Идейно-художественные особенности "Первой трилогии" Джойса Кэри тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Пенезе, Инара Яновна
- Специальность ВАК РФ10.01.05
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пенезе, Инара Яновна
Введение
Глава I. Формирование Джойса Кэри как писателя и его
Первая трилогия" ■.
Глава П. Идейно-тематические особенности "Первой трилогии"
1. Концепция личности в трилогии
2. Общественно-политическая проблематика трилогии .•
3. Роль эстетической категории комического в авторской концепции мира и личности
Глава 1П. Поэтика "Первой трилогии"
1. Сюжетные особенности.
2. Композиционные особенности
1) Точка зрения повествования
2) Особенности художественного времени
3) Особенности системы художественных образов-символов
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК
Политическая трилогия Джойса Кэри 1950-х годов1984 год, кандидат филологических наук Мусиенко, Алла Петровна
Трагифарсовая природа условной формы в "Данцигской трилогии" Гюнтера Грасса2007 год, кандидат филологических наук Крученок, Ирина Викторовна
Трилогия Льюиса Грессика Гиббона "Шотландская тетрадь" в культурологическом аспекте2001 год, кандидат филологических наук Романова, Татьяна Николаевна
Проза и драматургия Д. Батожабая: поиски художественного синтеза2003 год, кандидат филологических наук Фролова, Ирина Владимировна
Роман У. Теккерея "История Генри Эсмонда" в контексте художественных исканий эпохи1998 год, кандидат филологических наук Маслова, Марина Арнольдовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-художественные особенности "Первой трилогии" Джойса Кэри»
Процесс освоения культурного наследия народов мира с точки зрения марксизма-ленинизма - это преемственная связь с демократическим, прогрессивным крылом мировой культуры и в то же время - обоснованное отвержение идеологически чуждых социализму явлений духовной жизни. В.И.Ленин неоднократно указывал, что для построения коммунизма надо вооружиться "точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества"1. В наш век, когда в поле зрения общественности входят все новые и новые художественные факты прошлого, требующие правильного осмысления, такая установка приобретает особую актуальность. Относится она и к английской литературе, изучению которой посвящено немало подробных исследований и которая еще изучена недостаточно.
Одним из "белых пятен" в картине английской литературы 30-40-х годов XX века является творчество Джойса Кэри (18881957), мало исследованное в советском литературоведении, хотя интерес литературоведов, переводчиков и читателей к этому автору возрастает. За двадцать пять лет (1932-1957) своей литературной деятельности Джойс Кэри успел создать солидное число произведений: шестнадцать романов, более тридцати пяти рассказов, двадцать пять литературных эссе, двадцать девять эссе на общие темы, четыре политических трактата и книгу по эстетике.
Произведения Джойса Кэри образуют несколько циклов-серий взаимосвязанных романов, объединенных общей темой, композицией, стилем, каждый из которых посвящен одному аспекту определенной проблемы. Это цикл "африканских романов": "Спасенная Эйса" (Aissa Saved, 1932), "Американская гостья" (An American Visit Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.41, с.304. or, 1933), "Африканская колдунья" ( The African Witch, 1936), "Мистер Джонсон" (Mister Johnson, 1939), где местом действия является Нигерия. В другой цикл, так называемые хроники, входят романы, отражающие важные события и процессы историко-экономи-ческой жизни Англии: "Замок Корнеров" (Castle Corner, 1938), "Лунный свет" (The Moonlight, 1946), "Радость и страх" (A Fearful Joy, 1949). К циклу "детских" относятся романы "Дорогой МОЙ Чарли" (Charley is My Darling, 1940) И "ПОЛОН ДОМ детей" (a House of Children, 1941), в известной мере автобиографический. Кроме того, Кэри принадлежат "Первая трилогия" и "Вторая трилогия"-1-. Первая включает романы "Cam себе удивляюсь" (Herself Surprised, 1941), "Тропою паломника" (То be а Pilgrim, 1942), "Из первых рук" (The Horse's Mouth, 1944), объединенные темой искусства. Вторую составляют произведения "Из любви К ближнему" (Prisoner of Grace, 1952), "Никто как бог" (Except the Lord, 1953), "Без чести" (Wot Honour More, 1955), рассказывающие о деятельности английского политика в первой четверти XX века. Роман "Заключенные и свободные" (The Captive and the Free, 1959), который был задуман как первая Дж.Кэри считал каждую свою трилогию художественно единш, цельным произведением. Он пытался найти для них обобщающие заглавия, но ни один из вариантов его не удовлетворил, и пришлось остановиться на таких цростых названиях, как "Первая трилогия" и "Вторая трилогия". В английских литературоведческих источниках они последовательно упоминаются именно ПОД таким заголовком: First Trilogy u Second Trilogy. По всей вероятности, нет оснований отказываться от этого црин-ципа и на русском языке. Поэтому в диссертации предлагается написание: "Первая трилогия" и "Вторая трилогия".
