Изобразительная наглядность в профессиональной подготовке учителя: На материале художественно-графического факультета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Куделько, Юлия Витальевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Куделько, Юлия Витальевна
введение
глава i. историко-теоретические основы изобразитель ной наглядности в подготовке учителя.
§ 1 Исторические предпосылки включения изобразительной наглядности в процесс преподавания педагогических дисциплин.
§ 2 Современные тенденции применения наглядности в высшей педагогической школе.
§ 3 Научно-теоретические аспекты использования изобразительной наглядности в контексте дисциплин педагогического цикла.
Выводы по первой главе.
•1 • • i S г ,' V/*
глава ii. эксперимент^гадд^ктическая основа изо К» ' Р ' бразительной наглядности в подготовке художникапедагога
§ 1 Общая характеристика классификации изобразительной наглядности в приложении к педагогическим дисциплинам на художественно-графическом факультете.
§ 2 Дидактические и художественно-технологические требования к изобразительной наглядности в курсе предметов педагогического цикла.
§ 3 Опытно-экспериментальная работа по использованию наглядности в преподавании педагогики на художественно-графическом факультете.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Теоретические и методические основы профессионально-графической подготовки учителя черчения и изобразительного искусства в педагогическом вузе2003 год, доктор педагогических наук Мусалимов, Темиржан Кумхаметович
Развитие изобразительных и педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов на пленэре2011 год, кандидат педагогических наук Павленкович, Ольга Борисовна
Методический фонд как средство повышения качества специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов: На материале преподавания дисциплин рисунка и живописи на 1-2 курсах2000 год, кандидат педагогических наук Гребенникова, Алла Васильевна
Дидактические основы использования средств изобразительной наглядности в учебном процессе высшей педагогической школы (на материале преподавания языковых дисциплин педвузов Узбекистана)1985 год, кандидат педагогических наук Алиева, Зульфия Фазиловна
Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа2009 год, кандидат педагогических наук Грошев, Иван Петрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изобразительная наглядность в профессиональной подготовке учителя: На материале художественно-графического факультета»
Актуальность исследования. Во все историко-культурные эпохи обращение к эталону совершенствования личности специалиста являлось объективной потребностью общества, В этом смысле, первостепенная роль принадлежит педагогическому просвещению, ведь во многом прогресс государства зависит от прогресса в образовании.
В последнее время одним из предметов внимания педагогической науки являются проблемы преобразования содержания, структуры, форм, методов высшей школы с целью достижения высокого качества профессиональной подготовки учителя.
Большой потенциал в повышении качества педагогического образования отводится совершенствованию арсенала методов обучения педагогике, в ряду которых важное место занимают методы наглядного обучения, в частности, метод применения изобразительной наглядности в преподавании педагогических дисциплин.
Педагогическая значимость наглядности в обучении очевидна. Ведь идея наглядности восходит своими истоками к эпохи античности, отразившийся в применении иллюстративных приемов: сравнений, параллелей, аллегорических, художественно-поэтических образов мифологии в античной философе ко-педагогической мысли (Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит, Архит, Эвбулит, и др.).
В ходе исторического процесса развития наглядности в мировой педагогике образовались крупные пласты использования ее в различных направлениях.
Одним из направлений явилось использование наглядности в образовательных и воспитательных процессах начальной и средней школы. Оно получило колоссальное теоретико-практическое развитие в трудах ученых-педагогов прошлых столетий и современности (Я.А.Коменский, А.Дистервег, И.Гербарт, В.Лай, Э. Торн дай к, С.Ушаков, Г.А.Гиппиус, В.Г.Белинский, П.П.Блонский,
М.И.Махмутов, Б.Карлаварис, Б.Т.Лихачев и др.), в которых была определена роль наглядности в обучении и воспитании, сформированы принципы методы и приемы, разработаны методики наглядного преподавания общеобразовательных дисциплин, созданы классификации наглядности и системы требований к ней.
Следующим крупным направлением развития наглядности стало применение её в преподавании дисциплин высшей школы. Проблема применения наглядности в системе высшего образования получила свое развитие в педагогических трудах середины 17-го начала 20-го веков. Зарубежными и отечественными учеными (Я.А.Коменский, И.Гербарт, А.Дистервег, Х.Джонс, В.Шайбе, Д.Ллойд, Н.Франк, Э.Дейл, М.Флеминг, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, А.Н.Острогорский, П.Д.Юркевич, Д.Д.Семенов, К.В.Ельницкий, К.П.Яновский, П.П.Чистяков, В.Н.Яковлев, П.П.Блонский и др.) были определены методы и правила использования наглядности, разработаны классификации наглядности, сформулированы основные требования к ней и к применению её в образовательном процессе высшей школы.
Необходимо заметить, что широкое применение наглядности в начальных и средних учебных заведениях в прошлые столетия обусловило расширение системы требований к профессиональной подготовке учителя. В нее вошли требования обязывающие учителей овладевать навыками наглядного обучения.
Здесь следует отметить, что в современный процесс формирования творческой личности учителя, наряду с другими профессиональными педагогическими знаниями, умениями и навыками, входит освоение будущим учителем навыков и приемов работы с наглядным материалом, умение использовать различные формы и методы работы с учебными графическими изображениями.
Обращенность к классическому наследию включения графического искусства в процесс обучения и воспитания сохраняет свою значимость в современной практике преподавания вузовских дисциплин.
Так, общая теория наглядности высшей школы получила свое отражение в трудах А.П.Анищенко, С.И. Архангельского, В.П.Беспалько, В.М.Кагана Н.Д.Никандрова, В.А.Сластетина, и др.
Психолого-физиологическим аспектом проблемы наглядности высшей школы посвящены труды П.К.Анохина, Х.Зибера, П.И.Зинченко, Н.И.Кобозева, Ю.А.Самарина, И.М.Фейгенберга, А.Цира и др.
Применение наглядности в различных формах организации учебной работы нашло свое отражение в исследованиях С.И.Архангельского, С.И.Зиновьева, Н.Д.Никандрова, Г.А.Петрова, З.М.Фольковича, и др.
Техническим средством обучения и системному применению наглядности посвящены исследования С.И.Архангельского, Б.С.Баленка, В.П.Беспалько, Л.Е.Денисова, Г.В.Карпова, Н.Д.Никандрова, В.Я.Ожогина, В.А.Романина и др.
