Игра в субкультуре детства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Савенко, Наталья Васильевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 154
Оглавление диссертации кандидат философских наук Савенко, Наталья Васильевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА
1.1. ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЕТСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА.
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТОГО ДЕТСТВА.
1.3. КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДЕТСТВА И ПРИРОДА ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ.
ГЛАВА II. ПОНЯТИЙНЫЙ СТАТУС ИГРЫ В СОВРЕМЕННОЙ
КУЛЬТУРЕ.
2.1. ПОНЯТИЕ «ИГРА».
2.2. ИГРА КАК КОНСТАНТА КУЛЬТУРЫ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ.
2.3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ.
ГЛАВА III. ДИНАМИКА ИГРЫ В ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
3.1.ИГРА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ДЕТСТВА.
3.2.ИГР А КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА.
ГЛАВА IV. ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ
4.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ИГР.
4.2. ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕТСКИЕ ИГРЫ.
4.3. СОВРЕМЕННЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ И ПРОЦЕСС «ИГРАДИ-ЗАЦИИ» ОБЩЕСТВА.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Детские игры в современном социокультурном пространстве России: к вопросу сохранения и развития традиций2010 год, кандидат культурологии Басенкова, Любовь Васильевна
Субкультура детства2000 год, кандидат культурол. наук Копейкина, Елена Юрьевна
Театр в культуре детства2011 год, кандидат культурологии Барановская, Светлана Александровна
Традиционная детская субкультура Кубани и ее место в современном обществе2004 год, кандидат культурологии Дианова, Наталья Федоровна
Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства2000 год, доктор психологических наук Абраменкова, Вера Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Игра в субкультуре детства»
Актуальность исследования. Проблема детства — одна из вечных непреходящих проблем культуры. Она широко анализируется всей совокупностью гуманитарных наук, причем особое место данная тема занимает в системе теории и истории культуры.
Однако «мир детства» вошел в полной мере в орбиту исследовательского интереса только в XX веке, и только во второй половине прошлого столетия были приняты основополагающие документы ООН и ЮНЕСКО о правах ребенка и принципах отношения к детству. Наша страна присоединилась к Конвенции ООН о правах ребенка сравнительно недавно -в 1990 году. Возникновение комплекса биоэтических знаний в 70-е XX века в еще большей степени обострило проблему «начала» человека, сущности детства как «предыстории» человека и модели начала человечества. Как своеобразную «иронию судьбы» можно оценить ситуацию: человечеству надо было постареть, подойти к краю гибели, увидеть «конец истории», чтобы задуматься о детстве и его социокультурной роли во всех сферах жизни современной цивилизации. Недаром в контркультурных движениях 60-х годов всплыла идея детского хоровода как пути избавления от проблем цивилизации, зашедшей в тупик.
В рамках общей проблемы культурологического осмысления детства острой и актуальной выступает анализ игры в детской субкультуре.
Со времен Й.Хейзинги теоретическая литература по культурологии утверждает наличие процесса, называемого иградизацией. Под понятие «игра» подпадают многие вещи (от военных игр на картах - до азартных игр в карты в казино).
В определенном смысле игра — явление космического замысла, она -феномен ноосферы и способна гармонизировать совместное развитие человека и биосферы, о чем писал В.Вернадский. Можно говорить об; игре сил природы, искрятся игрой музыка Россини, полотна Рериха, поэзия Пушкина, драматургия Шекспира. Политические игры стали нормой. Современное общество продуцирует особое игровое сознание: игровые раунды разыгрываются как на политической арене, так и в повседневной жизни. Выброс психической энергии в игре огромен и беспределен;
Помимо собственно игр, в современном обществе используются игровые формы труда, познания, художественного творчества, спорта, соревнований; различные элементы игр сочетаются с неигровой деятельностью в пропорциях, соответствующих различным возрастам детей и здравому смыслу.
Игра — реальная и вечная ценность культуры, социальной практики людей. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондирующим элементом. В игровом мироощущении детей присутствуют истины конгениального характера, не менее важные, чем - установочные взгляды на реальности мира. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедии жизни, учат,, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, «играючи». Искусство игры -важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.
Игровое поведение является- одной из важнейших составляющих бытового поведения человека. У многих игровое поведение является определяющим. Человек как бы носит несколько театральных масок, в зависимости от ситуации, в которую он попадает, круга лиц, с которыми он общается. В зависимости от настроения, которое им владеет, игра становится универсальным адаптером индивидуума к реальности, способом приспособления человека к окружающему миру.