часть трилогии о религии, и наброски большого романа "Кок Джарвис" (Cock Jarvis, 1974) были изданы уже после смерти писателя.
В русском переводе вышли романы Дж.Кэри "Из любви к ближнему" (1966), "Из первых рук" (1971), "Дорогой мой Чарли" (1980), "Радость и страх" (1980), а также несколько рассказов. На латшсксм языке пока издан лишь роман "The Horse's Mouth" ("Bez vidutaja", 1976). Интерес к творчеству Кэри в нашей стране и на Западе возрос после появления.на экранах фильма режиссера Рональда Нима "Устами художника" по роману Дж.Кэри "Из первых рук" с Алеком Гинееом в роли художника Джимеона^.
Литературоведы обратились к творчеству Кэри в последние годы его жизни и особенно после смерти писателя, когда его имя стало цриобретать все большую популярность у читателей. Оригинальность видения мира, особенность художественного почерка Кэри не позволяли втиснуть его творчество в прокрустово ложе общепринятых концепций. Потребовалась некоторая временная дистанция для правильного восприятия и осмысления творчества этого оригинального писателя.'
Кроме того, возрождению интереса к Кэри способствовала общность его творчества с нынешней литературной панорамой Англии. Характеризуя английскую литературу последнего десятилетия, Б.В.Ивашева отмечает, что "вновь расцвела пышным цветом некогда столь популярная. литература "малой темы" - литература психоанализа внутреннего мира ничем не интересных людей. Из выходящей сегодня на книжный рынок Великобритании литера Об этом более подробно см.: Туровская М. Вопросы без ответов.- Искусство кино, I960, J& 2. турной продукции романистов по крайней мере 80% - цроза "малой темы"-1-.
Б советском литературоведении творчество Кэри получило освещение, главным образом, в исследованиях Г.В.Аникина, Н.Я.Дьяконовой, И.С.Кона, В.С.Муравьева, М.А.Шерешевской, С.К.Калинкиной.
М.А.Шерешевская, анализируя в своих предисловиях к русскому изданию романы "Из любви к ближнему" и "Из первых рук", дает общий обзор творчества Кэри, краткую характеристику его философских взглядов, где выделяет в качестве основной его мысль о человеке как потенциально творческой личности, о столкновении человека - творца с окружающим миром. Исследовательница отмечает близость творчества Кэри к традициям английской реалистической литературы. На это указывают и другие авторы.
Так, Н.Я.Дьяконова, анализируя "Вторую трилогию", пишет, что "сложное сочетание сатиры и тонкого психологического анализа позволяют видеть в последней трилогии Кэри крити-ко-реалистическую устремленность, отвечающую лучшим традицио ям английского романа" . Здесь же указаны важные, неотъемлемые особенности почерка Кэри: психологизм и комизм.
Г.В.Аникин также называет Кэри реалистом и, отмечая обличительный характер "Второй трилогии", отражающей политическую жизнь британского буржуазного государства, подчерки Ивашева В.В. В тисках кризиса.- В кн.: За и против человека. М.: Сов.писатель, 1980, с.62. Дьяконова Н.Я. Последняя трилогия Джойса Кэри.- Иностранная литература, 1967, № 2, с.267. вает вклад писателя в развитие политического романа критического реализма-1".
С.К.Калинкина в статье, посвященной теме художника в творчестве Кэри, рассматривая философские и эстетические взгляды писателя, правильно определяет его концепцию творческой сути человека как основную черту его мировоззрения. И тут же замечает, что Кэри "пользовался модернистскими усовершенствованиями в плане техники, но в области мировоззрения он не пошел с модернистами" . С этим замечанием нельзя согласиться, оно свидетельствует о формальном разграничении реализма и модернизма. Как справедливо отмечает Д.В.Затонский, одними и теми же элементами формы пользуются романтики и реалисты, импрессионисты и экспрессионисты, художники црогрессивные и о консервативные . Так, внутренний монолог и даже "поток сознания" могут быть применены как в реалистическом, так и в нереалистическом романе. Использование тех или иных элементов формы еще не определяет творческого метода писателя. Его определяет отношение писателя к эпохе и человечеству. В зависимости от того, видит ли писатель "человека в его общественных Аникин Г.В. Трилогия Джойса Кэри о Честере Ниммо.- В кн.: Вопросы зарубежной литературы и искусства. Свердловск, 1974, с.14-27.
