ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ КЛАВИРНОЙ МУЗЫКИ ЭПОХИ БАРОККО В КЛАССЕ БАЯНА тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Недосекин Вячеслав Александрович

  • Недосекин Вячеслав Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 175
Недосекин Вячеслав Александрович. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ КЛАВИРНОЙ МУЗЫКИ ЭПОХИ БАРОККО В КЛАССЕ БАЯНА: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2017. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Недосекин Вячеслав Александрович

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Клавирная музыка эпохи барокко как предмет освоения

в исполнительском классе: историко-педагогический аспект

1.1. Эволюция историко-педагогических воззрений

на клавирную музыку эпохи барокко

1.2. Клавирная музыка эпохи барокко в трудах педагогов-баянистов

Выводы по первой главе

Глава 2. Теоретико-методические аспекты освоения клавирных

произведений композиторов эпохи барокко в классе баяна

2.1. Специфика работы над клавирной музыкой эпохи барокко

в классе баяна

2.2. Музыкально-педагогический анализ произведений

композиторов эпохи барокко

2.3. Этапы и структурные компоненты

теоретико-методической модели

Выводы по второй главе

Глава 3. Содержание и организация опытно-экспериментальной

работы

3.1. Поисковый этап: изучение современного состояния проблемы

3.1.1. Педагогические наблюдения

3.1.2. Педагогическое анкетирование

3.1.3. Интервьюирование

3.2. Основной этап: содержание и результаты

констатирующего и формирующего эксперимента

3.2.1. Характеристика исходного уровня подготовки обучающихся

3.2.2. Формирующий эксперимент

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ КЛАВИРНОЙ МУЗЫКИ ЭПОХИ БАРОККО В КЛАССЕ БАЯНА»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность научного исследования. Музыкальное образование в современном мире является важной составляющей процесса формирования личности человека, его культурного, нравственного, интеллектуального совершенствования. Динамичное развитие общества неизбежно оказывает влияние на особенности преподавания самых разных музыкальных дисциплин. В последние десятилетия, в период изменений общественно-социальной жизни, появления информационных и электронных технологий, рождения новых форм художественного творчества, особенно актуальным представляется сохранение традиций академического музыкального образования, обогащённых наиболее передовыми методиками и подходами.

Практический опыт обучения игре на баяне, опирающийся на достижения фортепианной, скрипичной и иных академических школ, насчитывает всего лишь несколько десятилетий. С середины XX века, по мере становления и развития баяна как камерно-академического инструмента, появления тембровых регистров, внедрения в исполнительскую практику выборной клавиатуры, баянисты в своей творческой деятельности всё чаще обращаются к клавирным произведениям композиторов эпохи барокко1. Барочная музыка стала неотъемлемой частью учебного репертуара баянистов на всех уровнях музыкального образования, прочным фундаментом профессионального обучения, основой развития художественного вкуса, полифонического мышления, музыкальной памяти, слуха и технических навыков. Вместе с тем сегодня грамотное и убедительное исполнение клавирной музыки на баяне - скорее исключение из правила. Зачастую с большим пониманием и увлечённостью, более интересно и выразительно обучающиеся исполняют музыку иных эпох и стилей: академические произведения оригинального репертуара, эстрадно-джазовые

1 Под терминами «клавирные произведения», «клавирная музыка» в исследовании понимаются произведения, созданные европейскими композиторами ХУЛ-ХУЛ! веков для клавесина и (или) клавикорда.

композиции, пьесы, построенные на фольклорном тематизме. Барочные произведения (в особенности полифонические) в музыкально-образовательном процессе подготовки баянистов воспринимаются подчас утилитарно - как необходимое условие всестороннего развития, как своего рода дань современным учебным требованиям. Распространено мнение, что играть такие произведения полезно, хотя и сложно. Причины подобного положения дел видятся в упущениях как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся, а именно: в недостаточности знаний традиций барочного музицирования и трактатов XVII-XVIII веков, посвящённых теории и практике исполнительского искусства, в нежелании и неумении переосмысливать выразительные средства своего инструмента в соответствии с опытом и достижениями современных мастеров аутентичного направления.

