Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Каракотова, Мадина Магомедовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 151
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Каракотова, Мадина Магомедовна
Введение
ГЛАВА I Искусство слова для детей в художественной традиции карачаевцев и балкарцев.
ГЛАВА II Становление и развитие жанров поэзии и прозы для детей в карачаевской и балкарской литературе.
ГЛАВА III Слово и образ в поэзии для детей.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Карачаево-балкарская поэзия 1940-1980-х гг. в историко-культурном контексте северокавказской литературы: проблемно-тематическая эволюция и поэтика жанров2010 год, кандидат филологических наук Созаева, Тамара Даутовна
Русскоязычная карачаевская и балкарская проза: жанровая эволюция и поэтика: К. Кулиев и А. Суюнчев2008 год, кандидат филологических наук Ефрюкова, Нина Васильевна
Поэзия Османа Хубиева: Проблематика и поэтика2004 год, кандидат филологических наук Айсандырова, Земфира Алашевна
Новаторские искания карачаевской лирической поэзии 60-90-х годов1999 год, кандидат филологических наук Биджиева, Зарема Солтан-Муратовна
Мифо-фольклорные истоки и литературные взаимодействия в карачаевской прозе второй половины XX века2009 год, кандидат филологических наук Боташева, Зульфия Шамильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев»
Актуальность темы исследования. Двадцатое столетие ознаменовалось формированием в карачаевской и балкарской литературах многожанровой литературной системы. Предметом научного исследования предложенного квалификационного труда явились жанры детской литературы, составляющие значительный пласт в фольклорной и литературной традиции карачаевцев и балкарцев. Осмысление путей формирования жанров детской литературы как части единой жанровой системы до настоящего времени не было предметом специального монографического изучения. В этой связи представляется весьма актуальной задачей исследование путей становления, формирования и эволюции жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев, определение национальной специфики поэтики и стиля произведений для детей.
Накопленный фактический материал свидетельствует о значимости художественных обретений жанров поэзии и прозы для детей, дает основание для постановки и решения целого ряда актуальных литературоведческих проблем, связанных с изучением генетических истоков, особенностей поэтики и стиля, специфических форм выражения и осмысления образов, определяющих мировосприятие ребенка и подростка, его поэтический мир.
Исходным в нашей работе является актуальное положение о том, что за 70 лет жанрового развития детская литература карачаевцев и балкарцев обрела значительный опыт, опираясь на идейно-эстетические традиции родного фольклора и реалистический опыт русской литературы. За этот же период карачаевские и балкарские писатели, активно разрабатывающие жанры детской литературы, поэзию и прозу для детей, создали произведения, выражающие в соответствующих художественных формах внутренний мир, психологию растущего человека, воссоздали образ подростка сквозь призму восприятия им окружающей среды, в которой он адаптирован.
Творчество карачаевских и балкарских поэтов, внесших существенный вклад в развитие поэтических и повествовательных жанров детской литературы, рассмотрено нами в контексте формирования жанров национальной литературы, исследовано в связи с этапами становления и развития целостной жанровой системы, начиная с 1930-40-х гг. и далее - 1950-е, 1960-90-е гг.
В диссертации исследованы актуальные проблемы, связанные с генетическими истоками жанров детской литературы, их преемственная связь с фольклорно - эпической и этнонациональной традицией воспитания растущего человека, формирования нравственных основ личности силой художественного слова. Основополагающая идея воспитания человека новой формации становится определяющей в литературном творчестве карачаевских и балкарских писателей на всех этапах развития жанров детской литературы. Исследование принципов художественной типизации образа растущего человека не противоречило традиционной идее воспитания нравственного человека в соответствии с этическими представлениями карачаевцев и балкарцев, выраженными в эпосе, этнической культуре в рамках заявленной темы является особенно актуальной. В художественном осмыслении выдвинутых временем задач формирования личности, воспитания гражданина, создатели жанров детской литературы использовали опыт русской литературы, в частности, творческий опыт И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Jl. Н. Толстого и других писателей.
Перевод на родной язык произведений этих и других писателей был важнейшим источником развития поэтики и стиля жанров детской литературы наряду с фольклорной традицией. В диссертации прослежена актуальная проблема роли перевода в создании литературных образцов и жанровых форм литературы для детей у карачаевцев и балкарцев, как на тематическом, так и идейно-эстетическом уровнях.
Все это обусловило постановку и решение актуальных проблем, заявленных в диссертации, проблем поэтики и стиля как традиционных жанров фольклора для детей, так и жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев, сформировавшихся в самостоятельную систему в ходе эволюционного развития.
Цель диссертационной работы - исследовать пути формирования жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев в рамках литературной жанровой системы.
Определены следующие задачи исследования:
- обозначить понятийный аппарат, дать определение жанра, существующее в научной литературе в связи с понятием «детская литература»;
- упорядочить терминологические обозначения жанров детской литературы, используемые в традиционной карачаевской и балкарской культуре, уточнить литературные термины, принятые согласно существующей классификации: сказки, скороговорки, дразнилки, загадки, песни, приговоры, считалки, потешки, заклички, прибаутки, небылицы, легенды и мифы;
- изучить национальные истоки поэтических и повествовательных жанров детской литературы;
- проанализировать жанрово-тематические и структурно-стилевые разновидности детской литературы;
- выявить этапы эволюционного развития жанров детской поэзии: 193040-х гг. и далее - 1950-е, 1960-90-е гг.;
- исследовать индивидуальное творчество карачаевских и балкарских поэтов, выявить традиции, сформировавшие особенности их индивидуального и образного воплощения детского мировидения;
- проследить традиции образного мышления, заложенные классиками г карачаевской и балкарской литературы для детей, осмыслить их роль в формировании художественного сознания карачаевской и балкарской литературы, предназначенной детям.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что нами впервые предпринята попытка комплексного монографического изучения путей становления и развития жанров детской литературы у карачаевцев и балкарцев с позиции типологического подхода к изучению жанрового и стилевого своеобразия произведений детской литературы.
