Институционализация современной художественной культуры в контексте культурных индустрий (на примере АРВМ КНР) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Цзунжэнь Фэн

  • Цзунжэнь Фэн
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 146
Цзунжэнь Фэн. Институционализация современной художественной культуры в контексте культурных индустрий (на примере АРВМ КНР): дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет». 2019. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Цзунжэнь Фэн

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Методологический потенциал институционализма в исследовании художественной культуры

1.2. Формы1институционализации культурныхиндустрий в современном Китае

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ АРВМ КНР

2.1. Актуальное состояние развития культурных индустрий АРВМ КНР

2.2. Социокультурные практики институционализации культурных индустрий АРВМ КНР и перспективы их масштабирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Институционализация современной художественной культуры в контексте культурных индустрий (на примере АРВМ КНР)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется интенсивными трансформациями, происходящими во всех сферах жизни современного Китая. Общество оказалось под влиянием процессов (становление креативной экономики и экономики знаний, информатизация всех сфер общества, рост потребления и т.д.), характерных для других стран мира, но приобретающих национальные и культурные особенности. В частности, художественная культура Китая, вобравшая в себя традиции тысячелетней истории, оказалась вовлечена в бурно развивающийся глобальный арт-рынок. Китайское государство делает ставку на развитие культурных индустрий, призванных продемонстрировать новые возможности китайской экономики и своеобразие традиционной культуры в том числе. Но в отличие от других стран Китай изначально сделал ставку на вовлечение культуры в качестве «мягкой силы» для прорыва собственной экономики на международном уровне. Успехи политики «мягкой силы» обеспечены многими факторами, включая активизацию культурных практик и ресурсов традиционной культуры и их переводом на качественно новый уровень производства. Китай, обладающий самым динамично развивающимся рынком произведений искусства и культурных услуг, пытается расширить художественные горизонты за счет внедрения новых технологий расширить спектр художественной продукции, адаптировать или синтезировать продукты традиционной культуры для освоения зарубежных рынков.

Однако указанные процессы протекают по-разному в зависимости от региональных особенностей. В частности, трансформации художественной культуры, происходящие в Автономном районе Внутренней Монголии (АРВМ КНР), находятся под влиянием географических, социальных, культурных и иных особенностей, что требует своего осмысления и обуславливает актуальность заявленной темы. Для отечественной науки значимым представляет анализ динамики развития культурных индустрий в регионах подобных АРВМ КНР, поскольку становление культурных

индустрий многих регионов Сибири и Дальнего Востока России находится на той же стадии, что и изучаемая китайская автономия.

Степень научной разработанности проблемы. Введение термина «культурные индустрии» связывается с именами двух немецких философов неомарксистов Т. Адорно и М. Хоркхаймера, которые использовали данное понятие с целью критики массовизации и индустриализации культуры и искусства в Западной Европе середины XX в. Классические определения культурных индустрий были выработаны практиками и политиками и получили свое воплощение в Ханчжоуской декларации ЮНЕСКО, Флорентийской декларации ЮНЕСКО, наконец, в документах Британского правительства 1980-х гг. В этот же период времени происходит переосмысление данного понятия, которое теряет свой критический посыл, заложенный изначально немецкими философами, и становится понятием, привычным для современной культурной политики.

В начале XXI века в связи с бурным развитием культурных индустрий, успешно переживших кризис 2008 года по сравнению с другими отраслями экономики, ученые с особым вниманием обратились к осмыслению данного явления. Признанными исследователями по этой проблематике становятся Д. Хейзмондал, Э. Пратт, Ч. Лэндри, Ф. Матарассо, М. Пахтер, показавшие экономическую полезность и финансовую успешность развития культурных индустрий в западном мире.

В российской научной мысли понятие «культурные индустрии» с начала XXI века получает достаточно широкое употребление и в короткие сроки формирует вокруг себя смысловое поле, дополненное двумя смежными понятиями «креативные индустрии» и «творческие индустрии». В 1990-2000-х гг. с ростом в России интереса к прикладным разработкам в сфере культурных индустрий (в особенности, в рамках международных проектов) появился ряд публикаций в данном исследовательском поле, в частности, статьи С.Э. Зуева, Д.Э. Милькова, М.Б. Гнедовского, Е.В. Зеленцовой и некоторых других авторов.

Термин «культурные индустрии» как понятие получило глубокое теоретическое обоснование в работах А.Я. Флиера, использовавшего его для разработки собственной теории культуры. Практики в сфере культурной политики используют понятие «творческие индустрии», зафиксированное документом «Основы государственной культурной политики», где определяется не только само понятие, но и задачи, направленные на развитие явления. В другом документе «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», принятом в начале 2016 года, используется термин «креативная (творческая) индустрия».

В последнее десятилетие отечественные и зарубежные исследователи пытаются уточнить семантику и сферу употребления понятий «культурные индустрии», «креативные индустрии» и «творческие индустрии»: А.В. Вейнмейстер, М.И. Гомбоева, Ю.В. Иванова, С.А. Морозов, Т.Ц.-Е. Намсараева.

Современные исследователи обратились к рассмотрению развития культурных индустрий в самых различных аспектах и по отдельным отраслям: музеи (М. Сагит), индустрия развлечений в России (Н.Н. Ярошенко), индустрия звукозаписи (О.А. Коваленко), спорт как культурная индустрия (Е.В. Кохановский), индустрия туризма (А.В. Мешков, О.В. Лопатина), индустрия досуга (Л.В. Серкетова). Одной из последних тенденций, характерных для отечественных исследований культурных индустрий, стало рассмотрение художественного образования в качестве одной из отраслей (В.В. Левочкин).