Не приученные к кропотливой поисковой работе, обучающиеся баянисты идут по накатанной тропе, стремясь исполнять барочную музыку «в стиле», то есть «строго», а в действительности это часто звучит сухо и малоинтересно. И в музыкально-педагогической работе игра на баяне, лишённая прямого, непосредственного выражения мыслей, эмоций и чувств, нередко считается стилистически грамотным исполнением музыки эпохи барокко. Несмотря на то, что клавирные произведения композиторов эпохи барокко являются весомой частью учебного репертуара баянистов, научных исследований, посвящённых учебной работе над этим сегментом репертуара, на сегодняшний день не существует. Многочисленные научно-методические работы педагогов-баянистов затрагивают широкий спектр вопросов, но барочная музыка занимает в этих трудах крайне незначительное место. Рассмотренные противоречия образуют проблему исследования и свидетельствуют о его актуальности.

Степень изученности проблемы. Методологические основы формирования личности отражены в трудах отечественных и зарубежных философов: Г.А. Абдуллазаде, Н.А. Бердяева, Г.В.Ф. Гегеля, Р. Декарта, С.Л. Франка и др.

Актуальные проблемы обучения и воспитания рассматриваются в трудах известных дидактов: Я.А. Коменского, М.Н. Скаткина, В.А. Сластёнина, К.Д. Ушинского и др.

Психологические аспекты педагогической деятельности разобраны в трудах

A.А. Бизяевой, Д.Б. Богоявленской, Л.Л. Бочкарёва, Л.С. Выготского, В.Л. Леви, Д.А. Леонтьева, И.Г. Песталоцци и др.

При рассмотрении специфики педагогической работы музыканта-исполнителя диссертант обращался к трудам специалистов в области педагогики музыкального образования: Э.Б. Абдуллина, Л.А. Баренбойма, Л.С. Гинзбурга, Л. Маккиннона, Е.П. Макуренковой, А.В. Малинковской, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина, Г.И. Шатковского и др.

Исследуя проблемы профессиональной подготовки баяниста, диссертант опирался на уже наработанный опыт в теории и практике обучения игре на баяне, а именно труды В.П. Власова, А.В. Крупина, Ф.Р. Липса, И.Г. Пурица, В.А. Семёнова, В.В. Ушенина и др.

Существенное влияние на ход исследования оказали труды крупных педагогов-музыкантов, представителей иных специальностей (К.Ф.Э. Баха, Э. Бодки, И.А. Браудо, В.П. Качмарчика, И.И. Кванца, Г.М. Когана, Ф. Куперена, М.Б. Либермана, Л. Моцарта, Г.Г. Нейгауза, С.И. Савшинского, Е.Д. Терегулова, С.Е. Фейнберга и др.), методические и практические идеи которых легли в основу современной баянной педагогики.

Анализируя особенности учебной работы над клавирной музыкой эпохи барокко, диссертант опирался на положения, выдвинутые в трудах музыкантов-теоретиков, специалистов по истории музыки и барочному исполнительству: Н. Арнонкура, Р. Киркпатрика, В. Ландовской, Т.Н. Ливановой, А. Швейцера и др.

Сущность учебной работы музыканта-исполнителя рассмотрена в диссертационных исследованиях Е.И. Захаренковой (2000), Е.П. Рожко (2002),

B.В. Литвинова (2004), О.В. Андриановой (2010), Р.Н. Бажилина (2010), О.Р. Булатовой (2010), Ю.В. Ганичевой (2011), Н.Ю. Камраковой (2011), Ю. Лю

(2011), М.Ю. Петровой (2011), И.В. Сокериной (2011), Ф. Шэнь (2011), Л.В. Карпова (2012), Д.В. Чиркиной (2012), Л.П. Алешниковой (2013) и др.

