Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ерошенко, Юлия Владимировна

  • Ерошенко, Юлия Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Курск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 282
Ерошенко, Юлия Владимировна. Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Курск. 2006. 282 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ерошенко, Юлия Владимировна

Введение.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры.

1.1. Отражение проблемы развития художественно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов в психолого-педагогических исследованиях.

1.2. Народные традиции декоративно-прикладного искусства -база развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

1.3. Критерии и показатели уровня развития художественно-педагогических способностей студентов средствами народной художественной культуры.

Глава 2. Методическая система развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры.

2.1. Исследование наличия художественно-педагогических способностей у будущих учителей изобразительного искусства на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

2.2. Пути и способы вовлечения народной художественной культуры в процесс специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

2.3. Проверка экспериментальной методической системы развития художественно-педагогических способностей студентов средствами народной художественной культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры»

В национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что государство в сфере образования обязано обеспечить сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур (Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года), что нацеливает на осмысление, освоение и сохранение ценностей народной художественной культуры. В этом документе говорится о необходимости подготовки высокопрофессиональных специалистов, способных к адаптации в современном, постоянно меняющемся обществе и переменам в области образования. Именно образование является важным каналом преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности. Значение национальной доктрины образования возрастает в связи с тем, что мировое сообщество переживает глобальный кризис цивилизованного развития. Прагматическое, рациональное знание оттесняет в традиционном образовании мир духовных исканий человеческих поколений. Недооценивается личностное начало, присутствует субъектность в образовательном процессе, не принимается во внимание то, что образование имеет основанием естественный «природный» процесс становления и развития личности. Исторический смысл образования - это формирование средствами культуры духовного образа человека, то есть «образовывания человека». Образовательный процесс должен проектироваться как стимулирующий, удовлетворяющий и развивающий потребности, присущие только человеку как творцу мира культуры. В связи с этим, возрастает активность в изучении культурного наследия нашей страны, возрождении традиций культуры и искусства народов Российской Федерации. Большое значение народного искусства заключается в неразрывной связи с мировоззрением, знаниями и нормами поведения населения, что делает его важнейшим фактором как нравственного, так и эстетического воспитания человека.

В современной общеобразовательной школе наблюдается недостаток духовного компонента в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, засилье «чужих» ценностей, непонимание роли национально-региональной культуры и присущих ей традиций, неуважение к ним. Разработка концептуальных основ духовно-нравственного воспитания детей и юношества - одна из первостепенных задач в образовании. В контексте решения этой задачи разрабатываются и предлагаются к внедрению в систему обучения школьников различные программы по изучению народного искусства («Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», под редакцией Т.Я. Шпикаловой, «Введение в народоведение. Родная земля» - М.Ю. Новицкой, «Русская традиционная культура» - Т.И. Баклановой, «Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору» - Л.В. Неретиной и др.).

Передать ценности народной художественной культуры подрастающему поколению призван учитель, и в большей степени - учитель изобразительного искусства. Учитель изоискусства должен владеть необходимыми знаниями, технологиями и способами передачи ценностей народного художественного творчества. Однако традиции народной художественной культуры большинством учителей не освоены, а следовательно, эти педагоги не способны привнести национально-региональный компонент в изобразительную деятельность школьников. Это ведет к тому, что в сфере образования и воспитания современной молодежи важнейшая задача сохранения исторических и национальных корней не будет решена, не будет осознано и оценено значение духовных и нравственных традиций, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений.

Следовательно, еще в период обучения студентов художественно-графических факультетов (ХГФ) в вузе освоению народной художественной культуры необходимо уделять большое внимание. Изучение истории развития, технологий народных художественных промыслов и основ этнопедагогики должно стать составляющей их профессионального будущего, а результатом учебно-творческой деятельности - развитие художественно-педагогических способностей. В связи с этим обозначилось направление нашего исследования, определилась проблема - развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства на занятиях но декоративно-прикладному искусству (ДПИ) средствами народной художественной культуры.

