Проза и драматургия Д. Батожабая: поиски художественного синтеза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Фролова, Ирина Владимировна

  • Фролова, Ирина Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 141
Фролова, Ирина Владимировна. Проза и драматургия Д. Батожабая: поиски художественного синтеза: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Улан-Удэ. 2003. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Фролова, Ирина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Юмор и сатира в творческой эволюции Батожабая: взаимодействие традиционного и индивидуально-авторского начал.

1.1 Роль юмора в становлении идейно-художественной структуры одноактных пьес.

1.2 Жанровое своеобразие комедий Батожабая «Ход конем» и «Похождения Урбана».

1.3 Фольклорные традиции и природа батожабаевского смеха в эпических произведениях.

Глава 2 Синтез эпичности и драматизма в художественном мире Батожабая.

2.1 Грани эпического мышления Батожабая в трилогии «Похиin щенное счастье» и драме «Катастрофа».

2.2 Поэтика повествования в трилогии «Похищенное счастье» (диалектика выражения авторской субъективности: от публицистичности и лиризма к драматизму).

2.3 Авантюрный сюжет и герой в контексте коллективного и индивидуального мировоззрения.

2.4 «Символическая» форма художественного синтеза в идейно-художественной структуре романа «Похищенное счастье».

2.5 Драматическое осознание личности и судьбы в трилогии * «Похищенное счастье» и пьесе «Сердечные раны» (опыт сопоставления романного героя и героя драмы).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза и драматургия Д. Батожабая: поиски художественного синтеза»

Художественный мир, созданный бурятским писателем Даширабданом Батожабаем - прозаиком и драматургом, представляет собой сложное единство различных граней и противоположностей. Талант Д. Батожабая был всеобъемлющ и универсален: драматическое представление о жизни сочеталось с эпическим видением мира, не чужд был автор и лирической проникновенности. Думается, весь этот широчайший потенциал был заложен первоначально в его творческом даре. Так, эпическое видение мира, в полной мере претворившееся в вершинном произведении творчества - трилогии «Похищенное счастье», восходит к развитым фольклорным эпическим традициям. Не случайно первой пробой пера Батожабая стало освоение эпического в поэме «О юном баторе Сэнгэ и его друге Сунды Мэргэне». Постоянный интерес и любовь автора к драме, драматическому изображению жизни предопределены как особенностями индивидуального мировидения, так и жизненным опытом артиста. Нам представляется, что драматизм у Батожабая -проявление именно индивидуального авторского начала, особенность его осознания жизни. Синтез эпического мышления и драматического осознания жизни - вот основное направление, в котором претворяется взаимодействие традиционного и новаторского, коллективного и индивидуального, объективного и субъективного начал творчества писателя. Художественный синтез свойствен опыту всех художников XX века, творчество Батожабая представляет собой один из его вариантов, в нем воплощено «единство противоположностей, слияние разнонаправленных творческих энергий в одном русле, в одном направлении.» (15. С. 7). В произведениях Батожабая, как эпических, так и драматических, ярко выражена художническая субъективность, которая «заключается не в самой по себе эмоциональности, а в ее направленности на чувственно воспринимаемые формы жизни, на мир в его эстетической явленности» (147. С. 14). Субъективность автора проявляется в экспрессивности стиля писателя, в таких эстетических доминантах его творчества, как юмор, сатира, драматизм и лиризм. Активность автора, определившая и юмористическое изображение жизни, и драматическое соучастие, и лирическое сопереживание, публицистический накал многих страниц творчества, формируется в контексте «поэтики адресата» социалистического реализма, «складывающейся на фундаменте идеологической установки», когда «.поэтика начинает определяться в первую очередь предполагаемым характером воздействия на предполагаемую аудиторию» (140. С. 357-358). Исследуя грани художественного синтеза в творчестве Батожабая, считаем необходимым проследить генезис и реализацию этих линий, выявить их диалектическую взаимосвязь.

Актуальность исследования продиктована потребностями современного этапа развития литературоведения, когда идет поиск в определении философской базы исследований и методологии. Анализ субъективной стороны содержания художественного произведения важен как исследование одной из сторон проблемы автора, остающейся актуальной на протяжении достаточно большого периода и имеющей кардинальное значение в разграничении различных литературоведческих подходов. Кроме того, в условиях современных интеграционных процессов в культуре важным становится осознание проблемы синтеза вообще и художественного синтеза в частности. Актуальной задачей в таком контексте является рассмотрение и выявление своеобразия национальной картины мира, воплощения национальной ментальное™ в художественном слове, для чего необходим целостный анализ глубинных уровней произведения, раскрывающих авторское миропонимание и мироощущение во всей его полноте.

