Институт лидерства в контексте трансформационного общества (на материалах Республики Таджикистан) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Хидирова, Махфират Умаровна

  • Хидирова, Махфират Умаровна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2009, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 231
Хидирова, Махфират Умаровна. Институт лидерства в контексте трансформационного общества (на материалах Республики Таджикистан): дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Душанбе. 2009. 231 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Хидирова, Махфират Умаровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА

1.1. Личность лидера как социально-философская проблема

1.2. Институт лидерства как объект социально-философского анализа

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЛИДЕРСТВА В КОНФЛИКТНОМ ОБЩЕСТВЕ.

2.1. Социально-философский анализ межтаджикского конфликта как явления общественной жизни.

2.2. Специфические особенности формирования института лидерства в процессе межтаджикского конфликта.

2.3. Трансформация конфликта и технология миро строительства в таджикском социуме.

2.4. Структура института лидерства и его роль в урегулировании межтаджикского конфликта.

ГЛАВА 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА ЛИДЕРСТВА И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ТАДЖИКСКОМ СОЦИУМЕ

3.1.Логика новых угроз и вызовов в таджикском обществе.

3.2.Трансформация института лидерства в процессе развития конфликтогенного общества.

3.3.Взаимодействие института лидерства с другими социальнополитическими структурами как фактор трансформации конфликта.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Институт лидерства в контексте трансформационного общества (на материалах Республики Таджикистан)»

Актуальность темы исследования. Нынешний этап развития таджикского общества характеризуется как противоречиво трансформирующийся. В Таджикистане происходят радикальные социальные и политические изменения, получают новое развитие направления, имеющие универсальный, общенациональный характер. В этих условиях особую актуальность приобретают не только проблемы усиления старых противоречий, конфликтов, но и вопросы, связанные с возникновением новой конфликтогенной ситуации между различными слоями и сферами общества. Одновременно заметно возрастают роль и значение субъективного фактора - отдельных личностей, лидеров различных уровней, которые способны управлять конфликтами, находить рациональный f способ их разрешения, определять контур будущего развития общества.

Необходимость в теоретических и практических разработках проблемы формирования и функционирования института лидерства в трансформирующемся обществе обусловлена, прежде всего, тем, что трансформация общества, как правило, сопровождается обострением противоречий и столкновением старых традиционных ценностей и норм с новыми модернизированными институтами, ценностями и установками. Характер и результат этого столкновения во многом зависят от действия личностей, которые возглавляют эти процессы, т.е. от лидеров. Лидеры становятся выразителями общенациональных интересов, Их способность использовать эти ценности и интересы, направлять их в определенное русло играет существенную роль в обеспечении стабильного функционирования всей социальной системы.

Актуальность социально-философского анализа темы связана с тем, что проблема личности и ее роль в истории во все времена была одной из самых дискуссионных в науке. Исходя из этого, определение роли личности, способной принять решение за других и влиять на действие и поведение людей, особенно значимо на нынешнем этапе развития социума, когда необходимость обеспечить рациональность, целенаправленность, институциональность и эффективность всего процесса управления как никогда актуализировалась. Данный процесс, бесспорно, предполагает субъектно-объектные отношения и способствует формированию института лидерства, где наряду с субъективно-личностной установкой значимую роль играет и институционально-должностная основа.

Актуальность темы исследования заключается также в том, что анализ теоретико-методологического аспекта лидерства способствует более полному определению специфики феномена лидерства как социально-философской проблемы. В этом контексте важно раскрыть специфические особенности формирования лидерства в процессе межтаджикского конфликта, определить роль и значение института лидерства в его урегулировании, выявить механизм трансформации института лидерства в условиях конфликтогенного общества и установления мира и стабильности в Таджикистане.

Характерно, что неравномерная динамика социальных процессов способствовала выдвижению лидеров различных уровней. Детерминированный характер соотношения лидерства и конфликта проявляется именно в том, что в некотором смысле некомпетентность лидеров высшего уровня и неопытность лидеров менее высокого уровня способствовали разгоранию конфликта. И в такой ситуации, с одной стороны, конфликт можно рассматривать как результат деятельности лидеров. С другой же стороны, конфликтный процесс, безусловно, создал объективные предпосылки для интенсивной вертикальной социальной мобильности в обществе, тем самым, способствуя возвышению отдельных личностей как лидеров. В этом смысле формирование института лидерства в Таджикистане можно рассматривать как продукт и последствие конфликта.

Таким образом, актуальность проблемы в целом обусловлена потребностями развития таджикского общества. Сегодня для понимания сути перемен, происходящих в стране, крайне важно определить роль и место лидеров различного уровня в выработке и осуществлении социальных преобразований, обеспечивающих дальнейшее динамическое развитие существующей социальной системы.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы лидерства находились в центре внимания и зарубежных и отечественных ученых самых разных специальностей. Лидерство изучалось и политологами, и психологами, и специалистами социальной философии, культурологии и других отраслей науки. История изучения проблемы лидерства представляет собой пример разнообразия подходов, концепций и парадигм. При этом общепринятой базовой теории о лидерстве, как в политологии, так и в социально — философской науке мы до сих пор не имеем.

