Игровые модели культуры в художественном пространстве постмодернизма: Итало Кальвино, Милорад Павич, Джулиан Барнс тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Месянжинова, Александра Вадимовна

  • Месянжинова, Александра Вадимовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 169
Месянжинова, Александра Вадимовна. Игровые модели культуры в художественном пространстве постмодернизма: Итало Кальвино, Милорад Павич, Джулиан Барнс: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2010. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Месянжинова, Александра Вадимовна

Введение.

Глава 1. Понятие о моделях культуры в диахроническом срезе.

1.1.Исторические концепции "моделей культуры".

1.2. Модель культуры как культурологическая категория.

Глава 2. Модели культуры в категориальном аппарате постмодернизма.

2.1. Эволюция понятия "культура" в эпоху постмодерна. Постмодернизм в контексте культуры.

2.2. Истоки и эволюция постмодернизма. Основные концепции постмодернизма как художественного, аксиологического и культурного кода.

2.3. Идейно-художественное новаторство постмодернизма.

2.4. Модели культуры в литературе постмодернизма.

Роль художественности в постмодернистской модели культуры.

Глава 3. Виртуальное и авторское начало в процессе моделирования культуры в прозе постмодернизма.

3.1. Роль читателя в постмодернистском романе.

3.2. Постмодернистская проза и художественная виртуалистика.

3.3. Авторские художественные модели культуры в литературе постмодернизма.

3.4. Символика в литературе постмодернизма как инструмент моделирования культуры.

3.5. Особенность игры в творчестве постмодернистов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Игровые модели культуры в художественном пространстве постмодернизма: Итало Кальвино, Милорад Павич, Джулиан Барнс»

Культурный процесс европейской цивилизации? можно: условно? представить как цепь последовательно сменявших друг друга на протяжении, веков идейно-эстетических направлений: . - Архаика - Греческая классика

- Эллинизм,— Греко-римская классика - Упадок классики-позднего Рима — Искусство "темных-веков" - Готика - Возрождение - Барокко - Классицизм

- Романтизм — Реализм - Модернизм - Постмодернизм - . [136: 235]. Для творчества каждой эпохи характерно* особое, отличное от других, художественное видение мира, некая совокупность творческих методов и< представлений. К отличительным чертам разных эпох также можно отнести доминирование тех или иных видов искусства, когда в одну эпоху творческий потенциал народов:; реализуется» преимущественно через скульптуру и архитектуру, в другую — через живопись, в третью - через музыку и литературу и так далее, в то время как иные виды искусства остаются на* периферии культурного процесса и не влияют существенно на его ход [136: 235].

Постмодернизм предстает как последнее на сегодняшний день звено в исторической последовательности направлений культуры и является господствующим направлением художественного творчества; наших дней: Этот этап соответствует нашему историческому времени во временной системе культурологических координат и выражается в архитектуре, визуальных и других искусствах, но наиболее характерно проявляется, с нашей точки зрения, в литературном творчестве. Философия постмодернизма реализуется в различных областях культуры и искусства^ но в литературе она активно претендует на первое место. По мнению британского литературоведа Стивена Коннора (Connor), литература может считаться одной из самых важных "лабораторий" постмодернизма [161: 62].

Важно подчеркнуть большое значение литературы в. культуре Европы и уделить особое внимание взаимодействию литератур'европейских народов. На протяжении истории, как мы отмечали выше, направления искусства сменяли друг друга, параллельно шло и развитие литературы. Разные страны,. по мнению известного прозаика и эссеиста Милана Кундеры, перенимали друг у друга инициативу развития, романа «как во время эстафеты: сначала лидировала Италия- в лице Боккаччо, затем Франция в- лице Рабле, затем Испания Сервантеса и плутовского романа; XVIII век- был эпохой великого английского романа, а в конце его в процесс вмешалась. Германия в лице Гёте; XIX век целиком принадлежал Франции, однако последняя его треть ознаменована появлением русского, а вслед за ним - скандинавского романа. XX век - это центральноевропейская эпопея.» [81: 203]. Кундера рассматривает искусство романа как "самое европейское из всех искусств". Он говорит о европейском романе не только с целью выявления его отличия, например, от романа китайского, но и для того, чтобы показать его общую, сверхнационалъную историю, в которой участвуют романы разных стран. «Если бы Европу населяла всего одна нация, история ее романа вряд ли могла. отличаться такой жизненной силой и таким разнообразием», — замечает Кундера. По его мнению, французский, английский или венгерский роман не в силах создать собственную, независимую историю, все они участвуют в истории общей, сверхнациональной, представляющей единый контекст [81: 203].

Российский культуролог Георгий Гачев стремился «явить взаимную дополнительность, .разделение исторического и культурного труда между странами и народами, описать национальный мир и ум как инструмент с особым тембром в симфоническом оркестре человечества.» [48: 5].

