Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете: На прим. традиц. искусства Липец. обл. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Прямкова, Наталья Андреевна

  • Прямкова, Наталья Андреевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Липецк
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 239
Прямкова, Наталья Андреевна. Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете: На прим. традиц. искусства Липец. обл.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Липецк. 1998. 239 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Прямкова, Наталья Андреевна

Глава I. Изучение видового и художественного своеобразия народного искусства Липецкого края. Социально-педагогический подход.

§ 1. Сущность народного искусства и его роль в формировании личности будущего художника-педагога. 18-

§ 2. Педагогические основы воспитания и обучения студентов в процессе изучения народной культуры. 33-

§ 3. Из истории развития народного искусства Липецкой области. Традиции и современность. 53

Глава 11. Изучение и освоение народного искусства студентами художественно-графического факультета.

§ 1. Опыт формирования системы и программы по изучению студентами традиционного искусства Липецкой области. 82

§ 2. Теоретическое и практическое освоение студентами разных видов народного творчества Липецкого края. 95-

§ 3. Дидактическое обеспечение процесса изучения народного искусства на художественно-графическом факультете. 122

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете: На прим. традиц. искусства Липец. обл.»

На современном этапе развития нашего общества преобразования в экономической и социальной сферах жизни, значительные изменения в области культуры и образования привели к необходимости переоценки некоторых явлений. Возникла потребность качественно нового обращения к исследованию народной культуры.

В своем историческом и культурном развитии человечество всегда опиралось на опыт прошлых поколений. Народная педагогика как естественная составная часть народной культуры, зародившаяся в глубокой древности, воплощает в себе опыт, раскрывает принципы и методы воспитания молодежи. Эмпирический характер традиционного воспитания и обучения детей у каждого народа соответствует принятым нормам морали и нравственности, религиозным представлениям и национальным обычаям, что в целом ориентировано на подготовку к трудовой самостоятельной жизни.

В наше время утрата веры в идеалы, служившие опорой старшим поколениям, привела к дефициту духовности и чувства национального самосознания у молодых. Поэтому сегодня необходимо приобщение подрастающего поколения к пониманию ценности народной культуры. Особое значение в этом процессе приобретает роль школьного учителя.

Многовековые традиции народной культуры и опыт народной педагогики дают возможность современному учителю воспитывать активных, самостоятельных, способных к творческой деятельности людей, понимающих и сохраняющих культуру своего народа.

Происходящая сегодня перестройка системы вузовского педагогического образования преследует цель создать условия для всесторонне развитой личности будущего педагога, достижения высокого интеллектуального, нравственного, эстетического уровня в воспитании и образовании молодежи. Именно эти качества дадут возможность повысить интеллектуальный потенциал государства, усилить влияние гуманистических идей, поднять престиж духовных ценностей.

В современной ситуации изучение традиций русской народной культуры, осознание ее ценностного потенциала и уникальности позволят, опираясь на методы народной педагогики, значительно поднять уровень и расширить диапазон профессиональной подготовки будущего учителя. Прогрессивные народные обычаи, приемы и методы воспитания и обучения подрастающего поколения могут составить богатый арсенал в работе современного педагога. Используя опыт народных традиций, именно школьный учитель может обратиться к проблеме возрождения интереса сегодняшних школьников к культуре своего народа, формирования у них стремления к изучению исчезающих видов народного искусства, понимания их высокой художественной значимости.

Однако для использования идей народной педагогики в воспитании детей учитель должен иметь теоретические знания и приобрести практические умения в области этнопедагогики. Поэтому сегодня актуальны методические разработки, рекомендации и конкретные программы, создающие новые возможности для формирования профессионально-педагогической готовности студентов к осуществлению воспитательной работы с учащимися на основе народных традиций.

Историография научных исследований в области проблем народной педагогики достаточно обширна. Изучение народного опыта воспитания как социально-исторического, этнологического явления на различных этапах исторического развития было объектом научных интересов ряда исследователей (В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашимова, А.Э.Измайлова, Я.Н.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе и др.)

Преобладающее большинство научных трудов посвящены использованию опыта народного воспитания на основе литературного традиционного фольклора, народного семейного и трудового воспитания, особенностей физического национального воспитания молодежи у разных народов. Область народного декоративно-прикладного искусства имеет достаточно выраженную специфику и требует определенной коррекции в подготовке будущего учителя изобразительного искусства. Этот предмет соединяет в себе знание, творчество, практические навыки и педагогическое мастерство преподавателя. Поэтому обращение к народному искусству и традициям народной педагогики должно, на наш взгляд, иметь конкретный характер, т. е. знание, подкрепленное рукотворным, творческим владением изучаемого материала.

Современному учителю нужно освоить богатое наследие традиционного народного воспитания и обучения молодежи, чтобы уверенно использовать те или иные методы в реальной педагогической практике.

Объективная потребность общества в воспитании интеллектуально развитой культурной личности, сложная социально-педагогическая ситуация, обострение проблем в развитии культуры подрастающего поколения, острое кризисное положение в народном искусстве, а также недостаточная разработанность проблемы использования идей народной педагогики в изучении традиционного искусства для воспитания и обучения молодежи обусловили выбор темы диссертационного исследования "Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (на примере традиционного искусства Липецкой области)".

Данные исследований и проведенной практической работы эксперимента) в плане использования методов народной педагогики в подготовке будущих учителей изобразительного искусства показали, что эффективность их во многом зависит от знания студентами теории и практики народного педагогического опыта, знаний и умений в народном декоративно-прикладном искусстве, а также от уровня осознания национальных ценностей и особенностей социальной среды региона.

Цель нашего исследования - выявление и обоснование условий, способствующих изучению народного искусства на художественно-графическом факультете в процессе освоения традиционного искусства Липецкого края на основе принципов народной педагогики, формирование ценностного отношения к народному искусству, возрождение интереса студентов к культурному прошлому своего народа, которое "органически входит в настоящее" (Д.С.Лихачев).

Объектом исследования является вузовская система профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства на качественно разных ступенях теоретического и практического освоения народного искусства.

Предмет исследования - динамика освоения студентами содержания и технологии народного искусства в процессе изучения региональных видов традиционного творчества.

Исследование проводилось на примере обучения студентов художественно-графического факультета Липецкого государственного педагогического института.

Гипотеза - процесс изучения народного искусства на художественно-графическом факультете будет наиболее благоприятным, если: I. В содержании блока профессионально-педагогических дисциплин многоуровневого обучения в программе курса "Народное творчество" будет представлен материал, раскрывающий сущность народного искусства, его историю и развитие, основные виды и промыслы, проблемы современного состояния народной культуры и регионального народного искусства. Продолжение более углубленного изучения местных видов народного искусства будет происходить в курсе "Художественное краеведение". Параллельно студенты смогут изучать теорию народного искусства и народной педагогики в курсовых работах, рассматривая вопросы формирования того или иного вида народного искусства в конкретной взаимосвязи окружающйх явлений.