Исследование данного феномена в Таджикистане началось сравнительно недавно - во второй половине 90-х годов XX столетия. При этом необходимо отметить, что обобщенного исследования данной проблемы в отечественной социально - философской науке до сих пор нет. Ученые в своих философских и политических трудах затрагивали лишь отдельные аспекты этой проблемы. Исследований же института лидерства с точки зрения социальной философии, при использовании интернальных и экстернальных методов изучения происходящих в стране процессов, пока не проводилось

По мнению автора, имеющуюся по данной теме литературу условно можно разделить на следующие четыре группы.

Первую группу составляют фундаментальные труды великих западных мыслителей - Платона, Аристотеля, Плутарха, Н.Макиавелли,

Г.Гегеля, Ш.Л. Монтескье, А. де Токвиля, Ф. Ницше1, в которых затрагиваются проблемы лидерства, и которые считаются фундаментальными в философской разработке данной проблемы. Следует отметить, что научные концепции этих мыслителей послужили основой современных научных теорий лидерства и играют важную роль в исследовательской работе отечественных ученых в данном направлении.

Вторую группу составляют работы М.Вебера, Р.Такера, Т.Карлейля, К.Ясперса, Ж.Бодийара, Ж.Блондела, А.Бодалева, Е.Абашкина, Ю. Косолапова, Г.И. Авцинова, Д. Адаира, С.С. Андреева, Г.К. Ащина,

И.Грауса, И.Г.Дубова, С.Р.Пантелеева,P.JI. Кричевского,С.С. Малетина, 2

Дж.Максвелла, Н. Пишулина, С.Сокола, Д.Е.Слизовского и др. где рассматриваются психологические, социологические, философские и политологические аспекты лидерства. Эти исследования в основном взаимодополняют друг друга, способствуя формированию целостной теории лидерства.

Необходимо отметить, что проблема лидерства в представленной работе рассматривается в контексте межтаджикского конфликта. Исходя из этого, третью группу составляют научные и аналитические труды

1 Платон. Сочинения. М., 1968 - 1971. Т. 3., ч. 1.;Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987. Т. 1; T.2; Аристотель. Политика/Сочинения. М., 1983. Т.4; Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. М., 1990; Макиавелли Н. Государь. М., 1990.;Гегель Г. Политические произведения. М., 1978; Монтескье Ш.Л. О духе законов.М., 1999.; Токвиль А. Демократия в Америке./ Перев.с франц. М.,2000.

2 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.; Такер Р. О лидерстве в политике//Материалы семинара: Политическое лидерство и президентская форма правления. Алматы, 2003. С. 22-38.; Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории// В кн. Карлейль Т. Теперь н прежде./ Сост. Медведева Р.К. М., 2004; Ясперс К., Бодийар Ж. Призрак- толпы. М., 2007; Блондел Ж. Политическое лидерство. М., 1992;Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. произ. М., 1983; Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. М., 1997; Абашкина Е., Косолапова Ю. О теориях лидерства в современной политической психологии//США: экономика, политика, идеология. 1993. №4. С.22-34.; Авцинова Г.И. Политическое лидерство//Гос-во и право. 1993. №5; Адаир Д. Психология власти:концепция непререкаемого лидерства/ Пер.с англ. М.Котельниковой. М., 2004;. Авцинова Г.И. Политическое лидерство//Гос-во и право. 1993. №5.С. 12-17.;Ащин Г.К. Политическое лидерство: оптимальный стиль// Общественные науки и современность. 1993. №2.; Граус И. Личность как социальной компонент власти: Человек. Этика. Общество. М., 1990; Дубов И.Г., Пантелеева С.Р. Восприятие личности политического лидера//Психол. журн. 1992. №2.; Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М., 2007; Малетин С.С. Политическое лидерство. Новосибирск, 2002; Максвелл Дж. 21 обязательное качество лидера. Минск, 2002.; Пишулин Н. Сокол С. Политическое лидерство: теоретические и методологические основы исследования. М., 1992.; Слизовский Д.Е. Политическое лидерство в России: история, опыт, проблемы. Учеб. пособие/ Под.ред.Д.Е.Слизовского,Н.В.Шуленина.М.,2006. зарубежных и отечественных авторов, посвященных анализу межтаджикского конфликта. Здесь можно назвать работы В.И. Бушкова, Д.Е. Микульского, Ю.В. Ганковского, В.Ф. Молчановского, Г. Чуфрина, И.Д. Звегельской, К. Барнса, Ш. Акинер, Е. Ригаччи Хей, С. Нютона, X. Сандерса и др.3, а также статьи и диссертационные исследования отечественных ученых, посвященные исследованию различных аспектов внутреннего конфликта в Таджикистане и роли лидеров в достижении согласия и стабильности в стране.4 Отечественными учеными, занимающимися вопросами социальной философии также написано немало работ, посвященных исследованию конфликтного процесса и вопросов постконфликтного восстановления в таджикском обществе5. Характерная особенность этих работ заключается в том, что в них предпринимаются первые попытки объективной оценки произошедших событий, выявления истинных причин конфликта в Таджикистане и социальных механизмов,

3 См.: Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. М., 1997; Они же: Таджикистан на острие демографического супервзрыва//Россия и мусульманский мир. М., 1995. №7.; Гарольд X., Сандерс X. Мирный процесс: концептуальные рамки//Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. М., 1997; Звягельская И.Д. Три конфликта: инерция распада постсоветского пространства. М., 1996; Ее же: Состоится ли таджикское урегулирование?//Центральная Азия. 1997. №4; Чвырь Л., Ш. Акинер. Центральная Азия после приобретения независимости. Лондон, 1996; Ганговский Ю.В. Межтаджикский конфликт и его политический резонанс в мире. М., 1996.

