Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Хакимова, Жанна Фуатовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 232
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хакимова, Жанна Фуатовна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ
Б.ПАСТЕРНАКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1.1. Лирика Б.Пастернака в оценке критики и научной описании как теоретическая база ее школьного изучения.
1.2. Проблемы художественного восприятия и понимания текста и процесс изучения русской лирики в национальной школе
Глава 2. СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ Б.ПАСТЕРНАКА
В НАЦИОНАЛЬНОЙ МОЛЕ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ОБУЧЕНИЕ.
2.1. Основные положения и этапы экспериментальной системы изучения лирики Пастернака в национальной школе.
2.2» Изучение лирических произведений
Пастернака в средних классах.
2.3» Монографическое изучение лирики
Пастернака в выпускном классе
2.4. Итоги экспериментального обучения.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Изучение лирики и поэмы "Реквием" Анны Ахматовой в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан2005 год, кандидат педагогических наук Мартьянова, Ольга Валерьевна
Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой2000 год, кандидат педагогических наук Бурцева, Светлана Семеновна
Изучение поэтики лирики Б.Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы2004 год, кандидат педагогических наук Лукашенко, Александра Викторовна
Особенности изучения творчества Н.А. некрасова в 5-10 классах якутской школы2010 год, кандидат педагогических наук Васильева, Людмила Ивановна
Изучение лирики Ф.И. Тютчева в контексте русского романтизма в школах Республики Татарстан2011 год, кандидат педагогических наук Сухая, Ольга Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение лирики Бориса Пастернака в национальных школах Татарстана»
Лирика великого поэта современности Бориса Пастернака выде- I лявтся в поэтическом контексте XX века неповторимым своеобрази-1 ем, мощной энергией поэтического таланта, высокой жизнеутверждающей идеей. Растущая потребность современного общества в творчестве Пастернака как великой культурной ценности способствует тому, что лирика Пастернака из достояния русской культуры становится достоянием народов России и всего мира: Пастернак -один из самых читаемых и изучаемых поэтов XX века* Подобного рода потребность выражает стремление общества преодолеть дефицит духовности.
Различая массовое и культурное сознание по эстетическим потребностям, £«Б«Борев определяет литературу внсокого уровня, и в частности поэзию Пастернака, как "бестселлер культурного сознания". Сформулированная им ныне бесспорная истина* что "история литературы должна строить свои суждения на выдающихся произведениях культурного сознания" /31, 23/» сегодня имеет отношение и к содержанию окольного литературного образования*
Активная в течение последнего десятилетия переориентация школьного литературного образования оказывает позитивное воздействие на повышение его уровня, развитие творческого потенциала личности» воспитание ее в духе общечеловеческих идеалов.
Решение этих стержневых задач школьного преподавания литературы оказалось невозможным без утверждения приоритета ценности литературного произведения как произведения искусства, введения в программы имен великих писателей современности и подлинных шедевров литературы. Школа, в том числе и национальная, сегодня преодолевает свой консерватизм по отношению к лирике XX века, вскрывая при этом ряд новых цроблем.
Лирика - наиболее трудный для восприятия род литературы. Вошедшие в вовне программы стихи поэтов XX века, в том числе и Пастернака, требуют читательских усилий, трудны для понимания. Следовательно, повышаются требования к подготовке квалифицированного читателя, воспитанного на лучших образцах лирики.
Изучение лнрикиПастернака по действующим программам для рус-ких и национальных школ вводится лиаь в выпускном классе /181; 163; 184:/. Подобного однократного обращения к творчеству поэта недостаточно, так как это зачастую приводит к тому, что ученик утверждается в бытующем мнении о непонятности стихов Паетернака, и,как следствие, не выражает желания вновь обратиться к ним.
Проблема исследования определяется сложиввимися противоречиями между культурными потребностями общества и реальными возможностями школы» между растущими требованиями к содержанию и качеству литературного образования школьников и фактическим отставанием в плане активного включения лирики Пастернака в окольную программу (отсутствие необходимых исследований, незнание учителем эффективных путей изучения нового для школы литературного явления).
Изучение лирики Пастернака в национальной школе - переменная методическая проблема. Обращение к вей закономерно и по той причине, что в последнее десятилетие проблема изучения лирики Пастернака стала объектом внимания методистов русской школы* Так, работы Г.И.Давиденко /67; 68/ и Н.В.Сосновской /224/ представляют собой теоретически обоснованные экспериментальные системы изучения лирики Пастернака в выпускном классе русской школы. В целом же растущий интерес к творчеству Пастернака, необходимость широкого введения лирических произведений Пастернака в школьный курс литературы и недостаточная научно-щвктическая разработанность в методике проблемы изучения лирики Пастернака в национальной школе определяют выоор темы диссертационного исследования и ее актуальность.
Данная проблема может быть разрешена через системное, охватывающее ряд лет обучение лирике Пастернака в ее специфике. Изучение лирических произведений Пастернака в среднем звене национальной школы позволит как можно раньше приобщить школьников к доступным им лучшим творениям поэта, откроет для них новые перспективы в постижении поэзии вообще. Трудность восприятия лирики Пастернака может быть преодолена путем постепенного привыкания к новому д&я ученика-читателя поэтическому языку, систем» ного и поэтапного знакомства с лирикой Пастернака.
Современный ученик знакомится в курсе литературы с творчеством самих значительных поэтов эпохи: Хлебникова, Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой, Маяковского, Пастернака, которые создали сильнейший по влиянию на современную лирику культурный поэтический контекст. Осмысление лирики Пастернака в поэтическом контексте эпохи предполагает звание учениками особенностей русской лирики IX века, изменений, происшедших в лирике пои влиянием традиций символизма (особое открыто-сбытое проявление авторского сознания, тенденция к крайней индивидуализации, новы* шейная ассоциативность и суггестивность) и футуризма (возможность резких смысловых сдвигов, реформированная рифна, узаконенное сочетание различных размеров в стихотворении, "реализация" метафоры, широкое введение в лирику прозаизмов и неологизмов).
Лирика Пастернака оставляет парадоксальное впечатление сложности и простоты, речи взахлеб и афористической точности выражения, случайности ассоциативного ряда и строгой художественной организации одновременно, представляет собой сложное литературное явление. В связи с тем, что существуют объективные трудноети восприятия лирики Пастернака, в диссертационной работе рассматриваются вопросы поэтики и восприятия лирики Пастернака в свете критических материалов и современных исследований зарубежных (К.О'Коинор, К«0.ТарановскиЗ, Е.Фарыно, Л.Фдейшман, Р.Якобсон, и др.) и отечественных пастернаковедов (В.Н.Альфонсов, В.Ф.Асмус, В.С.Баевский, Б.М.Гаепаров, М.Л.Гаспаров, Л.Я.Гинзбург, Вяч.Вс.Иванов, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, Т. И. Меркулова, Л.А.Озеров, Е.Б.Пастернак, Е.В.Пастернак, З.С.Паперный, А»Д.Синявский, И.П.Смирнов, Т.Н.Фроловская, И.В.Фоменко и др.). Еа данных работах базируется наш качественный выбор содержания обучения, направленности , инструментария анализа, научно обоснованных подходов к постановке обучения лирике Пастернака в национальной яколе.
