Историко-философский анализ творчества М. Элиаде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Трохимчук, Екатерина Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 162
Оглавление диссертации кандидат философских наук Трохимчук, Екатерина Александровна
Введение.стр.
Глава 1 «Сакральная антропология» М.Элиаде: истоки проблемы и методы исследования.стр.
§ 1. Биография М.Элиаде как фактор его творчества.стр.
§ 2. М.Элиаде: специфика методов исследования.стр.
§ 3. Становление философско-антропологической проблематики.стр.
Выводы к Главе 1.стр.
Глава 2 Сакральная антропология М.Элиаде.стр.
§ 1. Мифосимволическое сознание сакрального как сущность человека.стр.
§ 2. Место и роль сакральных моделей в становлении культуры.стр.
§ 3. Кризис культуры и крипторелигиозное сознание.стр.
Выводы к Главе 2.стр.
Глава 3 Идеи М.Элиаде в контексте мировоззренческих и научных тенденций эпохи.стр.
§ 1 М.Элиаде и духовные поиски времени.стр.
§ 2 М.Элиаде и Р.Генон: проблема человека и кризис культуры.стр.
§ 3 М.Элиаде и К.Г.Юнг: история религии и психология.стр.
Выводы к Главе 3.стр.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Феноменологическое религиоведение М. Элиаде2003 год, кандидат философских наук Михельсон, Ольга Константиновна
Идея теогенезиса в религиоведческой концепции М. Элиаде2009 год, кандидат философских наук Серёгин, Максим Евгеньевич
"История" и "традиция" в философии европейского традиционализма: Рене Генон и Мирча Элиаде1998 год, кандидат философских наук Макаров, Андрей Иванович
Священный хронотоп культурного ландшафта Русского Севера: по материалам Кенозерского национального парка2011 год, кандидат философских наук Мелютина, Марина Николаевна
Категория "священное" в феноменологии религии, теологии и континентальной философии XX века2012 год, доктор философских наук Пылаев, Максим Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-философский анализ творчества М. Элиаде»
Актуальность исследования. Сегодня все больше и больше внимание научной гуманитарной и общественной мысли уделяется вопросу духовности1, как структурообразующей основы культуры. Формируются теории, ведутся поиски ценностных и смысловых ориентиров человеческой жизни в стремительно меняющемся современном мире.
Так или иначе, попытки ответить на вопрос о содержании и значении духовной сферы приводят к анализу существующих религиозных воззрений (как традиционных, представленных основными мировыми религиями, так и новых так называемых религиозных течений), в которых накоплен существенный опыт организации мировоззренческих основ жизнедеятельности человека.
Таким образом, значительный вклад в решение вопроса о сущности и значении духовности в жизни человека и общества вносят исследования в области истории религии, существенную часть которых составляет общефилософская и антропологическая проблематика.
Целый ряд авторов, с разных позиций обращавшихся, на протяжении всего 20 века, к анализу религиозного опыта (Дж.Кемпбелл, Э.Э.Эванс-Причард, Э.Жильсон, Э.Трельч, Р.Отто, К.Гольдаммер, Ф.Хайлер, и др.), в процессе своих исследований получают не только описательный материал, анализ взаимоотношений религиозных институтов, содержание религиозных значений, но и определенную картину мира, идею вписанности человека в универсум, представленную в той или иной религиозной системе. В результате такого подхода познание в сфере религиоведческой проблематики оказывается направлено не только на суть самих религиозных
1 Духовность как процесс гармоничного существования человека и развития его творческих способностей; добровольный выбор индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинениу своей жизни их требованиям // Кемеров В. Философская энциклопедия. - М., Папринт, 1998. представлений, но и на специфику и эволюцию бытия, образа мысли, целей и ценностей самого человека.
Получая импульс для своего развития в теологии и христианской миссионерской деятельности, формируясь на основе научного анализа содержания религиозных представлений, их сущности и значения для человека и социума, исследования в области истории религии, на сегодняшний день, благодаря расширению сведений о способе бытия человека, становятся существенным импульсом оформления единого духовного поля культуры, продуцируют основу складывания универсальной гуманистической ориентации человека в глобализирующемся мировом пространстве.
Одним из авторов, чьи идеи до сих пор сохраняют свою актуальность в этой области является М.Элиаде.
М.Элиаде заслуженно причисляют к числу выдающихся мыслителей 20 века. Философ, историк религии и публицист, автор более 100 научных и художественных произведений, М.Элиаде - фигура сложная и неоднозначная. Его работы до сих пор издаются большими тиражами по всему миру, а идеи остаются предметом споров и многочисленных научных дискуссий.
Оригинальность освещения им философской и антропологической проблематики и глубина исследований сферы религиозного опыта человека придает его работам непреходящую гуманистическую ценность, исключительно значимую для понимания духовных основ бытия человека и общества. Именно в рамках данного аспекта формулируется тема данного исследования, которая посвящена специфике понимания сущности человека в концепции М.Элиаде.
Степень разработанности темы.
Научное наследие М.Элиаде активно осмысляется представителями различных направлений европейской гуманитарной мысли. Исследованию его наследия до сих пор посвящаются многочисленные симпозиумы, семинары и монографии
Основные пункты творчества М.Элиаде, вокруг которых концентрируется исследовательский интерес — это методология религиоведческих исследований, значение его работ для современной истории религии, специфика авторского понимания сакрального, как исходного элемента Чикагской школы феноменологии религии, а так же некоторые аспекты его философии истории. Отдельное внимание уделяется мировоззренческим и политическим взглядам М.Элиаде в контексте его биографии.
Еще при жизни исследователя, его работы высоко оцениваются современниками. Его друг и коллега Ж.Дюмезиль характеризовал М.Элиаде как «смелого и увлеченного исследователя, опирающегося на громдную эрудицию и профессиональную подготовку специалисти-индолога»3, подчеркивал, как много он сделал для религиоведения как науки. Положительно оценивает научные достижения М.Элиаде его соотечественник Э.Ионеско: «он подверг переоценке миф, мифическое мышление, которое мелкие умы.считали ложью, легендами, сказками или мистификациями. он.умел освещать бездны, в которых блуждает современный ум»4.
Ближайший ученик, И.П.Куляну писал о масштабности творчества М.Элиаде: «Он напрямую затронул сотни, если не тысячи, сознаний; и опосредованно - сотни тысяч»5. Соотечественник и друг М.Элиаде философ
2 Последние конференции, посвященные его работам: г.Краснодар, 2007г «Мифология и образы человека» 100-летию со дня рождения М.Элиаде; The University of Chicago, 2006 Hermeneutics in history: M.EIiade, Joachim Wach and the science of religion, The University of Chicago, 2008 M.EIiade and Joachim Wach, The University of Maine, 2008 M.EIiade and his legacy for the 21st century ).
3 Предисловие Ж.Дюмезиля к изданию / Элиаде М.Трактат по истории религии. - Спб.: Алетейя, 1999. -T.1, -С.16.
4 Ионеско Э. Предтеча обновления. / Элиаде М.Посулы равноденствия. Жатва солнцеворота. -М.:Критерион, 2008. - Приложения. - С.441
5 Кулиано И.П. Последние минуты М.Элиаде. Махапаринирвана. /Элиаде М.Посулы равноденствия. Жатва солнцеворота. - М.: Критерион, 2008. - Приложения. - С.436
Э.Чоран отмечал, что он «был духом, открытым всем по-настоящему 6 высоким ценностям.» .
