Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии: Проблемы взаимодействия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Харитонова, Лидия Михайловна

  • Харитонова, Лидия Михайловна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 264
Харитонова, Лидия Михайловна. Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии: Проблемы взаимодействия: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2005. 264 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Харитонова, Лидия Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА.

ГЛАВА III. СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ПРОЦЕССЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ТВОРЧЕСТВА.

1. Чебоксарское художественное училище.

2. Художественно-графический факультет

ЧГПУ им. И.Я.Яковлева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное образование и пути развития изобразительного искусства Чувашии: Проблемы взаимодействия»

Образование» как философская категория — достаточно широкое понятие. В общеупотребительном смысле оно означает формирование духовного облика человека, его воспитание и самовоспитание с опорой на социально значимые ценности. Различают образование нравственное, научное, художественное, правовое, экономическое, экологическое и др. Одним из основных способов его получения в настоящее время является обучение в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах, техникумах, институтах, университетах, академиях и т.д.

Художественное образование включает в себя подготовку профессиональных творческих кадров, эстетическое воспитание молодежи, культурно-просветительскую работу среди населения и многое другое. Оно объединяет все виды изобразительного искусства, а также музыку, театр, историю, педагогику, литературу. В настоящей работе художественное образование рассматривается как процесс усвоения специальных знаний, умений и навыков в области искусства в определенной системе, результатом которого является подготовка квалифицированных художников и искусствоведов, способных самостоятельно заниматься творчеством и научной деятельностью.

Традиционно под обучением подразумевается взаимодействие педагога и ученика, при этом наставник призван стремиться как можно полнее развивать талант своего воспитанника в соответствии с его способностями. Художественное образование, благодаря своей специфике, как нельзя лучше способствует приобщению людей к ценностям культуры, сохранению их для потомков, обеспечивая тем самым непрерывающуюся связь поколений. С древнейших времен художники воплощали идеалы современной им эпохи в зрительных образах. Для полноценного выражения своих мыслей и воззрений они стремились правдиво отображать реальный мир во всем его многообразии. Формы и методы обучения рисованию вырабатывались и совершенствовались на протяжении столетий. Многие талантливые художники были прекрасными педагогами, передавали свой опыт и знания ученикам, которые впоследствии нередко становились выдающимися мастерами. Этот процесс обеспечивал дальнейшее развитие изобразительного искусства.

Предметом настоящего диссертационного исследования является профессиональное художественное образование в Чувашии, рассматриваемое во взаимодействии с изобразительным искусством. Временные рамки охватывают конец XIX — начало XXI веков. Истоки художественного образования берут начало с дореволюционного периода. Первые чувашские художники обучались в Петербурге, Москве, Казани, Симбирске, Пензе и других российских городах. В советское время подготовка творческих кадров в республике получила широкое развитие.

В 1934 году в городе Алатыре Чувашской Автономной Советской Социалистической Республике (ЧАССР) была открыта школа для подготовки художников-гравёров средней квалификации. Спустя два года со дня основания, она была переименована в училище. В начале 1941 года учебное заведение перевели в Чебоксары. С началом Великой Отечественной войны 1941— 1945 годов деятельность Чувашского государственного художественного училища (ЧГХУ) была приостановлена. В 1944 году оно возобновило свою работу. Тогда существовало только одно отделение — художественно-педагогическое, готовившее учителей рисования и черчения средней школы. С 1949 года учебное заведение стало именоваться Чебоксарским художественным училищем (ЧХУ). С 1963 года в нем также обучаются художники-оформители. В 90-е годы XX века в ЧХУ дополнительно были открыты отделения прикладного характера, в свою очередь, художественно-педагогическое переросло в живописное.

В 1960 году в Чувашском государственном педагогическом институте (ныне университет) им. И.Я.Яковлева был открыт художественно-графический факультет (ХГФ) для подготовки учителей средних учебных заведений по специальности «рисование, черчение и трудовое обучение».

Художественное образование оказало значительное влияние на развитие изобразительного искусства, культуры и просвещения Чувашской Республики.

Актуальность темы. В настоящее время в России и за рубежом наблюдается интерес к наследию русской и советской художественной школы. Достоянием мировой культуры стали произведения выдающихся российских художников, многие из которых также являлись замечательными педагогами. Они воспитали целую плеяду мастеров кисти и резца, проявивших себя на педагогическом поприще.

Историю чувашской художественной школы можно назвать одной из составляющих отечественного изобразительного искусства. Преподавательский состав Симбирской чувашской учительской школы, Чебоксарского художественного училища и художественно-графического факультета ЧГПУ им. И.Я.Яковлева формировался из выпускников ведущих художественных учебных заведений страны. Педагоги вписали свою страницу в изобразительное искусство Чувашии во всем разнообразии его видов и жанров. Своим примером они вдохновляли воспитанников, многие из которых впоследствии стали известными художниками.

Основная цель диссертационной работы состоит в изучении взаимодействия процессов подготовки творческих кадров и развития изобразительного искусства Чувашии, их влияния на художественную жизнь края.

Обозначенная цель подразумевает решение следующих задач: сохранение и популяризация реалистических традиций отечественной художественной школы; освещение истории основания и развития специальных художественных учебных заведений Чувашской Республики; изучение проблемных вопросов, объективно возникавших в процессе подготовки специалистов; анализ воздействия художественного образования на развитие изобразительного искусства;

-6— исследование целенаправленной деятельности педагогов по воспитанию и обучению будущих художников;

- иллюстрация на конкретных примерах роли и значения специального образования в деле подготовки творческих кадров;

- приведение в систему методических установок ведущих преподавателей;

- рассмотрение составляющих художественной культуры в неразрывном единстве.

Научная новизна исследования состоит в комплексном подходе к изучению изобразительного искусства и художественного образования в Чувашии, анализу творчества преподавателей ЧХУ и ХГФ ЧГПУ в контексте их педагогической деятельности. Основное внимание сосредоточено на утверждении принципов реализма в этих учебных заведениях. Диссертантом проведен выборочный анализ ряда произведений педагогов, а также порядка тысячи академических и дипломных работ студентов. Параллельно была сделана литературная запись воспоминаний педагогов и выпускников, в беседах с автором приняло участие более ста человек. Введены в научный оборот материалы по теме исследования, находящиеся в Центральном государственном архиве Чувашской Республики (ЦГА ЧР), архивах ЧХУ и ЧГПУ, научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Приведенные в работе документальные источники дают возможность их последующей интерпретации в ходе решения новых исследовательских задач. ''

В диссертации рассмотрен ряд специальных вопросов, без которых невозможно осветить исследуемую тему. К ним относятся следующие проблемы: реализма как творческого метода, выразительности художественного образа, единства содержания и формы, традиций и новаторства, национального в искусстве, а также методологические проблемы рисунка, живописи, композиции, теории перспективы, пластической анатомии, техники и технологии гравюры, рисунка, живописи и скульптуры.

Изученность темы. Вопросы изобразительного искусства и художественного образования нашли отражение в искусствоведческой, исторической и публицистической литературе. Исследуемая проблема освещается на страницах альбомов, посвященных художественной культуре народов Российской Федерации. В 1971 году в Москве впервые была организована Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, вызвавшая интерес специалистов не только в нашей стране, но и за рубежом [1]. По ее материалам в 1973 году были изданы два альбома: «Искусство автономных республик Российской Федерации» (составитель Э.И.Голубова) [2], «Изобразительное искусство автономных республик РСФСР» (составитель В.А.Юди-чев) [3].

В первом из указанных изданий вступительная статья В.В.Ванслова содержит обзор выставки и художественной жизни каждой республики. Особую роль искусствовед уделяет традициям национальной культуры, которые находили отражение в творчестве советских художников. Содержание книги дополнено репродукциями произведений живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.

Во втором альбоме раздел о творчестве художников Чувашии написан Н.А.Ургалкиной. В нем автор информирует о развитии отдельных видов и жанров изобразительного искусства республики. В альбоме содержится богатый иллюстративный материал.