Предположим, что общеевропейская, сверхнациональная история культуры и литературы состоит из множества художественных направлений, которые выступают как стерэюневые модели культуры. Стержневые же модели сформированы при-помощи национальных культурных моделей-(со своей историей и,этапами-развития), которые в^ свою, очередь включают в себя индивидуальные, авторские (условно "художественные")' модели культуры. Авторские модели культуры, создаваемые в произведениях, выражают собой личное видение мира творцов — скульпторов, живописцев, писателей. Стерэ/сневую модель культуры постмодернизма, объединяющую авторские ("художественные") постмодернистские" модели культуры мы. и будем считать художественным пространством постмодернизма

При анализе культурных моделей в литературе очередного (современного) этапа развития культуры в качестве исследовательского материала мы рассмотрим творчество трех ведущих • европейских постмодернистов. Целесообразно рассмотреть творчество * итальянского романиста Итало Кальвино, британца Джулиана Барнса и сербского писателя Милорада Павича. В анализе творчества данных представителей постмодернизма нас интересуют прежде всего следующие аспекты: выявление постмодернистской парадигмы в моделировании культуры писателями, обнаружение общих, присущих постмодернизму черт, а также поиск различий, индивидуальных авторских особенностей.

Природа, истоки и причины .возникновения постмодернизма обоснованы историческим развитием европейской культуры и художественными направлениями, которые ему предшествовали.

И. Кальвино, М. Павич и Д. Барнс являются представителями европейской литературной школы и интерпретаторами европейской культуры. В произведениях этих авторов наблюдается ряд черт, присущих

1 Следует сказать, что понимание феномена художественного пространства в нашей работе не имеет прямого отношения, например, к понятию художественного пространства произведения, о котором говорят литературоведы и философы, а трактуется нами шире, как художественное пространство культуры. Тем не менее, могут быть выявлены некоторые общие позиции. Так, например, И. Никитина понимает художественное пространство произведения как интегральную характеристику произведения, выражающую в искусстве «то чувство пространства, которое пронизывает всю культуру и лежит в ее основе» См.: Никитина И. П. Философия искусства: Уч. пособие. М,: Омега-Л, 2010. С. 322. постмодернистским романам, объединяющих их в- одно литературное направление и определяющих культурологическую общность художественных продуктов.

Как мы имели возможность убедиться, европейское художественное пространство сформировано из "составляющих" элементов, в том числе национальной культуры, истории и литературы различных стран и народов.

Постмодернистское течение в Европе представлено такими знаменитыми писателями, как Клод Симон (Франция), Джон Фаулз (Англия), Умберто Эко (Италия), Кристоф Рансмайр (Австрия) и другие. Их творчество составляет единое постмодернистское пространство Европы, которое включает в себя как множество национальных, так и индивидуальных авторских моделей культуры.

Поэтому анализ творчества английского (шире германского), сербского (славянского) и итальянского (романского) писателей как представителей трех разных национальных культур и культурных общностей особенно интересен в контексте единой европейской культуры.

Мы полагаем, что постмодернистская проза Итало Кальвино, Джулиана Барнса и Милорада Павича может рассматриваться как пример авторских моделей культуры в литературе, составляющих национальные культурные модели, которые в свою очередь являются компонентами единой (<стерэюневой) постмодернистской культурной модели Европы, однако особенности национальной культуры авторов в контексте нашего исследования не имеют характерной роли.

Следует оговорить, что культурная модель Европы, так же как и культурная модель Америки, может выступать соответственно в качестве составляющей условной мировой культурной модели, рассмотрение которой выходит за рамки нашей работы.

Для того чтобы доказать предложенную структуру, следует выявить культурологическую общность творчества И. Кальвино, Д. Барнса и М. 1 б

Павича, а также их роль в формировании общей европейской постмодернистской модели культуры.

С одной стороны, национальные модели культуры-представляются нам весьма интересными! и заслуживающими более детального анализа, поскольку их влияние на индивидуальные особенности авторов (а отсюда и на авторские культурные модели) неоспоримо велико.

С другой стороны, согласно позиции М. Кундеры, история национальной литературы как таковая не имеет принципиального значения по сравнению с историей сверхнационалъной, общеевропейской, в формировании которой она напрямую участвует. Кундера говорит о том, что именно благодаря различным национальным компонентам (моделям культуры) эта история становится столь красочной и многообразной.

Используя классификацию филолога В. Халипова, показывающую место постмодернистского направления в последовательности» сменявшихся в ходе историко-культурного процесса художественных направлений, мы рассматриваем их как основные, стержневые модели культуры европейского художественного пространства. Все авторские художественные модели являются частью стерэ/сневых моделей культуры по принципу сходства творческих методов и определенного видения мира, формирующих культурологическую общность произведений.

Романы Кальвино, Барнса и Павича относятся к постмодернистской прозе на основании наличия в них признаков, характеризующих постмодернистское направление и составляющих культурологическую общность произведений этих авторов. Среди них (по В. Халипову): использование текстов литературного наследия предшествующих эпох для создания произведения; произвольное переосмысление элементов культуры прошлого; многоуровневая организация текста; прием игры (мы не согласны с Халиповым и назвали бы последний пункт "принцип игры") [136: 238].

Из приведенных характеристик видно, что единая'постмодернистская культурная модель Европы, а1 также составляющие ее индивидуальные авторские художественные модели базируются на предшествующих- им исторически культурных моделях и их* составляющих (все эти модели выступают компонентами европейского художественного пространства)2.

