Информационно-библиографическая культура музыканта-исполнителя и педагога как проблема музыкознания: На материале баянного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Длуговольский, Виктор Павлович
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 767
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Длуговольский, Виктор Павлович
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава !. РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА БАЯНИСТОВ В СВЕТЕ
ДОСТИЖЕНИЙ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
§ 1. Основные тенденции в теории исполнительского искусства
и музыкальной педагогике XX века
§ 2.Баянное искусство: обзор специальной литературы
Глава 2. ВОПРОСЫ НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА
и музыкальному исполнительству
§ 2. О библиографической информации в области баянного
искусства
§ 3. Принципы составления и модель структуры научно-библиографической монографии для музыкантов-исполнителей
и педагогов (баянистов)
Заключение
Приложение 1. Ретроспектива классификаций литературы в библиографических указателях по музыке и музыкальному
исполнительству
Приложение 2. Список литературы
Том 2. Приложение 3. «Искусство игры на баяне и аккордеоне: Аннотированный библиографический указатель литературы: 1900-1995»
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Особенности развития баянно-аккордеонной культуры в Сербии2004 год, кандидат искусствоведения Ракич Зоран
Исполнительство на цифровом баяне как социокультурный феномен в России: традиции и современность2021 год, кандидат наук Петрова Наталья Николаевна
Фридрих Робертович Липс: творческая деятельность и ее роль в развитии баянного искусства во второй половине XX - начала XXI века2013 год, кандидат наук Гатауллин, Александр Анварович
Проблемы оптимизации профессионального становления музыканта-исполнителя: На материале фортепианного искусства2003 год, кандидат искусствоведения Салдаева, Галина Михайловна
Баянное академическое искусство Башкортостана: пути становления и развития2012 год, кандидат искусствоведения Шайхутдинов, Раджап Юнусович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Информационно-библиографическая культура музыканта-исполнителя и педагога как проблема музыкознания: На материале баянного искусства»
Введение
«Библиография — удивительнейшая область деятельности: она воспитывает абсолютную точность, эрудицию и основательность во всех смыслах».
Д. С. Лихачев
«Действительно, без хорошо поставленной музыкальной библиографии — плохое житье музыковедению».
Б. В. Асафьев.
Значение духовного богатства и непреходящей ценности высокого искусства, в том числе классической музыки и академических жанров современного музыкального творчества, с новой силой осмысливается мировым сообществом на пороге XXI века, гуманистическая парадигма которого все более становится общепризнанной. Тем скорее они должны стать неотъемлемой частью сложного процесса духовного возрождения России на данном этапе ее исторического пути. В этом плане обновление и дальнейшее развитие отечественной культуры остро нуждается в кардинальном повышении социальной роли Музыки, значительном приближении ее различных отраслей к насущным потребностям современной культурной практики.
Важнейшая функция в этих процессах принадлежит музыкальной науке в целом и ее различным отраслям, которые на современной стадии развития музыкального искусства призваны существенно расширить круг своих профессиональных интересов, органично включив в него не только все более углубленное познание закономерностей композиторского, исполнительского и слушательского творчества, но и осмысление разнообразных условий, способных оптимизировать соответствующие стороны профессиональной деятельности музыкантов и таким образом повысить их социально-культурную значимость.
Поскольку исполнительство занимает, как известно, центральное положение в музыкальном искусстве, выполняя важнейшую социально-культурную функцию объективации, а следовательно, и анимации музыки, создаваемой композиторами и воспринимаемой слушателями, исполнительское музыкознание становится реальным фактором, содействующим повышению удельного веса серьезной музыки в современной отечественной культуре. Это особенно справедливо в отношении российской науки о музыкальном исполнительстве, имеющей немалые достижения в исследовании природы и закономерностей музыкально-исполнительской деятельности, инструментальной и вокальной.
Однако существует значительный разрыв между этими достижениями и повседневной практикой деятельности музыкантов-исполнителей и преподавателей исполнительских дисциплин. Его причины кроются прежде всего в явно недостаточной осведомленности специалистов (музыкантов-практиков) об этих достижениях, в отсутствии четкой ориентации последних на насущные потребности музыкантов, и, как результат, в недостаточно широком их использовании в конкретной практической деятельности — исполнительской и педагогической.
