Особенности толерантности в обществе социального транзита тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Пуртова, Анна Сергеевна

  • Пуртова, Анна Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Архангельск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 178
Пуртова, Анна Сергеевна. Особенности толерантности в обществе социального транзита: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Архангельск. 2012. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пуртова, Анна Сергеевна

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-

философского анализа толерантности

1.1. Особенности транзитивного общества в новейшей истории

России

1.2. Толерантность как социально-философская категория

1.3. Становление идеи толерантности в философской мысли: диахронический метод

1.4. Эпистемологические основания социально-философского

анализа толерантности

1.5. Типологическая классификация толерантности

Выводы по первой главе

Глава 2. Социокультурные аспекты толерантности в

современном российском обществе

2.1 Проявления толерантности в транзитивном обществе

2.2.Толерантность и проблемы интеграции российских немцев в Германии

2.3. Формирование установок толерантного сознания и поведения в

современном российском обществе

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Экспресс-опросник «индекс толерантности»

Приложение 2. Опросник «Социальная толерантность в Германии»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности толерантности в обществе социального транзита»

Введение

Вступление человечества в XXI век связано с двойственным процессом мирового развития. С одной стороны, глобализация, интеграция и взаимопомощь способствуют объединению мирового сообщества, с другой -социальная дифференциация влечёт за собой расслоение общества. Глобализация общественных отношений проявляется не только в том, что достижения человеческого разума, созидание становятся достоянием всего мирового сообщества, а также в том, что разного рода противоречия, конфликты также приобретают общепланетарный масштаб.

Распад Советского Союза, ставший крупнейшей геополитической катастрофой XX века (В. Путин, 2006) породил ксенофобию, экстремизм, национальную, социальную интолерантность из-за вошедшего в свою активную фазу миграционного процесса. В Россию переселились этнические русские из бывших советских республик. Большое количество российских граждан из-за сложившейся неопределённости и в целях улучшения жизненных условий тоже стали мигрантами: они покидали страну, уезжая за границу. Одним из центров иммиграции наших соотечественников стала Федеративная Республика Германия, где вновь прибывшие столкнулись с трудностями интеграционного процесса и проблемой формирования толерантного сознания в новой социокультурной ситуации.

Трансформация российского общества, стремление России к интеграции в мировое сообщество на основе идей неолиберализма, привели к глубокому социальному расслоению общества, утрате традиционных ценностей и духовных ориентиров - к аномии. Социум разорван, человеку сложно постичь новый предметный мир, на одном полюсе которого небольшая группа олигархов, на другом - обнищавшие слои населения. Меняется облик страны и на этом фоне индивидуальные и массовые формы протеста неизбежны. Человеку сложно менять привычный предметный мир. Граждане Советского Союза перестали являться таковыми и оказались неспособными воспринять новый мир ценностей. Наступил кризис социальной

идентичности на личностном и общественном уровнях. Поэтому весьма актуальным становится понимание толерантности в социальном контексте развития современной России.

В Декларации принципов толерантности от 16 ноября 1995 года, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.

В целях противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии необходимы соответствующие научные исследования, раскрывающие коренные причины этих явлений и способствующие выработке политических решений.

XX век был характерен тем, что философия от языковой схоластики перешла к изучению острейших социальных проблем, в числе которых толерантность занимает одно из важных мест.

В современном транзитивном обществе толерантность является условием существования человечества. Являясь поликультурным государством, Россия имеет серьезные проблемы. Очевидно, что целостность и будущность России связаны с полиэтничностью.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в России насчитывается более 180 наций и народностей, различающиеся по вероисповеданию, культуре, истории и обладающие собственной системой

ценностей. Представители этих национальностей непрерывно контактируют друг с другом, что обусловлено их совместным проживанием в рамках единого социума. Для России как поликультурного государства обеспечение мирного сосуществования большого количества этнических сообществ составляет большую проблему.

В сложившейся ситуации единственно верным направлением в политике таких полиэтнических государств как Россия будет утверждение принципа толерантности, уважение по отношению к другим этническим группам, обеспечение возможности существования представителей различных национальностей в условиях современного мультикультурного общества.

В основе толерантного поведения лежит принцип взаимопонимания, его можно рассматривать как моральный императив для разрешения конфликтных ситуаций. Взаимопонимание нужно для осознания всеми сторонами конфликтных ситуаций необходимости достижения справедливости. Таким образом, исследовательское поле, повлиявшее на выбор темы данной диссертационной работы, обусловлено контекстом проблем, связанных с реализацией толерантных отношений в современной России.

Степень разработанности проблемы. Интерес философии к проблемам толерантности возник достаточно давно, а различные её интерпретации и аспекты затрагивались представителями многих школ и течений в истории философской мысли. В Древнем мире чувство толерантности проявлялось в уважении к иноплеменным богам и культам (Д.В. Пивоваров). Идея толерантности отражена в этико-политической доктрине древнекитайского мыслителя Конфуция. В период античности толерантность связывалась с интеллектуальным аскетизмом как предпосылкой духовного и социального сплочения людей (Сократ, Платон), со свободомыслием (Аристотель, Гераклит Эфесский, Демокрид, Эпикур).

Для философии Средневековья свойственно искать в толерантности пути преодоления религиозного фанатизма, непонимания и ненависти по

отношению к инакомыслящим. В средневековой Европе интерес к проблемам толерантности возрастает в эпоху религиозных войн. Понимание толерантности в этот период сводится к компромиссу, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Сторонниками религиозной толерантности выступили В. Дильтей, Дж. Локк, М. Лютер и ДР-)

Философы эпохи Просвещения трактовали категорию толерантности в политическом аспекте как свободу мысли, веры и слова. Основополагающим принципом, на котором должны выстраиваться внутренние и внешние отношения государств, мыслители называют принцип гуманности (Вольтер, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро, И. Кант, Ш. Монтескье и др.).

В русской философии эпохи Просвещения в аспекте толерантности получили своё развитие две центральные идеи: соборности и всеединства. В традициях русской религиозно-философской мысли следует выделить произведения H.A. Бердяева, B.C. Соловьёва, A.C. Хомякова.

В современной философии основными направлениями изучения являются особенности исторической эволюции идеи толерантности, ее антропологической природы. Историко-философский аспект темы толерантности актуализирован в работах таких авторов, как В.А. Васильев, Т.В. Волкова, Б.С. Гершунский, Э. Гуссерль, П.К. Гречко, В.М. Золотухин, H.H. Ионов, H.H. Крадин, В.А. Лекторский, М.П. Мчедлов, П. Николсон,

A.B. Перцев, Ю.И. Семёнов, Л.В. Скворцов, М. Хайдеггер, С. Хантингтон,

B.М. Хачатурян и др.