Здесь, на наш взгляд, проявляется специфика современной роли игры, которая выходит за пределы той роли, которая обычно существует у детей: обучение, познание окружающего мира. Это связано с все более расширяющимся спектром социальных ролей, которые вынужден играть современный человек. Будучи неспособным выполнять все социальные функции «разом», человек вынужден играть - «одевать маски».
Говорят, что А.Эйнштейн после разговора с одним из ведущих психологов XX в. - Пиаже - сказал: «Я пришел к выводу, что тайна атомного ядра — это детская игра, в сравнение с тайной детской игры». Этот тезис, приписываемый в научном фольклоре великому физику, весьма примечателен, ибо показывает высокую значимость того, что есть «игра».
Степень научной разработанности проблемы.
О детстве и проявлениях «детскости» как специфической характеристике духовного мира взрослого человека писали почти все мыслители прошлого. В трудах Платона, Аристотеля, Августина, Гегеля, Маркса, Фейербаха содержатся глубокие размышления о сущности детства. Культурные смыслы и ценности детства исследуются в работах М.Мид, Р.Тейлора, А.Камю, Ж.-П. Сартра, Э.Фромма, Й.Хёйзинги, Х.Ортега-и-Гассета, З.Фрейда и др. Эту проблематику разрабатывали И.С.Кон, Е.Золотухина-Аболина, Р.Апресян, А.Петраков, Г.Гачев, /К.Пигров, Л.Ретюнских, Т.Зиновьева. Однако философия и культурология детства, в лучшем случае, была в поле внимания небольшого числа как отечественных, так и зарубежных исследователей и не пользовалась популярностью в академических кругах. Ребенок, как объект педагогических усилий взрослого мира - вот типичные представление о детстве на протяжении веков практически у всех народов, несмотря на различие культур и цивилизаций.
Только в Новое время стала развиваться идея самоценности детства. Рождение в середине XIX века научной педиатрии, появление в конце века психоанализа по-новому заставило взглянуть на проблемы начала биографии каждого человека. В XX веке произошло осознание детства как глобальной философско-культурологической проблемы, имеющей значение для понимания специфики человека и человечества.
Сегодня не подлежит сомнению то, что детство человека представляет собой не только физиологическое, психологическое, педагогическое, но и сложное социокультурное явление, имеющее историческое происхождение и природу. Осознание этого исследователями подтверждается возникновением на протяжении последних 60-70 лет таких исследовательских областей, как культурно-историческая психология детского развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин), этнография детства (М.Мид), история детства (Ф.Арьес), экология детства (Ю.Бронфенбреннер), культурологически ориентированная теория возрастного развития «эго» (Э.Эриксон) и др. Постепенно складываются предпосылки для нового - полидисциплинарного' комплексного культурологического подхода к рассмотрению широкого круга проблем обучения, воспитания и развития современного ребенка.
Национальные библиотеки многих стран содержат тысячи изданий по игре, игрушке, играм детским, воспитательным, креативным, деловым, этнографическим и т.д. и т.п. Наиболее раннее из известных нам, систематическое описание детских игр в России принадлежит Е.А.Покровскому.
Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, в пении, в танцах, в воздаянии должного богам (т.е. в игре-ритуале). Аристотель наметил иную линию в развитии теории игры. Игра — источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Так наметилась психотерапевтическая, оздоровительная концепция игры. Однако, подобно своему предшественнику, Аристотель отразил и философскую сторону вопроса. В «Поэтике» говорится о пользе словесных игр и каламбуров для развития интеллекта, а мы продолжим - для развития сознания, науки, культуры, для интеллектуальных и культурных «революций».
Интерес к игре особенно возрастает со времен Ренессанса, на заре нового времени - с пробуждением повсеместного интереса к личности, разнообразным видам, ее деятельности и творчества. В. Де Фельстре, Ф.Рабле, М. де Монтень видят в игре существенный; момент человеческой жизни. Многочисленные исследования по истории культуры этого периода демонстрируют и комментируют роль и игрового начала, в частности, ставшие хрестоматийными книга М. М. Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», Й. Хейзинги «Осень Средневековья». Предметом педагогического и морализаторского интереса становится детская игра как деятельная жизнь ребенка, в которой закладываются основы его технических навыков, знаний, моральных качеств (И: Г. Песталоцци, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), как «воспитание чувств» (Ф. Фребель). Вместе с тем предметом систематического научного интереса игра становится только с последней трети XIX в.