Иначе говоря, современное состояние образования музыкантов-исполнителей в России в большой мере характеризуется ощутимым несоответствием между развитием научной мысли, а также передовой практики, с одной стороны, и реальным методическим уровнем преподавания инструментального исполнительства, прежде всего в его начальном и среднем звеньях, с другой.
Так, в отечественной и мировой музыкальной науке в течение XX века обозначилось немало новых методологических концепций в области исполнительства и его преподавания. Многие из этих теоретических достижений получили убедительное практическое подтверждение в деятельности прогрессивных, систематически ищущих музыкантов. Другие же пока лишь ап-
робированы в экспериментальной работе отдельных исполнителей и педагогов-исследователей и еще ждут востребования более широкой практикой. Накоплен и частично освещен в литературе огромный опыт артистов и педагогов-новаторов, ищущих новые пути в своем искусстве на интуитивной основе. Эти поиски и их обнадеживающие результаты также далеко не всегда становятся достоянием музыкальной общественности.
Преодоление указанного несоответствия представляет собой одну из насущных проблем дальнейшего развития музыкального образования в обновляющейся России. Большинство освещенных в литературе подходов и методов исполнительства и его преподавания так или иначе связаны с актуальнейшими задачами преодоления тех типических трудностей, которые накопились в отечественной музыкальной педагогике в предшествующие десятилетия— с раскрытием путей пробуждения творческого начала в исполнительстве, развитием художественно-образного мышления у музыканта-инструменталиста, рационализацией путей и сокращением сроков формирования технического мастерства, индивидуализацией обучения в этом плане, углублением связей музыкального воспитания инструменталиста с насущными социокультурными потребностями, с духовно-нравственным становлением творческой личности и т. д.
Этот круг проблем приобретает особую значимость в плане обучения инструментальному исполнительству потому, что в России прошлого и настоящего сложилось так, что не только профессиональное, но и общее музыкальное образование в преобладающей мере осуществляется в процессе овладения игрой на каком-либо инструменте. Нетерпимость указанного несоответствия между развитием теоретической мысли и широкой исполнительской практикой обусловлена еще и тем, что именно в инструментальном исполнительстве (фортепианном, смычковом, баянном) отечественное музыкальное искусство в XX веке достигло впечатляющих, признанных во всем мире высот.
Происходящий на наших глазах переход цивилизации к информационному обществу проникает во все сферы — производство, науку, культуру. Не может остаться в стороне от этого глобального процесса и искусство, в том числе музыка. Поэтому одной из актуальных проблем музыкознания на пути возвышения роли музыкального искусства в общественном развитии становится содействие формированию информационной культуры специалистов-музыкантов, в частности исполнителей и педагогов.
При этом стремительное развитие человеческого общества и его глобальная информатизация настоятельно требуют не только внедрения новых, но и повышения эффективности соответствующих традиционных систем передачи информации, относящейся к практической деятельности различного типа, в том числе и в сфере искусства, музыки.
Иначе говоря, вполне естественно, что одной из актуальных проблем отечественного музыкознания как интегратора научного и художественного компонентов общественной культурно-музыкальной деятельности становится проблема значительного расширения непосредственного информационного фундамента практической деятельности как одного из основных факторов развития широко трактуемой информационной культуры музыканта— исполнителя и педагога.
Термин «информационная культура» появился в литературе в начале 90-х годов XX века. С его помощью стали обозначать высокий уровень обеспеченности общественной и личной деятельности современными научными и эмпирическими знаниями, данными практического опыта, приобретающими в целом системно-интегративный характер. В последние годы исследование этого явления с возрастающей интенсивностью осуществляется в самых различных отраслях науки и общественной практики. Заметно расширяется ас-пектология специальных исследований информационной культуры и проблем ее развития в социальном и личностно-индивидуальном плане. Возникло новое научное направление — информационная культурология, рассмат-
ривающая пути становления и развития соответствующей культуры в самых различных контекстных связях. Среди всего спектра этих проблем наибольший интерес для нас представляют прежде всего проблемы информатизации формирования художественной, в частности, музыкальной культуры и развития музыкального образования, а также соответствующие аспекты психолого-педагогических, социологических, общих искусствоведческих и других гуманитарных знаний.