Объект исследования. Фольклор и литература для детей карачаевцев и балкарцев, творчество народных поэтов, стоявших у истоков жанрового развития, поэзия и проза для детей на всех этапах становления жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев. Это творчество народных поэтов Карачая и Балкарии - И. Я. Акбаева (Чокуна Эфенди, 1877-1938), А. Б. Биджиева (1900-1958), X. О. Бостанова (1905-1942), А. Д. Богашевой (1902-1982), К. Б. Кочкарова, (Багьыр Улу, 1834-1940), К. Б. Мечиева (Кязим, 1859-1945), И. У. Семенова (Джырчы Сымайыл, 1891-1981), осмыслен их вклад в становление и развитие литературных образцов детской поэзии и прозы.
Новый этап развития литературы для детей исследован на материале творчества У. Б. Алиева, X. Б. Байрамуковой, К. Ш. Кулиева, М. А. Хубиева и др. Современная карачаевская и балкарская литература для детей представлена творчеством Н. О. Абайханова, М. X. - К. Батчаева, Б. С.-М. Кечеруковой, X. М. Джаубаева, М. X. Мокаева, М. М. Ольмезова, К.А. Салпагаровой, М. X. Шамановой, С. О. Шахмурзаева и др.
Степень научной разработанности темы. Жанр детской литературы является наименее исследованным не только в карачаевской и балкарской литературе, но и в литературах Северного Кавказа. В карачаевском и балкарском литературоведении все еще нет ни одного монографического исследования путей формирования и развития жанров детской литературы. Следует заметить и то, что в отечественном литературоведении нет четких определений жанров детской литературы, хотя в существующих учебных пособиях и хрестоматиях по русской классической и современной литературе отмечен факт существования произведений, относящихся по определению к жанрам литературы для детей. Наиболее полно осмыслена традиция формирования детской литературы на материале русского фольклора и литературы.
Методологической основой диссертации явились теоретические труды отечественных литературоведов и фольклористов В. Г. Белинского, А. В. Луначарского, A.M. Мартыновой, J1.M. Мельникова, К. Д. Ушинского и др., а также труды фольклористов и литературоведов Северного Кавказа С. Акачиевой, У. Алиева, А. Атабиевой, С. Гочияевой, А. Караевой, X. Малкондуева, Р. Ортабаевой, X. Суюнчева, А. Теппеева, 3. Толгурова, 3. Улакова, М. Хабичева, Т. Хаджиевой.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней впервые обобщен опыт развития жанров детской поэзии, их эволюция от фольклора к литературе. В работе прослежены и сформулированы национальные основы, определяющие назначение жанров детской литературы в воспитании личности и человека как представителя своего народа, прослежена роль русской литературы для детей в формировании жанров.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что выводы и обобщения могут стать основой для исследования жанров детской литературы в системе других жанров, для лекционного курса «Детская литература», читаемого в вузах, а также для создания монографического труда «Фольклорные жанры детской литературы». Результаты исследования могут быть использованы в практике детских учебных учреждений в деле воспитания подрастающего поколения.
Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. К работе прилагается библиографический блок, где приведен список научно-практической и художественной литературы, послужившей теоретической и практической базой данного исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Историческая память в карачаево-балкарском устном народном творчестве второй половины XX века: жанр, поэтика, контекст2013 год, доктор филологических наук Берберов, Бурхан Абуюсуфович
Эволюция карачаевской литературы 1920-1960-х годов: Проблематика, поэтика, межлитературные связи1998 год, доктор филологических наук Чанкаева, Татьяна Азаматовна
Проза Османа Хубиева в свете формирования эпических традиций карачаевской литературы2002 год, кандидат филологических наук Шаманова, Зухра Беляловна
Традиции духовной поэзии Востока в художественной системе Исмаила Семенова2006 год, кандидат филологических наук Татаркулов, Кази-Магомед Назбиевич
Творчество Муссы Батчаева: Проблема поэтики и стиля2006 год, кандидат филологических наук Борлакова, Лейла Адеевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Каракотова, Мадина Магомедовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Двадцатое столетие ознаменовалось созданием письменной литературной традиции для целого ряда народов Северного Кавказа. В карачаевской и балкарской литературе, единых по языку и этнокультурным традициям, близких по типу развития к бесписьменным в прошлом литературам народов Северного Кавказа, за более чем полувековой путь развития сложилась развитая целостная литературная система, в которой особое место занимают жанры детской литературы.
Формирование жанров детской литературы обусловлено вкладом карачаево-балкарских народных поэтов, синтезировавших в своей поэзии традиционные черты фольклорных жанров детской поэзии с индивидуальными к особенностями видения и изображения мира. Их творчество, как и творчество профессиональных поэтов и прозаиков, создателей первых жанровых образцов детской литературы, призвано было формировать новое мировоззрение подрастающего поколения, воспитывать чувство патриотизма и любви к социалистической Отчизне, чувство братства и солидарности. В решении этих злободневных задач, призванных формировать нравственный облик молодого человека, детские писатели следовали велению времени, задачам дня.
Этими задачами определялась тематика произведений для детей, помещенных на страницах учебников, букварей, хрестоматий, книг для чтения. Темы, сюжеты и образы первых жанровых образцов детской литературы ничем не отличались от тех проблем и задач произведений родоначальников национальных литератур, авторов первых произведений гражданской лирики, рассказов и повестей, легших в основу первых жанровых образцов карачаевской и балкарской литератур.
