Театр в культуре детства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Барановская, Светлана Александровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат культурологии Барановская, Светлана Александровна
Введение.
Глава 1. Детство как культурно-исторический феномен
§ 1. Творческая деятельность как онтологическая основа детства.
§ 2. Эволюция образа детства в истории культуры.
Глава 2. Театральное искусство и театральное творчество в культуре детства
§ 1. История детских театров в России.
§ 2. История детских театров в зарубежных странах.
§ 3. Театральное искусство и театральное творчество как способы гармонизации сущностных сил человека.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Школьный театр в системе культуры и образования2000 год, кандидат педагогических наук Лапина, Ольга Александровна
Социокультурные функции детского и молодежного театра2009 год, доктор культурологии Коханая, Ольга Евгеньевна
Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен2006 год, доктор педагогических наук Антонова, Ольга Александровна
Роль музыкального театра в становлении подрастающей личности: Из опыта работы оперного театра г. Челябинска1998 год, кандидат искусствоведения Иванова, Ольга Юрьевна
Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX - первой половины ХХ веков2011 год, доктор искусствоведения Немировская, Иза Абрамовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театр в культуре детства»
Актуальность темы исследования. Проблема становления личности занимает важное место в комплексе наук о человеке. В современной культуре все более актуальной становится задача углубленного изучения феномена детства как периода активного становления личности.
Детство - это особый тип мироотношения, миросозидания и мирочувствования, который характеризуется активной творческой деятельностью ребенка. Однако для творчества в современном мире остается не так много места. Это связано с ускорением темпов социокультурных изменений, с кризисом системы ценностей и отставанием в выработке способов адаптации. Этот диссонанс негативно сказывается на самом процессе социализации. Ныне существующая система воспитания, преимущественно базирующаяся на рационалистических ценностных системах, отодвигает проблемы развития эмоционально-эстетической сферы, связанные с духовно-нравственной стороной личности, на второй план. Такая односторонность влечет за собой деградацию личности. Научно-технический прогресс наряду с очевидными достижениями привел к таким негативным последствиям в развитии личности, как снижение уровня фантазии и воображения, абстрактного и образного мышления. Современный ребенок оказался в ситуации, когда окружающая его реальность всё меньше требует от него творческого освоения, а ведь творческая направленность всей деятельности человека является необходимым условием гармоничного развития его сущностных сил.
Кроме того, современная массовая культура продуцирует «человека -потребителя» неспособного к саморазвитию и самосовершенствованию. Под влиянием ценностей и идеалов массовой культуры современные дети и подростки не испытывают необходимость в самопознании и саморефлексии. Массовая культура тормозит развитие индивидуальности, духовной 3 неповторимости, внутренней свободы и творческого потенциала личности. Более всего это сказывается на подрастающем поколении, которое находится на пути становления и поиска ценностных оснований бытия.
Поэтому вопрос о человеке как субъекте культурного творчества в эпоху массовой культуры приобретает особое значение. Продуцирование «человека-творца», открытого для всех инноваций и ориентированного на творческий поиск во всех видах деятельности, — необходимое условие дальнейшего развития культуры. В этом контексте чрезвычайно значимой становится проблема театрального творчества в культуре детства. Театральное искусство и театральное творчество, в силу своей синтетической игровой природы, наиболее полно отражающей и удовлетворяющей внутреннюю потребность каждого ребенка в игре и подражании, оказываются особым художественным пространством, в котором возможен целостный и гармоничный процесс развития личности ребенка.
Актуальность и относительно малая изученность данного ракурса проблемы выводит исследование в ряд необходимых для глубокого изучения, что и позволило определить ее как тему диссертационной работы.
Стенень научной разработанности проблемы. Целостного научного исследования феномена детства в комплексе гуманитарных наук специально не предпринималось. Детство как социокультурный феномен остается объектом эпизодического внимания. Отсутствует целостное представление о, ребенке, а термин «детство» используется широко, многопланово и многозначно. Хотя, очевидно, что в последнее время пробуждается интерес к рассматриваемой проблематике, о чем свидетельствует проведение ежегодных конференций по проблемам культуры детства.
Несмотря на актуальность, тема специфики детского творчества и влияния искусства на становление личности ребенка не нашла должного обоснования в научной литературе. Наибольший интерес, с точки зрения степени разработки исследуемой проблемы, представляет работа 4
В. В. Зеньковского «Психология детства», в которой подробно рассмотрена творческая активность ребенка в процессе социализации. Вопросы, связанные с изучением данного аспекта темы, освещались и в трудах JI. С. Выготского, в которых творческая деятельность рассматривается как движущая сила психического развития ребенка. Существенный вклад в изучение феномена детства внесли такие психологи, как Д. Селли, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин, детский психоаналитик Ф. Дольто.
Феномен детской игры проанализирован в фундаментальном исследовании Й. Хейзинги «Homo ludens. Человек играющий».
Русская философская и педагогическая мысль немало внимания уделила вопросам изучения личности, её становления и формирования. Идея активности ребенка в процессе воспитания нашла свое отражение в философских работах В. Г. Белинского, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина и Н. О. Лосского, а также существенное значение в свете проблематики данного исследования имели педагогические труды С. Т. Шацкого, Н. Ф. Бунакова, К. П. Победоносцева, К. Д. Ушинского.
В историко-социологическом и этнографическом изучении детства наиболее полным и систематизированным исследованием является работа И. С. Кона «Ребенок и общество». Большой эмпирический материал был собран французским демографом и историком Ф. Ариесом, работа которого «Ребенок и семейная жизиь при старом порядке» незаменима в изучении вопросов эволюции образа детства в истории культуры, как и работы Ю. М. Лотмана, А. Я. Гуревича, Ж. Ле Гоффа, Н. Я. Берковского. При анализе образов детства в истории культуры были использованы труды Ж. Ж. Руссо, А. Я. Коменского, Д. Локка и И. Г. Песталоцци.
Изучение истории становления и развития детского театра в России основывается на нескольких группах источников. Первая группа источников представлена историко-искусствоведческими работами С. С. Данилова, И. И. Кузьмина, Л. Стариковой, И. Л. Любинского, В. Н. Всеволодского 5
Гернгросс, Л. Г. Шпет, А. Н. Гозенпуд, Б. Н. Асеева. Проблеме театра в учебных заведениях России посвящена монография О. А. Антоновой.
Вторая группа источников - воспоминания современников и основателей детских театров. Отдельно необходимо отметить воспоминания, выступления и статьи основателя первого ТЮЗа в России А. А. Брянцева, а также воспоминания Н. И. Сац, с именем которой связано становление музыкального театра для детей.