2. Внеаудиторная работа студентов будет представлять собой завершение цикла дисциплин, посвященных изучению народного искусства, и выражаться в форме художественно-образовательного практикума - выездной летней практики и проводиться с народными мастерами, работающими в Липецкой области. Здесь студенты, осваивая определенный вид народного искусства, будут воспринимать опыт народной педагогики непосредственно из первоисточника.

3. Художественно-образовательный практикум будет одновременно проверкой теоретической и практической подготовки студентов и их способности к работе с народным мастером, усвоению методов народной педагогики.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы требуется решить следующие задачи:

1. Выявить степень изученности вопроса теоретического подхода к народной культуре в системе педагогического образования на художественно-графическом факультете.

2. Определить содержание образовательных дисциплин в данном направлении и выстроить их в прохождении учебного процесса по принципу преемственности и непрерывности.

3. Выявить и разработать формы теоретической и практической работы студентов по изучению народного искусства в учебном процессе.

4. Разработать программное и методическое обеспечение учебнообразовательных и практических занятий студентов с учетом специфики изучаемого направления.

5. Опытно-экспериментальным путем определить условия эффективной подготовки студентов в теоретическом и практическом освоении народного искусства с использованием методов народной педагогики.

Методологической основой исследования является учение о законах диалектики, труды по теории народного искусства, о роли традиционной культуры в формировании и развитии личности, исследования в области народной педагогики, народного декоративно-прикладного искусства.

В ходе исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов: анализ научной литературы и новейших исследований, архивная работа по изучению истории народного искусства края, эксперимент (констатирующий, формирующий).

Этапы исследования. На первом этапе, с 1985 года, проводилась разноплановая работа по изучению народного искусства Липецкого края. Студенты художественно-графического факультета вовлекались в эту деятельность на уровне поисковой и теоретической исследовательской работы (написание курсовых работ по истории искусства и дипломных проектов). Второй этап нашего исследования был посвящен организации практического освоения народных керамических промыслов Липецкой области. На протяжении семи лет студенты выезжали под руководством преподавателей на летнюю практику к народным мастерам в села Пады Липецкого района и Доброе Липецкой области. По разработайной программе проводилось обучение студентов традиционной лепке глиняных игрушек и гончарству. Третий этап посвящен анализу и обобщению полученных результатов, на основании которых были опубликованы рекомендации по проведению практики, созданы авторские программы художественно-образовательного практикума и теоретического курса "Народноетворчество".

Научная новизна исследования заключается в разработке непрерывного цикла дисциплин, изучающих народное искусство с получением начальных основ практических навыков в этом направлении; проведении художественно-образовательного практикума с народными мастерами на основе принципов народной педагогики; показаны пути изучения народного искусства края в тесном взаимодействии теории и практики; раскрыты возможности улучшения профессиональной подготовки учителя изо бразительного искусства с учетом особенностей региональной традиционной культуры России; определены содержание и структура как образовательных дисциплин данного направления, так и практические формы занятий; приобщение студентов художественно-графического факультета к истокам народной культуры родного края в изучении и освоении конкретных видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства и методов народной педагогики в процессе непосредственного обучения у народных мастеров.

Теоретическая значимость - выявлены возможности повышения уровня профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в системе многоуровневого обучения; проведены исследования в области изучения истории и особенностей народного декоративно-прикладного искусства Липецкой области.

Практическая значимость - семилетний опыт работы по проведению практики с народными мастерами позволил обобщить и усовершенствовать систему практического обучения студентов у мастеров и разработать "Методические рекомендации для студентов художественно-графического факультета по проведению практики с народными мастерами", программу курса "Народное творчество" с учетом особенностей региональной народной культуры, "Программу художественно-образовательного практикума с народными мастерами".

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы и результаты исследования на различных этапах обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства, на ежегодно проводимых научно-практических конференциях молодых ученых Липецкого и Елецкого педагогических институтов; на Всероссийском совещании-семинаре в Ленинграде (1990 г.); на историко-философских чтениях, посвященных 40-летию Липецкой области (1994 г.); на Всероссийской конференции по региональной истории в г. Липецке (1997 г.)

Выпускники художественно-графического факультета, прошедшие обучение по разработанной методике, работают с учащимися в школах и центрах детского творчества города и области, участвуют в выставках народного искусства.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

1. Коллекция народной глиняной игрушки в Липецком музее (тезисы). Межвузовский сб. - Липецк, 1988. - (0.06 п. л.)

2. К вопросу о структуре народного искусства (тезисы). Межвузовский сб. -Липецк, 1989. -(0.06 п. л.)

3. О народной художественной культуре в курсе "История мировой художественной культуры" (тезисы). // Всероссийского совещания-семинара. - Л., 1990. - (0.12 п. л.)

4. Об истории романовского промысла (тезисы). // История - философия -культура. Первые историко-философские чтения, посвященные 40-летию области. - Липецк, 1994. - (0.12 п. л.)

5. Формирование мастера как результат комплексного проявления фольклорной традиции (тезисы). // История - философия - культура /второй этап/. - Липецк, 1994. - (0.12 п. л.)

6. Формирование мастера в народном искусстве и анализ практической работы студентов ХГФ с народными мастерами. Материал итоговой конференции ЛГПИ за 1994 г. - Липецк, 1995. - (0.2 п. л.)

7. Методика изучения местных народных керамических центров на практических занятиях студентов ХГФ. // Научные труды ЛГПИ Проблемы обучения и воспитания. - Липецк, 1995. - (0.2 п. л.)

8. Возникновение коллекции народной глиняной игрушки из села Рома-ново в Липецком краеведческом музее (тезисы). //Тезисы научно-краеведческой конференции. Липецкий областной краеведческий музей. -Липецк, 1995. -(0.12 п. л.)

9. Методические рекомендации по проведению практических занятий народными мастерами со студентами художественно-графического факультета. ЛГПИ. - Липецк, 1996. - (2 п. л.)

10. Некоторые вопросы структуры народного искусства (тезисы). //Материалы научно-практической конференции ЛГПИ. - Липецк, 1996. -(0.12 п. л.)

11. Курс "Народное творчество" в системе многоуровневого обучения (тезисы). // Материалы научно-практической конференции ЛГПИ, секция ИЗО. - Липецк, 1996. - (0.2 п. л.)

12. Некоторые аспекты понятия "народная педагогика" и его социальные и этнологические особенности. //Педагогические традиции воспитания и обучения подрастающего поколения. ЛГПИ. - Липецк, 1996. - (0.2 п. л.)

13. Теоретическое и прикладное изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (тезисы). // Народная художественная культура и образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Шуя, 1997. - (0.06 п. л.) 14. Романовская народная пластика и проблемы влияния городской культуры. // Проблемы региональной истории России. Сб. статей в 3-х частях. Часть 3. Институт российской истории РАН. Научный Совет РАН по исторической демографии и исторической географии. Липецкий областной краеведческий музей. - Липецк, 1997. - (0.5 п. л.)

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснование содержания программного и методического обеспечения учебных курсов и практикума.

