Иконичность творчества современных православных художников: социокультурное освоение тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Дробная, Елена Валериановна

  • Дробная, Елена Валериановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Чита
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 0
Дробная, Елена Валериановна. Иконичность творчества современных православных художников: социокультурное освоение: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Чита. 2018. 0 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дробная, Елена Валериановна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Теоретико-методологические и исторические основы исследования иконичности творчества современных православных художников

1.1. Основные подходы и методы к исследованию иконичности творчества современных православных художников

1.2. Генезис и трансформация духовного смысла иконы в творчестве русских

художников

Глава II. Иконичность творчества современных православных художников в социокультурном пространстве

2.1. Репрезентация смыслов иконичности творчества современных православных художников в социокультурных процессах

2.2. Социокультурные практики освоения опыта репрезентации иконичности

творчества современных православных художников

Заключение

Библиография

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иконичность творчества современных православных художников: социокультурное освоение»

Введение

Актуальность темы исследования. Ведущая роль визуальности для восприятия информации в современном мире актуализирует значение изобразительного искусства для формирования культурной идентичности общества в социокультурных практиках.

Сохранению и преемственности традиционных ценностей и духовного «ядра» русской культуры в текстах современного изобразительного искусства способствует иконичность - наличие материального и структурного подобия между знаком и объектом, на который данный знак указывает (Ч. С. Пирс и Дж. Хайман), особый способ интерпретации знаков культуры, религии, истории, раскрывающийся через символические аспекты художественного произведения (Э. Панофский). В парадигме значимой для генезиса русской культуры восточнохристианской духовной традиции иконичность означает способность любого феномена человеческого бытия (события, явления, текста, предмета искусства и т. п.) быть двуединством небесного и земного, отображением Первообраза; мир в этой парадигме предстаёт произведением совершенного Художника, в котором «всё икона, всё иконично» (В. В. Лепахин). Сохранению и трансляции в социум значимых архетипов и смыслов русской культуры (христоцентричности, иерархичности, софийности, пасхальности, соборности и др.) служит канон иконы.

Иконичное творчество ряда современных художников, среди которых В. Бычков, И. Глазунов, К. Киселёв, В. Куракса, В. Нестеренко, С. Нестерчук, П. Рыженко, А. Стекольщиков, Е. Черкасова и др., адаптирует символический язык религиозного искусства Церкви для освоения современным обществом в условиях прерывания религиозной традиции. Назвать этих авторов «современными православными художниками» позволяют выявляемые как культурозначимые концепты их творчества христианское мировоззрение и собственный религиозный опыт, христоцентричность и иконичность произведений, использование метода «духовного реализма» (А. М. Любомудров), которые пневматологически (Иустин Попович)

раскрываются в «осердеченном» знании (кардиогнозисе) и непротиворечивом открытом диалоге (М. М. Бахтин) со зрителем. Принцип иконичности, определяющий композиционно-образный ряд и внутреннее содержание картин современных православных художников, реализуется через процесс репрезентации символики и духовного (трансцендентного, метафизического) смысла иконы языком светской живописи.

Освоение иконичности творчества современных православных художников в социокультурных и образовательных практиках восполняет знания о христианских основах русской культуры, актуализирует историю России и предупреждает попытки её фальсификации; обеспечивает духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, консолидацию и преемственность поколений, акцентирует значение семьи для сохранения цивилизационной идентичности России; способствует формированию непротиворечивого гражданского диалога в полиэтничном и многоконфессиональном российском обществе на основе общих ценностей и смыслов; направлено на разрушение негативных стереотипов о России и популяризацию духовных и материальных достижений русской культуры в мире.

Культурологический подход к освоению иконичности произведений современных православных художников осуществляет синтез достижений частных наук в исследовании данной проблематики, вырабатывает теоретико-методологическую основу для дальнейших исследований иконической репрезентации символического языка и духовного смысла иконы в произведения современного секулярного искусства, способствует формированию дискурса культурной идентичности современной России на основе духовных доминант русской культуры (Е. Н. Селезнёва, А. Н. Каменец); вскрывает противоречие между общественной востребованностью практик, направленных на сохранение национальной и духовной традиции, и слабой научной разработанностью потенциала иконичности творчества современных православных художников в

социокультурных процессах инкультурации, аккультурации и кросскультурной коммуникации.

Степень научной разработанности темы. Осмысление проблемы иконичности текстов культуры апеллирует к идеям античного философа Платона и его последователей о противопоставлении и неразрывной взаимосвязи чувственного мира и мира сверхчувственного. Христианское понимание иконичности связано с врождённым знанием о Боге, дихотомии души и тела, первенстве горнего мира над земным и укоренённости земного в небесном (Августин Аврелий (Блаженный), св. Григорий Нисский,

С. Н. Булгаков, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, Г. В. Флоровский и др.), что раскрывается, в частности, в апологетике иконопочитания как возведения образа к Первообразу и свидетельства феномена Боговоплощения (свв. Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Григорий Палама и др.). К проблеме иконической многозначности сакрально-мифологического текста культуры и способам его толкования обращается Блаженный Августин. Определению культурно-исторических, социальных и эстетических аспектов произведения светского искусства с целью раскрытия его значения и смысла в контексте миросозерцания конкретной культуры посвящён иконологический метод Э. Панофского, обоснованный в работе «Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения».

Несмотря на то что исследованию иконичности знаков и объектов культуры посвящено множество работ отечественных и зарубежных исследователей, необходимо отметить их преимущественно семиотический (Ю. М. Лотман, Ч. С. Пирс, С. Г. Проскурин, Ф. де Соссюр),

литературоведческий (И. А. Есаулов, А. М. Любомудров), искусствоведческий (Я. Бялостоцкий, Г. Лютцелер, Э. Панофский, Э. Маль) и теологический (о. Сергий Булгаков, В. В. Бычков, А. Ф. Лосев, Н. Н. Озолин, Н. Ю. Раевская, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский) характер. Культурологический подход к исследованию иконичности символов и смыслов разрабатывают А. Варбург, В. Я. Иванова, Л. В. Камедина, О. А. Комков, В. В. Лепахин, Л. А. Мардиева,

С. А. Митасова, В. В. Медушевский, Г. И. Хоогеверф, И. В. Шахова, Т. В. Юрьева и др. Интерпретации текстов светского изобразительного искусства с позиции иконической репрезентации в них символического языка и духовного смысла иконы посвящены труды св. Игнатия (Брянчанинова), Н. Ф. Боровской, Ф. И. Буслаева, А. А. Кокорина, В. Н. Колесника, Л. Н. Ратнер,

A. Л. Яхнина и др.

Осмысление аксиологического и онтологического значения искусства православной Церкви, духовно-религиозных смыслов, сюжетов и образов иконы как культурных универсалий, функционирования текстов иконописи в социокультурном пространстве входит в сферу интересов митр. Илариона (Алфеева), св. Игнатия (Брянчанинова), В. В. Бычкова, В. Н. Колесник,

B. Н. Лазарева, В. В. Лепахина, С. А. Митасовой, Е. Н. Трубецкого, Л. А. Успенского, о. Павла Флоренского, Т. В. Юрьевой, И. К. Языковой и др. Генезис религиозного искусства иконописи с культурологических позиций исследуют Ф. И. Буслаев, В. В. Бычков, В. Я. Иванова, А. А. Кокорин, В. В. Лепахин, С. А. Митасова, С. С. Хоружий, И. В. Шахова, Т. В. Юрьева, И. К. Языкова и др.; с богословских - Н. Ю. Раевская, Е. Н. Трубецкой, Л. А. Успенский, П. А. Флоренский и др.; с искусствоведческих - М. В. Алпатов,

A. Грабар, И. Э. Грабарь, К. М. Долгов, Н. П. Кондаков, В. Н. Лазарев, Л. А. Мацулевич, П. П. Муратов, Н. Л. Окунев и др.

