Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII - XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Башкиров, Михаил Борисович

  • Башкиров, Михаил Борисович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 198
Башкиров, Михаил Борисович. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII - XX вв.: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2014. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Башкиров, Михаил Борисович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АКАДИЯ В XVII - НАЧАЛЕ XIX ВВ.: ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБЩНОСТИ АКАДИЙЦЕВ

1.1. Акадия в период французского колониального господства: 1604-1713 гг

1.2. Акадия в период британского колониального господства: 1713-1755 гг

1.3. Трагические события в Акадии в 1755-1763 гг

1.4. Акадийское общество во второй половине XVIII - начале XIX вв

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ АКАДИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В XIX В

2.1. Социально-экономическое положение акадийцев в Приморских провинциях Канады в XIX в

2.2. Истоки консолидационных процессов в акадийском обществе в XIX в

2.3 Рождение общей акадийской идентичности в XIX в

ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС КОНСОЛИДАЦИИ АКАДИЙЦЕВ В XX в

3.1. Социально-экономические трансформации акадийского общества в XX в

3.2. Консолидация акадийцев на политическом уровне во второй половине XX в

3.3. Рост этнокультурного самосознания акадийцев в XX в

3.4. Значение Всемирных акадийских конгрессов в процессе консолидации акадийцев в конце XX в

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII - XX вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Приморские провинции Канады (Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда) являются вторым по численности франкоязычным регионом в Северной Америке после провинции Квебек. Франкоязычное население этого региона (ака-дийцы) обладает собственной уникальной идентичностью и представляет собой самостоятельную этнокультурную общность в Канаде. В отличие от квебекской, акадийская этнокультурная общность остается миноритарной и находится под угрозой языковой и культурной ассимиляции.

Изучение ранней истории французской колонии Акадия позволяет лучше понять колониальную политику Парижа в Северной Америке, которая в конечном итоге привела к потере Францией своих североамериканских владений. Беспрецедентная в истории Северной Америки депортация акадийцев, осуществленная британской колониальной администрацией в 1755-1763 гг., является одним из самых трагических событий в истории Канады. Депортация стала новой «точкой отсчета» в акадийской истории и в дальнейшем сыграла важнейшую роль в формировании мифа о происхождении акадийцев. С одной стороны, анализ этих событий способствует пониманию значения местной колониальной администрации в британской системе управления североамериканскими владениями. С другой, позволяет понять механизмы формирования акадийской идентичности и зафиксировать предпосылки консолидационных процессов среди франкоязычных жителей Приморских провинций Канады.

Исторический процесс консолидации среди акадийцев, который можно проследить, начиная с последней трети XIX в., оказал значительное влияние на политический облик современной Канады. Сегодня акадийцы вносят значительный вклад в концепцию канадского мультикультурализ-ма, провозглашенную премьер-министром Канады П. Э. Трюдо в 1971 г.

Политика мультикультурализма является фундаментальной установкой в проведении внутриполитического курса в Канаде и нацелена на стабилизацию межконфессиональных, межэтнических и языковых отношений в современном канадском обществе. Умеренная позиция, выраженная акадийским населением в 1970-1980-х гг. по отношению к проблемам федерализма и сепаратизма, повлияла на стабилизацию и нормализацию этих сложных политических процессов в Канаде. Будучи миноритарной этнокультурной группой, сегодня акадийцы стоят перед новыми политическими, экономическими и культурными вызовами, связанными с глобализацией. Процесс осмысления акадийцами своего места в рамках канадского государства еще не закончен, о чем свидетельствует уровень дискуссий на Всемирных акадийских конгрессах (Congrès mondial acadien) в 1990-2000-х гг. Сегодня с полным правом можно говорить, что процесс консолидации акадийцев в Приморских провинциях Канады переходит в новое глобальное измерение. В первую очередь это связано с тем, что Всемирные акадийские конгрессы смогли объединить канадцев и американцев акадийского происхождения. В 1991 г. численность акадийцев в Приморских провинциях Канады превысила количество 300 тыс чел1, а численность потомков выходцев из Акадии во всем мире превысила 1 млн .

Исследование проблем этнокультурной и этнополитической консолидации в условиях миноритарности сопряжено с изучением проблем национализма и сепаратизма. В этом отношении акадийское сообщество дает хороший пример мирного разрешения политических конфликтов, что крайне актуально как для канадской провинции Квебек, так и для ряда государств Европы (Бельгии, Франции, Швейцарии и Испании) и некоторых субъектов Российской Федерации. Опыт взаимодействия представителей этнокультурных меньшинств с демократическими институтами канадского

1 Roy M. Demographie et demolinguilstique en Acadie, 1871-1991 //Acadie des Maritimes. Moncton, 1993. P. 176.

2 Broussard E. L'Acadie de la diaspora // Congrès mondial acadien. Moncton, 1996. P. 183.

государства представляется ценным, так как предлагает целый ряд процедур, способствующих их интеграции.

Объектом данного исследования является исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде.

Предмет исследования - социально-экономические, политические и культурные метаморфозы, коснувшиеся акадийского сообщества в процессе формирования его идентичности.

Цель диссертационной работы - определить роль и место этнокультурной консолидации в процессе формирования акадийской идентичности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- Обозначить основные характерные черты в развитии французской колонии Акадия;

- Проанализировать институциональные, социальные, экономические и культурные метаморфозы в акадийском сообществе в период британского колониального господства;

- Выявить и обозначить консолидационные процессы в акадийском сообществе в условиях Канадского доминиона;

- Определить роль французского языка в процессе консолидации акадийцев во второй половине XX в.;

- Описать процесс формирования идентичности акадийцев, которая базируется на единой версии происхождения, языковой общности, исторической памяти и политико-культурной солидарности.

