Инструментальный концерт в творчестве Е. Подгайца: трактовка жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Рубахина, Галина Анатольевна

  • Рубахина, Галина Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 210
Рубахина, Галина Анатольевна. Инструментальный концерт в творчестве Е. Подгайца: трактовка жанра: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2014. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рубахина, Галина Анатольевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Концерт как лидирующий жанр в творчестве Е. Подгайца

1.1. Жанровые приоритеты творчества Е. Подгайца

1.2. Общая характеристика концертов Е. Подгайца

Глава II. Индивидуализация жанра посредством синтеза с иными

жанровыми видами

2.1. Концерт-сюита

2.2. Концерт-рондо

2.3. Концерт-жизнеописание

2.4. Концерт-новелла

Глава III. Влияние постмодерна на авторскую трактовку

инструментального концерта

3.1. Постмодернистский подход к тематизму концертных сочинений

3.1.1. Именные концерты

3.1.2. Концерты, основанные на классическом и популярно-песенном материале

3.2. Символическая роль названия в реализации концепции концертов Е. Подгайца

3.2.1. Concordanza

3.2.2. Концерт для клавесина с оркестром

3.2.3. Concerto brevis

Заключение

Библиографический список

Приложение 1. Нотные примеры

Приложение 2. Адресаты посвящений. Творческие личности -«герои» концертов: А. Бахчиев и Е. Сорокина; Ф. Липе. Их вклад в исполнительское искусство

Приложение 3. Хронографический список концертов Е. Подгайца

2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Инструментальный концерт в творчестве Е. Подгайца: трактовка жанра»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Вторая половина XX века характеризуется особым вниманием отечественных композиторов к жанру концерта. В творчестве А. Эшпая, А. Шнитке, Э. Денисова и др. — в количественном отношении концерт превалирует над симфонией, а у Р. Щедрина, Ф. Караева - вытесняет ее. Концерт - один из ведущих жанров и в творчестве Е. Подгайца.

Ефрем Иосифович Подгайц принадлежит к числу наиболее известных и востребованных композиторов. Он - заслуженный деятель искусств России, член правления Союза московских композиторов, заведующий кафедрой композиции московского Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова, обладатель множества премий: лауреат премии правительства РФ в области культуры, лауреат премии города Москвы, лауреат почетной премии Российского авторского общества «За вклад в развитие науки, культуры и искусства», обладатель «Серебряного диска» Российской академии музыки им. Гнесиных «За заслуги в баянном искусстве». Его произведения исполняли крупнейшие дирижеры - М. Ростропович, В. Понькин, С. Сондецкис, В. Полянский, солисты - Ю. Башмет, Ф. Липе, М. Секлер, Л. Амбарцумян, коллективы -Детский хор «Весна», Камерный оркестр «Времена года», Камерный хор Московской консерватории и т. д. В 2002 году Е. Подгайц был назван газетой «Музыкальное обозрение» «Композитором года». Статьи о его творчестве помещены в Музыкальном словаре Гроува, в российском энциклопедическом издании «Музыканты мира».

Е. Подгайц - автор множества произведений, в том числе сочинений

для музыкального театра (13 опер, 3 мюзикла, балет), для симфонического и

камерного оркестров, оркестра народных инструментов, инструментальных

ансамблей, хора. Два его детских спектакля отмечены премиями. В 2001 году

опера «Дюймовочка» получила Гран-при на Втором Московском фестивале

з

детских спектаклей и шоу-программ для детей. А в 2008 году балет «Мойдодыр» стал победителем Конкурса на создание оперы и балета для детей и юношества, объявленного Большим театром России, и принят к постановке на главной музыкальной сцене страны. Е. Подгайц - активный участник фестивалей России. Его сочинения исполняются в концертах наряду с произведениями таких русских классиков, как П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, С. Прокофьев, И. Стравинский, Д. Шостакович.

Согласно мнению критиков и исследователей, для стиля Е. Подгайца характерны такие качества как «открытость характера и творчества, широта мировосприятия, синтетический взгляд на мир <...>»'; «естественность мышления и музыкальной речи. О нем можно сказать: он пишет, как говорит, как дышит. Как бы сами по себе рождаются его мелодические построения, как бы сама по себе выстраивается форма»". Но при этом многие исполнители и критики говорят о кажущейся простоте его музыки, на самом деле весьма сложной в стилистическом отношении. Поражает разнообразие оркестровых составов в произведениях композитора - от небольших, камерных - до огромных, насыщенных редкими, экзотическими инструментами. Эффект их звучания не остается без внимания слушателей3.

Особое место в творчестве композитора занимает концерт. По количеству он значительно превышает число произведений, созданных им в других инструментальных жанрах. Е. Подгайцем написано 24 концерта для различных инструментов с оркестром. Интересен и разнообразен диапазон солирующих инструментов этих сочинений: от традиционных (фортепиано,

'Дружкин 10. Глядя из 90-х... // Музыкальная академия. - 1993. 3. -С. 36.

2Корев Ю. Из фестивального блокнота // Музыкальная академия. - 2000. - № 2. - С. 36.

3Как рассказывает Е. Подгайц (п одном из своих интервью, посвященном премьере Лондонской симфонии), «группа ударных произвела особенно большое впечатление на японцев, представителей группы "Toshiba" — спонсора LSO» (Лондонского симфонического оркестра. — Г. Р.). Такое воздействие композитор объясняет применением «целого ансамбля ударных: литавр, маримбы, вибрафона, ксилофона, колокольчиков; из необычных - кротали, провансальского барабана, томы... А ещё большой барабан, тарелки, там-там, треугольники, так называемый "коровий колокольчик" <...> и, конечно, мой любимый флексатон...» (Грум-Гржимаило Т. Лондонская симфония Ефрема Подгайца. Мировая премьера // Мелодия. - 2006. - № 3. - С. 89).

скрипка, альт, виолончель), народных (баян, балалайка, мандолина, домра, гитара), духовых (гобой, кларнет, флейта, саксофон) до целого ансамбля ударных и старинного клавесина. Произведения, выполненные в жанре концерта, характеризуются многообразием художественных решений, индивидуальной трактовкой жанра, глубиной содержания и композиционной оригинальностью.

Широко используемые в художественной практике концертные сочинения Е. Подгайца не нашли пока разностороннего освещения в научной литературе. Необходимостью восполнить этот пробел продиктовано создание данного исследования. Очевидно, что глубокое изучение концертов Е. Подгайца позволит уяснить процессы эволюции концертного жанра в современном музыкальном искусстве, обозначить ряд типичных тенденций и индивидуально авторских подходов к трактовке одного из самых востребованных жанров современности. Вышеизложенным определяется актуальность темы исследования.

Объектом исследования является творчество Е. Подгайца.

Предмет исследования - изучение жанровых моделей концерта в творчестве композитора.

Цель работы - выявить черты авторской трактовки инструментального концерта.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- определить роль инструментального концерта в творчестве Е. Подгайца, выявив жанровые приоритеты композитора;

- изучить степень воздействия на концертные сочинения композитора культурных тенденций времени;

- исследовать процесс индивидуализации классико-романтической модели концерта;

- рассмотреть особенности стилистики концертных опусов Е. Подгайца.

Цель и задачи работы определили ее методологическую основу. Она выстраивается комплексно на базе теоретических научных разработок и трудов ученых - музыковедов и литературоведов, а также анализа композиторского творчества Е. Подгайца. В диссертации использованы методы культурно-исторического, структурно-функционального,

аксиологического, сравнительного видов анализа.

Материалом исследования послужили инструментальные концерты Е. Подгайца, созданные в период с 1973 по 2008 гг., рукописи (партитуры) и записи из архива композитора, документальные материалы, интервью.

Источниковедческую базу диссертации составили научные разработки отечественных ученых. Изучению теории и истории концертного жанра и особенностей его преломления в конкретном художественном произведении способствовали исследования М. Арановского, Е. Голубевой, Г. Дауноравичене, Г. Демешко, Е. Денисова, Е. Долинской, О. Зароднюк, А. Коробовой, Н. Кравец, И. Кузнецова, Е. Назайкинского, Л. Раабена, М. Реченко, Е. Самойленко, О. Соколова, А. Сохора, М. Старчеус, М. Тараканова, А. Уткина, Т. Франтовой, В. Цуккермана.

Анализ композиторского творчества и музыкального стиля Е. Подгайца производился на основе принципов, разработанных в трудах А. Амраховой, А. Ганжи, Е. Голубевой, Ю. Дружкина, Е. Литовченко, Е. Луцкой, А. Марцинкевич, А. Пономарева, А. Устинова, Н. Шантырь, С. Яковенко.

При исследовании проблемы жанрового синтеза были задействованы работы И. Виноградова, Г. Григорьевой, Л. Григорьевой, Л. Казанцевой, Л. Кириллиной, С. Маслий, М. Петровского, Э. По, В. Цуккермана, Е. Чигаревой, Б. Эйхенбаума, М. Юновича.

Обращение к вопросам культуры постмодерна актуализировало труды А. Амраховой, М. Арановского, М. Высоцкой, А. Денисова, Д. Дьячковой, А. Крыловой, Л. Крыловой, С. Лавровой, В. Пигулевского, Д. Тибы.