Начало разработки теории игры обычно связывают с именами таких мыслителей XIX в., как Ф.Шиллер, Г.Спенсер, В.Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.
К определению основных функций игры неоднократно обращались ученые различных специализаций (физиологи, психологи, философы,, педагоги). Синтез этих теорий позволяет выделить следующие положения:
- игра — высвобождение избыточной жизненной силы;
- игра основывается на инстинкте подражания;
- игра — удовлетворение потребностей в разрядке:
- игра — упражнение на пороге серьезной деятельности;
- игра учит себя ограничивать;
- игра поддерживает собственную индивидуальность.
Что касается различных теорий происхождения игры, ее назначения в жизни ребенка, то нам думается, что прав профессор Л.Б.Ительсон, свидетельствующий: «. Здесь пока есть почти столько же теорий, сколько существует теоретиков». Вслед за Ительсоном мы готовы сказать: прав Г.Спенсер, считающий, что игра есть способ изживания у ребенка излишков энергии; прав К.Бюлер, считающий, что к игре побуждает удовольствие; прав К.Гросс, утверждающий, что игра - это форма подготовки к будущей деятельности; прав Д.Дьюи, доказывающий, что игра есть реализация ребенком видов поведения, приобретенных на основе инстинктов подражания и научения; прав З.Фрейд, полагающий, что игра - это способ символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний. Существует высокая правда Л.Выготского, который считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и: практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее сродство развития детского сознания и его функций. Правы все исследователи, доказывающие, что проблема игры - один из, важнейших и сложнейших культурологических, психологических и педагогических вопросов, от правильного решения которого зависит весь процесс воспитания и образования детей.
Таким образом, к концу XX столетия появилось такое множество концепций игры и в таком многообразии, что их можно систематизировать. Основанием могут быть ведущие факторы, на которые опирается тот или иной теоретик при объяснении происхождения и функций игры. Отсюда' можно вывести следующие группы теорий игры: теории, осмысляющие игру исходя преимущественно из биологических (биопсихологических) факторов;
- теории, основывающиеся на психологических факторах; теории, дающие социологическую, преимущественно социально-психологическую интерпретацию игры; синтетические теории, учитывающие различные факторы.
Обзор данной проблематики, образующейся в сфере «притяжения» игры, детства и их взаимоотношений, свидетельствует о необходимости комплексного культурологического анализа игры в субкультуре детства.
Объектом исследования является субкультура детства как необходимого этапа в инкультурации и социализации человека.
Предметом исследования выступает игра в качестве культурной константы, структурирующего элемента субкультуры детства.
Цель и задачи исследования.
Основной целью исследования является теоретико-историко-культурологический анализ игры как константы культуры, определяющей и структурирующей «мир детства».
Достижение выдвинутой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- исследовать сущность субкультуры детства;
- проанализировать историко-культурную динамику становления и развития «развитого детства»;
- изучить игру как константу культуры;
- рассмотреть динамику игры в детской субкультуре;
-провести сравнительный анализ традиционных и современных игр детей и рассмотреть в данном контексте процесс «иградизации» общества.
Гипотеза исследования. Философско-культурологический анализ детства предполагает, прежде всего, определение типов отношения человека к процессу взросления. Вместе с тем, вполне правомерен экскурс в проблематику исторического детства человечества. Можно полагать, что имеются общие черты ранних этапов развития культуры общества и культуры детства отдельного человека. Причем, анализ феномена детства в культурно-историческом контексте позволяет выдвинуть гипотезу, согласно которой, качество детства определяется наличием в нем творческих начал. Проникнуть в духовный смысл детства на каждом из этапов истории человечества достаточно сложно. Диапазон характеристик детства весьма широк: от «золотого века» в жизни человека, до «сундука, набитого страхами и комплексами», которые затем фатально определяют жизнь человека. Однако ведущей тенденцией в истории культуры является нарастание творческого игрового элемента в становящейся субкультуре детства и распространение его влияния на различные подсистемы социума.
