Идея универсума в поэзии В. Хлебникова: языковая система, мотивы, источники тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Лукьянова, Ольга Андреевна

  • Лукьянова, Ольга Андреевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 209
Лукьянова, Ольга Андреевна. Идея универсума в поэзии В. Хлебникова: языковая система, мотивы, источники: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2009. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лукьянова, Ольга Андреевна

Введение.

Глава I. Принцип всеединства в религиозной концепции В. Хлебникова.

1. Религиозные системы Индии и Китая в творчестве В. Хлебникова.

2. Исламский мир в интерпретации поэта.

3. Христианские мотивы в творчестве и мировоззрении поэта.

ГлаваЛ. Идея синтеза лингвистических систем в основе «Звездного языка» В. Хлебникова.49f

1. Звездная азбука В. Хлебникова: Графический'аспект.49*

2. Звукотерапия и звуковая теория В. Хлебникова.

3. Участие романо-германских языков в словотворчестве поэта.

Глава III. Внефилологические источники мотивов и образов в текстах В. Хлебникова.

1. Пифагорейство и теория «Числоречи» в философии В. Хлебникова.

2. Идеи К.Э. Циолковского в образной системе произведений В!

Хлебникова.

3. Мировоззренческая концепция В. Хлебникова через призму влияния деятелей точных и естественных наук.

4. «Курильщик ширы» и «Лунный свет» как образы поэтического творчества

В. Хлебникова.

Глава>IV. Сверхповести и сверхпоэмы В. Хлебникова: Неомифология универсалий.

1. «Дети Выдры».

2. «Война в мышеловке».

3. «Азы из Узы».

4. «Зангези».

5. «Сестры-молнии».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея универсума в поэзии В. Хлебникова: языковая система, мотивы, источники»

Идея универсума лежит в основании как социальной философии В.В. Хлебникова, так и его онтологических и гносеологических представлений. Поэтическая концепция единства Вселенной охватывает такие социальные проблемы, как общественные идеалы и перспективы, общество как целостная система, стадии и движущие силы человеческой истории. В центре философии Хлебникова оказываются вопросы всеединства человечества, воссоздания единого языка, сотворения всеобщей религии, установления мирового правительства. Универсальность онтологических воззрений поэта проявляется в его понимании пространства, времени, движения, системности как важнейших форм бытия. Согласно мифологии Хлебникова, управляя законами истории, он, как Председатель Земного Шара, разрушает пространственные и временные границы, объединяя великих личностей всевозможных стран и эпох на острове «Хлебников». Онтологическую проблему небытия Хлебников также видит в контексте идеи универсума. Вопрос Смерти рассматривается им не в индивидуальном, а в общечеловеческом ключе. Победа над Смертью для поэта мыслится как окончательное освобождение всего Земного Шара. Гносеологические представления Велимира Хлебникова опираются на идею универсальности законов миропорядка. Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира. Для Хлебникова путь познавания Вселенной связан с концепцией универсальности человеческих знаний. Поэт синтезирует всевозможные научные, мифологические, религиозные, философские, художественный подходы с целью всестороннего изучения законов бытия и создания универсальной модели познания мира. Универсальная модель познания Вселенной проецируется и на художественное творчество Хлебникова, его поэзия органично сочетается с математическими вычислениями, антропологическими и орнитологическими исследованиями.

Основные цели дайной работы - это разностороннее исследование литературных .трудов В.В. Хлебникова, выявление важнейших для поэта мировоззренческих и творческих аспектов, а также поиск источников* и ключей к дешифровке наиболее трудных для интерпретации текстов:

В широком смысле универсум - это мир как целое, синоним Вселенной. В узком смысле универсум есть множество объектов, рассматриваемых в пределах одного рассуждения или в научной теории. Еще одно значение данного- понятия сводится к восприятию универсума как максимально интегрированной в социум системы, знания, охватывающей весь жизненный опыт субъекта. На сегодняшний день создано значительное количество монографий, посвященных В. Хлебникову. В большинстве работ предпринимаются попытки выявить • некую доминанту в творчестве поэта, определить границы влияния на его личность отдельно взятых религиозных, философских учений, научных течений или конкретных мыслителей, литературных деятелей. В, данной работе мы стремимся представить-совокупность образного мира Хлебникова, его религиозно-философских и творческих концепций. В этом заключается актуальность исследования.

Многие аспекты творчества Велимира Хлебникова находят свое отражение в хлебниковедческих работах. Особое внимание уделяется проблеме языкотворчества поэта и сопоставлению различных индивидуально-языковых систем. Наиболее известны фундаментальные работы X. Барана, В.П. Григорьева, Р.В. Дуганова, В.В. Иванова, Д. Иоффе, Б. Леннквист, М.И. Шапира. Серьезный вклад в изучение неологии Хлебникова внесли работы Н.Н. Перцовой «Словарь неологизмов Велимира Хлебникова» (1995) и монография «Словотворчество Велимира Хлебникова» (2003). На материале малых жанров и сверхповестей природу неологизмов Хлебникова исследует Р. Вроон в труде «Velimir Chlebnikov's Shorter Poems: a1 Key to the Coinage». (1983 г.). Вторая традиционная проблема хлебниковедения - мифологизм и фолыслоризм в творчестве поэта — освещена в целом ряде исследований, среди которых работы X. Барана, А.В.

Гарбуза, Jl. Евдокимовой, С. Ланцовой, Н.Н. Перцовой, А. Рафаевой, П.И1' Тартаковского. Вопрос литературных контекстов творчества поэта еще недостаточно проработан. Но изданы серьезные труды по таким темам, как Хлебников и русская литература (Дуганов Р.В), В.В. Хлебников и А.С. Пушкин (X. Баран, А.В. Гарбуз, В.П. Григорьев, Э.В. Слинина, В.Н. Турбин

P.O. Якобсон и др.), В.В. Хлебников и Б.Л. Пастернак (B.C. Баевский), В.В. t

Хлебников и АЛ. Платонов (Р. Вроон, Ефимов И.), Хлебников и ОБЭРИУ (Л.Я. Гинзбург, А.Д. Кобринский, Е. Эткинд и др.), В.В. Хлебников и Н.В. Гоголь (В.Н. Турбин), В.В. Хлебников и М.И. Цветаева (В.Л. Спесивцева, Ю. В. Явинская и др.). Отдельно следует выделить такую актуальную проблему хлебниковедения, как влияние поэта на развитие русского авангарда XX века в целом. Она исследуется в работах Е.Н. Боклагова, И.Е. Васильева, В.П. Григорьева, И.Р. Деринг-Смирновой, А.П. Зименкова, Вяч. Вс. Иванова, И.П. Смирнова, М. Смоляиицкого, В.И. Терехиной, Н. Харджиева, и др. Разносторонние проблемы футуризма и влияния футуристов на творчество писателей и поэтов разных направлений освещаются в трудах В.Н. Терехиной. По словам авторитетного исследователя русского авангарда, футуристы воздействовали «на художественные миры А. Белого и М. Цветаевой, А. Ремизова и О. Мандельштама, С. Есенина и Н. Клюева»1. Еще одна важнейшая проблема современного хлебниковедения - это евразийство поэта и вопрос взаимодействия Хлебникова с исламским и буддистским мирами. Она разрабатывается в трудах Д. Иоффе, С. Лакобы, Ю.М. Лощица, А.А. Мамаева, Х.А. Мурсалиевой, А.Е. Парниса, Н.Н. Перцовой, П. Тартаковского, В.Н. Турбина и др. Изучению биографии поэта уделялось значительное внимание на всех этапах хлебниковедения. Диссертационное исследование С.В. Старкиной, посвященное- раннему периоду творческого пути Велимира Хлебникова («Творчество В. Хлебникова 1904-1910 годов (дофутуристический период)» (1998г.)). Еще один значимый аспект современного литературоведения - внелитературные контексты творчества

1 Терехина В.Н., Зименков А.П. Футуристы после футуризма// Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты поэтов: В 2 т. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 503. поэта. Выделяются следующие подразделы данной области хлебниковедения: Хлебников и философия (Н. Башмакова, Р.В. Дуганов, Ж.-К. Ланн); Хлебников и наука (В.В.Бабков, Вяч. Вс Иванов, Л.Г. Панова); Хлебников и музыка (Л.Л. Гервер); Хлебников и изобразительное искусство (Д.В.Сарабьянов, X. Баран ).

Среди диссертаций, посвященных творчеству В. Хлебникова, защищенных после 1999 года, следует отметить работы Н.Н. Перцовой «Словотворчество и связанные с ним проблемы идиостиля В. Хлебникова» (2000), Е.Н. Боклагова «Концепция художественного творчества Велимира Хлебникова» (2000), Е.С. Ждановой «Лингвистические средства выражения элементов язычества в поэтической практике В. Хлебникова»- (2003), Н.В. Максимовой «Поэзия Велимира Хлебникова 1917 - 1922 гг.: Проблематика и поэтика» (2004). Д.А. Пашкина «Феномен смерти в текстах В.Хлебникова» (2002), Е.Г. Солнцевой «Дохристианские цивилизации в русской литературе первой трети XX в. (В. Хлебников, Д. Мережковский, О. Мандельштам)» (2006).