2 Калинкина С.К. Тема художника в буржуазном обществе в первой трилогии Да,Кэри, - В кн.: Ученые записки пед.инст. Омск, 1974, с.75.
3 Затонский Д.В. В наше время. М.: Сов.писатель, 1979, с.14. параметрах"^, истинно ли верит он в человека, в его способность переустроить мир себе на благо, показывает ли он "человеческую жизнь в пределах реальных человеческих измерений как процесс, протекающий по закономерностям реальной жиз-о ни , можно определить творческий метод писателя как реалистический или модернистский. К вопросу о реализме и модернизме мы еще вернемся в первой главе диссертации.
Ценным и пока новейшим исследованием в области творчества Кэри является совместная работа Н.П.Михальской и о
Г.В.Аникина . Наряду с анализом романов "Первой трилогии" авторы останавливаются на мировоззренческих и эстетических взглядах писателя, подчеркивая ориентацию Кэри на искусство критического реализма. Проблемное по своему характеру, это исследование не претендует на последнее, решающее слово в оценке творчества Кэри и тем не менее отличается свежестью использованного материала.
Оценивая в целом вклад советских литературоведов в освоение литературного наследия Кэри, следует сказать, что пока раскрыты лишь отдельные аспекты творчества Кэри, а систематического, исчерпывающего его анализа у нас еще нет.
1 Затонский Д.В. Зеркала искусства. М.: Сов.писатель, 1975, с.57. о
Адмони В.Г. Поэтика и действительность. Л.: Сов.писатель, 1975, с.92.
3 Михальская Н.П., Аникин Г.В. Эпический стиль трилогии Джойса Кэри. - В кн.: Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века. М.: Высш. школа, 1982.
В зарубежном литературоведении творчеству Кэри посвящено несколько обширных монографий, а также журнальных статей. Наиболее значительны среди них исследования М.Фостера, Д.Волкенфильда, Д.Митчелла, Г.Л.Ларсена, Ч.Д.Гофмана, Р.Но-убля, И.Седерскога, Б.Фишер.
В центре внимания М.Фостера жизненный путь и личность писателя, и ему принадлежит, до сих пор развернутая, подробная биография Кэри-®-.
Г.Л.Ларсен в своем исследовании^ стремится установить, какая именно традиция связывает творчество Кэри с литературой начала XX века, и выявляет его близость к искусству Джозефа Конрада, а также блейковский подтекст в произведениях Кэри. Исследователь ищет общие черты в мировоззрении Блейка и Кэри и пробует выяснить роль поэтических образов Блей-ка в "Первой трилогии" Кэри. Ларсен высказывает интересные соображения о функции комизма в творчестве Кэри. о
Основная проблема работы Д.Волкенфильда - развитие стиля писателя в связи с формированием его мировоззрения. Много места уделено анализу способа повествования (от первого лица со сменой рассказчика), что, по мнению исследователя, отражает представление писателя о сложности жизни, невозможности познать всю истину. Poster Ы. Joyce Сагу. A Biography. Boston, 1968. о
Larsen G.L. The Dark Descent. London: Joseph, 1965. Wolkenfield J. Joyce Cary. The Developing Style. Hew York University Press, 1968.
Исследование Д.Митчелла* посвящено теме искусства в творчестве Кэри и особенно в его "Первой трилогии". Рассмотрены значения в трилогии понятия "свободная творческая личность", служащего основой центральных характеров, пути объективизации этого понятия, и, соответственно, способы создания образов людей, утверждающих свою самость в области искусства. Интересны наблюдения исследователя, касающиеся структуры подтекста "Первой трилогии", построенного на образах поэзии Клейка и Беньяна. Митчелл обнаруживает некоторую аналогию между образами-характерами произведений Кэри, Дж. Джойса и Д.Г.Лоуренса, однако£>граничивается констатацией этого явления, не углубляясь в его цроисхоздение.
Свежестью мысли и концентр1фованным изложением отличается небольшая по объему монография Р.У.Ноубля, отмечающего в творчестве Кэри традиции реалистической литературы и особенности его стиля. В отличие от упомянутых ранее литературоведов Ноубль вццвигает понятие образа автора, а также рассматривает комику в творчестве Кэри как своеобразное проявление авторской позиции^.