Особый интерес представляют статьи па страницах периодических изданий и сборников, посвященные зарубежному и отечественному театру для детей и детскому театральному творчеству: М. Н. Конорская, В. Каверин, А. Буткевич, Н. Н. Бахтин, В. Боцяновский, В. Дмитриевский, Л. Тихеева, Л. Лебедина, В. Бегунов, Е. Маркова, К. Арбузов, Е. Гришина и другие.
Важную для исследования группу источников представляют размышления режиссеров, драматургов и актеров о роли театра в жизни человека: К. С. Станиславский, А. И. Южин - Сумбатов, А. Д. Попова, М. О. Кнебель, В. А. Сперантова. Данная проблематика также рассматривается на уровне методических разработок А. Я. Михайловой, Е. В. Мигуновой, Э. Г. Чуриловой, В. А. Ильева, Ю. И. Рубиной.
Кроме монографий и статей в диссертационной работе проанализированы материалы конференций и «круглых столов», посвященные современной проблематике феномена детства: Международная конференция «История детства как предмет исследования: наследие Ф. Арьеса в Европе и России» (г. Москва, 1-2 октября, 2009); Международный круглый стол «Детство в научных, образовательных и художественных текстах: опыт прочтения и интерпретации» (г. Казань, 11-12 ноября, 2010); Научно-практическая конференция «Инновации в дошкольном образовании: теория, опыт, проблемы» (г. Чайковский, 14-15 декабря, 2005).
Отдельно необходимо отметить Международную конференцию «Ребенок в современном мире», проводимую в Санкт-Петербурге с 1993 года. 6
Материалы конференции, представленные научными публикациями А. П. Валицкой, А. А. Грякалова, А. А. Королькова, К. С. Пигрова, Н. Н. Суворова, К. В. Султанова, Е. Н. Устюговой и других, незаменимы в теоретическом и практическом осмыслении социокультурного феномена детства.
Труды М.С. Кагана, посвященные вопросам теории культуры и эстетики, являются методологической и научно-теоретической базой данного исследования. В концептуальном отношении определяющее значение для диссертационного исследования имела концепция антропологической структуры культуры Л. К. Кругловой. В работе использован эмпирический материал, полученный в ходе личного опыта работы с детьми и участия в детских театральных фестивалях.
Цель и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является выявление особенностей культуры детства и определение возможностей театрального искусства и театрального творчества в процессе социализации детей.
В соответствии с данной целью в исследовании выделены следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «детство»;
- определить специфику взаимоотношений ребенка с окружающим его миром;
- рассмотреть детство как феномен культуры;
- проследить особенности эволюции образа детства в истории культуры;
- изучить историю становления и развития театров для детей и детского театрального творчества в России;
- выявить особенности становления и развития театров для детей в зарубежных странах;
- определить влияние театрального искусства и собственно театрального творчества детей на становление личности ребенка на основе категориальной сетки» сущностных сил человека, таких как «телесное -духовное», «эмоциональное - рациональное», «субъектное - объектное», «индивидуальное - универсальное», «общественное - личное», «биологическое — социальное».
Методологическая и теоретическая база диссертации. Проблемы детства находятся на стыке наук, поэтому необходимо использование междисциплинарных подходов к изучению данного социокультурного феномена.
В качестве методологической базы диссертационного исследования использован системный подход, с позиций которого детство рассматривается как особая реальность, как сложный и многомерный феномен, который опосредован многими социокультурными факторами. Системный анализ культуры детства осуществляется с позиций антропологического подхода, рассматривающего культуру как способ саморазвития сущностных сил человека. В диссертационном исследовании этот подход занимает лидирующее положение, так как позволяет рассмотреть ребенка одновременно и как творение, и как творца культуры. Анализ влияния театрального искусства и театрального творчества па становление личности ребенка осуществляется через концепт «антропологическая структура культуры», фиксирующий принципиальную двойственность человеческой природы.
Кроме антропологического подхода значимым является эвристический подход, так как в диссертационном исследовании акцент в рассмотрении феномена детства делается на творчестве как онтологической основе детского освоения мира и человеческой культуры в целом.
В работе использованы также следующие методы:
- структурно-функциональный метод, применение которого обусловлено рассмотрением детства как социального пространства грандиозной субкультуры, как своеобразной культуры в культуре. Функциональный 8 анализ позволяет определить способы функционирования детской субкультуры, выявить значение театрального искусства и театрального творчества в процессе становления личности ребенка;
- историко-генетический метод, необходимость использования которого связана с изучением эволюции образа детства в истории культуры. Детство рассматривается как категория культурно-историческая, а процесс выделения театров для детей в специфический социальный институт культуры как следствие осознания уникальности периода детства и признания его онтологической ценности в жизни человека;
- диалектический метод, с позиций которого ребенок предстает как становящаяся личность, а детство как период активного и последовательного развертывания сущностных качеств человека. Становление личности ребенка - сложный диалектический процесс, существенно зависящий не только от социокультурных факторов, ценностных ориентаций общества и культуры, но и от меры активности самого ребенка.
Научная новизна исследования заключается в следующих основных положениях:
- в диссертационном исследовании проведено целостное рассмотрение детства как феномена культуры;
- определена специфика взаимоотношений ребенка с окружающим его миром, заключающаяся в том, что ребенок в процессе своего личностного бытия настроен па активную познавательную деятельность, а творчество является основой детского освоения мира и главной составляющей культуры детства;
- проведен анализ влияния театрального искусства и театрального творчества на становление личности ребенка через призму концепта «антропологическая структура культуры», позволяющего рассматривать театральное творчество и театральное искусство как один из эффективных способов гармонизации сущностных сил человека; 9
- обоснована необходимость развития синтетических форм театра для детей, предусматривающих непосредственное участие юных зрителей в игровой форме в театральном действии, а также использование всех театральных форм и возможностей с целью разностороннего ознакомления детей с театральным искусством.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Основой детского освоения мира и главной составляющей культуры детства является творческая активность ребенка, который не только приспосабливается к предметно-пространственному миру, но и творит его, создавая понятные для себя образы. Отношение детей к миру определяют эстетические переживания и постоянная ориентация на творческое самовыражение.
2. Ребенок в процессе своего личностного бытия вступает в сложные субъектно-объектные отношения с окружающим его миром. Ребенок - это не только объект формирования, но активный субъект жизнедеятельности; существо, одновременно творимое культурой и творящее её. Детство наглядно показывает, что человек в процессе своего становления как личности соединяет в себе природное, социальное и культурное.
3. Детство - это категория культурно-историческая. Понимание своеобразия детства и формирование представления о ребенке как становящейся личности происходило на фоне постепенного осознания человечеством своей внутренней природы. Культура детства и исторические образы детства опосредованы многими социокультурными факторами, а длительность и содержание периода детства как фазы жизненного пути человека находятся в прямой зависимости от степени развитости материальной и духовной культуры общества.