Фиксированными жанрами национальной литературы для детей стали в поэзии лирическая миниатюра, сюжетное стихотворение, пейзажная зарисовка, стихи о животных, стихи - наставления, поэтическая сказка, стих-притча, стих-диалог и др.
Жанровые истоки детской поэзии следует искать в творчестве народных поэтов: Аппы Джанибекова, Касбота Кочкарова, Кязима Мечиева, осуществивших своего рода переход от устных форм к письменным литературным традициям, от фольклора к литературе. Эти и другие карачаевские и балкарские народные поэты отличались глубоким знанием родного фольклора. Они были не только носителями, но и исполнителями фольклорных произведений. Им принадлежит пальма первенства в создании первых жанровых образцов литературы для детей, в художественном воссоздании образов, тем и идей, связанных с рождением новых этических и эстетических идеалов. Но каким бы темам не были посвящены произведения народных поэтов, созданных для детей, их эстетика основывалась на гуманистических ценностях народа, выражала нравственные традиции, этические и эстетические представления карачаевцев и балкарцев.
Касбот Кочкаров - народный певец Карачая, в стихах, адресованных детям, пытался через новые идеи и образы воспитывать в детях патриотические чувства, гордость за страну, воспеть новые идеалы дружбы и братства народов.
Характеризуя значение образного слова в жизни горцев, осмысливая роль народных поэтов как носителей слова, К. Кулиев назвал известного народного поэта Кязима Мечиева "учеником народа" и его безымянных поэтов: он точно выразил отношение своих земляков к слову. Лучшие слова горцев остаются в их песнях, пословицах, сказках, легендах и нартском героическом эпосе сокровищем и бесценным богатством всех народов, населяющих ущелья и долины Северного Кавказа.
В ходе исследования процессов становления и развития литературы для детей у карачаевцев и балкарцев был решен целый ряд неразработанных проблем, связанных с жанровой спецификой, художественных приемов и средств, формирующих личность подростка, его нравственное начало.
Эти задачи решались с учетом того, что жанры детской литературы развивались в ходе формирования в литературе реалистических навыков изображения образа героя и окружающего мира, реалистического метода.
За 70 лет развития жанров детской литературы карачаевскими и балкарскими писателями был обретен опыт освоения этических и эстетических традиций родного фольклора и реалистического опыта русской литературы.
Преемственная связь фольклорной и литературной традиции базируется на « главенствующей задаче, связанной с проблемой формирования личности ребенка как Человека этноса.
К концу 1930-х годов, на первом этапе формирования карачаевской и балкарской детской литературы, жанры детской литературы как бы вступают на путь самостоятельного развития, покидая страницы учебников и хрестоматий для детей. В разработке жанровых форм детской поэзии и прозы, по мысли исследователей генетически родственных карачаевской и балкарской литератур, имеют большие заслуги такие поэты и прозаики как Б. Гуртуев, К. Кулиев, С. Отаров, С. Шахмурзаев, а также карачаевские поэты Д. Байкулов, А. Биджиев, А. Уртенов и др.
В поэзии К. Кулиева тридцатых годов расширяется тематика произведений для детей. Поэт обращается к лирическим формам выражения чувств у ребенка, его гармонической связи с миром.
К. Кулиев и другие его современники в своем творчестве, обращенном детям, стремятся отойти от принципов создания произведений для детей на злобу дня. В поэзии X. Байрамуковой, А. Биджиева, К. Кулиева, А. Уртенова и др. обозначаются новые тенденции, связанные с назначением поэзии как средства формирования и воспитания нравственного человека.
Характерной особенностью авторской поэзии для детей становится стремление отойти от дидактических форм изложения темы и образов, более глубокое проникновение в детскую психологию.
В центре внимания писателей на всех этапах развития их творчества всегда находилась проблема формирования личности ребенка, нравственного воспитания юных граждан в лучших традициях своего народа. В решении этой задачи первые автодидакты опирались как на собственные национально-художественные традиции, связанные с воспитанием человека-гражданина, так и на задачи, выдвинутые новым временем и необходимостью воспитания социалистической морали подрастающего поколения как молодых граждан, будущих строителей социалистического Отечества.
Гуманистическая направленность произведений карачаевских и балкарских цисателей, заложивших основы жанров детской литературы, базировалась на традиционных представлениях горцев о долге человека перед Отечеством, на представлениях о чести, морали к старшим, на святости понятий «Родная природа», «Родной дом».
Особенности формирования жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев определили писатели и поэты, стоявшие у истоков развития жанров.
Анализ произведений родоначальников карачаевской и балкарской литератур, народных поэтов И. Я. Акбаева, А. Б. Биджиева, X. О. Бостанова, А. Дж. Боташевой, К. Б. Кочкарова, К. Б. Мечиева, И. У. Семенова и др., дает основание сделать вывод о том, что в их творчестве обнаруживается преемственная связь с традицией, как на содержательном, так и на формальном уровнях.
В ходе сопоставительного исследования генетических истоков жанров детской литературы мы пришли к выводу о том, что связь с традицией не прерывалась на всех этапах развития жанров детской литературы у карачаевцев и балкарцев, определяя национальные формы выражения мира художественных образов в литературе для детей, направленные на формирование этических и нравственных представлений подрастающего поколения.
В формировании художественного мастерства писателей, осваивающих литературные жанровые формы произведений, предназначенных детям, имело значение обращение писателей к произведениям детской литературы, созданных русскими авторами, а также роль переводов этих произведений с русского языка на родной.