Особенности символического языка канона иконы, обеспечивающие иконическую связь образа и Первообраза, сохранение и трансляцию сакрального смысла в социум, раскрываются в трудах св. Иоанна Дамаскина, А. А. Кокорина,

B. В. Лепахина, С. А. Митасовой, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, И. К. Языковой. Философ В. В. Бычков, искусствоведы В. С. Глаголев, В. Г. Пуцко констатируют существование мирского «православного искусства», отвечающего требованиям догматики, нравственно-философским принципам и эстетико-художественным вкусам православных верующих.

Дихотомия преемственности русской историко-культурной традиции «через разрыв» раскрывается в трудах Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева,

О. Д. Шемякиной. Десекуляризацию социокультурного поля как положительный процесс сохранения и трансляции в социум традиционных ценностей и смыслов посредством возрождения в обществе интереса к религиозным учениям оценивают М. М. Дунаев, О. А. Жукова, В. В. Зеньковский, П. А. Сорокин, П. А. Флоренский и др.; признаки архаизации культуры видят в этих явлениях А. С. Ахиезер, Л. Г. Ионин, С. Хантингтон, В. Ф. Чеснокова, И. Г. Яковенко и др.

Культурообразующее значение Православия для русской культуры раскрывается в работах Д. С. Лихачёва, А. Шмемана, Э. Холенштайна и др. Христоцентричность как определяющую черту русской культуры выявляют св. Игнатий Брянчанинов, Ф. М. Достоевский, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Л. В. Камедина, Т. А. Касаткина, А. М. Любомудров, А. С. Панарин, И. Р. Шафаревич и др. Она раскрывается в пневматологии творчества и его восприятия (св. Игнатий Брянчанинов, В. В. Варава, А. Г. Гачева, св. Нектарий Оптинский, Т. А. Касаткина, св. Иустин Попович), «кардиогнозисе» текста (М. Н. Громов, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Л. А. Керн, В. В. Мильков, П. Д. Юркевич), в духовных категориях иерархичности (А. Безансон, А. М. Лидов, Е. Н. Трубецкой, В. И. Шамшурин, С. С. Хоружий), софийности (С. Н. Булгаков, В. В. Бычков, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский), пасхальности (И. А. Есаулов, А. А. Новикова-Строганова), соборности (философы-славянофилы; В. В. Бычков, С. Н. Булгаков, И. А. Есаулов, В. Н. Засухина; А. С. Хомяков); духовную природу произведений изобразительного искусства исследуют А. Варбург, В. В. Ефимовская, И. фон Зандарт, М. Н. Соколов, Г. Й. Хогеверф и др.

Значение визуальной реальности как культурного конструкта, подлежащего рецепции и интерпретации, актуализируют Р. Арнхейм, М. М. Бахтин, В. Колотаев, Г. Дебор, М. Джей, Л. Картрайт, В. В. Колодий, М. Мерло-Понти, П. А. Флоренский, и др.

Инкультурацию как процесс приобретения индивидуумом общей культурной компетентности в рамках конкретной культуры исследуют

культурологи Л. В. Камедина, Т. Ф. Ляпкина, М. Мид, А. Я. Флиер, М. Херсковитц и др.; философы А. С. Панарин, А. С. Хомяков, психологи Ж. Пиаже и Л. С. Выготский, богослов А. И. Осипов, педагог М. А. Цирульников и др. Значение аккультурации личности в иной культуре, выстраивания гармоничного межнационального диалога для преодоления современных социокультурных вызовов исследуют Дж. В. Берри, Т. Грейвс, Р. Линтон, Р. Редфилд, И. А. Романова, М. Херсковитц и др. Роль межкультурной коммуникации для обогащения национального культурного кода рассматривают Дж. Арджуни, Х.-Г. Гадамер, Н. И. Гетьманенко, Д. И. Лихачёв, Х. Мерфи, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Р. Редфилд и др. Проблему сохранения, воспроизводства и популяризации достижений русской культуры в кросскультурном пространстве акцентируют А. С. Ахиезер, Ф. Барт, Л. Н. Евменова, Л. Г. Ионин, М. С. Каган, С. Г. Кара-Мурза, Д. И. Лихачёв, А. М. Любомудров, Т. Ф. Кузнецова, Ж. Нива, Е. Н. Селезнёва, С. Л. Франк, А. И. Хвыля-Олинтер, С. С. Хоружий и др.

Значение культуроцентричности для обеспечения устойчивости социума, сохранения и трансляции традиционных ценностей русской культуры, раскрывается в научных трудах В. С. Библера, Л. С. Выготского, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, В. В. Зеньковского, М. Б. Лиги, Д. С. Лихачёва, А. И. Субетто, Н. В. Хорошиловой, И. В. Шаховой и др. Роль освоения российским социумом духовной традиции и аксиологии отечественной культуры для духовной безопасности личности акцентируют О. Ю. Васильева, Л. В. Камедина, А. И. Осипов и др.

Поэтапное вхождение в духовное пространство русской культуры обосновывается исследованиями А. М. Цирульникова.

Несмотря на значительное количество работ, посвящённых различным аспектам исследования, существует ряд малоисследованных теоретических и практических проблем освоения иконической репрезентации символического языка и духовного смысла иконы в тексты секулярного изобразительного искусства.

Объект исследования - социокультурное освоение иконичности творчества современных православных художников.

Предмет исследования - ресурс социокультурного освоения иконичности творчества современных православных художников.

Цель исследования: раскрыть иконичность творчества современных православных художников и обосновать её освоение в образовательных и социокультурных практиках.

В соответствии с целью формулируются задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологическую базу исследования иконичности творчества современных православных художников;

2. Описать генезис и трансформацию символического языка и духовного смысла иконы в творчестве русских художников;

3. Раскрыть репрезентацию иконичности творчества современных православных художников в социокультурных процессах инкультурации, аккультурации, кросскультурной коммуникации;

4. Описать авторский опыт проектирования образовательных практик по освоению иконичности творчества современных православных художников.

Теоретической основой культурологического анализа репрезентации духовного смысла иконы в творчестве современных русских художников являются: проектный дискурс культурологии Русского мира на основе восточно -христианских оснований самобытной культуры России Е. Н. Селезнёва и

A. В. Каменца; эволюционно-циклическая теория культуры, предполагающая периодическое возрождение в ней религиозных идеалов и смыслов (А. С. Ахиезер, М. М. Дунаев, П. А. Сорокин, П. А. Флоренский, и др.); светская (Ю. М. Лотман, Э. Панофский, Ч. Пирс, С. Г. Проскурин) и религиозная концепции иконичности (св. Августин Блаженный, св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Палама, В. В. Лепахин, Н. Ю. Раевская, И. К. Языкова и др.); концепция сохранения смыслов, архетипов, национального образа мира в текстах светской культуры (В. В. Бычков, Г. Д. Гачев, И. А. Есаулов,

B. С. Жидков, В. В. Лепахин, К. Б. Соколов, М.-Л. фон Франц, С. В. Шешунова и

др.); концепция культуроцентричности образования (Л. Г. Гуслякова, А. С. Запесоцкий, М. Б. Лига, Д. С. Лихачёв и др.).