4. История детских театров в России прошла путь от так называемого школьного театра, возникшего в XVII веке, до создания в начале XX века профессиональных театров для детей как специального социального
10 института культуры. История становления театров для детей и развитие детского театрального творчества демонстрируют изменение отношения общества к периоду детства.
5. Рассмотрение влияния театрального искусства и театрального творчества на становление личности ребенка осуществляется на основе «категориальной сетки» сущностных сил человека, которая конструируется из следующих пар категорий: «телесное и духовное», «эмоциональное и рациональное», «субъектное - объектное», «индивидуальное -универсальное», «общественное и личное», «биологическое и социальное». Анализ влияния театрального искусства и театрального творчества на ребенка через призму концепта «антропологическая структура культуры» демонстрирует, что театральное искусство и театральное творчество являются эффективными способами развития всех сущностных сил человека.
Теоретическая и практическая значимость работы. Проведенное исследование и полученные результаты существенно расширяют имеющиеся научные представления о роли театрального искусства и театрального творчества в процессе формирования личности ребенка.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в воспитательной, экспертной и проектной деятельности, в лекционных курсах по культурологии, теории и истории культуры, эстетике, а также при чтении спецкурсов для студентов гуманитарных факультетов и художественных вузов. Материалы могут быть использованы в специальных образовательных учреждениях, в работе центров развития и в домах детского творчества.
Апробация работы. Различные аспекты диссертации в форме научных докладов были изложены на четырех научных конференциях в Санкт-Петербурге: «Дни Петербургской Философии» 15-17 ноября 2007 г., «Дни Петербургской Философии» 20-22 ноября 2008 г., «Дни Петербургской Философии» 19 - 21 ноября 2009 г., XV Международная конференция
Ребенок в современном мире. Искусство и дети» 16-18 апреля 2008 г. и XVII Международная конференция «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства» 21-23 апреля 2010 г.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и культурологии гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций. Материалы работы отражены в 6 научных статьях (в том числе 1 статья опубликована в издании, рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ) общим объемом 2,3 п.л.
Основные публикации автора по теме диссертации:
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Барановская С. А. Театр в культуре детства: антропологический подход // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - СПб., 2011, №1 (Том 2. Философия). С. 238 - 245. - 0,5 п.л.
Статьи:
2. Барановская С. А. Театр в культуре детства // Материалы XV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети», - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2008. С. 115-118. - 0, 25 п.л.
3. Барановская С. А. «Станиславский обыкновенный гений и необыкновенный человек» // Дни Петербургской философии - 2007. Материалы круглого стола «Философия культуры и культурология: традиции и инновации», - СПб., 2008. С. 35-42. - 0, 25 п.л.
4. Барановская С. А. Ребенок в контексте субъектно-объектной парадигмы // Дни Петербургской философии - 2008. Материалы круглого стола «Человек как творец и творение культуры». Сб. ст. - СПб., 2009. С. 25-34. - 0, 5 п.л.
5. Барановская С. А. Игра как форма диалога ребенка с миром // Дни Петербургской философии - 2009. Материалы круглого стола «Диалог культур и культура диалога». Сб. ст. - СПб., 2010.С. 31-38. - 0, 3 п. л.
6. Барановская С. А. «Фабрика человеческих душ» // Материалы XVII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства», - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010. С. 103-111.-0, 5 п.л.
Структура диссертации. Структура и последовательность изложения материала обусловлены логикой, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, списка литературы, включающего более 200 источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Киселева, Ирина Евгеньевна
Театр, где играют дети, в поисках собственной идентичности2002 год, кандидат искусствоведения Никитина, Александра Борисовна
Воспитание учащихся средствами театрального искусства в России второй половины XIX - начала XX вв.2002 год, кандидат педагогических наук Ильина, Елена Александровна
Тенденции в развитии музыкально-театрального искусства на Южном Урале2009 год, кандидат искусствоведения Шадрина, Елена Анатольевна
Детский театр как среда воспитания творческих интересов подростков2004 год, кандидат педагогических наук Стрелков, Дмитрий Леонидович
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Барановская, Светлана Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детство — это особый тип мироотношения, миросозидания и мирочувствования, который характеризуется, прежде всего, активной творческой деятельностью ребенка. В период детства доминирует эмоциональность. Отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер, детство насыщено эстетическими переживаниями. Эстетическая жизнь ребенка отличается универсализмом, что находит свое выражение в универсальности эстетической активности у детей - детей привлекают все виды творчества.
Культура детства включает в себя разнообразные культурные практики, в которых ребенок может выступать как субъект и как объект подобных практик. Ребенок в процессе своего личностного бытия вступает в сложные субъектно-объектные отношения с окружающим его миром. Процесс социализации подразумевает под собой не односторонний процесс, направленный на ребенка как на объект формирования, а сложный диалектический процесс взаимодействия ребенка и среды. Становление свойств личности протекает, во-первых, неравномерно и соответственно той социальной роли, которую выполняет в обществе ребёнок, а во-вторых, соответственно уровню созревания индивидуальных качеств и степени активности личности ребенка. Активность ребенка наиболее ярко проявляется в игровой деятельности. Игры являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства.
Анализ особенностей детской субкультуры показывает, что детство -своеобразная культура в культуре. Пространству детского мира соответствует своя логика. Существование детской субкультуры подтверждает уникальность и автономность детского мира. Детская субкультура выполняет ряд важных функций:
1. Социализирующая функция. Дети самовыражаются личностно и утверждают своё существование в коллективе сверстников.
2. Обучающая функция. Детское сообщество вместе с семьей берет на себя обучающую и воспитывающую функцию.
3. Психотерапевтическая функция. Пространство детской субкультуры создает ребенку защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира.
4. Культуроохранительная функция. В недрах детской субкультуры сохраняются устные тексы, обряды, элементы сакральности и прочее, что утрачивается в ходе развития человеческой цивилизации.
5. Прогностическая функция. Прогностическая функция проявляется в том, что в детской субкультуре существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, с которыми он будет вынужден сталкиваться в процессе своего развития.