Проблема классификации наглядности высшей школы отражена в трудах Б.С.Баленка, М.Богичевича, Г.Вагнера, А.И.Зильберштейна, Н.П.Конобеевско-го, А.Н.Щукина, и др.
Особенности использования иллюстрации в учебных книгах раскрыты в трудах П.Г.Буга, Г.М.Донского и др.
Широкое использование получила наглядность в преподавании вузовских дисциплин: философии (С.И.Петрушевский, Г.М.Штракс и др.), филологических и языковых дисциплин (Б.В.Беляев, А.Н.Щукин и др.), дисциплин исторического (С.Т.Новиков), экономического (Э.П.Иванов), эстетического (В.С.Кузин, Б.Т.Лихачев и др.), эстетико-педагогического (Э.Т.Ардаширова) и педагогического циклов (З.Ш.Карамышева, Н.В.Савин, В.М.Рогинский и др.).
Современные исследования определяют наглядность как одно из средств интенсификации и эффективности процесса обучения высшей школы как средство обеспечения более глубокого усвоения предмета, развития познавательной активности студентов, усиления информативности процесса обучения, улучшения дидактических условий процессов обучения и учения.
Эти положения актуализируются применительно и к использованию наглядности непосредственно в обучении педагогическим дисциплинам. Но необходимо отметить, что эта проблема не была предметом специального теоретического и практического изучения и наглядность, зачастую, использовалась в виде вспомогательного, механического фона, вне знаний языка изобразительной наглядности, который способен решить многие дидактические и психолого-педагогические задачи. Ведь, наглядность это та глубинная форма подачи учебного материала, без которой немыслимы полнота, качественность, достоверность знаний, формирование профессионально-познавательного интереса у студентов, развитие их творческой активности, логического и образного мышления. Это обуславливает необходимость более глубокого научно-практического обоснования, создания и применения разнообразных средств наглядности в преподавании педагогики.
Таким образом, противоречия между современными требованиями педагогической науки к совершенствованию и обновлению содержания и форм высшего педагогического образования, организации более качественной профессионально-педагогической подготовки будущих учителей и недостаточной разработанностью наглядных методов преподавания педагогических дисциплин, обусловило выбор проблемы исследования: «использование изобразительной наглядности в процессе преподавания педагогики».
Учитывая актуальность проблемы использования наглядности в обучении педагогике, как основы повышения эффективности и качественности педагогического образования, её недостаточную теоретическую и практическую разработанность, мы определили тему нашего исследования «Изобразительная наглядность в профессиональной подготовке учителя (на материале художественно-графического факультета)».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить необходимость использования изобразительной наглядности в профессиональной подготовке художника-педагога.
Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка студентов художественно-графического факультета.
Предмет исследования: содержание, формы и методы использования изобразительной наглядности в процессе преподавания педагогических дисциплин.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой подготовка специалистов в области педагогических знаний улучшится если:
- будет определено содержание изобразительной наглядности, охватывающей множество контекстов совершенствования обучения педагогическим дисциплинам: обращенность на развитие творческих способностей и творческого мышления будущих учителей, их образного и логического мышления, этической и эстетической ответственности за качество знаний, на улучшение усвоения и запоминания педагогических понятий;
- изобразительная наглядность будет основана на междисциплинарной связи педагогических и художественных дисциплин и включена в процесс преподавания дисциплин педагогического цикла,
В соответствие с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Изучение философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы и анализ педагогической практики по теме исследования с целью:
- определения теоретической базы исследования наглядности в образовательном процессе;
- выявления функциональных и целевых особенностей использования изобразительной наглядности в преподавании педагогики;
- выделения совокупности педагогических и художественных знаний, умений и навыков студентов и выявления критериев их оценки
2. Классификация изобразительно-педагогической наглядности, и определение дидактических и художественно-технологических требований к ее видам и разновидностям.
3. Определение форм и методов внедрения разработанных видов и разновидностей наглядности в структуру программ дисциплин педагогического цикла и осуществление экспериментальной проверки эффективности их применения.
4. Разработка научно-практических рекомендаций по повышению качества педагогических знаний студентов посредством использования изобразительно-педагогической наглядности.
Методологической основой исследования являются важнейшие философские, психолого-педагогические положения, посвященные всестороннему развитию личности, связи образного и логического мышления, наглядному образу в познании, роли чувственного познания, педагогической значимости искусства, интегративному, личностно-деятельностному, междисциплинарному подходам к обучению и воспитанию.
Для решения обозначенной проблемы был использован комплекс взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов исследования:
- изучение философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
- теоретический поиск (анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, установление диалектических причинно-следственных, историко-логических связей);
- анализ реального педагогического процесса (ознакомление с программами по педагогике, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов художественно-педагогической деятельности студентов);
- эксперимент и опытная проверка; ^ - статистическая, математическая и графическая обработка результатов эксперимента;
Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа с 1995 по 2000 годы.
Первый этап исследования (1995-1997 г.г.) включил изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, отражающей проблемы использования наглядного образа в процессах обучения и воспитания, что позволило сформулировать исходные позиции исследования, определить предмет исследования, его гипотезу и задачи, разработать план исследования. В рамках этого этапа был создан экспериментальный комплекс средств изобразительной наглядности с включением его в контекст программ курсов «Введение в педагогическую профессию», «Педагогические теории, системы и технологии», «Основы управления педаго-* гическими системами», «Педагогическая практика». На данном этапе проведен анализ реального педагогического процесса, определено содержание эксперимента. Произошло выделение контрольной и экспериментальной групп студентов I курса художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета. Проведен констатирующие эксперимент и начало формирующего эксперимента, основанного на параллельном преподавании в обеих группах педагогической дисциплины («Введение в педагогическую профессию») по традиционным программам и программам с включением средств наглядности соответственно. Сбор диагностической информации по первому этапу.
На втором этапе исследования (1997-1999 г.г ) продолжилось теоретическое осмысление и обобщение собираемого материала, определились основные понятия предмета исследования и различные взаимосвязи между ними. Были классифицированы виды и разновидности изобразительно-педагогической наглядности. Продолжилась экспериментальная работа с выделенными группами, но уже в процессе преподавания дисциплины «Педагогические теории, системы и технологии». Был проведен сбор данных по второму этапу эксперимента. Выявлены критерии оценок сформированности художественно-педагогических знаний студентов.