Литературное творчество входит в структуру европейского художественного пространства. Постмодернистские романы обнаруживают культурологическую- общность, которая может быть проиллюстрирована произведениями И. Кальвино, Д. Барнса и. М: Павича. При- создании авторских моделей культуры писатели решают единую творческую задачу, поставленную эпохой, хотя делают это по-разному, в соответствии с индивидуальным творческим подходом, личностными особенностями и интересами, иногда национальным типом культуры.

Представляется, что. модели'культуры в прозе Ик Кальвино, М. Павича и. Д. Барнса можно считать- авторскими игровыми моделями культуры, входящими в постмодернистское направление. Последнее, в свою очередь является одной из так называемых стержневых моделей культуры,единого художественного пространства Европы, в соответствии с условной классификацией моделей культуры, предложенной в данной работе.

Научной базой исследования послужили труды крупных отечественных культурологов Ю. Лотмана и Г. Гачева, известных американских исследователей в области культурной антропологии А.Л. Кребера, Р. Бенедикт, Л. Уайта, К. Гирца и др.; работы французского этнографа и культуролога К. Леви-Строса, польского писателя-фантаста и теоретика культуры С. Лема, оказавшего большое влияние на развитие культурологии швейцарского психиатра К.Г. Юнга, нидерландского историка и теоретика культуры Й. Хёйзинги, французского философа Р. Кайуа, немецкого философа и культуролога О. Шпенглера, русского филолога и философа А,

2 Предложенная нами структура также выражена таблицей I в Приложении.

Лосева; американского религиоведа и исследователя в области мифологии румынского происхождения М. Элиаде; философов-постмодернистов Ж. Бодрийяра и Ж.-Ф. Лиотара, монографии^ ведущих зарубежных и отечественных теоретиков постмодернизма И. Хассана, Ф. Джеймисона, К. Харта, С. Гренца, Ильи Ильина, Н. Маньковской и др.; труды современных отечественных философов и культурологов А. Флиера, Э. Орловой, В. Миронова, М. Эпштейна, В. Руднева, работы критиков и теоретиков искусства В. Жидкова и К. Соколова, Е. Андреевой, А. Якимовича, филолога В. Халипова, литературного критика М. Визеля и многих других; специализированные словари и энциклопедии, диссертации, периодические издания. Особый интерес для исследования представили работы итальянского ученого-филолога и писателя-постмодерниста У. Эко, теоретические эссе писателя М. Кундеры, а также интервью Д. Барнса и М. Павича.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы показать структуру, содержание и некоторые особенности создаваемых писателями-постмодернистами И. Кальвино, М. Павичем и Д. Барнсом авторских игровых моделей культуры. Проза постмодернизма впервые появилась в Латинской Америке (Хорхе Луис Борхес), но именно европейская культура с ее историей и философией послужила фундаментом для формирования постмодернизма в культуре, искусстве и литературе (например, В. Набоков). Предметом настоящего исследования мы видим рассмотрение постмодернистских культурных моделей в контексте культуры европейской (американская культура во многом обязана европейской культуре и имеет европейские корни).

Следует отметить, что в нашем исследовании мы делаем акцент прежде всего на общий "фундамент", основу, объединяющую творчество трех авторов (авторские игровые модели культуры), а не на аксиологический аспект и авторскую систему ценностей. Это обусловлено тем, что постмодернистское направление имеет определенную специфику, в соответствии с которой ценности приобретают "двойное дно", а "истин" образуется множество, что и располагает к бесконечной игре.

В соответствии с целью исследования выделяются следующие задачи:

1. Выявить структуру и содержание понятия модель культуры как культурологической категории, определить категориальный аппарат моделей культуры и показать иерархию различных типов моделей культуры (условно "научных" и "художественных").

2. Дать характеристику постмодернистскому направлению в литературе и искусстве как отражению современной эпохи развития общечеловеческой культуры.

3. Предложить свое толкование понятия авторская игровая модель культуры.

4. Определить общие компоненты и некоторые индивидуальные особенности авторских игровых моделей культуры на примере творчества И. Кальвино, М. Павича и Д. Барнса.

5. Выявить технику моделирования авторских игровых моделей культуры в художественном пространстве постмодернизма.

Актуальность выбора темы объясняется в первую очередь тем, что культурологическая категория модель культуры ранее не применялась в полном объеме в контексте литературного творчества в отечественной теории культуры. Между тем изучение современной литературы в культурологическом контексте представляется особенно продуктивным в связи с широко применяемым сегодня синтезом наук, получившим распространение в культурологии. Изучение литературоведческой тематики в культурологическом, контексте позволяет наиболее полно раскрыть предмет исследования* и разработать новые теоретические и методологические предпосылки для дальнейших научных поисков в данном направлении.

Научная новизна работы состоит в использовании культурологического- категориального аппарата при анализе творчества писателей-постмодернистов и применении теории моделей культуры к их творчеству. Проведенное исследование позволяет изучать художественную литературу в рамках теории культуры (литература предстает неотъемлемым компонентом единого художественного пространства, объединяющего литературное творчество и другие искусства и являющегося объектом культурологической науки).

Методологической основой настоящей работы послужил комплексный метод исследования, включивший системно-структурный и сравнительно-аналитический методы. При анализе прозы И. Кальвино, М. Павича" и Д. Барнса также привлекался литературоведческий метод.

