"История" и "традиция" в философии европейского традиционализма: Рене Генон и Мирча Элиаде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Макаров, Андрей Иванович

  • Макаров, Андрей Иванович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 173
Макаров, Андрей Иванович. "История" и "традиция" в философии европейского традиционализма: Рене Генон и Мирча Элиаде: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Волгоград. 1998. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Макаров, Андрей Иванович

ОГЛАВЛЕНИЕ

1-10

Глава 1. Генезис понятий "история", "традиция","традиционализм"

1.1. История, традиция, традиционализм:

методологические аспекты проблемы

1.2. Время, история, традиция: историко-культурные аспекты проблемы

Глава 2. История и традиция в западноевропейской

философии истории

2.1. Становление и метаморфозы христианской концепции исторического времени

2.2. В поисках имманентного смысла истории: от Вико к Гердеру

2.3. Проблема всемирной истории и смысл традиции

в философии Гегеля

2.4. Кризис классической философии истории:

критика "слева" и "справа"

Глава 3. Традиция против истории в "восточной метафизике"

Рене Генона и "творческой герменевтике" Мирчи Элиаде

3.1. Исторический, идейный и биографический контекст философского традиционализма Р.Генона и М.Элиаде

3.2. Методологические принципы историософии традиционализма

а) дуальности и дуализм

б) парадокс и паратерминология

в) принцип "единство в многообразии" и архаизация сознания...125-131

г) "язык ангелов"

3.3. Время истории и время традиции

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"История" и "традиция" в философии европейского традиционализма: Рене Генон и Мирча Элиаде»

Введение

Выбор темы нашего исследования и, вместе с тем, ее актуальность обусловлены следующим наблюдением: в истории европейской философии интерес к феномену истории и традиции, будучи тесно связан с процессами формирования исторического сознания, периодически затухал и вспыхивал с новой силой, порождая впечатляющие историософские тексты, которые имели немалое идеологическое и культурогенное значение. Очередной и последний — по времени — всплеск интереса к этой проблематике произошел на Западе после Второй мировой войны, а в нашем отечестве — после крушения господствующей идеологической картины мира, т.е. буквально на наших глазах. Общей причиной этого процесса является антинигилистический пафос, пришедший на смену пафосу тоталитарных идеологий, фундированных утопическими представлениями о том, что историко-культурный процесс может и должен быть объектом манипуляции со стороны науки, общества, государства, партии, вождя и т.п. Банкротство великих тоталитарных режимов в одночасье вернуло истории и культуре статус всеобъемлющей и самодовлеющей действительности, которой человек, в лучшем случае, причастен, в худшем — придан.

Это обстоятельство обусловило оживление религиозной, метафизической и историософской проблематики, которая, в очередной раз, активизировала противостояние двух основных парадигм исторического знания: иудео-христианской традиции переживания социального времени как линейно-необратимого, движущегося прогрессивно к конечной высшей цели, и языческой, основанной на мифе вечного возвращения в некое "изначальное священное время", где люди выходят из истории.

Социокультурными и идеологическими импликациями этого противостояния являются вопросы о религиозно-философских предпосылках

кризиса современной культуры, о диалоге и вражде культурных миров, о механизмах порождения общемирового исторического времени.

Будучи единой в отрицательном отношении к просвещенческому проекту преодоления традиции и имманентизации цели и смысла истории, антинигилистическое религиозное и метафизическое течение западноевропейской философии отчетливо разделяется своими ответами на эти вопросы: на модернистскую линию, которая принимает реальность постиндустриального общества как очередной необходимый этап истории, и традиционалистскую — которая ищет способы спасения от современного мира на пути возвращения к архаическим мировоззренческим моделям. И та и другая оказывают непосредственное влияние на состояние современного философского и гуманитарного знания. Особенно, это касается состояния отечественной гуманитарной мысли, открывшей для себя целую пропущенную запрещенную эпоху религиозного философского ренессанса и столкнувшейся с трудностями осмысления историософской проблематики, которая долгое время была оттерта на периферию сферы научного знания. В итоге — трудности конетитуирования ее как самостоятельной области научного знания, нечетко очерченный предмет, не праработанный категориальный аппарат, потеря российской культурой той части гуманистического потенциала, который приходится на оформленное историческое сознание1.

В этих условиях крайне актуальным становится детальное знакомство с выдающимися образцами западноевропейского философско-исторического дискурса: с особенностями того или иного типа концептуализации исторического процесса, с их возможными методологическими, культурологическими, идеологическими импликациями, которые могут — и уже оказывают — существенное (порой, небезобидное) влияние на общекультурную и научную среду, востребовавшую их по модели

1 См. об этом: Межуев В.М. Философия истории и историческая наука II Вопросы философии. 1994. № 4. С. 74 - 86; Ахиезер А.Е. Об особенностях современного философствования (взгляд из Россиия) // Там же. 1995. № 12. С. 3 - 20.

