Культура толерантности в модернизирующемся региональном социуме: опыт культурфилософского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Кузнецов, Лев Сергеевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат философских наук Кузнецов, Лев Сергеевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ.
1.1 Феномен культуры толерантности.
1.2 Сущность процесса модернизации и влияние глобализации на культуру толерантности рубежа XX — XXI вв.
ГЛАВА 2 КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ.
2.1 Формирование культуры межэтнической толерантности в конце 1980-х-2000-х гг.
2.2 Динамика межконфессиональной толерантности в конце 1980-х -2000-х гг.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Трансформации этнических систем в условиях модернизации регионального социума2012 год, кандидат философских наук Айзятова, Лиана Фяритовна
Власть и культура Мордовии в 1991 - 2010 гг.: исторический аспект2011 год, кандидат исторических наук Минеева, Ирина Николаевна
Философско-антропологический анализ этноконфессиональной толерантности в современном Дагестане2008 год, кандидат философских наук Вагабова, Зарема Руслановна
Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза2009 год, кандидат педагогических наук Кобесашвили, Наили Левановна
Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности2006 год, доктор философских наук Гусаева, Каринэ Гамидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура толерантности в модернизирующемся региональном социуме: опыт культурфилософского анализа»
Актуальность исследования. В современном мире происходит увеличение плотности и интенсивности взаимодействий между представителями различных культур. Для эффективных коммуникаций в таких условиях неизбежно и необходимо развитие культуры толерантности - культуры взаимного уважения особенностей друг друга. При ее отсутствии возникают конфликты, чаще на этнической и конфессиональной почве.
Проблема формирования культуры толерантности для современной России в целом и ее регионов в частности актуальна в силу исторически сложившихся многонациональное™ и многоконфессиональности населения, а также в связи с особенностями переживаемого периода истории - локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, ростом национального экстремизма и т.д.
На фоне демократической трансформации российского социума, его интеграции в мировое сообщество возрастает роль согласия и терпимости, возникает потребность в анализе социокультурных предпосылок формирования культуры толерантности, а также тенденций ее динамики. В этом контексте на первый план выступает проблема определения сущностно-функциональной природы исследуемого феномена и поиска оптимальной модели гармоничного сосуществования людей независимо от их конфессиональной и этнической принадлежности, о продуцировании толерантного сознания и поведения, которые в условиях современной модернизации приобретают особую значимость.
Актуальность темы возрастает при анализе проявлений культуры толерантности в конкретном регионе. В данном исследовании рассматривается Республика Мордовия (РМ), представляющая собой модель полиэтничного региона России, характеризующегося значительным конфессиональным многообразием состава населения, в котором в силу административно-географического положения действуют закономерности центра и периферии.
Кроме того, в условиях постсоветских трансформаций здесь накоплен уникальный опыт общественно-политической, культурной и социальной модернизации мультикультурного регионального социума, в короткий исторический срок достигнут значительный прогресс в формировании и поддержании культуры толерантности и этноконфессионального консенсуса, который еще не стал предметом философского осмысления.
Степень научной разработанности проблемы
Тема поиска и применения способов и средств бесконфликтного и гармоничного сосуществования носителей разных мировоззрений, культурных традиций всегда привлекала внимание философов, культурологов, социологов, религиоведов, психологов, политических, общественных и религиозных деятелей. В зависимости от уровня своей социокультурной конформности, познаний в исследуемой области каждый из них по-своему формулирует дефиниции отношения к «инаковости». И если ранее в этой связи использовались только понятия «терпимость» и «веротерпимость», то в последние годы всё большее распространение получает понятие «толерантность».
Концептуальная разработка вопросов толерантности невозможна без обращения к философским трудам таких мыслителей древности, как Аристотель, Конфуций, Платон, которые одними из первых обозначили этическую проблематику данного направления. Различные аспекты рассмотрения проблемы толерантности присутствуют в классических работах Г. Лейбница, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Б. Спинозы. Идеи либерализма, гуманизма и терпимости нашли свое отражение в творчестве П. Бейля, Ф. Вольтера, Т. Гоббса, Дж. Локка и других просветителей, проповедовавших фундаментальную свободу религий, аналогичную личностному праву на свободу.
В работах современных западных исследователей преимущественное внимание уделяется сравнительному анализу реализации принципа толерантности в различных типах политических систем, рассмотрению особенностей и пределов терпимости, обусловленных необходимостью сохранения демократической системы (учение «сообщественной демократии» А. Лейп-харта, «общинного характера структуры политики» Л. Пая, «теория справедливости» Дж. Ролза и др.). В изучении вопросов продуцирования толерантности наиболее известными и признанными являются работы Дж. Грея, М. Крэнстона, Дж. Ларсена, К. Нидермана, П. Николсона, Дж. Ролза, М. Уолцера и др. При этом весьма примечательно, что Дж. Грей и М. Уолцер в своих работах предостерегают от необдуманного и поспешного продвижения западных либеральных ценностей в Россию без учёта её евразийского характера и исторически сложившихся культурных традиций. Большое значение западными учеными придается проблемам толерантности в поликультурном обществе (Дж. Берри, Р. Кэйлин, М. Плизант и др.). Необходимо также отметить исследования динамики уровня толерантности в современном европейском обществе Дж. Мэндока и М. Сандерса, теорию возрастания политической толерантности С. Стоуффера, анализ сущности толерантности в рамках современного либерального проекта 3. Клайда и Дж. Уильямса и др.
Особую значимость зарубежные авторы придают проблеме модернизации социума в философском, историческом и культурологическом аспектах, которая подробно рассмотрена в работах исследователей XIX - начала XXI вв. -С. Блэка, С. Ваго, М. Вебера, Д. Лернера, Р. Макридиса, Д. Растоу, Г. Тер-борна, А. Тойнби, Р. Уорда, С. Хантингтона, Д. Эптера и др.
Анализ отечественных исследований по проблематике толерантности позволяет выделить следующие подходы:
- онтологический (П. К. Гречко, В. М. Золотухин и др.), в рамках которого исследуются общие вопросы межэтнической толерантности;
- аксиологический (П. М. Лебедева, М. П. Мчедлов, В. Ю. Хотинец и др.), представители которого оценивают толерантность как основу и механизм преемственности этнической идентичности;
- социально-философский (Р. Р. Валитова, Б. В. Емельянов, Д. В. Зиновьев, В. И. Мукомель, Ж. Т. Тощенко и др.), представители которого акцентируют внимание на социально-экономических, нравственных, политических, религиозных проблемах межэтнической толерантности;
- типологический (В. А. Лекторский, М. Б. Хомяков и др.), в рамках которого объясняется становление и развитие общих типов толерантности.