Если в названных работах сделана попытка охватить все творчество Кэри, то диссертация шведского ученого И.Седерс-кога посвящена одному произведению, роману "Тропою паломника"3. Седерског, анализируя особенности композиции романа,
Mitchell G. The Art Theme in Joyce Cary*s First Trilogy. Mouton. The Hague. Paris. 1971.
2 Noble R.W. Joyce Cary. Oliver and Boyd. Edinburgh, 1973. Sbderslcog I. Joyce Gary's Hard Conceptional Labour Acta Universitatis Gothoburgenesis, 1977. рассматривает в качестве ее элементов структуру художественного времени, систему образов, форму повествования от первого лица и обсуждает связанную с ней проблему дистанции между позициями автора и рассказчика. Однако при всей тщательности, даже скрупулезности исследования материала, логичности изложения мысли мировоззрение Седерскога проникнуто идеализмом. В частности, следуя учению Юнга об архетипах, он сводит трилогию Кэри к сюжету Блейка о Юрайзене и Лосе, являющемуся английским вариантом библейского глифа о боге, сатане, Адаме и Еве.
Важным вкладом в исследование творчества Кэри можно считать монографию английской исследовательницы Б.Фишер. Использовав богатый материал архива Кэри, она проследила процесс становления личности писателя, выявила множество субъективных обстоятельств и биографических моментов, повлиявших на этот процесс. Творчество писателя рассматривается в тесной I связи с его человеческой личностью^
Зарубежньв литературоведы обычно склонны рассматривать мировоззрение и творчество Кэри в отрыве от социально-экономических процессов, современником которых был писатель. И тут мы должны заметить, что Кэри, будучи прогрессивно мыслящим писателем, как представитель буржуазного общества во многом разделял его взгляды на мир и человека.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи признают "Первую трилогию" Кэри вершиной творчества писателя. В остальных своих произведениях он зачастую повторяет мысли,
1 Fisher Б. Joyce Сагу. The Writer and his Theme.
Buckinghamshire: Colin Sraithe Ltd.Gerrardo Gross, 1980. структуру и приемы, встречающиеся в "Первой трилогии". Вот почему для выяснения мировоззрения Кэри, анализа специфики его проявления в творчестве писателя избраны именно входящие в нее романы.
Нелъ исследования. Главная задача диссертации - на материале самого значительного произведения Кэри, его "Первой трилогии", показать особенности идейно-мировоззренческих позиций писателя, выяснить принципы его художественного мышления, систему изображения человека и общества, а также выявить своеобразие и место его творчества среди художественных ценностей нашего времени.
Научная новизна и практическая значимость. В настоящей работе впервые сделана попытка дать систематический анализ центрального цикла произведений Кэри с позиций марксистско-ленинского литературоведения. Выявление особенностей мировоззрения и творческого метода Кэри послужит дальнейшей разработке более широкой темы, охватывающей, в частности, процессы развития англоязычной прозы XX века и общую картину английской литературы 30-40-х годов. Настоящая работа поможет преподавателям, переводчикам и студентам в изучении художественного наследия Джойса Кэри, позволит читателю заглянуть в его цдейно-худояественный мир.
Методологическая и методическая основа. Общей методологической основой в изучении особенностей творчества Кэри и в разработке принципов его оценки для нас явилась марксистско-ленинская философия и эстетика. Использованы также исследования советских ученых В.Ф.Асмуса, М.М.Бахтина, Ю.Борева, В.В.Виноградова, В.В.Ивашевой, Д.В.Затонского, Г.Н.Поспелова и др. в области литературоведения, эстетики и философии, а также работы английских, американских и других зарубежных исследователей.
В соответствии с характером поставленных задач при работе над диссертацией были использованы системный историко-литературный и сравнительно-типологический методы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК
Художественный мир романов Бенджамина Дизраели2000 год, кандидат филологических наук Ермакова, Евгения Витальевна
Своеобразие художественного метода Дж. Т. Фаррелла в трилогии о Стадсе Лонигане1995 год, кандидат филологических наук Данилина, Татьяна Михайловна
Раннее творчество Германа Броха: Своеобразие художественных исканий2003 год, кандидат филологических наук Стрельникова, Алла Алексеевна
Морская трилогия Уильяма Голдинга как социально-философское иносказание: проблематика и символика2008 год, кандидат филологических наук Макарова, Инна Сергеевна
Жанровое своеобразие исторических романов Мэри Рено 50-х - 80-х гг. XX века2011 год, кандидат филологических наук Перевезенцева, Анна Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Пенезе, Инара Яновна
-165-ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение идейно-тематических особенностей и поэтики "Первой трилогии" Кэри позволяет выявить существенные стороны его творчества и художественное своеобразие его цроизведений.