"отложенного спроса", т.е. когда само появление дефицитного продукта снимает проблему критического к нему отношения.

Выбор в качестве объекта исследования философии истории европейского традиционализма XX в., представленной французским эзотериком Рене Геноном и румынским историком религии Мирчей Элиаде, обоснован тем, что именно их творчеством открывается качественно новый этап в развитии философского традиционализма, и одновременно, в нем фокусируются результаты и следствия традиционалистского варианта "обновления" метафизики и истории ^философии.

Выбранное в качестве предмета исследования содержательное наполнение философами-традиционалистами социально-философских категорий "история" и "традиция" аккумулирует в себе все узловые проблемы и методы философского традиционализма, психологической и идейной предпосылкой формирования которого как раз и были "ужас" перед историей и "священный трепет" перед традицией. Таким образом, эти систематически представленные выражающие моменты могут претендовать на роль репрезентативных частей всей системы выражаемого, а именно, — терминологического аппарата европейского традиционализма XX в.

Нужно отметить, что эта историко-философская проблематика, обусловившая описанную проблемную ситуацию, во второй половине нынешнего столетия вызывает нарастающий интерес у многих выдающихся ученых. Достаточно указать на исследования в области изучения взаимосвязи истории и традиции Макса Вебера, Э.Дюркгейма, М.Мосса, М.Хальбвакса, Х.Г.Гадамера, Л.Февра, М.Блока, К.Доусона, Р.Редфилда, Б.Малиновского, Е.Шацкого. В отечественной гуманитарной науке эти проблемы разрабатывали Э.С.Маркарян, В.Б.Власова, Першиц А.И., Плахов В.Д. и др. Отечественная библиография по проблеме сущности европейского традиционализма и философии Рене Генона и Мирчи Элиаде на сегодняшний день представлена двумя кандидатскими диссертациями — Засимаускаса JI.JI. "Экзистенциальная феноменология рели-

гии М.Элиаде в концепции культуры" (Вильнюс, 1985) и Дорошенко С.В. "Эсхатология Рене Генона" (Москва, 1998), а также — немногочисленными статьями и очерками Е.М.Мелетинского, М.Лифшица, Н.Я.Дараган, В.А.Чаликовой, О.Соболь, Е.В.Ревуненковой, Ю.Н.Стефанова, А.Г.Дуги-на, Е.Строгановой и Е.Г.Балагушкина. Во всех этих работах рассматриваются аспекты творчества этих философов отличные от тех, которые анализируются в данной диссертационной работе.

Зарубежная научная литература, посвященная исследованиям методологии и категориального аппарата философии этих мыслителей, несоизмеримо богаче. Обратим внимание на доступные нам работы. В монографии Барбосы да Сильва (Barbosa da Silva. The Phenomenology of Religion as a Philosophical Problem. An Analisis of the Theoretical Background of the Phenomenology of Religion, in General, a of Eliade's Phenomenological Approach, in Particular. Printed in Sweden, 1982. 274 p.) рассматривается влияние на М.Элиаде философии Гуссерля и Хайдеггера. Исследуя категориальный аппарат, автор обнаруживает такую важную особенность методологии традиционализма как изменчивость объема означаемого в зависимость от контекста означающей категории. Известный американский протестантский теолог Томас Альтицер в своей книге (Altizer Т. Mircea Eli-ade and the Dialectic of the Sacred. Philadelphia. Westminster Press. 1963. 217p.) пытается выявить "различные философские и теологические импликации мысли Элиаде, о которых он сам предпочел умолчать" (Op. cit. р. 18). В результате, он определяет роль и функции концепта "coincidentia opposi-torum" в элиадовской феноменологии сакрального. Другой интересующий нас фундаментальный концепт философии Элиаде — "структуру" исследует его ученик профессор Дуглас Аллен (Allen D. Structure and Creativily in Religion. Hermeneutics in Mircea Eliade's Phenomenology and New Directions. 1978. 217р.) В первой главе автор реконструирует методологический контекст, в котором возникла элиадовская "творческая герменевтика", а во второй — механизм снятия антагонизма сакрального и профанного в архи-