Методологическую основу исследования составляют принципы культурологического, иконологического, структурно-функционального и междисциплинарного подходов.

Культурологический подход выявляет ресурс иконичности творчества современных православных художников для сохранения и преемственности традиционных ценностей и духовного «ядра» русской культуры в социокультурных процессах инкультурации, аккультурации и кросскультурной коммуникации, чем способствует формированию дискурса культурной идентичности современной России на основе духовных доминант русской культуры. Иконологический подход к текстам изобразительного искусства способствует выявлению смыслов произведений изобразительного искусства и актуализации дополнительных значений различной, в том числе религиозной, природы. Структурно-функциональный подход используется для исследования структуры, выявления иерархии смыслов, универсальных значений и символического языка произведений современных православных художников, определения функций их творчества. Методология междисциплинарного подхода позволяет интегрировать знания различных отраслей науки о предмете исследования для формирования целостной картины исследования.

Методами исследования являются структурно-семиотический, феноменологический, герменевтический, сравнительно-исторический, тео-аксиологический метод (Л. В. Камедина), биографический методы, метод сравнительной иеротопии (А. М. Лидов), «метод социокультурной ситуации» (А. М. Цирульников), а также общенаучные теоретические методы познания: анализ, синтез, сравнение, аналогия и др. и метод фокус-опроса, направленный на формализацию результатов практического освоению иконической репрезентации символического языка и духовного смысла иконы в произведениях современных православных художников.

Научная новизна исследования сводится к следующему:

1. Выявлено, что теоретико-методологическую основу исследования иконичности творчества современных православных художников составляет комплекс культурологического, иконологического, структурно-функционального и междисциплинарного подходов; актуализированы специфические методы исследования, такие как тео-аксиологический метод (Л. В. Камедина) и метод сравнительной иеротопии (А. М. Лидов).

2. Раскрыты генезис и трансформация иконичности творчества русских художников, детерминированные процессами секуляризации и десекуляризации русской культуры и предложен алгоритм узнавания иконичности произведений русских художников.

3. Определены возможности иконичности творчества современных православных художников в социокультурных процессах инкультурации, аккультурации, кросскультурной коммуникации для сохранения и преемственности духовного «ядра» русской культуры, для поиска общих ценностей и смыслов в полиэтничном и многоконфессиональном российском обществе, популяризации положительного образа русской культуры в мире

4. Доказана актуальность использования социокультурных практик по освоению иконичности творчества современных православных художников, направленных на сохранение духовного «ядра» и восстановление культурного кода носителями русской культуры, создание комплементарной теоцентрической картины мира для представителей иных культур.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными подходами к изучению иконичности творчества современных православных художников являются: культурологический, иконологический, структурно-функциональный, междисциплинарный. Культурологический подход к иконичности творчества современных православных художников способствует освоению и преемственности христоцентричного «ядра» русской культуры. Иконологический подход актуализирует в текстах культуры латентные смыслы и христианские

импликации, раскрывает цитатный план, связанный с символическим языком и духовным смыслом искусства Церкви. Структурно-функциональный метод выявляет иерархию смыслов, универсальных значений и символического языка произведений современных православных художников, исследует функции их творчества. Междисциплинарный подход интегрирует знания различных отраслей науки о предмете для формирования целостной картины исследования. Тео-аксиологический метод выявляет христоцентричность произведений современных православных художников, раскрывает пневматологию авторов и основные аспекты целостного духовного смысла канона иконы (софийность, пасхальность, иерархичность, соборность) в христоцентричной структуре текста культуры; метод сравнительной иеротопии выявляет в произведениях современных православных художников сакральные пространства, вхождение в которые обеспечивает освоение духовного «ядра» русской культуры для носителей культуры и создаёт информационную базу, комплементарную для теоцентричного мира представителей иных культур.

2. Генезис иконичности творчества русских художников выявлен в сравнении с каноном иконописи ХП-Х1Ув. (Андрей Рублёв, Дионисий, Феофан Грек). Вытеснению иконичности на периферию культуры способствовали решения Стоглавого Собора (1553-1554 гг.), одобрившие нововведения католического религиозного искусства в каноническую иконопись. Обращение к фряжскому письму иконописцев Симона Ушакова и Иосифа Владимирова определяет секуляризацию искусства Церкви и постепенный отказ от древнего канона иконы в пользу принципов светской живописи. В то же время иконичность компенсируется включением христианских сюжетов, образов, смыслов в творчество русских художников и в ХУШ-Х1Х вв. начинается ассимиляция европейской живописи духовными смыслами иконы (В. Боровиковский, В. Васнецов, М. Нестеров). На уровне импликаций и латентных смыслов иконичность присутствует в художественной культуре советского периода (И. Голиков, Г. Коржев, В. Фаворский). Современные процессы десекуляризации социокультурного пространства определяют появление

современных православных художников, иконически репрезентирующих символику и духовный смысл иконы. Трансформация иконичности детерминирована дихотомическими процессами секуляризации и десекуляризации русской культуры, обусловленными обмирщением и европеизацией культуры в период петровских реформ, антирелигиозной идеологией советского периода и возрождения религиозности на рубеже XIX-XX и в настоящее время. Десекуляризация современной русской культуры актуализирует создание алгоритма узнавания иконичности текстов культуры, направленного на выявление в них христоцентричности и духовной иерархии смыслов для восстановления культурного кода у носителей русской культуры и создания комплементарной теоцентрической картины мира в иных культурах. Освоение иконичности творчества современных православных художников в процессах инкультурации, аккультурации и кросскультурной коммуникации обеспечивает преемственность традиционных ценностей и духовного «ядра» русской культуры, направлено на развитие толерантности в социокультурном пространстве России на основе общих ценностей и смыслов, способствует обогащению мировой культуры и преодолению негативных культурных стереотипов о России, расширяет сферу духовного влияния русской культуры и обеспечивает консолидацию Русского мира.

3. Иконичность творчества современных православных художников осваивается в социокультурных процессах инкультурации, направленной на преемственность традиционных ценностей, духовного «ядра» и восстановление культурного кода носителями русской культуры; аккультурации, обеспечивающей выявление гуманистических ценностей и смыслов (гражданско-патриотических, этических, семейных и т.п.) для вхождения в иконичность русской культуры представителей иных культур; и кросскультурной коммуникации для обогащения мировой культуры и преодоления негативных культурных стереотипов о России в ходе самостоятельного освоения иконичности текстов русской культуры за рубежом.

4. Авторский опыт освоения иконичности творчества современных православных художников предполагает поэтапное вхождение в духовную реальность русской культуры с использованием трёхступенного «метода социокультурной ситуации» А. М. Цирульникова. На Первом этапе происходит ознакомление с христианскими основами русской культуры, формируется познавательный интерес к духовным смыслам православия, происходит знакомство с биографией и творчеством современных православных художников, апробируются технологии интерпретации, направленные на освоение иконичности в текстах светской живописи. На втором этапе актуализируется алгоритм узнавания иконичности произведений светской живописи, направленный на освоение духовного «ядра» русской культуры носителями культуры и создание информационной базы, комплементарной для теоцентричного мира представителей иных культур. Третий этап «метода социокультурных ситуаций» предполагает использование полученных знаний об иконичности русской культуры в ходе самостоятельной подготовки научных и итоговых работ

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты систематизируют подходы и концепции, расширяют теоретико-методологический потенциал культурологии в освоении духовного смысла русской культуры и его репрезентации в светском изобразительном искусстве. Исследование выявляет генезис, трансформацию в секулярных процессах и преемственность символического языка и духовного смысла иконы в картинах русских и современных православных художников; предлагает технологию узнавания иконичности произведений изобразительного искусства с точки зрения репрезентации в них символического языка и духовного смысла иконы; намечает направление дальнейшего изучения творчества отечественных авторов. Результаты исследования актуализируют значение иконичности творчества современных православных художников как значимого ресурса социокультурных и образовательных практик по сохранению и преемственности традиционных ценностей и духовного «ядра» русской культуры и могут быть

востребованы в различных областях знания, связанных с духовностью, творчеством, смыслом жизни, духовной безопасностью личности и социума, ориентированных на формирование гармоничного гражданского диалога, популяризацию достижений отечественной культуры в мировом культурном пространстве.