4 См.: Махмадов А.Н. Урегулирование нетрадиционного конфликта «традиционными» методами// Урегулирование конфликта и миротворческий процесс. Вашингтон, 1997; Махмадов А.Н., Хидирова М.У. Таджикистан: специфика новых угроз стабильности и пути их предотвращения/Щентральная Азия и Кавказ. Швеция, 2005. С. 113-119; Шарипов С.И. Демократизация политических процессов в Таджикистане. Душанбе, 2000; Хакимов Р. Конфликтогенные факторы этнонациональных и внутринациональных конфликтов в Таджикистане. Душанбе, 1999; Олимов М. Проблемы методологии анализа и прогноза в изучении межтаджикского конфликта//Центральная Азия. 1997. №5(11); Имомов А. Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы//Центральная Азия. 1998. №2(14). С. 45-50;.Усмонов.И. Миростроительство в Таджикистане. Душанбе, 2006 и др.

5 Диноршоев М.Д. О некоторых принципах философии национального мира/ Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. Душанбе, 2001; Шоисматуллоев Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. Душанбе, 200б;Самиев А.Х. Исторические уроки мирного процесса в Таджикистане.//Опыт межтаджикского урегулирования для Афганистана и др стран Центральноазиатского региона-Германия, Гарниш-Партентирхер, 2002.С.44-50; Самиев А.Х. Андешаи миллП: фалсафаи вахдат ва эх.ёи Точикистон.//В кн. «Назария ва методологиям ваэдати мшиш». Душанбе, 2007. С.35-62; Саидов А.С. Нация как субъект социального действия. Минск- Душанбе, 1999;Шарипов И. Политические особенности и политические предпосылки процесса образования национальной государственности Таджикистана./Известия АН РТ.Серия:Философня и право. Душанбе,2008; Салнмов Н.С. Философия национального единства. Душанбе, 2000; Идиев X. Трансформирующееся таджикское общество. Душанбе, 2003; Гиёев К. Этапы становления национального государства в Таджикистане // Проблемы укрепления национальной независимости PT. Душанбе, 2006 и др. способствовавших достижению равновесия в дальнейшей динамике процессов в таджикском социуме.

Четвертую группу источников составляют труды нормативного и идеологического характера. К ним относятся произведения главы таджикского государства Э. Рахмона и других политических деятелей.6

Характерная особенность этих произведений заключается в их идеологической сущности. В них анализируются различные аспекты динамики социальной системы, прослеживается путь формирования института лидерства в Таджикистане, выявляются особенности социальных процессов в трансформирующемся обществе. К этой группе относятся и программные документы различных политических партий, труды их лидеров, посвященные различным аспектам исследования этой проблемы. Исследовательская значимость этих работ заключается в том, что они позволяют провести сравнительно-системный анализ деятельности различных политических сил и их лидеров в стране в период разгорания межтаджикского конфликта, а также его разрешения.

Объектом исследования данной работы выступает' социально-философский анализ института лидерства в современном социуме.

Предмет исследования. Предметом исследования являются социально-философские проблемы лидерства в контексте трансформирующегося общества в Таджикистане.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности темы исследования и степени ее научной разработанности, целью работы является разработка социально-философской основы проблемы лидерства, определение его места в трансформационном обществе, комплексный анализ

6 Основные направления предвыборной программы кандидата в Президенты Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова. Душанбе, 1999; Он же. Таджикистан: четыре года независимости и самопознания. Душанбе, 1995; 2.Его же. Таджикистан на пороге будущего. Душанбе, 1997; З.Его же. Таджики в зеркале истории. Душанбе, 1997; 4.Он же. Долгий путь к миру. Душанбе, 1998; 5.Его же. Наша цель - единство, согласие. Душанбе, 2000; б.Он же. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и создания. В 4-х томах. Душанбе, 2001.

7 Искандаров М. Х,изби демократии Точикнстон. Душанбе, 2003; Нури С.А. Оштинома. Душанбе, 1997; Сатторзода А. Демократическая партия//Аккорд. Лондон-Москва, 2001. №10. проблемы личности лидера и института лидерства путем выявления особенностей этих категорий в практической жизни таджикского социума.

Поставленная нами в диссертации цель, требует решения следующих основных задач:

- анализ личности лидера как социально-философской проблемы;

- определение особенностей института лидерства как объекта социально-философского анализа;

- выявление специфики формирования лидерства как социального института в конфликтном обществе, его значения в трансформации межтаджикского конфликта;

- обоснование структуры института лидерства, типов и уровней лидерства в трансформирующемся таджикском обществе;

- выявление новых угроз и вызовов в современном таджикском социуме;

- определение особенностей трансформации института лидерства как формы квалифицированной деятельности, обеспечивающей жизнеспособность, динамическое взаимодействие личных свойств и социальной системы, усиления социальной перцепции этого института в обществе.