Для разрешения этой проблемы необходима методическая система, построенная таким образом, чтобы студент приобретал необходимые художественные навыки и чтобы занятия ориентировали его на будущую педагогическую деятельность. Процесс обучения студентов специальным дисциплинам должен проходить на фоне самореализации личности в качестве художника и в качестве педагога. Поэтому в настоящем исследовании рассматриваются пути развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ посредством вовлечения традиций народной художественной культуры в процесс специальной подготовки, предпринимается поиск новых связей между художественными и педагогическими задачами. Таким образом, объединение художественных и педагогических задач в единую систему способствует формированию профессиональных и личностных качеств у студентов художественно-графических факультетов. Именно потребность общества в художниках-педагогах, являющихся носителями ценностей народной художественной культуры и умеющих передавать детям свои знания и умения, прививать любовь и уважение к традициям своего народа, придает проблеме исследования особую актуальность и значимость в плане изучения различных систем и методов подготовки художественно-педагогических кадров.

Разработка концептуальных основ духовно-нравственного воспитания детей и юношества - одна из первостепенных задач в образовании. Все более отчетливо осознается и то, что сопричастность духовной культуре - путь к развитию и становлению индивидуальной культуры человека. Следовательно, культурная функция образования должна стать приоритетной, соответствовать новым позитивным тенденциям социально-культурного развития, ориентироваться на культурные доминанты современности, такие, как антропоцентризм и демократизм, гуманизм и духовность.

Художественное освоение культуры любого народа начинается с раннего детства. Успех преобразований в области воспитания и художественного развития детей в настоящее время зависит от того, в какой степени подготовлен учитель изобразительного искусства к приобщению учащихся к культуре своего родного края, так как в семьях практически не сохранились национальные традиции и образцы народного искусства. Таким образом, реализация задачи сохранения и передачи новым поколениям традиций художественно-педагогического образования в области искусства в значительной мере зависит от уровня преподавания народного декоративно-прикладного искусства.

У каждого народа сложились не только культурные, художественные традиции, но и система воспитания, приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа. На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. «Во всех условиях, - говорил Н.К. Рерих, -нужно хранить то, чем жив дух человеческий» [177].

В связи с этим особо остро встает проблема освоения студентами ХГФ национально-региональной культуры как части мировой культуры. Произведения народного художественного творчества отображают историю, быт, мировоззрение и характер народа. Они являются сокровищницей мудрости, обладают колоссальным воспитательным потенциалом. Сохранение традиций народного искусства дает возможность сохранить национальное лицо любого народа, це забыть прошлое. Только у такого народа может быть будущее.

Исследованием проблемы способностей занимались видные ученые-психологи: Б.Г. Ананьев, В И. Кириенко, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Ф. Ломов, Л.10. Субботина и другие.

Проблеме развития художественных способностей большое значение придавали такие великие художники, как Леонардо да Винчи, Л.Б. Альберти, Э. Делакруа, А. Дюрер, Б.В. Иогансон, Д.Н. Кардовский, П.П. Чистяков и другие.

В работах таких выдающихся отечественных ученых, как Г.В. Беда, H.H. Ростовцев, В.Г. Волков, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Л.Г. Медведев, ИВ. Шорохов, А.П. Яшухин, В.К. Лебедко, рассматривались закономерности и психолого-педагогические аспекты развития художественных и творческих способностей в процессе изучения спецдисциплин.

Преподаванию декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов посвящены научные труды К.Ж. Амиргазина, П.С. Аслаханова, М.М. Байрамбекова, Ю.К. Беджанова, В.Ф. Канева, A.A. Сарбагышева, К.А. Скворцова, В.П. Строкова, С.С. Булатова, И.А. Даги, В.В. Корешкова, Д.Г. Пилипенко, A.C. Хворостова, С.Н. Новикова, ТЯ. Шпикаловаой, И.В. Алексеевой, 0.10. Евсеевой. В этих исследованиях намечены програмно-методические подходы к совершенствованию ведения занятий по декоративно-прикладному и народному искусству в различных образовательных системах. Значительное место в этих исследованиях было уделено вопросам развития художественных и творческих способностей студентов и учащихся, формированию умений и навыков в различных направлениях декоративно-прикладного искусства, их приобщение к культурам разных народов. Авторы предлагают пути совершенствования преподавания дисциплин декоративного цикла, однако, развитие художественно-педагогических способностей студентов не является предметом их исследования. Формированию профессиональной художественно-педагогической направленности личности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством посвятил свое исследование М.В. Соколов.

Основные проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности рассматриваются в трудах отечественных психологов и педагогов О. А. Абдуллиной, В.И.Андреева, Н.В.Кузьминой, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова и др.