Как справедливо замечено М. Г. Вохрышевой, исследователем в области информационной культурологии, причиной столь пристального внимания к информационной культуре явилось фундаментальное значение «множества процессов, касающихся данного явления, в различных сферах практики: библиотечной, библиографической, информационной, образовательной, социально-культурной и др.» (69, 48). Подчеркнуто, что научные изыскания в этой области представляют не только теоретический интерес, но и приобретают важнейшую практическую значимость, стимулируя развитие соответствующих областей деятельности. В нашем случае, отметим, забегая вперед, это— создание специализированной музыкальной библиографии как проблемы музыкознания, решение которой имеет существенное значение для обеспечения информационной культуры специалиста-музыканта.
Разумеется, понятие «информационная культура» применительно к деятельности музыканта-исполнителя и педагога следует рассматривать в гораздо более широком, системном плане как обозначение весьма сложного явления, имеющего разветвленную многокомпонентную структуру. При этом, по нашему мнению, можно говорить об информационной культуре музыканта в широком и узком значении. Вряд ли нужно доказывать, что широкая информированность в самых различных сферах общественной жизни, науки, культуры, художественной практики и искусствознания образует в совокупности ту необходимую разностороннюю личностную культуру музыканта, которая неизбежно отражается во всей его творческой деятельности.
В узком же, прикладном значении информационная культура музыканта включает, с нашей точки зрения, три блока компонентов. Во-первых, культуру звуковой информации о музыке различных народов и стран, видов и жанров, эпох, стилей, авторов и т. д. Во-вторых, культуру профессиональных (музыкально-теоретических, исторических, специальных и многих других) знаний. И, наконец, в-третьих, тесно связанную с предыдущей культуру поиска и использования специальной литературы. Именно в этом аспекте, нуждающемся в полноценном библиографическом обеспечении, идет речь об информационной культуре музыканта в настоящей диссертации.
Поэтому нас интересует развитие информационно-библиографической культуры как специфической составной части целенаправленной профессиональной деятельности специалиста, включающей всю совокупность информационно-культурных ценностей, а также систему современных информационных технологий, то есть, с одной стороны, социальную инфраструктуру, обеспечивающую становление и функционирование данной культуры, а с другой, уровень информационно-культурного развития самого специалиста. Таким образом, в пространство настоящего исследования включен как тот аспект информационной культуры, который характеризует состояние современной отечественной науки о музыкальном исполнительстве и меру его освещенности в традиционной музыкальной библиографии, а также состояние самой музыкальной библиографии (особенно ее специализированных видов), так и необходимый уровень личностной информационной (библиографической) культуры музыкантов-практиков (исполнителей и педагогов), поиск путей и средств ее совершенствования в процессе деятельности каждого музыканта.
Из сказанного становится ясным, что определение и исследование компонентов, образующих в совокупности информационную культуру музыканта-исполнителя, должны сегодня закономерно входить в круг интересов музыкознания, его исполнительской ветви. Поэтому в теории музыкального ис-
полнительства необходимо отталкиваться от тех признаков данной культуры (как явления сугубо системного, многокомпонентного), которые выявлены в информационной культурологии. Среди их множества выделим самые существенные для нас, которые определены понятиями информационного мировоззрения, информационной ситуации, информационного пространства, информационной потребности, информационного поведения, информационного образования, информационных ресурсов и, наконец, информационной литературы. Не ставя здесь задачи раскрыть конкретное содержание каждого из указанных понятий (это мы постараемся осуществлять по ходу исследования), отметим следующее. Названные компоненты информационной культуры образуют в совокупности системную целостность. Так, информационные потребности музыканта могут формироваться лишь на основе соответствующих аспектов его профессиональных мировоззренческих установок, диктующих адекватное информационное поведение, оптимизируемое с помощью необходимого специфического (информационного) образования и создания специальной (в частности, библиографической) литературы*. В свою очередь, информационное образование специалиста-музыканта призвано всемерно обогащать его информационный потенциал, максимально используя имеющиеся информационные ресурсы, целесообразно направляемые и дифференцируемые в определенных (специализированных) информационных потоках в соответствии с насущными профессиональными запросами специалиста того или иного рода музыкальной деятельности.