О результативности этого опыта свидетельствуют переводы произведений П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, JI. Н. Толстого на карачаевский и балкарский язык, их включение в буквари и учебники для детей школьного и дошкольного возраста. Кроме того, характерным для национальных литератур является опыт адаптирования переводных произведений в родную литературу путем изменения русских имен героев на национальные, географических названий соответственно знакомым названиям местности кавказского пейзажа и т.д. Это способствовало усвоению проблематики произведений, воспитанию чувств и общечеловеческих гуманистических качеств личности.
В становлении жанров детской литературы большое значение имел опыт использования готовых образцов фольклора, в частности, различных сказок о природе, о животном мире, притч на морально-этические темы, детских считалок, загадок, прибауток, пословиц, скороговорок, обрядовой и игровой поэзии колыбельных и других песен. Все эти жанры определили не только идейно-эстетические искания литературы для детей, но и поэтику текстов, начиная с первых образцов поэтических и повествовательных жанров детской литературы.
Детская литература и жанры детской поэзии в диссертации исследованы поэтапно, в соответствии с принятой периодизацией и жанровой классификацией, учитывающей возрастные этапы развития личности.
С учетом специфики особенностей развития жанров младописьменной карачаевской и балкарской литературы выделены следующие этапы развития жанров:
1. фольклорный - как начальный этап зарождения жанров детской поэзии и прозы;
2. зарождение литературных жанровых форм в 1930-40-е годы;
3. детская литература военного и послевоенного десятилетия;
4. детская литература 1960-90-х годов.
Анализ. произведений детской литературы в ее эволюционном развитии, исследование индивидуального творчества авторов, специализирующихся на жанрах детской литературы, свидетельствует о том, что, как и во всей литературе, основными непреходящими темами произведений для детей является тема нравственного воспитания человека как Человека этноса, тема родного очага, тема патриотизма, природа и человек, человек и окружающий мир и другие темы, выражающие духовный мир представителя карачаевского и балкарского народа.
Анализ произведений жанров детской литературы дает основание сделать вывод о том,4 что достижения, художественные обретения в развитии жанров детской литературы, ее письменных форм тесно связаны с динамикой развития многонациональной литературы России с активными процессами взаимодействия и взаимообогащения, входящих в это единство литератур.
Анализ произведений писателей детской литературы, чье творчество формировалось в 1960-90-е годы, определившие современные тенденции развития детской поэзии и прозы этого периода: Н. О. Абайханова, М. X. - К. Батчаева, X. М. Джаубаева, С. Н. Кечеруковой, М. X. Мокаева, М. М. Ольмезова, С. О. Шахмурзаева, М. X. Шамановой и других писателей, свидетельствует об обретениях и достижениях жанров, о формировании творческих индивидуальностей.
Анализ произведений названных писателей свидетельствует об обогащении изобразительных средств, образной системы в изображении мира восприятия юного героя.
Детская поэзия обогатилась новыми жанровыми формами: жанр беседы, диалога, литературных сказок, считалок, дразнилок, уходящих корнями в фольклор народа.
В качестве национальной особенности восприятия мира исследованы метафорические образы, проявляющиеся в стихах, посвященных природе, родному краю, лирические чувства, выражающие отношение к природе и родному краю.
В связи с воспитанием гражданских чувств юного героя делается вывод о закономерности обращения детских писателей к героико-патриотической тематике с учетом преемственности героико-эпических традиций народа.
В детской литературе воссозданы образы героев и героинь Великой Отечественной войны, осмыслено героическое время, связанное с военным лихолетьем. Опираясь на принципы сравнительного и типологического анализа в осмыслении жанрового и стилевого своеобразия произведений детской литературы, в диссертации исследована динамика формирования жанров детской литературы у карачаевцев и балкарцев в соответствии с этапами и периодами ее развития. Исследована эволюция художественного языка произведений детской поэзии, принципы изображения художественного мира, восприятия этических и эстетических приемов формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру, воспитания в них носителей нравственных достоинств человека, как представителя народа.
На примере творчества современных карачаевских поэтов и прозаиков исследован их индивидуальный вклад в развитие тематики и прблематики произведений для детей, обогащение поэтики жанров, выражающих мир художественных образов индивидуальных творцов
Сравнительно-типологический метод исследования путей формирования жанров детской литературы на материале близкородственных и единых по языку карачаевской и балкарской литератур дает возможность уяснить динамику формирования жанровых систем детской литературы на всех этапах ее развития.
Интенсивное развитие жанров детской литературы исследователи относят к 1960-90-м годам, обозначившим не только преемственную связь традиции и современности, но и процесс формирования и дальнейшего развития жанров детской поэзии и прозы.
В этот период обозначился отход писателей от прямого декларирования в своем творчестве идей и проблем гражданственности от схематической характеристики образов героев. Это выразилось в стремлении авторов дать не только социальный портрет, но и психологический портрет героя, что предполагало интерес к миру души, к миру чувств, к миру переживаний молодого представителя народа как героя литературы.
В тоже время углубленный интерес к внутреннему миру подрастающего человека дал возможность авторам показать богатство мира души и чувства героя через отношения к окружающей его среде, через традиционные ценности, культивируемые в семье. Таким образом, социально значимые темы, связанные с проблемой "человек и природа", "человек и среда", "человек и народ", наполняются или получают качественно новое эстетическое выражение.
В 1960-90-е годы появляются специализированные издания для детей, примером тому - творчество Б. Кечеруковой, ее сборники стихов. Аналогичные примеры мы найдем и в балкарской литературе. Это Э. Гуртуев, М. Ольмезов и др.
В обработке писателей в 1960-90-е годы появляются сказки и легенды, адресованные детям. В русле нравственных исканий поэта и прозаика М. Батчаева, автора рассказов для детей «Серебряный дед», а также сборника
Быть человеком» автор издавал в своей обработке книгу легенд и преданий для детей, нацеленных на формирование нравственных чувств подрастающего поколения.
