Интенсивная концертно-исполнительская практика как фактор развития учащегося-музыканта специализированного колледжа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Бортникова, Ирина Игоревна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 242
Оглавление диссертации кандидат наук Бортникова, Ирина Игоревна
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретико-методологические аспекты развития учащегося-музыканта специализированного колледжа
1.1. Развитие учащегося-музыканта в процессе интенсивной кон-цертно-исполнительской практики как научная проблема
1.2. Сущность и специфика развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики
1.3. Модель развития музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели развития учащегося-музыканта специализированного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики
2.1. Педагогические условия развития одарённого учащегося-музыканта специализированного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики
2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию учащегося-музыканта специализированного колледжа
2.3. Оценка эффективности реализации модели и анализ опытно-экспериментальной работы по развитию учащегося-музыканта специализированного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование исполнительской техники домриста в системе непрерывного специального музыкального образования2010 год, кандидат педагогических наук Варламова, Татьяна Петровна
Формирование готовности будущего эстрадного музыканта к концертно-исполнительской деятельности в колледже2010 год, кандидат педагогических наук Лысакова, Ольга Николаевна
Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении2015 год, кандидат наук Ванскова, Елена Леонидовна
Феномен транскрипции в формировании профессионально значимых качеств музыканта (на материале работы в классе домры)2022 год, кандидат наук Бекетова Марина Александровна
Формирование исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения игре на гармони-хромке в училищах культуры и искусств2008 год, кандидат педагогических наук Панова, Наталья Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интенсивная концертно-исполнительская практика как фактор развития учащегося-музыканта специализированного колледжа»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития музыкально одарённых детей - будущих музыкантов-исполнителей, обеспечения и реализации самобытности ребёнка, его творческой индивидуальности находятся в центре внимания современного образования, педагогической науки и культуры. Именно поэтому в Концепции художественного образования Российской Федерации на период до 2015 г. подчёркивается необходимость поддержки талантливой молодёжи. Социальный заказ со стороны общества и государства предполагает, что образование должно формировать активное, деятельностное, творческое начало в личности.
Вопросы личностно-профессионального развития учащихся-музыкантов стоят особенно остро в связи с тем, что в процессе освоения музыкального инструмента проблемы технологии обучения часто ставятся на первый план, оставляя развитию музыкальности, артистизма, мотивации, интереса к занятиям на музыкальном инструменте второстепенную роль. Оптимизировать развитие учащегося, облегчить трудоёмкий многолетний процесс профессионального овладения музыкальным инструментом, понять и преодолеть сложности становления юного музыканта, адаптировать его к проблемным, а для многих учащихся стрессовым ситуациям концертных выступлений, а также максимально развить и актуализировать творческий потенциал можно при условии вовлечения учащихся в интенсивную концертно-исполнительскую практику.
Интенсивная концертно-исполнительская практика - это фактор развития учащегося-музыканта, который, оказывая большое влияние на развитие, определяет его характер и отдельные черты; это вид деятельности, повышающий мотивацию к занятиям, благодаря которому выявляются и развиваются значимые качества личности (волевые, лидерские, музыкально-исполнительские, организаторские и др.). Назначение и роль интенсивной концертно-исполнительской практики заключается в том, чтобы увлечь
музыкальным исполнительством, обеспечить карьерный рост и профессиональную успешность музыканта.
В связи со сказанным актуальным является исследование вопросов развития учащихся-музыкантов специализированных учебных заведений в процессе организации интенсивной концертно-исполнительской практики в рамках учебного процесса и за его пределами, которая будет способствовать повышению результативности профессионального развития учащихся -будущих музыкантов-исполнителей.
Степень разработанности проблемы. Роль музыкального искусства как значиого воспитательного средства отмечена выдающимися философами и педагогами: Аристотелем, Платоном, Я. А. Коменским, Д. Дидро, К.Д. Ушинским, JT.H. Толстым, В.А. Сухомлинским и др. Изучением развития способностей и одарённости занимались учёные: Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпин, В.Д. Шадриков и др.
Концептуальные направления развития личности в системе музыкального образования разрабатывали Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Д.К. Кирнарская, Б.М. Неменский, A.C. Петелин, В.Г. Ражников, JI.A. Рапацкая, Г.М. Цыпин, В.А. Школяр, J1.B. Школяр и др.
Развитию одарённости в процессе концертно-исполнительской практики посвятили свои работы выдающиеся музыканты-пианисты: А.Б. Гольденвейзер, И. Гофман, К.Н. Игумнов, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, а также скрипачи-исполнители, педагоги-практики и исследователи: JI. Ауэр, М.М. Берлянчик, В.Г. Григорьев, A.JI. Готсдинер, И.А. Лессман, Д.Ф. Ойстрах, О.Б. Шульпяков, И.М. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич и др.
Однако в психолого-педагогической литературе недостаточно чётко представлены возможности использования интенсивной концертно-исполнительской практики (ИКИП) как фактора развития учащегося-музыканта, а также не определены условия организации и эффективной реализации интенсивной концертно-исполнительской практики в процессе
обучения. Анализ психолого-педагогической литературы, отражающей вопросы развития и воспитания учащегося-музыканта в процессе концертно-исполнительской практики, позволил выявить следующие противоречия:
между потенциальными развивающими и воспитательными возможностями интенсивной концертно-исполнительской практики и неразработанностью педагогических условий, способствующих эффективному развитию одарённого учащегося-музыканта в данном процессе;
между значимостью интенсивной концертно-исполнительской практики и неразработанностью научно обоснованных рекомендаций по её реализации.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий развития одарённого учащегося-музыканта специализированного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики.
Актуальность обозначенной проблемы и её практическая значимость позволили сформулировать тему исследования: «Интенсивная концертно-исполнительская практика как фактор развития учащегося-музыканта специализированного колледжа».
Объект исследования - музыкально-образовательный процесс специализированного колледжа.