Российские исследователи с интересом анализируют развитие культурных индустрий в зарубежных странах: в Великобритании (Е.А. Барышева), во Франции (Е.А. Юмаев), в КНР (М.С. Малышева) и ряде других стран.

Исследования становления культурных индустрий в современном Китае отличаются широтой затрагиваемых проблем. М. Кин, К. Синх, Ли Вувей, Йю Хуа рассматривают их становление на актуальном этапе развития

китайского общества. М. Пуэтта, Д. Кишник, А. Вудсайд выделяют и описывают основные этапы становления культурных индустрий. Д. Мэтью раскрывает особенности развития культурных индустрий в их влиянии на китайское общество в целом. Ню Вейхуа анализирует динамику становления рынка креативных профессий в Китае. Юнлиу Хэ проанализировал основные механизмы развития культурных индустрий.

Особый интерес для нашего исследования представляют работы авторов, описывающих современное состояние культурных индустрий и становления современной художественной культуры в различных китайских регионах (Янь Шуфан).

Исследования процессов институционализации восходят к классикам социологической мысли (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Гелен, А. Шюц, Т. Парсонс, Т. Веблен). Особое значение в изучении этого вопроса представляют работы социального антрополога Б. Малиновского, который проанализировал институционализацию на культурном материале. Классические формы институционализации были описаны Н. Луманом (системно-функционалистская теория общества), П. Бергером, Т. Лукманом (социальный конструктивизм) и далее развиты их последователями. Осмыслением процесса институционализации в художественной культуре занимались Дж. Дики, Н.Б. Костина, М.Б. Глотов,

Г.Е. Гун, Б. Дземидок и другие.

Таким образом, развитие культурных индустрий Китая было рассмотрено в научной литературе с разных сторон. Однако остался вне исследовательского внимания вопрос о региональных особенностях развития художественной культуры в контексте бурного становления креативной экономики и культурных индустрий.

Объект исследования - современная художественная культура АРВМ КНР в контексте становления культурных индустрий.

Предметом исследования выступает процесс институционализации художественной культуры АРВМ КНР как механизм становления культурных индустрий.

Цель исследования заключается в выявлении закономерностей институционализации художественной культуры АРВМ КНР, обеспечивающей становление и развитие культурных индустрий.

Достижение заявленной цели обусловливается необходимостью выполнения следующих задач:

1) проанализировать теоретико-методологические основания исследования институционализации художественной культуры;

2) выявить основные формы институционализации культурных индустрий в современном Китае;

3) описать актуальный уровень развития культурных индустрий АРВМ

КНР;

4) раскрыть социокультурные практики институционализации культурных индустрий АРВМ КНР и перспективы их масштабирования.

Теоретическую основу исследования составили концептуальные положения институционального подхода при рассмотрении художественной культуры в качестве социального института, особенностей его функционирования (Э. Дюркгейм, О. Конт, Т. Парсонс, П. Бергер, Т. Лукман, Т. Веблен, У. Митчелл, Д. Норд, Б. Малиновский, Г.Е. Гун, А.Ю. Демшина и др.).

Положения системно-функционалистской теории общества Н. Лумана и социологической теории социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана позволили проанализировать формы и типы институционализации художественной культуры АРВМ КНР, а также разные стадии становления культурных индустрий в изучаемом регионе.

Теория культурных индустрий (Д. Хейзмондал, Э. Пратт, Ч. Лэндри, Ф. Матарассо, М. Пахтер) позволяет рассматривать художественную культуру и искусство в качестве экономической ценности и, следовательно,

неотъемлемого фактора развития всего общества, а также выявить направленность и механизмы институционализации художественной культуры как важного ресурса становления культурных индустрий АВРМ КНР.

Методологическая основа исследования. При выявлении структуры и функций художественной культуры был использован структурно-функциональный метод, который и позволил выявить современные тенденции институционализации.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы анализа и синтеза научной литературы, метод сравнения культурных явлений, метод контекстуального анализа изучаемых явлений в сфере художественной культуры АРВМ КНР.

Научная новизна исследования.

1. Раскрыта теоретико-методологическая основа изучения особенностей функционирования социального института художественной культуры. Показана целесообразность институционального подхода, позволяющего проанализировать структуру, механизмы и нормы функционирования художественной культуры, выделить основные функции и современные тенденции институционализации.

2. Определены общие формы и стратегии институционализации художественной культуры, обеспечивающие становление и развитие культурных индустрий в Китае. Описаны меры стимулирования, реализуемые китайским обществом для обеспечения развития культурных индустрий в частности и креативного общества в целом.

3. Выявлены закономерности институционализации в развитии культурных индустрий на примере художественной культуры АРВМ КНР в научном российском и китайском дискурсе.

4. Определены основные закономерности институционализации художественной культуры, социокультурные практики и средства

масштабирования в контексте становления культурных индустрий АРВМ КНР.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-методологическим основанием анализа современного этапа развития художественной культуры в контексте становления культурных индустрий является институционализм, позволяющий рассматривать данную сферу как совокупность и взаимодействие всех отраслей художественной деятельности, культурных институций, процессов и медиаций, детерминирующих её в качестве фундамента перехода общества и культуры на креативный уровень развития.