Теоретико-методологические основы исследования. Данная работа выполнена, в русле деятельностного культурологического подхода к анализу детства как феномена культуры. Применялись методологические установки и конкретные приемы анализа структурно-функционального и исторического подходов, типологизации, моделирования. Теоретическую базу диссертации составили работы отечественных и зарубежных культурологов, социологов, этнографов, а эмпирическую — обширный конкретный материал по проблемам игры в педагогике и психологии.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- игра рассмотрена в качестве духовно-практической константы в истории культуры, определяющей характер формирования подрастающим поколением новых универсальных способностей и способов деятельностного отношения к миру;
- определена основополагающая тенденция исторической динамики субкультуры = детства, связанная с переходом от традиционных игр к современным с превалированием в последних креативного начала, что ведет, в конечном счете, к возникновению феномена «развитого» детства;
- выделены и проанализированы четыре базовые черты игры как константы культуры: свободная развивающая деятельность; творческий импровизационный, ее характер; эмоциональная насыщенность и наличие прямых или косвенных правил, отражающих логику, временную последовательность, содержание игры;
- осуществлен культурологический анализ феномена «иградизации общества» на основе изучения распространения доминантных установок «развитого детства» на мир «взрослой» культуры.
Тезисы, выносимые на защиту:
1.Детская игра есть не просто переосмысление уже осмысленного взрослыми, а способ определения ребенком своего места в мире людей, специфически человеческая форма его развития. В игре этот мир открывается и ребенку как «мир впервые». Образ взрослого, который первоначально «навязывается» детям обществом через сюжетно-ролевую игру, приобретает черты двуликости. С одной стороны, он обеспечивает социализирующую функцию игры (передачу некоторой суммы общественно необходимых знаний, умений и навыков), с другой становится; орудием свободного и творческого самоопределения ребенка в культуре. Именно второе служит ключевой предпосылкой возникновения в человеческой истории, феномена развитого детства.
Существует две основные исторические предпосылки развитого детства. Во-первых, это возникновение условий для творческого самоопределения детей в культуре через игру. Во-вторых, сложившаяся в истории культуры необходимость освоения детьми фонда общечеловеческих способностей.
2. Культуротворческая функция детства состоит в формировании подрастающим поколением исторически новых универсальных способностей, новых форм; деятельностного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения креативного (творческого) потенциала человечества. Этим современное детство отличается, скажем, от первобытного, античного или средневекового, что и позволяет считать его развитым. Значительная роль в реализации этой функции принадлежит именно дошкольному детству.
3. В игре, как в зеркале, отражаются константы человеческой культуры, то, что составляет ее вневременное содержание и обеспечивает ее преемственность. Схожесть детских игр — это схожесть нашего быта, времяпровождения, способов выражения, несмотря на разницу в их обличье; это такие же постоянные величины, как общечеловеческие нормы нравственности или. формы эстетической деятельности. Вместе с тем игра является более широким фактором общения, нежели речь. В силу заложенного в ней организующего начала, а также в силу иерархической структуры ее участников игра создает своего рода микрообщество, в рамках которого дети получают первоначальную подготовку в области общественного поведения.
Игровая деятельность как акт непосредственного творчества не запечатлевается в каком-то конечном виде,, а имеет процессуальный и преходящий характер, ее цель — изменение личности. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. Назначение детской игры в первую очередь состоит не в том, что бы научить ребенка определенным функциям, способностям, качествам, результатам, в игре ребенок, прежде всего, учится быть человеком.
4. Особый пласт традиционной культуры представляют традиционные или народные игры, транслирующие в своих сюжетах и в содержании особенности жизни и быта представителей этноса. В играх зафиксированы ценности непреходящего значения, свойственные этике, эстетике и менталитету народа. Приобщая последующие поколения играющих к общечеловеческим (универсальным), этническим и индивидуальным ценностям человеческого бытия, игры выполняют роль образовательного института развития личности. От того, каким игровым опытом- обладает человек, зависит его способность ориентироваться в тексте игры, а, следовательно, и в «тексте жизни».
Присвоение новыми поколениями опыта, заложенного в эталонной форме родовой деятельности, является основной исторического наследования реальных способностей в различных сферах жизнедеятельности. Это обстоятельство позволяет определить традиционную игру как такого рода деятельность, которая представляет собой переведенную в идеальную, знаковую и- текстовую форму карту реальной жизни, быта, отношений к миру, ориентирующую субъекта в смыслах бытия. Культурная среда традиционной игры проектирует прошлое в будущем, актуализируя функцию упреждающего переноса, некоего будущего акта, предвосхищаемого в настоящем.