Список отдельных источников посвящен творческой деятельности корифеев исполнительского искусства - дуэту А. Бахчиева и Е. Сорокиной, Ф. Липсу. Это исследования Ф. Липса, две книги - Е. Сорокиной и М. Прялухиной, статьи М. Имханицкого, Р. Островского, Г. Цыпина. Содержащаяся в них информация нашла отражение в приложении диссертации.

При рассмотрении социокультурных проблем были использованы труды А. Цукера, А. Башарина, Д. Каминской, Л. Левина, М. Сафонова. Потребовалось и обращение к работам (об аутентичном клавесине в мире современного искусства) А. Майкапара и В. Шекалова.

Степень научной разработанности темы. К числу специальных исследований, посвященных концертному жанру в творчестве Е. Подгайца, относится диссертация Е. Голубевой и ее же научные статьи. Однако в центре внимания автора - всего три концерта композитора, еще четыре включены в путеводитель по концертам из Приложения к диссертации. Важная для нас информация содержится в многочисленных интервью композитора (А. Амрахова, П. Бажина, А. Ганжа, С. Сперанский, Е. Скурко, А. Устинов, С. Яковенко), авторских статьях Е. Подгайца, его аннотациях на сайте, в статьях Т. Грум-Гржимайло, Ю. Дружкина. Упоминания об авторе и его произведениях можно найти в «Истории современной отечественной музыки (1960 - 1990)», несколько абзацев - в «Истории отечественной музыки второй половины XX века» и отдельные страницы - в учебном пособии М. Имханицкого «История баянного и аккордеонного искусства».

При этом никто из исследователей творчества Е. Подгайца не ставил задачу комплексного и системного изучения его концертов во всем многообразии их жанровых разновидностей, что позволяет сделать вывод: заявленная тема диссертационной работы на данный момент исследована не достаточно.

Научная новизна диссертации определена тем, что в ней впервые:

- осуществлен комплексный анализ концертного жанра в творчестве Е. Подгайца: рассмотрены и систематизированы семнадцать из двадцати четырех концертов, большинство из которых ранее не были введены в научный обиход;

- исследован процесс индивидуализации классико-романтической жанровой модели концерта на основе синтеза с иными музыкальными и литературными жанрами;

- изучен результат воздействия на концерты Е. Подгайца ряда художественных принципов культуры постмодерна;

- в результате анализа сочинений выявлена специфика их стилистики: особенности мелодии, формы, ритма, гармонии, фактуры, тембровых решений.

На защиту выносятся следующие положения:

- жанр концерта занимает одно из ведущих мест в творчестве Е. Подгайца, концентрируя основополагающие черты авторской стилистики;

- Е. Подгайцу присуще понимание жанровой модели концерта не как статичной, а как гибкой и подвижной, способной трансформироваться под воздействием конкретных идей;

- индивидуализация жанра осуществляется композитором посредством синтезирования исходной жанровой модели с иными музыкальными и немузыкальными жанрами;

- концерты Е. Подгайца подвержены влиянию культуры постмодерна, что проявляется в использовании как авторского, так и заимствованного музыкального материалов, приемов цитирования и коллажа, обилии символически значимых элементов.

Теоретическая значимость исследования. Диссертационная работа восполняет существующее знание о процессах развития жанра концерта на современном этапе, ее положения и выводы могут стать основой для дальнейшего изучения творчества Е. Подгайца и исследования жанра инструментального концерта.

Практическая значимость работы. Материал диссертации может существенно дополнить учебные курсы в высших и средних учебных заведениях по истории русской музыки, по анализу музыкальных произведений, а также быть востребованным музыкантами, исполняющими сочинения Е. Подгайца, в особенности его концертные опусы.

Апробация работы проходила на международных конференциях: Теория и практика современной науки: XI международная научно-практическая конференция [г. Москва, 8-9 октября 2014 г], Проблемы истории и эстетики музыки [г. Ростов, Ростовская консерватория 23-25 апреля 2014 года]. Результаты исследования нашли отражение в 5 публикациях общим объемом 3,85 п.л., из них 3 - в журналах, рекомендованных ВАК РФ для опубликования научных результатов работы. Диссертация и автореферат обсуждены и рекомендованы к защите на заседании кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории (академии) имени С. В. Рахманинова 16 апреля 2014 года.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 230 источников, оснащена приложениями.

ГЛАВА I. КОНЦЕРТ КАК ЛИДИРУЮЩИЙ ЖАНР В ТВОРЧЕСТВЕ Е. ПОДГАЙЦА

1.1. Жанровые приоритеты творчества Е. Подгайца

Для многих композиторов XX - начала XXI века характерен интерес к крупным жанрам и формам. Это Р. Щедрин, А. Шнитке, Э. Денисов, С. Слонимский, Н. Коретников и другие авторы, в одном ряду с которыми следует назвать и Е. Подгайц. Есть в его творчестве мюзиклы, балет, мессы и многое другое. Однако, говоря о жанровых приоритетах композитора, следует выделить три магистральных линии - хоровую, оперную и инструментальную. Чтобы понять какую нишу в творчестве композитора занимает инструментальный концерт, обратимся к их характеристике.

Интерес к хоровой области творчества передался композитору от его учителей (прежде всего Ю. Буцко, а также Н. Сидельникова). Несмотря на то, что сам Е. Подгайц не был настроен на создание опусов подобного рода, задание Ю. Буцко, полученное в годы ученичества, - написать кантату -Е. Подгайц выполнил, создав кантату для смешанного хора и оркестра «Весенние песни» (ор. 2, 1970 г.). Это произведение положило начало активной деятельности композитора в хоровой сфере его творчества. Согласно утверждению А. Марцинкевич, «на сегодняшний день в списке сочинений Подгайца насчитывается около ста пятидесяти произведений для различных хоровых составов»4.

Е. Подгайц уверен, что в результате создания хоровой музыки совершенствуется его мелодическое мастерство: «Для меня все-таки основа-песенность, вокальность мелодии. И в камерных и в симфонических произведениях я опираюсь именно на эту стилистику»5.

Хоровые сочинения Е. Подгайца способствуют обновлению детского репертуара. Так после знакомства с произведениями композитора комиссии

4Марцинкевнч А. Хоровое творчество Ефрема Подгайца. Особенности музыкальной драматургии и эволюции авторского стиля. Диссертация на соискание уч. ст. кандидата искусствоведения. — М. : МГК им. П. И. Чайковского, 2011. - С. 16.

5Скурко Е. Ефрем Подгайц : «Я просто пишу музыку, чтобы ее слушали и чувствовали» // Музыкальная жизнь, - 1998.-№6(919).-С. 19.

по музыкальыо-эстетическому воспитанию детей и юношества (при Союзе композиторов СССР) Е. Подгайц получил предложение от председателя репертуарного совета - М. Раухвергера вступить в должность его заместителя. Занимая этот пост, автор проявлял огромную заинтересованность в кардинальном изменении позиции современных композиторов по отношению к музыке для детей. Свое мнение Е. Подгайц высказывал, например, на пленарном заседании комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества Союза композиторов СССР в Таллине (февраль 1987 г.), в своих интервью. Приведем несколько строк одного из них: «В музыке, в песнях для детей, в последние годы преимущественно господствует не мелодическое, поэтическое начало, не богатое содержание, художественное мышление, а эстрадность, парадность, „сюсюканье", шлягерность, развлекательность. <...> Музыка большинства песен не соответствует текстам, тексты - жизни, поэзии. <...> То, что говорится об эстетическом воспитании, не соответствует тому, что звучит с экранов телевизоров, по радио, тому, что пропагандируют средства массовой информации»6.

Впоследствии, после кончины М. Раухвергера - в 1989 г., Е. Подгайц занял его место. Нельзя не упомянуть и об активном участии композитора в творческом объединении «Композиторы и дети» (просуществовавшего с 1982 по 1990 год), в котором он занимал должность председателя. В его состав входили А. Чайковский, С. Жуков, Т. Сергеева, М. Броннер и сам Е. Подгайц. Все они стремились к исполнению своей музыки, которое действительно стало возможным благодаря сотрудничеству с Л. Амбарцумяном, возглавляющим камерный оркестр «Арко». В результате этого появился «цикл абонементных концертов для юношества „Музыка для камерного оркестра: вчера и сегодня"»7. Здесь «в первом отделении звучали

бУстиноп А. Знакомьтесь - композитор Ефрем Подгайц // Музыка в школе. - 1988. - № 12. - С. 61.

7ПодгаПц Е. Что завершено, что в работе, что задумано? (композитор о своем творчестве) II Музыкальная академия. - 1992. - № 4. - С. 60.

о

Бах, Вивальди, Моцарт, Шостакович, Хартман» , а во втором - сочинения членов творческого объединения «Композиторы и дети». «В течение сезона ... каждый месяц проходило семь концертов, семь абонементных циклов»9. При этом каждый концерт повторялся дважды. Посредством таких концертов композиторам удалось добиться внушительных результатов: исполнения музыки высокопрофессиональными артистами в лучших залах Москвы, заполненных не только детской, но и взрослой публикой.