Показательно, что в социологии информационная потребность в последнее время рассматривается как один из основных факторов социализации личности. При этом подчеркивается, что потребность эта является своего ро-
*Показателыю, что в учебных планах музыкальной школы П ступени (музыкальных техникумов), созданных в 1926 г. под руководством Б. Л. Яворского, существовал учебный предмет «Библиотековедение и библиография», на который в течение двух (!) лет отводился один час в неделю. В свете этого исторического факта причины нынешней недостаточной библиографической грамотности музыкантов, очевидно, в комментариях не нуждаются...
да «гарантом сохранения человеком своей социальной сущности» (119, 3). Не приходится говорить, сколь это важно для музыканта, творчество которого в свою очередь обладает огромным социализирующим потенциалом.
Не случайно современные информациологи (И. М. Андреева, Ю. С. Зубов, Ю. H. Рагс, В. А. Фокеев и др.) считают крупнейшей проблемой «умение осуществлять информационную деятельность: формировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свертывать и развертывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты» (102, 7; курсив наш.— В. Д.). Решающее во многом значение целенаправленной информационной деятельности определяется еще и тем, что «каждое новое поколение музыкантов входит в постоянно расширяющиеся и усложняющиеся информационные поля» (197, 294).
А для того, «чтобы поддерживать свою профессиональную подготовку на достаточно высоком уровне, музыканту <...> нужно не только в гораздо большем объеме, чем раньше, изучать специальную литературу, но и, главное, уметь быстро разыскивать ее в растущих информационных полях, классифицировать, преобразовывать, хранить и т. п.» (197, 295; курсив наш. —В. Д.).
Итак, в свете насущной профессиональной задачи формирования информационной культуры специалиста-музыканта на первый план выходит необходимость создания специализированной библиографии как основного вида информационной литературы, призванной удовлетворять конкретные потребности музыканта-исполнителя и педагога.
При этом в свете сказанного разработка библиографической литературы (указателей, справочников, пособий), очевидно, должна исходить не из традиционных стандартов музыкальной библиографии, адресуемой музыканту вне учета специфики и потребностей его конкретной профессиональной деятельности, а удовлетворять насущные запросы специалиста, определяемые
общественными критериями современного музыкального исполнительства и его преподавания.
Иными словами, создание подобной библиографической литературы, с нашей точки зрения, должно быть значительно приближено к научно-исследовательской и творческой деятельности самих музыкантов и, следовательно, осуществляться в рамках исполнительского музыкознания для того, чтобы быть контекстуально связанным с развитием данной отрасли музыкальной науки и (говоря шире) культуры.
Здесь следует отметить, что сложившиеся в музыкальной библиографии каноны в целом далеко не отвечают этим требованиям. Существующие (не только отечественные, но и зарубежные) библиографические работы, следуя имманентной логике самого научного знания, в большинстве случаев не учитывают того обстоятельства, что логика востребованности каждого конкретного знания в ряду профессиональной потребности в этом знании является совершенно иной. А следовательно, и структура библиографических работ, отражающая логику классификации и расположения материалов в аспекте их актуальности для специалиста-практика, нуждается в принципиальном переосмыслении и, разумеется, специальной научной разработке.
Таким образом, отрыв широкой исполнительской и педагогической практики от современной науки о музыке и исполнительстве, от передовой исполнительско-педагогической практики обусловлен не только недостаточностью музыкального книгоиздания и неорганизованностью книжного рынка, но и отсутствием у музыкантов возможности оперативно получать исчерпывающую ретроспективную библиографическую информацию, в полной мере отвечающую их профессиональным запросам.
Иначе говоря, отрыв широкой практики от отечественного исполнительского музыкознания, от достижений современной теории инструментального исполнительства препятствует его дальнейшему прогрессу в нашей стране, особенно в его массовой ветви, определяющей, в конечном счете, состояние
и перспективу развития музыкальной культуры социума. Скудость информации о новых изысканиях и достижениях в разработке проблем музыкального исполнительства и педагогики, с нашей точки зрения, это крупная проблема, в равной мере ограничивающая как возможности широкой исполнительской и педагогической практики, так и усилия отдельных прогрессивных музыкантов, а также эффективность разного рода методических мероприятий, включая семинары и конференции, курсы повышения квалификации и периодические смотры методической работы музыкальных школ, училищ, вузов, конкурсы исполнительского мастерства учащихся и т. д.
