Инкультуральный смысл толерантности в медицине тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Мирошникова, Оксана Витальевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат наук Мирошникова, Оксана Витальевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
ТОЛЕРАНТНОСТИ
1.1. Методологический анализ понятия «толерантность»
1.2. Структура, признаки и уровни развития толерантности
1.3. Медицина как поле взаимодействия этнических культур 48 Выводы к 1-ой главе 67 Глава 2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В МЕДИЦИНЕ
2.1. Толерантность и культура врачевания
2.2. Значение принципа толерантности для формирования профессиональной культуры врача
2.3. Отношение врачей к толерантности
2.4. Принцип уважения автономии личности и принцип толерантности в инкультуральном поле медицины 115 Выводы к 2-ой главе 132 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Толерантность как социокультурная норма (западноевропейский опыт)2011 год, доктор философских наук Круглова, Надежда Викторовна
Толерантность как духовно-нравственное качество личности2011 год, кандидат философских наук Третьякова, Елена Николаевна
Проблемы и направления формирования толерантности в системе общего образования: на примере школ московского мегаполиса2009 год, кандидат социологических наук Илюхина, Галина Егоровна
Особенности толерантности в обществе социального транзита2012 год, кандидат наук Пуртова, Анна Сергеевна
Феномен толерантности: политологический анализ2011 год, кандидат политических наук Боярков, Роман Леонидович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Инкультуральный смысл толерантности в медицине»
Введение
Актуальность исследования. Современное общество переживает период трансформации, манифестируя «аксиологический хаос». В исследованиях 1 отмечается необходимость разработки аксиологической точки зрения, чтобы задать направление процессу изменения, поскольку отсутствие такой перспективы создает опасность социальной дезинтеграции.
Учитывая неизбежность разногласий по вопросам высших ценностей, индивидуум не может рассчитывать на то, что другие будут поддерживать те же принципы справедливости. Поэтому он будет поддерживать только тот справедливый стандарт, который, по его мнению, может быть достигнут посредством «перекрывающегося консенсуса»2, т.е. согласия со стороны других людей, которые, тем не менее, могут иметь отличные представления о добре и зле.
Поскольку мы признаем, что другие могут придерживаться отличных от наших принципов и норм, и что проблемы высших ценностей должны быть решены в условиях, приемлемых для всех, мы обязаны признать, что было бы неразумно навязывать свои собственные взгляды другим лицам.
В связи с этим, толерантность, подразумевающая антидогматизм, представляется ценным ресурсом на пути современного общества к принципу глобальности, предполагающему различие и сосуществование индивидуальностей с различными ценностями и идеалами.
Принципы гармонии и взаимопонимания субъектов взаимодействия становятся ведущими ценностями в построении социальных отношений различного уровня. Для осуществления нового типа социальных отношений необходимо воспроизводство такого типа личности, который обладал бы развитой культурой толерантности. Согласно Декларации принципов
1 Яковлева Е.И. Социально-аксиологический анализ глобализации: дис. ... канд. филос. наук. - Н. Новгород, 2005. - 159 с. Роготнева Е.Н. Аксиологические границы образовательных систем: автореф. ... канд. филос. наук. - Томск, 2006. Ермолаева Н.Ю. Аксиологические основания и дидактические условия педагогики ненасилия: дис.... канд. пед. наук. - Мурманск, 2007. - 118 с.
2 McKinnon С. Toleration: A Critical Introduction, Routledge, 2006, 218р.
толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, «в школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности»3.
Формирование толерантности имеет свои особенности в различных культурных конфигурациях. Одной из таких конфигураций является медицина4 . Здесь принцип толерантности имеет особенное значение, поскольку непосредственно коррелирует с гуманистическим принципом формирования культурных паттернов профессиональной деятельности. Это требует специального подхода к системе образования. В высших
медицинских учебных заведениях современной России наблюдаются попытки решать проблему подготовки толерантных специалистов области здравоохранения. Решение данной проблемы осложняется недостаточной разработанностью целевых установок, принципов, дидактических средств, формирующих профессиональную культуру работников здравоохранения.
Степень разработанности проблемы. Большинство ученых, занимающихся проблемой толерантности (Перцев A.B.5, Абакумова И.В., Ермаков П.Н.6, Асмолов А.Г.7, Комогоров П.Ф.8, Мольденгауэр Н.В.9, ориентированы, в первую очередь, на социологические исследования, что, на наш взгляд, является вполне закономерной стадией в общем ходе концептуализации толерантности в культурологии. Наибольший размах получили исследования по изучению толерантности в межэтническом
3 Декларация принципов толерантности. - Париж, 1995.
4 Седова H.H., Сергеева Н.В. Биоэтика в пространстве культуры. - М. «Триумф», 2010. - 335 с.
Перцев А. В. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. - 254 с.
Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 78 - 82.
7 Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века // Толерантность: объединяем усилия. - М.: Летний Сад, 2002. - 304 с.