Новизна. В данной работе предложены новые трактовки наиболее трудных для интерпретации текстов. Разрабатываются малоисследованные и неисследованные ранее области хлебниковедения. Анализируется ряд источников творчества В. Хлебникова, некоторые из которых прежде не рассматривались хлебниковедами. Предлагается следующая классификация источников, рассматриваемых в диссертации:

• Религиозные ( Христианство, Ислам, Буддизм, Индуизм, джайнизм, славянское, древнеегипетское, древнегреческое, орочское язычество);

• Философские (учение Пифагора, восточный и западный оккультизм, система Таро, философия К.Э.Циолковского, Е.П.Блаватской, Г.И.Гурджиева, Б.Паскаля, К. Малевича, Даосизм, Конфуцианство);

• Лингвистические (семито-хамитские языки, финикийская азбука, романо-германские языки, буддистские и даосские мантры, славянские магические тексты);

• Научные (1. Пифагор, Н.Коперник, И.Кеплер, М.В.Ломоносов, И.Ньютон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, А.Эйнштейн; 2. Звукотерапия);

• Литературные источники художественных образов (Библия, Коран, Тора, раввинистические тексты, произведения А. Фирдоуси, Б. Паскаля);

• Психотропные (опиаты, алкоголь). Методологической основой исследования послужили труды С.С.

Аверинцева, М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Б.М. Гаспарова, Ю.М. Лотмана, В.Е. Хализева. В работе проводится герменевтический анализ текстов, используются принципы сравнительно-исторического и мифопоэтического методов.

Задачи исследования:

• Выявить специфику восприятия поэтом каждой из трех мировых религий (христианство, буддизм, ислам), особенности их влияния на его творчество, найти точки сближения вероучений, через которые, по Хлебникову, и должен осуществляться принцип их объединения.

• Исследовать универсальный принцип построения «Звездного языка», выявить возможные влияния современных и древних языков на формирование поэтических неологизмов и авторской лингвистической системы в целом.

• Рассмотреть некоторые внелитературные аспекты жизни и творчества Хлебникова, обусловленные научными (математическими, физическими) и философскими увлечениями поэта, а также его психотропными пристрастиями.

• Исследовать отражение идеи мировоззренческого универсума в сверхповестях и сверхпоэмах Велимира Хлебникова.

Положения, выносимые на защиту диссертации:

• «Мозаичность» мировоззренческой концепции Хлебникова: отсутствие отдельной религиозной, философской, научной и др. доминанты в мировидении поэта, действие универсального принципа всеединства на разных уровнях его творчества.

• Согласно Хлебникову, грядет трансформация всех мировых религий в единую Веру в верховное правительство законов Числа- обузданных им. Себя лирический герой поэта отождествляет с Мессией всех мировых Учений.

• Христианство, ислам, буддизм в основном интересуют Хлебникова как стержни формирования национального менталитета и источники художественных образов. Принцип богобоязненности, лежащий в основе любой религии, так же чужд Хлебникову, как и любое признание высшего авторитета, неоспоримых законов и догм.

• Межконфессиональные различия в христианстве для Хлебникова не имеют существенного значения. Кризис православных ценностей в России начала XX века отразился в творчестве самых разных поэтов Серебряного века. Так, М.И: Цветаева моделирует свой собственный образ христианства, основанный па синтезе православия и католичества. Хлебников же разрабатывает собственную христианскую неомифологию.

• Семито-хамитские языки во многом повлияли на создание «звездного языка» Хлебникова.

• Правомерно говорить о сходстве «звездной азбуки» Хлебникова и финикийского алфавита. Есть вероятность того, что при написании «звездной азбуки» в качестве своего рода образца Хлебников использовал древние алфавитные системы, в частности, финикийский алфавит, а также западно-греческое и арамейско-сирийское письмо.

• Увлечения поэта изучением китайской медицины и славянской магической культуры дают основания полагать, что в работе над поэтическими произведениями Хлебников учитывал особенности воздействия отдельных звуков и звукосочетаний на душевное и физическое состояние человека.

• Отношение поэта к романо-германской группе языков неоднозначно. Вероятно, некоторые из «темных» неологизмов Хлебникова имеют романо-германское происхождение.

• Явные, но не мотивированные искажения иноязычных слов в транскрипции поэта обусловлены тем, что Хлебников не имел системных лингвистических знаний и воспринимал, запоминал многие слова и выражения на слух.

• Пифагорейство Хлебникова не ограничивается влиянием античного философа на его математические вычисления законов судьбы. Концепция «числоречи», синтеза поэзии и математики формируется у Хлебникова под влиянием Пифагора. Система чисел с их описанием в I работах пифагорейцев имеет ряд соответствий в «звездной азбуке» Хлебникова. Вероятно, некоторые имена героев, неологизмы и стихотворные произведения поэта формировались с учетом числовых значений «звукобукв», их образующих.

• В произведениях Хлебникова прослеживаются следы многоуровневого и разнонаправленного воздействия учения К.Э. Циолковского как на философскую концепцию поэта, отраженную в творчестве, так и на развитие художественных образов.

• Поэт выносит из философских и научных работ лишь те идеи и тезисы, которые близки его собственным воззрениям. Поэтому ни одна известная доктрина или теория не способна всецело завладеть сознанием Хлебникова и перевернуть его мировидение.

• Наркотические (опиумные) и алкогольные образы встречаются в произведениях разных периодов творчества Хлебникова.

• В сверхповестях и сверхпоэмах Хлебникова акцентируются различные аспекты проблемы единения человечества: создание «звездного языка» («Зангези»), объединение религий («Азы из Узы»), государств («Война в мышеловке»), единство великих людей («Дети Выдры»), всеобщность истории бытия человечества во Вселенной («Сестры-молнии»).

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее содержания и результатов в процессе формирования целостного представления о творчестве В. Хлебникова. Материалы исследования могут быть использованы для подготовки лекций по истории русской литературы XX века, а также спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблеме взаимодействия литературного творчества с точными и естественными науками или дающих представление о влиянии психотропных препаратов на формирование художественных образов в поэзии.

Структура диссертации. Диссертация содержит введение, 4 главы, заключение и библиографический список. Первая глава, посвященная исследованию проблемы «всеединства» мировых религий в творчестве Хлебникова, состоит из трех параграфов. В ней рассматривается проявление идеи универсума в произведениях поэта на мировоззренческом уровне. В первом параграфе анализируется вопрос влияния религиозных течений Индии и Китая на формирование религиозно-философской концепции поэта и образную систему его текстов. Во втором параграфе исследуется проблема воздействия исламской культуры на художественную образность произведений Хлебникова и на становление его мировоззренческого кредо. Проводится сравнительный анализ его стихотворений с поэтическими произведениями А. Фирдоуси. Третий параграф посвящен изучению христианского аспекта в творчестве Хлебникова, обозначаются точки объединения мировых религий в восприятии поэта. Вторая глава диссертации посвящена изучению проблемы лингвистического универсума в

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Лукьянова, Ольга Андреевна

Заключение

В работе рассмотрены многие религиозные, философские, научные, в том числе лингвистические, а также литературные и психотропные источники творчества В.В. Хлебникова. Религиозность в собственном смысле этого слова воспринимается Хлебниковым как признак внутренней ограниченности и ущербности человека. Активно используя в своих произведениях мотивы, символы и образы мировых вероучений, поэт не исповедует ни одно из них. Себя он отождествляет с мессией христианства, ислама, буддизма, сопоставляет с творцом или наследником мироздания, оседлавшим судьбу посредством числа. Принцип богобоязненности, лежащий' в основе любой религии, так же чужд Хлебникову, как и любое признание высшего авторитета, неоспоримых законов и догм. Мотив ропота против Аллаха, встречающийся в поэзии А. Фирдоуси, модифицируется у Хлебникова в стремление занять Его место в истории человечества. Изучая то или иное вероучение, поэт не стремится через него постигнуть истину, но ищет в нем созвучие своим собственным теориям и идеям. Каждая из существующих религий воспринимается им, как «лишь покрывало истины, а не ее самое». Христианство, ислам, буддизм в основном интересуют Хлебникова как стержни формирования национального менталитета и источники художественных образов. В его произведениях нередко встречаются персонажи, мотивы и понятия из буддийской, джайнистской, даосской, исламской культур. В произведениях фигурируют слова из китайского языка и санскрита, арабского и персидского.

