Игровое начало в художественном мире Чарльза Диккенса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, доктор филологических наук Потанина, Наталия Леонидовна

  • Потанина, Наталия Леонидовна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 1998, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 370
Потанина, Наталия Леонидовна. Игровое начало в художественном мире Чарльза Диккенса: дис. доктор филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Тамбов. 1998. 370 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Потанина, Наталия Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ

1. Специфика игры: история проблемы

2. Игра и культура человечества.

3. Игра и становление личности.

ГЛАВА Ь СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА.

ИГРА И ЖИЗНЬ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА

1.1. Начало: «игра» в жизни и игра на сцене.

1.2. Первые радости: календарные игры и праздники.

1.3. «Очерки Боза»: от «наблюдения» к «представлению»

1.4. Автор и публика: игра с читателем.

1.5. «Развлечения для народа».

1.6. Художник и «театр времени».

1.7. «Рождественская песнь в прозе»: игра и жизнь Чарльза Диккенса.

ГЛАВА II. ИГРОВОЕ НАЧАЛО

И ПРИНЦИПЫ СЮЖЕТОСТРОЕНИЯ

2.1. Игра как проблема сюжета.

2.2. Традиция обрядовой игры в структуре сюжета.

2.3. J1 е ген дар но- сказоч ные мотивы в структуре сюжета.

2.4. Лондон - город-карнавал и город-театр.

2.5. Вещный мир в сюжете романа.

2.6. Сюжетное пространство как сфера игры жанровыми элементами.

ГЛАВА III. «ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ».

ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ

ХАРАКТЕРА.

3.1. Изображение характера и театральная традиция

3.2. Изображение характера и мифогюэтическая традиция.

3.3. Изображение характера и сказочные мотивы.

3.4, Изображение характера и приемы психологиче ской игры.

3.5. Изображение криминального характера и мотивы игры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Игровое начало в художественном мире Чарльза Диккенса»

Творчество английского писателя Чарльза Диккенса (Charles Dickens, 1812-1870) представляет собой историко-литературную и теоретическую проблему., несмотря на длительную историю изучения и наличие исследовательских удач. По-прежнему сохраняется потребность в его целостном прочтении, в поиске широких подходов, связанных одновременно и с контекстом, и с текстом, опирающихся на современную теоретико-методологическую основу. В отношении Диккенса остается справедливой мысль о том, что кажущееся нам привычным и само собой разумеющимся, «порой наиболее упрямо ускользает от какого бы то ни было понятийного постижения» (Э.Финк)1

Актуальность исследования связана с обращением к проблеме игры в художественном мире Диккенса. Указанная проблема рассматривается в современном теоретическом контексте, включающем как онтологические (Г.-Г. Гадамер, Э.Финк), так и культурологические (Й.Хейзинга, Э.Канетти, X. Ортега-и-Гассет) трактовки игры. В диссертации предпринята попытка опереться на отечественную традицию в понимании игры, базирующуюся на философском, кибернетическом, эстетическом, психологическом, педагогическом, многообразных конкретно-технологических подходах и трактующую игровое начало как коренное свойство искусства, проявляющее себя в перевоплощаемости, присущей всем видам художественного творчества. В структуре художественного произведения, как и в игре, совмещаются, взаимодействуют и взаимопроникают действительное и вымышленное. условное и безусловное, творчески-свободное и регламентирующее.

Теоретическим фундаментом работы является современная концепция игры в ее философском, культурологическом, эстетическом и психологическом аспектах. Художественный мир английского романиста, моделируясь при участии игрового начала, вместе с тем представляет собой воплощенный в текстах специфически диккенсовский миф об игре.

Научная концепция, предложенная в диссертации, заключается в следующем.

Процесс воплощения, конструирования художественного мира (понимаемого как «обобщенная, глубинная, свернутая символическая модель произведения. не только принцип, но и вошющенность, конструирование и конструкт, синтез статики и динамики, наименования и имени одновременно»2) связан с «игровым эффектом», состоящим, по мысли Ю.М. Лотмана, в том, что разные значения одного элемента не неподвижно существуют, а «мерцают». Каждое осмысление образует отдельный синхронный срез, но хранит при этом память о предшествующих значениях и сознание возможности будущих»3. Игровое начало, таким образом, является непременным условием моделирования художественного мира.

При этом формы проявления игрового начала, степень его «выраженности» и конкретные функции в тексте обусловлены, по-видимому, авторской индивидуальностью. В связи с этим особый исследовательский интерес приобретают театральность Диккенса, его тяготение к разнообразным формам игры в искусстве и жизни.

