Камерно-вокальное творчество якутских композиторов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Спиридонова, Лариса Сулеймановна

  • Спиридонова, Лариса Сулеймановна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Якутск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 322
Спиридонова, Лариса Сулеймановна. Камерно-вокальное творчество якутских композиторов: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Якутск. 2011. 322 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Спиридонова, Лариса Сулеймановна

Введение.

Глава 1. ОБ ИСТОКАХ ПЕСНЕТВОРЧЕСТВА ЯКУТОВ.

§ 1. Традиционные певческие стили народа саха.И

§ 2. Особенности интонационной лексики якутского фольклора.

§ 3. Олонхо как мировоззренческая и художественно-эстетическая основа песенных жанров якутской музыки.

Глава 2. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЯКУТСКОЙ КАМЕРНО

ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ.

§ 1. Жанровое многообразие песне творчества композиторовмелодистов первой половины XX века.

§ 2. Становление песенной культуры в якутской музыке конец 30-х — 60-е годы прошлого века).

§ 3. Развитие якутскими композиторами камерно-вокальных жанров с 70-х годов.•.

Глава 3. ВОКАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ

КОМПОЗИТОРОВ ЯКУТИИ (исследовательские очерки).

Вместо Предисловия.

§ 1. Вокальный цикл Н.С. Берестова «Луч солнца».

§ 2. Вокальный цикл В.Г. Каца «Памяти П. Ойунского».

§ 3. Вокальные циклы В.В. Ксенофонтова «Милые мои дети»,

В родном аласе».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Камерно-вокальное творчество якутских композиторов»

Одной из важнейших задач отечественного музыкознания является изучение состояния и процесса развития музыкального искусства и культуры в национальных республиках России. Исследование профессиональной музыки и исполнительства Республики Саха (Якутия) приобретает особую значимость ввиду непродолжительности их исторического пути, интенсивности становления, полноты охвата жанров и форм в современном якутском композиторском и исполнительском творчестве. В этом плане большое значение имеет постижение роли теснейших связей якутской профессиональной музыки с музыкальным фольклором народов Севера.

Однако изучение процесса развития музыкального искусства Якутии, в том числе становления его отдельных отраслей и жанров, анализ существенных достижений в композиюрском и исполнительском творчестве, пока находятся в самой начальной стадии. Наиболее развитым в якутской музыкальной науке является этномузыкознание, где имеются крупные достижения и открытия, обогатившие не только отечественную, но и мировую этнографию и фольклористику.

Между тем, пути зарождения, становления и достижения зрелости музыкальным искусством Якутии представляют большой интерес для исследования, поскольку имеют свои, весьма примечательные, особенности. Они кроются, с одной стороны, в теснейших связях зарождавшегося профессионального искусства с богатейшим песенным фольклором народа саха, а с- - -другой стороны — в том влиянии, которое оказывала академическая (европейская) музыкальная культура на молодое якутское искусство.

В установлении этих связей были немалые трудности. Древняя и исключительно самобытная традиционная культура народа саха, в том числе музыкальный фольклор, довольно поздно (лишь во вюрой половине Х1Х-го века) привлекли внимание ученых, исследовавших жизнь северо-восточных окраин России. И в дальнейшем, когда в Якутии началось интенсивное строительство профессионального музыкального искусства, в научном плане разрабатывалась лишь проблематика традиционного — вокального и инструментального — фольклора. ■

За пределами научного познания до сих пор остаются не только связи якутского песенного фольклора с развитием вокальных жанров профессиональной м\зыки, но и само вокальное творчество композиторов Якутии. Приоритетное место в нём, как известно, занимают опера и камерно-вокальная музыка, в исследовании которой непосредственный интерес представляют связи с традиционным фольклором и направленность вокальных сочинений на удовлетворение духовных и социально-культурных потребностей Человека — культ* северной природы, воспевание родного края, сохранение исторической памяти и многое другое. Однако воплощение подобной тематики в активной творческой деятельности композиторов Якутии ещё не становилось объектом и предметом специального научного исследования, что и определяет актуальность настоящей диссертационной работы.

Цель диссертации — разностороннее исследование камерно-вокального (несенного) творчества композиторов Якутии, определение его самобытности, роли и места в якутской музыкальной культуре.

Объект исследования — исторический процесс становления и развития песенного творчества композиторов Якутии в его связях с традиционным фольклором и с учетом художественных потребностей якутского общества.

Предмет исследования — истоки, тематика и образное содержание, жанровые и стилистические черты, музыкальный язык и композиционная форма песен якутских композиторов как наиболее распространенного жанра камерно-вокальной музыки.

Сообразно цели, объекту и предмету исследования в диссертации были поставлены следующие задачи:

1) обозначить истоки традиционного песнетворчества народа саха и особенности его интонационной лексики применительно к их претворению в песнях, созданных якутскими композиторами;

2) определить роль мировоззренческих и художественно-эстетических начал национального эпоса олонхо в становлении якутской камерно-вокальной музыки;

3) показать тематическое и стилистическое многообразие песенного творчества композиторов-мелодистов;

4) проанализировать и охарактеризовать в целом процесс развития камерно-вокальных жанров в профессиональном музыкальном искусстве Якутии;

5) рассмотреть особенности содержания, формы и выразительных средств в вокальных циклах Н.С. Берестова, В.Г. Каца, В.В. Ксенофонтова.

Решение поставленных задач потребовало использования следующих исследовательских методов:

1) изучения методологических и теоретических источников в области истории, этнографии, этномузыкознания, других гуманитарных наук (применительно к теме диссертации);

2) собирания и анализа тематики песен самодеятельных композиторов-мелодистов;

3) классификации тематики авторского песенного творчества;

4) анализа высотно-ладовой, ритмической, гармонической и композиционной структуры песен мелодистов;

5) анализа и обобщения особенностей содержания и выразительных средств в произведениях профессиональных композиторов Якутии.

Состояние изучения заявленной проблематики. Монографические работы, специально посвященные изучению камерно-вокальных сочинений якутских композиторов, отсутствуют. Вместе с тем, существует ряд фундаментальных исследований, в которых рассматриваются процессы становления песенности как важнейшей атрибутивной черты якутской ментальности. присущей, среди прочего, сказителям национального эпоса олонхо. В этих работах исследуются глубинные основы становления ладовой организации якутской вокальной речи, ее метроритмические особенности, жанровые и стилистические черты. Имеется также несколько трудов обзорного характера, где содержатся различные характеристики камерно-вокальных сочинений, в том числе оценки песенного творчества отдельных авторов.

Материал, ме?подологическая база и источники диссертации. Материалом исследования явились камерно-вокальные произведения, написанные композиторами Якутии — песни и романсы для сольного пения с инструментальным сопровождением, в том числе 1щклы вокальных миниатюр ведущих якутских композиторов II С. Берестова, В.Г. Каца, В В. Ксенофонтова. Исследование в целом опиралось на фундаментальные методологические труды российских, а ткже некоторых зарубежных м> зыковедов ■—■ работы Б.В. Асафьева и Б Л. Яворскох о, исследования Д Кука. Л. А Мазеля. В В Мед\ шевского. К В Назайкинского. С С Скребкова. Л.II. Шаймухаме-товой и др\гих ученых, в которых разрабатывались проблемы интонационной природы музыки, речевой основы вокального интонирования, семантики и выразительных возможное!ей музыкальных средств, двойственности музыкальной формы, специфики музыкальных стилей и жанров.

Важными ме ю до логическими предпосылками решения вышеуказанных задач явились прогрессивные тенденции укрепления духовности, гуманистической направленности и эстетической значимости искусства, постижение закономерностей исторического процесса развития общественных отношений, учет особенностей национальной культуры (труды И.А. Аргунова, М.М. Бахтина, Л. Закса, В.В. Кандинского, Г.Г. Коломиец, И.В. Константинова, А.П. Окладникова, В.И. Пестерева и др.).