Важным фактором, определяющим специфику межэтнических и межконфессиональных отношений, выступают особенности национального самосознания того или иного народа, а также существующие в обществе этнорелигиозные стереотипы. Данным проблемам посвящены труды 3. В. Сике-вич, Н. Г. Скворцова, Г. У. Солдатовой, В. Ю. Хотинец. Пристальное внимание отечественными учеными уделяется изучению вопроса взаимосвязей продуцирования культуры толерантности и модернизационных процессов, что нашло свое отражение в работах В. В. Алексеева, А. С. Ахиезера, В. А. Красильщикова.
Комплексные исследования, раскрывающие разные аспекты социокультурной ценности и функциональности понятия «толерантность», содержатся в научном сборнике, изданном под общей редакцией М. П. Мчедлова.
Большое значение для изучения специфики проявлений культуры толерантности имеют работы региональных ученых. Так, Н. И. Ворониной активно исследуются вопросы кризисов и инверсий в эволюции полиэтничного города, культурной идентичности его горожан; Р. И. Александровой и Е. В. Мочаловым рассматривались вопросы национального менталитета; А. А. и П. А. Гагаевы разрабатывают проблему космо-психо-логоса; А. С. Лузгин всесторонне изучает традиции материальной культуры русского и мордовского народов, промыслы Мордовии; М. Ю. Грыжанковой анализируются духовные проблемы современности; Н. Л. Новиковой осуществляется философско-культурное осмысление языковой динамики в повседневности современного полиэтничного города; Н. Ф. Мокшиным и Н. Г. Юрченковой подвергается анализу мировоззрение мордовского этноса, выраженное в мифологии. Обращает на себя внимание серия монографических работ этнологов Республики Мордовия по изучению культурного наследия и участию мордвы в формировании российского мультикультурного общества в рамках историко-этнографического проекта «Мордва России» под руководством Л. И. Никоновой. Пристальное внимание изучению проблематики межнационального и межконфессионального диалогов в республике уделяется такими учеными, как О. А. Богатова, А. В. Мартыненко и др. Исламскому фактору в социокультурном и этнополитическом развитии РМ посвящены статьи А. С. Девятаева и М. Ш. Салимова.
Вышесказанное позволяет констатировать, что зарубежными и отечественными исследователями по проблеме феномена толерантности созданы значительные наработки. Вместе с тем проблема культуры толерантности в модернизирующемся региональном социуме, в частности в Мордовии, не получила в работах исследователей всестороннего комплексного освещения.
Гипотеза научного исследования. Культура толерантности подразумевает активное развитие и функционирование в жизни мультикультурного общества принципов межэтнической и межконфессиональной толерантности. В условиях современного глобализирующегося мира продуцирование культуры толерантности во многом обусловлено модернизационными процессами. Суть культуры межэтнической толерантности модернизирующегося регионального социума конца XX - начала XXI вв. заключается в положительной динамике развития от конфронтации с государственными структурами к выстраиванию конструктивного диалога. В культуре межконфессиональной толерантности регионального социума в рассматриваемый период отмечается переход от формального равноправия конфессий региона к развитию разносторонних связей между ними. Парадигмальная модель культуры толерантности на основе диалога является наиболее продуктивной для динамичного социокультурного развития полиэтнического многоконфессионального регионального социума.
Объектом диссертационного исследования является феномен культуры толерантности, рассматриваемый в качестве самостоятельной культурфи-лософской проблемы.
Предметом исследования выступает культура межэтнической и межконфессиональной толерантности в модернизирующемся региональном пространстве конца XX — начала XXI вв.
Цель исследования - выявить сущность культуры толерантности и специфику ее проявлений на региональном уровне.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
- определить понятие «культура толерантности» и дать сущностно-функциональную характеристику этому явлению;
- рассмотреть типологические черты модернизации в российском обществе и проследить влияние процессов глобализации на культуру толерантности в условиях модернизации рубежа XX - XXI вв.;
- выявить своеобразие процессов модернизации в Республике Мордовия в конце 1980-х - 2000-х гг. в контексте формирования культуры межэтнической толерантности;
- смоделировать диалогическую парадигму межконфессиональной толерантности в Республике Мордовия в 1980-х - 2000-х гг.
Методология исследования. В основе данного исследования лежит системный подход как выражение диалектической методологии. Данный подход позволяет познать такое сложное явление как культура толерантности в многообразии и, одновременно, в единстве его элементов. Системный подход не ограничивается выявлением состава изучаемой системы, он, раскрывая взаимосвязь структурных элементов целостности, позволяет распутать сложнейший клубок причинно-следственных связей и закономерностей функционирования данной системы. Исследование носит междисциплинарный характер, позволяющий использовать методы философии, культурологии, социологии и психологии для решения поставленных задач:
- интегративный — позволяющий использовать данные различных областей гуманитарного знания применительно к решению задач, поставленных в исследовании;
- компаративный - помогающий изучению особенностей объектов исследования на основе сопоставления их характеристик с аналогичными, но отличными друг от друга свойствами;
- историко-генетический - способствующий анализу специфики проявлений культуры толерантности в исторической перспективе;
- феноменологический - позволяющий определить содержание и смысловое наполнение исследуемых явлений;
- аксиологический — способствующий выявлению значимости опыта существования мультикультурного и полиэтничного общества в Республике Мордовия на основе сформировавшегося ценностного наполнения.
Научная новизна диссертационной работы проявляется как в постановке проблемы, так и в результатах, достигнутых в ходе исследования:
- выявлена сущностно-функциональная природа феномена и дано определение понятию «культура толерантности» через взаимосвязь принципов толерантности и интолерантности;
- выведены типологические черты модернизации в российском обществе и рассмотрено влияние процессов глобализации на динамику развития культуры толерантности на рубеже XX - XXI вв.;
- обозначены основные детерминанты развития межэтнической толерантности в модернизирующемся региональном социуме Республики Мордовия в конце 1980-х - 2000-х гг.;
- построена парадигмальная модель развития межконфессиональной толерантности в Республике Мордовия в конце 1980-х - 2000-х гг.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения диссертационного исследования:
1. Культура толерантности — это культура коммуникативной открытости, подразумевающая собой активное внедрение и развитие принципов толерантности субъектов модернизационного мультикультурного общества и наличие некоторой степени интолерантности как действенного способа противостояния различным формам агрессии. Социокультурными условиями существования и развития культуры толерантности являются личностное развитие человека и право свободы выбора, государственная и гражданская институциональность и обязательная интолерантность как проявление нетерпимости к проявлениям агрессии во всех ее формах.
2. Сущность модернизации заключается в существенном изменении социокультурных отношений с целью роста эффективности коммуникационной компоненты общественной жизни. Для России характерна неравномерность регионального развития как один из эффектов политики модернизации в крупнейшей стране с громадной вариацией исторической динамики составляющих ее территорий и социокультурных «ниш».