5. Как «растворение» ребенка в мире, так и «замыкание» его внутри своего «я» лишают детство креативных начал, величайшего достижения культуры детства. Полный конформизм, ровно, как и полная; замкнутость, прежде всего обедняют духовную жизнь ребенка. Следовательно, одним из способов преодоления отчуждения и подготовки к жизни в бурно изменяющемся мире следует считать максимально возможный универсализм воспитания и образования с доминантой креативных начал в нем.
Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный: и межличностный подход к каждому ребенку. Игра - неоценимый в этом помощник. В игре ребенок - автор и исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и потому их фантазия становится более насыщенной, содержательной, интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуального, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игры самобытные и комплексные.
6.Виртуализация социума, формирование виртуальной социокультурной реальности расширяет возможности игры, втягивая в симулятивно-игровую деятельность как детей, так и взрослых.
Сегодня принципы деятельности «развитого детства» распространяются на все общество, на мир взрослых. Происходит «иградизация общества». Под иградизацией следует понимать внедрение принципов игры, эвристических элементов, в прагматические жизненные стратегии, что позволяет индивидам посредствам саморефлексии в условиях неопределенности, распространения институциональных рисков достаточно эффективно выполнять профессиональные и социокультурные роли. Иградизация, как и игра, представляет способ переживания реальности, присущий только человеку. Через культуру иградизация входит в нашу повседневную жизнь, образуя иградизированные массы.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области культурологии, связанные с проблемами игрового начала в субкультуре детства. Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по культурологии, философии и педагогике. Они имеют значение для практической деятельности всех специалистов, работающих с детьми.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на III Российском Философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия».
Результаты исследования использовались в учебном процессе, в практическом педагогическом процессе учителями начальной школы и воспитателями дошкольных учреждений.
Основное содержание работы раскрыто в опубликованных работах общим объемом 1,2 п.л.
Структура диссертации. Текст работы состоит из введения, четырех глав, включающих 11 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Творчество в пространстве культуры детства1999 год, доктор культурол. наук Куруленко, Элеонора Александровна
Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности2005 год, доктор педагогических наук Зацепина, Мария Борисовна
Трансформация детской повседневности в социокультурном пространстве школы: на материале 1980-х - 1990-х гг.2013 год, кандидат культурологии Ляшок, Александра Сергеевна
Традиционные способы и формы социализации детей и подростков у мордвы2002 год, доктор исторических наук Беляева, Надежда Федоровна
Идея историзма в психологии развития: Теорет.-методол. исслед.1997 год, доктор психологических наук Кудрявцев, Владимир Товиевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Савенко, Наталья Васильевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в заключение мы можем сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игры можно судить о быте, правах и навыках данного общества.
Большинству игр присущи четыре главные черты: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие); творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
92 Игра// Постмодернизм. Энциклопедия, Минск, 2001. С. 293, 294.
Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденное когда-либо действия и тем самым, приобретая определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.
В воображении ребенка палка легко превращается в коня, стул в автомобиль, таким образом, игра - абстрактное мышление ребенка. Другим фактором является их развитие. Более того, игра для ребенка - огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, где ребенок может все, что захочет. Все, что ему запрещается взрослыми.
Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей, человеческих проявлений. Традиционные формы игровой деятельности, народа, сложившейся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессов общения, отчужденность людей и т.п.
Тезаурус игр огромен и рассчитан преимущественно на конкретный возраст играющих, время года, уровень воспитанности и культуры и-т.д. и т.п. Что следует выделить в феномен игры особенно?
Первая культура, которую создал человек, - это игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети и взрослые совместно в семьях и общественных объединениях. Воспитание детей - самый запутанный и сложный вид творчества человека. Он требует создания системы просвещенной, гуманизированной культуры родительства, наставничества, цивилизованной школы, в которой необходимо найти место преобразующей игре, хранящей духовный потенциал общечеловеческих ценностей.
Игра — прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра - особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.
Игра - одновременно - это развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. И вместе с тем, «многочисленные игры ребят - работа», считал Я.Корчак, в которой не может быть «надо» и «не надо».