Третий этап (1999-2000 г.г.) характеризуется завершением третьего и четвертого этапов эксперимента в ходе преподавания дисциплины «Основы управления педагогическими системами» и «Педагогическая практика», уточнением выдвинутой гипотезы исследования, составлением системы дидактических и художественно-технологических требований, обработкой данных эксперимента, выработкой рекомендаций по использованию изобразительно-педагогической наглядности в преподавании педагогики, формулировкой общих выводов исследования и оформлением работы в виде диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Проведены систематизация и обобщение классического опыта использования наглядности в мировой педагогической практике с применением истори-ко-эволюционного подхода;
2. Выявлена специфика функционального и целевого предназначения изобразительно-педагогической наглядности в процессе преподавания педагогических дисциплин;
3. Определено основное содержание изобразительно-педагогической наглядности и составлена классификация ее видов и разновидностей, с учетом межпредметной связи дисциплин художественного и педагогического циклов;
4. Сформированы дидактические, художественно-технологические требования к изобразительно-педагогической наглядности и к применению её в про
А цессе обучения.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что автором разработана система изобразительного наглядного материала с учетом видов и разновидностей изобразительно-педагогической наглядности, позволяющей улучшить качество знаний студентов по педагогическим дисциплинам «Введение в педагогическую профессию», «Педагогические теории, системы и технологии», «Основы управления педагогическими системами», «Педагогическая практика» и основанная на межпредметной связи педагогики с дисциплинами специализации («Рисунок», «Живопись», «Композиция»), Разработаны научно-практические рекомендации по использованию изобразительно-педагогической наглядности в преподавании педагогики.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается выбором методологической основы и группой эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, количественным и качественным анализом экспериментальных данных, статистической, математической, графической их обработкой, длительным характером исследования, достаточным опытом работы диссертанта в качестве преподавателя педагогического университета.
На защиту выносятся следующие положения: Систематизация и обобщение классического опыта использования наглядности в мировой педагогической практике, представленные в виде моделей-символов.
1. Теоретическая основы и функционально-целевое предназначение изобразительно-педагогической наглядности в обучении педагогике.
2. Основные формы и методы эффективной и качественной профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета с активным использованием изобразительно-педагогической наглядности.
3. Классификация изобразительно-педагогической наглядности, дидактические, художественно-технологические требования к ней и практические рекомендации по использованию ее в современной системе вузовского педагогического образования.
Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетического образования, кафедры научных основ управления школой Башкирского госпедуниверситета, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Башкирского госпедуниверситета (1995-1999 г.г.), на международной научно-практической конференции «Народы России: возрождение и взаимодействие культур» (Уфа, 1996), на всероссийской научно-практической конференции «Педагогика искусства в творческих поисках» (Москва - Самара, 1996 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Учебные книги К.Д.Ушинского и современная школа» (Курск, 1997 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Ценностные ориентации в подготовке специалистов» (Уфа, 1997 г.).
Основные результаты исследования используются в учебном процессе факультетов Башкирского государственного педагогического университета, Уфимского педагогического колледжа № 2, а также в деятельности преподавателей педагогических дисциплин. В рамках исследуемой проблемы изданы статья, тезисы выступлений, иллюстрированное пособие, разработаны методические рекомендации по использованию наглядности в преподавании педагогики, спецкурс.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование готовности будущего учителя к творческой художественно-изобразительной деятельности средствами графической подготовки2007 год, кандидат педагогических наук Гармашова, Светлана Сергеевна
Развитие художественного восприятия у студентов на занятиях учебным рисунком: на примере подготовки учителя изобразительного искусства2007 год, кандидат педагогических наук Дроздов, Анатолий Петрович
Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием: На примере занятий учебным рисунком в системе подготовки художника-педагога2006 год, кандидат педагогических наук Хабаху, Адам Гиссович
Развитие художественно-образного мышления студентов младших курсов факультета изобразительного искусства на занятиях живописью: на материале натюрморта2009 год, кандидат педагогических наук Ушанева, Юлия Сергеевна
Интеграция декоративного искусства с предметами естественно-математического и гуманитарного циклов во всестороннем развитии личности учителя2001 год, кандидат педагогических наук Фаткуллина, Дина Рустямовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Куделько, Юлия Витальевна
Результаты исследования позволяют сделать выводы о достоверности первоначально принятой гипотезы и эффективности разработанных нами видов и разновидностей изобразительно-педагогической наглядности.
Заключение
В диссертационном исследовании получила теоретическое и практическое рассмотрение проблема, заключающаяся в осуществлении повышения качества педагогических знаний студентов посредством применения изобразительно-педагогической наглядности в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла на художественно-графическом факультете.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что имеющаяся современная система методов обучения педагогике не заключает в себе достаточно разработанных методов наглядного обучения, которые могли бы применяться в подготовке художников-педагогов.
Наше исследование показало, что процесс передачи педагогических знаний будущим художникам-педагогам необходимо сделать более органично связанным со спецификой художественно-графического факультета, придать ему междисциплинарный характер, сделать его более информативным, комплексным, чему способствует использование в преподавании педагогики изобразительно-педагогической наглядности.
Научно-исторический анализ эволюционирования в мировой педагогической мысли идеи о наглядности был проведен по трем крупным направлениям: наглядность в общем и художественном образовании, наглядность в контексте межпредметных связей, наглядность в высшем образовании.
Во всех направлениях наглядность определяется как одно из важнейших условий эффективности обучения и воспитания. Выделяются методы, правила и приемы, классификации наглядности и системы требований к ней. На основе этого происходят количественные и качественные изменения в создании методик наглядного и высшего образования, в проведение экспериментальных исследований, посвященных проблеме наглядности, произошло ряд изменений и в системе требований к профессиональной подготовке учителя, которые отразились в рассмотрении рисования как обязательного предмета в подготовке учителя, в использовании художественных навыков в обучении педагогическим знаниям художников-педагогов, в преподавании педагогических дисциплин во взаимосвязи с художественными дисциплинами (изобразительное искусство, художественная речь, музыка и др.), в преподавании специальной дисциплины, обучающей методам, приемам и навыкам наглядного обучения.