Цель диссертации: определить своеобразие художественного синтеза в творчестве Батожабая, обозначить те национальные художественные традиции, которые имели основополагающее значение в формировании художественного мышления Батожабая, не только установить «роль и границы предания в процессе личного творчества» (А.Н. Веселовский), но и попытаться осознать закономерности формирования «личного творчества».

Задачи исследования: Общей задачей исследования является определение основных эстетических доминант творчества Батожабая, которые связаны с выражением авторской субъективности, и особенностей их претворения в художественной ткани произведений. Выявляя закономерности формирования типологических черт художественного мышления писателя, при определении роли национальных художественных традиций в этом процессе, попытаемся уяснить такую категорию, как национальная ментальность художника. Важно также, анализируя субъективную сторону содержания художественного произведения, проследить ее воплощение в идейно-художественной структуре произведений. К общей задаче также относится выявление роли и значения творческой индивидуальности художника, его таланта в создании художественной картины мира.

Общие задачи обусловили конкретные задачи исследования, которые можно сформулировать следующим образом:

1. Раскрыть особенности юмора и сатиры в творчестве Батожабая, закономерности формирования этого качества художественного мышления на материале его драматических и эпических произведений, проследить художественные истоки этого явления и роль индивидуально-авторского начала.

2. Определить пути синтеза в художественном мире писателя, выделяя как полюсы эпическое и драматическое начало, при этом выяснить и разграничить функционирование этих терминов в родовом и в более общем смысле как категории, характеризующие авторское сознание. Выявить их смысл и философское содержание при характеристике художественного мира Батожабая.

3. определить фольклорные истоки формирования эпического в творчестве Батожабая, выявить грани его эпического мышления при анализе его романа-трилогии и эпической драмы.

4. проследить взаимодействие фольклорных начал и традиций реалистического искусства в поэтике прозы Батожабая, раскрыть роль и значение авторской позиции в формировании таких особенностей повествования, как публицистичность, лиризм, драматизм.

5. Раскрывая художественную философию писателя, определить роль и значение авантюры и героев авантюрного плана в структуре его произведений, выделить истоки этого явления в традиции.

6. Выявить воплощение философских поисков автора при осмыслении частной судьбы человека в идейно-художественной структуре произведения, выделяя устойчивые средства и приемы художественной образности.

7. Раскрыть роль авторского миропонимания как общего, синтезирующего начала в произведениях, различных по родо-жанровому признаку.

Научная новизна исследования и степень изученности проблемы

Данная работа представляет собой первый опыт диссертационного исследования творчества Батожабая, попытку целостного анализа «творческих энергий» автора, пронизывающих как эпическое, так и драматическое творчество художника. Говоря о степени изученности творчества Батожабая, надо отметить, что опыт анализа всего творчества писателя представлен только в монографии В.Ц. Найдакова «Д. Батожабай. Литературный портрет», имеющей характер глубокого и всестороннего литературно-критического обзора творчества писателя. Ряд интересных наблюдений содержится в статьях Ц.-А. Н. Дугарнимаева, Г.О. Туденова. Отдельные аспекты творчества Д. Батожабая изучались в трудах А.Б. Соктоева, С.И. Гармаевой, Ш-Н.Р. Цыденжапова, С.Г. Осоровой. Эпическое новаторство Батожабая - в центре внимания А.Б.Соктоева; мотив странствий и страдания как сюжетообразую-щий в бурятском романе рассматривается на примере творчества Батожабая в трудах С.И.Гармаевой; с точки зрения философии изучается творчество Батожабая в работе Ш.-Н.Р.Цыденжапова; вопросы психологизма, углубленного показа внутреннего мира человека анализируются в трудах С.Г.Осоровой, своеобразие драматического творчества Батожабая в ряду других бурятских драматургов раскрывается в монографии о бурятской советской драматургии В.Ц.Найдакова и С.С.Имихеловой. В нашем диссертационном исследовании изучаются эстетические доминанты и константы, отразившие структуру авторского сознания, его художественного мышления. Научная новизна работы заключается в определении закономерностей формирования художественного мира Д. Батожабая.