Создание экспериментальной модели обучения лирике Пастернака в национальной около в значительной степени зависит от научной разработанности проблем восприятия и изучения лирики. Многие вопросы восприятия глубоко исследованы» но продолжают оставаться открытыми в методике литературы, равно как и в теории литературы /1; 2; 31; 36; 54-57 ; 65; 88; 97; 109; 116; 118-123; 234; 239; 240; 243; 250; 266; 276; 287 и др./, психологии /48; 50; 186; 245; 249; 286 и др./, герменевтике /268; 287 и др./, эстетике /12; 82; 176; 211; 229; 267 ; 281 и др./ - те* науках, которые занимается, в частности, проблемами восприятия и интерпретации произведений искусства, а шире - проблемами их дательного функционирования. В значительной степени обогатили теорию и практику изучения лирики труды таких филологов и ученых-методистов, как В.В.Голубков, М.А.Рыбникова, М.Г.Ахметзянов, Р.В.Бан-чуков, Г.И.Беленький, О.Б.Богданова, Б.А.Буяльский, Г.А.Гуковс-кий, И.С.Збарский, Г.Н.Иония, Е.В.Карсалова, Д.А.Клумбите, Н.И.Кудряшев, Т.Ф.Курдшова, А.Г.Кутузов, A.M.Лисовский, А.А.Липаев, Б.С.Локшина, Ю.М.Лотман, Р.Д.Мадер, К.В.Мальцева, В.Г.Маран-цман, B.G.Медведев, Н.Я.Мещерякова, Н.Д.Молдавская, К.М.Нартов, Я.Г.Нестурх, З.Я.Рез, Н.Н.Светловская, З.С.Смелкова, Н.А.Станчек, Д.В.Тодоров, М.Б.Успенский, И.Д.Хмарский, М.В.Черкезова и др.
Не представляется возможным создание научно обоснованной системы изучения лирики Пастернака без учета эстетических и психологических основ восприятия искусства, возрастных особенностей школьников, методических подходов к изучение лирики учениками-билингвами, особенностей понимания и интерпретации русской лирики учащимися, воспитывающимися прежде всего на национальной литературе. Последнее поставило нас перед необходимостью рассмотреть ряд работ /77; 137; 158; 246; 264; 284 и др./ по вопросам татарской культурной традиции в литературе и национального своеобразия эстетического идеала, затронутым в связи с проблемой изучения русской лирики в национальной школе.
Црннципиально важное для исследования значение имеют работы по проблемам педагогики и дидактики таких ученых, как Ю.Б.Бабан-с кий, П.П.Блонский, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Д.В.Вилькеев, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткия, Н.М.Шахма-ев и др.
Объект ~ процесс восприятия и изучения лирики
Пастернака в татарской школе.
Предает irmmifflHM - методика изучения лирики Пастернака в национальной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать систему изучения лирики Пастернака в курсе русской литературы дяя национальных школ, создать экспериментально проверенную методику изучения лирических произведений Пастернака в средних классах и монографического изучения лирики Пастернака в выпуск-подклассе.
В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза: методика изучения лирики Пастернака в национальной школе будет эффективной, если
- изучение начнется в среднем звене и будет проходить поэтапно в рамках разработанной системы;
- лирика Пастернака в процессе изучения будет рассмотрена в контексте культурных традиций, с учетом особенностей ее поэтики, специфики ее восприятия и понимания нерусскими учащимися;
- на всех этапах системы будет организовано творческое чтение и анализ лирических произведений Пастернака, а процесс изучения пройдет в интенсивной эмоциональной и интеллектуальной работе учащихся.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие заказж:
1/ выяснить теоретические основы изучения лирики Пастернака в национальной школе, изучив философскую, литературоведческую, и в частности пастернаковедческую, психолого-педагогическую и методическую литературу;
2/ представить методическую модель изучения лирики Пастернака, предварительно определив этапы системы и обосновав отбор произведений;
3/ выявить особенности восприятия лирики Пастернака нерусскими учащимися, определить наиболее эффективные приемы обучения;
4/ экспериментально проверить эффективность обучения по предложенной модели и обобщить результаты.
Для решения поставленных задач применялся метод восхождения от абстрактного к конкретному, идеализация, моделирование, построение гипотез, доказательство выдвигаемых положений с помощью теоретического обоснования и эксперимента.
Методологической основой исследования являютея философские воззрения Пастернака, труды по философии, эстетике, литературоведению, психологии, педагогике, методике литературы, в которых рассматриваются вопросы поэтики Пастернака, проблемы художественного восприятия, понимания и интерпретации лирики, изучения лирики в школе, оптимизации учебного процесса.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (1986-1992): изучение работ по филологии, методике литературы, психологии и педагогике; накопление и обобщение опыта работы автора как учителя; наблюдение за процессом изучения и восприятия лирики в сельских и городских школах: Богородской средней школе Пестречинского района Республики Татарстан, школе £55 г.Казани, Средней специальной музыкальной школе при Казанской государственной консерватории.
Второй этап (1993-1994): изучение научной литературы по теме исследования; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня информированности учащихся национальных школ о творчестве Пастернака; подготовка и проведение обучающего эксперимента в татарских гимназиях Л2, №5 г.Казани, выявление его эффективности; проверка достоверности гипотезы.
Третий этап (1995-1997): теоретическое осмысление результатов экспериментального обучения; уточнение основных положений работы; оформление диссертации.
Научная довдзаа и mp»T1B43<?PM SflffHMWTfr работы заключаются в том, что в результате исследования выявлены теоретические основы изучения лирики Пастернака в национальной школе и необходимые условия эффективности этой деятельности; предложена методическая модель, отражающая системно-структурную организацию процесса обучения лирике Пастернака; поэтапно описан процесс экспериментального изучения лирики Пастернака в национальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов опытно-экспериментальной проверки предложенной системы изучения лирики Пастернака в национальной школе. Результаты исследования внедряются в практику школы, используются при подготовке программ, учебных хрестоматий по русской литературе для татарских школ и методических пособий к ним /182; 203-205/. Материалы диссертации могут быть использованы в спецкурсе "Лирика Бориса Пастернака" для студентов педвузов, а также в курсе методики преподавания русской литературы в национальной школе.
Достоверность результатов исследования подтверждается их теоретическим обоснованием, данными эксперимента, анализом результатов на каждом этапе работы, а также личным опытом работы автора в школе.
AffP^foiflfl-ff работы. Основные положения диссертации отражены в докладах на 24-й Зональной конференции литературоведческих кафедр университетов и пединститутов Поволжья (Тверь, 1994), на ежегодных Итоговых конференциях в КГПУ (Казань, 1994-1996), на Конференциях молодых ученых в КГПУ (Казань, 1994-1997), на Всероссийской научно-практической конференции памяти Я.А.Ротковича (Самара, 1995), на 2-й и 3-й Республиканских научных конференциях молодых ученых и специалистов (Казань, 1996, 1997), на Голубковских чтениях в МПГУ им. В. И Ленина (Москва, 1997) и в опубликованных работах /182; 203-205; 259-263/.
