И.И. Давыдов как философ и педагог тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Бородулина, Маргарита Геннадьевна

  • Бородулина, Маргарита Геннадьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 163
Бородулина, Маргарита Геннадьевна. И.И. Давыдов как философ и педагог: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2013. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бородулина, Маргарита Геннадьевна

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование И.И. Давыдова как философа и педагога. Интеллектуальная биография

1.1 .Влияние первых учителей

1.2. Университетский Благородный пансион

1.3.Московский университет и послеуниверситетская деятельность

Глава 2. И.И. Давыдова как профессор философии

2.1. История философии

2.2 Логика

2.3. Вступительная лекция «О возможности философии как науки». Споры о шеллингианстве И.И. Давыдова

2.4. Статьи И.И. Давыдова с философской проблематикой

Глава 3. И.И. Давыдов как педагог

3.1.Основы философско-педагогической концепции И.И. Давыдова

3.2.Современники о И.И. Давыдове

Заключение

Приложения

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «И.И. Давыдов как философ и педагог»

Введение

Актуальность исследования. В современном российском обществе проявляется устойчивый интерес к истории русской философии и истории российского образования. Это связано с реформированием системы образования и с проблемой национальной самоидентификации. В этой связи возрастает интерес к проблемам преподавания философии и философским взглядам профессоров, преподававших философские дисциплины. Московский университет и его история всегда находились под пристальным вниманием исследователей. Университет был одним из центров развития русской мысли. Однако выдающийся вклад профессорско-преподавательского корпуса Московского университета в развитие отечественной философской науки исследован не в полной мере. Ярким примером тому может служить творческое наследие профессора Московского университета Ивана Ивановича Давыдова (1794-1863). И.И. Давыдов был одним из видных деятелей русского просвещения, оказавших серьезное влияние на развитие русской философии в начале XIX в., но не получивший должного внимания и оценки в историко-философской литературе.

Жизнь И.И. Давыдова была тесно связана с Московским университетом и Университетским Благородным пансионом (данное учебное заведение в сознании современников ученого сливалось с Московским университетом). И.И. Давыдов был одним из тех русских профессоров, кто подхватил созданный немецкими профессорами философии Буле и Рейнгардом авторитет философии в системе преподаваемых наук в самом начале XIX в. Несмотря на то, что много сил и лет профессор И.И. Давыдов отдал преподаванию философских дисциплин в Московском университете и Университетском Благородном пансионе, мы видим, что в исследовании его творческого наследия акцент на это не ставился. И.И. Давыдова рассматривали как значительного деятеля русского просвещения первой

половины XIX века, как преподавателя филологических дисциплин и умелого администратора, как человека прошедшего путь от студента Московского университета до академика. В связи с этим изучение философского наследия И.И. Давыдова является весьма актуальным и на современном этапе истории Московского университета.

И.И. Давыдов, как преподаватель Московского университета и Университетского Благородного пансиона, оказал значительное влияние на формирование философских вкусов своих учеников и участников философских кружков 20-х гг. XIX в., а значит и на последующее развитие отечественной историко-философской мысли. В данном исследовании мы обратились к его философским воззрениям и вкладу в развитие университетской философии в России. И.И. Давыдов стоял у истоков отечественной философской науки, которая к концу XIX - началу XX вв. достигла своей научной зрелости.

Степень разработанности темы. Иван Иванович Давыдов являлся крупной фигурой университетской жизни Москвы первой половины Х1Хв. Тем не менее, в отечественной историографии личность и труды И.И. Давыдова не являлись предметом отдельного исследования. Это можно объяснить тем, что как профессор И.И. Давыдов находился в тени своих более ярких коллег, таких как М.Г. Павлов, Н.И. Надеждин, Т.Н. Грановский, С.П. Шевырев и М.П. Погодин.

Наиболее полная на сегодняшний день информация о жизни и трудах И.И. Давыдова представлена в «Биографическом словаре профессоров и преподавателей Императорского Московского университета. 1755-1855гг.».1 Возможно, это связано с тем, что биографический словарь вышел в свет еще при жизни И.И. Давыдова. Первым, кто обратил внимание на И.И.

1 Био1рафический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета. 17551855. 4.1 М., 1855 -485с.

Давыдова как деятеля русского просвещения, был историк Императорского Московского университета С.П. Шевырев .

На сегодняшний день издано довольно много биографических статей в словарях и энциклопедиях, выходивших в разное время (их было

л

около двадцати ), но они дают очень краткую информацию о жизни и трудах И.И. Давыдова. Информация биографического характера о И.И. Давыдове не нашла отражения в одной из крупнейших советских энциклопедий -Большой советской энциклопедии в 30 тт.4 В многочисленных энциклопедических статьях И.И. Давыдов рассматривался как заметный деятель российского просвещения своего времени. Однако его вклад как философа и преподавателя философии оставался недостаточно освещенным как в энциклопедических изданиях, так и в работах с историко-философской тематикой. Например, мы не встречаем имени И.И. Давыдова в работах, посвященных истории логики5.

С.А. Венгеров в «Словаре русских писателей» указывает 36 работ о И.И. Давыдове и его творческой деятельности, а также отзывы на 9 его работ6. Издание статей И.И. Давыдова приходилось на довольно большой период его деятельности с 1814 по 1855гг. Несмотря на большое количество статей, выходивших при жизни И.И. Давыдова, в дальнейшем к ним практически не обращались. Философские работы И.И. Давыдова в полном

2 Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему юбилею. 1755-1855.- Репринтное издание,- М.: Изд-во Московского университета.1998.-600с.

3 Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Т. 10 из 89. Спб., 1893 г.; Энциклопедический словарь Товарищества «Бр. А. и И. Граннать и К», 7е изд., под ред проф. Ю.С.Гамбарова, проф. Ю.А. Железнова, проф. М.М.Ковалевского, проф. С.А.Муромцева и проф. К.А.Тимирязева. Т. 17 Греция-Дарвин. 1913г. - 639с.; Русская философия. Малый энциклопедический словарь. -М.: Наука, 1995. - 624с. ; Русская философия: энциклопедия / Под общ. ред. М.А.Маслина. Сост. П.П.Апрышко, А.П.Поляков. - М.: Алгоритм, 2007. - 736с.; Императорский московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь\ сост. А.Ю.Андреев, Д.А.Цыганков. - M.: Рос. полит, энц. (РОССПЭН), 2010. - 894с.:ил.; Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.2:Г-К / Гл.Ред. П.А.Николаев.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. С.73.; Философская энциклопедия. Институт философии АН СССР. Гл. ред. -Ф.В.Константинов. Т.1. Гос. научн. изд. «Сов. энц»., М., 1960 - 504с.; Большая российская энциклопедия в 30 тт. Председ научн-ред. совета - Ю.С.Осипов. Т.8. M., научн. изд. «Большая российская энциклопедия», 2007г. - 767с.; Русский биографический словарь. Дабелов-Дядьковский. Репринтное воспроизведение. M., Аспект-Пресс, 1996г. Т.6. - 748с.; Масанов И.Ф Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. В 4 тт. Т. 1. M., Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1956г.