Основополагающими теоретическими источниками для настоящего исследования стали две фундаментальные работы Э.Е. Алексеева («Проблемы формирования лада». 1976): «Раннефолыоорпое ишонирование Звуковы-сотный аспек!», 1986), тр\ ды Г.Г. Алексеевой («Ог фольклора до профессиональной музыки», 1994), Н.И. Головневой («Становление якутской профессиональной музыкальной кулыуры (1920-1985)», 1994), М.Н. Жиркова («Якутская народная музыка», 1981), З.И. Кириллиной («Композитор Захар Степанов», 2002), Г.М. Кривошапко («Музыкальная культура якулского народа», 1982), A.C. Ларионовой («Дэгэрэн ырыа. Песенная лирика якутов», 2000, «Вербальное и музыкальное в якутском дыюртии ырыа», 2004), B.C. Никифоровой («Локальные традиции в музыке олонхо», 1995), H.H. Николаевой («Эпос олонхо и якутская опера», 1993), Ю.И. Шейкина («Музыкальная культура народов Северной Азии», 1996, «История музыкальной кулыуры народов Сибири», 2002), а также диссертация A.B. Варламовой, посвященная фортепианному искусству Якутии.

Источниковую базу диссертации также составил обширный круг работ — в области философии, искусствознания и литературоведения (труды А.Ф. Лосева, А.Г. Новикова, В.А. Проппа и др ), теоретического, исторического и исполнительского музыкознания (публикации М.Г. Арановского, М.М. Берлянчика, В.А. Васиной-Гроссман. ГЛ. Головинского, В.Ю. Григорьева, А.Л. Доливо, Л.А. Мазеля, Е.В. Назайкинского, С.С. Скребкова, В Н. Холоновой и др.), в частности, по теории и практике концертмейстерского искусства (публикации A.A. Люблинского, Дж. Мура, М.А. Смирнова, Е.М. Шендеровича), этномузыкознания (исследования И.И. Земцовского, И.В. Мациевского, Ф. Рубцова). К изучению различных ракурсов темы были привлечены многочисленные научные труды исследователей якутской музыки, в том числе (кроме названных выше) работы Г.А. Григоряна, М.Н. Жиркова, С А. Кондратьева, А Ф. Миддендорфа, Л.К. Потаповой, А.П. Решетниковой, E.H. Романовой, В.Л. Серошевского, Г.У. Эргиса и др. С целью изучения связей камерно-вокальных жанров якутской музыки с национальным эпосом олонхо использованы работы Н.А Дьяконовой, Н.В. Емельянова, А.Е. Захаровой, В.В. Илларионова, Т.В. Иллариновой, Ж. Карро, Е.М. Мелегинского, Н.Е. Пегрова, Е.М Поликарповой, М.В ГКхова и др.

Диссертация состоит из двух томов. В первом томе расположены Введение, три главы, включающие девять параграфов, Заключение, список использованной и цитируемой литературы. В первой главе сначала разъясняются характерные черты традиционных якутских певческих стилей дъиэрэ-тии ырыа и дэгэрэн ырыа, а также других видов фольклорного песнетворче-ства народа саха Исходя из этого, во втором параграфе рассматриваются особенности музыкальной лексики фольклорного пения —- структура мелодики, ритмика, композиционная форма песен. В последнем параграфе главы оценивается место и роль музыкально-певческого компонента в якутском национальном эпосе олонхо.

В трех параграфах второй главы последовательно анализируются исторические стадии развития песенной культуры народа саха — от 30-х годов прошлого века до современности.

Третья глава посвящена анализу вокальных (несенных) циклов, созданных композиторами Республики Саха (Якутия) Н С. Берестовым, В.Г. Кацем, В.В. Ксенофошовым.

Во втором томе содержатся нотные примеры и нотные Приложения — полные тексты песен и вокальных циклов, рассматриваемых в диссертации. Ко второму тому приложен видеодиск, на котором запечатлено исполнение четырех, анализируемых в работе, песенных циклов в исполнении ведущих вокалистов Якутии и автора диссертации в качестве концертмейстера. и

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Спиридонова, Лариса Сулеймановна

ВЫВОДЫ

Предпринятый в настоящей главе анализ четырех вокальных циклов, созданных ведущими композиторами -Якутии Н.С. Берестовым, В.Г. Кацем и В.В. Ксенофонтовым, позволил прийти к следующим выводам.

1. Песенные циклы, с одной стороны, являются убедительным воплощением исконного стремления парода саха к вокальному (певческому) выражению личностно значимых дум, чувств и желаний; с другой стороны, их создание побуждено академическими тенденциями вокального искусства, где исторически сформировался вид цельного многочастного произведения крупной формы, в котором составляющие части объединены единым замыслом, концептуальной идеей, сквозным сюжетом, общностью средств музыкального языка.

2. Важным типическим фактором, способствующим цельности проанализированных песенных циклов, являются тематические, а также образно-интонационные связи между песнями внутри цикла.

3. Создатели песенных циклов, воспитанные в рамках академических традиций вокальной музыки и исполнительства, тем не менее, в своем композиторском творчестве испытывали большое влияние якутской песенной культуры, что отразилось во внесении в мелодические и ритмические структуры написанных ими песен элементов фольклорного пения, присущих традиционным певческим стилям дъиэрэтии ырыа и дэгэрэн ъгрыа.

4. В вокальных циклах, созданных якутскими композиторами, обнаруживаются тенденции свободного ладообразования, отвечающего принципам «раскрывающегося лада», постепенного расширения диапазона мелодики, использования модальных ладов, тритонов и пентатоники, а также других мелодических и гармонических средств, создающих выразительный и колористический эффект в звучании песен с инструментальным сопровождением.

5. Активное развитие в современной якутской музыке инструментальных жанров, в том числе симфонии и концерта, повлекло за собой увеличение в песенных циклах семантической значимости фортепианного сопровождения, что в ряде случаев привело к превращению песен в произведения для вокально-инструментального ансамбля (дуэта), а также к использованию в .камерно-вокальной музыке более сложных композиционных форм и приемов, свойственных сонатно-симфоническому развитию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей диссертации в соответствии с ее темой, целью, объектом и предметом исследования было предпринято комплексное изучение камерно-вокального (песенного) творчества композиторов Якутии — исторического процесса его становления и развития, особенностей содержания, соотношения стихотворного и музыкального текста, музыкально-выразительных средств, существенных черт сольной вокальной партии и инструментального сопровождения. При этом в поле зрения неизменно находились проблемы влияния двух стилей традиционного пения народа саха (дъиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа) и фольклора других этносов на песенное творчество композиторов, опоры на классические образцы камерно-вокальной музыки, а также отечественный опыт создания массовой песни.

В первой главе диссертации вначале были разъяснены общие и особенные черты традиционных певческих стилей дьиэрэтгш ырыа и дэгэрэн ырыа, а также других видов фольклорного песнетворчества. Исходя из этого, рассматривались особенности интонационной лексики якутского песенного фольклора. Глав)' завершила характеристика мировоззренческих и художественно-эстетических основ национального эпоса олонхо, в котором музыкально-певческие эпизоды занимают исключительно большое место, будучи одним из главных компонентов этого крупнейшего шедевра нематериального художественного наследия человечества, существенно повлиявшим на все стороны песенного творчества якутов, шире говоря, на музыкальное искусство и художественную культуру Якутии в целом.

Во второй, центральной главе диссертации был предпринят целостный анализ наиболее совершенных образцов из обширного массива песен, созданных самодеятельными авторами (мелодистами) и профессиональными композиторами республики Рассмотрено творчество создателей песен 15 целом, а затем проанализированы отдельные песни, характерные для каждого из них. Раскрыты особенности содержания и стиля использованных ими стихотворных текстов якутских поэтов, классифицированы тематика и образное г содержание песен, обстоятельно разобраны выразительные средства — музыкальный язык, общие черты и индивидуальные особенности мелодики, ритмики, гармонии, композиционной формы, а также фортепианного' сопровождения.

