Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Скокова, Татьяна Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Скокова, Татьяна Александровна
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты постмодернизма
1.1. Постмодернизм как метод массовой литературы.
1.2. Постмодернизм и русская классическая литература: о соотношении двух художественных систем.
1.3. А. Чехов и постмодернизм.
Глава 2. Чеховские традиции в прозе JI. Улицкой
2.1. Эстетика письма А. Чехова в рассказах Л. Улицкой.
2.2. Проблема «маленького человека» и разновидность темы прозрения в рассказах А. Чехова и JI. Улицкой.
2.3. Внутренняя, или объективная ирония в рассказах А. Чехова и J1. Улицкой.
2.4. «Дама с собачкой» А. Чехова и «Большая дама с маленькой собачкой» JL Улицкой: «игра в классику».
Глава 3. Творчество JI. Улицкой в контексте постмодернистской эстетики
3.1. Интертекстуальность как способ создания характеров в романе «Медея и ее дети».
3.2. Шизофренический дискурс как сюжетообразующий прием в романе «Казус Кукоцкого».
3.3. Жанровая диффузия в романе «Даниель Штайн - переводчик.
3.4. Приемы постмодернизма в рассказах сборника «Люди нашего царя».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проза Л. Улицкой 1980-2000-х годов: проблематика и поэтика2007 год, кандидат филологических наук Егорова, Наталья Александровна
Мифопоэтика прозы Людмилы Улицкой2009 год, кандидат филологических наук Побивайло, Оксана Викторовна
Художественная деталь и её функции в творчестве Л.Е. Улицкой2012 год, кандидат филологических наук Жаворонок, Инесса Андреевна
Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой: на материале сборника "Люди нашего царя"2009 год, кандидат филологических наук Лю На
Концепция семейственности и средства ее художественного воплощения в прозе Л. Улицкой2009 год, кандидат филологических наук Лариева, Эмилия Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма»
Творчество Людмилы Улицкой - одно из ярких явлений рубежа XX -XXI веков. В ее произведениях наилучшим образом отражается большинство знаковых событий современного литературного процесса. Автор в своем творчестве затрагивает такие вопросы, как нравственность и религия, вера и цинизм, любовь и долг, честь и достоинство и другие, одновременно ориентируясь на доступность восприятия ее текстов и на их глубинный философский смысл.
Впервые произведения Л. Улицкой были опубликованы в Париже в 1980-х годах, а уже затем на родине. Первые ее рассказы, напечатанные в журнале «Огонек» в 1991 году, вошли позднее в цикл рассказов «Бедные родственники» (1993). Известной и популярной Л. Улицкая стала после выхода в свет повести «Сонечка» (1992) и романа «Медея и ее дети» (1996), опубликованных в «Новом мире». Именно после этих произведений к Улицкой пришел успех. «Сонечка» и «Медея и ее дети» вошли в число номинантов на Букеровскую премию. «Сонечка» в 1993 году также была награждена премией Медичи за лучший перевод, а в 1999 - итальянской премией имени Джузеппе Ацерби. В 2001 году роман «Казус Кукоцкого» (2000) оказался победителем в одной из престижнейших премий в области литературы - 8гшгпоГ:Г-Букер. По этому роману режиссером Юрием Грымовым снят фильм из двенадцати серий. В 2004 году на 17-й Международной книжной ярмарке в Москве Людмила Улицкая была объявлена писательницей года за рекордную популярность произведений некоммерческой литературы.
Роман «Даниель Штайн - переводчик», увидев свет в 2006 году, уже через год своего существования принес своей создательнице самую «денежную» литературную премию России «Большая книга», а также в очередной раз оказался в числе номинантов на авторитетный и престижный европейский «Букер». Книги Улицкой переведены на 25 языков мира, их читают в Китае, Израиле, Турции, Германии и других странах мира.
Проза Улицкой впервые привлекла внимание критиков в 1990-х годах XX века. С этого времени и до наших дней ее творчество остается объектом активного обсуждения и широкого анализа в статьях, Интернете и на научных конференциях. Современные исследования творчества Улицкой в основном ограничиваются статьями в газетах и журналах. Однако в последнее время о творчестве и вкладе Улицкой в современный литературный процесс, пусть на уровне общего обзора творчества, начали размышлять и авторы учебных пособий: Г. Нефагина (Русская литература конца XX века), Н. Лейдерман и М. Липовецкий (Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы), С. Тимина и В. Альфонсов (Русская литература XX века. Школы, направления, методы творческой работы)1. Кроме того, в течение последних лет внимание Л. Улицкой уделили и в диссертационных исследованиях . Наиболее разносторонний анализ осуществлен в диссертации Н. Егоровой «Проза Л. Улицкой 1980 — 2000-х У годов: проблематика и поэтика» , которая остается одним из самых глубоких исследований творчества Л. Улицкой на сегодняшний день. Средства создания характеров в рассказах Л. Улицкой рассмотрены в одноименной диссертации Сунь Чао4. Уже в этих работах авторы в отдельных параграфах
1 См.: Нефагина, Г.Л. Русская проза конца XX века / Г.Л. Нефагина. - М.: Флинта: Наука, 2003. -320 е.; Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950 — 1990-е годы: в 2 т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М.: Академия, 2003; Тимина, С.И., Альфонсов, В.Н. Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов вузов / С.И. Тимина, В.Н. Альфонсов. - М.: Высшая школа, 1992. - 586 с.
2 См.: Щукина, К.А. Речевые особенности проявления повествователя, персонажа и автора в современном рассказе: На материале произведений Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой: дисс. канд. филологии, наук / К.А. Щукина. — СПб., 2004. — 165 е.; Ермакова, A.B. Способы и средства реализации концептов «жизнь» и «смерть» в художественном тексте: На материале романов «Чевенгур» А. Платонова и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой: дисс. канд. филологич. наук / A.B. Ермакова. - Волгоград, 2006. - 181 е.; Ровенская, Т.А. Женская проза конца 80-х — начала 90-х годов. Проблематика, ментапьность, идентификация: Дисс. канд. филолог, наук / Т.А. Ровенская. - М, 2001. - 188 е.; Пушкарь, Г.А. Типология и поэтика женской прозы: тендерный аспект: на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л Улицкой: дисс. канд. филологич. наук / Г.Л. Пушкарь. - Ставрополь, 2007. - 234 е.; Крижовецкая, О.М. Нарратология современной беллетристики: на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой: дисс. канд. филологич. наук / О.М. Крижовецкая. - Тверь, 2008. - 156 е.; Жидкова, Ю.Б. Функционирование медицинской терминологии в художественных произведениях русских писателей XIX — начала XXI веков: на материале прозы А.П. Чехова, В.В. Вересаева, М.А. Булгакова, Ю.П. Германа, В.П. Аксенова, Л.Е. Улицкой: дисс. канд. филологич. наук / Ю.Б. Жидкова. - Воронеж, 2008. - 184 с.
3 Егорова, H.A. Проза Л. Улицкой 1980 — 2000-х годов: проблематика и поэтика: дисс. . канд. филологич. наук / H.A. Егорова. - Волгоград, 2007. - 180 с.
4 Сунь Чао Средства создания характера в рассказах Л. Улицкой: дисс. . канд. филологич. наук / Чао Сунь. - М., 2006. - 197 с. исследования затрагивали проблему наличия в произведениях Л. Улицкой постмодернистских приемов и взаимодействия ее прозы с классической литературой, в частности, произведениями А. Чехова.
Тематика исследований произведений Улицкой охватывает широкий круг проблем и вопросов: анализируется хронотоп романа «Казус Кукоцкого» (Г. Ермошина, И. Некрасова, В. Скворцов5), жанровое своеобразие романов «Казус Кукоцкого» (Н. Вакурова, Л. Московкин6) и «Даниель Штайн - переводчик» (С. Беляков, М.Горелик, Ю. Малецкий, И. Роднянская ); выявляются интертекстуальные связи с мифом в романе «Медея и ее дети» (Т. Ровенская, Н. Егорова, Ю. Сергеева, Т. Прохорова, о
М. Звягина), рассматривается смысл заглавий романов Улицкой (Н. Лейдерман, М. Липовецкий9) и др. Таким образом, очевидно, что произведения Людмилы Улицкой сегодня популярны и востребованны: они получают различные престижные награды и премии, по ним снимают художественные фильмы, эти же произведения вызывают интерес и полемику у исследователей.