4 БСЭ. - 3-е изд.-М., 1972 - т. 7. - 606 с.

5 Например, в книге Бажанов В.А. История логики в России и СССР. Концептуальный контекст университетской философии. M.: Канон+, 2007. - 336 с.

6 Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. T.II Гогоцкая - Карамзин. Спб., 1910г. - 598с.

объеме, за исключением небольших статей и отрывков из работ после его смерти не издавались.

Одним из первых историков русской философии обратил внимание на роль И.И. Давыдова в разработке университетской философии М.М. Филиппов . Он подчеркнул умеренное шеллингианское направление идей И.И. Давыдова и его влияние на развитие философских кружков 20-х гг. Х1Хв. М.М. Филиппов не дает резко отрицательных оценок работам И.И. Давыдова, он пытается определить, кто более всего из философов оказал влияние на его работы. При довольно скудных биографических сведениях о И.И. Давыдове М.М. Филиппов делает вывод о том, что московский профессор не мог стать ярым приверженцем немецких идеалистических систем в духе Шеллинга. Мнение М.М. Филиппова совпадает с тем, к которому мы пришли, в результате проведенного анализа философских взглядов И.И. Давыдова.

И.И. Давыдов являлся учителем В.Ф. Одоевского. Поэтому внимание к фигуре Давыдова было уделено в работе П.Н. Сакулина, посвященной исследованию жизни и творчества князя Одоевского8. Склонность к философским наукам, проявившаяся во время обучения И.И. Давыдова в университете, со всей силой обнаружила себя в его преподавательской деятельности в Университетском Благородном пансионе. П.Н. Сакулин оценил И.И. Давыдова как весьма способного преподавателя философских дисциплин. Историк русской философии обстоятельно подошел к описанию времени И.И. Давыдова - он уделил внимание истории Университетского Благородного пансиона, отдельную главу посвятил рассказу о директоре пансиона и друге И.И. Давыдова A.A. Прокоповиче-Антонском, отдельную главу отвел самому И.И. Давыдову и привел оценку его философских взглядов как историками философии, так и общественными деятелями.

7 Филиппов М.М. «Судьбы русской философии» // Русское богатство, 1894. №8. С. 117-146.

8 Сакулин П.Н. «Из истории русского идеализма. Кн.В.Ф. Одоевский. Мыслитель-писатель». М., 1913. Т.1, 4.1. С.21-46.

Факт принадлежности самого известного ученика И.И. Давыдова В.Ф. Одоевского к кружку любомудров заставляет нас обратить свое внимание на многочисленную литературу об этом кружке9. Историки русской философии и мемуаристы отводили очень высокую роль значению кружка любомудров в развитии русской мысли. А роль И.И. Давыдова в деятельности этого кружка была важной, хотя и недостаточно исследованной.

Более резкий подход к исследованию наследия И.И. Давыдова обнаружил Г.Г. Шпет в своей работе по истории русской философии10. Он сугубо критически подошел к оценке философских работ И.И. Давыдова и к историко-философским суждениям о нем М.М. Филиппова. Г.Г. Шпет довольно высоко оценил внимание И.И. Давыдова к изучению философских источников, которыми он пользовался, но при этом отметил, что И.И. Давыдов не имел собственной философской системы. Несмотря на это, исследователь признавал влияние И.И. Давыдова на формирование философских взглядов своих слушателей и его роль в подготовке философски образованного читателя.

Он называл И.И. Давыдова примером распространенного после Канта профессорского эклектизма. Мы не можем согласиться с негативно окрашенным мнением Г.Г. Шпета по поводу эклектизма И.И. Давыдова. Во время работы И.И. Давыдова в Московском университете под эклектизмом понималась широта знаний, эрудиция. И ничего негативного не виделось в том, что профессор излагал чужие философские мысли и системы, пытаясь наиболее полно донести их до слушателя. Также нужно отметить, что мы имеем дело не с устоявшимся за долгие десятилетия преподавания философии подходом, а с профессором, чье преподавание философских дисциплин продолжалось недолго и было прервано не по его воле, а в силу общего тогда негативного отношения к философии. Поэтому использование

9 Сакулин П.Н. «Из истории русского идеализма. Кн.В.Ф. Одоевский. Мыслитель-писатель». М., 1913. Т.1, 4.2. С. 457-459; Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М.: Наука, 1980. и др.

10 Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. 1 часть. 1922. Петроград, Изд-во Колос.

чужих философских идей, собственное осмысление их и попытка встроить в свое видение мира, может восприниматься как поиск собственного пути развития в области освоения и передачи философских идей молодому поколению, но вряд ли может быть охарактеризовано как эклектизм.

Известный историк русской философии В.В. Зеньковский11 уделил И.И. Давыдову очень мало места в своей «Истории русской философии». В этой работе была отмечена принадлежность И.И. Давыдова к шеллингианству (с оговорками) и его влияние на молодежь. Последнее, по словам Зеньковского, определило место И.И. Давыдова в русской философии.

Теоретическим фундаментом исследования философских взглядов И.И. Давыдова можно признать работы известных исследователей в области истории русской философии: А.И. Введенского, Е.А. Боброва, Я.Н. Колубовского, В.В. Чуйко, З.А. Каменского, А.И. Абрамова, В.Ф. Пустарнакова, Б.В. Емельянова, М.А. Маслина, В.А. Кувакина и др.12

Историк русской философии А.И. Введенский обращал внимание на то, что под влиянием И.И. Давыдова молодое поколение его учеников привыкло к общественному характеру занятий литературой и наукой, его воспитанники основали общество Раича13.

Историк русской философии З.А. Каменский в одной из своих работ в 1971г. кратко сказал о работе И.И. Давыдова «Опыт руководства к

11 Зеньковский В.В.Истрия русской философии. Ленинград, «Эго», 1991. т.1, ч.1.