Предмет исследования - педагогические условия развития одарённого учащегося-музыканта специализированного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать педагогические условия и разработать модель развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1) конкретизировать понятие «интенсивная концертно-исполнительская практика» определить содержание, структуру и функции развития учащихся в процессе концертно-исполнительской практики;
2) выделить критерии и соответствующие им показатели развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП;
3) разработать модель развития учащегося-музыканта специализированного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики;
4) обосновать и апробировать педагогические условия развития одарённого учащегося-музыканта специализированного колледжа в процессе концертно-исполнительской практики;
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики будет эффективным, если:
- наиболее важным фактором профессионального развития каждого учащегося-музыканта специализированного учебного заведения будет концертно-исполнительская практика;
- содержание, структурные компоненты и функции развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП будут способствовать эффективности процесса становления музыканта-исполнителя;
- модель развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики, разработанная на основе системного, личностного, культурологического, средового и контекстного подходов будет являться основой организации музыкального образования в колледже;
- обоснованная совокупность педагогических условий развития одарённого учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики будет способствовать ускоренному личностно-профес-сиональному становлению учащихся - будущих музыкантов-исполнителей.
Методологическую основу диссертационного исследования составили:
- философская концепция человеческой деятельности как активной формы созидательного освоения мира: (И.В. Блауберг, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Э.Г. Юдин и др.);
- учение о единстве мышления, сознания, деятельностно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б.Г. Ананьев, Б.М. Кедров, СЛ. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.);
- ведущие положения системного подхода (П.К. Афанасьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, C.B. Овчарова и др.), личностного подхода (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.А. Сластёнин, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.); культурологического подхода (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, Ю.М. Лотман, В.М. Розин, Е.В. Шорохов и др.); средового подхода (Г.С. Батищев, Е.П. Белозерцев, И.С. Кон, Ю.С. Мануйлов, A.B. Мудрик и др.); контекстного подхода (A.A. Вербицкий, О.Г. Ларионова и др.);
ценностные основания гуманитарного образования (Е.В. Бондаревская, И.В. Колесникова, Л.П. Разбегаева, Н.С. Розов и др.);
Теоретической основой исследования также явились:
- представления о целостном педагогическом процессе (Н.К. Сергеев, Н.М. Борытко, B.C. Ильин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.).
- концепция музыкального образования как процесса общения с духовными ценностями и условия развития личности (Э.Б. Абдуллин, И.В. Арановская, Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский,
A.C. Петелин, Е.Р. Сизова, Г.М. Цыпин, В.А. Школяр и др.);
- психология музыкальной деятельности (Л.Л. Бочкарёв, Л.В. Вахтель, Л.С. Выготский, АЛ. Готсдинер, Д.К. Кирнарская, В.И. Петрушин,
B.Г. Ражников, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпин и др.);
- положение о культурно-образовательной среде (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, В.А. Петровский, Б.П. Юсов и др.);
- идеи теории диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер. М.С. Каган, В.И. Кудашев, С.Ю. Курганов, Ю.М. Лотман и др.);
- концепции одарённости (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Б.М. Теплов и др.);
- исследовательские работы, отражающие проблемы и роль практики в развития музыканта-исполнителя (М.М. Берлянчик, Э.В. Боброва, М.А. Кононенко, Б.П. Левченко, A.C. Петелин, Р.Ф. Сулейманов, Э.А. Сухачева, Ю.А. Цагарелли и др.);
- работы о преодолении негативных сценических ситуаций: (В.Г. Григорьев, Ю.Д. Мазин, К.С. Станиславский, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпин, О.Б. Шульпяков и др.);
- исследования по проблемам скрипичного исполнительства (Л. Ауэр, М.М. Берлянчик, В.Г. Григорьев, И. А. Лессман, С.О. Мильтонян, С.М. Шальман, О.Б. Шульпяков, И.М. Ямпольский, Ю.И. Янкелевич и др.).
Для решения поставленных задач в процессе диссертационного исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ философской, социологической, педагогической, психологической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ нормативных программных документов в области музыкального образования; анализ диссертационных исследований по данной проблеме; проектирование результатов исследования; синтез; обобщение;
- эмпирические: обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, беседы, тестирование, опросы, интервьюирование), экспертная оценка, анализ музыкально-исполнительской деятельности учащихся, обобщение опыта педагогов, музыкантов-исполнителей в области музыкально-педагогического образования, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты;
- статистические: ранжирование, шкалирование, математическая обработка полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступил ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж» (классы скрипки и ансамбля скрипачей). В опытно-экспериментальной работе принимали участие 47 учащихся колледжа, 9 преподавателей и 24 родителя. Исследование проводилось с 2005 по 2011 год и состояло из трёх этапов:
Первый этап, теоретико-поисковый (2005-2007 г.г.) - выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучение философской, социологической, психологической и научно-методической литературы; выявление противоречий, формулирование проблемы, определение объекта, предмета, цели, задач, выдвижение гипотезы.
Второй этап, технологический (2007-2010 г.г.) - разработка и апробация экспериментальной модели развития учащегося-музыканта специализи-ванного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики. Проведение опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий и формирующий эксперименты, проверка выявленных педагогических условий в экспериментальной группе.
Третий этап, аналитический (2010-2011 г.г.) - обобщение и систематизация результатов теоретической и опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических выводов и положений. Оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
на основе сложившихся в педагогической теории подходов к пониманию развития учащегося-музыканта конкретизировано содержание понятия «интенсивная концертно-исполнительская практика», определена сущность и структура личностно-профессионального развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики;
- разработана модель развития учащегося-музыканта специализированного колледжа в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики, представляющая собой совокупность структурных компонентов, способных максимально влиять на развитие личности: целевой блок (цель,
подходы, принципы, задачи), содержательный блок (содержание, формы, методы, средства, факторы, условия); функциональный блок (культурологическая, музыкально-исполнительская, творческо-познавательная функции), диагностический блок (этапы, критерии, показатели, уровни, результат);
- определены критерии и показатели, позволяющие выявить эффективность развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП;
обоснованы и апробированы педагогические условия, способствующие развитию одарённого учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики: создание культурно-образовательной среды, обретение музыкально-исполнительского опыта в процессе ИКИП, психолого-педагогическая поддержка воспитанников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и результаты вносят вклад в развитие теории музыкального образования: обогащают и дополняют теорию музыкального обучения и воспитания систематизированной и конкретизированной информацией об особенностях развития учащегося-музыканта специализированного колледжа; выявленные сущностные характеристики содержания развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП расширяют научные представления о возможностях концертной практики (во всём многообразии вариативных концертных выступлений); разработанная теоретическая модель развития учащегося-музыканта в процессе ИКИП способствует реализации обучения в колледже; выявлены и научно обоснованные педагогические условия обеспечивают эффективное развитие одаренного учащегося-музыканта в процессе ИКИП.