Современный этап развития литературы для детей обозначил новую веху в развитии жанров поэзии и прозы в творчестве Н. О. Абайханова, М. X. -К. Батчаева, Б. С.-М. Кечеруковой, X. М. Джаубаева, М. X. Мокаева, М. М. Ольмезова, К. А. Салпагаровой, М. X. Шамановой, С. О. Шахмурзаева, и др. Их творчество во многом определяет новаторские искания жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев на современном этапе их развития.
В ходе эстетического анализа решения проблемы роли слова и образа в поэзии для детей делается вывод о том, что слово поэтическое, язык поэзии служит орудием построения образов, материалом художественного творчества, с помощью языка формируется знак и образ, отмеченный печатью творческой индивидуальности.
В заключительной главе диссертации прослежена эволюция художественного сознания народа, проанализирована образная символика, выраженная в эпической традиции, прослежена этическая и эстетическая преемственность традиционного искусства слова.
В работе осмыслен художественный образ, являющийся фундаментальной категорией понятия эстетики, ибо в образе получает выражение сущность эстетического выражения действительности. Образная структура, поэтика и стиль карачаевских и балкарских детских писателей и поэтов, внесших вклад в развитие жанров, определяет достижения и тенденцию развития детской литературы 1980-90 годов.
Современные поэты и прозаики обогатили способы изображения действительности, характеристики человека в произведениях, предназначенных детям.
140
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Каракотова, Мадина Магомедовна, 2007 год
1. Абакарова Ф. О. Очерки даргинской Советской литературы (1917-1965гг.).-Махачкала, 1969. - 368 с.
2. Абакарова Ф. О., Алиева Ф. А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. Махачкала, 1999. - 256 с.
3. Акимова А. Н., Акимов В. М. Семидесятые, восьмидесятые./ Проблемы и искания современной детской прозы. М.,1989. - 189 с.
4. Алиева А. И. Поэтика и стиль волшебной сказки адыгских народов. -Нальчик, 1989.- 137 с.
5. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. - 159 с.
6. Аникин В. П. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: Младенчество, детство. М., 1991. -1 78 с.
7. Антология карачаевской поэзии. Сост. М. О. Акбаев, X. Б. Байрамукова, Н. М. Катаева. Ставрополь, 1965. - 230с.
8. Атабиева А. Д. Лирика Т. Зумакуловой. Традиции и новаторство. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Нальчик, 2002. - 19 с.
9. Бабушкина А. П. История русской детской литературы. М., 1948. - 329 с.
10. Бадахова Р. Я. Творчество М. Батчаева в контексте нравственных исканий северокавказских литератур 60-80-х годов. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Карачаевск, 1999,- 19 с.
11. И. Баруздин С. А. Заметки о детской литературе. М., 1975. - 253 с.
12. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 504 с.
13. Белинский В. Г. О детской литературе. М., 1983. - 78 с.
14. Гуртуева М. Б.Къарачай малкъар халкъны сабий оюн фольклору.1. Нальчик, 2001. 145 с.
15. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. JL, 1967. - 97 с.
16. Дагестанская литература. Закономерности развития 1965-1985гг. Под ред. Юсупова Ч. С. Махачкала, 1999. - 259 с.
17. Далгат М. Б. Литература и фольклор. М., 1981. - 165 с.
18. Русская литература для детей: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Т. Д. Полозовой, Г. П. Туюкина, Т. А. Полозова, М. П. Бархотта; Под ред. Т. Д. Полозовой.- 2-изд., испр. М., 1998. - 512 с.
19. Детская литература. Под редакцией А. В. Терновского. М., 1977. - 342 с.
20. Детская литература. Учеб. Пособие для учащихся дошкольных отделений пед. училищ. Сост.: Е. Е.Зубарева, 3. П. Пахомова. М., 1976. - 399 с.
21. Джуртубаев М. Ч. Карачаево-балкарский нартский эпос. М., 2004. - 697 с.
22. Джуртубаев М. Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991.-269 с.
23. Джуртубаев М. Ч. Карачаево-балкарский героический эпос. М., 2003. - 475 с.
24. Егорова Л. П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкессии. -Ставрополь, 1964. 79 с.
25. Катаева Н. М. Учебная книга из истории карачаево-балкарской литературы. Черкесск, 1996. - 64 с.
26. Катаева Н. М. Халимат Байрамукова. Очерк творчества. Черкесск, 1966. -175 с.
27. Караева А. И. Очерки истории карачаевской литературы. М., 1966. - 319 с.
28. Караева А. О. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. -Черкесск, 1961. 60 с.
29. Каракетов М. Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. -М., 1995.-248 с.
30. Корзун В. Б. Роль народных поэтов и певцов в становлении письменнойлитературы. Фольклор горских народов Северного Кавказа. Грозный, 1966. - 201 с.
31. Круг детского чтения сегодня: герой, сюжеты, поэтика. Ставрополь, 2005. -157 с.
32. Кулиев К. Так растет дерево. М., 1975. - 325 с.
33. Лупанова И. П. Полвека. Советская детская литература. 1917-1967 гг. М., 1969. - 341 с.
34. Малкондуев X. X. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик, 1990. 395 с.
35. Малкондуев X. X. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1996. - 284 с.
36. Малкъар поэзияны антологиясы. Нальчик, 1993. - 496 с.
37. Мартынова А. М. Детский поэтический фольклор. СПб., 1997. - 196 с.
38. Мельников Л. М. Русский детский фольклор. М., 1987. - 193 с.
39. Минералова И. Г. Детская литература: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002. - 283 с.
40. Моловцова Н. А. Генезис новописьменных поэтических систем Северного Кавказа. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Нальчик, 2006. - 20 с.