В ходе проведённого контент-анализа 46 диссертационных работ был сделан вывод об отсутствии специальных исследований по рассматриваемой теме, что обусловило её выбор диссертантом.

Объект исследования: процесс учебной работы над клавирными произведениями композиторов эпохи барокко в классе баяна.

Предмет исследования: теоретико-методическая модель поэтапного освоения клавирной музыки эпохи барокко в классе баяна.

Цель исследования: выявить теоретико-методические основы освоения произведений композиторов эпохи барокко обучающимися баянистами, разработать и апробировать модель поэтапного освоения клавирной музыки эпохи барокко, опирающуюся на основные принципы интерпретаторских решений в творческой работе.

Задачи исследования:

1. Раскрыть особенности профессиональной подготовки баянистов в контексте учебной работы над произведениями композиторов эпохи барокко.

2. Выявить педагогические особенности освоения клавирной музыки эпохи барокко.

3. Охарактеризовать музыкально-педагогические положения в трудах педагогов-музыкантов, отражающие работу над музыкой эпохи барокко.

4. Провести сравнительный анализ выразительных средств и конструктивно-акустических особенностей клавесина, клавикорда, инструментов-предшественников баяна и современного баяна в аспекте исследуемой проблемы.

5. Обосновать конкретные теоретические и методические рекомендации обучающимся баянистам в процессе музыкально-педагогического анализа произведений композиторов эпохи барокко.

6. Разработать методику изучения клавирной музыки эпохи барокко обучающимися баянистами и проверить в ходе экспериментальной работы целесообразность и обоснованность результатов исследования.

Гипотеза исследования:

Теоретико-методическая модель поэтапного освоения клавирной музыки эпохи барокко в классе баяна может быть реализована при соблюдении следующих педагогических условий:

- раскрыты особенности профессиональной подготовки баянистов в контексте учебной работы над произведениями композиторов эпохи барокко;

- выявлены педагогические особенности освоения клавирной музыки эпохи барокко;

- охарактеризованы музыкально-педагогические положения в трудах педагогов-музыкантов, отражающие работу над музыкой эпохи барокко;

- проведён сравнительный анализ выразительных средств и конструктивно -акустических особенностей клавесина, клавикорда, инструментов-предшественников баяна и современного баяна;

- обоснованы конкретные теоретические и методические рекомендации обучающимся баянистам, работающим над клавирной музыкой эпохи барокко;

- разработана методика изучения клавирной музыки эпохи барокко обучающимися баянистами и проверена в ходе экспериментальной работы целесообразность и обоснованность результатов исследования.

Методологической базой исследования явились: системный и комплексный подходы к изучению проблемы, а также стилевой подход, включающий несколько уровней (стиль эпохи, индивидуально-авторский стиль, стиль конкретного произведения).

На философском уровне в качестве основы исследования выступили идеи рационализма Р. Декарта и его учение о методе, диалектические законы развития Г.В.Ф. Гегеля.

Кроме того, методологической основой исследования стали: историко-педагогический подход (А.Д. Алексеев, Ю.К. Бабанский, С.С. Скребков); идеи Б.В. Асафьева, образовавшие в совокупности концепцию исторического музыкознания; принципы целостного анализа музыкальных произведений, акцентирующие выявление индивидуального - в общем, единичного и особенного

- в стилистической целостности (В.А. Цуккерман); концепция стилевого анализа музыки, трактующая каждое отдельно взятое музыкальное произведение как сочетание типических, инвариантных черт с их сугубо индивидуализированным, конкретным воплощением (Б.Л. Яворский).

В диссертации нашли отражение теоретические и методологические подходы к профессиональной подготовке учителя, сформулированные дидактами (И.Н. Назимов, М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинский и др.), а также специалистами в области музыкальной педагогики (Д.К. Кирнарская, З.П. Морозова, Г.М. Цыпин и др.).