Методологическая основа диссертации - труды литературоведов М.М.Бахтина, Е.М.Мелетинского, А.Ф.Лосева, Г.Н.Поспелова, Г.Д.Гачева, Б.А.Успенского, В.Е.Хализева, В.И.Тюпы, Ю.В. Шатина. Методология исследования основана на принципах художественно-эстетического, проблемно-типологического анализа и продиктована задачами исследования. Для обозначения таких понятий, как юмор и сатира, эпичность и драматизм мышления, лиризм и т. п., в литературоведении подводится различная теоретическая база. Так в традиции, идущей от Гегеля и Белинского, в работах Г.Н.Поспелова и его последователей эти понятия изучают как «пафос», современные исследователи определяют их как «типы художественного содержания» (И.Ф.Волков), как «модусы художественности» (В.И.Тюпа), то есть в этой сфере литературоведения идут поиски как в терминологии, так и в теории. Не ставя под сомнение наличие в художественном произведении авторской «интенции», направленной на мир творческой энергии, мы делаем попытку ее выявления в структуре произведения. Нам представляется, что такой анализ, синтезирующий различные литературоведческие подходы, обоснован и позволяет углубить теоретическое осознание проблемы автора, авторского начала в произведении. Мы выявляем закономерности формирования того или иного пафоса в творчестве Батожабая на фоне исторически развивающихся традиций бурятской литературы, т.е. с позиций исторической поэтики.

Объект исследования - процесс развития бурятской литературы в 5070-х годах XX века.

Предметом исследования является творческая эволюция Д. Батожабая, в художественном мире которого воплотились основные тенденции развития бурятской литературы 50-70-х годов, поиски художников в обретении ими индивидуально-авторского стиля.

Материал исследования представляет собой драматические и эпические произведения Батожабая, написанные и изданные в разные периоды его творчества. Это одноактные пьесы Батожабая, написанные для художественной самодеятельности, комедии «Ход конем» и «Похождения Урбана», драма «Сердечные раны» и драма «Катастрофа», последняя из репертуарного сборника Бурятского Академического театра драмы, так как издана пьеса не была. Из эпического творчества Батожабая для анализа взяты повесть «Песня табунщика», ставшая основой для одноименного киносценария, и трилогия «Похищенное счастье». Объектом диссертационного исследования стали не только наиболее репрезентативные произведения Батожабая, такие как трилогия «Похищенное счастье», но и ранние произведения - одноактные пьесы, позволяющие проследить творческую эволюцию писателя.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть применены при чтении курсов по бурятской литературе, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Батожабая в практике вузовского и школьного преподавания, а также в дальнейшей разработке проблем, связанных с анализом творчества бурятских писателей советской эпохи.

Апробация исследования осуществлялась на кафедре литературы Бурятского государственного университета в практике чтения курса литературы

Бурятии и спецкурса «Поэтика бурятского романа», а также в работе ежегодных научно-практических конференций преподавателей БГУ(1999- 2001), международных научных конференций «Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций» (Улан-Удэ, 2000), «Россия-Азия: проблемы интерпретации текстов русской и восточной культур» (Улан-Удэ, 2002).

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Фролова, Ирина Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество Даширабдана Одбоевича Батожабая представляет собой одну из ярких страниц в истории бурятской литературы. Оно показательно и значимо не только в контексте литературного процесса Бурятии 50-70-х годов, но и в общем контексте развития литератур народов РФ, как олицетворение поисков художника, сумевшего осознать в своем творчестве проблемы и требования современности, с одной стороны, и вместе с тем сохранить в новых условиях национальное духовное наследие, развить и углубить художественные традиции своего народа.

В нашем диссертационном исследовании предпринята попытка целостного анализа творчества Батожабая в плане выявления особенностей его художественного мышления, тех «творческих энергий», которые формировали художественный мир писателя, породили еще один вариант художественного синтеза XX века. В процессе становления художника исходным тезисом становится искусство социалистического реализма, изучение которого сегодня с новых позиций остается актуальной задачей для исследователя национальных литератур. Взаимодействие поэтики социалистического реализма и национальных художественных традиций выразилось в формировании как общих принципов осмысления и воспроизведения действительности, так и идейно-эмоциональной ее оценки, субъективной стороны творчества.