Определение статуса толерантности в обществе, ее целостное описание представлено в работах Т. Л. Барандовой, В.Е. Буденковой, М. Зад ера, М.Л. Новосадовой, Н.С. Педченко, М.А. Семашко, П.И. Смирнова, Ю. Хабермаса и др.).

Особое внимание в современной философии уделяется проявлениям толерантности в различных сферах жизни общества.

Феномен толерантности становится областью политики, что связано с радикальными социально-политическими преобразованиями в России. Для анализа политологического аспекта толерантности важное значение имеют труды А.Г. Асмолова, Г.М. Денисовского, B.JI. Иноземцева, Б.Г. Капустина, С. Хантингтона, М. Уолцера, Дж. Харвитцы и др.

В сфере религии толерантность рассматривается как веротерпимость и находится в тесной связи с понятием «свобода совести». Проблемы редигиозной толерантности рассматриваются в работах А.П. Абуова, С. Кривошеева, P.A. Лопаткина, В. Овяна, А. Симаворяна, М.А. Халиля, Г.Е. Шлымовой и др.

В рамках правового подхода феномен «толерантность» понимается как требование построения общества, основанного на праве. Такой подход мы видим в работах Дж. Гормана, Н. Маккормика, B.C. Соловьёва.

С позиций психологического подхода толерантность, с одной стороны, есть нейтралитет, равнодушие, находящееся всегда на стороне личного, с другой - толерантность есть максимум сопереживания и доброты. В рамках общепсихологического подхода проблемы толерантности рассматривают Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.Г. Выготский, Г. Олпорт, Л.Г. Почебут.

В культурологии главное внимание обращено к выделению культур, способствующих или препятствующих формированию и развитию толерантного сознания. Культурологический, цивилизационный подходы представлены в работах Ю.А. Аверина, М.М. Бахтина, А .Я. Гуревича, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана и др.

Проблемы толерантности в сфере межэтнических отношений представлены в работах М.Л. Дробижевой, В.Е. Козлова, П.М. Козыревой, М.П. Мчедлова, A.B. Перцева, З.А. Сикевич, Г.У. Солдатовой, А.Н. Тарасова, Л.А. Шайгеровой, Ф.А. Шебзуховой, А. Шульте и др.

Нравственно-этический аспект толерантности рассматривают P.P. Валитова, Н. Грамер A.A. Гусейнов, Е.И. Касьянова, И.С. Кон, Г. Невью, П. Николсон.

Наиболее востребованными являются исследования толерантности в области образования и педагогики (Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, H.A. Колесников, Н.В. Круткова, Е.А. Найденова и др.).

Толерантность в сфере межличностной коммуникации представлена в работах Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Е.В. Зинченко, Э.О. Леонтьева, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, Ю.С. Осаченко, В.В. Петренко, Г.И. Петрова.

Понятие «толерантность» довольно полисемично, его семантическое поле включает в себя несколько значений. Языковая репрезентация семантического поля позволяет видеть два основных направления толкования понятия «толерантность»: толерантность как терпимость и толерантность как признание легитимности другого. Толерантность как терпимость трактуется С.Г. Ильинской, Б.Г. Капустиным, Н.В. Кругловой, В.В. Соловьёвым, Ю. Шписом и др.

Как признание легитимности другого, как «стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений», как «принятие и симпатия к мнениям других, отличающимся от своих собственных», такое понимание семантики феномена «толерантность» прослеживается в работах В.Е. Буденковой, P.P. Валитовой, П.К. Гречко, М.П. Мчедлова, Н.Л. Новосадовой, H.H. Федотовой, Ю.Н. Фроловой и др.

Объект исследования - феномен толерантности.

Предмет исследования - проявление толерантности в современном российском обществе.

Цель диссертационного исследования - на основе социально-философского и методологического анализа выявить основные социокультурные особенности толерантности в транзитивном обществе.

Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:

- изучить особенности транзитивного общества в новейшей истории России;

- исследовать толерантность как социально-философскую категорию;

- показать основные этапы и особенности становления идеи толерантности в философской мысли;

- проанализировать эпистемологические основания социально-философского анализа толерантности;

- разработать типологическую классификацию толерантности;

- выявить особенности проявления толерантности в транзитивном обществе;

- провести сравнительный анализ особенностей толерантного сознания российских немцев-иммигрантов и коренного населения Германии;

- рассмотреть условия формирования установок толерантного сознания и поведения в обществе.

Методологическую основу исследования составили философские и социологические принципы, содержащиеся в трудах мыслителей от античности до современности.

Теоретическая часть диссертационного исследования основывается на системном и междисциплинарном методах, позволяющих осуществить интеграцию философских, социологических, политических, психологических подходов к рассмотрению толерантности в современном транзитивном обществе.

Сущность толерантности как социокультурного феномена раскрывается с точки зрения цивилизационного, экзистенциально-феноменологического и антропоцентрического подходов.

Комплексное социально-психологическое и социологическое исследование даёт возможность раскрыть особенности интеграции и

проблемы становления толерантного сознания и поведения российских немцев-иммигрантов в Германии.

Сравнительный анализ позволил выявить сильные и слабые стороны концепций, выдвинутых различными авторами, определить их эвристический потенциал.

Методы исследования: общенаучные методы (анализ и синтез, индукции и дедукции), историко-генетический, диахронический, системный, сравнительного и этимологического анализа.

Информационной базой исследования являются идеи и теории отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, лингвистов, историков, политологов.

Эмпирической базой исследования являются данные комплексного социально-психологического и социологического исследования, проведённого автором в Германии в апреле-мае 2011 года среди коренных жителей Германии и российских немцев-иммигрантов.

Научная новизна исследования:

1. Раскрыта сущность понятия «толерантность», рассмотрено семантическое поле (положительная установка, конструктивно-доброжелательная оценка и отказ от противостояния) и обоснована природа (естественная субстанция) толерантности.

2. На основе диахронического метода проведен анализ развития толерантности в философской мысли. Выявлено, что толерантность с момента своего существования содержит в себе не только ценностную составляющую, но и прагматический интерес.

3. Представлена типологическая классификация толерантности (уровни, виды, формы).

4. Установлено, что общий уровень толерантности немцев-коренных жителей Германии превышает уровень толерантности российских немцев-иммигрантов. Сравнительный анализ полученных результатов выявил причины разноуровневой сформированности толерантного сознания

коренных и этнических немцев. Данные социологического исследования свидетельствуют, что немецкие респонденты готовы к конструктивному диалогу с российскими немцами-переселенцами, что опровергает гипотезу о проявлении интолерантности местных жителей Германии к российским немцам-иммигрантам.