Уже на протяжении многих лет Е. Подгайц создает свои опусы для детского хорового коллектива «Весна» (под руководством А. Пономарева). Длительный период композитор работал здесь концертмейстером - с 1981 по 2010 г., принимал участие «в жизни школы, в ее праздниках, буднях, репетициях, концертах»10. «Весна» выступает с известнейшими оркестрами и дирижерами, является победителем множества международных конкурсов, обладателем высшей европейской хоровой награды - «Гран-При Европа 2000». Есть у этого коллектива и свои грампластинки и CD, записанные совместно с французской фирмой «OPUS 111»11.

В своих произведениях для детей Е. Подгайц ломает сложившиеся стереотипы, сохраняя в себе способность, видеть окружающий мир глазами детей. Он «не „снисходит" к детям и не упрощает свою музыку для них», «воспевает красоту и гармонию жизни, все живое и доброе, ласковое и нежное, любовь и радость, восхищение и удивление», композитор

8Там же.

9Там же.

'"Устинов А. Знакомьтесь - композитор Ефрем Подгайц// Музыка в школе. - 1988. -№ 12. - С. 62. "Рассказывая о сотрудничестве с «Весной» Е. Подгайц поясняет: «По просьбе руководителя хора, заслуженного артиста России, лауреата международных конкурсов Александра Сергеевича Пономарева, сразу после консерватории ... я сделал инструментовки для их пластинки - они записывали „Вокализ" Рахманинова и „Рассвет" Чайковского. И я сделал партитуры, они пели с оркестром. А потом, в 80-м году, я написал кантату „Как нарисовать птицу", мое первое крупное произведение для детского хора. <...> „Весна" первая ее спела, и с того времени мы не расстаемся» (Композитор - это диагноз [Электронный ресурс] // Наши музыкальные дети-Our Musical Children.

Режим доступа : http://www.musichildren.com/2011/01/poclgaits.htrnl). В последствии это произведение стало очень популярным в России, Белоруссии, Украине, Сибири... В своих интервью Е. Подгайц неоднократно подчеркивает уникальность «веснушек»: «Вообще должен сказать, я избалован „Весной": А. Пономарев добивается такого качества исполнения, о котором любой композитор может только мечтать» (Амрахова А. Портрет композитора, написанный в жанре интервью в 7 частях без пролога и эпилога, но с эпиграфом, который оказался в конце// Муз. академия. -2009. —№ 3. — С. 13).

«открывает какой-то удивительный мир образов, раздвигает границы представления о возможностях музыки для детей»12.

Хоровой коллектив «Весна» - первые исполнители практически всех хоровых сочинений Е. Подгайца. Их они поют на протяжении всего обучения

13

в хоровой школе - с подготовительной до старшей хоровой группы . Это серьёзные произведения разных форм и жанров, академической и духовной музыки. Среди сочинений малых форм, созданных Е. Подгайцем -«Колыбельная пчелы», «Полезный совет», «Мауси и Котауси», «Песенка эльфа», а в ряду крупных форм - кантата «Как нарисовать птицу», кантата-сказка «Лунная свирель», на духовные тексты - «Псалмы царя Давида», «Весенняя месса». Автор тонко чувствует ритм стиха и прозаической речи. Важным компонентом его почерка, в связи с этим, является переменность метроритмической структуры, посредством которой (согласно мнению композитора) достигается естественность произнесения текста.

На сегодняшний день существуют уже несколько хоровых сборников Е. Подгайца для детей: «Музыка утра» (2004) в двух частях - хоровые миниатюры и песни для детей младшего и среднего возраста; «Полезный совет» (1994) - песни в сопровождении фортепиано, а также детских музыкальных инструментов. Еще в 80-х - начале 90-х, хоровые произведения для детей Е. Подгайца оказались востребованными. Об этом говорят многочисленные письма и обращения руководителей хоровых коллективов к композитору с просьбами о получении новых созданных им произведений14. Очевидно, что потребность в качественном хоровом репертуаре для детей существует и сегодня.

Со временем связи Е. Подгайца с хоровыми коллективами значительно расширились. В их числе: хоровые коллективы МГМПИ

12Устинов А. Знакомьтесь - композитор Ефрем Подгайц// Музыка в школе. - 1988. 12. - С. 60-61.

13Раскрывая структуру хоровой школы, А. Марцинкевич поясняет: «Сегодня в составе школы пять хоров: подготовительный (дети пяти лет), дошкольный (шестилетки), младший (семилетки), кандидатский (дети восьми-десяти лет) и старший (дети десяти-пятнадцати лет, собственно, хор „Весна"...)» (Марцинкевич А. Хоровое творчество Ефрема Подгайца. - М. : Издательский дом МИСиС, 2012. — С. 41).

14Подгайц Е. Что завершено, что в работе, что задумано? (композитор о своем творчестве) // Музыкальная академия. - 1992.-№4.-С. 61.

им. М. М. Ипполитова-Иванова, Камерный хор Московской консерватории под руководством (далее - п/р) Б. Тевлина, Новый московский хор п/р Е. Растворовой, Хор Союза композиторов России «Преображение» (п/р РФ М. Славкина), «Дили-Бом» ДХС «Преображение» (п/р Е. Кудричевской), Концертный хор МГДМШ им. Гнесиных «Московские колокольчики» (п/р Е. Аветисян). Эти контакты - мощная «питательная среда», гарантирующая неиссякаемый интерес композитора к хоровой музыке.

Диапазон оперного творчества Е. Подгайца не менее широк15. На сегодняшний день в его списке тринадцать опер, в числе которых одиннадцать для детской аудитории и две - для взрослой. Многие из них были исполнены в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Омске, Хакасской республике (г. Абакан). Заметим, что определение опера для произведений композитора во многих случаях оказывается весьма условным, на что, очевидно, повлияла литературная основа сказок Г. Андерсена, А. Пушкина, Л. Кэрролла, В. Гауфа, А. Сент-Экзюпери и романов У. Голдинга, М. Твена, с давних времен привлекавших внимание не только юных зрителе, но и взрослых. Однако музыкальная стилистика этих оперных сочинений достаточно сложна. Обратимся к некоторым из них.

Так сюжет обеих сказок Л. Кэрролла про Алису интересовал Е. Подгайца еще в годы обучения в консерватории. Изначально композитор собирался писать оперу на первую из них - «Алису в стране чудес», однако в результате знакомства с В. Орлом, у которого уже существовал перевод «Алисы в Зазеркалье», Е. Подгайц изменил свое решение, принявшись за создание оперы по второй книге про Алису («Алиса в Зазеркалье»).

С интересом широкого круга читателей к «Алисе в Зазеркалье» связана и история исполнительской судьбы оперы. Рассказывая о ней,

15На активность Е. Подгайца в этой сфере обратило внимание правительство России. Так, «за цикл детских опер „Принц и Нищий", „Дюймовочка", „Карлик Нос" композитор был удостоен престижной награды — Премии правительства России в области культуры» (Яковенко С. «Пишу, как чувствую и только то, что хочется» - композитор Ефрем Подгайц [Звукозапись, электронный ресурс] // «И довелось, и посчастливилось...». Орфей. Российский государственный музыкальный телерадиоцентр. Режим доступа : lUtp://w^v\vлnuzcentrum.ru/orfeus/programs/issue3045/llttp:/Лv^v^v.mu7xentrum.ru/orfeus/programs/issue3 045/).

14

Е. Подгайц поясняет: «Когда я писал „Алису", мне и в голову не приходило, что я пишу детское произведение. Я писал большую оперу. Да, она может быть слушаема и теми, и теми. Никаких специальных усекновений в стиле, в конструкции, в сложности не было. Если бы ни один ребенок это не услышал никогда, для меня ничего бы не изменилось»16. Такая двойственность, присущая прежде всего самой сказке Л. Кэрролла отразилась и на проблеме постановки оперы. Поскольку как взрослую оперу «Алису в Зазеркалье» ведущие театры страны к постановке не принимали, то композитору удалось договориться с Детским театром «Зазеркалье» (Санкт-Петербург), где в 1993-м году и состоялась ее премьера. Возрождение оперы к сценической жизни на сцене этого же театра состоялось совсем недавно - 22 февраля 2014 года, а 9 декабря 2010 года опера была поставлена в Хакасской республиканской филармонии (Абакан).

Второй оперой, поставленной на сцене Детского театра, теперь уже Детского музыкального театра им. Н. Сац, была «Дюймовочка» (либретто Р. Ровики по сказке Г.Андерсена, 1995). Премьера оперы состоялась 6 сентября 1997, а позже - 22 марта 2003 года - в Краснодарском театре. Произведение это сохраняется в репертуаре театров и по сей день. А в 2001 году «в постановке режиссера Московского Детского Музыкального театра им. II. Сац - Валерия Меркулова ... этот спектакль был удостоен Гран-при и 1-ой премии на Фестивале лучших спектаклей для детей, то есть, признан лучшим детским спектаклем года»17.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рубахина, Галина Анатольевна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аверина, Н. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Н. Аверина. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996. - 24 с.

2. Амрахова, А. Когнитивные основания постмодерна в музыке [Текст] / А. Амрахова // Постмодернизм в контексте современной культуры : Материалы междунар. науч. конф. / Ред.-сост. О. В. Гарбуз. - М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - С. 39-57.