2. Использование методов народной педагогики в обучении и совершенствовании профессионального уровня студентов художественно-графического факультета.

3. Способы и средства, обеспечивающие профессиональную подготовку будущих учителей в умении использовать знание народного искусства и идеи народной педагогики в самостоятельной педагогической деятельности.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и иллюстративного приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Прямкова, Наталья Андреевна

Основные выводы:

1. Проведенное исследование подтверждает гипотезу о необходимости усиления базовой теоретической подготовки студентов художественно-графического факультета в области народной культуры и проведения практических аудиторных занятий (курсы "Народное творчество", "Художественное краеведение").

2. На формирование личности будущего учителя изобразительного искусства оказывают влияние многие факторы, и среди них одной из важнейших позиций является знание народной традиционной культуры, умение профессионально использовать полученные знания и навыки в реальной педагогической практике.

3. Теоретическое и практическое изучение традиционной культуры и распространение педагогом этих знаний среди учащихся является важнейшим звеном в сохранении народной культуры.

4. Использование идей и методов народной педагогики учителем изобразительного искусства приобретает конкретно-предметное воплощение - обучение детей как истории народного искусст ва, гак и практическому освоению некоторых видов народного декоративное фикладпого искусства с учетом особенностей региональной народной культуры.

5. Использование эттюнедагогичееких традиций и подготовке будущих учителей возможно при условии наиболее эффективной организации учебного процесса па основе преемственности и непрерывности изучения данного материала.

Обращение интересов современной педагогики к возрождению народного мировосприятия, сохранению художественных традиций позволит и ближайшее время решать задачи общекультурпого, экологического, интернационального, трудового, нравственного и художественно-эстетического восприятия подрастающих поколений.

Проведенное исследование не исчерпывает всех проблем изучения народной культуры в современной системе образования. Мы считаем, что необходима дальнейшая теоретическая, исследовательская и экспериментальная работа в направлениях:

1. Народное творчество и народная педагогика.

2. Эстетическое воспитание в народной педагогике.

3. Гуманистическое воспитание средствами народного искусства.

Заключение,

При всем разнообразии подходов, наметившихся в моделировании образовательных систем - интегрированного, комплексного типа, -единым представляется выявление главного интегративного компонента, обладающего синкретичностью, полифункциональностью. Именно такими универсальными качествами, как показано в научных трудах видных ученых (П.Г.Богатырев, Т.Г.Вагнер, В.Е.Гусев, И.Я.Богуславская, М.А.Некрасова и др.), обладает народная культура.

Существующая система образования на всех уровнях должна быть главным фактором реализации богатейшего духовно-нравственного потенциала традиционной русской культуры. Сегодня уже не подлежит дискуссии вопрос о необходимости изучения народного искусства в образовательных учреждениях от школы до вуза. Достаточно широко современным общественным сознанием овладевает идея интеллектуальной, аксиологической и социальной роли "диалога культур", непреходящего значения исторического опыта развития культуры в формировании молодого поколения.

Среди возникающего круга проблем в этом направлении можно выделить одну из определяющих - необходимость создания стройной системы воспитания и образования на основе народных традиций, обогащенной опытом народной педагогики. Попытку подойти к решению этой проблемы на уровне вузовского педагогического образования представляет собой опыт по созданию системы изучения народного искусства на художественно-графическом факультете Липецкого пединститута. Основополагающими принципами изучения русского традиционного искусства в преддагаемой нами системе являются целостность и непрерывность в расположении ряда дисциплин прохождения графика учебного процесса. Изучение народной культуры состоит из трех этапов: теоретический курс "Народное творчество", включающий семинарские и практические занятия в учебных мастерских факультета; курс "Художественное краеведение" с теоретической и практической частью, посвященный исследованию народного искусства Липецкой области; и на третьем этапе завершается художественно-образовательный практикум с народными мастерами. Все названные дисциплины расположены на III и IV курсах второй ступени бакалавриата, что создает возможность выстроить целостную систему изучения одного предмета на качественно разных ступенях образования.

В процессе обучения студентов формируется мотивационно-ценностное отношение к изучаемому материалу, акцентируется развивающий потенциал обучения, стимулируется самодеятельность научно-поисковой работы. Практически вся система изучения народного искусства в многоуровневом образовании составлена нами на основе многолетнего опыта работы в моноуровневой системе. Это и обширный диапазон тем в теоретическом исследовании народного искусства (курсовые и дипломные работы), и многолетняя организация выездной летней практики с народными мастерами. Анализ результатов проделанной работы позволил нам, опираясь на накопленный опыт, создать систему изучения народного искусства, логично входящую в образовательную структуру бакалавриата.

Итоги эксперимента показали эффективность выбранного направления - у ряда студентов формировался устойчивый интерес к народному искусству как в процессе обучения в институте, так и в последующей педагогической деятельности. Особенно результативно работали студенты во время практики с народными мастерами. Здесь будущие учителя изобразительного искусства, вооруженные знаниями профессиональной педагогики, выступают в роли учеников мастера и одновременно педагогов, воспринимающих новые методы обучения, традиционно существующие в народной культуре. Поскольку одним из основополагающих методов народной педагогики обучения традиционным занятиям является индивидуальная работа с учеником, у студентов в процессе общения с мастерами-гончарами формируется личностная заинтересованность в освоении предлагаемого материала, творческое отношение как к методам обучения, так к основам и ценностной структуре народного искусства. Данная модель в конечном счете предполагает создание условий для профессиональной готовности будущего педагога к гибкому взаимодействию с учащимися, где и происходит накопление собственного педагогического опыта.

Для студентов знакомство с методами народной педагогики не означает прямого перенесения их в собственную педагогическую деятельность, а лишь дает возможность творческого применения в реальной педагогической практике освоенного материала, умение использовать идеи и методы народного опыта воспитания в конкретных ситуациях. Каждый частный случай соприкосновения с произведениями народного творчества для профессионально подготовленного учителя изобразительного искусства является объектом изучения и одновременно материалом, который возможно использовать в своей работе. На основе изучения традиционной культуры своего народа учитель воспитывает у школьников не только сознание ценности и непреходящего значения высоких художественных качеств народного творчества, чувство национальной гордости за свою культуру, но и прививает любовь к традиционному народному рукоделию. Именно такой уровень подготовки педагога-художника должен способствовать формированию интереса у современной молодежи к народной культуре, стимулировать изучение исчезающих видов народного искусства.

В системе целостности традиционной культуры народная педагогика имеет наиболее проявленный социальный характер, что позволяет использовать ее опыт и в современных условиях. Но, вместе с тем, не дает права учителю обращаться своевольно с этим специфическим материалом. Профессиональная ответственность в этом виде деятельности учителя достаточно велика. Необходимо учитывать, что в народной среде рядом со стихийностью процесса воспитания был и индивидуальный подход, большую роль играли обычаи и религиозные традиции, общественное мнение и половое воспитание и т. п. На предметах материальной культуры, многообразии бытовых утилитарных вещей с раннего детства воспитывался комплекс художественного мироощущения, формировался эстетический идеал, несущий черты этнологического характера. Учитывая эти и многие другие особенности народной культуры, учитель изобразительного искусства должен бережно и профессионально использовать в своей практике материалы традиционного искусства.