Книга С.М.Червонной «Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977)» [4] посвящена истории возникновения и развития живописных школ народов Российской Федерации. Искусствовед затрагивает многие аспекты культурной жизни автономных республик: наследие мастеров кисти старшего поколения, организацию творческих союзов, создание учебных заведений искусств и т.д. С.М.Червонная определила характерные черты, отличающие развитие изобразительного искусства каждой республики, в том числе и Чувашии: преемственность в творчестве живописцев, принадлежащих разным поколениям, активное участие молодых художников в выставках. Автор относит ЧХУ и ХГФ ЧГГТИ к числу наиболее авторитетных художественных учебных заведений Российской Федерации. В книге приведены репродукции с картин художников М.С.Спиридонова, П.К.Сверчкова, П.В.Овчинникова, В.С.Гурина и других .

В диссертации использованы литературные источники, посвященные художественной жизни республик Среднего Поволжья: Татарской, Марийской и Мордовской АССР. Ценный материал содержат книги С.М.Чер-вонной [5], Б.В.Товарова-Кошкина [6], Н.А.Косинец, Н.И.Шибакова [7], Г.И.Прокушева [8], А.Б.Файнберга [9], Г.С.Гориной [10], А.А.Зенкина и других [11]. В них содержится информация о творческой и педагогической деятельности художников - выпускников ЧХУ и ХГФ ЧГПИ: В.И.Куделькина, З.Ф.Лаврентьева, В.П.Козлова, А.А.Ведерникова.

Богата и разнообразна литература об изобразительном искусстве Чувашии. В 1965 году был издан альбом А.Г.Григорьева «Художники Чувашской АССР» [12]. Во вступительной статье автор делает краткий обзор событий художественной жизни, повествует о творчестве мастеров кисти и резца, анализирует наиболее значительные произведения, являющиеся неотъемлемой частью изобразительного искусства республики. В книге приводятся основные биографические сведения о живописцах, скульпторах, графиках и теат-' ральных декораторах — членах Чувашского отделения Союза советских художников. В альбоме помещено более сорока тоновых иллюстраций и одна цветная вклейка (Н.В.Овчинников «Первая борозда») репродукции произведений художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.

V*:-'^ у

Книга А.Г.Григорьева «Сто тысяч красою\{ТЗ}дгредставляет собой популярный очерк об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Чувашии с древнейших времен до середины 1960-х годов. Наиболее подробно автор рассматривает полувековой советский период. Анализируя творчество отдельных мастеров, искусствовед не обходит вниманием художников-педагогов и выпускников ЧХУ и ХГФ ЧГПИ. В книге имеются тоновые репродукции.

Авторская монография «Н.К.Сверчков. Счастье» [14] в литературной обработке А.Г.Григорьева содержит важные сведения о жизни и творчестве ветерана чувашского изобразительного искусства. Около восьми лет Н.К.Сверчков посвятил преподавательской работе в ЧХУ, где с 1945 по 1949 год работал директором. На страницах книги приводятся воспоминания автора о коллегах и учениках. По его мнению, одновременно с формированием и развитием профессионального изобразительного искусства, должна осуществляться подготовка квалифицированных творческих кадров. В Чувашии, отмечает Н.К.Сверчков, основополагающая роль в этом принадлежит Ала-тырской художественно-гравёрной школе и ее педагогам-энтузиастам, взявшим на себя нелегкую миссию первопроходцев.

В книге «У истоков профессионального изобразительного искусства Чувашии» [151/А.Г.Григорьев достаточно подробно освещает вопросы подготовки мастеров кисти до Октябрьской революции 1917 года. Автор приводит основные методические принципы наиболее прогрессивных педагогов художественных училищ и вузов, в которых обучались чувашские живописцы А.А.Кокель, А.А.Александров, М.А.Адрианов, М.С.Спиридонов, Н.К.Сверчков и другие. Демократические традиции в преподавании реалистических основ изобразительного искусства, сформировавшись в стенах Академии художеств и Школы общества поощрения художников, благодаря деятельности их выпускников-педагогов, получили распространение в училищах Саратова, Пензы, Казани. В Симбирской чувашской учительской школе, руководимой И.Я.Яковлевым, рисунок и живопись преподавали профессиональные художники, получившие образование в специальных учебных заведениях Петербурга и Москвы. Содержание книги охватывает период с древнейших времен до 1917 года.

Книга «М.С.Спиридонов. Крылья памяти: к 100-летию со дня рождения художника» [16] была подготовлена к печати Т.М.Сенкевич (дочерью художника) и А.Г.Григорьевым. В ней приведены авторские воспоминания, а также многие важные сведения о жизни и творчестве основоположника чу вашского профессионального изобразительного искусства. Слова благодарности в адрес педагога и наставника на страницах книги высказаны искусствоведом А.Г.Григорьевым, художниками В.С.Семеновым, П.В.Сизовым, Н.В.Овчинниковым и другими. В книге также нашли отражение педагогические воззрения и некоторые методические принципы М.С.Спиридонова, посвятившего преподавательской работе в ЧХУ более пяти лет.

Книга содержит ряд документов, среди которых статья М.С.Спиридонова «О профиле Алатырского художественно-гравёрного училища», опубликованная в газете «Красная Чувашия» от 22 ноября 1936 года (с.187-188), «Вступительное слово М.С.Спиридонова на творческой дискуссии художников Чувашии о натурализме и формализме в живописи» (с.190-191), «Обращение к студентам художественно-графического факультета ЧГПИ» (с. 192). В письме А.Г.Григорьеву, также помещенному в этом издании, отвечая на его вопрос относительно своей педагогической деятельности, М.С.Спиридонов писал: «Работа в училище была поставлена на должную высоту - на реалистическую основу. Мы с Никитой Кузьмичем учились в старой Академии, где продолжалась еще Чистяковская школа, и мы в Чебоксарском училище тоже внедряли эту школу: требование строгого рисунка и здоровой реалистической живописи» (с.201). Приведенные в книге документы, письма и воспоминания свидетельствуют о том, что М.С.Спиридонов в течение многих лет курировал художественное образование в республике.

В 1977 году была издана книга А.И.Иванова-Ехвета «По следам находок. К истории русско-чувашских культурных связей» [17]. В ней рассматриваются вопросы развития изобразительного искусства и художественного образования в дореволюционной Чувашии. Автор представил собранные им материалы о русских художниках, которые в своем творчестве обращались к жизни и быту чувашского - народа, о первых мастерах кисти Чувашии (А.А.Кокеле, А.А.Александрове, М.А.Адрианове, К.В.Иванове, А.В.Китаеве), о художниках-педагогах Симбирской чувашской учительской школы (Н.Ф.Некрасове и других). А.И.Иванов-Ехвет глубоко изучил истоки чувашского профессионального изобразительного искусства, отметил значительную роль Петербургской Академии художеств, Казанской художественной школы и Симбирской чувашской учительской школы в деле просвещения народов Поволжья.

Общеизвестно, что история дореволюционной чувашской культуры всеми своими достижениями обязана прежде всего Симбирской чувашской учительской школе. Создание письменности и литературы, языкознания, фольклористики и этнографии, формирование профессиональной музыкальной культуры тесно связано с историей школы, созданной просветителем И.Я.Яковлевым. Здесь, в Симбирской школе, следует искать истоки театральной культуры, здесь работали первые чувашские художники. Для становящейся нации школа явилась культурным центром» (с.34).

Биобиблиографический справочник «Художники Чувашии» (составитель Н.А.Ургалкина, 1969) [18] представляет собой незаменимое подспорье для историков, искусствоведов, студентов гуманитарных вузов и учащихся, интересующихся вопросами развития культуры республики. Во вступительной статье приводится общая характеристика чувашского профессионального изобразительного искусства в период с 1917 по 1968 год. Биографические справки о художниках и искусствоведах содержат перечень основных произведений и крупных выставок страны, в которых они принимали участие, а также список рекомендуемой литературы об их творчестве. Хроника выставок и событий художественной жизни охватывает период с 1927 по 1968 год.-Второе издание справочника «Художники Чувашии», увидевшего свет в 1989 году [19], включает в себя информацию о мастерах кисти и резца, многие из которых являются выпускниками художественно-графического фа, культета ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.