3. Амрахова, А. Портрет композитора, написанный в жанре интервью в 7 частях без пролога и эпилога, но с эпиграфом, который оказался в конце [Текст] / А. Амрахова // Муз. академия. - 2009. - № 3. -С. 5-14.

4. «Ангел и психотерапевт» Е. Подгайца в проекте «Открытая сцена», реж. Екатерина Васильева [Электронный ресурс] // Театральные дневники. Режим доступа : http://teatr-live.ru/event/2762/

5. Арановский, М. Музыкальный текст. Структура и свойства [Текст] / М. Арановский. - М. : Композитор, 1998. - 344 с.

6. Арановский, М. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики [Текст] / М. Арановский // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. - Ленинградское отделение : Музыка, 1977.-С. 55-94.

7. Арановский, М. Структура музыкального жанра [Текст] / М. Арановский // Музыкальный современник. Сб. статей. Вып. 6. - М. : СК, 1981.-С. 5-44.

8. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая [Текст] / Б. Асафьев. - Изд-е 2-е. Л. : М., 1971. - 376 с.

9. Бажина, Н. «Ефрем Подгайц : "Пишу, как чувствую..."» [Текст] / Н. Бажина // Русский музыкальный клуб : электронный журнал. — 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://rmc.narodnik.com/podg/

10. Бараш, Е. Концерты Эдисона Денисова [Текст] / Е. Бараш // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. - М.: МГК, 1999. - С. 343-369.

11. Барсова, И. Симфонии Густава Малера [Текст] / И. Барсова. -М. : Сов. композитор, 1975. -495 с.

12. Бахтизина, Д. Идея и ее реализация в форме музыкального произведения [Электронный ресурс] / Д. Бахтизина. Режим доступа : http://www.work.vegu.ru/vegu/vestnik/DocLib/63-68

13. Башарин, А. Блатная песня : terra incognita. Сб. статей : Массовая музыкальная культура на рубеже веков [Электронный ресурс] / А. Башарин. — М. : СПб, 2005.-С. 176-192.

Режим доступа : http://ec-dejavu.rU/c/Chanson.html

14. Бекетова, И. Комментарии к сборнику «Веризм в итальянской опере : Арии для сопрано в сопровождении фортепиано» [Текст] / И. Бекетова. - М.: Музыка, 2004. - С. 44-46.

15. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://mirslovarei.com/content_bes/formula-66712.html.

16. Борьба советского правительства с явлением «битломании». [Электронный ресурс]. Режим доступа :

http://4beatles.info/beatlesarticles/borbasovetskogopravitelstva.html

17. Буданов, А. Московский композитор Ефрем Подгайц : отношение к творчеству композитора конца XX - начала XXI века [Электронный ресурс] / А. Буданов // Музыка и жизнь / 6. Композиторы. Режим доступа : http://www.rusnauka.com/ll_NPE_2013/MusicaAndLife/6_132772.doc.htm

18. Бурлеска [Текст] // Келдыш Ю. Муз. энциклопедия Т. 1. А / ред. Ю.Келдыш.-Гонг. М. : СЭ, 1973. - С. 610-611.

19. В Хакассии поставят оперу «Алиса в Зазеркалье» Е. Подгайца [Электронный ресурс] // Орфей. Российский государственный музыкальный телерадиоцентр / Новости 2010, декабрь.

Режим доступа: http://www.muzcentrum.ru/news/2010/12/item4266.html

143

20. Васильев, В. С благодарностью учителю [Текст] / В. Васильев // Народник. - 2008. - № 3- С. 46.

21. Васильев, О. Баян в отечественной камерной музыке рубежа XX - XXI веков [Текст] / О. Васильев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. - №5 (2). - т. 12. - С. 552-555.

22. Васильева-Рождественская, М. Историко-бытовой танец : учебное пособие [Текст] / М. Васильева-Рождественская. - 2-е изд., пересмотр. - М. : Искусство, 1987. - 382 с.

23. «Вещь Штифтера», «Ангел и психотерапевт» / Спектакли фестиваля «Золотая маска» [Электронный ресурс] // Школа драматического искусства. Режим доступа : http://sdart.ru/archives/7011

24. Виноградов, И. О теории новеллы [Электронный ресурс] / И. Виноградов // Вопросы марксистской поэтики. Избранные работы. М. : Сов. писатель, 1972. - С. 240-311.

Режим доступа : http://rudocs.exdat.com/docs/index-459462.html.

25. «Волшебство у Лукоморья» [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.idemvgorod.ru/chelyabinsk/performances/volshebstvo-u-lukomorjya.html

26. Высоцкая, М. К теории интертекстуальности : о принципе цитации в творчестве Фараджа Караева [Электронный ресурс] / М. Высоцкая // Фарадж Караев.

Режим доступа : http://www.karaev.net/t_vysotskaya6_intertext_r.html.

27. Гаврилова, Н. Введение [Текст] / Н. Гаврилова // История зарубежной музыки. XX век : учебное пособие / Сост. и общ. ред. Н. Гавриловой. - М. : Музыка, 2005. - 567 с.

28. Ганжа, А. Ефрем Подгайц. Профессия - композитор [Текст] / А. Ганжа // Мелодия/классика. - 2005. - С. 37-42.

29. Гегель, Г. Общая теория конфликтов [Электронный ресурс] / Г. Гегель // Режим доступа :

http://www.smolsoc.ru/index.php/home/images/referat/al852.pdf

144

30. Голубева, Е. «Бахчиев-концерт» Ефрема Подгайца [Текст] / Е. Голубева // Наука о музыке. Слово молодых ученых. Материалы II всероссийской научно-практической конференции. Вып. 2. - Казань, 2006. -С. 88-111.

31. Голубева, Е. Жанры концерта и оперы в творчестве Ефрема Подгайца [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е. Голубева. -М. : МГК им. П. И. Чайковского, 2010. - 26 с.

32. Голубева, Е. Жанры концерта и оперы в творчестве Ефрема Подгайца [Электронный ресурс] : дис. ... канд. иск. наук : 17. 00. 02 / Голубева Евгения Борисовна. - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 2009. -280 с. Режим доступа :

' http://www.dissercat.com/user/reset/246501/1391171213/1 lad292ce249bf 8b96088cdfa72de0c9

33. Голубева, Е. Опера «Повелитель мух» Ефрема Подгайца : композиторское прочтение романа Уильяма Голдинга [Текст] / Е. Голубева // Музыковедение. - 2009. - № 5. - С. 55-60.

34. Голубева, Е. Эклектика - это плохо?! Тройной концерт Ефрема Подгайца [Текст] / Е. Голубева // Научные чтения памяти А. И. Кандинского : материалы науч. конф. - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 2007. - С. 370-378.

35. Горбачев, А, Имханицкий, М. Предисловие [Текст] / А. Горбачев, М. Имханицкий // Антология литературы для балалайки. Часть I. : В. Андреев / Сост. А. Горбачев. - М. : Музыка, 2006. - С. 3-4.

36. Готлиб, Л. Основы ансамблевой техники [Текст] /Л. Готлиб. - М. : Музыка, 1971.-92 с.

37. Грибиненко, Ю. Понятие полистилистики в современном музыкознании [Электронный ресурс] / Ю. Грибиненко. Режим доступа : http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/MMiK/2009_10/teksti/Gribinenko.htm

38. Григорьева, Г. Анализ музыкальных произведений : Рондо в музыке XX века [Текст] / Г. Григорьева. - М. : Музыка, 1995. - 96 с.

39. Григорьева, Г. Введение [Электронный ресурс] / Г. Григорьева // Николай Сидельников. Режим доступа :

http://newmuz.narod.ru/st/Sid_Grig03.html.

40. Григорьева, Г. Музыкальные формы XX века. Курс 'Анализ музыкальных произведений'. Учеб. пособие для студентов по специальности 030700 «Музыкально образование» [Текст] / Г. Григорьева. - Москва : Владос, 2004. - 174 с.

41. Григорьева, Л. Биографический очерк в современной российской журнальной периодике [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Л. Григорьева. — М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010. — 22 с. Режим доступа : http://www.dslib.net/zhurnalistika/biograficheskij-ocherk-v-sovremennoj-rossijskoj-zhurnalnoj-periodike.html

42. Грум-Гржимайло, Т. Лондонская симфония Ефрема Подгайца. Мировая премьера [Текст] / Т. Грум-Гржимайло // Мелодия. - 2006. - № 3. -С. 2-11.

43. Давыдова В. Музыка для флейты русских композиторов второй половины XX века : на примере жанров концерта и сонаты [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / В. Давыдова. - Ростов-на-Дону : РГК им. С. В. Рахманинова, 2007. - 26 с.

44. Данилов, А. «Мы еще не доросли до высоты его музыки...» [Текст] / А. Данилов // Анатолий Кусяков : времена жизни : Сб. статей и материалов / Ред.-сост. Е. Показанник. - Ростов н/Д : Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. - С. 43-50.

45. Дауноравичене, Г. (Вильнюс) Некоторые аспекты жанровой ситуации современной музыки [Текст] / Г. Дауноравичене // Laudamus. - М. : Композитор, 1992.-С. 99-106.

46. Демешко, Г. Об одной тенденции в развитии концертного жанра во второй половине XX века (на примере концертного творчества Б. Тищенко, А. Шнитке, С. Губайдулиной) [Текст] / Г. Демешко // Сов.