Рассмотрение эволюции образа детства в истории культуры демонстрирует, что детство - это категория культурно-историческая. Культура детства и образы детства опосредованы многими социокультурными факторами, а также уровнем развития духовной и материальной культуры общества. Детство - это понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание. В истории культуры можно выделить несколько основных образов детства:
1. Детство как отдельная стадия подготовки ребенка к труду, как процесс овладения орудиями труда. Задача воспитания сделать детей, прежде всего, полноценными участниками производственного процесса. Отношение к ребенку формируется исходя из ожидаемой от него в будущем социальной роли. Подобное отношение к ребенку и периоду детства характерно, главным образом, для ранних этапов развития человеческого общества, для архаических культур, где наблюдается наличие исходного единства трудовой деятельности и воспитания;
2. Образ ребенка как маленького или «неполноценного» взрослого, как его уменьшенная «копия», которого следует подготовить к взрослой жизни, сформировать и обучить. Ребенок понимается, прежде всего, как объект воспитания. Детство не является самоценным этапом жизни, но является подготовкой к ней. Дети ценятся как кандидаты в будущие взрослые. Этот образ ребенка характерен для культуры Средневековья;
3. С эпохи Возрождения, когда человеческая личность провозглашается высшей социальной и моральной ценностью, происходит становление антропоцентричного мировоззрения и автономизация личности от сословных, общинных и семейных связей, развивается социальная и личностная рефлексия, происходят заметные, хотя и несравнимые с культурой Нового времени, сдвиги в отношении к ребенку и периоду детства. Образ детства как символ некоего идеального мира, некое напоминание о первоначальной чистоте человека и о его божественной природе формируется в эпоху романтизма, которая установила культ идеализированного детства;
4. Ребенок как символ врожденной человеческой слабости, «жертва» общества, спасти которую может только гуманизм. Этот трагический образ детства, демонстрирующий страдания ребенка в жестоком мире, появился в> литературе и искусстве нового времени и продолжает существовать в современной культуре. Хотя XX век ознаменовался важными событиями, изменившими отношение к феномену детства и признавшими самоценность этого периода, само отношение к ребенку осталось по-прежнему неоднозначным.
Процесс осознания значимости детства как периода не просто подготовки к овладению социальными нормами и правилами, профессиональными навыками и умениями, но как онтологически значимого периода в жизни каждого человека, происходил параллельно процессу признания ценности отдельной личности. С признанием за периодом детства значимости в процессе становления личности стали создаваться специальные институты социализации, к числу которых относятся театры для детей.
Трудно переоценить значение, которое имеет театральное искусство и театральное творчество для формирующегося сознания ребенка. История детских театров в России прошла путь от так называемого школьного театра, возникшего в XVII веке, до создания в начале XX века профессиональных театров для детей. Начиная с XVII века, лучшая часть педагогов признавала за театром большую культурную и воспитательную роль, но в системе культуры XVII - XVIII вв. школьный театр был, прежде всего, развернутым педагогическим приемом, который облегчал обязательное в школьной практике запоминание изречений древних авторов, наглядным пособием по поэтике и риторике. Только в 60-е годы XIX века, когда волна реформ захватила все сферы русской жизни, проблема школьного театра и вообще театра для детей привлекла к себе должное внимание. Этот период характеризуется крайними точками зрения на детский театр и его влияние на становление личности.
История развития театра для детей в зарубежных странах имеет несколько особенностей. Во-первых, традиция театра для детей во многих европейских странах связана с рождественскими театральными постановками на библейские и фольклорные сюжеты. В число таких стран входит Швеция, Норвегия и Франция. Профессиональный театр в ряде стран развивался также исходя и из других национальных традиций. Например, в Польше, Турции, Китае, Мексике и Италии театр для детей - это, в первую очередь, кукольный театр. Во-вторых, становление и развитие детского театра в зарубежных странах обязано главным образом частной инициативе и личной активности художников.
В ходе исследования стало очевидно, что признание значимости театрального искусства в культуре детства началось только с XX века, когда искусству стали отводить важнейшее место в формировании личности
149 ребенка. В это время были основаны первые профессиональные театры для детей. Именно в 20-е годы XX века рождалась и впервые формировалась азбучная истина современных ТЮЗов - «специфика детского театра - в его зрителе».
Феномен детства выявляет, что человек - это существо, диалектически соединяющее в себе природное, социальное и культурное. В детстве любых эпох чувствуется смесь универсального и специфического. Поэтому рассмотрение влияния театрального искусства на ребенка через призму концепта «антропологическая структура культуры», которая отражает двойственность человеческого существа, позволяет всесторонне рассмотреть процесс влияния театрального искусства и театрального творчества на формирование личности ребенка с учетом специфики природы детства.
Анализ влияния театрального искусства и театрального творчества на основе «категориальной сетки» сущностных сил человека: «телесное и духовное», «эмоциональное и рациональное», «субъектное — объектное», «индивидуальное - универсальное», «общественное и личное», «биологическое и социальное», - доказывает, что театральное искусство и театральное творчество являются эффективными способами гармонизации сущностных сил человека.
Собственно театральное творчество детей благоприятно влияет на их физическое состояние посредством физических нагрузок, а именно хореографии, танца, пластики и т.д., неотъемлемых при занятии детей искусством театра. Театр, как и все искусство в целом, выполняет терапевтическую функцию, которая влияет на «телесность» и «духовность» ребенка, создавая положительный эмоциональный настрой и снимая психологическую напряженность.
Театр занимает, прежде всего, одно из важнейших мест в процессе духовно-нравственного становления личности, так как сокровенной спецификой искусства является его связь со сферой духовного.
150
Рассмотрение категории «духовность» показывает, что театральное искусство и театральное творчество активизируют познавательный интерес детей, способствуют развитию художественного вкуса, удовлетворяют насущную потребность в самопознании и в самоутверждении, а также приобщает детей к театральной и общечеловеческой культуре.
Театральная деятельность, являясь глубоко эмоциональной, развивает чувственную и аффектную сферы у детей, их воображение и фантазию. В ходе совместного театрального творчества у детей' вырабатывается способность управлять своими чувствами и подчинять им игровые действия. Глубокие эмоциональные напряжения на спектаклях поднимают ребенка на новую ступень развития личности, приводя в движение мысль и ее волевые устремления.
Театр как вид искусства предъявляет особые требования к восприятию претворяемой им в ткани художественных образов действительности. Поэтому театральное искусство развивает главный талант ребенка-зрителя -способность к содействию, сотворчеству. Театр максимально проявляет детскую индивидуальность. В восприятии театрального действа принимает участие вся личность ребенка: мысль, чувство, воображение, а театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества.
Театральное искусство, в том числе и< собственно театральное творчество детей, решает сложную задачу согласования общественных и личных интересов наиболее гармонично. Театр является тем искусством, где «личное» и «общественное» взаимопроникают друг в друга, объединяются некой общей художественной идеей и целью. Поэтому театральное искусство, в большей мере собственно-детское театральное творчество, формирует правильную модель поведения в мире. Это выражается в формировании социальной компетентности детей, в овладении коммуникативными способностями и навыками коллективного творчества.
Рассмотрение категорий «биологическое - социальное» в контексте проблематики исследования показывает, что драматическое творчество наиболее близко психологии ребенка, театральное искусство наиболее полно г отражает и удовлетворяет внутреннюю потребность каждого ребенка в игре и подражании. Склонность детей к играм драматического характера связана с тем, что детям свойственен так называемый «драматический инстинкт». В играх проявляется стремление каждого ребенка к инобытию и его страсть к перевоплощению, с игры начинается развитие творческих способностей личности.