Книга Н.А.Ургалкиной «Чувашское советское искусство. 1917—1970» [20] посвящена пятидесятилетнему пути становления и развития профессионального изобразительного искусства Чувашии. Содержание издания подразделяется на пять глав, в которых искусствовед дает характеристику культурных событий, анализирует наиболее значимые произведения. По мнению автора, важное значение для развития изобразительного искусства имеет наличие квалифицированных творческих кадров. Н.А.Ургалкина выделяет две основные школы - ЧХУ и ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева, осуществляющие подготовку художников-педагогов. В книгу включены тоновые и цветные репродукции.

В следующей книге «Художники Чувашии» [21] Н.А.Ургалкина описывает историю изобразительного искусства Чувашии советского периода до 1975 года. В ее отдельных главах рассматриваются вопросы развития живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства. Автор обращается к творчеству художников, многие из которых являются педагогами или выпускниками ЧХУ и ХГФ ЧГПИ. Содержание книги дополняют тоновые и цветные репродукции.

Альбом «Изобразительное искусство Советской Чувашии» (составители Н.В.Воронов и А.А.Трофимов) [22] дает исчерпывающее представление о художественной жизни республики. В книге представлено около 180 иллюстраций: репродукции с картин, графических листов, фотографии произведений скульптуры, монументального и народного декоративно-прикладного искусства. Во вступительной статье Н.В.Воронов анализирует основные направления в живописи и графике, подчеркивает связь творчества современных художников с традициями, берущими начало от народного искусства. Автор выделяет основные черты, характерные для пейзажной и портретной живописи, станковой и книжной графики, прослеживает ведущую линию в работе известных чувашских живописцев, скульпторов и графиков. Н.В.Воронов отмечает неоценимый вклад педагогов художественных учебных заведений республики в дело подготовки мастеров искусства.

Книги серии «Художники Чувашии» написаны разными авторами, тем не менее, они сохраняют стилистическое единство. В монографиях Н.А.Ур-галкиной «М.С.Спиридонов» [23] и «Н.К.Сверчков» [24] повествуется о жизни и творчестве основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства. При этом автор не затрагивает их педагогическую деятельность в ЧХУ.

Перу С.М.Червонной принадлежит монография «П.В.Павлов» [25]. Наряду с анализом творчества живописца, автор уделяет внимание педагогической деятельности П.В.Павлова, работавшего преподавателем изодисциплин на ХГФ ЧГПИ (1969-1974) и в ЧХУ (1980-1981), пишет о его работе с молодыми художниками республики.

Книга Н.В.Воронова и С.М.Червонной «Н.В.Овчинников» [26] знакомит читателей с жизнью и творчеством народного художника Чувашской АССР. Отдельные главы посвящены живописным полотнам и графическим работам мастера. В монографии нашли отражение активная общественная работа и преподавательская деятельность Н.В.Овчинникова на ХГФ ЧГПИ. Все книги серии «Художники Чувашии» содержат богатый иллюстративный материал -репродукции с картин, рисунков, фотографии из семейных архивов и т.д.

Альбом «Н.В.Овчинников. Живопись» (составитель П.В.Сымкин) [27] включает репродукции с картин и рисунков художника, фотографии, выдержки из публикаций в газетах и журналах, отзывы посетителей выставок и др. Во вступительной статье П.В.Сымкин отразил основные вехи творческого пути мастера. В книге приводится список выставок, проходивших в нашей стране и за рубежом, на которых экспонировались произведения Н.В.Овчинникова, а также крупных музеев мира, собрания которых были пополнены картинами чувашского живописца. В этом издании педагогическая деятельность художника недостаточно освещена.

На страницах авторской монографии «Миг между прошлым и будущим» [28] Н.В.Овчинников повествует о своем творческом пути, делится мыслями о нелегком и благородном труде художника-. С особой теплотой автор вспоминает своих первых педагогов по Алатырской художественно-гравёрной школе, профессоров Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, а также коллег-преподавателей ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.

Содержание монографии дополняют цветные репродукции картин художника и фотодокументы.

В альбом Н.В.Воронова «Ревель Федоров» [29] вошло более двадцати репродукций в цвете и тоне с живописных полотен и графических листов художника. Автор анализирует творчество Р.Ф.Федорова, отмечает национальное своеобразие его произведений, прослеживает поиск особого выразительного языка. Преподавательская деятельность художника на ХГФ ЧГПИ в этом альбоме не рассматривается.

В книге «Миттов (1932-1971). Воспоминания, стихотворения. Очерки, художественно-критические статьи. Дневниковые записи, рассказы, стихи художника» [30] собрана уникальная информация о жизни и творчестве самобытного чувашского живописца и графика. Во вступительной статье «Путь и судьба» Н.В.Воронов останавливается на его педагогической деятельности. А.И.Миттов окончил ЧХУ (1952) и графический факультет Института им. И.Е.Репина (1961), с 1961 по 1964 годы преподавал на ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.

В монографии Ю.В.Викторова «Федор Осипов: жизнь и творчество» [31] повествуется об одном из ветеранов чувашского изобразительного искусства. Отдельная глава книги посвящена годам его учебы в ЧХУ. Ф.П.Осипов вспоминает методические принципы своих педагогов: И.Т.Григорьева, М.С.Спиридонова, Н.К.Сверчкова. Дипломный эскиз «Капитуляция» будущий художник выполнил под руководством преподавателя училища В.С.Гурина. Содержание книги дополняют иллюстративный материал, дневниковые записи, библиография и другая справочная информация.

Ю.В.Викторов в книге-альбоме «Анатолий Брындин. Скульптор-монументалист» [32] рассматривает период профессионального становления художника во время учебы в Чебоксарском художественном училище и Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной. Автор отмечает, что А.К.Брындину удалось почерпнуть много важного и полезного для себя в процессе общения со своими наставниками - педагогами ЧХУ Р.М.Ермолаевой, В.С.Гуриным, П.Г.Григорьевым и другими. По воспоминаниям художника, любовь к искусству ваяния пробудилась в нем еще во время обучения в Чебоксарском училище.

Монография Ю.В.Викторова «Петр Кипарисов: художник и педагог» [33] посвящена жизненному и творческому пути выдающегося мастера. В отдельной главе рассматривается преподавательская деятельность П.Г.Кипари-сова на живописном факультете Института им. И.Е.Репина. Материал книги включает в себя педагогическое наследие художника : научные работы, статьи, дневниковые записи.

Ценные сведения о преподавателях ХГФ ЧГПИ им. И.Я.Яковлева содержит книга Д.Е.Егорова «Ученые-педагоги Чувашии и их вклад в развитие просвещения и педагогической науки» [34]. Краткие биографические очерки включают информацию о научно-исследовательской работе, почетных званиях и наградах. В конце каждой статьи приводится список научных трудов.

К семидесятилетию вуза коллективом авторов был подготовлен сборник «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева: история, структура, ученые» [35]. В книге кратко излагается история учебного заведения, его подразделений и факультетов. Повествуется о руководителях, занимавших пост ректора института, профессорско-преподавательском составе. Статьи об ученых ЧГПИ содержат биографические данные, сведения об основных направлениях научной деятельности. В конце справочника приводится список выпускников, удостоенных почетных званий Российской Федерации.

Нами проведен краткий обзор литературных источников, в которых так или иначе затрагиваются вопросы художественного образования в Чувашии. В альбомах и монографиях основное внимание уделено истории изобразительного искусства республики, творчеству отдельных художников. В некоторых книгах упоминается преподавательская деятельность мастеров кисти и резца, но эти разрозненные факты и воспоминания, хотя и представляют большую познавательную ценность, все же не позволяют составить исчерпывающего представления о системе подготовки творческих кадров в Чувашии.