Практическая значимость исследования определяется разработкой педагогических средств развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики, составлением научных рекомендаций, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса, разработкой дополнений к базовым типовым программам учебно-методического комплекса (УМК по специальности скрипка и ансамбль
скрипачей), разработкой авторской программы «Учусь играть и выступать на сцене», реализуемых в образовательно-воспитательном процессе Воронежского музыкального колледжа и детских школ искусств г. Воронежа. Разработанная модель развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики способствует эффективной организации педагогической деятельности на отделении струнно-смычковых инструментов музыкального колледжа, результатом которой является повышение уровня развития учащихся в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики. Разработанные тестовые материалы; моделирование концертных ситуаций и использование вариативных форм концертных выступлений для вовлечения в концертную практику самого широкого круга исполнителей в возрасте от 5 до 18 лет позволили развивать учащихся, наблюдать и корректировать становление музыканта-исполнителя.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе развития учащихся-музыкантов от экспериментального и подготовительного отделения до выпускного класса колледжа, на курсах повышения квалификации педагогов - музыкантов-инструменталистов, в детских школах искусств, в специализированных учебных заведениях, в высших учебных заведениях, имеющих исполнительские факультеты.
Достоверность научных результатов диссертационного исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических положений; системной совокупностью используемых источников, применением комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования; использованием математических методов для обработки статистических данных педагогического эксперимента; сопоставимостью полученных данных с практикой обучения в музыкальном колледже; многолетним личным опытом преподавателя в специализированном музыкальном колледже для одарённых детей по данной проблематике.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интенсивная концертно-исполнительская практика (ИКИП) -
это деятельность учащихся-музыкантов в рамках специализированного колледжа и за его пределами, основу которой составляет серия индивидуальных (сольных и ансамблевых) концертных выступлений, позволяющая поддерживать устойчивый интерес к занятиям на инструменте; сделать более эффективным, качественным изучение музыкального произведения, обеспечив его «дозревание» в сценической ситуации и обрести разнообразный, богатый опыт концертных выступлений.
Развивая способности ребёнка, ИКИП помогает ему справиться с проявлениями излишнего сценического волнения, адаптироваться к неожиданностям сцены, с самого раннего детства получить представление о своей будущей профессии. Специфика ИКИП заключается в том, что она организуется путём создания взаимодополняющих форм концертных выступлений, развивающих профессионально важные качества музыканта и соответствующих разному уровню общей готовности музыканта-исполнителя и степени готовности исполняемого им музыкального произведения.
Структура развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной кон-цертно-исполнительской практики состоит из взаимосвязанных компонентов:
- мотивационный компонент включает в себя отношение учащихся к нормам, правилам и ценностям, которые необходимы в условиях репетиционного периода и в концертных выступлениях (исполнительская деятельность во всём её многообразии, музыкальный инструмент, домашние и классные занятия), а также потребность учащихся-музыкантов в интенсивной концертно-исполнительской практике;
- интенсивно-деятелъностный компонент предполагает наличие коммуникативных навыков, умелое взаимодействие с партнёрами по ансамблю, а также включает в себя знания, умения учащихся, приобретённые ими в практической музыкально-исполнительской деятельности и другие профессионально важные качества (выдержка, артистизм, умение управлять своим психолого-эмоциональным состоянием, лидерские наклонности);
- рефлексивный компонент заключает в себе способность учащегося к адаптации в сценических ситуациях, к надёжности и безошибочности исполнения, а также к самооценке, самокорркции, саморегуляции, в процессе занятий, репетиций и в концертных выступлениях (репетиционная и исполнительская деятельность) и умение проанализировать на разных этапах обучения уровень своего исполнения и развития.
2. Модель развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики содержит:
- цель - развитие учащегося-музыканта в процессе концертно-исполнительской практики;
компоненты развития учащегося-музыканта (мотивационный, интенсивно-деятельностный, рефлексивный);
содержание развития учащегося-музыканта: взаимодействие обучающегося и педагога в процессе образовательной деятельности в классе скрипки и реализации программы «Учусь играть и выступать на сцене»;
- средства развития учащегося-музыканта: УМК специальных дисциплин, фонотека, возможности интернета (мультимедийные средства), записи с концертов, театры, филармонии, базы производственной концертной практики, специальный подбор музыкального репертуара;
- методы развития учащегося-музыканта: художественные, ассоциативные, проективные, игровые, проблемно-творческих задач, диалогичнос-ти, сотворчества, стимулирования, самостоятельности, диагностические;
формы организации учебно-воспитательной, развивающей деятельности: занятие-диалог, музыкальные гостиные, литературно-музыкальные композиции, конкурсы, фестивали, мастер-классы;
функции развития учащегося-музыканта в процессе: культурологическая (предоставляет учащимся возможность вхождения в мировую художественную и музыкальную культуру и применение знаний и умений в процессе сценических выступлений); музыкально-исполнительская (представляет учащимся возможность поэтапного технологического и
эмоционально-содержательного, музыкально-деятельностного освоения инструмента); творческо-познавателъная (обеспечивает учащимся возможность расширять свой кругозор, знания в области музыкально-исполнительского творчества и применять их в процессе освоения инструмента и в концертных выступлениях);
- этапы развития учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики: целеполагающий (анализ состояния учащихся до проведения эксперимента); процессуальный (работа с экспериментальной группой); креативный (анализ результатов процессуального этапа);
- критерии и соответствующие им показатели их сформированности: мотивационно-ценностный - интерес, потребность, оптимизация; креативно-деятельностный - артистизм, исполнительские знания, умения, музыкальность; регулятивно-рефлексивный - адаптация, надёжность, рефлексия;
- уровни развития учащегося-музыканта: фрагментарный (низкий), устойчивый (средний), интерпретирующий (высокий);
- результат - повышение уровня развития учащегося-музыканта.