Логико-содержательная сторона предложенной нами системы изучения народного искусства на художественно-графическом факультете предполагает возможность индивидуального маршрута образования для студентов, желающих глубже изучить народное искусство - это выбор, соответствующей тематики курсовых и дипломных работ. В этом направлении обучения формируется научное мышление в области исследования проблем народной культуры с учетом регионального компонента.

За последние годы студентами художественно-графического факультета проведена большая поисковая, собирательская и исследовательская работа по изучению особенностей народного искусства Липецкого края. В курсовых работах по истории искусства и дипломных проектах, посвященных истории народных гончарных промыслов, художественному своеобразию народного костюма, вышивки, кружево-плетения, рассмотрен ряд проблем в бытовании народного искусства

Липецкой области. Накопленные научные знания, приобретенный практический опыт в народном искусстве и народной педагогике успешно используется в настоящее время выпускниками факультета в педагогической практике.

Как показал анализ проводимой в течение ряда лет работы по изучению традиционного русского искусства и народного творчества Липецкого края, это направление значительно расширяет диапазон и способствует формированию личностных профессионально-педагогических качеств студентов, стимулирует развитие интереса к народному искусству, развивает сознание его ценности в современной культуре. Деятельностно-практическое освоение народной глиняной игрушки и гончарства принесло особенно заметные результаты. Непосредственная работа с народными мастерами ввела студентов в круг реального существования народного искусства, приемов и методов народной педагогики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Прямкова, Наталья Андреевна, 1998 год

1. Азадовский М.К. Литература и фольклор. Очерки и этюды. Л.:1. Гослитиздат, 1938. 296 с.

2. Александров Б. Народная мудрость о воспитании//Семья и школа.1956, -№ 11. С. 3-4.

3. Александрова Н.С. Формирование эстетического отношения кдымковскому народному искусству у детей 5-6 лет: Дис. к. п. н. М., 1995. - 159 с.

4. Амирян А.А. Идеи трудового воспитания в армянском фольклоре иих применение в учебно-воспитательной работе школы: Автореф. дис. к. п. н. Ереван, 1975. - 36 с.

5. Анисов М.И. Некоторые вопросы народной педагогики в тувинскихпословицах и поговорках//Сборник научно-методических статей. В помощь учителю. Гуманитарные науки. Ка-зыл, 1968. - С. 178-201.

6. Антология педагогической мысли Белорусской ССР/Сост. Э.К.Дорошевич, П.С.Солнцев; Редкол.: М.А.Лазарук (отв. ред.) и др. М.: Педагогика, 1986. - 464 с.

7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв.//Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров; Редкол.: С.Ф.Егоров и др. М.: Педагогика, 1985. - 367 с.

8. Апышев Б. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников (на материале сельских школ Киргизской ССР): Дис. . к. п. н. М., 1974. - 191 с.

9. Ардаширова Э.Т. Искусство в процессе формирования личностиучителя: Дис. д. п. н. М., 1994. - 408 с.

10. Арутюнян В.Х. Идеи воспитания в армянских народных сказках:

11. Автореф. дис. к. п. н. Ереван, 1962. - 23 с.

12. Арутюнян Ю.В. О дифференциации и взаимодействии этнографии//Этнография. 1987. - № 6. - С. 48-52.

13. Арциховский А.В. Одежда//История культуры Древней Руси. Т. I.- М.-Л., 1951, С. 234-262.

14. Астахова А.А. Русский былинный эпос на севере. Петрозаводск,

15. Гос. изд. Карело-фин. ССР, Советская кн. тип., 1948. -396 с.

16. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. I.

17. М.: Советская Россия, 1965. 286 с.

18. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.

19. М.: Политиздат, 1991. 432 с.

20. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве//Советская педагогика. 1960. - № 3. - С. 120-125.

21. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии.- Якутск: Якуткнигоиздат, 1966. 344 с.

22. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и

23. Дальнего Востока. Якутск: Якуткнигоиздат, 1979. -182 с.

24. Бабишин С.Д. История школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных, этнографических и археологических источников. Ивано-Франковск: Ивано-Франк. гос. пед. ин-т им. В.С.Стефанина , 1979. 127 с. - Деп. в ИНИОН АН СССР, № 3910.

25. Бадяева Т.А. Искусство и ремесло (к основам художественногопромысла)//Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М., 1991. С. 117-127.

26. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. 2-е изд. - Л.: Худ.лит-ра., 1983. 342 с.

27. Байчекуева Н.Х. Научно-педагогические условия возрождениятрадиционной культуры воспитания в целостностном педагогическом процессе: (На примере подготовки учителей в Кабардино-Балкарии): Дис. к. п. н. М., 1995. - 189 с.

28. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.:

29. Культура и просвещение, 1922. 66 с.

30. Балов Н. Рождение и воспитание детей в Пошехонском уезде Ярославской губернии//Этнографическое обозрение. 1890. -№3. - С. 90-114.

31. Барабанщиков А.В., Мацунов С.С. Проблемы педагогическойкультуры. М., 1980. - Вып. I. - 208 с.

32. Басаева Т.З. Образы и обычаи осетин, связанные с рождением ивоспитанием ребенка (конец XIX начало XX в.): Авто-реф. дис. к. ист. н. - М., 1975. - 20 с.

33. Баубекова Г.Д. Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентации старшеклассников: Автореф. дис. к. п. н. Казань, 1984. -17 с.

34. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. (На примере Сев. Кавказа): Автореф. дис. к. п. н. М., 1975.- 25 с.

35. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство:

36. Учеб. пособие/Отв. ред. др. пед. наук Г.В.Беда. Карача-евск: Изд-во Карачаево-Черк. пединст., 1984. - 96 с.

37. Беляева Н.Д. Традиционные приемы по уходу за детьми и их воепитание у мордвы (конец XIX начало XX в.): Автореф. дис. к. ист. н. - М., 1986. - 20 с.дис. к. ист. н. М., 1986. - 20 с.

38. Бешимов Д. Народные традиции в нравственном воспитаниишкольников старших классов (На материале Киргизии): Автореф. дис. к. п. н. Казань, 1975. - 21 с.

39. Битнева Н.Б. Прогрессивные педагогические идеи и традиции в Чечено

40. Ингушском устном народном творчестве и их применение в трудовом и нравственном воспитании учащихся IV-VIII классов общеобразовательных средних школ: Автореф. дис. к. п. н. Тбилиси, 1983. - 23 с.

41. Блинов Г. География русской народной игрушки//ДИ. № 7. - 1980.1. С. 6-7.

42. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство,1971.- 544 с.

43. Богуславская З.М, На совещании по русской народной игрушке//Дошкольное воспитание. № 11-12. - 1943. - С. 39-41.

44. Богуславская И.Я. Древние мотивы русской народной вышивки. Л.,1973.- 169 с.

45. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. Л.: Художник РСФСР,1988.- 332 с.

46. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов//Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981,- С. 16-43.

47. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975.142 с.

48. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство,1972.- 151 с.

49. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968. - 137 с.

50. Богуславская И.Я. Творческие проблемы современного народногоискусства//Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М., 1991. - С. 20-31.

51. Бромлей Ю.В., Крюков MB. Этнография: место в системе наук,школы, методы//Советская этнография. 1987. - № 3. -С. 45-60.

52. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1984. - 356 с.

53. Брук С И., Козлов В.И., Левин М.Г. О предмете и задачах этнографии//Советская этнография. 1963. - № 1. - С. 11-25.

54. Бугаева А Л. Программа идей и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. Казань, 1987. -39 с.

55. Бунятов Г. Домашнее воспитание у армян Эриванской губернии//Этнографическое обозрение. 1894. - № 4. - С, 163-169.

56. Бутинов Н.А. О предмете этнографии//Советская этнография. 1987.6.-С. 52-53.

57. Буторин Н.Д. Образ в современном народном искусстве//Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981, - С. 359-356,

58. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.286 с.

59. Вагнер Г.К. О единой теории народного искусства//ДИ, № 9, - М.,1973. С. 27-31.

60. Вагнер Г.К. О природе народного искусстваУ/Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. -М„ 1991. С. 32-38.

61. Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства//Проблемы народного искусства. М., 1982. - С.

62. Валяева О.М. Молдавское устное народное творчество как средствонравственного воспитания и его использование в современной практике учебно-воспитательной работы начальных классов: Автореф. дис. к. п. н, Казань, 1974. - 25 с.

63. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народномтворчестве Х-ХХ веков. М., 1974. - 293 с.

64. Василенко В.М. О развитии народного искусства/ЛГворческиепроблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981. - С. 44-59.

65. Василенко В.М. О содержании в русском крестьянском искусстве

66. XVUI-XIX веков. -/Русское искусство XVUI первой половины XIX веков. - М., 1971. - 457 с.

67. Василенко В.М. Русское народное искусство XVUI-XX вв. (художественная культура русской деревни): Автореф. на соискание уч. степ. докт. искусствоведения. М., 1970. - 38 с.

68. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988.- 157 с.

69. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940.648 с.

70. Виноградов Г.С. Детская сатирическая лирика//Сибирская живаястарина. 1925. - Вып. III-IV. - С. 65-106.

71. Виноградов Г.С. Детский народный календарь (из очерков по детской этнографии)//Сибирская живая старина. 1924. -Вып. II.-С. 55-86.

72. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. Иркутск: изд-во ВСОГРГО, 1924. - 84 с.

73. Виноградов Г.С. К изучению народных детских игр у бурят. Иркутск: Гос. изд-во, 1922. 11 с.

74. Виноградов Г.С. Народная педагогика (отрывки и наброски). Иркутск: Вост.-Сиб. отд-е Рус. геог. о-ва, 1926. 30 с. (Отд. отр. из журнала "Сибирская живая старина". - 1926. -Вып. I (V)/- С. 1-28).

75. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор; Иркутск: Властьтрудящихся, 1930. Т. 1. - 234 с.

76. Волков Т.Н. Чувашская народная педагогика. Очерки. Чебоксары:

77. Чувашгосиздат, 1958. 264 с.

78. Волков Г.Н. Этнопедагогика и ее основные проблемы//Уч. зап. Чувашского пед. ин-та, 1965.- Вып. 22. - С. 123-157.

79. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. (В связи с проблемой общности народных педагогических культур). -Чебоксары: Чувашкнигоиздат,1966. 341 с.

80. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1966. 341 с. (МГПИ им. В.И.Ленина), 1967. - (Книга представлена к защите на степень доктора пед. наук).

81. Волков Г.Н. Этнопедагогика/Под ред. И. Г.Огородникова. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974. 376 с.

82. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление современного процесса воспитания//Русский язык и литература в киргизской школе. 1984. - № 2. - С. 7-14.

83. Волкова Н.Г. Этническая история: содержание понятия//Современная этнография. 1985. - № 5. - С. 16-25.

84. Волусько В. Летящая тройка//Дошкольное воспитание. № 7.1964.-С. 94-95.

85. Воронов B.C. О символах и образах. /Избранные труды. - М.: Советский художник, 1972. С. 312-315.

86. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М.:

87. Советский художник, 1972. 350 с.

88. Всеволодский-Гернгросс В.Н. и др. Игры народов СССР. М.-Л.,1. Academia, 1933. 563 с.

89. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М.,1960.- 500 с.

90. Высотская О. В гостях у игрушки. (По материалам выставки народной игрушки)//Искусство. № 11. - 1959. - С. 28-33.

91. ГАВО, ф. 18, on. 1, д. 36, л. 30; оп. 4, д. 42, л. 26; on. 7, д. 51, л. 16.

92. Галеев Э.Х, Татарские народные традиции физического воспитанияи их использование в практике учебно-воспитательной рабты: Автореф. дис. к. п. н. Казань, 1973. - 23 с.

93. ГАЛО, ф. 37, д. 1872, л. 4.

94. ГАЛО, ф. 37, д. 1528, л. 71.

95. Гарибова Т.Л. Волшебный мир народной скульптуры. Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1977.-80 с.85. ГАТО.ф. 15, д. 32, л. 14.

96. ГАТО, ф. 143, on. 1, д. 3533, л. 14.

97. ГАТО, ф. 143, on. 1, д. 3533, л. 51.

98. ГАТО, ф. 178, д. 71, л. 1;д. 79, л. 1.

99. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика: Автореф.дис. д. п. н. Баку, 1970. - 140 с.

100. Гашимов А.Ш. Идеи умственного и нравственного воспитания вазербайджанских народных сказках и пословицах: Автореф. дис. к. п. н. Баку, 1957. - 20 с.

101. Геллерштейн Л.С., Кошелева О.Е. Педагогика в контексте древнерусской культуры//Советская педагогика. 1983. - № 8. - С. 94-101.

102. Гмырин А.Г. Воспитательный потенциал народных традиций поморского Севера в подготовке учителя физической культуры: Дис. к. п. н. СПб., 1995. - 243 с.

103. Государственная общеобразовательная школа и религия. М., 1994.160 с.

104. Гринкова Н.П. Однодворческая одежда Коротоякского уезда Воронежской губерни«//Известия Ленинградского гос. пед. ин-та им. А.И.Герцена, Вып. 1. Л., 1928. - С. 84-98.

105. Гринкова Н.П. Русская понева юго-западных районов

106. РСФСР//Музей антропологии и этнографии. Т. XII. М.-Л., 1949.-С. 96-117.

107. Громыко М.М, Традиционные нормы поведения и формы общениярусских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986. - 278 с.

108. Гуревич А .Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. 359 с.

109. Гусев В.Е. Функции народного искусства//Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М., 1991. - С. 39-54.

110. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. М.: Просвещение, 1994.286 с.