Структура диссертации определена теоретическим и эмпирическим характером исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Изучение лирики поэтов-символистов в национальных школах Республики Татарстан1997 год, кандидат педагогических наук Мухаметшина, Резеда Фаилевна
Формирование понятия о классицизме у старшеклассников на уроках русской литературы в процессе изучения лирики: На материале национальных школ Республики Татарстан2001 год, кандидат педагогических наук Галимуллина, Альфия Фоатовна
Культуроведческий подход к изучению лирики в старших классах национальных школ Республики Мордовия2004 год, кандидат педагогических наук Мазуренко, Оксана Владимировна
Методика изучения лирики в пятом классе якутской школы: На материале произведений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета2003 год, кандидат педагогических наук Бессонова, Валентина Прокопьевна
Пространственно-временная организация ранней лирики Б. Пастернака2004 год, кандидат филологических наук Кондратьева, Ирина Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Хакимова, Жанна Фуатовна
Выводы по второй главе Оцределенне основных положений системы изучения лирики Пастернака в национальной школе, моделирование процесса изучения и экспериментальная проверка системы на двух этапах являются основным содержанием научно-практической главы исследования, ориентированной на разработку научной методики по проблеме исследования и проверку ее эффективности. Основными выводами являются следующие.
1. Экспериментальное изучение лирики Пастернака в национальной школе подтверждает положение о необходимости системного изучения лирики Пастернака в средних и старших классах как длительного поэтапного процесса. Реализация принципа системности является одним из условий эффективности изучения лирики Пастернака. Опора на достижения пастернаковедеяяя, критический и научный анализ, преодоление трудности пастернаковских текстов как реализация принципа научности и посильной трудности также является условием эффективности системы. Выбор метода творческого чтения во взаимосвязи с эвристическим основывается на принципе медленного чтения лирических произведений Пастернака и отвечает специфика национальной школы, что и способствует реализации принципа творческой активности учащихся.
2. Экспериментальное изучение лирики Пастернака в национальной школе представляет собой выразительное чтение и анализ лирических произведений Пастернака в средних классах и монографическое изучение его лирики в специфике, в контексте творчества и широком культурном контексте - в выпускном классе. Этапность системы реализуется через научно обоснованный выбор содержания обучения и последовательность методических задач: формирование начальных представлений о лирике и лирическом произведении Пастернака, углубление начальных представлений, формирование общего представления о лирике Паетернака как художественном целом.
3. Экспериментальное изучение лирики Пастернака в национальной школе подтверждает гипотезу об эффективности данной методики при условии организации интенсивной эмоциональной и интеллектуальной работы учащихея, нацеленных на создание собственной интерпретации лирического произведения Пастернака. Ходом экспо— риментальной работы подтверждается положение о творческом характере процесса изучения лирики Пастернака в национальной школе* Подтверждается необходимость организации обучения о учетом национальных особенностей восприятия русской лирики: восприятия ее как экзотической в плане "русскости" ее национально-культурной и национально-религиозной семантики на всех уровнях текста. Установка на непонятность Пастернака и непреодоленно национально обусловленных различий в плане поэтики родной и русской лирики предупреждается или преодолевается прежде всего формированием положительной установки на восприятие лирики Пастернака.
4. Экспериментальное изучение в целом подтверждает эффективность предложенной модели изучения лирики Пастернака в национальной школе. Эксперимент показывает, что первичное восприятие национальным школьником лирики Пастернака отличается от идеальной модели ее восприятия (см. выше: с» 92) затрудненным осмыслением семантики знака, образа и структурных связей текста, что влечет зачастую неадекватное восприятие произведения в целом. Управление процессом вторичного восприятия корректирует данную модель в следующем аспекте: осмысление семантики знака, образа и структурных связей текста выступает как наиважнейший в восприятии этап понимания, который предшествует таким этапам, как видение реалий, создание "модели мира" Пастернака, подключение ассоциаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование находится в русле стержневых задач школьного преподавания литературы - повышения уровня литературного образования, развития творческого потенциала личности, воспитания ее в духе общечеловеческих идеалов.
Изучение лирики Пастернака в национальной школе как проблема рассматривается теоретически и эмпирически. В связи с темой исследования намечается цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему изучения лирики Пастернака в 5 - 11 классах национальной школы, предварительно определив содержание этапов и методику работы на каждом этапе.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза определяют последовательность решения задач: теоретического обоснования проблемы, создания методической модели и ее экспериментальной проверки с определением особенностей восприятия лирики Пастернака нерусскими школьниками.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы. Методика изучения лирики Пастернака в национальной школе берет за основу критерий эстетической и общечеловеческой ценности цроизведения, принимает достижения современного па-стернаковедения в качестве методологической основы. Данная основа определяет процесс изучения в следующих аспектах: 1/ качественный выбор содержания обучения; 2/ научно обоснованный выбор направленности и инструментария анализа, основанный на принципиальном утверждении реалистического характера пастернаковской лирики, учете специфических особенностей ее поэтики и места в культурном контексте эпохи; 3/ учет особенностей восприятия лирики Пастернака при выборе приемов активизации читательской деятельности.
2. Методика изучения лирики Пастернака в национальной школе, являясь творческим процессом, основывается на ютоде творческого чтения во взаимосвязи с эвристическим, опирается на личностно-ориентированный подход, предоставляет ученику возможность собственной интерпретации лирического произведения Пастернака. Данная методика основывается на принципе системности, который реализуется через установление связей между содержанием обучения и поэтапным решением методических задач: формирование начальных представлений о лирическом произведении Пастернака, углубление начальных представлений, формирование представления о лирике Пастернака как художественном целом. Системность, научность и посильная трудность, творческая активность учащихся и положительный эмоциональный фон обучения являются принципами, реализация которых обеспечивает эффективность предложенной методики.
3* Методика изучения лирики Пастернака в национальной школе строится с учетом национальных особенностей восприятия и понимания русской лирики, в частности, осознания ее русской национально-культурной семантики на языковом, образном и понятийном уровнях. Эффективность методики определяется ориентацией на модель восприятия лирики Пастернака нерусским учащимся, который при условии положительной установки на восприятие, читая, отдается непосредственному эмоциональному впечатлению; осмысляет семантику знака, образа и структурных связей текста; подключает механизмы образного представления реалий; воссоздает "модель мира" Пастернака; подключает механизмы ассоциативной памяти; повторно, на новом уровне восприятия осмысляет семантику злака, образа и структурных связей текста; вступает в акт активно-диалогического понимания; создает личностно окрашенную модель произведения (интерпретацию); получает эстетическое наслаждение от дроиз-* ведения и удовлетворение от самого процесса восприятия.
Общие методические и теоретические положения диссертационного исследования предполагают конкретизацию методики изучения лирики Пастернака. В дальнейшем исследовании нуждается проблема понимания-непонимания лирики Пастернака в условиях национальной школы, а также методика изучения творчества Пастернака в школе, включающая работу над лирикой и прозой. Решение названных проблем будет способствовать эффективности постижения и целостности восприятия учащимися творческого наследия Пастернака.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хакимова, Жанна Фуатовна, 1997 год
1. Анализ литературного цроизведения: Сб. статей / АН СССР, Ин. рус. литературы (Пушкинский дом) / Под ред. Л.Й*Емельянова я А«Н«Незуитова» - Л»: Наука, 1966. - 236 с,
2. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л.: Сов. писатель, 1990. - 368 с.
3. Аркин И. ft. Возвращение к литературе: Уроки в 5-9 классах: Планирование-конспект // Литература в школе. 1994. - #4.1. С. 41-51.