Несмотря на некоторые элементы философского идеализма в мировоззрении, Кэри по своим убеждениям - сторонник реалистического искусства.' В новых экономико-политических условиях, способствовавших развитию модернистских течений в литературе и искусстве, Кэри явился одним из тех, кто отстаивал и продолжал традиции реалистической литературы.
Реализм Кэри складывался в большой степени под влиянием литературного наследия английских реалистов Ч.Диккенса и Т.Гар-ди, французских реалистов Э.Золя и Г.Флобера, но особенно -русских реалистов Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Таким образом, реалистическое творчество Кэри - еще один пример плодотворности художественных открытий русских реалистов.
В центре внимания писателя - нравственно-психологические проблемы личности. Кэри считает, что каждый человек - потенциальный творец, но не каждый таковым становится. Поэтому в людях Кэри выделяет два типа: или свободная творческая личность или ее антипод - человек-консерватор. Идеал автора - свободная творческая личность, деятельность которой способствует развитию мира. Этическим кредо такой личности является труд, радость, любовь к жизни и людям, что свидетельствует о высоком гуманизме писателя.
Однако трактовка личности у Кэри содержит некоторые моменты идеализма, которые сказываются в восприятии человека как существа, обреченного на отчужденность и одиночество, с замкнутым внутренним миром, в понимании свободы как морально-психологической, а не социально-политической категории.
Первая трилогия" Кэри посвящена.деятельности свободной творческой личности в области искусства. Форма воплощения этой темы - главный герой связан с миром искусства и раскрывает авторский взгляд на мир и искусство - позволяет обнаружить некоторую типологическую общность романов трилогии с произведениями ряда писателей-реалистов XX века, затрагивающих тему искусства, например, Р.Роллана, Т.Манна, Дж.Голсуорси, С.Моэма и других. Заслуга Кэри состоит в том, что он позволяет читателю заглянуть, в творческую лабораторию художника глубже, чем кто-либо-до него.7
Кэри рассматривает человека как явление социальное, т.е. проявляющееся в определенных общественных условиях. Социальная среда действия почти всех его романов (за исключением "африканского цикла") - Англия конца XIX - первой половины XX века. Изображение социально-политической и экономической жизни Англии проникнуто критическим пафосом. Кэри цризнает существующий порядок несцраведливым, но не видит, что социальное зло коренится в капиталистических производственных отношениях.
Произведения Кэри остаются романами характера, изображение исторических событий, реалий отступает в них на задний план, Кэри видит зависимость человеческой судьбы от истории, но не замечает, что человеческий характер развивается вместе с развитием общества. Согласно Кэри, характер человека неизменен: он может быть или творцом, или консерватором. В этом сказываются известная ограниченность и схематизм теоретических установок писателя, впрочем, зачастую преодолеваемые силой его таланта, интуитивно опирающегося на законы диалектики.
В идейно-художественном мире Кэри важное место занимает комическое и смех. Опираясь на богатую традицию комизма в английской литературе, Кэри обращается к нему для обличения как человеческих слабостей, так и несовершенств социального строя Англии. Комическое в творчестве Кэри тяготеет к иронии и сатире, но она никогда не бывает злой или язвительной. Кроме того, комизму Кэри свойственна интонация самоиронии, грусти и трагизма. "Первая трилогия" Кэри является значительным вкладом в развитие комического в английской литературе, Кэри значительно расширил в ней функцию смеха. Смех для Кэри - это орудие борьбы (насмешливый смех), признак хорошего настроения (жизнерадостный смех), это также знак силы и непобедимости человека-творца (торже ствующий смех).
Для воплощения своих художественных замыслов Кэри избирает форму романного цикла: серию романов, освещающую проблему в различных аспектах. По такому же принципу строится и "Первая трилогия" писателя, посвященная теме искусства и художника. Каждый роман трилогии представляет собой рассказ одного из героев о себе и других героях, о событиях, в которых они участвуют. Повествование каждого рассказчика мастерски индивидуализировано психологически и лингвистически. Общая картина событий и подлинные характеры рассказчиков складываются из сопоставления всех трех точек зрения. Тем самым достигается углубленный показ многогранной картины действительности, благодаря чему Кэри обогатил жанр романа, "этот единственный становящийся и еще неготовый жанр, жанрообразовательные силы которого действуют на наших глазах""'".