3. Совокупность педагогических условий развития одарённого учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики включает:
- создание культурно-образовательной среды, все компоненты которой (культурное пространство города, специализированный музыкальный колледж, организация домашних занятий, ИКИП) будут направлены на формирование в учащемся-музыканте заинтересованного исполнителя (солиста и ансамблиста), создание вдохновляющей, конкурентной, развивающей атмосферы и обеспечение такого режима работы, который бы позволил юному музыканту ускоренно и эффективно развивать свои личностные и профессиональные качества;
- обретение музыкально-исполнительского опыта в концертной практике: становление адаптационных возможностей учащихся-музыкантов к проблемных сценических ситуациях, способность донести задуманную трактовку музыкального произведения в концертном выступлении, общаться с партнёрами по ансамблю и публикой;
- психолого-педагогическая поддержка воспитанников предполагает совместное с ребёнком определение его интересов, целей, возможностей, помощи ему в достижении позитивных результатов в музыкальном исполнительстве, оптимизация процесса профессионального освоения музыкального инструмента, преодоление кризисных ситуаций репетиционного и концертно-исполнительского периодов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены на следующих семинарах и конференциях: Межрегиональная методическая конференция «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования в учебных заведениях культуры и искусства» в Воронежской государственной академии искусств (Воронеж, 2000), методическая конференция педагогов-скрипачей средних специальных музыкальных школ при консерваториях Российской Федерации (Новосибирск, 2002), VII Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2011); научно-практическая конференция «Искусство и педагогика в социокультурном контексте: образование, наука, творчество» (Воронеж, 2011), методические заседания струнно-смычкового отделения музыкального колледжа, детских школ искусств №№14 и №16, а также на курсах повышения квалификации для педагогов детских школ искусств.
Результаты диссертационного исследования отражены в одиннадцати публикациях автора, в том числе трёх публикациях в изданиях, одобренных ВАК РФ. Основные идеи, теоретические положения и прикладные материалы прошли апробацию в ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж», ГОУ
СПО «Воронежский музыкальный колледж» им. Ростроповичей и Детских школах искусств №14 и №16 г. Воронежа.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений, включает таблицы и рисунки.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ-МУЗЫКАНТА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КОЛЛЕДЖА
1.1. Развитие учащегося-музыканта в процессе интенсивной концертно-исполнительской практики как научная проблема.
Развитие как философская категория трактуется так: это закономерное, качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Обратимые изменения характерны для циклического воспроизведения постоянной системы связей и отношений; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии; отсутствие закономерностей характеризует случайные изменения катастрофического типа. Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Существующую характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность [170].
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях2002 год, кандидат педагогических наук Базикова, Анна Александровна
Личностно-ориентированные педагогические технологии формирования профессиональных компетенций у студентов-виолончелистов в колледже2024 год, кандидат наук Михайлов Станислав Николаевич
Психомоторное развитие учащихся мужского хорового колледжа в период мутации голоса2008 год, кандидат педагогических наук Чернов, Даниил Евгеньевич
Многокомпонентная система исполнительской техники как основа интерпретаторского творчества скрипача2015 год, кандидат наук Гвоздев, Алексей Владимирович
Развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе2011 год, кандидат педагогических наук Орлова, Виктория Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бортникова, Ирина Игоревна, 2012 год
Список литературы
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э.Б. Абдуллин. - М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 1990. - 188 с.
2. Александрова Е.А. Образовательное пространство: на перекрестке субкультур детей и взрослых / Е.А. Александрова // Воспитательная работа в школе, 2009. - №7. - С. 25-30.
3. Аль Рикаби Азиз Мезал Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Аль Рикаби Азиз Мезал. -Воронеж, 2010.-25 с.
4. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония, в 3 ч. / Ш.А. Амонашвили Екатеринбург, 1993. - С. 34-42.
5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Спб., - 2002, С. 36-40.
6. Антокольский П.Г. С чего начать. / П.Г. Антокольский // Эстетическое воспитание в семье. - М.: Искусство, 1963. - С. 13-19.
7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в. в. / Сост. С.Д. Бабшин, Б.Н. Митюров. - М., 1985 - С. 167.
8. Ауэр JI. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики / Л. Ауэр - М., 1965. - С. 63-70.
9. Афонченко Л.Ф. Технологии активного обучения в системе музыкального образования / Л.Ф. Афонченко - Воронеж ВГИ - 2006. - С. 14-20.
Ю.Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Боренбойм. - Л.: Советский композитор. 1974. -234 с.
П.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13т. / В.Г. Белинский - М.: Изд-во Академии наук СССР. -1959. - Т. 2. - С. 43.
12. Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда малого города: методологическая неизбежность и опыт исследования / Е.П. Белозерцев // Соискатель-педагог. - 2008. - №4. - С. 19-21.
13. Белозерцев Е.П. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» / Е.П. Белозерцев, A.B. Усачев // Aima mater (Вестник высшей школы). 2003. - № 9. - С. 30 - 36.
14. Бережная И.Ф. Воспитательная среда вуза - фактор профессионального становления специалиста. / И.Ф.Бережная. // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального образования специалиста: материалы межрег. научно-методич. конф. - Воронеж: ВГУ, 2004. - С. 21 - 26.
15.Бережная И.Ф. Развитие творческих способностей студентов как условие подготовки будущих учителей к работе с одарёнными детьми / И.Ф. Бережная // Одарённость: рабочая концепция: материалы Всерос. конф. -Воронеж: ВОИПКРО, 2002. - С. 503-507.
16.Берлянчик М.М. О развитии интонационного слуха исполнителя / М.М. Берлянчик // Вопросы воспитания музыкального слуха. - Л., 1987. -С. 20-43.
17.Берлянчик М.М. Системность личностно-профессиональных качеств исполнителя: К проблеме преемственности в музыкальном образовании / Берлянчик М.М. // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. - Новосибирск, 1986. - С. 23 - 30.