Справедливости ради тут нужно сказать, что в последние десятилетия возникали отдельные инициативы, направленные на решение обозначенной нами проблемы. Так, бесспорным прорывом в этом плане стал выпуск аннотированного библиографического указателя «Фортепианное искусство: Литература за 1945-1975 гг.», подготовленного коллективом кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства Новосибирской консерватории.
Однако выход в свет этого библиографического труда, обобщившего развитие отечественной науки о фортепианном искусстве за 30 лет, не только получил всеобщее одобрение, вызванное исключительной потребностью в информационной литературе такого рода, но и встретил определенную критику, связанную с недостаточной разработанностью ее структуры и полнотой источников. Отметим, что отсутствие научно разработанной концепции и инвариантной модели библиографического пособия, ориентированного на практические (исполнительские, методические) потребности музыканта, сказывалось и в дальнейшем, когда выпуск подобных справочников стал возрастать.
Поэтому актуальность настоящего диссертационного исследования определена необходимостью научной разработки концепции создания и принципов структурирования информации в библиографических пособиях нового
типа, которые позволили бы музыканту-исполнителю и педагогу оперативно ориентироваться в имеющейся специальной литературе по конкретной методической проблеме.
Разумеется, создание инвариантной модели библиографического пособия нового типа должно быть нацелено на удовлетворение информационных потребностей музыкально-исполнительской и педагогической деятельности во всех отраслях инструментальной музыки. Вместе с тем, с нашей точки зрения, целесообразно вести соответствующее исследование как бы на двух взаимодополняющих уровнях: 1) на уровне создания общей (то есть именно инвариантной) модели и 2) на уровне разработки структуры конкретного варианта указанного пособия, предназначенного для музыкантов-исполнителей и педагогов конкретного вида инструментального исполнительства. В настоящем диссертационном исследовании этот (второй) уровень представлен разработкой концепции и структурной модели библиографической монографии, адресованной исполнителям, преподавателям игры на баяне и аккордеоне.
Таким образом, настоящее исследование призвано содействовать широкому распространению научно-теоретических и методических знаний, необходимых для управления развитием культуры исполнительской и учебной деятельности музыкантов (баянистов и аккордеонистов). Оно представляет собой попытку восполнить пробел в науке о музыкальном исполнительстве, которая в настоящее время еще не располагает научно обоснованными средствами информационного обеспечения решения актуальной задачи преодоления несоответствия между передовым исполнительским и педагогическим опытом и развитием прогрессивной мысли, с одной стороны, и реальным методическим уровнем широкой практики исполнительства и преподавания музыки, с другой.
Итак, объектом данного исследования являются информационные потребности музыканта-исполнителя и педагога, вытекающие из современного
состояния передовой творческой практики музыкального исполнительства, исполнительского музыкознания и являющиеся стержневым системообразующим компонентом их информационной культуры.
Предмет исследования- оптимальная структура специализированной библиографической монографии нового типа, ориентированной на удовлетворение информационных потребностей современного музыканта-исполнителя.
Цель диссертационной работы — оптимизация развития информационной культуры музыканта-исполнителя и педагога путем облегчения доступа к информации о современном состоянии исполнительского музыкознания и передовой творческой практики (в сфере баянно-аккордеонного искусства). Главная целевая задача — разработка научных основ создания специализированной музыкальной библиографии нового типа, удовлетворяющей насущные профессиональные запросы специалистов-музыкантов.
Для достижения обозначенной цели в исследовании поставлены следующие конкретные задачи:
- выявить главные прогрессивные тенденции в общей теории инструментального исполнительства и музыкальной педагогике XX века, указать на их недостаточную реализацию в широкой практике;
- обзорно охарактеризовать, выборочно проанализировать и оценить состояние специальной литературы по вопросам исполнительства и преподавания игры на баяне;
- сопоставить структуру библиографических указателей специальной литературы по музыке традиционного типа и новых работ, адресованных музыкантам-исполнителям;
- определить практическую значимость и дать соответствующую оценку существующим музыковедческим работам информационного характера, созданным в сфере баянного искусства;
- разработать и теоретически обосновать структуру инвариантной модели специализированной библиографической монографии нового типа, ориентированной на удовлетворение конкретных информационных потребностей музыканта-исполнителя и педагога (баяниста).