Хронологические рамки работы охватывают период с начала XVII в. до конца XX в. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что

французская колония Акадия была основана в 1604 г., фактически, уже с начала XVII в. на побережье залива Фанди появилось постоянное французское население. Верхняя граница - тем, что период 1960-1990-х гг. является ключевым для понимания консолидационных процессов в акадийском обществе. Так как именно в этот период власти провинции Нью-Брансуик приняли ряд государственных мер по защите статуса французского языка, на политическом уровне были предприняты попытки реализовать общеакадийские проекты. Также именно в этот период стремительно развивалась акадийская культура.

Методология исследования. Для решения поставленных задач в работе использовался исторический, политологический, этнографический, социально-антропологический и междисциплинарный анализ, основанный на принципах историзма, системности и научной объективности. Использование этих методов позволило рассматривать проблемы в их динамике и взаимовлиянии. В процессе исследования нашли применение и специально-исторические методы: хронологический, ретроспективный, компаративистский и описательный.

Безусловно, нужно учитывать, что история этнокультурной общности акадийцев имеет локальный, региональный характер. И это обстоятельство во многом диктует методы исследования. Особое внимание уделяется локальным событиям и тенденциям, имевшим место в отдельных (часто малозаселенных) графствах, избирательных и школьных округах, церковных приходах. При этом консолидационные процессы среди акадийцев невозможно рассматривать ни вне контекста развития колониальных отношений в Великобритании и Франции, ни вне проблематики, связанной с канадским федерализмом. Также необходимо отметить, что наибольшее внимание в работе уделяется истории провинции Нью-Брансуик, так как именно в ней была сконцентрирована наибольшая часть франкоя-

зычного населения Приморья, а к 1991 г. численность населения акадийского происхождения в этой провинции достигла 45,7%3.

Научная новизна работы заключается в том, что исследование и анализ консолидационных процессов в сообществе акадийцев не являлись предметом специального научного исследования в отечественной историографии. Данная диссертация представляет собой первый опыт комплексного анализа консолидационных процессов среди акадийцев. Также впервые рассматривается проблематика, связанная с политическими, социальными, экономическими и этнокультурными трансформациями в акадийском обществе в XIX-XX вв. Новизна работы заключается и в междисциплинарном анализе акадийской идентичности и определении ее границ. Впервые в отечественной канадоведческой историографии в научный оборот был введен разносторонний комплекс ранее неизвестных источников, освещающих заявленную проблематику. Материалы и выводы исследования позволяют осветить политические, лингвистические и культурные аспекты положения франкоязычных меньшинств Канады за пределами Квебека.

Практическая значимость работы заключается в том, что исследование способствует комплексному и более глубокому пониманию этнокультурных особенностей современной Канады, в частности, политических и социокультурных процессов на территории Приморских провинций Канады. Данная работа представляет интерес, прежде всего, для истори-ков-канадоведов и американистов. Также результаты диссертационного исследования могут использоваться при составлении общих и специальных лекционных курсов, семинаров, спецсеминаров, факультативов и подготовке методических рекомендаций.

3 Roy M. К. Demographie et demolinguistique en Acadie, 1971-1991 // Acadie des Maritimes. Moncton, 1993. P. 174.

Степень изученности проблемы. В российской историографии, посвященной исследованиям Канады, тема Акадии остается одной из самых малоизученных. Традиционно такое понятие, как «франкоязычная Канада» ассоциировалось главным образом с Новой Францией и Квебеком. Чаще всего в отечественной историографии Акадия ХУП-ХУШ вв. рассматривалась с геополитической или военно-стратегической точки зрения, что, например, просматривается в известной работе Е. Тарле «Политика: История территориальных захватов (ХУ-ХХ век)»4. В целом, внимание второй французской колонии на Североамериканском континенте - Акадии - уделялось не столь часто, в виде исключения можно отметить статьи Л. В. Кошелева5, монографию Л. В. Кошелева и В. А. Тишкова «История Канады»6, работы В. А. Коленеко «Канада в период французского колониального господства»7 и «Французская Канада в прошлом и настоящем:

о

очерки истории Квебека ХУН-ХХ века» , Ю. Г. Акимова. «Основание колонии Новая Шотландия и англо-французское соперничество в Северной Америке (1621-1632 гг. )»9, «От межколониальных конфликтов к битве империй: англо-французское соперничество в Северной Америке в 1613-1713 гг.»10 и «Очерки ранней истории Канады»11. Вышеназванные работы затрагивали главным образом историю Акадии в период французского колониального господства и акцентировали внимание на депортации акадийцев в 1755-1763 гг.

4 Тарле Е. Политика: История территориальных захватов (ХУ-ХХ век). М., 2001. С. 131-152

5 Кошелев Л. В. Трагедия жителей Акадии // Вопросы истории. 1971. № 9. С. 212-215.

6 Тишков В. А., Кошелев Л. В. История Канады. М., 1982

7 Коленеко В. А. Канада в период французского колониального господства // Проблемы историографии Канады. М., 1981. С. 14-45.

8 Он же. Французская Канада в прошлом и настоящем: очерки истории Квебека ХУП-ХХ века. М.: Наука, 2006.314 с.

9 Акимов Ю. Г. Основание колонии Новая Шотландия и англо-французское соперничество в Северной Америке (1621-1632 гг.) //Американский ежегодник 2000. М.: Наука, 2002. С 250-265.

10 Он же. От межколониальных конфликтов к битве империй: англо-французское соперничество в Северной Америке в 1613-1713 гг. 486 с.

11 Он же. Очерки ранней истории Канады. Труды кафедры североамериканских исследований. Вып. 2. СПб.: ВИРД, 1999.- 136 с.