5. Сформулированы условия, способствующие формированию толерантного поведения в обществе. Воспитание толерантности осуществляется на трёх уровнях: государственном, социальном, индивидуальном.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современном транзитивном обществе понятие «толерантность» имеет полисемический характер. Толерантность есть естественная социокультурная норма, положительная установка индивида по отношению к окружающему его дифференцированному социуму, заключающаяся в конструктивно-доброжелательной оценке других и отказе от противостояния.

2. Толерантность представляет собой основу самосохранения общества, выступая в качестве защитника и сподвижника сосуществования индивидов в условиях религиозных, этнических, социальных, политических трансформаций.

3. Современный мультикультурализм выдвигает новые вызовы культуре толерантности. Прагматический интерес под давлением жизненных императивов формирует «толерантность необходимости». Такая форма толерантности характерна для мегаполисов, в которых сконцентрированы диаметрально противоположные интересы, мнения, позиции. Это многообразие взглядов находится в постоянном тесном взаимодействии, вследствие чего возникает потребность в трудных уступках и компромиссах.

4. В структуре толерантности следует различать уровни, виды, формы. По субъекту, носителю толерантности, можно выделить индивидуальный, социальный и государственный уровень.

На основе видовых различий следует различать толерантность политическую, этническую, религиозную, социальную и др.

Каждый вид толерантности / интолерантности может проявляться в различных формах.

5. Комплексное социально-психологическое и социологическое исследование немцев-иммигрантов и немцев коренных жителей Германии показало, что коренные жители Германии имеют более высокий уровень социальной, этнической и личностной толерантности. Высокий уровень социальной толерантности выявлен лишь у 16 % немцев-иммигрантов по сравнению с 28 % у местных жителей Германии.

Высокий уровень толерантного сознания представителей немецкой нации в значительной степени детерминирован иммиграционной политикой Германии.

6. Степень реализации толерантных отношений в современной России в значительной степени зависит от эффективной деятельности по формированию толерантных установок в обществе на трёх уровнях: государственном, социальном и индивидуальном.

Теоретическая значимость исследования. Изложенный в настоящем исследовании материал представляет определённую значимость для расширения проблемного поля социальной философии, вносит теоретический вклад в изучение различных видов толерантности. Результаты диссертационного исследования дополняют имеющиеся гипотезы и экспериментальные данные о толерантности. Результаты исследования могут служить методологической основой изучения толерантности граждан России к иммигрантам.

Практическая значимость исследования. Полученные в результате теоретического и практического исследований данные и сформулированные выводы могут быть использованы в разработке учебных программ нового поколения и факультативов по межкультурной коммуникации для школ, колледжей и ВУЗов и включены в курс социальной философии, психологии,

этики, социологии, культурологии, межкультурной коммуникации, политологии.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены на XI международных педагогических чтениях «Управление качеством образовательной системы в современных условиях» (Архангельск, 2009), на XII международных педагогических чтениях «Роль профессионального образования в формировании ценностных ориентаций молодёжи» (Архангельск, 2010), на I Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире» (Краснодар, 2011), на XIX Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2011).

Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры философии и социологии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

По теме исследования опубликовано восемь научных статей, четыре из которых в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикаций основных научных результатов диссертаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 223 наименования, в том числе 13 на иностранных языках, и двух приложений.

Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-философского анализа толерантности

1.1. Особенности транзитивного общества в новейшей истории

России

В философии сущность транзитивного состояния анализируется в аспекте открытого и закрытого общества (А. Бергсон, К. Поппер, Дж. Сорос), в тендерном аспекте (Е.А. Тюгашев)1 и с позиции идеи евразийской культуры (О.И. Ивонина, О.И. Шкаратан) . Наибольший интерес для нас представляет анализ современного общества с точки зрения перехода его из закрытого (тоталитарного) состояния к обществу открытого типа.

Понятия «закрытое» и «открытое» общество первым ввёл в научный оборот французский философ А. Бергсон . «Закрытое» общество возлагает на индивида совокупность позиций, в которой мораль функционирует как система безличных норм, диктуемых требованиями сообщества. Такое общество стремится к самосохранению и опирается на принципы авторитаризма и насилие. Основанием «открытого» общества, по А. Бергсону, является абсолютная мораль творческой личности, признание главной ценностью идеалов целостного человечества и предельная активность общества и его институтов.

К. Поппер определяет «открытое» общество как «общество, отвергающее абсолютный авторитет традиционного и одновременно пытающееся установить и поддержать традиции - старые или новые, которые соответствовали бы стандартам свободы, гуманности и рационального

'См.: Тюгашев Е.А. Философия и право в транзитивном обществе: тендерная перспектива // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Сборник научных трудов. Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. С. 1525.

2 См.: Ивонина О.И. Транзитивность как предмет исторического дискурса // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Сборник научных трудов Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. С. 15-30; Шкаратан О.И. Тип общества, тип социальных отношений // Мир России. 2000. №2. С. 5-8.

3 См.: Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: КДУ, 2010. С. 53-65.

критицизма»4. Дж. Сорос противопоставляет «открытое» общество «закрытому» и переходному, а рыночные отношения считает опасными для открытого типа общества5.

В качестве основных черт транзитивного общества исследователями называются различные характеристики. Одним из главных критериев является неустойчивость, неравномерность протекающих в обществе процессов.6 Эти процессы имеют, как правило, необратимый характер и усиливают неустойчивость старой социальной системы.

Следующей чертой исследователь называет временный характер транзитивного общества, поскольку транзитивное состояние завершается вступлением общества в новую стадию развития и установлением новых социальных отношений.

Так же переходному состоянию присуща инновационная активность (Е.В. Куракина, А.И. Пригожин, Ю.В. Яковец и др.)7. В современном мире «выживаемость» государства зависит, в широком смысле этого слова, главным образом от обеспечения его конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность невозможна без поддержания мирового уровня научно-технического прогресса. Это означает необходимость поддерживать постоянный и увеличивающийся поток нововведений (в основном - технических), сегодня выражаемых термином «инновации». В значительной степени такие инновации являются результатами интеллектуальной деятельности8.

Для современного транзитивного общества характерно развитие эгоизма масс и индивидуализма. Плюрализм мнений ставит человека перед

4 Поппер К. Открытое общество и его враги / Под ред. В.Н. Садовского. Т.1: Чары Платона. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. С. 251.

5 См.: Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасностию М.: ИНФРА-М, 1999. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Soros/_mdex.php (дата обращения: 10.12.2010).