Важным аспектом композиции "Первой трилогии" является Бахтин М.М.Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож.лит., 1975, с.447. художественное время. Многослойная структура художественного времени трилогии выражает авторское представление о диалектическом единстве прошлого, настоящего и будущего. В трилогии переплетаются лирическая концепция времени рассказчиков и эпическая концепция времени автора.
Трилогия Кэри отличается богатой, разветвленной системой художественных образов-символов, посредством которых углубляется смысл и значимость событии и основной идеи трилогии: мысли о деятельности свободной творческой личности как движущей силе мира. В системе образов-символов трилогии намечается поляризация: на одном полюсе символы, связанные с деятельностью свободной творческой личности, на другом - ее антиподы. В таком построении системы образов-символов еще раз выявляется диалектическое понимание автором мира.
В творчестве Кэри еще не все изучено, лдут исследования его "африканские романы" в плане оценки их роли в развитии антиколониальной литературы. Не исследованы его "романы-хроники" и "Вторая трилогия", которые могли бы прояснить еще какие-то аспекты общественно-политических взглядов Кэри, показать его вклад в развитие эпического и политического романа и в дополнении картины жизни Англии первой половины XX века фактическим материалом.
Проблемы, занимавшие Кэри, не утратили своей актуальности. Поэтому творческий опыт Кэри можно считать частью той традиции реалистической литературы, которая определяет развитие современной английской литературы по сей день.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пенезе, Инара Яновна, 1984 год
1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.261-263.
2. Ленин B.PI. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298-318.
3. Ленин В.И, Империализм как высшая стадия капитализма. Полн.собр.соч., т.27, с.299-426.
4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр.соч., т.18, с.7-384.
5. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Под общ.ред. Б.Ф.Егорова. Л.: Наука, 1974. 300 с.
6. Адмони В.Г. Поэтика и действительность. Л.: Сов.писатель, 1975. 310 с.7; Аллен У. Традиция и мечта. М.: Прогресс, 1970. 424 с.
7. Асмус В.Ф. Избранные философские труды, т.2. МГУ, 1971. 445 с.
8. Бахтин М.М. Воцросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. 501 с.
9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е.
10. М.: Худож.лит., 1972. 470 с.
11. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож.лит., 1965. 527 с.
12. Борев Ю.Б. Борьба вокруг концепции личности в искусстве XX века. М.: Знание, 1976. 37 с,
13. Борев Ю.Б. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М.: Искусство, 1970. 269 с.
14. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Изд.2-е. Л.: Худож.лит., 1978. 224 с.-17015. Вулис A.S. Метаморфоза комического. М.: Искусство, 1976. 126 с.
15. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 379 с.
16. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры, М.: Высш.школа, 1963, 121 с,
17. Дземинок Б. О комическом. М.: Прогресс, 1974. 223 с.
18. Днепров В.Д. Черты романа XX века. М.; Л.: Сов.писатель, 1965. 548 с.
19. Затонский Д.В. В наше время. М,: Сов.писатель, 1979.431 с.
20. Затонский Д.В. Зеркала искусства. М.: Сов.писатель, 1975. 344 с.
21. Жантиева Д.Т. Английский роман XX века. М.: Наука, 1965, 346 с.
22. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975.447 с.
23. Ивашева В.В. Английская литература, XX век. М.: Просвещение, 1967. 476 с.
24. Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании, М.: Худож.лит., 1974, 464 с.
25. Ивашева В.В. На пороге XXI века: НТР и литература. М.: Худож.лит,, 1979, 318 с,
26. Калачева С.В. Методика анализа сюжета и композиции литературного произведения. МГУ, 1973. 95 с.
27. Кашкин И.А. Для читателя-современника. М.: Сов.писатель, 1977. 560 с.
28. Кожинов В.В. Происхождение романа. М.: Сов.писатель, 1963. 439 с.
29. Краткая литературная энциклопедия, т.9. М.: Сов.энциклопедия, 1978. 970 стб.
30. Кэри Дж. Дорогой мой Чарли. Л.: Худож.лит., 1980.344 с.
31. Кэри Дж. Избранное: Сборник. М.: Прогресс, 1980.496 с.
32. Кэри Дж. Из первых рук. Л.: Худож.лит., 1966. 383 с.
33. Кэттл А. Введение в историю английского романа. М.: Прогресс, 1966. 446 с.
34. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.
35. Мелетинский Е.М. Поэтика глифа. М.: Наука, 1976.406 с.
36. Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века. М.: Высш.школа, 1982. 192 с.
37. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов. М.: Высш.школа, 1976. 269 с.
38. Мортон А.Л. От Мэлори до Элиота. М.: Прогресс, 1970.256 с.
39. Мотылева Т.Л. Достояние современного реализма. М.: Сов.писатель, 1973. 440 с.
40. Мотылева Т.Л. Зарубежный роман сегодня. М.: Сов.писатель, 1966. 470 с.
41. Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Изд-во Воронежского ун-та, 1978. 287 с.
42. Палиевский П.В. Литература и теория. М.: Современник, 1978. 280 с.
43. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. 182 с.
44. Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Изд-во Воронежского ун-та, 1978. 127 с.
45. Соколов В.В. Спиноза. М.: Мысль, 1973. 223 с.
46. Урнов Д.М., Урнов М.В. Литература и движение времени. М.: Худож.лит., 1978. 267 с.
47. Трухановский В.Г. Уинстон Черчилль. 3-е изд. М.: Междунар.отношения, 1982. 464 с.
48. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М.: Высш.школа, 1979. 218 с.
49. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. 223 с.
50. Adams Н. William Blake. A Reading of the Shorter Poems. Seatle: University of Washington Press, 1963. 337 p.
51. Bloom R. The Indeterminate World: A Study of the Novels of Joyce Cary. Philadelphia, 1962. 212 p.
52. Booth W.C. The Rhetoric of Fiction. University of Chicago Press, 1961. 455 p.
53. Cary J. Art and Reality. N.Y.: Harper and Brothers Publishers, 1958, XIV. 174 p.
54. Cary J. First Trilogy. N.Y.: Harper and Brothers Publishers, 1958. 289 p.
55. Cary J. Herself Surprised. London: Penguin Books, 1955. 243 p.
56. Cary J. Power in Ken. Seatle; University of
57. Washington Press, 1963. 274 p.
58. Cary J. Selected Essays. London: Michael Joseph1.d., 1976. 264 p.
59. Cary J. The Horse's llouth. London: Penguin Books, 1978. 375 p.
60. Cary J. To be a Pilgrim. U.Y.: Universal Library, Grossedt and Dunlap, 1958T 383 p.
61. Clayborough A. The Grotesgue in English Literature. Oxford: Clarendon Press, 1965. 266 p.
62. Ezera R. Hodeviba. Karogs, 1982. Hr.10-12.
63. Pisher B. Joyce Cary. The Writer and his Theme. Buckinghamshire: Collin Smythe Ltd.Gerrardo Cross, 1980. 414 p.
64. Ford B. The Modern Age. Harmondsworth Penguin Books, 1978. 623 p.
65. Poster LI. Joyce Cary. A Biography. Boston, 1968.555 p.
66. Gardner S. Blake. London: Evans and Brothers Ltd., 1968. 160 p.
67. Hall J. The Tragic Commedians. Bloomington, Indiana University Press, I964. 174 p.
68. Holloway J. The Colours of Clarity. Essays on Contemporary Literature and Education. London, 1962. 166 p.
69. Kalnijia Dz. Kusdienu romana problemas. Riga: Zvaigzne, 1967. И9 1pp.
70. Karl P.R. The Contemporary English Novel. IJ.Y. 1962. 304 p.
71. Larsen G.L. The Dark Descent Social Change and Lloral Responsibility on the Hovels of Joye Cary. London: Joseph, 1965. 198 p.
72. Lindsay J. After the Thirties. The Hovel in Britain and Its Puture. London: Lav/rence and Wishart, 1956. 239 p.
73. Hit die11 G. The Art Theme in Joyce Сагу»s First Trilogy. I/Iout on, The Hague; Paris, 1971. 136 p.
74. Hoble R.V/. Joyce Cary. Edinburgh: Oliver and Boyd, 1973. 117 p.
75. Priestley J.B. English Humour. London: Longmans, Green and Co, 1929. 180 p.
76. Stbderskog I. Joyce Cary's "Hard Conceptional Labour". A Structural Analysis of "To be a Pilgrim". Gttteborg: Acta Universitatis Gothoburgenesis, 1977. 176 p.