4. Архангельский А.Н. Вакансия поэта // Пастернак Б« Стихотворения, поэмы, цроза. М.: ACT Олимп, 1996. - С* 5-16.
5. Архангельский А.Н* "Он награжден каким-то вечным детством": Тема детства в творчестве Пастернака // Детская литература. -1989. ЛЗ. - С. 26-30.
6. Асеев Н. Дневник поэта* « Л*: Прибой, 1929* 227 с*
7. Асеев Н. Письма о поэзии: "Сестда моя жизнь" Пастернака // Красная новь. 1922. - A3. - С. 248-253.
8. Асмус В.Ф. Вопросы теория и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. - 654 с.
9. Асщуо В.Ф. Творческая эстетика Б.Пастернака // Б.Пастернак об искусстве. М.: Искусство, 1990. - С. 8-35.
10. Ахметзянов М.Г» Формирование художественно-эстетических ориентаций старшеклассников в процессе освоения курса русской литературы: Дне. . док. пед. наук: 13.00.02 / Мое. под. гос. ун-т. М., 1995. - 412 с.
11. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / АПН СССР.-М.: Педагогика, 1989. 558 о.
12. Баевский B.C. История русской поэзии (1730-1980): Компендиум. Смоленск: Русич, 1994. - 302 с.
13. Баевский B.C. Миф в поэтическом оознаннн и лирике Пастернака. Изв. АН СССР. Сер. лнт-рн и яз., 1980. - #2. - С. 122-124*
14. Баевский B.C. Пастернак-лирик: Основы поэтической системы. Смоленск: Траст-тюком, 1993. - 240 с»
15. Банников Н. О Борное Пастернаке // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.: Худож. лит., 1988. - С. 493-502.
16. Банчуков Р.В, Из опыта внеклассной работы по литературе: развитие навыков анализа поэтических произведений у старшеклассников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
17. Бахтин М.М» Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 444 о*
18. Безродный М. Конец цитаты // Нов. литературное обозрение. -1995. МЯ. г С. 266-г334. .
19. Безчеревных Э.В.Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности // Философско-психодогичео*» кие проблемы образования. М.: Педагогика, 1$81. - С. 17-38.
20. Библер В. От наукоучения к логике культуры: Два философ. ввод, в XXI век. М.: Политиздат, 1991. - 413 с.
21. Бирнбаум X. Беседа с Борисом Пастернаком // Славяноведение. 1992. - JG6. - С. 98-103.
22. Благов Д.А, Конференция, посвященная 100-чяетию со дня рождения Б.Л.Пастернака // Рус* литература, 1990. 13. - С. 218222.
23. Блонокнй ПЛ. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Под ред. А.В .Петровского. М.: Педагогика, 1979. - Т.1. - 304 с. ; Т.2. - 399 с.
24. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы. М.: мши им. Ленина, 1979. - 74 о.
25. Богданова О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 клаосе: Пособие дня учителя. М.: Просвещение, 1980. - 96 с.
26. Боров Ю.Б. Методология анализа художественного произведения // Методология анализа художественного произведения / Под ред. Ю.Б.Борева. М.: Наука, 1988. - С. 3-32.
27. Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. -399 с.
28. Борис Пастернак, 1890 1990 / Под ред. Л.Лооева. -Нортфилд; Вермонт; Рус. шк. Норвич* ун-та, 1991. - 299 о.
29. Брюсов В.Я. Ремесло поэта: Ст. о русской поэзии. М.: Современник, 1981. - 399 с.
30. Бухштаб Б.Я. Лирика Пастернака // Литературное обозрение.1987. HQ, - С. 106-112.
31. Бушмин А.С. Об аналитическом рассмотрении художественного произведения // Анализ литературного произведения. Л.: Наука, 1976. - С. 5-19.37» Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение, 1986. - 171 с.
32. Верииковнч 0. Две вьюги // Нов. юность. М.; 1994. -JI4. - С. 181-188.
33. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О.Ю.Богдановой. М.: МШИ им. Ленина, 1984. - 111с.
34. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. -М»: Сов. писатель, 1989. 222 о.
35. Вознесенский А. Четыре осенние песни: "Магдалина", "Рождественская звезда", "Гофеиманокий оад", "Гамлет": Предисл. к публик. // День поэзии. М.: Сов. писатель, 1980. - С. 177-178.
36. Вопросы анализа художественных произведений: Сб. статей / Под ред. проф. Н.О.Корста. М.: МИШ им. Ленина, 1969. - 284 о*
37. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе: Посэб. дяя учителя / Л.В.Тодоров, М.Г.Ахметзянов, Н.Г.Агапова и др. Л.: Просвещение, 1981. - 296 с.
38. Вопросы цреподавания русской литературы в национальной школе: Сб. статей / Ред. кол.: А.А.Волков и др. М.: Педагогика, 1972. - 224 с.
39. Воспоминания о Борнео Пастернаке / Сост.: Е.В.Пастернаки М.Фейнбврг. М.: Слово, 1993. - 750 о.
40. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 90 с»
41. Выготский Л.С* К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т.З. - М.: Педагогика, 1983. - С. 329-337.
42. Выготский Л.С. Психология искуоства / Предисл. А.Н.Леонтьева; Коммент. Л.С.Выготского, Вяч.Вс.Иванова. 3-е изд.
43. М.: Искусство, 1986. 572 о.
44. Вязьмина А.В. Поэт читатель: творческий диалог: Учеб. пособие. - Орехово-Зуево: ОЗПЙ, 1996. - 72 с.
45. Гаспаров Б.М. $4&o(ttS ad /кчпл*>$им\ (самосовершенствование как категория творческого мира Пастернака1. Ш- M.JQ. -£.¥6-<fC>£
46. Гаспаров Б.М. Поэтика Пастернака в культурно-историческом измерении: Б.Л.Пастернак и О.М.Фрейденберг // Сб. статей к 70-летию Ю.М.Лотмана. Тарту: Тартус. гос ун-т, 1992. - С. 366384.
47. Гаспаров М.Л. Ри$ма и жанр в стихах Пастернака // Рус. речь. 1990. - *1. - С. 17-22.
48. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974. - 487 с.
49. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л.: Сов. писатель, 1987. - 400 с.
50. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд., допол. - Л.: Сов. писатель, 1974. - 407 с.
51. Гинзбург Л. Претворение опыта. Рига: Авотс; Л.: Нов. литература, 1991. - 240 с.
52. Гинзбург Л.Я. Пути детской исторической повести // Детекая литература. М.-^.: ГШ, 1931. - С. 159-181.
53. Гиркева Г.Н. Стихотворение Б.Пастернака "Единственные дни" // Рус. яз. в шк., 1989. *4. - С. 63-65.
54. Гладков А. Встречи с Пастернаком. Pat is .• УМСА-ftess , 1973. - 161 с.
55. Груздев И. Утилитаризм и самоцель // Петроград: Сб. -Пг., 1923. С. 172-190.
56. Грузинов И. Рецензия на "Сестру мою жизнь" // Гостиница для путешествующих в прекрасном. - 1922. - JUL. - С. 20-21.
57. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. 7-е изд. - М.: Просвещение, 1962. - 495 о.
58. Гончаров Б.П. Иерархия художественных связей в поэтическом произведении и проблемы его целостного анализа // Методология анализа литературного произведения. М.: Наука, 1988. -348 с.