Определяющим фактором модернизации рубежа XX - XXI вв. выступает глобализация. Как стремление к универсальному она вступает в конфликт с мультикультурностью как ориентацией на сохранение и развитие самобытных культур. Такая социокультурная ситуация обусловливает необходимость развития культуры толерантности в качестве одного из фундаментальных условий взаимодействия носителей различных культур. В данном контексте культура толерантности вырабатывает новые позиции в определении границ толерантности/интолерантности, чему способствуют политика, право и мораль как ориентиры ценностно-нормативной системы.
3. Под воздействием модернизационных процессов начала 1990-х гг. происходили актуализация этнической идеи и активизация деятельности национальных движений, которые наряду с государственными институтами участвовали в формировании культуры толерантности в регионе. В становлении этой культуры в Республике Мордовия выделяются два этапа:
- конец 1980-х - первая половина 1990-х гг. отмечается стремительной политизацией и радикализацией этнических движений, что оказало негативное влияние на состояние межэтнической толерантности;
- вторая половина 1990-х - 2000-е гг. характеризуются процессами налаживания конструктивного диалога власти и этнических движений, выработки продуманной национальной политики и закладывания прочного фундамента культуры межэтнической толерантности.
4. Анализ динамики развития межконфессиональных отношений в конце XX — начала XXI вв. в Республике Мордовия позволил выявить процесс формирования диалогической парадигмы и выстраивания на ее основе новой модели культуры межконфессиональной толерантности. Данный процесс, несмотря на присутствие ряда отрицательных явлений (противоречия традиционного для Мордовии православия с менее многочисленными лютеранскими и протестантскими общинами; организационная разобщенность мусульманской общины; деятельность тоталитарных религиозных сект, ин-толерантная по своей сути), стал важнейшим катализатором аккумуляции культуры межконфессиональной толерантности в регионе.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в целостном сущностном анализе феномена культуры толерантности применительно к модернизирующемуся региональному социуму. Результаты, полученные в ходе работы, способствуют глубокому осмыслению тенденций происходящих в мультикультурном социуме межэтнических и межконфессиональных процессов.
Основные теоретические выводы и обобщения, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы при разработке курсов по философии и культурологии, основ национальной и религиозной политики в Российской Федерации (РФ) и ее субъектах, для дальнейшего исследования проблем взаимосвязи между различными религиозными организациями и проблем межнациональных отношений в условиях модернизации.
Апробация результатов работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены на заседании отдела теории и истории культуры НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ, а также апробированы в ходе участия в конференциях: Всероссийской научной конференции «Социально-демографические проблемы Поволжья в этническом измерении» (Саранск, 2007); Всероссийской научной конференции «Модернизационные парадигмы в экономической истории России» (Саранск, 2007); Всероссийской научной конференции «Глобализация и этнокультурное развитие регионов России» (Саранск, 2008) и II Республиканском конкурсе научных работ среди молодых ученых, аспирантов и студентов (Саранск, 2008). По результатам диссертационного исследования опубликовано 5 статей, в том числе одна статья в ведущем рецензируемом научном журнале ВАК.
Структура и объем работы определяется последовательностью решения поставленных задач. Основной текст содержит 153 страницы и имеет следующую структуру: введение, две главы (четыре параграфа), заключение, библиографический список, включающий 188 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России: Региональный аспект2006 год, кандидат социологических наук Бобылева, Екатерина Александровна
Трансформация религии как социального института в постсоветской России2007 год, кандидат социологических наук Чемикосова, Татьяна Александровна
Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития2007 год, кандидат социологических наук Анциферова, Наталья Геннадьевна
Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе2003 год, кандидат политических наук Гаджимирзаев, Муси Мусаевич
Проблемы формирования толерантности в сфере этноконфессиональных отношений северного города: социологический анализ: на материалах города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры2008 год, кандидат философских наук Гуренкова, Тамара Дмитриевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кузнецов, Лев Сергеевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном глобальном мире культура толерантности объективно становится необходимой основой развивающихся процессов модернизации общества. С позиций философско-культурных исследований она представляет собой культуру положительного, даже поощрительного отношения к различиям, а если более конкретно, то культуру коммуникативной открытости «другому» («иному»), охватывающую собой весь спектр значений в промежутке между полным непринятием и полным принятием этого «другого» («иного»). Культура толерантности подразумевает собой активное развитие и внедрение в жизнь принципов терпимости, мира и согласия в модернизирующемся мультикультурном обществе.
В последние десятилетия понятие «культура толерантности» становится все более употребляемым и востребованным, что отражает не только идеал многих выдающихся мыслителей прошлого и современности, но и несомненный факт роста интолерантности/нетерпимости в различных сферах и на различных уровнях человеческих взаимоотношений, в частности в этнической и конфессиональной среде.
В работе культура толерантности рассматривается как активное отношение к происходящему, формируемое на основе признания прав и свобод человека, включающее установку на взаимопонимание и уважение к мнению, культуре и образу жизни других.
Основными факторами, влияющими на развитие культуры толерантности, являются:
1) качество жизни;
2) политическая обстановка;
3) социализация;
4) личностные и культурно-исторические особенности.
Развитие культуры толерантности тесно связано с процессом модернизации общества, представляющим собой коренное изменение общественных отношений. Модернизация предполагает появление и развитие, как передовых технологий, так и новационных политических, культурных, социальных механизмов. Модернизационный переход редко протекает спокойно и равномерно. Он оказывает воздействие на все социальные институты и всех членов общества. Модернизация сопровождается расширяющейся дифференциацией экономической, организационной, политической и культурной сфер и во многом детерминирует развитие культуры толерантности в обществе.
Модернизация, происходящая в России, имеет свою специфику, которая определяет характер, пределы и содержание модернизационных процессов. Среди характеристик отечественной модернизации отмечается особая роль государства в ее проведении и ее волнообразный характер.
Определяющим фактором модернизации рубежа XX - XXI вв. выступает феномен глобализации. Глобализация, как стремление к универсальному, противоположна мультикультурности, как ориентации на сохранение и развитие самобытных культур. Разрешение этого противоречия может быть найдено в культурной символизации универсального, а толерантность же, понятая в широком смысле, представляет собой императив такой символизации. В этих условиях культура толерантости в обществе формируется в рамках рационально организованного коллективного сознания. Рациональность ценностных установок предполагает их включенность в пространство дискурса, анализа, понимания и рефлексии. Продуцирование культуры толерантности все более выступает следствием осознанности общей надэтниче-ской, надконфессиональной составляющей индивидов различных социальных групп.