Наиболее очевидным качеством художественного мышления Батожабая является стихия юмора и сатиры. Проявляясь уже в раннем творчестве Батожабая, юмор и сатира сыграли большую роль в создании живых и полнокровных образов, выходящих за рамки свойственной литературе социалистического реализма оппозиции положительных и отрицательных образов. Соотношение юмора и сатиры определяет жанровое своеобразие пьес драматурга. Так, расхождение в социалистическом обществе между декларируемыми высокими лозунгами и действительностью, где процветают карьеризм и чинопочитание, а также некомпетентность власти, титанические усилия личности для достижения цели, далекой от какого-либо идеала, становятся объектом авторского высмеивания в сатирической комедии «Ход конем». Комизм ситуаций, положений, игра слов определили водевильно-фарсовый характер жанра пьесы «Похождения Урбана», хотя здесь слегка намечается более драматичная и глубокая линия в трактовке образа главного героя. Юмор и сатира в драме становятся сферой сближения автора и читателя (зрителя), ведь именно здесь осуществляется эмоциональное единение - первый шаг к пониманию; смех несет в себе солидаризирующее начало. Исследование природы комического начала в эпических произведениях Батожабая приводит к вопросу о генезисе этого явления. Построение отдельных сцен по типу фольклорных сказочных и анекдотических ситуаций, образы, близкие образам хитрецов и обманщиков бытовой сказки, сатирическая типизация образов богачей и духовенства, также восходящая к фольклору, характер юмора позволяют сделать вывод, что данное свойство авторского изображения жизни во многом сформировано народной традицией. В творчестве Батожабая предстает и развитие этой традиции, ее обогащение неповторимым индивидуально-авторским видением мира, сочным и искрометным юмором. Это можно увидеть во многих произведениях художника, и особенно в его драматургии, где автор на материале живой современности создает комические образы и ситуации.

Воплощение традиций происходит на разных уровнях; так, в построении пространства в трилогии «Похищенное счастье» ведущее значение имели фольклорные эпические традиции. Они также определили формирование у автора эпического взгляда на мир. Постижение народного мировоззрения, изображение жизни различных народов и государств, национальная проблематика, осознание идеологии как выражения общепринятых взглядов в государстве - все это составляет поле эпического охвата действительности автором. В этом контексте Батожабай показывает индивидуальную, обособившуюся от общества личность, поиски ею своей доли, своего счастья (рсуби заяан). Жизнь и судьба личности осознаются автором драматически. В художественном мире Батожабая мы выделяем и два таких полюса, две грани синтеза: цельный охват действительности, восходящий к коллективному ми-ровос-приятию (эпическое начало) и дискретность изображения дисгармонии обособившегося человека и мира (драматическое начало). Драматизм предстает как воспроизведение перипетий человеческой судьбы, как изображение страстей самоценной личности, не признающей какой-либо сверхличной силы. Для автора осознание противоречия человека и действительности тем более драматично, что в самой модели национального мышления, pea-лизуемой в языке, уже есть предположение существования сверхличной силы: хуби заяан - это не только доля, судьба, но и предопределение. Не случайны в таком контексте поиски автора в религиозной сфере, где можно увидеть открытый спор с традиционными воззрениями своего народа, и воплощение на глубинном уровне произведения национальной ментальности в толковании жизни и судьбы. Поэтому становится важен анализ сюжетно-композиционной структуры трилогии для выявления устойчивых мотивов, ситуаций и образов. Сопоставление открытой авторской позиции и более скрытых уровней произведения выводит к вопросу о сознательном и интуитивном началах художественного творчества, и именно второй план наиболее соответствует выражению ментальности художника. В общем направлении авторского поиска - от эпичности к драматизму большое значение и смысл получает авантюрный сюжет. Авантюрный сюжет воплощает концепцию стихийности жизни - жизни как моря свободы, в которую погружен индивид, не всегда способный выдержать ее «груз». Анализ устойчивости авантюрных мотивов в творчестве Батожабая приводит к выводу, что эта особенность, будучи выражением индивидуально-авторского начала в произведении, также восходит к традиции, а именно к восточной повествовательной традиции. Диалектика взаимодействия объективного и субъективного в художественном творчестве, традиций и авторского начала претворяется также и в повествовательной поэтике Батожабая, где также прослеживается взаимодействие фольклорных и реалистических принципов, выделяются стороны от открытой авторской позиции (публицистичность и лиризм) до драматически построенных сцен. Если термин драматическое начало (драматизм) как характеристика содержания восходит, скорее, к определению драмы в смысле жанра, то, здесь, в анализе повествования, когда речь идет о построении сцен, об их чередовании по драматическому принципу, термин драматизм употребляется в формальном смысле, восходя к общему смыслу рода. Данное положение подтверждается и при сопоставлении романного героя и героя драмы, где драматизм в содержательном значении слова имеет истоком авторское осознание жизни.