59. Гуковокий Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М.-Д.: Просвещение, 1966. - 266.
60. Давиденко Г.И. Восхождение к сути: Конспект уроков по изучению творчества Б.Л.Паотернака // Рус. яз. и лит. в сред, учеб. заведениях УССР. Киев. - 1990. - Л8. - С. 45-48.
61. Давиденко Г.И. Методика классной и внеурочной работы при изучении лирического произведения в старших классах: На материале лирики А.Ахматовой и Б.Пастернака: Дне. . канд. пед. наук / Мое. гос.пед. нн-т мм. Ленина. М., 1990. - 198 с.
62. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. 2-е изд. - М«: Просвещение, 1982. - 320 с.
63. Дроздовский В.П., Левкнв М.И., Егорова Г.И. Извечный вопрос "Как?": Анализ художественного произведения методомстилистического эксперимента // Рус. яз. и литература в сред, уч. заведениях Украины. Киев, 1992. - #1. - С. 17-19.
64. Доледкая И.И. Воспитание художественного вкуса старшеклассников при изучении творчеотва Маяковского и Твардовского.
65. М.: Просвещение, 1965. 108 с.
66. Енсен П.А. По ту сторону "своего" и "чужого": Заметки об эстетике Пастернака // "Свое" и "чужое* в литературе и культуре: Sttcdieu £us$icct- TavfaeMSia
67. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев: Штиница, 1974. - 134 с*
68. Жолковский А«К. "Мне хочется домой в огромность." Б.Пастернака: "социальный заказ"9 тематика, структура // Изв. АН СССР.- Серия лит. и языка. Т.50. - 1991. - &1. - С. 20-34.
69. Жолковский А.К. Ранний Пастернак: Актеон или Геракл?:
70. К структуре одной контрмифемы // Лит. обозрение. 1991. - Jill.-С. 87-90.
71. Иванов Вяч.Вс. Литературные параллели кавказским стихам Пастернака // Культура русского модернизма. М.: Наука, 1993.- С. 158-164.
72. Иванова Н. Смерть и воскресенье доктора Живаго // Юность, 1988. *5. - С. 78-82.
73. Ивинокая О «В* Годы о Борисом Пастернаком: В плену времени // Вильнюс. 1989. - Ш-12; 1990. - #1-5.
74. Ильин И.Л* История искусства и эстетика. М.: Искуоство, 1983. - 288 о*
75. Ингарден Р« Исследования по эстетике. М.: Иностр. лит., 1962. - 572 о.
76. Нонин Г.Н. Школьное литературоведение. 1»: Просвещение, 1986. - 72 с.
77. Искуоство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г.Бражв. М.: Просвещение, 1971. - 238 с.
78. История русской литературы: XX век: Серебряный век / Под ред. Жоржа Нива, Витторне Страды, Ильи Сермана и Ефима Эткинда.-М.: Изд. группа "Прогреос" Литера, 1995. - 704 с.
79. История русской советской литературы : В 4 т. 2-е изд.-М. г Наука, 1968.
80. История русской ооветокой поэзии: 1917-1941. Л»: Наука, 1983. - 416 е.
81. Калачова С .В. Принципы анализа лирического произведения // Принципы анализа литературного произведения / Под ред. А.П.Николаева, А.Я.Элсаыек. М.: Изд-воМГУ, 1984. -С147-171.
82. Кароалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Й.М. Серебряный век русской поэзии: Пособие для учителей. М.: Интерпраке* 1994. - 188 о.
83. Кац Б. ".Музыкой хлынув с дуги бытия": Заметки к теме "Борис Пастернак и музыка" // Пастернак Б* Стихотворения, поэмы, проза. М.: ACT Олимп, 1996. - С. 646-660.
84. Кацио Л.ф. Пастернак и Шопен: 0 второй редакции "Баллады"
85. Пастернака "Бывает курьером на борзом." // Изв. Рос. АН Сер. лит. и яз. Т.54. - *3. - 1995. - С. 19-38.
86. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 376 с*
87. Клычков С. Лысая гора // Красная новь. 1923. - JG5. -С. 385-394.
88. Княхицкий А.И., Абеяюк Е.С., Блюмнна З.А. Программа литературного образования. М.: Моск. ин-т развития образоват. систем, 1993. - 86 о.
89. Ковсан М.Л. Время Пастернака // Рус. яз. и лит. в сред, учеб. заведениях УССР. Киев. - 1988. - Я5» - С. 49-55.
90. Кон И.С. Психология старвеклаеоника. М.: Просвещение, 1982. - 207 о.
91. Кондаков Б.В., Кондаков И.В. Классика в свете ее современной интерпретации // Классика и современность. М»: Изд-во МГУ, 1991. - С. 20-48.
92. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Теоретический очерк. М.: Наука, 1994. - 378 с.
93. Корст Н.О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М.: Учпедгиз, 1963. - 280 с.
94. Красяльников В. Борис Пастернак // Печать и революция. -1927. #5. - С. 78-91.
95. Крупина Н.Л., Соснина Н.А. Сопричастность времени: Современная литература в старших классах средней школы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. - 192 с*
96. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. - 80 с.
97. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения литературе.-М.: Просвещение, 1981. 190 с»
98. Кунин Й.Ф. Как читать ранние стихи Пастернака // Рус. речь. 1994. - #1. - С. 12-19.
99. Курдшова Т.Ф. Проблема восприятия художественного текста на уроках литературы // Взаимосвязь восцриятия и анализа художественного произведения в процессе изучения литературы в школе: Сб. научн. трудов. М.: МШИ им, Ленина, 1984. - С. 35-41.
100. Кустанович К. Два мира в стихотворении Юрия Живаго "Зимняя ночь" // Jnsfatofonf, - fef З-Г, У/. - P. 1-J6.
101. Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы: 5 класс: Методическое пособ. М.: Дрофа, 1995. - 112 с.
102. Лабезник Ю.С. Поэтика раннего Пастернака // Литературный текот: Проблемы и методы исследования / Отв. ред. И.В.Фоменко. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1994. - С. 92-94.
103. Левин Б .И. Заметки о лирике // Иов. литературное обозрение. 1994. - #8. - С. 62-72.
104. Левин Ю.И. Тезисы к проблеме непонимания текста // Структура и семиотика художественного текста: Труды по знаковым системам . XII. Тарту: Изд-во Тартуск. гос. ун-та, 1981. - С. 83-96.
105. Лежнев А. Борис Пастернак // Краоная новь. 1926. -#8. - С. 205-219.
106. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А.Мануйлов. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. 784 с.
107. Лнпаев А.А. Изучение произведений русской литературы в национальной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 331 с.
108. Лисовский A.M. Изучение лирики в школе. Киев: Рад. шк., 1987. - 190 с.
109. Лихачев Д.С, Борис Леонвдович Пастернак // Пастернак Б. Собр. соч.: В 5-ти т. М.: Худ. литература. - Т.1. - 1989. -С. 5-44.
110. Лихачев Д.С. Художественная среда литературного цроизведения // Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве: Симпозиум. Д.: Сев. писатель, 1970, - С. 7-9.
111. Локшина Б.С. Поэзия А.Блока и С.Есенина в школьном изучении. Л.: Просвещение, 1978. - 159 с.
112. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. - 270 с.
113. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. - 351 с.
114. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Таллинн: Александра,
115. Т.1. 1992. - 449 с. Т.2. - 1992. - 478 с. Т.З. — 1993. - 480 с.
116. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс - Гноаис, 1992. - 270 с.
117. Лотман Ю.М* Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Труда по знаковым системам. 17. Тарту: Изд-во Тартуск. гос. ун-та, 1969.1. С. 206—238.
118. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 384 с»
119. Лотман Ю.М. Художественный текст и изучение неродного языка // Рус. яв. в над. школе. 1968. - #1. - С. 17-19.
120. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы: Из опыта работы учителя в старших классах. М.: Просвещение, 1979. - 94 с.
121. Мадер Р.Д. Уроки-беседы по современной советской поэзии в старших классах. М.: Просвещение, 19S6. - 95 с.
122. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М.: Проовещение, 1972. 207 е.
123. Маллак Ги де. Эстетические воззрения Пастернака // Борис Пастернак. 1890 1990. - Парии, 1979. - С. 63-80.
124. Мальцев Ю. Личность Бориса Пастернака // Грани. Фран-фуркт н/М. - 1988. - JH47. - С. 92-142.
125. Маиделыотаи О.Э. Борис Пастернак // Россия. 1923. -Jfi6. — С» 29.
126. Манфред А. Рецензия на "Поверх барьеров" Пастернака // Книга и революция. 1929. - £23. - С. 56.
127. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. 2»: Просвещение, 1974. -176 с.
128. Маранцман В.Г, Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. М.-Л.: Просвещение, 1965. - 75 с.
129. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе: Методич. пособие для учителя. М.: Просвещение, 1992. - 207 с.
130. Маранцман В.Г» Тайна Пушкина: Школьный анализ текста и иаконы художественного мышления // Рус. яз. и литер, в ср. уч. заведениях Украины. Киев. - 1992. - С. 65-70.
131. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Просвещение, 1977. -206 с.
132. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб.: Изд-во С.-Петербург» гос. ун-та, 1993. - 231 с.
133. Масленникова З.А. Портрет Бориса Пастернака: Записки скульптора. М.: Сов. Роосня, 1990. - 286 с»
134. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. Ы.: Педагогика, 1975. - 367 с*140» Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 208 с»
135. Межаков-Коряккн И. К проблеме личности в романа "Доктор
136. Живаго" // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л.Пастернака. Мюнхен, 1962. - С. 84-102.
137. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Иокусотво, 1985. - 318 о#
138. Маркин Г.С. Проблема сотворчества на уроках и во внеклассной работе по литературе. Смоленск: СШИ, 1995. - 192 о»
139. Меркулова Т.И. Об "экзистенциальности" художественного восприятия Пастернака // Филолог, науки. 1992, - - С. 3-11.
140. Меркулова Т.И. Проблема творчества в поэзии М.Цветаевой и Б.Паотернака 1920-30 гг.: Дис. ••• канд. филол. наук / Рос. АН. Ин-т мировой литературы. М«, 1992. - 188 с.
141. Методика преподавания литературы: В 2-х ч. / Под род* О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. М.: Просвещение, 1995. - 4.1. - 287 е.; 4.2. - 303 о.
142. Методология анализа литературного произведения: Сб. статей / Под ред. Ю.Б.Борева. М.: Наука, 1988. - 347 с.
143. Методология анализа литературного процесса: Сб. статей / Под ред. Ю.Б.Борева. М.: Наука, 1989. - 236 о.
144. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 6*7 классах. М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
145. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 4-5 классах* М.: Просвещение, 1975. -159 о.153* Миллер-Будницкая Р. О "философии искусства" Б.Пастернака и Р.М.Рильке // Звезда. 1932.-#5. - С. 160-165.
146. Мир Пастернака: Выст. к "Декабрьским вечерам" в Гос. му« see изобразит, иокуоств им. А.С.Пушкина. М.: Сов. художник, 1989. - 205 с.
147. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. - 224 о.
148. Нартов К.М. Курс русской литературы глазами учителей национальной школы // Сов. педагогика. 1989. - Ш. - С. 63-66
149. Неетурх Я.Г. Метод анализа литературного текста в школах Франции // Литература в школе. 1974. - JH. - С. 32-49.
150. Нигматуллнна Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. Казань: Изд-во К1У, 1970. - 242 с.
151. Никифорова О .И. Восприятие художественной литературы школьниками. М.: Учпедгиз, 1959. - 205 с.
152. Озеров Л.А. О Борисе Пастернаке. М.: Знание, 1990. -64 о.
153. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 1994. 272 с.
154. Паперный З.С. В.Л.Пастернак // История русской советской литературы: В 4х т. М.: Наука. - Т.З. - 1968. - С.350-388
155. Парамонов О.Г. "Жизнь и случай: смерть и страсть": О факультативных занятиях по творчеству Б.Пастернака // Пастернак Б. Стихотворения, поэмы, проза. М.: ACT Олимп, 1996. -С. 675-682.
156. Парнок С. Пастернак и другие // Русский современник. -1924. »U - С. 307-311.
157. Пастернак Б.Л. Переписка с Ольгой Фрвйденбврг / Подред. Э.Моссмана. LcHOtm ; ff.a.k.
158. HaMffiuit, &<**cet van with, вер. 49M. - уц. - 39?*.
159. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии.-М.: Сов. писатель, 1989. 685 с.
160. Пастернак Е.Б. Нобелевская премия Бориса Пастернака // Новый мир.-- 1990. Jf2. - С. 191-194.
161. Переписка Бориса Пастернака / Сост. Е.В.Пастернак, Е.Б.Пастернака. М.: Худох. лит., 1990. - 574 с.
162. Перцов В. Новый Пастернак // На литературном посту. -1924. (5). - С. 33-39.
163. Письма Б.Л«Пастернака к йене 3.Н.Нейгауз-Пастврнак / Вотуп. статья С.Прокофьевой. М.: Дом, 1993. - 244 с.
164. Поливанов К.М. Отечественная пастернакиана за 10 лет // Нов. литературное обозрение. 1993. - ЯВ. - С. 256-261,
165. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая шк., 1995. - 255 с.
166. Померанц Г.С. История в сослагательном наклонении: Б.Паотернак: философический анализ // Вопросы философии. -1990. «11. - С. 61-62.
167. Поотупальокий И. Б.Пастернак // Новый мир. 1928. -Л2. - С. 229-237.
168. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976.614 с.
169. Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сб. статей / Отв. ред. О.Ю.Богданова. МПГУ, 1997. - 255 с.
170. Приходько В. "О детство! Ковш душевной глуби!" // Дошк. воспитание. • 1990. *3. - С. 68-70.
171. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф.Курдшовой, М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
172. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А.И.Бурова. М.: Педагогика, 1987. - 96 с.
173. Программа по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений / Науч. ред. Т.Ф.Курдвмева"// Программы средних учебных заведений: Литература. М.: Просвещение, 1991. -С. 3-54.
174. Программа по русскому языку для 5-9 классов татарской школы; Программа по русской литературе для 5-11 клаосов татарской школн / Сост.: Л.З.Шакирова, М.Г.Ахметзянов и др. Казань: Магариф, 1997. - 108 с.
175. Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации: Литература: 5-11 классы / Под ред. А.Г.Кутузова ; под ред. Г.И. Беленького. М.з Просвещение, 1995. - 142 с.
176. Программы средней школы: Русский язык и литература: 5-11 классы национальных школ Российской Федерации / Под ред. К.М.Нартова. СПб.: Просвещенно, 1993. - 139 с.
177. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1946. - 340 с.
178. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выгет-скего и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 117 с*
179. Пути анализа литературного произведения / Под ред. Б.Ф.Егорова. М.: Просвещение, 1981. - 222 с.188. "Разговоры о самом главном.": Переписка Б.Л.Пастернака и В.Т.Шаламова // Юность. 1988. - *10. - С. 54-67.
180. Рассадин С. Так начинают жить стихом: Книга о поэзии для детей. М.:Дет. лит., 1967. - 317 с.
181. Ревзин И.И.Грамматическая правильность, поэтическая речь и проблема управления // Труды по знаковым системам. 7. Тарту: Изд-во Тартуск. гос. ун-та, 1971. - С. 124-131.
182. Рез З.Я. Изучение лирических произведений в школе: 4-7 классы. I.: Просвещение, 1968. - 175 о»
183. Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школ© как процесс // Лекции по методике преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. Л.: ДГДИ, 1975. - 160 с.
184. Рез 3»Я. Связь школьного анализа лирики Ие1фасова с особенностями ее восприятия учащимися // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред. A.M. Доку сова. М»; Просвещение, 1974. - С. 148-160.
185. Рогозинский В.В. Лирика Б.Л.Пастернака: Конспект урока // Рус. яз. и лит. в сред» учиб. заведениях УССР. Киев. - 1990. -J§1. - С. 44-50.
186. Розанов И. Борис Пастернак // Розанов И. русские лирики: Очерки. М.; 1929. - С. 103-131.
187. Розенталь К. Рецензия на "Русский современник", кн. 1, 2, 3 // Правда. 1924. - 5 ноября. - Я253.
188. Рошаль Л. Борис Пастернак и неигровое кино: К вопросу о методе // Искусство кино. 1992. - #1. - С. 78-87.
189. Рудова Л. Борис Паетернак и его творчество в западной критике последних лет // Нов. литературное обозрение. 1995.12» С. 371-374.201» Русова Н.Ю», Шевцов В»А, Читаем русскую лирику: Хрестоматия с пояснениями. Н.Новгород: Деком, 1996. - 250 о.
190. Русская и родная литература в национальной шкоде: Типологическая общность и взаимосвязи: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.М.Шанского. М.: НИН общей педагогики, 1981. - 104 с.
191. Русская литература: Учеб. хрестоматия для 5 кл. татар, вк. Республики Татарстан / Под ред. М.Г.Ахметзянова. Казань: Мага-риф, 1997. - 336 е.
192. Русская литература XX века: Исследования американских ученых: Сб. статей / Ред. Б.Аверин, Э.Нитраур. СПб.: Петро-РДО; С.-Петербург, гос. ун-т, 1993. - 594 с*
193. Русская литература XX века: Очерки. Портреты* Эссе: Учеб. пособие для уч-ся И кл. сред, шк.: В 2 ч. / Под ред. Ф.Ф.Кузнецова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994.
194. Русская литература XX века: Учебная книга для учащихся старших классов: В 2 ч. / Авт. -сост. Г.С.Меркин. М.: Скрин; Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1995. - 4*1. - 350 с,
195. Русские писатели. Поэты (советский период): Биобиблногр. указ. / Рос. нац. б-ка; Редкол.: О.Д.Голубева и др. СПб.: Изд-во Рос. нац. б~кн, 1995.
196. Пастернак Б. / Сост.: Д.Б.Азиатцев и др. 474 с.
197. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения.-М.: Просвещение, 1985. 288 с*
198. Салеев В.А. Искусство и ого оценка. Минск: Издао ЕГУ, 1977. - 160 с.
199. Самойлов Д. О стихотворении Б.Пастернака "Зимняя ночь" // Даугава. 1990»- #12. - С. 115-117.
200. Сарнов Б. Смотрите, кто пришел. М.: Новости, 1992. -539.0»
201. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: Теория формирования тина правильной читательской деятельности. М. Магистр, 1993. - 180 с.
202. Сильман Т. Заметки о лирике. Д.: Сов* писатель, 1977. -223 с.
203. Синявский А. Один день с Пастернаком // Юность, 1990.-£2. — С. 83-85.
204. Синявский А.Д. Поэзия Бориса Пастернака // Пастернак Б.Д. Стихотворения и поэмы. M.-JL: Сов. писатель, 1965. - С. 9-62.
205. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М.: Наука, Флинта, 1997. - 230 с.
206. Смелкова З.С. Слово в художественном тексте: Преодоление языковых трудностей при изучении русской литературы в национальной школе. М.: Просвещение, 1980. - 158 с.
207. Смирнов И.П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака. СПб.: Изд-во СтПетербург. ун-та, 1995. - 201 с.
208. Смирнов Игорь П. Роман тайн "Доктор £нваго". М.: Нов. Литературное Обозрение, 1996. - 205 с.
209. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. М.: Просвещение, 1983. - 111 с.
210. Соснина Н.А. Беседа на уроках литературы в 4-6 классах: Пособие №я учителя. М.: Просвещение, 1987. - 108 с.
211. Сосновская И.В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассижков ори изучении лирики: Дис* . канд. пед. наук: 13.00.02 / Мое. гос. пед. ун-т им. Ленина. М., 1994. - 233 с.
212. Схшвак Р. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. Красноярск, 1985. - 138 с.
213. Станчек Н.А. Изучение лирики и поэм В.В. Маяковского в около.- Л.: Просвещение, 1972. 239 о»
214. Степанов Н. Рецензия на "Две книги" Б .Пастернака // Звезда. 1927. - HI. - С. 166-168.
215. Степун Ф. Б.Л.Пастернак // Сборник статей, посвященный творчеству Б.1.Пастернака. Мюнхен, 1962. - С. 45-59.
216. Стеловнч 1.Н. Хиэнь творчество - человек: Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат , 1935. - 415 с.
217. Стратановский С. Религиозные мотивы в современной руоекой поэзии. Ст. 2 // Волга. 1993. - *5. - С. 148-151.
218. Тарановский К.О. 0 взаимодействии стихотворного ритма и тематики// dmetfCXfi ^Mtfa/ftttifis t* fiL
219. CfnittMcUenae Sfaoists. Z/ul //aj**;sees.
220. Тарановский К.0. Три весенних дня в русской поэзии начала двадцатого века // Культура русского модернизма. М.: Наука, 1993. - С. 326-337.
221. Тараоеикев А. Творчество Бориса Пастернака // Пастернак Б.Л. Избранные стихотворения. М.: ХЖЛ, 1934. - С. 3-13.
222. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. 4-е изд. - М.: Просвещение, 1971. - 464 с»
223. Тимофеева В.В. Поэтические течения в русской поэзии 1910-х годов: Поэзия атеизма и футуризма // История русской поэзии: В 2-х т. Л.: Наука. - Т.2. - 1969. - С. 370-399.