Практическая значимость исследования. Основные положения диссертационного исследования и разработанные в нём технологии выявления иконичности текстов изобразительного искусства могут быть востребованы педагогами и обучающимся всех уровней образовательной системы в рамках учебной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности для освоения духовных основ русской культуры и формирования аксиологии социума на базе традиционных ценностей; учащимися духовных учебных заведений и действующими священнослужителями для углубления знаний об иконописании и процессах десекуляризации современного изобразительного искусства; в реализации духовно-нравственного воспитания как актуального направления деятельности библиотек, учреждений культуры, досуговых центров и пр. Представленные в исследовании результаты могут быть использованы в социокультурных практиках, направленных на обеспечение духовной безопасности личности, преодоление религиозных стереотипов и воспитание толерантности в рамках межнационального и межконфессионального диалога. В кросскультурном пространстве материалы диссертационной работы способны служить формированию положительного образа России, популяризации духовных и материальных достижений русской культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дробная, Елена Валериановна, 2018 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Тексты и источники:

1. О проведении в Российской Федерации Года культуры: Указ Президента Российской Федерации от 22 апр. 2013 г. № 375. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/37088 (дата обращения: 22.07.2016)

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения: 22.07.2016)

3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации. URL: http://www.antropotok.archipelag.ru/text/a044.htm (дата обращения: 25.05.2017)

4. Концепция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования. URL: http://pravobraz.ru/koncepciya-kompleksnogo-uchebnogo-kursa-osnovy-religioznyx-kultur-i-svetskoj-etiki-na-stupenyax-nachalnogo-osnovnogo-srednego-polnogo-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения: 02. 11. 2014)

5. Концепция, структура и особенности комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». URL: http://www.myshared.ru/slide/904272/ (дата обращения: 02. 11. 2014)

6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/ (дата обращения: 28.05.2017)

7. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015. г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». URL: https://pravobraz.ru/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnyx-oblastej-osnovy-religioznyx-kultur-i-svetskoj-etiki-i-osnovy-duxovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii/ (дата обращения: 04.06.2017)

8. Принципы и направления работы с мигрантами в Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/460673.html (дата обращения: 25.05.2017)

9. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/ (дата обращения: 04.06.2017)

10. Библия. Синодальный перевод.

11. Атлас мировой живописи / авт.-сост. Н. В. Геташвили. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 368 с.

12. Белобородов И. И. Традиционные семейные ценности: в теории и на практике. URL: http://riss.ru/actions/22040/ (дата обращения: 18.02.2016)

13. Бальтазар фон Х. У. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. - М.: «Истина и жизнь», 2001. - 362 с.

14. Биллингтон Дж. Х. Лики России. Страдание, надежда и созидание в русской культуре. - М.: Логос, 2001. - 248 с.

15. Бормотова Т. М. Проблемы современной миграции в России: теория и практика государственного управления. URL: http://www.sociosphera.com/publication/conference/2013/165/problemy_sovremennoj _migracii_v_rossii_teoriya_i_praktika_go sudarstvennogo_upravleniya/ (дата обращения: 02. 11. 2014)

16. Вавилонская башня и другие древние легенды. / под ред. К. Чуковского. М.: Дом, 1990. - 168 с.

17. Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев // Ходаков М. А. Хрестоматия по иконоведению / М. А. Ходаков. - М: Изд-во ПСТГУ, 2013. - С. 24-28.

18. Гаврилова Е. Живописец света (памяти Михаила Абакумова) // Журнал «Фома». 01.02.2011. http://www.artprima.ru/articles/o-xudozhnikax/zhivopisecz-sveta.html (дата обращения: 22. 07. 2016)

19. Головко О. Искусство: современное, светское, церковное? // Образование и Православие, Рублика Новостная лента, Обзор СМИ. 21. 01. 2014. URL: http://www.orthedu.ru/news/9175-iskusstvo-sovremennoe-svetskoe-cerkovnoe.html (дата обращения: 09.08.2016)

20. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека // Ходаков М. А. Хрестоматия по иконоведению / М. А. Ходаков. - М: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 29.

21. Гоголь Н. В. Собр. соч. в 9 т. - М. : Русская книга, 1994.

22. Дементьев В. «Вначале душевное, потом духовное» : художник Валерий Страхов / В. Дементьев // Москва. - 2003. - № 5. - С. 212 -215. - URL: http://www.booksite.ru/pressa/175.htm (дата обращения: 21. 07. 2016 г.)

23. Деяния и правила Седьмого Вселенского Собора // Ходаков М. А. Хрестоматия по иконоведению / М. А. Ходаков. - М: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 60-77.

24. Древнерусское искусство. XVII век [т. 2]. - М.: Наука, 1964. - 336 с.

25. Дунаев М. М. Своеобразие русской религиозной живописи URL: http://mdunaev.ru/index.php/stati/86-svoeobrazie-russkoj-religioznoj-zhivopisi-v-poiske-3-chast-knigi (дата обращения: 30.01.2017)

26. Евлампиев И. И. Традиция исихазма в русской культуре: От Андрея Рублёва до Андрея Тарковского / И. И. Евлампиев. URL: http://tarkovskiy.su/texty/analitika/Evlampiev.html (дата обращения: 01.09.2016)

27. Житие Аввакума и другие его сочинения. - М.: Сов. Россия, 1991. - 368 с.

28. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Прикладная Социология. - М.: Гардарики, 2006. - 175 с.

29. Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения. 2009. №2 (100) - с. 65-84. URL: http://www.levada.ra/old/books/vestnik-obshchestvennogo-mneniya-2100-za-2009-god (дата обращения: 18.08.2016)

30. Иванов О. Е. Защита семьи и традиционных семейных ценностей как фактор национальной безопасности России. URL: https://riss.ru/demography/demography-science-journal/30211/ (дата обращения: 16.01.2018)

31. Иоанн Дамаскин, прп. Три слова в защиту иконопочитания // Хрестоматия по иконоведению / М. А. Ходаков. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - С. 34-54.

32. Иосиф Владимиров. Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу // Ходаков М. А. Хрестоматия по иконоведению / М. А. Ходаков. - М: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 112-128.

33. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. Ред. Е. Кубряковой. -М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 245 с.

34. Кокорин А. А. Древнерусская икона и культура Запада: заметки художника. - М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. - 136 с.

35. Лазарева Е. Авангард vs. Репрезентация // Художественный журнал Moskow art magazin - 2009. - № 73/74. URL: http://xz.gif.ru/numbers/73-74/lazareva/ (дата обращения: 19.08.2016)

36. Макарий Великий, преп. Беседа 26. П. 10 // Преподобного отца нашего Макария Египетского беседы, послание и слова с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. — М.: Тип. В. Готье, 1855.

37. Максим Грек. О святых иконах (XVI в.) // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1993. - С. 45-48.

38. Миссиология. Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. - 400 с.