Методы диссертационного исследования включали в себя:

- изучение специальной литературы по теме научного исследования (педагогика, музыкознание, методика музыкального воспитания и образования, историко-теоретические источники, посвящённые искусству барокко);

- обобщение опыта работы над клавирными произведениями, накопленного ведущими музыкантами-педагогами (клавесинистами, пианистами, баянистами);

- критический анализ и научно-практическая интерпретация собственного педагогического и исполнительского опыта автора исследования;

- целенаправленные наблюдения за учебной работой обучающихся баянистов, педагогическое анкетирование, собеседование и формирующий эксперимент.

В качестве экспериментальной базы исследования выступили Муниципальное учреждение дополнительного образования «Черноголовская детская школа искусств имени Е.П. Макуренковой» (город Черноголовка Московской области) и Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке», в котором осваиваются образовательные программы среднего и высшего профессионального образования (колледж, вуз). В проведённой опытно-экспериментальной работе в период с 2006 по 2016 год приняли участие обучающиеся и педагоги по классам баяна и аккордеона.

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

- раскрыты противоречия, характеризующие особенности профессиональной подготовки баянистов в контексте учебной работы над произведениями композиторов эпохи барокко;

- выявлены педагогические особенности освоения клавирной музыки эпохи барокко, которые включают в себя переосмысление обучающимися различных исполнительских средств на основе постижения ими характерных черт европейского искусства и культуры ХУП-ХУШ веков, а также барочных традиций музыкального исполнительства;

- охарактеризованы музыкально-педагогические положения в трудах педагогов-музыкантов через обобщение музыкально-педагогических и музыковедческих материалов, связанных с изучением и интерпретацией произведений композиторов эпохи барокко;

- проведён сравнительный анализ выразительных средств и конструктивно-акустических особенностей клавесина, клавикорда, инструментов-предшественников баяна и современного баяна; для получения более объективной и детализированной картины эти данные были последовательно сопоставлены по нескольким параметрам (звукообразование, характер атаки звука, возможность динамических, тембральных, высотных изменений внутри звука и др.);

- обоснованы конкретные теоретические и методические рекомендации обучающимся баянистам; в ходе музыкально-педагогического анализа ряда произведений барочной литературы (как сольных, так и ансамблевых) рекомендации даны с учётом возможных типовых трудностей, возникающих в процессе учебной работы;

- разработана методика изучения клавирной музыки эпохи барокко обучающимися баянистами, в рамках которой сформулированы пути расширения художественно-звукового кругозора, активизации полифонического слуха обучающихся, методы учебной работы над арпеджированием, обусловленные конструктивно-акустическими особенностями баяна.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Система профессиональной подготовки баянистов охватывает широкий спектр направлений учебной деятельности, важное место среди которых занимает учебная работа над произведениями композиторов эпохи барокко. Подходы и методы этой работы требуют пересмотра и обновления, что обусловлено противоречиями между сложившимися стереотипами в обучении и современными требованиями к уровню профессиональной подготовки музыканта.

2. Педагогические особенности освоения клавирной музыки эпохи барокко обусловлены необходимостью:

- постижения обучающимися баянистами характерных черт европейского искусства и культуры ХУП-ХУШ веков, а также барочных традиций музыкального исполнительства посредством изучения трактатов, теоретических и практических исследований авторитетных специалистов прошлого и современности;

- детального знакомства обучающихся с аутентичным направлением в современном исполнительстве (эстетические свойства звучания, барочный инструментарий, различные исполнительские школы);

- переосмысления обучающимися выразительных средств современного баяна посредством анализа фонетического уровня произношения в соответствии с барочными традициями и достижениями аутентичного исполнительства1;

- активизации музыкального слуха в его интонационно-мелодическом, тембро-динамическом, ритмическом и полифоническом сегментах.

3. Анализ музыкально-педагогических положений в трудах педагогов-музыкантов показал, что: 1) единого взгляда на интерпретацию музыки эпохи барокко не существует; 2) все исследователи сходятся в том, что основу изучения произведений композиторов эпохи барокко должны составлять исторический подход и понимание индивидуальной специфики инструмента.