41. Мотяшов Ч. П. Мастерская доброты. Очерки современной детской литературы.-М., 1974. 326 с.
42. Мухамедова Ф. X. Детская литература / Дагестанская литература: Закономерности развития (1965-1985). Махачкала: ДНЦ РАН, 1999. - 341 с.
43. Налоев 3. М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985. - 153 с.
44. Ортабаева Р. А.-К. Фольклор народов Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1988.-298 с.
45. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981. - 375 с.
46. Программа по карачаевскому языку и чтению для 1 -4 классов. Сост. С. А.
47. Гочияева. Черкесск: КЧ РИПКРО, 1997. - 54 с.
48. Программа: Карачаевская детская литература. Сост. С.М.Акачиева и др.-Карачаевск, 2005. 29 с.
49. Русская литература для детей: учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. Под ред. Полозовой Т. Д. М., 1998. - 43 с.
50. Сетин Ф. И. История русской детской литературы. М., 1990. - 298 с.
51. Смирнова В. В. О детях и для детей. М., 1967. - 176 с.
52. Ст. Рассадин. Кайсын Кулиев. Литературный портрет. М., 1974. - 160 с.
53. Толгуров 3. X. Движение балкарскрй поэзии. Нальчик, 1984. - 260 с.
54. Урусбиев С. Сказание о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1881,1 вып.
55. Урусбиева Ф. А. Избранные труды. Нальчик, 2001. - 385 с.
56. Урусбиева Ф. А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1979. - 95 с.
57. Урусбиева Ф. А. Путь к жанру: Очерк истории жанров в балкарской литературе. Нальчик, 1972. - 174 с.
58. Хабичев М. А. Къочхарланы Къасбот халкъ джырчиланы тамаласы. -Черкесск, 1986. - 139 с.
59. Хапчаев М. Ю.Любовь к Родине и народу начинается с порога. Черкесск, 2001.-94 с.
60. Холаев А. 3. Народное поэтическое творчество. / Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981. - 147 с.
61. Центральный Государственный архив литературы и искусства, ф.631, оп.6, ед. хр.269.
62. Чичерин А. В. Ритм образа. Стилистические проблемы. М., 1978. - 218 с.1.
63. Абакарова Ф. 3. Поэтика колыбельных песен народов Дагестана // Поэтикафольклора народов Дагестана. Махачкала, 1981.
64. Алейников М. Карачаевские сказания // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, - №3,1883.
65. Атабиева А. Д. Первые шаги в развитии балкарской детской литературы. // Минги Тау. Нальчик, 2006. - №6.На балкарском языке.
66. Байрамукова В.О. Поэтическая образность. Истоки и современность. // Алиевские чтения. Карачаевск, 1999.
67. Балтии П. И., Бекизова JI.A. Литература народов Карачаево-Черкессии. Труды Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. Выпуск 3. Филологическая серия. Черкесск, 1959.
68. Баранов Е. Сказки горских татар // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, - №23,1897.
69. Бахтин М. М. К эстетике слова // Контекст 1973. Литературно-теоретические исследования. М., 1974.
70. Виноградов Г. С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики.-Л., 1978.
71. Гей Н. К. Знак и образ // Контекст 1973. Литературно-критические исследования. М., 1974.
72. Джангуразов М. X. Значение фольклора в формировании экологии // Литература народов Северного Кавказа: художественные и методологические проблемы изучения. / Тезисы докладов. Карачаевск, 1999.
73. Кабаченко Е. Т. Касбот Кочкаров народный поэт // Къочхарланы Къасбот (Багъыр Улу). Сайламалары. - Черкесск, 1964.
74. Казиева А. М. Об истоках карачаево-балкарской поэмы. // Литература народов Северного Кавказа: художественные и методологические проблемы изучения. / Тезисы докладов. Карачаевск, 1999.
75. Караева А. И. Гуманистические традиции в карачаево-балкарской устнойпоэзии. // Роль фольклора в формировании духовной жизни народа / Труды Карачаево-черкесского НИИ. Черкесск, 1981.
76. Культурбаев Jl. М. Фольклор как духовно-нравственное наследие // Литература народов Северного Кавказа: художественные и методологические проблемы изучения // Тезисы докладов. Карачаевск, 1999.
77. Локтев С.П. Концепция «евразийства» в северокавказской культуре // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру: Материалы симпозиума IV. Пятигорск, 1998.
78. Карачаевская литература // Литературы народов России: XX в.: словарь / отв. Ред. Н. С. Надбярных.; ИМЛИ РАН. М., 2005.
79. Лосев А.Ф. Символы и художественное творчество. // Известие АНСССР Серия литературы и языка. Том 30, выпуск 11971.
80. Малкондуев X. X. Авторская и безымянная карачаевская литература 19 века в списках. // Литература народов Северного Кавказа: художественные и методологические проблемы изучения. // Тезисы докладов. Карачаевск, 1999.
81. Мареомшаова И. И. О значении фольклорных данных в системе // Литература народов Северного Кавказа: художественные и методологические проблемы изучения. // Тезисы докладов. Карачаевск, 1999.
82. Мельников М. Н. К вопросу об эстетике детского фольклора // Эстетические особенности фольклора. Улан-Удэ, 1969.
83. Мотяшов Ч. П. Мастерская доброты. // Очерки современной детской литературы. М., 1974.
84. Налоев 3. М. Адыги // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985.
85. Налоев 3. М. На стыке фольклора и литературы // Развитие традиций вкабардинской и балкарской литературах. Сб. статей. Нальчик, 1980.
86. О литературе для детей. // Вып. 18. Сборник критических статей. Л., 1974.
87. О литературе для детей. // Вып. 6. Сборник критических статей. JL, 1961.
