Густав Малер и "девятнадцатый век": Становление художника тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Петров, Данил Рустамович
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 255
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Петров, Данил Рустамович
ВВЕДЕНИЕ
Глава первая. МУЗЫКА МАЛЕРА И «ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК» В ИСТОРИИ ИХ ВОСПРИЯТИЯ И ИЗУЧЕНИЯ
I. Малер и «малеровское». Из истории восприятия
Малеровское" в речи Малера (13) Из истории восприятия музыки Малера (16)
П. «Девятнадцатый век». Пути осмысления
Прогресс" и "историзм" (24). — "Характеристическое" (29). — "Девятнадцатый век" и "романтизм" (33). — Из недавней истории изучения XIX века (36). — "Девятнадцатый век" и XX век (45). — "Девятнадцатый век" среди терминов гуманитарных наук: некоторые обобщения. К вопросу о хронологии (55)
Ш. Малер и его время в их отношении к «девятнадцатому веку»
Модерн" и "XIX век" (60). — История музыки лазами Малера (64). — После Вагнера (67)
Глава зтооая. СТРАНИЦЫ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ГУСТАВА МАЛЕРА В ЗЕРКАЛЕ ПРОБЛЕМ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА
I. Ранние письма
Эпистолярная культура как предмет изучения (70). — Первые письма и проблемы личности Малера (73). — Литературные качества писем Малера (84)
П. Фортепиано в жизни Малера
Публичные выступления в Ииглаве (89). — Юлиус Эппггейн и его ученик (92). — Значение Шуберта (93). — Малер в письмах к Ю. Эпштейну (97). — Стихия фортепианной игры. Воспоминания Фридриха Лера (100)
Ш. Вагнерианство
Вагнер в Вене (103). — Знакомство с творчеством Вагнера (104). — Сферы вагнеровского влияния (106)
IV. Брукнер в кругу друзей и учителей Малера
После окончания консерватория (111). — Малер - ученик Брукнера? Учителя Малера (111). — Третья симфония Брукнера (116). — Параллель "Брукнер - Малер" в европейском симфонизме (117). — Малер, Брукнер и Ганс Ротт (119). — Малер и мир музыки Брукнера (122)
V. Малер — оперный композитор
Хронология (126). — «Герцог Эрнст Швабский» и «Аргонавты» (127). — Малер о «Рюбецале» (128). — Дальнейшая судьба замысла (по письмам Малера) (130). — Традиции Вебера и сюжеты опер Малера (131). — «Три Пинто» Вебера - Малера (133). — Последний оперный проект (136)
VI. Композитор на капельмейстерской службе
Творчество и служба (138). — Служебная инструкция (141). — "Служебные" сочинения и их значение (146)
Главг тоетья. ТВОРЧЕСТВО МАЛЕРА 1870-1890-Х ГОДОВ.
ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА И ЖАНРА
I. Юношеские сочинения
Малер о своих детских и юношеских сочинениях (150). — Загадки Фортепианного квартета (153). — Фортепианный квартет: жанр, тональность, тематизм и развитие (157). — Эскиз в соль миноре (163). — Первые подступы к песне (165). — ¡«Симфоническая прелюдия» - сочинение Малера? Еще раз к теме "Малер и Брукнер" (174). — Некоторые выводы из анализа первых композиторских опытов (176)
П. У истоков музыкального языка
История создания кантаты «Жалобная песня» и судьба ее первой части (179). — «Лесная сказка»: структура текста и музыкальная композиция. Музыкальные и поэтические мотивы (183). — Либретто «Рюбецаля» (187). — Язык музыки Малера и "Kapellmeistermusik" (191). — "Веберовское" и "малеровское" в опере «Три Пинто». История в музыкальном языке (196)
Ш. От«симфоннческой поэмы» к «симфонии»
Симфонические поэмы Малера (200). — Слово и смысл (204). — Малеровская "симфония" в осмыслении Малера (211)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Традиции Г. Малера в творческом наследии А. Берга (на примере вокальной музыки)2021 год, кандидат наук Скосырева Александра Владимировна
Камерно-вокальное творчество Густава Малера: стиль и особенности интерпретации2017 год, кандидат наук Леопа, Ирина Павловна
Историзм музыкального мышления и его проявление в симфоническом творчестве И. Брамса и А. Брукнера2007 год, кандидат искусствоведения Антонова, Светлана Евгеньевна
Поэзия "Волшебного рога мальчика" в музыкально-философском мире Густава Малера2002 год, кандидат искусствоведения Горн, Анна Викторовна
Топос природы в симфониях Густава Малера2019 год, кандидат наук Галкин Андрей Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Густав Малер и "девятнадцатый век": Становление художника»