1 В диссертационном исследовании фонетический уровень произношения трактуется как особый сегмент произношения, в котором обучающийся управляет атакой, динамикой звука в его середине и окончании, а также тембром звучания.

4. Сравнительный анализ выразительных средств и конструктивно -акустических особенностей клавесина, клавикорда, инструментов-предшественников баяна и современного баяна позволил определить, что художественно-звуковым идеалом, на который следует ориентироваться ученику-баянисту при работе над клавирной музыкой эпохи барокко, являются звуковые (фонетические) свойства струнных смычковых и деревянных духовых инструментов (которые по возможностям управления атакой и звуковедением близки баяну), а вовсе не клавесина или клавикорда. Цель работы музыканта -добиться грамотного, художественно полноценного исполнения. Приблизиться к достижению этой цели можно только путём умелого применения всего спектра исполнительских средств (артикуляции, динамики, агогики, регистровки), немалую роль среди которых играет произношение на фонетическом уровне.

5. Теоретические и методические рекомендации обучающимся баянистам, работающим над клавирной музыкой эпохи барокко, обусловлены историческим подходом и конструктивно-акустическими особенностями инструмента.

6. Успешность реализации методики изучения клавирной музыки эпохи барокко находится в прямой взаимосвязи с готовностью обучающихся и педагогов к плодотворной творческой работе с использованием инновационных подходов и методов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации подходы к изучению произведений композиторов эпохи барокко в классе баяна в дальнейшем могут использоваться при определении основных векторов повышения качества образовательных технологий в рассматриваемой области. Уточнены роль и значение аналитического подхода к поиску нестандартных инструментально-звуковых решений в процессе обучения. Разработано теоретико-педагогическое обоснование учебной работы баяниста над фонетическим уровнем произношения клавирной музыки эпохи барокко, а также над арпеджированием вертикальных построений во взаимосвязи со всем комплексом исполнительских средств,

вытекающих из драматургии, жанровой принадлежности, темпа и характера произведения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно содействует оптимизации процессов изучения клавирной музыки эпохи барокко в классах баяна на всех уровнях музыкального образования, улучшая тем самым качество подготовки специалистов. В процессе экспериментального исследования были разработаны принципиально новые педагогические подходы, практическая значимость которых подтвердилась результатами педагогических наблюдений, анкетирования, интервьюирования, а также в ходе формирующего эксперимента. Предлагаемая методика позволит педагогам отойти от устоявшихся неверных представлений и обрести свежий взгляд на изучение произведений композиторов эпохи барокко. Материалы исследования могут найти применение как в индивидуальных занятиях, так и в рамках соответствующих лекционных курсов, посвящённых методике обучения игре на баяне и истории исполнительского искусства.

Достоверность результатов исследования подтверждается: 1) опорой на фундаментальные положения отечественной и зарубежной педагогической науки; 2) использованием широкой источниковой базы, образованной трудами отечественных и зарубежных педагогов и искусствоведов, признанных специалистов в области музыкальной культуры эпохи барокко; 3) применением комплексного метода исследования, сочетающего в совокупности теоретические и музыкально-исполнительские подходы к клавирным произведениям; 4) обращением к методам экспериментальной проверки результатов работы, адекватных природе и характеру изучаемого феномена.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: а) в ходе практической (преподавательской) и опытно-экспериментальной работы диссертанта в Черноголовской детской школе искусств имени Е.П. Макуренковой, в Московском государственном институте музыки имени А.Г. Шнитке; б) через опубликование в рецензируемых научных изданиях основных положений и результатов диссертации; в) в процессе обсуждения различных

аспектов исследования на научно-практических конференциях и методических семинарах, посвящённых проблемам музыкальной педагогики, а также на кафедре педагогики и методики Российской академии музыки имени Гнесиных.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка литературы и приложения, в котором содержатся нотные примеры фрагментов музыкальных произведений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. КЛАВИРНАЯ МУЗЫКА ЭПОХИ БАРОККО КАК ПРЕДМЕТ ОСВОЕНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ КЛАССЕ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1. Эволюция историко-педагогических воззрений на клавирную музыку эпохи барокко