Исследуемой проблеме посвящен ряд статей в сборниках научных трудов. В своих публикациях историк А.И.Иванов [36], искусствоведы А.Г.Григорьев [37], Н.А.Ургалкина [38], Ю.В.Викторов [39], А.А.Трофимов [40], Н.В.Воронов [41] поднимают отдельные вопросы художественного образования в Чувашии. Ряд публикаций содержит обзор художественной жизни республики за определенные периоды. Статьи А.Г.Григорьева «К.Иванов и художники Чувашии» (1966), А.И.Иванова «Симбирская чувашская школа и дореволюционная чувашская культура» (1970), «Художники М.А.Адрианов и А.А.Александров» (1969) посвящены вопросам подготовки мастеров изобразительного искусства Чувашии до Великой Октябрьской социалистической революции. Н.В.Воронов в статье «К вопросу становления национальной чувашской живописной школы» (1975) пишет о художниках, в творчестве которых национальные черты проявились наиболее полно и ярко. При этом автор не ставил перед собой задачу осветить проблемы художественного образования.

Н.А.Ургалкина в статье «Кузница национальных творческих кадров. К истории Чебоксарского художественного училища» (1975) рассматривает довоенную историю Алатырского художественно-гравёрного училища, позднее преобразованного в ЧХУ. Искусствовед затрагивает многие аспекты деятельности учебного заведения: историю его создания, самоотверженный труд педагогов, учебу и первые шаги в творчестве их воспитанников, прослеживает дальнейшую судьбу некоторых выпускников. Ведущая роль в организации училища отводится его первому директору Ф.С.Быкову. Автор использовала документальные источники: архивные материалы, публикации в периодической печати 1930-х годов, письма, воспоминания первых учащихся школы Н.И.Боровой, В.И.Куделькина, С.П.Осокиной. В статье проведен сравнительный анализ учебных работ, сделан ряд выводов относительно методики преподавания художников-педагогов, которые стремились не только посвятить своих питомцев в тайны изобразительного мастерства, но, прежде всего, воспитать их образованными людьми, привить любовь к Настоящему, Высокому искусству. Учащиеся демонстрировали свои учебные и творческие работы на художественных выставках в Алатыре, Чебоксарах, Москве и Горьком. «За семь лет существования учебного заведения в Алатыре был заложен основательный фундамент, позволивший школе перерасти в художественное училище, которое до сих пор готовит кадры художников-педагогов» (с.97).

В публикации Ю.В.Викторова «Чувашское изобразительное искусство в 1994 году (обзор)» (1996) приводится краткая история Чебоксарского художественного училища за 60 лет (с 1934 по 1994 год).

Статья Ю.В.Викторова «ХГФ: вчера, сегодня, завтра» (2000) посвящена истории художественно-графического факультета ЧГПИ с 1960 по 2000 год. Искусствовед отмечает, что организация факультета эстетического воспитания оказала значительное влияние на атмосферу культурной жизни Чувашской республики и всего Урало-Поволжского региона. На художественно-графическом факультете с первых лет его существования работали педагоги-художники,'" окончившие вузы Москвы, Ленинграда и Харькова. Преподавательский коллектив факультета пополнялся его выпускниками. Автор затрагивает педагогическую деятельность учителей школ, высоко оценивает вклад, который внесли педагоги-художники в теорию и методику преподавания изобразительного искусства. Многие педагоги и выпускники факультета за свои творческие достижения были удостоены Почетных званий и Государственных премий Чувашской Республики и Российской Федерации. В.В.Викторов пишет о работе факультета на современном этапе (1980-2000 гг.).

Диссертантом также были использованы материалы публикаций периодической печати (центральных и республиканских газет), журналов «Художник», «Искусство», «Творчество», «Ялав», «Таван Атал» и других, каталоги выставок произведений художников и т.д. Их авторы А.Г.Григорьев, Н.А.Ур-галкина, Ю.В.Викторов, Н.В.Воронов, В.В.Ванслов, С.М.Червонная, Н.В.Овчинников, О.И.Филиппов и многие другие писали о значительных событиях и знаменательных датах в культурной жизни республики, творчестве отдельных мастеров, основных направлениях изобразительного искусства Чувашии.

Обзор литературных источников дает основание констатировать, что при всем внимании исследователей к вопросам изобразительного искусства, художественное образование в Чувашии изучено недостаточно. Вплоть до настоящего времени лишь отдельные сюжеты, имеющие отношение к рассматриваемой теме, получили освещение в печати. Не проводилось фундаментального исследования художественного образования как целостного процесса во взаимосвязи с развитием изобразительного искусства.

Методологическая основа работы. Для полноценного раскрытия темы автором использованы исторический и логический методы, а также анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, наблюдение, сравнение, описание.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, чтобы сделать богатый опыт преподавателей ЧХУ и ХГФ ЧГПУ достоянием новых поколений художников-педагогов. Материалы диссертации и альбом, являющийся приложением к ней, могут быть использованы при составлении программ общих и факультативных курсов по специальностям: «История изобразительного искусства», «Изобразительное искусство Чувашии», «Теория и история художественного образования» для студентов вузов, учащихся техникумов искусств и художественных училищ, школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением гуманитарных предметов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации легли в основу докладов и выступлений автора на заседании научной сессии, посвященной 110-летию со дня рождения Н.А.Андреева (Чебоксары, ЧГИГН, 2002), научной конференции «Реалистические искусство XX века и чувашские художники» (Чебоксары, ЧГИГН, 2003), расширенном заседании секции искусствоведения ЧГИГН (Чебоксары, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Моделирование процесса эстетического воспитания в регионально-образовательном пространстве» (Чебоксары, ЧГПУ им.

И.Я.Яковлева, 2002), V Республиканской научно-практической конференции «Экономические, социально-философские и этнические проблемы развития Чувашии: теория и практика» (Чебоксары, ЧГПУ, 2004). Общий объем публикаций по теме исследования составляет 6,3 печатных листа.

Структура исследовательской работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и приложения. Во Введении обосновывается актуальность и научная новизна темы исследования. Первая глава посвящена истокам и становлению художественного образования в Чувашской АССР. Временные рамки охватывают конец XIX и частично XX век (до 1941 года). Во второй главе рассматривается развитие художественного образования и изобразительного искусства в период с 1944 по 1959 год. В третьей главе повествуется о взаимодействии систем художественного образования и процессов изобразительного творчества. Первый параграф посвящен Чебоксарскому художественному училищу, второй — художественно-графическому факультету ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. В заключении подведены итоги проведенного исследования. Содержание диссертации дополняют примечания к тексту, список использованных документальных и литературных источников, иллюстрированное приложение, включающее фоторепродукции произведений преподавателей-художников, учебных и дипломных работ студентов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Харитонова, Лидия Михайловна

-233 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История образования наглядно иллюстрирует развитие социальной культуры. Профессиональная подготовка художника не ограничивается овладением техническими приемами рисунка и живописи, усвоением теоретических знании в области перспективы и пластической анатомии человека. Общее и специальное образование традиционно рассматриваются в неразрывной связи. Под обучением подразумевается всестороннее эстетическое развитие личности, формирование ее духовной культуры с опорой на основные гражданские идеалы. Только при соблюдении этих условий творец сможет создать идейно значимое произведение.

Настоящее исследование посвящено проблемам взаимодействия изобразительного искусства и художественного образования в Чувашии. В диссертации впервые полностью прослеживается история специальных учебных заведений республики до 2005 года, приводится критический анализ современного состояния подготовки творческих кадров. Автором был изучен имеющийся документальный и фактологический материал по теме, приведены некоторые методические установки ведущих преподавателей, рассмотрены проблемные вопросы, объективно возникавшие в процессе обучения художников. Основное внимание уделено творчеству мастеров кисти и резца в контексте их педагогической деятельности. Многочисленные выпускники ЧХУ и ХГФ ЧГПУ внесли весомый вклад в развитие изобразительного искусства и художественного образования. Эти основные составляющие эстетики рассматриваются в неразрывном единстве и взаимодействии.

Процесс подготовки профессиональных художников в Чувашии является одним из звеньев педагогической системы Российской Федерации. Его истоки берут начало с конца XIX века, когда основными центрами обучения мастеров искусства Поволжья были Казанская художественная школа, Петербургская Академия художеств и Симбирская чувашская учительская школа. В этих учебных заведениях получили подготовку известные деятели культуры республики: М.С.Спиридонов, Н.К.Сверчков, К.В.Иванов, А.В.Ки-таев, И.С.Максимов-Кошкинский и другие. Выдающийся педагог-просветитель И.Я.Яковлев в руководимой им Симбирской школе ввел уроки рисования и декоративно-прикладного искусства. Он приглашал на преподавательскую работу профессиональных художников, которые ориентировались на лучшие достижения русского демократического искусства конца XIX — начала XX веков.