2. Находясь на очередной стадии развития культурных индустрий (согласно государственной политике четвертой стадии с 2011 по 2020 гг.), китайское общество стимулирует формирование культурных индустрий через прямое государственное управление, заимствование иностранного опыта, (особенно стран Юго-Восточной Азии), формирование новых стратегий экономического поведения, в частности креативного поведения как в самой сфере культурных индустрий, так и в части потребления культурных услуг. На современном этапе развития креативной экономики Китая, как закономерный итог ее последовательного становления, сосуществует целый ряд форм институционализации культурных индустрий: стандартизация производства через субподрядные заказы, импорт прототипов с последующим созданием местного варианта, коллаборации, торговля, кластеры, креативные сообщества и креативные пространства.

3. На этапе становления культурных индустрий важным фактором их генезиса выступает личностное начало, уникальный опыт, талант личности, ее творческий потенциал. Однако культурные индустрии являются важным фактором социально-экономических преобразований АРВМ КНР, отличающихся рядом специфических черт: пограничный характер, малонаселенность, сохранение традиционной культуры. Китайское общество через формы институционализации художественной культуры -

коллаборации, медитации, креативные обновляемые мероприятия, экспертные и профессиональные сообщества - и государственную политику культивирует развитие художественно одаренной и способной личности, которая в условиях рыночных отношений должна создавать определенные художественные проекты, артефакты или практики, в дальнейшем покупаемые крупными компаниями и тиражируемые в промышленных масштабах.

4. Становление культурных индустрий АРВМ КНР обеспечивается социокультурными практиками в форме культурных медиаций, меж- и внутрикультурных коммуникаций и коллабораций между учреждениями и институциями в форме культурных мероприятий по принципу холдинга на основе идеологии постоянных изменений и обновлений. Среди наиболее распространенных форм социокультурных практик кластерного типа в культурных индустриях АРВМ КНР выявлены инновационная технология, взаимодействующее партнерство, активное развитие человеческого потенциала. К основным средствам масштабирования культурных индустрий отнесены: развитие филиалов; удаленные продажи; масштабирование вверх, вниз и вширь; франчайзинг или франшиза, обнаруженные и в реализации проекта Ордос как креативного кластера, и в трансформирующейся сети музеев АРВМ КНР, которые становятся частью культурных индустрий, преобразуясь в их институции.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие современной теории культурных индустрий, выявляют основные закономерности трансформации художественной культуры Китая в культурные индустрии. Результаты работы позволяют уточнить теоретические аспекты процесса институционализации художественной культуры в контексте быстрого становления культурных индустрий.

Практическая значимость работы определяется возможностью внедрения результатов данного исследования в образовательный процесс

через включение в содержание предметов, раскрывающих особенности развития современной культуры и общества. Полученные данные позволяют внести коррективы в программные документы, относящиеся к регулированию культурной политики в сфере культурных индустрий.

Апробация результатов исследования. Работа была обсуждена на ряде конференций международного и всероссийского уровней. Отдельные положения исследования обсуждались на ежегодной конференции молодых ученых ЗабГУ, а также на кафедре теории и истории культуры, искусств и дизайна ЗабГУ.

Результаты работы представлены в ряде публикаций, в том числе в трех журналах из списка ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, (по два параграфа в каждой главе), заключения и библиографии.

Глава 1. Методология и теория исследования современной художественной культуры 1.1. Методологический потенциал институционализма в исследовании

художественной культуры

Состояние современной художественной культуры детерминировано развитием информационных процессов, ростом социальной деформации, усилением влияния креативных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, изменением мира ценностей, традиций, переходом экономики от производства товаров к производству услуг. Активное развитие цифровой экономики, появление новых секторов производства - все это оказывает влияние на содержание, формы, функции художественной культуры.

В свое время К. Кларк в работе «Условия экономического прогресса» и Ж. Фурастье в работе «Великая надежда» выделили следующие секторы производства: добывающие отрасли промышленности и сельское хозяйство, отрасли обрабатывающей промышленности и строительство, разнообразные услуги.

Структура же современной экономики характеризуется сокращением доли первых двух секторов и увеличением третьего сектора производства благ и услуг (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение и многие другие сферы жизнедеятельности общества, направленные на удовлетворение высших потребностей человека); появлением в начале XXI века четвертого сектора, представленного высокотехнологичными отраслями и производящего информацию и знания (торговля, финансы, страхование и недвижимость); созданием пятого сектора - сектора формирования мотиваций, смыслов жизни, личных, профессиональных, деловых услуг и услуг государственного управления. Отрасли четвертичного и пятеричного секторов, ориентированные на производство информации, приобретают первостепенное значение. Процессы, происходящие в современной экономике, оказывают влияние на

художественную культуру, самого человека, его ценности, мотивы, интересы, социальную и культурную политику государства. Под влиянием инновационных тенденций и явлений в экономике возникают новые социальные институты, идет активный процесс трансформации уже существующих. Все это требует своего обоснования и объяснения.

Согласно концепции культурного лага, культура отстает от изменений, происходящих «в экономике, технологии производства»1. В частности Э. Асп замечает, что изменения в культуре происходят значительно медленнее, нежели социальные изменения. Медленные изменения в культуре ученый объясняет тем, что составляющие элементы культуры вписаны во внутренние потребности личности, которые находятся во взаимодействии друг с другом, что приводит к тому, что в культурный продукт включены составляющие как общей культуры, так и культуры личности2.