Специальные исследования по истории акадийцев Х1Х-ХХ вв. в отечественной историографии отсутствуют. Приморские провинции рассматриваются фрагментарно, исключительно в общеканадском контексте в ра-

12 13

боте С. Ю. Данилова и статьях А. И. Черкасова . Также нельзя не упомянуть статью И. А. Сокова о роли политических сил Приморских провинций в процессе становления канадских либеральных традиций14. Однако в исследовании отсутствует анализ места и роли акадийской элиты в процессе формирования либеральной традиции в Канаде.

Отдельно стоит выделить ряд лингвистических и социолингвистических исследований по французскому языку в Северной Америке Е. А. Ре-феровской15, Н. И. Голубевой-Монаткиной16 и В. Т. Клокова17. Во всех этих работах французский язык в Приморском регионе Канады рассматривается самостоятельно (независимо от Квебека), выявляются его характерные черты и особенности. По мнению исследователей, французский язык акадийцев находится под серьезным давлением со стороны англоязычного большинства и даже стоит перед угрозой ассимиляции. Однако изолированность части акадийских поселений и официальный статус французского языка в двуязычном Нью-Брансуике позволяют акадийцам сохранять франкоязычие.

В настоящем исследовании затрагивается проблема правомочности использования терминов «этнос», «нация», «этничность», «этнокультурная общность». Теоретической основой этого аспекта исследования стали труды директора Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-

12 Данилов С. Ю. История Канады. М., 2006

13 Черкасов А. И. Межэтнические отношения в многонациональной стране: канадский опыт. // Канадский опыт и Россия. СПб., 2002. С. 130-155. Он же Некоторые характеристики этнокультурной мозаики Канады. // Этнокультурная мозаикаКанады и проблемы канадской идентичности. М. РОИК, 2003. С.11-27.

14 Соков И. А. Влияние атлантических провинций Канады на становление канаской либеральной традиции в период создания федеративного государства в 50-60-е годы XIX века // Проблемы канадоведения. Вып. 1. М.,2007. С. 21-33.

Реферовская Е. А. Французский язык в Канаде. Л.: Наука, 1972.215 с.

16 Голубева-Монаткина Н. И. Французский язык в Канаде и США. Социолингвистические очерки. М, 2005. 192 с.

17 Клоков В.Т. Французский язык в Северной Америке. Саратов, 2005. 400 с.

Маклая, академика В. А. Тишкова18. Выбранная автором концепция В. А. Тишкова заставила отказаться от терминов «этнос» и «нация» по отношению к акадийцам в пользу термина «этнокультурная общность» как наиболее нейтрального и адекватного исследуемой проблематике. При этом в настоящем исследовании используются термины «национализм» и «сепаратизм» по отношению к определенным политическим движениям 19701980-х гг. При анализе этих движений большую роль сыграл фундаментальный труд Б. Андерсена «Воображаемые сообщества», всестороннее освежающий проблематику национальных движений и национализма. Работа Андерсена позволила взглянуть на проблематику акадийского национализма максимально широко, учитывая не только европейский, но и постколониальный опыт19. Также этот труд дает возможность исследоватать акадийское сообщество как мыслимое «воображаемое сообщество» - конструкцию, созданную акадийскими интеллектуалами в XIX-XX вв.

Канадская историография по теме данного исследования довольно обширна. Хотя важно отметить, что большая часть исследований проводилась самими акадийцами. При этом надо отметить, что неакадийская историография на протяжении XX в. играла довольно серьезную роль. Постоянный интерес к теме Акадии присутствовал у историков Квебека, англоязычной Канады, США, Франции. Стоит оговориться, что в основном концепт «Акадия» рассматривался историками, по справедливому замечанию канадского исследователя Ж. Дэгля с точки зрения четырех различных аспектов: политического, культурного, генеалогического и националистиче-

20

ского .

Первым историческим трудом, полностью посвященным истории Акадии, стали работы французского историка Э. Рамо де Сен-Пэра.

18 Тишков В. А. Реквием по этносу. М., 2003. 543 С. Он же. Этнология и политика. Научная публицистика. М., 2001. 240 с.

19 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001. 372 с.

20 Daigle J. L'historiographie et l'identité acadienne aux XIXé - XXé siècles // Identité et cultures nationales: l'Amérique française en mutation, Québec, 1995 P. 85-107.

«Именно благодаря Э. Рамо де Сен-Пэру Франция и Французская Канада узнали о существовании акадийского народа»21, - считает специалист по акадийской историографии Ж. Дэгль. Работа «Франция в колониях» Э. Рамо де Сен-Пэра носила фундаментальный характер и опиралась на массу документов в том числе и статистических, с которыми автор смог познакомиться в ходе своих поездок по Приморскому региону. «Франция в колониях» оказала огромное влияние на умы акадийской и франкоязычной элиты, так как открывала дорогу множеству исторических исследований, созданных в дальнейшем самими акадийцами. В 1877 г. свет увидел второй труд Э. Рамо де Сен-Пэра «Феодальная колония в Америке. Акадия 1604-1710»23, расширяющий и дополняющий «Францию в колониях». Фактически, до появления этих работ историческая память акадийцев опиралась, прежде всего, на устную традицию и была значима лишь в рамках отдельно взятой семьи или поселения. Э. Рамо де Сен-Пэр создал концепт единого акадийского народа, с общим прошлым и настоящим. «Францию в колониях» в значительной степени можно сравнить с работой Ф. К. Гарно «История Канады»24, посвященной Новой Франции, которая также носила фундаментальный характер.

В начале XX в. канадское историческое «Общество Шамплена» (Champlein Society) начало публиковать исторические документы, восходящие к периоду основания Акадии, что стало серьезным подспорьем для проявления массового интереса к акадийской истории. Именно в этот период благодаря публикациям такого рода в акадийском обществе появился серьезный интерес к генеалогии. Особенно примечательны работы фран-

2S

цузского историка Э. Ловриера, канадцев А. Бернара и Р. Румийи . В их

21 Ibid. Р. 87.

22 Rameau de Saint Père E. La France aux colonies. Études sur le développement de la race française hors de l'Europe. Les Français en Amérique, Acadiens et Canadiens. Paris, 1859. 160 p.