типических структурах сознания homo religiosus. Небольшая по объему, но емкая по содержанию статья Джеффри Рубенштейна (Rubenstein J.L. Mythic Time and Festival Cycle // The Journal of Jewish Thought and Philosophy. New York, Jerusalem, 1997. Y.6. № 1. P. 157-183.) посвящена критике элиадовской концепции времени. Сравнивая между собой теории времени культуры М.Элиаде, З.Мовинскеля и представителей скандинавской школы библеистики, Д.Рубенштейн приходит к выводу, что Элиаде и Мовинскель сближают "мистическое" и "мифическое" время, потому что опираются на материал космогонических мифов. А.Вейман, тоже, анализирует трактовку проблему времени у М.Элиаде, но уже в апологетическом духе: он считает, что Элиаде был совершенно прав, когда писал о пагубном характере для культуры светского типа восприятия времени (Wayman H. Time, Great Time, and Profan Time in Buddizm // Myth and Symbols. Studies in Honor of Mircea Eliade. Chicago-London, 1969. P. 47-62). Кроме этого, следует отметить работы Л.Которчи, С.Токарского, Е.Бэтена, П.Шакорнака1.

Знакомство с источниками и литературой, в которой лишь частично, и с других методологических позиций, отражена интересующая нас проблематика, позволило сформулировать цель диссертационного исследования. Она заключается в том, чтобы выявить не только то, какие смыслы и значения стоят за интересующими нас терминами и как происходит их наполнение, — это основное положение, которое следует разрешить, — но и отношение этих категорий ко всей структурной целостности философии традиционализма. Для этого необходимо решить следующий конкретные задачи:

— исследовать историко-культурные аспекты проблемы становления объективно-категориального осмысления темпорального характера истории и традиции в свете двух основных парадигм переживания времени культуры: языческой и иудео-христианской;

1 Которча JT. Кризис культуры? М.Элиаде и Бердяев // Romanoslavica. Bucurest, 1992. № 30; Tokarski S. Drugi renessans. Eliadowska teoria dialogow miedzy kulturowich / Kultura spleczenstwo. 1976. T. 20. N.l. S. 149 - 163; Baeten E.M. Myth and Freedom / Thought. N.Y. Y.47. № 226. P. 324 - 338; Chacornac P. La vie simple de Rene Guenon. Paris, 1958.

— эксплицировать методологические подходы к тематизации проблемы взаимосвязи истории и традиции, сформировавшиеся в западноевропейской философии от Бл. Августина до К.Ясперса;

— реконструировать духовную атмосферу и идейный контекст, в которых происходило становление философского и религиозного кредо Р.Генона и М.Элиаде;

— конкретизировать методологические принципы историософии Р.Генона и М.Элиаде, связывающие проблему взаимоотношения истории и традиции со всей структурной целостностью философии современного европейского традиционализма;

— выявить содержательное наполнение и роль в формировании структуры историософии современного традиционализма категорий "история" и "традиция" в их темпоральном аспекте.

Понятно, что эти задачи ставят перед исследователем вопрос о выборе адекватного метода и способа представления полученного обширного и противоречивого (как выяснилось в результате предварительного этапа исследовательской работы) материала. Размышления над этой проблемой, привели нас к выводу, что процесс описания содержательного наполнения интересующих нас категорий в философии традиционализма может быть представлен в виде развернутых ответов на вопросы: что выражается этими выражающими моментами и как.

Если начинать с ответа на вопрос — что значат эти термины в различных контекстах, т.е. каков их смысл для системы представления концепции традиционализма, то аспект "как" формулируется следующим образом: почему смыслы, стоящие за ними всегда антагонистичны, и как это способствует оформлению вокруг этой дихотомии структурных частей историософии, антропологии, идеологии традиционализма. Если же начать в обратном порядке, то придется отвечать последовательно на вопросы: какие цели преследует дуалистический метод представления

культуры через оппозицию "история — традиция", каким новым смыслом в результате достижения этих целей наполняются традиционные социально-философские категории "история" и "традиция".

Оба варианта имеют свои плюсы и минусы — в зависимости от того на какого адресата ориентирует автор свой текст. В нашем случае мы исходили из того, что жанр диссертационного исследования, помимо теоретической научной значимости, актуальности темы и прикладного значения, предполагает, что будет отражена общеметодическая подготовка автора; а это делает предпочтитетьным второй вариант порядка ответов, когда вопрос о смыслах термина предваряется анализом метода.

Поэтому композиция нашей работы — ядро, охваченное концентрическими окружностями, где ядро — категории "история" и "традиция" (в их темпоральном аспекте) с диапазоном значений и корреляций в историософии Р.Генона и М.Элиаде; окружности — "ближние" (биографический, методологический), и "дальние" (историко-культурный, историко-философский) контексты философии традиционализма, реконструируемые нами в качестве призмы для рассмотрения категорий "история" и "традиция". Структура диссертации отражает этот замысел. Так, последний параграф 3-ей главы — "Время истории и время традиции" , посвящен решению "ядерной" задачи — анализу темпорального аспекта категорий "история" и "традиция". Здесь отражен категориально-терминологический анализ корпуса текстов Р.Генона и М.Элиаде. Выбор этих фигур обусловлен их выдающейся ролью в становлении рефлективного типа традиционализма. Этот параграф предваряют наиболее важные и потому углублено проработанные (что выразилось в объеме и разбивке на дополнительный подзаголовки) контексты — методология современного европейского традиционализма (§2.2."Методо-логические принципы историософии традиционализма"), биографии и идейные влияния на Р.Генона и М.Элиаде (§2.1."Идейный, религиозный и биографический контекст философского традиционализма Р.Генона и М.Элиаде").