Игры коллективны, коммуникативны, в них, как в любви все «наше» -«наши игрушки», «наши песочницы», «наши дворы», ибо игра — совместное творчество и постижение мира, и она-послушна голосу совести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное и условное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьми выверяются1 истинное, пародийное и даже, как бы бессмысленное (нелепицы, перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включая игру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь также все решают мера, дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса.
Игры ценны автономно, но прежде всего в системе их использования. Системность игровой практики - это периодичность и длительность использования целенаправленных программ (групп, комплексов, «цепочек») игр, ориентированных на решение конкретных воспитательных задач, на конкретные жизненные ситуации.
А.С.Макаренко полагал, что создать некий идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, который можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному. Виды и сюжеты игр имеют и определенную стабильность, и вечно меняющуюся динамику и диалектику. Дидактизировать игру трудно, ибо дети практически всегда сами вырабатывают игровые действия, опираясь на условные правила, что поддерживает их бесконечное творчество, помогает занимать более высокие позиции, чем в обыденной жизни.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Савенко, Наталья Васильевна, 2004 год
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; 2000. - 624 с. - (Gaudeamus)
2. Аверин В.А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. -64 с.
3. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. Вып. III/НИИ детства РДФ; Под общ. ред. Е.М.Рыбинского. М., 1994. - 121 с.
4. Аликин В.А. Феномен игры в обществе: социально-философский анализ. Дис. канд. филос. наук, Новочеркасск, 2003.
5. Андреев И.Л. Мать и дитя в африканском менталитете. Человек, 1999, № 1.
6. Андреев И.Л. Каури-банк. Человек, 1999, № 2.
7. Андреев И. Л. Камикадзе саванны. Человек, 1999, № 4.
8. Андреев И.JI. Жестокий экзамен. Человек, 2000, № 3.
9. Антюхина A.B. Игра как социально-исторический феномен: понятие, предпосылки, функции. Дис. канд. филос. наук, Ростов-на-Дону, 1984.
10. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 400 с.
11. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я.Ю.Старцева при участии В.А.Бабинцева.- Екантеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. 416 с.
12. Басов М.Я. Общие основы педологии, М. Л., 1931.
13. Бердяев H.A. Самосознание (Опыт философской автобиографии). М., 1990.
14. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл Творчества. М., 1989.
15. Бернштам Т.А. Следы архаических ритуалов и культов в русских молодежных играх«Ящер» и «Олень» (опыт реконструкции) // Фольклор и этнография. Проблема реконструкции фактов традиционной культуры. Л, 1990.
16. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1992. 96 с.
17. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. -М: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 480 с.
18. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992.
19. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.А.Слаетенина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-288 с.
20. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учеб. пособие. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. - 196 с.
21. Бубер М. Я и ты. М., 1993.
22. Вайкс Алан. Энциклопедия азартных игр. Пер. с англ.- М.: Творчество «Ефрат», 1994.-240 с.
23. Винникотт Д. Игра и реальность М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002 - 288 с. (Серия: «Теория и практика психоанализа»)
24. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.
25. Вундт Вильгельм. Этика. СПб., 1887.
26. Выготский Л.Д.(записки конспекта) // Эльконин Д.Б. Психология игры. М„ 1987.
27. Выготский Л.Д. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.
28. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология./ Под ред. Д.Б.Эльконина. М/. Педагогика, 1984.- 432 е., ил. - (Акад. пед. наук СССР).
29. Вялова Г.П. Детство и общество: история и современность. Ростов-на-Дону, 1995.
30. Вялова Г.П. Детство ценность культуры. Дис. канд. филос. наук, Ростов-на-Дону, 1995.
31. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М., 1977. Т.2.
32. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики. М., 1974. Т.1.
33. Герасимов И. Игра и сознание (к постановке проблемы). -Общественные науки и современность, 1995, № 1.
34. Гринева Г. Ангел заката. // Книжное обозрение « Ex libris НГ», 05 февраля1998.
35. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916.
36. Гулыга A.B. Игровое поведение и творческое мышление. Природа, 1986, №4.
37. Детство в контексте культуры и образования: Материалы X Международной конференции "Ребенок в современном мире. Культура и детство". СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. 600 с.
38. Ежов Д.И., Лебедева Е.И. Создание развивающей среды для одаренных подростков // Ребенок в социокультурном пространстве современного города: Материалы XI Международной концепции «Ребенок в современном мире. Дети и город». СПб, 2002.