Современные западные исследователи в основном уделяют внимание методологическим проблемам трудов М.Элиаде. Среди таковых можно
7 8 выделить работы Л.Хонко, Р.Сигала, У.К.Смита , в которых последовательно и аргументировано проводится критика теоретических построений М.Элиаде за излишний субъективизм и антиредукционизм, недостаточную разработанность концепции символизма. С идейных позиций рассматривает работы М.Элиаде, Дж.Фентон9, который подчеркивает излишний теологизм исследователя. Нередко наследие М.Элиаде становится предметом конфессионального анализа и критики за аморализм, монизм и пантеизм (В.Данк).
Особое внимание современных западных исследователей сосредоточено вокруг политических воззрений М.Элиаде: А.Лэнель
Лавастин, Л.Кацис, Г.Шолем, М.Идель уличают исследователя в фашизме и ю антисимитизме .
Сам же М.Элиаде весьма скромно оценивал свои научные труды и считал себя радетелем за становление румынской культуры и самосознания11.
Первая реакция на работы румынского религиоведа в отечественной гуманитарной мысли появляется в 70х г.г. 20 века и связана с именем Е.М.Мелетинского.
Мелетинский Е.М. дает оценку научным исследованиям М.Элиаде в работе «Поэтика мифа» и указывает на то, что автор стремился выявить в «мифах глубокое "метафизическое" содержание, своеобразную философию архаического человечества», но одновременно и указывает явный
6 Чоран Э.Вот жизнь, которая прожита сполна /Там же. - С.441
7 Segal.R.Reductionism in the study of religion. In: T.Idinopulos and E.Yonan, Editors. Religion and reductionism: Essays on Eliade, Segal, and the Challendge of the Social Sciences for the study of Religion. E.J.Brill, Lieden, 1994.
8 Smith W.C. Comparative religion: whither - and why?. In: The History of Religions: Essays in Methodology. -Chicago: University of Chicago Press, 1959.
9 Fenton J. Y. Reductionism in the Study of Religions // Soundings, 1970. № 1
10 Александра Ленель-Лавастин. Забытый фашизм. Ионеско, Элиаде, Чоран. - М.: Прогресс-традиция, 2007.
11 «.мои усилия понять строй архаической и восточной мысли лучше помогали расшифровать ценности румынской народной духовности.». / Элиаде М.Посулы равноденствия. Жатва солнцеворота. - М.: Критерион, 2008. - С.234 концептуальный недостаток, отмечая, что М.Элиаде безосновательно модернизирует мифологическое сознание, «приписывает ему не только обесценение исторического времени, но и известную целеустремленную борьбу с "профанным" временем, с историей, с временной необратимостью»12.
Основная масса публикаций, посвященных творчеству М.Элиаде в России появляются с 90-х г.г.20 века, когда начинают активно переводиться и издаваться его художественные и научные работы. На сегодняшний день к его наследию обращаются, как правило, представители историко-религиозной проблематики, а так же некоторые исследователи современных направлений, развивающихся в рамках феноменологической философии.
Осмыслению его теорий посвящены статьи и исследования О.К.Михельсон, А.П.Забияко, С.В.Пахомова, А.А.Грицанова, иеромонаха Варлаама (Горохов), Н.Л.Сухачева, М.А.Пылаева, А.Дугина, А.И.Макарова.
Как правило, большинство работ, обращающихся к наследию М.Элиаде, концентрируются вокруг его концепции homo religiosus, и связаны с различными аспектами понимания ученым феномена религии и священного, так же обращается внимание на специфику введенного М.Элиаде в научный оборот термина - «иерофания», анализируется гуманистическая позиция исследователя.
Так, О.К.Михельсон13 уделяет внимание экзистенциальной стороне истории религии М.Элиаде, указывает на взаимосвязь религиозной культуры и современной цивилизации, рассматривает категории пространства и времени, иерофании; отмечает, что homo religiosus М.Элиаде - это человек, нуждающийся в религии основанной на опыте восприятия Священного, или ее суррогате (например, сакрализация власти). А.П.Забияко14 пишет о психотерапевтической ценности знакомства с историей религий и
12 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М. 1972. - С.76
13 Михельсон O.K. Концепция небесного паттерна М.Элиаде и его трактовка представлений о смерти и загробном мире. // Образ рая: от мифа к утопии. Серия «Symposium», выпуск 31. - Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.95-99
14 Забняко А. Сакральное как категория феноменологии М.Элиаде. // Религиоведение. - №3. - 2002. восстановлении духовной целостности жизни человека, затрагивает методологические аспекты феноменологии религии, разбирает понятие «сакральное»; останавливается на идее «онтологической одержимости» homo religiosus, его общении с трансцендентной реальностью, опыте разделения бытия на сакральное и профанное. С.В.Пахомов15 разрабатывает феноменологическое содержание методов М.Элиаде в рамках работ о йоге. А.А.Грицанов пишет о сравнении его идей с психоанализом и структурализмом. Иеромонах Варлаам (Горохов)16 касается аспектов теологии в трудах М.Элиаде, его вклада в развитие самостоятельности
1 7 религиведческих исследований. Н.Л.Сухачев обращается к концепции культурно-исторического развития, как она отражена в религиоведческих
18 работах М.Элиаде, А.Дугин рассматривает взаимосвязь идей М.Элиаде с концепцией Традиционализма Р:Генона и Ю.Эволы.
И хотя данные вопросы и составляют существенную часть его теоретических построений, они все же, на наш взгляд, не позволяют увидеть целостную картину разработанной М.Элиаде философской и антропологической проблематики.
В одной из статей О.К.Михельсон («История религий и новый гуманизм») пишет, что по сути, центральная для истории религии М.Элиаде концепция homo religiosus есть «учение об априорности религиозного в человеческом сознании». Т.е., говоря о homo religiosus, мы подразумеваем не просто приверженность некоторой религиозной традиции, но определенную сущностную характеристику человека. Однако О.К.Михельсон, подробно останавливаясь на проблемах методологии идований М.Элиаде, не развивает далее тему соотнесенности священного и человека. В. то время как сам
15 Пахомов C.B. Элиаде и йога. Вступ.статья // М.Элиаде Йога: свобода и бессмертие. - Спб.: Лань, 1999. -С.5-67
16 Горохов В. Религиоведческая концепция М.Элиаде в свете православного богословия. [Электронный ресурс] URL: http://www.bogoslov.ru/text/291485.html (дата обращения: 12.07.2008); Горохов В. Христианское осмысление основных аспектов религиоведческой проблематики М.Элиаде. [Электронный ресурс] URL: littp://www.boeoslov.ru/text/257826.htinl (дата обращения: 28.12.2007).
Сухачев Н.Л. Феномен духа и космос М.Элиаде // М.Элиаде Азиатская алхимия. Сборник эссе. - М.: Янус-К, 1998.- С.б-37
18 Дугин А. Мирча Элиаде - Вечное возвращение //Finis Mundi №5 [Электронный ресурс]. URL: http://arcto.ru/modules.plip?name=News&file=article&sid= 1103 (дата обращения: 18.12.2007).
М.Элиаде практически во всех работах при описании homo religiosus вносит существенные концептуальные обобщения, позволяющие говорить о наличии в его исследованиях целой системы философского осмысления человека19.
Таким образом, из поля зрения исследователей выпадает одна из основных проблем творчества М.Элиаде — тема сущности человека и специфики его бытия.