Согласно принципу исторической преемственности, наше исследование вобрало в себя вышеотмеченные классические подходы к использованию наглядности в подготовке учителя. Это выразилось в том, что в основу, разработанной в нашем исследовании, теории и практики изобразительно-педагогической наглядности был положен принцип межпредметной связи. Вместе с тем использование изобразительно-педагогической наглядности рассматривается нами как форма реализации междисциплинарной связи художественных и педагогический дисциплин в процессе подготовки художника-педагога.
Изучение психолого-педагогических положений, посвященных наглядности, позволило соединить в изобразительно-педагогической наглядности черты непосредственной (конкретно-чувственной и опыты, предметы в натуральном виде, наблюдаемые явления действительности и др.) и опосредованной (образно-абстрактной: графические изображения, модели, схемы, графики, киноизображения, символьные изображения и др.) наглядности, положив в основу художественный образ и абстрактный символ (аллегорические изображения, модели-символы, рисунки и др.).
Изобразительно-педагогическая наглядность имеет следующие функции: познавательно-информативная, иллюстративная, художественноизобразительного выражения знаний, ассоциативно-образная, воспитательно-катарсическая, эстетическая, развивающе-активизирующая, дидактическая, психолого-педагогическая, диагностическая.
Изучение и применение изобразительно-педагогической наглядности в синтезе этих функций раскрывает её разнообразие и целевую разнонаправленность.
Так, дидактические цели применнения изобразительно-педагогической наглядности направлены на решение дидактических задач в ходе учебного процесса (передача информации в процессе иллюстрирования учебного материала, усвоение, закрепление, повторение, контроль знаний, тренировка художественно-педагогических умений, навыков и др.), психолого-педагогические цели выдвигаются в процессе управления познавательной деятельности студентов (поддержание внимания, воздействие на эмоциональное состояние, побуждение к учебно-творческой деятельности и др.), диагностические цели заключаются в педагогическом диагностировании продуктов учебной творческой художественно-изобразительной деятельности студентов.
В основу определения видов и разновидностей изобразительно-педагогической наглядности был положен закон о единстве обучения и учения и ряд педагогических принципов: единство конкретного и абстрактного, от простого к сложному, исторической приемственности, индивидуального подхода в обучении, межпредметной связи.
В результате выделены три вида изобразительно-педагогической наглядности: «Иллюстративные графико-живописные изображения для фронтальной работы»; «Учебно-методическая наглядность для самостоятельной работы студентов», «Учебно-изобразительные задания студентов в форме художественного выражения педагогических знаний». Каждый вид составляют несколько разновидностей, предназначенных для использования на определенном этапе обучения (I, II, IV, V курсы) и в конкретных формах организации учебной работы (семинарское занятие, лабораторно-практическое занятие, домашняя учебная работа и др.).
В систему требований к изобразительно-педагогической наглядности нами включены дидактические требования (к содержанию, к соответствию наглядности целям и задачам использования, формам учебной работы, этапам обучения, учебному материалу, совокупности художественно-технологические требования к внешней форме (лаконичность, выразительность, эстетичность), к качеству исполнения, к соотнесенности с уровнем сформированности художественно-педагогических навыков студентов.
Междисциплинарный характер изобразительно-педагогической наглядности предусматривает обязательное использование художественных знаний, умений и навыков студентов в процессе формирования педагогических. В связи с этим, а так же, для определения критериев педагогической подготовки студентов была выявлена совокупность педагогических и художественных знаний, умений и навыков.
Опытно-экспериментальное исследование подтвердило что задача формирования педагогических знаний, умений и навыков решается более успешно при широком использовании изобразительно-педагогической наглядности.
В экспериментальной группе, где занятия проводились с использованием изобразительно-педагогической наглядности, результаты опытно-экспериментального исследования выше чем в контрольной, а именно: по исто-рико-теоретическому показателю, по практическому показателю, по междисциплинарному показателю, по коэффициенту уровня сформированности педагогических знаний. Кроме того, в экспериментальной группе стремление студентов к получение педагогических знаний стало более осознанным, улучшился общий эмоциональный фон учебных занятий.
Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сформулировать общие выводы по диссертации:
1. Историческая значимость использования наглядности в учебном процессе высшей школы обуславливается колоссальным развитием идеи о наглядности в истории педагогики по трем наиболее крупным направлениям: наглядность в общем и художественном образовании, наглядность в контексте межпредметных связей, наглядность в высшем образовании.
2. Йнтегративное изучение проблемы наглядности в свете философских, психологических, педагогических, искусствоведческих учений позволило исследовать теоретическую основу изобразительной наглядности, её функции и цели, сформулировать определение изобразительно-педагогической наглядности, в котором она определяется как средство обучения, построенное на взаимосвязи научно-методических положений педагогики и законах изобразительного искусства, служащее совершенствованию теории и практики вузовской профессионально-педагогической подготовки.
3. Определение видов и разновидностей изобразительно-педагогической наглядности основывалось на законе о единстве обучения и учения, и на следующих принципах: единство конкретного и абстрактного, от простого к сложному, исторической приемственности, индивидуального подхода в обучении, междисциплинарной связи.
Классификация изобразительно-педагогической наглядности включает в себя первый вид «Иллюстративные графико-живописные изображения для фронтальной работы», в него входят следующие разновидности: а) репродукции с произведений мирового изобразительного искусства разных эпох, выполненных в разных жанрах и направлениях; б) графические, живописные, фотографические изображения портретных образов представителей мировой культуры великих педагогов-мыслителей, исторических событий, местности, архитектурных сооружений, рабочих и домашних интерьеров выдающихся представителей педагогики и мировой культуры; в) графические иллюстрации и модели-символы, отображающие содержание понятий педагогики; г) репродукции с произведений детского изобразительного творчества.
Второй вид «Учебно-методическая наглядность для самостоятельной работы студентов», включает в себя три разновидности: а) тематические коллекции репродукций с произведений изобразительного искусства, сопровождаемые рядом вопросов, посвященных конкретной теме; б) графические модели-символы и иллюстрации отображающие педагогические понятия истории, теории, методики, сопровождаемые вопросами; в) учебно-тематические кроссворды.