12 Бобров Е. Философия в России. Казань, 1901. Вып. V.; Бобров Е.И. Литература и Просвещение в России XIXb. Казань, т. 1-4. 1902г.; Бобров Е.И. Философия в России. Вып. 1-5. Казань, 1899-1901гг.; Введенский А.И. «Судьбы философии в России» // Вопросы философии и психологии, 1898,г. кн. 42 (И), Март-Апрель, с.314-353.; Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России // Вопросы философии и психологии. 1890, кН. 4-5; 1891, кН. 6-8; Он же Философия у русских // Ибервег Ф.,Гейнце М.Г. История философии в сжатом очерке. - Спб., 1890; Чуйко B.B. Русская философия // Кирхнер Ф. История философии с древнейшего до настоящего времени. - Спб., 1902; Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М.: Наука, 1980.; Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М.: Наука, 1980.; Емельянов Б.В. «Философская культура в России». Библиографич. Ук. лит. , изданной в России. 1801-1850. Екатеринбург, 1992. Маш.; Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. - Спб.: Изд-во Рус. христ. гумм, ин-та, 2003 - 919с.; Абрамов А.И.Оценка философии Платона в русской идеалистической философии //Сборник научных трудов по истории русской философии // Сост., подгот. текста, предисл. В.В.Сербиненко. - М.: Кругь, 2005. - 544с.; История русской философии: Учеб. для вузов/ Редкол.: М.А.Маслин и др. - М.: Республика, 2001г. - 639с.

13 Введенский А.И. «Судьбы философии в России» // Вопросы философии и психологии. 1898. Кн. 42 (II). С.336.

истории философии» и о его полемике по поводу противоположности умозрительной и чувственной философии, происходившей в 1821г. и нашедшей отражение на страницах журнала «Благонамеренный»14. В 1974г. в сборнике «Русские эстетические трактаты I трети XIX в.» им была помещена и прокомментирована статья И.И. Давыдова 1829г. «Речь о занятиях Общества любителей российской словесности»15.

В.Ф. Пустарнаков в сборнике «Фридрих Шеллинг: pro et contra»16 поместил отрывки из работ И.И. Давыдова «Опыт руководства к истории философии» 1820г., «Вступительная лекция о возможности философии как науки» 1826г., «Возможна ли у нас германская философия?» 1841г.

Большой объем информации о Давыдове содержит мемуарная

17

литература (A.B. Никитенко, Ф.И. Буслаев, С.М. Соловьев и др. ). Сведения о жизни и преподавательской деятельности И.И. Давыдова можно почерпнуть из воспоминаний современников, в частности из книги «Московский университет в воспоминаниях современников».18

Анализ деятельности И.И. Давыдова можно провести, обратившись к печати. Статьи о деятельности И.И. Давыдова были опубликованы в журналах «Вопросы философии и психологии», «Русский архив», «Русское богатство», «Ученые записки Тартуского университета»19.

О его активном участии в литературной и научной жизни своего времени говорит не только значительное количество публикаций в различных журналах при жизни автора, но и тот факт, что И.И. Давыдов

14 Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения (деистическо-материалистическая школа). М., «Мысль», 1971. 396 с.

15 Русские эстетические трактаты первой трети XIXb. Сборник в 2 тг. Сост. и вст. ст. З.А.Каменского. T.2. -М., «Искусство», 1974г. - 647 с.

16 Фридрих Шеллинг: pro et contra: Творчество Ф.Шеллинга в оценке русских мыслителей и исследователей // Сост., вступ.ст. В.Ф.Пустарнакова. Спб. Изд-во РХГИ, 2001. 685 с.

17 Никитенко А.В.Записки и дневник. 1826-1877гг. Том 1. Спб., 1893г., Типография А.С.Суворина. С.215.; Третьяков М.П. Русская старина, 1892г., т.75, Спб. С.545-546.; Феоктистов Е.М.Письма И.И.Давыдова к А.А.Прокоповичу-Антонскому // «Русский архив», 1889г., кн. 3, вып. 9-12, с.542-566.; Буслаев Ф.И.Мои воспоминания, М., 1897г. ; Записки С.М.Соловьева// Вестник Европы, апрель 1907г. С.441.

18 Московский университет в воспоминаниях современников / под ред проф. П.А.Зайончковского, проф. А.Н.Соколова; прим. Р.А.Ковнатор. М., 1956г. - 482с.; Московский университет в воспоминаниях современников: сборник/ Сост. Ю.Н.Емельянов. - М.: Современник, 1989. - 735с.

19 Емельянов Б.В. Мнения И.Ф.Крузенштерна в защиту философии // Ученые записки ТГУ. - 1983. Вып. 653. - С.129-138.

имел множество псевдонимов, под которыми выходили его работы. И.Ф. Масанов указывает на восемь различных псевдонимов И.И. Давыдова, которые использовались им при издании научных работ, при участии в полемике с другими авторами и в издании литературных произведений20.

Довольно много источников мы находим в связи с анализом филологических работ И.И. Давыдова, в которых затрагивалась и философская проблематика. Отметим лишь работу исследователя А.Н. Егунова. Он писал, что одна из работ И.И. Давыдова (анонимно напечатанный трактат «Сравнение перевода Одиссеи Жуковского с

подлинником на основании разбора 9-й рапсодии» («Отечественные

21

записки», 1849г., т.63, отд.5, с. 1-58), была замечена и Ф.М. Достоевским . Возможно, впечатление, вынесенное Достоевским от работы И.И. Давыдова и его блистательной критики теории Вольфа, нашло отражение в его произведениях. Спустя много лет он с улыбкой изобразил гимназического учителя Дарданелова в «Братьях Карамазовых», который толковал про «народы, их движение и переселение, про глубину времен, про баснословие»22.

Стоит отметить и тот факт, что педагогическое наследие И.И. Давыдова рассматривалось с позиции содействия подготовке преподавателей русского языка и словесности для российских университетов и других учебных заведений. Свидетельством этого является небольшая статья, предваряющая отрывки из педагогических работ И.И. Давыдова, помещенная в Антологию педагогической мысли России первой половины XIX в. С нашей точки зрения, такой подход оставляет в тени возможность рассмотрения философских взглядов И.И. Давыдова.

20 Масанов И.Ф Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. В 4 тт. Т. 1. М., Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1956. С. 155.

21 Егунов А.Н.Гомер в русских переводах 18-19вв. - 2-е изд. -М., Индирик, 2001. -400с. С.342-343.

22 Достоевский Ф.М.Братья Карамазовы, ч.1У, гл.1. / Цит. по: Егунов А.Н.Гомер в русских переводах 1819вв. - 2-е изд. - М., Индирик, 2001. - 400с. С.343.

23 Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А.Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - 560с.

Работа И.И. Давыдова в стенах Московского университета не осталась незамеченной исследователями истории русской философии и истории университета. В заключение, мы обратим внимание на труды кафедры истории русской философии МГУ им. М.В. Ломоносова24. Биографическая статья о И.И. Давыдове была включена в 1995г. в

25

энциклопедический словарь по русской философии , а затем в

л/

энциклопедию «Русская философия» , которая была издана в 2007г. под общей редакцией М.А. Маслина. Теоретическим фундаментом исследования являются работы профессора кафедры истории русской философии МГУ им. М.В. Ломоносова А.Т. Павлова27, в круг интересов которого входят темы, связанные с университетской философией, историей преподавания философских дисциплин в Московском университете. В рамках изучения истории университетской философии в Московском университете проф. А.Т. Павлов касался и личности И.И. Давыдова, его влияния на университетскую жизнь первой половины Х1Хв.