111. Декоративно-прикладное искусство: Метод. рекомендации длястудентов художественно-графических факультетов пед.

112. Динцес J1.А. Древние черты в русском народном искусстве.

113. История культуры Древней Руси Т. II. - М.-Л., 1951. -367 с.

114. Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития. М.-Л., АН СССР. - 1936. - 109 с.

115. Днепров Э.Д. О разработке методических, исторических и источниковедческих проблем истории педагогики//Школа России накануне и в период революции 1905-1907 гг. М., 1985. -С.5 -24.

116. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея/Сост. и науч. ред. И.Я.Богуславская. 2-е изд. - Л.: Искусство, 1981. -311 с.

117. Домострой. Антология педагогической мысли Древней Руси и

118. Русского государства XIV-XVII вв. М., 1985. - 224 с.

119. Дорджиева Ж. Из истории бурятской народной педагогика/Байкал. 1874. - № 4. - С. 150-152.

120. Дурасов Г.П. Запечатленная радуга: Очерки о русском народномтворчестве Севера. М.: Молодая гвардия, 1985. - 77 с. ПО. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л.: Художник

121. РСФСР, 1986. 246 с. И 1. Емельянов М.И. Методические вопросы фольклористики. - М.: Наука, 1978.-206 с.

122. Загазежев М.О. О сравнительной этнопедагогике народов нашейстраны//Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1971. -С. 99-101.

123. Из истории Липецкого края. Изд. второе исправ. и доп.,

124. Центрально-черноземное книжное изд/Отв ред. Д.В.Гаврилов. Воронеж, 1969. - 190 с.

125. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрениянародов Средней Азии и Казахстана. М., 1991. - 252 с.

126. Ирисова Р.Н. Педагогические основы подготовки будущих учителей к использованию идей народной педагогики в формировании трудового образа жизни сельских школьников: (На материале респ. Дагестан): Дис. к. п. н. Махачкала, 1995. - 182 с.

127. Исаев С. Народные традиции и опыт по трудовому воспитаниюдетей в семье (на примере Таджикской ССР): Автореф. дис. к. п. н. Ташкент, 1980. - 20 с.

128. Исхаков Т.К. Идеи и практика воспитания в башкирской народной педагогике: Автореф. дис. . к. п. н. J1. - 1981. -16с.

129. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 415 с.

130. Кадыров Б. Прогрессивные педагогические традиции в узбекскомнародном эпосе и их роль в патриотическом воспитании учащихся: Автореф. дис. к. п. н. Ташкент, 1979. - 22 с.

131. Калуська J1.B. Народное ремесло как путь морально-трудовоговоспитания старших дошкольников. Автореф. дис. к. п. н. Ивано-Франковск, 1994. - 23 с.

132. Камловяэ Г.Я. Основные проблемы эстонской народной педагогики: Автореф. дис. к. п. н. Тарту, 1972. - 32 с.

133. Канцедикас Д.С. Искусство и ремесло. (К вопросу о природе народного искусства). М.: Изобразительное искусство, 1977. - 85, 32 с. с илл.

134. Киекбаева З.Д. Эстетическое воспитание в башкирской народнойпедагогике//Из истории педагогики Татарии: Уч. зап. Казанского пед. ин-та. Казань, 1976. - Вып. 171. - С. 87-98.

135. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре

136. XVIII первой половины XX вв. - М., 1995. - 368 с.

137. Кларин В.М. Инновации в мировой педагогике. Обучение наоснове исследования, игр, дискуссии, анализа зарубежного опыта. Рига, 1995. - 176 с.

138. Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры//Изучение истории культуры как системы. Новосибирск, 1983. - С. 53-59.

139. Коган Л.Н. Рабочий класс России и исторические судьбы народной культуры//Вопросы истории и историографии социалистической культуры. М.: Наука, 1987. - С. 88-110.

140. Коллективное и индивидуальное в творчестве мастеров народныххудожественных промыслов. /НИИ худож. пром-ти; Сост. - канд. искусствоведения Т.М.Разина. - М., 1986. -162 с.

141. Колтаков В.М. Липецк. Страницы истории. Липецк, 1991.168 с. с илл.

142. Комарова Г.А. О понятии "этнопедагогика" в современной этнографической и педагогической науке (изучение преемственности этнокультурных явлений). 1980. - 138 с.

143. Кон И.Р. Введение (этнография детства). Традиции воспитаниядетей и подростков у народов Востока и Юго-Востока Азии. М., 1983. - 276 с.

144. Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск: Русич, 1995. - 648 с.

145. Косогоров А. Русское народное воспитание//Живая старина.1906. № IV. - отд. V. - С. 73-79.

146. Кошелева О.Е. Роль народной педагогики в изучении педагогики

147. Древней Руси//Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики.1. М., 1987.-С. 48-59.

148. Крюкова И.А. Народные художественные промыслы//Русскаяхудожественная культура конца XIX начала XX вв. Кн. 2.-М., 1969.-С. 167-180.

149. Лазаускене М.Ю. Использование сказок для воспитания детей влитовской крестьянской семье (конец XIX в. начало XX в.): Автореф. дис. к. п. н. - Вильнюс, 1972. - 42 с.

150. Лебедева Н.И. Материалы по народному костюму Рязанской губернии. Рязань, 1929. - 39 с.

151. Леонов A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях русских (семейских) Забайкалья. Автореф. дис. к. п, н. М., 1994. - 17 с.

152. Липецк: начало истории. /Науч. ред. Я.Е.Водарский. - Липецк,1996. 134 с.

153. Лихачев Д.С. Заметки о русском. 2-е изд. - М.: Советская Россия,1984. -64 с.

154. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М.-Л.,1946.- 237 с.

155. Лунина Г.В. Гуманистические идеи русской народной педагогикив воспитании оптимистического мироощущения у школьников: Дис. к. п. н. М., 1995. - 192 с.

156. Макаров К.А. О сосуществовании и взаимодействии различных типов художественного творчества в век НТР/Проблемы народного искусства. М., 1982. - С. 34-45.

157. Маленькие чудеса: Сб. очерков о русском народном искусстве. Длясреднего и старшего школьного возраста/Сост. Н.В.Тарановская. Л.: Детская литература, 1981. - 207 с.

158. Масленицын С.И. Ученичество в народном искусстве/Проблемынародного искусства. М., 1982. - С. 101-112.

159. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историкоэтнографический источник. М.: Наука, 1978. - 204 с.

160. Мерцалова М.Н. Поэзия народного к остюма. II изд. перераб. идоп. М., 1988. - 224 с.

161. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф. дис. к. п. н. М., 1987.- 22 с.

162. Митлянская Т.Б, Сельскому учителю о народных художественыхремеслах Сибири и Дальнего Востока: Книга для учите-ля/Сост. Т.Б.Митлянская. М.: Просвещение, 1983. -256 с.

163. Мудрость народная. Жизнь человека в народном фольклоре.

164. Вып. 1.-М., 1991.-590 с. Вып. 2. -М., 1994. 525 с.