В настоящее время в условиях постоянной трансформации общественных отношений ситуация изменилась. «Пропадают куда-то принудительно обязательные образы жизни, место традиций занимают стили, жизненные формы свободно выбираются, в объяснении, а значит, и поведении начинает господствовать постмодернистский произвол. Социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. Культура начинает пониматься уже не как пассивный «слепок» с реальных

-5

процессов поведения, а как их активная «форма»» .

О возрастающей роли культуры в обществе пишут представители постиндустриализма. Ведущую роль культуре отводит Д. Белл: «культура завладела инициативой в деле перемен, в то время как экономика оказалась вынужденной удовлетворять новые желания»4. При этом ученый обращает внимание на то, что культура непосредственно связана с ценностями и

1 Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. - СПб.: Интерсоцис, 2006. - С. 46.

2 Асп Э. Введение в социологию. - СПб: Издательство: АЛЕТЕЙЯ, 2000. - С. 256.

3 Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие для студентов вузов. -www/auditorium.ru, 2012. (Дата обращения 12.05.2018).

4 Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1996 P. 33.

идеями, что и придает ей динамизм, определяющую роль и обеспечивает ее автономию. В современных условиях культура обретает особую роль благодаря своей направленности в будущее, поскольку «игра воображения художника предвосхищает... социальную реальность завтрашнего дня»5. Данная позиция прямо противоположна трактовке эволюции, роли культуры, данной Э. Аспом.

В обществе XXI века информация становится главным ресурсом развития цивилизации, что оказывает влияние и на художественное производство и художественное потребление, формируя новые виды творчества, новые художественные ценности. В современном обществе информатизация и гуманитаризация, - «два вектора, которые определяют состояние современной культуры»6.

Художественная культура, как и любая система, выполняет две функции: передача уже имеющейся информации и накопление новой. Все это позволяет художественной культуре активно развиваться, встраиваться в новое социальное пространство, видоизменяя его и саму себя.

На смену экономической модели человека, ориентированного на удовлетворение материальных потребностей, приходит «знаниевая модель», в рамках которой повышается роль образования, формируется новый класс -класс производителей и носителей знания, ведущую роль начинают играть потребности духовные, потребности в самореализации. Основным фактором дохода и сферой занятости становится сфера услуг, а ведущими институтами постиндустриального общества - высшие учебные заведения; различного рода научные центры; культурные учреждения как главные производители теоретического и прикладного знания, новых технологий, развития гуманитарных отраслей науки. « ... Растет значение образования, туризма, из которых формируется ощутимая часть экономического потенциала развитых стран. Культурные механизмы, при помощи которых общество выбирает,

5 Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1996 P. 3.

6 два вектора, которые определяют состояние современной культуры.

ранжирует и транслирует свои цели и ценности, приобретают решающее

7

значение» .

В этих условиях перед человеком стоит задача формирования новых культурных ценностей, новых форм поведения, нового отношения к миру, инновационных технологий вписывания художественной культуры в общественную жизнь.

Все эти процессы детерминируют развитие художественной культуры, появление ее разнообразных форм, новых тенденций, взаимоисключающих практик, что требует своего теоретико-методологического осмысления и обусловливает актуальность исследования институционализации

художественной культуры в современных условиях. «Трудность анализа

заключается в том, что исследуется живой процесс, идущий в культуре в

8

настоящее время» .

Анализ институционализации художественной культуры, с одной стороны, дает возможность раскрыть ее содержание, структуру, нормы, ценности, основные тренды развития, а с другой - роль и значимость художественной культуры в обществе, взаимодействие социокультурной практики с современными тенденциями развития социума, ее влияние на художественную культуру. Исследование институционализации художественной культуры позволяет раскрыть ее трансформацию и динамику, детерминированные социальными, культурными потребностями личности. К основным чертам развития современной художественной культуры ученые относят «повышенную скорость происходящих изменений, многократно возрастающую чувствительность системы к

9

микровоздействиям, которая может привести к ее распаду» .

Основоположниками институционального подхода принято считать О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, рассматривающих в своих теориях жизнь

7 Сагит М. Музеи как агенты возрождения городов // Музеи, маркетинг, менеджмент. - М., 2001. - С. 20-27.

8 Демшина А.Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный анализ.-СПб.:Астерион, 2003. - С. 3.

9 Демшина А.Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный анализ.-СПб.:Астерион, 2003. - С. 4.

общества, его эволюцию через устойчивые социальные образования, социальные отношения.

Методологической основой институционального подхода к исследованию социальных явлений и социальных отношений О. Конта стала философия позитивизма, в рамках которой ученым анализировался механизм достижения в обществе солидарности и согласия. «Для новой философии порядок всегда составляет условие прогресса и обратно, прогресс является необходимой целью порядка»10. О. Конт трактовал социальные институты, с одной стороны, как результат общественного порядка, а с другой - как основу социального порядка.

В концепции Э. Дюркгейма обращается внимание на данность и значимость социальных институтов не только для общества, но и отдельного индивида, ибо его самореализация и самовыражение возможны только в рамках институтов и через них11, 12.

В современных условиях проблемы институционализации разрабатываются представителями различных областей научного знания. Большой вклад в исследование институционализации внесли представители германской теоретической социологии второй половины XX века в лице Н. Лумана (системно-функционалистская теория общества), Т. Лукмана и П. Бергера (теория социального конструирования социальной реальности).