Комогоров П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: дис.... канд. пед. наук. - Курган, 2000.-208 с.
Мольденгауэр Н. В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы: дис.... канд. психол. наук. — М., 2001. - 198 с.
взаимодействии. Подобные исследования были проведены Ю.А. Гаюровой10, Л.Д. Гудковым11, Н.М. Лебедевой12, В.Е. Козловым13. Исследовательский интерес к проблемам межэтнического взаимодействия объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, давними традициями социологического и социально-психологического изучения межэтнических отношений, во-вторых, особой актуальностью этой проблематики в контексте общественно-политической ситуации в стране. Кроме этого, объектом внимания в настоящее время являются проблемы, связанные с социальными отношениями в условиях имущественной дифференциации и политического плюрализма, находящие свое отражение в работах Г.М. Денисовского, П.М. Козыревой, З.Х. Саралиевой14.
В то же время, раскрытие характера взаимодействия толерантных и интолерантных культурных ценностей, норм и образцов поведения в процессе профессионального становления и деятельности специалистов почти не проводилось. А.Л. Темницким15 было проведено исследование современных проблем дипломатии в ее связи с универсальными принципами толерантности, были намечены направления по развитию и укреплению норм толерантности в процессе учебы и первых лет самостоятельной работы специалистов-международников. Формирование толерантности у молодежи как важнейшее направление ее социализации рассматривает Л.Е. Сикорская16. В 2006 г. было проведено исследование «Толерантность в
10 Гаюрова Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности - интолерантности // Идентичность и толерантность: Сб. ст. / Под ред. Н.М. Лебедевой. — М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. — С.214 — 243.
Гудков Л.Д. Этнические стереотипы населения: сравнение двух замеров // Экономические и социальные
перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. - 1995. -№ 3._С. 14-16.
Лебедева Н.М. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002.
Козлов В. Е. Межэтническая толерантность и этническое самосознание в условиях крупного полиэтничного города (на примере г. Казань): дис. ... канд. ист. наук. - Уфа, 2000.
Денисовский Г.М., Козырева П.М. Политическая толерантность в реформируемом российском обществе второй половины 90-х годов. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. - 112 с. Саралиева З.Х. Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия. - Нижний Новгород: Нижегор. гос. ун-т,
15 Темницкий А.Л. Социологические исследования толерантности студентов МГИМО / А. Л. Темницкий; МГИМО(У) МИД России, каф. социологии. - М.: МГИМО-Университет, 2005. - 193 с.
Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы // Социологические исследования. - 2007. - № 9. - С. 52-58.
волонтерской (или добровольческой) социальной работе». Выявлялись представления российских и немецких волонтеров социальной работы о толерантности как понятии, черте личности, принципе жизнедеятельности; изучались ее разнообразные формы и проявления. Толерантность в профессиональной деятельности журналиста рассматривает Новикова Т.В.17 Общие характеристики толерантности, как показало исследование, имеют специфические проявления в сфере профессиональной журналистской деятельности и поведения.
Недостаток исследований в указанной области объясняется отсутствием внятной методологической базы для изучения формирования толерантности. Дело в том, что в настоящее время подвергается критике концепция мультикультурализма, которая считалась обоснованием принципа толерантности, а ей на смену приходит концепция инкультурализма.
Концепция мультикультурализма в своём современном виде возникла на волне отвращения к фашизму и колониализму под влиянием молодёжной революции 1960-х годов и окончательно оформилась после падения коммунизма. Одним из программных документов этой концепции стала статья Даниеля Кон-Бендита и Томаса Шмида «Если Запад становится неотразим», опубликованная в ноябре 1991 года в газете Die Zeit. По их мнению, мультикультурное общество должно стать обществом, в котором каждой культуре гарантирована возможность самореализации и самоутверждения, при условии принятия этой культурой демократических и гуманистических ценностей. Тезисы Кон-Бендита и Шмида, разумеется, были восприняты как нечто чересчур смелое, однако они в экстремальной форме как раз и выражали одну из основных идей европейского леволиберального дискурса: идею толерантности.
Но современные процессы в мире показали, что мультикультурализм не в состоянии полностью реализовать эту идею, более того, в
17 Новикова Т.В. Толерантность в профессиональной деятельности журналиста: автореф. дис. филол. наук. - М., 2006.
кандидата
глобализированном обществе он становится тормозом для ее развития. Поэтому в последнее время политика ведущих стран мира строится не на модели мультикультурализма, а на принципиально новой модели инкультурализма. Однако в жизни конкретных культурных комплексов этот переход еще не осознан. К ним относится и медицина, где требование толерантного отношения к пациенту и необходимость применения единых стандартов медицинской практики приходят в противоречие. Оно может быть разрешено только с позиций инкультурального подхода.
Целью исследования является экспликация инкультурального смысла профессиональной толерантности в современной медицине как специфическом культурном комплексе.
Данная цель достигалась решением следующих исследовательских задач:
1. Провести методологический анализ толерантности в контексте мультикультурального и инкультурального подходов.