23 Rameau de Saint Père E. Une colonie feodale en Amérique. L'Acadie, 1604-1710. Paris, 1877. 367 p.

24 Garneau F. X. Histoire du Canada. Montréal, 1944-1946. Vol. 1-9.

25 Lauvrière E. La tragedie d'un people. Histoire du peuple acadien de ses origines à nos jours. Vol. 2. Paris, 1922 206 p.; Bernard A. Histoire de la survivance acadienne 1755-1935. 463 p. Montréal, 1935. Он же. La

работах главный акцент ставился на событиях, связанных с депортацией акадийцев. Характеризуя эти труды, стоит отметить, что в значительной мере их авторы концентрировали внимание на драматических событиях 1755-1763 гг. и культивировали своего рода романтизм, свойственный известному американскому историку Ф. Паркмену26. Для работы Ловриера вполне характерны следующие выражения: «... народ, родившийся до того, как быть уничтоженным своими неистовыми врагами» . Ловриеру во многом было свойственно идеализировать акадийское общество до 1755 г.,

в котором, как он считал, «почти все были равны... и практиковался сти-

28

хииныи коммунизм» .

В свою очередь, А. Бернар считал отправной точкой акадийской истории депортацию 1755-1763 гг. Соответственно, период до депортации Бернар называл «потерянным раем» {«paradis perdu»), период до 1815 г. -«темным выживанием» («d'obscure survivance»), а период 1815-1867 гг. — этапом «выздоровления» {«convalescence»). Причиной выживания акадийцев Бернар считал Католическую церковь и преданность французским и католическим идеалам со стороны акадийцев. Собственно, именно с религиозными институтами и религиозностью акадийцев Бернар связывает успехи в колонизации этого региона Канады. Работы Бернара и Ловриера вызвали огромный интерес со стороны непрофессиональных историков-акадийцев. В этот период появляется масса псевдо- или околонаучных текстов, посвященных локальной истории отдельных регионов, генеалогии и истории религиозных общин Нью-Брансуика и Новой Шотландии. Тексты Бернара и Ловриера были связаны с традиционалистским концептом «земли» {«terroir»), популярным в начале XX в. в Квебеке. В рамках этого концепта на католическое франкоязычное население возлагалась особая рели-

drame acadienne depuis 1604. Montréal, 1936. 459 p.; Rumilly R. Histoire des acadiens. Montréal, 1955. 1038

P;

Parkman F. The Old Regime in Canada. Boston, 1922. 559 p.

27 Lauvrière E. Op. cit. P. 148.

28 Ibid. P. 192.

гиозная миссия на континенте, обязательным условием осуществления которой является преданность традиционным институтам (Католической церкви) и сельскому образу жизни. Одним из главных выразителей этих идей стал квебекский историк аббат Лионель Гру, затрагивавший в своих текстах акадийскую проблематику29. Примечательно, что в какой-то мере взгляды на историю акадийцев Ловриера и Бернара созвучны к концепции «сельского общества» (folk society), принятой американскими исследователями X. Майнером и Е. Хыозом30, представлявшими «чикагскую социологическую школу». Правда, здесь нужно сделать оговорку, что концепция традиционалистского сельского общества применялась в основном по отношению к Квебеку. В отличие от Ловриера и Бернара, американские историки ни в коей мере не героизировали историю франкоязычного сообщества на Североамериканском материке, а, напротив, отстаивали тезис о социально-экономической отсталости квебекцев. Истоки этой концепции восходили к работам американского этнографа Р. Редфилда, который понимал под «сельским обществом» «небольшую изолированную, малограмотную общину, характеризуемую прочной социальной солидарностью и приматом религиозного над мирским»31.

Продолжателем «героической» концепции Ловриера-Бернара стал акадийский историк Робер Румийи. В его работе «История акадийцев» в центре внимания находится два исторических субъекта - Католическая церковь (и ее отдельные представители) и довольно обезличенная группа земледельцев. Румийи уделяет внимание персонифицированной истории отдельных представителей церкви, практически оставляя без внимания экономические показатели развития акадийского сообщества. Главной базой формирования оригинальной акадийской идентичности Румийи счи-

29 Groulx L. L'Histoire acadienne. 1917. Montréal. P. 7.

30 Miner H. St. Denis: A French Canadian Parish. Chicago, 1939. 283 p.; Hughes E. Rencontre de deux mondes. La crise de l'industrialisation du Canada Français. Montréal, 1972. 390 p.

31 Цит. no Коленеко В. A Французская Канада в прошлом и настоящем. Очерки по истории Канада-XVII-XX вв. М., 2006. С. 249.

тал, прежде всего, Католическую церковь. Именно церковь стала, по его мнению, институтом позволившим сохраниться и «возродиться» этнокультурной общности акадийцев. Главной особенностью подхода, свойственного Ловриеру, Бернару и Румийи, стала героизация ранней истории акадийцев, а «отправной точкой» акадийской истории стали трагические события 1755-1763 гг.