К. Лукман и П. Бергер, разрабатывая концепцию институционализации, опирались на основные положения теории структурно-функционального анализа Т. Парсонса, который, рассматривая эволюцию общественной жизни, обращается к проблеме ее институционализации. Согласно взглядам Т. Парсонса институционализация наряду с интернализацией является формой установления социального порядка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цзунжэнь Фэн, 2019 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аберкромби Н., Хилл Н., Тернер Б.С. Социологический словарь: пер. с англ. / под ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2004. - С. 166.

2. Абрамова Н.ПА. Региональное измерение социокультурного пространства современного Китая (автономный район Внутренняя Монголия) [Текст] / Н.А. Абрамова // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: материалы VI Международной научно-практической конференции: сб. статей. - Чита: ЗабГУ, 2014. - С. 16.

3. Абрамова Н.А. Инновационное развитие современной китайской культуры. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 6 (20): в 2-х ч. Ч. II. - С. 10-13.

4. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект-пресс, 2006. - С. 114-115.

5. Антонишина Э.Э. Классификация креативных индустрий как важный элемент формирования современной экономической политики // Инновационное развитие экономики России: междисциплинарное взаимодействие: Сб. статей. - 2014. - С. 315-316.

6. Аронсон О. Экономика щедрости // Искусство. - 2010. - № 2-3 (573). С. 44-45. - С 45.

7. Асп Э. Введение в социологию. - СПб: Издательство: Алетейя, 2000. - С. 256.

8. Аюшеева С.Н., Михеева А.С., Новиков А.Н., Новикова М.С., Осодоев П.В. Экономический (хозяйственный) вид освоения территорий: специфика и соотношение с другими видами (теоретический анализ) [Текст] / С.Н. Аюшеева, А.С. Михеева // Науковедение. - № 5. - 2014. - С. 1-11.

9. Барабанов Е. Живописцы и картинщики // Искусство. - 2010. - № 2-3 (573). - С. 40-41.

10. Баруткина Л.П. Мультимедиа в современной музейной экспозиции [Текст] // Культура. Культурология. - СПб: Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2011. - С. 106-108.

11. Башарина Е.А., Хорева Л.В. Художественные выставки: инновационные технологии организации и проведения [Текст] / Е.А. Башарина // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства: сб. статей. - 2016. - С. 93-96.

12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.

13. Богатырева Е.А. Фактор времени в становлении культурных индустрий [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. - № 1. -2012. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktor-vremeni-v-stanovlenii-kulturnyh-industriy. (Дата обращения: 10.07.2018).

14. Бокова А.В. Индустриализация культуры? От критики к построению сети [Текст] / А.В. Бокова // Международный журнал исследований культуры. - № 26. - 2017. - С. 58-64.

15. Большаков В.П. Культурные практики в процессах становления культуры [Текст] / В.П. Большаков // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - № 2. - 2016. - С. 1622.

16. Большой экономический словарь [Текст] / под ред. А. Н. Азрилияна. - М: Институт новой экономики, 2007. - С. 811.

17. Борох О., Ломанов А. От мягкой силы» к «Культурного могуществу» [Текст]// Россия в глобальной политике. - М.: Фонд исследований мировой политики, 2012. - С. 54-67.

18. Бурдье П. Экономический капитал, культурный капитал, социальный капитал // Рейнхард Крекел. Социальное неравенство. (Социальный мир; вып. 2). - Геттинген: Отто Шварц, 1983. - С. 183-198.

19. Ван Фэнь. Теория акварельного искусства. - Пекин: Пекинский университет, 2008. - 132 с.

20. Ван Хунцзюнь. Основы музееведения в Китае [Текст] / Ван Хунцзюнь. - Шанхай: Древние книги, 2001. - С. 137-138.

21. Вандельфельс Б. Повседневность как плавильный тигель рациональности // СоциоЛогос. - М.: Прогресс, 1991. Вып. 1. - С. 17-23.

22. Ватутин С. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста [Текст] / С. Ватутин. М. Тришин. - СПб.: Питер, 2013. - 192 с.

23. Веблен Т. Теория праздного класса. - М., Прогрес, 1984. - С. 201,

206.

24. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2013. - 330 с.

25. Глоссарий - Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» [Электронный ресурс] / Новый Бизнес Социальное предпринимательство. - Москва, 2018. - URL: http://www.nb-forum.ru/glossary/lead/%D0%A1/page/10/. (Дата обращения: 10.07.2018).

26. Гоа Пан. Эстетическая ориентация живописи Внутренней Монголии 1980-ых годов // Искусство. Хух-Хото: Гранд. - 2009. - № 4. - С. 30-31.

27. Гомбоева М.И., Федорова М.В., Комарова М.В. Традиционные ремесла Восточной Сибири и современная художественная культура как источник развития креативных индустрий (на основе сравнительного анализа экспонатов Российского этнографического музея и авторских кукол семьи Намдакова) // Гуманитарный вектор. - 2018. - Т. 13. - № 6. - С. 128-134.

28. Гор В. Классическое в неклассичекую эпоху. Эстетические аспекты модификации языка изобразительного искусства. - М.: Индрик, 2010. - С. 51.

29. Грицук А.П. Институционализация рекламного бизнеса [Текст] А.П. Грицук // Вестник Московского государственного университета печати. - 2011. - С. 47-53.

30. Гун Г.В. Институциональные и внеинституциональные измерения художественной культуры. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. № 8 (14). - Ч. IV. - С. 45-48.

31. Гун Г.Е. Динамика городов и городской культуры. Культурология. - С. 377-381, 381.

32. Давыдов А. А. Системная социология. - М., 2006. - С. 67.