5 Ермошина, Г. Путешествие в седьмую сторону света / Г. Ермошина // Знамя. - 2000. - № 12. -С. 201 - 203.; Некрасова, И.В. Сюжетообразующая функция хронотопа в романе Л.Улицкой «Казус Кукоцкого» / И.В. Некрасова // Пространство и время в художественном произведении: Сборник научных статей. Оренбург, 2002. - С. 86 - 90.; Скворцов, В.Я. О фабульном и символическом аспектах текста романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» / В.Я. Скворцов, А.И. Скворцова // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - 2001. - Вып. 1. - С. 58 - 66.
6 Вакурова, Н.В., Московкин, Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. Учебное пособие / Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин. - М., 1997.-439 с.
7 Беляков, С., Горелик, М., Малецкий, Ю., Роднянская, И. Казус Даниеля Штайна / С. Беляков, М. Горелик, Ю. Малецкий, И. Роднянская // Новый мир. - 2007. - №5 (985). - С. 161-191.
8 Ровенская, Т.А. Роман Л.Улицкой «Медея и ее дети» и повесть Л.Петрушевской «Маленькая Грозная»: опыт нового женского мифотворчества / Т.А. Ровенская // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. - СПб. ГПУ, 2003. - С. 333 - 354; Егорова, H.A. Жанровое своеобразие романов Л.Е. Улицкой «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» / H.A. Егорова // Русский язык и литература рубежа XX - XXI веков: Специфика функционирования: Всерос. науч. конф. языковедов и литературоведов. Самара, 2005. — С. 506 - 509; Сергеева, Ю.А. Феномен диалога в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети» / Ю.А. Сергеева // Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества: материалы международной научно-практической конференции. Оренбург, 2007. — С. 133 — 141; Прохорова, Т.Г. Особенности проявления мифологического сознания в художественной структуре романа Л.Улицкой «Медея и ее дети» / Т.Г. Прохорова, М.Ю. Звягина // Русский роман XX века: духовный мир и поэтика жанра: сб. науч. тр. Саратов, 2001. — С. 288 — 292.; Звягина, М.Ю. Авторские формы романа в русской прозе конца XX века / М.Ю. Звягина // Русский роман XX века: духовный мир и поэтика жанра: сб. науч. тр. Саратов, 2001.
9 Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950 - 1990-е годы: в 2 т. / НЛ. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - T.2. - М., 2003. - С. 530.
Сегодня относительно творческого метода писателя и ее места в литературном процессе существует много противоречивых мнений. Например, О. Рыжова10 относит прозу Улицкой к массовой литературе, лишая ее принадлежности к высокой литературе. В произведениях массовой литературы доминирует ориентация на вкусы современного массового читателя: сексуальные отношения мужчин и женщин, семейные конфликты, бытовая сфера. М. Кучерская11, наоборот, называет творчество писателя серьезной, «камерной» литературой, предназначенной для узкого круга читателей.
В последнее время в литературоведении особую популярность получил так называемый «тендерный» вопрос, разграничивающий мужское» и «женское» творчество. В этом аспекте Н. Габриелян относит произведения Л.Улицкой, наряду с книгами Т.Толстой, Л. Петрушевской,
1 ^
В. Токаревой, к «прозе, написанной женщинами» к «женской прозе».
Говоря о художественном методе Улицкой, Н. Лейдерман и М. Липовецкий определяют его как «новый сентиментализм» — синтез натурализма и сентиментализма. О. Дарк и Е. Ишкина считают Улицкую постмодернисткоиъ, а по мнению Г. Нефагиной14, ее творчество относится к «новой прозе», которая совмещает в себе эстетику постмодернизма и постмодернизма и одновременно находится на стыке реалистической и постмодернистской традиции. На наш взгляд, проблема соотношения новаторства и традиции в прозе Л.Улицкой должна быть освещена более детально, так как до сих пор в науке нет подробного исследования ее творчества в аспекте постмодернистской эстетики и традиций русской
10 Рыжова, О. Коитус Кукоцкого, или самая интеллигентная домохозяйка / О. Рыжова // Литературная газета. - 2004. - № 37. - С. 11.
11 Кучерская, Н. Роман меня напишет (встреча с Л. Улицкой) / Н. Куческая // Российская газета. -2005. - 6 апреля (№69). - С. 1, 13.
12 Габриелян, Н. Ева - это значит «жизнь» (Проблема пространства в современной русской женской прозе) / Н. Габриелян // Вопросы литературы. - 1996. -№ 4. - С. 31.
13 Дарк, О. Без/с бесов: чистые кристаллы постмодернизма после объяснений / О. Дарк // Независимая газета. — 1994. - № 15. - 26 января. — С. 7; Ишкина, Е.Л. Поэтика рассказов Л. Улицкой / Е. Ишкина // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение. — Киров, 2003. - С. 102.
14 Нефагина, Г.Л. Русская проза конца XX века / Г.Л. Нефагина. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 320 с. классической литературы. Ясно одно: проза Улицкой требует особого восприятия и эстетической оценки. Этим и определяется актуальность предлагаемого исследования.
Эстетическая сущность постмодернизма, его генезис, влияние на современный литературный процесс, принадлежность тех или иных писателей постмодернизму являются одними из самых сложных вопросов в современном литературоведении. Не существует единого мнения относительно того, что считать постмодернизмом: художественный метод, стиль (Н. Маньковская15) или вообще эпоху (Р. Паннвиц, Ф. де Онис, М. Эпштейн16). Еще больше спорных вопросов остается в отношении понятия «русский постмодернизм». В данном исследовании наиболее приемлемым будет понимание постмодернизма как художественного метода с определенным набором приемов.
Вот почему для выявления проблемы, поставленной в диссертационной работе «Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма», необходимо осознание специфики русского постмодернизма.
Вопрос о русском постмодернизме сегодня остается сложным и нерешенным, несмотря на многочисленные научные работы, посвященные этой проблеме. Важнейший период в изучении постмодернизма в России -80-90-е годы XX века, когда в монографиях и статьях отечественных литературоведов, культурологов и философов (Н. Лейдерман, М. Липовецкий, О. Богданова, В. Курицын, И. Скоропанова, Б. Парамонов, т~т 1V
А. Пятигорский, Н. Маньковская, М. Эпштейн ) он был признан как явление,
15 Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. - СПб., 2000. - 347 с.
16 См.: Эпштейн, М. Постмодерн в России. Литература и теория / М. Эпштейн. - М.: Издание Р. Элинина, 2000.-368 с.
17 Лейдерман, Н.Л. и Липовецкий, М.Н. Современная русская литература, 1950-1990-е годы / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий - М.: Академия, 2003. В 2 т.; Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм: очерки исторической поэтики / М.Н. Липовецкий. - Екатеринбург, 1997. - 317 е.; Богданова, О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века - начало XXI века) / О.В. Богданова. - СПб., 2004. - 716 е.; Курицын, В. Русский литературный постмодернизм / В. Курицын. -М.: ОГИ, 2000. - 288 е.; Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. 2-е изд., испр./ И.С. Скоропанова. — М.: Флинта, Наука, 2002. — 608 е.; Парамонов, Б. Конец стиля / Б.Парамонов. - М.: «Аграф»; СПб. «Алетейя», 1999. - 464 е.; Пятигорский, А. О Постмодернизме // которое предполагает глубокое теоретическое, историко-литературное и культурологическое исследование. Дискуссии в этот период развернулись вокруг определения термина «постмодернизм», его значения в культурно-литературном пространстве и того, есть ли постмодернизм в России вообще.