Звездная азбука Хлебникова представляет собой мозаичную систему, включающую элементы многих существующих языков. Семито-хамитская группа является важнейшим источником формирования хлебниковского неоязыка. Сама идеологическая база, особенности сакрализации текста во многом заимствованы из семитских, финикийского и древнеегипетского языков. Законы словообразования и словоизменения в семитских языках совпадают с закономерностями образования хлебниковских неологизмов и характеристиками его звездной консонантной системы в целом. Кроме того, Графическое изображение единиц хлебниковской азбуки соответствует буквам древних алфавитных систем, в частности, финикийского алфавита, прародителя всех дошедших до нас алфавитов, а также западно-греческого и арамейско-сирийского письма. Культура Буддизма и древнерусского магического фольклора также вдохновляют поэта в работе над Звездным языком. Текст, по Хлебникову, есть не только закодированное пространство, но и инструмент воздействия на душу и тело человека. Увлекаясь изучением китайской медицины и древнерусских заговоров и заклинаний, поэт исследует механизмы звукотерапии. Отчасти основываясь на знаниях буддийских мантр, отчасти интуитивно, Хлебников создает поэтические неологизмы в соответствии с законами воздействия звуков и звуковых сочетаний на человеческое подсознание. Романо-германская языковая группа также активно задействована в процессе формирования хлебниковских новообразований, несмотря на специфическое отношение поэта к Западу. Появление французских, английских, немецких и итальянских слов в произведениях поэта свидетельствует о его стремлении создать язык, универсальный для всех мировых культур. Следует отметить, что многие иноязычные слова ( как из языков Азии, так и Европы) в транскрипции Хлебникова терпят значительные искажения. Поэт не имел системных лингвистических знаний в области большинства упоминаемых им языков и запоминал, воспринимал многие выражения на слух.

Научные открытия ученых мыслителей оказывают влияние на различные аспекты художественного творчества поэта. Личность и мировоззрение Пифагора имеют много общих черт с личностью и мировидением Хлебникова. Под воздействием идей античного философа формируется хлебниковская концепция «числоречи», появляются как отдельные неологизмы, закодированные имена героев, так и целые заумные стихотворения, иллюстрирующие теорию соответствий чисел и «звукобукв»." Философские размышления Циолковского находят свое отражение в художественных символах и мотивах поэзии и прозы Хлебникова. Но, заимствуя конкретные мысли и образы у ученых и мыслителей, Хлебников отстаивает независимость собственного религиозно-философского кредо. Великие деятели науки могут быть и духовными двойниками Хлебникова, и его идеологическими оппонентами одновременно.

В работе также исследуется вопрос влияния наркотических и алкогольных пристрастий поэта на его литературное творчество. Алкогольные мотивы прослеживаются в стихотворениях, написанных до и после специального медицинского обследования поэта. Наркотические образы встречаются в произведениях разных периодов творчества Хлебникова.

Идея «Всеединства» просматривается в творчестве поэта и на жанровом уровне. Мозаичный принцип построения сверхповести, как и сверхпоэмы, дает возможность автору не следить за повествовательным развитием одной мысли в рамках одного сюжета, а затрагивать любые темы и идеи, пусть даже логически не связанные между собой. Сверхповести включают и прозаические, и поэтические части. Особенности данного жанра позволяют задействовать многоплановую проблематику прозы и поэзии Хлебникова. В «Детях Выдры» отражены образы и мотивы, характерные для учений западных оккультистов (каббалисты, масоны) и восточных мистиков (Блаватская), «скифской» теории», орочских, древнеиндийских, древнекитайских, древнеегипетских и древнегреческих мифов, а также философских установок К. Малевича, через исследование которых раскрываются скрытые глубинные пласты произведения. Шесть парусов в сверхповести символизируют бег «поперек времен». Ведь Паруса - это «паруса времен», распространенная метафора хлебниковских творений, а число б в кабалистике - это энергия, заставляющая все живое двигаться по колесу жизни и смерти. Сын Выдры, образа праматери мира, является двойником Хлебникова. Именно детям Выдры вверено управление шахматными досками судеб, пространствами, исходами битв. Именно в душе Сына Выдры могут сосуществовать души величайших мыслителей разных эпох. Именно он является образом мифологического Стрелка, поражающего и сбрасывающего с небес лишние светила. Только он имеет право на вызов богам. Именно Сыну Выдры предначертано осуществить миссию объединения народов под знаменем России. В. сверхпоэме «Война в мышеловке» образ конкретной войны, современником которой является поэт, трансформируется в образ войны метафизического порядка. По Хлебникову, война несет в себе рок, которым1 управляет Дедер (нечистая сила). Прекращение войны, «нетерпение меча стать мячом» воспринимается Хлебниковым как первый шаг на пути к единению народов и к победе над смертью. Боги оставили героя Хлебникова в борьбе со злом. Ему и его единомышленникам приходится в одиночку «тянуть слепое человечество». Но современные ему события поэт не рассматривает, как преддверие грядущего Апокалипсиса. Согласно - поэту, близится лишь смена эпох («грань тома», а не конец всей книги) освобождение от старого и создание нового мира, управляемого поэтом, и свободного от власти богов и смерти. Название сверхпоэмы «Азы из Узы» можно трактовать, как прорыв Азии в союзе с Россией из оков времени и пространства, чтобы следовать к великой цели единения народов. Здесь заключена основная идея данного произведения. Композиция сверхпоэмы служит раскрытию ее проблематики. Создателю Единой книги, рождению которой посвящена первая глава, подчиняются, по мысли поэта, время и пространство. Поэтому вторая часть сверхпоэмы — «Азия» - олицетворяет идею пространства, воплощенного в разных эпохах, тогда как третья часть — «Современность» - символизирует идею времени, объединяющего страны и культуры мира в синхроническом срезе. Последняя часть сверхпоэмы завершается строками, в которых отражается разочарование Хлебникова в Азии, которая оказывается равнодушна к проблемам человечества и не желает бороться за объединение народов, религий и языков. В параграфе, посвященном рассмотрению сверхповести «Зангези», подробно анализируется- символика Больших Арканов Таро, которая прослеживается в творении- повсеместно. Каждой из плоскостей, общее число которых В' произведении совпадает с количеством Арканов, символически соответствует карта под тем же порядковым номером в магической системе. Обращение поэта к Арканам Таро обусловлено, в первую очередь, тесной связью карт с учением Каббалы, к которой Хлебников испытывал явный интерес. Во-вторых, карты используются для гадания: это соответствует установке поэта «вычислить уравнение рока». В сверхповести «Сестры-молнии» три молнии олицетворяют три мировые религии: христианство, буддизм и ислам. В первом парусе, освобождаясь от «одежды» религий, молнии оказываются не подвластными Высшим силам. Их миссия - это освобождение всего человечества путем обуздания судьбы законами алгебры и геометрии. Во втором парусе описано распятие Мессии без его воскресения. Сюжетно второй парус связан с первым, поскольку там прослеживаются мотивы из Ветхого Завета, предвосхищающего рождение Христа. Хаотическая круговерть мира, изображенная в конце второго паруса, может трактоваться как процесс очищения, предваряющий строительство нового. Сестры-молнии посылают на Землю нового Спаса, появлению которого посвящается третий парус. «Белогривый Спаситель» — образ самого Хлебникова - символизирует переход человечества на новую стадию развития. Многие мотивы первого, третьего и четвертого паруса восходят к философии Г. Гурджиева. Через призму его учения дешифруются образы трех молний и «белогивого спаса». Весь последний парус «Переселение душ» трактуется в ключе системы Гурджиева.

Идея универсума реализуется на разных уровнях творчества В. Хлебникова: религиозно-философском (Синтез Вер), лингвистическом («Звездный язык»), жанровом (сверхповести), а также на уровне соединения различных собственно научных, философских и литературных принципов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лукьянова, Ольга Андреевна, 2009 год

1. Библия. Финляндия, 1990. 1231 с.

2. Блок А.А. Собр. Соч.: В 8 т. Т.З. М.; Л.: ГИХЛ, 1963. 468 с.

3. Коран. М.: Раритет, 1990. 528 с.

4. Ломоносов М.В. Стихотворения. М.: Советская Россия, 1984. 368 с.

5. Паскаль Б. Мысли. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1995. 480 с.

6. РГАЛИ, ф. 665, on. 1, ед. хр. 32, л. 11

7. Фирдоуси А. Шахнамэ: В 6 т. М.: Наука, 1989.

8. Хлебников В.В. Собр. соч. В 6 т. М.: ИМЛИ РАН, 2006.

9. Хлебников В.В. Собр. соч.: В 3 т. СПб.: Академический проект, 2001.

10. Хлебников В.В. Творения. М.: Советский писатель, 1987. 736 с.

11. Цветаева М. И. Неизданное. Записные книжки. В 2 т. М.: Эллис Лак, 2000.1. Литература:

12. А. Н. Алексахин. Теоретическая фонетика китайского языка. М.: Восток-Запад, 2006. 208 с.