В начале 1930-х годов, на фоне возросшей потребности в работниках искусств, в республике наблюдается острая нехватка художников. Для подготовки профессиональных графиков была открыта Алатырская художественно-гравёрная школа, позднее преобразованная в училище. Первые ее учащиеся имели поверхностные знания по специальным предметам. Педагоги подошли к решению этой проблемы методически грамотно: главной профилирующей дисциплиной они сделали рисунок. На занятиях основное внимание уделялось конструктивному построению предметов и постановке их на плоскости. Постепенно учащиеся приступали к выполнению живописных этюдов * и сюжетно-тематических композиций. От натюрморта они последовательно переходили к портрету. В результате начинающие художники стали делать. . первые успехи. Их учебные и творческие работы экспонировались на выставках в Алатыре и других городах России, где заслужили положительные отзывы известных мастеров искусства страны. Невзирая на ограниченные условия и материальные сложности, студенты изучали произведения выдающихся русских и зарубежных мастеров, используя для этого любую благоприятную возможность.

Ознакомившись с небольшой частью учебных работ (альбомом «20 лет Великого Октября»), можно убедиться в том, что учащиеся на должном уровне усвоили законы композиции, научились грамотному изображению предметов, людей и животных, получили фундаментальные знания по перспективе и пластической анатомии, овладели техникой гравирования. При выполнении молодыми авторами сюжетных композиций основной была тема труда и социальных преобразований в Чувашии 1930-х годов. Нередко они обращались к историческому прошлому своего народа.

В то время изобразительное искусство расценивалось как мощная идейно-просветительская сила, и произведения художника-творца должны были вдохновлять людей на созидательный труд и защиту Отечества. Поэтому в обучении особая роль отводилась идеологическому воспитанию молодежи. Для начального этапа развития художественного образования характерен поиск основных направлений деятельности первого специального учебного заведения, форм и методов организации учебного процесса. Уже в довоенный период заслуженный деятель искусств ЧАССР М.С.Спиридонов много внимания уделял проблеме преподавания ряда специальных дисциплин с учетом особенностей национальной художественной культуры Чувашии. Неоднократно ставился вопрос о расширении училища и открытии трех самостоятельных отделений: живописного, графического и скульптурного, но этот проект остался неосуществленным из-за отсутствия средств. В Алатырском художественно-гравёрном училище (позднее ЧГХУ) получали подготовку художники-гравёры и художники-педагоги средней квалификации.

Незадолго до окончания Великой Отечественной войны ЧГХУ возобновило свою работу после вынужденного перерыва. С этого времени в училище осуществлялась подготовка художников-живописцев, учителей рисования и черчения средних учебных заведений. В первое послевоенное десятилетие заново сформировался коллектив квалифицированных педагогов, которые учили своих питомцев изобразительной грамоте, руководствуясь методами советской академической школы.

В 1940—1950-е годы тематика учебных композиционных работ и дипломных эскизов главным образом была связана с Великой Отечественной войной и восстановлением народного хозяйства. В 1960-х — начале 1980-х годов не иссякает интерес к героическому прошлому страны, но на первый план выходит производственная тема. Основное направление выражалось в стремлении показать прогресс индустриального общества (строительство, созидательный труд на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве), создании портрета человека-труженика. Учебная деятельность была согласована с задачами изобразительного искусства страны в целом.

В конце XX - начале XXI века студентам предоставляется свобода выбора волнующей темы, сюжета, материала и техники исполнения композиций. Нередко происходит обращение к древней истории, иногда это любование эпохой или взгляд на события с позиции современника. По-прежнему поднимаются «вечные темы» — патриотизма, материнства, семьи, детства, борьбы добра со злом и др.

Таким образом, Чебоксарское художественное училище оправдало свое назначение как центра обучения талантливой молодежи. Часть его выпускников продолжила образование в высших учебных заведениях СССР, учеба в ЧХУ способствовала их профессиональной ориентации. Многие приступили к работе по специальности в качестве учителей рисования и черчения в средних школах, училищах и техникумах; художников-живописцев, графиков, оформителей, декораторов, а также архитекторов, проектировщиков, чертежников, методистов в клубах и районных Домах народного творчества. Благодаря разноплановой подготовке в ЧХУ его выпускники проявили свой талант в различных областях изобразительного творчества.

Художественно-графический факультет ЧГПИ им. И.Я.Яковлева был открыт с целью обеспечения школ Урало-Поволжского региона квалифицированными кадрами учителей эстетического воспитания. Вместе с тем следует отметить, что из стен факультета вышли многие известные художники Российской Федерации. Педагоги ХГФ параллельно с творчеством активно вели научную и методическую работу, писали книги, публиковали статьи, посвященные проблемам художественной педагогики, истории и теории искусства.

Обращаясь к пройденным десятилетиям, можно заметить, что задачи, решаемые педагогами ЧХУ и ХГФ ЧГПУ, были во многом схожи. Обучение на факультете велось в соответствии с принципами реалистической школы.

Композиционные эскизы и квалификационные работы по живописи, рисунку и скульптуре отражали производственную, бытовую, военную, историческую тематики. Традиционно дипломники выполняли сюжетные композиции, портреты современников, серии пейзажей и графических листов, иллюстрации к литературным произведениям и т.д. В настоящее время молодым авторам предоставляется полная свобода творческой фантазии. Однако настораживает то обстоятельство, что в ряде случаев замысловатая манера и неординарная техника поглощает студента целиком, и он не задумывается над соблюдением правил перспективы, построением конструкции фигур людей и предметов, цветовой гармонии. В произведениях зрелого мастера за намеренным искажением пропорции всегда угадывается твердое знание изобразительной грамоты. Однако для начинающего художника погоня за оригинальной формой может обернуться потерей выразительности содержания. При этом следует отметить, что развитие творческой индивидуальности каждого учащегося заслуживает всяческого одобрения. Результатом многопрофильного обучения специалистов на факультете явилось то обстоятельство, что его выпускники сказали свое слово в развитии многих (в том числе новых для Чувашской Республики) видов и жанров изобразительного искусства.

До середины 1970-х годов, когда в республике произошло увеличение числа детских художественных школ и школ искусств, начальная специальная подготовка большинства поступающих в ЧХУ и на ХГФ ЧГПИ была слабой. Тем значительнее роль наставников, если принять во внимание, что их воспитанники, начиная с младших курсов, выполняли профессионально грамотные учебные и творческие задания. После организации ДХШ и ДШИ в столице и районах Чувашии педагогами в них стали работать преимущественно выпускники ЧХУ и ХГФ ЧГПУ. В свою очередь, их талантливые ученики поступают в высшие и средние художественные учебные заведения.

Педагогический процесс в ЧХУ не был целенаправленно ориентирован на изучение специальных дисциплин с особенностями местной художественной культуры. Однако в числе его выпускников немало художников, в творчестве которых национальные черты проявились полно и ярко. Реалистическая школа позволила им овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, благодаря которым они смогли направить развитие своего таланта. На художественно-графическом факультете значительная роль отводится изучению чувашского народного и профессионального искусства на занятиях по живописи, скульптуре, ДНИ, истории искусства. Таким образом, ЧХУ и ХГФ ЧГПУ стали центрами подготовки национальных творческих кадров для Чувашской Республики.

Проведенное изучение фактологического материала, находящегося в архивах, учебных и дипломных работ студентов, устной информации, предоставленной педагогами и выпускниками, дает основание утверждать, что в Симбирской чувашской учительской школе, Чебоксарском художественном училище и на художественно-графическом факультете ЧГПУ им. И.Я.Яковлева с первых лет работы была сформирована грамотная методическая система преподавания изобразительных дисциплин. Благодаря деятельности педагогов, в этих учебных заведениях были утверждены передовые традиции русской и советской художественной школы.