39. Жаров Л.В. Бисексуальная революция. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. -288 с. (Серия «Скромно о нескромном»)
40. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: «Деловая книга», 1995.-346 с.
41. Зеньковский В.В. Предисловие к кн.: Гроос К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916.
42. Зиновьева Т.Н. Отношение «человек-игрушка» в культуре. Дис. канд. филос.наук, Ростов-на-Дону, 2001.
43. Золотухина-АболинаЕ.В. Возвращение детского взгляда. (Эссе о жизни сознания).- Филос. и социол. мысль, 1990, № 11.
44. Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. СПб., 1998.
45. Игры народов мира. / Сост. Е. Пальгина. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. - 352 е.: ил. — (Популярная энциклопедия).
46. Казакова Н.Т. Феномен игры в философии: методологический анализ. Дис. канд. филос. наук, Иркутск, 1999.
47. Каттанах Э. Игровая терапия. Там, где небо встречается с бездной./ Пер. с англ. Е. Багдаевой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 288 с. (Серия «Как стать психологом»).
48. Кемп П., Арме К. Введение в биологию / Пер. с англ. М., 1988.
49. Кислов А.Г. Оправдание детства как феномен культуры: философский анализ. Дис. док. филос. наук, Екатеринбург, 2002.
50. Кичин В. Карманчуды атакуют планету. Дети во власти покемонов — родители в ужасе. // Известия, 20 ноября 1999.
51. Кичин В. Детки в клетке. ОРТ приготовило апокалипсис. // Известия, 19 декабря 2000.
52. Кливко-Апинян Т.А. Мир игры. СПб., 1992.
53. Климонтович Н. Игры самозабвенные. // Независимая газета, 11 ноября 2003.
54. Коваленко В.А. Проблема ценностей в творчестве. Автореферат дисс. докт. философ, наук. М.,1996.
55. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе. -Социологические исследования, 1978, № 3.
56. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., Главная редакция восточной литературы издательства, «Наука», 1988. 270 с.
57. Кон И.С. Этнография детства. Изд-во «Наука», Москва, 1983.
58. Кравченко С.А. Играизация российского общества (К обоснованию новой социологической парадигмы). — Общественные науки и современность, 2002, № 6.
59. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психологическое развитие ребенка: Учебное пособие. М. Изд-во УРАО, 1997. - 156 с.
60. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Культурно-образовательный статус детства. Социологические исследования, 2000, № 4.
61. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.
62. Куликова И.В. Игра как способ освоения мира человеком. Дис. канд. филос. наук, Москва, 2002.
63. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических курсов женских гимназий. /Сост. М. И. Демков. 5-е изд. Харьков, 1918.
64. Куруленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Дис. канд. филос. наук, Санкт-Петербург, 2003.
65. Лаза В.Д. Мир детства в русской православной традиции: философский анализ. Дис. канд. филос. наук, Ставрополь, 2002.
66. Лиханов А. Философия детства. // Независимая газета, 21 апреля 2000.
67. Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем». // Труды по знаковым системам. Тарту, 1967.
68. Луначарский A.B. Игра // Издание театрального раздела Наркомата по просвещению. Вып. 1. Пг., 1918.
69. Любимов Г.П. Творчество и повседневность // Философия детства и творчества: Тезисы докладов и сообщений VII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». СПб., 2000.
70. Маневский С.Е. О модусах культуры. Философские науки, 1989, №7.
71. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
72. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети нашего времени. Размышления детских психологов. М.: Изд-во «Информпечать» ИТРК РСПП, 2000. - 224 с.
73. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
74. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева. Сост. и послесловие И.С. Кона. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. 429 е., ил.
75. Миллер С. Психология игры. — СПб.: Университетская книга, 1999. 320 с.
76. Москвина A.B. Феноменология творчества в контексте отечественных образовательных традиций. Тезисы докладов и сообщений VIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Отечество и дети». СПб., 2001.
77. Несмеянова М.И. Детство как социально-философская проблема. Дис. канд. филос. наук, Ростов-на-Дону, 1987.
78. Новоселова C.JI. Родителям о детских играх и игрушках. М., 1992.
79. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. М., 1990.
80. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
81. Одаренные дети: Пер. с англ. 1VL, 1991.
82. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб.: Издательство «Питер», 1999. 288 е.: (Серия «Мастера психологи»).
83. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. 2-е изд., испр. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 542 с.