Фактическим материалом исследования явились романы писателей Итало Кальвино, Милорада Павича и Джулиана Барнса, рассматриваемые в нашей работе в качестве характерных примеров продуктов художественного постмодернизма.

Апробация работы. Основные положения исследования освещались в ходе выступлений в МГУ имени М.В. Ломоносова на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов" в 2001, 2002 и 2004 годах; научно-практической конференции "Индивидуальные различия и проблема индивидуальности", прошедшей 16-18 октября 2003 года в РУДН; ежегодной конференции-семинаре молодых ученых, организованной Российским институтом культурологии (РИК) "Науки о культуре - шаг в XXI век" в 2005 году; Всероссийской научно-практической конференции "Учебник - Ученик - Учитель" и Ломоносовских чтениях, посвященных 250-летию МГУ им. М.В. Ломоносова, состоявшихся 23-24 ноября 2004 года; на II Российском культурологическом конгрессе с международным участием, прошедшем 25-29 ноября 2008 года в Санкт-Петербурге; а также в рамках научного семинара сектора "Языки культур" Российского института культурологии (РИК).

Практическая значимость диссертации заключается в разработке принципиально нового подхода при изучении современной художественной литературы в культурологическом контексте. Выводы работы могут быть использованы в курсах лекций по теории и истории культуры, истории литературы, а также в дальнейших научных исследованиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Общеевропейская история культуры и литературы состоит из множества художественных направлений, так называемых стержневых моделей культуры (включающих национальные культурные модели со своей историей и этапами развития).

2. Авторские (худоэ/сественные) модели культуры могут входить в стержневые как через национальные, так и напрямую, если нет непосредственного ощутимого влияния национальной культуры автора на его творчество.

3. Авторские (художественные) модели культуры близки к культурологическим категориям картина мира и модель мира.

4. Итало Кальвино, Милорад Павич и Джулиан Барнс создают авторские (художественные) игровые модели культуры в рамках постмодернистского направления в литературе.

5. Читатель (образ читателя) является принципиально важным1 компонентом авторской игровой модели культуры в прозе постмодернизма.

6. Творчество Кальвино, Павича и Барнса можно рассматривать как "связующее звено" при переходе от постмодернизма к киберкулътуре.

Содержание работы. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Месянжинова, Александра Вадимовна

Заключение

Структура и содержание культурологической категории модель культуры может варьировать в зависимости от ее типа {научного или художественного). Общеевропейская история культуры и литературы состоит из множества художественных направлений, которые мы назвали стержневыми моделями культуры. Стержневые модели сформированы из национальных культурных моделей (со своей историей и этапами развития). Стерэ/сневая модель культуры постмодернизма образует художественное пространство постмодернизма. Национальные модели в свою очередь включают в себя индивидуальные, авторские модели культуры. Авторские модели выражают собой художественный образ (картину) мира творцов -скульпторов, живописцев, в данном случае писателей.

Важно отметить, что авторские модели культуры почти всегда зависят в той или иной степени от национального типа культуры, однако в отдельных случаях прямого влияния национальной культуры автора на его творчество не наблюдается.

В нашем исследовании'мы не выявили характерного влияния специфики национальной культуры автора при создании игровых моделей культуры в прозе постмодернизма.

Мы убедились, что в отношении авторских игровых моделей культуры в прозе постмодернизма национальные составляющие культуры писателей, как и специфические индивидуальные особенности поэтики авторов, не играют определяющей роли. Все авторы (Кальвино, Павич и Барнс) в той или иной степени прибегают к национальным компонентам своей культуры и играют с ними, но эти компоненты не выделяются характерными качествами и не разрушают единый принцип построения авторских моделей. Национальные компоненты в произведениях постмодернистов не столь; важны, как и индивидуальные различия.

Можно сказать, что* роль- постмодернистского метода в современной культуре и: место постмодернистского направления в "последовательности исторических времен", а также причины его возникновения-и аксиология, во многом обусловлены историческим развитием европейской культуры и предшествующими художественными направлениями.

В соответствии с; концепцией Кребера, в моделях культуры выявляется временная; пространственная ш сущностная соотнесенность каждого феномена культуры с другими, ее проявлениями и принципиальным фактором оказывается не кто выражает, а что и как выражается (определенная "форма?'). Эта концепция соответствует условно предположению Лема о научных моделях, отвечающих на вопросы, что моделируется, как ж в, каком объеме. Эти положения могут быть применимы в отношении изучения масштабных культурных процессов (как мы показали в главе 1). Подобные модели мы назвали стержневыми и предлагаем условно считать научными моделями культуры, (в соответствии с научным принципом построения). Еще раз отметим, что при изучении культуры Кребер рассматривает персоналии как механизмы иш средства выражений культуры и относит свойства личностей к области психологии.

Если так называемые научные (стержневые) модели культуры имеют концептуальное значение, определенным образом отражающее феноменальную реальность, то авторские худоэгсественные модели культуры (как и картины мира) тесно связаны с интуитивным представлением о реальности.