Мировоззренческие основы эпохи барокко (от итал. barocco - причудливый, вычурный, странный) сложились в результате потрясений общественного сознания, какими в XVI веке явились Реформация и учение Николая Коперника (1473-1543). Изменилось утвердившееся в античности и развитое в эпоху Возрождения представление о мире как о разумном и постоянном единстве. Чувство трагической незащищённости человека в пространстве безграничного мира пронизывает духовную жизнь этого времени. Вместе с тем барокко - эпоха разума и просвещения. Поэтому подлинными хранителями знаний явились учёные-естествоиспытатели. Фундаментальные открытия в области естествознания, изменившие картину мира в эпоху Нового времени и повлиявшие на развитие науки в дальнейшем, изложены в трудах Галилео Галилея (15641642), Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716), Карла Линнея (1707-1778), Исаака Ньютона (1643-1727).

Рене Декарт (1596-1650), один из основателей философии и науки Нового времени, полагал, что научное знание должно быть построено как единая система, а не как собрание случайных истин. Незыблемым основанием такой системы является наиболее очевидное и достоверное утверждение. Знаменитое высказывание учёного «мыслю, следовательно, существую» («cogito, ergo sum»)

предполагает убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого над чувственным и рождённое христианством сознание ценности субъективно-личного. Не просто принцип мышления как таковой, а именно субъективно пережитый процесс мышления, от которого невозможно отделить мыслящего, был положен Декартом в основу его философии [163, c. 92-94].

Научные открытия Нового времени оказали заметное влияние как на основные принципы искусства, так и на эстетические предпочтения в общественно-социальной сфере. В Версале появился первый европейский парк, спланированный предельно математически: его аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья пострижены наподобие стереометрических фигур. Система воинского обучения, основанная на строевой подготовке, многократном повторении шаблонных приёмов и суровой дисциплине - муштра - позволяла добиться геометрической правильности построений на плацу. Барочный человек отвергал ту непосредственность в одежде и поведении, которая отождествлялась с дикостью, бесцеремонностью и невежеством. Женщина эпохи барокко дорожила бледностью кожи и вычурной причёской; на ней корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Идеалом мужчины стал джентльмен (от англ. gentle - благородный, мягкий, спокойный). Он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. Как известно, эпоха барокко предложила европейскому человеку большое разнообразие развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Появились качели и «огненные потехи» (фейерверки). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Среди крупнейших художников Нового времени - Диего Веласкес (1599-1660), Ян Вермер Делфтский (1632-1675), Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669), Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Наиболее ярко характерные черты барокко проявились в творчестве Микеланджело Меризи, которого по месту рождения прозвали

Караваджо (1573-1610). Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни. В его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача формы и света, что даёт возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте. Особым драматизмом наполнены его картины, относящиеся к римскому периоду творчества: «Обращение Савла» (1601) и «Успение Богоматери» (1605-1606).

В архитектуре барокко внутренняя напряженность, динамичное движение форм стали характерными особенностями образного содержания произведений. Архитектурные композиции потеряли элементы гармонического равновесия: центрическое мышление сменилось протяжённым; круг - эллипсом; квадрат -прямоугольником; стабильность композиционного строя, ясность и чёткость уравновешенных пропорций - сложными ритмическими построениями, движением масс, многообразием пропорций. При этом иррациональность форм сочеталась с некоторыми рациональными чертами, явившимися следствием отражения в искусстве новейших достижений научной мысли. К числу первых произведений в стиле барокко можно отнести главную церковь Ордена иезуитов Иль-Джезу в Риме (1575), построенную архитектором Джакомо делла Порта (ок. 1537-1602). Одним из крупнейших мастеров римского барокко был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Наиболее знаменитая его работа - колоннада перед собором Св. Петра, завершившая в середине XVII века формирование всего храмового ансамбля.