13. Алексеев С. «Пронзая мыслью тьму времен.» (О «Зангези» В. Хлебникова на астраханской сцене) // Астрахань: Слово и дело, 1993. № 2(8). С. 10 14.

14. Амелин Г., Мордерер В. "Аспарух" Велимира Хлебникова // НЛО, 1996. № 20. С. 36-39.

15. Андреева Т. О Маяковском и Хлебникове. Астрахань: Волга, 1986. С. 5 7.

16. Андриевский А.Н. Мои ночные беседы с Хлебниковым // Дружба народов, 1985. №12. С. 228-242.

17. Анненков Ю. Вокруг Есенина // Опыты, 1954. № 3. С. 173 176.

18. Анфимов В.Я. К вопросу о психопатологии творчества: В. Хлебников в 1919 году // Труды 3-й Краснодарской клинической городской больницы. Вып. 1. Краснодар, 1935. С. 66 73.

19. Арензон Е. Р. В. Хлебников и К. Леонтьев (к проблеме мифо-поэтической историософии будетлянства) // Тезисы докладов III Хлебниковских чтений. Астрахань, 1989. С. 67 80.

20. Арензон Е.Р. "Свобода, богиня, весна." (Стихотворение "Свобода приходит нагая." в контексте основных творческих идей Велимира Хлебникова) // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27 29 ноября 1990 г. СПб., 1991. С. 62-68.

21. Арене Л. Слово о полку будетлянском. // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27-29 ноября 1990 г. СПб., 1991. С. 138- 150.

22. Аристов В. Виктор становится Велимиром // Аристов В. Страницы славной истории: Рассказы о Казанском университете. Казань, 1987. С. 184 200.

23. Арская И., Любославская Т. Постановка В. Е. Татлиным сверхповести Велимира Хлебникова "Зангези" (1923г.) // Советская графика. Л., 1991. С. 8 -17.

24. Асеев Н. Велимир Хлебников. Неизданные произведения В. Хлебникова. Родословная поэзии. Статьи, воспоминания, письма. М.: Советский писатель, 1990. С. 199-211.

25. Асеев Н. Язык Хлебникова // Владивосток: Творчество, 1920. №1. С. 26 -29.

26. Бабков В. В. Между наукой и поэзией: Метабиоз Велимира Хлебникова // Вопросы истории, естествознания и техники, 1987. №2. С. 136 — 147.

27. Балонов Ф.Р. "Ведьмовские песни" в записи И.П. Сахарова и их реминисценции в русской литературе и искусстве // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. II. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. С. 35 50.

28. Баран X. Загадка "Белого Китая" Велимира Хлебникова // Терентьевский сборник. М., 1998. С. 115- 131.

29. Баран X. Заметки к теме "Футуризм и барокко" на материале творчества В. Хлебникова // Барокко в авангарде авангард в барокко. Тезисы и материалы конференции. М., 1993. С. 35 - 37.

30. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века. М.: Прогресс — Универс, 1993. 367 с.

31. Baran X. Xlebnikov's «Deti Vydry»: Texts, Commentaries, Interpretation. Harvard University, 1976. 235 c.

32. Бахматова Г.Н. Футуризм первой четверти XX века и орнаментализм ранней советской прозы // Вопросы русской литературы. Вып. 1. Львов, 1990. С. 117 — 125.

33. Башмакова Н. В. Слово и образ. О творческом мышлении Велимира Хлебникова. Хельсинки, 1987. 288 с.

34. Березарк И. Встречи с Хлебниковым. СПб.: Звезда. 1965. №12. С. 173 176.

35. Березарк И. Память рассказывает. Д.: Советский писатель, 1972. 176 с.

36. Березницкий С.В. Мифология и верования орочей. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 285 с.

37. Березнюк C.JI. О русской транскрипции китайского языка // http://iapanserver.ru

38. Бернштейн Д. К. Произведение архитектуры как мифологическая проекция заговора // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Т. 2. М., 1988. С. 52.

39. Бернштейн Д. Про страницу из жевержеевского альбома, или О Катерине Ивановне Туровой и «Хлебникове» // Терентьевский сборник-1996. М., 1996. С. 163-215.

40. Беседы о недельных главах Торы. Нью-Йорк, 2003. 763 с.

41. Бирюков С. Е. Теория и практика русского поэтического авангарда. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. 187 с.

42. Бирюкова А. С. Миф, диалог и сравнение как доминанты образного мышления Велимира Хлебникова. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1995. 20 с.

43. Блаватская Е.П. Тайная доктрина: В 2 т. М.: Прогресс культура, 1992.

44. Бобков С. Астраханцы — Хлебникову // Вопросы литературы, 1976. № 9. С. 314-315.

45. Бобринская Е. «Скифство» в русской культуре начала XX века и скифская тема у русских футуристов // Искусствознание. 1998. №1. С. 445 467.

46. Богомолов Н. Заумная заумь // Вопросы литературы. Вып. 1, 1993. С. 302 -311.

47. Богомолов Н. Об источнике диалога Хлебникова «Учитель и ученик» // Терентьевский сборник. М., 1998. С. 107 114.

48. Боклагов Е.Н. Концепция художественного творчества Велимира Хлебникова: (Философско-эстетический анализ). Афтореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2000. 27 с.

49. Боровой JI. Путь слова. М.: Советский писатель, 1960. С. 52 53, 89, 96, 112, 129, 133, 178, 207 - 208, 325, 372, 401 - 402, 470 - 479.

50. Бревде Г.М. Иносчисление // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27 -29 ноября 1990г. СПб., 1991. С. 101 105.

51. Брик О. О Хлебникове. // День поэзии. М., 1978. С. 229 231.

52. Бугров Б. Конференция по русской литературе конца XIX начала XX в. // Вопросы литературы. 1967. №6. С. 248.

53. Буркин И. Догоревшие свечи // Грани. 1964. №55. С. 110 118.

54. Бурлюк М. Хлебников в Михалеве // Color and Rhyme. 1961. №49. С. 6.

55. Буторина Е.И. Александр Лабас // М.: Советский художник, 1979. 95 с.

56. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М.: Изд-во АНСССР, 1961. 365 с.

57. Васильев И.Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. 320 с.

58. Васильев С. А. Поэтический стиль В. Хлебникова: (Словесно-звуковая образность). Автореф. дис. . канд. фил. наук. М., 1997. 16 с.

59. Великоречин А. Умрет ли Зангези в третий раз? // Российская газета. 1992. №245. С. 10-16.

60. Веселая З.А., Муравьев В. Б. "Золотой чекан" (к истории одного незавершенного замысла) // М.: Литературное наследство. 1965. №74.С. 513 — 514.

61. Вечорка Т. Воспоминания о Хлебникове // Записная книжка Велимира Хлебникова. М.: Издательство Всероссийского союза поэтов, 1925. С. 21 30.

62. Винокур Г. О. Доклад о Хлебникове 29 ноября 1945г. ЦГАЛИ, ф. 2614, on. I ед. хр. 11.

63. Винокур Г.О. Филологическое исследование: Лингвистика и поэтика. М., 1990. 452 с.

64. Владычина Г. Л. О Велимире Хлебникове // Вестник Общества Велимира Хлебникова, М., 1999. С. 92 100.

65. Волков А. Очерки русской литературы конца XIX и начала XX века. М., 1952. С. 478-480.

66. Волошинов А. В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. М.: Просвещение, 1993. 224 с.

67. Вольпе Ц. О мемуарах Бенедикта Лившица // Звезда. 1932. №9. С. 157 158.

68. Вольпе Ц. Стихотворения Велимира Хлебникова // Литературное обозрение. 1940. №17. С. 35-37.

69. Vroon. R. Velimir Chlebnikov's Shorter Poems: a Key to the Coinage. Ann Arbor, 1983. 310 p.

70. Вроон P. Хлебников и Платонов: предварительные заметки // Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В.П. Григорьева. М., 1996. С. 55 65.

71. Выходцев П.С. Велимир Хлебников // Русская литература, 1983. №2. С. 53 -69.

72. Гарбуз А. В. В. В. Хлебников и А. Н. Афанасьев // Фольклор народов РСФСР. Межвузовский научный сборник. Уфа, 1984. С. 124 132.

73. Гарбуз А. В. Велимир Хлебников: Мифопоэтическая основа творчества. Автореф. дис. канд. фил. наук. Свердловск, 1989. 20 с.

74. Гервер Л. Л. «Инструменты игры» Блока, Хлебникова и Маяковского // Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В.П. Григорьева. М., 1996. С. 66 67.

75. Гервер JI. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века): Автореф. дис. . докт. искусствоведения. Московская государственная консерватория им. Чайковского. М., 1998. 39 с.

76. Гервер Л. Партитура в текстах Велимира Хлебникова // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27 29 ноября 1990 г. СПб., 1991.С. 80 - 90.

77. Гиерокл. Пифагорейские Золотые стихи с комментариями философа Гиерокла. М.: Гнозис, 1995. 411 с.