Исходя из игровой природы театрального искусства и свойственного детям «драматического инстинкта» актуальной становится проблема развития новых форм театра для детей, предусматривающих соучастие юных зрителей в ходе спектакля. Традиционные формы театра для детей не изжили себя, но необходимо широкое развитие его синтетических форм, где спектакли создавались бы на основе театрализованной игры артистов со зрительным залом, а детская активность превращалась бы в движущую силу развития сценария. Театр для детей должен быть преимущественно театром синтетическим, включающим музыку, песню, танец, увлекательный сюжет, где широко использовались бы все театральные возможности и формы.
Обществу необходимо задуматься над проблематикой детства, ведь как сказал В. Гюго, начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним и составляющие его неотъемлемую часть. Нельзя оставлять без внимания вопросы, связанные с воспитанием и образованием молодого поколения, пониманием и изучением специфики культуры детства. К сожалению, вопрос воспитания детей как будущих носителей и создателей культуры и ее ценностей стоит отнюдь не в первых рядах проблем современности. А как все же важно помнить неизменную истину, что дети - наше будущее. От того, какое будет воспитано поколение, зависит намного больше в мире, чем от количества материальных благ и материальных ценностей.
Современный образ детства должен формироваться на основе гуманистических идей и признания ценности этого периода в жизни отдельного человека и общества в целом. Главная задача воспитания - не только приобщение детей к многообразной социальной традиции, а в первую очередь - гармоничное развитие их природных способностей на основе творческой деятельности, являющейся онтологической основой детства. Подобная задача выдвигается современной социокультурной ситуацией, которая характеризуется преждевременным «взрослением», несущим с собой опасность либо крайней односторонности развития, либо вообще остановки роста духовных сил и способностей ребенка. На эту опасность в развитии детей многократно указывал в своих статьях ещё В. Г. Белинский, который писал: «Юноши, переходящие в старость мимо возмужалости, отвратительны, как старички, которые хотят казаться юношами <.> Всему свой черед. Неестественно и преждевременно развивающиеся дети -нравственные уроды» . Эта очень глубокая и важная мысль вправе стать неким негласным лозунгом современности.
257 Белинский В. Г. Поли. Собр. соч. Т. 5. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. С.86.
153 л
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Барановская, Светлана Александровна, 2011 год
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства.- М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.
2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный институт; - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с.
3. Абраменкова В. В. Игра и игрушка наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. М.: Даниловский благовестник, 2001. - 144 с.
4. Абраменкова В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии, 2008, № 1. С. 175-189.
5. Авдеев А. Д. Происхождение театра: элементы театра в первобытнообщинном строе. Л.-М.: Искусство, 1959.- 266 е.: ил
6. Авров Д. А. Спектакль и зритель.- М.: Просвещение, 1985. 96 с.
7. Айхенвальд Ю. Мельпомена и дети (о роли театра в эстетическом воспитании) // Семья и школа, №5, 1968. С. 15-17.
8. Ананьев Б'. Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А. А. Бодалева М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
10. Английские дети без театра // Театр, 1961, № 6. С. 188.
11. Андреева Т. П. Роль театрального кружка в воспитании советских школьников. М.: Знание, 1950. - 45 с.
12. Антонова О. А. Школьный театр в истории образования России (ХУП-ХХ1 вв.). Монография. Издание второе, переработанное и дополненное. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. - 275 с.
13. Анун Роже. Цивилизация Древнего Рима/ Р. Анун, Дж. Шейд; Пер. с фр. Бородычевой И. С., Китайцевой А. А. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. -176 е.: ил.
14. Арбузов К. Искусство служения детству // Театр, 1989, № 12. С. 165170.
15. Аронов С. Театр юного зрителя в СССР. По материалам первого тура всесоюзного смотра. М.- Л.: Искусство, 1940. - 68 с.
16. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке/Пер. с фр. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.- 416 с.
17. Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII в.- М.: Искусство, 1977. 576 с.
18. Бахтин Н. Н. О детском театре // Русская школа, 1913, №9. С. 51-63.
19. Бахтин И. Н. Воспитательное значение театра // Сб. педагогических статей, СПб, 1907. С. 32-49.
20. Бахтин Н. Н. Детский театр и значение его для народной школы // Художественно-педагогический журнал, 1914, №2. С. 23-26.
21. Бегунов В. Неправильная кофейная гуща // Современная драматургия, 2000, №4. С. 159-165.
22. Белинский В. Г. Поли. собр. соч., т. 1-ХШ. М., изд-во АН СССР, 19531959.
23. Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии.-СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. 416 с.
24. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Терра - Книжный клуб, 1998.-384 с.
25. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-608 с.
26. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001.- 512 с.
27. Берн Э. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы /Эрик Берн; (пер. с. Англ. А. Грузберга). М.: Эксмо, 2009. -576 с.
28. Берн Э. Познай себя.- Екатеринбург: Литур, 1999. 368 с.
29. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. -М.: Прогресс. 1988.- 399 с.
30. Благонадеждина Л. В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие // Вопросы психологии, 1968, № 4. С. 15-28.
31. Болтунов А. П. Оценка театральных представлений детьми // Педагогическая мысль, 1923, № 3. С. 76-79.
32. Боцяновский В. Детский театр // Художественно-педагогический журнал, 1910, №1. С. 4-6.
33. Бояджиев Г. Н. Душа театра. М.: Молодая гвардия, 1974. - 368 с. ил.
34. Бояджиев Г. Н. Театральность и правда. М.: Искусство, 1960. - 464 с.
35. Брянцев А. А. Театр юного зрителя // Жизнь искусства, 13 сентября, 1921.
36. Брянцев А. А. Воспоминания, статьи, выступления, дневники, письма. М.: Издание ВТО, 1979. - 296 с.
37. Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/ Пер. с нем. С. Бриллианта. — Смоленск: Русич, 2003. 448 е., ил.
38. Бунаков Н. Ф. Избр. пед. сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. -412 с.
39. Бунаков II. Ф. Сельская школа и народная жизнь. Успехи и культурная сила народного театра // Русский начальный учитель, 1901, №4. С. 168-169.
40. Буткевич А. Воспитательное значение детского театра // Воспитание и обучение, 1909, №5. С. 145-158.
41. Валицкая А. П., Султанов К. В. Детство и общество в контексте культуры.- СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2009. 394 с.156
42. Валицкая А. П., Султанов К. В. Детство и общество в современной гуманитаристике // Искусство и дети: Материалы XV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети». -СПб.: Изд-во Политех, ун-та. 2008. С. 9-15.