6 См.: В.Б. Агранович. Транзитивный период развития общества и качество образовательных процессов // Инженерное образование. - № 3. 2005. С. 159-160.

См .: Куракина Е.В. Личность в социокультурном пространстве переходного периода: Автореф. дис. ... к.ф.н. СПб., 2003. С. 12.; Пригожин, И.Р. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени. - 5-е изд., испр. М.: УРСС, 2003. С. 41-60; Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. Изд. 2-е. М.: Экономика, 2003. С. 270-290 с.

8 См.: Азгальдов Г.Г., Костин A.B. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. № 2(60). С. 162-164.

постоянным выбором между различными часто кардинально противоположными ценностями, что приводит личность в состояние внутреннего конфликта9.

Под воздействием трансформационных процессов формируется новый тип личности, который Э. Фромм называет тип «рыночной ориентации», сущностью которой является оценка личности с точки зрения спроса на неё

10 Т)

на рынке труда . В результате возникает нравственный вакуум, индивид теряет свою индивидуальность, его привычная система ценностей разрушается.

Из-за трансформации массового сознания людей возникают

противоречия в социальном самосознании отдельных личностей: индивид

затрудняется отнести себя к определённой социальной категории.

Наблюдается кризис социальной идентичности на личностном и

общественном уровнях.

Категория «социальная идентичность» с одной стороны носит

индивидуальный характер, проявляется на личностном уровне, а с другой

является частью процесса социализации личности и связана с социальным

статусом и социальной ролью. Социальная идентичность выполняет свою

функцию в выборе индивидом своего образа жизни, поведения, своей

системы ценностей. Таким образом, происходит отнесение индивидом себя к

определённой социальной группе и осознание наличия других групп. Именно

по отношению к представителям «другой» группы и возникает

п

интолерантность в процессе взаимодеиствия индивидов .

Социальная идентичность рассматривается в контексте двух понятий: дифференциации и интеграции «Я». Дифференциация «Я» заключается в выделении себя, абстрагировании от других, уникальности, автономии и целостности «Я», признании социальной принадлежности как личностно

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пуртова, Анна Сергеевна, 2012 год

Библиография

1. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: «Алтейя», 2001. 272 с.

2. Абуов А.П. Межконфессиональный диалог как основа социального согласия. URL: http://www.embkaztm.org/article/142 (дата обращения: 30.11.2011).

3. Агранович В.Б.. Транзитивный период развития общества и качество образовательных процессов // Инженерное образование. № 3. 2005. С. 158-163.

4. Адамьянц Т.З., Шилова В.А. «Картины мира» современных детей в свете парадигмы толерантности // Дети и проблемы толерантности: сборник научно-методических материалов. М.: ИС РАН, 2003. с. 5-30.

5. Азгальдов Г.Г., Костин A.B. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. № 2(60). С. 162164.

6. Амелин В.В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особености. URL: http://ethnic.analytics.kg/2011-05-20-07-29-26/2011 -05-27-08-11 -07/101 -2011 -09-01 -07-3 9-10.html (дата обращения: 21.09.2011г.).

7. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М., 1982. URL: http://nsportal.ru/gp/amonashvili-sha-sozidaya-cheloveka-m-1982 (дата обращения: 24.11.2011).

8. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008. 134 с.

9. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

10. Анциферова Н.Г. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития: Дисс. ... канд. соц. н. М:, 2007. 209 с.

11. Ардазишвили Г. Политические конфликты в России и вероятные перспективы. URL: http://www.apsny.ge/analytics/1298337410.php (дата обращения: 03.12.2011г.).

12. Арцыбашев И.Г. О некоторых аспектах проблемы определения толерантности // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 54. С. 165-178.

13. Асмолов А.Г. Слово о толерантности // Век толерантности, 2001. №1. С. 54-62.

14. Баде К.Й. Иммиграция и интеграция в Германии. URL: http ://www.magazin-deutschland. de/ru/artikel-en/ article/article/immigracij a-i-integracija-v-germanii.html (дата обращения: 14. 07. 2011).

15. Барандова Т.JI. Тендерное измерение прав человека и основы тендерной толерантности. URL: http://www.strategy-spb.ru/index.php?do=lib&doc=3451 (дата обращения: 17.12.2009).

16. Баранов Г.В. Философия: словарь понятий. 2-е изд. Омск: Б.и., 2003. 278с.

17. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь. СПб.: Михайлова В.А., 2005. 287 с.

18. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: КДУ, 2010. 286 с.

19. Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М.С. Гилярова; Редкол.: A.A. Бабаев, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварзин и др. - URL: http://bioword.narod.ru/ (дата обращения: 23.06.2011).

20. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла [Пер. с фр. Л. Любарской, Е.Марковской]. М.: Добросвет, 2006. 344 с.

21. Большой Энциклопедический словарь / под. ред. И. Лапиной, Е. Маталиной, Р. Секачева, Е. Троицкой, Л. Хайбуллиной, Н. Яриной. URL: http://www.slovopedia.eom/2/210/267717. html (дата обращения: 12.06.2010).

22. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт , 2000. 1536 с.

23. Бондаревская E.B. Теория и практика личностио- ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. 352с.

24. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. 240 с.

25. Бубер М. Я и Ты [Пер. с нем.] Послесловие П.С. Гуревича. М.: Высшая школа, 1993. 175 с.

26. Братченко C.JI. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й науч.-практ. конф. Красноярск, 2003. С. 104-117.

27. Безюлева Г.В. Толерантность в пространстве образования: учеб. пособие. М.: Московский соц.-психологич. ин-т, 2005. 152 с.

28. Буденкова В.Е. Коммуникация и рациональность как основания толерантности // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. №1. С. 225-229.

29. Валитова P.P. К истории понятия толерантность. М.: МГУ, 1994. 307

с.

30. Валитова P.P. Толерантность как этическая проблема: Автореф. дисс.... к. филос. н. М., 1997. 20 с.

31. Васильев В.А. Введение в топологию. М: Фазис, 2000. 144 с.

32. Волкова Т.В. Социально философский анализ толерантности как фактора социокультурной интерграции общества: Дис. ... к.филос.н. -Ростов-на-Дону, 2006. 160 с.

33. Вольтер. Избранные произведения. М.: Гослитиздат, 1947. 644 с.

34. Всеобщая декларация прав человека. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращение: 1.05.2011).

35. Гаджимирзаев М.М. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе: Дис. ... к. полит, н. Ставрополь, 2003. 204 с.

36. Галкин A.A., Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социологические исследования, 2003. №8. С.64-74.

37. Гегель Г. Философия религии. В 2 т. М.: Мысль, 1977. Т.1. 390 с.