78. Гончаров Б.П. Маяковский и Хлебников. К проблеме концепции слова // Филологические науки. 1976. №3. С. 30 38.

79. Гончаров Б.П. Поэзия революции и «самовитое слово» // Вопросы литературы. 1983. №7. С. 26 33.

80. Гор Г. Волшебная дорога. Л.: Советский писатель, 1978. 592 с.

81. Гор Г. Замедление времени // Звезда. 1968. №4. С. 56-65.

82. Горбачев Д., Парнис А. Поэзия цвета. // Декоративное искусство СССР. 1970. №8. С. 53.

83. Горелова Т. Поэтическое слово в художественной системе вокального цикла Н. Сидельникова на тексты В. Хлебникова «В стране осок и незабудок» // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. М., 1994. С. 89-101.

84. Городецкий С. Велимир Хлебников // Известия. 1922. №147. С. 10 17.

85. Гофман В. Языковое новаторство Хлебникова // Гофман В. Язык литературы: Очерки и этюды. Л.: Гослитиздат, 1936. С. 185 -240.

86. Гофмансталь Гуго фон. Избранное. М.: Искусство, 1995. 570 с.

87. Гранде Б.М. Введение в сравнительное изучение семитских языков. РАН, 1998. 439 с.

88. Григорьев В. П. Будетлянин. М.: Языки русской культуры, 2000. 816 с.

89. Григорьев В.П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М.: Наука, 1983. 225 с.

90. Григорьев В.П. Записки стыдесной земли // Значение и смысл слова. Художественная речь, публицистика. М. Изд-во МГУ, 1987. С. 41 49.

91. Григорьев В.П. Лобачевский слова // Русская речь. 1985. №5. С. 22 28.

92. Григорьев В.П. Хлебников и авангард // Русский авангард в кругу европейской культуры. М.: Радикс, 1994. С. 248 — 255.

93. Гунн Г. Родное и вселенское. Рерих и Хлебников. Очарованная Русь. М.: Искусство, 1990. С. 134-228.

94. Гурджиев Г.И. Вестник грядущего добра. М.: Грааль, 2002. 256 с.

95. Гурджиев Г.И. Взгляды из реального мира. Нью-Йорк: Dutton, 1973. 284 с.

96. Гурджиев Г.И. Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть». М.: Фаир-пресс. 2007. 240 с.

97. Гусман Бс. В. Хлебников // Сто поэтов. Тверь, 1923. С. 264 266.

98. Де Квинси Т. Исповедь англичанина, любителя опиума. М.: Наука, 2000. 422с.

99. Девитт В. «Там, где цветет шиповник.» О поэзии Велимира Хлебникова. «Труба Гуль-муллы» // Лит. Азербайджан. 1982. №11. С. 111-116.

100. Деринг-Смирнова И. Р., Смирнов И. П. Исторический авангард с точки зрения эволюции художественных систем // Russian Literature, vol. 8, 1980. №5.

101. Диксон О. Символика чисел. М.: Рефл-бук, 1996. 288 с.

102. Дмитриев И. Искушение святого Коперника: ненаучная структура научной революции.// НЛО. М., 2003. № 64. С. 20-38.

103. Добренко Е. Левой! Левой! Левой!. Метаморфозы революционной культуры // Новый мир, 1992, №3. С. 288 240.

104. Дуганов Р.В. Велимир Хлебников и русская литература. М., 2008. 384с.

105. Дуганов Р.В. Замысел «Детей Выдры» // Тезисы докладов V Хлебниковских чтений. Астрахань: Изд-во Астраханского пед. института, 1995. С. 67-75.

106. Дуганов Р.В. Эпос, лирика, драма в творчестве В.В. Хлебникова. Автореф. дис.канд. филол. наук. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М., 1988. 26 с.

107. Дуганов Р.В. Хлебников и Ахматова (из астрологических заметок) // Хлебниковские чтения: Материалы конференции, Санкт-Петербург, 27 29 ноября 1990г. СПб., 1991. С. 76 - 79.

108. Дуганов Р.В. Эстетика русского футуризма. Россия. Франция. М., 1988. С. 6 -31.

109. Дудин М. Современник завтрашнего дня // Поэтический мир Велимира Хлебникова. Межвузовский сборник научных трудов. Волгоград, 1990. С. 126 -131.

110. Дымшиц В. А., Чебанов С. В. Биологические идеи Велимира Хлебникова // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27 29 ноября 1990 г. СПб, 1991. С. 91 - 100.

111. Евразийское пространство. Звук, слово, образ. М.: Языки славянской культуры, 2003. 581 с.

112. Ефимов И. «Юноша» Хлебников и «взрослый» Платонов // Звезда. 1993. №12. С. 185- 189.

113. Жадова JI. «Толпа прозрачно-чистых сот» // Наука и жизнь. 1976. № 8. С. 37 -46.

114. Жаккар Ж. Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995. 470 с.

115. Жданова Е.С. Лингвистические средства выражения элементов язычества в поэтической практике В. Хлебникова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ставрополь: Ставропольский ГУ, 2003. 24 с.

116. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа (ок.530 ок.430гг. до н.э.). Л.: Наука, 1990. 188 с.

117. Жмудь Л. Я. Пифагор как математик. М.: АН СССР, 1988. 191 с.

118. Зарецкий В. Образ как информация // Вопросы литературы. 1963. №2. С. 83.

119. Зелинский К. Очарованный странник русской поэзии. На рубеже двух эпох. М., 1960. С. 232-241.

120. Земсков В.Ф. Итоги юбилея // Вопросы литературы. 1966. №8. С. 200.

121. Золян С. Т. Семантическая структура стихотворения В. Хлебникова «Когда умирают кони дышат» // Вопросы русского языка и литературы. Вып. 1. Ереван, 1984. С. 191 -206.

122. Иванов Вс. Переписка с A.M. Горьким. Из дневников и записных книжек. М.: Советский писатель, 1969. С. 137, 140, 316-317.

123. Иванов Вяч .Вс. Хлебников и типология авангарда XX века // Russian literature. Vol. 27, 1990. №1. С. 11 19.

124. Иванов Вяч. Вс. О воздействии «Эстетического эксперимента» Андрея Белого: (В. Хлебников, В. Маяковский, М. Цветаева, Б. Пастернак) // Андрей Белый. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. М.: Советский писатель, 1988. С. 338 366.

125. Иванов Вяч. Вс. Семантика возможных миров и филологии // Проблемы структурной лингвистики. М., 1982. С. 5 19.

126. Ивнев Р. Велимир Хлебников в Петербурге и Астрахани // Ивнев Р. Образ, временем сожженный. М.: Современник, 1991.

127. Ивнев Р. Образ, временем сожженный. М.: Современник, 1991. 158 с.

128. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. JL: Лениздат, 1933. С. 348, 442, 452, 456, 483, 516.

129. Итальянско-русский, русско-итальянский словарь с использованием грамматики. М.: Вече, 2000. 718 с.

130. Каббала Чисел. М., 2001. 176 с.

131. Калашникова Р.Б. Обернуты и В. Хлебников (звуковая организация стиха) // Проблемы детской литературы. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1984. С. 90-98.

132. Каменский В.В. Путь энтузиаста: Автобиограф, книга. Пермь: Кн. Изд-во, 1968. 240 с.

133. Камэяма И. Возрожденный Хлебников. Токио, 1989. 345 с.

134. Капелюш Б.Н. Архивы М. В. Матюшина и Е.Г. Гуро // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 год. М.: Наука, 1976. С. 3 23.

135. Кедров К. «Сеятель очей»: Образно-понятийный космос Велимира Хлебникова// Красная книга культуры. М., 1989. С. 157 168.

136. Кедров К. Вселенная Велимира Хлебникова // Поэтический космос. М.: Советский писатель, 1989. С. 164-202.

137. Келемен Я. Текст и значение. Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977. 158 с.

138. Киктев M. С. «Перун» и «Выстрел из П»: Движение к «Слову о Эль» (О структуре и эволюции хлебниковских симфоний) // Тезисы докл. V Хлебниковских чтений. Астрахань, 1995. С. 20.

139. Киселев A.JI. Хлебников и традиции русской поэзии // Поэтический мир Велимира Хлебникова. Волгоград, 1990. С. 38 46.

140. Климович Л.И. Книга о Коране // http://lib.rU/DIALEKTIKA/b kor.txt

141. Клинг О. Футуризм и «старый символистский хмель»: Влияние символизма на поэтику раннего русского футуризма// Вопросы литературы. 1996. № 9-10. С. 56-92

142. Клуге Р. Д. Символизм и авангард в русской литературе перелом или преемственность? // Литературный авангард. Особенности развития. М.: РАН, 1993. С. 65-66.

143. Кобринский А. Даниил Хармс и Велимир Хлебников: к проблеме генезиса ОБЭРИУ // V Хлебниковские чтения. Тезисы докладов. Астрахань, 1995. С. 21.