43. Валицкая А. П. Новая школа России: культуротворческая модель. Монография. Под ред. профессора В. В. Макаева. СПб.: изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 146 с.
44. Валицкая А. П. Образование в России: стратегия выбора. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.-128 с.
45. Василииина И. Хлеб, любовь.а фантазия? // Театр, 1961, № 6. С.71-76.
46. Вейнберг П. И. Гимназисты-актеры // Театр и искусство, 1904, №38. С.53-65.
47. В кругу Матвея Дубровина. Сб. статей./Сост. Е. Ю. Сазонов. СПб.: Балтийские сезоны, 2006. - 207 с.
48. В помощь семье и школе : сборник. / сост. Н. Н. Бахтин и др. — М. : Польза, 1911 . 240 с. : ил.
49. Всеволодский Гернгросс В. Н. История русского театра. - Л.- М.: Искусство, 1970. - 235 с.
50. Всеволодский Гернгросс В. Н. Русский театр второй половины XVII века. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. - 374 с.
51. Всеволодский Гернгросс В.Н. Театр в России при императрице Елисавете Петровне. - СПб.: Гиперион, 2003. - 335 с.53. «Волшебный дом» в театре «Карусель» // Современная драматургия, 1999, №3. С. 193, 228.
52. Выготский JT. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.: Союз, 1997.-91 с.
53. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1998. - 416 с.
54. Выготский Л. С. Игры детей.- М.: изд-во Акад. пед. наук, 1956. 51 с.
55. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
56. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 225 с.
57. Г егель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. В 2-х томах. Том 1. — СПб.: Наука, 2007. 624 с.
58. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. В 2-х томах. Том 2. СПб.: Наука, 2007. - 608 с.
59. Генкин Д. М. Театрализованные формы массовой работы. Л.: Знание, 1969. - 75 с.
60. Гессен И. С. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
61. Глаголин Б. С. Несколько слов о детском театре. Изд-ие 2-е. Саратов, типо-лит. П. С. Феокритова, 1905.- 15 с.
62. Гозенпуд А. Н. Центральный Детский Театр 1936-1961. М.: Наука, 1967. - 307 с.
63. Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьника. М.: Просвещение, 1978.-160 с.
64. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки Станиславского. Беседы и записи репетиций. М.: Искусство, 1962. - 575 с.
65. Горький М. О том, как я учился писать, //http://readr.ru/maksim-gorkiy-o-tom-kak-ya-uchilsya-pisat.html.
66. Гришина Е. Воспитание театром // Театр, 1973, №8. С.132-135.
67. Грякалов А. А. Воробьев Ю. Л. Искусство детства: антропология и событие // Искусство и дети: Материалы XV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети». -СПб.: Изд-во Политех, ун-та. 2008. С. 15-19.
68. Грякалов А. А. Философия и транспедагогика детства // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.53-62
69. Грякалов А. А. Духовные ценности и космо-антропология детства // Материалы XVII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства». СПб.: Изд-во Политехнического университета ,2010. С. 18-22.
70. Гусев В. Е. Истоки русского народного театра. Л.: ЛГИТМИК, 1977.87 с.
71. Гуревич А. Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006,- 544 с.
72. Гуревич А. Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. Книга для чтения. 2-е изд. М.: Издательство «МБА», 2008. 320 с.
73. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Просвещение, 1972. -234 с.
74. Данилов С. С. Очерки по истории русского драматического театра. Л. М.: Искусство, 1948.-587 с.
75. Детский театр это серьезно! Сб. ст. /Сост. Т. Е. Лесина; Санкт-Петербургский гор. Дворец творчества юных .- СПб.: ГДТЮ, 2002. — 160 с.
76. Детские и молодежные театры мира. В кн. Kinder- und Jugendtheater der Welt. Berlin.: Henschelverlag Berlin, 1984 276 c.
77. Джонсон X. В. Драматизация как метод преподавания. Пер. с англ. Р. Ландсберг.- М.: 1917. 44 с.
78. Дилигенский Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии, 1990, № 3. С. 31-45.
79. Дмитриев Г. А. Раздвинулся занавес школьного театра. М.: Просвещение, 1965. - 150 с.
80. Дмитриевский В. Н. Друг счастливого детства (Театр юных зрителей) // Мы идем в театр. Сб. статей. Составитель А. А. Литвин. Л.:- Лениздат, 1978. С. 239-268.
81. Дмитриевский В. Н. Театр юных поколений (Ленинградский Тюз). -Л.: Искусство, 1975.-216 с.
82. Древняя Греция. Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. Изд-е 3-е. -М.: Учпедгиз, 1963. 339 е.: ил.
83. Добринская Е. И. Соотношение искусства и игры как эстетическая проблема. Л.: Наука, 1975. - 250 с.
84. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.- 272 с.
85. Дольто Ф. На стороне ребенка/Франсуаза Дольто.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. 717 с.
86. Ершова А. П. Искусство в жизни детей. М.: Просвещение, 1991. -127с.
87. Захаров Е. 3. Театр как вид искусства. М.: Знание, 1987.- 43 с.
88. Заховаева А. Г. Искусство: социально-философский анализ. М.: КомКнига, 2005. - 208 с.
89. Зельцер С. Д. А. А. Брянцев. М.: Издание ВТО. 1962. - 292 с.
90. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-347 с.
91. Ильев.В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект Пресс, 1993.127 с.
92. Ильи. И. А. Почему мы верим в Россию/ Сочинения. И. А. Ильин. -М.: Эксмо, 2006.-912 с.
93. История русского советского драматического театра. Кн. I (19171945). Под общей ред. Ю. А. Дмитриева и др. М.: Просвещение, 1984.-335с.
94. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике, ч. II. Изд-во ЛГУ, 1964.- 232 с.
95. Каган М. С. Социальные функции искусства. Л: Знание, 1978. -34 с.
96. Каган М. С. Художественная культура как система // Избранные труды в 7 томах. Том V. Книга 1. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики.- СПб.: ИД «Петрополис», 2008. 408 с.
97. Каган М. С. О воспитании как специфической социальной деятельности и о роли искусства в нем // Избранные труды в 7 томах. Том III. Труды по проблемам теории культуры.- СПб.: ИД «Петрополис», 2007. 758 с.
98. Каган М. С. Искусство как форма самосознания культуры // Избранные труды в 7 томах. Том V. Книга 2. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики.- СПб.: ИД «Петрополис», 2008. 897 с.
99. Каган М. С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций // Избранные труды в 7 томах. Том V. Книга 2. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики.- СПб.: ИД «Петрополис», 2008. -897 с.
100. Каган М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 440с.