В третий вид «Учебно-изобразительные задания студентов в форме художественного выражения педагогических знаний» входят разновидности: а) коллекции репродукций с произведений изобразительного искусства, посвященные различным темам; б) графические модели-символы, изображающие понятия педагогики и графические изображения педагогических понятий, с использованием приемов аллегории, метафоры, сравнения, символа, гротеска; в) изобразительные опорные конспекты-символы и зрительный ряд для иллюстрированию устного доклада по темам занятий, выполненные студентами; г) графические и живописные студенческие зарисовки, отображающие типичные темы школьной жизни, явления окружающей действительности, портретных образов детей различных возрастов, школьных учителей, родителей,; д) наглядные пособия для школьников, созданные студентами в контексте тем по методике преподавания изобразительного искусства и воспитательной работе (плакаты, таблицы, демонстрационные изображения явлений окружающей действительности, категория этики, эстетики для детей различных возрастов.
4. Каждому виду и разновидности соответствуют дидактические и художественно-технологические требования, содержащиеся в системе требований к изобразительно-педагогической наглядности и к её применению, разработанной в нашем исследовании.
5. Использование изобразительно-педагогической наглядности в преподавании вузовских дисциплин педагогического цикла способствует более эффективному формированию педагогических знаний, умений и навыков будущих педагогов-художников и их готовности к профессионально-творческой деятельности.
Научно-практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, раскрывают особенности применения видов и разновидностей изобразительно-педагогической наглядности в преподавании педагогики.
Исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшее совершенствование методов, приемов, средств наглядного обучения в высшей школе необходимо и обусловлено высокой дидактической и психолого-педагогической эффективностью изобразительной наглядности в процессе применения её в обучении.
Изобразительно-педагогическая наглядность может применяться в подготовке не только студентов художественно-графического факультета но и в подготовке специалистов по естественно-математическим и гуманитарным дисциплинам, а так же, в подготовке педагогов дополнительного образования.
Применение изобразительно-педагогической наглядности в этих направлениях должно происходить с учетом профиля специальности и быть основанным на интегративной взаимосвязи педагогического, художественного и специального образования.
Это требует отдельного глубокого изучения и может стать основой перспективных линий изучаемой проблемы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Куделько, Юлия Витальевна, 2000 год
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1984. - 204 с.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. -М.: Просвещение, 1984. 157 с.
3. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1973. -214 с.
4. Алиева З.Ф. Дидактические основы использования средств изобразительной наглядности в учебном процессе высшей педагогической школы. Автореферат. -М., 1985. 15 с.
5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. -С.72-184.
6. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.-255 с.
7. Андреев А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981.- 64 с.
8. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М., Наука, 1981. - 193 с.
9. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань. Изд. Казанского Университета, 1996. - 567 с.
10. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. М.; Высш.школа, 1973. -86 с.
11. П.Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избр. труды. М.: Наука, 1979. 454 с.
12. Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М.: Знание, 1970. 46 с.
13. Антология педагогической мысли России XVIII в. / АПН СССР Вступ.ст., С.5-25, биогр очерки, сост. и примеч. И.А.Соловкова. М.: Педагогика, 1985. - 479 с.
14. Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XX в. /АПН СССР; Вступ.ст., С.5-37, биогр. очерки, сост. и коммент. Лебедева П.А. М.: Педагогика, 1990. - 603 с.
15. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. /АПН СССР; Вступ.ст., С.7-26, биогр. очерки, сост. и коммент. Лебедева П.А. -М.: Педагогика, 1987. 558 с.
16. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т.2. .Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. М.: Высшая школа, 1989. - 463 с.
17. Ардаширова Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности. МИГУ Башк.пед.институт. - М. - Уфа, 1993. - 56 с.
18. Ардаширова Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: диссертация на соискание ученой степени док.пед.наук. М., 1994. - 408 с.
19. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М.: Просвещение, 1997. - 232 с.
20. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М.: Знание, 1994. - 33 с.
21. Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертации. -М.: Икар, 1995.-200 с.
22. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1976. - 550 с.
23. Архангельский С.И. Введение в теорию обучения высшей школы. М.: Знание, 1974. - 43 с.
24. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. - 384 с.
25. Архангельский С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. -М.: Знание, 1974. 48 с.
26. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы о методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
27. Асадуллин P.M. Теория и практика совершенствования подготовки педагогических кадров // Учитель Башкирии. 1991. - № 6. С.36-39.
28. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1996. - 242 с.
29. Ахияров К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований // Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования: Сб. ст. Уфа, 1991. - С. 3-7.
30. Ахияров К.Ш. Правдин Ю.П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения: Учебн. пособие /Башк.гос.пед.институт. Бир-ский гос.пед.институт Уфа, 1988. - 80 с.
31. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Краткий словарь педагогических и социально-психологических понятий. Уфа. Баш.гос.пед.ин-т, 1994. - 16 с.
32. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. -М.: Педагогика, 1977. 256 с.
33. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогический исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
34. Баленок Б.С. Технические средства обучения и системное применение наглядности. Совр. высш. шк. № 2, 1981. С. 168 -173.
35. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. - 368 с.
36. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения М.: Педагогика, 1982.-287 с.
37. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения /Под ред. Е.О.Медынского. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1948,- 193 с.
38. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. Пособие для преподавателей и студентов. М.: Просвещение, 1965. 227 с.
39. Беляев Б.В. Психологические вопросы наглядного обучения иностранным языкам //Иностранные языки в школе № 1. 1948. С. 12-16.
40. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронежский университет. Воронеж, 1977. - 289 с.
41. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа. 1989. - 141 с.
42. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
43. Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. - 160 с.
44. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения вступ. статья Ф.Королева, С.5-34. М.: изд-во Акад.пед наук РСФСР 1961. - 695 с.
45. Блонский П.П. Мои воспоминания. М.: Педагогика, 1971. - 175 с.
46. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
47. Буга П.Г. Вузовский учебник: Создание, выпуск, распространение. М., 1987. -158 с.
48. Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов: научно-метод, пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987.-61 с.
49. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов.художник, 1966. - 118 с.
50. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. М.:Искусство,1956,- 371 с.
51. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения /Вступ. ст. Егорова С.Ф. М.: Педагогика, 1987. - 400 с.
52. Вахтерова Э.О. Вахтеров В.П., его жизнь и работа. М.: Издат-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. - 368 с.
53. Вербицкий А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований. // Педагогика. 1994. - № 3. - С. 32-35.
54. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
55. Волкова А. Вопросы эстетического воспитания в школьной географии: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1976. 110 с.
56. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сборник статей. Выпуск I. /Отв. за выпуск Шорохов Е.В. и Лебедко В.К. М.: Прометей 1996. - 172 с.
57. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова. М., 1991.-18 с.
58. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика 1965, - 72 с.
59. Гарипов М.И. Современная философия образования и педагогические новации. Место и роль учителя в инновационных педагогических технологиях: Тез.докл.науч.-практ.конф. Бирск, 1994. - С.2- 4.
60. Гарипов М.И. Философия образования, //Учитель Башкортостана. 1997. № 4. С.3-5.
61. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. Челябинск: ЧКПУ Факел, 1995. - 238 с.
62. Гегель Г.-В. Ф. Работы разных лет. I и II т.т. /Сост. Гулыга Л.В. М.: Мысль, 1970.-668 с.
63. Гегель Г.-В. Ф. Эстетика. В 4-х т. Перевод. T.l. М.: Искусство, 1968.-312 с.
64. Гегель Г.-В. Ф. Эстетика. В 4-х т. Перевод., Т.З. М.: Искусство, 1973.-621 с.
65. Герцен А.Н., Огарев Н.П. О воспитании и образовании; Сост. и авт.коммент. В.Н.Ширяев; Авт.вступ. ст. А.Ф.Смирнов, С.6-21.; АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. 363 с.
66. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее: Кризис образования в России на пороге XXI века. Челябинск: МО РФ, Челяб.дисс. ИПО, 1993. -240 с.
67. Гинзбург И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. М.-Л.: Искусство, 1940.-203 с.
68. Гласс Дж, Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс. 1975. - 493 с.
69. Головатенко А.Ю. Использование государственных символов в нравственно-правовом воспитании. //Советская педагогика № 7, 1984 г., С.30-35.
70. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1971,- 239 с. с илл.
71. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования М.: Педагогика. -1986. -240 с.
72. Давыдов Ю.С. Высшее образование: состояние, проблемы, решения. //Педагогика. 1997. - № 2. - С.61-68.
73. Данильченко Н.Г. П.П.Блонский о школе и учителе. М.: Знание, 1979. - 96 с.
74. Дистервег А. Избр.пед.соч. Сост. и вступ. статья С.7-52, В.А.Ротенберга. -М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
75. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 216 с.
76. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения / Вступ.статья В.Ф. Козьмина С.6 18.; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 346 с.
77. Дрига ИИ., Pax Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие для институтов. М.: Просвещение, 1985. - 271 с. с илл.
78. Есикова Т.В. Детский рисунок в контексте нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методические указания. Уфа: Творчество, 1998. - 24 с.
79. Есикова Т.В. Из практики развивающего обучения // Актуальные вопросы теории и истории отечественной школы. М.: Радетели просвещение, 1995 -С.48-49.
80. Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. - 175 с.
81. Занков J1.B. Избранные педагогические труды /С вступ. ст. Ш.Амонашвили М.: Новая школа, 1996. - 431 с.
82. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-424с.
83. Занков JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960.-311 с.
84. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. 159 с.
85. Зиновьев С.И. Лекция в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1962. - 136 с.
86. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1968. - 357 с.
87. Иванов Э.П. Об использовании наглядности в преподавании политической экономики. //Наглядность преподавания и ее эффективность: Материалы учебно-методической конференции. Смоленск, 1971. С. 20-23.
88. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций: Учебн. пособие для студентов пед.университетов. М.: Просвещение, 1984. - 495 с.
89. Ительсон Л.Б. Проблемы современной психологии учения. М.: Знание, 1970.-32 с.
90. Ительсон Л.Б. Психологические основы обучения. М. Знание, 1972. - 59 с.
91. Кабанова-Меллер Е.Н. Приемы учебной работы и овладение ими. // Вопросы психологии. 1980. -№ 4. - С. 145-150.
92. Каган В.М., Ламм В .Я. Комплексный подход к обучению с применением конспектов-схем. Иркутск, 1980. - 117 с.
93. Кампанелла Т. Государство Солнца. // Серия коммунистических романов № 2., 1907.-92 с.
94. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогической творчество. М.: Просвещение, 1990. -214 с.
95. Кант И. Критика чистого разума /Пер. Н.О.Лосского. М.: Наука, 1998. -655 с.
96. Кант И. Собр. соч. в 8 т.; перевод. /Под общ. ред. А.В.Гулыги, Т.З. М., 1994.-740 с.
97. Кант И. Трактаты и письма / Вст.статья А.В.Гулыги, С.5-12. М.: Наука, 1980. - 709 с.
98. Карамышева З.Ш. Взгляды К.Д.Ушинского на воспитывающее значение свободного труда //Педагогический альманах: Сб. трудов преподавателей каф. педагогики Башгоспединститута. Уфа: Башгоспединститут, 1998. -С.31-35.
99. Карлгрен Ф. Воспитание к Свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. /Пер. с нем. М.: МЦ ВП, 1992. - 272 с.
100. Карпов В.Г. и др. Применение экранных пособий в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1962. - 200 с.
101. Карпов В.Г., Романин В.А. Технические средства обучения: Учебные пособия для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1972.-271 с.
102. Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л., Издательство Ленинского университета, 1973. - 152 с.
103. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: Всероссийское театральное общество, 1984. - 527 с.
104. Кобозев Н.И. Избранные труды в 2-х т.. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 423 с.
105. Козлова П.П., Карамышева З.Ш. Методическая разработка по курсу истории педагогики к теме: «Становление советской национальной школы (на примере Башкирской АССР)» М.: Пед. институт им. В.И.Ленина, 1984.-17с.
106. Коменский Я.А. Великая дидактика. М.:Учпедгиз, 1949. - 203 с.
107. Коменский Я.А. Этика. М.: Учпедгиз, 1939. - 237 с.
108. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева Н.Ф, История педагогики:
109. Учебник для студентов пед. институтов. Изд. 4-е. М.: Просвещение, 1974.447 с.
110. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М.; Учпедгиз, 1953. - 273 с.
111. Ш.Коротов В.Н. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М.:1. Просвещение, 1983. 223 с.
112. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М,: Политиздат, 1990.-493 с.
113. ИЗ. Косова Г. Изобразительное искусство в преподавании истории. Древниймир. Средние века. М.: Просвещение, 1966. - 176 с.
114. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Самарский гос.пед.институт, 1994. - 165 с.
115. Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. -Волгоград: Перемена. 1994. 32 с.
116. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977. - 264 с.