Настоящая работа понимается автором прежде всего как работа о Густаве Малере (1860-1911). Его творчество развернулось на рубеже Х1Х-ХХ веков в течение трех с небольшим десятилетий, когда в евтюпейском искусстве получили развитие такие тенденции, которые скрывали за собой поворот в самих основаниях художественного мышления. Малер, как и многие его современники, оставил нам творческое наследие, отмеченное следующим замечательным и принципиальным свойством. Находясь внутри современного слушательского опыта (в идеальном случае включающем в себя едва ли не всю историю музыки), творчество Малера с трудом укладывается в систему представлений, связанных с типологией культурно-исторических эпох и стилей: оно позволяет слуху трудиться сразу как бы в двух направлениях, ¡раздвигая контекст музыки композитора в сторону прошлого и в сторону последующего развития музыкального искусства. Это свойство заключает в себе богатые возможности исследования компо-зитоэского наследия Малера и его времени в контексте традиций западноевропейского музыкального искусства, с одной стороны, и в свете последующих художественных тенденций, с другой. Можно представить себе, что в малероведении есть своего рода два комплекса проблем или две "сверхтемы", симметричные в своей направленности, — условно говоря, «Малер и XIX век» и «Малер и XX век». Первая оправдана заметными связями Малера с его предшественниками (в музыкальном языке, в эстетических взглядах, в художественном самоосмыслении), вторая — тем, что творчество Малера оказалось предметом благоговейного внимания со стороны Венской школы, заметно повлияло на многих крупных композиторов XX века и было осознано некоторыми авторами, особенно в 1960-1970-е гг., как один из истоков современного музыкального мышления.
Предлагаемая диссертация развивает первую из указанных "сверх-тем". Почему выбор пал именно на нее? Во-первых, изучение истоков любого самобытного художественного явления помогает пониманию его природы и его места в историко-культурном процессе, помогает ощутить ту почву, на которой оно возникло и благодаря которой смогло принести свои оригинальные плоды. Во-вторых, перспективы изучения XIX века в музыковедении еще далеко не исчерпаны и нуждаются сегодня в прояснении, с тем чтобы (как нам бы этого очень хотелось) исследование музыкальной культуры прошлого столетия обрело новое дыхание и утвердилось в современной отечественной научной жизни как такая самостоятельная область — наравне с исследованиями старинной и современной музыки, — которая бы смело и активно развивалась, обновляла свои методы, подвергала критике свои основания и т. д. В-третьих, в современной литературе о Малере, опубликованной на русском языке, существует заметный пробел в специальной разработке вопросов творческих отношений композитора с музыкальной традицией XIX века; в контексте же мирового малероведения, широко обсуждающего эти проблемы, наша работа предлагает новые подходы к их решению. Эти три момента определяют актуальность работы и ее новизну, в рамках как отечественной, так, отчасти, и зарубежной науки.
Из этих же трех моментов, обусловивших выбор темы, вытекают следующие взаимосвязанные аспекты исследования: 1) биографический, 2) музыкально-аналитический, 3) методологический, 4) информативный. Первые два связаны с центральным в работе кругом проблем творческой биографии Малера периода становления его личности и его художественного мышления. Третий вызван тем. что в работе фактически впервые в отечественном музыкознании широко применяется и специально обсуждается понятие "девятнадцатый век-', введение которого естественно приводит к анализу некоторых методологических оснований истории культуры как области научного знания. Четвертый аспект вытекает из необходимости представить такие материалы. которые никогда раньше не становились предметом внимания нашей музыкальной науки. Это прежде всего сочинения Малера, в части своей незаконченные и даже неопубликованные; их анализ был необходим для раскрытия темы работы. Но мы посчитали возможным и необходимым не ограничиваться их использованием в интересах разрешения основных проблем исследования, но дать читателю как можно более полное представление об их истории, последующей судьбе, состоянии их изученности в зарубежном малероведении и т. п.