2. Проанализировать феномен толерантности в медицине на этнокультурном уровне.
3. Исследовать феномен толерантности в медицине на уровне межличностного взаимодействия.
4. Обосновать комплементарность принципа толерантности и принципа уважения автономии личности в инкультуральном поле медицины.
5. Дать культурологическую интерпретацию взаимодействия врача и пациента на основе принципа толерантности.
Объект исследования: медицина как поле инкультурального взаимодействия.
Предмет исследования: принцип толерантности в медицине.
Гипотеза исследования. В отличие от мультикультурной модели, что означает существование независимых культур, вынужденных к совместному
существованию на одной территории, новый подход базируется на таких принципах, как:
• уважение собственной культурной уникальности;
• акцентировании на взаимодействии и взаимозависимости;
• постоянное внедрение в жизнь принципа активной толерантности.
Новое в инкультурном пространстве - приоритетность взаимодействия, взаимосвязи и взаимовлияния. Диалог культур базируется на существовании общечеловеческих ценностей и идеалов. Инкультурализм предполагает непрерывный диалог между народами, культурами, конкретными произведениями человеческой творческой деятельности. Именно в контексте данной модели исторически складывались взаимоотношения в медицинской культуре, поэтому методология ее изучения должна исходить из принципа инкультуральности, что заставляет по-новому оценить возможности формирования толерантности в профессиональной среде медицинских работников.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- диссертантом обосновано положение о том, что ценность автономии является необходимым условием для возможности развития толерантности в инкультуральном пространстве социума.
- диссертантом раскрыт инкультуральный смысл толерантных отношений в этномедицине, которые позволяют сохранять культурные стереотипы отношения к здоровью и болезни в процессе применения общецивилизационных методов научной медицины.
- диссертант доказал, что взаимодействие «врач-пациент» представляет собой ситуацию отличия, запускающий механизм ситуационной толерантности именно в условиях инкультурального, а не мультикультурального взаимодействия.
Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту:
1. Ценностные ориентации в области здоровья и болезни зарождаются как этнически определенные, развиваются под воздействием этнических традиций и социально-исторических влияний (в том числе и иноэтничных), но в техногенном обществе преобладающим в них становится некий инвариант, который имеет отношение не к этнокультуре, а к цивилизации. Инкультуральный подход имманентно присущ отношениям в медицине, поскольку человек как предмет ее интереса, един в своей организмической сущности, а культурно-обусловленные национальные образы здоровья и болезни есть внешнее проявление этой единой сущности. Экспликация этнического содержания отношения к здоровью может способствовать взаимопониманию между врачом и пациентом, но для этого необходим определенный уровень толерантности в их отношениях.
2. Толерантность тесно связана и является производной от других ценностей, таких как свобода, автономия, уважение, справедливость, аутентичность, целостность и межличностное признание и принятие, но не сводима к ним, поскольку обладает рядом назначений, возлагающихся на ее автономию и уникальность. Безразличие, дискриминация, а также экстраполяция особенного и индивидуального - основные факторы интолерантности.
3. Объективно инкультуральный подход в медицине поддерживает коллегиальную модель врачевания, но он совместим по некоторым параметрам и с патернализмом. Мультикультуральный подход предполагает применение контрактной и техницистской моделей врачевания. А принцип уважения автономии личности однозначно поддерживается принципом толерантности.
4. Существует закономерная связь между инкультуральностью, толерантностью и комплаентностью пациентов в медицине. Некомплаентность - следствие интолерантности пациента, которая не только свидетельствует о его недостаточной медицинской культуре, но и нивелирует любые проявления толерантности со стороны врача. Идеология
мультикультуральности непосредственно связана именно с такими случаями. Абсолютизация собственной системы ценностей лежит в основе интолерантности пациентов и ведет к некомплаентному поведению.
5. Культурологический анализ принципа толерантности в медицине позволяет считать его пятым принципом биоэтики, комплементарным четвертому принципу - уважения автономии личности. Их комплементарность отражает инкультуральный смысл взаимоотношений в медицине как на институциональном, так и на личностном уровне.
6. Формирование общего культурного контекста интеракции при сохранении и, главное, уважении автономии личности, и есть цель-ценность толерантного поведения в медицине, поэтому в становлении профессиональной толерантности врача на этапе вузовского образовательного процесса главная роль принадлежит образованию в области биоэтики, повышению уровня профессионализма врачей и интеграции социально-проектной и культуроформирующей деятельности в образовательный процесс.
Методологическую основу исследования составляют принципы и методы теории культуры, концепции мультикультуральности и инкультуральности. Диссертант опирался на положения современной биоэтики (теория моделей врачевания, теория автономии врача и пациента и ДР-)-
В работе использованы как общенаучные методы - системный подход, структурно-функциональный анализ, моделирование, так и методы конкретных наук - психологии, социологии, социальной и медицинской антропологии.