117. Крамской И.Н. Письма. Статьи в 2-х т. Т.1. М.: Искусство, 1965. - 627 с.
118. Краткий словарь по философии. М.: Энциклопедия, 1979. - 427 с.
119. Краткий словарь по эстетике /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Просвещение, 1983.-223 с.
120. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М., Учпедгиз, 1957.-715 с.
121. Кузин B.C. Психология /Под ред. Ломова Б.Ф. М.: Высшая школа, 1982. -256 с.
122. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебник для общеобразовательных уч. заведений 1-4 кл. М.: Издательский дом «Дрофа», 1997. - 126 с.
123. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 1972 с.
124. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981.-96 с.
125. Кушков И.Г. Очерки по истории и теории высшего педагогического образования. ЛГПИим. Герцена А.И. Л., 1955. - 115 с.
126. Лебедко В.К. Несколько слов будущему художнику-педагогу о пространстве изображаемого интерьера. //Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сборник статей. Выпуск 1. М.: Прометей, 1996. - С. 33-37
127. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
128. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. В кн. Вопросы истории. -М.: Педагогика, 1981. 145 с.
129. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.; Знание, 1980. -96 с.
130. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. Пер с чеш. Р.Е.Мельцера. М.: Прогресс, 1970. - 685 с.
131. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. -Самара.: Изд-во СИУ, 1997. 85 с.
132. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. -191с.
133. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1998. - 464 с.
134. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИТЖ и ФПК. М: Прометей, 1991. - 528 с.
135. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1974.-496 с.
136. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
137. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995. 282 с.
138. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс. М.: Просвещение, 1995.-208 с.
139. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания, М,: Педагогика, 1972. - 159 с.
140. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. / Под ред. Шадрикова В.Д. -М.: Педагогика, 1991. 344 с.
141. Ломоносов М.В. ПСС в 10 т., Т. 1.,-М.-Л., 1955-59. 535 с.
142. Лосенко А.П. Антон Павлович Лосенко и Академия художеств 1750-е, 1770-е годы. К 250 летию со дня рождения художника. - Л., 1987. - 143 с.
143. Максимова В.Н. Медпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. Л., Госпединститут им, А.И.Герцена, 1979. - 80 с.
144. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
145. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М. Педагогика, 1975. - 367 с.
146. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. - 184 с.
147. Махмутов М.И., Шакидзянов А.З. Учебный процесс с использованием медпредметных связей в средних ПТУ, М.: Высшая школа, 1985. - 207 с.
148. Методологические аспекты развития педагогической науки в современных условиях: Сб. науч. тр./Под. ред. Я.С.Турбовского; Акад.пед наук СССР М,, 1980.- 114 с.
149. Методологические проблемы развития образования: Межвуз. науч. пр./Под ред. Терегулова Ф.Ш. Уфа: БГПИ, 1997. - 216 с.
150. Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред.
151. Атутова П.Р. и др. М.: Педагогика, 1985. - 236 с.
152. Методы педагогических исследований. /Под ред. Пискунова А.И. и Воробьева Г.В. М.: Педагогика, 1979. - 255 с.
153. Методы педагогического исследования. Лекции для пед. институтов/ Под ред. В.И. Журавлева М.: Просвещение, 1972. - 159 с.
154. Мор Т. Утопия /Пер. с латин. Ю.М.Каган; вступ.ст. И.Н.Осиновского М,: Наука, 1978. - 415 с.
155. Неверов В.В. Современные проблемы эстетического воспитания. М.: Знание, 1969.-49 с.
156. Неверов В.В. Эстетическое познание и эстетическая деятельность человека. -М.: Профтехиздат, 1963. 42 с,
157. Йеменский Б.М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1987. 253 с.
158. Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании. М.: Молодая гвардия, 1974. - 188 с.
159. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высш.пед.учебн.завед. в 3-х кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение, 1995. - 512 с.
160. Нерсесянц B.C. Сократ М.: Наука, 1984. - 190 с.
161. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. 1990. - № 9. - С.41-43.
162. Никандров Н.Д. Некоторые проблемы дидактики высшей школы в зарубежных странах. М.: Знание, 1972. - 58 с.
163. Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. -М.: Высшая школа, 1978. 279 с.
164. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. /Под ред. Волкова Г.Н. М.: Педагогика, 1985. - 352 с.
165. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А.Смирнова. М.: Центр Академия, 1998. - 512 с.
166. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шляпов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
167. Педагогика: Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. -М., 1995. 637 с.
168. Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе: Сб. науч. тр. /Под ред. Пилиповского В.Я. М., НИИТИИП, 1991. - 94 с.
169. Педагогическая практика: Учебное пособие для пед. институтов. /Под ред. В.К.Розова-М, 1981.- 159 с.
170. Педагогическая энциклопедия. (В 4-х т.) Т.З. /Под ред. Каирова И.А. М.: Сов. энциклопед., 1964-66 г.г. - 880 с.
171. Педагогическое наследие /В.Г.Белинский, А.Н.Герцен, Н.Н.Чернышевский, Н.А.Добролюбов; Сост. А.Ф.Смирнов. М.: Педагогика, 1988. - 399 с.
172. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. Казань.: Издательство Казанского университета, 1976. - 200 с.
173. Петрова Г.А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов. Казань, Изд-во Казанского университета, 1973.-69 с.
174. Печко Л.П. Духовность и развитие эстетического самосознания личности в представлениях учителя: /Проблемы художественно-эстетической подготовкисовременного учителя / Отв.ред. Печко Л.П. Иркутск: Иркутск.пед.ун-т, 1997. -С.197.
175. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: ВНМЦНТ и КПР МК СССР, 1991. - 102 с.
176. Пирогов Н.И Избранные педагогические сочинения. /Под ред. Кондакова М.И. -М.: Педагогика, 1985. 496 с.
177. Пискунов А.Н. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики М.: Просвещение, 1981. - 528 с.
178. Платон. Избранные диалоги./Сост., вступ. статья Асмуса В.М. М.: Худ.лит-ра, 1965. - 443 с.
179. Платон. Сочинения в 3-х т. /Под ре. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса, М.: Мысль, 1968. Т.2. 1970. - 611 с.
180. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
181. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 352 с.
182. Правдин Ю.П. Методологические основы педагогики: Учебно-методическое пособие. -М., 1995. 112 с.