Литература эпохи барокко зародилась в Италии и Испании. Для её жанровой системы характерно, с одной стороны, выдвижение на передний план романа и драмы (в особенности жанра трагедии), с другой - культивирование сложной по концепции и языку поэзии. Среди преобладающих жанров -пастораль, трагикомедия, роман (героический, комический, философский), бурлеск (комедия, пародирующая высокие жанры, грубо приземляющая их образы и сюжетное развитие). В целом во всех жанрах выстраивалась мозаичная картина мира, нередко совмещались несовместимые явления, использовались метафоры и

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Недосекин Вячеслав Александрович, 2017 год

- 266 с.

170. Целковников, Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла / Б.М. Целковников. - М. : Текст, 1999. - 231 с.

171. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г.М. Цыпин. - СПб. : Алетейя, 2001. - 320 с.

172. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г.М. Цыпин. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.

173. Чиркина, Д.В. Развитие стилевого слуха у учащихся старших классов детской школы искусств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Чиркина Дарья Владимировна. - Челябинск, 2012. - 230 с.

174. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. - М. : Издательство Ин-та практической психологи, 1997. - 288 с.

175. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха / Г.И. Шатковский. -М. : Амрита-Русь, 2012. - 240 с.

176. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах / А. Швейцер. - Пер. с нем. Я.С. Друскина и Х.А. Стрекаловской. - М. : Классика-ХХ1, 2002. - 816 с.

177. Шестаков, В.П. Гармония как эстетическая категория / В.П. Шестаков.

- М. : Наука, 1973. - 255 с.

178. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности / Г.Х. Шингаров. - М. : Наука, 1971. - 224 с.

179. Шиндер, Л.Н. Штрихи струнной группы симфонического оркестра: В помощь молодым дирижёрам и композиторам : учебно-методическое пособие / Л.Н. Шиндер. - СПб. : Изд-во «Композитор - Санкт-Петербург», 2000. - 64 с.

180. Шульпяков, О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О.Ф. Шульпяков. - Л. : Музыка, 1986. - 128 с.

181. Шульпяков, О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя / О.Ф. Шульпяков. - СПб. : Изд-во «Композитор - Санкт-Петербург», 2005. - 37 с.

182. Шуман, Р. Жизненные правила для музыкантов / Р. Шуман. - Пер. с нем. Д.В. Житомирского. - М. : Музгиз, 1959. - 40 с.

183. Шуман, Р. Избранные статьи о музыке / Р. Шуман. - М. : Музгиз, 1956.

- 400 с.

184. Шэнь, Ф. Взаимодействие учителя и ученика в музыкально-педагогическом процессе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Шэнь Фанфан. - М., 2011. - 163 с.

185. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 1971. - 352 с.

186. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1986. - 144 с.

187. Эмери, У. Орнаментика Баха / У. Эмери. - Пер. с англ. А. Майкапара. -М. : Музыка, 1996. - 159 с.

188. Эскина, Н.А. Барокко / Н.А. Эскина // Музыкальная жизнь. - 1991. - № 1. - С. 21-23.

189. Юдина, М.В. Статьи. Воспоминания. Материалы / М.В. Юдина. - Сост. А.М. Кузнецова; общ. ред. С.В. Аксюка. - М. : Советский композитор, 1978. - 416 с.

190. Юшкевич, Е. Комментарии / Е. Юшкевич // Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. Кн. 1. - Пер. с нем. Е. Юшкевич. - СПб. : Издание Русского фонда старинной музыки, 2005. - С. 118-167.

191. Яворский, Б.Л. Сюиты Баха для клавира / Б.Л. Яворский. - М. : Классика-XXI, 2002. - 156 с.

192. Якиманская, И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащегося / И.С. Якиманская. - М. : Педагогика, 1989. - 224 с.

193. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: Содержание и представление результатов : монография / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. -Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

194. Harnoncourt, N. Der musikalische Dialog: Gedanken zu Monteverdi, Bach und Mozart / N. Harnoncourt. - Kassel : Bärenreiter-Verlag, 1994. - 301 p.