39. Муратов П. П. Русская живопись до середины XVII века. История открытия и исследования. - СПб.: Библиополис, 2008. - 432 с.

40. Нестеров М. В. Письма. - Л.: Искусство, 1988. - 536 с.

41. Нестеров М. В. Продолжаю верить в торжество русских идеалов: Письма к А. В. Жиркевичу // Наше наследие. 1990. № 3.

42. Нил Синайский, прп. Письмо епарху Олимпиадору // Ходаков М. А. Хрестоматия по иконоведению / М. А. Ходаков. - М: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 30-31.

43. Православная икона / Забайкал. гос. ун-т ; автор-сост. Ю. В. Биктимирова

- Чита : ЗабГУ, 2013. - 60 с.

44. Репин И. Е. Архип Иванович Куинджи, как художник. URL: http://www.centre.smr.ru/win/books/repin_01.htm (дата обращения 30.01.2017)

45. Розанова M. В. Пространство книги - Синтаксис. Публицистика, критика, полемика. № 6. Париж. 1980. С. 140. URL: http://imwerden.de/pdf/syntaxis_06.pdf (дата обращения: 29.08.2015)

46. Сахаров Софроний, схиархим. Свидетель божественной любви // Непознанный мир веры. Ко дню православной книги. - М: Изд-во Сретенского монастыря, 2010 г. - С. 139-141.

47. Снычев И., митрополит. Что будем возрождать? // Непознанный мир веры. Ко дню православной книги. - М: Изд-во Сретенского монастыря, 2010 г.

- С. 198-202.

48. Современные православные художники : пособие для учителя / Забайкал. гос. ун-т ; автор-сост. Дробная Е. В. - Чита : ЗабГУ, 2016. - 64 с.

49. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004, с. 42-67.

50. Хрестоматия по иконоведению / М. А. Ходаков. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. - С. 34-54.

51. Цыплаков А., Цыплакова Л. Ирина Старженецкая. Цвет животворящий // Журнал «Диалог искусств». 01. 04. 2010. - URL: http://www.artprima.ru/articles/o-xudozhnikax/irina-starzheneczkaya-czvet-zhivotvoryashhij.html (дата обращения: 22. 07. 2016 г.)

52. Яхнин. А. Л. Антиискусство. Записки очевидца. - М.: Книжница, 2011. -320 с.

Научные труды:

53. Аванесян И. Б. Проблемы изучения духовного реализма как художественного метода в современном литературоведении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. №2 (20). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-izucheniya-duhovnogo-realizma-kak-hudozhestvennogo-metoda-v-sovremennom-literaturovedenii (дата обращения: 16.08.2016)

54. Андреев Н. Д. О «деле дьяка Висковатого» (1932) // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. - М.: Прогресс, 1993. - С. 292-317.

55. Арутюнян Ю. В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветское общество // Социологические исследования. 2007. № 7. С. 16-23;

56. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. 541 с.

57. Бахтина О. Н. Старообрядческая литература и традиции христианского понимания слова. Томск: ТГУ, 1999. 261 с.

58. Бердяев Н. А. Русская идея. - Харьков: Фолио. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 624 с.

59. Билз Р. Аккультурация // Антология исследований культуры. Том 1. Интерпретации культуры. URL: http://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_ant_cult 1 /phil_ant_cult2 .htm (дата обращения: 11.04.2017)

60. Булгаков С. Н. Первообраз и образ: сочинения в 2-х томах. Философия имени. Т.2 - СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», М.: «Искусство», 1999. - 448 с.

61. Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. - М.: Прогресс-Культура, 1993. - С. 113-122.

62. Большакова А. Ю. Архетип - концепт - культура // Вопросы философии. - № 7, 2010. - С. 47-57.

63. Бычков В. В. Икона и русский авангард нач. ХХ века. 1998. http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/bichkov_ikona/ (дата обращения: 15.03.2017)

64. Бычков В. В. Феномен иконы. - М.: Ладомир, 2009 - 638 с.

65. Великанов Павел, протоиерей. Россия и Китай: перспективы культурного диалога цивилизаций // Христианство на Дальнем Востоке. Хабаровск: Хабаровская духовная семинария, 2006. С. 194 - 205.

66. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

67. Гетьманенко Н. И. Восприятие русской культуры: прототипы и стереотипы. - М.: Academia, 2010 - 256 с.

68. Глаголев В. С. Православное искусство как феномен восприятия // Вестник славянских культур. 2009. №2. - С. 5-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavnoe-iskusstvo-kak-fenomen-vospriyatiya (дата обращения: 25.07.2018).

69. Гомбрих Э. Х. О задачах и границах иконологии [1972] // Сов. искусствознание. - М., 1989. Вып. 25. - С. 275-305

70. Громов М. Н. Софийная традиция в русской философии и культуре // Вестник славянских культур. 2013. №2 (28). С. 5-17. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sofiynaya-traditsiya-v-russkoy-filosofii-i-kulture (дата обращения: 10.08.2016)

71. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 672 с.

72. Даренский В. Ю. Русский «образ культуры»: культура как преображение человека // Рождение культурологии в России : сборник научных трудов / науч. ред. В. Д. Океанский - М.: Директ-Медиа, 2014. - С. 289-301

73. Евлампиев И. И. Традиция исихазма в русской культуре: От Андрея Рублёва до Андрея Тарковского / И. И. Евлампиев. URL: http://tarkovskiy.su/texty/analitika/Evlampiev.html (дата обращения: 01.09.2016)

74. Дацышен В.Г. Христианство в Китае: история и современность. - М.: Научно образовательный форум по международным отношениям, 2007 г. - 240 с.

75. Деревянко И. А. Мировоззренческие проблемы современного общества и процессы национальной идентификации // ЭНИ «Аналитика культурологии». Выпуск 3 (24), 2012. URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/887-20-2.html (дата обращения: 19.03.2017)

76. Донская Т.К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме// Наука. Искусство. Культура. Выпуск 2. 2013. - С. 144-152. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/art-pedagogika-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-paradigme (дата обращения: 18.09.2018).

77. Дробная Е. В. Иконичность «Слова о полку Игореве» в иллюстрациях советских художников // Русская литература в России и мире: материалы международной научной конференции, посвящённой Году литературы в РФ / Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. - С. 70-78.

78. Дробная Е. В. Инкультурация российского социума через репрезентацию духовных смыслов иконы в творчестве В. Нестеренко // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: материалы VII Международной науч. конф. / Забайкал. гос. ун-т., Чита: ЗабГУ, 2014. - С. 105108.

79. Дробная Е. В. Миссионерство как вид культурологической деятельности (из опыта работы) // Наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) и православная миссионерская деятельность в Сибири, на Дальнем Востоке и сопредельных территориях: материалы II науч. -практ. конф. / Иркутск: изд. Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2015. - С. 199-206.

80. Дробная Е. В. Репрезентация «языка послания» икон Андрея Рублёва («Троица») в картине Павла Рыженко «Благословение Сергия» // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: материалы VI-й Междунар. науч. конф. / Забайкал. гос. ун-т., Чита: ЗабГУ, 2013. - С. 140-143.

81. Дробная Е. В. Христианские смыслы иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (ХХ в.) // Россия - Запад - Восток: взаимодействие культур и литератур: междунар. науч. конф. / Забайкал. гос. ун-т. - Чита, 2015. - С. 103107.

82. Дробная Е. В. Язык иконы в творчестве Елены Черкасовой: священное слово и исихастское молчание // Гуманитарный вектор. Серия «Философия. Культурология». № 2 (42), 2015 г. / Забайкал. гос. ун-т., Чита: ЗабГУ, 2015. - С. 95-98.