Художественный синтез в творчестве Батожабая осуществляется на разных уровнях; а их общей основой является отражение диалектики объективного и субъективного факторов в творчестве. В художественном мире Батожабая предстает поиск, соответствующий философским исканиям XX века. В нашей диссертационной работе исследованы не все произведения писателя, но, так или иначе, все они могут быть вписаны в структуру предложенной нами интерпретации его творчества. Исследование художественного мира Батожабая, как писателя, сыгравшего огромную роль в становлении национальной литературы, неисчерпаемо, время еще высветит новые подходы к нему и новые его толкования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Фролова, Ирина Владимировна, 2003 год

1. Батожабай Д. Адуушанай дуун. - Улаан-Тдэ,1955. - 175н.

2. Батожабай Д. Сказание о храбром баторе Сэнгэ и его друге Сунды-Мэргэне. Улан-Удэ, 1988. - 144с.

3. Батожабай Д. Шалхуу Рабданай хоореон. Улаан-Тдэ, 1991. - 114н.

4. Батожабай Д. Зужэгууд. Улаан-Тдэ, 1981. - 224н.

5. Батожабай Д. Дойбод сохилго. Пьесэнууд. Улаан-Тдэ, 1958. - 160н.

6. Батожабай Д. Дулма бэригэнэй ааша. Улаан-Тдэ, 1964. - 70н.

7. Батожабай Д. Катастрофа. Архив Бурятского Государственного Театра драмы. - 1979.

8. Батожабай Д. Хуби заяан бии юм гу? Улаан-Тдэ, 1962. - 311н.

9. Батожабай Д. ТееригдэЬэн хуби заяан. Улаан-Тдэ, 1985. - 832 н.

10. Батожабай Д. Уулын буургэдууд. Улаан-Тдэ, 1976. - 228н.

11. Батожабай Д. Муу хара мэхэ // Буряад Тнэн, 1997. Июлиин 9.

12. Батожабай Д. Зайдан хайшан гээд ноен болооб // Байгал, 1973, №2. -н.158-160.

13. Батожабай Д. Похищенное счастье. М., 1973. - 598с.

14. Батожабай Д. Горные орлы. Роман. Воспоминания. Улан-Удэ, 2001. -311с.

15. Список использованных источников и литературы

16. Андреев Л. Художественный синтез и постмодернизм // Вопросы литературы, 2001, январь-февраль, с.З 38.

17. Анастасьев Н.А. Продолжение диалога. Советская литература и художественные искания XX века. М., 1987.- 432с.

18. Алиева С.У. Национальная идея и эстетика социалистического реализма. // Нация. Личность. Литература. Вып. 1. М., 1996. с. 67 - 81.

19. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы: 1960-е—1970-е годы. -Новосибирск, 1985. 132с.

20. Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе. Улан-Удэ, 1987. - 173с.

21. Балданов С.Ж. Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири. (Бурятии, Тувы, Якутии). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Улан-Удэ, 1995.

22. Баяртуев Б.Д. Мотивы и сюжеты «Панчатантры» в бурятской литературе дооктябрьского периода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Улан-Удэ, 1987. - 25с.

23. Баяртуев Б.Д. Трансформация сюжета рассказа из «Панчатантры» в творчестве бурятских писателей. // Развитие социалистического реализма в бурятской литературе. Новосибирск, 1985.- с. 129-143.

24. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 502с.

25. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. - 318с.

26. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья. М. 1990. - 541с.

27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - 444с.

28. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.- 191с.

29. Белая Г.А. Советский роман-эпопея. // Соцреалистический канон. Санкт-Петербург, 2000. - с.853-873.

30. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Драматическая поэзия. // О драме и театре. М., 1948.-е. 88-98.

31. Богданов А. Н. На рубеже эпоса и драмы. Челябинск, 1984. - 72с.

32. Бонецкая Н. К. О методологии анализа образа автора. // Методология анализа литературного произведения. М., 1988. - с.60 - 85.

33. Большакова А.Ю. Теории автора в современном литературоведении. // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т.57, 1998. № 5. С. 15

34. Васильева А.В. Историзм, народность, общечеловеческое в историческом романе Бурятии. Улан-Удэ, 1996. - 117с.

35. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 406с.

36. Взаимодействие жанров в художественной системе писателя. М., 1982. -177с.

37. Взаимодействие метода, стиля и жанра в советской литературе. -Свердловск, 1988,- 141с.

38. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1978.-264с.

39. Воспоминания о Даширабдане Батожабае. Улан-Удэ, 1996. - 88с.

40. Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж, 1976. - 166с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986. - 573с.

42. Гармаева С.И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии. -Улан-Удэ, 1997. 170с.

43. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца. - М., 1999. - 368с.

44. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо психо - логос. - М., 1995.- 480с.

45. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М., 1968.- 302с.

46. Головчинер В.Е. Эпическая драма в русской литературе XX века. -Томск, 2001. 241с.

47. Горницкая Н.С. Кино литература - театр: к проблеме взаимодействия искусств. - Л., 1984. -71с.

48. Гринцер П.А. Две эпохи романа. // Генезис романа в литературах Азии и Африки. М., 1980. - С.3-44.

49. Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. Улан-Удэ, 1996. Вып. 2,ч. 1 - 100с., ч. 2- 104с.

50. Голубков М.М. Утраченные альтернативы: формирование монистической концепции советской литературы. М., 1992. - 202с.

51. Джамбинова Р.А. Авторская личность в монголоязычных литературах. // Нация. Личность. Литература. Вып.1. —М., 1996. с.250-253.

52. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе 19 20 в. - М., 1991.- 379с.

53. Драма и драматический принцип в прозе. Л., 1991. - 125с.

54. Дземидок Богдан. О комическом. М., 1974. - 223с.

55. Добренко Е. Формовка советского читателя: социальные и эстетические предпосылки рецепции. СПб., 1997. - 321с.

56. Добренко Е. «Занимательная история»: исторический роман и социалистический реализм.// Соцреалистический канон. СПб., 2000. — с. 874-896.

57. Жанрово-композиционное своеобразие реалистического повествования. -Вологда, 1982.-175с.

58. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. -М., 1996.- 341с.58.3аятуев Г.-Н. 3. Цанид-хамбо Агван Доржиев.- Улан-Удэ, 1991.- 46с.

59. Избавление от миражей. Социалистический реализм сегодня. М., 1990. -416с.

60. Имихелова С.С. Лирико-субъективное начало в бурятской драматургии 1970-1980-х гг. // Творческое наследие ученых-литературоведов. Улан-Удэ, 2001.- с.87-93.

61. Имихелова С.С. Специфика проявления романтического мышления в бурятской и якутской драматургии.// Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Языки. Фольклор. Литература. -Т.З. Улан-Удэ, 2000 - с.233-237.

62. Имихелова С.С. О современной бурятской комедии. // Развитие социалистического реализма в бурятской литературе. Новосибирск, 1985.-с. 118-128.

63. История бурятской литературы. т. 3.- Улан-Удэ, 1997. - 296с.

64. История национальных литератур: перечитывая и переосмысливая. -М.,1995. Вып. 1.- 199с.

65. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986. - 336с.

66. Караева З.Б. Формы эпического повествования в современной многонациональной прозе. Карачаево-Черкесск, 1988. - 119с.

67. Кожевникова II.Л. Типы повествования в русской литературе 19-20 в. -М., 1994. -336с.

68. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963. - 439с.

69. Коммуникативная и поэтическая функции художественного текста. -Воронеж, 1982. 167с.

70. Коржева П.Б. Язык юмора и сатиры. Алма-Ата, 1973. - 120с.

71. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. -110с.

72. Кузнецов М.М. Советский роман. Пути и поиски. М., 1980. - 160с.

73. Лазарева М.А. Трагическое в литературе. М., 1983. - 119с.

74. Левидов А.И. Автор образ - читатель. - Л., 1983. - 350с.

75. Лейдерман Н.П. Движение времени и законы жанра: жанровые закономерности развития советской прозы 60-е 70-е годы. - Свердловск, 1982. - 256с.

76. Лизунова Е.Ф. Мастерство Мухтара Ауэзова. Алма-Ата, 1968.- с. 186 по: Османова З.Г. Встречи и преображения. Поэтика повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур. - М., 1993.-с.23.

77. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. -367с.

78. Лотман Ю.М. О содержании понятия «художественная литература» //Поэтика. Хрестоматия по вопросам литературоведения. М., 1992. - с. 523.

79. Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. Кемерово, 1988. - 189с.

80. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы: смех как мировоззрение и другие работы. СПб., 1997. - 510с.

81. Манн Ю.В. Об эволюции повествовательных форм. / / Известия РАН. Серия литературы и языка. 1992. Т. 51. № 1. с. 40-59.

82. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман 19 века (30-е 50-е годы). - Ленинград, 1982. - 208с.

83. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М., 1986.-318с.

84. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.- 304с.

85. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. - 407с.

86. Найдаков В.Ц., Имихелова С.С. Бурятская советская драматургия. -Новосибирск, 1987. 269с.

87. Найдаков В.Ц. Даширабдан Батожабай. Литературный портрет. Улан-Удэ, 1991. - 96с.

88. Найдаков В.Ц. Путь к роману. Новосибирск, 1985. - 260с.

89. Найдаков В.Ц. Становление, развитие и распад бурятской советской литературы (1917- 1995). Улан-Удэ, 1996. -106с.

90. Нация. Личность. Литература. М., 1996. -256с.

91. Неклюдов С.Ю. Пути сложения сюжетного повествования в монгольской традиционной прозе. // Генезис романа в литературах Азии и Африки. -М., 1980.-с. 179-213.

92. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976. - 359с.

93. Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Улан-Удэ, 1988. -174с.

94. Николаев П.А. Историзм в художественном творчестве и литературоведении. М., 1983. - 366с.

95. Падучева Е.В. Семантические исследования. М., 1996. - 464с.

96. Палиевский П.В. Литература и теория. М., 1978. - 284с.

97. Пензин С.Н. Кино в системе искусств: проблема автора и героя. -Воронеж, 1984. 186с.

98. Пискунов В. Советский роман-эпопея. М., 1976. - 366с.

99. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1986.-478с.

100. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983. - 536с.

101. Поиски нового в изучении литератур народов СССР. Улан-Удэ, 1991. -91с.

102. Проблема автора в художественной литературе. Воронеж, 1972. - т. 125.- 160с.

103. Проблемы взаимосвязи литературы и фольклора. Воронеж, 1984. -136с.

104. Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. т. 3. - Улан-Удэ, 2000. - 320с.

105. Проблемы исторической поэтики литератур Востока. М., 1988. - 311с.

106. Проблемы личности автора в художественном произведении на материале зарубежной литературы. Владимир, 1982. - 150с.

107. Проблемы нравственно-психологического содержания в литературе и фольклоре Сибири. Иркутск, 1986. - 182с.

108. Путилов Б.Н. Эпическое сказительство. Типология и этническая специфика. М., 1997. - 295с.

109. Пюрвеев В.Д. От фольклора к литературе. // Творческая индивидуальность писателя и фольклор. Элиста, 1985.- с. 105-121.

110. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. М., 1977. - 164с.

111. Санжина Д.Д. Язык бурятских исторических романов. Улан-Удэ, 1991.- 131с.

112. Сахиров Ф. Неистовый Батожабай. // Д. Батожабай. Горные орлы. Роман. Воспоминания.- Улан-Удэ, 2001.- с. 185-202.

113. Силантьев И.В. От героя сказки к герою романа. // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. - с. 373-376.

114. Скороспелова Е. Русская советская проза 20-х 30-х годов: судьбы романа. - М., 1985. - 263с.

115. Современный роман: опыт исследования. М., 1990. - 285с.

116. Содержательность художественных форм. Куйбышев, 1987. - 182с.

117. Соктоев А.Б. Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода. Улан-Удэ, 1976. - 491с.

118. Соктоев А.Б. О монголо-бурятских «обрамленных повестях». //Бурятская литература. сб. ст. - Улан-Удэ. Труды, вып. 6. 1972. - 198с.

119. Соктоев А.Б. Развитие эпических традиций бурятской советской прозы в трилогии Д. Батожабая «Похищенное счастье». //Вопросы литературы народов СССР. Вып. 3. Киев-Одесса, 1977. - с. 40 - 47.

120. Соктоев А.Б. Хоца Намсараев. Путь к эпосу социалистического реализма. Улан-Удэ, 1991. - 214с.

121. Соцреалистический канон. Санкт-Петербург, 2000. - 1040с.

122. Специфика жанров в литературах Центральной и Восточной Азии. -М., 1985.-261с.

123. Старикова Г.Н. Поэтика бурятской сатиры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 1979 -26с.