В русской литературе конца XX века, получившей полную свободу в выборе темы, проблемы, героя, абсолютную стилистическую вседозволенность и отсутствие нравственных рамок, не могли не отразиться особенности постмодернизма. Однако совершенно иные исторические условия, особенности русского менталитета определили национальную специфику и самобытность постмодернизма в России. Это проявилось в стремлении писателей говорить на запретные ранее темы (политические репрессии, лагерная тема и пр.), создании массы произведений новых жанровых форм (стереопоэма, комедийно-абсурдистский бриколлаж, паратрагедия и пр.), в появлении на прилавках «возвращенной» литературы (произведения Б. Пастернака, А. Платонова, А. Солженицына, Ю. Набокова, М. Булгакова и др.) Кроме того, в этот период писателями начали активно использоваться приемы постмодернизма (абсурдизация действительности, шизофренический дискурс, восприятие мира как хаоса, изображение жизни людей социального «низа» — никчемных, жалких, бессмысленно и бездумно прожигающих свою жизнь). Особую популярность у российских постмодернистов получило также обращение к текстам классиков, где наибольшим успехом пользовались произведения А. Чехова. Его творчество, по выражению Л. Гинзбург, - «великое завершение традиций XIX века,
1Я прорастающее открытиями нового» . XX век, в начале которого Чехов умер, объединил в себе реалистические традиции с разнородными тенденциями, которые принято суммарно обозначать модернизмом. Чехов совместил в своем творчестве апелляцию к простому обывателю и думающей личности,
Пятигорский А. Избр. труды. М., 1996.; Маньковская, II. Эстетика постмодернизма / Н. Маньковская. — СПб., 2000. - 347 е.; Эпштейн, М. Постмодерн в России. Литература и теория / М. Эпштейн. - М.: Издание Р. Элинина, 2000.-368 с.
18 Гинзбург, Л. О литературном герое / Л. Гинзбург. — М.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1979. - С. 79. предвосхитив синтез элитарной и массовой культур, наступивший в эпоху постмодернизма.
Во второй половине XX века постмодернизм - явление общего мирового масштаба. Он охватывает не только литературу, но и всю культуру в целом, определяя их дальнейшее развитие. Одной из главных особенностей постмодернизма является его «всеядность» (термин О. Богдановой - Т. С.), то есть толерантное отношение ко всем художественным методам, направлениям, темам и пр. Именно эта черта позволяет постмодернисту в одном произведении совмещать элементы массовой и элитарной литературы.
Научная новизна: Впервые повествовательное творчество Л. Улицкой исследуется в контексте русского постмодернизма широко и многоаспектно: выявляются чеховские реалистические традиции в соединении с постмодернистскими приемами письма, характерными для массовой литературы.
Цель исследования - изучить прозу Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма, определить ее место в литературном процессе. Исходя из этого, предполагается решение следующих задач: рассмотреть особенности постмодернистской поэтики; охарактеризовать специфику массовой литературы в эпоху постмодернизма; рассмотреть творчество Л. Улицкой в контексте постмодернистской поэтики; выявить чеховские мотивы в прозе Л. Улицкой и указать на особенности взаимодействия художественного метода писателя с реализмом А. Чехова.
Гипотеза диссертационного исследования: элементы постмодернизма проникли в реалистическое творчество Л. Улицкой, сформировавшееся во многом под влиянием прозы Чехова. Приемы постмодернизма активно используются писателем, плодотворно взаимодействуя с реалистическим методом отражения действительности.
Обращение Улицкой к классикам на страницах своих произведений позволяет ей показать причастность к традиции и вступить в своеобразный диалог с предшественниками. Постмодернистская поэтика проникла в плоть и ткань реалистических произведений Улицкой как некая дань времени и эпохе конца XX века.
Материал исследования определяется целями и задачами диссертации - это романы Л. Улицкой «Медея и ее дети» (1996), «Казус Кукоцкого» (2000), «Даниель Штайн — переводчик» (2006), циклы рассказов «Бедные родственники» (1993), «Первые и последние» (1989 — 2002), «Девочки» (2002), сборник рассказов «Люди нашего царя» (2005). В этих произведениях мы обнаружили приемы постмодернизма.
Объект исследования — проза Л. Улицкой в контексте русского постмодернизма.
Предмет исследования - разнообразные приемы постмодернизма и их функции в прозе Л. Улицкой.
Методология исследования основывается на разработанном в современном российском литературоведении понимании проблемы постмодернизма, массовой литературы, на конкретных достижениях в области изучения творчества Л. Улицкой.
Теоретическую базу диссертационного исследования составили:
- фундаментальные труды теоретиков постмодернизма, ученых, философов и культурологов, исследовавших постмодернизм как явление мировой цивилизации: Н. Автономовой, Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, В. Декомба, Ж. Делеза, Ж. Деррида, А. Камю, П. Козловски, Н. Маньковской, Б. Парамонова, А. Пятигорского, М. Фуко;
- работы крупнейших российских и западных исследователей постмодернизма в области литературы: Р. Барта, О. Богдановой, В. Велыиа, А. Гулыги, И. Ильина, Ю. Кристевой, В. Курицына, Н. Лейдермана, М. Липовецкого, И. Скоропановой, У. Эко, М. Эпштейна;
- исследования в области массовой литературы, жанра и метода: В. Альфонсова, М. Бахтина, А. Веселовского, JI. Гинзбург, JL Гудкова, И. Гурвич, С. Дмитренко, Дж. Кавелти, С. Кормилова, Ю. Лотмана, В. Марковича, Б. Мендель, И. Саморукова, С.Тиминой, В. Хализева, М. Черняк, Ж. Федоровой;
- труды, посвященные изучению творчества А. Чехова: Т. Злотниковой, В.Катаева, А.Кубасова, Е. Петуховой, Э.Полоцкой, О. Скибиной, А. Степанова, И. Сухих, А. Чудакова, А. Щербаковой;
- работы, посвященные исследованию прозы JL Улицкой: С. Белякова, Н. Габриелян, М. Горелика, Н. Егоровой, Г. Ермошиной, Ю. Малецкого, И. Некрасовой, Г. Нефагиной, Т. Прохоровой, М. Ремизовой, Т. Ровенской, И. Роднянской, Ю. Сергеевой, В. Чайковской.
Методы исследования способствуют решению поставленных задач и представляют собой сочетание онтологического, сравнительно-исторического, структурного, описательного, семантико-стилистического анализов.
Теоретическая и практическая значимость состоит в разработке проблемы взаимодействия прозы JI. Улицкой с постмодернистской эстетикой. Этот анализ позволит углубить и расширить современные представления о своеобразии творчества писателя, уточнить его особенности и выявить связь с русской классической традицией (творчеством Чехова). Результаты исследования могут быть использованы в спецкурсах по постмодернизму, в курсах лекций по истории русской литературы XX века.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на межвузовской XXVIII преподавательской научно-практической конференции «Современные факторы повышения качества профессионального образования» (Оренбург, апрель 2007 г.), на Всероссийской конференции молодых ученых «Litera Terra: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» (Екатеринбург, 2008), на заседаниях аспирантского семинара в Оренбургском государственном педагогическом университете (ОГПУ) в 2006 - 2009 гг. и на ежегодных вузовских конференциях молодых ученых ОГПУ. Особенно значимым для апробации результатов исследования стало выступление с докладами на Международной научно-практической конференции «Русский язык как средство межкультурной коммуникации и консолидации современного общества» (Оренбург, ноябрь 2007 г.), на XIV Всероссийской научно-практической конференции «Классика и современность: проблемы изучения и обучения» (Екатеринбург, февраль 2009 г), а также на Международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Василия Каменского (Пермь, апрель 2009 г.).
По теме диссертации опубликовано 9 статей, две из которых — в журналах, рекомендованных ВАК. Общий объем всех публикаций — 5.5 п. л.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проза Людмилы Улицкой наследует традиции русской классической литературы, одновременно оставаясь в пространстве постмодернистской эстетики. В большинстве своих произведений Л. Улицкая использует приемы и учитывает тенденции, заданные литературе А. Чеховым, которого писатели-постмодернисты считают своим вдохновителем и чуть ли не предтечей постмодернизма (Б.Акунин, Э.Дрейцер, Л. Петрушевская, Ю. Кувалдин, А. Слаповский, С. Солоух).
2. В отличие от писателей-постмодернистов, Людмила Улицкая вступает в диалог с Чеховым не на внешних уровнях поэтики, сюжета, героя, а на уровне проблематики, характеров, художественных деталей, едва уловимого ощущения тоски и безысходности. Повествованию Л. Улицкой присущи чеховская недоговоренность, подтекст, точно передающие внутреннее состояние героя. Художественная картина мира в рассказах Улицкой демонстрирует относительность и неустойчивость бытия.
3. В рассказах Л. Улицкой представлена прямая, внутренняя, лексически выраженная ирония. Особо значимой является внутренняя ирония, характерная для творчества А. Чехова и Л. Улицкой. Людмила
Улицкая изящно соединяет традиции русской классики и постмодернистскую эстетику. Именно это переплетение уже знакомого и еще нового демонстрирует двойную направленность ее творчества на реалистическое отражение действительности с постмодернистскими приемами.