Объект исследования - научное наследие М.Элиаде Предмет исследования - философская концепция М.Элиаде. Цели и задачи. Целью данной работы является реконструкция философско-антропологической проблематики М.Элиаде, сконцентрированной вокруг его анализа религиозного опыта человека; предпринимается попытка рассмотреть труды М.Элиаде с позиции построения автором картины становления человека и культуры во взаимосвязи с сакральным измерением бытия.
Постановка проблемы предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть основные моменты интеллектуальной биографии М.Элиаде, на основе биографического анализа выявить поворотные точки жизненного пути автора, повлиявшие на формирование предмета его научных исследований;Очертить специфику методов исследования М.Элиаде в контексте его взаимодействия с основными тенденциями философии и феноменологии религии;
• Проанализировать понятийный аппарат М.Элиаде;
• На основе исторического обзора произведений проследить процесс становления и развития философской проблематики в исследованиях М.Элиаде;
19 Особенно четко эта линия размышлений прослеживается в работах: Элиаде М. Священное и мирское. -М.: Изд-во МГУ, 1994г.- 144 с. [Электронный ресурс]. URL: http://wwvv.krotov.info/lib sec/26 ae/aeli/ade Ol .htm (дата обращения: 21.09.2006); Элиаде М. Трактат по истории религий T1-2. - Спб.:"Алетейя, 1999. - 301с.
• Выявить и охарактеризовать основные пункты сакральной антропологии М.Элиаде как целостной философской концепции;
• В рамках сопоставления содержательных моментов теории М.Элиаде с разработками других авторов продемонстрировать оригинальность его философского осмысления темы религиозного опыта.
Методы исследования.
В ходе работы используется историко-философская методология, осуществляется последовательное рассмотрение процесса формирования философской и антропологической проблематики в творчестве М.Элиаде. Используются методы проблематизации и реконструкции основных этапов творчества и понятийного аппарата автора. На основе компаративного метода производится сопоставление разработок М.Элиаде с работами других специалистов в области истории религии, философии и психологии. Используется так же биографический метод как ключ к пониманию истоков концепции М.Элиаде.
Непосредственно религиоведческий материал, активно привлекаемый в ходе данного исследования, служит наглядным примером, позволяющим выявить логику авторской позиции и глубину мысли самого М.Элиаде. Научная новизна исследования заключается в следующем:
• наследие М.Элиаде рассмотрено с точки зрения разработки автором целостной философской концепции;
• воссозданы эволюция и специфика философско-антропологической проблематики как самостоятельный аспект исследований М.Элиаде;
• раскрыто основное содержание авторского подхода к вопросу о сущности человека и роли священного в культуре;
• продемонстрирована оригинальность концептуальных положений теории М.Элиаде в сравнении с примыкающими к его концепции направлениями гуманитарной мысли.
Тезисы, выносимые на защиту:
1. Интеллектуальная биография М.Элиаде является одним из ключей к пониманию его концепции. Интерес к поиску скрытых .основ бытия, универсалистские тенденции в исследовании религии и культуры, своеобразная трактовка сущности человека через призму религиозного опыта - характерные темы М.Элиаде - философа явились непосредственным результатом уникального сочетания социокультурных влияний и личных стимулов развития исследователя, к которым относятся: интеллектуальная обстановка времени, представленная трансформацией духовных ориентиров общества, личный мистический опыт, а так же знакомство с передовыми исследованиями в области философии, истории религии и психологии.
2. Своеобразие методологии исследований М.Элиаде базируется на авторском синтезе основных теоретических установок в области истории религии, феноменологии и герменевтики. Отталкиваясь от идей антиредукционизма, антиэволюционизма и антиисторизма, рассматривая систему отношений «Человек-Мир» через призму религиозного опыта, М.Элиаде выстраивает свою философско-антропологическую концепцию на основе расшифровки глубинного онтологического смысла феноменов религии, и, одновременно, формулирует собственный исследовательский метод, который называет креативной герменевтикой. Осуществляя в рамках данного метода компаративный анализ, дешифровку значений и смыслов отдельных элементов традиционной культуры, исследователь выявляет универсальные структурообразующие механизмы бытия человека в мире, исходя из которых осмысляет перспективы развития культуры.
3. Структуру философской концепции М.Элиаде формируют понятия сакральное, homo religiosus, трансцендентное, архетип, миф и символ, которые образуют целостный, взаимосвязанный понятийный аппарат и демонстрируют как преемственность линии феноменологии религии в исследованиях М.Элиаде (что отражается в сближении трактовки М.Элиаде понятий сакральное и homo religiosus с разработками М.Шеллера и Р.Отто ), так и взаимосвязь концепции М.Элиаде с отдельными положениями феноменологии Э.Гуссерля, экзистенциализма М.Хайдеггера, философии символических форм Э.Кассирера. В то же время, анализ понятийного аппарата М.Элиаде свидетельствует о его самостоятельности как философа-теоретика.
4. Построение и развитие философской концепции М.Элиаде проходит, как мы полагаем, ряд этапов, что подтверждается последовательным анализом его работ.
В ранних исследованиях20, в 30-40-е гг. 20 века, М.Элиаде обращается к индивидуальным проявлениям религиозного опыта, обращает внимание на роль священного в жизни человека, специфику, границы и возможности человеческого сознания, вырабатывает механизмы исследования религиозных явлений. о 1
Последующие работы М.Элиаде с 1956г. по 1970г. , посвящены масштабному компаративному анализу верований первобытных культур. На их основе автор формирует основной тезис собственной философско-антропологической теории об укрорененности в человеческом сознании -стремления к трансцендентному, о роли религии как структурообразующего элемента в жизни человека и культуры.
20
Eliade M.Yoga, Immortality and Freedom, translated: W.R. Trask. - London: Routledge & Kegan Paul, 1958. First published in French as Yoga: Essai sur l'origine de la mystique Indienne in 1933 (Элиаде M. Йога: свобода и бессмертие. - Спб.: Лань, 1999. - 447с.); Eliade М. Alchimia Asiatic. - Bucarest, 1934; Eliade M. Cosmologie si alchimie babiloniana. - Bucarest, 1937; Eliade M. Comentarii la legenda Mesterului Manole. - Bucurejti: Publicom, 1943; Eliade M.Techniques du Yoga. - Paris,1948; Eliade M. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy, translated: W.R. Trask. London: Routledge and Kegan Paul, 1964. Originally published Le Chamanisme. - Paris, 1951 (Элиаде М.Шаманизм. Архаические техники экстаза. - М.: София, 2008. [ Электронный ресурс ]. URL: http://luxaur.narod.rU/biblio/2/tr/eliade02-0.htm (дата обращения: 28.10.2006 ).
21 Eliade М. The Sacred and the Profane. - New York, 1956. (Элиаде M. Священное и мирское. - M.: Изд-во МГУ, 1994г.- 144 с. [Электронный ресурс]. URL: http://ww\v.krotov.info/lib sec/26 ae/aeli/ade 01 .htm (дата обращения: 21.09.2006); Eliade М. The Myth of the Eternal Return. - New York, 1959. (Элиаде M. Миф о вечном возвращении. - Спб.: Алетейя, 1998. - 250с.); Eliade M. Patterns in Comparative Religion, translated: R. Sheed, London: Sheed and Ward, 1958 (Элиаде M. Трактат по истории религий Tl-2. - Спб.: Алетейя, 1999.); Eliade M. Myths, Dreams and Mysteries: the Encounter between Contemporary Faiths and Archaic Realities, translated: P. Mairet, London: Harvill Press, 1959 (Элиаде M. Мифы, сновидения, мистерии. - Киев: Рефл-бук, Валкер, 1996); Eliade М. Images and Symbols: Studies in Religious Symbolism, translated: P. Mairet. - London: Harvill Press, 1961; Eliade M. Rites and Symbols of Initiation. - New York, 1965 (Элиаде M. Обряды и символы инициации // Мифы и магия индоевропейцев. Вып.Ю. - М.: София, ИД «Гелиос», 2002. - с.138-146); Eliade М. The Two and the One, translated: J.M. Cohen. - Chicago: University of Chicago Press, 1965; Eliade M. The Quest: History and Meaning in Religion. - London: University of Chicago Press, 1969.