124. Султанов К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа. М., 1989. - 153с.

125. Сэндэжавын Дулам. Система символик в монгольском фольклоре и литературе. Автореферат диссертации на соискание степени доктора филологических наук. - Улан-Удэ, 1997. - 49с.

126. Сюжет и композиция литературных и фольклорных произведений. -Воронеж, 1981. 148с.

127. Сюжет и художественная система. Даугавпилс, 1983. - 156с.

128. Рымарь Н.Г. Поэтика романа. Куйбышев, 1990. - 252с.

129. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. Красноярск,1988.- 195с.

130. Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ,1989,- 154с.

131. Творческая индивидуальность писателя и фольклор. Элиста, 1985. -169с.

132. Творческое наследие ученых-литературоведов. Улан-Удэ, 2001. -142с.

133. Топоров В. «Бесы» для бедных. Тенденциозный роман наших дней. Звезда, 1989, №12. с. 194-202.

134. Тынянов Ю.М. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. - 575с.

135. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М., 2001,- 192с.

136. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987. 224с.

137. Тюпа В.И. Альтернативный реализм.// Избавление от миражей. Социалистический реализм сегодня. М., 1990. - с. 345 - 372.

138. Успенский Б А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология художественной формы. М., 1970. - 225с.

139. Федь Н. Жанры в меняющемся мире. М.,1989. - 544с.

140. Фольклор и литература (проблема их творческих взаимоотношений). -М., 1982.- 149с.

141. Формы раскрытия авторского сознания. Воронеж, 1986. - 132с.

142. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.-448с.

143. Фуксон Л.Ю. К понятию юмора. // Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. Кемерово, 1986. - с. 128-134.

144. Хализев В.Е. Теория литературы. — М., 1999. 398с.

145. Хализев В.Е. Драма как род литературы: (Поэтика, генезис, функционирование). М., 1986. - 259с.

146. Хализев В.Е. Функция случая в литературных сюжетах. // Литературный процесс. М., 1981.-е. 175-200.

147. Художественный метод и творческая индивидуальность писателя (выражение авторского «я» в художественном произведении). Томск, 1982.- 143с.

148. Художественное целое как предмет типологического анализа. -Кемерово, 1981. 171с.

149. Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. Кемерово, 1986. - 163с.

150. Цилевич Л.М. Сюжетность как литературоведческая категория.//Сюжет и художественная система. Даугавпилс, 1983 . - с.3-10.

151. Цыденжапов LLI.-H. Размышление о судьбе: Взгляд на трилогию Батожабая с точки зрения философии. // Об истоках реализма в бурятской литературе. Улан-Удэ,1997.-с.14-19.

152. Цыбикова Б.-Х. Б. Бурятские бытовые сказки. Сюжетный состав. Поэтика. Улан-Удэ, 1993.- 114с.

153. Чагдуров С.Ш. Структура стиха улигеров. И Эпическое творчество народов Сибири. Улан-Удэ, 1973. - с. 38 -39

154. Чагдуров С.Ш. Речевая структура улигеров как национальная форма искусства. // Эстетические особенности фольклора. Улан-Удэ, 1969. - с. 204-216.

155. Черная Н.И. Позиция писателя и развитие романных форм. Киев, 1990.- 160с.

156. Чернец J1.B. Литературные жанры: (проблемы типологии и поэтики). -М., 1982. 192с.

157. Чирков А.С. Эпическая драма (проблемы теории и поэтики). Киев, 1988.-159с.

158. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975. - 376с.

159. Шагдарова Д.Л. Бурятский художественный перевод. Улан-Удэ, 1995.- 132с.

160. Шагдаров Л.Д. Функционально-стилистическая дифференциация бурятского литературного языка. Улан-Удэ, 1974. - 346с.

161. Шатин Ю.В. Художественная целостность и жанрообразующие процессы. Новосибирск, 1991. - 192с.

162. Шкловский В. Энергия заблуждения. Книга о сюжете. М., 1981. -352с.г»

163. Шкловский В. Искусство как прием. // Поэтика. Хрестоматия по вопросам литературоведения. М., 1992. - с. 24- 40.

164. Эволюция эпических жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1985.- 124с.

165. Эльяшевич А.П. Лиризм. Экспрессия. Гротеск. М., 1975. - 356с.

166. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.- 183с.

167. Эсалнек А.Я. Типология романа. М., 1991. - 156с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.