Художественные (авторские) модели культуры близки к культурологическим категориям картина мира и модель мира. Теоретически художественные (авторские) модели культуры в творчестве могут определяться по принципу точных наук, но могут утратить в этом случае свой концептуальный и художественный смысл и сделать невозможным их прочтение. Художественные модели отражают прежде всего именно психологические свойства личностей, авторскую картину мира.

Уместно сделать вывод о существовании гипотетической "универсальной" худоо/сественной модели культуры (картины мира), сформированной из разнообразных моделей культуры (авторских, национальных и других), ведущих между собой диалог. Каждая модель культуры имеет собственную систему знаков и символов. Так, постмодернистская модель культуры конца XX - начала* XXI века также состоит из разных игровых моделей культуры, имеющих собственную знаковую и символическую систему. Мы показали особенности авторских игровых моделей культуры в прозе постмодернизма.

Любое художественное произведение так или иначе воплощает видение и восприятие автором объективной действительности (а также моделирование собственной действительности в рамках произведения), на основе которых выстраивается авторский художественный образ мира, его модель культуры.

Постмодернистское направление в искусстве и культуре в целом демонстрирует игру на основе предшествующих направлений, бесконечную рециркуляцию образов и форм, "царство" симулякров.

В своих романах писатели-постмодернисты создают собственную историю, авторскую мифологию и особые символические и виртуальные реальности. Литература, где вольным образом применяются и интерпретируются символы, образы, архетипы, исторические реалии, стереотипы культуры, используются искусственные формы, а художественный образ мира построен на бесконечной игре, которая заменяет суть, - это игровое пространство "символической" реальности, где живут автор и читатель. Интерактивный роман-игра (гипертекст), где читатель может сам выбирать свой путь чтения, становится в то же время для читателя игрой сочетаний и перестановок, в которой ему предложена роль оператора виртуального мира чтения. В постмодернистских романах читатель существует в пространстве авторской реальности, становясь важным компонентом авторской модели культуры.

Игровые модели в постмодернистском художественном пространстве (на примере прозы постмодернизма) уместно рассматривать как особый культурологический слой - книга в постмодернизме становится "объектом", "рабочим материалом", из которого писатель может создать практически любую форму.

Авторские модели культуры в художественном пространстве постмодернизма не являются (несмотря на то что мы условно называем их художественными) художественным творчеством в чистом виде. Видоизменяя роман, постмодернисты фактически занимаются моделированием культуры.

Творчество Кальвино, Павича и Барнса предстает связующим звеном между постмодернизмом и эпохой постпостмодернизма, киберкультурой и художественной виртуалистикой, включая в себя элементы всех этих направлений.

Библ иограф ия Художественные тексты

1. Ариосто Лудовико. Неистовый Роланд. Отрывки // Европейские поэты Возрождения. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. М.: Художественная литература, 1974.

2. Барнс Джулиан. Англия, Англия. М.: ACT, 2002.

3. Барнс Джулиан. Артур и Джордж. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.

4. Барнс Джулиан. История мира в 10 Уг главах. М.: ACT; Люкс, 2005.

5. Барнс Джулиан. Как все было. Любовь и так далее. Метроленд. М.: ACT; Люкс, 2004.

6. Барнс Джулиан. Лимонный стол. М.: ACT; ACT МОСКВА; Транзиткнига, 2006.

7. Барнс Дэюулиан. Письма из Лондона. М.: ACT; ACT МОСКВА; ХРАНИТЕЛЬ, 2008.

8. Барнс Дэюулиан. Попугай Флобера. М.: ACT, 2003.

9. Барт Джон. Плавучая опера. СПб.: Азбука-классика, 2001.

10. Борхес Хорхе Луис. Алеф: Рассказы. СПб.: Амфора, 1999.

11. Гарсиа Маркес Габриель. Сто лет одиночества. СПб.: Азбука, 2001.

12. Гессе Герман. Игра в бисер. М.: ACT; Фолио, 2003.

13. Зюскинд Патрик. Парфюмер: История одного убийцы. СПб.: Азбука-классика, 2004.

14. Калъвино Итало. Если однажды зимней ночью путник. М.: Симпозиум, 2000.

15. Калъвино Итало. Замок скрестившихся судеб. СПб.: Симпозиум, 2001.

16. Калъвино Итало. Таверна скрестившихся судеб. СПб.: Симпозиум, 2001.

17. Павич Милорад. Внутренняя сторона ветра: Роман о Геро и Леандре. СПб.: Азбука, 2000.

18. Павич Милорад. Звездная мантия. СПб.: Азбука, 2001.

19. Павич Милорад. Зеркало с дыркой // Кровать для троих: Пьесы, рассказы. СПб.: Азбука-классика, 2003.

20. Павич Милорад. Пейзаж, нарисованный чаем. СПб.: Азбука, 2000.

21. Павич Милорад. Последняя любовь в Константинополе: Пособие по гаданию. СПб.: Азбука-классика, 2003.

22. Павич Милорад. Стеклянная улитка. СПб.: Амфора, 2000.

23. Павич Милорад. Страшные любовные истории: Рассказы. СПб.: Азбука-классика, 2003.

24. Павич Милорад. Уникальный роман: Роман-дельта. СПб.: Азбука-классика, 2006.

25. Павич Милорад. Хазарский словарь. Роман-лексикон в 100 000 слов. Женская версия. СПб.: Азбука, 2000.