За последние десятилетия многонациональный народ Мордовии прошел нелегкий путь трансформации от советского социума к современному модернизирующемуся обществу, что не могло не отразиться на всех сферах жизни республики, в том числе на межнациональных отношениях и на развитии культуры этнической толерантности.
Начальный период эволюции деятельности органов власти РМ и общественных движений в сфере этнической политики и толерантности (конец 1980-х - первая половина 1990-х гг.) оказался омрачен излишней политизацией общественных движений, лидеры которых ввязались в борьбу различных политических сил. Со стороны органов государственной власти в этот период можно отметить двойственную тенденцию в данной сфере политики. С одной стороны, проблемам развития национальных движений и помощи им уделялось откровенно мало внимания (что вполне объясняется, в том числе и общим бедственным состоянием экономики), с другой - национальные движения Мордовии активно использовались в процессе политической борьбы, причем с явной тенденцией применения наиболее радикальных аспектов этнических движений.
Следует отметить, что в неспокойное время начала 1990-х гг. в среде многонационального народа РМ радикальные этноцентристские идеи (по сути, идеи национализма) не нашли широкого применения. Бурные события, последовавшие за крушением СССР, показали, что путь конфронтации, взаимных обвинений, не может пойти на пользу обществу. Стало ясно, что сохранение стабильности в межэтнических отношениях, толерантность, уважение верований, культуры, обычаев, языка соседей — есть важнейшее средство, способствующее сближению людей, укреплению согласия. Можно сказать, что период начала 1990-х гг. XX в. явился своеобразной проверкой на прочность исторически сложившейся межэтнической толерантности народов республики.
Начиная со второй половины 1990-х гг., нарастают процессы постепенной инкорпорации общественно-политических движений в стабилизирующуюся политическую жизнь республики, налаживания конструктивного диалога власти, этнических и конфессиональных движений, выработка адекватной и достаточно продуманной национальной политики. В это время, на наш взгляд, и был заложен прочный фундамент культуры толерантности, взаимного согласия и уважения представителей различных этносов, культур, конфессий, что является необходимым условием для успешного развития процессов модернизации в регионе.
Сложившаяся практика проведения национальной политики в Республике Мордовия подтверждает, что только концентрация потенциала всех ветвей и уровней государственной власти, местного самоуправления, а также структур гражданского общества, включая соответствующие структуры основных национальных общностей, на приоритетных проблемах национального развития и межнационального сотрудничества позволяет обеспечить успешную реализацию на местах государственной политики Российской Федерации, направленной, в том числе, на формирование и поддержание культуры этнической толерантности.
В начале XXI в. устойчивые черты добрососедства, веротерпимости, межнационального согласия и сотрудничества, гармоничного развития этно-конфессиональных отношений стали доминирующей тенденцией для Мордовии. В современных условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса, именно развитые традиции толерантности, мультикультурно-сти, консолидации и взаимопомощи являются базой для дальнейшего развития как регионального, так и российского общества.
Глубинные трансформации в России рубежа XX - XXI вв., новые социально-экономические условия, смена политических режимов, ценностных ориентации и стремительные изменения в науке и культуре оказали огромное влияние на духовную жизнь российского общества и, соответственно, регионального социума. Изменение вероисповедной политики государства создало условия для увеличения численности религиозных организаций, повышения их роли в общественной жизни.
Глубинные трансформации в России конца XX столетия активизировали не только рост национальных и общественных движений, но и динамику духовной жизни российского общества и, соответственно, регионального социума. Произошла активизация конфессионального воздействия на социокультурную сферу и поведение верующих в социуме.
В 1990-х гг., в условиях переходного периода, в республике начался процесс религиозного возрождения, массовое строительство и реставрация церквей, монастырей, мечетей, молитвенных домов и т.д. Стали легально осуществлять свою деятельность многочисленные религиозные организации, ранее находившиеся под запретом. В связи с тем, что Мордовия традиционно является поликонфессиональным регионом, важнейшим фактором продуцирования культуры толерантности выступает проблема межконфессиональных отношений.
Анализ динамики развития межконфессиональной толерантности в 1990-е - 2000-е гг. в Республике Мордовия показал, что вектор ее развития был направлен на отход от формального равноправия конфессий к развитию полномасштабных и разносторонних связей между ведущими конфессиями страны при сохранении и обеспечении законных прав религиозных меньшинств. Данному процессу способствовало функционирование в республике исторически сложившегося типа межнациональных и межконфессиональных отношений. Все это выступает важнейшим катализатором позитивного роста культуры толерантности в регионе.
Тем не менее, необходимо отметить и ряд отрицательных явлений в этой динамике. Во-первых, это противоречия традиционного для Мордовии православия с менее многочисленными лютеранскими и протестантскими общинами, которые выступают как религиозные меньшинства по отношению к Русской Православной Церкви. Во-вторых, организационная разобщенность мусульманской общины, что весьма отрицательно сказывается на росте культуры толерантности населения, особенно в его части исповедующей ислам. В-третьих, интолерантная деятельность нетрадиционных религиозных сект и слабое противодействие им со стороны Русской Православной Церкви и мусульманской общины, а так же светской общественности, в том числе научной интеллигенции. Причем, важнейшим ингибитором продуцирования культуры толерантности в Мордовии выступают представители политических или религиозных сил, отстаивающие частные или групповые интересы.
Таким образом, культура толерантности на основе диалога является наиболее продуктивной для динамичного социокультурного развития личности и полиэтнического многоконфессионального социума, в том числе регионального. Сокращение сфер человеческой деструктивности, насилия и нетерпимости есть важнейшее условие, способствующее повышению эффективности модернизационных инициатив.
Перспективы дальнейшего углубленного изучения проявления культуры толерантности в модернизирующемся региональном социуме могут быть связаны с рядом моментов. Так, например, плодотворной может стать тема о разноуровневости толерантности и интолерантности и определении допустимой границы этого состояния в современном мире. Кроме того, анализ соотношения «толерантное-интолерантное» в современном мире можно расширять и углублять, используя данные различных научных направлений в целом и результаты социальных опросов, в частности. И уж конечно, возможно расширение и дополнение рассмотренных проявлений культуры толерантности за счет анализа происходящих событий, связанных с современными социокультурными процессами.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кузнецов, Лев Сергеевич, 2011 год
1. IV съезд мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Электронный ресурс. / Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. Москва,- [2009]. - Режим доступа: http://www.mordvarf.ru/4s.
2. Абрамов В. К. Мордвины вчера и сегодня: краткие очерки Мордовской государственности и национального движения / В. К. Абрамов. Саранск : Мордов. кн. изд., 2002. - 240 с.
3. Александрова Р. И. Менталитет и особенности российского этноса / Р. И. Александрова, Е. В. Мочалов // Нравственная культура народов России: традиции и современность. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - С. 7-21.