Третья глава была посвящена анализу вокальных циклов, создание ко-юрых является весьма примечательным явлением в якутской камерно-вокальной музыке. Обстоятельно рассмотрены наиболее художественно значительные, по мнению автора диссертаций; песенные циклы ведущих компог зиторов Якутии — Н.С. Берестова, В.Г. Каца, В.В. Ксенофонтова. ,

В результате аналитических процедур сформулированы итоговые положения о большом культурпо-художес! венном 'значении песенных циклов, являющихся ярким отражением якутской ментальпости, побуждающей V стремление к певческому- выражению личностью значимых дум, чувств, пе1

1 ч реживаний. При этом подчеркнуто, что авюры несенных циклов, воспитанные в духе академических традиций вокальной музыки, тем не менее, в своём с самобытном композиторском творчестве органично использовали элементы якутской песенной культуры, что отразилось в^музыкальном языке, мелодической и ритмической структуре, композиционной форме созданных ими песен. ' /

1 1

В итоге проведенной работы, имевшей целью комплексно изучить ка

1 ' I < мерно-вокальное (песенное) творчество якутских композиторов, резюмируется, что поставленные.в диссертации исследовательские задачи выполнены. Так, рассмотрены истоки традиционного песнетворчества народа саха и особенности его интонационной лексики применительно к их претворению в песнях, созданных якутскими композиторами; определена роль мировоззрен ческого и художественно-эстетического подтекста олонхо в развитии якутской камерно-вокальной музыки; обстоятельно показано тематическое и,стилистическое многообразие песенного творчества композиторов-мелодистов: охарактеризованы процессы становления и развития камерно-вокального творчества в якутском профессиональном музыкальном искусстве и, наконец, рассмотрены особенности содержания, формы, выразительных средств вокальных (песенных) циклов, созданных ведущими композиторами республики.

На основании проведенного исследования сформулированы следующие общие выводы.

1. Исторически укоренившееся тяготение народа саха к певческому выражению своих душевных переживаний, мифопоэтического восприятия мира, стремления к добру и счастью нашло широкое воплощение в самодеятельном творчестве авторов мелодического текста песен (так называемых мелодистов), а затем в камерно-вокальной музыке (песнях) профессиональных композиторов Якутии.

2. В якутском музыкальном искусстве сложился самобытный вид песенной культуры, для коюрой характерен широчайший охват тематики патриотического, гражданского, трудового, лирического, семейно-бытового, экологического содержания. Большое место в фольклорном песнетворчестве народа саха занимает многогранный мир образов, персонажей и драматических коллизий национального эпоса олонхо.

3. Музыкально-поэтическое воплощение традиционных художественных синтенций в песенном искусстве породило органический сплав выразительных средств якутских фольклорных песнопений с академическими закономерностями камерно-вокальной музыки и некоторыми чертами современной массовой песни.

4. Интонационная лексика и композиционные формы в песенном творчестве якутских композиторов сложились в результате взаимопроникновения различных влияний — мелодических и ритмических особенностей двух национальных стилей фольклорного пения (дъиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа), топических черт песнетворчества других народностей Севера, музыкальных культур иных народов и стран.

5 Интегративные свойства якутской песенной к\ льтуры ярко прожились в создании вокальных циклов, отмеченных тесными взаимосвязями стихотворного и музыкального текста песен, установлением образно-художественных, драматургических и интонационно-тематических связей между отдельными песнями внутри цикла, формированием сотворческого вокально-инструментального ансамбля (дуэта певца и пианиста).

Совокупность названных особенностей и достоинств способствовала широкому народному признанию и популярности камерно-вокального (песенного) творчества, в частности, вокальных циклов якутских композиторов.

Предпринятое здесь первое исследование камерно-вокальной музыки композиторов Якутии, естественно, не могло охватить всех проблем изучения различных сторон, особенностей, примечательных черт столь обширного пласта якутской культуры. Стремясь, прежде всего, обрисовать картину его исторического возникновения, становления и развития, мы поневоле были вынуждены в ряде случаев ограничиваться аналитическим обзором песенного материала (особенно во второй главе), специально останавливаясь лишь на отдельных, наиболее показательных примерах или создавая краткие экскурсы в камерно-вокальное творчество тех или иных авторов и их произведения.

Поэтому представляется, что дальнейшее изучение якутской камерно-вокальной музыки во всей ее полноте и многогранности имеет значительные перспективы и должно быть продолжено. Так, по нашему мнению, целесообразны монографические исследования вокальной музыки отдельных композиторов, работы, посвященные другим ее жанрам (в частности, романсам), социологические труды, анализирующие современное состояние песенной культуры в республике и востребованность исполнительского творчества камерных певцов академического направления. Подобные труды, бесспорно, внесут существенный вклад в развитие якутского и, говоря шире, отечественного м\ зыкознания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Спиридонова, Лариса Сулеймановна, 2011 год

1. Алексеев, Э. Е. Раннефольклорное интонирование Звуковысогный аспект Текст. / Э. Е. Алексеев. — М. : Сов. композитор, 1986. — 240 с.

2. Алексеев, Э. Е. Сердце Гранта Текст. / Э. Алексеев // Социалистическая Якутия. — 1969. — 13 апреля — С. 4.6. /Ьгексеев, Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры Текст. / Э. Е. Алексеев.— М. : Сов. композитор, 1988. —237 с.

3. Алексеев, Э. Е. Якутская песня в прошлом и настоящем Текст. / Э. Е. Алексеев // Социалистическая музыкальная культура: Традиции. Проблемы Перспективы. —М. : Музыка, 1974. — С. 294-319.

4. Алексеев, Э. Е. Якутская музыка Текст. / Э. Алексеев, 3. Алексеева // Музыкальная энциклопедия. — М. : Сов Энциклопедия. 1982. ■— Т. 6. — С. 617.

5. Алексеев, Э. Е. Образцы якутского песенного фольклора Текст. / Э. Е. Алексеев, Н. Н. Николаева. —Якутск : Кн. изд-во, 1981. — 100'с. : нот.

6. Алексеева, Г. Г. М. II. Жирков и его роль в становлении якутской профессиональной музыкальной культуры Текст. : автореф. дис. . канд. иск. . 17.00.02 / Г Г. Алексеева. — М., 1989. —29 с.

7. Алексеева, Г. Г. Вступительная статья о композиторе В. В. Ксепо-фонтове Текст. / Г. Алексеева // Союз композиторов Якутии. : Биобиблиографический справочник. — Якутск : РИО Госкомиздата ЯАССР, 1984. —С. 13-16.

8. Алексеева, Г. Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган Текст. / Г. Г. Алексеева. — Якуюк : ЯФ Изд-ва СО РАН. 2005. — 438 с.

9. Алексеева, Г. Г. О г фольклора до профессиональной музыки Текст. /Г.Г. Алексеева. —Якутск : Бичик, 1994. — 160 с.

10. Алексеева, Г. Г. Якутский музыкальный фольклор в записи • М. Н. Жиркова Текст. / Г. Г. Алексеева // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока : сб. тр. / сост. Н. И. Головнева. — Новосибирск. 1986. —вып. 3. — С. 131-153.

11. Антонюк, В. Г. Феномен украинской вокальной школы в контексте зтнокультурологических проблем Текст. : дис. . д-ра культурол. Паук : 24.00.01. / В. Г. Антошок. — М., 2001, — 428 с.

12. Арановскиг/, М. Г. Два этюда о творческом процессе Текст. / М. Г. Арарновский // Процессы музыкального творчества : сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. —М., 1994. — № 130 — С. 56-77.

13. Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика Текст. / М. Г. Ара-новский // Проблемы музыкального мышления. — М. : Музыка, 1974. — С. 90-128.

14. Аристотель. Поэтика. Риторика Текст. / Аристотель. — СПб. : Азбука, 2000. — 346 с.

15. Аргунов, И. А. Социальное развитие якутского народа Текст. : Ис-торико-социальное исследование образа жизни / И. А. Аргунов. — Новосибирск : Наука, 1985. — 319 с.

16. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В Асафьев — Изд. 2-е,—Л. : М\зыка. 1971.-376 с.

17. Асафьев, Б. В. Мясковский как симфонист Текст. / Глебов Игорь (Асафьев Б. В.) // Мясковский Н. Я. Статьи, письма, воспоминания. — М. : Музыка, 1959. — Т. 1. — С. 30-32.

18. Асафьев, Б. В. О народной музыке Текст. / Б. В. Асафьев. — Л. : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1987. — 247 с.

19. Асафьев, Б. В. Речевая интонация Текст. / Б. В. Асафьев. — М.; Л ■ Музыка, 1965. — 136 с.

20. Барсова, И. Специфика языка музыки в создании картины мира Текст. / И. Барсова // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / 84. — Л. : Наука, 1986. — С. 99-116.

21. Барток, Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов Текст. / Б. Барток. — М. : Музыка, 1966. — 79 с.

22. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. — Изд. 2-е. — М. : Искусство. 1986. — 444 с.

23. Башарип, Г. П. Искусство, театр, музыка и кино Текст. / Г. 1Т. Ба-нгарин // Культура, искусство и здравоохранение ЯАССР за 20 лет (1922□ 1942). —Якутск : Гос. изд-во ЯАССР, 1944. — С. 29-33.

24. Беляев, В. М. Якутские народные песни Текст. / В.М Беляев // Сов. музыка. — 1937. — № 9. — С. 11-26.

25. Берлянчик, М. М. Культура мелодического интонирования и воспитание скрипача Текст. : автореф. дис. . канд. иск. : 17.00.02 /М. М. Берлянчик. — Новосибирск, 1983. — 20 с.

26. Берлянчик, М.М. О развитии интонационного слуха исполнителя Текст. / М. М. Берлянчик // Вопросы воспитания музыкального слуха. — Л., 1987. — С. 20-43.

27. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин — М. : Наука, 1973. — 270 с.

28. Богданова, Т. Главная чер i а с j и ля Текст. / Т. Богданова. — Молодежь Якутии. — 1987. — 23 июня. — С 4

29. Божий дар: Воспоминания о С. А. Звереве Текст. — Якутск : Би-чик, 2000. — 192 с. Текст на якут, и русск. яз. Текст якут, и рус.

30. Боескоров, Г. К. Творчество П. Н. Тобурокова. Текст. / Г. К. Бое-скоров. —Якутск : Кн. изд-во, 1981. — 95 с.

31. Бражник, Л. В. Ангемитоника в модальных и тональных системах: На примере музыки тюркских и финно-у горских народов Поволжья и При-уралья Текст. / Л. В. Бражник — Казань : КГК им. П. Жиганова, 2002. — 365 с.

32. Бурцев, Д. Т. Якутский эпос олонхо как жанр Текст. / Д. Т. Бурцев. — Новосибирск : Наука, 1998. — 535 с.

33. Валъкова, В. Б. Музыкальный тематизм — мышление — культура Текст. / В. Б. Валькова. — Нижний Новгород : Изд-во Нижегор. ун-та, 1992, —161 с.

34. Варламова, А. В. Фортепианная музыка якутских композиторов Текст. : дис . канд. иск.: 17.00.02 / A.B. Варламова.— Магнитогорск, 2004. —215 с. — Библиогр. с. 201-215.

35. Васильев, Г. М. Живой родник (Об устной поэзии якутов) Текст. / Г. М. Васильев. —Якутск : Кн. изд-во, 1973. — 303 с.

36. Васильев, Г. М. Стих олонхо Текст. / Г М. Васильев // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск : Изд-во, СО АН СССР, 1978. — С. 100-103.

37. Васина-Гроссман, В. А. Вокальные формы Текст. / В. А. Васина-Гроссман. — М. : Музгиз, 1963. — 36 е.: нот.

38. Васина-Гроссман, В. А. Мастера советского романса Текст. / В. А. Васина-Гроссман. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Музыка, 1980. — — 316 с. : нот.

39. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово Текст. / В. А. Васина-Гроссман. — Ч. 1: Ритмика. — М., 1972. — 150 с. ; — Ч. 2 ■ Интонация. : Ч. 3 . Композиция. —М., 1978. — 366 с

40. Васина-Гроссман, В. А. Романтическая песня XIX века Текст. /

41. B. А. Васина-Гроссман. —М. : Музыка, 1966. — 406 с. : нот.

42. Винокурова, 3. 3. Некоторые особенности эпической импровизации якутских сказителей Текст. /3.3. Винокурова // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. — Яку тск : Изд-во СО АН СССР, 1978. —1. C. 211-213.

43. Гаджибеков, У. Основы азербайджанской народной музыки Текст. / У. Гаджибеков. — 3-е изд. — Баку • Язычы, 1985. — 146 с.

44. Гарбузов, Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха Текст. / Н. А. Гарбузов. — М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1948. — 82 с.

45. Гиритан, Я. М. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке Текст. / Я. М. Гиршман. — М. : Сов. композитор, 1960. — 179 с.

46. Гоголев, А. И. Эпико-мифологический мир саха Текст. / А. И. Гоголев И Язык, миф, культура народов Сибири : сб. науч. тр. — Якутск : Изд-во Яку т. ун-та. 1996. — Вып 4. — С. 10-21.

47. Головпева, Н. PI. Композитор Николай Берестов и якутская музыкальная культ}'.)а (Историко-биографический очерк) Текст] / Н. И. Головне -ва. —Новосибирск : НТК им. М.И. Глинки, 1992. — 130 с.

48. Головпева, II. И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920Gl985) Текст. / И. И. Головнева. — Новосибирск : Наука, 1994. — 384 с.

49. Головпева, Н. И. Якутская музыкальная литерату ра Текст. : учеб. пособие для муз. учеб. заведений / Н. И. Головпева, 3. И. Кирилллтна. — Якутск : Кн. изд-во, 1991. — 400 с.

50. Головинский, Г. Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX-XX веков Текст. Ючерки / Г. Л. Головинский. — М. : Музыка, 1981. — 279 с.

51. Гоиювский, В. Л. У истоков народной музыки славян Текст. / В. Л. Гошовский. —М. : Сов. композитор, 1971 — 304 с.

52. Григорян Грант Арамович. Воспоминания Текст. : Очерки. Статьи / сост. Алексеева Г. Г. — Якутск : Полиграфист, 2000. — 208 с.

53. Грант Григорян. Воспоминания. Очерки. Статьи Текст. / ред.-сост. В. Зак. —М. : Сов. композитор, 1971. — 118 с

54. Григоряп, Г. А. В Якутии Текст. / Г. А. Григорян // Сов. музыка. — 1956. — № 10 — С. 71-78.

55. Григоряп, Г. А. Музыкальная культура Якутской АССР Текст. / Г. А. Григорян // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. — М. : Музгиз, 1957.— С. 331-351.

56. Давыдова, В. С. К проблеме синтеза жанров в современной советской вокально-симфонической музыке Текст. / ВС Давыдова // Проблемымузыкального жанра : со трудов ГМПИ им. Гнесиных.— М. : ГМПИ им. Гнесипых, 1981 — Вып 54. — С. 149-164.

57. Далецкий, О. В. Об оценке вокальности мелодического, материала на основе результатов анализа народных несен Текст. / О В. Далецкий —• М., 1970 —185 с.

58. Доливо, А. Л. Певец и песня Об основах исполнительской щ льтуры и мастерства Текст. : дис . д-ра иск. / А. Л. Доливо — М , 1946 — 272 л., 1. л. : 20 л. нот.г

59. Егоров, А. А. Писатели Якутии Текст. / А. А. Егоров, В1. А. Протодьяконов, В. Н Павлова. —Якутск ■ Кн. изд-во, 1981 — 272 с

60. Емельянов, Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо Текст. / Н В Емельянов. — М. : Наука, 1983. — 246 с

61. Емельянов, Н. В. Сюжеты якутских олонхо Текст. / Н. В. Емельянов. — М. ■ Наука, 1980. — 375 с .

62. Емельянов, Н. В. Якутские мифы и олонхо Текст. / Н В. Емельянов // Поэтика эпического повествования :' сб. науч. тр. — Якутск . ЯНЦ СО РАН, 1993 —С. 3-19.

63. Емельянов, НВ. Эпическая традиция якутов и этическое самосознание Текст. / Н В. Емельянов, В. Т. Пегров // Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока : сб. науч. тр. — Якутск : ЯНЦ СО РАН, 1991.—С. 90-94.

64. Жирков М. Н. К 100-летию со дня рождения Текст. : Публикации. Статьи. Материалы конференции. —Новосибирск, 1994. — 76 с.

65. Жирков, М. Н. Якутская народная музыка Текст. / сост. Г. Г. Алексеева. -Якутск : Кн. изд-во, 1981. — 120 с.

66. Жирмунский, В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки Текст. / В. М. Жирмунский. — М. ; Л. : Гослитиздат. 1962,—435 с.

67. Жорницкая, М. Я. Народные танцы Якутии Текст. / М. Я. Жорниц-кая. — М. : Наука, 1966. — 168 с.