В более поздних работах, 1970-1989гг. , заметен больший фшософско-теоретический аспект. Отражены структурные компоненты теории религиозного сознания, получает развитие тема кризиса европейской культуры
5. Исходным пунктом сакральной антропологии М.Элиаде является представление о сакральном как сущностной характеристике человеческого бытия (быть человеком — означает быть религиозным). Таким образом, сущностью самого человека становится религиозный опыт - такой опыт, который реализует встречу человека с сакральным измерением бытия. Связь сакрального, трансцендентного и человека, как связь всеобщего и частного осуществляется на основе религиозного опыта сознания, который предстает как универсальный, т.е. не зависящий от границ пространства и времени. Т.е. в антропологической концепции М.Элиаде сакральное становится не только стадией в истории развития сознания, но и частью его структуры. Взаимосвязь человека и сакрального на уровне сознания (религиозный опыт), осуществляется при помощи естественного механизма, который М.Элиаде определяет как интуицию сакрального - способность человека воспринимать проявления священного в явлениях действительности, и ностальгию по истокам - сориентированность повседневного человеческого бытия на реинтеграцию с его трансцендентным источником.
6. Компаративный анализ теории М.Элиаде демонстрирует существенную взаимосвязь теории автора с концептуальными разработками
22
Eliade М. Nostalgie des religions. - Paris, 1971. (Элиаде M. Ностальгия по истокам. - М.: ИОИ, 2006. - 215с.); Eliade М. Zalmoxis, The Vanishing God. - Chicago: The University of Chicago Press, 1972; Eliade M. Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions. - Chicago: The University of Chicago Press, 1976 (Элиаде M. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. - М.: София, Гелиос, 2002.); Eliade М. A History of Religious Ideas, vol. I, From the Stone Age to the Eleusinian Mysteries, translated: W. Trask. - Chicago: University of Chicago Press, 1978 (Элиаде M. История веры и религиозных идей. Том1. От каменного века до элевсинских мистерий. - М.: Академический Проект, 2008. - 622с.); Eliade М. A History of Religious Ideas, vol. II, From Gautama Buddha to the Triumph of Christianity, translated: W. Trask. - Chicago: University of Chicago Press, 1982. (Элиаде M. История веры и религиозных идей. Том2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. - М.: Академический Проект, 2008. - 679с.); Eliade M. The History of Religious Ideas, vol. Ill, From Muhammad to the Age of the Reforms, translated: A. Hiltebeitel and D. Apostolos-Cappadona. - Chicago: University of Chicago Press, 1985.(Элиаде M. История веры и религиозных идей. ТомЗ. От Магомета до Реформации. - М.: Академический Проект, 2008. - 463с.); Eliade М. Encyclopedia of Religion (editor-in-chief). - New York: Macmillan, 1987. его предшественников и современников: М.Элиаде исходит из теоретических разработок Р.Отто в области понимания священного, принимает положения Э.Кассирера о специфике символических форм; сближается понятийно с некоторыми пунктами традиционализма Р.Генона; проявляет интерес к теме внерационального сознания. Тема архетипов М.Элиаде пересекается с концепцией К.Г.Юнга и др. Все это указывает на причастность идей М.Элиаде к современным ему тенденциям научной мысли, но, одновременно указывает и на очевидные расхождения его взглядов с подходами других авторов. Так, М.Элиаде дает собственную расширенную трактовку понятия священное, его подход отличается от основных идей традиционализма Р.Генона, употребляемый М.Элиаде термин «архетип» отличается по смыслу от представлений об архетипе у К.Г.Юнга. Таким образом, можно увидеть философскую самостоятельность идей М.Элиаде, которые отнюдь не сводятся к серии заимствований.
7. Сопоставление отдельных идей М.Элиаде с теоретическими разработками в области истории религии, психоанализа и философии позволяет продемонстрировать многопрофильность интересов самого автора, с явным акцентом на философских обобщениях. Как историк религии М.Элиаде профессионально оперирует объемным материалом по мифо-ритуальным комплексам и специфике различных религиозных систем, в своих разработках опирается на основные методологические положения феноменологии религии. Интерес к психоанализу М.Элиаде проявляется в последовательно обращении к темам функционирования сознания, феномену религиозного опыта, значению архетипов и символов культуре. Однако, при всей своей очевидной значимости, и первый и второй аспекты его научного наследия оказываются сведены воедино благодаря универсальным философским темам смыслов бытия, сознания, человека и культуры, которые являются сквозными в большинстве работ автора, и позволяют характеризовать М.Элиаде как философа.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что выводы диссертационного исследования позволяют расширить границы философского осмысления темы сущности человека, специфики его эволюции и места в системе отношений природа-культура, благодаря включению в поле данного вопроса значение сферы религиозного опыта в его теоретической обработке М.Элиаде.
Религиозный опыт, таким образом, становится не только предметом отдельного исследования специальных дисциплин, но и становится частью философско-антропологических обобщений в качестве комплексной характеристики бытия человека.
Рассмотренное с этой точки зрения, научное наследие румынского исследователя истории религии М.Элиаде позволяет включить его имя в список авторов, занимающихся разработкой целостных концепций понимания человека.
Отдельная практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов диссертации при подготовке лекций по истории философии, философской антропологии, истории культурологических концепций и религиоведению.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на Международных научно-практических конференциях Строительство-2008, Строительство-2009 (Ростов-на-Дону, Ростовский государственный строительный университет) и на всероссийской научной конференции «Логика, методология, науковедение: актуальные проблемы и перспективы» (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, факультет философии и культурологии, 2010г.).
Структура и объем работы: Диссертация состоит из Введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем работы - 163 машинописных страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Наука и знание в мусульманской цивилизации: История и современность, концепция С. Х. Насра1999 год, кандидат философских наук Масоуд Нассор Масоуд
Сакральное как феномен культуры: Личностное бытие сакрального2000 год, доктор философских наук Медведев, Александр Васильевич
Понятие жертвоприношения в философском и антропологическом дискурсе XX века2009 год, кандидат философских наук Московский, Антон Валерьевич
Проблема «подлинности» в философии религии М. Хайдеггера до «поворота»2024 год, кандидат наук Вишняков Владимир Петрович
Символы и ритуалы в политических процессах в США: традиции и современность: Феномен "гражданской религии"2000 год, кандидат политических наук Легойда, Владимир Романович
Заключение диссертации по теме «История философии», Трохимчук, Екатерина Александровна
Выводы к главе 3
Таким образом, мы видим, как антропологическая проблематика М.Элиаде соприкасается с тенденциями своего времени — эпохи коренных изменений мировоззренческих ориентиров и стереотипов общества, поисков новых основ жизнедеятельности, позволяющих гармонизировать бытие человека и культуры.