38. Гельвеций К.А. Об уме. Сочинения в 2-х т. Т.1. М., 1974. 560 с.

39. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-ролевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. №7. С. 3-12.

40. Гольбах П.А. Письма к Евгении или предупреждение против предрассудков. URL: http://bookfi.org/booky990147 (дата обращения: 24.08.2010).

41. Глаголев B.C. Проблемы толерантности в современной международной деятельности // Религия и гражданское общество: проблемы толерантности: Материалы круглого стола (16 ноября 2002 г.). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.5-11.

42. Гречко П. О границах толерантности // Свободная мысль. XXI. 2005. №10. С. 173-182.

43. Гулиев М.А. Политическая толерантность в урегулировании этнических конфликтов: Автореф. дис. ... к. полит.н. Ростов-на-Дону, 2003. -41 с.

44. Гуревич А .Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. 544 с.

45. Гусейнов A.A. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. 2001. № 5. С. 32-39.

46. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 [Пер.с нем. A.B. Михайлова]. М.: ДИК, 1999. 336 с.

47. Гуссерль Э. Картезианские размышления [Пер. с нем. Д.В. Скляднева]. СПб.: Наука: Ювента, 1998. 315 с.

48. Даль В. Толковый словарь русского языка. URL: http://slovardalja.net/ (дата обращения: 19.07.2011).

49. Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). URL: http://school-sector.relarn.ru/prava/zakony/tolerance (дата обращения: 12.05. 2009).

50. Демографический ежегодник России. М., 2000. 557 с.

51. Денисовский Г.М., Козырева П.М. Политическая толерантность в реформируемом российском обществе второй половины 90-х годов. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. 112 с.

52. Дидро Д. Нетерпимость. Избранные атеистические произведения. М, 1965. 478 с.

53. Дильтей В. Воззрения на мир и исследования человека времён Возрождения и Реформации. М., 2000. 385 с.

54. Дмитриев Т.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. 2000. № 10. С. 40-45.

55. Дробижева JIM. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. 376 с.

56. Емельянов Б.В. Толернтность по-русски: многообразие в единстве // Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. Екатеринбург, 2001. № 1. С. 28-36.

57. Емельянов Б.В. Восток и Запад: динамика диалога. Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 2003. 235 с.

58. Закон «Об иммиграции». URL: http://www.zuwanderung.de/ZUW/DE/Zuwanderung_geschiehtJetzt/Zuwanderun gsgesetz/Zuwanderungsgesetz node.html (дата обращения: 14.07.2011).

59. Золотухин В.М. Толерантность как проблема философской антропологии: Автореф. дис. ...д. филос.н. Екатеринбург, 2006. URL:

http://orel3.rsl.ru/dissert/EBD_1000A_zolotuhinVM.pdf. (дата обращения: 17.11. 2009).

60. Иванов В.Н. Россия Федеративная: проблемы и перспективы. 2001. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/ivanov_problems_ijpersp/06.aspx (дата обращения: 21. 05. 2011г.).

61. Иванова И. JI. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и, профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 2004. № 6. С.54-63.

62. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль: ЯрГУ-МАПН, 2003. 132 с.

63. Иванова Н.Л., Фролова Ю.Н. Социальная идентичность и толерантность: поиск причин интолерантного поведения у воспитанников детских домов // Психология. Пермь. URL: http//www.psyperm.natod.ru/S81.htm (дата обращения: 03.03.2010).

64. Ивонина О.И. Транзитивность как предмет исторического дискурса // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Сборник научных трудов. Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. С. 15-30.

65. Иг. Вениамин (Новик). Религиозно-философские основы толерантности // Сентенция. Историко-философский альманах. URL: http://www.mnemosyne.ru/context/novik-l.html (дата обращения: 24.09.2009).

66. Идентичность и толерантность: [Сб.ст.] / Инт-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая Рос. Акад.наук / Под ред. Н.М.Лебедевой. М.: ИЭА, 2002. 414 с.

67. Ильинская С.Г. Толерантность. М.: Издательство «Праксис», 2007. 288 с.

68. Ильинская С.Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. М.: Праксис, 2008. URL: http://www.politizdat.ru/fragment/64/ (дата обращения: 23.08.2010).

69. Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. Фрагменты: Введение, Историософия Древней Руси,

Заключение. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. СПб.: Алетейя, 2002. 384 с.

70. Итоги выборов осложнят жизнь Путину и Медведеву (интервью с П. Дуткевич). URL: http://www.rosbalt.ru:8080/politrally/2011/12/06/921182.html (дата обращения: 22.12.2011 г.).

71. Каган М.С. Обращение к участникам Дней петербургской философии. 2005. URL: //http://anthropology.ru (дата обращения: 20.03.2011).

72. Казнова Н.В. Психологические особенности развития толерантного сознания детей-мигрантов 6-7 лет. Автореф. дис. ... канд. психол.н. М., 2007. 29 с.

73. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4,ч. 1. 515 с.

74. Капустин Б.Г. К понятию политического насилия // Полис. 2003. №6. С. 5-11.

75. Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. М.: КДУ, 2004. С. 63110.

76. Касьянова Е.И. Социально-философские основания толерантности: Автореф. дис.....д. филос. н. Улан-Удэ, 2009. 45 с.

77. Кемеров В.Е. Общество различий и философия различия // Толерантность в обществе различий: кол. монография / под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, А.Ю. Зенковой. Екатеринбург: Полиграфист, 2005. Вып. 15. С. 15-29.

78. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. №1. С. 76-79.

79. Кириченко О.В. Толерантность как нравственная и религиозная проблема современности // Проблемы межэтнической толерантности и этноконфессиональных отношений в контексте развития современного российского общества: региональный аспект: материалы научно-практической конференции. Владимир, 2010. С. 7-19.

80. Кленова H.B. Как воспитать толерантность // Дополнительное образование и воспитание. 2006. №3. С. 17-21.

81. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении //Вопросы психологии. 2006. №2. С.3-12.

82. Козлов В.Е. Межэтническая толерантность и этническое самосознание в условиях крупного полиэтничного города: Дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2000. 195 с.

83. Козлова О.Н. Этничность человечества: пространства бытия и быта народов / О.Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания. 2003. -№5. - С.57-77.

84. Кольцова Е.Ю. Измерение толерантности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т.6, №4. С.113-129.

85. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 74 с.

86. Кондорович С.Н. Философия толерантности в диалоге евразийских культур // Вестник Библ. ассамблеи Евразии. 2005. №2. С.34-37.

87. Коновалов В.Н. Толерантность / интолерантность в контексте глобализационных процессов. URL://www.congress2008.dialog21.ru/Doklady/l 6710.htm (Дата обращения 20.09.2011).