88. О литературе для детей. // Вып. 8. Сборник критических статей. JL, 1963.
89. О литературе для детей. // Вып. 9. Сборник критических статей. Д., 1964.
90. Озодовский М. К. А. С. Пушкин и фольклор // Сказки А. С. Пушкина в школе. М., 1972.
91. Ортабаева Р. А.-К. Джырчи и духовная жизнь // Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Черкесск, 1986.
92. Ортабаева Р. А.-К. Карачаевские сказочники // Половецкая лагуна. -Черкесск, -№1,1994.
93. Ортабаева Р. К. Поэмы Азрета Уртенова // Труды. Вып. 6. Черкесск, 1970.
94. Ортабаева Р. К. Карачаево-балкарские колыбельные песни и некоторые аналогии из фольклора других народов Северного Кавказа // Труды. Вып. 7. Серия филологическая. Черкесск, 1973.
95. Поэтика фольклора народов Дагестана. Сборник статей. Составитель А.М.Аджиев. Махачкала, 1981.95. Русская мысль. 1909, № 8.
96. Салнагарова К. А. Карачаево-балкарские пословицы и поговорки о животных // Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1991.
97. Специфика фольклорных жанров.// Сборник статей. М., 1973.
98. Тугов В.Б. Литература и фольклор: проблемы взаимодействия // Художественно-историческая интеграция литературного процесса: материалы региональной научной конференции. Майком: АГУ, 2003.
99. Тульчинский Н. Поэмы, легенды, песни, сказки и пословицы горских татар Нальчикского округа Терской области // Терский сборник. Нальчик, 1903.
100. Услар П.К. Ораспространении грамотности между горцами.// Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.Ш. Тифлис, 1870.
101. Философский словарь. М., 1972.
102. Шаманов И. М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка (XIX начало ХХвв.) // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1980.1.I
103. Абайханов Н. О. Пчела. Стихи для детей дошк. и мл. школьн. Возраста. -Черкесск, 1980. 19 с.
104. Айбазова М. И., Акачиева С. М. Родная речь 2 класс. На карачаевском языке. Черкесск, 1998. 129 с.
105. Акбаев А. А. Век. Ставрополь, 1991. - 96 с.
106. Акбаев А. А. Свет доброты. Стихи. Ставрополь, 1990. - 186 с.
107. Акбаев А. А. Стихи. Поэмы. Баллады. Ставрополь, 1993. - 84 с.
108. Акбаев. А. А. Когда глаза теплом горят. Стихи, поэмы, баллады. -Ставрополь, 1993. 123 с.
109. Алгъышла, нарт таурухла. Жомакла. Жырла. Элберле / Къарачай малкар фольклор жыймадыкъ. - Нальчик, 1997. - 286 с.
110. Антология карачаевской поэзии. (На карачаевском языке). Составители: Ф. И. Байрамукова, А. А. Акбаев. М., 2006. - 618 с.
111. Аппаев Б. Д. Моей Родине. Стихи на карачаевском языке. Ставрополь, 1964.-60 с.
112. Байрамуков У. 3. Карачаевская Кубань. Стихи, песни, басни, поэма. На карач. языке. Карачаевск, 1994. - 48 с.
113. Байрамукова Ф., Мамчуева Д., Батчаев Б., Узденов А. Семь дорог любви. -Ставрополь, 1985. 197 с.
114. Байрамукова X. Б. День за днем. Стихи. М., 1975. - 179 с.
115. Байрамукова X. Б. Добро. Черкесск, 1977. - 151 с.
116. Байрамукова X. Б. Стихотворения. Черкесск, 1985. - 173 с.
117. Балкарские и карачаевские сказки. Составители и переводчики А. Алиева и1. А. Холаев. М., 1971.
118. Батчаев Б. Утренняя заря. Стихи. Карачаевск, 1995. 236 с.
119. Батчаев М. X. Быть человеком: Повести, рассказы, новеллы / Худож. В. Нагаев. М., 1987. - 253 с.
120. Батчаев М., Стефанеева Е. Горы и нарты. Кавказские легенды. -Ставрополь, 1969. 96 с.
121. Батчаев С., Абайханов Н., Батчаев А.-М., Эбзеев X. Торгъай (Жаворонок) Стихи и рассказы. Черкесск, 1989. - 109 с. На карач. яз.
122. Бостанов X. У. Избранные произведения. Черкесск, 1962. - 127 с. На карач. яз.
123. Букварь. Составители: Биджиева Б. М., Узденова Т.К.-М. Черкесск, 1995.132 с. - На карач. яз.
124. Гочияева С. А., Токова Т. О. В загоне вол. Хрестоматия для детских садов и учащихся начальной школы. На карачаевском языке. Черкесск, 1993.-85 с.
125. Джаубаев X. М. Горячая подкова. Книга стихов. Карачаевск, 1994. - 40с. На карач. яз.
126. Джаубаев X. М. Серебряный дождь. Карачаевск, 1986. - 128 с.
127. Джаубаев X. М. Шумят сосны. Стихи. Черкесск, 1971. - 174 с. На карач. яз.
128. Дибиров Ш. М. Ёжик. Черкесск, 1998. - 124 с.
129. Дибиров Ш. М. Энергичная девочка. На карачаевском языке. Черкесск, 1963.- 194 с.
130. Илячин. (Сокол). Детский журнал. Под ред. К. А. Салпагаровой. Черкесск, 1998.-22 с.-№2(3).
131. Илячин. (Сокол). Детский журнал. Под ред. К. А. Салпагаровой. Черкесск, 1998.- 16 с.-№1.
132. Илячин. (Сокол). Детский журнал. Под ред. К. А. Салпагаровой. Черкесск,2005.- 16 с.-№1(16).