224. Тодоров Л.В. Методика изучения поэтических произведений на уроках русской литературы в национальной школе РСФСР: Дно. .док. лед. наук. М., 1988. - 770 о*
225. Тодоров Л.В. Об анализе лирических стихов А.С.Душкинав старших классах // За творческое изучение литературы в школе / Под ред. Н.И.Кудряаева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - С. 208237.
226. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. М.: Просвещение, 1965. - 184 с.
227. ТомашевскиЙ Б. Теория литературы. Поэтика. М.-Л.: Худой. лит., 1931. - 243 с.
228. Тоноров В.Н. Миф. Ритуал» Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М.: Изд. гр. "Прогресс" - "Культура", 1995. - 624 с.
229. Трофимова Н. "Стихотворения Юрия Живаго" как художественное единство // Рус. яз.в молд. школе. Кишинев, 1989. - Л6.1. С. 58—62.
230. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л.: Прибой, 1929. -596 с*
231. Тынянов Ю.Н. Позтика. История литературы. Кино. К.: Наука, 1977. - 574 с»
232. Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотводонаго языка: Статьи. -Ы»: Сов. писатель, 1965. 301 о*
233. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки» Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. - 210 с.
234. Усманов М. Татарская поэзия // Антология татарской поэзии / Соот. М.Львов. Казань: Таткнигеиздат, 1957. - С. 5-20.
235. Успенский Б.А. Грамматическая правильность я ее понимание // Проблемы моделирования яеика. 3.1. Тарту: Изд-во Тарту с. гос. ун-та, 1969. - С. 113-119.
236. Успенский М.Б* Совершенствование методов н приемов обучения русскому языку в национальной школе. М.: Педагогика,1979. 129 с.
237. Ухтомский А.А. Доминанта. М.-Л.:Наука, 1966. - 273 с.
238. Уэллек Р., Уоррен 0* Теория литературы. М.: Прогресс, 1978. - 325 с.
239. Философско-психологические проблема развития образования / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Интор, 1994. 128
240. Флейшман Л. С. Борис Пастернак в двадцатые годы. Ми пек ь:1. Wilhto Ftht Vvt-faf; о е.
241. Флейшман Л.С. Борис Пастернак в тридцатые годы. TAt Mujfies, tws f TAt fUheu/ Y^f^.
242. Флейшман I.C. 0 поэзии Пастернака // Пастернак Б. Стихотворения. Парик» 1988. - С. 7-22.
243. Флейшман Л*С. Первая советская монография о Борисе Пастернаке: Рецея« // Новый мир. 1991. - #5. - С. 252-258.
244. Флейшман Л.С. Статья о Пастернаке. five мен: /?iress; 1977. - 149 с.
245. Фоменко Н.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь: Изд-во Тверск. гос. ун-та, 1992. - 124 с.
246. Фоменко И.В. Поэтическое творчество Бориса Пастернака 10-20-х годов: Дне. . канд. фнлол. наук / Моск. гос. ун-т. -М., 1971. 398 с.
247. Хакнмова Ж.Ф. Изучение лирики Бориса Пастернака в средней школе // 2-я Республиканская науч. конференц. молодых ученых и специалистов. Кн. 7: Тез. докл. Казань: "ДАС" КСК КГУ, 1996. - С. 80.
248. Хакнмова Ж.Ф. Изучение лирики Пастернака в средних классах // ХХ1У Зональная конференция литературоведческих кафедр университетов и пединститутов Поволжья: 4.2.: Литературоведение: Тез. докл. Тверь: Изд-во Тверск. гос. ун-та, 1995. - С. 92-93.
249. Хакнмова Ж.Ф. Изучение поэзии Б.Пастернака в среднихклассах национальной школы // Педагогические чтения памяти Я.А.Рот-ковича: Тез. докл. Всеросс. научя.-практич. конф. (5*6 октября 1995 г., Самара). Самара: Изд-во СамГПУ, 1995. - С. 38.
250. Хакимова £• Лирика Бориса Пастернака в 11 классе // Мага-гариф. Казань. - 1994. - Ш. - С. 28-31.
251. Хакимова £. "Сказка" Б.Пастернака: Опыт анализа в 5 классе // Магарнф. Казань. - 1997. - >67. - С. 43-46.264* Хантемирова Г.З. Национальное своеобразие оригинала и проблемы перевода: Исследование. Казань: Татар, кн. изд-во, 1974. - 92 с.
252. Хмарский И. Д. Анализ литературного произведения в старших классах. Ульяновск: Изд-во Ульяновск, пед. нн-та, 1974. - 159 с.
253. Холщевников В.Е. Стиховедение и поэзии. Л.: Изд-во Денннгр. гос. ун-та, 1991. 254 с.
254. Художественное восприятие / Под ред. Б»С.Мейлаха. Л.: Наука, 1971. - 387 с.
255. Художественное восприятие: Основные термины и понятия: Словарь-справочник / Ред. -кол. М.В.Строганов. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 1991. - 90 с»
256. Цветаева М.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991. 479 с*
257. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе. -М.: Педагогика, 1981. 151 с.
258. Черкезова М.В. Литературное образование и культура в национальной жколе // Литература в школе. 1993. - #5. - С. 36-41.
259. Черняк Я. Рецензия на книгу Б.Пастернака "Сестра моя -жизнь" // Печать и революция. 1922. - #6. - С. 303-304.
260. Чистопольские страницы: Сб. Казань: Татар, кн. изд-во, 1987. - 352 с.
261. Шанский Н.М. Среди поэтических строк Б.Л.Пастернака // Рус. язык в школе. 1989. - С. 60-64.
262. Шелестова З.А. Выразительное чтение как средство анализа литературного произведения // Современные вопросы анализа литературного произведения в школе: Сб. науч. тр. М.: Изд-во МГПИ им.Ленина^ 4986. - С. 70-78.
263. Шкловский В. Литература как прием // Поэтика: Хрестоматия / Сост. Б.А.Даннн. М.: Изд-во Российск. откр. ун-та, 1992.- С. 24-40.
264. Шмелев И.С. Избранное. М.: Правда, 1989. - 688 с.
265. Эндрюс Э. "Лингвистика и поэтика" и интерпретация текста: "Зимняя ночь" Пастернака // Вестник Ленингр. ун-та. Сер.2. История, языкознание, литературоведение. 1989. - Вып.4. - #23. - С.89-97.
266. Оренбург И. Пастернак // Портреты современных поэтов, ц М.: Первина, 1923. С. 61-63.
267. Эрлих В* "Язык, Родина и вместилище красоты и смысла.": Пастернак и поэтическая культура его временя // Страна и мир. -Мюнхен. 1990. - #1. - С. 148-156.
268. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А.Беляева. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.282* Эстетическое воспитание в восьмилетней школе / Под ред. A.M.Докуоова. M.t Учпедгиз, 1963. - 148 с*
269. Эстетическое воспитание в школе / Сост. Г.А.Петрова и др.- Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1991. 182 с.
270. Юзеев Н.Г. Поэтика татарской советской поэзии / Автореф. дне, . док. филея, наук / Казан, гос. ун-т. «Казань, 1974. -55 с.285* Якобсон Р.0, Заметки о прозе поэта Паетернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1887. - С. 324-338.
271. Якобсон П»М. Психология художественного восприятия. М«: Искусство, 1964. - 86 с*
272. Яуес Х.Р. История литературы как провокация литературоведения // Нов. литературное обозрение* 1995. - JU2. - С. 34-84.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.