88. Коржуев А. В. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза / A.B. Коржуев, Н.Ю. Кудзиева, В.А. Попков // Педагогика. 2003. № 5. С.44-49.

89. Крадин Н. Н. Проблемы периодизации исторических макропроцессов // История и Математика: Модели и теории / Отв. ред. Л.Е. Гринин, А. В. Коротаев, С. Ю. Малков. М.: ЖИ/URSS, 2008. С. 166200.

90. Кривошеев С. Ползучая евангелизация Ирана. URL: http://evrazia.org/article/1101 (дата обращения: 30.11.2011).

91. Круглова Н.В. Проблема толерантности сквозь призму междисциплинарного подхода // Методология гуманитарного знания в

перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/kruglova/symp 12_14.html (дата обращения: 11.11.2010).

92. Круглова Н. В. Конфликтность и толерантность: становление толерантных отношений в обществе // Толерантность и интолерантность в современном обществе: Восток - Запад. Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2008. С. 146148.

93. Куприянова Е.А. Проблема религиозной толерантности в античной Греции // Вестник МГТУ, том 13. 2010. № 2. С. 412-415.

94. Куракина Е.В. Личность в социокультурном пространстве переходного периода: Автореф. дис. ...к.ф.н. СПб., 2003. 24 с.

95. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46-54.

96. Литвиненко Е.Ю. Курсанты ввузов: жизненные стратегии и инновационный потенциал // Социологические исследования. 2003. № 12. С. 69-75.

97. Локк Дж. Письмо о толерантности. М.: 1981. 230 с.

98. Лопаткин P.A. Религиозная ситуация в России и место в ней протестантизма. URL: http ://www.gazetaprotestant.ru/2011/05/religioznaya-situaciya-v-sovremennoj-rossii-i-mesto-v-nej-protestantizma/ (дата обращения: 14.06.2011).

99. Лотман Ю.М. Слово и язык в культуре просвещения. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. URL: http://sprach-insel.com/index.php?option=com_content&task:=view&id=43&Itemid=61 (дата обращения: 14.06.2011).

100. Лукин В.Н., Мусиненко Т.В. Толерантность в гражданском обществе: проблемы концептуализации // Религия и гражданское общество:

проблемы толерантности: Материалы круглого стола (16 ноября 2002 г.) СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 12-19.

101. М.М. Бахтин как философ / Аверинцев С.С., Давыдов Ю.Н., Турбин В.Н. и др. М.: Наука, 1992. 256 с.

102. Магомедова В.Е. Толерантность как принцип культуры: Дис. ... к. филос. н. Ростов-на Дону, 2000. 133 с.

103. Малхозова Ф.М. Социально-психологические особенности

этнической толерантности в поликультурном регионе: Автореф. дис.....

психол. наук. Российская академия государственной службы при Президенте Российской федерации, 2006. 166 с.

104. Малхозова Ф. М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе: Автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 1999. 25 с.

105. Маслоу А. Мотивация и личность [Пер. с англ. A.M. Татлыбаевой]. URL: http://nkozlov.ru/library/psychology/d3478/. (дата обращения 28.06. 2011).

106. Матвеева Е.В. Место традиционной культуры в процессе формирования ментальности жителей Сибирского региона // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона: тез. докл. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. С. 254-261.

107. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования / М. Мацковский // Век толерантности. М.: МГУ, 2001, № 3 - 4. URL: http: // tolerance.ш.мyл-tol/3-0maskovskii.html. (дата обращения 12.05.2011).

108. Медведев Н.П. Толерантность и образование: грани соприкосновения // Качество образования как социальная проблема: Материалы региональной научной конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С. 307-311.

109. Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтн. и межконфессион. взаимодействия: [Сб. ст.] / М-во образования Рос.

Федерации, Ин-т этнологии и антропологии Рос. акад. наук; Под ред. М.Ю. Мартыновой и др. М.: Изд-во РУДН, 2003. 405 с.

110. Микляева A.B. Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен. СПб.: Речь, 2009. 160 с.

111. Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. 2002. № 2. С. 35-39.

112. Морозова О.В. Толерантность как принцип регуляции тендерных отношений: Автореф. дис. ... к. филос. н. М., 2008. 25 с.

113. Морозова E.H. Воспитание толерантности на основе осмысления ее социальной значимости в контексте диалога культур // Философия образования. 2006. №3. С.53-58.

114. Мчедлов М.П. Толерантность / Ин-т комплекс, соц. исслед. Рос. акад. наук, Исслед. центр «Религия в соврем, о-ве», Моск. гос. соц. ун-т ; [М. П. Мчедлов и др.]. М.: Республика, 2004. 414 с.

115. Мчедлов М.П. Проблемы толерантности в постсоветской России / М.П. Мчедлов // Философские науки. 2002. № 4. С. 64-70.

116. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников: Дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2005. 189 с.

117. Никитенко В.Н. О воспитательных возможностях молодежных полиэтнических сообществ // Философия образования. 2008. № 2(23). С.37-44.

118. Николсон П. Толерантность как моральный идеал // Толерантность. Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. 2002. № 1.С. 99-101.

119. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией B.C. Стёпина. 2001.

120. Новосадова M.JI. Философское осмысление ценности толерантности в современном обществе / M.JI. Новосадова // Аналитика культурологи. 2006. №2(6). URL:

http ://analiculturolog.ru/index.php?module=subj ects&func=viewpage&pageid=21 3 (дата обращения: 25.01.2010).

121. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания [Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С.]. М.: Прогресс-Академия, 1996. 352 с.

122. О смыслах понятия толерантность / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, JI.A. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001. 243 с.

123. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. JL В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 334 с.

124. Осинский И.И. Толерантность в контексте трансформации социальной структуры российского общества // Толерантность как социогуманитарная проблема современности: материалы междунар. науч. конф. Житомир, 2007. С. 44-48.

125. Открытое письмо ученых-обществоведов президенту. URL: http://news.babr.ru/7IDE-90716 (дата обращения: 03.03.2011).

126. Педагогический поиск / Амонашвили Ш.А., Лысенкова С.И., Волков И.П. и др.; Сост.И.Н.Баженова. 3-е изд., испр.и доп. М.: Педагогика, 2003. 560с.

127. Педченко Н.С. Принцип толерантности при отптимизацй' потенщалу шдприемства // Вюник Хмельницького нацюнального ушверситету. 2010. № 2. Т. 1. С. 37-39.