4. Романы Людмилы Улицкой «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого», «Даниель Штайн - переводчик» и сборник рассказов «Люди нашего царя» демонстрируют органичный сплав реалистического метода и постмодернистского стиля. Приемы постмодернизма: интертекстуальность, шизофренический дискурс, жанровая диффузия - используются автором, образуя новый слой каждого произведения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественные эксперименты в русской женской прозе конца XX века: Поэтика языка и времени2005 год, кандидат филологических наук Широкова, Елена Викторовна
Средства создания характера в рассказах Л. Улицкой2006 год, кандидат филологических наук Сунь Чао
Поэтика русской прозы 1990 - 2000-х годов: художественные функции мотива2013 год, доктор филологических наук Бологова, Марина Александровна
Чеховский интертекст в русской прозе конца XX - начала XXI веков2008 год, кандидат филологических наук Михина, Елена Владимировна
Структурно-семантические и функциональные особенности антропонимов в романах Людмилы Улицкой "Даниэль Штайн, переводчик" и "Искренне Ваш Шурик"2012 год, кандидат филологических наук Маслова, Эльмира Физаиловна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Скокова, Татьяна Александровна
Выводы по 3 главе: В романах «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого», «Даниель Штайн — переводчик», сборнике рассказов «Люди нашего царя» Л.Улицкой представлен органичный сплав реалистического метода и постмодернистского письма, где наиболее последовательно видна эстетика постмодернизма.
Элементы постмодернизма тонко, иногда едва заметно, вводятся автором в ткань произведения, образуя его новый слой. Это проявляется в использовании писателем поэтики древних мифов, раскрывающейся на уровне реминисценций и аллюзий, в совокупности образующих интертекстуальность романа («Медея и ее дети»). Такое обращение к вечным темам, сюжетам и характерам добавляет текстам Улицкой элемент универсальности и позволяет рассуждать о вечных моральных ценностях, одинаково значимых во все времена.
Шизофренический дискурс, присутствующий в тетрадях сумасшедшей Елены («Казус Кукоцкого»), демонстрирует особенности больного разума, которому свойственны поток сознания и моделирование иной реальности — деформированного отражения нормальной жизни или глубоко экзистенциального пространства.
Вопросы нравственности и религии, волнующие Улицкую в большинстве произведений, стали философским центром романа «Даниель Штайн - переводчик», где автор изящно отразил жанровую и стилевую эклектику современной эпохи, соединив в одном произведении поэтику романа-коллажа, документальной исторической хроники, автобиографического, богословского романов и романа-жития.
Многоаспектно и многомерно эстетика постмодернизма представлена в сборнике рассказов «Люди нашего царя», который уже по своей композиции и структуре некоторых историй далек от реализма. А мотивы смерти автора, игры с названиями, постмодернистской чувствительностью, принципом нонселекции в отборе фраз, фрагментарном построении повествования, цитатностью, эпистемологической неуверенностью, конструктивизмом и элементами политизированности делают этот сборник самым постмодернистским в прозе писателя.
Заключение
Творчество Людмилы Улицкой - яркое и весьма характерное для переходного кризисного времени рубежа XX - XXI веков явление. Вобрав в себя высокие ценности классической русской литературы и используя постмодернистские приемы, она создала новую, во многом уникальную форму воплощения этих ценностей.
Постмодернизм - уникально явление мировой культуры. Он представляет собой комплекс философско-эстетических представлений, отражающий кризис веры во все ранее существовавшие ценности. Постмодернизм, отталкиваясь от модернизма, акцентирует внимание на многомерности и многоаспектности своей эстетики. Это обуславливает его толерантное отношение ко всем видам литературы и искусства в целом. Постмодернизм синтезировал эстетику массовой и элитарной литературы, определив, таким образом, свою двунаправленность. Постмодернистские тексты могут быть одинаково интересны и интеллектуалу, и массовому читателю.
Российский постмодернизм, соединив в себе западный рационализм и восточную духовность, отличается от западного аналога. Различие двух художественных систем строится на историко-политической, социальной и национальной основах, где характерными чертами русского постмодернизма являются цитатность, отсутствие своего слова у автора, политизированность, аномальный герой, эпатажный язык, стилевая эклектика и пр.
В своей основе российский постмодернизм отталкивается от традиции, находится в постоянном диалоге с классическими текстами, где особую роль играет творчество А. Чехова, активно использовавшего в своих произведениях игровое начало, приемы деиерархизации, абсурда, разомкнутого хронотопа и т.д. Универсальность чеховского метода, объединившего стиль элитарной и массовой литературы, предвосхитила синтез обеих культур в эпоху постмодернизма.
Творчество Л. Улицкой испытывает одновременно влияние постмодернизма и русской классической традиции. Наиболее ярко соотношение традиций и новаторства в ее произведениях прослеживается в сопоставлении прозы Л. Улицкой и А. Чехова. Оба писателя используют двойное кодирование письма, одновременно ориентируясь на массового читателя и думающего интеллектуала. В своих рассказах Улицкая, как и Чехов, отказывается от исповедально-нравоучительного тона и, оставаясь как бы в стороне, предстает скромным летописцем судеб и характеров, не мешающим ходу событий. В силу профессии, Л. Улицкая тонко чувствует неустроенность и неблагополучие мира и описывает это в мельчайших деталях. Стиль намеков, тонких штрихов и игры позволяет писателю акцентировать внимание на главном во внешности, характере героев и точно передавать их внутреннее состояние.
Случайность, эпизодичность некоторых рассказов Улицкой с присущими им открытыми финалами демонстрируют релятивистскую картину мира в творчестве писателя. Ее герои - это персонажи Чехова через сто лет. Для Улицкой особо актуальна тема «маленького человека» — ищущего, но не способного вырваться за пределы окружающей действительности. В ее рассказах представлены различные виды иронии (прямая, лексически выраженная, внутренняя), где главную роль играет ирония внутренняя. В произведениях с таким видом иронии насмешка исходит не от автора, а от самой жизни, подтверждая отстраненность художника от хода событий. Наиболее последовательно соотношение традиций и новаторства, постмодернистского стиля и чеховского письма показано в рассказе «Большая дама с маленькой собачкой» Л. Улицкой, где автор вступила в открытый диалог с классиком, интерпретировав известный образ.
Эстетика постмодернизма последовательно проявляется в творчестве Л. Улицкой, где совмещены традиция и новаторство. В ее романах «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого», «Даниель Штайн - переводчик», сборнике рассказов «Люди нашего царя» представлен сплав реалистического метода и постмодернистского письма.
Интертекстуальность романа «Медея и ее дети» прослеживается в использовании мотивов и сюжетов античных мифов и позволяет писателю обращаться к «вечным» темам на страницах своих произведений. Являясь средством создания характеров на разных уровнях повествования. Интертекстуальность проявляется в сходстве имен современных и мифологических героев, их общих чертах внешности, изображении характера, образа жизни и судьбы Медеи Мендес.
Шизофренический дискурс романа «Казус Кукоцкого», зафиксированный в тетрадях Елены Сергеевны Кукоцкой, отражает особенности и потаенные мысли душевно больного человека, которому свойственны поток сознания и моделирование особой реальности. Самому стилю автора в этом романе присущ конструктивизм, выраженный в создании Улицкой особого мира как параллельного пространства, куда она поместила своих героев, создав, по сути, отдельную историю внутри романа.
Улицкая активно совмещает в своем творчестве различные жанры, создавая уникальное произведение. Самым ярким примером жанровой и стилевой диффузии является роман «Даниель Штайн - переводчик», где автор соединяет поэтику романа-коллажа, документальной исторической хроники, автобиографического, богословского романов и романа-жития. Магистральной в произведении становится тема нравственности, религии и веры. К этой проблеме писатель не раз обращалась в своем творчестве, но наиболее полно тема представлена именно в романе «Даниель Штайн -переводчик».
Эстетика постмодернизма в прозе Л. Улицкой демонстрируется в полном объеме и многообразии в сборнике рассказов «Люди нашего царя». В его структуре и композиции, мотивах смерти автора, игры с названиями, постмодернистской чувствительностью, принципом нонселекции в отборе фраз, фрагментарном построении повествования, цитатности, эпистемологической неуверенности, конструктивизме и элементах политизированности, обозначенных в отдельных историях, постмодернистский стиль автора наилучшим образом взаимодействует с реалистическим методом.