В ЧХУ и на ХГФ ЧГПУ наставники вели планомерную борьбу за чистоту реалистического искусства, не поощряя увлечения студентов формалистическими течениями прежде, чем они овладеют азами изобразительной грамоты, научатся правдиво передавать красоту окружающего мира, сделают свои первые шаги в творчестве. Педагоги учили своих воспитанников «видеть» большой объем, внимательно анализировать форму предмета или человеческой фигуры, избегая при этом приблизительного механического срисовывания. И, что самое главное, они призывали выражать идейное содержание своей работы средствами изобразительного искусства. Основное внимание уделялось развитию индивидуальных способностей каждого учащегося. В настоящее время не существует строго очерченных рамок для приемлемых форм и методов исполнения творческой работы. Иногда посредством фантастических образов, подсказанных воображением, молодые художники передают свое отношение к действительности, воплощают мечты о будущем и Т.д.

Становление и развитие художественного образования оказало благотворное влияние на изобразительное, музыкальное, театральное искусство, культурно-просветительскую работу среди населения и многое другое. Вместе с тем, сам процесс подготовки творческих кадров носит характер целостной, взаимосвязанной системы. Нередко членами преподавательского коллектива ЧХУ и ХГФ ЧГПУ становились их бывшие выпускники. Иногда специалисты, окончившие пединститут, преподавали в училище, и наоборот. Некоторые художники, получившие образование в Чувашии, после окончания вузов Москвы, Ленинграда (С.-Петербурга) и других городов, возвращались в родную республику, приступали к педагогической и творческой работе.

Специальные художественные учебные заведения являются своеобразными очагами культуры и просвещения. Педагоги Алатырского художественно-гравёрного училища оказали неоценимое влияние на развитие в то время еще молодого чувашского искусства: книжную и станковую графику, историческую живопись.

После Великой Отечественной войны в ЧХУ главным образом работали художники, творчество которых значительно обогатило такие жанры, как портрет, пейзаж, тематическая картина. Организация в 1960 году ХГФ обусловила приезд в республику квалифицированных молодых специалистов — выпускников центральных художественных вузов. Это не замедлило благотворно сказаться на видовом и жанровом разнообразии изобразительного искусства. За сравнительно небольшой период времени на качественно новый уровень вышли станковая графика и оформление книги, скульптура (станковая и малых форм), а некоторое время спустя — монументально-декоративное искусство, рекламный дизайн, плакат, монументальная скульптура. На рубеже XX-XXI веков в ЧХУ и на ХГФ ЧГПУ работают талантливые живописцы, графики, скульпторы и художники-прикладники. Их произведения известны

-240в Российской Федерации и за рубежом. Уместно еще раз напомнить, что преподаватели этих учебных заведений внесли весомый вклад в подготовку мастеров кисти и резца Чувашии, Мордовии, Марий Эл, Татарстана, а также других областей и республик Российской Федерации. Изучение развития изобразительного искусства республик Поволжья было бы недостаточным без учета роли и значения ЧХУ и ХГФ ЧГПУ им. И.Я.Яковлева.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающую полноту. В свете проблем современного искусствознания, основные положения и выводы диссертации могут оказать непосредственную помощь студентам, учащимся, критикам и художникам-педагогам в решении ряда методологических вопросов и некоторых творческих задач.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Харитонова, Лидия Михайловна, 2005 год

1. Литература общего и методического характера

2. Бранский В.П. Искусство и философия. -Калининград: Янтар. сказ, 1999.-703 е.: цв. ил.

3. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики / В.В.Ванслов; Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит, искусств Академии художеств СССР. -Ленинград: Художник РСФСР, 1975. -227 е.: ил.

4. Ванслов В.В. Искусствознание и критика. / Академия художеств СССР; НИИ теории и истории изобразит, искусства. -Ленинград: Художник РСФСР, 1988.-127 е.: ил.

5. Ильина Т.В. История искусств: русское и советское искусство: Учеб. пособие для вузов по специальности «Журналистика». —М.: Высш. шк., 1989. -400 е.: ил.

6. История русского искусства: Учебник для худож. вузов: В 2 т. —2 изд., перераб. —М.: Изобразит, искусство, 1980-1981. -Т.2. Искусство вт. пол. XIX в. / Под ред. М.Г.Неклюдовой, 1981.-288 е.: ил.

7. История советского искусства. Живопись, скульптура, графика Ред. коллегия: Б.В.Веймарн и др. -Т.1. -М.: Искусство, 1965. —304 е.: ил.;

8. Т.2. -М.: Искусство, 1968. -324 е.: ил.

9. История Чувашской АССР Пред. ред. коллегии И.Д.Кузнецов. — Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1967. -Т2. От Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней. —1967. -279 е.: ил. и карт.

10. Культурное строительство в Чувашской АССР: (Сб. документов): -Кн.1: (1917-1937 гг.). -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. -397 с. -Кн.2: (1938-1967 гг.). -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1968. -420 с.

11. Недошивин Г.А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. -М.: Советский художник, 1972. -343 с.

12. Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. —Минск: Изд. В.М.Скакун, 1998. -896 с.

13. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Е.Ф.Губский и др.. -М.: Цифра, 1998. -575 с.

14. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. А.А.Радугин. -М.: Центр, 2002. -240 с.1.. Опубликованные источники

15. Авраменко В.П. Художественное оформление и иллюстрирование книги. -Чебоксары: ЧГПИ, 1974. -48 е.: прил.

16. Быков Ф.С.: 1885-1966: Гравюра: Каталог выставки / ЧНИИ, ЧГХМ; Вступ. ст., сост. Н.А.Ургалкина. -Чебоксары: ЧГХМ, 1988. -31 е.: ил.

17. Бур гулов Е.Е.: Каталог выставки произведений. / Сост. Е.Е.Бургуло-ва, А.Г.Григорьев; Автор статьи А.Г.Григорьев. -Чебоксары, 1981. -12 с.

18. Ведерников Н.С.: Выставка произведений к 50-летию художника: Живопись. Монументальное искусство: Каталог / Чуваш, гос. худож. музей; Авт.-сост. А.Г.Григорьев. -Чебоксары: ЧГХМ, 1989. -40 е.: ил., портр.

19. Викторов Ю.В. Петр Кипарисов: Художник и педагог: Монография / Ю.В.Викторов; Чуваш, гос. ин-т гуманит. наук. -Чебоксары: ЧГИГН, 1999. -212 е.: портр., ил., 8. л. цв. ил.

20. Викторов Ю.В. Федор Осипов: Жизнь и творчество: Монография / Ю.В.Викторов; Чуваш, гос. ин-т гуманит. наук. -Чебоксары: ЧГИГН, 2000. — 197с.: ил., 4. л. цв. ил.

21. Викторов Ю.В. Анатолий Брындин скульптор-монументалист: Кн.-альбом / Ю.В.Викторов; Нац. акад. наук и иск-в Чуваш. Респ.; Чуваш, гос. ин-т гуманит. наук. —Чебоксары: ЧГИГН, 2001. -144 е.: ил., цв. ил., фот.

22. Воронов Н.В., Червонная С.М. Николай Васильевич Овчинников: Жизнь и творчество. -Чебоксары: Чуваш, книж. изд-во, 1981. -40 е.: ил.-25423. Выставка произведений творческой группы. / Авт.-сост. А.А.Трофимов. -Чебоксары, 1976. -10 с.

23. Выставка произведений художников автономных республик РСФСР. Москва. 1971. Каталог. -М.: Сов. художник; [1971]. -15 е.: ил.

24. Выставка произведений художников творческой бригады «Сельские Зори»: Живопись. Графика: Кат. / Сост. Э.М.Юрьев. -Чебоксары: Б.и., 1982. -12 с.: портр.

25. Актуальные вопросы истории и теории чувашского искусства: Сб. статей. -Чебоксары: НИИ яз., лит., истории и экономики, 1979. -149 е.: ил. Труды / НИИ ЯЛИЭ при Совете Министров ЧАССР; вып.90.

26. Вопросы мастерства в современном чувашском искусстве: Сб. статей. -Чебоксары: НИИ ЯЛИЭ при СМ ЧАССР, 1981. -Вып. 107.