128. Петрова Е.В. Русское население в этносоциальной структуре республик Сибири: особенности развития в условиях трансформации современного российского общества: Автореф. дис. ... д. социол. н. Улан-Удэ, 2007. 43 с.

129. Петухова Т.Н. Проблемы межэтнической толерантности. Правовое регулирование межэтнических отношений в Германии // Электронное

приложение к «Российскому юридическому журналу». № 2. 2002. URL: http://electronic.ruzh.org/?q=node/240 (дата обращения: 10.11.2011).

130. Пивоваров Д.В. Философия религии. Екатеринбург: Деловая книга, 2006. 640 с.

131. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПБ: Речь, 2000. 298 с.

132. Психосемантический анализ этнических стереотипов: дики толерантности и нетерпимости / В.Ф. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников и др.; [Отв.ред. А.Г.Асмолов]. М.: Смысл, 2000. 72 с.

133. Поликанова Е.П. Идентичность человеческих сообществ и толерантность в условиях глобализации. URL://www.congress2008 .dialog21 .ru/Doklady/16710.htm (Дата обращения 20.09.2011)

134. Политология. Словарь. М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/ (дата обращения: 23.06.2011).

135. Поппер К. Открытое общество и его враги / Под ред. В.Н. Садовского. Т.1: Чары Платона. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 357 с.

136. Пригожин И.Р. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени / И.Р. Пригожин. 5-е изд., испр. М.: УРСС, 2003. 240 с.

137. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / В.Ф. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников и др.; [Отв. ред. А.Г. Асмолов]. М.: Смысл, 2000. 72 с.

138. Риэрдон Б. Толерантность - дорога к миру. М., 2001. 304 с.

139. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527 с.

140. Романенко Л.М. Лики российской толерантности (размышления участницы симпозиума) //Полис. - 2002. - №6. - с. 175-180.

141. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб. /Росстат. М., 2006. 819 с.

142. Российская социологическая энциклопедия. М.: ИНФА, 1998. 664 с.

143. Российский энциклопедический словарь. М., 2001. URL: http://www.rubricon.com/res_l.asp (дата обращения: 25.07.2011).

144. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 18961912. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/michelson_old/ (дата обращения: 23.06.2011).

145. Рябов О.В. Межкультурная интолерантность: тендерный аспект / О.В. Рябов // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации: Коллективная моногр. / Отв. ред. Н. А. Купина и О. А. Михайлова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004. С. 165-179.

146. Самоделова Т. Формирование толерантного поведения в семье // Воспитание школьников, 2007. №4. С.38-40.

147. Семашко М.А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007. URL: http://www.emissia.org/offline/2007/1204.htm (дата обращения: 1.06. 2011).

148. Семёнов Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М.: Современные тетради, 2003. 776 с.

149. Сикевич З.В Русский менталитет и базовые ценности. URL: http:// www.bonacausa.org (дата обращения: 28.10.2011).

150. Симаворян А., Овян В. Религиозная толерантность в современном обществе. URL: http ://www.noravank. am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=5118 (дата обращения: 18.09.2011).

151. Скворцов JI.В. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание: Избранные труды. Ин-т науч. информ. по общественным наукам Рос. акад. наук. М.: ИНИОНРАН, 2000. 298 с.

152. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Международный диалог: исследования и практика / Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. С. 47-55.

153. Словарь античности [Пер. с нем.]. М.: Прогресс, 1989. 704 с.

154. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с.

155. Смирнов П.И. Толерантность или адекватность? «Ключ» к уменьшению насилия в современном мире // Толерантность и интолерантность в современном обществе: Дискриминация: Материалы международной научно-практической конференции / Под научной редакцией И.Л. Первовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. универс-та, 2007. 431 с.

156. Смирнов А.Н. Социальный контекст толерантности: постановка проблемы // Толерантность и поликультурное общество. М., 2003. С. 103-114.

157. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1979. 1600 с.

158. Современный словарь иностранных слов: толкования, словоупотребления, этимология / Л.М. Баш, А.Н.Боброва и др. 4-е изд., стереотипное. М.: Цитадель-трейд, Рипол классик, 2003. 960 с.

159. Солдатова Г.У. От парадигмы конфликта к парадигме толерантности. Психотехнологии профилактики ксенофобии в международном взаимодействии. URL: http:// www.kennan.ru/index.php/rus/Sobytiya/V-poiskah-... (Дата обращения 12.06.2011).

160. Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. 2-е изд. М.: Мысль, 1990. 822 с.

161. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М.: ИНФРА-М, 1999. URL: http ://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Soros/_index.php (дата обращения: 10.12.20110.

162. Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. 222 с.

163. Степанова Н.Г. Межэтническая толерантность в современном российском обществе (социально-философский анализ): Автореф. дис. ... к.филос.н. Барнаул, 2008. 18 с.

164. Стрельцова Е.А. Функции толерантности в профессионально-экономической деятельности [Текст] // Воспитание толерантности и взаимодействие различий: сб. науч. и метод, тр. / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко и др. Волгоград: Изд-во ВГИПК, 2004. 95 с.

165. Татарова С.П. Формирование толерантности как основа предупреждения насилия в подростковой среде // Дополнительное образование и воспитание. 2007. №2. С.35-38.

166. Темичева Е. Толерантность в России: свои и чужие. Толерантность как условие существования. URL: http://trc.tsu.ru/apendix/tolerant-3.htm (дата обращения: 1.06. 2011).

167. Толерантность как основа социальной безопасности / Под ред. Н.П. Медведева. М.: Илекса: Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. 268 с.

168. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. 416 с.

169. Толерантность против ксенофобий. Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М.: Институт социологии РАН, 2005. 112 с.

170. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. URL: http://freesoft.ru (дата обращения: 10.09.2010).

171. Толковый словарь Ушакова. URL: http://www.slovopedia.eom/3/210/842228.html (дата обращения: 12.06.2010).

172. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М.: Рольф, 2001. 640 с.

173. Тюгашев Е.А. Философия и право в транзитивном обществе: тендерная перспектива // Социальные взаимоействия в транзитивном обществе. - Сборник научных трудов. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. С. 1525.

174. Украинский советский энциклопедический словарь. Т. 3. Киев. 1989. 515 с.

175. Уолцер Майкл. О терпимости [Пер. с англ. И. Мюрнберг] М., 2000. 160 с.

176. Урсул В. Терпимость и согласие в современной России // Безопасность Евразии. 2009. № 2. С. 49-54.

177. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»: Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 629. URL: http ://www. kadis. г u/texts/index .phtml - ?id= %2010899&PrintVersion=l (дата обращения: 16.11.2011).