144. Кобринский А. Поэтика "ОБЭРИУ" в контексте русского литературного авангарда: В 2 т. Т. 1. М., 2000. С. 97 188.

145. Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. М.: Книга, 1989. 248 с.

146. Ковтун Е.Ф., Повелихина А.В. «Утес из будущего» (Архитектурные идеи Велимира Хлебникова) // Техническая эстетика. 1976. №5 6. С. 40 - 42.

147. Кожевникова Н. А. О соотношении прямого и метафорического словоупотребления в стихах В. Хлебникова // Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В.П. Григорьева. М., 1996. С. 43 49.

148. Козлов Д. Новое о В. Хлебникове // Красная новь. 1927. №8. С. 177 188.

149. Кондратьев А. М. Математика и поэзия. М., 1960. С. 34.

150. Кондратьев А. М. Статистика типов русской рифмы // Вопросы языкознания. 1963. №6. С. 100.

151. Коперник Н. О вращениях небесных сфер. М.: Наука, 1964. 654 с.

152. Коростовцев М. А. Введение в Египетскую филологию. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. 280 с.

153. Костерин А. Русские дервиши // Москва. 1966. №9. С. 216 221.

154. Костецкий А.Г. Лингвистическая теория В. Хлебникова // Структурная математическая лингвистика. Вып. 3. Киев: Киевский государственный университет, 1975. С. 34 39.

155. Которга Л. Хлебников о букве, имени и поэтическом языке // Лепта. 1995. №24. С. 169-176.

156. Красильникова Е. Г. Типология русской авангардистской драмы. Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1997. 16 с.

157. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения: В 6 т. М.: АН СССР, 1957.

158. Кржижановский С. Возвращение Мюнхгаузена. Л.: Художественная литература, 1990. 576с.

159. Крученых А. 15 лет русского футуризма. 1912- 1927. М., 1928. С. 7, 8, 1618,58-60.

160. Крученых А. Записная книжка Велимира Хлебникова. М., 1925. 30 с.

161. Крученых А. Наш выход. К истории русского футуризма. М.: Изд-во RA, 1996. 247 с.

162. Крученых А. Письма к М.В. Матюшину // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 год. Л.: Наука, 1976. С. 165 195.

163. Кузнецов Б. Г. Ломоносов. Лобачевский. Менделеев: Очерки жизни и мировоззрения. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1945. 334 с.

164. Культурология XX века. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.

165. Кусков С.И. Проблематика универсального языка в контексте П. Филонова и В. Хлебникова //Культура средних веков и нового времени. М.: МГУ, 1987. С. 92 103.

166. Лайтман М. Каббала. М.: Интербук, 2000. 429 с.

167. Лакоба С. Бодхисатва-Хлебников и Восток // Сборник работ молодых ученых и специалистов Абхазии. Сухуми, 1980. С. 75-95.

168. Ланн Ж.К. От сказки до футуризма: по поводу Хлебникова. «О пользе изучения сказок». Философия и творчество В. Хлебникова // Acta Slavica laponica: Sapporo. 1986. №4. С. 37 48.

169. Ланцова С.А. Мифологизм В. Хлебникова: некоторые аспекты проблемы. Автореф дис. канд. филол. наук . Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина. М., 1991. 17 с.

170. Лапшин Н. Хлебников Митурич // Русское искусство. 1923. №2 - 3. С. 25 -36.

171. Легшед: Издательство Буддийского института «Даши Чойнхорлин», 2002. №6. 60 с.

172. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. М.; Л.: Соцэкгиз, 1936. 484 с.

173. Лейтес А. Велимир Хлебников // Харьков: Театр, литература, музыка, балет, графика, живопись, кино. 1992. №1. С. 5.

174. Лейтес А. Хлебников — каким он был // Новый мир. 1973. №1. С. 224 -237.

175. Леннквист Б. К значению Дня Рождения у авангардных поэтов // Культура русского модернизма. М.: Наука, 1993. С. 206 211.

176. Леннквист Б. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова. СПб.: Академический проект, 1999. 238 с.

177. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Л.: Советский писатель, 1989. С. 309 -546.

178. Литература и живопись. Л.: Наука, 1982. 288 с.

179. Литературное обозрение. 1985, №12. С. 102 — 104.

180. Ломоносов М.В., Державин Г. Р. Избранное. М.: Правда, 1984. 448 с.

181. Лопатин В.В. Рождение слова: неологизмы и окказиональные образования. М.: Наука, 1973. 152 с.

182. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Наука, 1970. 384 с.

183. Лощиц Ю.М. и Турбин В.Н. Тема Востока в творчестве В. Хлебникова // Народы Азии и Африки. 1966. №4. С. 147 160.

184. Маккенна Т. Пища богов. М.: Издательство Трансперсонального Института, 1995.384 с.

185. Максимова Н.В. Поэзия Велимира Хлебникова 1917 1922 гг.: Проблематика и поэтика: Автореф. дис. . канд. филол. наук . Астрахань: Астраханский ГУ, 2004. 18 с.

186. Малевич К. Бог не скинут. Витебск: Уновис, 1922. 40 с.

187. Мамаев А. А. Астрахань Велимира Хлебникова: Док.-худож. повесть. Астрахань: Изд-во «Хаджи-Тархан», 1996. 95 с.

188. Мандельштам О. О Хлебникове // Мир Велимира Хлебникова. М., 2000. С. 186- 194.

189. Маргаритов В.Г. Об орочах императорской гавани. Спб., 1888. 56 с.

190. Маринчак В. А. Самовитое слово В. Хлебникова // Русская речь. 1978. №2. С. 58-63.

191. Марков А. Поэзия пера и кисти. Забытые страницы. М., 1984. С. 229 235.

192. Марков В. Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000. 438 с.

193. Материалы IV Хлебниковских чтений. Астрахань, 1992. 60 с.

194. Матюшина О. Воспоминания // Звезда. 1973. №3. С. 1 С. 141-144.

195. Миндлин Э. Необыкновенные собеседники. М.: Советский писатель, 1968. С. 65-67.

196. Мир Велимира Хлебникова. М.: Языки русской культуры, 2000. 880 с.

197. Мирский Д. Хлебников, 1922 // Версты. 1928. №3. С. 144 146.

198. Митурич П. Дневник 1922 года // Арион, 1994. № 4. С. 103 — 111.

199. Михайловский Б. В. Предшественники современного абстракционизма. О литературно-художественных течениях XX века. М., 1966. С. 65, 72 74, 78, 81 -83.

200. McCarthy J.J. Formal problems in Semitic phonology and morphology. N.Y.; L.: Garland, 1985. 305 p.

201. Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М.: Московский рабочий, 1990. С. 520 522.

202. Муковзоров JI. В. О русской рифме // Русская речь. 1971. №3. С. 56 68.

203. Мурсалиева X. А. кызы. Восточная тематика в творчестве Велимира Хлебникова. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Баку, 1991. 26 с.

204. На путях. Утверждение евразийцев. М.; Берлин, 1922. 356 с.

205. Нагибин 10:0 Хлебникове // Новый мир. 1983. №5. С. 253 260.

206. Неймаер Е. О Велимире Хлебникове. // Киев: Радуга. 1965. №11. С. 135 -138.

207. Немецко-русский русско-немецкий словарь с использованием грамматики. М.: Вече, 2005. 784 с.

208. Немировский А. И. Пифагор. М.: Армада, 1998. 410 с.

209. Никитаев А. Т. Мнимые числа в творчестве Велимира Хлебникова // Поэтический мир Велимира Хлебникова. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Астрахань, 1992. С. 12 — 21.

210. Ольшанский Д.А. Концепция механицизма в исследованиях языка Нового времени: от Галилея до Ньютона (в работах Ноама Хомского) // Дети Ра. 2005. №11. С. 30-55.

211. Орлов В. На рубеже двух эпох // Вопросы литературы. 1966. №10. С. 113 — 143.

212. Палиевский П. В. Внутренняя структура образа. Теория литературы. М., 1962.

213. ПалиевскиЙ|П. В. К понятию гения. Искусство нравственное и безнравственное. М.: Искусство, 1969. С. 190- 192.

214. Палиевский П. В. Экспериментальная литература // Вопросы литературы. 1966. № 8. С. 79.

215. Панин С.Е. Потребление наркотиков в Советской России (1917-1920-е годы) // Вопросы истории. 2003. № 8. С. 129 134.

216. Панов М. В. О восприятии звуков // Развитие современного русского языка. М., 1966. С. 158- 162.

217. Панчешсо А. М., Смирнов И. П. Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и в поэзии начала XX века // Древнерусская литература и русская культура XVI1-XX вв. Л., 1971. С. 98 114.

218. Парнис А. В. Хлебников и Малевич: художники-изобретатели. К истории взаимоотношений // Творчество. 1991. №7. С. 1-3.

219. Парнис А. Е. Велимир Хлебников. «Председатель чеки». Новое о поэте // Новый мир. 1988. №10. С. 147 152.