Теоретическая и практическая значимость исследования связана с необходимостью адаптации социальных норм и ролей, регулирующих взаимоотношения между людьми в здравоохранении к новым условиям становления инкультурального социума. Выводы и рекомендации работы могут быть использованы в формировании региональной и местной политики
в области здравоохранения, в подготовке медицинских кадров, в совершенствовании работы этических и больничных комитетов, при освещении проблем медицины в средствах массовой информации.
Апробация исследования осуществлялась на научных конференциях разного уровня (Волгоград, 2004, 2005, 2006, 2010, Краснодар, 2011). По материалам диссертации опубликовано восемь научных работ, из них три - в изданиях Перечня ВАК.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы. Список литературы включает 150 источников.
Глава 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ
1.1. Методологический анализ понятия «толерантность»
Выявлению сущности толерантности посвящены многие работы философов, психологов, педагогов. Каждый, кто обращается к анализу понятия толерантность, рассматривает его под своим углом зрения. Существует множество разных, иногда противоположных трактовок толерантности. Правильное понимание толерантности необходимо для того, чтобы не растворить его в других явлениях, чтобы выявление условий развития толерантности не оказалось неразрешимой задачей.
Описать толерантность достаточно сложно. Понятие «толерантность» имеет слишком широкое толкование. По мнению Д.А. Леонтьева, толерантность «представляет собой генерализованную диспозицию, имеющую самый широкии круг проявлении» . В зависимости от контекста -политического, этического, эволюционно-биологического или психологического - толерантность принимает особый смысл.
Слово «толерантность» произошло от латинского «tolerare» -переносить, терпеть, поддерживать, сдерживать, кормить. Отсюда «tolerans», «tolerantis» - терпеливо переносящий, выносливый; и «tolerantia» -
19
терпеливость, терпение, снисходительность .
Трактовка толерантности в разных языках обнаруживает различие культур, исторического опыта: это и способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения (испанский)20, это и отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам (французский) 21 , это и готовность быть терпимым,
18 Леонтьев Д.А. Является ли толерантность мировоззрением? // Вопросы психологии. - 2002. - №1.
19 Латино-русский словарь. - M.: Флинта; Наука, 1999. - 376 с.
20 Diccionario planeta de la lengua espacola usual. - Planeta Pub Corp; Spanish edition, 1995. - 1351 p.
21 Le Petit Robert dictionaryLe Robert, France, 2000, 2841 p.
снисходительность, допущение, разрешение осуществления практики, действия, поведения, признание различия в религиозных воззрениях без дискриминации, предоставление возможности личности, религиозной секте, мнению существовать без вмешательства в их дела и ущемления их (английский) .
В русском языке существуют два слова со сходным значением: термин «толерантность», используемый в медицине и гуманитарных науках, и терпимость. «Биологический энциклопедический словарь» определяет толерантность как «иммунологическое отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген при сохранении иммунореактивности организма ко всем прочим антигенам»23. В толковом русском словаре С.И. Ожегова находим слово «терпимый - умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужим мнениям, взглядам, поведению. Терпимость — терпимость к чужим мнениям»24. Терпимость - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо), то есть допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть
О ^
снисходительным к чему-либо/кому-либо .
Существует точка зрения, что терпимость несет оттенок пренебрежения, индифферентности, пассивности, слабости. Толерантные установки, напротив, призывают к активности, предполагающей защиту прав любого человека, установление диалога с «другим», понимание «другого», в чем заключается трудность достижения толерантности, так как «понимание существует до тех пор, пока есть непонимание (разумение того, что это — иной человек, иная духовная вселенная, запредельная для моего бытия...), но ... совершенно насущная, необходимая для моего бытия, моего мышления»26.
22 Concise Oxford Dictionary of Current English. 09th edition / H.W. Fowler. - Oxford University Press, 1995.
23 Биологический энциклопедический словарь. - M.: Большая российская энциклопедия, 1995. - 864 с.
24 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1990. - 943 с.
25 Большой энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова A.M. - Изд-во: Большая Российская Энциклопедия, Научное издательство, 1998 г. - 1456 с.
26 Библер B.C. Из «Заметок впрок» // Вопросы философии. - 1991. -№ 6. - С. 38.
Современная западная социология дает такое определение толерантности: «толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Ее антиподами рассматриваются авторитаризм и тоталитаризм в силу их идейного «абсолютизма», веры в обладание высшей и окончательной истиной, единственным рецептом достижения благосостояния и счастья»27.
Политической основой толерантности является демократия и свобода 28
выбора . Осознание толерантности возможно через плюрализм идеологических и политических позиций. Все они имеют право на существование в демократическом обществе, если они не носят деструктивного характера, если они не ущемляют ни интересов отдельного человека, ни интересов общества в целом, если они не направлены на разрушение структуры государства.
В современной западной психологии сторонники биологизаторской
29
теории , толерантностью называют умение «канализировать» негативные чувства протеста, неприятия, возмущения в русло, безопасное для объекта или субъекта возмущения.