Ставя универсальные проблемы, общие для многих если не всех направлений гуманитарной мысли своего времени, М.Элиаде находит для них свое уникальное решение, в чем-то граничащее с традиционализмом, задействующее элементы психоаналитических теорий, но в то же время, самостоятельное и оригинальное в том, что не абсолютизирует каких-либо аспектов как традиционализм, и не ограничивается научной концепцией 1 психики человека , опирается на современную философско-религиозную антропологию, но, одновременно, развивает и собственные принципы исследования материала.
Представляя перед взором читателя богатую и загадочную вселенную религиозного человека, М.Элиаде вовсе не призывает следовать тем или иным религиозным воззрениям, но предлагает глубже проникнуть в суть самих себя; познакомившись с историей развития мировой духовности, попытаться понять внутренний мир другого, чтобы впоследствии реактуализировать глубинные основания собственной жизни, восстановить гармоничное бытие Человека в Мире.
175 По мнению М.Элиаде, именно история религий вплотную занимается архетипами; психологи и критики имеют дело лишь с приблизительными их вариантами. // Элиаде М.Испытание лабиринтом. Беседы с К.-А.Роке // Иностранная литература. - №4. - 1999. -С. 189.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблема духовности, как нематериального основания культуры, как проблема поиска ценностей и смыслов, обеспечивающих гармоничное существование индивида в социуме и мире, решается М.Элиаде, как было продемонстрировано, в рамках анализа многообразия религиозного опыта. С точки зрения автора обновление и преодоление ценностно-смыслового кризиса современной европейской культуры возможно через реинтеграцию индивида со сверхличным трансцендентным основанием бытия.
В разработанной М.Элиаде сакральной антропологии основу модели человека составляет сакральное, как некое абсолютное содержание, определяющее горизонты значимых элементов культуры и принципы функционирования живого мира, независимо от конкретно-исторических условий существования.
Человек, в качестве созерцающего субъекта, оказывается способен постигать бытие священного благодаря его априорному наличию в структуре сознания. Таким образом, вся духовная жизнь человека так же определяется априорным компонентом.
Как было продемонстрировано, существенным толчком к формированию данного подхода к пониманию М.Элиаде антропологической проблематики послужили как личные мистические переживания автора, сопровождающие его ранние годы, так и специальный опыт в сфере псиохофизической регуляции, представленный в традиции йоги и полученный автором в годы научной практики в Индии.
Однако, важно учесть, что, несмотря на данные существенные подробности биографии, нельзя переоценивать субъективные стороны мировосприятия М.Элиаде, и на их основе судить о глубине и объективности его религиоведческих и философских исследований. В своих работах исследователь выступает, в первую очередь, с позиции ученого, выстраивающего определенную линию понимания проблем религиозного опыта, оперирует обширным материалом из области этнологии, археологии, фольклористики, лингвистики и многих других дисциплин. Развивая свою научную теорию, он активно опирается на методологические разработки своих современников и предшественников и привносит свое особое видение вопросов исследования. Таким образом, М.Элиаде предстает перед нами как компетентный ученый-аналитик, специализирующийся на компаративных исследованиях, и как оригинальный мыслитель, выстраивающий свою неповторимую концепцию философского осмысления человека на основе материалов истории религии. 1
В ранних работах М.Элиаде обращается к отдельным индивидуальным проявлениям религиозного опыта - йоге, шаманизму, алхимии; на основе их анализа обращает внимание на роль священного в жизни человека, специфику, границы и возможности человеческого сознания; вырабатывает механизм исследования религиозных явлений.
1 77
Последующие работы М.Элиаде посвящены более масштабному компаративному анализу верований первобытных культур, а так же Ближнего Востока, иудаизма, христианства, ислама, индуизма и буддизма; развивается теория символического в культуре, идеи диалектики сакрального, проблемы понимания истории; формируется философско
176 Eliade M.Yoga, Immortality and Freedom, translated: W.R. Trask. - London: Routledge & Kegan Paul, 1958. First published in French as Yoga: Essai sur l'origine de la mystique Indienne in 1933 (Элиаде M. Йога: свобода и бессмертие. - Спб.: Лань, 1999. - 447с.); Eliade М. Alchimia Asiatic. - Bucarest, 1934 (Элиаде М.Азиатская алхимия. - М., Янус-К, 1998. - 604с.); Eliade М. Cosmologie si alchimie babiloniana. - Bucarest, 1937; Eliade M. Comentarii la legenda Mesterului Manole. - Bucure§ti: Publicom, 1943; Eliade M.Techniques du Yoga. -Paris,1948; Eliade M. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy, translated: W.R. Trask. London: Routledge and Kegan Paul, 1964. Originally published Le Chamanisme. - Paris, 1951 (Элиаде М.Шаманизм. Архаические техники экстаза. - М.: София, 2008. [ Электронный ресурс ]. URL: littp://luxaur.narod.ru/biblio/2/tr/eliade02-O.htm (дата обращения: 28.10.2006 ).
177 Eliade М. The Sacred and the Profane. - New York, 1956. (Элиаде M. Священное и мирское. - M.: Изд-во МГУ, 1994г.- 144 с. [Электронный ресурс]. URL: http://ww\v.krotov.info/1 ib sec/26 ae/ael i/ade 01 .htm (дата обращения: 21.09.2006); Eliade M. The Myth ofthe Eternal Return. -New York, 1959. (Элиаде M. Миф о вечном возвращении. - Спб.: Алетейя, 1998. -250с.); Eliade M. Patterns in Comparative Religion, translated: R. Sheed, London: Sheed and Ward, 1958 (Элиаде M. Трактат no истории религий Tl-2. - Спб.: Алетейя, 1999.); Eliade M. Myths, Dreams and Mysteries: the Encounter between Contemporary Faiths and Archaic Realities, translated: P. Mairet, London: Harvill Press, 1959 (Элиаде M. Мифы, сновидения, мистерии. - Киев: Рефл-бук, Валкер, 1996); Eliade М. Images and Symbols: Studies in Religious Symbolism, translated: P. Mairet. - London: Harvill Press, 1961; Eliade M. Rites and Symbols of Initiation. - New York, 1965 (Элиаде M. Обряды и символы инициации // Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 10. - M.: София, ИД «Гелиос», 2002. - с. 138-146); Eliade М. The Two and the One, translated: J.M. Cohen. - Chicago: University of Chicago Press, 1965; Eliade M. The Quest: History and Meaning in Religion. - London: University of Chicago Press, 1969. антропологическая позиция об универсальности укрорененного в человеческом сознании стремления к трансцендентному, о роли религии как структурообразующего элемента в жизни человека и культуры.
1 7Я
В более поздних работах заметен больший теоретический аспект. Отражены структурные компоненты теории религиозного сознания, получает развитие проблема соотношения Человека и Универсума, находит разрешение ситуация кризиса европейской культуры
Основу теоретических построений М.Элиаде составляет разработанная им методология креативной герменевтики. Суть данного подхода состоит в использовании последовательного компаративного анализа феноменов религиозного опыта, представленных в первобытных верованиях, обрядах, мифах, особенностях культур востока и запада, на основе представления о религии как определенном способе бытия человека в мире.
Подобный метод сближает М.Элиаде с феноменологией религии, т.к. исследователь не рассматривает собственно категорию священного, не оценивает религиозные феномены с точки зрения их объективности, но выявляет их онтологическую сущность. На основе детального анализа и сравнения различных религиозных представлений, их истории, структуры и модификации, исследователь определят их значение в рамках культуры как целого и, тем самым, осуществляет «расшифровку глубинного смысла религиозных явлений» в духе методов герменевтики.