- научное обоснование роли лидеров и социально-политических институтов в разрешении конфликта, установлении мира и стабильности в таджикском обществе.

Научная новизна исследования. Автором получены следующие новые научные результаты:

- обосновано, что проблема лидерства является одной из основных проблем социальной философии, так как она связана с такими фундаментальными философскими проблемами, как проблема личности и ее роль в истории. Личность лидера определена как социально-философская проблема и анализируется в контексте существующих социально-философских теорий личности;

- выявлена специфика института лидерства как объекта социально-философского анализа, имеющего сложный характер. Аргументировано доказано, что разграничение понятий «лидер» и «институт лидерства» помогает расширить и усилить теоретическую платформу феномена лидерства. В работе оно рассматривается в контексте когнитивного, интеракционистского, структурно-функционального и других подходов;

- межтаджикский конфликт рассмотрен с социально-философской точки зрения. Обоснована мысль о том, что существовавшая социальная система не обладала механизмами внутреннего саморегулирования и не могла выполнять свою экстракционную функцию, исчерпала свой ограниченный внутренний потенциал. Мирное урегулирование конфликта способствовало достижению таких положительных результатов, как интеграция таджикского общества, активизация социальных связей, выявление и ликвидация очагов социальной напряженности, содействие творческим инициативам в области достижения мира и согласия, трансформация деловых и общественных отношений;

- выявлена специфика формирования института лидерства, обосновано положение о том, что конфликтное общество способно испытать на прочность все типы лидерства, показать сильные и слабые стороны этого важного социального института, его выживаемость в переломные моменты истории, а также способность лидерства оказывать влияние на ход социально-политических процессов и рассматривать его как многоуровневое и многосубъектное явление, имеющее исключительное значение в структуре политики;

- определены и подвергнуты научному анализу типы и уровни лидерства в Таджикистане, их роль в урегулировании конфликта, структура и социальный состав в конфликтный период. Установлено, что хорошо налаженная связь и взаимодействие между различными типами лидерства -политическими, военными и традиционными, способствовали реализации в ходе переговоров договоренностей по упрочению мира. Выявлено, что военные оказались ситуационными по отношению к политическим и традиционным лидерам, а прочность позиций традиционных лидеров в основном была связана с национальными особенностями таджикского народа;

- исследованы теоретико-концептуальный, программно-политический и актуализированные уровни становления идеологии мира в Таджикистане и ее политические, социальные и культурно-правовые аспекты;

- проанализировано и обосновано наличие нового конфликтного потенциала в Таджикистане: социально-экономические проблемы, которые сильно влияют на политические позиции и убеждения народа, распространение радикальных религиозных движений (на примере Хизб-ут-тахрир), соседство с Афганистаном и связанные с этим проблемы безопасности границы, а также распространение наркотиков;

- научно обоснована актуальность трансформации института лидерства в Таджикистане в современных условиях, где профессионализация, институционализация и повышение ресурсной зависимости рассматриваются как основные тенденции в развитии этого социального института, совершенствовании политического маркетинга с целью обеспечения прозрачности выборов, уделения особого внимания лидерам на уровне политических партий, во благо стабильности и развития Таджикистана;

- раскрыта уникальность технологии разрешения межтаджикского конфликта, выявлены социальный контекст и политика трансформации конфликта, предполагающая инициирование действий, достижение понимания и имплементации соглашений, требующая консолидации всех социальных слоев и классов, наций и национальных общностей и групп населения, «слияние» лидера со своей группой с целью обеспечения единства в процессе достижения договоренностей.

Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составляет комплекс таких философских принципов, как объективность, конкретность, историзм и системность, ориентированные на всесторонний объективный анализ феномена лидерства в контексте трансформационного общества. Наряду с общенаучными методами, использованными в исследовании, особое место занимают синергетический, структурно-функциональный и сравнительные подходы, которые позволяют рассматривать лидерство как социально-философский феномен, дать ему генетическое и прогностическое истолкование, выявить его специфические особенности в условиях трансформирующегося таджикского общества. В работе также использованы интернальные и экстернальные подходы к изучению исследуемой проблемы, позволяющие анализировать проблему лидерства, как в общностном контексте, так и в личностном.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-медологический анализ проблемы института лидерства требует расширения теоретической платформы феномена лидерства путем раскрытия объективно-существенного в происхождении лидерства, теоретического анализа в категориальном отношении, выявления категориальных различий, рассмотрение феноменов «лидер» и «лидерство» как социально- философских проблем.

2. Социально-философское осмысление межтаджикского конфликта позволяет рассматривать его как социальное явление, обладающее своими объективными и субъективными причинами, внутренними и внешними особенностями, обусловленными противоречиями, которые стали причиной социальной нестабильности в таджикском обществе.

3. Формирование института лидерства в Таджикистане после приобретения суверенитета можно рассматривать как историческую необходимость. Функционирование такого социального института может обеспечить эффективную жизнедеятельность всей социальной системы в переломные моменты истории.