"Дальний" контекст, призванный задать угол зрения исследованию традиционалистских текстов, представлен реконструкцией истории осмысления проблемы связи истории и традиции в западноевропейской философии от Бл.Августина до К.Ясперса — что и оформлено в виде 4-х параграфов 2-ой главы, озаглавленной "История и традиция в западноевропейской философии истории ".

Название 1-ой главы 11 Генезис понятий "история" и "традиция" говорит само за себя: в ней на обширном науковедческом, культурологическом и историко-философском материале исследуются научно-методологический (§1.1. "История, традиция, традиционализм: методологический аспект") и историко- философском (§1.2 "Время, история, традиция: историко-философский обзор") аспекты генезиса понятий "время", "история", "традиция", "традиционализм". Этот обзор был необходим нам для того, чтобы с самого начала задать угол зрения, под которым автор собирается рассматривать выбранную тематику; осветить плюсы и минусы существующих подходов к осмыслению проблемы историко-культурной традиции и традиционализма в современной науке, и шире — в истории культуры.

Как видно из вышесказанного: авторская стратегия по отношению к степени детализации аналитической работы с материалом каждой из глав, и по отношению к масштабу рассматриваемых явлений и процессов, строится так, что схематизм и масштабность уменьшаются по мере перехода от 1-ой главы к 3-ей, в соответствии с заявленным замыслом прохождения взгляда читателя сквозь уплотняющиеся слои реконструируемых контекстов к насыщенной деталями картине напряженного взаимодействия смыслов, приданных традиционалистами истории и традиции. Коль скоро стратегия текста (кроме последнего параграфа) выстроена по формуле "движения и всматривания", в работе совмещаются логический и исторический подходы. Они дополняются герменевтическими процедурами в процессе работы над материалом последнего параграфа,

цель которого — наиболее глубокое проникновение в текст источников — продиктовала нам смену стратегии: здесь, мы посчитали необходимым "напряженно замедлить над объектом" (М.М.Бахтин), схватить его разрозненные части в целостности, а затем дискурсивно представить их уже как "структурное единство" (А.Ф.Лосев).

В результате исследования получен ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

— формирование проблематики и методологии историософии современного традиционализма генетически связано с пантеистическим вариантом западноевропейской философской утопической традиции противопоставления цивилизации и культуры, архаизации методов философствования;

— традиционализм Р.Генона и М.Элиаде, несмотря на декларации о древневосточном спекулятивно-метафизическом идейном влиянии, инспирирован типичным для западноевропейской философии историческим подходом;

— прием представления логики историко-культурного процесса этими мыслителями через антагонистически противоречивые отношения истории и традиции, а также размывание содержания этих социально-философских категорий вплоть до утраты им терминальной (т.е. ограничительной) функции, преследует цель деструкции всего категориально-понятийного аппарата противной традиционализму рационалистической традиции.

— в философии европейского традиционализма XX в. воспроизводится одна из многочисленных в истории западной философии концепций циклического движения истории, играющая роль идеологического текста.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые

— были выявлены идейно-философские предпосылки, повлиявшие на процесс формирование европейского традиционализма вообще, и на философию истории Р.Генона и М.Элиаде, в частности;

— проведен сравнительный анализ категориально-терминологического аппарата философии истории Р.Генона и М.Элиаде;

— определен вклад этих философов в проблему осмысления связи истории и традиции.

— показаны роль и значение архаизма для современных форм метафизики и герменевтики в их традиционалистском варианте.

Теоретическая значимость и перспективное значение диссертации в том, что полученные выводы и могут служить отправной точкой для изучения не только категориального аппарата современного традиционализма, консерватизма, но и всей его философской системы в различных аспектах. Кроме того некоторые результаты могут быть полезны для исследования таких феноменов современного мира как неоархаика, религиозный фундаментали, национализм и "новое средневековье". Материалы и выводы работы могут быть использованы в разработке спецкурсов, чтении лекций по истории западноевропейской философии и философии истории.

Основные положения, выводы, и научные результаты работы нашли свое отражение в публикациях и докладах на научных конференциях молодых ученых ВолГУ (1995, 1996), ученых Волгоградской области (1995,1998), сессиях 1997 и 1998 г. Летнего Университета Московского научного фонда, Института "Открытое общество", Фонда "Евразия" (США), Фонда "Форда"(США).