Психологический смысл толерантности наиболее полно отражен в англо-русском психологическом словаре : приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.
В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистического подхода к личности, основанного на анализе и осмыслении ценности личности, ее осознании своей ценности и ценности других людей и признании ее ценности другими людьми.
27 Современная западная социология: Сл. - M.: Политиздат. 1990. - 432 с.
28 Sharp G. The Politics of Nonviolent Action. Boston, 1984.
29
Rosenzweig S. Frustration tolerance and the picture-frustration study. Psychological Service Center Journal 2 109-115.
30 Никошкова E. Англо-русский словарь по психологии. - Изд-во: ЗАО «Руссо», 2006. - 352 с.
В англо-русском словаре по этике толерантность определена как «моральное качество, обозначающее отношение к интересам, убеждениям, привычкам, верованиям и поведению других людей. Она подразумевает попытку достичь взаимопонимания и гармонии различных точек зрения и интересов без применения давления, главным образом, посредством убеждения и дискуссии. Проблема толерантности возникла в связи с вопросом свободы индивида в обществе, разделенном на классы, этнические и религиозные группы, чьи интересы постоянно вступают в конфликт. Требование всеобщей толерантности было выдвинуто, чтобы отчасти смягчить несовместимые социальные противоречия. Пример - христианское толкование толерантности, которое по своей логике было равнозначно
31
непротивлению злу» .
Взаимосвязанные понятия человеколюбия, умеренности, разумности, мудрости, добродетели, дружбы, симпатии, равентва, прощения, милосердия, компромисса, сотрудничества и согласия образуют морфологическое пространство размещения смысловых элементов толерантности.
В системе этических взглядов Древнего мира принципиальным считалось культивирование умеренности (Фалес, Демокрит, Платон, Аристотель): «Принято считать, что воздержанность (е§кгаге1а) и выдержанность (кайеиа) относятся к числу вещей добропорядочных и достойных похвал, а невоздержанность и изнеженность - к числу дурных и осуждаемых...»32, значимой считалась чувственная толерантность (Сократ): «красота одного тела родственна красоте любого другого»33. Антифонт, отстаивая идею равенства всех людей по природе, отвергал сословные и всякие иные привилегии: «По природе мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары, и эллины»34.
31 A Dictionary of Ethics. - Progress Publishers. 1990. - 447 с.
32 Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - М.: Мысль, 1983. - Т. 4. - 830 с.
33 Сократ. Философия любви. Антология любви. Ч. 2. - М.: Политиздат, 1990. - 605 с.
34 Антология мировой философии. - M.: 1969. - Т. 1., ч. 1. - 936 с.
В конфуцианстве рождается идеал «благородного мужа», носителя высших моральных качеств, который «не стремится подлаживаться под других и не пытается подчинить других своей воле, гармония для него не сводится к единомыслию: «Благородные живут в согласии [с другими
Л г
людьми], но не следуют за ними...» . Высшей ценностью почитается «жэнь» - гуманность, милосердие, которое предполагает прежде всего общение между индивидами. В индийской философии терпимость всегда считалась высшей мудростью. Китайская мудрость гласит: Будьте строги к самим себе и снисходительны к другим, и вы не будете иметь врагов.
Апелляция к Богу, ориентация на перспективу наказания за грехи -метод контроля поведения в Средние века и закрепления терпимости в жизни общества.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Психологическая структура этнической толерантности учащихся средней школы, студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений2014 год, кандидат наук Солынин, Никита Эдуардович
Формирование этнической толерантности в современном российском обществе2004 год, кандидат социологических наук Акопян, Сергей Арамович
Толерантность как проблема философии образования2006 год, кандидат философских наук Головатая, Лариса Владимировна
Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития2007 год, кандидат социологических наук Анциферова, Наталья Геннадьевна
Культура толерантности в модернизирующемся региональном социуме: опыт культурфилософского анализа2011 год, кандидат философских наук Кузнецов, Лев Сергеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мирошникова, Оксана Витальевна, 2012 год
Список использованной литературы
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. -С. 78-82.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990. - 240 с.
3. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - Изд-во: Серебряные нити, 2001. -416 с.
4. Алексеев O.A., Шляпникова М.Н. Проблема качества жизни этнических мигрантов в региональной биополититке // Социология медицины. - № 1. - 2005. - С.61-64.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. - Изд.: СПбГУ, 2007.-Т.1.-213 с.
6. Антология мировой философии. -М.: 1969. - Т. 1., ч. 1. - 936 с.
7. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - М.: Мысль, 1983. - Т. 4. - 830 с.
8. Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века // Толерантность: объединяем усилия. - М.: Летний Сад, 2002. - 304 с.
9. Барковская А.Ю. Экологическое сознание как предмет социально-философского анализа: дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 1999.
Ю.Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. - М., 1986. - 249 с.
П.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1990. - 424 с.
12.Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. -Москва - Воронеж, 1997. - 304 с.