Диссертационное исследование опирается на краеугольные положения отечественной эстетической мысли и искусствознания об определяющей роли искусства, в частности — музыки, в духовном развитии человека и социума (Ю. Б. Борев, А. Я. Зись, М. С. Каган, Б. С. Мейлах, С. X. Раппопорт, Т. В. Чередниченко, С. М. Эйзенштейн и др.), на основополагающие концепции современного российского музыкознания об интонационной природе музыки, системности ее выразительных средств, централизующей функциональной роли исполнительского искусства в коммуникативной цепи «музыкальное произведение — исполнение — восприятие» (труды Б. В. Асафьева, J1. А. Мазеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Ю. Н. Parca, Е. А. Ручьевской, В. Н. Холоповой, В. А. Цуккермана, Б. JL Яворского, А. Н. Якупова и др.).
Важнейший массив источников составили работы в области исполнительского музыкознания, освещающие проблемы единства художественного и технического начал в деятельности и воспитании музыканта-исполнителя (А. Д. Алексеев, JI. А. Баренбойм, М. М. Берлянчик, И. П. Благовещенский, Л. Н. Раабен, О. Ф. Шульпяков и др.), творческой, интерпретаторской природы исполнительства (Р. С. Здобнов, Г. И. Гильбурд, В. Ю. Григорьев, Н. П. Корыхалова, А. А. Николаев, Г. М. Цыпин и др.), развития исполнительского мастерства инструменталиста (М. М. Берлянчик, Г. М. Коган, Г. П. Прокофьев, О. Ф. Щульпяков и др.), становления исполнительского музыкального мышления (Л. А. Баренбойм, В. Ю. Григорьев, Г. М. Коган, Б. Л. Кременштейн, С. М. Мальцев, М. А. Смирнов, Б. Л. Яворский и др.), исполнительского интонирования музыкального произведения (Б. В. Аса-
фьев, М. М. Берлянчик, Г.М.Коган, А. В. Малинковская, Н. И. Переверзев, Б. Л. Яворский и др.).
Определяющую роль в разработке концепции диссертационной работы сыграли также фундаментальные труды в области истории и теории пианизма, фортепианной педагогики (А. Д. Алексеев, Л. А. Баренбойм, Л. Е. Гак-кель, Г. М. Коган, Г. Г. Нейгауз, М. А. Смирнов, С. Е. Фейнберг, Г. М. Цыпин и др.).
Объектом пристального изучения в процессе настоящего исследования стали научные труды в области информациологии и библиографии (М. А. Бриксман и М. П. Бронштейн, Ю. С. Зубов, Н. Н. Киселев, В. А. Фокеев, О. П. Коршунов и др.) и их специальных отраслей— искусствоведческой и музыкальной библиографии (Д. Д. Иванов, О. С. Острой, Э. С. Судья и др.), а также библиографические и справочные работы в области музыкального искусства, созданные в разное время М. В. Агиным, А. П. Басурмановым, П. X. Канановым и И. П. Вулых, Г. Б. Колтыпиной, Т. Н. Ливановой, А. М. Миреком, И. И. Старцевым, С. Л. Успенской и др.
Наконец, значительный объем источников, проанализированных в настоящей диссертации составили наиболее значительные работы баянистов (исполнителей и педагогов) — Ю. Т. Акимова, В. М. Галактионова, П. И. Го-ворушко, Н.А.Давыдова, Б.М.Егорова, М. И. Имханицкого, Ф. Р. Липса, Ю. Г. Ястребова и др.
Методы, использованные в настоящей работе, включили ретроспективный анализ специальной литературы, аналитическое наблюдение исполнительской и музыкально-педагогической практики, моделирование, классификацию источников.