Обозначенные характеристики и составляют особенности творчества Улицкой, где органично совмещены традиции русской классической литературы и эстетика постмодернизма. Все это формирует уникальный художественный мир прозы Л. Улицкой.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Скокова, Татьяна Александровна, 2010 год
1. Акунин, Б. Пелагия и черный монах / Б. Акунин. М.: «ACT, Астрель», 2008 464 с.
2. Акунин, Чайка (Антон Чехов). Чайка (Борис Акунин). Книга-перевертыш / Б. Акунин. М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2008. - 192 с.
3. Бабель, И.Э. Избранное / И. Э. Бабель. Минск: Соврем, слово, 1998. -384 с.
4. Берг, М. Между строк, или Читая мемории, а может, просто Василий Васильевич. Рос и я. Вечный жид: Романы / М. Берг. — Л.: Ассоциация «Новая литература», 1991. — 312 с.
5. Вампилов, A.B. Избранное. Т.2 / A.B. Вампилов. М.: «Искусство», 1975.-496 с.
6. Виан, Борис. Пена дней. / Перевод с фр. / Б. Виан. М.: Художественная Литература, 1983. - 320 с.
7. Галковский, Д. Бесконечный тупик / Д. Галковский // Новый мир. -1992.-№9-11.
8. Дрейцер, Э. Дама с собачкой / Э. Дрейцер // Столица. 1993. - № 42 (153).-С. 58-62.
9. Друк, В. Коммутатор: стихи. Поэмы. Тексты / В. Друк. — М.: ИМа-пресс, 1991.- 192 с.
10. Ерофеев, Виктор Русские цветы зла (предисловие) / В. Ерофеев. М.: «Подкова». 1997. С. 7 - 30.
11. Кувалдин, Ю. Ворона / Ю. Кувалдин // Новый мир. 1995. - №6. - С. 93 - 115.
12. Лесков, Н.С. Неразменный рубль: Рассказы / Н.С. Лесков. — М.: «Дрофа-Плюс», 2006. 64 с.
13. Маканин, В. Андеграунд, или герой нашего времени / В. Маканин. М.: «Гелеос», 2008. - 608 с.
14. Маканин, В. Кавказский пленный / В. Маканин // Новый мир. — 1995. — №4.-С. 3-19.
15. Михайлов, Ф. Идиот / Ф. Михайлов. М.: «Захаров», 2001. - 430 с.
16. Николаев, JI. Анна Каренина / JI. Николаев. М.: «Захаров», 2001. -304 с.
17. Пастернак, Б. Доктор Живаго / Б. Пастернак. М.: «Азбука - классика», 2008.-768 с.
18. Пелевин, В. Чапаев и Пустота / В. Пелевин. М.: Эксмо, 2004. -448 с.
19. Петрушевская, JI. Мужская зона: Кабаре / JI. Петрушевская // Драматург. -1994.-№4.-С. 76-81.
20. Петрушевская, JI. Дом девушек: рассказы и повести / Л.Петрушевская. — М.: Вагриус, 1998. 447 с.
21. Петрушевская, Л. Колыбельная птичьей родины. Лучшие рассказы. Авторский сборник / Л. Петрушевская. СПб.: «Амфора», 2008. - 366 с.
22. Петрушевская, Л. Три девушки в голубом. Сборник пьес / Л. Петрушевская. М.: Искусство, 1989. - 397 с.
23. Попов, Е.А. Накануне накануне / Е.А. Попов. — М.: Гелеос, 2001. — 444 с.
24. Пушкин, A.C. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. Дубровский. Пиковая дама / A.C. Пушкин. М. «ACT, Астрель», 2009. -192 с.
25. Роб-Грийе, А. Резинки / А. Роб-Грийе. М., 2003. - 288 с.
26. Сергеев, И. Отцы и дети / И. Сергеев. — М.: «Захаров», 2001. 208 с.
27. Слаповский, А.И. Вишневый садик / А.И. Слаповский // Сюжеты. -1993. -№ 1.-С. 123-182.
28. Соколов С. Палисандрия/С. Соколов// Октябрь. -1991.-№9—11.
29. Солоух, С. Картинки. Короткие истории / С. Солоух // Октябрь. 1998. -№8.-С. 96-113.
30. Сорокин, В. Норма. Роман / В.Сорокин. М.: «AdMarginem», 2002. -393 с.
31. Сорокин, В. Роман/В. Сорокин.-М.: ACT, 2008.-541 с.
32. Старой, Вас. Пьер и Наташа (Продолжение романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Том I / Вас. Старой. М. Вагриус, 1996. - 408 с.
33. Толстая, Т. Река Оккервиль. Рассказы / Т. Толстая. М.: «Подкова», «Эксмо-пресс», 2003. - 464 с.
34. Улицкая Л. Казус Кукоцкого: роман / Л. Улицкая. — М.: Эксмо, 2008. -736 с.
35. Улицкая, Л. // Рассказы /Л. Улицкая. М.: Эксмо, 2007. — 480 с.
36. Улицкая, Л. Даниель Штайн — переводчик / Людмила Улицкая. — М.: Эксмо, 2006. 528 с.
37. Улицкая, Л. Люди нашего царя / Л. Улицкая. М.: Эксмо, 2005. - 368 с.
38. Улицкая, Л. Медея и ее дети / Л. Улицкая. М.: Вагриус, 2001. - 320 с.
39. Улицкая, Л. Русское варенье и другое / Л. Улицкая. М.: Эксмо, 2008. -256 с.
40. Чайковская, В. Новое под солнцем / В. Чайковская // Новый мир. -1995.-№7.-С. 104-121.
41. Чехов, А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30-ти томах / А.П. Чехов, М.: Наука, 1974- 1983.
42. Щербакова, Т.Н. «Яшкины дети. Чеховские герои в XXI веке (сборник)» / Г.Н. Щербакова. М,: Эксмо, 2008. - 315 с.
43. Эшбери Д. Стихотворения / Пер. А. Драгомощенко / Д. Эшбери // Современная американская поэзия в русских переводах. Екатеринбург: УРО РАН, 1996, с. 14 - 24.
44. Критика и литературоведение
45. Автономова, Н.С. Возвращаясь к азам / Н.С. Автономова // Вопросы философии. М., 1993. №3. - С. 17 - 22.
46. Адамович, М. Юдифь с головою Олоферна: псевдоклассика в русской литературе 90-х /М. Адамович // Новый мир. 2001. — № 7. - С. 165 -174.
47. Александров, Я. Книжка-картинка / Я. Александров // Культура. 16 -22 октября 2003 г. - № 40. - С. 3.
48. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. — М.: Прогресс, 1989.-615 с.
49. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.
50. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. — М.: Худож. лит., 1972, -470 с.
51. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского Изд. 4-е / М.М. Бахтин. — М.: «Сов. Россия», 1979.-319 с.
52. Белый, А. На рубеже двух столетий / А. Белый. — М.: «Художественная литература», 1989.-542 с.
53. Беляков, С., Горелик, М., Малецкий, Ю., Роднянская, И. Казус Даниеля Штайна / С. Беляков, М. Горелик, Ю. Малецкий, И. Роднянская // Новый мир. 2007. - № 5 (985). - С. 161-191.
54. Берг, М. Литературократия: Проблемы присвоения и перераспределения власти в литературе / М. Берг. — М.: Новое литературное обозрение. — 2000.-342 с.
55. Богданова, О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века начало XXI века) / О.В. Богданова. -СПб., 2004.-716 с.
56. Бодрийяр, Ж, Ясперс, К. Призрак толпы / Ж. Бодрийяр, К. Ясперс. М.: Алгоритм, 2008. - 272 с.
57. Бродский, И. «Никакой мелодрамы.»: Интервью // И.Бродский Размером подлинника. Таллин, 1990. с. 113 - 126.
58. Вакурова, Н.В., Московкин, Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. Учебное пособие / Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин. М., 1997. - 439 с.
59. Варкан, Е. Не устает рука русского писателя. Букер и телодвижения российской словесности интервью с Н. Ивановой. / Е. Варкан. // Независимая газета. 2001. - №. 235. - 19 декабря. - С. 12.