220. Парнис А. Смутьян холста // Творчество. 1988. №11. С. 26 28.

221. Парнис А. Хлебников сотрудник «Красного воина» // Литературное обозрение. 1980. №2. С. 105 - 112.

222. Парнис А. Хлебников и Филонов: К прочтению одного стихотворения // М.: Искусствознание. 1999. №1. С. 352 363.

223. Парнис А. Южнославянская тема Велимира Хлебникова. Новые материалы к творческой биографии поэта // Зарубежные славяне и русская культура. Л., 1978. С. 223-251.

224. Парнис А.Е. «Евразийские» контексты Хлебникова: от «калмыцкого мифа» к мифу о «единой Азии» // Евразийское пространство. Звук, слово, М., 2003. С. 299 344.

225. Паскаль Б. Мысли. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1995. 480 с.

226. Пашкин Д. А. Феномен смерти в текстах В.Хлебникова. Автореферат дис. . канд. фил. наук. Тюмень, 2002. 22 с.

227. Пекарский Ф. В. Социальная философия В. Хлебникова и постмодернистский стиль философствования. Автореф. дис. . канд. филос. наук.-Минск, 1999. 19 с.

228. Пекарский Ф. В. Философские основания поэтики Велимира Хлебникова // Человек. Цивилизация. Культура. Тезисы докладов Второй межвуз. студ. науч.-теоретич. конф. по гуманит. наукам, 5-6 апр. 1996 г. Минск, 1996.С. 56 58.

229. Перцов В. Велимир Хлебников. Современники. Избранные литературно-критические статьи в 2-х тт. Т. 1. М., 1980. С. 137- 173.

230. Перцов В. О Велимире Хлебникове // Вопросы литературы. 1966. №7. С. 46 -71.

231. Перцова Н. Н. Движение по мифологиям в черновике «Детей Выдры» В. Хлебникова // Велимир Хлебников и мировая художественная культура на рубеже тысячелетий. Астрахань, 2000. С. 78 79.

232. Перцова Н. Н. О ненаписанном романе Хлебникова // Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В. П. Григорьева. М., 1996. С. 88 104.

233. Перцова Н. Н., Рафаева А. В. О последней записной книжке Велимира Хлебникова // Вестник Общества Велимира Хлебникова, 2. М., 1999. С. 68 91.

234. Перцова Н. Словарь неологизмов Велимира Хлебникова. М., 1995. 559 с.

235. Перцова Н.Н. Словотворчество Велимира Хлебникова. М.: Изд. МГУ, 2003. 175 с.

236. ПетровскийД. Повесть о Хлебникове. М., 1926. 48 с.

237. Пиль^^^^Гвелемир Хлебников. Затуманившийся мир. Рига, 1929. С. 193 -201.

238. Пифагор. Золотой канон; Фигуры эзотерики. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 448 с.

239. Пифагоровы законы и нравственные правила. Афоризмы Эпиктета. М.: Олма-Пресс, 2000. 380 с.

240. Поляков Д. Парабаса Хлебникова II // Русская филология 9: Сборник научных работ молодых филологов. - Тарту, 1998. С. 155 - 170.

241. Поляков Н. Н. Нижневолжские мотивы в прозе Велимира Хлебникова // Поэтический мир Велимира Хлебникова. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Астрахань, 1992. С. 160- 168.

242. Полякова С. В. Велимир Хлебников в непривычном ракурсе // Полякова С. В. «Олейников и об Олейникове» и другие работы по русской литературе. СПб., 1997. С. 355 360.

243. Помпеев Ю.А. Очерк по истории европейской научной мысли. СПб.: Абрис, 2003. 272 с.

244. Попов П. В. Хлебников — мыслитель и поэт. Время и пространство как мифологемы его творчества // Влияние науки и философии на литературу. Ростов-на-Дону, 1987. С. 124- 137.

245. Поступальский И. О первом томе Хлебникова // Новый мир. 1929. №12. С. 237-242.

246. Поступальский И. Хлебников и футуризм // Новый мир. 1930. №5. С. 187 — 197.

247. Поэтический мир Велимира Хлебникова. Межвуз. сб. науч. тр. Вып.2. Астрахань, 1992. 172 с.

248. Поэтический мир Велимира Хлебникова: Научно-методологические проблемы изучения. Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград, 1990. 137 с.

249. Пророческая душа. Воспоминания Д. Бурлюка, Я. Лаврина, А. А. Бруни-Соколовой, К. Б. Томашевского, Е. Д. Спасского, П. В. Митурича. // Литературное обозрение. 1985. №12.

250. Протоалфавиты на сайте Игоря Гаршина. Происхождение консонантных алфавитов // http://\\Avw.Harshin.ru/linguistics/scripts/proto-abc.html

251. Пунин H. Н. Мир светел любовью. Дневники. Письма. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2000. Стр. 151 — 154.

252. Пяст В. Встречи. Л., 1929. С. 25, 251, 262, 284.

253. Рабинович В. Л. «Мирсконца» книга, пьеса, мироздание // Русский авангард 1910-х- 1920-х годов и театр. СПб., 2000. С. 166 - 175.

254. Радин Е. П. Футуризм и безумие. СПб., 1914. 375 с.

255. Реале Дж., Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: Петрополис, 1994. 336 с.

256. Ревякин А. И. О «заумном» речетворчестве. Из истории поэтического языка // Современные проблемы литературоведения и языкознания. М., 1974. С. 316-321. .

257. Религия и культура. М.: РАН ИНИОН, 2000. 224 с.

258. Рождественский В. Кто придумал слово летчик? // Литературная газета, 1979. С. 14-19.

259. Ромашов Б. О Велимире Хлебникове. Звезды не могут погаснуть. М., 1966. С. 235-240.

260. Русская литература и фольклор: Заговор // http://feb-web.ru/feb/litenc/encvclop/le4/le4-2761 .htm

261. Русская литература рубежа веков. Книга 2. ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2001. 768 с.

262. Русский авангард в кругу европейской культуры. Межд. конференция. Тезисы и материалы. М., 1993. 408 с.

263. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. М.: Наследие, 2000. 480с.

264. Савушкина М. И. Фольклор в поэмах В. Хлебникова // Русская советская поэзия 20-х гг. и фольклор. М., 1971. С. 79 86.

265. Самойлов Д. О «Творениях» Велимира Хлебникова // Новый мир. 1988. №1. С. 257-259.

266. Самородова О. Поэт на Кавказе // Звезда. №6. Л.: Художественная литература, 1972. С. 186- 194.

267. Санкина С. Л. Заметки к теме: В. Хлебников и М. Кузмин: точки соприкосновения // Велимир Хлебников и мировая художественная культура на рубеже тысячелетий. Астрахань, 2000. С. 147 152.

268. Сарабьянов Д. В . История русского искусства конца XIX — начала XX века. М., 1993. 320 с.

269. Сахаров И.П. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Тула: Приок. кн. изд-во, 2000. 480 с.

270. Седакова О. А. Велимир Хлебников — поэт скорости // Русская речь. 1985. №5. С. 29-35.

271. Седакова О. Образ фонемы в «Слове о Эль» Велимира Хлебникова // Развитие фонетики современного русского языка: фонологические подсистемы. М., 1971. С. 273-277.

272. Сигов С. В. О драматургии Велимира Хлебникова // Русский театр и драматургия 1907-1917 гг. Л., 1988. С. 94- 111.

273. Силард Л. Математика и заумь // Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре. Берн, 1991. С. 333 -352.

274. Симаков М. Пифагорейская программа. М.: Диалог МГУ, 1997. 425 с.

275. Симаков М. Ю. Пифагорейская система (Гармония космоса). М., 1999. 456 с.

276. Скулачева Т. В. Свободный стих В. Хлебникова // Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В. П. Григорьева. М., 1996. С. 32 — 42.

277. Скуратовский В. Велимир Хлебников, или Искусство миропонимания // Литературное обозрение. 1988. №7. С. 461 -489.

278. Слинина Э. В. В. Хлебников о Пушкине // Пушкин и его современники. Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института. Т. 465. Псков, 1970. С. 254 267.

279. Словарь французско-русский и русско-французский с использованием грамматики. М.: Вече, 2006. 752 с.

280. Смоляницкий М. Обретение стиля. Театр русского авангарда и «Зангези» В. Хлебникова в «Чет-нечет-театре» // Астрахань: Слово и дело. 1993. №218. С. 67-80.

281. Солнцева Е.Г. Дохристианские цивилизации в русской литературе первой трети XX в (В. Хлебников, Д. Мережковский, О. Мандельштам). Автореф. канд. дис. М.: 2006. 27 с.

282. Соловьев Б. О новаторстве и традициях // Знамя. 1950. №3. С. 156 158.

283. Спасский С. Хлебников // Литературный современник. 1935. №12. С. 190 — 204.

