влияние на внутреннюю политику государства и международные отношения» (Москва, РАНХиГС, 2021 г.);

Международной научной конференции XXVII Шишкинские чтения «Творчество в современной культуре. Эпистемологический и антропологический аспекты» (Москва, МГИМО, 25 декабря 2021 г.); Всероссийской научной конференции «Философия перед лицом новых цивилизационных вызовов», приуроченной к 80-летнему юбилею воссоздания философского факультета в структуре Московского университета (Москва, МГУ им М.В. Ломоносова, 5 февраля 2022 г.); III Международной научно-практической конференции «Диалог культур и цивилизаций» (Москва, МГЛУ, 15 апреля 2022 г.); X Международной научно-практической конференции «Гуманитарные технологии в современном мире», посвященная памяти профессора Оскара Яковлевича Гойхмана (Калининградская область, г. Светлогорск, 20 мая 2022 г.); VIII Международной научной конференции «Творчество как национальная стихия: проблема добра и зла» (Санкт-Петербург, 1 июля 2022 г.).

Основные положения работы отражены в публикациях автора, выполненных по теме исследования.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК по шифру специальности представляемой к защите диссертации:

Беломыцев, А.А. Специфика восприятия современной музыки поклонения общинами пятидесятников в современной России / А.А. Беломыцев // Религиоведение. - 2022. - № 2. - С

Беломыцев, А.А. Современная музыка поклонения и исторические основания использования инструментальной музыки в христианском богослужении / А.А. Беломыцев // Философская мысль. - 2022. - № 4. - С

Беломыцев, А.А. Воздействие музыкальной традиции раннего христианства на формирование практики применения современной музыки поклонения в протестантских богослужениях / А.А. Беломыцев // Социология. - 2022. - № 2. - С

Беломыцев, А.А. Проблематика социальной деструктивности в философской мысли второй половины XX в. / А.А. Беломыцев // Социология. - 2021. - № 2. - С

Беломыцев, А.А. Осмысление феномена социальной деструктивности с позиции теории архаизации в отечественном социально-философском дискурсе / А.А. Беломыцев // Философская мысль. - 2021. - № 4. - С

Беломыцев, А.А. Развитие представлений о явлении деструкции в западноевропейской философской мысли докантовского периода / А.А. Беломыцев // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. - 2021. - № 4. -С

Беломыцев, А.А. Смысловые осцилляции музыкального сопровождения античного культа как основания элементов метамодернизма в творчестве современных оперных режиссеров / А.Н. Кириллова, А.А. Беломыцев // Культура и искусство. - 2021. - № 8. - С

Беломыцев, А.А. Контроверза «религиозный модернизм / религиозный фундаментализм» и богослужебная музыка протестантских церквей в современной России / А.А. Беломыцев // Концепт: философия, религия, культура. - 2019. - № 4 (12). - С

Статьи в изданиях, входящих в базу данных Scopus:

Беломыцев, А.А. Специфика восприятия современной музыки поклонения общинами пятидесятников в современной России / А.А. Беломыцев // Религиоведение. - 2022. - № 2. - С

Статьи в прочих изданиях:

Беломыцев, А.А. Рецепция современной музыки поклонения в общинах российских протестантов / А.А. Беломыцев // Третьи международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н.А. Пьянова. Материалы конференций / Отв. ред. и сост. М.Ю. Спирин, науч. ред. С.А. Комаров, И.А. Кузьмин. - Иркутск: Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права, 2022. - С

Беломыцев, А.А. Государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений - инструмент профилактики развития деструктивных процессов в этноконфессиональной сфере России / С.А. Семедов, В.В. Штоль, О.А. Мельникова, А.К. Аликберов и др. // Информационные технологии и их влияние на внутреннюю политику государства

и международные отношения. Материалы международной научно-практической конференции // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. -2022. -№ 3-4 (386-387). - С

Беломыцев, А.А. Исламское образование в контексте государственной национальной политики Российской Федерации / В.Д. Лаза, А.А. Беломыцев // Вестник Российской нации. - 2021. - № 4 (80). - С

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная музыка поклонения в богослужебной практике христиан (на примере России и США)»

Структура работы.

Работа состоит из введения, трех глав (6 параграфов), заключения, библиографического списка, списка использованных источников и приложения. Библиографический список содержит 219 источников, в том числе 60 на иностранных языках. Список использованных источников включает 17 нотных сборников песнопений, 9 сборников песнопений (без нот), 3 видеозаписи богослужений, 3 интервью с представителями российского протестантизма. Приложение включает 29 нотных примеров и иной иллюстративный материал.

Глава I. Современная музыка поклонения в США

Жанр современной музыки поклонения появляется в Соединенных Штатах Америки в среде евангельских христиан во второй половине 1970-х гг. Евангельских христиан объединяет ряд установок: признание возможности спастись через веру в искупительную жертву Иисуса Христа, акцент на богодухновенности и непогрешимости Библии как Слова Божьего и приверженность к ее более или менее (в зависимости от конкретного направления) буквальной интерпретации, а также стремление к распространению Евангелия по всему миру12. Вместе с тем, как верно замечает А. Эль-Файзи, при всем разнообразии групп, причисляемых к евангельским христианам, их общей характеристикой является стремление к установлению «личных отношений с Иисусом Христом»13. Вера оказывается в значительной степени индивидуализированной - с этим связана и сравнительно невысокая роль церковных институтов в религиозной жизни евангельских христиан.