83. Дроник М. В. Иконописные традиции в русском беспредметном искусстве первой половины ХХ века //В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 11(42). - Новосибирск: СибАК, 2014. URL: https://sibac.info/conf/philolog/xlii/39939 (дата обращения: 15.03.2017)

84. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 200 с

85. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. - М.: Кругъ, 2004. -560 с.

86. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х т. Т. 1. - Париж, YMCA-PRESS, 1948. - 470 с.

87. Заграевский С.В. О научной обоснованности иеротопии // ПРАЕНМА. Проблемы визуальной семиотики. Томск, 2018. Вып. 1 (15). - С. 49-69.

88. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. М.: Изд. «Канон», 1996. - 560 с.

89. Зинковский Е. А. Творчество в духе и в материи в перспективе богословия образования // Вестник РХГА. 2015. №3. - С. 18-28. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-v-duhe-i-v-materii-v-perspektive-bogosloviya-obrazovaniya (дата обращения: 04.01.2017).

90. Иванов Вяч. Заветы символизма. URL: http://www.rvb.ru/ivanov/ 1_critical/1_brussels/vol2/01text/01papers/2_370.htm (дата обращения 13.01.2014)

91. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М., Берлин: Directmedia, 2016 г. - 695 с.

92. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2 т. - М.: МП «Papor», 1992. Т. 1. - 348 с.

93. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: «Республика», 1993. - 431.

94. Ильин В. И. Креативный консюмеризм как тренд современного общества потребления // Журнал социологии и социальной антропологии 2011. Том XIV № 5 (58). - СПб.: СПбГУ, 2011 - С. 41-54

95. Каган М.С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-культурная проблема // Гуманитарий. Ежегодник №1. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. - С. 14-28.

96. Камедина Л. В. Духовные смыслы в русской словесной культуры: монография. - Чита: ЗабГУ, 2014. - 227 с.

97. Камедина Л. В. Освоение духовного смысла в русской культуре: на материале художественной словесности. - Новосибирск: Наука, 2011. - 214 с.

98. Колесова И. С. Соборность русского православного искусства. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2002. URL: http://nesusvet.narod.ru/ico /ref/kolesova.htm (дата обращения 14.10.2014)

99. Колесова О. А. Искусство Палеха // Русская история. 2010. № 1. URL: http://rus-istoria.ru/component/k2/item/769-iskusstvo-paleha (дата обращения: 21.08.2015)

100. Кондаков И. В. Глобалитет локальных культур (к постановке проблемы) // Традиционная культура. 2005. № 2.

101. Кризис культуры и модернизация: тенденции развития общественного сознания современной России. - Новосибирск: Наука, 2011. - 212 с.

102.Кузнецова О. Н. Исихазм и русская православная икона // Челябинский гуманитарий. 2011. №3 (16). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/isihazm-i-russkaya-pravoslavnaya-ikona (дата обращения: 21.02.2017)

103.Куропаткина О. В. Роль религии в нациестроительстве современной России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2014. №1 (33). С. 26-38. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-religii-v-natsiestroitelstve-sovremennoy-rossii (дата обращения: 18.08.2016)

104. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. - М.: Искусство, 2000. - 152 с.

105. Лепахин В. В. Икона в свете духовного и практического опыта / Кокорин А. А. Древнерусская икона и культура Запада: заметки художника. - М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. - 136 с.

106. Лепахин В. В. Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев. - М.: Паломникъ, 2005. - 477 с.

107. Лепахин В. В. Икона и иконичность. - СПб.: Успенское подворье Оптиной пустыни, 2002. - 399 с.

108. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке: в 2 т. Т. 1. М., 1992.

109. Либман М. Я. Иконология // Совр. искусствознание за рубежом: Очерки. М., 1964. С. 62-76

110. Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. - М.: Феория, 2009. - 352 с.

111. Лихачёв. Д. С. Русская культура. - М.: Искусство, 2000. - 440 с.

112. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. - 962 с.

113. Лосский В. Н. По образу и подобию. - М.: Издание Свято-Владимирского Братства, 1995. URL -

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Lossk/03.php (дата обращения: 06.01.2017)

114. Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелев / дисс. ... д-ра филол. наук. СПб., 2001. 249 с. URL: http://www.dissercat.com/content/dukhovnyi-realizm-v-literature-russkogo-zarubezhya-b-k-zaitsev-i-s-shmelev (дата обращения 02.08.2016)

115. Любомудров А. М. Духовный реализм как отражение религиозной культуры в художественной литературе // Вестник славянских культур. 2008. №1 -2. URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/duhovnyy-realizm-kak-otrazhenie-religioznoy-kultury-v-hudozhestvennoy-literature (дата обращения: 26.02.2017).

116.Ляпкина Т.Ф. Аксиологическая и антрорпологичесмкая концепция культурного пространства в культурологии / Т. Ф. Ляпкина // Челоквек и вселенная. - 2006. №5 (58). - С.46-58.

117. Ляпкина Т. Ф. Конструирование и репрезентация идентичности в массмедиа / Т. Ф. Ляпкина // Вестник христианской гуманитарной академии. 2015.Том 16. Выпуск 2. - С. 286-294.

118. Малков П. Ю. Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви. - Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2011 г. - 352 с. URL: http://pravoslavie.by/page_book/vvedenie-v-liturgicheskoe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-cerkvi (дата обращения 16. 07. 2016 г.)

119. Мартинович Н. В. Образование как процесс социализации и инкультурации личности // Вестник МГУКИ, 2012, № 4 (48) июль - август. - С. 136-139.

120. Медушевский В. В. Духовный анализ музыки. Учебное пособие в двух частях. - М.: Композитор, 2014. 632 с.

121. Мищенко А. В. О соборности как понятии духовном. // Вестник МГТУ. Том 14. №2. 2011. Стр. 319-324.

122. Можайскова И. В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (Опыт метаисторического исследования). В 4-х частях. Часть I. Религиозные начала цивилизационной структуры и духовные истоки русской цивилизации. - М.: Изд. ООО Студия «Вече», 2001 г. - 560 с.

123. Монастырская И. А. Проблема архетипов в русской культуре // Серия «Мыслители», Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Выпуск 8 / Сборник в честь 90-летия профессора М. И. Шахновича Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

124. Никольский М. В. Композиционные законы уставной православной иконописи - культурфилософский анализ // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №10. - С. 263-272. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompozitsionnye-zakony-ustavnoy-pravoslavnoy-ikonopisi-kulturfilosofskiy-analiz (дата обращения: 05.03.2017)

125. Новейшая отечественная история. ХХ - начало XXI века: В 2 кн. / под ред. Э. М. Щагина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. -560 с.

126. Осипова Н. О. Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания // Культурологический журнал, 2011, № 3(5). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/79.html%26j_id%3D7 (дата обращения 02.06.2017)

127. Панарин А. С. Православная цивилизация / Сост., предисл. В. Н. Расторгуев / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2014. - 1248 с.

128. Панофский Э. Этюды по иконологии гуманистические темы в искусстве Возрождения. - СПб.: Азбука-классика, 2009. - 429 с.

129.Паршин А. Н., Седых О. М. Конкретная метафизика Павла Флоренского // Павел Александрович Флоренский / под ред. А. Н. Паршина, О. М. Седых. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. - С. 7 - 28.

130. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. - М.: Классика-XXI, 2003. - 96 с.

131. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии. - 2-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2005. - 304 с.

132. Попков В. А. Глобализация и культура (статья вторая) // Вестник ТГУ. 2010. №12. - С. 172-177.