4. Алексеев В. В. Распад СССР в контексте теории модернизации и имперской эволюции / В. В. Алексеев, Е. В. Алексеева // Отечественная история. 2003. -№5.-С. 3-39.
5. Алексеев В. В. Региональное развитие в контексте модернизации / В. В. Алексеев, Е. В. Алексеева, М. Н. Денисевич, И. В. Побережников. -Екатеринбург—Лувен, 1997. -326 с.
6. Алексеев О. А. Толерантность и перспективы развития общества / О. А. Алексеев // Толерантность и полисубъектная социальность: материалы конф. Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2001. - С. 96-109.
7. Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социально-этнических изменений : автореф. дис. . канд. псих, наук / И. Б. Андрущак. М., 1998. - 25 с.
8. Ахиезер А. С. Модернизация в России и конфликт ценностей / А. С. Ахие-зер. М. : ИФ РАН, 1994. - 252 с.
9. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 120 с.
10. Бахмустов С. Б. Шум ради шума / С. Б. Бахмустов // Советская Мордовия. -26 ноября 1991.-№233.-С. 3.
11. Бердяев Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. М. : Советский писатель, 1990.-346 с.
12. Богатова О. А. Гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме // О. А. Богатова. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 340 с.
13. Богатова О. А. Этнические границы в Мордовии: парадокс многоуровневой идентичности / О. А. Богатова // Социологические исследования. 2004. -№ 6. - С. 69-75.
14. Валитова Р. Р. Толерантность как этическая проблема : автореф. дис. . канд. философ, наук / Р. Р. Валитова. М., 1997. - 20 с.
15. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
16. Вежновец Е. Н. Глобализация Электронный ресурс. / Е. Н. Вежновец, И. В. Сидорская // Энциклопедия социологии. Москва, [200?]. - Режим доступа: Ьир://з1оуап.уапёех.ш/Глобализация/Энциклопедия%20социологии /Глобализация/.
17. Вишневский А. Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР / А. Г. Вишневский. М. : ОГИ, 1998. - 429 с.
18. Волкова Т. В. Социально-философский анализ толерантности как фактора социокультурной интеграции общества : автореф. дис. . канд. филос. наук / Т. В. Волкова. Ростов н/Д, 2006. —27 с.
19. Вольтер Ф. Философские сочинения / Ф. Вольтер. М. : Наука, 1996. - 560 с.
20. Воронина Н. И. Город и люди: культурная идентичность / Н. И. Воронина. -Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2008. 100 с.
21. Воронина Н. И. Массовая культура / Н. И. Воронина // Вопросы философии.-2005. №8.-С. 182-185.
22. Воронина Н. И. Полиэтнический город в зеркале повседневности / Н. И. Воронина. Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2008. - 292 с.
23. Воронина Н. И. Человек в мире повседневности. Ч. 1. / Н. И. Воронина. -Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2009. 100 с.
24. Выступление Главы Республики Мордовия Н. И. Меркушкина // Национальное возрождение мордовского народа: состояние, проблемы и перспективы: материалы III съезда мордовского народа 7 — 10 октября 1999. Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2001. - С. 3-9.
25. Гафиятов И. 3. Межэтническая и межконфессиональная толерантность в местном сообществе / И. 3. Гафиятов, Р. Р. Хайдаров, Ч. Н. Махмутова // Власть. 2010. - № 7. - С. 74-76.
26. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М. : Прогресс, 1990.-495 с.
27. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Сочинения. В 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1991. - 731 с.
28. Грей Дж. Поминки по Просвещению / Дж. Грей. М.: Праксис, 2003. - 368 с.
29. Гречко П. К. Различия: от терпимости к культуре толерантности / П. К. Гречко. М. : Изд-во Российского Университета дружбы народов, 2006. -416 с.
30. Грыжанкова М. Ю. Основы православной культуры / М. Ю. Грыжанкова,
31. A. И. Белкин. Саранск : Изд. центр Историко-социологического ин-та МГУ им. Н. П. Огарева, 2006. - 200 с.
32. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. М. : ACT: ACT МОСКВА, 2007. - 548 с.
33. Гуслянников В. Д. I Всероссийскому съезду мордовского народа /
34. B. Д. Гуслянников // Советская Мордовия. 14 марта 1992. - № 43. - С. 1.
35. Девятаев А. С. Исламский фактор в Республике Мордовия: социокультурный и этнополитический аспекты развития / А. С. Девятаев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. - № 2. - Т. 12. -С. 282-284.
36. Декларация принципов толерантности, утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года Электронный ресурс. Москва, 2003. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/declar.html.
37. Денисовский Г. М. Политическая толерантность в реформируемом российском обществе второй половины 90-х гг. / Г. М. Денисовский, П. М. Козырева. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2002. - 112 с.
38. Егоров Б. Ф. «Семейон-знак» / Б. Ф. Егоров // Вышгород. 2006. - №4. -С. 153-157.
39. Золотухин В. М. Толерантность как проблема философской антропологии: автореф. дис. . д. филос. наук / В. М. Золотухин. Екатеринбург, 2006. — 43 с.
40. Из Программы общества «Масторава» // Вестник Мордовского университета. 1990. - № 4. - С. 43-44.
41. Ильин И. А. Манифест русского движения Электронный ресурс. / И. А. Ильин // Русское православное сетевое братство. ЭсоИБсЫе, 1999. -Режим доступа: http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/ilin/24.htm.
42. Ильинская С. Г. Толерантность как категория политической теории: авто-реф. . канд. полит, наук / С. Г. Ильинская. М., 2006. - 30 с.
43. К народу республики: обращение Председателя ВС МССР Н. В. Бирюкова // Советская Мордовия. 6 марта 1992. - № 39. - С. 1.
44. Казьмина Е. А. Весь мир насилья. Электронный ресурс. / Е. А. Казьмина // Новая газета. 7 июня 2001. - № 39. - Москва, 2001. - Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/data/2001/39/08.html.
45. Капустин Б. Г. Толерантность насилие Электронный ресурс. / Б. Г. Капустин, В. В. Игрунов, В. А. Церетели. - Москва, [200?]. - Режим доступа: http://www.igpi.ru/center/seminars/russ-georgia/kapustin. Ы:т1
46. Клакхон К. К. М. Зеркало для человека. Введение в антропологию / К. К. М. Клакхон. СПб : Евразия, 1998. - 352 с.
47. Кожурин Ю. Ф. Цивилизационное измерение социальной истории / Ю. Ф. Кожурин. Саранск : НИИ гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия, 2008. - 368 с.
48. Колганов А. И. Три модернизации в России и наше время Электронный ресурс. / А. И. Колганов // Золотой Лев. № 69-70. - Москва, 2005. - Режим доступа: http://www.zlev.ru/6964.htm.