284. Старкина С. В. Творчество Велимира Хлебникова 1904 — 1910 гг. (дофутуристический период). Автореф. дис.канд. филол. наук. СПб., 1998. 20 с.

285. Степанов Н. Велимир Хлебников: Жизнь и творчество. М., 1975. 358 с.

286. Степанова Н. Большая книга заговоров. М.: Рипол классик, 2006. 320 с.

287. Струнин В. И. Поэма «Ночной обыск» миф и действительность // Поэтический мир Велимира Хлебникова. Волгоград, 1990. С. 24 - 32.

288. Струнин В. И. Поэма глаз Велимира Хлебникова // Литературная учеба, 1985. №5. С. 210-214.

289. СЭС. М.: Советская энциклопедия, 1980. 1600 с.

290. Тагарова Т. Б. Старомонгольский язык. Иркутск: РИЦ ИГУ, 2005. 84 с.

291. Тартаковский П. И. «Единая книга» В. Хлебникова в структуре поэмы «Азы из Узы» // Поэтический мир Велимира Хлебникова. Межвузовский сборник научных трудов. Вып: 2. Астрахань, 1992. С. 3 12.

292. Тартаковский П. И. Древнеирапская мифология в художественной структуре творений позднего Хлебникова // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27 29 ноября 1990 г. СПб., 1991. С. 40 - 49.

293. Тартаковский П. Поэт. Революция. Восток: Творчество Велимира Хлебникова и ирано-таджикское художественное наследие // Памир. 1977. №7. С. 84-96.

294. Тартаковский П. Поэт. Россия. Восток. К вопросу о западно-восточной концепции В. Хлебникова // Вопросы литературы. 1987. №6. С. 94 121.

295. Татлин В. О «Зангези» // Жизнь искусства. 1923. №18. С. 46 59.

296. Тауфер И. Велимир Хлебников. Судьбы и свершения. М., 1987. С. 212 222.

297. Терехина В.Н.^шештв-?^!^Русские экспрессионисты // Русская литература 1920 — 1930-х годов. Портреты поэтов. В 2 т. М., 2008. С. 580 — 611.

298. Терехина В.Н., Зименков А.П. Футуристы после футуризма // Русская литература 1920 — 1930-х годов. Портреты поэтов. В 2 т. М., 2008. С. 503 — 537.

299. Тимофеева В. В. Язык поэта и время. М.; Л., 1962. 365 с.

300. Тренин В., Харджиев Н. Ретушированный Хлебников // Литературный критик. 1933. №6. С. 142 150.

301. Тсантсаноглу М. Русский футуризм в историческом освещении: (Истоки и рецепция творчества). Дис. . канд. фил. наук. М., 1993. 23 с.

302. Тураев Б. А. Очерк истории изучения финикийской древности. СПб.: Историческое обозрение. Т. 6, 1893. 234 с.

303. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Минск: Харвест, 2004. 752 с.

304. Турбин В. Свободный ум // Октябрь. 1985. №11. С. 177 186.

305. Урбан А. Мечтатель и практик: Хлебников и Маяковский // Звезда. 1983. №4. С. 184- 197.

306. Урбан А. Философская утопия: Поэтический мир Велимира Хлебникова // Вопросы литературы. 1979. №3. С. 153 183.

307. Ушаков Н. Заметки о Хлебникове. Мастерская. О поэзии и поэтах. М., 1983. С. 346-353.

308. Фадеев А. За тридцать лет. М., 1957. С. 233, 234, 237.

309. Филиппов Г. В. Специфика художественно-философской системы В. Хлебникова // Русская советская философская поэзия. Человек и природа. Л., 1984. С. 50-77.

310. Флакер А. Разгадка Ропса // Культура русского модернизма. М., 1993.С. 97 -101.

311. Формализм и новаторство // Литературная учеба. 1937. №3. С. 5.

312. Хазан В. И. «Ошибка Смерти» В. Хлебникова: авангардизм в контексте традиций // Проблемы вечных ценностей в русской культуре и литературе XX в. Грозный, 1991. С. 47-60.

313. Харден Д. Финикийцы. М.: Центрполиграф, 2004. 263 с.

314. Харджиев Н. Новое о Велимире Хлебникове // Russian Literature. 1975. №9. С. 5 24.

315. Харджиев Н. Статьи об авангарде: В 2 т. М., 1997.

316. Хлебников А. В. Письма к родным // Саратов: Волга. 1987. №9. С. 138 158.

317. Хлебников В. Зангези. Сценическая композиция А. Пономарева. М., 1992. 125 с.

318. Хлебникова поле // http://www.ka2.ru/index.html

319. Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27-29 ноября 1990 г. СПб., 1991. 152 с.

320. Ходасевич В. Литературные статьи и воспоминания. Нью-Йорк, 1954. 412с.

321. Цехновицер О. Литература и мировая война 1914 — 1918 гг. М., 1938. С. 9, 53-56, 137, 148,297-305,314, 340.

322. Циолковский К. Э. Миражи будущего общественного устройства. Сборник статей. М.: Самообразование, 2006. 352 с.

323. Цыб Е. А. Художественная речь в словарях разных типов (на материале поэзии В. Хлебникова и Н. Заболоцкого). Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1995. 22 с.

324. Чеботарева В. Часы человечества: Документальное повествование о жизни Велимира Хлебникова в Баку и Персии // Литературный Азербайджан. 1991. №11 12. С. 115-181.

325. Черняк М. «Новое зрение в литературе» (К вопросу о творческих взаимосвязях В. Хлебникова и Вс. Иванова) // Russian Literature, XXXVIII-IV, 1995. С. 473-482.

326. Числа судьбы: пифагорейская, индийская и китайская нумерология. СПб.: Экслибрис, 2003. 256 с.

327. Чуйков Ю. Хлебниковы в Казани // Волга. 1991. №2. С. 168 177.

328. Чуковский К. Современники. М., 1962. С. 493 499, 671 - 672.

329. Шайтанов И. В содружестве светил. Поэзия Николая Асеева. М., 1985. 326 с.

330. Шапир М. И. Об одном анаграмматическом стихотворении Хлебникова: К реконструкции «Московского мифа» // Русская речь. 1992. №6. С. 3 9.

331. Шапир М. Что такое авангард? // Русская альтернативная поэтика. М., 1990. С. 3 6.

332. Шапирштейн-Лерс Я. Е. Общественный смысл русского литературного футуризма. М., 1922. 453 с.

333. Шаповалов М. Раскрывая Хлебникова // Волга. 1985. №11. С. 174 175.

334. Шах-Азизова Т. Предвозвестник // Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993. С. 38 49.

335. Шершеневич В. Зеленая улица. М., 1916. 153 с.

336. Шершеневич В. О пьесе В. Хлебникова «Госпожа Ленин» // Нижегородец. 1913. №272. С. 11-16.

337. Шишкин А. Велимир Хлебников на «Башне» Вяч. Иванова // НЛО. 1996. №17. С. 141 167.

338. Шкляревский И. Хлебников в Финляндии // Поэзия львица с гривой. М., 1986. С. 94-95.

339. Шмелева И. Самовитый // Русская речь. 1975. №4. С. 20 35.

340. Эйнштейн А. Собрание научных трудов: В 4 т. Т.4. М.: Наука, 1967. 600 с.

341. Энциклопедический словарь символов. М.: Издательство Астрель, 2003. 1056с.

342. Энциклопедия традиционной народной медицины. М.: ООО Издательство ACT, 2002. 702 с.

343. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1989. №12. С. 22-235.

344. Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1961. С. 187- 198.

345. Эткинд Е. Заболоцкий и Хлебников // Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии XX века. СПб., 1995. С. 530 542.

346. Юргин Н. О новаторстве и художественной литературе // Красная новь. 1925. №8. С. 226-228.

347. Юткевич С. Сухарная столица // ЛЕФ. 1923. №3. С.181 182.

348. Явинская Ю. В. В. Хлебников и М. Цветаева. Сопоставительный анализ образных систем «человек», «вещь», «природа». Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1999. 22 с.

349. Якобсон Р. О. Игра в аду у Пушкина и Хлебникова // Сравнительное изучение литературы. Л., 1976. С. 34-38.

350. Якобсон Р. О. Из мелких вещей Велимира Хлебникова: «Ветер пение.» // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 317 - 323.

351. Яковлев Б. Поэт для эстетов. Заметки о Велимире Хлебникове // Новый мир. 1948. №5. С. 207-231.

352. Яковлев С. Исцеляющие звуки. // Наука и религия. 2002. №5. С. 48 49.

353. Ямвлих. Жизнь Пифагора. М.: Новый Акрополь, 1998. 248 с.

354. Ямвлих. О египетских мистериях. М.: Х.Г.С., 1995. 288 с.

355. Ямпольский М. Беспамятство как исток (Читая Хармса). М.: НЛО, 1998. 384с.

356. Ямпольский М. О близком. М.: НЛО, 2001. 240 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.