В качестве источника использовались диссертации, защита которых прошла в стенах Московского университета. Например, работа A.M. Хлопникова «Философское наследие профессора Московского университета

24 Например: История русской философии: Учеб. для вузов/ Редкол.: М.А.Маслин и др. - М.: Республика, 2001г.-639с.

25 Русская философия. Малый энциклопедический словарь. -М.: Наука, 1995. - 624с.

26 Русская философия: энциклопедия / Под общ. ред. М.А.Маслина. Сост. П.П.Апрышко, А.П.Поляков. - М.: Алгоритм, 2007. - 736с.

27 Философия в Московском университете // Русская философия: Словарь / Под общ.ред. М.А.Маслина. М.,1995. С. 541-545.; Философия образования в России // Русская философия: Словарь / Под общ.ред. М.А.Маслина. М.,1995. С. 581-584 (в соавт.); Философия в Московском университете (институциональные и кадровые аспекты до 1917г.) // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1996. №4. С.62-77.; Философия в Московском университете (институциональные и кадровые аспекты после 1917г.) // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1996. №5. С.79-94.; Университетская философия в России // Философские науки. 1998. №1. С. 92-106.; Университетская философия в ее истории // История русской философии: учеб. для вузов / Редкол. М.А.Маслин и др. М., 2001. С. 296-301.; Философия в Московском университете // Философский факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова: Очерки истории. М., 2002. С.3-66.; Профессиональное философское образование в Московском университете // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2005.№1. С.3-23.; Философия в Московском университете // Вестник Российского гуманитарного научного фонда.2005. №4. С. 89-99.; К определению понятия «университетская философия» // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выст. IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005). В 5т. Т.2. М., 2005. С.386.; Университетская философия // Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А.Маслина. М.2007. С.592.; Философия и власть в Росси XIX века // Русская философия: историко-философские дескрипты: к 75-летию проф. Б.В. Емельянова. - Екатеринбург, 2010. С. 180-205.; Философия в Московском университете. Спб.: РХГА, 2010. - 288с.

И.Г. Буле. Историко-философский анализ» (Дисс. ...канд. филос. наук, М. , 1997.). В этой работе автор обращает внимание на то, что И.И. Давыдов был наиболее известным учеником И.Г. Буле и отмечает влияние просветительских идей учителя на философские взгляды и способ подачи материала своего ученика.

Изучение жизни и научной деятельности И.И. Давыдова неотделимо от исследований о системе университетского образования и истории Московского университета. Они проводились различными историками, в том числе и современными историками МГУ им. М.В. Ломоносова. Примером могут служить работы доктора исторических наук А.Ю. Андреева, профессора В.А. Змеева, а также специалиста по истории университетского образования Ф.А. Петрова. Сведения о И.И. Давыдове были включены в энциклопедический словарь «Императорский московский университет: 1755-1917»29. В обозначенных исследованиях внимание на философских взглядах И.И. Давыдова не заострялось.

Подводя итог, можно сказать, что исследована преподавательская деятельность И.И. Давыдова и его филологические, исторические взгляды, частично проанализированы и его философские взгляды. Но за все время так и не появилось специальных исследований, где И.И. Давыдов рассмотрен как философ, где темой отдельного исследования были бы именно философские взгляды И.И. Давыдова и его преподавательская деятельность как философа. Отсутствуют работы обобщающего характера о Давыдове как философе. Был отмечен вклад И.И. Давыдова в развитие русского просвещения, но при этом оставлен нетронутым материал, связанный с преподаванием им философских дисциплин в Университетском Благородном пансионе и Императорском

28 Андреев А.Ю. Лекции по истории Московского университета: 1755-1855. -М.: Изд-во Московск.ун-та, 2001 - 240с.; Андреев А.Ю.Московский университет в общественной и культурной жизни России начала Х1Хв. - М.: Языки русской культуры, 2000 - 312с., ил.; Змеев В.А. Курс лекций по истории высшей школы Российской империи. - М.: МАКС Пресс, 2010. -452с.; Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине Х1Хв. Формирование системы университетского образования./ в 4 кн.(кн.2: Становление системы университетского образования в России в первые десятилетия Х1Хв. М., 1998г.).

9 Императорский московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь\ сост. А.Ю.Андреев, Д.А.Цыганков. -М.: Рос. полит, энц. (РОССПЭН), 2010. - 894с.:ил.

Московском университете. Немаловажно и то, что исследованы не все

30

архивные материалы, связанные с жизнью И.И. Давыдова .

Объект исследования. Объектом исследования является философское, философско-педагогическое, публицистическое наследие И.И. Давыдова.

Предмет исследования. Историко-философский материал - тексты И.И. Давыдова с философской проблематикой, архивные материалы, связанные с жизнью, преподаванием И.И. Давыдовым философских дисциплин. В качестве предмета исследования мы берем те философско-педагогические идеи И.И. Давыдова, которые отражают интеллектуальную жизнь университетского сообщества; влияние деятельности И.И. Давыдова на философские кружки 20-х гг. XIX в.; вопрос о шеллингианстве И.И. Давыдова; роль И.И. Давыдова как профессора философии. Работа охватывает идеи и позиции философа, отражение их в истории русской философии и университетской жизни I половины XIX в.

Цель исследования. Раскрыть философские основы трудов И.И. Давыдова, теоретическое и практическое значение философских и педагогических идей И.И. Давыдова, выявить их актуальность для развития истории русской философии, истории Московского университета, методологии и практики философии образования.

Задачи исследования. Для реализации поставленных целей диссертантом ставятся следующие задачи:

- исследовать философские взгляды И.И. Давыдова и характер влияния различных философских источников, в том числе Ф. Шеллинга;

30 Большой объем нового материала находится в следующих архивах: Государственный архив Тверской области, Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, Российский государственный архив литературы и искусства, Центральный исторический архив г.Москвы, ГУК г.Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»». Информация и документы о жизни И.И.Давыдова, оригиналы его работ находятся в библиотеках: Отдел редких книг Научной библиотеки им.М.Горького (МГУ им.М.В.Ломоносова), Государственная библиотека им.В.И.Ленина, Российская национальная библиотека им.М.Е.Салтыкова-Щедрина.

- определить место И.И. Давыдова в истории университетской философии, истории Московского университета и Университетского Благородного пансиона;

- ввести в научный оборот неисследованные работы и источники философских взглядов И.И. Давыдова, факты биографии, определившие характер его философских взглядов;

- выявить вклад И.И. Давыдова в философско-педагогическую мысль Московского университета I половины Х1Хв.