195. Harnoncourt, N. Musik als Klangrede: Wege zu einem neuen Musikverständnis. Essays und Vorträge / N. Harnoncourt. - Kassel : BärenreiterVerlag, 2014. - 269 p.

196. Keller, H. Johann Sebastian Bach: Der Künstler und sein Werk / H. Keller. -Stuttgart : Alfons Bürger-Verlag, 1947. - 96 p.

197. Keller, H. Domenico Scarlatti: Ein Meister des Klaviers / H. Keller. -Leipzig : Edition Peters, 1957. - 95 p.

198. Kirkpatrick, R. Domenico Scarlatti / R. Kirkpatrick. - New Jersey : Princeton University Press, 1983. - 496 p.

199. Mozart, L. Versuch einer gründlichen Violinschule / L. Mozart. - Kassel : Bärenreiter-Verlag, 2014. - 299 p.

200. Quantz, J.J. On Playing the Flute: The Classic of Baroque Music Instruction / J.J. Quantz. - Translated with notes and an introduction by Edward R. Reilly. -London : Faber & Faber, 1985. - 412 p.

201. Quantz, J.J. Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen / J.J. Quantz. - Wiesbaden : Breitkopf & Härtel, 1988. - 420 p.

Пример 1. И.С. Бах. Прелюдия §-шо11 из I тома ХТК

Пример 2. Одноголосная схема ведущего голоса из той же Прелюдии

Пример 4. И.Я. Фробергер. Ричеркар С-ёиг

Пример 5. И.С. Бах. Хроматическая фантазия ё-шо11

Пример 7. Ж.А. д'Англебер. Прелюдия О-ёиг

Пример 8. И.С. Бах. Менуэт g-moll Menuet

lAi'yf Г Г O r i г лтЗ| —1®-=- г-â—р ,- -r--Г i» i»

-!-- ti ..........=1 —|9-=- r Uai 1 u и -f-Г"

—ж-* m - » f^NÎ 1 Ч-1»-1*-

«J и Lí =44= r) • = ffr>

11 nfHn г ГТЛ. O- 1 3 2 323 лy % —1*-П 4=1 •%4-r -4— --^ * J. -il

f i i4= 1 u.ij 1 2 i M т— i

Пример 9. Г.Ф. Гендель. Клавирная сюита d-moll, Allegro

Пример 11. И.С. Бах. «Гольдберг-вариации», вариация 7

Пример 13. И.С. Бах. Клавирная токката e-moll, Adagio

Пример 15. Г. Пёрселл. Куранта d-moll

Пример 17. Г.Ф. Гендель. Соната для скрипки и клавесина g-moll, Adagio

Пример 18. И.С. Бах. Инвенция C-dur, начало

Пример 20. И.С. Бах. Инвенция С-ёиг, 7-8 такты

Пример 21. И.С. Бах. Инвенция С-ёиг, 15-16 такты

Пример 22. И.С. Бах. Инвенция С-ёиг, 1-6 такты

б^ЛН^с Г г г *1С II——-С-— Ш 0 — Ш-

-5—1-я и ^11

г гГ г р ^ ^ ^ г,- - - ИТ И 1

гм 1 1 1 '¿у 1 1 1 Г ^ г г *-Ы Г [_| Г 1 * "Г " Г 1, г г Г

▼ р-а т [ ^ 1 ^ - Г |■ Г 1* • |

Р д *1: Г., ( _у * * м <» * ' "гс ¿с. | ■ ^ л ^---5- «а- г .1 1 —*—»*

к и ■* 4__ " 1 1 1 1 ;1

Пример 23. Д. Скарлатти. Соната А-ёиг, 1-12 такты

Пример 24. Д. Скарлатти. Соната A-dur, 39-48 такты

Пример 25. Г.Ф. Гендель. Соната E-dur, Adagio (первая версия)

Пример 26. Г.Ф. Гендель. Соната E-dur, Adagio (вторая версия)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.