За исключением данных установок, составляющих условное «ядро» евангельского христианства, в остальных отношениях позиции различных направлений могут отличаться по самому широкому спектру вопросов - от ритуалов крещения до эсхатологии.

При этом роль музыки в религиозной жизни евангельских христиан чрезвычайно высока вне зависимости от вероучительных особенностей конкретных направлений. Для того чтобы выявить актуальные свойства жанра современной музыки поклонения, необходимо обратиться к истории его формирования, обратив особое внимание на жанрово-стилевые особенности, унаследованные от иных культурных, в том числе музыкальных, явлений.

12 Sheler, J.L. Believers: A Journey into Evangelical America / J.L. Sheler - New York: Viking, 2006. - 336 p. - Текст: непосредственный. - P. 32 - 33.

13 El-Faizy, M. God and Country: How Evangelicals Have Become America's New Mainstream / M. El-Faizy. - New York, Bloomsbury Publishing, 2006. - 262 p. - Текст: непосредственный. - P. 9.

1.1. История формирования современной музыки поклонения как жанра

богослужебной музыки

Как отмечает М. Ингаллс, несмотря на сравнительно недолгий период существования современной музыки поклонения в качестве самостоятельного жанра - ее историю можно проследить лишь до 1960-х гг. (видимо, исследователь даже несколько расширяет хронологические рамки, подразумевая современную христианскую музыку в целом, а не только ее богослужебную разновидность) - на сегодняшний день можно с уверенностью говорить о значительных стилистических отличиях внутри жанра14. Исследователь выделяет такие хронологически сменявшие друг друга (но не исчезающие при этом окончательно, по крайней мере в отношении средств музыкальной выразительности) направления современной музыки поклонения, как музыка Иисуса, фолк, кантри, поп-музыка, эволюционировавшая в поп-мейнстрим, а также рок и его дериваты. Как замечает Т. Вагнер, «для любого светского музыкального стиля, скорее всего, найдется христианский аналог»15.

Говоря об истоках современной христианской музыки, Б. Альфонсо относит к ее ранним формам популярные мелодии, которые в 1850-х гг. издатель гимнов Хорэс Уотерс (1812-1893) приспособил к пению с духовными стихами16. Очевидно, что в данном случае предлагается рассматривать исторические основания современной музыки поклонения в рамках североамериканской культуры - в противном случае последовательное применение подобного подхода могло бы значительно расширить область исследования - так, по меньшей мере, отцы Реформации, пересматривавшие старое песенное наследие для богослужений реформированной церкви, могли бы считаться родоначальниками жанра

14 Ingalls, M. Style Matters: Contemporary Worship Music and the Meaning of Popular Musical Borrowings / Monique M. Ingalls. - Текст: непосредственный // Liturgy. - 2017. - 32:1. - P. 7-15.

15 Wagner, T. No Other Name? Authenticity, Authority, and Anointing in Christian Popular Music / T. Wagner. - Текст: непосредственный // Journal o f World Popular Music. - № 2. - P. 324-342. - P. 326.

16 Alfonso B. The Billboard Guide to Contemporary Christian Music / B. Alfonso. -Billboard Books, 2002. - 288 p. - Текст: непосредственный. - P. 12.

современной музыки поклонения. В данном исследовании автор исходит из принятой хронологии, относящей истоки современной христианской музыки к XIX в.

Ряд оснований для использования светской музыки в культовых практиках, касающихся, прежде всего, задач массовой евангелизации, были заложены таким важным явлением религиозной жизни Соединенных Штатов Америки, как ревайвелизм (англ. revival - «пробуждение», «возрождение»). Ревайвелизм - это религиозное движение, свойственное протестантским деноминациям, которое несет в себе идею преодоления традиционализма, рутинизации религиозной жизни, которые настигают любое религиозное движение или конфессию на определенном

17

этапе ее развития17.

Характеристики ревайвелизма включают в себя «акцент на сильных религиозных переживаниях и посвящении себя моральному образу жизни»18. С ревайвелизмом ассоциируется представление о втором «рождении в Духе», когда «в результате проповеди люди испытывают раскаяние в совершенных грехах, остро переживают чувство возврата веры, решаются изменить свою жизнь и стать "настоящими» христианами"»19. Справедливым является свидетельство С.Б. Филатова о том, что в данных «течениях протестантизма, как правило, подлинными христианами, членами церкви считаются лишь те, кто испытал «второе рождение» («перерождение», «рождение в Духе»)20. Первое «Великое пробуждение» произошло 1730-1740 гг. в Новой Англии, второе - на заре XIX в. в штате Кентукки (современный центр индустрии современной христианской музыки находится неподалеку в городе Нэшвилл, штат Теннесси).

17 Смирнов, М.Ю. Реформация и протестантизм: Словарь. / М.Ю. Смирнов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 197 с. - Текст: непосредственный. - С. 116-117.

18 Ellwood, Robert S. The Encyclopedia of World Religions / Robert S. Ellwood, Gregory D. Alles. -New York, Facts On File, 1998. - 514 p. - Текст: непосредственный. - P. 313.