Основные положения и выводы настоящей диссертации, обобщающие научные поиски и прикладные разработки автора, апробированные в ходе его личной педагогической деятельности, неоднократно обсуждались на за-
седаниях кафедр истории и теории исполнительского искусства, народных инструментов, музыкальной педагогики, психологии и методики Магнитогорской государственной консерватории. Материалы диссертации заслушивались на нескольких межвузовских научно-практических конференциях: «Методологические проблемы науки и образования» (Магнитогорск, 1997), «Музыкальное образование на пороге XXI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства» (Оренбург, 1998); «Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века» (Тольятти, 1998). Статьи по теме диссертации были опубликованы в межвузовском сборнике научных трудов «Вопросы подготовки музыканта-педагога» (Москва-Магнитогорск, 1997); в научно-методическом журнале «Вести» (№ 2 за 1996 г., Москва), депонированы в НИО Информкультура.
Теоретические идеи и выводы автора, разработанная в настоящем исследовании научная концепция создания музыкально-библиографической монографии нового типа послужили основой для работы над составлением специализированного библиографического пособия «Искусство игры на баяне и аккордеоне: Аннотированный библиографический указатель литературы: 1900-1995», приложенного к диссертации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ КЛАВИРНОЙ МУЗЫКИ ЭПОХИ БАРОККО В КЛАССЕ БАЯНА2017 год, кандидат наук Недосекин Вячеслав Александрович
Стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока: вторая половина 1970-х - 2000-е гг.2009 год, кандидат искусствоведения Буданова, Татьяна Анатольевна
Баянно-аккордеонная культура Внутренней Монголии Китая: философско-культурологическая интерпретация2024 год, кандидат наук И Лань
Произведения Софии Губайдулиной для баяна2008 год, кандидат искусствоведения Миронова, Ульяна Александровна
Баянно-аккордеонное искусство в Китае: генезис, современное состояние и перспективы2021 год, кандидат наук Чжао Мин
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Длуговольский, Виктор Павлович, 1999 год
Библиографический указатель
отечественной литературы по теории и практике исполнительства на духовых и ударных инструментах
Москва — 1990
От составителя
Научно-методическая мысль советских музыкантов-духовиков за годы своего развития накопила достаточно большое количество работ по различным вопросам теории и практики преподавания и игры на современных духовых и ударных инструментах. В настоящее время процесс информационного накопления идет по двум направлениям: в виде практических учебных пособий, «хрестоматий», «школ», инструктивной литературы и в виде научно-теоретических разработок, статей, очерков. Однако весь опубликованный материал не имеет до сих пор библиографической систематизации. Это во многом затрудняет ориентировку в документальном потоке и усложняет поиск необходимого источника.
Цель настоящего пособия — дать педагогам, адъюнктам, соискателям, курсантам военно-дирижерского факультета, а также офицерам-дирижерам курсов повышения квалификации справочно-библиографическую информацию по изданной отечественной литературе по теории, истории и исполнительскому искусству музыкантов-духовиков. Указатель поможет адресату подобрать литературу по конкретно интересующим и изучаемым темам и проблемам.
Кроме публикаций по вопросам методики обучения и игры на духовых и ударных инструментах, в указателе отражены сведения о диссертационных исследованиях, депонированных рукописях, тезисах научных докладов. В пособии помещены также статьи, рецензии, отчеты из музыкальной периодики, рекомендована литература, посвященная вопросам ухода и ремонта духовых инструментов, технике изготовления тростей и т.д.
Материал указателя сгруппирован в несколько тематических разделов. Библиографический обзор закончен в основном до конца 1989 года.
СОДЕРЖАНИЕ
От составителя............................................................................ 3
Общие методологические вопросы исполнительства и педагогики.......... 4
Теория и практика игры на отдельных инструментах............................ 11
Флейта...................................................................................11
Гобой....................................................................................12
Кларнет................................................................................. 13
Фагот..................................................................................... 15
Саксофон............................................................................... 17
Валторна,................................................................................ 18
Труба.................................................................................... 20
Трамбон.................................................................................22
Туба......................................................................................23
Ударные инструменты...............................................................24
История развития исполнительства и педагогики.................................25
Репертуар и вопросы интерпретации музыкальных произведений............27
Конструкция и акустика................................................................29
Уход и ремонт инструментов. Техника изготовления тростей................. 30
Персоналии.................................................................................30
Конгрессы, конкурсы, концерты......................................................38
Дополнение к списку литературы....................................................41
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.