Являясь одним из основополагающих архетипов человеческой культуры (В.П. Аникин, М.М. Бахтин, Ä.H. Веселовский, В. Всеволодский (Гернгросс), H.H. Евреинов, Вяч. Иванов, Н.И.Кравцов, Е.М. Мелетинский, В.Я.Пропп, В.Б. Шкловский, Г.-Г. Гадамер, Э.Канетти, X. Ортега-и-Гассет, Э.Финк, И.Хейзинга) и обладая высокой вариативностью, игра тем не менее имеет ряд черт, общих для множества вариантов. Главными среди них можно считать самодовлеющий характер игры (процессуальность), условность, таинственность и склонность к маскировке, пространственно-временную изолированность, способность к саморегуляции. Вместе с тем, поскольку игра сама есть свой собственный смысл (Г.-Г. Гадамер, Э.Финк), каждый ее вариант возвещает об имманентном значении. Мультивариантным характером игры определяется ее многосмысленность, а эта последняя объясняет многообразие функций игры в искусстве и жизни. Игровое начало в художественном мире Диккенса несет в себе все указанные свойства.

Элементы обрядовой игры, карнавала и театральной традиции (приемы национального народного театра, комедии дель арте, высокой трагедии, мелодрамы и рождественской пантомимы), становясь объектами прямой и пародийной рецепции, проявляют себя в организации романного пространства, построении системы образов, способах характеристики персонажей. При этом архетип игры обретает у Диккенса новую глубину и многозначность, поскольку вбирает в себя оттенки смыслов, связанные с ее позднейшими модификациями и интерпретациями. Взаимоотношения человека и мира, писателя и читателя осмысливаются в категориях, «театр - актер -зритель». Игра трактуется как художественное выражение сущностных свойств мира, переживающего кризис во многих областях: мировоззренческой, экономической, политической, социальной.

На этой основе в художественном мире Диккенса творится особый, имманентный ему, миф об игре. В мифологизированном романном пространстве злободневные коллизии обретают вневременной смысл, конкретные персонажи - символическое значение, а уровень идей обогащается глубинным философским содержанием.

Объектом исследования является весь корпус произведений английского писателя, включающий в себя, помимо романов, повести, рассказы, очерки, статьи и письма Диккенса. При этом основное внимание уделено романному творчеству. Произведения малых жанров трактуются как своего рода «экспериментальный участок», в пространстве которого кристаллизуются замыслы, «прош рываются» отдельные роли и целые сюжетные ситуации, тем самым вырабатываются принципы сюжетостроения, способы изображения характера. В диссертации предпринята попытка рассмотреть творческое наследие Диккенса как «единый текст», дающий представление о роли игрового начала в процессе его возникновения и о многозначности образа игры в этом «тексте».

Теоретико-методологическую базу настоящей работы составили исследования С. Аверинцева, Л. Андреева, Г. Аникина, В, Аникина, А. Аникста, М. Бахтина, А. Веселовского, В. Всеволодского (Герш росса), Н. Евреинова, Вяч. Иванова, Н. Кравцова, Е. Геииевой, В. Лукова, Е. Мелетинского, А. Михайлова, Н.Михальской, Т. Мотылевой, М. Никола, Л. Пинского, М. Поповой, В. Пронина, В. Проппа, Б. Пуришева, Н. Соловьевой, Г. Храповицкой, Д. Чавчанидзе, И. Шайтанова, В. Адмони, В. Зусмана, И.Киреевой, 3. Кирнозе, 3. Либин-зона, О. Мощанской, И. Полуяхтовой, И. Финкельштейн, В.

Фортунатова . Предпринимая попытку разноуровневого анализа на базе биографического и историко-литературного подходов, автор диссертации стремится рассмотреть творческое наследие Диккенса в контексте эпохи (макроуровень) и вместе с тем - дать возможно более тщательный разбор отдельных произведений (микроуровень) в ракурсе основной проблемы исследования.

С указанными подходами совмещаются элементы формального метода (Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский), а также метода, основанного на рассмотрении произведений Диккенса как «текста» или «поэтического высказывания». При этом «текст» трактуется «как своеобразная монада, отражающая в себе все тексты (в пределе) данной смысловой сферы»4. Значимые отклонения, несомненно присущие разным текстам, не снимают единого принципа их порождения. В процессе «индивидуальной поэтической номинации» (Я. Мукаржов-ский, Ю. Лотман)5 возникает «игровой эффект», заключающийся в «мерцании» разноуровневых значений, каждое из которых сохраняет в себе информацию о всех прочих значениях. В связи с этим важное место занимает также анализ разных уровней текста в рамках концепции «исторической семиотики» (Ю.М. Лотман) и связанного с ней представления об «игровом эффекте» (Ю.М. Лотман).

Рассматривая различные вопрос о природе и модификациях образа игры в художествен но м мире Диккенса, автор диссертации опирается на учение об архетипах (К.Г. Юнг).

Наконец, в исследовании нашли отражение элементы трансактного (трансакционного) анализа (Э. Берн), восходящего к представлениям о человеческой жизни как системе игр, сюжетов и сценариев.

Цель диссертации: исследование роли игрового начала в моделировании художественного мира Диккенса на всех его уровнях.

Основные задачи диссертации: исследовать а) роль игры в становлении творческой личности Диккенса б) игровое начало как фактор образования сюжетной и жанровой структуры в) игровое начало как фактор формирования принципов изображения характера г) игровое начало как принцип «изображения» (ММ. Бахтин) «чужого слова».

Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном л итературове ден и и предпринята попытка целостного теоретического и историко-литературного рассмотрения игрового начала художественной прозы Диккенса; в свете современных научных концепций проанализированы корни театральности Диккенса, причины его тяготения к многообразным формам игры в искусстве и жизни; художественный мир Диккенса впервые рассмотрен в его взаимодействии с традициями народной обрядовой игры; в более полном виде представлены взаимосвязи Диккенса с мифопоэтической и театральной традициями; на основе корреляции философских, психологических, культурологических, этнологических, лингвистических концепций обновлены принципы истор и ко-литературного исследования применительно к творческому наследию английского писателя.

Практическое значение диссертации заключается в том, что ее результаты и выводы могут быть использованы в разработке историко-литературных, теоретических лекционных и практических курсов в высшей школе, в учебных заведениях среднего звена. Материалы диссертации могут быть применены в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам европейской литературы XIX века. Принципы анализа, положенные в основу исследования, могут быть реализованы при освещении других историко-литературных явлений.

В ходе апробации основные положения и выводы докладывались на международных конференциях в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина (1995, 1996, 1997, 1998), IX и X Пуришсвских чтениях в Московском педагогическом государственном университете (1997, 1998), на второй Всероссийской конференции лингвистов. Литературоведов, фольклористов « Русский язык, культура, история» в Московском педагогическом государственном университете (1997), на Международной конференции «Образование, язык культура на рубеже ХХ-ХХ1 вв.» в ВЭГУ (г. Уфа) (1998). По теме диссертации опубликована монография «Игровое начало в художественном мире Чарльза Диккенса», учебное пособие «Проблема идеала в творчестве Диккенса», а также ряд научных статей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из теоретического введения, трех глав, заключения и списка примечаний.

Русский читатель знает Диккенса в основном по его романам, последний из которых остался незавершенным из-за смерти писателя. Широко известны также «Очерки Боза» и «Рождественские повести». Не все знают, однако, что на протяжении творческой жизни Диккенс писал и ставил пьесы для самодеятельных и профессиональных спектаклей, сам с большим успехом играл на сцене и, не удовольствовавшись этим, на склоне жизни создал своего рода «театр одного актера», организовав публичные чтения фрагментов из своих книг. Вполне очевидно, что тесное соприкосновение с миром игры, которым является театр, не могло не сказаться на прозе Диккенса. Выявление художественных результатов этого взаимодействия - одна из важных задач настоящего исследования. При решении этой задачи невозможно пройти мимо вопроса об объективных и субъективных причинах театральности Диккенса и его интереса к разнообразным видам игры, проявлявшего себя не только в искусстве, но и в жизни. А это последнее требует углубления в онтологию игры - в той степени, в которой это допускает специфика литературоведческого исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Потанина, Наталия Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возникая в игре смыслов, мир Диккенса моделируется как пространство игры. Художественный образ строится на основе характерных игровых свойств; мотива тайны, маскировки и демаскировки, инверсии социальных и прочих ролей, несоответствия выражаемого и подразумеваемого.

Элементы обрядовой игры, карнавала и театральной традиции (приемы национального народного театра, комедии дель арте, высокой трагедии, мелодрамы и рождественской пантомимы), становясь объектами прямой и пародийной рецепции, проявляют себя в организации романного пространства, построении системы образов, способах характеристики персонажей. При этом архетип игры обретает у Диккенса новую глубину и многозначность, поскольку вбирает в себя оттенки смыслов, связанные с ее позднейшими модификациями и интерпретациями.

Игровые потенции художественного мира реализуются в драматизирующейся романной форме. Взаимоотношения человека и мира, писателя и читателя осмысливаются в категориях, «театр - актер - зритель». Сама творческая многогранность Диккенса приоткрывает новые аспекты игровой деятельности - балансирование на грани художественного творчества и жизнестроител ь ств а.

В зрелом творчестве писателя мир - не столько театр, сколько исполинское игровое поле, на котором относительно спокойные, планомерно развивающиеся периоды сменяются кризисами, когда однозначное предсказание событий становится невозможным и когда каждая причина оказывается чреватой в будущем целым пучком равновероятных последствий. Игра осмысливается как художественное выражение сущностных свойств мира, переживающего кризис во многих областях: мировоззренческой, экономической, политической, социальной. Взгляд на мир становится печальнее и проще. Но это - простота постигающего свои земные пределы сознания.

На этой основе в художественном мире Диккенса творится особый, имманентный ему, миф об игре. В мифологизированном романном пространстве злободневные коллизии обретают вневременной смысл, конкретные персонажи - символическое значение, а уровень идей обогащается глубинным философским содержанием.

Эта специфическая атмосфера сообщает аутентичность изображенным характерам, несмотря на их отчетливую поляризацию, обычно не свойственну ю реальной жизни. Так проявляет себя в мире Диккенса коренное предназначение игры -объединять противоборствующие начала условным игровым хронотопом и тем самым воплощать извечный и неутолимый порыв человечества к преодолению разломленности бытия, к гармонизации жизни.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.