60. Велыи, В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия/В. Вельш//Путь. -М., 1992. №1. - С. 109- 136.
61. Венгеров, С.А. Основные черты истории новейшей русской литературы. С приложением этюда «Победители или «Побежденные». 2-е изд. / С.А. Венгеров. СПб., 1909. - 88 с.
62. Вершинина, H.A. Русская беллетристика 1830 — 1840-х годов (проблема жанра и стиля) / H.A. Вершинина. — Псков. 1997. — 170 с.
63. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. — JL, 1940.-646 с.
64. Воронцов, А. Ошибка патера Штайна / А. Воронцов // Литературная газета. 2007. - № 5 (6105). - 7 - 13 февраля. - С. 7.
65. Вяльцев, А. Незамысловаты жития современных святых / А. Вяльцев // Литературная газета. 1998. - № 9 (5690). - 4 марта. - С. 11.
66. Габриелян, Н. Ева это значит «жизнь» (Проблема пространства в современной русской женской прозе) / Н. Габриелян // Вопросы литературы. - 1996. - № 4. - С. 31 - 71.
67. Гаврилов, Е. Людмила Улицкая: И у меня не все получается / Е. Гаврилов// Литературная Россия. 31 марта 2006 г. - № 13 (249). -С. 3.
68. Гаспаров, М.Л. Избранные труды. В 2 т. / М.Л. Гаспаров. М.: Языки русской культуры: Кошелев, 1997.
69. Гинзбург, Л. О литературном герое / Л. Гинзбург. М.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1979. - 224 с.
70. Гройс, Б. Сталинизм как эстетический феномен / Б. Гройс // Синтаксис. Публицистика. Критика. Полемика. Париж, 1987. — № 17. — С. 98 - 110.
71. Громов, М.П. Книга о Чехове / М.П. Громов. М.: Современник, 1989. -384 с.
72. Гудков, JI.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? / Л.Д. Гудкова // Новое литературное обозрение. 1996. - № 2. - С. 78 -100.
73. Гулыга, A.B. Что такое постсовременность / A.B. Гулыга // Вопросы философии. М., 1988. № 12. - С. 153 - 159.
74. Гурвич, И. Русская беллетристика: эволюция, поэтика, функции / И. Гурвич // Вопросы литературы. 1990. - № 5. - С. 113 - 142.
75. Дарк, О. Без/с бесов: чистые кристаллы постмодернизма после объяснений / О. Дарк // Независимая газета. 1994. - № 15. -26 января. - С. 7.
76. Декомб, В. Современная французская философия / В. Декомб. М.: «Весь мир», 2000. - 336 с.
77. Делез, Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я. И. Свирский / Ж. Делез. М.; Екатеринбург: Раритет: Деловая кн., 1998. - 480 с.
78. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? = Qu'est- ce que la philosophie? / Пер. с фр. С. Н. Зенкина / Ф. Гваттари, Ж. Делез. М.; СПб.: Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 1998. - 286 с.
79. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. СПб.: Акад. проект, 2000. - 428 с.
80. Дженкс Ч. «Язык архитектуры постмодернизма» / Ч. Дженкс. М.: Стройиздат, 1985. — 137 с.
81. Дмитренко, С. Беллетристика породила классику: к проблеме интерпретации художественных произведений / С. Дмитренко // Вопросы литературы. 2002. - № 5. - С. 75 - 102.
82. Ермошина, Г. Путешествие в седьмую сторону света / Г. Ермошина // Знамя. 2000. - № 12. - С. 201 - 203.
83. Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин; Пушкин и западные литературы. Избранные труды / В.М. Жирмунский. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1978. -423 с.
84. Зайцев, А. Запретных тем нет (интервью с Людмилой Улицкой) / А. Зайцев // Независимая газета. — 2003. — № 22 (130). — 17 декабря. — С. 8.
85. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 — 2000: Учеб пособие / Л.Г. Андреев, Г.К. Косиков, Н.Т. Пахсарьян и др.; по ред. Л.Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2001. - 335 с.
86. Звягина, М.Ю. Авторские формы романа в русской прозе конца XX века / М. Звягина // Русский роман XX века: Духовный мир и поэтика жанра: сб. науч. тр; ред., сост. А.И. Ванюков. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001.-С. 246-251.
87. Злотникова, Т.С. Время «Ч». Культурный опыт А.П. Чехова. А.П. Чехов в культурном опыте 1887 2007 гг.: Научная монография / Т.С. Злотникова. - М. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. - 259 с.
88. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. / И.П. Ильин. Москва: Интрада, 1998, - 256 с.
89. История русской литературы: XX век: Серебряный век / Под ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Литера», 1995. — 704 е.;
90. Ишкина, Е.Л. Поэтика рассказов Л. Улицкой / Е.Л. Ишкина // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение. -Киров, 2003.-С. 102-104.
91. Кавелти, Дж. К. Изучение литературных формул / Дж. К. Кавелти // Новое литературное обозрение. М., 1996. - № 22, - С.ЗЗ - 63.
92. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю. М.: Политиздат, 1990. - 414 с.
93. Карапетян, М. Аристократы духа, бражники и блудницы. «Легкое дыхание» героев Людмилы Улицкой / М. Карапетян // Культура. — 1998. № 7138. - 23 - 29 июля. - С. 10.
94. Карасев, JI. Знаки «покинутого детства». (Анализ «постоянного» у А. Платонова) / Л. Карасев // Андрей Платонов: Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. - 432 с.
95. Катаев, В.Б. Игра в осколки: судьбы русской классики в эпоху постмодернизма / В.Б. Катаев. М.: Издательство МГУ, 2002. - 256 с.
96. Катаев, В.Б. спор о Чехове: конец или начало? / В.Б. Катаев // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995. — С. 3 — 9.
97. Катаев, В.Б. Спутники Чехова / В.Б. Катаев. МГУ. 1982. - 480 с.
98. Катаев, В.Б. Чехов плюс.: Предшественники, современники, преемники / В.Б. Катаев. М.: «Языки славянский культуры», 2004. -392 с.
99. Козловски, П. Культура постмодерна. Общественно-культурные последствия технического развития / Пер. с нем. Л.В.Федоровой и др. / П. Козловски. М.: Республика, 1997. - 238 с.
100. Козловски, П. Трагедия модерна. Миф и эпос XX века у Эрнста Юнгера / П. Козловски // Вопросы философии. М., 1997. №12. С. 15 27.
101. Кормилов, С.И. О соотношении «литературных рядов» / С.И. Кормилов // Известия АН. Серия литературы и языка. — 2001. Т. 60. — №4. — С. 3 — 11.
102. Кристева, Ю. Разрушение поэтики / Ю. Кристева // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1994. - № 3. - с. 44 - 57.
103. Кукулин, И. «Никаких химических воздействий»: Людмила Улицкая стремится увидеть жизнь с запредельной точки зрения / И. Кукулин // Независимая газета. 2001. - № 236. - 20 декабря. - С. 9.
104. Кулиева, Р.Г. Реализм А.П. Чехова и проблема импрессионизма / Р.Г. Кулиева. Баку: Элм, 1988. - 180 с.
105. Курицын, В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2000. — 288 с.
106. Кучерская, Н. Роман меня напишет (встреча с Л. Улицкой) / Н. Куческая // Российская газета. 2005. - № 69 - 6 апреля. - С. 1, 13.
107. Кюнг, X. Религия на переломе эпох X. Кюнг // Иностранная литература. М.,1990. №11. - С. 223 - 229.
108. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950 1990-е годы: в 2 т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М.: Академия, 2003.
109. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. - Ф. Лиотар. - М.: Ин-т экспериментальной социологии, СПб.: «Алетейя», 1998. — 159 с.
110. Лиотар, Ж.-Ф. Феноменология / Ж-Ф. Лиотар. СПб, Алетейя, 2001. -150 с.
111. Липовецкий, М.Н. Голубое сало поколения, или Два мифа об одном кризисе / М.Н. Липовецкий // Знамя. 1999. - № 11. - С. 207 - 215.
112. Липовецкий, М.Н. Изживание смерти: специфика русского постмодернизма / М.Н. Липовецкий // Знамя. 1995. - № 8. - С. 194 -205.
113. Липовецкий, М.Н. Паралогия русского постмодернизма / М.Н. Липовецкий // НЛО. 1998. - № 2. - С.285 - 304.