19 Аринин, Е.И. Эволюция религии в современном мире (протестантский фундаментализм): Учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение» / Е.И. Аринин, Т.А. Кильдяшова. - Владимир: изд-во Владимирского гос. ун-та, 2006. - 135 с. - Текст: непосредственный. - С. 64.

20 Филатов, С.Б. Возвращение к основам (протестантский фундаментализм) / С.Б. Филатов // Фундаментализм / Ин-тут востоковедения РАН. - М.: «Крафт+», 2003. - С. 107-126. - Текст: непосредственный. - С. 111.

Современная музыка, являясь близкой и понятной широкому кругу верующих, включенных в очередной «ревайвел», оказалась одним из факторов, с помощью которого достигалось необходимое эмоциональное состояние верующих. Вскоре после первых «пробуждений» руководству церквей стало очевидно, что музыка, пришедшая из привычной мирской жизни, психологически комфортна и своим воздействием приближает экстатическое состояние «пробуждения» и «крещения Святым Духом». Так, «пробуждение» в Кейн Ридж рядом с городом Лексингтон, штат Кентукки, произошедшее 6 августа 1801 г., включало в себя около 20 тыс. человек и напоминало современный рок-концерт, а популярность таких проповедников, как Чарльз Грэндисон Финней (1792-1875),

которого называют «отцом старого пробуждения»21, была сопоставима с

22

популярностью современных поп-идолов22.

Ревайвелисты были своего рода бунтовщиками против традиционной культуры поклонения. В то время, когда многие американцы считали грехом танец или посещение театра, Ч. Финней и его сподвижники проповедовали спасение посредством экстатического состояния для тысяч собравшихся (Ч. Финней также ввел в широкое употребление термин «крещение Святым Духом», которое связывалось им с привидением людей в состояние эмоциональной эйфории23). Большинством традиционных баптистских и пресвитерианских церквей учение Ч. Финнея было осуждено, однако череда новых «пробуждений» продолжила преобразование религиозной жизни американцев.

В последней трети XIX в. влияние «великих пробуждений» в афроамериканской среде на юге США вызвало к жизни жанр спиричуэлс (англ. spiritual - духовный), в свою очередь, значительно повлиявшего на зарождение и

21 Hankins, B. The Second Great Awakening and the Transcendentalists / B. Hankins. - Westport, Connecticut: Greenwood Press, 2004. - 232 p. - Текст: непосредственный. - P. 137.

22 Alfonso B. The Billboard Guide to Contemporary Christian Music / B. Alfonso. -Billboard Books, 2002. - 288 p. - Текст: непосредственный. - P. 16.

23 Зудов, Ю.В. Краткий очерк истории пятидесятнического движения / Ю.В. Зудов. - Текст: непосредственный // Вестник Челябинского университета. Сер. 1, История. - 2003. - № 2. - С. 87-107. - С. 93.

формирование джаза24. Жанр спиричуэлс был популярен как у чернокожих, так и у белых американцев и стал неотъемлемой частью американской сельской жизни. Тексты песнопений афроамериканцев, как правило, были взяты непосредственно из Священного Писания (особенно были популярны Откровение Иоанна Богослова и Книга пророка Даниила, привлекательные эсхатологическими мотивами и рассматриваемые в качестве пророчеств о будущем освобождении). Любопытно, что библейский текст зачастую являлся своеобразным тайным языком афроамериканцев, в котором, например слова «царство», «Ханаан» или «Земля Обетованная» понимались в значении северных штатов, побег в которые означал освобождение от рабства25.

Под влиянием африканской народной музыки в жанре спиричуэлс формируется своеобразная форма вопроса-ответа, когда запевы в виде ответов импровизируются поющими. Исполнение зачастую сопровождалось хлопаньем в ладоши и громким топаньем, что позволяет Э. Уилсону-Диксону судить о том, что именно здесь «возникает христианская музыка протеста, полная чистого и концентрированного экстаза»26. Однако подобная музыка не сразу была допущена для исполнения в рамках церковных богослужений, и долгое время исполнители музыки даже в негритянских церквах продолжали петь традиционные гимны, не «разбавляя» их жанром спиричуэлс. Со временем, постепенно видоизменяясь, спиричуэлс стали использовать для пения в евангелических церквах, и, таким образом, богослужения «вновь обретали былую спонтанность, прокладывая путь

27

для христианской музыки нового типа»27.

24 Зудов, Ю.В. Краткий очерк истории пятидесятнического движения / Ю.В. Зудов. - Текст: непосредственный // Вестник Челябинского университета. Сер. 1, История. - 2003. - № 2. - С. 87-107. - С. 84.

25 Шабанова, М.А. Репрезентация фольклорной картины мира в американском песенном фольклоре на материале песен спиричуэлс / М.А. Шабанова. - Текст: электронный // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: Сб. статей по мат-лам XLIII международной студенческой науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2019. - URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(43).pdf (дата обращения: 10.08.2021).

26 Уилсон-Диксон, Э. История христианской музыки / Э. Уилсон-Диксон. - СПб.: Мирт, 2001. -428 с. - Текст: непосредственный. - С. 283.