4. Структуризация института лидерства в Таджикистане в конфликтный период его развития позволяет выделить три категории лидеров — политических, военных и традиционных. Данная структуризация опирается на теоретические концепции об уровнях лидерства, о способах легитимизации власти, а также на роль, влияние и авторитет лидеров различных уровней на политическую ситуацию. В этой структуре особое внимание уделяется «классу боевиков», рассматриваемые как ситуационные лидеры, возникновение которых непосредственно было связано с конфликтогенной обстановкой.

5. Определение взаимоотношений между структурными элементами института лидерства позволяет рассматривать этот социальный институт как важный интегрирующий механизм в конфликтогенном социуме, социальное взаимодействие в рамках которого способствовало достижению мира и национального согласия в таджикском обществе.

6. Трансформация внутреннего конфликта в Таджикистане способствовала формированию новой системы ценностей, в реализации которых институт лидерства имел эффективное мобилизирующее значение. Формирование идеологии мира можно рассматривать как социальный продукт, необходимый для стабильности и согласия в конфликтогенном обществе и способствовавший формированию новой культуры - культуры мира.

7. Необходимо отметить, что возникновение противоречий сопровождает общество на всех этапах его развития. В этом смысле для стабильного развития социальной системы необходима постоянная выработка превентивных мер, способных обеспечить динамичную и гармоничную функциональность всех ее структурных элементов. 8. Институт лидерства как социальный механизм вынужден совершенствоваться и приспосабливаться к новым условиям, что является важным фактором обеспечения его жизнеспособности. Исходя из этого, институт лидерства в Таджикистане имеет свои особенности, которые связаны с уровнем развития общества, менталитетом народа и влиянием внешних факторов. Интеграция таджикского общества в мировое сообщество позволяет институту лидерства активно реагировать на те изменения, которые происходят в мире, в том числе в совершенствовании этого института в других странах. Такие явления, как институционализация, профессионализация и повышение ресурсной зависимости в настоящее время активно влияют на развитие института лидерства.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что в ней впервые более глубоко и обстоятельно анализируется социально-философский аспект проблемы лидерства в Таджикистане в трансформационный период его развития.

Практическая ценность исследования также заключается в том, что философский анализ конфликта и лидерства позволяет определить пути предотвращения негативной функциональности конфликта в обществе. С этой целью впервые в отечественной социально-философской науке предпринята попытка раскрыть, систематизировать и системно проанализировать типы и уровни лидерства, выявить их значение для таджикского общества, исследовать состав команд и последователей лидеров в Таджикистане.

Особую практическую значимость имеют выводы о современных аспектах совершенствования лидерства в Таджикистане, которые могут быть использованы нынешними лидерами различных уровней для эффективной организации своей деятельности, последователями — для возвышения своего лидера в условиях упрочения демократических принципов.

Некоторые результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии национальной безопасности страны. Работа может стать методическим пособием для лидеров различных уровней с целью повышения эффективности своей деятельности в условиях демократизации общества, а также отправной точкой для дальнейшего изучения различных проблем конфликта и лидерства в Таджикистане.

Полученные результаты данного исследования могут быть использованы и в процессе преподавания курсов по социальной философии, политологии, конфликтологии, социологии и спецкурсов по данной проблеме. Они также могут быть использованы как материал для спецкурса в программах вузов и специальных учебных центрах по подготовке и переподготовке руководящих управленческих кадров.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждены в отделе социальной философии Института философии АН Республики Таджикистан.

Основные положения и результаты исследования изложены в монографиях, методических пособиях, в научных статьях, семь из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.

По результатам исследования автор многократно выступала на республиканских конференциях и международных семинарах в г. Душанбе, а также на научном семинаре в Институте анализа и разрешения конфликта при университете Дж. Мейсона в Вашингтоне в 2005г.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Хидирова, Махфират Умаровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трансформационного периода в Таджикистане в определенной степени можно рассматривать как результат прошлых ограниченных возможностей функционирования социальной системы, отсутствия механизмов превентивного предотвращения конфликтного потенциала общества, слабости институтов социального взаимодействия и отсутствия механизма, обеспечивающего социальную перцепцию. Приобретение государственного суверенитета Республикой Таджикистан в сложившейся ситуации явилось исторической необходимостью, так как в этот период наступила решающая фаза для образования истинно самостоятельного и суверенного государства таджиков. Именно поэтому провозглашение суверенитета и дальнейшее его упрочение требовали от таджикского социума и его политического руководства умелой организации деятельности для обеспечения устойчивого развития самостоятельного государства.

Становление новой таджикской государственности происходило в условиях ухудшения социально-экономического положения, ослабления духовно-нравственных устоев общества, идеологической неопределенности и активизации различных политических сил в стране, которые стремились, каждая по-своему, организовать государственное и политическое устройство страны. Несогласованность действий этих сил, непонимание ситуации, не осознанность преследуемых целей, несовместимость ценностей и позиций участников социально-политических процессов обусловили нагнетание социальной напряженности. Свою роль во всех этих процессах сыграли факторы как субъективного, так и объективного характера.

Необходимо отметить, что в переломные исторические эпохи, когда нарастает необходимость в коренном преобразовании существующей социальной системы, наряду с объективными факторами большую значимость приобретают и субъективные факторы, способные придать социальному процессу новый импульс, способствовать интеграции социальных позиций и возможностей. К сожалению, социально-историческая реальность таджикского общества начала 90-х годов XX века показала, что именно субъективный фактор во многом способствовал социальному взрыву. Это стало неопровержимым доказательством того, что личность и его социальная позиция в обществе способны достаточно сильно повлиять бна позитивный характер социальных процессов.