18.Бернштейн H.A. О построении движений / H.A. Бернштейн. - М., 1947. -218 с.
19.Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский -М., 1961.-С. 104.
20.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002 - С. 35 - 42.
21.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 1993. -63 с.
22.Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич. - Ростов-на -Дону, 1993.-63 с.
23.Бондаревская Е.В. Прогностическая роль концепций личностно-ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории / Е.В. Бондаревская // Известия Южного отделения РАО. - Ростов-на-Дону, 1999. - Вып. 1. - С. 23.
24.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 29-36.
25.Борсяков Ю.И. Проблема одарённости в системе философского знания / Ю.И. Борсяков // Одарённость: рабочая концепция: материалы Всерос. конф. - Воронеж, ВОИПКРО. - 2002. - С. 150 - 154.
26.Бортникова И.И. К 20-летнему юбилею Воронежского музыкального колледжа / И.И. Бортникова // Воронежское краеведение: опыт, проблемы и перспективы развития в XXI в.: материалы Обл. науч.-практ. краеведч. конф. Воронеж: ВГАСУ, 2004 - С. 174-176.
27.Бортникова И.И. Модель профессионального воспитания музыкально одарённых детей в процессе концертно-исполнительской практики / И.И. Бортникова // Образование и саморазвитие. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2011. - №2(24) - С. 164 - 170.
28.Бортникова И.И. Некоторые аспекты становления музыканта-исполнителя скрипичного класса в условиях интенсивной концертно-исполнительской практики / И.И. Бортникова // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов: Ред.-изд. отдел ТГМПИ им. C.B. Рахманинова, 2011. -С. 132-135.
29.Бортникова И.И. Некоторые проблемы звукоизвлечения на скрипке / И.И. Бортникова // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования в учебных заведениях культуры и искусств: материалы Межрегион, метод, конф. - Воронеж, 2000. - С. 31-32.
30.Бортникова И.И. О сценическом волнении (из педагогической и исполнительской практики педагога-струнника) / И.И. Бортникова // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в
образовательном учреждении: сб. науч. тр. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2009. -Вып. 2.-С. 214-221.
31 .Бортникова И.И. Проектирование культурно-образовательной среды для развития музыкальной одаренности / И.И. Бортникова // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. Сб. науч. тр. / Воронеж: ВГПУ, 2006. - Вып.23. - С. 43-46.
32.Бортникова И.И. Проектирование среды для развития музыкальной одарённости и интенсивная концертно-исполнительская практика / И.И. Бортникова // Образование и общество. - Орёл:ОАО Типография Труд.-2011.-№2 (67).-С. 113-116.
33.Бортникова И.И. Роль концертной практики в развитии скрипача / И.И. Бортникова // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: сб. науч. тр., - Воронеж: ВГПУ, 2006. - Вып.23. - С. 9196.
34.Бортникова И.И. Роль интенсивной концертно-исполнительской практики в развитии музыкальной одарённости учащихся / И.И. Бортникова // Образование и саморазвитие - Казань: Центр инновационных технологий. -2011.-№1(23).- С.110-115.
35.Бортникова И.И. Роль интенсивной концертной практики в развитии творческого потенциала музыканта-исполнителя / И.И. Бортникова // Искусство и творчество: проблемы художественного образования:сб. науч. тр. - Воронеж: ВГПУ, 2010. - Вып.1. - С. 54-59.
36.Бортникова И.И. Уроки скрипки. / И.И. Бортникова. - Воронеж:, 2005. -30 с.
37.Бортников Ю.М. К вопросу о развитии музыкальных способностей (из опыта работы в ДШИ и ВМК) / Ю.М. Бортников // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении: сб. научн. статей. - Воронеж: изд. полигр. центр ВГУ. - 2009. - Вып.2 - С. 222-228.
ЗБ.Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001. - 216 с.
39.Бочкарёв JI.JI. Психология музыкальной деятельности / JI.JI. Бочкарёв. -М., 1996.-С. 56-98.
40.Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь / Ю.С. Булучевский,
B.C. Фомин — М.: Музыка, 2005. — 461с.
41.Васильева А.Е. Исповедь музыканта / А.Е. Васильева - М.: Музыка - 1996. -86 с.
42.Васильев В.В. Специфика подходов к явлению одарённости детей и подростков / В.В.Васильев // Одарённость: рабочая концепция: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Воронеж, ВОИПКРО, 2002. - С. 145-147.
43.Вахтель JI.B. Индивидуальный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента: монография / JI.B. Вахтель - Воронеж: ВГПУ, 2004.-134 с.
44.Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / Вербицкий A.A. - М.: Высшая школа, 1991. - 206 с.
45.Вербицкий A.A. Контекстное обучение в компетентностном подходе / A.A. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2006. - N 11. - С. 39-46.
46.Вербицкий A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интерпретации / A.A. Вербицкий, О.Г. Ларионова. -М.: Логос, 2009.-С. 133.
47.Вопросы музыкальной педагогики: сб. статей / под ред. В.И. Руденко. -М.: Музыка. - 1986. - 160 с.
48.Вульфов Б.З. Основы педагогики / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М., 2000. -
C. 437-462.
49.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
50.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1926. -С. 100.
51.Выготский, JI.С. Собрание сочинений.: В б т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - С. 258-259.
52.Газман О.С. Новое педагогическое мышление / О.С. Газман - М.: Педагогика, 1989. - 86 с.
53.Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во АПН РСФСР. - 1959. -208 с.
54.Геворкян М.М. Интернациональное воспитание в процессе межнационального политкультурного диалога: монография / М.М. Геворкян. - Воронеж: ВГПУ, 2007. - 187 с.
55.Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке / Н.В. Гончаренко - М.: Искусство, 1991.-С. 12-35.
56.Горюнова Л.В. Музыка - язык общения / Л.В.Горюнова // Искусство в школе, №4. - М., 2004. - С. 55-58.
57.Готсдинер АЛ. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - М.:МИП ВП Магистр, 1993.- 191 с.
58.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. - М, 1961. - С. 80-81.