музыка 70 - 80-х годов. Эстетика, теория, практика. - JI. : Сов. композитор, 1989.-С. 32-50.

47. Денисов, А. Интертекстуальность в музыке : Исследовательский очерк [Текст] / А. Денисов. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. -46 с.

48. Денисов, Э. Ударные инструменты в современном оркестре [Текст] / Э. Денисов. - М. : 1982. - 256 с.

49. Денисова, Е. Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века. [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е. Денисова. - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 2001.-24 с.

50. Диалоги с исполнителями (С Андреем Яковлевым) [Текст] // Муз. академия. - 1998.-№3-4.-С. 48-49.

51. Диалоги с исполнителями. (С Антоном Дресслером) [Текст] // Муз. академия. - 1998. -№ 3-4. - С. 50.

52. Добровецки, Э. (Израиль) (русский вариант доклада на конференции в США) Jewish expression in Podgaits' works [Электронный ресурс] / Э. Добровецки // Режим доступа : http://www.podgaits.info/pressa.htm

53. Долинская, Е. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия [Текст] /Е. Долинская. - М. : Композитор, 2006. - 557 с.

54. Дроздова, Г. Интонационные особенности мотива BACH и принципы его претворения в композиторском творчестве. Науч. руководитель Н. Тифтикиди. Дипломная работа [Текст] / Г. Дроздова. -Ростов-на-Дону, 1978. - 61 с.

55. Дружкин, Ю. Глядя из 90-х... [Текст] / Ю. Дружкин // Муз. академия. - 1993. - № 3. - С. 35-39.

56. Дружкин, Ю. Глядя из нулевых [Электронный ресурс] / Музыка / Ю. Дружкин // Работы разных лет.

Режим доступа : http://druzus.narod.ru/zero.htm.

57. Дружкии, Ю. Концерт в глннкинском музее [Электронный ресурс] / Музыка / Ю. Дружкин // Работы разных лет.

Режим доступа : http://druzus.narod.ru/glinmus.Ы:т#Юрий_Дружкин

58. Дружкин, Ю. Концерт, который состоялся [Текст] / Ю. Дружкин // Российская музыкальная газета. - 2003. - № 4. - С. 3.

59. Дружкин, Ю. Музыка для дома [Электронный ресурс] / Музыка / Ю. Дружкин // Работы разных лет. Режим доступа :

http://druzus.narod.ru/musica_dla_doma.htm#Юpий_Дpyжкин

60. Дьячкова, Д. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения [Текст] / Д. Дьячкова // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Сб. тр. Вып. 129 / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. - С. 17-40.

61. «Дюймовочка» [Электронный ресурс] // Ефрем Подгайц Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н. Сац. Режим доступа : http://teatr-sats.ru/dyujmovochka

62. «Дюймовочка» Е. Подгайца [Электронный ресурс] // Музыкальный театр. Репертуар. Спектакли для детей. Режим доступа : http://www.to-premiera.com/place/music/for-children/?ID=2604

63. Ефлаева, Т. О премьере «Повелителя мух» в театре им. Сац [Электронный ресурс] / Т. Ефлаева //

Режим доступа : http://www.podgaits.info/pressa.htm

64. Журбин, А. О Фридрихе Липсе [Текст] / А. Журбин // Народник. -2008.-С. 47-48.

65. Зародшок, О. Парадоксы Сергея Беринского (к проблеме трактовки жанра концерта) [Электронный ресурс] / О. Зароднюк // Режим доступа : http://paiberdin.narod.ru. Б.г.

66. Зароднюк, О. Феномен концертного жанра в отечественной музыке 1980-90х годов [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / О. Зароднюк. - Нижний Новгород : НТК им. М. И. Глинки, 2006. - 19 с.

67. Зварич, М. Инструментальные концерты Д. Д. Шостаковича в контексте эволюции жанра [Текст] : дис. ... канд. иск. наук : 17. 00. 02 / Зварич Мария Александровна. - РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. - 229 с.

68. Иванова, И. «Московская осень» сквозь призму исполнительства [Текст] / И. Иванова // Муз. академия. - 2002. - № 2. - С. 9-20.

69. Иванова, С. К вопросу о расширении образно-интонационной сферы в музыке для балалайки второй половины XX столетия / Искусствоведение [Электронный ресурс] / С. Иванова // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 10. Режим доступа : http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/10/Ivanova_SV/

70. Иглтон, Т. Вместить в себя многообразие : слово Бахтина и слово о слове Бахтине / Научно-просветительский журнал «Скепсис» [Электронный ресурс] / Т. Иглтон /

Режим доступа : http://scepsis.net/library/id_1761.html

71. Имханицкий, М. История баянного и аккордеонного искусства : учебн. пособие [Текст] / М. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2006. -520 с.

72. Имханицкий, М. История исполнительства на русских народных инструментах : учебн. пособие для муз. вузов и уч-щ [Текст] / М. Имханицкий. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.

73. Имханицкий, М. Фридрих Липе [Текст] / М. Имханицкий // Портреты баянистов : Сб. статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов / М. Имханицкий. -М. : Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2000. - С. 221-253.

74. Казанцева, Л. Музыкальный портрет [Текст] / Л. Казанцева. - М. : НТЦ «Консерватория», 1995. - 124 с.

75. Каминская, Д. Песня под которую рухнул Союз [Электронный ресурс] / Д. Каминская // Новая. - 2009. Режим доступа : http://novaya.com.ua/.

76. Карлик Нос Е. Подгайца [Электронный ресурс] // Музыкальный театр. Репертуар. Спектакли для детей. Режим доступа : http://www.to-ргет1ега.сот/р1асе/тшю/5ог-сЫЫгеп/?Ш=2607

149

77. Кириллина, JT. Жизнеописание А. Шнитке [Текст] / Л. Кириллина // Муз. академия. - 2004. - № 2. - С. 199-202.

78. Кириллина, Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков [Текст] / Л. Кириллина. - М. : МГК, 1996. - 189 с.

79. Композитор - это диагноз [Электронный ресурс] // Наши музыкальные дети - Our Musical Children. Режим доступа : http://www.musichildren.com/201 l/01/podgaits.html

80. Кондрашин, П. Впервые с успехом [Текст] / П. Кондрашин // Сов. музыка.- 1990.-№ 5.-С. 100-102.

81. Корев, Ю. Из фестивального блокнота [Текст] / Ю. Корев // Муз. академия. - 2000. -№ 2. - С. 33-37.

82. Коробова, А. Теория жанров в музыкальной науке : история и современность [Текст] / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского / А. Коробова. - М., 2007. - 173 с.

83. Корябин, И. «Принц и нищий», Е. Подгайц [Электронный ресурс] / И. Корябин // Театральная афиша. Режим доступа : http://www.teatr.ru/docs/tpl/doc.asp?id=1863&/ 14.09.2012

84. Кравец, Н. Инструментальные концерты Прокофьева. [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Н. Кравец. - М. : ГИИ., 1999. -24 с.

85. Кривицкая, Е. Движение вперед необходимо... [Текст] / Е. Кривицкая // Муз. академия. - 2005. - № 2. - С. 104-109.

86. Крылова, А. Рекламная аудитория в современной культуре [Текст] / А. Крылова. - Ростов н/Д : Рост. Ун-та, 2004. - 216 с.

87. Крылова, Л. Функции цитаты в музыкальном тексте [Текст] / Л. Крылова // Сов. музыка. - 1975. - № 8. - С. 92-97.

88. Кузнецов, И. Теория концертности и ее становление в русском и советском музыкознании [Текст] / И. Кузнецов // Вопросы методологии советского музыкознания. Сб. трудов МГК. -М. : МГК, 1981. - С. 127-157.

89. Куреляк, А. О религиозном символизме в музыке Ю. Буцко : Исследовательский очерк [Электронный ресурс] / А. Куреляк. - РАМ им. Гнесиных. М. : 2006. - 97 с. // Режим доступа : http://www. media.wix.com/.../f6cdl0_adc4051530fl4e00b40d939195acc02e.doc?d...

90. Кусяков, А. «Истинное искусство всегда элитарно...» [Текст] / А. Кусяков // Анатолий Кусяков : времена жизни : Сб. статей и материалов / Ред.-сост. Е. Показанник. - Ростов н/Д : РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. -С. 7-32.

91. Кюрегян, Т. Нетиповые формы в советской музыке 50 — 70-х годов [Текст] / Т. Кюрегян // Проблемы музыкальной науки. Сб. статей. Вып. 7. -М. : Сов. композитор, 1989. - С. 71-89.

92. Левая, Т. Возрождение традиции (Жанр concerto grosso в современной советской музыке) [Текст] / Т. Левая // Музыка России : Сборник статей. Вып. 6. -М.: Сов. композитор, 1986 - С. 156 - 187.

93. Лаврова, С. Цитирование в творчестве современных композиторов. Очерки [Текст] / С. Лаврова. - СПб : СПГК, 2007. Изд. 2-е, дополненное. - 127 с.

94. Левин, Л. Блатная песня [Электронный ресурс] / Л. Левин // Эстрада в России. XX век. Энциклопедия.