133.Попов Ч. Эстетические проблемы иконологии // Советское искусствознание. Вып. 25. - М.: Сов. худ., 1989. - С. 249-267.

134. Попова И. История в искусстве Чешского национального возрождения (конец 18 - первая половина 19 в.). С. 19-29 // В кн.: Диалог истории и искусства. - СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин», 1999.

135. Раевская Н. Ю. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. - СПб.: Изд-во «Сатисъ», 2011. - 271 с.

136. Ремезов А. В. Жизнь Христа в трактации современного художника (К выставке картин академика В. Д. Поленова «Из жизни Христа») (1915) // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. - М.: Прогресс-Культура, 1993. - С. 189194.

137. Репина Л. П. Социальные кризисы и катаклизмы в исторической памяти: теория и практика исследований // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. 2008-2013 год. М.: Наука, 2014. С. 206-231.

138. Сербиненко В. В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия : Учеб. пособие для вузов / В. В. Сербиненко. - М.: Наука, 1994. - 203 с.

139. Сергеев Д. В. Культурно-семантические стратегии преодоления культурного кризиса / Кризис культуры и модернизация: тенденции развития общественного сознания современной России. - Новосибирск: Наука, 2011. - С. 132-203.

140. Сидорина Е. В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. М.: Прогресс-Традиция, 2012. - 656 с.

141. Соколов К. Б., Осокин Ю. В. Глобализация культуры - стандартизация или взаимное обогащение? URL: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/popular_science_articles/o_15814 (дата обращения 22.05.2017)

142. Соколов К. Б., Осокин Ю. В. Художественная культура России как социокультурная система. URL: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/popular_science_articles/o_34454# 1 (дата обращения 22.05.2017)

143. Соколова И. Б. Феноменологический подход к анализу произведений культуры // Культурологические исследования. - СПб., Астерион, 2006. - С. 7375.

144. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

145. Стригалев А. Интерпретация исторического времени как художественного пространства («ностальгия» и «хрональгия») С. 9-14 // В кн.: Диалог истории и искусства. С-Пб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1999. -222 с.

146. Тонконогов А. В. Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества (социально-философский анализ) / Дисс. доктора филос. Наук М.: - 393 с. URL: http://www.dissercat.com/content/dukhovnaya-bezopasnost-rossiiskogo-obshchestva-v-usloviyakh-sovremennogo-geopoliticheskogo-s#ixzz4JdlEajBG (дата обращения 08.09.2016)

147. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. - М.: Прогресс-Культура, 1993. - С. 195-219.

148. Тюлькин В. И. Древнерусская иконопись: духовное предстояние -эстетическое созерцание. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 93. С. 259-266. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7drevnerusskaya-ikonopis-duhovnoe-predstoyanie-esteticheskoe-sozertsanie (дата обращения: 21.02.2017).

149. Успенский Б. А. О семиотике иконы // Символ. 1987. № 18. С. 221-303.

150. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. - М.: Даръ, 2008. - 480 с.

151. Фазылзянова Г. И. Понимание художественного текста как креативно-онтологического феномена / дисс. ... доктора культурологии : 24.00.01 / Фазылзянова Гузалия Ильгизовна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - СПб., 2009. - 384 с.

152. Филиндаш Л. В. Исихазм и его влияние на византийскую и русскую живопись XIV-XV веков / Дисс. .канд. философских наук. М., 2006. - 249 с. URL - http://www.dissercat.com/content/isikhazm-i-ego-vliyanie-na-vizantiiskuyu-i-russkuyu-zhivopis-xiv-xv-vekov#ixzz4ZIDPLViT (дата обращения 10.03.2017)

153. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. - М.: Прогресс-Культура, 1993. -400 с.

154. Флиер А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 492 с.

155. Флоренский П. А., свящ. От образа к Первообразу // Православная икона. Канон и стиль. - М., 1998. - С. 160-167

156. Флоренский П. А. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). - М.: Мысль, 2004. - 684 с.

157. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс: Вильтис, 1991. - 601 с.

158. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.

159. Хоружий С. С. Исихазм // Электронная библиотека Института философии РАН. URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/440356/ (дата обращения 25/02/2017)

160. Цирульников А. М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации // Вопросы образования. 2010. № 4. - С. 40-65.

161. Чибикова И. Ю. Проблемы возвращения к канону в современной иконописи. URL: http://www.nesusvet.narod.ru/ico/books/chib.htm (дата обращения 19.01.2016)

162. Чурсанов С. А. Православный персонализм XX века как методологическая основа богословия и гуманитарных исследований в философии культуры / дисс. канд. филос. наук. 2007 г. URL: http://www.dissercat.com/content/pravoslavnyi-personalizm-xx-veka-kak-metodologicheskaya-osnova-bogosloviya-i-gumanitarnykh-i (дата обращения 10.08.2016)

163. Шамшурин В. И. Традиция кардиогнозиса в русской культуре // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 87-100. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0ahUKE wi8862J__TNAhUF1SwKHQQFDCAQFgg7MAQ&url=http%3A%2F%2Fjour.isras.r u%2Findex.php%2Fsocjour%2Farticle%2Fdownload%2F213%2F214&usg=AFQjCN Fcw5PY-Q9jyin8rZ 1 fpR6xLUKPVA&bvm=bv.127178174,d.bGg&cad=rjt (дата обращения 15.07.2016)

164. Шмеман А. Исторический путь Православия. - Paris: Ymca-Press, 1989. -389 с.

165. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. - СПб.: П.Э.Т. Алетейя, 1996. - 154 с

166. Шубин Ю. А. Традиция как ресурс социально-культурной идентичности личности в современном обществе / Автореф. канд. дис. культурол. наук Ю. А. Шубин. С-Пб., 2009. 177 с. URL: http://www.dissercat.com/content/traditsiya-kak-resurs-sotsialno-kulturnoi-identichnosti-lichnosti-v-sovremennom-obshchestve#ixzz3AHTFQfke (дата обращения 21. 03. 2015)

167. Шулепова Э. А. Наследование как реальный процесс сохранения прошлого в культуре. С. 5-13 // Фундаментальные проблемы культурологии. Том 6. Культурное наследие: от прошлого - к будущему. - М.: Новый хронограф, 2010. - 376 с.

168. Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 432 с.

169. Экономцев И. Н., свящ. Исихазм и восточноевропейское Возрождение // Богословские труды. Сборник 29. - М.: Изд-во Московской патриархии, 1989. -С. 59-73.

170. Элентух И. П. Категория смысла: проблема соотношения семиотического и аксиологического // Творческое наследие Г. Г. Шпета и современные гуманитарные исследования. - Томск: ТГУ, 1991. С. 61 - 65.

171. Эфрос А. М. Два века русского искусства. - М.: Искусство, 1969. - 304

с.

172. Языкова И. К. Богословие иконы. - Богословие иконы: Учебное пособие. - М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. - 212 с.

173. Яновский Р. Г. Духовно-нравственная безопасность России. URL: ecsocman.hse.ru/data/603/667/1216/009Yanovskij.pdf (дата обращения 07.05.2017)

Интернет-ресурсы:

174. Андрей Мыльников : Каталог художников : Советские художники Галерея. URL: http://100sovietpainters.ru/index.php?id=99 (дата обращения 15.02.2017)

175. Батков С. Основное богословие образа / Московский иконописный портал. URL: http://www.mosip.ru/index.php?newsid=387 (дата обращения 10.01.1018)

176.