Отдельно стоит обратить внимание на работу американского истори-

32

ка Дж. П. Бребнера . В отличие от акадийских и квебекских историков, в центре его внимания находилась не этнокультурная общность акадийцев и религиозные институты, а геополитическое пространство Северной Америки XVII-XVIII вв. Для Бребнера колония Акадия представляла собой, прежде всего, территорию, зажатую между двумя мощными военно-политическими акторами — Новой Францией и Новой Англией. По мнению Бребнера, существует две Акадии: одна как разменная фигура на шахматной доске, другая (и практически никак не связанная с первой) - это самобытное общество акадийцев с собственной идентичностью и культурой. Бребнер представлял акадийский народ в качестве «предмета обмена», осуществленного в ходе Семилетней войны на Североамериканском континенте. Работа Бребнера была практически не замечена самими акадий-цами, так как во многом шла вразрез с «общепринятой» тенденцией «героизировать» акадийскую историю и объяснять социально-политическое поведение акадийцев Нью-Брансуика, прежде всего, психологическими особенностями.

Начиная с 1960-х гг. большинство историков, занимающихся исследованиями проблем, связанных с Акадией и акадийцами, отказываются от парадигм, направленных на идеализацию и героизацию акадийского прошлого. Начиная с этого периода, появляется ряд специальных исторических исследований, созданных профессиональными историками и концен-

32 Brebner J. P. New England's Outpost: Acadia before the Conquest of Canada. New York, 1927.291 p.

трирующихся на специфических областях акадийской истории. Так, исследованию правовых и юридических институтов посвящена книга Кутурье33. Ж. Дэгль сконцентрировался в своих исследованиях на изучении кооперативного движения среди акадийцев34. Проблематикой урбанизации зани-

л <

мался Д. Хикей . Миграционным и демографическим проблемам были посвящены исследования Д. Арсено и М. Руа36. Большинство работ, появившихся в 1960-1980-х гг. можно назвать деидеологизированными, поскольку в них начинает преобладать аналитический аспект. Здесь нельзя не упо-

"XI

мянуть о канадской исследовательнице Н. Гриффите , в центре внимания которой находилась проблема акадийской идентичности. В своих исследованиях Гриффите рассматривает процесс зарождения акадийской идентичности в XVII вв. и ее дальнейшие метаморфозы в пост-депортационный период. Тезис о положительной роли клерикальной католической элиты в истории акадийского народа был оспорен канадским историком Р. Брю-ном38. На английском языке также появился ряд специальных исследований, касающихся довольно узких тем (в области политики, торговли, социальной истории и т. д) . Из общего ряда трудов, созданных профессиональными историками выделяется популярная работа по акадийской генеалогии Б. Арсено «История и генеалогия акадийцев»40. Этот текст во многом всколыхнул интерес к собственным корням со стороны акадийцев

33 Couturier J.-P. La justice civile au Nouveau-Brunswick a la fin du XIXe siècle: le cas du comte de Glosester, entre 1873-1899. Montréal, 1990. 126 p.

34 Daigle J. Les écrits de Livain Chiasson père de la coopérative acadienne. Moncton, 1996. 338 p.

35 Hickey D. Moncton 1871-1929: changements socio-economiques dans une ville feroviaire. Moncton, 1990. 171 p.

36 Arsenault G. Histoire de l'émigration chez les Acadiens de l'Ile-du-Prince-Edouard. 1980, Summerside. 42 p.; Roy M. Peuplement et croissance démographique en Acadie // Les Acadiens des Maritimes: études themathiques. 1980. Moncton. Centre d'études acadiennes. P. 144-185.

37 Griffits N. The Acadians: Creation of a People. Montréal, 1973. 94 p. Она же. Acadians in Exile: The Experiences of the Acadians in the British Seaports // Acadiensis. 1974. Vol. IV. № 1. P. 67-84. Она же. The Acadian Deportation: Deliberate Perfidy or Cruel Necessity ?Toronto, 1969. 165 p.

38 Brun R. De Grand Pré a Kouchibougouac, l'histoire d'un peuple exploité. Moncton, 1982. 175 p.

39 McDonald M. A. Fortune and La Tour: the Civil War in Acadia. Toronto, 1983 228 p.; Moore С. The Other Louisbourg: Trade and Merchant Entreprise in Ile Royale, 1713-1758. Histoire sociale/ Social History. 1979. Vol. 12. № 23. P. 79-96.; Brown D. Foundations of British Policy in the Acadian Expulsion: A. Discussion of Land Tenure and the Oath of Allegiance // Dallhousie Review. 1978. Vol.57. № 4. P.709-725.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Башкиров, Михаил Борисович, 2014 год

II. Литература

1. Акимов IO. Г. Международная деятельность Квебека и канадская внешняя политика: путь к компромиссу или конценсусу? // Канадский ежегодник. 2011. Вып. 15. С. 115-139.

2. Акимов Ю. Г. Основание колонии Новая Шотландия и англофранцузское соперничество в Северной Америке (1621-1632 гг.) // Американский ежегодник 2000. М., 2002. С 250-265.

3. Акимов Ю. Г. Очерки ранней истории Канады. СПб, 1999. 336

с.

4. Акимов Ю. Г. От межколониальных конфликтов к битве империй: англо-французское соперничество в Северной Америке в 16131713 гг. СПб, 2005.486 с

5. Акимов Ю. Г. Северная Америка и Сибирь в конце XVI -середине XVIII в. Очерк сравнительной истории колонизаций. СПб, 2010. 369 с.

6. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001. 372 с.

7. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв. Т. 1-3. М. 1986-1992. 1945 с.

8. Голубева-Монаткина Н. И. Французский язык в Канаде и США. Москва, 2005. 192 с.

9. Данилов С. Ю. История Канады. М., 2006. 256 с.

10. Данилов С. Ю. Правовое регулирование «специального статуса» субъекта федерации: дифференциация права на примере статуса Квебека // Право. Журнал Высшей школы экономики. № 2. 2012.С. 99-108.

11. Данилов С. Ю. Эволюция канадского федерализма. М., 2012.

304 с.

12. Клоков В.Т. Французский язык в Северной Америке. Саратов, 2005. 400 с.

13. Коленеко В. А. Канада в период французского колониального господства// Проблемы историографии Канады. М, 1981. С. 14-45.