178. Федорова Т.Н. Толерантность и формирование демократической политической культуры в транзитивных обществах // Религия и гражданское общество: проблемы толерантности: Материалы круглого стола (16 ноября 2002 г.). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 20-26.

179. Федотова H.H. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. 2004. №4. С. 5-27.

180. Философский энциклопедический словарь. М., 2003. URL: http://www.mbricon.com/fes_l.asp (дата обращения: 17.12.2011).

181. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы. Федеральная целевая программа. М., МШПЧ, 2002.

182. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. [Пер. с нем.] М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. 239 с.

183. Фромм Э. Иметь или быть? / Общ. ред. и поел. В.И. Добреньков.- 2-е изд., доп. М.: Прогресс, 1990. 336 с.

184. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными. - URL: http://www.ecsocman.edu.ru/data/797/836/1219/006_Habermas_45-53.pdf (дата обращения: 19.01.11).

185. Хайдеггер M. Бытие и время (Философские технологии). М.: Академический проект, 2010. 460 с.

186. Халиль М.А. Религиозная ситуация в России. URL: http://filosoôiote.ru/religioznaya-situatsiya-v-rossii/page/9/ (дата обращения: 14.06.2011).

187. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 603 с.

188. Харламова О.Ю. Воспитание у студентов вузов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку: Автореф. дис....канд. психол. н. СПб, 2004. 208 с.

189. Хафизова H.A. Пределы, границы и проблемы толерантного поступка // Идея ненасилия в XXI веке. Пермь, 2006. С. 49-55.

190. Хачатурян В.М. Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского: логика и противоречия // Общественные науки и современность. 2003. №2. С. 96-109.

191. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений. Т. 2. - М., 1994. 480 с.

192. Хомяков М.Б. Толерантность в христианской философии // Философия и общество, 1999. № 2. С. 160-190.

193. Хомяков М.Б. Толерантность и её границы: размышления по поводу современной англо-американской теории // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Коллективная монография / Отв. ред. Н. А. Купина и М. Б. Хомяков. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2005. 542 с.

194. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1994. 1182 с.

195. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 4-е изд., стер. М.: Дрофа, 2001. 398 с.

196. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза М., Просвещение, 2005. 95 с.

197. Шебзухова Ф.А. Ментальные основания толерантности в полиэтническом обществе: Дис. ... д. филос. н. Ростов-на-Дону, 2005. 417 с.

198. Шкаратан О.И. Тип общества, тип социальных отношений // Мир России. 2000. №2. С. 5-8.

199. Шлымова Г.Е., Религиозная толерантность как фактор интеграции современного общества. URL: http://www.embkaztm.org/article/140 (дата обращения: 30.11.2011).

200. Шлягина Е.И., Карлинская И.Н. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. М., 2000. С. 37-45.

201. Эволюция социального самочувствия россиян и особенности социально-экономической адаптации (1994-2001гг) / Козырева П.М., Герасимова С.Б., Киселева И.П., Низамова A.M. // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 160-183.

202. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлоев, Л.А.Шайгерова) URL www.elsu.ru/pedagogico/index.php?option=com_content&view=article:::::93:-I-r-&catid= 14:2010-12-01 -13-29-46&Itennid=31 (дата обращения 19.05.2011).

203. Энциклопедия «Еврейский мир» / под.ред. Я.И.Телушкина. Электрон, энциклопедия. URL: http://jhistory.nfurman.com/teacher/index.htm (дата обращения: 29.03.2009).

204. Энциклопедия Кольера. URL: ttp://www.slovopedia.com/14/210/1019708.html (дата обращения: 12.06.2010).

205. Энциклопедия социологии / A.A. Грицанов, В.Л. Абушенко,

Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. М.: Книжный Дом, 2003. 1312 с.

206. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. Изд. 2-е. М.: Экономика, 2003. 346 с.

207. Ashford N. Toleration // Ashford N. Principles for a free society. .Second edition. - Blomberg and Janson,.Bromma, 2001. - P.89.

208. American Heritage Dictionary. USA., Random House, 2004; Cambridge International Dictionary of English.

209. Duden. Deutsches Universalwörterbuch. 5., überarbeitete Auflage, herausgegeben von der Dudenredaktion. Dudenverlag. Mannheim-Leipzig-WienZürich 2004. - 1892 s.

210. Frank Beyersdörfer. Multikulturelle Gesellschaft: Begriffe, Phänomene, Verhaltensregeln. LIT Verlag Berlin - Hamburg - Münster, 2004. S. 295.

211. J. Haeberle E.. Die Sexualität des Menschen. Handbuch und Atlas. 2. Deutsche Ausgabe, 2, erweiterte Auflage. - Walter de Gruyter, Berlin, 1985. URL: http://www2.hu-berlin.de/sexology/ATLAS_DE/index.html (дата обращения: 12.01.2011).

212. Jürgen Spieß. Toleranz und Wahrheit in einer pluralistischen Gesellschaft. - URL: http://www.ge-li.de/toleranz.htm. (дата обращения: 24. 08. 2009).

213. MacCormick, N. Questioning Sovereignty. Law, State and Nation in the European Commonwealth. Oxford: Oxford University Press, 1999. 344 p.

214. Mirriam Webbster. URL: http://www.merriam-webster.com/ (дата обращения: 12.06. 2010)

215. Multikulturelle Gesellschaft: der Weg zwischen Ausgrenzung und Vereinnahmung; eine Tagung der Friedrich-Ebert-Stiftung am 9. und 10. Dezember 1991 in Bonn / Forschungsinst. der der Friedrich-Ebert-Stiftung -[Electronic ed.] Bonn, 1992. 244 s.

216. Nicholson, Peter P. Toleration as a moral ideal// Aspects of Toleration/ ed. by J.Hordon & S.Mendus. London - New York: Methuen & Co. Ltd, 1985. P. 160.

217. Nye J. The Means to success in World politics.-N.Y.: Publics Affairs 2004.

218. Oxford English Dictionary. Oxford University Press, 2005. URL: http://oxforddictionaries.com/?region=us (дата обращения: 12.06. 2010)

219. Peffley M., Knigge P., Hurwitz J. A Multiple Values Model of Political Tolerance/Political Research Quaraterly, Volume 54, No..2 (June 2001) pp. 379406.

220. Schmitt C. La notion de politique. Paris, 1931.

221. Sullivan J., Piereson J., Marcus G. Political Tolerance and American Democracy. Chicago: University of Chicago Press, 1982. 196 p.

222. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1981. 340 p.

223. Zader M. Toleranz und Fremdsein. 16 Stichworte zum Intoleranz und Fremdenfeindlichkeit / M. Zader. - Berlin Verlag, 2006. 247 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.