И.Библер B.C. Из «Заметок впрок» // Вопросы философии. - 1991. - № 6. -С. 38.
14.Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991. - 440 с.
15.Библия. Новый Завет. От Матф. 5.44.
16.Билибин А.Ф. Врачевание и некоторые принцийы врачебной деонтологии //Клиническая медицина. — 1972. — Т. № 50. - № 6. - С. 142-145.
17.Биологический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 1995. - 864 с.
18.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М., 1996.-472 с.
19.Болыпой энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова A.M. -Изд-во: Большая Российская Энциклопедия, Научное издательство, 1998.- 1456 с.
20.Братченко C.J1. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997. - 332 с.
21 .Бубер М. Я и ты. - М., «Высшая школа», 1993. - 177 с.
22.Валитова P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Московского университета. Сер. философия. - 1996. -№ 1. - С. 33-37.
23.Виноградова C.B. Этнические проблемы здоровья и болезни как предмет исследований в социологии медицины: дис. ... канд. соц. наук. - Волгоград, 2007. - 163 с.
24.Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопросы философии. - 1994. - № 3. - С. 67-72.
25.Волчанский М.Е. Конфликт в медицине. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2008.
26.Гаюрова Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности - интолерантности // Идентичность и толерантность: Сб. ст. / Под ред. Н.М. Лебедевой. — М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. —С.214-243.
27Тоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. - М., 1964. - Т. 2. - 583 с.
28.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998.
- 800 с.
29.Гудков Л.Д. Этнические стереотипы населения: сравнение двух замеров // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. - 1995. - № 3.
С. 14-16.
30. Декларация принципов толерантности. - Париж, 1995.
31.Дементий Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: автореф. дис.... канд. псих. наук. -М., 1990. - 162 с.
32.Денисовский Г.М., Козырева П.М. Политическая толерантность в реформируемом российском обществе второй половины 90-х годов. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. - 112 с.
33.Домострой. М., 1990. - 303 с.
34.Дробижева Л.М. Этнополитика и социальная практика межэтнической толерантности. // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С. 32-34.
35.Ермолаева Н.Ю. Аксиологические основания и дидактические условия педагогики ненасилия: дис. ... канд. пед. наук. - Мурманск, 2007. - 118 с.
36.Ивахненко E.H. Российская альтернатива "притерпелости" -веротерпимость и толерантность // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - 2001. - № 3-4.
37.Из «Лунь юя». // A.A. Гусейнов. Великие моралисты. - М., Издательство «Республика», 1995. - 464 с.
38.Кант И. Из «Лекций по этике» // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - М.: Политиздат, 1990. - 480 ,с.
39.Капустин М.Я. Очерки земской медицины. - СПб., 1899.
40.Ковалева М.Д., Шляпникова М.Н. Тендерные исследования и медицина // Социология медицины. - № 1. - 2003. - С. 36-40.
41.Козлов В. Е. Межэтническая толерантность и этническое самосознание в условиях крупного полиэтничного города (на примере г. Казань): дис.
... канд. ист. наук. - Уфа, 2000.
42.Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. — Д., 1986. - 312 с.
43.Комогоров П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук. - Курган, 2000. - 208 с.
44.Кон И.С. Психология доброго поступка // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - Издательство политической литературы. 1988.-639 с.
45.Коротких Р.В., Жилинская Е.В., Симакова Н.В., Лукова Н.Х. Страхование профессиональной ответственности как форма социальной защиты медицинских работников // Здравоохранение.— 2000 —№7 —С.49-65.
46.Кристалл Г. Аффективная толерантность // Журнал практ. психол. и психоанализа. - 2001. - № 3.
47.JIатино-русский словарь. - М.: Флинта; Наука, 1999. - 376 с.
48.Лебедева Н.М. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002.
49.Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 46-54.
50.Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. - 1997. - № 34.
51.Леонтьев Д.А. Является ли толерантность мировоззрением? // Вопросы психологии. - 2002. - №1.
52.Лисицын Ю.П., Изуткин A.M., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. — М.: Медицина, 1984. - 116 с.
53.Мазалова Н. Народная медицина в традиционной русской культуре // Русская народная медицина и психотерапия. - СПб., 1996. - С. 478-490.
54.Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб: Евразия, 1999. - 478 с.
55.Може Ж. Социологическая ангажированность // Поэтика и политика.
Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии, 1999. - С. 301.
5 6. Мо л ь д енгауэр Н. В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы: дис.... канд. психол. наук. :— М., 2001. -198 с.
57.Никошкова Е. Англо-русский словарь по психологии. - Изд-во: ЗАО «Руссо», 2006. -352 с.
58.Новикова Т.В. Толерантность в профессиональной деятельности журналиста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2006.
59.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1990. - 943 с.
60.Основные документы ВОЗ. - 2009. - 275с.
61.Парсонс Т. Мотивация экономической деятельности // Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2000.
62.Перепелицына М.А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2005. - 176 с.
63.Перцев А. В. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. - 254 с.