14. Коленеко В. А. Французская Канада в прошлом и настоящем: очерки истории Квебека ХУП-ХХ века. М., 2006. 314 с.

15. Конституции зарубежных государств. Конституция Канады. М., 1997. С. 459-553.

16. Кошелев Л. В. Трагедия жителей Акадии // Вопросы истории. №9. 1971. С. 212-215.

17. Максимова Д. Д. Проблемы освоения северных регионов и Арктики во внешней политики Канады. Дисс. канд. пол. наук. М.: ИСК РАН, 2011.

18. Реферовская Е. А. Французский язык в Канаде. Л.: Наука, 1972.

216 с.

19. Соков И. А. Влияние атлантических провинций Канады на становление канаской либеральной традиции в период создания федеративного государства в 50-60-е годы XIX века // Проблемы канадоведения. Вып. 1. 2007. С. 21-33.

20. Тарле Е. В. Политика: история территориальных захватов (XV-XX века). М., 2001.800 с.

21. Тишков В. А. Конструирование этнической идентичности. (http://valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/lekcii2/lekcii/konstmiro.html)

22. Тишков В. А., Кошелев JI. В. История Канады. М., 1982. 268 с.

23. Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003. 544 с.

24. Тишков В. А. Этнология и политика. Научная публицистика. М., 2001.240 с.

25. Тишков В. А. Этнос или этничность? http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/etnos_ili_.html

26. Черкасов А. И. Межэтнические отношения в многонациональной стране: канадский опыт. // Канадский опыт и Россия. СПб., 2002. С. 130-155.

27. Черкасов А. И. Некоторые характеристики этнокультурной мозаики Канады. // Этнокультурная мозаика Канады и проблемы канадской идентичности. М, 2003. С. 11-27.

28. 1763: Le Traité de Paris Bouleverse l'Amérique / sous la direction de S. Imbeault, D. Vaugeois, L. Veyssière. Québec, 2013.

29. Acadie des Maritimes. Etudes thématiques des débuts a nos jours / sous la direction de Jean Daigle. Moncton, 1993. 908 p.

30. Albert T. Histoire du Madawaska. Entre l'Acadie, le Québec et l'Amérique. Montréal, 1982. Québec, 2013. 420 p.

31. Albert T., Therriault P., Mercure P. Histoire du Madawaska. Madawaska, 1920. 488 p.

32. Arsenault B. Histoire des Acadiens. Ottawa, 1988. 395 p.

33. Arsenault G. Histoire de l'émigration chez les Acadiens de l'Ile-du-Prince-Edouard. Summerside, 1980. 42 p

34. Arsenault G. La religion et les Acadiens de l'île-du-Prince-Édouard 1720-1980. Summerside, 1983. 102 p.

35. Balcom B. A. La Pêche à la morue a Pile Royale, 1713-1758. Ottawa, 1984. 94 p.

36. Basque M. L'Acadie de l'Atlantique. Moncton, 1999. 146 p.

37. Basque M. Acadiens, Cadiens et Cajuns: identités communes ou distinctes? // Acadians and Cajuns. The Politics and Culture of French Minorities in North America. Innsbruck, 2009. P. 27-35.

38. Beaudin M., Leclerc A. Economie acadienne contemporaine // Acadie des Maritimes. Centre d'études acadiennes. Moncton, 1993. P. 251-299.

39. Beaulieu G. Les médias en Acadie // L'Acadie des Maritimes, Chaire d'études acadiennes. Moncton, 1993. P.505-543.

40. Bélisle A. Histoire de la presse franco-americaine. Worcester, 1911.

553 p.

41. Bernard A. Histoire de la survivance acadienne 1755-1935. Montréal, 1935. 463 p.

42. Bernard A. La drame acadienne depuis 1604. Montréal, 1936. 459

P-

43. Blanchard J.-P. La province acadienne // L'Action nationale. Vol. 67, № 10, juin 1976, P. 789-811.

44. Boudreau R. Maillet M. Littérature acadienne // Acadie des Maritimes. Chaire d'etudes acadiennes. Moncton, 1993. P. 707-751.

45. Bourgeois P. Vie de l'abbé François-Xavier Lafrance; suivie d'ine courte notice biographique de l'abbé François-Xavier Cormier, premiere prêtre né dans la paroisse de Memramcook. Montréal, 1913. 400 p.

46. Bourque A.-T. Chez les anciens Acadiens, causeries du grand-père Antoine. Moncton, 1911. 161 p.

47. Brebner J. P. New England's Outpost: Acadia before the Conquest of Canada. New York, 1927. 291 p.

48. Brown D. Foundations of British Policy in the Acadian Expulsion: A. Discussion of Land Tenure and the Oath of Allegiance // Dallhousie Review. Vol.57, no. 4. 1978. P. 709-725.

49. Brun R. De Grand Pré a Kouchibougouac, l'histoire d'un peuple exploité. Moncton, 1982. 175 p.

50. Clark A. H. Acadia: The Geography of Early Nova Scotia to 1760. Madison, 1968. 450 p.

51. Couturier J.-P. La justice civile au Nouveau-Brunswick a la fin du XIXé siècle: le cas du comte de Glosester, entre 1873-1899. Montréal, 1990. 126 p.

52. Cyr J.-R. L'expansion démographique des Acadiens a Moncton avant 1881: le processus d'urbanisation et ses conséquences socio-culturelles// Moncton, 1871-1929. Changements socio-économiques dans une ville ferroviaire. Moncton, 1990. P. 15-35.

53. Daigle J. L'Acadie de 1604 à 1763, synthese historique // L'Acadie des Maritimes. Centre d'études acadienne. Moncton, 1993. P. 1-45.