68. Закс, Л. Музыка в контексте духовной культуры Текст. / Л. Закс // Критика и музыкознание. —■ М. : Музыка, 1987. — Вып. 3. — С. 46-68.

69. Затаевич, А. В. Песни разных народов Текст. / А. В. Затаевич. —■ Алма-Ата ■ Жазуши, 1971. — 312 с

70. Захарова, А. Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо) Текст. / А. Е. Захарова. — Новосибирск : Наука, 2004.— 312 с.

71. Звуки и краски жизни народа Текст. : пособие для учителя — Якутск : Бичик, 1994. — Ч. 7. — 58 с.

72. Земцовский, И. И. О системном исследовании фольклорных жанров в свете марксистко-ленинской методологии Текст. / И. И. Земцовский // Проблемы музыкальной науки. — М. : Сов. композитор, 1972. — Вып. 1. — С. 169-197.

73. Земцовский, И. И. Песня как исторический феномен Текст. й. И. Земцовский // Народная песня. Проблемы изучения : сб. науч. тр. •—-Л. : ЛГИТМиК, 1983. — С. 4-21.

74. Земцовский, И. И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды Текст. / ИИ Земцовский. —Л. : Сов композитор, 1977. — 176 с.

75. Ивашков, Л. П. Становление и развитие профессионального вокального искусства Белоруссии: (дорев. и довоеи. периоды) Текст. : дис. .канд. иск. : 17.00.02 / Л. П. Ивашков. — М., 1980. —209 с.

76. Игнатьева, Т. И. Образцы музыкального фольклора верхнеколымских юкагиров Текст. / Т. И. Игнатьева, Ю. И. Шейкин. — Якутск : Ситим, 1993. — 46 с.

77. Илларионов, В. В. Искусство якутских олонхосутов Текст. / 13. В. Илларионов. —Якутск : Кн. изд-во, 1982. — 128 с.

78. Илларионова, Т. В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох»: сравнительный анализ разновременных записей Текст. / Т. В. Илларионова. — Новосибирск : Наука, 2008. — 96 с.

79. Казарян, П. Л. Якутия в системе политической ссылки в России Текст. / П. Л. Казарян. —Якутск : Кн. изд-во, 1998. —496 с.

80. Кандинский, В. О духовном в искусстве Текст. / В. Кандинский. — М. : Архимед, 1992. — 86 с.

81. Карпова, С. М. Туркменская камерно-вокальная музыка Текст. / С. М. Карпова. — Ашхабад : Ылым, 1988. — 200 с.

82. Карро, Ж. Перевод якутского эпоса и его этнологический смысл Текст. / Ж. Карро // Фольклор и современная культура : сб. тр. — Якутск . ЯНЦ СО РАН, 1991. — С. 6-11.

83. Келдыш, Г. В. Мелодист Текст. / Г. В. Келдыш // Музыкальный энциклопедический словарь / сост. Г.В. Келдыш. — М. : Сов. Энциклопедия, 1991. — С. 335.

84. Ким, II. II. Жанровая типология музыкального фольклора орочей Текст. / Н. Н. Ким, Ю. И. Шейкин // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока : межвуз. сб. научн. тр. — Новосибирск, 1986. — Вып. 3,—С. 8-37.

85. Кириллина, 3. И. Композитор Захар Степанов Текст . / 3. И. Кириллина. — Якутск : Сахаполиграфиздат, 2002. —32 с.

86. Кириллина, 3. И. Композитор Николай Берестов Текст. / 3. И. Кириллина. — Якутск : Сахаполиграфиздат, 2002. — 40 с.

87. Кириллина, 3. И. Некоторые особенности музыкального языка Г. Григоряна Текст. / 3. И. Кириллина // Григорян Грант : Воспоминания. Очерки. Статьи / сост. Алексеева Г. Г. — Якутск : Полиграфист, 2000. — С. 93-98

88. Кириллина, 3. И. Предисловие Текст. / 3. И. Кириллина // Кирилл Герасимов Синяя ночь : песни и романсы в сопровождении фортепиано. — Якутск : Бичик, 2006. — С. 3.

89. Кириллина, 3. И. Предисловие Текст. / 3. И. Кириллина // Кирилл Герасимов Природы волшебные звуки : песни и романсы в сопровождении фортепиано. —Якутск : ТГ «ТШО№>, 2010. — С. 3.

90. Кирнарская, Д. К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности Текст. : автореф. дис. . канд. иск. 17.00.02 / Д. К. Кирнарская. — Л., 1989.

91. Колодезникова, В. И. К проблеме изучения современного репертуара в процессе обучения вокалистов Текст. / В. И. Колодезникова // Проблемы современного исполнительского искусства (музыка, театр). — Якутск, 2007.—С. 127-128.

92. Коломиец, Г. Г. Ценность музыки: философский аспект Текст. / Г. Г. Коломиец. Изд. 3-е. — М. : Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2009.-532 с.

93. Кондратьев, С. А. Якутская народная песня Текст. / С. А. Кондратьев. — М. : Сов. композитор, 1963. — 180 с. : нот.

94. Конен, В. Дэк. Значение внеевропейских культур для музыки XX века Текст. / В. Дж. Конен // Музыкальный современник. — М. : Сов. композитор, 1973. — С. 32-82.

95. Константинов, И. В. Происхождение якутского народа и его культуры Текст. / И. В. Константинов // Якутия и её соседи в древности : тр. Приленской археологической экспедиции. ■— Якутск : ЯФ СО АН СССР, 1975. — С. 106-173.

96. Кривошапко, Г.М. Адам Скрябин. (Из истории якутского музыкального искусства) Текст. / Г. М. Кривошапко. — Якутск : Кн. изд-во, 1973. —64 с. : нот.

97. Кривошапко, Г. М. Музыкальная культура якутского народа Текст. / Г. М. Кривошапко. —Якутск : Кн. изд-во, 1982. — 184 с. : нот.

98. Кривошапко, Г. Памятник ему — песня Текст. / Г. М. Кривошапко // Полярная звезда. — 1972. —№ 3. — С. 115-117

99. Кривцун, О. А. Эстетика Текст. : учебник / О. А. Кривцун. 2-е изд., доп. — М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. — 447 с.

100. Кулаковскш7 /1. Е. Полное собрание сочинений : в 9 т. / сост. Л. Р. Кулаковская. — Новосибирск : Наука, 2009. — Т. 1 : Поэтические произведения.— С. 113.

101. Кюрегян, Т. С. Форма в музыке XVII□ XX веков Текст. / Т. С. Кюрегян. — М. : ТЦ «Сфера», 1998. — 344 с.

102. Купапина, ' О. И. Основы ладогармонической системы русской народной музыки Текст. / О. И. Кулапина. — Саратов : Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2004. — 356 с.

103. Ларионова, А. С. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа Текст. / А. С. Ларионова. — Новосибирск : Наука, 2004. — 324 с. : нот.

104. Ларионова, А. С. Влияние якутского фольклора на песенное творчество Г. А. Григоряна Текст. / А. С. Ларионова // Григорян Грант Арамович / сост. Алексеева Г. Г. — Якутск : Полиграфист. 2000. — С. 108-118.

105. Ларионова, А. С. Дэгэрэн ырыа. Песенная лирика якутов Текст) / А. С. Ларионова. —Новосибирск : «Наука», 2000. — 152 с. : йот.

106. Ларионова, А. Ты прилетел воспеть наш Север Текст. / А. С. Ларионова // Полярная звезда. — 1989. — № 2. — С. 114-117.

107. Лейтес, Р. Песни Грига Текст. / Лейтес Р. Э. — М. : Музыка, 1967, —192 с.

108. Литинский, Г. И. Народный эпос в музыке Текст. / Г. И. Литин-ский // Праздник яку гской культу ры. Традиции и современность. — Якутск : Кн. изд-во, 1958. — С. 93-94.

109. Лосев, А. Ф. Музыка, как предмет логики Текст. / А. Ф. Лосев II Из ранних произведений. —М. . Правда, 1990 — С. 195-392.

110. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. — М. : Политиздат, 1991. — 525 с.

111. Лопшан, Ю. М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман. — М. : Искусство, 1970. — 702 с.