165. Мусатова A.M. Русский фольклор неиссякаемый источник народной педагогики//Проблемы совершенствования воспитания и обучения в школе. М., 1975. - С. 174-191.

166. Мухалибаева А.Х. Народные традиции в воспитании девочек в

167. Казахстане//Воспитание школьников, 1974. - № 1. -С. 53-55.

168. Мухалибаева А.Х. Национальные обычаи и традиции казахскогонарода и их влияние на воспитание детей и молодежи: Автореф. дис. к. п. н. М., 1974. - 27 с.

169. Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи. /Материалы VII Виноградовских чтений. - Екатеринбург, 1993. - Ч. I. - 147 с. - Ч. II. - 129 с.

170. Народная педагогика основа воспитания. - /Тезисы докладов

171. Межвузовской научно-практической конференции. Казань, 1993. - 125 с.

172. Народная художественная культура и образование/Материалы

173. Всероссийской научно-практической конференции 15-17 октября. Шуя, 1997. - 158 с.

174. Народные мастера. Традиции, школы. /АН СССР, НИИ теориии истории изобразительного искусства; Под ред. М.А.Некрасовой. Вып. 1. - М.: Изобразительное искусство, 1985.- 291 с.

175. Народные художественные промыслы и современная культура: Сб.тр. /НИИ худ. пром-ти; Под. ред. засл. деят. иск-в РСФСР Н.В.Черкасовой. - М.,1980. - 199 с.

176. Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность. /НИИ худ. пром-ти; Отв. ред. засл. деят. иск-в РСФСР Н.В.Черкасова. - М.,1991. - 178 с.

177. Национальная школа: концепция и технология развития. М.,1993. 34 с.

178. Национально-региональный компонент в образовании. Архангельск, 1994. 27 с.

179. Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективногои индивидуального, традиции и новизны. /Проблемы народного искусства. - М., 1982. - С. 17-33.

180. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория ипрактика. М.: Изобразительное искусство, 1983. -343 с.

181. Некрасова М.А. Народное искусство и экология культуры.

182. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М., 1991. - С. 4-19.

183. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Советская Россия, 1983. -218 с.

184. Некрасова М.А. О формах развития народного искусства в некоторых вопросах творчества. /Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л., 1981.-С. 60-80.

185. Нигматов З.Г. Проблема гуманистического воспитания в татарской народной педагогике//Учен. зап. Казан, пед. инта. Казань, 1979. - Вып. 193. - С. 72-91.

186. Овчарук Т.Т. Праздничная культура в народной педагогике: Ист,этногр. аспект: Учеб,-метод, пособие. Кемерово, 1997. -5.04 усл. п. л.

187. Оргинбеков И. Идеи нравственного воспитания в казахском устном народном поэтическом творчестве: Автореф. дис. к. п. н. Ташкент, 1973. - 38 с.

188. Орлова А.П. Народная педагогика и подготовка учителя: (Наопыте белорусской школы 1917-1931 гг.)//Советская педагогика, 1981. -№ П. С. 116-120.

189. Орлова А.П. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики вучебно-воспитательной работе школ Белоруссии, 19171941 гг.: Автореф. дис. к. п. н. М., 1982. - 20 с.

190. Ормонов Т. Киргизский идеал совершенного человека в эпосе

191. Манас"// Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1971. -С. 128-130.

192. Отчет деятельности Липецкого Петровского общества распространения научных и практических знаний за 1910 год. -Липецк: Типогр. А.К.Розенберг, 1911. 32 с.

193. Отчет Липецкого Петровского общества распространения научных и практических заниний за 1909 год. Липецк: Типогр. Р.В.Петровой, 1911. - 24 с.

194. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф. дис. к. п. н. М., 1972. - 18 с.

195. Петров В.М. Проблема социального наследования в народной педагогике К.Д.Ушинского//Вопросы истории педагогики. -Томск, 1975. С. 23-30.

196. Печерникова И.А. Национальные особенности и традиции в русском семейном воспитании// Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. -Орджоникидзе, 1971. С. 43-47.

197. Пименов В.В. О некоторых закономерностях в развитии народной культуры//Советская этнография. М.: Наука. - № 2., 1967. - С. 3-14.

198. Пирлиев К. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского народа. Ашхабад: Туркменский гос. ун-т, 1980. - 132 с.

199. Плеханов А. Русская и народная мудрость о воспитании//Дошкольное воспитание. 1990. - № 2. - С. 78-80.

200. Плиев Т.П., Хадиков Х.Х. Идеи воспитания в осетинском народном эпосе//Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1971.-С. 123-126.

201. Поздеев И.Я. Народная педагогика удмуртов//Просвещение в

202. Вотобласти. Ижевск, 1929. - Вып. 1. - № 4-5. - С. 67-74.

203. Поляков В.А. Концепция трудовой подготовки подрастающегопоколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования. М., 1988. -172 с.

204. Проблемы народного искусства. /НИИ теории и историиизобр. иск-тв, Акад. худож. СССР; Под. ред. Н.А.Некрасовой (Отв. ред. и сост. К.А.Некрасова). М.:поколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования. М., 1988. -172 с.

205. Проблемы народного искусства. /НИИ теории и истории изобр.иск-тв, Акад. худож. СССР; Под. ред. Н.А.Некрасовой (Отв. ред. и сост. К.А.Некрасова). М.: Изобразительное искусство. - 1982. - 136 с.

206. Работнова И.П., Королева Н.С. Народная вышивка РСФСР. М.,1959.-388 с,

207. Работнова И.П. Русская народная одежда. М., 1963. - 149 с.

208. Работнова И.П. Тамбовская вышивка. М., 1963. - 87 с.

209. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства: Спецификаприкладного искусства. Эстетическая природа ремесла. Народное искусство и художественные промыслы. Самодеятельное творчество. М.: Советский художник, 1985, -191 с.

210. Редингер П. Материалы для истории и статистики города Ельца.1. Орел, 1865. 128 с.

211. Романько В.И. Краеведение в системе вузовской подготовки будущего учителя литературы: Автореф. дис. к, п. н. Киев, 1992. - 17 с.

212. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная дорожная книга русских людей. Среднерусская черноземная область/Под ред. В.П.Семенова. Т. 2. - СПб. -1902. - 242 с.

213. Россихина С.В. Русская народная игрушка,- М.: КОИЗ, 1959.64 с.

214. РудьЮ.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики (логико-исторический аспект): Автореф. дис. к. п. н. М., 1980. - 18 с.

215. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. - 282 с.

216. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. - 782 с.

217. Рызганов С,Р. Воспитание подростков в семье и школе на народных трудовых традициях: (На материалах Агин. Бурят, нац. округа Читинской области): Автореф. дис. . к. п. н. -Фрунзе, 1979. 19 с.

218. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев: Дисс. к. п. н.1. СПб., 1993.- 217 с.

219. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы (очерки), М.:

220. Советский художник, 1977. 240 с.

221. Сенигов И.П. Народные воззрения на учение и воспитание.1. СПб., 1896.- 15 с.