26. Павич Милорад. Хазарский словарь. Роман-лексикон в 100 000 слов. Мужская версия. СПб.: Азбука, 2000.

27. Павич Милорад. Чай для двоих // Кровать для троих: Пьесы, рассказы. СПб.: Азбука-классика, 2003.

28. Павич Милорад. Ящик для письменных принадлежностей. СПб.: Азбука, 2000.

29. Памук Орхан. Черная книга. СПб.: Амфора, 2007.

30. Barnes Julian. Arthur & George. Jonathan Cape. London, 2005.

31. Barnes Julian. Flaubert's Parrot. London: Picador, 1985.

32. Calvino Italo. II castello dei destini incrociati. Torino: Einaudi, 1973.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Месянжинова, Александра Вадимовна, 2010 год

1. Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XX1.века. СПб.: Азбука-классика, 2007.

2. Бабский Е.Б., Геллер Е.С. Модели // Большая советская энциклопедия. Т. 16. М.: Советская энциклопедия, 1974.

3. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. Харьков: Фолио; М.: ACT, 2002.

4. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

5. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет; КДУ, 2006.

6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет; КДУ, 2006.

7. Бычков В. Гипертекст // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003.

8. Бычков В.В., Бычкова О.В. Игра // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М., 2001.

9. Бычков В. Интертекст // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003.

10. Бычков В. ПОСТ- // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003.

11. Бычков В., Бычкова Л. Предельные метаморфозы культуры итог XX века // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003.

12. Ващенко A.B. Суд Париса. Сравнительная мифология в культуре и цивилизации: Спецкурс МГУ им. Ломоносова. Факультет иностранных языков и регионоведения. М., 2008.

13. Гараджа A.B. Французские философы постсовременности. После времени. Вступление, (перевод) // Иностранная литература. 1994. № 1.

14. Гастев Ю.А. Модель // Большая советская энциклопедия. Т. 16. М.: Советская энциклопедия, 1974.

15. Гачев Г. Космо Психо - Логос: Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2007.

16. Гачев Г. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм; Эксмо, 2008.

17. Гвардини Р. Конец Нового времени. Попытка найти свое место // Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

18. Генис А. Хоровод. Заметки на полях массовой культуры // Иностранная литература. 1993. № 7.51 .Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004.

19. Горных A.A. Структурализм // Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и научн. ред. A.A. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001.

20. Горохов В.Г. Философские проблемы информатики // Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2007.

21. Грицанов A.A. Знак // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. научн. ред. и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT; Минск: Харвест: Современный литератор, 2001.

22. ДерридаЖ. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000.

23. Деррида Ж. Позиции. М.: Академический проект, 2007.

24. Детективы века / Сост. Г. Анджапаридзе. М.: Полифакт. Итоги века, 1999.

25. Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество // Вопросы искусствознания. 1997. № 2 (XI).

26. Драное A.B. Рецептивная эстетика // Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. М.: Intrada, 2004.

27. Елфимов А.Л. Клиффорд Гирц: Интерпретация культур // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004.

28. ЖароваЕ. Семь нот// L' Officiel. Ноябрь. 2001. № 32.

29. Жидков B.C., Соколов КБ. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003.

30. Зайко A.B. Феномен игры в контексте социального-кризиса // Социальный кризис и.социальная катастрофа: Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

31. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения // Иностранная литература. 1996. № 2.

32. Зверев А. Послесловие к роману Джулиана Барнса "История мира в 10 Vi главах" // Иностранная литература. 1994. № 1.

33. Зверев А. Черепаха Квази // Вопросы литературы. 1997. №3.

34. Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм // Знамя. 1998. № 4.

35. Ильин И.П. Двойной код // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. M.: Intrada, 2004.

36. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.

37. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.

38. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М: ИНИОН РАН (отдел литературоведения); Intrada, 2001.

39. Кайуа Р. Игры и люди: Статьи и эссе по социологии культуры / Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007.

40. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе: Учебный комплекс для студентов-филологов. М.: Флинта; Наука, 2004.

41. Корнев С. "Сетевая литература" и завершение постмодерна: Интернет как место обитания литературы // Новое литературное обозрение. 4/1998. №32.

42. Кребер A.JI. Конфигурации культурного роста // Кребер A. JI. Избранное: Природа культуры. М.: РОССПЭН, 2004.

43. Кребер A.JI., Клакхон К. Культура: Критический обзор понятий и определений // Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. М., 2000. №1(13).

44. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004.

45. Кузнецов И. О Милораде Павиче, который действительно существует //Новый мир. 1997. № 11.

46. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2009.

47. Культурология. Люди и идеи. М.: Академический проект; РИК, 2006.

48. Кундера М. Когда Панург перестает быть смешным // Иностранная литература. 1994. №7.

49. Леви-СтросК. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М: Главная редакция восточной литературы, 1985.

50. Лейтане И. Станислав Лем // Культурология XX век: Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга; Алетейя , 1998.

51. Лем С. Библиотека XXI века. М.: ACT, 2004.

52. Лем С. Сумма технологии. М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2006.

53. Лем С. Философия случая (впервые на русском). М.: ACT; ACT МОСКВА; Хранитель, 2007.

54. Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах "пост" // Иностранная литература 1994. №1.

55. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

56. Лосев А. Диалектика мифа // Лосев А. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.

57. Лотман Ю.М. Культура и информация // Семиосфера. СПб., 2000.

58. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума // Семиосфера. СПб. 2000.

59. Лотман Ю.М. Культура как субъект и сама-себе объект // Семиосфера. СПб. 2000.

60. Лотман Ю.М. Люди и знаки // Семиосфера. СПб. 2000.

61. Лотман Ю.М. Память культуры // Семиосфера. СПб. 2000.

62. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры (избранные статьи в 3 т.). Т. 1. Таллинн: Александра, 1992.

63. Лотман Ю.М. Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам) / Совместно с Вяч. Вс. Ивановым, A.M. Пятигорским, В.Н. Топоровым и Б.А. Успенским // Семиосфера. СПб., 2000.

64. Манъковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.

65. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006.

66. Миронов В.В. Философия и метаморфозы культуры: Монография. М.: Современные тетради, 2005.

67. Михайлович Я. Павич и гипербеллетристика // Павич М. Ящик для письменных принадлежностей. Приложение. СПб.: Азбука, 2000.

68. Можейко М.А. Детектив // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и научн. ред. A.A. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001.

69. Можейко М.А. Язык // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост.А.А. Грицанов. М.: ACT, Минск: Харвест; Современный литератор, 2001.

70. Неретина С.С., Огурцов А.П. Язык и речь векторы определения пространства культуры // Теоретическая культурология. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005.

71. Николаев В.Г. Антропология Альфреда Кребера: основные штрихи // Кребер А.Л. Избранное: Природа культуры. М.: РОССПЭН, 2004.

72. Ницше Ф. Веселая наука. СПб.: Азбука-классика, 2007.

73. Новейший философский словарь. Постмодернизм / Главн. научн. ред. и сост. A.A. Грицанов. Минск: Современный литератор, 2007.

74. Огданец М. Интертекстуальность // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003.

75. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004.

76. Ортега-и-Гасет X. Тема нашего времени // Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

77. Павич М. Интервью // Кровать для троих: Пьесы, рассказы. СПб.: Азбука-классика, 2003.

78. Павич М. Писать во имя отца, во имя сына или во имя духа братства? // Павич М. Ящик для письменных принадлежностей. Приложение. СПб.: Азбука, 2000.

79. Павич М. Роман как держава. М.: Ze6pa Е, 2004.

80. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Intrada, 2008.

81. Призов Д.А. Я его знал лично // Иностранная литература. 1994. № 1.

82. Радионова С.А. Символ // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и научн. ред. A.A. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001.

83. Ревзин И.И. Модели // Большая советская энциклопедия. Т. 16. М.: Советская энциклопедия, 1974.

84. РиклефД. Целостный взгляд на историю Tapo. Как использовать, создавать и интерпретировать карточные расклады. СПб.: ИГ "Весь", 2008.

85. Романова А. "Архипелаг Павич": Беседа с М. Павичем и Я. Михайлович // Иностранная литература. 2002. № 2.

86. Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М.: Аграф, 2000.

87. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 2003.

88. Сильвестров Д.В. Предуведомленье. Текст повествования воконтексте игры // Хёйзинга И. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. М.: Прогресс Традиция, 1997.

89. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык: 2-е изд., доп. СПб.: Невский простор, 2002.

90. Слащева М.А. Мифологическая модель мира в постмодернистской прозе Милорада Павича // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1997. № 3.

91. Солоухина О. Читатель и литературный процесс // Теория литературы. Т. IV, Литературный процесс. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2001.

92. Тарасова Е. "Хамелеон британской литературы" // Иностранная литература. 2002. № 7.

93. Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности. Серия "АПОРИИ". Вып. 2. СПб., 2007.

94. Tapo // Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007.

95. Теоретическая культурология. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005.

96. Теория литературы. Т. IV. Литературный процесс. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2001.

97. Толстой В.П. О судьбах мировой художественной культуры // Художественная культура XX века: Сб. ст. / Под ред. В.В. Ванслова, В.П. Толстого, Д.О. Швидковского. М.: Русское слово, 2002.

98. Уайт Л. Историзм, эволюционизм и функционализм как три типа интерпретации культуры // Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004.

99. УсмановаА.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск: Пропилеи, 2000.

100. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2003.

101. ФлиерАЯ. Культурогенез. М.: РИК, 1995.

102. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Уч. пос. для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также для преподавателей культурологии. М.: Академический Проект, 2000.

103. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. № 1.

104. Харт К. Постмодернизм. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.

105. ХёйзингаЙ. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. М.: Прогресс Традиция, 1997.

106. Хренов Н. А. Кино: реабилитация архетипической реальности. М.: Аграф, 2006.

107. Цивъян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира/ Отв. ред. В.Н. Топоров. М.: Наука, 1990.

108. Цурганова Е.А. Панорама западного литературоведения XX века // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М.: Intrada, 2004.

109. Шапиро Д.И. Основы технологии виртуальной реальности. Когнитивные, креативные и прикладные проблемы: Монография. М., 2003.

110. Шестаков В.П. История эстетических учений: Учебное пособие. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009.

111. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Образ и действительность. Минск: Попурри, 2009.