133. Кагиева Н. М. Тинте барыб. Черкесск, 1965. - 65 с. На карач. языке.
134. Карачаево-балкарские народные песни / Сост. О. Отаров. Нальчик, 2001. -216 с.
135. Карачаево-балкарский фольклор. Составление, вступительная статья, комментарии Р. А.-К. Ортабаева. Черкесск, 1987. - 344 с.
136. Карачаево-балкарско-русский словарь. / Под ред. Э. Р. Тенишева, X. И. Суюнчева. М., 1989. - 832 с.
137. Карачаевские и балкарские народные сказки. / Составитель и переводчик X. О. Лайпанов. Фрунзе, 1957. - 398 с.
138. Кечерукова Б. С. Ко-ко-ко. Стихи. Черкесск, 1997. - 93 с.
139. Кечерукова Б. С. Неди, неди. (Что это, что это). Стихи, пьеса, басня. -Нальчик, 1991.-295 с.
140. Кечерукова Б. С. Топ топ. Стихи, зарисовки для детей дошкольного возраста, - Черкесск, 1986. - 46 с. На карач. яз.
141. Кечерукова Б. С.-М. Куда ведет меня дорога. Лирические стихи. -Карачаевск, 1992. 86 с. На карач. яз.
142. Кубанов М. М. Разговор с горами. Карачаевск, 1994. - 86 с.
143. Кубанов X. И. Мальчики-близнецы. Поэма. Черкесск, 1990. - 62 с.
144. Кулиев К. Ш. Скачи, мой ослик!: Книга для детей / Перевод А. Бегиева; Предисловие Ж. Кулиевой; Рис. Захохова. 2-е изд. - Нальчик, 2002. - 120 с.
145. Къарачай халкъ таурухла. Составители: С. Гочияева, Р. Ортабаева, X. Суюнчев. Черкесск, 1963. На карач. яз.
146. Лайпанов К., Батчаев М. Умар Алиев. Документально-художественная повесть. Черкесск, 1986. - 75 с.
147. Малкъар халкъ джомакъла. 1-чи том. / Составитель А.Соттаев. Нальчик, 1959.-65 с.
148. Малкъар халкъ джомакъла. 2-чи том. / Составитель С. Отаров. Нальчик, 1963.-94 с.
149. Мокаев М. X. Мир детей: Стихи. Нальчик, 2006. - 160 с.
150. Нюр (Свет). Детский журнал. / Под ред. С. Мусукаева. Нальчик, - №3, 2005. - 14 с.1510 чем поют горцы. Стихи поэтов Черкесии. Крайиздат. Ставрополь, 1951.
151. Ольмезов М. М. Просто, просто, просто так: Стихотворения, сказки / Рис. Ю. М. Алиева. Нальчик, 2005. - 104 с.
152. Ортабаева Р. А.-К. Большая медведица: Фольклорный сборник для детей.-Черкесск, 1985. 112 с. На карач. яз.
153. От чистого сердца. Сборник стихов и поэм карачаевских поэтов. На карачаевском языке. / Составитель Кубанов X. И. Фрунзе, 1957. - 157 с.
154. Песни маленьких горцев. Сказочки, считалки, небылицы, прибаутки народов Сев. Кавказа. / Пер. Н. Гребнева. М., 1965. - 64 с.
155. Песня о мире в родной семье. / Сборник произведений писателей и поэтов Черкесии. - Черкесск, 1953. - 231 с.
156. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкессии. / Составители Р. А.-К. Ортабаева, М. И. Мижаев, С. У. Чикатуева, А. И. Сикалиева. -Черкесск, 1984. 365с.
157. Светлое утро. Сборник произведений писателей Черкесии. Черкесск, 1956. - 198 с.
158. Стихи и песни. / Сборник составлен и обработан Капиевым Эфенди. -Пятигорск, 1940.
159. Суюнчев А. А. Караван. Стихи и поэмы. Карачаевск, 1988. - 152 с. На карач. языке.
160. Суюнчев А.А. Благопожелание. Книга стихов. Черкесск, 1984. 144 с. На карач. яз.
161. Узденов Р. Р. Волчонок: Стихи / Ил. У. Мижева. М., 2001. - 157 с.
162. Уртенов А. 3. Джырла бла поэмала. Къарачай облиздат, Нарсана, 1934.
163. Уртенов А. 3. Носра Хаджыны хапарлары. Къарачай облиздат. Микоян -Шахар, 1936.
164. Хрестоматия: Дерстен тышында окъургъа. 5-7 класслагьа / Сост. К.А.Салпагарова, З.О.Эбзеева. Черкесск, 1995. - 192 с.
165. Хубиев М.А. Восхождение. Стихи. Черкесск, 1987. - 256 с. -На карач. яз.
166. Хубиев Н. Сенокос. Стихи и поэма. М., 1985. - 47 с.
167. Хубиев О. Стихи, волнующие сердца. Черкесск, 1994. - 152 с.
168. Хубиев О.А. Клятва. Стихи и песни. Черкесск, 1963. - 96 с. На карач. яз.
169. Чум, чум, чум терек (кизил, кизил, кизиловое деревце) / Составитель Ортабаева Р. А. Черкесск, КЧИГИ, 1994. - 32 с.
170. Шаманова М. X. Одуванчик. Стихи для дошкольного и младшего возраста. Черкесск, 1972. - 30 с. На карач. яз.
171. Шахмырзаев С. О. Эхо: Стихотворения, поэма. / Сост., вст. Статья 3. Гуртуевой. Нальчик, 2002. - 208 с.
172. Шидаков М. Д. Медвежонок и волчонок. Стихи и сказки для детей дошкольного возраста. Черкесск, 1988. - 57 с. На карач. яз.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.