1 ПО
Eliade M. Nostalgie des religions. - Paris, 1971. (Элиаде M. Ностальгия по истокам. - M.: ИОИ, 2006. -215с.); Eliade M. Zalmoxis, The Vanishing God. - Chicago: The University of Chicago Press, 1972; Eliade M. Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions. - Chicago: The University of Chicago Press, 1976 (Элиаде M. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. - М.: София, Гелиос, 2002.); Eliade М. A History of Religious Ideas, vol. I, From the Stone Age to the Eleusinian Mysteries, translated: W. Trask. - Chicago: University of Chicago Press, 1978 (Элиаде M. История веры и религиозных идей. Том1. От каменного века до элевсинских мистерий. - М.: Академический Проект, 2008. - 622с.); Eliade М. A History of Religious Ideas, vol. II, From Gautama Buddha to the Triumph of Christianity, translated: W. Trask. - Chicago: University of Chicago Press, 1982. (Элиаде M. История веры и религиозных идей. Том2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. -М.: Академический Проект, 2008. - 679с.); Eliade М. The History of Religious Ideas, vol. Ill, From Muhammad to the Age of the Reforms, translated: A. Hiltebeitel and D. Apostolos-Cappadona. - Chicago: University of Chicago Press, 1985.(Элиаде M. История веры и религиозных идей. ТомЗ. От Магомета до Реформации. - М.: Академический Проект, 2008. - 463с.); Eliade М. Encyclopedia of Religion (editor-in-chief)- - New York: Macmillan, 1987.
Выступает против позитивизма, редукционизма и эволюционизм в историко-религиозных исследованиях.
Исследует совокупность религиозных верования как свидетельство определенной экзистенциальной ситуация, и, тем самым, превращает историко-религиозное исследование в религиозно-философское осмысление специфики человеческого бытия.
Сущность человека М.Элиаде связывает с сакральным измерением бытия и указывает на универсальность стремления человека к выходу за границы обусловленного существования, т.е. на универсальность и сущностную характеристику религиозного опыта.
Сакральное, как основа религиозного опыта предстает как предзаданная трансцендентная структура, которая, проявляясь в мире при помощи иерофаний, упорядочивает сознание человека и задает основу становления культуры. Т.о. сакральная антроплогия М.Элиаде связывает сакральное и человека через сознание: как он сам пишет об этом сакральное входит в структуру сознания, это не только стадия истории этого сознания.
Взаимосвязь человека и сакрального на уровне сознания (религиозный опыт), осуществляется при помощи естественного механизма сознания, которое М.Элиаде определяет как интуицию сакрального - способность воспринимать проявления священного в явлениях действительности.
Таким образом, первым элементом структуры религиозного сознания становится интуиция сакрального.
В качестве своих компонентов интуиция сакрального соотносится с особым внерациональным типом логики - выстраиванием структурных соответствий и функциональных аналогий, симпатии, соотнесенности и тождества между различными группами и элементами действительности, и образно-символическим механизмом кодирования информации - смыслы и значения, необходимые для складывания культурного мира и бытия человека кодируются в виде образов-символов, связанных с природными явлениями.
Вторым элементом в структуре религиозного сознания, который выделяет М.Элиаде является - перманентная сосредоточенность религиозного человека на поддержании и возобновлении своей связи с священным, как единственным значимым источником бытия и силы, эту специфику сознания автор называет «ностальгией по истокам». Механизм функционирования ностальгии по истокам раскрывается через архетипы пространства - поддержание взаимосвязи с центром мира, и времени -вечное возвращение, господство циклического течения времени и повторение парадигматических образцов - сверхъестественных моделей деятельности.
Рассматривая специфику религиозного опыта на материале сопоставления различных верований, культов и обрядов, М.Элиаде последовательно обосновывает собственное положение о на внеисторическом характере самого религиозного опыта и стремления человека к трансцендентному источнику бытия. Соответственно никакое общество не является безрелигиозным в полном смысле этого слова. Анализируя специфику бытия человека в современной культуре М.Элиаде обнаруживает большое количество разрозненных мифологических элементов, воспроизводящих отдельные компоненты религиозного сознания. Этот факт позволяет М.Элиаде сделать вывод о крипторелигиозности современного сознания, где под скрытостью (крипто) подразумевается утрата целостности мировосприятия в том смысле, что при наличии внешних проявлений мифологизации бытия (обряды нового года, дня рождения, мир литературы и искусства и др) у человека отсутствует способность улавливать универсальное, всеобщее значение в этих отдельных проявлениях действий и явлений. Таки образом, смысл кризиса культуры М.Элиаде видит в ценностно-смысловой дезориентации современного человека, в утрате связи единичного и всеобщего, человека и мира, сакрального на уровне сознания, т.е. в деформации сущностной характеристики человека. И задачу религиоведческих исследований в концептуальном смысле М.Элиаде видит в возможности реактуализации сущностных особенностей человека:
Правильный анализ мифов и мифической мысли, символов и первоначальных образов, особенно религиозных образов творения, которые возникают из ориентальной и «примитивных» культур, являются .единственным способом открыть западный ум и ввести новый, планетарный гуманизм.»179.
Рассмотренная нами философская и антропологическая проблематика в научном наследии М.Элиаде концентрируется вокруг темы религиозного сознания. Выстраивая собственную концепцию человека на основе анализа религиозного опыта М.Элиаде не просто формулирует очередной методологический подход в области историко-религиозных исследований, но осуществляет глубокий и содержательный синтез различных направлений научной мысли, ставит и решает существенные проблемы современной ему культуры, и, тем самым, оказывается в русле основных тенденций своего времени.
Осуществляя целостную и детальную разработку философско-антропологической проблематики М.Элиаде находит свой уникальный ответ на вопрос об истоках, путях и перспективах развития человека и культуры, о специфике мировоззренческих трансформаций социума, а так же о принципах построения гармоничного бытия человека и культуры.
Во многом сближаясь с современными ему направлениями научной мысли - с феноменологией религии, с традиционализмом и психоанализом, М.Элиаде, тем не менее, выстраивает собственную оригинальную сакральную антропологию, которая способна реактуализировать глубинные механизмы человеческого существования, послужить отправной точкой преодолении кризиса культуры, а так же, что особенно важно - существенно обогатить сферу познания о человеке.
При этом, как было продемонстрировано, весьма многогранное наследие М.Элиаде продолжает оставаться достаточно мало освоенным в рамках отечественных направлений научной мысли. Ждут своих исследователей не только религиоведческие разработки автора, но и его философские построения. Отдельного внимания заслуживает развиваемая М.Элиаде концепция философии истории, ценностные и этические аспекты антропологической проблематики, а так же своеобразие методологии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Трохимчук, Екатерина Александровна, 2010 год
1. Арини Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. Монография — Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета им. М.И.Ломоносова, 1998. — 297 с.
2. АвтономоваН. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988.
3. Бедненко Г. Смысл мифа и мифодрама // Психодрама и современная психотерапия, 2004, №3, С.75-82
4. Борко Т.И. Экстаз шамана: на пути к религиозной вере, или как удостовериться в реальности мифа. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. - 2006. - С.71-83
5. Бурлуцкий А.Н. Феноменология в контексте наук о религии. // Credo New. 2002-№4.
6. Веселовский А. Н. Миф и символ // Русский фольклор. Л.: Наука, 1979. - Т. XIX.
7. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. Спб.: Азбука, 2000.-318с.
8. Генон Р. Кризис современного мира.// Р.Генон. Антология мысли. М.: Эксмо, 2008. - с. 5-140
9. Генон Р.Заметки об инициации // Р.Генон. Антология мысли. М.: Эксмо, 2008.- с. 141-442
10. Ю.Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.
11. И.Горохов В. Религиоведческая концепция М.Элиаде в свете православного богословия. Электронный ресурс. URL: http://www.bogoslov.m/text/291485.html (дата обращения: 12.07.2008).
12. Горохов В. Христианское осмысление основных аспектов религиоведческой проблематики М.Элиаде. Электронный ресурс. URL: http://www.bogoslov.ru/text/257826.html (дата обращения: 28.12.2007).
13. Горохов BL Пути решения проблемы генезиса Высшего существа автохтонных религий в европейском религиоведении XX века
14. Электронный ресурс. URL: http://www.bogoslov.ru/text/271165.html (дата обращения: 17.03.2008).
15. Н.Горохов В. Сакральное и профанное пространство истории в философии М.Элиаде Электронный ресурс. URL: http://www.bogoslov.ru/text/271510.html (дата обращения: 3.12.2008).
16. Горохов В. Концепция первобытного монотеизма в религиоведческих исследованиях М.Элиаде. Электронный ресурс. URL: http://www.bogoslov.ru/text/271518.html (дата обращения: 21.03.2009 ).
17. Горохов В. Западная феноменология религии и русская религиозная философия (к вопросу о взаимодействии идей). Электронный ресурс. URL: http://www.bogoslov.ru/text/400689.html (дата обращения: 23.09.2009).
18. Горохов В. Яхвизм и христианство в религиоведческой системе М.Элиаде. Электронный ресурс. URL: http://www.bogoslov.ru/text/470014.html (дата обращения: 10.01.2010).
19. Горохов В. Миф о вечном возвращении как парадигма религиозного сознания в религиоведческой методологии М.Элиаде (дохристианский и христианский аспекты). Электронный ресурс. URL: http://www.bogoslov.ru/text/271514.html (дата обращения: 14.04.2008).
20. Горохов В. Феноменологии религии против методов позитивизма в западном религиоведении 20 века: Электронный ресурс. URL: http://www.bogoslov.ru/text/259282.html (дата обращения: 10.02.2008).
21. Горохов В. М.Элиаде: интеллектуальная биография. Электронный ресурс. URL: http://www.bogoslov.ru/text/291497.html (дата обращения: 9.08.2008).
22. Горохов В. Западная феноменология религии и русская религиозная философия. Электронный ресурс. URL: http://www.bogoslov.ru/text/400689.html (дата обращения: 28.05.2009).
23. Дараган Н.Я. М.Элиаде. Очерк жизни и творчества // М.Элиаде Миф о вечном возвращении. Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой; науч. коне. к. и. н. Я. Чеснов. - СПб.: Алетейя, 1998. - 250 с.
24. Демидова М. В. «Animal symbolicum» Э. Кассирера и научное знание XX века / Под ред. В. А. Фриауфа. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2007.
25. Дугин А. Рене Генон свидетель вечный и истинный // Finis Mundi №1 Электронныйресурс. URL: http://arcto.ru/modules.php?name:=News&file=article&sid= 1099 (дата обращения: 18.12.2007).
26. Дугин А. Мирча Элиаде Вечное возвращение //Finis Mundi №5 Электронныйресурс. URL: http://arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=l 103 (дата обращения: 18.12.2007).
27. Зубов А.Б. История религий. М., 1999.
28. Иванов Вяч. Время и возвращение // Иностранная литература. 1989 -№8.
29. Кальной И.И. «Homo» и его духовное измерение. // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. -Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.31-36
30. Касавин И. Т. Шаман и его практика // Природа. 1988. - № 11.- С. 7885.
31. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. - 280 с.
32. Кацис JI. Фашизм «забывших» свой фашизм // Лехаим. 08. - 2008. -AB 5768 - 8(196)'. Электронный ресурс. URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/196/katsis.htm (дата обращения: 27.08.2009).
33. Кемеров В. Философская энциклопедия. М., Папринт, 1998.
34. Кемпбелл Дж. Мифы в которых нам жить. М.: София, Гелиос, 2002. -256с.
35. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология.- М.: Наука, 1985.- 143с.
36. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.: Издательский Дом "Note Bene", 1998. - 424 с.
37. Классики мирового религиоведения. М. 1996. 492 с.
38. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983.
39. Колкунова К. М.Элиаде о науке и религии. // Тезисы докладов 1-й Международной Летней Школой "Религия и Наука", август 2006 года, о. Соловки. Электронный ресурс. URL : http.V/relig.narod.ru/kolkunova.doc (дата обращения 7.07.07).
40. Красников А.Н. Современная феноменология религии // Вестник Моск. Ун-та. Сер. Философия. 1999. №6.
41. Красников А.Н. Методология классической феноменологии религии / Красников А.Н. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 2004. - N 1. - С. 74-97.
42. Красников А.Н. Становление классической феноменологии религии // Религиоведение. 2002. - № 1. - С. 96-104.
43. Кузнецов И. Прохладный свет (О подлинной реальности М.Элиаде и Г.Гадзанова) // Иностранная литература. 1998. - №6.
44. Л.Леви-Брюль Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с. Электронный ресурс. URL: http: // www.myword.ru (дата обращения 30 12.2007).
45. Лихачев В.А. Революция духа. Христианский фашизм М.Элиаде. // НГ Религии. 2004. - 03. - 03. Электронный ресурс. URL: http://religion.ng.rU/historv/2004-03-03/6 eliade.html (дата обращения: 14.03.2007).
46. Лихачев В.А. Космос против истории: Мирча Элиаде и «еврейский вопрос»// «Еврейское слово». №4 (177). - 2004 г. Электронный ресурс. URL: http://www.e-slovo.ru/177/1 Opoll.htm (дата обращения: 30.08.2006).
47. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Правда, 1990. Электронный ресурс. URL: http://psvlib.org.ua/books/losew03/index.htm (дата обращения 23.08.2007).
48. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.
49. Макаров А.И. Традиция против истории в философии современного европейского традиционализма. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып.6 М., 2001, с. 275-283
50. Манеров В.Х. Духовность человека как ценность и предмет христианской психологии // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2004. - с.274-282
51. Марков Б.В. От опыта сознания к опыту бытия. // Герменевтика и деконструкция. Под ред.Штегмайера В., Франка X., Маркова В.Б. Спб., 1999. С.182-201
52. Маслов А. Роль интуиции в научном познании. // Еженедельное независимое аналит. обозрение 12.11.06. Электронный ресурс. URL: http://www.polit.nnov.ru/2006/l l/12/intuition/ (дата обращения: 12.10.08).
53. Мелетенский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.
54. Мелетинский Е. М. Мифологические теории XX века на Западе // Вопросы философии. 1971.- № 7.
55. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. Сост. и общ.ред. А.Н.Красникова. — М.: Канон, 1998. — 431с.
56. Мирская JI.A. Карл Густав Юнг // Серия «Философы 20 века» -«Западные философы». Под ред.д.ф.н., проф. Золотухиной-Аболиной E.B. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006г.- 112с.
57. Мифологический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990. 672с.