27 Там же. - С. 290.

Таким образом, правомерно заключить, что еще в жанре спиричуэлс, возникшем в XIX в., очевидны проявления харизматической свободы проявления эмоций, ставшие в дальнейшем характерной частью современной музыки поклонения. В спиричуэлс, исполняемых белыми американцами, тексты и музыка песен обрабатывалась по аналогичному вопросно-ответному принципу, музыка же заимствовалась из народных источников.

Развитие спиричуэлс продолжил жанр госпел (буквально означающий «евангельский»), разделившийся в конце XIX в. на афроамериканскую и евроамериканскую разновидности. Однако оба направления объединяет их южное методистское происхождение.

В 1870-х священник Дуайт Лиман Муди (1837-1899) и музыкант Айра Дэвид Сэнки (1840-1908) начали проповедовать в паре, положив начало традиции, когда простейшие положения христианства через эмоциональную музыку передавались широким массам людей. Р. Санжек цитирует газету The Nation за март 1876 г., в которой отмечалось, что гимны А. Сэнки «несмотря на то, что написаны на религиозные тексты, привлекательны именно благодаря своим связям с секулярной музыкой»28. Примеру Д. Муди и А. Сэнки последовали другие проповедники, среди которых Джон Уилбур Чепмен (1859-1918), Чарльз МакКаллон Алекзендер (18671920), Уильям (Билли) Эшли Сандей (1862-1935) и Гомер Родхивер (1880-1955).

Важно отметить, что музыка этих проповеднических групп стала популярна в XX в. том числе и в Великобритании. Э. Уилсон-Диксон заключает, что «музыка госпел за эти годы глубоко проникла в сознание жителей всего англоговорящего мира»29. Песни, относящиеся к евроамериканскому госпел, на протяжении XX в. издавались в таких сборниках, как «Sacred Songs and Solos» или «Alexander's Hymns»; в настоящее время существуют приложения-песенники для современных смартфонов, что свидетельствует о сохраняющейся актуальности данных песнопений.

28 Sanjek, R. American Popular Music and Its Business: The First Four Hundred Years, vol. 2: 17901909. / R. Sanjek. - New York and Oxford: Oxford University Press, 1988. - 741 p. - Текст: непосредственный. - P. 251.

29 Уилсон-Диксон, Э. История христианской музыки. - С. 291.

Основоположником направления «черного» госпел является методистский священник и композитор Чарльз Тиндли (1851-1933), сочинявший духовные песнопения, а также слова к ним. Его произведения вошли в сборники «Новые песни рая» и «Жемчужины госпел» и стали первым случаем массового издания музыки «черного» госпел, которая в начале XX столетия все еще оставалась сугубо народным искусством и редко появлялась в печатном виде.

Характерными чертами «черного» госпел являются экспрессивность, доходящая до экстатичности (влияние богослужебных практик церквей южных штатов, преимущественно состоявших из афроамериканцев), а также простота текстов, включающих в себя множественные повторы слов и словосочетаний, что связывается исследователями с неграмотностью паствы, делавшей невозможной

30

чтение сложного текста30.

Э. Уилсон-Диксон указывает на связь музыки «черного» госпел с экстатическими свойствами древних африканских традиций музицирования. К унаследованным чертам исследователь относит телодвижения и хлопки в ладоши, а также вопросно-ответную схему общения священника и молящихся. Особую выразительность этой музыке придает необычная окраска тембра, использование криков, рычания в пении, вокальные «подъезды», приводящие к образованию звукорядов, непохожих на европейский мажор или минор. Так, «третья, седьмая, а порой также шестая и пятая ступени могли быть занижены на полтона, что при сочетании с традиционной западной гармонией в аккомпанементе порождало

31

экстатически напряженное звучание»31.

Выдающимся исполнителем и автором «черного» госпел XX в. выступил Томас Эндрю Дорси (1899-1993), основавший в 1932 г. Национальное собрание евангельских хоров и тем самым проложивший дорогу для популяризации и

30 Матушанская, Ю.Г. Использование современной музыки в богослужении неопятидесятнических церквей России / Ю.Г. Матушанская, В.В. Максимов. - Текст: непосредственный // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». - 2019. - Т. 27. - С. 97-105. - С. 99.

31 Уилсон-Диксон, Э. История христианской музыки. - С. 293.

коммерциализации жанра. Написанные им «Take My Hand, Precious Lord» и «Peace in the Valley» всемирно известны и считаются классикой жанра госпел.

Музыка Т.Э. Дорси в 1940-50-е гг. вдохновила новую волну исполнителей, среди которых Салли Мартин (1895-1988), Клара Уорд (1924-1973), Марион Уильямс (1927-1994). Кроме того, появлялась музыка в жанре госпел для различных вокальных составов: так возникли мужские («Soul Stirrers») и женские («Original Gospel Harmonettes») квартеты. Перекличка солиста и сопровождающих голосов ансамбля становится характерной чертой госпел этого периода, напоминая об указанной «вопросно-ответной» структуре построения музыкального произведения.