Методологическая основа исследования. Исследование основано на современных концептуальных положениях философии, истории философии, социологии, истории, культурологи и других науках. Методология исследования предполагает комплексный историко-философский анализ имеющихся источников. В процессе исследования использованы как общетеоретические методы (теоретический анализ и синтез материалов и источников, метод систематизации выводов и результатов, сравнительно-сопоставительный анализ), так и методы, непосредственно связанные с историко-философской наукой. Как основной использовался метод историко-биографического анализа, который позволил выявить основы философско-педагогической концепции И.И.Давыдова и сопоставить различные стороны его творческой деятельности.

Научная новизна.

В работе впервые дана целостная оценка историко-философского наследия И.И. Давыдова, его влияния на формирование русской философской мысли. Составлена интеллектуальная биография И.И. Давыдова (акцент в которой сделан на формирование личности философа), поднята ранее недостаточно освещенная преподавательская деятельность по философским дисциплинам. Научной новизной является следующее:

- введены в научный оборот новые архивные материалы, неопубликованные работы И.И. Давыдова (письма, конспекты его лекций);

- проанализирован процесс формирования философских взглядов И.И. Давыдова;

- дана собственная оценка степени влияния философии Ф.Шеллинга на труды И.И. Давыдова;

- выявлены и проанализированы историко-философские и философско-педагогические взгляды И.И. Давыдова, его вклад в историю преподавания философии в России;

- доказано, что И.И. Давыдов имел значительное влияние на формирование интереса к философии у молодых людей, обучавшихся в Университетском Благородном пансионе и Императорском Московском университете, а также на участников философских кружков 20-х гг. XIX в. (общество Раича, кружок любомудров).

- составлена библиография работ И.И. Давыдова.

Положения, выносимые на защиту:

1) На формирование философских взглядов И.И. Давыдова оказали влияние его преподаватели и коллеги: И.И. Геннинг, И.Г. Буле, И.И. Страхов, П.А. Сохацкий, А.Ф. Мерзляков, Р.Ф. Тимковский, A.A. Прокопович-Антонский.

2) И.И. Давыдов не являлся шеллингианцем. Отражение идей Ф. Шеллинга в работах И.И. Давыдова имело место наряду с отражением идей и других европейских философов. Как преподаватель философии он должен был держать руку на пульсе современных ему событий, изменений в философской мысли. Философские работы И.И. Давыдова написаны в основном под влиянием Д. Локка, Э. Кондильяка, X. Вольфа, в меньшей степени Ф. Шеллинга.

3) Влияние И.И. Давыдова как педагога оставило значительный след в формировании философских интересов студентов Императорского Московского университета и Университетского Благородного пансиона, взглядах участников философских кружков 20-х гг. XIX в.

4) И.И. Давыдов не создал детально разработанной философской системы, он являлся проводником философских идей современных ему западноевропейских философов.

Теоретическое и практическое значение диссертации.

Теоретическое значение диссертации заключается в том, что она посвящена малоисследованной области истории русской философии и призвана восполнить существующий пробел. Проведенное исследование обогащает историко-философскую науку новыми данными и способствует, таким образом, ее дальнейшему развитию. Полученные результаты позволяют представить философско-педагогические взгляды И.И.Давыдова, его место в университетской философии в России и многогранную научную деятельность как единое целое, проследить процесс развития университетской философии в I половине Х1Хв., определить влияние немецкого идеализма на развитие русской философии.

Практическое значение диссертации заключается в том, что ее материалы могут стать основой для лекционных курсов, спецкурсов и спецсеминаров по философии, истории философии, философии образования, педагогике, истории педагогики, культурологи и др.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации излагались ее автором в рамках выступлений на спецсеминаре исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «Чтения памяти В. Злобина» 25.02.2010г. («И.И. Давыдов как преподаватель Московского университета»), Юбилейной Конференции философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова 14.12.2011г. («Философия образования И.И. Давыдова»). А также на международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2010» («И.И. Давыдов и его деятельность в Московском Университете»), «Ломоносов - 2011» («Взгляды И.И. Давыдова на образование и воспитание в первой четверти Х1Хв. (на примере Благородного Пансиона при Московском университете)»).

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка литературы, приложений (Библиография работ И.И.Давыдова; Персоналии, упоминаемые в работе И.И. Давыдова «Начальные основания Логики. Для благородных воспитанников университетского пансиона» 1821г.; Архивные материалы).

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Бородулина, Маргарита Геннадьевна

Заключение.

Данная работа посвящена изучению истории русской философии, истории преподавания философии в Московском университете. Мы ставили целью более подробно освятить малоизученные страницы истории Московского университета, а именно жизнь и работу профессора и декана I отделения философского факультета И.И.Давыдова. Важным результатом проделанной работы является исследование источниковедческой базы и введение в научный оборот архивных источников.

В результате проведенного исследования был проанализирован процесс формирования И.И. Давыдова как философа и педагога. Мы дали собственную оценку степени шеллингианства философа и пришли к выводу о том, что Давыдов не являлся шеллингианцем, он знакомил своих слушателей с идеями западноевропейских философов.

Нами было доказано, что И.И. Давыдов имел значительное влияние на формирование интереса к философии у молодых людей, обучавшихся в Университетском Благородном пансионе и Императорском Московском университете, а также на участников философских кружков 20-х гг. XIX в. (общество Раича, кружок любомудров).

И.И.Давыдов выступал во многом как типичный преподаватель своего времени, в судьбе которого отразилось непростое время отрицательного отношения властей к философии.

Время студенчества И.И.Давыдова кардинально отличалось от последующего, когда он сам стал преподавателем философских дисциплин сначала в Благородном пансионе, а затем в университете. Его докторская диссертация 1815г. «О преобразовании в науках, произведенном Бэконом», затронувшая филологические и философские вопросы, была без агрессии принята университетским научным сообществом. Отношение к философии кардинально поменялось в правящих кругах после заграничных походов русской армии. Это отразилось на всей системе российского образования, в особенности на состоянии высшей школы. В преподавании философии требовалось согласовать философские истины с разумом Священного Писания и не допускать духа вольнодумства и сомнений в истинности библейского учения.

И.И.Давыдов в такое сложное время пытался занять кафедру философии в Московском университете. Эта попытка закончилась прочтением единственной лекции в 1826г. - «Вступительной лекции о возможности философии как науки», которую Строганов нашел вредной и не соответствующей взглядам Правительства. И хотя это мнение было беспочвенным, И.И.Давыдов не был утвержден на кафедру философии. Все надежды И.И. Давыдова на философскую карьеру потерпели крах.