112. Люблинский, A.A. Теория и практика аккомпанемента Текст. / А. А. Люблинский. —Л. : Музыка, 1972. — 80 е.: нот.

113. Мазелъ, Л. А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики Текст. / Л. А. Мазель. Изд. 2-е, доп. — М. : Сов. композитор, 1991. — 376 с. : нот.

114. Мазелъ, Л. А. О мелодии Текст. / Л. А. Мазель — М. : Музгиз, 1952 —300 с. нот.

115. Мазель, II. А. Строение музыкальных-произведений Т^^ пособие / Л. А. Мазель. — М. : Музыка, 1979. — 528 сК: нот;'

116. Мелетинский,;Е. М. Поэтика мифа' Текст./Е. М.; Мелетинский; —- ■ ,г ;' М/: Наука. 1976: — 407 с:;

117. Моргунова, Т. Л. Изучение'кал1срн()-вокальпь1Х Пр()из.5едений' • : . С. Прокофьева в концертмейстерском классе Текст]; / ;Т. Л. Моргунова, Ж. Г. Скобцова. — Киев : Донецкая гос. консерватория им. С. С. Прокофьева, " ; 1993: — 44 с.: нот. ^ -Л ;i .у''

118. Мур, jlpic. Певец и аккомпаниатор-¡Текст. / Дж. Mvp. — М: :(Раду- . ••'. . та, 1987:— 432 а.: нот. ''С . ^ ^Ч-Ч :/. ЧЙТ^л

119. Мухотева, С. Д. Якутские народные обрядовые песни: Система жанров Текст. / С. Д. Мухоплева —Новосибирск : Наука, 1993. — 112 с.

120. Назайкынский, Е. В. Звуковой мир музыки Текст. / Е: В Назай-кинский. — М. . Музыка, 1988. — 254 с.

121. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции : Монография Текст. / ЕВ. Назайкинский —М : Музыка. 1982. — 319 с. : ног.

122. Назайкинский, Е. В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения Текст. /ЕВ Назайкинский // Музыкальное искусство и наука : сб. ст. / ред.-сост. Е.В. Назайкинский. — М. . Музыка, 1978. — Выл 3. — С. ЗШ12.

123. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке Текст. : учеб. пособие для вузов / НЕ Назайкинский —М. Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 248 с. . нот • и

124. Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья Текст. . сб тр / редкол.: Ч. Н Бахтиярова (сост. и отв. ред.), Н. Г. Жиганов, 3. Г Исмагилов.— М ■ ГМПИ им. Гнесиных, 1981. —Вып. 56. — 168 с.'

125. Народный певец, олонхосуг Устйн Похсоров (Статьи Воспоминания Произведения Докумешы Текст. : Библиографический указатель. — Якутск : Бичик, 2008. — 191 с. — Текст якут. яз.

126. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной шры: Записки педагога•<

127. Текст. / Г. Г. Нейгауз. — 4-е изд — М. . Музыка, 1982 — 300 с.

128. Никаноров, В. И. Якутские самодеятельные композиторы и мелодисты Текст. / В И. Никаноров, А Н. Семенов. — Якутск . Ситим КИФ, 1993. — 104 с. — Текст на якут. яз.

129. Никаноров, В. И. Якутские мелодисты Текст. / В И. Никаноров. А. Н. Семенов. — Якутск : Агроинформ, 2001. — ч. 2. — 79 с. —Текст на якут. яз.

130. Никифорова, В. С. Локальные традиции в музыке олонхо Текст. : автореф дис. .канд иск. : 17.00.02 / В. С. Никифорова. — СПб, 1995, — 18 с.

131. Николаева, Л. М. Работа над вокальным циклом Р. Шумана «Круг песен» на слова И. Эйхендорфа Текст. / Л. М. Николаева. — Киев . Львовская юс. консерватория. 1988. — 28 с.

132. Новиков, А. Г. Представления о происхождении Вселенной в якутской мифологии и эпосе1 олонхо Текст. / А. Г. Новиков // Илин — 1991. — №3.— С. 29-31.i

133. Окладников, А. П. Якутия до присоединения к русскому государ- > ству. Ранняя исюрия якутского народа Текст. / А П. Окладников // История

134. Якутской АССР ■ в 3-х т.— М. , Л. . Изд-во АН СССР, 1955□ 1963 — Т. 1. —i1. С. 227-428.

135. Олонхо в театральном искусстве Текст. : тез. и материалы 1 рес-публ. науч.-практ. конф. (29 март. 2006 г.). — Якутск : АГИКиИ, 2006. — 188 с '

136. О работе концертмейстера Текст. / ред.-сост. М. А Смирнов. — М.": Музыка, 1974. — 160 с

137. Павлова, Т. В. Союз композиторов Республики Саха (Якутия) ■ время, события, люди Текст. / Т. В. Павлова. — Якутск : Сахаполиграфиз-дат, 2006.— 192с

138. Папуш, М. Элемешы учения о мелодии Текст. / М. Папуш // М\ -зыкальное иск усство и наука. — М., 1978 —■ Вып. 3 — С 145-167.

139. Папкевич, Г. И. Звучащие образы Текст. / Г. И. Панкевич. — М. : Знание. 1977. — 112 с.

140. Пейко, Н. О музыке якутов Текст. / Н. И. Пейко, И. А. Щтейман // Сов. музыка. — 1940. — № 2. — С. 84-91.

141. Петров, Н. Е. Стиховая форма олонхо Текст. / Н. Е. Петров // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск : ЯФ СО AFI СССР, 1978. — С. 113-117.

142. Петрова, Т. Ю. Из истории музыкальной жизни политической ссылки в Якутии: Николай Александрович Ожегов Текст. / Т. Ю. Петрова // Проблемы современного исполнительского искусства (музыка, театр). — Якутск, 2007. — С. 79-82.

143. Пестерев, В. И. История Якутии в лицах Текст. / В. И. Песте-рев. — Якутск: Бичик, 2001. — 464 с.

144. Покидъко, Е. Б. Тойук и его претворение в творчестве композиторов Саха (Якутии) Текст. : дис. . канд. иск. : 17.00.02 / Е. Б. Покидько. — Новосибирск, 2001. — 398 с.

145. Потапова, Л. К. Музыка родной земли Текст. / Л. Потапова. — Социалистическая Якутия. — 1982. — 22 октября.— С. 4.

146. Потапова, Л. К. Якутская музыкальная культура и ее деятели: очерки, статьи, выступления, рецензии. Воспоминания коллег и учеников о Л. К. Потаповой Текст. / сост. Н.К. Потапова. — Якутск : Полиграфист, 2000. — 168 с.

147. Предания, легенды и мифы саха (якутов) Текст. // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск : Наука, 1995. —400 с

148. Пропп, В. Я. Эпос в период разложения первобытно-общинного строя Текст. / В. Я. Пропп // Русский героический эпос. — 2-е изд. испр.— Л. : Гослитиздат, 1958.-С. 29-58.

149. Пухов, И. В. Исполнение олонхо Текст. / И. В. Пухов // Докл. па 2 науч. сессииИЯЛИ. —Якутск, 1951. —Вып. 1. — С. 133-164.

150. Пухов, И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы Текст. / И. В. Пухов. — М. : Изд-во АН СССР, 1962. — 256 с.

151. Решетникова, А. П. Горизонты якутской музыки Текст. / А. П. Решетникова // Полярная звезда. — 1979. —№2. — С. 105-107.

152. Решетникова, А. П. Музыкальный фольклор и этногенез якутов Текст. / А. П Решетникова // Фольклор и современная культура : сб. науч. тр. — Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991, —С. 147-153.

153. Решетникова, А. П. Музыка яку тских олонхо Текст. / A. TI. Решетникова // Якутский героический эпос «Кыыс Дэбилийэ». — Новосибирск : Наука, 1993. — С. 26-72.

154. Решетникова, А. П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте Текст. / А. П. Решетникова. — Якутск : Бичик, 2005,— 408 с.

155. Ргшский-Корсаков, Г. М. Обоснование четвертитопной музыкальной системы Текст. / Г. М. Римский-Корсаков // De Musika. — Вып. 1. — Л., 1925.

156. Рогаль-Левицкий, Д. Р. Якутская народная песня Текст. / Д. Р. Рогаль-Левицкий //Музыка иреволюция. — 1926. —№ 10. — С. 33—35.