49. Колер И. Основные понятия истории развития человечества / И. Колер // История человечества: Доисторический период. СПб. : Полигон, 2003. -335 с.
50. Кониченко Ж. Д. На пороге реформ: общественно-политическая жизнь Мордовии в первой половине 1990-х годов / Ж. Д. Кониченко, В. А. Юрчен-ков. Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2006. - 368 с.
51. Красильщиков В. А. Вдогонку за прошедшим веком: развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций / В. А. Красильщиков. М. : РОССПЭН, 1998.-264 с.
52. Красильщиков В. А. Модернизация: зарубежный опыт и Россия /
53. B. А. Красильщиков, В. П. Гутник, В. И. Кузнецов, А. Р. Белоусов и др. М. : Инфомарт, 1994. - 115 с.
54. Круглый стол «Роль и место религиозных организаций в формировании гражданского общества» // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ. — 2010.-№ 1.- С. 218 -229.
55. Культура и цивилизация / ред. IT. С. Савкин. Саранск : Изд-во Сарат. унта. Саран, фил., 1989. - 118 с.
56. Лебедева H. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / H. М. Лебедева. М. : Ключ, 1999. - 224 с.
57. Левченко И. Н. Ценности толерантности и терпимости принимающего сообщества в условиях миграционной подвижности населения юга России : ав-тореф. . канд. социол. наук / И. Н. Левченко. Ростов н/Д, 2006. - 27 с.
58. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах / А. Лейпхарт. -М. : Аспект Пресс, 1997. 287 с.
59. Лики толерантности Электронный ресурс. Москва, [2003]. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/p-review-faces.shtml.
60. Лингвокультурологические проблемы толерантности: тез. докл. Между-нар. науч. конф. Екатеринбург : УрГУ, 2001. - 403 с.
61. Лузгин Александр Степанович Электронный ресурс. // Официальный сайт органов государственной власти РМ. Москва, 2010. - Режим доступа: http://www.e-mordovia.ru/person/view/147.
62. Макьявелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма / Н. Макьявелли. М. : НФ «Пушкинская библиотека», ACT, 2004.-819 с.
63. Малин И. Толерантность в межконфессиональных отношениях Электронный ресурс. / И. Малин. Mountqin Viev, 2008. - Режим доступа: http://igormalin4.blogspot.com/2008/ll/blog-post29.html.
64. Малхозова Ф. М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе : дис. . канд. психол. наук / Ф. М. Малхозова. М., 1999. - 166 с.
65. Маркова А. Н. Культурология: история мировой культуры / А. Н. Маркова. М. : Волтерс Клувер, 2009. - 496 с.
66. Мартыненко А. В. Мордовия / А. В. Мартыненко, Н. В. Шилов // Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии. Ежегодный доклад, 2005. -М. :ИЭАРАН, 2006.-С. 131-143.
67. Мартыненко А. В. Мордовия / А. В. Мартыненко, Н. В. Шилов // Этническая ситуация и конфликты в государствах СНГ и Балтии. Ежегодный доклад, 2006. М.: ИЭА РАН, 2007. - С. 108-124.
68. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования Электронный ресурс. / М. С. Мацковский // Век толерантности. -2001. № 3-4. - Москва, [2003]. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/ vek-tol/3-0-mackovskii.html.
69. Медведев Д. А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Электронный ресурс. / Д. А. Медведев. Москва, 2008. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2008/ll/05/1349type63372type63374type63381 type82634208749.shtml.
70. Межнациональные отношения в Мордовской ССР: Итоги этносоциологи-ческого исследования. Саранск : НИИ регионологии, 1992. — 154 с.
71. Межнациональные отношения в Мордовской ССР: Итоги этносоциологи-ческого исследования. Вып. И. — Саранск : НИИ регионологии, 1993. - 112 с.
72. Межнациональные отношения в Мордовской ССР: Итоги этносоциологиче-ского исследования. Вып. III. - Саранск : НИИ регионологии, 1993. - 148 с.
73. Мельник В. А. Современный словарь по политологии / В. А. Мельник. -Мн. : Книжный Дом, 2004. 640 с.
74. Меркушкин Н. И. Делегатам, всем участникам второго съезда мордовского (мокшанского и эрзянского) народа / Н. И. Меркушкин, В. Н. Швецов // Известия Мордовии. 23 марта 1995. -№> 53. - С. 1.
75. Милль Дне. О свободе / Дж. Милль // Наука и жизнь. 1993. - № 11. - С. 10-15.
76. Монтескье Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье. М. : Госполитиздат, 1955.-800 с.
77. Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. - 160 с.
78. Мокшина Е. Н. Межконфессиональная ситуация в Республике Мордовия (1990 1999 гг.) // Регионология. - № 4 / 1999 - № 1/ 2000. - С. 384-390.
79. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX начале XXI века / Е. Н. Мокшина. - Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2006. -308 с.
80. Мордовия: энциклопедия. В 2 т. Т. 1. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003. -570 с.
81. Мочалов Е. В. Российский менталитет в социально-философском и историко-культурном осмыслении / Е. В. Мочалов, И. В. Загороднова. — Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2008. 196 с.
82. Мудрик А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. М. : Academia, 2006. - 304 с.
83. Надькин Д. Т. Будем ли собирать камни? / Д. Т. Надькин // Встречи 89: Публицистика. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. - С. 107-114.
84. Национальное возрождение мордовского народа: состояние, проблемы и перспективы: материалы III съезда мордовского народа 7—10 октября 1999. — Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2001. 76 с.
85. Никольский А. Нетерпимость к нетерпимости Электронный ресурс. / А. Никольский. Москва, [200?]. - Режим доступа: http://www.truemoraI.ru/ intoler.php.
86. Никонова Л. И. Мордва Дальнего Востока / Л. И. Никонова, Л. Н. Щанки-на, Н. Н. Авдошкина, В. П. Савка. Саранск, 2010. - 312 с.
87. Никонова Л. И. Мордва Саратовской области: в 2 ч. Часть 1. Петровский район / Л. И. Никонова, Л. Н. Щанкина, Т. Н. Охотина, С. А. Махалов. -Саранск, 2009. 200 с.
88. Новикова Н. Л. Повседневность как феномен культуры / Н. Л. Новикова. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 120 с.
89. О призыве к единству мусульман Мордовии Электронный ресурс. // Ислам в Республике Татарстан. Москва, [2008]. - Режим доступа: http://www.islamrt.ru/htm/stat20-02/mordovstat.htm.
90. Обращение интеллигенции Мордовии // Уральские контакты: бюллетень инфоцентра финно-угорских народов (SURI). 1997. - № 4. - С. 23-27.