И.И.Давыдов не был самостоятельным мыслителем. Его работы по философии были грамотным изложением философских идей западных философов и только. Таковым, например, являлся его труд «Опыт руководства к истории философии. Для благородных воспитанников университетского пансиона» от 1820г. Наиболее разработанной по своей структуре является работа «Начальные основания логики», однако и в ней И.И. Давыдов знакомит читателей с идеями европейских философов, не предлагая своих решений рассматриваемых проблем.

Вклад И.И.Давыдова в философско-педагогическую мысль Московского университета I половины Х1Хв. заключается в том, что под его влиянием распостранялись наиболее важные идеи западных философов, главным образом немецких, работали философские кружки, оказавшие влияние на развитие русской философии.

Г.Г.Шпет писал, что Московский университет в научном отношении оказался бесплодным. Его слова относятся как раз к тому времени, когда жил И.И.Давыдов. Исследователь считал, что, возможно, это и к лучшему, потому что «профессора университета, будучи официальными представителями правительственной интеллигенции, могли культивировать философию только безвольную. Ярче всего ее бессилие сказалось в том, что, когда интеллектуальное воспитание нового поколения перешло в руки вольной философии, профессорские голоса перестали быть слышны. Профессора, которые в схоластической скромности не хотели отказаться от влияния на общественное мнение, должны были переходить от университетской кафедры к конторке журналиста, смутно, в конце концов, различая, чем одна разнится от другой, и чем разнится дидактика от публицистики»273. Мы не до конца можем согласиться с этим мнением, потому что всякое развитие, в том числе университета и науки, должно иметь под собой основание, фундаментальную базу, отталкиваясь от которой можно расти дальше. Роль приготовления философски образованного читателя, способного применять свои знания как в научной, так и в повседневной жизни, выполняли профессора университета, в том числе и И.И.Давыдов. В первые два десятилетия Х1Хв. мы имели становящуюся на ноги отечественную философскую школу. Философия в России до создания Московского университета развивалась только вне стен учебных заведений, и лишь с созданием университета начала свое развитие в рамках учебных заведений, что и дало в конечном счете возможность свободного философствования вне стен учебных заведений. И.И.Давыдов внес свой вклад в развитие литературных и философских способностей подрастающего поколения. Такие преподаватели как он дали толчок к развитию общественных кружков, в том числе философских, где обсуждались насущные политические и философские вопросы.

273 Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. 1 часть. 1922. Петроград. С. 103.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бородулина, Маргарита Геннадьевна, 2013 год

Список литературы.

1. Давыдов И.И. Первые успехи ума в познаниях философических // Вестник Европы №3. 1818. С.174-182.

2. Давыдов И.И. Разделение философов на секты // Вестник Европы, №3, 1818. С. 183-191.

3. Давыдов И.И. Первые опыты философов // Вестник Европы. №5. 1818. С. 36-45.

4. Давыдов И.И. Блистательные успехи ума // Вестник Европы. №5. 1818.,С.45-56.

5. Давыдов И.И. Новое образование и совершенствование познаний философических // Вестник Европы. №7. 1818. С.183-191.

6. Давыдов И.И. «Опыт руководства к истории философии. Для благородных воспитанников Университетского пансиона». 1820.

7. Давыдов И.И. О духе философии Греческой и Римской. Речь, произнесенная в Торжественном собрании Императорского Московского университета 6 июля 1820г (напечатана отдельной книгой и в журнале «Вестник Европы» июль 1820. № 13. С.6-43).

8. Давыдов И.И. О логике (из курса философии) // Вестник Европы. 1820. №2. С. 112-129.

9. Давыдов И.И. Идеология // Вестник Европы. 1820. №3. С. 187-202. Ю.Давыдов И.И. Аналитика // Вестник Европы. 1820. № 7. С. 186-201 и №

8. С. 260-274).

Н.Давыдов И.И. Аналитика и о Диалектике // Вестник Европы. 1820. №9. С.37-47.

12.Давыдов И.И. Воспоминание о Сергее Гавриловиче Салареве (читано в Обществе Любителей Российской Словесности)». Москва, 1821.

13.Давыдов И.И. Избранные речи Цицерона. 1821.

14.Давыдов И.И. Начальные основания логики. Для воспитанников Благородного пансиона. 1821.

15.Давыдов И.И. К редактору Вестника Европы // Вестник Европы. 1821г. №10. С121-133.

16.Давыдов И.И. Разбор Варнеев на сочинение Бонстетена «Учение о человеке» // Вестник Европы. 1822. № 9-10. С. 54-84.

17.Давыдов И.И. Афоризмы из нравственного любомудрия // Вестник Европы. 1822. № 11-12. С. 201-232.

18.Давыдов И.И. Вступительная лекция о возможности философии как науки. 1826.

19.Давыдов И.И. Речь о занятиях в Обществе любителей российской словесности (эстетический трактат). 1829.

20.Давыдов И.И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // Библиотека для чтения 1834. Т. 6. № 10. С. 5-67.

21.Давыдов И.И. Воображение, память и фантазия // Ученые записки Императорского Московского университета. 1836. ч.12. №11. С. 235255.

22.Давыдов И.И. Отрывки из писем о воспитании // Московские ведомости. 1837. №61. С.441-443; №66. С.480-482; №71.С.524-526.

23.Давыдов И.И. О возможности эстетической критики // Отечественные записки, 1839., т. IV, с. 153-162.

24.Давыдов И.И. Возможна ли у нас германская философия? // Москвитянин. 1841. Ч. II, №4. С. 385-401.

25.Давыдов И.И. О назначении русских университетов // Современник, 1849. №3. С.37-46.

26.Давыдов И.И. Взгляд на историю Государства Российского Карамзина со стороны художественной. Спб., 1855.

27.Давыдов И.И. Чтения о словесности. Курс 2. // Московские ведомости. 1837. №72.

28.Абрамов А.И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии //Сборник научных трудов по истории русской философии // Сост., подгот. текста, предисл. В.В.Сербиненко. - М.: Кругъ, 2005.

29.Алексеев С. Шеллинг // Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Т.39. Спб., 1903.

30.Андреев А.Ю. Лекции по истории Московского университета: 17551855. -М.: Изд-во Московск.ун-та, 2001.

31.Андреев А.Ю.Московский университет в общественной и культурной жизни России начала Х1Хв. - М.: Языки русской культуры, 2000.

32.Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А.Лебедев. - М.: Педагогика, 1987.

33.Асмус В.Ф. Шеллинг Ф.В.Й. // Философская энциклопедия. Т.5. М.: Сов. энцикл., 1970.

34.Бажанов В.А. История логики в России и СССР. Концептуальный контекст университетской философии. М.: Канон+, 2007.

35. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета. 1755-1855. 4.1 М., 1855.

36.Бобров Е.И. Литература и Просвещение в России Х1Хв. Казань, т. 1-4. 1902.

37.Бобров Е.И. Философия в России. Вып. 1-5. Казань, 1899-1901.