77. V/olkenfield J. Joyce Cary. The Developing Style. II.Y. University Press, 1968. XIII 200 p.
78. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г.Юнга и законсмерности творческой фантазии. Вопросы литературы, 1970,3, с.113-143,
79. Аникин Г.В. Трилогия Джойса Кэри о Честере Ниммо. -В кн.: Вопросы зарубежной литературы и искусства. Сб.З. Свердловск, 1974, с.14-26.
80. Бахтин М.М. К методологии литературоведения. В кн.: Контекст 74. (Гей Н.К., Мясников А.С. и др.). М.: Наука, 1975, с.203-212.
81. Васильев Т.Н. Поэмы Блейка. Ученые записки Кишиневского госуниверситета, 1969, т.108, с.26-316.
82. Виноградов В.В. Натуральный гротеск. Сюжет и композиция повести Гоголя "Нос". Избр.тр. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976, с.5-44.
83. Дубашинский И.А. Автор в сюжете и вне сюжета. В кн.: Вопросы сюжетосложения. Вып.4. Под общ.ред. И.А.Дубашинского. Рига: Звайгзне, 1976, с.3-16.
84. Дьяконова Н.Я. Последняя трилогия Джойса Кэри. -Иностранная литература, 1967, В 2, с.265-267.
85. Ивашева В.В. Английский роман пятидесятых годов. -Иностранная литература, 1958, № I, с.211-217.
86. Ивашева В.В. В тисках кризиса. В кн.: За и против человека. Под общ.ред. Н.А.Анастасьева. ГЛ.: Сов.писатель, 1980. с.55-86.
87. Калинкина С.К. Использование бицентричных конструкций в авторском повествовании от первого лица. (На материале романов Джойса Кэри). Моск.гос.пед.ин-т им.В.И.Ленина, 1979. 16 с. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 4487.
88. Калинкина С.К. Структурно-семантическая характеристика бицентричных конструкций. (На материале романов и рассказов Джойса Кэри), Моск.гос.пед.ин-т им.В.И.Ленина, 1979. 23 с. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР К 4486.
89. Калинкина С.К. Тема художника в буржуазном обществе в первой трилогии Джойса Кэри. Ученые записки (Омский гос. пед.ин-т им.А.М.Горького), 1974, вып.86, с.65-76.
90. Кикан В.П. Некоторые особенности сюжета поэмы в современной латышской литературе. В кн.: Вопросы сюжетосложения. Вып.З. Под общ.ред. И.А.Дубашинского. Рига: Звайгзне, 1974,с.37-54.
91. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. В кн.: Теория литературы. АН СССР НМЛ А.М.Горького, т.2. М.: Наука, 1964, с.414-472.
92. Кон И.С, Роман о трудном подростке. В кн.: Кэри Дж. Дорогой мой Чарли. Л.: Худож.лит., 1980, с.3-14.
93. Марков Д.Ф. Социалистический реализм новая эстетическая категория. - Вопросы литературы, 1975, В 2, с.3-32.
94. Муравьев B.C. Чем люди живы. В кн.: Кэри Дж. Радость и страх. Рассказы. М.: Прогресс, 1980, с.5-14.
95. Сноу Ч.П. Английская литература сегодня. Иностранная литература, 1957, $ 6, с.221-224.
96. Туровская М.И. Вопросы без ответов. Искусство кино, I960, Гв 2, с.126-138.
97. Шерешевская М.А. Роман Джойса Кэри "Из первых рук".-В кн.: Кэри Дж. Из первых рук. Л.: Худож.лит., 1971, с.3-12.
98. Burrow J., Hamilton A. An Interview with Joyce Cary. In: Cary J, Selected Essays. London: Michael Joseph Ltd., 1976, p.3-16.
99. Cecil D. The Novelist at Work. Adam International Review, 1950, Nr.212-213, p.15-25.
100. Fisher G. A Great Author Faces up to Death. An Interview with Joyce Cary. In: Cary J.Selected Essays. -London: Michael Joseph Ltd., 1976, p.251-255.
101. Gardner II. The Novels of Joyce Cary. In: Essays and Studies, vol.28. London: The English Association, 1975, p.76-93.
102. Hardy B. From in Joyce Cary's Novel. Essays in Criticism, 1954, vol.4, Nr,2, p.180-190.
103. Hoffman Ch.G. The Genesis and Development of Joyce Cary's First Trilogy. PMLA, 1963, Nr,78, p.431-441.
104. Krauli^is K. Cilveka vertxba. Karogs, 1981, Nr.9, 129.-137. lpp.
105. Шилиня Б.К. Сюжет и композиция романов Джозефа Конрада. Дис. . канд.фил.наук. М.: 1977. 196 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.