33. Демшина А.Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект. - Санкт-Петербург, 2010. - 320 с.

34. Дземидок Б. Институционализм и философия искусства // Американская философия искусства. - Екатеринбург, Издательство ОДИССЕЙ», 1997. - C. 21-242.

35. Доу Чжибинь Жуй. Ордос // Музей Ордос. - 2001. - № 3. - 24 с.

36. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с.

37. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Западноевропейская социология XIX - начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 256309.

38. Зеленцова Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: дис. ... канд. культурологии / Е.В. Зеленцова. - М., 2008. - 153 с.

39. Зеленцова Е., Гладких Н. [Текст] / Е.В. Зеленцова // Творческие индустрии: теории и практики. - М.: «Классика-XXI», 2010. - С. 67-68.

40. Ильбейкина М.И. Современные музейные практики: 2000-2012 гг. [Электронный ресурс] / М.И. Ильбейкина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - URL: http://www.scienceeducation.ru/107-8403. (Дата обращения: 10.07.2018).

41. Именнова Л.С. Историческое пространство и музей // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки: сб. статей. - М.: Этерна, 2015. - 752 с.

42. Информационный бюллетень с пятой международной выставки культурных и креативных индустрий Китая // - URL: http://baike.baidu.com/view/70810.html. (Дата обращения: 10.07.2018).

43. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие для студентов вузов. - URL: www/auditorium.ru, 2012. (Дата обращения 12.05.2018).

44. Кажаева Т.И. Теоретические положения статистического исследования культурного капитала региона [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журн. - 2015. - Т. 7. - № 2. - URL: www.naukovedenie.ru. (Дата обращения: 10.07.2018).

45. Калужский М. Как поддерживают культуру в разных странах мира [Электронный ресурс] // Культурная эволюция. - М, 2014. - URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kak-podderzhivayut-kulturu-v-raznyh-stranah-mira/. (Дата обращения: 10.07.2018).

46. Каменских М.А. Значение креативной экономики в стратегическом развитии России [Текст] М.А. Каменских / Вестник УРФУ. -№ 6. - 2013. - С. 45-52.

47. Каменских М.А. Теоретико-методические подходы к понятию «креативная экономика» и оценка уровня развития креативной экономики США и России [Текст] / М.А. Каменских // Эконом. анализ: теория и практика. - № 20. - 2013. - С. 16.

48. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность Текст] / Т.Г. Киселева. - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004.

49. Конт О. Курс положительной философии Том 2. Отдел 2 / О. Конт - М.: Книга по Требованию, 2012. - 167 с.

50. Коркюфф Ф. Новые социологии. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2002. - 172 с.

51. Костина Н. Б. Социальный институт как общественное явление (на материалах институтов культуры): автореф. дисс. ... к. филос. н. -Свердловск, 1982. - C.14.

52. Косырев Д. Китай хочет быть нацией инноваций и «роста, основанного на культуре». - URL: https://ria.ru/analytics/20121031/908220774.html. (Дата обращения: 10.07.2018).

53. Краткая история зарубежного искусства. - Пекин, Китайская молодежная пресса, 2007. - 98 с.

54. Кучинская Т.Н. Культурные бренды в социокультурном пространстве Китая: Региональные практики [Текст] / Северо-Восточного региона Россия и Китай: Проблемы стратегического взаимодействия: сб.статей. - Чита, 2011. - С. 119-126.

55. Лернер Л. Богдан Мамонов: Живопись - консервативная сфера // Искусство. - 2010. - № 2-3 (573). - С. 56-60.

56. Лин Дэ. Вернуться домой к семье. - Ухан: Изд-во классического университета Центрального Китая, 2010. - 329 с.

57. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - К.: «Kollegium», «Киевская академия евробизнеса», 1994. - 288 с.

58. Лосева О.С. Франчайзинг как модель масштабирования бизнеса [Текст] / О.С. Лосева // НАУЧНАЯ СЕССИЯ ГУАП: сб.статей. - СПб: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2017. - С. 108-109.

59. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2011. - 399.

60. Лю Юйчжу, Подъем информации для удовлетворения культурной индустрии Китая [FJ], брокер, [Текст]. - 2003. - C. 3.

61. Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры / Пер.: И.Х. Кожанская и др. - М.: РОССПЭН, 2004. - 960 с.

62. Малиновский Б. Научная теория культуры. 2-е изд., испр. - М.: ОГИ, 2005. - 184 с.

63. Матецкая М.В. Культурные индустрии как инновации в культуре, менеджменте, технологиях [Электронный ресурс] // - URL: https: //www.hse.ru/data/2012/01/31/1269679204/Matetskaya_men_2011 .pdf. (Дата обращения: 10.07.2018).

64. Мойсеева Т.Б. Повседневность: философско-антропологический аспект [Текст] / Т.Б. Мойсеева // Гуманитарные и социальные науки. - № 2. -2008. - C. 28.

65. Найденова Л.И., Федотов Л.Н. Внеэкономический капитал и его значение для развития регионального социума // URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2009_2/Naydenova_Fedotov_2009_2.pdf. (Дата обращения: 10.07.2018).

66. Нагибина Н.Л., Артемцева Н.Г., Гревова Т.Н. Психология искусства: типологический подход. - М.: Изд-во Моск. гуманит. Ун-та, 2005. - С. 39.