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Макаров, Андрей Иванович

Заключение

Проведенное исследование историко-культурных аспектов проблемы становления объективно-категориального осмысления темпорального характера истории и традиции позволило выявить два типа осознания связи истории и традиции: один, связанный с моделью космического развития, представляющей собой описание природного и социоантропоаморфного пульсара, который на круги бытия испускает из себя последовательно порциями весь мир (включая духовную сферу) и, через определенный период, втягивает его обратно, чтобы вновь повторить весь процесс в точности до деталей; и так — по кругу, до бесконечности; и второй, связанный с моделью исторического развития как движения, осуществляемого в процессе развертывания и становления хронотопа диалога человека и Бога, т.е. череды событий — моментов со-Бытия; и так — по возрастающей как процесс искупления: от начала Творения до конца.

Экскурс в историю западноевропейской философии позволил показать роль средневековой теологии истории в становлении смыслоисторической и традициологической проблематики, а также — трудности ее решения как в рамках августинизма так и в рамках классической и постклассической философии.

Исследование традиционалистской альтернативы историзму выявило тесную связь философии традиционализма XX в. с западноевропейской религиозно-философской традицией — в плане тематизации проблем традиции, цели, смысла и движущих сил истории; а также, с ее пантеистическими тенденциями: с гносеологией панентеизма (в той его форме, которую мы наблюдаем в философии неоплатонизма, и в философии Николая Кузанского, в частности), с гностическим дуализмом и манифестационизмом, с принципом гармонического генологизма. Отличительной особенностью того типа рефлективного традиционализма, который представлен философией Р.Генона и М.Элиаде, является методологическая установка на ориентализацию и архаизацию, а также сотериологическая установка на преодоление субъектом условий исторического существования, ведущая в результате экспликации связанных с ней проблем к развитию не архаической мировоззренческой парадигмы, а утопической традиции противопоставления цивилизации и культуры — поэтому здесь, и применим термин "архаизм", обозначающий стремление интеллектуалов реставрировать древнюю традицию, при явно осознаваемой невыполнимости этой задачи и потому, либо реконструирующих, либо конструирующих ее.

Систематическое представление антагонизма времени истории времени традиции в "восточной метафизике" Р.Генона и "феноменологии сакрального" М.Элиаде фундирует современные варианты циклических моделей истории, которые призваны противостоять христианской концепции единого исторического времени человечества как в ее историософском теологическом варианте, так и в светском, представленным историзмом и прогрессизмом. Однако, текстологический анализ, анализ идейных предпосылок формирования философии традиционализма подтвердил тезис о том, что это течение является своеобразной формой осознания существования истории.

Перспективное значение проделанной работы, на наш взгляд, состоит в том, что полученные выводы могут служить отправной точкой для изучения не только категориального аппарата современного традиционализма, консерватизма, архаизма, но и всестороннего систематического исследования этих течений. Кроме того, результаты сравнительного анализа двух авторских (Р.Генон и М.Элиаде) вариантов философского традиционализма XX в. закладывает основу для постановки и решения круга проблем, связанных с расширением источниковедческой базы традиционализма, установления хронологических, географических д.р. рамок этого феномена, выявление его значения для развития отечественной и зарубежной философии, — всего того что, по неизбежной причине ограниченности объема нашего исследования и наших возможностей, осталось за этими границами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Макаров, Андрей Иванович, 1998 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий: Пер. с латин. — М.: Республика, 1992. — 335 с.

— (Человек в исповедальном жанре).

Августин. О Граде Божьем // Творения Блаженного Августина: В 4 Т.

— Репринт. Изд. 1905 — 1910 гг.. — М.: Из.-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. — 1994. — Т.З. — Кн. 14 — 17. — 284 с.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. —317 с.

Александреску С. Диалектика фатастического // Элиаде М. Под тенью лилий. Избр. произведения: Пер.с рум. М.: Энигма, 1996. — С.5 — 38.

Ахиезер А.Е. Об особенностях современного философствования (взгляд из Россиия) // Вопросы философии. — 1995. — № 12. — С.З — 20. Ахундов М.Д. Пространство и время в физическом познании. М.: Мысль, 1982. — 253 с. — (Философия и естествознание)

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. — М.: Наука, 1984. —342 с.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.

— М.: Наука, 1989. — 270 с. — (Науч.-попул. лит. Сер. "Из истории мировой культуры").

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. — 199 с.

Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики // Он же. Царство Духа и царство Кесаря. — М.: Республика, 1995. — 383 с. — ( Мыслители XX в.)

Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 174 с. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования: Пер. с англ.: Изд-во МГУ, 1994. — 392 с.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. — Спб.: Мирфил, 1995. — XXVIII, 224 с.

Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М.: Республика, 1994. — 415 с. — ( Мыслители XX в.)

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — Л.: Госполитиздат, 1940. — 620 с.

Вико Дж. О древней мудрости итальянцев, привлеченной из первоисточника латинского языка // История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1964. — Т. 2. — 835 с. — (Памятники мировой эстетической мысли).

Власова В.Б. Традиция как социо-философская категория // Научные доклады высшей школы. Философские науки. — 1980. — № 4. — С.30 — 39.

Гегель Г. Конституция Германии // Он же. Политические произведения. — М.: Наука, 1978. — 437 с. — (Памятники философской мысли).

Гегель Г. Философия истории // Он же. Сочинения.—М.,Л.: Соцэкгиз, 1935 —Т.8. —1ХХ, 470 с.

Гегель Г. Философия права // Он же. Сочинения. — М.Л. Соцэкгиз, 1934, Т.7. —380 с.

Гейне Г. К истории религии и философии в Германии: Пер. с нем. М.: Издательская группа "Прогресс", 1994. — 232 с.

Генон Р. Символы священной науки: Пер. с франц. М.: Беловодье, 1997.— 496 с.

Генон Р. Язык птиц; О смысле "карнавальных" праздников; Тайны буквы "нун"; Традиция и бессознательное; Влияние мусульманской цивилизации на Европу // Вопросы философии.— 1991.— № 4.— С.31 — 57.

Генон Р. Царство количества и знамения времени: Пер. с франц. М.: Беловодье, 1994. — 304 с.

Генон Р. Кризис современного мира: Пер. с франц. М.: Историко-религиозная ассоциация "Арктогея", 1991. — 160 с.

Генон Р. Царь мира // Вопросы философии. — 1993. — № 3. — С. 97—

Генон Р. Христианство и инициация // Милый ангел: Метафизика. Традиция. Эзотеризм. Инициация. Символизм. Эсхатология. Сакральная география. Традиционные науки.— М.: Арктогея, 1996.—Т.П. — С.10 — 19.

Генон Р. Древо в средоточии мира // Наука и религия. — 1994. — № 8. — С. 36 — 38.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. — 704 с. — ( Памятники исторической мысли).

Гердер И.Г. Еще один опыт философии истории для воспитания человечества // Он же. Изб. соч. М.,Л.: Гос. из.- во худож. лит.- ры, 1959.— 392 с.

Гиндилис Н.Л. Единство мира: концепция коллективного бессознательного К.Юнга // Философские науки. — 1995. — № 5 — 6. — С.122 — 129.

Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: Изд-во ЛЕАН, 1997. —287 с.

Гундрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. — Спб.: Евразия, 1993. — 243 с.

Давыдов Ю.Н. Культура — природа — традиция // Традиции в истории культуры. М., 1978. — С. 41— 60.

Дугин А. Бремя ангелов // Милый ангел: Метафизика. Традиция. Эзотеризм. Инициация. Символизм. Эсхатология. Сакральная география. Традиционные науки. — М.: Арктогея., 1996. — Т.Н. — С. 5 — 8.

Дугин А. Крестовый поход солнца // Милый ангел: Метафизика.Традиция. Эзотеризм. Инициация. Символизм. Эсхатология. Сакральная география. Традиционные науки. — М.: Арктогея, 1996. — Т.Н. — С.52 —80.

Дугин А. Пророк золотого века //Генон Р. Кризис современного мира: Пер. с франц. М.: Историко-религиозная ассоциация "Арктогея", 1991. С.115— 158.

Засимаускас JI.Л. Экзистенциальная феноменология религии М.Элиа-де в концепции культуры. Дис. канд. филос. наук.— Вильнюс, 1985.— 164 с.

Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. — 1996. — № 4. — С.72 — 105.

Касавин И.Т. Познание в мире традиций. — М.: Наука, 1990. — 208 с.

Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время: Очерки. — М.: Наука, 1983. — 207 с.

Кимелев Ю.А. Философия истории: Системно-исторический очерк // Философия истории: Антология. — М.: Аспект Пресс, 1995. — С.З — 19.

Косолапова Е.А. Проблема традиции и историчности в герменевтике Х.-Г. Гадамера: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1989. — 144 с.

Которча Л. Кризис культуры? М.Элиаде и Бердяев // Romanoslavica. Bucurest, 1992. — № 30. С. 19 — 46.

Кураев А.Традиция. Церковь.Человек // Путь. — 1992. — № 2. — С. 183 — 201.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. — М.: Наука, 1977. — 288с. — (Из истории мировой культуры ).

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. — М.: Искусство, 1994. — Кн. 2. — 604 с.