Проблемы формирования профессиональной направленности в преподавании специальных дисциплин исследовали в своих работах О.П. Шабанова, Ю.Ф. Катханова, В.И. Козлов, Р.Г. Ломоносов, А.Е. Терентьев, Е.В. Шорохов и др. Наиболее полно вопрос профессиональной направленности у студентов ХГФ в процессе преподавания рисунка, живописи и композиции раскрыт в трудах Н.К. Шабанова.

Однако при всём многообразии научных исследований по вопросам профессионального образования будущих художников-педагогов остается неразработанной методика развития художественно-педагогических способностей средствами народной художественной культуры.

В проблеме развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры существует ряд противоречий: между важностью духовного наследия народного искусства для будущих учителей изобразительного искусства и отсутствием в учебных программах четких задач по его изучению;

- между имеющейся материальной базой для привлечения традиций народной художественной культуры в процесс преподавания дисциплин декоративно-прикладного цикла и отсутствием методики использования их высоковоспитательного потенциала в преподавании; между важностью развития профессиональных способностей студентов средствами народной художественной культуры и отсутствием методики освоения традиций народного искусства в процессе изучения дисциплин декоративно-прикладного цикла;

- между значимостью народной художественной культуры для воспитания подрастающего поколения и неподготовленностью учителей изобразительного искусства к ее преподаванию на уроках в школе.

Разрешение обозначенных противоречий определяет актуальность выбранной темы исследования «Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художествен ной кул ьтуры».

Объект исследования - образовательный процесс студентов ХГФ в педагогическом университете.

Предмет исследования - процесс развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры.

Цель исследования - определение содержания и разработка системы методов развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры будет проходить более эффективно, если в процессе обучения декоративно-прикладному искусству использовать специально разработанную методическую систему, включающую в себя:

- цели, задачи и содержание развития художественно-педагогических способностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов

ДПИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений по ДПИ, организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края);

- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению народного художественного творчества, способствующих развитию художественно-педагогических способностей студентов;

- мониторинг качества знаний, умений и навыков студентов ХГФ на разных этапах освоения ими традиций народной художественной культуры.

В соответствии с целыо, гипотезой, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить уровень разработанности проблемы развития художественно-педагогических способностей студентов педагогических вузов.

2. Проанализировать историю развития и возможности сохранения традиций народной художественной культуры Воронежской области.

3. Выделить средства народной художественной культуры, обеспечивающие развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

4. Выявить и обосновать условия активного развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры на занятиях по ДПИ.

5. Определить критерии оценки и уровни развития художественно-педагогических способностей у будущих учителей изобразительного искусства (художественные способности: композиционные, способности к цвету, сенсо-моторные, зрительная память; педагогические способности: интеллектуально-ценностные качества личности, гностические, проектировочные, конструктивно-организаторские, коммуникативные).

6. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры через дисциплины декоративно-прикладного искусства.

В ходе исследования предполагается применить следующие методы:

- изучение, анализ и обобщение научных, методических и монографических работ, памятников народного искусства и архивных данных в рамках избранной тематики;

- изучение, анализ и обобщение практического опыта обучения декоративно-прикладному искусству и знакомства с народной художественной культурой в общеобразовательных и художественных школах, учреждениях дополнительного образования в вузах;

- диагностические методы (беседа, анкетирование, контрольные срезы и т.д.)

- наблюдение процессов развития художественно-педагогических способностей на занятиях декоративно-прикладного искусства;

- анализ текущих учебных, курсовых и дипломных работ студентов ХГФ, направленных на сохранение традиций народной художественной культуры Воронежской области;

- педагогический эксперимент: констатирующий, поисковый, формирующий;

- статистические методы обработки полученных данных.

Методологической основой исследования явились труды ведущих ученых, психологов, педагогов, искусствоведов, философов; достижения современной педагогической науки (основные положения программы развития высшего педагогического образования в части формирования профессионализма учителя; концепция о развитии способностей в деятельности; деятельностно-творческий подход к образованию), а также научные изыскания по проблеме исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Дано научно-методическое обоснование возможности развития художе-сгвенно-педагогических способностей у студентов художественно-графического факультета средствами народной художественной культуры.

2. Выделен ряд средств народной художественной культуры, развивающих художественно-педагогические способности будущих учителей изобразительпого искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

3. Разработана и экспериментально проверена методическая система развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры, включающая в себя:

- цели, задачи и содержание развития художественно-педагогических способностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов ДНИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений по ДПИ, организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края);

- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению народного художественного творчества, способствующих развитию художественно-педагогических способностей.