114. Липовецкий, М.Н. ПМС (постмодернизм сегодня) / М.Н. Липовецкий // Знамя.-2002.-№5.-С. 200-211.
115. Липовецкий, М.Н. Против течения / М.Н. Липовецкий // Урал. 1985. -№ 12.-С. 148- 158.
116. Липовецкий, М.Н. Растратные технологии, или Метаморфозы чернухи / М.Н. Липовецкий // Новый мир. 1999. - № 11. - С. 193 - 210.
117. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм: очерки исторической поэтики / М.Н. Липовецкий. Екатеринбург, 1997. - 317 с.
118. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история / Ю.М. Лотман. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 447 с.
119. Лотман, Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема / Ю.М. Лотман // О русской литературе. Статьи и исследования (1958 -1993): История русской прозы. Теория литературы. СПб., 1997. - 845 с.
120. Максимова, Т. Быть персонажем Людмилы Улицкой опасно / Т. Максимова // Комсомольская правда. 2005. - № 118. - 28 июля - 4 августа. - С. 6.
121. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. — СПб., 2000.-347 с.
122. Маркович, В. К вопросу о различении понятий «классика» и «беллетристика» / В. Маркович // Классика и современность. М., 1991.-С. 53-66.
123. Мендель, Б. Что такое «популярная литература»? Западные концепции «высокого» и «низкого» в постсоветском контексте / Б. Менцель // Новое литературное обозрение. 1999. - № 6 (40). - С. 391 — 407.
124. Мозговая, О. Людмила Улицкая: Ругать интеллигенцию ужасная пошлость / О. Мозговая // Вечерняя Москва. - 2003. - 29 мая. - С. 11.
125. Морозова, Т. Режь да ешь. Людмила Улицкая. Медея и ее дети. Семейная хроника, «Новый мир», №3 4, 1996 / Т. Морозова // Литературная газета. - 1996. — № 25 (5607). - 19 июня. - С. 4.
126. Набоков, В. Антон Чехов // В. Набоков. Лекции по русской литературе -М., 1998.-435 с.
127. Некрасова, И.В. Сюжетообразующая функция хронотопа в романе Л.Улицкой «Казус Кукоцкого» / И.В. Некрасова. // Пространство и время в художественном произведении: Сборник научных статей. Оренбург, 2002. С. 86 - 90.
128. Нефагина, Г.Л. Русская проза конца XX века / Г.Л. Нефагина. М.: Флинта: Наука, 2003. - 320 с.
129. Олюнина, В. Роман о нормальном святом человеке / В. Олюнина // Литературная Россия. 2006. — № 47. - 24 ноября. - С. 16.
130. Осадченко, Ю.С., Дмитриева, Л.В. Введение в философию мифа / Ю.С. Осадченко, Л.В. Дмитриева. -М.: Интерпакс, 1994. 175 с.
131. Парамонов, Б.М. Конец Стиля / Б.М. Парамонов. М.: «Аграф», СПб.: «Алетейя», 1999. - 464 с.
132. Петрушевская, JI. «Бессмертная любовь»: Интервью с письмом в руках. / Л. Петрушевская // Литературная газета. 1983. - № 47. - 25 ноября. -С.6.
133. Петухова, E.H. Притяжение Чехова: Чехов и русская литература XX века / E.H. Петухова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 118 с.
134. Петухова, E.H. Чехов и другая проза / E.H. Петухова // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. Сб. науч. тр. (Дом-музей А.П. Чехова в Ялте). -М., 1997.-С. 71-80.
135. Полоцкая, Э. О поэтике Чехова / Э. Полоцкая. М.: Наследие, 2000. -240 с.
136. Потапов, В. На выходе из андеграунда / В. Потапов // Новый мир. -1989. -№ 10.-С. 251-257.
137. Пригов, Д.А. А им казалось: в Москву! В Москву!// Сорокин В.В. Сборник рассказов. М.: Русслит, 1992. - С. 116 - 118.
138. Пропп, В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. М., 1984. - 336 с.
139. Пыпин, А.Н. История русской литературы. В 3 т. Изд. 4-е, без перемен / А.Н. Пыпин. СПб., 1911.-537 с.
140. Пятигорский, А. О постмодернизме, или как написать историю настоящего / А. Пятигорский // Независимая газета. — 1996. — 5 января. — С 7.
141. Пятигорский, А. О Постмодернизме // Пятигорский А. Избр. труды. -М.: языки славянской культуры, 2005. 590 с.
142. Ремизова, М. В поисках утраченных смыслов. Роман Людмилы Улицкой в «Новом мире» / М. Ремизова // Независимая газета. 2000. - 11 октября. — С. 7.
143. Ровенская, Т.А. Роман Л.Улицкой «Медея и ее дети» и повесть Л.Петрушевской «Маленькая Грозная»: опыт нового женского мифотворчества / Т.А. Ровенская // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. СПб. ГПУ, 2003. - С. 333 - 354.
144. Русская литература XX века: закономерности исторического развития. Книга 1. Новые художественные стратегии / Отв. ред. Н.Л. Лейдерман. -Екатеринбург: УрО РАН, УрО РАО, 2005. 466 с.
145. Рыжова, О. Коитус Кукоцкого, или Самая интеллигентная домохозяйка / О.Рыжова. // Литературная газета. 2004. - №37. - 22 — 28 сентября. -С. 11.
146. Рюрик, М. Людмила Улицкая: Мне интересна жизнь «серых людей» / М. Рюрик // Литературная газета. 1995. - № 38 (5569). — 20 сентября. -С. 3.
147. Салуцкий, А. Коллаж на заданную тему / А. Салуцкий // Литературная газета. 2007. - № 5 (6105). - 7 - 13 февраля. - С. 7.
148. Саморуков, И.И. К проблеме разграничения «массовой» и «высокой» литературы. Знаки канона в российской массовой литературе / И.И. Саморуков // Вестник Самарского государственного университета. Гуманит. сер. Самара, 2006. - № 1. - С. 101 - 109.
149. Силичев, Д.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. Учебное пособие / Д.А. Силичев. М. 1998. - 196 с.
150. Сиповский, В.В. История русской словесности. Ч.З. Учебное руководство / В.В. Сиповский. СПб., 1909. - 334 с.
151. Скворцов, В.Я. О фабульном и символическом аспектах текста романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» / В.Я. Скворцов, А.И. Скворцова // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. — 2001. — Вып. 1.-С. 58-66.
152. Скибина О.М. Творчество В.Л. Кигна-Дедлова: Проблематика и поэтика / О.М. Скибина. Оренбург, 2003. - 328 с.
153. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. 2-е изд., испр. / И.С. Скоропанова. — М.: Флинта, Наука, 2002. — 608 с.
154. Смирнов, И.П. Смысл как таковой / И.П. Смирнов. — СПб.: Акад. проект, 2001.-342 с.
155. Солженицын, А.И. Ответное слово на присуждении литературной награды Американского национального клуба искусств / А.И. Солженицын // Новый мир. 1993. — № 4. - С. 3 - 6.
156. Солнцева, А. Постмодернизм по-советски / А, Солнцева // Театр. 1991. — №8.
157. Степанов, А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова / А.Д. Степанов. : М.: «Языки славянской культуры», 2005. - 400 с.
158. Сухих, И.Н. Проблема поэтики Чехова / И.Н. Сухих. СПб.: «Филологический факультет СПбГУ», 2007. - 492 с.
159. Тимина, С.И., Альфонсов, В.Н. Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов вузов / С.И. Тимина, В.Н. Альфонсов. — М.: Высшая школа, 1992. — 586 с.
160. Толстой, Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т.36. / Л.Н. Толстой. -М., 1936.
161. Трефилова, А. Людмила Улицкая: Поезд руками не остановишь / А. Трефилова // Театрал. 2007. - № 2 (36). - 2 февраля. - С. 18.
162. Тынянов, Ю. История литературы: Критика / Ю. Тынянов. СПб.: Азбука - классика, 2001. - 512 с.
163. Улицкая, JL «Никаких химических воздействий»: Людмила Улицкая стремится увидеть жизнь с запредельной точки зрения. Беседа с писательницей Л.Улицкой / Записал Илья Кукулин. / Л.Улицкая // Независимая газета. 2001. - № 236. — 20 дек. - С. 9.