27. Вопросы истории и теории чувашского искусства: Сб. ст. / НИИ ЯЛИЭ при СМ ЧАССР. -Чебоксары: ЧНИИ, 1982. -127 е.: ил.

28. Выставка произв. художников Чувашии, посвященная XXV Съезду КПСС: Кат. Живопись. Графика. Скульптура. ДЛИ. -Чебоксары: Б.и., 1976. -17 с.

29. Выст. произв. художников Чувашии, посвященная 45-летию республики. Чебоксары. 1965. Каталог. Сост. Н.А.Ургалкина. -Чебоксары: Чуваш-книгоиздат, 1966.

30. Выст. произв. художников Чув. АССР. Живопись. Графика. Скульптура: Каталог / Союз художников Чуваш. АССР; Сост. А.Д.Демидов. -Чебоксары: Б.и., 1954. -7 с.

31. Выставка станковой графики художников Чувашии: Кат. / Чуваш, гос. худож. музей; Сост., вступ. ст.: Ю.В.Викторов. -Чебоксары: ЧГХМ, 1987.-20 с.

32. Григорьев А.Г. Художники Чувашской АССР: Альбом. -Ленинград: Художник РСФСР, 1965. -63 е.: ил.

33. Данилов А.В. Проблема взаимосвязи обучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1997.

34. Иванов К.В. Иллюстрации к поэме Константина Иванова «Нарспи»: Комплект открыток. / Худ. П.Сизов. -М.: Изобразит, иск-во, 1970. -12 откр.

35. Иванов К.В. Нарспи: Поэма / Константин Иванов; Пер.с чув. Б.Ири-нин; Худож.-ил. П.Сизов. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2000. —166 е.: портр., ил.

36. Иванов К.В. Нарспи : Поэма: В стихах. / К.В.Иванов; Перевод с чуваш. Б.Иринина; Послесл. М.Сироткина, д-ра филол. наук; Худож. А.И.Мит-тов. —Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976. -127 е.: ил., цв. ил.

37. Ермолаева P.M., Гурин B.C. Юбилейная выставка произведений: Кат. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971.

38. Ефейкина А.А. Выставка произведений, посвященная 50-летию со дня рождения художника: Кат. -Чебоксары: ЧГХМ, 1983. -16 с.

39. Иванов-Ехвет А.И. По следам находок. К истории русско-чувашских культурных связей. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1977. -112с.: ил.

40. Изобразительное искусство автономных республик РСФСР Альбом. Вступит, ст. В.В.Ванслова. Статьи Г.Пикуновой и др.. -Ленинград: Художник РСФСР, 1973. -450 е.: ил.

41. Искусство автономных республик Российской Федерации = Art of the autonomous republics of the Russian Federation Альбом. Вступит, ст. В.В.Ванслова. -М.: Аврора, 1973. -192 е.: ил.

42. Воронов Н.В. Ревель Федоров: Альбом. -Ленинград: Художник РСФСР, 1989. -20 е., 9 л. цв. ил.

43. Изобразительное искусство Советской Чувашии: Альбом. / Сост. Н.В.Воронов, А.А.Трофимов; Вступит, ст. Н.В.Воронова]. -М.: Советский художник, 1980. -222 е.: ил., цв. ил.

44. Изобразительное искусство Мордовии: Альбом / Сост. и вступ. ст. Н.А.Косинец, Н.А.Шибакова. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. -191 е.: цв. ил., фот.

45. Искусство Мордовии за 50 лет: Каталог юбилейной выставки произведений художников Мордовии, посвященной 50-летию образования Мордовской АССР. -Саранск, 1980. -103 с.

46. Изобразительное искусство Чувашии: Каталог выставки. —Чебоксары, 1980.-22 с.

47. Изобразительное искусство Марийской АССР / Г.И.Соловьева, В.С.Патрушев, В.Г.Кудрявцев и др.; Науч. ред. А.А.Зенкин.; Марийский НИИ языка, литературы и истории им. В.М.Васильева и др. -Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1992. -254 е., 16 л. илл.

48. Изобразительное искусство Советской Татарии: Альбом / Автор текста и сост. С.М.Червонная. -М.: Сов. художник, 1983. -29 е., 116 л. ил., цв. ил.

49. Карачарсков Н.П.: Выставка произведений живописи и графики: Кат. / Чуваш, гос. худож. музей; Сост. М.А.Карачарскова; Предисл. Э.М.Юрьев. -Чебоксары: ЧГХМ., 1986. -16 с., 8 л. ил.

50. Козлов П.П.: Живопись. Графика: Кат. выст. / ЧГХМ. Сост. Ю.В.Викторов. -Чебоксары, 1986. -32 е.: ил.

51. Кокель А.А. Воспоминания современников и учеников / Сост., лит. запись А.Г.Григорьева. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1980. -104 е.: ил.-25757. Кузнецов Ф.Д., Кузнецова-Рыцк Э.Ф. Архитектор Петр Егоров. -Чебоксары: Чувашгиз, 1964. -80 е.: ил.

52. Егоров Д.Е. Ученые-педагоги Чувашии и их вклад в развитие просвещения и педагогической науки. -Чебоксары: Чувашия, 1997. -360 с.

53. Лауреаты премии им. Олыка Ипая 1968-1980 г.: Сб. / Сост. Л.С.Ерошкина. -Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1982. -115 е.: ил.

54. Всероссийская выст. произв. художников-преподавателей педагогич. учебн. завед. Живопись. Графика. Скульптура. Дек.-прикл. и монум. искусство: Кат. выст. -М.: Б.и., 1979. -60 с.

55. Вторая Всероссийская выст. учебн. и творч. работ учащихся и студентов педагогич. учебн. завед. РСФСР. Каталог. -Москва-Чебоксары: Б.и., 1983.-56 с.

56. Первая Всероссийская выст. учебн. и творч. работ учащихся и студентов. Каталог выставки. -М.: Б.и., 1978. -112 с.

57. Материалы научно-методической конференции. -Орел: Б.и., 1972. — 488 с.

58. Тезисы VI межвузовской научно-практической конференции по проблемам педагогики и высшей школы. -Чебоксары: Б.и., 1981. -208 с.

59. Тезисы VI межвузовской научно-практической конференции по проблемам педагогики и методики высшей школы. -Чебоксары: Б.и., 1981. — 248 с.

60. Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева: Вып.№3(6). -Чебоксары: ЧГПУ., 2000. -124 е.; Вып.№3(27). -Чебоксары: [ЧГПУ], 2002. -146 с.

61. Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов и студентов. №1 (Том 1). -Чебоксары: ЧГПУ., 2003. -198 с.

62. Миттов (1932-1971): Чуваш, художник: Сборник / Сост., примеч. и коммент. О.В.Таллеровой-Миттовой; Вступ. ст. Н.В.Воронова. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. -214 е.: ил.

63. О чувашском искусстве: Сб. статей. -Чебоксары, 1977. —147 с. — Вып.75.

64. Овчинников Н.В. Миг между прошлым и будущим: Восп. художника. / Н.В.Овчинников; Предисл. А.А.Трофимов; Нац. Акад. наук и искусств Чуваш. Респ.; Чуваш, гос. ин-т гуманит. наук. —Чебоксары: Изд-во ЧГИГН, 1998.-128 е.: 16 л. ил., 8 л. цв. ил.

65. Овчинников Николай Васильевич: Живопись: Альбом / Сост., авт. вступ. ст. П.В.Сымкин. —Чебоксары: Чувашия, 1998. —104 е.: портр., цв. ил.

66. Овчинников Н.В.: Живопись. Графика. Кат. выст. -М.: Сов. художник, 1978. -17 е.: 6 л. ил.

67. Прокушев Г.И. Художники Марийской АССР. -Ленинград: Художник РСФСР, 1982.-180 е., ил., цв. ил.

68. Проблемы совершенствования процесса обучения в высшей школе: Сб. статей; Вып.И. -Чебоксары: Б.и., 1975. -288 с.

69. Непомнящий В.М. Проблемы изображения пространства в рисунке и живописи. Автореф. дис. на . канд. пед. наук. —М., 1972.