59.Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада / В.Ю. Григорьев. - М.: Классика -XXI, 2006.- 151 с.
60.Гюйо Ж.-М. Искусство с социологической точки зрения / Ж.-М. Гюйо. -Спб., 1900 - С. 62-63.
61.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. -М.: Русский язык, 1978 - Т. 1. - 699 с.
62.Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределённость / А.Н.Дахин // Педагогика. - 2003. - №4. - С. 21-26.
63.Ермаш Г.Л. Искусство как мышление / Г.Л. Ермаш. - М.: Искусство, 1982. - 277 с.
64.Задонская Е.М. Записки влюблённой в рояль, или полувековая жизнь пианистки в запомнившихся ей событиях / Е.М. Задонская - Воронеж: Творческое объединение Альбом, 2010. - 56 с.
65.3еер Э.Ф. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов / Э.Ф. Зеер, И.В. Мешкова // Мир психологии. -2008. - №2. - С. 205-210.
бб.Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйпе. - Спб. Литер, 2001.-448 с.
67.3инченко В.П. Образование, мышление, культура. / В.П. Зинченко // Новое педагогическое мышление. - М.: Педагогика, 1989. - С. 90-91.
68.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б. Кабалевский. -М.:«Советский композитор», 1981 - С. 34-38.
69.Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М.: Изд-во полит, лит-ры., 1974. - 327 с.
70.Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь // А.Ю. Каджаспиров - М.: Акад., 2003 -176 с.
71.Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании / Каптерев П.Ф. // Образование. - М., 1997 — № 1. - С. 4.
72.Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие / Д.К. Кирнарская. - М.: Кимос-Ару, 1997.- 160 с.
73.Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 367 с.
74.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
75.Коган Г.М. Избранные статьи, вып. 3. / Г.М. Коган. - М.: Советский композитор, 1985. - 184 с.
76. Константинов H.A. История педагогики / H.A. Константинов, М.Ф. Медынский, М.: Просвещение, 1982. - С. 56-65.
77.Корлякова С.Г. Генезис и формирование психомоторных способностей музыкантов: автореф. дис. ... докт. пед. наук / С.Г. Корлякова, М., 2009. -С. 26-34.
78.Краевский В.В. Содержание образования: вперёд к прошлому /
B.В. Краевский. - М., 1980. - 96 с.
79.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. -М. - 428 с.
80.Кульневич C.B. Педагогика личности / C.B. Кульневич. - Воронеж: ВГПУ, 1997.-230с.
81.Кульневич C.B. Педагогика личности / C.B. Кульневич. - Р.-на-Дону: Учитель, 2001.-160 с.
82.Кульневич C.B. Педагогика самоорганизации: Феномен содержания /
C.B. Кульневич. - Воронеж: ВГПУ, 1997. - 230с.
83. Левченко Б.П. Развитие сценического самообладания музыкантов-исполнителей / Б.П. Левченко // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении, вып. 2: сб. научн. статей. - Воронеж: изд. полигр. центр ВГУ. - 2009. - С. 246 -251.
84.Левченко Б.П. Развитие творческого потенциала музыкально-одарённой личности: Учебно-методическое пособие / Б.П. Левченко. - Воронеж, 2006. - 74 с.
85.Левченко Ю.А. Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания: дис. ...канд пед наук / Ю.А. Левченко. - Воронеж, 2006. - С. 60-74.
86.Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес - Воронеж, 1997. - С. 14-35.
87.Лейтес Н.С. Проблемы способностей в трудах Теплова Б.М. / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии, 1996. - №5 - С. 39-51.
88.Ленин В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин. - М.: Политиздат, 5 изд., Т.18, - С. 145.
89.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.: В 2 т. -, М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - С. 56-79.
90.Либерман М.Б. Культура звука скрипача: Пути формирования и развития / М.Б. Либерман, М.М. Берлянчик. - М., 1985. - С. 69-87.
91.Мазин. Ю.Д. Физическая культура и спорт как один из факторов регуляции психо-эмоционального состояния музыканта-исполнителя. / Ю.Д. Мазин, Воронеж: ВГАИ, 2003. -36 с.
92.Мазченко Ю.Н. О преодолении и профилактике негативных сценических состояний у исполнителя-струнника. Методические рекомендации. / Ю.Н. Мазченко - Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1999. - 28 с.
93.Макаренко A.C. Сочинения.: В 7 т. / A.C. Макаренко. - М.: АН РСФСР, 1958-1959.-392 с.
94.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
95.Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А.Н. Малюков. - Дубна: Феникс, 1999. - С. 9-15.
96. Маркс К. Избранные сочинения, т.2 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1957. - 65 с.
97. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Теория личности в западноевропейской и американской психологии. - Самара: И.Д. Бахрах, 1996. - С. 422-449.
98. Матюшкин A.M. Загадки одаренности / A.M. Матюшкин. - М.,1992. - С. 38-49.
99. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
100. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. - М. 1963. С. 60.
101. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма / С.О. Мильтонян. - Тверь: ООО РТС - Импульс, 2003. - 236 с.
102. Мкртчян М.А. Естественное и искусственное в социальных процессах: материалы организационно-деятельностных игр директоров малокомп-
лектных и малочисленных сельских школ: 2001-2002 г.г. / М.А. Мкртчян. - Красноярск, 2003. - С. 154.
103. Мозгарев JI.B. Некоторые аспекты исследования мотивационного стремления к лидерству у будущих учителей музыки / JI.B. Мозгарев, J1.A. Ломова // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. Сб. науч. тр. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - Вып.21. - С. 32-40.
104. Мострас К.Г. Система домашних занятий скрипача: методический очерк.-М., 1956.-С. 23-35.
105. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /. Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд. - М.: Издательский центр Академия, 2000. -С. 126.
106. Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю.В. Келдыша. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. - 1982.- С.78-90.
107. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники, избранные статьи / Г.Г. Нейгауз. М.: Всесоюзное изд-во Советский композитор, 1975. - С. 70-76.
108. Немов P.C. Психология: словарь-справочник: В 2ч. / P.C. Немов. -Владос-Пресс, 2003. - 304 с.