4. Исследована и экспериментально подтверждена валидность разработанных нами критериев оценки (низкий, средний и высокий) развития художест-веппо-педагогических способностей студентов ХГФ средствами народной художественной культуры на занятиях по декоративно-прикладному искусству (композиционные, способности к цвету, сенсомоторные, зрительная память, интеллектуально-ценностные качества личности, гностические, проектировочные, конструктивно-организаторские, коммуникативные способности).

5. Полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что освоение традиций народной художественной культуры обеспечивает поэтапное развитие художественно-педагогических способностей у будущих учителей изоискусства и создает условия вхождения в педагогическую профессию.

Теоретическая значимость результатов исследовашш заключается в создании модели и экспериментальной проверке методической системы развития художественно-педагогических способностей студентов ХГФ па занятиях по изучению декоративно-прикладного искусства. Теоретические исследования по профессиональной подготовке студентов ХГФ дополнены системой развития художественно-педагогических умений средствами народных художественных промыслов, системой формирования ценностно-ориентированных и социально важных качеств личности, что открывает широкие возможности для их самореализации в творческой или художественно-педагогической деятельности.

Выявлена возможность освоения технологий национально-регионального искусства на занятиях по ДПИ для подготовки студентов ХГФ к будущей профессиональной деятельности, которая будет направлена на сохранение и возрождение народных художественных традиций.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в качестве научно-методических рекомендаций по развитию профессионально значимых свойств и качеств личности студентов ХГФ, а также при совершенствовании учебных программ и создании учебных пособий.

Разработанные в ходе исследования материалы внедрены в практику в виде учебной программы по предмету «Народные промыслы Воронежской области» и методического пособия для студентов отделения изобразительного искусства факультета художественного образования ВГПУ «Народные художественные промыслы и традиционный костюм Воронежской губернии».

На защиту выносятся следующие положения:

1.Средства народной художественной культуры, обеспечивающие развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства (традиции цвета, символики, ритма, мотивов, образов и особенностей технических приемов художественной обработки природных материалов в народном искусстве).

2. Методическая система развития художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства на занятиях но ДПИ средствами народной художественной культуры, включающая в себя:

- цели, задачи и содержание развития художественно-педагогических способностей (вовлечение традиций народного искусства в содержание предметов ДПИ, интегрирование знаний психолого-педагогического цикла в цикл знаний п умений по ДПИ, организация разнообразных форм проведения занятий по спецкурсу «Народные промыслы Воронежской области»: экскурсии, использование элементов народной педагогики, занятия в мастерских народных мастеров и исследовательская работа в целях сохранения и развития традиционной культуры родного края);

- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению народного художественного творчества, способствующих развитию художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

3. Критерии оценки уровня развития художественно-педагогических способностей средствами народной художественной культуры.

4. Научно обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вывод о том, что развитие художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ средствами народной художественной культуры открывает широкие возможности для их самореализации в творческой деятельности и создает условия вхождения в педагогическую профессию.

Апробации п внедрение результатов исследования:

- основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов (Издательства ВГПУ, ВГУ г. Воронежа, КГУ г. Курска, РГПУ г. Ростова-на-Дону)

- апробация результатов проходила па базе художественно-педагогических факультетов Воронежского государственного педагогического университета и Курского государственного университета, а также живописно-педагогического отделения Воронежского художественного училища.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ерошенко, Юлия Владимировна

Выводы по второй главе

Экспериментальное исследование развития художественно-педагогических способностей средствами народной художественной культуры заключалось в разработке различных методов и условий реализации художественно-педагогических задач на занятиях по ДПИ, а также в обосновании модели процесса подготовки художника-педагога. В связи с этим мы сделали следующие выводы.

1. Проблема знаний студентами ХГФ и учителями ИЗО традиций национально-региональной художественной культуры стоит очень остро и требует решения.

2. ДПИ вошло в число предметов, которые в рейтинге снецдисциплин имеют высокую оценку (54%), что дает возможность использовать традиции народного искусства, опираясь на мотивацию в процессе обучения, для повышения уровня приобретения не только знаний, умений и навыков, но и интеллектуально-ценностного развития личности будущих учителей ИЗО.