Важный момент выделяет Л. Рут, говоря о деятельности Рега Лейзелла, пастора пятидесятнического движения «Поздний дождь» («Latter Rain») в 19401950-е гг. Его богословский акцент на Псалтырь 21:4 (в Псалтири, переведенной на западноевропейские языки, 22:3) и Евреям 13:15 выводит на первый план тему хвалы, значение которой особенно подчеркивается сторонниками современной музыки поклонения. Проповедник был столь уверен в причинной связи между хвалой и присутствием Бога (в его интерпретации Бог обещал присутствовать во время хвалы), что провозгласил, что хвала, осуществляемая людьми, может привести к божественному присутствию, «излиянию» Святого Духа32.

Позднее богословы Последнего Дождя, продолжая искать свидетельства Писания о поклонении, обнаружили, что хвала, имеющая множество значений в Священном Писании, в древнем Израиле была связана с доступом к божественной силе, которую можно получить посредством хвалы и в наши дни. Псалтырь 21:4 интерпретируется как обещание, читаемое как: «если будешь хвалить Меня, Я приду». В дальнейшем акцент на музыке как основе хвалы, превосходящей по своему действию молитву, найдет свое выражение в конце 1970-х в таких

32 Ruth, L. A History of Contemporary Praise & Worship: Understanding the Ideas That Reshaped the Protestant Church / L. Ruth, L.S. Hong. - Ada, MI: Baker Academic, 2021. - 368 p. - Текст: непосредственный. - P. 17.

пятидесятнических движениях, как «Слово веры» («Word of Faith») и «Церковь виноградника» («Vineyard Church»).

В 1950-1960-е гг. рождается новый стиль, так называемый «горячий» или «тяжелый» госпел, которому присуща более экспрессивная и эмоциональная подача (когда певцы вскрикивают на высоких нотах и бьют себя по бедрам во время исполнения). Именно этот стиль исполнения госпел оказал влияние на зарождающийся рок-н-ролл33 (прихожанами пятидесятнических церквей были инициаторы этого жанра Элвис Пресли и Джерри ли Льюис, баптистских - Чак Берри, Литтл Ричард и Бадди Холли). Эмоциональная, порой экстатичная манера проповеди, принятая в этих церквах, оказала значительное влияние как на стиль исполнения перечисленных музыкантов, так и на их манеру держаться на сцене. Уместно отметить, что жанр госпел оказал влияние на современную музыку поклонения как непосредственно, так и позднее опосредованно через рок-н-ролл.

Большое значение для восприятия верующими современной богослужебной музыки в 1950-х гг. имела деятельность группы под названием «The Twenties Century Music Group», начавшей вносить серьезные изменения в музыкальную часть воскресного богослужения. Ее лидерами были англиканские священники и композиторы Джеффри Бомонт (1903-1970) и Патрик Эпплфорд (1925-2018), высказавшие мысль, что «не только великая и вечная музыка прошлого, но также и обыкновенная и преходящая музыка современности - которая служит фоном для жизни такого количества людей - имеет право звучать в богослужении»34.

Несмотря на то, что издаваемые группой сборники «Youth Praise» и «Psalm Praise» (1966 и 1970 гг. соответственно) в целом не отражали музыкальные вкусы молодого поколения, тем не менее впервые был преодолен важный барьер, отпугивающий многих верующих от современной музыки на богослужении.

Другим культурным явлением, оказавшим влияние на положительное восприятие мирских музыкальных жанров в рамках богослужения, выступила

33 DeCurtis, A. The Rolling Stone Illustrated History of Rock and Roll: The Definitive History of the Most Important Artists and Their Music / A. DeCurtis, J. Henke. - New York: Random House, 1992. -710 p. - Текст: непосредственный. - P. 4-5.

34 Цит. по: Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. - С. 373.

деятельность экуменической общины Тэзе (фр. Taize) во Франции. В начале 1960-х гг. ее представители начали привлекать молодых людей из различных христианских конфессий песнопениями на основе современных мелодий.

Музыка Тэзе изначально создавалась разнообразной с целью реализовать установку на понятность и доступность большому количеству людей, принадлежащих к разным конфессиям и говорящих на разных языках. Особый стиль песнопений общины был выработан композитором Жаком Бертье: он заключается в использовании простых музыкальных фраз с запоминающимися мелодическими оборотами. Таким образом, первостепенное значение имеет не сложность и изощренность музыкального языка, а его стилистическая упорядоченность. Так, в известном хорале общины Тэзе «O Lord, hear my prayer» соблюдается строгий баланс четырехголосия в духе песнопений XVII-XVIII вв., голосоведение тщательно сбалансировано, несмотря на то, что тенор и сопрано звучат в унисон (за исключением последних тактов). В песнопении «Laudate Dominum» используется ладовая гармония с параллельным движением, что более характерно для начала прошлого столетия.

В качестве текстовой основы песнопений выступает как латынь, так и национальные языки (причем куплеты могут звучать на разных языках). Подчеркивается, что использование латыни обусловлено ее нейтральностью для всех верующих и не является данью традиции.

Акцентированный интернационализм общины Тэзе и введение в богослужение новых, хотя и стилизованных под средневековье, гимнов создавал в сознании верующих по всему миру еще один важный прецедент, свидетельствующий о возможности использования современной, более близкой широкому кругу верующих музыки. В настоящее время деятельность общины продолжает оказывает влияние не только на музыкальные вкусы, но и на богослужебную практику христианских общин во всем мире.