109. Новая Российская энциклопедия.: Соч. в 12 т.- М.: изд-во Энциклопедия, издательский дом Инфра-М, 2007 - Т.4 (1). - 480 с.
110. Новый словарь иностранных слов / глав. ред. В.В. Адамчик. - М.:АТС; Минск, Хорвест, 2009 - 1152 с.
111. Одарённость: рабочая концепция. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Воронеж: ВОИПКРО, 2002. - 516 с.
112. Основы марксистско-ленинской философии , 3 изд. / М.: Политиздат, -1974.-С. 83-98.
113. Отчёт о встрече учителей экспериментаторов. // Учительская газета. -1986. - 18 октября.
114. Пашенная В.Н. Прекрасному учит жизнь. // Сб. Эстетическое воспитание в семье / под ред. В.А. Разумного - М.: Искусство, 1963. - С. 36.
115. Педагогический альманах: Свободное воспитание. - М., 1993. - Вып.З. -С. 17.
116. Петелин A.C. Модель профессионально-личностного становления учителя музыки / A.C. Петелин, Е.А. Петелина - Воронеж: ВГПУ, 2004 -167 с.
117. Петелин A.C. Проектирование учебной деятельности с одарённым учеником / A.C. Петелин // Одарённость: рабочая концепция. Материалы Всерос. конф.. - Воронеж, ВОИПКРО, 2002. - С. 321-324.
118. Петелин A.C. Учитель музыки: становление личности и профессионализма / A.C. Петелин, Е.А. Петелина. - Воронеж: ВГПУ, 2009 -168 с.
119. Петелин A.C. Профессионально-личностное становление учителя музыки: монография / A.C. Петелин. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 320 с.
120. Петелина Е.А. Межличностное взаимодействие как способ формирования активности личности школьника / Е.А. Петелина, A.A. Черноиваненко // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - 146 с.
121. Петренко O.JI. Создание образовательной среды учебного учреждения при контекстном подходе к обучению O.JI. Петренко // Управление профессиональным образованием: опыт, проблемы, перспективы. - Омск, 2009.-С. 35-42.
122. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. М., 1986.- 162 с.
123. Прасолов E.H. Культурологические и полихудожественные тенденции в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя: Автореф. дис. ...канд. искусствовед. /E.H. Прасолов. - Магнитогорск, 2000 - 25 с.
124. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 438 с.
125. Психологический словарь / М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - С. 49-56.
126. Психологические тесты / под ред. A.A. Карелина В 2т., - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Т. 1. — 312 с.
127. Психологические тесты / под ред. A.A. Карелина В 2т. - М.Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003. - Т.2. - 312 с.
128. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Уч-е пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 368 с.
129. Психология. Словарь, изд. 2. / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: изд-во политической литературы, 1990. - 494 с.
130. Психолого-педагогический словарь / под ред. П.И. Пидкасистого / Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1995 - С. 49-54.
131. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / автор-составитель В.А. Мижериков, Ростов-на Дону: Феникс, 1998. - 542 с.
132. Пушкин A.C. полн. собр. соч.: В 10 т. / A.C. Пушкин. - Л., 1977. - Т.2. -С. 351.
133. Рабочая концепция одарённости / под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова [и др.], М.: ИЧП Издательство Магистр, 1998. - 68 с.
134. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. -М.:ЦАПИ, 1989. - 141 с.
135. Ражников В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: Автореф. дис. ... докт. психол. наук-М., 1993. - С. 15- 24.
136. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. -Минск: Совр. слово, 2001. - 928 с.
137. Реан A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ в деятельности педагога / A.A. Реан. // Вопросы психологии. - 1990. - № 2. - С. 23-29.
138. Реан A.A. Психология педагогической деятельности / A.A. Реан. -Ижевск, 1994.-С. 38-46.
139. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. - М., 1993. - Т.1 - С. 165.
140. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / C.JL Рубинштейн. -Спб.: Питер Ком, 1998. - 705 с.
141. Ручьевская Е.А. О методах претворения и выразительного значения речевой интонации (на примере творчества С.Слонимского, В. Гаврилина, JI. Пригожина) / Е.А. Ручьевская // Поэзия и музыка: Сб. статей и исследований / сост. В.А. Фрумкин. М.: Музыка, 1973. - С. 137 - 185.
142. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С.И. Савшинский. - М.; Л.: Музыка. 1964. - 187 с.
143. Сафонов Л.Г. Становление личности / Л.Г. Сафонов, В.А. Охинько,
B.И. Киселёв. - Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 1999. - 236 с.
144. Свободное воспитание // Педагогический альманах: вып.З - М., 1993. -
C. 17.
145. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков — М.: Логос, 1999. -272 с.
146. Сериков В.В. Личностный подход в образовании / В.В. Сериков. -Волгоград: ВГПИ, 1994. - 127 с.
147. Сластёнин В.А. и др. Педагогика / учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
148. Слободчиков В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - М., 1990. -№ 3. - С. 19-25.
149. Словарь иностранных слов / под ред. С.М. Локшиной, М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949.-808 с.
150. Смирнов A.A. Проблема психологии памяти / A.A. Смирнов. - М., 1966.-221 с.
151. Соловьёва А.И. Основы психологии слуха / А.И. Соловьёва. - Л., 1972. -96 с.
152. Сондецкис С. Из опыта работы со школьным оркестром / Сондецкис С. // Музыкальное воспитание в СССР: - М., 1985. - Вып.2 - С. 130-179.
153. Сохор А.Н. Музыкальная культура общества / А.Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки. — Л.: Советский композитор, 1980. - Т.1. - С.32-41.
154. Стернберг Р. Инвестиционная теория креативности. / Р.Стернберг, Е. Григоренко. // Психол. журн., 2002. - №2. - С. 23-42.
155. Струве Б.А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов: этюд из области музыкальной педагогики. 2-е изд. / Б.А. Струве, М., 1952. - С.14.
156. Сухачева Э.А. Педагогические условия развития музыкальной одарённости у детей младшего школьного возраста: автореф. дис... канд. пед. наук / Э.А. Сухачева. - Воронеж, 2009. - 24 с.
157. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М., 1975. -С. 173.