64.Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердников К.В., Кравцова А.Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов. Лики толерантности и нетерпимости. - Изд-во: Смысл, 2000. - 74 с.
65.Петров A.B., Мирошникова О.В. Толерантность как ценность культуры современного общества // Биоэтика. — 2011. - № 2. - С. 5-7.
66.Петрова И.А., Медведева Л.М. Медицинская интеллигенция в истории России // Бюллетень Научно-исследовательского института социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко Российской академии медицинских наук. Выпуск 2. - М., 2000.
67.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994. - 680 с.
68.Покуленко Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму // Вопросы философии. - 1994. - № 3. - С. 73-76.
69.Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. - М.: Бонфи, 2001. - 304 с.
70.Роготнева E.H. Аксиологические границы образовательных систем: автореф. ... канд. филос. наук. - Томск, 2006.
71.Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопр. психол. - 2002. - № 2. - С. 130-131.
72.Саралиева З.Х. Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия. - Нижний Новгород: Нижегор. гос. ун-т, 2001.
73.Седова H.H. Правовые основы биоэтики: Монография. - М., Триумф, 2004. - 224 с.
74.Седова H.H., Сергеева Н.В. Биоэтика в пространстве культуры. - М. «Триумф», 2010.-335 с.
75.Седова H.H. Социология патернализма и российская медицина // Социология медицины - реформе здравоохранения. Волгоград, Изд-во ВолГМУ, 2004.
76.Седова H.H., Эртель Л.А. Право и этика в педиатрии: проблема информированного согласия. - М.: «Прогресс», 2004. - 216 с.
77.Сергеев В.В., Захаров С.О. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 2000. - № 1.-С. 7-9.
78.Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы // Социологические исследования. - 2007. - № 9. - С. 52-58.
79.Скрипкина Т.П. Толерантность и доверие: каковы границы? // Вопросы психологии. - 2002. - №1.
80.Собкин B.C. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. - М: Центр
социологии образования РАО, 2003. - 391 с.
81.Современная западная социология: Сл. -М.: Политиздат. 1990. - 432 с.
82.Сократ. Философия любви. Антология любви. Ч. 2. - М.: Политиздат, 1990.-605 с.
83.Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - М., 2001. - 152 с.
84.Соловьёв B.C. Сочинения в 2-ч томах. - М.: Мысль, 1988.
85.Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование.-2001.-№6.-С. 152-156.
86.Табатадзе Г.С. Межгосударственные отношения во взаимосвязанном мире. - Ашхабад, Ылым, 1991.
87.Темницкий A.JI. Социологические исследования толерантности студентов МГИМО / А. Л. Темницкий; МГИМО(У) МИД России, каф. социологии. -М.: МГИМО-Университет, 2005. - 193 с.
8 8. Тол стой Л.Н. Поли. Собр. Соч. Т. 28. - М.,1952.
89.Ухтомский A.A. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002. - 448с.
90.Файнштейн А.Б. Социальные субъекты защиты прав пациента: дис. канд. социол. наук. - Волгоград, 2004. - 142 с.
91.Фомина Т.К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей: дис. ... д-ра социол. наук. - Волгоград, 2004. - 289 с.
92.Фуко М. Рождение клиники. - М.: Смысл, 1998. - С. 190-224.
93.Хараш А.У. Нужно ли обучать толерантности? // Вопросы психологии.
-№1.-2002.
94.Хенгстенберг Г.-Э. К ревизии понятия человеческой природы / Это человек: Антология. -М., 1995.
95.Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1999. - 216 с.
96.Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994. - 135 с.
97.Эдинбургская Декларация Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, 1988 .
98.Яковлева Е.И. Социально-аксиологический анализ глобализации: дис. ... канд. филос. наук. - Н. Новгород, 2005. - 159 с.
99. A Dictionary of Ethics. - Progress Publishers. 1990.
100. Allport G. Nature of Prejudice. - Cambridge, MA, 1954.
101. Appelbaum P.S. Informed Consent / P.S. Appelbaum, C.W. Lidz & A.M. Meisel. -N.Y.: Oxford Un. Press, 1997.
102. Beauchamp TL, Childress JF. Principles of biomedical ethics [4th ed]. New York: Oxford University Press, 1994.
103. Bhopal R. Is research into ethnicity and health racist, unsound, or important science? BMJ, 1997, 31.
104. Bradbey M. Race/ethnicity, the social environment, and health. Soc
Sci Med, 1996, 43.
105. Brock D.W. Paternalism and Autonomy / D.W. Brock // Ethics/ - V. 5.- 1988.
106. Bullard S. Teaching Tolerance: Raising Open-Minded Children. -New York: Academic Press, 1997.
107. Callahan D. The social sciences and the task of bioethics. Daedalus.
1999.
108. Catherwood J. A plea for intolerance. Journal of Medical Ethics. 2000.
109. Chaturvedi N., McKeigue P., Marmot M. Resting and ambulatory blood pressure differences in Afro-Caribbeans and Europeans.