Социально-философский аспект феномена лидера и лидерства, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в том, что эти категории рассматриваются с точки зрения существующий философских теорий и концепций личности. Нами лидер рассматривается как личность, способная аккумулировать интересы группы, обеспечивать их артикуляцию в социальном процессе, личность, оказывать влияние на действие и поведение других людей и групп. Мы попытались проанализировать характерные черты лидера не только с позиций восприятия его подчиненными, но и в плане того какими характерными чертами этот лидер должен обладать. С этой точки зрения, лидер рассматривается как личность с присущими ей характерными чертами.

Относительно феномена «лидерство» необходимо отметить, что оно выступает как социальный институт, предполагающий не только личностные качества лидера, но и качества тех, кто следует за этим лидером. Иными словами, лидерство охватывает субъектно-объектные отношения.

Наряду с этим, наше теоретико-методологическое изучение проблемы лидерства было направлено выявление и обоснование основных теоретических положений, напрямую касающихся особенностей межтаджикского конфликта и формирования института лидерства в конфликтогенном обществе. Такой подход помог нам конкретизировать многие аспекты проблемы лидерства и деталях проблемы, которые имели важное теоретическое и практическое значение в плане исследования этой проблемы в отечественной социальной философии.

Несмотря на имеющиеся труды, освещающие различные аспекты межтаджикского конфликта, проблема лидерства до сих пор остается дискуссионной в таджикской науке. Задачей социальных наук является социальный анализ этой проблемы, включающей объективную оценку происходивших событий, с целью выработки дальнейших рекомендаций по превентивному решению конфликтогенных факторов и предотвращению кризисных ситуаций.

Социально-философское измерение межтаджикского конфликта показало, что наличие противоречий внутреннего и внешнего характера, влияние внешних факторов и слабость общественных механизмов, поддерживающих социальный порядок, способствовало формированию конфликтогенной ситуации, т. е той ситуации, когда противоречия еще находятся в статике, и их динамическое развитие можно предотвратить путем принятия определенных мер. Однако бездействие существующих в тот период общественных механизмов, способных влиять на характер противоречий, привело к их переходу в динамическое состояние и определило специфику межтаджикского конфликта, выразивщуюся в: стремительном перерастании конфликта в гражданскую войну как результат отсутствия превентивных механизмов урегулирования конфликтогенной ситуации; социальной неустойчивости политических механизмов общественной системы, способных институционализировать и эффективно управлять конфликтом; усилении узкорегионального политического мышления и центробежных сил, способствовавших динамике социального и политического отчуждения масс; географическом расположении страны, где даже незначительные внутренние противоречия могут получить сильный импульс под влиянием внешних факторов.

Специфику межтаджикского конфликта определили и его участники. Поэтому целью нашего диссертационного исследования было глубокое изучение проблемы лидерства.

Политическая реальность межтаджикского конфликта доказывает детерминированную связь между конфликтом и лидерством. Проведенный анализ помог выявить, что субъективный подход политических лидеров к происходящему в Таджикистане способствовал эскалации конфликта. Эта субъективность заключалась в том, что лидеры, преследуя свои цели, не обладали достаточным умением осуществления социальных механизмов для достижения этой цели. Именно этот фактор во многом способствовал разжиганию гражданской войны в Таджикистане. Активизация социальной позиции личности требовало структурно-институциональных изменений, способных формировать нового, как по сущности, так и по содержанию, управленческого аппарата, так как в условиях противостояния различных ценностей и позиций, важным регулирующим инструментом мог стать единый координирующей и управляющий центр.

Нестабильность в обществе привела к появлению новых политических лидеров. По нашему мнению, формирование, продуктивность, социальный состав и структура лидерства зависят от характера развития конкретного общества, т.е. формирование новых лидеров в обществе происходить тогда, когда в них чувствуется общественная и историческая необходимость. Причинно-следственные отношения, существующие между феноменами лидерства и конфликта, обосновываются во многом ситуативными параметрами, т.е. определенная социально-политическая ситуация становится причиной формирования лидера, в то же время лидеры своими действиями могут создать конфликтогенную ситуацию. Анализируя эту особенность феномена лидерства на примере таджикского социума, мы пришли в выводу, что: политическое лидерство высшего уровня в Таджикистане в первой половине 90-х годов характеризовалось слабыми электоральными связями. Сотрудничество, конкуренция и соперничество между лидерами высшего уровня и лидеров на уровне политических организаций, отличались низким уровнем политической культуры, отсутствием опыта политического диалога, компромисса и толерантности, что способствовало способствовавшем усилению лидерства низких уровней; трансформация «старой» элиты, т.е. лидеров высокого уровня, происходила очень медленно, что не отвечало требованиям времени. Замкнутый и закрытый характер существующего института лидерства не позволял изменить характер и способы взаимодействия партийных и государственных лидеров по вопросу совершенствования аппарата управления, возможности рекрутирования новых лидеров из новой общественной и партийной среды; формирование условий для ценностного выбора способствовало усилению позиций неформального лидерства. Однако в условиях низкого уровня политической культуры и устойчивости позиций традиционных ценностей, усиление неформального лидерства привело к появлению множества очагов социальной напряженности, и способствовало обострению политической ситуаций.