84. Педагогическое наследие русского зарубежья. М., 1993.
85. Песков В. Игра. // Комсомольская правда, 10 сентября 1999.
86. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932.
87. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1887.
88. Правдюк С.А. Социокультурные особенности виртуального времени. Дис. канд. соц. наук, Ростов-на-Дону, 2002.
89. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии./ Под ред. Б.М. Бим-Бада и O.E. Кошелевой. М.: Изд-во УРАО, 1998. - 432 с.
90. Прусс И. Ручки, ножки, огуречик. Знание - сила, 2002, № 12.
91. Развитие личности ребенка: Пер. с англ./ Обл. ред. А.М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.- 272 е.: ил.
92. Ретюнских Л.Т. Игра как она есть или онтология игры. — М.: МПГУ, Липецк Липецкое издательство Госкомпечати РФ, 1997. - 151 с.
93. Ретюнских Л.Т. Этика игры. М., «Прометей», 1998, 120 с.
94. Розин В.М. Природа и генезис игры. Вопросы философии, 1998, №2.
95. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994.
96. Сборник «Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа», С-Пб., 1998.
97. Сборник «Народные игры и игрушки», С-Пб., 2000.
98. Сигов К.Б. Человек вне игры и человек играющий. Филос. и социол. мысль, 1990, № 4.
99. Силласте Г. «Цветы жизни» в джунглях рынка. // Круг жизни № 3, 9 февраля 2001.
100. Словарь русского языка. М., 1985.
101. Современный энциклопедический словарь. М., 1989.
102. Спенсер Ч. Основания психологии. СПб., 1897.
103. Степанов О.В. Мир детства в условиях выживания (социально-правовые проблемы детства). Ростов-на-Дону, Изд-во РГПУ. 1997. — 302 с.
104. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
105. Юб.Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М.: Педагогика, 1988. - 128 с. - (Педагогика - родителям).
106. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности/ Вступительная статья Ф.Т. Михайлова. СПб.: «Алетейя», 2000. - 288 с.
107. Ю8.Устименко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре. -Философские науки, 1980, № 2.
108. Ю9.Устименко В.И. Эстетика игры. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия, 1983, № 3.
109. Ушинский К.Д. Собр. соч. В 8 т. Т. 8. Л., 1950.
110. Финк. Основные феномены человеческого бытия.// Проблемы человека в западной философии. М.,1988.
111. Франсуаза Дольто. На стороне подростка. СПб., издательство «Петербург - XXI век», 1997.
112. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1912.
113. Фурман О.Ю. Традиционные кинетические формулы хороводных игр семейских Забайкалья // Историческое, культурное и природноегнаследие. (Состояние, проблемы, трансляция.) Вып. 1. Улан-удэ, 1996.
114. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. M., 19921
115. Хренов H.A. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры. Общественные науки и современность, 2001, №2.
116. Хьелл Д., Зиглер Д. Теория Личности. СПб. 1997.
117. Чередникова М.П. «Голос детства из дальней дали.» (Игра, магия, миф в детской культуре) / Сост., ред., примеч., библ. указат. В.Ф.Шевченко. -М.: Лабиринт, 2002. 224 с.
118. Чуковский К.И. От двух до пяти. М. 1990.
119. Шиллер Ф. Собр. соч., т.6.
120. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Пг., 1922.
121. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., 1995. -800 с.
122. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-360 с.
123. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. Изд. 2-е, СПб., 1996.
124. Buytendiyk F.J.I. Wesen und Sinn des Spiels.
125. Piaget J. Play, Dreams and Imitation in Childhood. London, 1951.
126. Piaget J. Biologie et connaissance. Paris, 1967.
127. YulickL.H. Philosophy of Play. New York, 1940.
128. Mornet D. Histore de la lutterature classigue. 1940.
129. Sorel Cr. La Maison des Jeux.
130. Der Mensch und sein Spiel in der verplanten Welt. München, 1976.
131. Piaget J., Inhelder B. Psychologie de l'enfant. Paris, 1966.
132. Smith F. R. Social and Fantasy Play between Young Children. London, 1977.
133. Chateau J. Le jeu de l'enfant après trios ans, sa nature, sa discipline. Paris, 1955.
134. Chateau J. Le jeu de l'enfant // Psychologie de l'enfant sous la direction de Maurice Debesse. Paris, 1956.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.