164. Улицкая, Л. В жизни очень много чепухи. Интервью записал
165. A. Славуцкий // Вечерняя Москва. 2008. - №38 (24816). - 5 марта. -С. 7.
166. Улицкая, Л. Есть ощущение перевернутости / Л. Улицкая // Литературная Россия. 2006. - № 47. — 24 ноября. — С. 16.
167. Улицкая, Л. И у меня не все получается. Интервью записал Е. Гаврилов // Литературная Россия. — 2006. — №13 (249). — 31 марта. — С. 3.
168. Урнов, Д. Плохая проза / Д. Урнов // Литературная газета. 1989. - 8 февраля. - С. 4.
169. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет Пер. с фр., сост., комм, и послесл. С. Табачниковой / М. Фуко. М.: Касталь, 1996. - 448 с.
170. Фуко, М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Пер. с франц.
171. B.П. Визгин, A.C. Автономова. М, Фуко. - СПб: A-cad., 1994. - 405 с.
172. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М.: Высш. шк., 2002.-437 с.
173. Христенко, И.С. К истории термина «аллюзия» / И.С. Христенко // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. — 1992. — № 4. — С. 38 — 43.
174. Чайковская, В. На разрыв аорты (Модели «катастрофы» и «ухода» в русском искусстве)/ В. Чайковская // Вопросы литературы. 1993. — №6.-С. 3-23.
175. Черняк, М.А. Современная русская литература / М.А. Черняк. М., 2008.-352 с.
176. Чудаков, А.П. Поэтика Чехова / А.П. Чудаков. М.: «Наука», 1971. -292 с.
177. Щербакова, A.A. Чеховское заглавие как объект рефлексии в современной литературе / A.A. Щербакова // Век после Чехова. Материалы международной научной конференции. Тезисы докладов. -М., 2004.-С. 246-248.
178. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» / Пер. с итал. Е. Костюкович / У. Эко. СПб.: Симпозиум, 2005. - 96 с.
179. Эпштейн, М. Истоки и смысл русского постмодернизма / М. Эпштейн // Звезда. 1996. - № 8. - С. 166 - 188.
180. Эпштейн, М. Метаморфозы / М. Эпштейн // М.Эпштейн Парадоксы новизны. М., 1988. - С139 - 176.
181. Эпштейн, М. Поле карнавала, или Вечный Веничка / М. Эпштейн //Золотой век. 1993. - № 4. - С.84 - 92.
182. Эпштейн, М. После будущего. О новом сознании в литературе / М. Эпштейн // Знамя. 1991. - №1. - С.217 - 231.
183. Эпштейн, М. Постмодерн в России. Литература и теория / М. Эпштейн. М.: Издание Р. Элинина, 2000. - 368 с.
184. Эпштейн, М. Прото-, или конец постмодернизма / М. Эпштейн // Знамя. 1996. - №3. - С. 196 - 209.
185. Словари, энциклопедии и справочники
186. Беляев, A.A. Эстетика: Словарь / A.A. Беляев. М.: Политиздат, 1989. -447 с.
187. Бидерман, Г. Энциклопедия символов / Г. Бидерман; пер. с нем., общ. ред. и предисл. И.С. Свеницкая. М.: Республика, 1996, - 335 с.
188. Борев, Ю. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов / Ю. Борев. М.: Астрель - ACT, 2003. - 575 с.
189. Ильин, И.П. Постмодернизм: Словарь терминов / И.П. Ильин. М.: ИНИОН РАН; Intrada. 2001.-384 с.
190. Керимов, Т.Х. Постмодернизм // Современный философский словарь. — М.: Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996. 608 с.
191. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2 т. СПб «Университетская книга», 1997.
192. Литературная энциклопедия терминов и понятий / А.Н. Николюкин. — М.: НКП «Интелвак», 2001. 1600 с.
193. Литературный энциклопедический словарь / под общей редакцией В.М. Кожевникова, П.А. Николаева и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1987.-750 с.
194. Мифология. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. — М.: Большая российская энциклопедия, 1998. -736 с.
195. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. М.: Аграф, 1997. - 384 с.
196. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М.Прохоров, 3-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1985. - 1599 с.
197. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции. Школы. Термины. Энциклопедический справочник/ Сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова М.: Интрада -ИНИОН, 1999.-319 с.
198. Хигир, Б.Ю. Энциклопедия имен / Б.Ю. Хигир. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 528 с.
199. Список электронных источников
200. Андреева, И.С. Постмодернизм в русской литературе / И.С. Андреева. -http://www.fege.narod.ru/librarium/andreeva.htm (дата обращения: 23.08.09.)
201. Журавлев С. Постмодернизм в литературе / С. Журавлев // Постмодернизм. Энциклопедия «Кругосвет».http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnyenauki/iilosofiya/POSTMODEiRN IZM.html (дата обращения: 23.08.09.)
202. Зверев, А., Липскеров, Д. Смерть автора / А. Зверев, Д. Липскеров. -http://www.ntv.ru/gordon/archive/1944. (дата обращения 23.08.09.)
203. Курицын, В. Русский литературный постмодернизм / В. Курицын. -http://www.guelman.ru/slava/postmod/l.html.) (дата обращения 23.08.09.)
204. Новая книга Людмилы Улицкой «Русское варенье и другое». Электронный ресурс:http ://www. bolero .ru/index.php? SID=3 a2eab415 c40c74ade7a2c505ad£234c& level=9&n id=15499 (дата обращения 14.07.09.)
205. Писатель Людмила Улицкая о своих романах в прозе и в жизни. Интервью с писателем записала М. Романова. Электронный ресурс: http://yarcenter.ru/content/view/1596/30 (дата обращения: 22.02.2007.)
206. Улицкая, Л. Автография. Записала М. Георгадзе. Май 2003. Электронный ресурс http://www.litwomen.ru/autogr23.html (дата обращения 22.02.2007.)
207. Улицкая, Л. Медея и ее дети / Л. Улицкая. М.: Эксмо, 2007. URL: http://www.bookline.ru/book2390665.htm (дата обращения: 25.04.2009.)
208. Шаламов, В., Синявский, А. Русские цветы зла: Родная проза конца XX века: Сборник (сост. Ерофеев В.В.) http://www.las-knigas.ru/kv/shareteka/detail.php?ID= 13 883&ID CONTENT^ 1 (датаобращения 8.06.2009.)1. Диссертации
209. Егорова, H.A. Проза JI. Улицкой 1980 2000-х годов: проблематика и поэтика: дисс. . канд. филологии, наук / H.A. Егорова. - Волгоград, 2007.- 180 с.
210. Ермакова, A.B. Способы и средства реализации концептов «жизнь» и «смерть» в художественном тексте: На материале романов «Чевенгур» А. Платонова и «Казус Кукоцкого» JI. Улицкой: дисс. . канд. филологии, наук / A.B. Ермакова. Волгоград, 2006. — 181 с.
211. Крижовецкая, О.М. Нарратология современной беллетристики: на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой: дисс. . канд. филологии, наук / О.М. Крижовецкая. Тверь, 2008. - 156 с.
212. Пушкарь, Г.А. Типология и поэтика женской прозы: тендерный аспект: на материале рассказов Т.Толстой, Л.Петрушевской, Л Улицкой: дисс. . канд. филологич. наук / Г.А. Пушкарь. — Ставрополь, 2007. 234 с.
213. Ровенская, Т.А. Женская проза конца 80-х начала 90-х годов. Проблематика, ментальность, идентификация: дисс. . канд. филолог, наук / Т.А. Ровенская. - М, 2001. - 188 с.
214. Сунь Чао Средства создания характера в рассказах Л. Улицкой: дисс. . канд. филологич. наук / Чао Сунь. М., 2006. - 197 с.
215. Щукина, К.А. Речевые особенности проявления повествователя, персонажа и автора в современном рассказе: На материале произведений Т.Толстой, Л. Петрушевский, Л. Улицкой: дисс. . канд. филологич. наук / К.А. Щукина. СПб., 2004. - 165 с
216. Литература на иностранном языке
217. Chekhov, Anton Pavlovich, 1860 1904 - Criticism and interpretation. - Gottlieb, Vera; Allain, Paul, 2000. - 345 p.
218. Emeljanow V. Chekhov, Anton Pavlovich Criticism and interpretation. -London, 1981.-458 p.
219. Thomas Winner Chekhov and his Prose, Holt, Rinehart and Winston? New York, 1966.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.