3. Традиционное изучение декоративно-прикладного искусства не имеет педагогической направленности, задания предлагаются без учета практического применения полученных знаний и умений в будущей профессиональной деятельности. Вследствие чего во время педагогической практики студентам было трудно выстроить методически верную технологию декоративного искусства и предугадать трудности, с которыми столкнутся дети; объяснять новый материал и демонстрировать приемы работы; подбирать соответствующие возрасту объекты для исполнения; связывать теоретические знания учеников по основам декоративного искусства и народным промыслам с осваиваемыми ими художественными техниками; контактировать с учащимися и учигелями-методистами.

4. Снятие противоречия между имеющимся большим количеством потенциальных носителей народной культуры, которые могли бы способствовать сохранению народных традиций в искусстве, и недостаточно разработанной системой изучения будущими учителями ИЗО национальных промыслов и ремесел дает возможность ведения занятий по освоению народной художественной культуре уже в детских учебных заведениях, так как воспитание ценностных качеств личности и развития творческих способностей через знакомство с историей и культурой родного края необходимо начинать с раннего детства.

5. В настоящее время очень мало учителей ИЗО способны использовать традиции региональной художественной культуры и народной педагогики в обучении и воспитании учащихся, а студенты ХГФ имеют недостаточную подготовку и поэтому также становятся неготовыми к передаче и развитию национально-региональных художественных традиций.

6. Недостаточное использование в учебном процессе огромного потенциала традиций национально-регионального художественного искусства и народной педагогики для развития художественно-педагогических способностей у студентов ХГФ.

7. Чтобы развитие художественно-педагогических способностей было более эффективно, необходимо создать условия для максимальной реализации личности студента в учебной, художественно-творческой, научно-исследовательской и педагогической сферах деятельности, а также, если в основу модели процесса профессиональной подготовки будущих учителей ИЗО будут положены принципы:

- единства целей образования и самообразования в процессе освоения традиций регионального декоративно-прикладного искусства на основе общих дидактических принципов;

- организации совместной деятельности преподавателей дисциплин ДПИ, народных мастеров, опытных учителей и студентов, в которой формируется принятие ценностей регионально-национальной художественной культуры и народной педагогики, осознается ее общественная значимость.

- создания организованной образовательной среды, предусматривающей систематичное изучение традиций народной художественной культуры родного края на занятиях по ДПИ и выполнение заданий методического характера с привлечением элементов народной педагогики;

- создания условий для освоения основ профессионального педагогического мастерства, когда студенты самостоятельно участвуют в определении целей и задач, выбирают способы и средства достижения цели, рассчитывают свои силы.

- выполнение научно-исследовательской работы может быть действенным средством вовлечения будущих учителей в процесс творческого освоения своей профессии, оказывающего активное воздействие на развитие художественно-педагогических способностей.

8. Проведенный нами пробный этап поиска путей привлечения народной художественной культуры в профессиональную подготовку студентов ХГФ показал, что выбранные нами методы могут способствать развитию художественнов педагогических способностей у будущих учителей ИЗО.

9. Художественно-педагогические способности являются интегративным качеством личности педагога-профессионала, условием эффективной педагогической деятельности, обобщенным показателем профессиональной компетентности учителя и целью профессионального самосовершенствования.

10. Важной последовательностью в освоении традиционных народных технологий представляется следующая: ог создания эмоционального отношения у студента - к знаниям, от знаний - к умениям и навыкам. Именно после того, как у студента создано эмоциональное отношение к народной культуре родного края, необходимо переходить к освоению знаний по истории, особенностям формы, цвета, композиции, мотивов, а затем уже к формированию умений и навыков работы с инструментами, оборудованием, художественной обработке материалов.

11. Процесс обучения и воспитания с использованием некоторых приемов эт-нопедагогики будет успешен, если он является результатом сотворчества педагога и студента; включение в педагогический процесс этнохудожественных и эгнопе-дагогических традиций должно способствовать сохранению народной культуры, передачи следующему поколению культурной исторической памяти парода.

12. Данные экспериментальной работы показывают, что целенаправленная работа по изучению национально-региональных традиций художественной обработки различных материалов студентов в экспериментальных группах привела к значительному увеличению показателей в уровнях развития художественных способностей, а выполнение педагогических заданий но разработке уроков для учащихся - педагогических способностей. Наблюдения за процессом развития худо-жественно-недагогических способностей у студентов ХГФ показали, чго способности развиваются взаимосвязано, переплетаясь и, дополняя друг друга.

193

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.