67. Ни Цзяоцзяо, Кучинская Т.Н. Культурный брендинг в репрезентативных практиках Китайской мягкой силы [Текст] / Цзяоцзяо Н. // ДИСКУРС-ПИ. - Екатеринбург: Институт философии и права УрО, 2017. -С. 115-120.

68. Овечкина А.А. Креативные индустрии как понятие социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] // Культура: теория и практика. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30579833_74720132.pdf. (Дата обращения: 11.05.2018).

69. ООН: креативная индустрия играет особую роль в процессе восстановления экономики // Международное радио Китая. - URL:

http://russian.cri. сп/841 /2011 /03/31 /1S376542. htm. (Дата обращения: 10.07.2018).

70. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С. 11.

71. Пчелинцева Ю.С. Обзор рынка франчайзинга стран Азии [Текст] // Развитие международного торгового потенциала России: проблемы и перспективы: сб. статей. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2016. - С. 117-119.

72. Сагит М. Музеи как агенты возрождения городов // Музеи, маркетинг, менеджмент. - М., 2001. - С. 20-27.

73. Сан Ши Бо, Лин Ли. Современные артефакты и коллекция [Текст] // Китайская культурная газета. - № 13. - 2012. - 7 с.

74. Семенова М.В. Художественное творчество в контексте культуры: субъектные составляющие новоевропейской художественной культуры. Автореф. дисс. к. культ. - Екатеринбург, 2011. - 23 с.

75. Сергеев Д.В. Креативные индустрии как основа обновления содержания дополнительного образования: философско-культурологический подход [Текст] / Д.В. Сергеев // Художественное образование: стандарты, инновации, стартапы: сб.статей. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2017. - С. 9-14.

76. Сергеев Д.В. Креативные индустрии: понятие и реальность // Социокультурный менеджмент креативных индустрий и профессий / Ю.В. Иванова [и др.]. - Чита: ЗабГУ, 2017. С. 42-60.

77. Сергеев Д.В. Культура как ядро современной экономики: культура как экономическая ценность // Культурный капитал региона: брендирование и позиционирование / М.И. Гомбоева, Ю.В. Иванова, Д.В. Сергеев [и др.]. - Чита: ЗабГУ, 2018. - С. 8-16.

78. Сибирцева Ю.А., Кильдяшова Т.А. Культурные ресурсы территории: стратегии развития [Текст] / Ю.А. Сибирцева, Т.А. Кильдяшова

// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - 2011. -С. 120-124.

79. Соколов А.Н. Теория стиля. - М.: Издательство «Искусство», 1968. - 224 с.

80. Соловьев М.С. Креативные индустрии как сектор культуры [Текст] / М.С. Соловьев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - № 5. - 2017. - С. 10.

81. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. - М.: Высшее образование, 2007. - 566 с.

82. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / под ред. Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998. - С. 105.

83. Социологический словарь [Текст] / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. - М.: Экономика, 2004.

84. Сун Вэнпинь. Особенности пейзажной акварельной композиции художника Хуан Тьешан // Результаты исследования учебного и инновационного проекта (KDCX1022) института искусств Хунаньского университета науки и технологии. - Хунань. - С. 63-64.

85. Сун Юпинь. Монгольские образы в живописи Внутренней Монголии за последние двадцать лет // Журнал художественного училища Внутренней Монголии. - 2009. - № 7. - С. 50-54.

86. Суханова П.А. Модели эффективных кластеров в условиях становления экономики инновационного типа: обзор зарубежных и отечественных подходов [Электронный ресурс] / ARS ADMINISTRANDI. 2016. - С. 17-27. - URL: ttps://cyberleninka.ru/article/n/modeli-effektivnyh-klasterov-v-usloviyah-stanovleniya-ekonomiki-innovatsionnogo-tipa-obzor-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-podhodov. (Дата обращения: 25.07.2018).

87. Сухарев А.И., Кореньков А.В. Гуманитарное измерение внешнеполитической деятельности: внешняя культурная политика - цели,

ресурсы, перспективы [Текст] / А.И. Сухарев // Безопасность Евразии. - № 2.

- 2008. - С. 359.

88. Сюй Сяоли. Музей современных артефактов [Текст] / Коллекция размышлений и репортажей. - № 8. - 2011. - 23 с.

89. Тан Роуд, Фэй Чжан. Об искусстве. - Шаньдун: Изд-во «Изобразительное искусство», 2001. - 172 с.

90. Ткач А.А. 1нституцюнальш основи ринково! шфраструктури: монографiя [Текст] / А.А. Ткач. - К.: НАН Укра!ни, Об'едн. 1н-т економши, 2005. - 295 с.

91. Тросби Д. Экономика и культура / пер. с англ. И. Ушнаревой; науч. ред. А. Смирнов. - М.: Высшая школа экономики, 2014. - 254 с.

92. Федотова Н.Г. Векторы региональной культурной политики в сфере капитализации культуры [Текст] Н.Г. Федотова / Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - СПб, 2013. - С. 1732.

93. Флиер А. Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - № 3. - 2012. [Электронный ресурс]. - URL: www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/flier_cultural-industries/#_edn1. (Дата обращения: 10.07.2018).

94. Флиер А.Я. Культурный инструментарий социальной политики // Культура культуры. - 2016. - № 3.

95. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Уч. пособие. - М., МГУКИ, 2009. - 706 с.

96. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Текст] / Р. Флорида. - М.: Классика-XXI, 2007. - С. 52.

97. Харисова Р.Р. Культурные индустрии как экономическое явление [Текст] / Р.Р. Харисова // Вестник молодых ученых СГЭУ. - № 1 (31). - 2015.