К началу 1960-х гг. различные христианские союзы в американской университетской среде организовывали евангелизационные беседы и проводили библейское обучение для своих членов, открывали христианские кафе и создавали

церковные молодежные группы в миссионерских целях. Музыканты-любители из этих групп начали играть христианскую музыку в стиле рок-н-ролл, используя соответствующие инструменты - электрогитары, клавишные и барабанные установки. Идеологически их объединяла мысль о том, что христианским церквам необходимо обратиться к молодому поколению: поэтому важно вырваться из традиционного структурированного и формального (ставшего из-за этого скучным) стереотипа. Способ восприятия библейского учения через призму современной светской музыки подразумевал сообщение: христианство не является чем-то устаревшим. Британская группа «Joy strings» под управлением офицера Армии Спасения Дж. Уэбба стала одной из первых христианских поп-групп, начавшей исполнять современную христианскую музыку.

Наряду с жанрами спиричуэлс и госпел, одним из определяющих источников появления современной богослужебной музыки является так называемая «музыка Иисуса» (англ. «Jesus music»), родившаяся в лоне Движения Иисуса (англ. «Jesus movement»). Вестминстерский словарь религиозных терминов определяет его как контркультурное христианское движение американской молодежи 1960-1970-х гг., чьей особенностью стал пылкий евангелизм и придание особого значения

35

религиозному опыту35, который заключается в кратковременных мистических переживаниях «сошествия Святого Духа», внезапном ощущении «острого чувства веры» и т.д. Л. МакГирр отмечает, что Движение Иисуса наилучшим образом демонстрирует ряд факторов, «подпитавших» рост евангельского христианства, среди которых поиск подлинности, отказ от либеральной рациональности, контрреволюция среднего класса против «вседозволенности» 1960-х гг. и поиск

общности36.

В отличие от упоминавшейся выше музыки Д. Бомонта и Д. Уэбба, которая сочинялась в лоне церкви для ее прихожан, музыка Иисуса создавалась бывшими

35 Мак-Ким, Д.К. Вестминстерский словарь теологических терминов / Д.К. Мак-Ким. - М.: Республика, 2004. - 503 с. - Текст: непосредственный. - С. 149.

36 McGirr, L. Suburban Warriors: The Origins of the New American Right, Politics and Society in Twentieth-Century America / L. McGirr. - Princeton: Princeton University Press, 2001. - 395 p. -Текст: непосредственный. - P. 243.

хиппи, после обращения в христианство называвшими себя «рожденными свыше». Обратившиеся к христианству музыканты продолжали играть в тех же стилях, что и ранее, однако тексты стали наполняться христианской проповедью. Часть музыкантов данного периода присоединилась к Движению Иисуса: в частности, среди них выделяются Ларри Норман (которого называют отцом современной христианской музыки и чей альбом «Upon the Rock» считается поворотным в ее развитии)37, Барри Мак Гуайр, Рэнди Стоунхилл, Рэнди Мэтьюз, а в середине 1970-х Кейт Грин.

Музыка Движения Иисуса была относительно несложной, поскольку в основном опиралась на смесь народной музыки и фолк-рока. Тексты песен также были простыми, т.к. их авторы пытались представить ценность духовно-ориентированного опыта, сосредоточенного на Христе, не используя характерную лексику и другие атрибуты, ассоциируемые с традиционной церковью. Вместо того чтобы цитировать религиозные клише или стихи из Священного Писания, они использовали в своих песнях аллегории, мистические образы и сложные метафоры, часто выражая их простым разговорным языком.

С деятельностью представителей Движения Иисуса обычно связывается формирование жанровых контуров современной христианской музыки. Так, Л. Эскридж рассматривает музыкантов данного направления в качестве «основных

.. .. ->q

архитекторов жанра музыки, которая стала известна как музыка прославления ».

Однако к середине 1970-х гг. само движение практически сходит на нет. Термин «музыка Иисуса» полностью исчезает из обихода, а сложившуюся практику подхватывает зарождающаяся индустрия современной христианской

39

музыки39.

37 Alfonso, B. The Billboard Guide to Contemporary Christian music. - P. 18.

38 Eskridge, L. God's Forever Family: the Jesus People Movement in America, 1966-1977: Ph.D. dissertation / L. Eskridge; University of Stirling. - Stirling, Scotland. 2005. - 430 p. - Текст: непосредственный. - P. 20.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Беломыцев Арсений Анатольевич, 2023 год

Список использованных источников

I. Нотные сборники песнопений:

220. Die Reichs-Lieder («Песни Царства») / Сост. Г.Г. Лоскиель. Рига, 1790 (на нем.яз.).

221. Ноты к сборнику «Гусли» на отдельных листах / Сост. И.С. Проханов. Санкт-Петербург, 1903.

222. «Гусли» /Сост. И.С. Проханов. СПб., 1909 (507 песнопений).

223. «Песни Сиона». СПб., 1912 (125 песнопений).

224. «Песни Сиона» (2-я часть). СПб., 1913 (55 песнопений).

225. «Песни христианина» / Сост. И.С. Проханов. СПб., 1903 (118 песнопений).