112. Эко У. Заметки на полях "Имени розы". СПб.: Симпозиум, 2003.

113. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.: Академический проект, 2004.

114. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Симпозиум, 2004.

115. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб.: Симпозиум, 2003.

116. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический Проект; Парадигма, 2005.

117. Эпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

118. Эпштейн М. Прото-, или Конец постмодернизма // Знамя. 1996. №3.

119. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Феномен духа в искусстве и науке: Собр. соч. в 19 т. Т. 15. М.: Ренессанс, 1992.

120. Якимович А.К. О лучах просвещения и других световых явлениях. Культурная парадигма авангарда и постмодерна // Иностранная литература. 1994. № 1.

121. Якимович А.К. Созидание разрушение // Художественная культура XX века: Сб. ст. / Под ред. В.В. Ванслова, В.П. Толстого, Д.О. Швидковского. М.: Русское слово, 2002.

122. Auslander Ph. Postmodernism and performance // The Cambridge Companion to Postmodernism / Ed. St. Connor. Cambridge University Press, 2004.

123. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. Michigan: The University of Michigan Press, 1994.

124. Benedict R. Patterns of Culture / Foreword by M. C. Bateson, preface by M. Mead. Boston: Houghton Mifflin Company, 1989.

125. Butler Chr. Postmodernism: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2002.

126. Cafagna A.C. A Formal Analysis of Definitions of "Culture" // Essays in the Science of Culture. In Honor Leslie A. White / Eds. G.E. Dole, R.L. Carneiro. N. Y., 1960.

127. Cirlot J. E. A Dictionary of Symbols. Mineola, N. Y.: Dover Publications Inc, 2002.

128. Connor St. Postmodernism and literature // The Cambridge Companion to Postmodernism / Ed. St. Connor. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

129. Constable C. Postmodernism and film // The Cambridge Companion to Postmodernism / Ed. St. Connor. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

130. Cooper J. C. An Illustrated Encyclopaedia of Traditional Symbols. London: Thames & Hudson, 2004.

131. Discussions in Contemporary Culture. Number One / Ed. by Hal Foster. Seattle: Bay Press, 1987.

132. Ellis J.M. Against Deconstruction. Princeton (N. Y.), 1989.

133. Ferber M. A Dictionary of Literary Symbols. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

134. Frye N. Literature as Context: Milton's Lycidas // 20th Century Literary Criticism. A Reader / Ed. D. Lodge (Longman). London; New York. First published 1972, impression 1983.

135. Grenz St. J. A Primer on Postmodernism. Michigan ; Cambridge U.K.; William B. Eerdmans Publising Company Grand Rapids, 1996.

136. Guignery V. The Fiction of Julian Barnes: A Reader's Guide to Essential Criticism. Palgrave Macmillan, 2006.

137. Harvey D. The Condition of Postmodernity: An Enquiry into the Origins of Cultural Change. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell Publishing, 2008. First published 1990.

138. Hassan I. The Postmodern Turn. Essays in Postmodern Theory and Culture. Columbus: Ohio University Press, 1987.

139. Heise U. K. Science, technology, and postmodernism i I The Cambridge Companion to Postmodernism / Ed. St. Connor. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

140. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction. New York; London: Routledge, 1988.

141. Kroeber A.L. The Nature of Culture. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1952; 3rd Impression 1965.

142. Melville St. Postmodernism and art: Postmodernism now and again // The Cambridge Companion to Postmodernism / Ed. St. Connor. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

143. Owens C. The Discourse of Others: Feminists and Postmodernism // The Anti-Aesthetic. Essays on Postmodern Culture / Ed. H. Forester. Seattle, WA: Bay press, 1983.

144. Sheehan P. Postmodernism and philosophy // The Cambridge Companion to Postmodernism / Ed. St. Connor. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

145. White L. A. The Concept of Culture // American Antropologist. New Series. Apr. 1959. Vol. 61, No.2.1. Диссертации

146. Ломакова A.B. Культурный миф в художественном творчестве Урсулы К. Jle Гуин. Дисс. . канд. культурологии. М., 2005.

147. РайнекеЮ.С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия). Дисс. . канд. филол. наук. М., 2002.1. Интернет-источники

148. Визелъ М. Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста // Сетевая словесность Электрон, ресурс. URL: http://www.netslova.ru/viesel/viesel.htm

149. Михайлович Я. Роман как справочник по гаданию (Роман Милорада Павича «Последняя любовь в Царьграде») Электрон, ресурс. URL: http://ru.laser.ru/tarot/tarot/lib/michailovich.html

150. Наринская А. Элементарно, Артур // Журнал Коммерсантъ "Weekend" № 47 (23) от 20.07.2007 Электрон, ресурс. URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=783224

151. Писатель Джулиан Барнс: "Я не драматург, не денди и не гомосексуалист" / Интервью Н. Кочетковой // Газета "Известия" от0404.2007 Электрон, ресурс. URL: http://www.izvestia.ru/interview/article3105838/

152. Официальный сайт Джулиана Барнса Электрон, ресурс. URL: http://julianbarnes.com/

153. Официальный сайт Милорада Павича Электрон, ресурс. URL: http://www.khazars.com/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.