70. Простые лики красоты: Образ мордовской женщины в изобразительном искусстве: Альбом / Сост. Л.Б.Федосеенко, Н.И.Шибаков; Авт. вступ. ст. Н.И.Шибаков. -Саранск: Мордовск. кн. изд-во, 1985. -127 е.: ил., цв. ил.

71. Рисунки художников Татарии периода Великой Отечественной войны (1941-1945). Выставка. -Казань, 1965: Кат. выст. Вступит, ст. А.Б.Файн-берга. -Ленинград: Художник РСФСР, 1969. -33 с.

72. Спиридонов М.С. Живопись: Кат. выст. —Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1949.-23 е., 17 л. ил.

73. Терюкалова Р.Ф. Заслуженный художник Чувашской Республики: Выставка произведений: Живопись, графика, ДПИ: Каталог / Союз художников Чувашии; ЧГХМ; Сост., авт. вступ. ст. Ю.В.Викторов. -Чебоксары: Рус-сика, 1999. -32 е., портр., цв. ил.

74. Семенов B.C. Чувашский край в моих произведениях: Восп. / Валерий Семенов; Сост. О.А.Алексеев. —Чебоксары; пос. Кугеси: Чувашия, 1998. -32 е., 16 л. ил., портр.

75. Семенов B.C. Прекрасное рядом: Каталог. —Чебоксары: Б.и., 1999.

76. Товаров-Кошкин Б.Ф., Червонная С.М, Художники Марийской АССР. -Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1978. -88 е.: ил., 16 л. ил.

77. Ургалкина Н.А. Моисей Спиридонович Спиридонов. Жизнь и творчество: Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. -48 е.: ил.; 16 л. ил.

78. Ургалкина Н.А. Никита Кузьмич Сверчков. Жизнь и творчество. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. -72 е.: ил., 8 л. ил.

79. Ургалкина Н.А. Чувашское советское искусство. 1917-1970: Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во., 1973. -119 е.: 32 л, ил.

80. Ургалкина Н.А. Художники Чувашии = The artists of Chuvashia. -Ленинград: Художник РСФСР, 1978. -207 е.: ил., цв. ил.

81. Современность и чувашское искусство: Сб. ст. / НИИ языка, литературы, истории и экономики. -Чебоксары: НИИ ЯЛИЭ, 1984. -115 с.

82. Современное чувашское искусство: Сб. ст.. -Чебоксары: НИИ ЯЛИЭ ЧАССР, 1978. -132 с.

83. Файнберг А.Б. Художники Татарии. -Ленинград: Художник РСФСР, 1983.-232 е.: ил., цв. ил.-26094. Федоров Р.Ф. Живопись, графика: Каталог. -Чебоксары: Б.и., 2000. -64 е.: ил., цв. ил.

84. Харитонов М.Ф. Научно-теоретические и методические основы учебных натурных постановок. Автореф. дис. на . канд. пед. наук. -М., 1975.

85. Харитонов М.Ф. Рисование мелом на классной доске: Учеб.-методич. пособие. 2 изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1982. -56 с.

86. Художники Марийской АССР: Альбом репродукций. Авт. статьи и сост. биогр. справок Б.Товаров-Кошкин. —63 е.: ил.

87. Художники Татарии / Сост. и авт. вступит, статьи Л.Я.Елькович. — Ленинград: Художник РСФСР, 1965. -67 е.: ил.

88. Художники Чувашии: Биобиблиографический справочник / Сост. Н.А.Ургалкина: 2 изд. —Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. -476 с.

89. Художники Чувашии Великому Октябрю: Кат. выст. -Чебоксары, 1988.-24 с.

90. Художники Чувашии: Кат. выст. произв. -М.: Сов. художник, 1979. -44 с.

91. Художники Чувашии к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина: Каталог. —Чебоксары, 1971. —36 с.

92. Художники Чувашии 100-летию поселка Ибреси: Кат. выст. произв. —Чебоксары: Чувашия, 1993. —22 с.

93. Червонная С.М. Петр Васильевич Павлов: Жизнь и творчество. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. -40 е.: ил.

94. Червонная С.М. Живопись автономных республик РСФСР (19171977). -М.: Искусство, 1978. -208 е., 40 л. ил.

95. Червонная С.М. Искусство Советской Татарии: Живопись. Скульптура. Графика. -М.: Изобразит, искусство, 1976. -295 е.: ил., цв. ил.

96. Червонная С.М. Художники Советской Татарии. -Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. -462 е.: ил.

97. Чувашское искусство: Поиски и решения. -Чебоксары, 1983. -131с. В надзаг.: НИИ ЯЛИЭ при Совете Министров ЧАССР.

98. Чувашское искусство. —Чебоксары, 1994. Вып.1: Вопросы теории и истории. -1994. -179 с.

99. Чувашское искусство: Вопросы теории и истории: Сб. ст. / ЧГИ. -Чебоксары: Руссика, 1996. -Вып.2. -164 с.

100. Чувашское искусство: Вопросы теории и истории: Сб.ст. / Чуваш, гос. ин-т гуманит. наук. -Чебоксары: ЧГИГН, 1994. -Вып.З. -1997. -250 е.; -Вып.4. / Отв. за вып. М.Г.Кондратьев. -2001. -181 е.: ил.

101. Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева: История, структура, ученые. -Чебоксары: ЧГПУ, 2000. -398 с.

102. Художники Чувашской Республики: Комплект портретов с биографическими сведениями и характеристикой творчества / Авт.-сост. Г.А.Игнатьев. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во. -57 портр., обл.

103. Шестая зональная художественная выставка «Большая Волга». 1985. -Кат. выст. произв. -Чебоксары: Изд-во чуваш. Обкома КПСС, 1985. -85 е., 25 л. ил.

104. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук: отдел VIII, единицы хранения: 562; 647, инвентарный №5.558.

105. Центральный государственным архив Чувашской Республики.

106. Ф.Р.-221 Министерство просвещения Чувашской АССР.

107. Оп.1, д.д.956, 1033, 1060, 1334, 1348.

108. Ф.Р.-1335 Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я.Яковлева. Оп.6, д.д. 606, 609, 706, 722, 784, 824, 850, 906, 908, 923, 984, 988, 1044, 1063, 1149, 1160, 1224, 1234, 1340, 1384, 1424.

109. Оп.7, д.д. 150, 193, 206, 249, 321, 346, 361, 406, 407, 435, 475, 567, 892, 1009, 1011, 1130.

110. Протоколы заседаний ученого совета, педагогических конференций и совещаний преподавательского состава. Планы научно-исследовательской работы и отчеты об их выполнении. Учебные планы и отчеты о работе факультетов и кафедр.

111. Ф.Р.-1581 Управление по делам искусств при Совмине ЧАССР.

112. On. 1, д.д. 41, 73, 78, 175,227.

113. Оп. 2, д.д. 25,58, 118, 185.

114. Приказы, отчеты и информация о работе подведомственных учреждений.

115. Ф.Р.-1898 Министерство культуры ЧАССР.

116. Оп.1, д.д. 731, 768, 791, 843, 971, 1042.

117. Отчеты, справки и информация о работе подведомственных организаций и учреждений.

118. Ф.Р.-2386 — Чебоксарское художественное училище.

119. Оп.1, д.д. 1,3, 5, 10, 12, 15, 16, 17, 25,26,30,31,34,36, 40, 44, 51, 55, 56, 59, 63, 64, 67, 68, 71, 72, 73, 74, 78, 82, 85а, 87, 89, 93, 96, 100, 103, 107, 108, ИЗ, 117, 118, 123, 124, 127а, 128.

120. В работе над диссертацией были использованы материалы ведомственных архивов ЧХУ и ЧГПУ им. И.Я.Яковлева.1. ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

121. БХФ биолого-химический факультет

122. ВГИК — Всесоюзный государственный институт кинематографии ГМИИ — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

123. ГРМ — Государственный Русский музей ГТГ — Государственная Третьяковская галерея

124. ЛГПИ — Ленинградский государственный педагогический институт им.1. A.И.Герцена

125. МГПИ — Московский государственный педагогический институт им.1. B.И.Ленина

126. ЧГПУ — Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлевакафедра ЧТиМП — кафедра черчения, труда и методики преподавания ЧХУ Чебоксарское художественное училище.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.