Называя работу «Малер и "девятнадцатый век"», мы предлагаем такие пути исследования этой проблемы, которые могут показаться необычными или даже неадекватными поставленной теме. Действительно, в диссертации нет последовательно проводимых параллелей и сравнений особенностей личности и творчества Малера с разнообразными явлениями музыкальной культуры прошлого столетия, что можно было бы от нее ожидать. История малероведения и восприятия музыки Малера, особенно если вести ее от первых критических откликов на его сочинения, показывает, что в его творчестве не трудно обнаружить следы множества влияний, даже заимствования, "цитаты" и т. д. и т. п. Можно сказать, что творчество композитора позволяет установить при желании какие угодно связи и параллели, преимущественно с музыкой XIX века. Пауль Беккер, И. И. Сол-лертинский видели в Малере завершителя традиции европейского симфонизма. А функция завершения естественно предполагает обобщение художественного опыта, в том числе на уровне музыкального языка. Такая возможность находить у Малера следы многочисленных влияний и заимствований обусловлена принциальными качествами его музыкального языка, в котором действительно осуществляется широкий синтез и обобщение, обусловлена и кризисной ситуацией в музыкальном мышлении того периода, который мы называем "послеи м о т-> вагнеровскои эпохой. В том, что путь систематического проведения параллелей между различными явлениями музыки XIX века и творчеством Малера может привести только к новым и новым подтверждениям известных истин, нас окончательно убедила книга Константина Фловоса, посвященная связям Малера с симфонизмом XIX века (см.: 1977 И) — работа, которая стоит наиболее близко к теме настоящего исследования1. Однако его исследование мы ни в коем случае не можем взять за образец. Избранный им метод призван, казалось бы, выявить специфику индивидуально-малеровского. Оказалось же, что такой метод привел к исследованию не столько музыки Малера, сколько музыки XIX века, привел к систематизации ее безграничного богатства, обобщенного в малеровском творчестве. Оказалось, что, проделав огромный труд, Флорос приходит к обоснованию вполне понятной и привычной мысли: музыка Малера по отношению к музыке всего XIX века является глубоким и разносторонним обобщением. Принимаясь за собственную работу, мы будем считать эта положение исходным и не требующим доказательств. Учитывая авторитетный опыт К. Флороса, мы должны будем отказаться от метода; систематического проведения параллелей, от идеи сопоставления, которая могла бы лечь в основу работы.
Избранный нами иной путь исследования заключается в том, что логическим центром, точкой отсчета становится сам Густав Малер — композитор, дирижер, мыслитель осмысляющий музыку XIX века осмысляющий свою музыку в контексте музыки XIX' века осмысляющий свою творческую личность в традиции XIX века владеющий (как композитор) языковыми богатствами музыки XIX века живущий и творящий в условиях музыкальной жизни своего времени.
Для движения по такому пути важно выяснить, что такое "девятнадцатый век". Появившиеся здесь кавычки мы употребляем, как и многие западные исследователи, для того, чтобы показать: перед нами не хронологическое обозначение и вообще не что-то само собой разумеющееся, а сложное историко-культурное понятие. Оно не является чистым продуктом исторических исследований, в его формиро
1 Обзор всей той литературы, которая имеет отношения к проблематике диссертации, получился бы слишком объемным. Внутри работы на соответсвуюших местах дается обзор литературы, связанной с темами отдельных глав и разделов. вании решающую роль сыграла история восприятия. Понятие "девятнадцатый век" зиждется на том, что в сознании последующей эпохи определенный хронологический пласт художественной культуры отделился от ее предшествующего и последующего развития в самостоятельную область. Давать характеристику этой области можно с разных сторон: с точки зрения особенностей музыкальной жизни, господствующего мировоззрения, стиля и т. д. Ни в одном из этих случае мы не можем получить желаемой полноты освещения феномена "девятнадцатый век". Поэтому нам представляется перепек-тивным подразумевать под понятием девятнадцатый век смешанный комплекс эстетических представлений и реальностей художественной жизни, свойственный периоду, находящемуся, условно говоря, между "стаоой" и "новой" музыкой.
Из сказанного следует, что тема «Малер и "девятнадцатый век"» может быть понята как история становления личности и творчества Малера, на протяжении которой он сталкивается с устойчивыми эстетическими представлениями и явлениями музыкальной жизни XIX века.