226. «Песни глубины»: Сб. духовных песен для общего пения и хорового исполнения / Сост. И.С. Проханов. Л., 1927 (311 песнопений).

227. «Песни первых христиан» / Сост. И.С. Проханов. Л., 1927 (104 песнопения).

228. «Псалмы Сиона». М.: Надежда,1918 (206 песнопений).

229. «Псалмы Сиона». М.: Патмос,1927 (525 песнопений).

230. «Песни Странника» / Сост. А. Фетлер. Рига, 1927 (250 песнопений).

231. «Гимны спасения» / Сост.В.Г. Малов. Рига, 1931 (77 песнопений).

232. Сборник духовных песен. Изд-во ВСЕХБ, 1968 (580 песнопений).

233. Нотный сборник. Т. 1 / Сост. Л.Ф. Ткаченко. М.: Изд-во ВСЕХБ, 1973 (136 песнопений).

234. Нотный сборник. Т. 2 / Сост. Е.С. Гончаренко. М.: Изд-во ВСЕХБ, 1980 (94 песнопения).

235. Сборник духовных песнопений. М.: Церковь христиан-адвентистов седьмого дня, 1984 (509 песнопений).

II. Сборники песнопений (без нот):

236. «Псалмы Сиона». Официальное 9-е изд. Киев: Джерело Житя, 2008 (621 песнопение).

237. Сборник духовных песен для евангельских христиан. Лейпциг, 1880-е гг. (68 песнопений).

238. «Любимые стихи» / Сост. В.А. Пашков. СПб., 1882 (36 стихотворений).

239. «Радостные песни Сиона» / Сост. В.А. Пашков. СПб., 1882 (17 песнопений).

240. «Приношение православным христианам» / Сост. И.С. Проханов.СПб., 1884 (97 песнопений).

241. «Гусли» / Сост. И.С. Проханов. СПб., 1902 (506 песнопений).

242. «Гимны русских христиан». Екатеринослав, 1903 (317 песнопений).

243. «Книга церковных гимнов». Екатеринослав, 1905 (325 песнопений).

244. «Псалмы Сиона». М.: Благая весть, 1917.

245. «Псалмы Сиона». Официальное 5-е полное изд. М., 1992.

III. Видеозаписи богослужений:

246. Видеозапись воскресного утреннего богослужения евангельских христиан-баптистов в Московской центральной церкви 24 марта 2019 г.

247. Видеозапись субботнего богослужения Заокской церкви 5 августа 2019 г.

248. Видеозапись Пасхального богослужения «Церкви Божьей в Царицыно» 27 апреля 2019 г.

IV. Интервью:

249. Интервью с И.Ю. Тимченко 27 ноября 2018 г.

250. Интервью с Е.Л. Рудой и Н.В. Лозовской 2 марта 2019 г.

251. Интервью с Е.А. Карповой и Д.В. Притулой 12 августа 2019 г.

V. Песнопения разных лет: общее количество - 150 ед.

Приложение

Пер. И.С. Ппгаяновм

Услышь мольбу и вздох

Муз. Г.А. ДраЕгенко

г д * Е . }

/ I ^ 1г1 111 г1 1 г1 г" г- Р ? г1 г' Т 'т

V - слышь моль - Еу н вздох ду - шн мо - ей. Хо - чу Тс - он, мои Бог. лю-

Хо - чу лю - бнтъ от - нем моль - бы евн - гой, Веем серд-цем н у - мом. и

На - прас - но в тьме су - ст я икр не - кал, лишь Твой люб - вн та - вет мне

У - ви - жуль и - но - гда гро - ту скор-бей, Хо - чу - я н таг - да лю-

Пре-рвет -ея ль кнзнь но - я для веч - оп дней—Хо - чу и в не-бе я лв-

II зна - ш, бу - ду там. где нег те - ней. Где веч-лил Бо - па храм, дт-

т

[Нп д д ; Дч

" р-р-у.- 1—1—П

н ~1 1=; Н я!— н г4- ~г И н

0 1 1 1 — '—1 И — Ч ч —5 н — Ч н 1

бнтъ силь - ней. Хо - чу Тс - бя. ной Еог. хо - чу - Те - бя, мой Бог. .но

веей ду - шой. Всем серд-цем м у - мои, веем серд-цем н у - меж. н

ечаетъ - с дал, Леинь Твой люб - ял "¡1 - асг, .11111111 Твол люб - ви и - дег мне

бктъ сешь - ней. Хо - чу я л тог - да. хо - чу я л гог - да дт

Бнть енль - ней. Хо - чу н в не - бе я, хо - чу н в не - бе я ли

бктъ силе, - ней. Где ап-ныЯ Ео - га крам. где веч-ный Ей - и \раы. дю

А »А

ш 4 11 V ^ т

щ

¥

Г1 Г1 'г1 Г1 р $ г-11^ 1Т г" 1|-

±

силь - вей! Хо - чу - Тс - лей. ли - бить саль - ней!

ду - шей! Всем еерд цш мол. и веси ду - шой!

- е дал. Лишь Твой люб -дал. пне с-часть - е дал.

силь - ней! Хо - чу я ней. лю - бить силь - ней!,

силь - ней1, Хо - чу я ней. лю - бить ей ль - нем!