177. Выбор жизни. Современное искусство. Часть 1. Беседа с заслуженным художником Российской Федерации Игорем Машковым. URL: http://tv-soyuz.ru/peredachi/vybor-zhizni-02-08-2016 (дата обращения 10.04.2017)

178. Запад отдаляется от России из-за ее возврата к православию, считает Лавров // Интерфакс. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=55525 (дата обращения 25.03.2016)

179. Илья Глазунов. Биография. URL: http://glazunov.ru/http://glazunov.ru/biografiya (дата обращения 27.05.2018)

180. Интервью Алисы Богоявленской с Оскаром Рабиным. Оскар Рабин: «Табу только одно — современное искусство». Художник о себе: с рождения до настоящего момента. URL: https://www.colta.ru/articles/art/5562 (дата обращения 08.07.2017)

181. Интервью Марии Ульяновой с художниками В. Кураксой и Н. Антохиной-Кураксой. В нижегородском государственном выставочном комплексе открылась выставка московских художников Василия Кураксы и Натальи Антохиной-Кураксы / «ОбъективНО». ННТВ. URL: http://nntv.tv/?id=81454 (дата обращения 22.26.2018)

182. Интервью Оксаны Головко с Ириной Языковой. Ирина Языкова: Понимают ли современные иконописцы смысл иконы? / Правмир. URL: http://www.pravmir.ru/irina-yazyikova-ponimayut-li-sovremennyie-ikonopistsyi-smyisl-ikonyi/ (дата обращения 31.01.2017)

183. Интервью О «Михайловских днях», постабортном синдроме цивилизации и комиксе «Кенгуру в метро» URL: http://www.bzab.ru/intervyu-stati/o-mihajlovskih-dnyah-postabortnom-sindrome-tsivilizatsii-i-komikse-kenguru-v-metro/ (дата обращения 07.06.2017)

184. Катаева Н. История на холсте. URL: http://file-rf.ru/gallery/9 (дата обращения 07.01.2018)

185. Коробейникова К. Парадоксальный художник Иван Владимиров рисовал страшные лица революции 1917 года. URL: http: //www. mk. ru/culture/2017/02/07/paradoksalnyy-khudozhnik-ivan-vladimirov-risoval-strashnye-lica-revolyucii-1917-goda.html (дата обращения 07.01.2018)

186. Кукин М. Вход в Иерусалим. О живописи Елены Черкасовой // Альманах «Альфа и Омега». 2007. № 49.

187. Кукин М. Небесные граждане Елены Черкасовой // Журнал «Истина и Жизнь». 2006. № 1.

188. Лакированное православие // Нескучный сад. 2006. № 3 (20). URL: http://www.nsad.ru/articles/lakirovannoe-pravoslavie (дата обращения 02.02.2017)

189. Левада-центр. В России 74% православных и 7% мусульман. URL: http://www.levada.ru/old/17-12-2012/v-rossii-74-pravoslavnykh-i-7-musulman (дата обращения 18.08.2016)

190. Лидов А. М. Понятие иконы / Проза. ру. URL: http://www.proza.ru/2014/02/23/1855 (дата обращения 02.08.2016)

191. Неактуальное искусство. http://tvkultura.ru/article/show/article_id/49741/ (дата обращения 12.01.2016)

192. Новигатский А. «Тема подвижников благочестия воистину неисчерпаема»: Беседа с художником Светланой Ивлевой. URL: http://pravoslavie.ru/44961.html (дата обращения 16.12.2017)

193. Павел Рыженко. Искусство - это лишь ступени URL: http://павел-рыженко.рф/75-pavel-ryzhenko-iskusstvo-eto-lish-stupeni.html (дата обращения 09.01. 2018)

194. Павел Рыженко. Кто-то любит «нашу Рашу», а я люблю Святую Русь. URL: http://павел-рыженко.рф/67-pavel-ryzhenko-kto-to-lyubit-nashu-rashu-a-ya-lyublyu- svyatuyu-rus .html (дата обращения: 20.04.2017).

195. Плетнёва Г. В. Актуально ли неактуальное искусство? http://ais-aica.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2699:2012-02-29-13-31-28&catid=261&Itemid=48 (дата обращения 12.01.2017)

196. Полонская О., Семенов С. Антон Стекольщиков: «Быть русским художником.». URL: http://pereprava.org/culture/3608-anton-stekolschikov-byt-russkim-hudozhnikom.html (дата обращения 01.01.2017)

160

197. Российская академия живописи, ваяния и зодчества. URL: http://glazunov-academy.ru/is_glazunov.html (дата обращения 03.02.2017)

198. Рощеня Д. Путь художника. Вспоминая Павла Рыженко // Фо-ма. № 10 (138), 2014 г. URL: http://foma.ru/put-hudozhnika.html (дата обращения 02.02.2017)

199. Талина Г. В. Европеизация Московской Руси. URL: http://www.portal-slovo.ru/history/47649.php (дата обращения 11.01.2017)

200. Тири Ж.-Ф. Валерий Харитонов: Современное православное искусство, в Риме. URL: http://www.pravmir.ru/valerij-xaritonov-sovremennoe-pravoslavnoe-iskusstvo-v-rime/ (дата обращения 01.08.2017)

201.Художник Виктор Бычков. Запись в Fasebook: URL: https://www.facebook.eom/Vbychkov.33/photos/a.728558363916682.1073741829.71 8751954897323/731243833648135/?type=1 &theater (дата обращения 16.11.2017)

202. Шаблинская О. Победим смуту в душе? // Столичность. 10. 05. 2011. URL: http://www.100lichnost.ru/rubrica/29/16542 (дата обращения: 16. 08. 2014)

203. Шугаев Г. Гелий Коржев: народный художник СССР - великий художник России. URL http://rusplt.ru/society/geliy-korjev-narodnyiy-hudojnik-sssr--velikiy--hudojnik-rossii-22709.html (дата обращения 08/03/2017)

204. Юбилейная выставка Николая Бурейченко. URL: http://museum.ru/N52250 (дата обращения 19.04.2017)

205. Яхнин А. Слово о постмодернистской экклезиологии. URL:http://www.pravoslavie.ru/103146.html (дата обращения 06.06.2017)

206.GhiniGiuseppe. Власть портрета. (Икона, русская литература и табу на портрет) // TorontoSlavicQuarterly. Academic Electronic Journal in Slavic Studies. University of Toronto. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/11/GiuseppeGhini.shtml (датаобращения 27.01.2017)

Литература на иностранных языках:

207. Bogenschneider K. Family Policy Matters: How Policymaking Affects Families and What Professionals Can Do. Third Edition. Routledge, New York, 2014. P. 184

208. Cat. [Слова Огласительные] -- Symeon e Nouveau Theologien. Catecheses. Ed. B.Krivocheine, J.Paramelle. T.I (Cat. 1-5). SC 96. 1963; T.II (Cat. 6-22). SC 104. 1964; T.III (Cat. 23-34). SC 113. 1965.

209. Commentaire de la Constitution sur la liturgie // a Maison-Dieu. P., 1964. №

77.

210. Human Development Report, 1994. United Nations Development Programme. New York: Oxford University Press,1994. URL: http://hdr.undp.org/en/content/human-development-report-1994 (дата обращения 09. 01. 2018)

211.Office of the Chief of Protocol; Gifts to Federal Employees from Foreign Government Sources Reported to Employing Agencies in Calendar Year 2010/USA National archives and records administration

212. Tenbruck F. H. Repräsentative Kultur // Sozialstruktur und Kultur / Hrsg. H.

213. The Culture of Autobiography: Constructions of Self-Representation. Stanford, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.