38.Большая российская энциклопедия в 30 тт. Председ научн-ред. совета -Ю.С.Осипов. Т.8. М., научн. изд. «Большая российская энциклопедия», 2007.

39.Бродский Н.Л. «Поэты кружка Станкевича» // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук, 1912.

40.БСЭ в 30 гг., т. 7. 3-е изд. М.1972.

41.Буслаев Ф.И. Мои воспоминания, М., 1897.

42.Введенский А.И. «Судьбы философии в России» // Вопросы философии и психологии, 1898. Кн. 42 (II), Март-Апрель.

43.Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. T.II Гогоцкая -Карамзин. Спб., 1910.

44.Глубоковский H.H. Русская богословская наука в ее историческом развитии и ее современном состоянии. М., Изд-во Свято -Владимирского братства, 2002.

45 .Гончаров И.А.Из университетских воспоминаний. - Как нас учили 50 лет назад. // Вестник Европы, апрель 1887.

46.Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986.

47.Дневник В.Ф.Одоевского. 1859-1869. Литературное наследство. Т. 2224. М., 1935.

48.Егунов А.Н. Гомер в русских переводах 18-19вв. - 2-е изд. - М., Индирик, 2001.

49.Емельянов Б.В. Мнения И.Ф.Крузенштерна в защиту философии // Ученые записки ТГУ. - 1983. Вып. 653.

50.Емельянов Б.В. Философская культура в России. Библиографич. Ук. лит., изданной в России. 1801-1850. Екатеринбург, 1992. Маш.

51.3аписки С.М. Соловьева// Вестник Европы, апрель 1907.

52.3еньковский В.В. Истрия русской философии. Ленинград, «Эго», 1991. т.1, ч.1.

53.Змеев В.А. Курс лекций по истории высшей школы Российской империи. - М.: МАКС Пресс, 2010.

54.Императорский московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь\ сост. А.Ю.Андреев, Д.А.Цыганков. - М.: Рос. полит, энц. (РОССПЭН), 2010..

55.Источники словаря русских писателей. Собрал С.А.Венгеров. T.II Гогоцкая-Карамзин. Спб., 1910.

5 6. Каллиопа, 1815, 1816, 1820гг.

57.Каменский З.А. Московский кружок любомудров. М.: Наука, 1980.

58.Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М.: Наука, 1980.

5 9. Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения (деистическо-материалистическая школа). М., «Мысль», 1971.

60.Киреевский Ив. Собр. соч. / под ред. М.О. Гершензона. М.: Путь, 1911. Т.1.

61.Колубовский И.Я. Русские переводы Шеллинга. Русская литература о Шеллинге // Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма.Пер. и коммент. И.Я.Колубовского. Ред и вступ.ст. П.Л.Кучерова. Л., 1936.

62. Колубовский Я.Н. Философия у русских // Ибервег Ф.,Гейнце М.Г. История философии в сжатом очерке. - Спб., 1890.

63.Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России // Вопросы философии и психологии. 1890, кн. 4-5; 1891, кн. 6-8.

64.Колюпанов Н. очерк философской системы славянофилов // Русское обозрение. М., 1894. №5.

65.Краткие сведения о русских писателях и ученых, умерших в 1863г. // Московские ведомости, 1863, № 250.

66.Кузнецов В.Н. Шеллинг // Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХУШ-начала Х1Хв. М.: Высшая школа, 1989.

67.Лебедев Н. Краткая история медицины / /Московский телеграф, 1828., №9.

68.Лемке Мих. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. Спб., 1904.

69.Летопись Московского университета. 1755-1979. Издательство Московского университета, 1979.

70.Марк Аврелий Антонин Размышления. Ленинград, изд-во «Наука», 1985.

71.Масанов И.Ф Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. В 4 тт. Т. 1. М., Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1956.

72.Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. Т.1. Спб., 1911.

73.Михневич Иосиф Опыт простого изложения системы Шеллинга, рассматриваемый в связи с системами других германских философов. Речь, читанная в Торжественном собрании Ришильевского лицея, по случаю окончания 1849-1850 академического года, проф. И.М.Одесса. 1850.

74.Московский университет в воспоминаниях современников / под ред проф. П.А.Зайончковского, проф. А.Н.Соколова; прим. Р.А.Ковнатор. М., 1956.

75.Московский университет в воспоминаниях современников: сборник / Сост. Ю.Н.Емельянов. -М.: Современник, 1989.

76.Муравьев М.Н. Опыты истории, словесности и нравоучения. 1810.

77.Несколько слов о Мнемозине самих издателей // Мнемозина, 4.IV.

78.Никитенко А.В.Записки и дневник. 1826-1877гг. Том 1. Спб., 1893.

79. Обозрение преподавания наук в Императорском Московском университете с 22.07.1837 по 10.06.1838. // Московские ведомости. 1837. №71.

80.Одоевский В.Ф. Сочинения в 2 тт. М., 1981.

81.Окатов А. О способах познания умозрительном и опытном. Сообщено профессором Давыдовым // Ученые записки Императорского Московского университета. 1836. ч. 12. №11.

82.Павлов А.Т. Философия в Московском университете. Спб.:РХГА, 2010.

83.Петров К. Курс истории русской литературы (862-1862). Спб., 1867.

84.Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине Х1Хв. Формирование системы университетского образования / в 4 кн. (кн.2: Становление системы университетского образования в России в первые десятилетия XIXb. М., 1998.

85.Погодин М.П. Из воспоминаний о Пушкине // Русский Архив. 1865. № 1-12.

86.Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. - Спб.: Изд-во РХГИ, 2003.

87.Пустарнаков В.Ф. Философия Фихте в России / Рос. акад. наук. Ин-т философии; Ред.-сост. В.Ф.Пустарнаков. Спб. Изд-во Христиан, гуманитар, ун-та, 2000.

88.Пустарнаков В.Ф. Философия Шеллинга в России. Спб, изд-во РХГИ, 1998.

89.Розанов Н.И. Воспоминание о Даниле Михайловиче Велланском // Русский вестник. 1867. Т. 72.

90.Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995.

91.Русская философия: энциклопедия / Под общ. ред. М.А.Маслина. Сост. П.П.Апрышко, А.П.Поляков. - М.: Алгоритм, 2007.

92.Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.2:Г-К / Гл.Ред. П.А.Николаев.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.

93.Русские эстетические трактаты первой трети Х1Хв. Сборник в 2 тт. Сост. и вст. ст. З.А.Каменского. Т.2. - М., «Искусство», 1974г.

94.Русский биографический словарь в 20тт.; т.6. Грибовский-Дядьковский/ М., Терра, 1999.

95 .Русский биографический словарь. Дабелов-Дядьковский. Репринтное воспроизведение. М., Аспект-Пресс, 1996. Т.6.