91. Обращение к народам Мордовской ССР в связи с предстоящим съездом мордовского народа // Советская Мордовия. 10 марта 1992. - № 41. - С. 1.
92. Обращение епископа Саранского и Мордовского Варсонофия ко всем верным чадам Православной Церкви Мордовии (о лжеучениях и сектах, распространяющихся по Мордовии) // Саранские епархиальные ведомости. -1995,- №4.-С. 13-17.
93. Общественные движения в Мордовии. Документы. Материалы. — М. : ИЭИА, 1993.-281 с.
94. Общество "Якташлар" Электронный ресурс. / Татарская газета. № 1-2. -Dallas, 2000. - Режим доступа: http://tatar.yuldash.com/jaktashlar.html.
95. Опыт российских модернизаций XVIII-XX века. М. : Наука, 2001. - 246 с.
96. Основные положения социальной программы российских мусульман Электронный ресурс. // Русский Архипелаг сетевой проект «Русского Мира». -Москва, [200?]. - Режим доступа: http://www.archipelag.ru/agenda/strateg /konfess/conception/islam/.
97. Отец Александр Пелин Межконфессиональные отношения в Республике Мордовия / Отец Александр Пелин // Перспективы развития гражданского общества в Республике Мордовия: материалы Респ. науч.-практ. конф. Саранск : НИИ Регионологии, 2001. - С. 38-41.
98. Платон Диалоги / Платон. М. : Мысль, 1986. - 607 с.
99. Побережников И. В. Модернизация: определение понятия, параметры и критерии Электронный ресурс. / И. В. Побережников // Проект Ахей мультимедиа журнал. - Москва, 2004. - Режим доступа: http://mmj.ru/ index.php?id=36&article=l 12&type=98.
100. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Т. 1 / К. Поппер. М. : Феникс, 1992.-448 с.
101. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европе-дия. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 1168 с.
102. Программа национального развития и межнационального сотрудничества народов Республики Мордовия. Саранск : Изд-во Морд, ун-та, 1997. -313 с.
103. Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии. Вып. II. -Саранск : НИИ регионологии, 1996. -268 с.
104. Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии. Итоги анкетного опроса в 1999 г. Вып. III. - Саранск : НИИ регионологии, 2000. - 240 с.
105. Резолюция II Всероссийского съезда мордовского народа // Текущий архив Совета Межрегионального движения мордовского народа.
106. Рекомендации «круглого стола» по проблемам национальной школы и языковой политики в Республике Мордовия // Текущий архив Государственного комитета Республики Мордовия по национальной политике.
107. Решение II Всероссийского съезда мордовского народа // Текущий архив Совета Межрегионального движения мордовского народа.
108. Ролз Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. Новосибирск : Изд-во НГУ, 1995.-535 с.
109. Романова С. П. Гидденс Электронный ресурс. / С. П. Романова // Энциклопедия социологии. Москва, [200?]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ Гидденс/Энциклопедия%20социологии/Гидденс/.
110. Российская модернизация: проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. - № 7. - С. 3-9.
111. Роцеска С. Глобализация: взаимодействие в рамках многообразия / С. Роцеска // Глобализация и крупные полупериферийные страны. «Научные доклады». М.: Международные отношения, 2003. - Вып. I. - С. 44-60.
112. Руссо Ж. Ж. Избранные произведения. В 3 т. Т.З / Ж. Ж. Руссо. М. : Гослитиздат, 1961. - 727 с.
113. Салимов М. Ш. Тенденции развития мусульманской общины Мордовии в 90-х гг. XX в. / М. Ш. Салимов // Историко-культурные аспекты развития по-лиэтничных регионов России: материалы X Сафаргалиев. науч. чтений. Саранск, 2006. - С. 322-326.
114. Сикевич 3. В. Национальное самосознание русских / 3. В. Сикевич. М. : Механик, 1996.-208 с.
115. Сикевич 3. В. Этническая неприязнь в массовом сознании россиян / 3. В. Сикевич // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М. : Ген-дальф, 1999.-С. 99-112.
116. Скворцов Н. Г. Проблема этничности в социальной антропологии / Н. Г. Скворцов. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1996. - 183 с.
117. Скирбек Г. История философии / Г. Скирбек, Н. Гилье. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 800 с.
118. Словарь по общественным наукам Электронный ресурс. // Глоссарий.ру Яндекс словари. - Москва, [200?]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ ~книги/Словарь%20по общественным%20наукам/Глобализация/.
119. Словарь-справочник по социальной психологии / ред. В. Г. Крысько. — СПб. : Питер, 2003.-416 с.
120. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Сол-датова. М. : Смысл, 1998. - 389 с.
121. Соловьев В. С. Спор о справедливости / В. С. Соловьев. М. : Эксим, 1999.-864 с.
122. Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2002 2004 гг. -Саранск, 2005.-335 с.
123. Старков О. В. Криминальная субкультура / О. В. Старков. М. : Волтерс Клувер, 2010.-240 с.
124. Степанова Н. Г. Межэтническая толерантность в современном российском обществе: социально-философский анализ : автореф. . дисс. к. философ. наук / Н. Г. Степанова. Барнаул, 2008. — 18 с.
125. Стефаненко Т. Г. Методы этнопсихологического исследования / Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов. М. : Изд-во МГУ, 1993. -80 с.
126. Таланов В. М. Образование и культура толерантности / В. М. Таланов // Высшее образование в России. 2001. -№ 3. - С. 150-153.
127. Текущий архив Министерства по национальной политике Республики Мордовия.
128. Терешкович П. В. Нация / П. В. Терешкович // Новейший философский словарь. Мн. : Изд-во В. М. Скакун, 1998. - С. 460.У
129. Тишков В. А. Религия и этничность в Мордовии / В. А. Тишков // Этно-конфессиональная ситуация в Приволжском федеральном округе. Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. -2002,- № 39. С.14.
130. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед лицом истории / А. Дж. Тойнби. М. : Рольф, 2002. - 592 с.
131. Толерантность. -М. : Республика, 2004. 417 с.
132. Толерантность в России: свои и чужие Электронный ресурс. Москва, 2003. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/review-hist/tol.html.
133. Толерантность: Вестник Уральского межрегионального института общественных наук. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2003. - № 2. - 146 с.
134. Толерантность. Ижевск : Удмуртский гос. ун-т, 2002. — 254 с.
135. Толерантность в обществе различий. — Вып. 15. Екатеринбург : Полиграфист, 2005. - 232 с.
136. Толерантность и культурная традиция: сб. статей. М. : Изд-во РУДН, 2002. - 447 с.
137. Толерантность как культурная универсалия: материалы междунар. конф. -Харьков, 1996. 75 с.
138. Толерантность против ксенофобий (зарубежный и российский опыт). -М. : Институт социологии РАН, Academia, 2007. 188 с.