101. Каган М. С. Внутренний диалог как закономерность художественно-творческого процесса // Избранные труды в 7 томах. Том V. Книга 2. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики.- СПб: ИД «Петрополис», 2008,- 897 с.
102. Каган М. С. Гуманизм как проблема научной философской антропологии// Избранные труды в 7 томах. Том III. Труды по проблемам теории культуры.- СПб: ИД «Петрополис», 2007. 758 с.
103. Каргин А. С. Единство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности.- М.: Просвещение, 1977. 86 с.
104. Катинская Н., Федоренко Е. Кому он нужен, этот ТЮЗ? // Культура, 2004, №23, 10-16 июня. С. 14.
105. Квятковский Е. В. Исследование художественных интересов школьников. М.: Просвещение, 1975. -138 с.
106. Кисилев Ю. Когда же мы, наконец, поумнеем?//Театральная жизнь, 1996, №6. С.21.
107. Кнебель М. О. Вся жизнь. М.: Издание ВТО, 1967.-586 с.
108. Кнебель М. О. Педагогика и театр. М.: Искусство, 1976. - 405 с.
109. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие/Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.- М.: Педагогика, 1988. 416 с.
110. Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. - 270 с.
111. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367 с. '
112. Конорская М. PI. Детский театр, его вред и польза. Издание поставщиков его императорского величества товарищества М.О. Вольф, СПб., 4 мая 1904 г. 16 с.
113. Корогодский 3. Я. Театр юных завтра // Театральная жизнь. 1996, № 6. С.12-14.
114. Корогодский 3. Я. Играй, театр. М.: Советская Россия, 1982. -160с
115. Корчак Я. Как любить ребенка / Януш Корчак; пер. с польск. К. Э. Сенкевич. Екатеринбург: У - Фактория; М.: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 384 с.
116. Круглова Л. К. Жизнеобеспечивающие функции культуры //Фундаментальные проблемы культурологии в 4-х томах. Том 1, Теория культуры, СПб, АЛАТЕЙЯ, 2008. С. 330-344.
117. Круглова Л. К. Интегративная роль антропологического принципа в культурологии // Выбор метода. Изучение культуры в России 1990-х годов, сб. ст. - М.: РГГУ. 2000. С.295-300.
118. Круглова Л. К. Универсальный гуманизм как новый цивилизационный принцип// Первый Российский философский конгресс, том VII Философия и проблема человека, СПб., 1997. С. 193-205.
119. Кузьмин А. И. У истоков русского театра. М.: Просвещение, 1984. -160 е., ил.
120. Лебедина Л. Детские театры со взрослым лицом // Театральная жизнь: Литературно-художественный журнал. -М., 2001. № 7. С. 20-23.
121. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./Общ. Ред. Ю. Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича.- М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.-376 с.
122. Ленинградский Государственный Театр Юных Зрителей. — Л. М.: Искусство, 1958. - 32 е.: ил.
123. Леонтьев А. Н. Восприятие и деятельность. М.: изд-во МГУ, 1976. -320 с.
124. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: изд-во МГУ, 1981.584 с.
125. Леонтьев А. Н. Очерки психологии детей (младший школьный возраст). М.: изд-во Акад.пед.наук, 1950. - 192 с.
126. Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. -Л.: Наука, 1984.-295 с.
127. Лишип О. В. Подросток в эпоху перемен // Мир психологии, №4, 2007. С. 11-26.
128. Лосский Н. О. Мир как осуществление Красоты- М.: Прогресс-Традиция, 1998.-416 с.
129. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ-начало XIX века).- СПб.: Искусство-СПБ, 2002. -413 с.
130. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство - СПБ, 1998. -702с.
131. Луначарская С. Театр для детей как орудие коммунистического воспитания. М.-Л.: Гос. изд. худ. лит., 1931. - 99 с
132. Луначарский А. В. Статьи о театре и драматургии. М.-Л.: Искусство, 1938.-256 с.
133. Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. - 636 с.
134. Любинский И. Л. Из истории театра для детей в России. Историко-филологический сборник. Отдельный оттиск. Мурманск, 1959. 138 с.
135. Любинский И. Л. Театр и дети. М.: Аккад, пед. наук РСФСР, 1962. -168 с.
136. Макарьев Л. Сто дней Ленинградского ТЮЗа // Нам дороги эти позабыть нельзя: Статьи, воспоминания, дневники. М.: Издательство ВТО, 1985. С. 97-102.
137. Макарьев JI. С утра до вечера в театре. Рассказы режиссера. Л.: Детская литература, 1973. - 96 с.
138. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: «Издательство Астрель», «Фирма «Издательство ACT», Издательско-продюсерский центр «Дизайн. Информация. Картография», 2000.- 632 е.: ил., карт.
139. Марков П. А. О театре. М.: Искусство, 1976. - 639 с.
140. Маркова Е. Осторожно дети! // Экран и сцена, 2005, № 23-24. С.10.
141. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.- 284 с.
142. Марченко Т. А. Театр воспитывает. — М.: Педагогика, 1976.- 128 с.
143. Мельников M. Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.-240 с.
144. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. - 126 с.
145. Мид Д. Культура и мир детства / Сост. и предисл. И. С. Кона. — М.: Наука, 1988.-429 с.
146. Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М.: Просвещение, 1975. - 128 с.
147. Нащекин Б. Н. О некоторых воспитательных возможностях школьного театра// Советская педагогика, 1972, №З.С. 77-82.
148. Никитина А. Театр, где играют дети: история и современность // Современная драматургия, 2003, №1. С. 174-180.
149. Новицкий Б. В. Принципы детского театра // Культура театра, 1921, №5. С.5-7.
150. Образцов С. В. Дети в искусстве // Театр, 1961, № 6. С.40-45.
151. Образцов С. В. Театр китайского народа.- М.: Искусство, 1957. -380 с.
152. Осорина M. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. СПб.: Питер, 2009. - 304 е.: ил.
153. Осипова Г. К. Театр и щкола // Народное образование, 1958, № 9. С. 100-103.
154. Острогорский В. П. Выразительное чтение как предмет обучения // Педагогический листок, 1895, № 3. С. 19-32.
155. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании.- 3-е изд.- М.: Т-во И.Д. Сытина, 1908.- 77 с.
156. Пигров К. С. Созерцание и творчество: генезис духовных горизонтов детства // Материалы XVII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства»,- СПб.: Изд-во Политехнического университета ,2010. С. 43-48.
157. Пигров К. С. Онтология и эпистемология опасностей детства // Мир детства: метафизика культурно цивилизационного кризиса. Материалы XIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги».
158. СПб.: Астерион, 2006. С. 16-24.
159. Пирогов Н. И. Народное образование в России XIX века. М.: Педагогика, 1985. - 496 с.
160. Психология детства в художественной литературе XIX-XX веков: Хрестоматия-практикум.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-352с.