96.Систематический указатель к «Ученым запискам Московского университета» (1833-1961). Изд-во Мосс. ун. 1969.

97.Третьяков М.П. Русская старина. 1892. Т.75.

98.Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. Спб.: Изд-во Христиан, гуманит. ин-та, 2003

99.Университетский Благородный пансион. 1779-1830гг. / Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. - М.: Новый хронограф, 2006.

100. Феоктистов Е.М.Письма И.И.Давыдова к А.А.Прокоповичу-Антонскому // Русский архив. 1889. Кн. 3, вып. 9-12.

101. Филиппов М.М. Судьбы русской философии // Русское богатство. 1894. №8.

102. Филлипов М. Философия мнимых и мнимая философия (По поводу столетия со дня рождения Н.И.Лобачевского) // Русское богатство. 1893.,№ 10.

103. Философия Шеллинга в России XIX века. - СПб.: РХГИ, 1998.

104. Философская энциклопедия. Институт философии АН СССР. Гл. ред. - Ф.В.Константинов. Т.1. Гос. научн. изд. «Сов. энц»., М., 1960.

105. Фишер К. История новой философии. Спб., 1905. Т.7.

106. Фридрих Шеллинг: pro et contra: Творчество Ф.Шеллинга в оценке русских мыслителей и исследователей. Антол. / Сост., вступ.ст. В.Ф.Пустарнакова. Спб. Изд-во РХГИ, 2001.

107. Хлопников A.M. «Философское наследие профессора Московского университета И.Г.Буле. Историко-философский анализ. Дисс. ... канд. филос. наук. М., 1997.

108. Христиан Вольф и философия в России. - Спб.: РХГИ, 2001.

109. Чуйко В.В. Русская философия // Кирхнер Ф. История философии с древнейшего до настоящего времени. - Спб., 1902.

110. Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему юбилею. 1755-1855.-Репринтное издание.- М.: Изд-во Московского университета. 1998.

111. Шеллинг Ф.В.Й. Ранние философские сочинения / Пер. с нем., вст.ст., коммент., примеч.: И.Л.Фокин. - Спб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000.

112. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 тт. / Сост., ред., авт. вступ. ст. А.В.Гулыга. Примеч. А.В.Гулыги и М.И.Левиной. Пер. с нем. М.И.Левиной. М.: Мысль, 1987-1989.

113. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. 1 часть. Петроград. 1922.

114. Энциклопедический словарь Товарищества «Бр. А. и И. Граннать и К», 7е изд., под ред проф. Ю.С.Гамбарова, проф. Ю.А. Железнова, проф. М.М.Ковалевского, проф. С.А.Муромцева и проф. К.А.Тимирязева. Т. 17 Греция-Дарвин. 1913.

^ 115. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Т. 10

из 89. Спб., 1893 г.

116. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Т. 10 из 89. Спб., 1893 .

^ Архивы:

«Объединенный музей «Музей истории г.Москвы»:

117. «Объединенный музей «Музей истории г.Москвы», ф.13, оп. Давыдов И.И. документы личного архива 1816-1879гг. № 22225/9. Выписка из Совета Императорского Московского университета об освобождении от должности инспектора Благородного пансиона, 8 августа 1826г. Л.1.; №22225/10, письмо А.Шишкова о преподавании И.Давыдовым математических наук от 15 октября 1827г. Л.1.

118. «Объединенный музей «Музей истории г.Москвы»», ф.13, оп. Давыдов И.И. документы личного архива 1816-1879гг. № 22225/23, 40, 46, 47, 48.

119. «Объединенный музей «Музей истории г.Москвы»», ф.13, оп. Давыдов И.И. документы личного архива 1816-1879гг. № 22225.

120. Инструкция инспектору классов / «Объединенный музей «Музей истории г.Москвы»», ф.13, оп. Давыдов И.И. документы личного архива 1816-1879гг. № 22225/16.

121. Письмо И.И.Давыдову от Попечителя Московского учебного округа кн.С.Голицына от 30.01.1832г. о назначении его на должность инспектора классов в Александринском институте / «Объединенный

музей «Музей истории г.Москвы»», ф.13, оп. Давыдов И.И. документы личного архива 1816-1879гг. № 22225/15.

ЦГИА Спб:

122. ЦГИА Спб, ф.13, оп.1, д.3247.

«Дело Правления Главного Педагогического института о назначении Директором Института Действительного Статского Советника Давыдова, о выдаче ему по этому случаю на путевыя издержки 700р. и на первое обзаведение при вступлении в настоящую должность 1000р.».

123. ЦГИА Спб, ф.139, оп.1, д.5888.

Дело канцелярии попечителя Санкт-Петербургского учебного округа «О закрытии Главного Педагогического Института»

Государственный архив Тверской области:

124. Государственный архив Тверской области. Ф. 20, оп. 1, д. 8185, л. 2.

«Исторические записки о состоянии народного просвещения по Тверской губернии за 1807г.».

125. Государственный архив Тверской области. Ф. 20, оп. 1, д. 32, л. 89.

126. «Исторические записки о состоянии народного просвещения по Тверской губернии за 1808г.».

ЦИАМ:

130. За 1820-1831гг.: 1826г.

ф.418 оп.81 д. 1607 Донесение И.И.Давыдова и М. Павлова о торжественном собрании.

131. ф.418 оп.81 д. 1810 служебная записка о невступлении в тайные сообщества.

132. ф.418 оп.81 д.1858 изменение программы обучения в Благородном Пансионе.

133. ф.418 оп.81 д. 1930 об увольнении И.И.Давыдова с поста инспектора Благородного Пансиона.

134. ф.418 оп.81 д.1935 избрание И.И.Давыдова в члены Главного училищного комитета.

За 1832-1838гг.:

135. оп. 5 д. 38, 70 за 1836г. О назначении инспектором над частными учебными заведениями.

РГАЛИ:

136. РГАЛИ, ф.1863, оп.1, №24, л. 2-16. Формулярный список И.И.Давыдова.

137. РГАЛИ, ф. 195, оп. 1, д. 839 «Докладная записка неустановленного лица о состоянии учебной и хозяйственной части Московского университета и его профессоров» (л. 8 о И.И.Давыдове).

138. РГАЛИ «Письма И.И.Давыдова к Измаилу Ивановичу Срезневскому» ф.436, оп.1, д. 1191,л. 1-26.

139. РГАЛИ «Письмо Бередникова Якова Ивановича к И.И.Давыдову от 21.10.1852г.» ф.436, оп.1, д. 1623а (рассуждение Мстиславского о юридическом значении общин).

140. РГАЛИ «Письмо Блудова Дмитрия Николаевича к И.Давыдову от 4.12.1856г.» Ф.436. оп.1. д. 1624.

X. ' ' ' '

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.