Институционализация лидерства, как необходимого фактора урегулирования межтаджикского конфликта, в сложный социально-исторический период, мог способствовать социальной интеграции, разрешению противоречий, организации власти и управления. Именно тесная связь лидерства с определенными институтами общества способствовала разработке новой политической технологии для разрешения сложного внутреннего конфликта. Исходя из этого, впервые в отечественной социальной философии мы выдвигаем свою концепцию классификации лидеров в Таджикистане, согласно которой выделяются три категории лидеров - политические лидеры, военные лидеры, или «класс боевиков», и традиционные лидеры.

Данная структуризация основывается:

-на способах легитимизации власт: политические лидеры утвердились как рационально-легальные лидеры, традиционные лидеры, утвердились благодаря своей ориентации на традиций и обычаев, а «класс боевиков» утвердились благодаря ситуации и своей приверженностью к силовому решению проблем;

- на обладании ресурсами: политические лидеры обладали хрупкой политической властью, традиционные — исторически сложившимся богатым духовным наследием, а «класс боевиков» - силовыми ресурсами;

- на уровнях руководства обществом и общественно-политическим процессом: политические лидеры выступали лидерами высшего уровня, «класс боевиков» - среднего уровня, традиционные лидеры — лидерами низкого уровня.

Необходимо также отметить, что приоритет той или иной группы в обществе, периодически менялся, что было обусловлено особенностями конкретно-исторического этапа развития. Каждый из этих типов лидерства внес свой вклад в урегулирование социально-политической ситуации в таджикском обществе. Налаживание внутреннего социального взаимодействия и скоординированности поведения структурных элементов института лидерства происходило противоречиво и очень сложно: во-первых, политические лидеры вначале полностью не контролировали действия групп, свидетельством чему были неоднократные нарушения достигнутых договоренностей; во-вторых, военные лидеры (полевые командиры) активно включились в миротворческий процесс лишь после их официального признания, которое произошло после подписания Гармского протокола в 1996г.; в-третьих, разгул безнравственности расшатал духовно-нравственные основы в таджикском обществе, и традиционным лидерам необходимо было на уровне общин постараться их возродить. Рационально налаженное социальное взаимодействие постепенно способствовало трансформации межтаджикского конфликта.

Наряду с этим, необходимо отметить, что наша концепция не претендует на абсолютный охват всех сторон института лидерства, однако имеет большое теоретическое и практическое значение для дальнейшего исследования этой проблемы.

Характеризуя трансформацию конфликта и роль политических лидеров в его урегулировании, можно констатировать, что межтаджикские переговоры способствовали: во-первых, осознанию общности интересов лидеров всех уровней; во-вторых, повышению уровня политической культуры лидеров; в-третьих, выработке навыков политического консенсуса, политического диалога и толерантности; в-четвертых, созданию специальных механизмов, регулирующих социальные отношения в обществе и способствующих реализации достигнутых договоренностей. Таким механизмом стала Комиссия по национальному примирению (КНП).

Наряду со всем этим, нами были проанализированы методы нейтрализации оппозиции в Таджикистане. Основным методом стала интеграция контрэлиты во власть путем предоставления ей 30% квоты, способствовавшей ослаблению системной оппозиции и приведшей к психологической девальвации в ее рядах.

Трансформация межтаджикского конфликта показала, что осознание общности интересов позволяет преодолеть противоречия различного характера. В этом смысле, технология урегулирования межтаджикского конфликта представляет собой уникальный способ достижения консенсуса в конфликтном обществе. Идеология мира преследовала цель урегулирования межтаджикского конфликта и установления общенационального мира и согласия в стране путем диалога, политики компромисса и уступок, выработки взаимоприемлемых соглашений для решения острых политических проблем. Проанализировав процесс формирования идеологии мира, мы выделили такие отличительные черты этой идеологии: прежние идеологии овладевали массовым сознанием, будучи уже вполне разработанными, а идеология мира в Таджикистане формировалась и осуществлялась одновременно; эта идеология возникла усилиями противоборствующих сторон; эта идеология в переговорном процессе выдвигала новые методы и средства достижения цели, при этом отказываясь от готовых шаблонов.

Необходимо отметить, что идеология мира в Таджикистане стала той силой, которая обладала мощным интеграционным потенциалом, способным объединить разделенное таджикское общество, имела свои социальные, политические, правовые и культурные аспекты.

Такие понятия, как мир и национальное единство, обрели реальную плоть, распространились по всем регионам, достигли самых отдаленных уголков страны, дошли до людских сердец, напряженность и страх уступили место стабильности и взаимопониманию. День подписания Общего соглашения о мире в республике отмечается как национальный праздник».1

Действительно, межтаджикский опыт урегулирования конфликтов изучается международными организациями, занимающимися урегулированием конфликтов в различных странах мира.