183. Программы педагогических институтов. Сборник № 14. Рисунок. Живопись. Композиция. Пленэр. Скульптура. История искусства. М.: Просвещение, 1988.- 152 с.
184. Программы педагогических институтов. Сборник № 22 /Под ред. Семыки-наН.П,, -М.: Просвещение, 1987. 221 с.
185. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль: Повесть пер. с фр. СПб.: Сов. писатель, 1993. - 416 с.
186. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда: Пособие для начинающего преподавателя техн.вуза. М.: Высш.школа, 1990. - 111 с.
187. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1982. -240 с.
188. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974. - 246 с.
189. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -142 с.
190. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. Т.2. /Под ред. Г.Н.Джиблазде. М.: Педагогика, 1981. - 334 с.
191. Савин Н.В. Методика преподавания педагогики. М.: Просвещение, 1987.- 207 с.
192. Самарин Ю.А. Очерки психологического ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР 1962. - 504 с.
193. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований М.: Педагогика, 1986. - 150 с.
194. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -95 с.
195. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения, проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. - 206 с.
196. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971.-271 с.
197. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. -М.: Школа Пресс, 1998. - 512 с.
198. Сластенин В.А., Подымова JI.C, Педагогика: Инновационная деятельность.- М.: Изд-во Магистр, 1992. 308 с.
199. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. -М.: Учпедгиз, 1963. 312 с.
200. Смирнов В.З. Хрестоматия по истории педагогики. М.: Учпедгиз, 1961.600 с.
201. Струминский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д.Ушинского. М.: Учпедгиз, 1960. - 348 с.
202. Сухомлинский В.А. О воспитании /Состав. Соловейчик С. М.: Политиздат, 1988. - 269 с.
203. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. -335 с.
204. Таичинов М.Г, Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1992. - 160 с.
205. Теория познания. Познание как исторический процесс. т.З./Под ред. Лекторского В.А. и Ойзермана Т.М. - М.: Мысль, 1993. - 396 с.
206. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1991. - 296 с.
207. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. - 542 с.
208. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. /Под ред. Медынского. Изт-во Академии наук РСФСР. -М.-Л., 1948. 399 с.
209. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. /Под ред. А.С.Пискунова. Т.1. М.: Педагогика, 1974. - 584 с.
210. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.-557 с.
211. Фалькович Э.М. Искусство лектора. М.: Госполитиздат, 1960. - 262 с.
212. Фейгенберг И.М. Активность учащихся в усвоении знаний: Учебн. пособие- М.: ЦОЛИУВ, 1977. 16 с,
213. Фейгенберг И.М. Память и обучение. М.: ЦОЛИУВ, 1974. - 29 с.
214. Фейгенберг И.М., Зибер X., Цир А. Психолого-педагогическая направленность в использовании учебного наглядного материала. Современная высшая школа. № 2., 1981. - С.8-14.
215. Философский словарь /Под ред. Фролова, М.: Политиздат, 1981. 445 с.
216. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека М.: Знание1982.- 110 с.
217. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. М.: Наука, 1987.-216 с.
218. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: Проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986.- 235 с.
219. Функции художественно-графического оформления учебников./ Под ред. Донского Г.М. М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
220. Хазиев B.C. Измышления о педагогике. Уфа: Башгоспединститут, 1998. -198 с.
221. Хамитов Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики. Уфа.: Баш ГПИ, 1999. - 85 с.
222. Хамитов Э.Ш. Основы педагогической профориентации. Уфа, 1990. - 173 с.
223. Харламов И.Ф. Активизация учения школьников. Минск.: Нар.асвета, 1970. - 158 с.
224. Харламов И.Ф. Педагогика. -М.: Высшая школа, 1990. 376 с.
225. Хрестоматия по философии / Под ред. П.В.Алексеева/. .- М.: Проспект, 1997. 567 с.
226. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения / Вст.статья А.В,Алеханова.-М.: Педагогика, 1983. 335 с.
227. Чистяков П.П. Выставка произведений и учебных работ его учеников. Каталог Предисл. Н.Молевой и Э.Белютина С.3-24. М., 1955. - 56 с.
228. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. -208 с.
229. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1958. - 430 с.
230. Шорохов Е.В. Композиция. -М.: Просвещение, 1986. 285 с.
231. Шорохов Е.В. Художественный образ и искусство. в кн. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 1. Сборник статей. - М. «Прометей», 1996. - 172 с.
232. Штекли А. Кампанелла. М.: Молодая гвардия, 1966. - 287 с.
233. Штракс Г.М., Петрушевский С.А. Наглядные средства в преподавании философии. М.: Московский университет, 1976. - 69 с.
234. Шубинский B.C. Философское образование в средней школе. М.: Педагогика, 1991. - 168 с.
235. Шубинский B.C. Формирование диалектического мышления у школьников. -М.: Знание, 1979. -48 с.
236. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. -Казань.: Казанский университет, 1987. 108 с.
237. Щиряков Н. Произведения изобразительного искусства на уроках литературы. -Минск.: Нар. асвета, 1968. 170 с.
238. Щиряков Н.Н. Книжная иллюстрация на уроках русской литературы. -Минск: Нар. асвета, 1975. 112 с.
239. Щиряков Н.Н. Система работы над произведениями изобразительного искусства на уроках литературы. Минск: Нар.асвета, 1964. - 109 с.
240. Щукин А.Н. Применение аудиовизуальных средств на занятиях по русскому языку со студентами-иностранцами: Тексты лекций. М., 1979. - 52 с.
241. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащимися в учебном процессе. М,: Просвещение, 1979. - 160 с.
242. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. - 142 с.
243. Юричка Ю.И. Теоретико-методологические основы перспективных педагогических технологий //Теория и практика разработки и внедрения перспективных технологий в педагогический процесс: Тез. докл.межвуз.науч.-практич. конф. -Бирск, 1993. 146 с.
244. Юричка Ю.И. Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований. Бирск: БГПИ, 1996. - 147 с.
245. Gammage Fhilip. Primary Education: Structure and context. L.: Herper Row, Publi Shers, 1986 93 p.
246. Solomon J,, Solomon R.A. The practice of oil Peinting London: Seeley, Service 7 CO. Ltd, 1921.-277 p.
247. The werks of Aristotle. Vol. VII. Problemata. Oxford: At the Clarenden Press, 1927. - 967 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.