Лукьянов А.Е. Истоки Дао. — М.: ИНСАН, РМФК, 1992. — 160 с.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНСАН, РМФК, 1992. — 208 с.

Макаров А. И. Христианский тип религиозного опыта в "философии нерелигии" Мирчи Элиаде // Вестник ВолГУ. Сер. 4: История. Философия.—Волгоград, 1996. — Вып.1.— С.132—141.

Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классическая и современная буржуазная философия. Опыт эпистемологического сопоставления // Философия в современном мире. Философия и наука. Критические очерки буржуазной философии. — М.: Наука, — 1972. — С. 28 — 94.

Мангейм К. Идеология и утопия (Специлизироваиная информация по общеакадемической программе "Человек, наука, общество: комплексные исследования"): В 2-х ч. Пер. с нем. — М.: ИНИОН, 1992.

Мангейм К. Христианские ценности и изменение среды // Человек и социокультурная среда (Сборник переводов). — М.: ИНИОН, 1992. — Вып. II. —С. 142— 171.

Мангейм К. Демократизация культуры // Культурология. XX век: Антология. Философия и социология культуры. — М., ИНИОН, 1994. — С.234 —242.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ). — М.: Мысль, 1983. — 284 с.

Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Госуд. из.-во полит, лит.-ры, 1956. — С. 17 — 98.

Межу ев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. — 1994. — № 4. — С. 74 — 86.

Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. — М.: Гнозис, 1994. — 216 с.

Пигалев А.И. Культурология: Курс лекций: В 2-х кн. Кн.1.— Волгоград, 1995. — 216 с.

Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. — Саратов: Из-во Сарат. ун.-та, 1991. — 150 с.

Плахов В. Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. — М.: Мысль, 1982. — 220 с.

Повшнонас A.A. Идея истории в философии. Дис. канд. филос. наук. — Вильнюс, 1989. — 112 с.

Рабинович В.Л. Урок Августина: жизнь — текст // Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий: Пер. с латин. — М.: Республика, 1992. — С.224 — 258.

Сергеев К.А. Перов Ю.В. Гегелевская история философии в контексте новоевропейской метафизики // Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. — М., 1994. — С. 1 — 21.

Стефанов Ю.Н. Рене Генон и философия традиционализма // Вопросы философии. —1991. —№4.— С. 31—37.

Тарнас Р. История западного мышления: Пер. с анг. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. —448 с.

Тиллих П. Избранное: Теология культуры: Пер. с англ. — М.: Юрист, 1995. — 479 с. — ( Лики культуры ).

Тищенко C.B. Основные мотивы интерпретации Л К // Канонические евангелия: Пер.с греч.— М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература", 1993. — С. 266 — 278.

Тойнби А. Постижение истории: Пер.с англ. — М.: Прогресс, 1991. —

736 с.

Трельч Э. Историзм и его проблемы: Пер. с англ. — М.: Юрист, 1994.

— 479 с. — ( Лики культуры ).

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия.— М.: Наука, 1987. —

253 с.

Уколова В.И. Философия истории Аврелия Августина // Религии мира. 1985. — М., 1986. — С. 127 — 145.

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. — М.: Республика, 1993. — 447 с.— (Мыслители XX века.)

Цыпина Л.В. Транцендентное и имманентное в философии истории нового времени. Дис. канд. филос. наук — Спб., 1995.— 226 с.

Чучин-Русов А.Е. Культурно-исторический процесс: форма и содержание // Вопросы философии. — 1996. — № 4. — С.З — 14.

Шацкий Е. Утопия и традиция: Пер. с польск.— М.: Прогресс, 1990.

— 456 с.

Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды.— М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1994. — 355 с.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность: Пер. с нем. — М.: Мысль, 1993 — 663, [1] с.

Шпет Г. История как проблема логики. — М.: Тов. А.И.Мамонова, 1916. —4.1.— 476 с.

Штанзальц А. Библейские образы: Пер. с англ.— М.: Институт изучения иудаизма в СНГ. Ассоциация "Шамир", 1995. — 222 с.

Эвола Ю. Языческий Империализм: Пер. с нем. — М.: Историко-религиозная ассоциация "Арктогея", 1994. —.172 с.

Эвола Ю. Оседлать тигра // Элементы. Евразийское обозрение. — 1993.—№3.—С. 4 —9.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость: Пер. с франц. — Спб.: Издательство "Алетейя", Спб.: Издательство "Университетская книга", 1998. — 249 с. — (Сер. "Миф, религия, культура).

Элиаде М. Мефистофель и андрогин: Пер. с франц. — Спб.: Издательство "Алетейя", Спб.: Издательство "Университетская книга", 1998.— 374 с.— (Сер. "Миф, религия, культура).

Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии Пер. с англ. — М: ЯЕРЬ-Ьоок, Киев: Ваклер, 1996. — 288 с. — (Сер. "Актуальная психология").

Элиаде М. Моды культуры и история религии // Философские науки. — 1995. — № 5 — 6. — С. 166 — 178.

Элиаде М. Космос и история. — М.: Прогресс, 1987. — 312 с.

Элиаде М. Аспекты мифа: Пер. с франц. — М.: "Инвест - ППП", СТ "ППП", 1995. —240 с.

Элиаде М. Священное и мирское: Пер. с франц. — М.: Издательство МГУ, 1994. — 144 с.

Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза: Пер. с англ. — Киев: "София", 1998. — 384 с.

Элиаде М., Кулиано И. (При участии Г.С.Винер). Словарь религий, обрядов и верований: Пер. с франц. — М.: "Рудомино", Спб.: Издательство "Университетская книга", 1997. — 414 с. — (Сер. "Миф, религия, культура). Ясперс К. Ницше и христианство: Пер. с нем.— М.: Медиум, 1994. —

144 с.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. 2-е изд.— М.: Республика, 1994. — 527 с. — (Мыслители XX в.).

Altizer Т. Mircea Eliade and the dialectic of the Sacred. Philadelphia: Westminster Press, 1963. — 217 p.

Altizer T. Science and Gnosis in Jung's Phychology // The Centennial Review (Summer 15.7.1962). — P.304 — 308.

Allen D. Structure and Creativily in Religion. Hermenevtics in Mircea Eliade's Phenomenology and New Directions. — Printed in Great Britain, 1978. P. 316.+

Baeten E.M. Myth and Freedom // Thought., N.Y. — У. 47. — № 226. — P. 324 — 338.

Barbosa da Silva. The Phenomenology of Religion as a Philosophical Problem. An Analisis of the Theoretical Background of the Phenomenology of Religion, in General, a of Eliade's Phenomenological Approach, in Particular. — Printed in Sweden, 1982. — 274 p.

Calinescu M. Imagination and Meaning: Aestetic Attitudes and Ideas in Mircea Eliade's Thought // The Jornal of Religion Chicago. — 1972. — V. 57. — № 1. —P. 12 — 20.

Chacornac P. La vie simple de Rene Guenon. Paris, 1958.+ Eliade M. 1907-1986. Autobiography / Mircea Eliade: Transl. from the Romanian by Mac Linscott Ricretts. — Chicago; London. — 1990. Vol.1: 1907-1937. Journey East, Journey West. 1990.

Eliade M. Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions: Essays in Comparative Religion. Chicago, London, 1976.

Eliade M. A History of Religions Ideas: Transl. from the Fren. by Willand R. Trask. — Chicago: Univ.of Chicago Press, 1978. — V. 2. From Gautama Budda to the Triumf of Christianity. — 1982. — 565 p.

Eliade M. Foreward // Allen D. Structure and Creativity in Religion. Hermenevtics in Mircea Eliade's Phenomenology and New Directions. 1978. P.I— IX.

Eliade M. The Quest: History and Meaning in Religion. — Chicago, London: Univ. of Chicago Press, 1969. — 180 p.

Hunke S. Am Anfang waren Mann and Frau. — 2. Auft. — Hildesheim, 1987. S.82 —99.

Keyes G.L. Christian Faith and the Interpretation of History. Lincoln, Nebr., 1966. 180 p.

Molnar T. God and the Knowledge of Reality. — N.Y.: Basic Books, 1973. —XVII, 237 p.

Molnar T. Theists and Atheists: A Typology of Non-Belief. — The Hague ets.: Mouton, 1980. — 219 p.

Rosenstock-Huessy E. Die europaischen Revolutionen und der Character der Nationen. — Moers: Brendow, 1987. — XXIV, 591 S.

Rosenstock-Huessy E. Out of Revolution: The Autobiography of Western Man. — Providence (R.I.): Berg, 1993. — XXII, 797 p.

Ricoeur P. Lectures on Ideology and Utopia. N.-Y.: Columbia University Pres, 1986.

Snell B. Die Entdeckung des Geistes: Studien sur Enstehung des eu-ropaeischen Denkens bei den Griechen. — Hamburg: Classen, 1955. — 448 S.

Shils E. The Calling of Sociology // Theories of Society. Foundations of Modern Sociological Theory. — N.Y., 1961. — P. 1425 — 1427.

Shils E. Tradition // Comparative Studies in Society and History. — 1971.— Vol. 13. — № 2. — P. 122 — 159.

Tokarski S. Drugi renessans. Eliadowska teoria dialogow miedzy kulturowich // Kultura spleczenstwo. — 1976. — T.20. — №.1.— S.149 — 163.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.