Режим доступа : http://a-pesni.org/dvor/moskva/a-levin.php

95. Лесовиченко, А, Фаль, Е. Детская музыкальная литература. Учебное пособие. Издание 3-е, переработанное и дополненное [Текст] / А. Лесовиченко, Е. Фаль. - Новосибирск : ИИЦ «Вестник НРСОО», 2006. -154 с.

96. Лианская, Е. Отечественная музыка в ракурсе постмодерна // Музыка в постсоветском пространстве [Текст] / Е. Лианская. - Нижний Новгород, 2001. - С. 64-70.

97. Липе, Ф. «Ваш советский репертуар?» (ответ на вопрос редакции) [Текст] / Ф. Липе // Сов. музыка. - 1981. - № 4. - С. 29.

98. Липе, Ф. «Какая песня без баяна» [Текст] / Ф. Липе // Сов. музыка. - 1988. -№ 9. -С. 53-55.

99. Липе, Ф. Бенефис баяна [Текст] / Ф. Липе // Сов. музыка. - 1991. -№ 5. -С. 91-92.

100. Липе, Ф. Главное - в наш жанр пришли крупные композиторы / Ф. Липе [Текст] // Муз. академия. - 2000. - № 3. - С. 81-84.

101. Липе, Ф. Искусство игры на баяне [Текст] / Ф. Липе. — М. : Музыка, 1985.- 158 с.

102. Липе, Ф. К 60-летию факультета народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных : кафедра баяна, аккордеона [Текст] / Ф. Липе // Народник. - 2008. - № 2. - С. 56-65.

103. Липе, Ф. К истории создания антологии литературы для баяна [Текст] / Ф. Липе // Народник. - 2007. - № 2. - С. 15-16.

104. Липе, Ф. Как появился «рикошет» на баяне [Текст] / Ф. Липе // Народник. - 2004.-№3.-~ С. 10-12.

105. Липе, Ф. С благодарностью за подарок и посвящение [Текст] / Ф. Липе // Муз. академия. - 2005. - № 3. - С. 24-25.

106. Липе, Ф. Художнику надо жить долго... (о С. Беринском ) [Текст] / Ф. Липе // Муз. академия. - 2007. - № 2. - С. 50-53.

107. Литовченко, Е. Жестокие игры в Театре имени Наталии Сац [Текст] / Е. Литовченко // Культура. - 2007. - № 22. - С. 8.

108. Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанр : история и современность [Текст] /М. Лобванова. -М. : Сов. композитор, 1990. - 312 с.

109. Лопатина, Е. К проблеме встречного движения массовой культуры и академической музыки в условиях современности [Электронный ресурс] / Е. Лопатина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. Режим доступа : Ьир://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/к-рг0Ь1ете-У81гесЬп0§0-ёУ1гЬеп1уа-ша580У0у-kultury-i-akademicheskoy-muzyki-v-usloviyah-sovremennosti

110. Лосева, О. Что, кому и почему? Заметки о шумановских посвящениях [Текст] / О. Лосева // Муз. академия. - 2006. - № 4. - С. 162166.

Ш.Луцкая, Е. Снип-спан-снурре... [Текст] / Е. Луцкая // Музыкальная жизнь. - 1988. - № 1. - С. 7-8.

112. Майкапар, А. Клавесин [Электронный ресурс] / А. Майкапар // Страница Искусства и Музыки Александра Майкапара. Режим доступа : http://maykapar.ru/articles/instruments_02.shtml

113. Мальцева, Я. Новый орган в Москве [Текст] / Я. Мальцева // Музыкальное обозрение. - 1997. - № 9 (162) сентябрь. - С. 3.

114. Мархасев, Л. В легком жанре. Очерки и заметки [Текст] / Л. Мархасев. - Л. : Сов. композитор, 1984. — 280 с.

115. Марцинкевич, А. «Ныо-Иоркская месса» Ефрема Подгайца [Текст] / А. Марцинкевич // Музыковедение. - 2009. - № 5. - С. 61-67.

116. Марцинкевич, А. Сердцем рожденная музыка. Хоровое творчество Ефрема Подгайца [Текст] / А. Марцинкевич. - М. : Издательский дом МИСиС, 2012.-261 с.

117. Марцинкевич, А. Хоровое творчество Ефрема Подгайца. Особенности музыкальной драматургии и эволюции авторского стиля. Диссертация на соискание уч. ст. кандидата искусствоведения [Текст] / А. Марцинкевич. - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 2011. - 273 с.

118. Маслий, С. Сюита (Семантико-драматургический и исторический аспекты исследования) : [Электронный ресурс] : дис. ... канд. ист. наук / С. Маслий. - Москва, 2003. - 170 с.

Режим доступа: http://www.dslib.net/muz-iskusstvo/sjuita.html

119. Медушевский, В. О закономерностях и средствах художественного взаимодействия музыки [Текст] / В. Медушевский. — М. : Музыка, 1976.-252 с.

120. Меркурьев П. Нравственный манифест [Электронный ресурс] / П. Меркурьев // Музыкальное обозрение 07. 08. 2007.

153

Режим доступа : http://www.podgaits.info/pressa.htm

121. Мирек А. И звучит гармоника [Текст] / Общ. ред. Ы. Я. Чайкина. - М. : Сов. композитор, 1979. - 176 с.

122. Михайлов А. Новелла [Текст] // Литературная энциклопедия Т. 8. Государственное словарно-энциклопедическое изд-во «Сов. энциклопедия» / А. Михайлов. - Москва ОГИЗРСФСР, 1934. - С. 306-308.

123. «Мойдодыр» в Большом [Текст] // Музыкальное обозрение. — 2009.-01-02.-С. 21.

124. Музыканты мира : Биографический словарь [Текст] / Сост. : М. В. Есипова, О. В. Фраенова. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2001.-527 с.

125. На фестивале новой музыки в Омске прозвучит мировая премьера нового концерта Ефрема Подгайца [Электронный ресурс] // Культура/афиша. Режим доступа : http://www.omskinform.ru/news/7786

126. Назайкинский, Е. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е. Назайкинский. - М. : Музыка, 1982. - 319 с.

127. Назайкинский, Е. Стиль и жанр в музыке. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е. Назайкинский. - М. : Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2003-248 с.

128. Немковская, В. Поэтика музыкального портрета : Научно-исследовательские очерки [Текст] / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского / В. Немковская. - Екатеринбург, 2007. - 47 с.

129. Николаева, Т. Танго длиною в жизнь (К биографии Астора Пьяццоллы) [Текст] / Т. Николаева // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2004. - С. 184-192.

130. Николаева, Н. Симфонический метод Бетховена [Текст] / Н. Николаева // Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен. - М. : Музыка, 1967. - С. 154 - 160.

131. Опера Подгайца «Повелитель мух» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vk.com/event45997225

154

132. Опера-антиутопия «Последний музыкант» ломает все представления о консервативности жанра [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://I-MUZ.RU Музыкальные новости и видеоклипы. http://i-muz.ru/page/opera-antiutopija-poslednij-muzykant-lomaet-vse-predstavlenija-o-konservativnosti-zhanra009413

133. Осипова, Л. «На всех парусах!» [Текст] / Л. Осипова // Муз. академия. - 2000. - № 4. - с. 92-95.

134. Островский, Р. Попытка эпитафии... [Текст] / Р. Островский // Муз. академия. -2008.- №4. -С. 123-126.

135. Петровский, М. Морфология новеллы [Электронный ресурс] / М. Петровский // Ars Poética. Сборник статей под ред. М. А. Петровского.

Режим доступа : http://detective.gumer.info/etc/petrovsky-l.doc

136. Пигулевский, В. Ирония и вымысел : от романтизма к постмодернизму : Научно-популярное издание [Текст] / В. Пигулевский Ростов-на-Дону : «Фолиант», 2002. - 418 с.

137. По, Э. Философия творчества [Электронный ресурс] / Э. По // Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Эссе : Пер. с англ. - М. : НФ «Пушкинская библиотека», 2000 «Издательство ACT», 2003.

Режим доступа : http://lib.ru/INOFANT/POE/poel_3.txt.

138. Повелитель мух [Электронный ресурс] / Time Out.

Режим доступа : http://www.timeout.ru/msk/artwork/67314

139. Подгайц, Е. [Электронный ресурс] // Mask book. Живой проект Золотой маски. Режим доступа : http://maskbook.ru/letter.php?id=223

140. Подгайц, Е. [Текст] // Музыкальное обозрение. - 1997. — № 5-6 (156-157) май-июнь. - С. ЗА.

141. Подгайц, Е. «Волшебство у Лукоморья» [Электронный ресурс] / Спектакль для детей // Челябинский Государственный академический театр оперы и балета им. М. И. Глинки.

Режим доступа : http://www.chelopera.ru/plays/about/epodgajc-volshebstvo-u-lukomorya

142. Подгайц, Е. «Дюймовочка, или Чудесный полет» [Текст] / Е. Подгайц // Музыкальное обозрение. - 1997. - № 9 (162). - С. 9.

143. Подгайц, Е. Авторские аннотации к сочинениям [Электронный ресурс] / Е. Подгайц // Ефрем Подгайц. [Официальный сайт].

Режим доступа : http://www.podgaits.info/annotacii.htm.