222. Серсенбаева Т.У. Национальные традиции в семейном воспитании//Советская педагогика. 1984. - № 9. - С. 26-31.

223. Сидельниковский А.П. О диалектике народной и научной педагогики//Социально-этнические основы интернационального воспитания. Орджоникидзе, 1985. - С. 44-61.

224. Сидоров Н.С. Народные педагогические традиции в творчестве

225. В.А.Сухомлинского//Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1971. С. 132-134.

226. Социальное развитие молодежи; методологические проблемы ирегиональные особенности/Ред. В.И. Чупров и др. М., 1989. - 196 с.

227. Стракач Ю. Традиции воспитания у народов Сибири/Дошкольное воспитание. 1965. - № 9. - С. 35-40.

228. Стуров К. Народная педагогика в воспитании детей Севера//Дошкольное воспитание. 1976. - № 7. - С. 10-12.

229. Суховерков В.Я, Народная педагогика как источник научных исследований//Проблемы педагогического источниковедения. Воронеж, 1967. - С. 45-47.

230. Сухомлинский В.Н. Избранные педагогические сочинения; В 3-х т.- М.: Педагогика, Т 2, 1980. 383 с.

231. Сявавко Е.И. Украинская народная педагогика в ее историческомразвитии: Автореф. дис. . к. п. н. Киев, 1974. - 35 с.

232. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. Сыктывкар, 1994. -120 с.

233. Творческие проблемы современных народных художественныхпромыслов/Министерство культуры РСФСР. Гос. рус. музей; Сост. и науч. ред. И.Я.Богуславская. Л.: Художник РСФСР, 1981. - 374 с.

234. Традиции в многонациональном обществе/Тезисы докл. Всес. научн. конф. Минск: Б.Н., 1990. - 215 с.

235. Традиции в современном обществе: Исследование этнокультурныхпроцессов/АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо Маклая / Отв. ред. Л.М.Дробижева, М.С.Кашуба. - М.: Наука, 1990. - 346 с.

236. Уарзлати B.C. Функция куклы в традиционной системе воспитания осетин//Социально-этнические основы интернационального воспитания. Орджоникидзе, 1985. - С. 76-90.

237. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании//Собр.соч.: в 11 т. М.-Л., 1948. - Т. 2. - С. 69-166.

238. Ушинский К.Д. О нравственном этапе в воспитании/УСобр. соч.: в11 т. М.-Л., 1948. - Т. 2. - С. 425-488.

239. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5.- М,: Педагогика, 1988. 526 с.

240. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся//Собр. соч.: в11 т. М.-Л., 1949. - Т. 6. - С. 237-336.

241. Федорина Р. Г. Кружок художественной керамики и народной глиняной игрушки. Методические рекомендации для студентов ХГФ. Липецк, ЛГПИ, 1994. - 30 с.

242. Федорова Л.И. Совершенствование подготовки студетов педагогического вуза к воспитательной работе в сельской школе: Автореф. дис. к. п. н. М., 1992. - 16 с.

243. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма. Сергиев1. Посад, 1909. 137 с.

244. Фрумкин А.Н. Закономерности развития//ДИ. № 7. - 1980. - С. 5.

245. Хадиков Х.Х., Тулиев Т.П. Осетинские нартские сказания памятник педагогической культуры//Некоторые вопросы истории и практики воспитания. Орджоникидзе, 1972. -Вып. I.-C. 176-193.

246. Хамидулина Г.А. Трудовое воспитание учащихся общеобразовательных школ в процессе обучения народным промыслам (На материале Киргизской ССР): Автореф. дис. . к. п. н.- Алма-Ата, 1989. 24 с.

247. Ханбиков Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе национальных школ//13опросы обучения и воспитания в татарской школе. Казань, 1976. - Вып. 2. -С. 183-190.

248. Ханбиков Я.И. К изучению народной педагогики//Доклады АПН

249. РСФСР. 1961. -№3. С. 47-50.

250. Ханбиков Я.И. К определению предмета народной педагогика/Научная конференция Казанского пед. ин-та за 1961 г.- Казань, 1962.-С. 26-30.

251. Ханбиков Я.И. К определению содержания понятия "народная педагогика'7/Доклады АПН РСФСР. 1962. - №2. -С. 53-56.

252. Ханбиков Я.И. Народные традиции и воспитание//Учен. зал. Казанского пед. ин-та. Казань, 1974. - Вып. 137. - С. 3-27.

253. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном эпосе:

254. Дис. к. п. н. Тбилиси, 1951. - 325 с. (Вступление и три основные главы в переводе на русском языке - 186 с.)

255. Ховратович Б.М. Идеи народного воспитания в педагогике

256. В.А.Сухомлинского//Исследования по педагогике и психологии. Красноярск, 1974. - Вып. 6. - С. 103-109.

257. Ховратович Б.М. К вопросу о связи воспитания с жизнью в этнопедагогике народностей Сибири//Научн. тр. Новосибирского пед. ин-та. Новосибирск, 1977. - Вып. 140. -С. 40-45.

258. Ховратович Б.М. Проблемы семейного коллектива в народной педагогике// Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании. Орджоникидзе, 1971.-С. 96-99.

259. Холикова Р.Ш. Народное творчество как средство социализациидетей старшего дошкольного возраста//Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста. Пермь, 1990. - 132 с.

260. Храполь П.Н. Об изучении вопросов нравственного воспитания врусской народной педагогике//Вопросы нравственного воспитания. Красноярск, 1959. - Вып. 2. - С. 336-342.

261. Христова Е.Л. Междисциплинарное изучение народной педагогики как научная проблема//Сборник научн, тр. VIII конференции болгарских аспирантов, обучающихся в СССР. -М., 1986. 13 с. - Деп. в ЦНТИ при БАН - София, М> НД 1080- 1987 г.

262. Христова Е.Л. Народная педагогика: исторические и теоретикометодологические проблемы: Автореф. дис. к. п. н. М., 1988.- 20 с.

263. Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики//СПб. № 7. - 1989. - С. 103-106.

264. Христова Е.Л. Понятие "народная педагогика" в советской историко-педагоги ческой литературе//Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. М., 1986. - С. 160-176.

265. Художественные промыслы России: теория и практика/Отвт ред. исост. канд. искусствоведения Т.А.Бодяева. 1. М., 1992.- 231 с,

266. Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Автореф. дис. д. филос. н. Свердловск, 1984. - 39 с.

267. Черменский П.Н. Донские вотчины бояр романовыхУ/Известия

268. Тамбовской ученой архивной комиссии. Вып. 57. - Тамбов, 1917.-98 с.

269. Шадриков В.Д. Народная школа//Высшее образование в России.2.-М., 1993.-С. 105.

270. Шацкий С.Т. Дети и общество//Свободное воспитание. № 8.1918.-С. 55-57.

271. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике

272. Л.Н.Толстого: Автореф. дис. д. п. н. М., 1995. - 32 с.

273. Этнология. Учебник для высших учебных заведений/Под ред.

274. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. М., 1994. - 382 с.176

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.