161. Ретюнских Л. Т. Философия игры/ Л. Т. Ретюнских.-2-е изд.-М.: Вузовская книга, 2005. 256 с.
162. Рубина Ю. И. Театр и подросток,- М.: Просвещение, 1970. 208с.
163. Рубина Ю. И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М.: Знание, 1974. - 97 с.
164. Сазонов Е. Ю. Взрослые проблемы детского театра // Театр и школа. Альманах. / Сост. О. Лапина. СПб: Лицей, 1999. С. 21-35.
165. Сазонов Е. Ю. Театр наших детей. М.: Знание, 1988.- 94 с.
166. Сазонов Е. Ю. Город мастеров. М.: Педагогика, 1984. -128 с.
167. Сапогова Е. Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства: Уч. пос. для высшей школы.- М.: Академический проект, 2004. 496 с.
168. Сац Н. И. Новеллы моей жизни. М.: Искусство, 1979. - 648 е., ил.
169. Сац Н. И. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. М., Искусство, 1961. - 312 с.
170. Сац Н. И. На путях к прекрасному / Послесл. В. Викторова. М.: Знание, 1986.-59 с.
171. Сегеди И. Легенда о маленьком зрителе // Театр, 1961, № 6. С.66-70.
172. Сегодня и завтра театра для детей. Сборник. М.: Издание ВТО, 1959. - 141 с.
173. Селли Джеймс. Очерки по психологии детства: Пер. с англ. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2007. - 456 с.
174. Сербенко Н. И. Этико-культурологическая концепция Питирима Сорокина: от социологии морали к философии альтруизма: монография. СПб.: СПГУВК, 2007.- 114 с.
175. Сербенко Н. И. Хаос и «закон поляризации» // Материалы второй международной конференции «Грани культуры».- СПб.: Алетейя, 1998. С.239-304.
176. Сербенко Н. И., Соколов А. Э. Кризис культуры как исторический феномен // Философские науки, 1990, № 7. С. 32-39.
177. Сиземская И. Н., Новикова Л. И. Идеи воспитания в русской философии. XIX начало XX века. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 271 с.
178. Смирнов Б. А. Театр как вид искусства. Л.: ЛГИТМИК, 1977. - 74 с.
179. Современный философский словарь / Под общей ред. В. Е. Кемерова.-2-ое изд. Лондон - Франкфурт-на-Майне - Париж Москва - Минск, 1998.- 1064 с.
180. Соколов Е. Г. Мир детства форма безумия// Философия детства. Тезисы докладов и сообщений III международной конференции «Ребенок в современном мире». - СПб., 1996. С.49-50.
181. Соколов Е. Г. Формула театра// Метафизические исследования. Выпуск 1. Понимание. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете СПбГУ. 1997. С. 94-120.
182. Соловьева Н. В. Условия и факторы развития подростка // Мир психологии, 2007, №4. С. 76-83.
183. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Вагриус, 2006. -472 с.
184. Станиславский К. С. Этика. М.: Искусство, 1981. -46 с.
185. Станиславский К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1953.-782 с.
186. Станиславский К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. О технике актера / М. А. Чехов; Предисл. О. А. Радищевой. М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2007. - 496 с.
187. Станиславский К. С. Об искусстве театра: Избранное. М.: Издание ВТО, 1982.-510 с.
188. Старикова JI. Театральная жизнь старинной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы. М.: Искусство, 1988.- 334 е.: ил.
189. Стрельченко В. И. Мир детства: горизонты логико-дискурсивной аналитики // Мир детства: метафизика культурно цивилизационного кризиса. Материалы XIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги».
190. СПб.: Астерион, 2006. С. 11-15.j
191. Суворов Н. Н. Ребенок и искусство: актуальность воспитания // Искусство и дети: Материалы XV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Искусство и дети». СПб.: Изд-во Политех, ун-та. 2008. С.81-85.
192. Сулоцкий А. Семинарский театр в старину в Тобольске. Кн.2. М.: Смесь, 1870, - 154 с.
193. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 269с.
194. Театр детства, отрочества и юности. Сб. статей о театре для детей. -М.: Издание ВТО, 1972. 284.
195. Театр и театральность в культуре Возрождения/ отв. ред. Л. М. Брагина.; Науч. совет «История мировой культуры».- М.: Наука, 2005. -208 с.
196. Театральная энциклопедия в 5-ти томах. Том 4. М.: Советская энциклопедия, 1961-1967. - 1152 с.
197. Терский В. Н. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966.-304 с.
198. Тихеева Л. Драматическая литература и театр в детской жизни // Воспитание и обучение, 1897, №3. С. 80-119.206. //Театр и искусство, 1901, №11. С.221-228.
199. Уваров В. Н. Духовная основа русского театра// Русская линия: Православное информационное агентство /http://.rusk.ru/.
200. Успенская Е. Опять культпоход? // Искусство и зритель, 1985, №8. С.4.
201. Ушинский К. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / Константин Ушинский.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -576 с.
202. Фельдштейн Д. И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования, 2009, №2. С. 28-32.
203. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Сборник. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. - 288 с.
204. Хёйзинга И. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. - 384 с.
205. Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени/Под ред. Ю. JL Бессмертного. М.: РГГУ. 1996. 30 л.-376 с.
206. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. М.: ВЛАДОС, 2004. - 159 с.
207. Шах-Азизов К. Наши сорок лет // Театр, 1961, № 6. С.46-53.
208. Шацкий С. Т. Пед. Соч. в 4-х томах. Т.2. М.: Просвещение, 1964. -476 с.
209. Шацкий С. Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1964. - 476 с.
210. Шереметьевский В. К вопросу о спектаклях в учебных заведениях // Педагогический сборник, 1883, №3. С. 31-35.
211. Шпет Г. Г. Философия и психология культуры: избранное/отв. Ред. Т. И. Артемьева, В. А. Кольцова, Т. Д. Марцинковская, Н. С. Полева.; Ин-т психологии РАН. М.: Наука, 2007. - 479 с.
212. Шпет J1. Г. Воспитательные задачи и воспитательные предрассудки // Театр, 1961, №6. С.60-65.
213. Шпет Л. Г. Советский театр для детей 1918-1945. М.: Искусство, 1971.-431 с.
214. Эволюция культурной деятельности в новом столетии: социально-экономические аспекты культурной политики. В 3-х т. T.I: очерки культурной жизни России на рубеже веков/ Отв. ред. Б. Ю. Сорочкин. СПб.: Алетейя, 2005. - 400 с.
215. Эльконин Д. Б. Психология игры.-2 е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 360 с.
216. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. Изд.2-е, перераб. и доп./ Пер. с англ.- СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.592 с.227. http://www.stdrf.ru/union/creative-departments/rc/assitej
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.