144. Подгайц, Е. Интервью С. Сперанскому [Звукозапись] / Е. Подгайц. («Золотой дуэт» из фонотеки музыкального салона «Аккорд»). Вып. 7. 2003.

145. Подгайц, Е. Триумф баяна (Шнитке, Эллипсис и «Мурка») [Текст] / К 60-летию Фридриха Робертовича Липса / Е. Подгайц // Нородник. -2008. -№ 3. - С. 48.

146. Подгайц, Е. Что завершено, что в работе, что задумано? (композитор о своем творчестве) [Текст] / Е. Подгайц // Музыкальная академия. - 1992.-№4.-С. 60-61.

147. Подгайц-стори Мировая премьера оперы «Ангел и психотерапевт» [Электронный ресурс] //

Режим доступа : http://www.operanews.rU/l 1122503.html

148. Показанник, Е. Бытовое, эстрадное, академическое музицирование на аккордеоне : особенности, взаимосвязи, перспективы развития / Е. Показанник [Текст] // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. - Ростов н/Д, 1998. - С. 67-71.

149. Показанник, Е. Эволюция пиано-аккордеона : функционирование, конструкция, репертуар [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е. Показанник. - Ростов н/Д : РГК, 1999. - 27 с.

150. Пономарев, А. Дорогие мои «веснушки»... [Текст] / А. Пономарев // Музыка в школе. - 1986. - № 4. - С. 28-33.

151. Пономарев, А. Жизнь детского хора [Текст] / А. Пономарев // Музыка в школе. - 1988. -№ 4. - С. 51-56.

156

152. Попов, С. Ефрем Подгайц : композитор и пророк [Электронный ресурс] / С. Попов // КонсАрт. Проект арт-журналистов. Режим доступа : http://www.stinfa.ru/?id= 110942.

153. «Последний музыкант» Е. Подгайца в КЗЧ, руководитель постановки Евгений Бушков [Электронный ресурс] // Режим доступа : http:// LiVEJOURNAL. http://users.livejournal.com/_arlekin_/1911631.html

154. Премьера оперы-антиутопии «Последний музыкант» [Электронный ресурс] // Новости.

Режим доступа : http://tvkultura.ru/article/show/article_id/15519

155. Премьера! Принц и нищий [Электронный ресурс] / Театры Петербурга // Городовой.

Режим доступа : http://www.teatr.gorodovoy.spb.ru/news/697934.shtml

156. Приведен, А. Композиторские и исполнительские средства выразительности на примере музыки для баяна А. Кусякова [Текст] / А. Приведен. Дип. реф. ОНИ - Ростов н/Д, 2006. - 50 с.

157. Принц и нищий [Электронный ресурс] // Центр драматургии и режиссуры Алексей Казанцева и Михаила Рощина. Режим доступа : http://www.gogol.ru/teatr/afisha/princ_i_nishii/

158.Прицкер, М. «Московская осень» [Текст] / М. Прицкер // Музыкальная жизнь № 4 (750), февраль 1989. - С. 6-8.

159. Прялухина, М. За роялем вдвоем. Елена Сорокина и Александр Бахчиев [Текст] / М. Прялухина. - М. : Музыка, 2010. - 144 с.

160. Раабен, JL Советский инструментальный концерт : 1968 — 1975 [Текст] / Л. Раабен. - Л. : Музыка, 1976. - 80 с.

161. Райгородский, П. Фридрих Липе : «Баян может все! Но и он нуждается в поддержке» [Текст] / П. Райгородский // Муз. обозрение. - 2008. -№ 11.-С.З.

162. Раздобарина, Л. Оперы для детей [Текст] / Л. Раздобарина // Антология оперного творчества московских композиторов / вторая половина XX века/Вып. 1.-М., 2003.-С. 73-96.

157

163. Ремизова, Э. Ангел и психотерапевт [Электронный ресурс] / Э. Ремизова / Играем с начала. - 2014. - № 2 (118), февраль. Режим доступа : http://gazetaigraem.ru/a3201201

164. Реченко, М. Первый скрипичный концерт Д. Шостаковича : к проблеме концепции [Текст] / М. Реченко // Южно-Российский музыкальный альманах.-2008.-С. 107-109.

165. Рогожникова, В. «Moz-Art» для двух скрипок А. Шнитке : диалог стилей и композиторов [Текст] / Шнитке посвящается... Вып. 5. /

B. Рогожникова. - М. : Композитор, 2006. - С. 298-302.

166. Романова, М, Шибаев, Р. Два мнения об одном концерте [Текст] / М. Романова, Р. Шибаев // Российская газета. - 2005. - № 11. - С. 4.

167. Ромащук, И. «Московская осень» - 2002 : в размышлениях, этюдах и комментариях [Текст] / И. Ромащук // Муз. академия. - 2003. — № 1. -С. 78-87.

168. Савенко, С. Авангард и советская музыка [Текст] / С. Савенко // Музыка в постсоветском пространстве. - Нижний Новгород, 2001. - С. 39-53.

169. Савенко, С. Осень патриарха. «Московская осень»-96 [Текст] /

C. Савенко. - Музыкальная академия. - 1997. - № 3. - С. 59-62.

170. Самойленко, Е. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А. Эшпая. [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е. Самойленко. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2003. - 26 с.

171. Сафонов, М. Старым битломанам посвящается [Электронный ресурс] / М. Сафанов // Ботинок. - 2006. Режим доступа : http: // botinok.co.il/node/9059.

172. Семенов, В. «Кусяков - тот, кто диктует моду...» [Текст] / В. Семенов // Анатолий Кусяков : времена жизни : Сб. статей и материалов / Ред.-сост. Е. Показанник. - Ростов н/Д : Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2008.-С. 35-40.

173. Семенов, В. Современная школа игры на баяне [Текст] / В. Семенов. - М. : Музыка, 2003. - 216 с.

158

174. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс] // Режим доступа : URL:http://slovonline.ru/slovar_inostran/b-2/id-14354/formula.html.

175. Соколов, О. Жанр фантазии. Музыкальная литература [Электронный ресурс] / О. Соколов //

Режим доступа : http://www.lafamire.ru/index.

176. Соколов, О. К проблеме типологии музыкальных жанров [Текст] // Проблемы музыки XX века (ред. В. М. Цендровский) / О. Соколов. -Горький : Волго-Вятское изд, 1977. - С. 12-58.

177. Соколов, О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Монография [Текст] / О. Соколов. - Н. Новгород : НГУ, 1994.-219 с.

178. Сорокина, Е. Интервью С. Сперанскому [Звукозапись] / Е. Сорокина («Золотой дуэт» из фонотеки музыкального салона «Аккорд»). Вып. 7, 2003.

179. Сорокина, Е. Фортепианный дуэт. История жанра : Исслед. [Текст] / Е. Сорокина. - М. : Музыка, 1988. - 319 с.

180. Сохор, А. Теория музыкальных жанров задачи и перспективы [Текст] / А. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. Составитель Л. Раппопорт. Общ. ред. А. Сохор, Ю. Холопова. - М. : Музыка, 1971.-С. 292-309.

181. Сочилкин, А. Концерт для баяна : очерк истории жанра [Текст] / А. Сочилкин // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Сб. ст. Вып. 4, 2005. - С. 123 - 146.

182. Спектакль «Волшебство у Лукоморья» [Электронный ресурс] // Режим доступа : Ьир://123школа.рф/51уипуа.Ы:т1

183. Сперанский, С. Интервью с Е. Сорокиной, Е. Подгайцем и др. [Звукозапись] / С. Сперанский («Золотой дуэт» из фонотеки музыкального салона «Аккорд»). Вып. 7, 2003.

184. Старчеус, M. Новая жизнь жанровой традиции [Текст] / М. Старчеус // Музыкальный современник. Сб. статей. Вып. 6. - M. : CK., 1987.-С. 45-68.

185. Скурко, Е. Ефрем Подгайц : «Я просто пишу музыку, чтобы ее слушали и чувствовали» [Текст] / Е. Скурко // Музыкальная жизнь. — 1998. — №6 (919).-С. 18-20.

186. Тараканов, М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-е годы) [Текст] / М. Тараканов. - М. : Сов. композитор, 1988.-271 с.

187. Тараканова, Е. Театральное творчество А. Берга и эволюция принципа программности в музыке XX века [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е. Тараканова. - Нижний Новгород : НТК им. М. И. Глинки, 2011.

188. Тиба Д. (Япония) Метод интертекстуального анализа и музыка Альфреда Шнитке [Текст] / Д. Тиба // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 3. М. : Издательский дом «Композитор». — С. 181-187.

189. Толковый словарь русского языка С. Ожигова [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://slovonline.ru/slovar_ojegov/b-2/id-57339/formula.html.

190. Толстенко, Г. «Я горд за своего учителя!» // Анатолий Кусяков : времена жизни : Сб. статей и материалов [Текст] / Ред.-сост. Е. Показанник / Г. Толстенко. - Ростов н/Д : РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. - С. 67-77.

191. Тызыхян, А. Специфика фактурных решений в Сонате № 1 для баяна А. Кусякова [Текст] / А. Тызыхян // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Сб. статей. Вып. 4. — Ростов н/Д : РГК им. С. В. Рахманинова, 2005- С. 171-199.