54. Daigle J. Colonisation des marais par les Acadiens, Atlas historique du Canada, I: des debuts à 1800. Montréal 1987.

55. Daigle J. L'historiographie et l'identité acadienne aux XIXé - XXé siècles // Identité et cultures nationales: l'Amérique française en mutation, Québec, 1995. P. 85-107.

56. Daigle J. Les relations commerciales de l'Acadie avec le Massachussets: le cas de Charles-Amador de Saint-Etienne de La Tour, 16951697 // Revue de l'Universite de Moncton. Vol. 9 № 1-3. 1976. P. 53-62.

57. Daigle J. Les écrits de Livain Chiasson père de la coopérative acadienne. Moncton, 1996. 338 p.

58. Dagnaud P.-M. Les Français du sud-ouest de la Nouvelle-Ecosse, le R. P. Jean-Mande Sigogne, apotre de la baie Sainte-Marié et du cap de Sable. Besançon, 1905. 278 p.

59. Desjardins G. l'Ideologie du journal Le Madawaska 1925-1927 // Revue de Société historique du Madawaska. Vol. 6. no 3. 1978. P. 9-51.

60. Desjardins P.-M., Deslierres M., LeBlanc R. C. Les Acadiens et Peconomique : de la colonisaon à 1960 // L'Acadie des Maritimes, Chaire d'études acadiennes. Moncton, 1993. P. 207-251.

61. Diamond S. Le Canada français au XVIIé siècle: une société préfabriquée // Annales: economies, sociétés, civilisation. Vol. 16. №. 2. 1961.

62. Doucet P. La politique et les Acadiens // L'Acadie des Maritimes, Chaire d'études acadiennes. Moncton, 1993. P. 299-341.

63. Dupont J.-C. Histoire populaire de l'Acadie. Montréal, 1979. 440 p.

64. Even A. le Territoire pilote du Nouveau-Brunswick ou les blocages culturels au développement économique. Thèse de doctorat de 3é cycle. Université de Rennes. 1970.

65. Fanon F. Les damnés de la terre. Paris, 1966. 242 p.

66. Finn G. Jean-Louis Le Loutre vu par les historiens. Cahiers. SHA. Vol. 8. 1977. P 108-147.

— r

67. Forbes E. R. «Nouveau-Brunswick - Economie» http://www.thecanadianencydopedia.eom/articles/fr/nouveaubrunswick#SEC90 3238

68. Foret M. J. Acadian versus Cajun: What's In a Name? // Louisiana History. 33 (4). 1992. P. 417-421.

69. Garneau F. X. Histoire du Canada depuis sa découverte jusqu'à nos jours. Vol. 1-9. Montréal, 1944-1946.

70. Garlant R. E., Machum L. G. Promises, promises: an almanac of New Brunswick's elections, 1870-1970. Saint-John, 1980.

71. Groulx L. L'Histoire acadienne. Montréal, 1917. 32 p.

72. Goubert P. La vie quotidienne des paysants français au XVIIé siècle. Paris, 1982.319 p.

73. Gould H. The Acadian French in Canada and in Louisiana // American Journal of Physical Anthropology. Vol. 28. 1941. P. 289-312.

74. Griffiths N. Acadians in Exile: The Experiences of the Acadians in the British Seaports // Acadiensis. Vol. IV. № 1. 1974. P. 67-84.

75. Griffits N. The Acadians: Creation of a People. Montréal, 1973. 94

P-

76. Griffits N. The Acadian Deportation: Deliberate Perfidy or Cruel Necessity? Toronto, 1969. 165 p.

77. Hadley C. Cajun Politics in Louisiana: Laissez les bons temps rouler // Acadians and Cajuns. The Politics and Culture of French Minorities in North America. Innsbruck, 2009. P. 71-87.

78. Hickey D. Moncton 1871-1929: changements socio-economiques dans une ville feroviaire. Moncton, 1990. 171 p

79. Human Nature and the Study of Society // The Papers of Robert Redfield. Chicago, 1962. 507 p.

80. Hudnut A. R. Acadian Transients in South Carolina // American Historical Review. Vol. 43. no 3. 1938. P. 500-513.

81. Hughes E. Rencontre de deux mondes. La crise de l'industrialisation du Canada Français. Montréal, 1972. 390 p.

82. Kollmorgen W. M. French-Speaking Farmers of Southern Louisiana // Economic Geography. Vol. 22. no 3. 1946. P. 153-160.

83. Kymlicka W. La voie canadienne : repenser le multiculturalisme, Montréal, 2003. 342 p.

84. L'Acadie des origines / sous la direction de J. De Finney, H. Destempes, J. Morency. Ottawa, 2011. 168 p.

85. Landry J.-P. Aperçu de l'histoire de la radio et de la télévision française des Maritimes de 1933 à 1960. Cahiers SHA. Vol. 14. 1983. P. 75-90

86. Landry N., Lang N. Histoire de l'Acadie. Québec, 2009. 335 p.

87. Lasserre F. Le Canada. D'un mythe à l'autre. Montréal, 1998. 294

P-

88. Lauvrière E. La tragedie d'un peuple. Histoire du peuple acadien de ses origines à nos jours. Vol. no. 2. Paris, 1922. 206 p.

89. Lauvrière E. Une Famille louisianaise au dix-huitième siècle // Revue des études historiques. 1931. P. 19-33.

90. Leblanc G., Godin A., Renaud A. L'enseignement français dans les Maritimes, 1604-1992 // L'Acadie des Maritimes, Chaire d'études acadiennes. Moncton, 1993. P. 543-587.

91. Leblanc R. L'avitaillement du Port-Royal d'Acadie par Charles de Biencourt et les marchands rochelais, 1615-1618 // Revue d'histoire des Colonies. Tome XLIII, 1956. P. 138-164.