157. Романова, Е. Н. Ысыах в фольклорном контексте (К соотношению понятий «обряд» и «праздник») Текст| / Е. Н. Романова // Фольклор и современная культура : сб. науч. тр. —Якутск : ЯНЦ СО РАН, 1991. — С. 103— 108.

158. Ромм, Р. Памяти композитора Г. Григоряна Текст. / Р. Д. Ромм // Музыкальная жизнь. — 1962. — № 5. — С. 18.

159. Ройтерштейн, М. В помощь ладовому анализу Текст. / М. Рой-терппейн // Сов. музыка. — 1966. — №8. — С. 43^46.

160. Рубцов, Ф. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов Текст) / Ф. Рубцов. —Л. : Сов. композитор. 1963. — 115 с.

161. Ручъевская, Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения Текст. / Е. А. Ручьевская // Критика и музыкознание : сб. ст. — Л. : Музыка, 1987. — Вып. 3. — С. 76-81.

162. Ручъевская, Е. А. Слово и музыка Текст. / Е. А. Ручьевская. — Л. : Музыка, 1960. — 56 с.

163. Ручъевская, Е. А. Функции музыкальной темы Текст. / Е. А. Ручьевская. — Л. : Музыка, 1977. — 166 с.

164. Санников, В. И. О жизни и деятельности М. Н. Жиркова Текст. / В. И. Санников. —Якутск : Кн. из-во, 1987. — 80 с.

165. Серошевский, В. Л. О якутских песнях и певцах Текст. / В. Л. Се-рошевский // Изв. ВСО ИРГО. — 1893. — Т. 24. — № 2. — С. 48-55.

166. Серошевский, В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования Текст. / В. Л. Серошевский. — 2-е изд. — М. : РОССПЭН, 1993. — 713 с.

167. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей Текст. / С. Скребков. — М. : Музыка, 1973. — 448 с.

168. Скрыбыкина, Ч. К. Гармония в музыке якутских композиторов Текст. : автореф. дис. .канд. иск. : 17.00.02 /Ч. К. Скрыбыкина. —Магнитогорск, 2007. — 18 с.

169. Скръгбъгкина, Ч. К Формообразующие возможности сонорной гармонии (на материале сочинений якутских композиторов) . Текст. / Ч. ТС. Скрыбыкина // Проблемы современного исполнительского искусства (музыка, театр). — Якутск : АГИИК, 2007. — С. 48-65.

170. Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки Текст. / М. А. Смирнов. — М., 1990. —320 с.

171. Сохор, А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки Текст. : статьи и исследования / А. Н. Сохор. —Л. : Сов. композитор, 1981. — 195 с.

172. Сохор, А. Н. О взаимодействии вокальных жанров в творчестве советских композиторов Текст. / А. Н. Сохор // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л. : ЛГИТМиК, 1962. — вып. 1. — С. 34-51.

173. Старчеус, М. С. Слух музыканта Текст. / М. С. Старчеус. — М.; МГК им. П.И. Чайковского, 2003. — Гл. 7. На пути к единству слуха и смысла. § 1. Ладовые представления и ладовое чувство. — С. 494—512;

174. Сухапцева, В. К. Музыка как мир человека (от идеи Вселенной кфилософии музыки) Текст. / В. К. Суханцева. —Киев : Факт, 2000. ■— 176 с.i

175. Тобуроков, H.H. Творчество самодеятельного композитора Аркадия Алексеева Текст. / П. Тобуроков. — Якутск, 1987 — 32 с.

176. Тоидзе, Ж. В. К вопросу становления и развития профессионального вокального искусства в Грузии Текст. : дис. .канд. иск. : 17.00.02 / Ж. В. Тоидзе. — Тбилиси, 1980. — 308 л. : нот.

177. Тойон Ньургун. Олонхо Текст. / сост. В.Н. Иванов. — Якутск : Бичик, 2003. — 240 с. — Текст якут, яз

178. Тюлин, Ю. Н. Учение о гармонии Текст. / Ю. Н. Тюлин. — 3-е изд. исправл. и дополн. — М. : Музыка, 1966. — 224 с.

179. Тюлин, Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Мелодическая фигурация Текст. / Ю. Н. Тюлин. — М. : Музыка, 1977.— 384 с.

180. Философия. Эстетика. Культурология : статьи, заметки, документы Текст. : науч. труды. — М. : МГК им. П.И. Чайковского, 1995. — Сб. 8, вып. 1. — 118 с.

181. Фольклор и современная культура Текст. / сост. Н.К. Антонова, — Якутск : Полиграфист, 1991. ■— 172 с.

182. Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока Текст. : сб. науч. трудов / сост. Н. Л. Габьппева. — Якутск : Полиграфист, 1991. — 168 с.

183. Холопова, В. Н. Музыкальный ритм: очерк Текст. / В. Н. Холопо-ва. — М., 1980.— 182 с.

184. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства Текст. : учеб. пособие / В. Н. Холопова. — М., 1990. — Ч. 1, 2. — 178 с.

185. Холопова, В. И. Формы музыкальных произведений Текст. / В. П. Холопова. — СПб. : Лань, 1999. — Гл. 2. Вокальные формы — С. 9-45.

186. Хохлов, Ю. Н. «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта Текст. / Ю. П. Хохлов. — М. : Едиториал УРСС, 2002. — 432 с.

187. Художественное образование в культурном пространстве Арктики Текст. : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 26 27 нояб. 2009 г. / редкол.: С. С. Игнатьева [и др.]. —Якутск : АГИИК, 2009. — 320 с.

188. Худяков, И. А. Краткое описание Верхоянского округа Текст. / И. А. Худяков / под ред. В. Г. Базанова. — Л. : Наука, 1969. — 439 с.

189. Чернов, Б. П. Тайна сольного дуэта Текст. / Б. П. Чернов, В. Т. Маслов // Сов. этнография. — 1980. — №1. С. 91-94.

190. Шаймухаметова, Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы Текст. : Исследование / Л. Н. Шаймухаметова. — М., 1999. — 311 с.

191. Шаймухаметова, Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы Текст. / Л. Н. Шаймухаметова. — М. : РАМ им. Гнесиных, 1998. — 265 с.

192. Шейкин, Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири (Сравнительно-историческое исследование) Текст. / Ю. И. Шейкин. — М. : Издательская фирма РАН «Вост. литература», 2002 — 718 с.

193. Шейкин, Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии Текст. /Ю. И. Шейкин. — Якутск : РДПТ, 1996. — 123 с.

194. Шендерович, Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога-Текст. /Е. М. Шендерович. —М. : Музыка, 1996. — 206 с. : нот.

195. Шнитке, А. О творчестве Г. Григоряна Текст. / Альфред Шнитке // Сов. музыка. — 1960 — № 5. — С. 30-35.

196. Эргис, Г. У. Очерки по якутскому фольклору Текст. / Г. У. Эр-гис. — М. : Наука, 1974 — 402 с

197. Юдин, А. Секреты мастерства. Русская школа концертмейстерства Текст. / А. Юдин. — СПб. : Невская нота, 2008. — 128 с.

198. Юсфин, А. Фольклор и композиторское творчество Текст. / А. Юсфии // Сов. музыка. — 1967. — № 8. — С. 83-85.

199. Яворский, Б. Л. Статьи. Воспоминания. Переписка Текст. : в 2 т. / Б. Л. Яворский / Под общ. ред Д. Д. Шостаковича. — М. : Сов. композитор, 1972. —711 с.

200. Якутский героический эпос «Кыыс Дебилийэ» Текст. // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск : Наука, 1993. —330 с.

201. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох» Текст. // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск : Наука, 1996.— 440 с.

202. Якутский жаворонок: Народ вправе гордиться. Воспоминания о

203. B. А. Захаровой Текст.— Якутск : Бичик, 1995. — 64 с. — Текст якут, и рус.

204. Brailoiu, С. Sur une melodie russe Text. / С. Brailoiu // Musique-russe.— Paris, 1953. — Vol. 2. — P. 34111405.

205. Collaer, P. Chands et airs des peoples de 1, Extreme-Nord (Siberie) Text. /P. Collaer// Colloquestde Wegimont. — Paris, 1960. — Vol. 2. — 208 p.