Hypertension, 1993, 22.
110. Chaturvedi N., Rai H, Ben-Shlomo Y. Lay diagnosis and health care seeking behaviour for chest pain in South Asians and Europeans. Lancet, 1997, 50.
111. Childress JF. The place of autonomy in bioethics. Hastings Cent Rep 1990.
112. Concise Oxford Dictionary of Current English. 09th edition / H.W. Fowler. - Oxford University Press, 1995.
113. Crowford M. Health and illness: the lay perspective. London: Tavistock Publications, 1981.
114. Diccionario planeta de la lengua espacola usual. - Planeta Pub Corp; Spanish edition, 1995. - 1351 p.
115. Dworkin R. Life's domination / R. Dworkin. - N.Y.: Alfred A.Knopf Inc., 1993.
116. Feinberg, J. Harm to Self, New York: Oxford University Press. 1986.
117. Gray J. Two Faces of Liberalism, 2000.
118. Harding S., Maxwell R. Differences in mortality of migrants. In: Drever F., Whitehead M., editors, Health Inequalities. London: The Stationery Office, 1997.
119. Horton J. Toleration // The Blackwell Encyclopedia of Political Thought, ed. D. Miller et.al. Oxford: Blackwell, 1987.
120. Jacobson S. Medical and public health influences on the research agenda// Communication and Health: Systems and Applications ed. by Ray E.B. and Donohew L. Erlbaum, 1990.
121. Kohlberg L. Stages of Moral Development as a Basis for Moral Education. - In: Munsey B. (ed.) Moral Development, Moral Education and Kohlberg.
122. Le Petit Robert dictionaryLe Robert, France, 2000, 2841 p.
123. McDowell, J. and Hostetler, B., The New Tolerance: How a cultural movement threatens to destroy you, your faith, and your children. Tyndale House, 1998.
124. McKenzie K., Crowcroft N. Describing race, ethnicity, and culture in
medical research. BMJ, 1996, 31.
125. McKinnon C. Toleration: A Critical Introduction, Routledge, 2006,
218 p.
126. Mill JS. On liberty. Indianapolis: Hackett Publishing Company, Inc, 1978.
127. Mishler Elliot G. Social contexts of health, illness, and patient care. Cambridge University Press, 1981. 277p.
128. Nazroo J. Genetic, cultural or socio-economic vulnerability? Explaining ethnic inequalities in health. Sociology of Health and Illness, 1998, 20.
129. Nazroo J. The health of Britain's ethnic minorities: Finding from a National survey. London: PSI, 1997.
130. Parsons T. The Professions and Social Structure (1939) // Parsons T. Essays in Sociological Theory (Revised Edition). New-York: The Free Press, 1966.
131. Parsons T. The Social System, N. Y., 1952.
132. Rawls J. A theory of justice. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1971.
133. Rogers, C. A Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships as Developed in the Client-centered Framework. In (ed.) S. Koch, Psychology: A Study of a Science. Vol. 3: Formulations of the Person and the Social Context. New York: McGraw Hill, 1959.
134. Rogers C. Client-centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory. London: Constable, 1951.
135. Rosenzweig S. Frustration tolerance and the picture-frustration study. Psychological Service Center Journal, 2. 109-115.
136. Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. Neue Versuch der Grundlegung eines ethischen Personalismus, 3, Aufl. M. Niemeyer, a.d.r., 1927, p. 109.
137. Schermer, M. The Different Faces of Autonomy. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2002.
138. Sharp G. The Politics of Nonviolent Action. Boston, 1984.
139. Smith D., Nazroo J., Williams R., Chaturvedi N. Ethnic Inequalities in Health. BMJ, 1999, 12.
140. Smith D. Rasial disadvantage in Britain. Harmondsworth: Penguin, 1977.
141. Speran^ia E. Resorturile psihologice ale evolu^iei umane (The Psyhological Springs of the Human Evolution), vol. I, Cluj, Editura Universita^ii, "Regele Ferdinand I", 1974, p. 54.
142. Stenhaus L. An introduction to curriculum research and development. London: Heinemann, 1975.
143. Sugerman B. The School and Moral Development. L., 1972.
144. Thomas K. Conflict and conflict management. In W.K. Hoy and C.G. Miskel (Eds.), Educational Administration: Theory, Research, Practice. New York: McGraw-Hill, 1991.
145. Van De Veer D. Paternalistic intervention / D. Van De Veer. -Prinston NJ: Prinston University Press, 1986.
146. Voltaire F. Trait sur la tolrance, 1763.
147. Williams B. Ethics and the Limits of Philosophy. London: Fontana, 1985.
148. Williams R., Bhopal R., Hunt K. The health of Punjabi ethnic minorities in Glasgow: the comparison with the general population. J Epidemiol Community Health, 1993, 47.
149. Wilson J. Practical Methods of Moral Education. L., 1972.
150. Yin R. K. Case study research design and methods. Thousand Oaks; London; New Dehli: Sage, 1994.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.