92. Leblanc R. A. Les migrations acadiennes // Cahier de geographie du Vol. 23. No. 58. Québec, 1979. P. 99-124.

93. Le Congrès Mondial acadien. L'Acadie en 2004 : actes des conférences et des tables rondes. Moncton, 1996. 690 p.

94. Leger L. L'image du Parti acadien et de son projet autonomies dans le journal L'Evangeline // International Journal of Canadian Studies. № 45-46. Ottawa, 2012. P. 91-108.

95. Mathieu J., Imbeault S. La guerre des canadiens 1756-1763. Québec, 2013. 261 p.

96. Me Collom P. The French in Acadia, at the Beginning of the Seventeenth Century // History today. Vol. 21. no 1. 1971. P. 40-48.

97. McDonald M. A. Fortune and La Tour: the Civil War in Acadia. Toronto, 1983. 228 p.

98. McLaren D. Ontario Ethno-Cultural Newspapers, 1835-1972: an annotated checklist. Toronto, 1973. 234 p.

99. Memmi A. Portrait du colonisé, précédé du portrait du colonisateur. Paris, 1968. 184 p.

100. Migneault G. Les Droits Lingvistiques au Nouveau-Brunswick // McGill Law Journal. Vol. 52. No 1. 2007.

http://lawiournal.mcgill.ca/documents/1219617568 Migneault.pdf

101. Mitcham A. Poésie acadienne // Bulletin de l'Association canadienne des humanités. Vol. 23. no 3. 1972. P. 50-52.

102. Miner H. St. Denis: A French Canadian Parish. Chicago, 1939. 283

P-

103. Moore C. The Other Louisbourg: Trade and Merchant Entreprise in Ile Royale, 1713-1758 // Histoire sociale/ Social History. Vol. 12. № 23. 1979.79-96 p.

104. Oulette R. Le Parti acadien: de la fondation à la disparition, 19721982, Moncton, 1992. 119 p.

105. Oulette R. Analyse de l'emergence du Parti Acadien // Revue de l'Université de Moncton. 1983. Vol. 16. no. 1. P. 71-88.

106. Palardy J. La Forteresse de Louisbourg reprend vie // Forces. Vol. 16. 1971. P. 29-43.

107. Parkman F. The Old Regime in Canada. Boston, 1922. 559 p.

108. Rameau de Saint Père E. Une colonie feodale en Amérique. L'Acadie, 1604-1710. Paris, 1877. 367 p.

r

109. Rameau de Saint-Père F.-E. La France aux colonies. Etudes sur le développement de la race française hors de l'Europe. Les Français en Amérique, Acadiens et Canadiens. Paris, 1859. 160 p.

110. Robichaud D. Le Grand Chipagan. Beresford, 1976. 454 p.

111. Robichaud D. Nouveau premier ministre acadien : Pierre J. Veniot // Les Annales Institut Canadien-Français. Ottawa. Vol. 2. no 4. 1923. P. 2-3.

112. Rumilly R. Histoire des acadiens. Montréal, 1955. 1038 p.

113. Roy M. K. Demographie et demolingvistique en Acadie, 1871-1991 // L'Acadie des Maritimes. Chaire d'études acadiennes. Moncton, 1993. P. 141207.

114. Rothney G. O. Newfoundland from International Fishery to Canadian Province. Ottawa, 1959. 28 p.

115. Sollers B. Party of Acadians who Sailed from the Potomac Bound for the Mississippi // Maryland Historical Magazine. Vol. 4. no 3. 1909. P. 279281.

116. Theriault L. l'Acadie, 1763-1978: synthese historique // Les Acadiens des Maritimes : études themathiques. Moncton, 1980. P. 45-93.

117. Thériault J. Y. L'identité à l'epreuve de la modernité. Moncton, 1995. 323 p.

118. Thériault J. Y. Identité, territoire et politique en Acadie // Adaptation et innovation. Expériences acadienne contemporaines : Études canadiennes, no 3. Bruxelles, 2006 P. 37-50.

119. Thériault J. Y. 1604 : La mémoire se joue de l'Acadie // L'annuaire du Québec 2005, sous la direstion. de M. Venne. Montréal, 2004. P. 673-677.

120. Thériault J. Y. Le moment Robichaud et la politique en Acadie // Les années Robichaud, sous la direction de Donald Savoie. Moncton, 2001. P. 39-54.

121. Thériault J. Y. L'identité culturelle et le développement coopératif: réflexions à partir des expériences coopératives acadiennes et québécoises // L'entreprise coopérative. Expériences et recherches francophones, sous la direction de D. Malou. Limoges, 1999. P. 19-29.

122. Thériault J. Y., G. Chiasson. La construction d'un sujet acadien : résistance et marginalité // Revue internationale d'études canadiennes, no. 20 (automne), 1999. P. 81-99

123. Thériault J. Y. Penser l'Acadie comme société civile // Vents d'est no. 69,1996. P. 28-32

124. Thériault J. Y. Naissance développement et crise de l'idéologie nationale // Identité et cultures nationales, l'Amérique française en mutation, sous la direction de S. Langlois. Québec, 1995. P. 67-84.

125. Thériault J. Y. Le triangle de l'Acadianité // Égalité no. 35 (printemps), 1994. P. 83-97.

126. Tremlay M.-A. Les Acadiens de la Baie Française // Revue de l'histoire de l'Amérique française. Vol XV, no. 4 (mars), 1962. P. 526-555

127. Vigneras L. A. Letters of an Acadian Trader, 1674-1676 // New England Quarterly. Vol. XIII, 1940. P. 98-110.

128. Wicken W. Encounters with Tall Sails and Tall Tales: Mi'kmaq Society, 1500-1760. A Thesis submitted to the Faculty of Graduate Studies in partial fulfilment of the requirements of the degree of Ph. D. Université McGill. February 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.