58. Михельсон Ольга Константиновна. Феноменологическое религиоведение М. Элиаде : диссертация . кандидата философских наук : 09.00.13.- Санкт-Петербург, 2003.- 179 е.: ил. РГБ ОД, 61 039/554-6
59. Михельсон O.K. Религиозная культура и современность. // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000г. Серия «Symposium», выпуск 5. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.95-98
60. Михельсон O.K. Концепция небесного паттерна М.Элиаде и его трактовка представлений о смерти и загробном мире. // Образ рая: от мифа к утопии. Серия «Symposium», выпуск 31. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.95-99
61. Михельсон O.K. История религий и Новый гуманизм М.Элиаде// Религиоведение. 2002.- №4.
62. Михельсон O.K. Интерпретация мифологического сознания современного человека в философии и психологии религии 20 века. //
63. ХОРА.- 2008. № 3. Электронный ресурс. URL:http://ikhora.narod.ru/2008-3-07.pdf (дата обращения: 26.12.2008).
64. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М. 1989.- 190 с.
65. Новейший философский словарь. Под ред.Грицанова A.A. 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.
66. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - 274 с.
67. Пахомов C.B. Элиаде и йога. Вступ.статья // М.Элиаде Йога: свобода и бессмертие. Спб.: Лань, 1999. - С.5-67
68. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. -Петрозаводск: Карелия, 1991. 111 с.
69. Платов А. Традиционные посвящения: бессмертие и свобода // Мифы и магия индоевропейцев. Вып.10. М.: София, ИД «Гелиос», 2002. -с.124-138.
70. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М.: Мысль, 1974.
71. Проблема человека в западной философии: Переводы/Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова.—М.: Прогресс, 1988—552 с.
72. Пылаев М.А. Западная феноменология религии. М.: РГТУ, 2006г. -97с.
73. Пылаев М.А. Феноменология религии Рудольфа Отто. М. 2000. - 76 с.
74. Ревуненкова Е.В. Проблемы шаманизма в трудах М.Элиаде. // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. -М., 1979. С.241-258
75. Религия и современный мир: Сборник. М., 1998.
76. Свасьян К. А. Философия культуры Э.Кассирера (Истоки, своеобразие, критика)//Вопросы философии. 1984. -№9.- С. 95-103.
77. Свасьян К.А. Проблема человека в философии Э.Кассирера // Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. - С. 227-239
78. Саврасов J1.B. Миф как структура глубинного воображаемого // Витруальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000г. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.83-84
79. Стефанов Ю. Конечное уравнение, или ночь духов. // Стефанов Ю. Трещина между мирами. Литература и традиция. М.: Текст, 2002.
80. Строганова Е. М.Элиаде // М.Элиаде Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2005. - С. 190-209
81. Субботин А.И. Духовность и самосознание. Доклад клуба практической философии Честь и Свет. РГПУ ЮФУ. Электронный ресурс. URL: http://www.chestisvet.ru/index.php4?id= 107 (дата обращения: 21.04.2010).
82. Сухачев Н.Л. Феномен духа и космос М.Элиаде II М.Элиаде Азиатская алхимия. Сборник эссе. М.: Янус-К, 1998.- С.6-37
83. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Спб.: Азбука, 2007. -540 с.
84. Тугаринов В. П. Философия сознания (Современные проблемы). М.: Мысль, 1971.
85. Труссон П. Сакральное и миф. Электронный ресурс. URL: http://luxaur.narod.rU/biblio/2/tr/trussonO 1 .htm (дата обращения: 27.06.08).
86. Тейар де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965.
87. Угринович Д. М. Сущность первобытной мифологии и тенденции ее эволюции //Вопросы философии. 1980. - № 9.- С. 136-147.
88. Хендерсон Дж.Л. Древние мифы и современный человек. В сб. Человек и его символы. / Под общ. Редакцией С.Н.Сиренко.- М.:Серебряные нити. 1997.- с.104-154.
89. Чоран Э. Мирча Элиаде // Иностранная литература. 1999. - №4.
90. Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия: Предыстория философии. М.: Наука, 1971.
91. Шеллинг Ф. В. И. Введение в философию мифологии // Шеллинг Ф. В. И. Сочинения. М.: Мысль, 1989. - Т. 2. - С. 159-374.
92. Штомпель О.М. Социокультурный кризис (теория и методология исследования проблемы). Ростов-н/Д., 1999.
93. Элиаде М.Азиатская алхимия. М., Янус-К, 1998. - 604с.
94. Элиаде М. Аспекты мифа. М., Академический Проект, 2005. -223 с.
95. Элиаде М. Испытание лабиринтом: беседы с К.А.Роке // Иностранная литература. № 4.- 1999.
96. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том1. От каменного века до элевсинских мистерий. М.: Академический Проект, 2008. - 622с.
97. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М.: Академический Проект, 2008. -679с.
98. Элиаде М. История веры и религиозных идей. ТомЗ. От Магомета до Реформации. М.: Академический Проект, 2008. - 463с.
99. Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие. Спб.: Лань, 1999. - 447с.
100. Элиаде М. Космос и история. -М.: Прогресс, 1987. 144с.
101. Элиаде М. Мефистофель и Андрогин. Пер. с фр. Е.В. Баевской, О.В. Давтян. СПб.: Алетейя, 1998. Серия "Миф, религия, культура".
102. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Спб.: Алетейя, 1998. -250с.
103. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. Киев: Рефл-бук, Валкер, 1996.
104. Элиаде М. Ностальгия по истокам. М.: ИОИ, 2006. - 215с.
105. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. М.: София, Гелиос, 2002.
106. Элиаде М. Обряды и символы инициации // Мифы и магия индоевропейцев. Вып.Ю. М.: София, ИД «Гелиос», 2002. - с.138-146
107. Элиаде М. Посулы равноденствия. Жатва сонцеворота. М.: Критерион., 2008. - 461с.
108. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994г.- 144 с. Электронный ресурс. URL: http://www.krotov.info/lib sec/26 ae/aeli/ade 01.htm (дата обращения: 21.09.2006).
109. Элиаде М. Священные тексты народов мира.- М.: Крон-Пресс,1998. 621с.
110. Элиаде М. Словарь религий. Спб.: Алетейя, 1997. - 414с.
111. Элиаде М. Трактат по истории религий Т1. Спб.: Алетейя, 1999. -301с.
112. Элиаде М. Трактат по истории религий Т2. Спб.: Алетейя,1999. 416с.
113. Элиаде М.Шаманизм. Архаические техники экстаза. М.: София, 2008. Электронный ресурс . URL: http://luxaur.narod.rU/biblio/2/tr/eliade02-0.htm (дата обращения: 28.10.2006 ).
114. Юнг К.Г. Психология бессознательного. -М.: ACT, 2001. 399с.
115. Юнг К.Г. Психология и алхимия. -М.: ACT, 2008. 603с.
116. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
117. Юнг К.Г. О современных мифах. М.: Практика, 1994.
118. Юнг К.Г. Современность и будущее II Одайник В. Психология политики. СПб.: Ювента, 1996.
119. Яблоков И.Н. Введение в общее религиоведение. М. 2001. 450 с.
120. Douglas A. Phenomenology of religion// The Encyclopedia of religion. Vol.11. New York-London, 1987. P.278-281 Электронный ресурс. URL: http://relig.narod.ru/study 2.htm (дата обращения: 30.07.2008).
121. Joseph G. Muthuraj The Significance of Mircea Eliade for Christian Theology. Электронный ресурс. URL: http://www.religion-online.org/showarticle.asp?title=1901 (дата обращения: 3.05.2007).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.