- С. 288-293.

98. Хуан Шаохэн. Особенности проведения организационных реформ в области культуры в Китае (на примере города Тяньцзиня) [Текст] / Журнал весник Беларускага ДзяржаУнага универс1тэта культуры 1 мастацтваУ: сб.статей. - Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2015. - С 129-139.

99. Худоногова Е.Ю. Образ и мировоззрение в русском искусстве XIX века: монография. - Красноярск: КГХИ, 2003. - 192 с.

100. Царева Е.А. Символ - смысловой феномен социокультурных практик [Текст] / Е.А. Царева // Вестник МГОУ. - № 3. - 2011. - С. 132-138.

101. Цзоа ХаньЧжунь. Китайское народное искусство. - Чанша: Изд-во факультета изобразительных искусств, 2008. - 40 с.

102. Чао Ге. Искусство. О жизни. Литературоведение. - Пекин, 2004.

103. Чжоу Сяопин. Наблюдать производительность в живописи и цвете. - Колледж То^Н^, 2003 (4). - 72 с.

104. Чэн Даньцин. Изобразительное искусство Цзинь Гао. - Хунань, 2007. - 63 с.

105. Шахов Д.А. Институализация индустрии интернет-рекламы [Текст] / Д.А. Шахов // Социология и жизнь. - № 3. - 2009. - С. 88-92.

106. Шюц, А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. - 1988. - № 2. - С. 129-137

107. Щербакова Е.В. Музейная деятельность в контексте культурных практик: опыт города Москвы и регионов [Текст] / Е.В. Щербакова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. статей. - № 6 (49). - 2015.

108. Ядов В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. - СПб.: Интерсоцис, 2006. - 138 с.

109. Ян Сюэцинь. Введение в народное искусство. - Пекин: Изд-во искусств и ремесел, 1990. - 25 с.

110. Ян Сяо. Известная художница - профессор Цзин Гао. - 2009. - 96

с.

111. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1996.

112. Cummings T.G., Worley C.G. Organization Development and Change. - St. Paul, MN, 1993.

113. Gerth, K. As China Goes, So Goes the World: How Chinese Consumers are Transforming Everything. New York: Hill and Wang, 2010.

114. Hardy Yong Xiang. Introduction: 2011 - 2015: Principles of National Cultural Strategy and Cultural Industries Development// China cultural and creative industries report 2013 / Hardy Young Xiang, Patricia Walker (ed.). Heidelberg; New York: Springer, 2014. Pp. 1 -10.

115. Hardy Yong Xiang. Introduction: 2011 - 2015: Principles of National Cultural Strategy and Cultural Industries Development // China cultural and creative industries report 2013 / Hardy Young Xiang, Patricia Walker (ed.). Heidelberg; New York: Springer, 2014.

116. Hesmondhalgh D. The Cultural Industries. Second Edition - London Sage, 2007 - 346 p.

117. Jinliao He. Creative Industry Districts: An Analysis of Dynamics, Networks, and Implications on Creative Clusters in Shanghai. NY, London: Springer, 2013. 208 p.

118. Keane M. Creative Industries in China. Malden: Polity Press, 2013. P.

59.

119. Keman H. Political institutions and public governance // Institutions and political choice: оп the limits of rationality / eds. R.Czada, A.Héritier, H.Keman. Amsterdam: VU UP, 1998. P. 129.

120. Kieschnick J. The Impact of Buddhism on Chinese Material Culture. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2003.

121. Li, Wuwei. Creativity is Changing China (ed. M. Keane; trans. M. Keane, H. Li and M. Guo). London: Bloomsbury Academic, 2011. Р. 48

122. Lubart T. Creativity across cultures. In R. Sternberg (ed.), The Handbook of Creativity. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 340.

123. Mathews, J. Strategizing Disequilibrium and Profit. Stanford, CA: Stanford University Press, 2006.

124. Niu, Weihua. Development of creativity research in Chinese societies: a comparison of Mainland China, Taiwan, Hong Kong, and Singapore. In J. Kaufman and R. Sternberg (eds.), The International Handbook of Creativity. New York: Cambridge University Press, 2006.

125. Parsons T. Structure and process in modern societies. Glencoe, III., 1960. P. 177.

126. Puett M J. The Ambivalence of Creation: Debates Concerning Innovation and Artifi ce in Early China. Stanford, CA: Stanford University Press, 2001.

127. Qiu, Jack Linquan Working Class Network Society. Cambridge, MA: MIT Press. 2009.

128. Ramo J. Brand China. London: Foreign Policy Centre, 2007. P. 18.

129. Riegl A. Problems of style. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1992.

130. Scott A.J. Creative cities: conceptual issues and policy questions. J Urban Aff, 28 (1). 2006. P. 1-17.

131. Simonton D. Creativity around the world in 80 ways, but with one destination. In J. Kaufman and R. Sternberg (eds.), The International Handbook of Creativity. NY: Cambridge University Press, 2006. P. 490, 495.

132. Sinha K. China's creative imperative. How creativity is transforming society and business in China. Singapore: John Wiley and Sons, 2008. 221 p.

133. Weiner R. Creativity and Beyond: Cultures, Values and Change. Albany, NY: State University of New York, 2000

134. Woodside A. Lost Modernities: China, Vietnam, Korea and the Hazards of World History. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2006.

135. Yu, Hua. China in Ten Words (trans. A.H. Barr). New York: Pantheon Books, 2010. P. 194-195.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.