206. Cooke, Deryck. The Language of music Text. / Deryck Cooke — London : Oxf. Clarendon Press, 1962. — 304 p.

207. Джуджев, С. Теория на българската народна музика Text. /

208. C. Джуджев. — София, 1955. — т. 2. — 149 с.

209. Lissa, Z. Wstep do muzykologii Text. / Z. Lissa. — Warszawa, 1974. —368 s.

210. Lomax, A. Folk song stule and culture Text. / A. Lomax. — New Brunswick ; New Jersey, 1978 — 370 p.

211. Williams, Ralph Waughan. The making of music Text. / Ralph Waughan Williams. — New York : Comwell University press, 1955. — 91 p.

212. Wiora, W. Alter-als die Pentatonik Studia memoriae Bela Bartok sacra Text) / W. Wiora. — Budapest, 1957. — Ed. 2. — 185 s.1. Нотные издания

213. Алексеев, А. М. Ночная серенада : Песенник (КуЬунгнгу серенада: Ырыопньык) Ноты. / Аркадий Алексеев. —Якутск . Бичик, 2007. — 128 с.

214. Андросов, В.Т. Песни голубых снов (Куёхтуул ырыалара) Ноты. / Виталий Андросов. —Якутск : Бичик, 1993 — 144 с.

215. Аргунов Ф. С. Первые якутские песни (Саха бастакы ырыалара) Ноты. / Ф. С. Аргунов. —Якутск : Бичик, 1966. — 70 с.

216. Берестов, Н. С. Песни сердца (Сурэх иэйиитэ) Поты. : сб. песен на якут., рус. и эвен. яз. / Н. С. Берестов. — Якутск : Кн. изд-во, 1978. — 156 с.

217. Васильев, С. И. Пой со мной (Ыллас миигин кытары) Ноты. / Сергей Васильев. — Якутск : ЯЦНТИ, 1991. — 19 с.

218. Герасимов, К. А. Синяя ночь (Kvëx туун) Ноты. ' песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано / Кирилл Герасимов. — Якутск : Бичик, 2006. — 136 с

219. Герасимов, К. А. Природы волшебные звуки (Алыптаах айыл5ам ырыалар) Ноты. : песни и романсы для голоса в сопровождешш фортепиано / Кирилл Герасимов. —Якутск : ТГ' «TRION», 2010. — 122 с.

220. Григорян, Г. А. Якутия моя (Сахам сирэ барахсан) Ноты. : песни. / Грант Григорян. — Якутск : Кн. изд-во, 1971. — Книга I — 164 с.

221. Григорян, Г. А. Якутия моя (Сахам сирэ барахсан) Ноты. : песни. / Грант Григорян. — Якутск : Кн. изд-во, 1972. — Книга II — 116 с.

222. Долина стерхов: Песенник Ноты. — Якутск : Ситим КИФ, 1992. —32 с.

223. Жирков, M. Н. Якутские песни (Саха ырыалара) Ноты. : для голоса и хора в сопровождении фортепиано / Марк Жирков. — М. ; Л. : Музгиз, 1948. —108 с.

224. Жирков, M. Н. Жизнь моя — музыка (Оло5ум — музыка т\Ьулгэтэ) Ноты. / Марк Жирков. — Якутск : ГПМЦ, 1992.— 32 с.

225. Иванова, О. П. Моя песня — моя душа (Ырыам миэнэ — сырдык ырам) Ноты. / О. Иванова. — Якутск : Бичик, 2007. — 112 с.

226. Иванова, П. II. Музыка моей души. Ноты. — Якутск : Изд-во Якутского ун-та, 2007. — 85 с.

227. Как прекрасна якутская песня (Кэрэтиэн — сахалыы ырыа)" Ноты. / сост. М. Слепцов. —Якутск : ЦНТИ, 1993. — 62 с

228. Камерно-вокальные произведения якутских композиторов на стихи И. Гоголева-Кындьтла Ноты. : песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано / сост. Т. В. Павлова — Якутск . Сахаполиграфиздат, 2006. — 200 с.

229. Комраков, Г. И. Вссной на Лене (Саас Лена5а) Ноты. : сборник песен. — Якутск : Кн. изд-во, 1968. — 100 с.

230. Комраков, Г. Н. Журавли (Туруйалар: Ырыалар) Ноты. : песни. — Якутск : Кн. изд-во, 1981. — 96 с.

231. Корнилов, Ф. Г. Первые якутские песни (Саха бастакы ырыалара) -Поты. / Ф. Г. Корнилов. — Яклтск : Кн. изд-во, 1969. — 60 с.

232. Корнилов, Ф. Г. Сборник якутских песен (Саха ырыаларын хоммура) Ноты. : для голоса без сопровождения / Ф. Г. Корнилов. — М. : Музгиз, 1936.— 121 с.

233. Летят золотые звуки (Песенник) Ноты. : сб. песен из репертуара нар. арт. РС (Я) М. Поповой. — Якутск : Респ. Дом нар. твор-ва, 1996. — 86 с.

234. Люблю солнце (Купу олус таптыыбын) Ноты. : сб. вокал, циклов и песен из репертуара нар. арт. РФ А. Яковлевой / сост. В. Н. Яковлева. — Якутск: ЯФ изд-ва СО РАН, 2004. — 108 с.

235. Мазаев, А. Н. В тайге мое сердце Ноты. : песни на стихи якутских поэтов для голоса в сопровождении фортепиано / А. Н. Мазаев. — М. : Сов. композитор, 1967. — 74 с.

236. О Якугии пою Ноты. песни с нот / сост. II. С. Берестов. — Якутск . Кн. изд-во, 1988. — 200 с.

237. Песни молодежи (Ыччат ырыата) Ноты. / сост. А. Н. Семенов. — Якутск : Кн. изд-во, 1980. — 172 с.

238. Поет Якутия (Саха сирэ ыллыыр) Ноты. / сост. Г. А. Григорян. — Якутск, 1956. — 82 с.

239. Расцветай, Якутск! (Туругура, тупса тур!) Ноты. : сб. песен о Якутске. —Якутск : Сахаполиграфиздат, 2000. — 264 с.

240. Скрябин, А. В. Поты якутских песен (Саха ырыалар поталара) Текст. / Песни Адама Скрябина в обработке К. 11. Виноградова и Н. И Лла-дова — М. : Музгиз, 1927. — 28 с.

241. Степанов, 3. К. Дым родного очага (Сайылык буруота) Ноты. / Захар Степанов. —Якутск : Кн. изд-во, 1977. — 148 с.

242. Степанов, 3. К. Поющие птички (Чуопчаарар чооруостар) Ноты. : Детские песни на стихи яку тских иоэгов / Захар Степанов. -— Яку тек : КИФ «Ситим», 1993. — 80 с.

243. Степанов, 3. К. Птички певучие (Чыычаахтар бары ыллыыллар) Ноты. : Детские песни на стихи С. Дадаскинова / Захар Степанов. — Якутск : Сахаполиграфиздат, 2000. — 120 с.

244. Степанов, 3. К. Солнце — источник жизни (Кун — олох тёрдё) Ноты. / Захар Степанов. — Якутск : Бичик, 2003. — 92 с.

245. Якутия — ты музыка моя. (Сахам сирэ — мин иэйиим.) Ноты. : сб. песен из репертуара засл. арт. России, нар. арт. Якутии А. Самсоновасост. А. Самсонов. — 2-е изд. — Якутск : Сахаполиграфиздат, 1997. 180 с. ; Якутск : Сахаполиграфиздат, 2005. — 162 с.

246. Якутские народные песни Ноты.: В обработке для пения и фортепиано М. Жиркова и Г. Лобачева. Русский текст О. Фадеевой / Общ. ред. А. Мазаева. — М. : Музгиз, 1958. — 98 с.

247. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ВЫСШАЯ ШКОЛА МУЗЫКИ РС (Я) Кафедра теории музыки

248. СПИРИДОНОВА Лариса Сулеймановна

249. КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЯКУТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

250. Специальность 17.00.02 — Музыкальное искусство

251. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

252. Научный руководитель доктор искусствоведения, О профессор, заслуженный деятель1. Ю искусств России1. М.М. Берлянчиксо

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.