бить енль - ней. .1№ - бить

всем ду - шей, л веси

счасть - с дал. мне паса

бнть ешь - ней. лю - бить

бнть енль - ней. лю - бить

пить енль - ней. лю - бить силь - ней! Где веч - ный ней, лю - бить енль - ней!

й ь 1 ь.

/ ; ■■ Г г г 1 г г- [ Г *— =1 ?—^ ■ Ц г *- [ г г- ■с

:П7

Пример 22.

Пример 23. Фрагмент духовного хорового концерта «Не нам, твоим рабам» А.И. Кеше.

Благодарю Тебя, Создатель.

Мужски! хор

О т

I] I I1 ) 1'|

а»

J

АлпЕрож В

С

С гт С

(ПЧ ? I* !

% Г в1

]. Ела - по - да-рю Те- - Ем. Ст - да - тель. за ей- да - ры люй-1 к'ш - по - да-рю та хншь тела - ну - ю. та хлеб. о - дел - ду 3. Бла - го - да-рю за всё, что да - лк мне ра. - дас - тн про -

II щ т^фффшщщщ

□ пп 1 , Спи 1, ^ .

□ т/А

ВН Тип - ск. ¡[ "¡а кров.

шед- шеи де11-'п

Со-кро-внщ е^ч - ных ой - .та - да - тсль. Ты днв-вО щедр кд>-за по-мощь н дю - бовь свя-ту - ю к за ус - пс\ ни -и-ла - по - да - рю та в*е не - ча - лн, что еде - .та - дм не -

А7 Прыщ*

1С у^

^ *—*

г г г

И Т. Б

С

ше мо - ек. н\ тру - див. и сн.чь - Вей.

Чем ми -

Гог-

нцдь вел-дать

В. ]

Ш

>

т

Е II

11

Чем ып - гч

Те - ие вогз - дать

с > „ ь \ ь 1 == » ^ 1=1 ь1 =1

1 а яю-бс »-3—£- у )ЕЬ. ■ 8 ^ И * Тво-ю лю-бовь. * 9 1 31 ДЕ 1 и -рь и

- ' ^ р —1--к-

- ку ш /но - иовь.

за да - ры,

дя-ры тем-

> А —>— . } J J

1-«—1 - ры те М J - м-л, г1 г Г ——3-т—2-1- о, мо]1 Бог, 1 ^ 1 | 4 я Тви-рец нн ■ А А • ров! а

ЛИ. А V о. мой Бог, Тви-рец ми ров'

Пример 27. Обложка первого адвентистского сборника песнопений «Псалмы Сиона» с нотами (1918)

Пример 28. Сборник песнопений «Псалмы Сиона» с нотами (1927)

Псалмы

ионе

MuCKia * 1927

Пример 29. Рукописный сборник песнопений «Псалмы Сиона» (1927)

S

п

с ал мы

с

иоиъ

се орнт лухоаных

ПССНОПЕИНй

„Сл&вьте Гэспола, н*

гусля х, поа те £пу нъ

хеся тыс тру иной псьл тири.

flouTt £му иоъую песнь; пойте £му стройно, с воск-лиу^ниеп" ПъЩЪЗ.

ГМ.ЛЕ6САШ -

«ПАТМОС Ноюыювсн*

THE LORD MAY COME TO-DAY. Concluded. 117

--«>*» |N 'l N-js-pj—--—- . .■ 5 Ik the blood upon vonr garments?

A» V., - , . J { ' ' # s - Have yen on hia pui

^g'.r J-^l— .J. I « #s * S » jT 1 >1 XaiiRht pan hide a guilty sinner,

" 1 t If in light he <-oi»<- to^lay.

saints in grand arrav; Arc you ready? The Lord may come to-day.

A. £ B Are you waiting for the Maxtor?

ty * * " f * # ' 0..—f r + ~Z II He is Kii rely on hi* w:,v;

' L l"> 0 ■ * f * 0 ll We can almost hear hi»f.....fall—

r y ——u u '—>—i > > U U — Blanaod Jem», oolhe to-day.

I WANT TO LOVE MY SAVIOR.

A. A. G. "Thelmof Chritt cmttrrrinrlh m."—2Cor. 5: 14. A. A. G.

llUUljl JjlJlJH J^P

1. I want to lovo my S:ivior, And in hisbM k found; But often my Itchavior That loving friend But wound.

2. I used to hoar of J<-us, His death on Calvary; And km ft«* »ml; ktftwt n. But then 'twa* nought to me.

3. 1 would not part with Jesus Kor all the ««Ilk »1 Mrtk: Tk? ouu a»l pal 1 hit ftfi'f ib. The gold of untold worth.

4. I know I love uiv Savior, I feel the holy flame, And tho' ill my l>eiiavior TliereV aiHi for him to blame,

i I < I 5

ffiJjj

I know I must be ho-ly. With ev'rv i-dol part. But often sin anil fol-ly Beguile my youthful heart. But now the melting story My lust affection« move, And in his cross I glory; ()h. then, (to I not love? With Jesus pari! ah, never, He's all in all to me, Tisdeath from him to sever, Tis life with him to lie. Within my heart he's reigning, And when 1 soar above, Without a sin remaining, I'll lore with perfect love.

V): I -fjZ^fifd,*^ J 2 :

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.