192. Устинов, А. Знакомьтесь - композитор Ефрем Подгайц [Текст] / А. Устинов // Музыка в школе. - 1988. - № 12. - С. 60-65.

193. Устинов, А. Новая музыка и русский народный оркестр : позитивный диалог [Текст] / А. Устинов // Муз. обозрение. - 2009. - № 9. -С. 4.

194. Уткин, А. О концертировании и его формах в современной инструментальной музыке [Текст] / А. Уткин // Стилевые тенденции в советской музыке 1960 - 70-х. Сб. научных трудов. Л. : ЛГИТМиК, 1979. -С. 63-84.

195. Федоренко, Е. Жестокие игры в театре имени Наталии Сац [Текст] / Е. Федоренко // Культура. - 2007. - № 22. - С. 8.

196. Феофанов, О. Рок-музыка вчера и сегодня [Текст] / О. Феофанов. -М. : 1978.- 158 с.

197. Франтова, Т. Баянный концерт Анатолия Кусякова на фоне некоторых особенностей бытования жанра [Текст] / Т. Франтова // Анатолий Кусяков : времена жизни : Сб. статей и материалов / Ред.-сост. Е. Показанник. - Ростов н/Д : РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. - С. 253-276.

198. Фрумкис, Т. Разнообразные краски [Текст] / Т. Фрумкис // Сов. музыка. - 1987. -№ 4. - С. 38-42.

199. Холминов, А. Фридриху Липсу [Текст] / А. Холминов // Народник. - 2008. - № 3 - С. 49.

200. Холопов, Ю. Введение в музыкальную форму [Текст] / Ю. Холопов. - М.: МГК, 2006. - 428 с.

201. Холопова, В, Чигарева, Е. Альфред Шнитке : Очерк жизни и творчества [Текст] / В. Холопова, Е. Чигарева. - М. : Сов. композитор., 1990. -350 с.

202. Холопова, В. Музыка как вид искусства. Часть 2. Содержание музыкального произведения [Текст] / В. Холопова. — М. : МГК, 1990. — 122 с.

203. Холопова, В. София Губайдулина. Монографическое исследование [Текст] / В. Холопова. Интервью С. Губайдулиной / Э. Рестаньо. - М. : Композитор, 1996. - 360 с.

204. Холопова, В. София Губайдуллина. Путеводитель по произведениям [Текст] / В. Холопова. - М. : Композитор, 2001. - 56 с.

205. Холопова, В. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения [Текст] / В. Холопова // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. - М. : Сов. композитор, 1982.-С. 158-205.

206. Цукер, А. Интеллигенция поет блатные песни (блатная песня в советской и постсоветской культуре) [Текст] / А. Цукер//Искусство XX века : элита и масса : Сборник статей. - Нижний Новгород : РГК, 2004. - С. 289308.

207. Цукер, А. И рок и симфония... [Текст] / А. Цукер. — М. : Композитор, 1993. - 304 с.

208. Цукер, А. Особенности музыкального гротеска [Текст] / А. Цукер // Единый мир музыки : избранные статьи. - Ростов н/Д., 2003. - С. 14-26.

209. Цукер, А. Проблемы взаимодействия академических и массовых жанров в современной советской музыке [Текст] : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / А. Цукер - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 1991. - 48 с.

210. Цукер, А. Отечественная массовая музыка : 1960-1990 [Текст] / А. Цукер. Изд. 2, исправл., доп. : учебное пособие (с грифом УМО). - Ростов-на-Дону : РГК, 2012. - 189 с.

211. Цуккерман, В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм [Текст] / В. Цуккерман. - М. : Музыка, 1964. - 158 с.

212. Цыпин, Г. Жизнь продолжается... [Текст] / Г. Цыпин // Музыкальная жизнь. - 1994. - № 1. - С. 27-29.

213. Чигарева, Е. О музыкальной организации литературного произведения (на примере рассказов Чехова) / Е. Чигарева // Слово о музыке : Материалы научных конференций памяти А. В. Михайлова. Вып. 2 / Ред.-сост. Е. Чигарева, Е. Царева, Д. Петров. - М. : Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2008. - С. 50.

214. Шабунова, И. Инструменты и оркестр в европейской музыкальной культуре [Текст] / И. Шабунова. Учебное пособие для вузов по специальности. - Ростов-на-Дону : РГК, 2011. - 261 с.

215. Шантырь, Н. О птице [Текст] / Н. Шантырь // Мелодия. - 1990. -№2.-С. 19-20.

216. Шведова, И. Жестокие игры «повелителей мух» [Текст] / И. Шведова // Московская правда. - 2007. - Пятница, 8 июня. - С. 15.

217. Шекалов, В. — Возрождение клавесина в России во второй половине XX века [Электронный ресурс] / В. Шекалов // Электронная библиотека. Научные статьи. Искусство. Искусствоведение. Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/vozrozhdenie-klavesina-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-hh-veka

218. Шекалов, В. Клавесин в современном композиторском творчестве [Электронный ресурс] / В. Шекалов // Электронная библиотека. Научные статьи. Искусство. Искусствоведение. Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/klavesin-v-sovremennom-kompozitorskom-tvorchestve

219. Шибаев, Р. О Концерте для саксофона [Электронный ресурс] / Р.Шибаев // «Российская музыкальная газета». - 2005. - № 11. Режим доступа : http://www.podgaits.info/pressa.htm

220. Шишкин, Ю. «Путь длиною в жизнь» [Текст] / Ю. Шишкин // Анатолий Кусяков : времена жизни : Сб. статей и материалов / Ред.-сост. Е. Показанник. - Ростов н/Д : РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. - С. 53-63.

221. Шнеерсон, Г. Французская музыка XX века [Текст] / Г. Шнеерсон. Изд. 2-е. - М. : Музыка, 1970. - 557 с.

222. Шнитке, А. На пути к воплощению новой идеи [Текст] / А. Шнитке // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. М. : Сов. композитор, 1982.-С. 104-107.

223. Шнитке, А. Полистилистические тенденции современной музыки

[Текст] / А. Шнитке // Статьи о музыке. - М. : Композитор, 2004. - С. 97-101.

163

224. Шульгин, Д. Признание Эдисона Денисова. По материалам бесед [Текст] / Д. Шульгин. Изд. 2-е. - М. : Композитор, 2004. - 431 с.

225. Эйхенбаум, Б. Генри и теория новеллы [Электронный ресурс] / Б. Эйхенбаум //Режим доступа : http://www.opojaz.ru/ohenry/ohenry06.html.

226. Юнович, М. Новелла [Текст] / М. Юнович // Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. А. А. Сурков. - М. : Сов. энциклопедия, 1968.-С.114-129.

227. Юнович, М. Новелла [Электронный ресурс] / М. Юнович // Литературная энциклопедия : в 11 т. / Фундаментальная электронная библиотека русская литература и фольклор. Режим доступа : http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le8/le8-l 141 .htm

228. Яковенко, С. «Пишу, как чувствую и только то, что хочется» -композитор Ефрем Подгайц [Звукозапись, электронный ресурс] / С. Яковенко // «И довелось, и посчастливилось...». Орфей. Российский государственный музыкальный телерадиоцентр. Режим доступа :

http://www.muzcentrum.rU/orfeus/programs/issue3045/http://www.muzcentrum.ru /orfeus/programs/issue3 045/

229. Яковенко, С. Ефрем Подгайц об оркестровых сочинениях и операх для взрослых [Звукозапись, электронный ресурс] / С. Яковенко // «И довелось, и посчастливилось...». Орфей. Российский государственный музыкальный телерадиоцентр. Режим доступа :

http://www.muzcentrum.rU/orfeus/programs/issue3045/http://www.muzcen trum.ru/orfeus/programs/issue3045/

230. Ярустовский, Б. Игорь Стравинский [Текст] / Б. Ярустовский. — Л. : Музыка, 1982. - 320 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ

Пример № 1

Балалайка:

соло &

р

Пример № 2

Баян I

Баян II

Бал. соло

Иг 1 л г1* --, 1 ■• г . - I-

ф 3 7 и^ 7^-4—1—г— * 7 ^——1— -4-1— * 1 1 ~

^ V гг. ' -- и Ы4 ЧГ » -27. ■-•—--- 1 ^- н?

Баян 1

Баян II

5а Вибр.

0а 1

i

f

тт

Бал. соло

¡1?' ||м ^^

от/

Пикколо .«)/<;

Фл. II

[об. I

Ваян I

Баян II. III

Уд.1

УгН

Уд. 111

Д-ры М. I

Д-ры А.

Д-ры Б.

ЗЕ

¥

йй

/

т

т

т

тр

ш

§

Ш

Тарелка ихсо (жёсткой палкой)

тр

Клавес

/

1

й

л

Г

-/1

V

Гуиро

у//////

и"

и

ч

и

Д-ры М. 1.. 11

Цж

т

тр

Пример № 4

тр

СОЛО

Р

тр

Rían II

Baan III, IV

fl-pM B.

Baji. A.

Baji. B„ IC-6.

legato

EáE

/

legato

f

tremolo

1

-J-

i

m

i

w

f

tremolo

-£}-*

f

tremolo

pfea

i t i.«?'

/

éépp:

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.