Анализируя миротворческий процесс в Таджикистане, мы особое внимание уделили характеристике основных социально-политических институтов, способствовавших реализации идеологии мира и достигнутых в процессе переговоров соглашений. В качестве таких институтов выделяются Дартмутский диалог, ООН и различные её структуры, внутренние СМИ и соседние государства, которые всячески способствовали достижению мира в Таджикистане. Содействие этих институтов свидетельствует о том, что мировое сообщество разделяло боль таджикского народа и содействовало достижению мира и консенсуса в нашей стране.

1 Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. С. 130.

Рассматривая особенности трансформации института лидерства, мы выявили, что в настоящее время наблюдаются три направления в динамике этого института - профессионализация, институционализация и повышение ресурсной зависимости. Наряду с этим, мы уделили особое внимание формированию молодежных и женских лидеров, способных активно участвовать в интеграции и мобилизации социальных групп. Большое внимание мы уделили и проблемам молодежи.

Рассматривая факторы активизации молодежных лидеров, мы выделили следующие основные причины:

1) стремительный рост уровня политизации общества;

2) дополнительно создаваемые правительством страны условия с целью правильной переориентации молодежи в новой общественно-политической среде;

3) приобщение молодежи к общечеловеческим ценностям.

Анализируя трансформационный этап развития Таджикистана, мы пришли к выводу, что в таджикском обществе и сейчас существуют проблемы, которые могут способствовать дестабилизации обстановки в стране. Нами были глубоко исследованы специфика новых угроз и вызовов стабильности таджикского общества. Выявлено, что такими проблемами выступают: наличие социально-экономических проблем, высокий уровень безработицы, низкий уровень благосостояния, соседство с Афганистаном и угроза распространения наркотиков, и глобальная проблема - борьба с терроризмом.

Исходя из результатов исследования института лидерства в контексте трансформационного общества в Таджикистане, политическому руководству и различным политическим институтам целесообразно и необходимо:

- способствовать повышению уровня политической культуры общества;

- повысить уровень жизнедеятельности существующей социальной системы, учитывая тот факт, что она, пережив гражданскую войну, приобрела определенный иммунитет;

- содействовать эффективной деятельности существующих центров по исследованию и изучению конфликтов в Таджикистане и использовать их выводы и рекомендации для предотвращения конфликтов в будущем;

- решить социально-экономические проблемы и создать здоровую социально-экономическую обстановку в стране;

- содействовать продолжению курсов по подготовке лидеров среди женщин и молодежи и контролировать их востребованность;

- способствовать выдвижению универсальных лидеров, способных определить актуальность любой ситуации и умеющих сохранить свой статус постоянно;

- политические лидеры всех уровней должны научиться организации политического маркетинга, как средству рационально-легального завоевания власти;

- создать все условия для открытости и прозрачности института лидерства, с целью его совершенствования и динамического развития.

Необходимо отметить, что в рамках данной работы нами решены такие важные проблемы социальной философии, как причины, определяющие характер и динамику социальной жизни, определение отношения между прошлым, настоящим и будущим в развитии общества и его наиболее важных институтов, на примере института лидерства, общие тенденции развития современных обществ, главные опасности, таящиеся в современном социальном развитии, роль ценностей в социальной жизни, а также объяснение и понимание человеческой деятельности на основе анализа отдельных лидеров в таджикском обществе.

Наша работа - это первое комплексное исследование, посвященное проблеме института лидерства в контексте трансформационного общества. Данная работа может стать отправной точкой для дальнейшего исследования многих вопросов феномена лидерства в условиях Таджикистана и других трансформирующихся обществ.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Хидирова, Махфират Умаровна, 2009 год

1. Абдукадыров А. Освещение общественно-политической жизни Таджикистана на страницах русскоязычной прессы (1990-1995)//Автореф. дисс. канд. ист. наук. Душанбе, 1996. 29 е.

2. Абдуллаев К., К. Барнс. Профили главных участников//Аккорд. Политика, компромисса. Мирный процесс в Таджикистане. Лондон-Москва,2001. Вып. №10. С. 118-126

3. Абытов А. Конфликты в Центральной Азии //Чунбиш, 1998. №18.

4. Автархонов А. Технология власти. М., 1992. 638с.

5. Авцинова Г.И. Политическое лидерство//Государство и право. 1993. №5. С.137-146.

6. Адаир Д. Психология власти: концепция непререкаемого лидерства/ Д. Адаир.Пер.с англ.М.Котельниковой.М., 2004. 320с.

7. Акбарзаде Ш., Абдуллоджанов и третья сила // Аккорд, № 10, Лондо-Москва, 2001. с. 37.

8. Алиев X. Формирование политической системы Таджикистана: правовые и политические аспекты. Душанбе, 1997. 72с.

9. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства //Вопросы психологии. 1991. №3. С.90-96.

10. Алмонд Г., Вебра С. Гражданская культура и стабильность демократии//Полис. 1992, №4. С. 122-134

11. Амброз С. Эйзенхауэр солдат и президент/ Пер.с англ. Здоровова Ю.А., Миронова А.А. М., 1993.560с.

12. Амонов Р. Омилх,ои вахдати миллй ва эх,ёи Точдкистон. Душанбе, 1999.30 с.

13. Андреев С.С. Политические движения и политические процессы// Социально-политические науки. 1991. №8. С. 44-54

14. Андреев С.С. Политическое управление и политическое руководство// Соц.полит, журнал. 1992. №4;5. С.12-23.15

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.