158. Талалай Б. Проблема управления мышечными напряжениями / Талалай Б. // Вопросы совершенствования преподавания игры на оркестровых инструментах. - М., 1978. - С. 56-69.
159. Тарасова Т.К. Проявления продуктивной одарённости ребёнка в исполнительской деятельности / Т.К. Тарасова // Одарённость: рабочая концепция: материалы Всерос. конф. - Воронеж, ВОИПКРО, 2002 - С. 191-192.
160. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избр. психологические труды / Б.М. Теплов. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 2009. - с. 639.
161. Теплов Б.М. Ум полководца / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1990 -208 с.
162. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. - СПб.: ЛГУ,1998. - 583 с.
163. Толстой Л.Н. Воспитание и образование / Л.Н. Толстой // Собр. соч. в 22-т. - М.: Художественная литература, 1983. - Т. 16- С. 29-64.
164. Толстой Л.Н. Общие замечания для учителей / Л.Н. Толстой // Педагогические сочинения - М., 1953. - 339 с.
165. Трембовельский Е.Б. Контрасты «Картинок с выставки» - феномен парадоксального мышления Мусоргского / Е.Б. Трембовельский // Проявление контраста в музыке: межвуз. сб. науч. трудов. - Воронеж, 1988-С. 38-44.
166. Тумаева Т.Н. Некоторые проблемы музыкального воспитания. Сравнительный анализ русской и зарубежных школ / Тумаева Т.Н. // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: сб. научн. тр.- Воронеж: ВГПУ, 2011. - Вып.ЗО - С. 85-89.
167. Турчанинова Г.С. О первоначальном этапе развития виртуозной техники скрипача: Из опыта работы / Турчанинова Г.С. // Вопросы музыкальной педагогики: Вып.2. - М., 1980. - С. 23-37.
168. Файзуллина Г.З. Методика оценки воспитанности учащихся / Г.З. Файзуллина, И.В. Полякова, Л. В. Некрасова // Методист.- Уфа, 2006. -№1 С. 39-49.
169. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. -М.: изд-во Института Психотерапии., 2002. - 490 с.
170. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова, изд.5, М., 1987. - 590 с.
171. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл; общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева- М.: Прогресс, 1990. - 366 с.
172. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: автореф дис. ... докт. псих, наук / Ю.А. Цагарелли, JT. 1989. -С. 12-25.
173. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие / Ю.А. Цагарелли, СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2008. - 368 с.
174. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. - М.: Сов. Композитор, 1988. - 384 с.
175. Чванова А.Н. Формирование артистизма у музыкантов-исполнителей: дис. .. .канд. пед. наук / А.Н. Чванова. - Самара, 2005. - 194 с.
176. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека /
B.Д. Шадриков. - М., 1996. - 320 с.
177. Шадриков В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. - М., 1997. - С. 67-84.
178. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога / Р.Х. Шакуров. - М., 1995. -189 с.
179. Шальман С.М. Я буду скрипачом: 33 беседы с юным музыкантом /
C.М. Шальман. - Л., 1984. - С. 6-9.
180. Шекспир В. Сбр. сочинений в 10-ти томах, «Венецианский купец» //В. Шекспир. - М.: Интернейтед Корпорейшн, 2002. - Т.1. - 440 с.
181. Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: в системе развивающего обучения: дис. ... док. пед. наук / Л.В. Школяр. - М., 1999. - С. 23-37.
182. Школяр Л.В. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: опыт исследования проблемы / Л.В. Школяр. -М.-.Флинта, 1999.-88 с.
183. Шульпяков О.Ф. Проблема единства «художественного» и «технического» в теории и практике музыкального исполнительства / О.Ф. Шульпяков // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики. - Новосибирск, 1987. - С. 7-24.
184. Шуман Р. Избранные статьи о музыке / Р. Шуман. - М., 1956. - С. 6778.
185. Узнадзе Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе// Спб., 2001. - С. 23-36.
186. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник / А.А. Ухтомский // Этика, религия, наука. — Рыбинск, 1997. — С. 209.
187. Эфрусси Е.С. Музыкальное воспитание начинающих пианистов / Е.С. Эфрусси // Развитие пианиста. - М., 1935. - С. 14-24.
188. Юзефович В.А. Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом / В.А. Юзефович. - М.: Советский композитор, 1978. - 360 с.
189. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М., 1979.
- С. 50-67.
190. Ямпольский И.М. Избранные исследования и статьи / И.М. Ямпольский. - М.: Советский композитор, 1985. - 280 с.
191. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие / Ю.И.Янкелевич. М.: Музыка, 1983.-251 с.
192. Ясвин В.А. Школьная «матрешка» под учительским «зонтиком» / В.А. Ясвин // Директор школы.-2010.-№1. - С. 31-37.
193. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин // Директор школы. - М.: Сентябрь, 2000.- С. 11.
194. Historisches Worterbuch der Philosophic Bd 3. Basel, 1974, S. 279.
195. Rogers C.R. Becoming partners: marriage and its alternatives. N.-Y., 1972, p.207.
196. Torrance E.P., Hall L. K. Assessing the further research of creative potential.
- "J. of creative behavior", 1980, vol. 14, № 1, p. 1 -12.
197. Бондаревская E.B. Развитие теории воспитания в современной России. / Е.В .Бондаревская (http//wwwmgopu.ru/pvu/old/sobor/magazine/2/1 doc)
198. Бондаревская Е.В., Кузнецов А.И., Гура В.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа. (http://www.altai.fio.m/projects/group2/potok20/site/reader/h_gura.m)
199. Конкурсы (http/www.wikipedia.org http//slovari.yndex.ru/KOHKycbi).
200. Маркина H.B. Феномен устремлённости к границе: психологические аспекты развития одарённости (/ http://www.issl.redu.ru/sb/2 /)
201. Проблемы одарённости учащихся: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. (http://www.vashpsixolog.rU/lectures-on-the-psychology/l 19) Научно-теоретическая конференция - Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2008.
202. Clark Barbara Growing up gifted / Barbara C. // California state university Los Angeles» (http:// www.prweb.com/releases/2009/05/prweb2393194.htm)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.