139. Тощенко Жан Терентьевич персональный сайт Электронный ресурс. -Москва, 2009. - Режим доступа: http://toschenko.ru/. - Загл. с экрана.
140. Ульянов Б. Идти своим путем / Б. Ульянов // Советская Мордовия. — 6-7 октября 1990. № 230-231. - С. 7.
141. Уолцер М. О терпимости / М. Уолцер. М. : Идея-Пресс : Дом интеллектуальной книги, 2000. - 160 с.
142. Утешев А. А. Национальная политика в республике Мордовия в конце XX — начале XXI века / А. А. Утешев, Т. И. Щербакова // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004.-С. 137-155.
143. Федотова В. Г. Модернизация «другой» Европы / В. Г. Федотова. М. : ИФ РАН, 1997.-130 с.
144. Филатов С. Эрзянки молятся Инешкипазу / С. Филатов, А. Щипков // Эр-зянь Мастор. 14 апреля 1995. - № 4. - С. 4.
145. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. Мн. : Попурри, 1999; - 624 с.
146. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы / Ю. Хабермас. — М. : Весь Мир, 2002.- 144 с.
147. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М. : ACT, 2003.-603 с.
148. Хомяков М. Б. Толерантность парадоксальная ценность / М. Б. Хомяков // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб., 2003. - № 4. - Т. 6. -С. 98-112.
149. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание / В. Ю. Хотинец. СПб. : Але-тейя, 2000.-235 с.
150. Цапф В. Теория модернизации и различие путей общественного развития / В. Цапф // Социс. 1998. -№ 8. - С. 14-26.
151. Ципина Ю. С. II съезд мордовского (мокшанского и эрзянского) народа / Ю. С. Ципина //Регионология. 1995. -№ 2. - С. 197-198.
152. Чернова О. В. Основные факторы формирования межэтнических установок старшеклассников / О. В. Чернова // Интеграция образования. 2005 -№ 1-2.-С. 171-180.
153. Чешев В. В. Проблема общечеловеческой солидарности в русской культуре Электронный ресурс. / В. В. Чешев // Альманах «Восток». 2004. -№ 3. - Европейский Союз, 2004. - Режим доступа: http://www.situation.ru/ app/jart314.htm.
154. Шалин В. В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Краснодар : Периодика Кубани, 2000. - 256 с.
155. Шаронов А. М. Мордвина с русским не поссорить / А. М. Шаронов // Мордовия. 7 февраля 1992. -№ 6. - С. 6.
156. Шебзухова Ф. А. Ментальные основания толерантности в полиэтничном обществе : автореф. дис. . д. филос. наук / Ф. А. Шебзухова. Ростов н/Д, 2005. - 45 с.
157. Шилов Н. В. Этноконфессиональные процессы в Мордовии / Н. В. Шилов. Саранск : МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1998. - 88 с.
158. Эфиров С. А. Толерантность и интолерантность в современном мире / С. А. Эфиров // Толерантность против ксенофобий (зарубежный и российский опыт). М. : Институт социологии РАН, Academia, 2007. - С. 8-31.
159. Юрченков В. А. Конституция Мордовии: выбор стратегии и жизнь Электронный ресурс. / В. А. Юрченков // Литературная Россия. 2005. -№ 38. - Россия, 2005. - Режим доступа: http://www.litrossia.ru/archive/165/ law/4115.php.
160. Юрченков В. А. Масторава: основные тенденции развития / В. А. Юрченков // Этнографическое обозрение. 1994. - № 1. - С. 15-24.
161. Юрченкова Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса / Н. Г. Юрченкова. Саранск : Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2002. - 156 с.
162. Apter D. Е. Political Systems and Developmental Change / D. E. Apter // Comparative Politics: A Reader. IL : Free Press of Glencoe, 1963. - 746 p.
163. Berry J. W. Reciprocity of inter ethnic attitudes in a multicultural society / J. W. Berry, R. Kalin // International Journal of Intercultural Relations. - 1979. -P. 99-112.
164. Black C. The Dynamics of Modernization. A Study in Comparative History /
165. C. Black. N.Y., 1975. - 207 p.
166. Cranston M. John Locke and the Case for Toleration / M. Cranston // John Locke: A Letter Concerning Toleration in Focus. London-N.Y., 1991. - P. 55-69.
167. Eisenstadt S. N. Introduction: Historical Traditions, Modernization and Development / S. N. Eisenstadt // Patterns of Modernity. Vol. 1. - London, 1987. - P. 1-11.
168. Eisenstadt S. N. Modernization: protest and change / S. N. Eisenstadt. En-glewood cliffs, New Jersy : Prentice-Hall, 1966. - 166 p.
169. Jeffery J. Mondak Tolerance and Intolerance, 1976 1998 / J. Mondak Jef-fery, S. Sanders Mitchell // American Journal of Political Science. - 2003. - No. 3. -Vol. 47.-P. 492-502.
170. Lerner D. The Passing of Traditional Society: Modernizing the Middle East /
171. D. Lerner. London-N.Y., 1964. - 466 p.
172. Masters R. D. Beyond Relativism / R. D. Masters. Hanoverand L. : University Press of New England, 1993. - 248 p.
173. Moore W. E. World modernization: the limits of convergence / W. E. Moore. -N.Y.: Elsevier, 1979.- 167 p.
174. Nederman C. Problem of Periodization in the History of Toleration / C. Neder-man, J. Laursen // Storia della Storiografia. 2000. - № 37. - P. 55-65.
175. Nicholson P. Toleration as a Moral Ideal / P. Nicholson // Aspects of Toleration. London-N.Y., 1985.-P. 159-173.
176. Pye L. W. The Non-Western Political Process / L. W. Pye // Journal of Politics. 1958.-№3.-P. 469.
177. Rustow D. A. A world of nations: Problems of political modernization / D. A. Rustow. Washington : Brooking Institution, 1967. - 306 p.
178. Stouffer S. A. Communism, conformity, and civil liberties: a cross-section of a nation speaks its mind / S. A. Stouffer. -N. Y. : Doubleday, 1955. 279 p.
179. Therborn G. European Modernity and Beyond: The Trajectory of European Societies 1945-2000 / G. Therborn. London. - New Delhi, 1995. - 416 p.
180. Vago S. Social Change / S. Vago. Prentice-Hall, 1989. - 438 p.
181. Ward R. W., Macridis R.S. Modern Political Systems: Asia. Prentice-Hall, 1963.-482 p.
182. Williams J. Allen Origins of Tolerance: Findings from a Replication of Stouf-fer's Communism, Conformity, and Civil Liberties / J. Allen Williams, Z. Nunn Clyde, St. Peter Louis // Social Forces. 1976. - Vol. 55, No. 2. - P. 394.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.