Это привносит в самый замысел нашей работы черты жанра творческой биографии, которую мы ограничиваем начальным ее периодом. В творческом пути■Малера мы старались выделить такие точки, из котоэых и сквозь ;которые можно проследить за тем, как Малер вступает во взаимоотношения с реальностью и проблемами куьтуры XIX века, как перед их лицом осмысляет он индивидуальные качества своего творчества. Эти проблемы XIX века представлены через понятия (например, "прогресс", "характеристическое", "symphonische Dichnmg" и др.), явления музыкальной культуры (фортепиано, капельмейстерская служба и др.), имена (Вебер, Вагнер, Брукнер и т. д.). Исходным пунктом для рассмотрения той или иной проблемы всегда являются факты творческой жизни Малера. Тем самым мы старались не попасть в такую ситуацию, когда какие-либо проблемы словно навязываются автором его герою. Но в таком случае не может быть и речи о какой бы то ни было полноте представленных в работе явлений XIX века, даже в том, что касается важнейших из них. Вряд ли однако действительная полнота была бы в принципе достижима усилиями одного исследователя. Поэтому мы к ней не стремились и предпочли довериться Малеру, чтобы иметь возможность посмотреть на проблемы музыкальной культуры как бы его глазами, увидеть их такими, какими они реально переживались и разрешались. Но даже не все из того, что является крайне важным для понимания отношений Малера с недавним для него прошлым, получило отражение в диссертации. Мы имеем в виду прежде всего выдающуюся роль творчества Бетховена в формировании художественного облика Малера. Эта роль, как мы думаем, давно признана и хорошо известна, тогда как в диссертации особое внимание уделяется вещам менее очевидным и известным, тем вопросам, разработка которых окажется новой по крайней мере для русскоязычного читателя. Вместе с тем надо заметить, что, если бы мы сейчас предприняли исследование на тему "'Бетховен и Малер", то в нем должна была бы учитываться и подробно рассматриваться необыкновенно богатая и сложная история восприятия творчества Бетховена на протяжении всего XIX века, к котоиой Малер имеет самое прямое отношение. Так что эта проблема, разработанная на уровне современных потребностей гуманитарного знания, нуждалась бы для своего разрешения в отдельной большой работе. Указанный аспект (восприятие творчества Бетховена) только затрагивается нами в связи с местом Рихарда Вагнера в сознании Малера.
Цель работы мы видим в прояснении механизмов многообразных связей Малера с культурой прошлого столетия, в анализе тех сторон личности и творчества Малера, которые непосредственно вытекают из усвоенного им опыта "девятнадцатого века", в раскрытии претворения этого опыта на стадии формирования творческой личности композитора. В задачи диссертации входят: а) интерпретация мысли и слова Малера, выявление с их помощью свойств его самосознания; б) анализ творческого становления композитора, акцентирующий внимание не столько на окончательных результатах, сколько на замыслах и вариантах; в) изучение особенностей музыкальной и музыкально-театральной жизни, помогающее включить Малера, начинающего свой творческий путь, в контекст эпохи.
Материал работы охватывает: а) документы истории восприятия и изучения как Малера, так и "девятнадцатого века" — эстетические и критические тексты Х1Х-ХХ веков; б) музыкальные произведения Малера — прежде всего те, которые раскрывают нам облик композитора на фоне музыки XIX века и которые представляют особый интерес в виду их неизученности и невостребованности отечественным малероведением; при этом привлекаются и другие сочинения Малера в той степени, в какой требуют этого поднимаемые проблемы; в) письма Малера, воспоминания и другие документальные материалы, в использовании которых мы опираемся на новые, текстологически выверенные зарубежные публикации; многие тексты служат косвенными источниками сведений о несохранившихся сочинениях Малера, о неосуществленных оперных замыслах; в поле зрения оказываются также неопубликованные материалы или опубликованные при жизни композитора и более никогда не переиздававшиеся; в) материалы исполнительской деятельности Малера — дирижера и пианиста, рецензии, афиши и программы концертов; г) издания, посвященные Чайковскому, Брукнеру, Брамсу и др., в котооых мы находим материалы, редко попадающие в поле зрения малероведов.
Проблематика работы концентрируется вокруг вопросов истории восшшятия творчества Малера и искусства XIX века, становления творческой личности композитора, особенностей его музыкального языка и жанровой системы в ее эволюции и авторской интерпретации.
Хронологическое ограничение материала 1870-90 гг. кажется нам вполне естественным. Оно связано с предлагаемой нами периодизацией творчества Малера. Важнейшим рубежом в творческой биографии Малера представляется нам середина 1890-х гг. — время, когда композитор возвращается к написанному ранее, придавая Первой и Второй симфонии их окончательные вид и жанровое обозначение, создает Третью симфонию с ощущением наступившей зрелости, приходит к своему пониманию и толкованию симфонического жанра, который становится основным в его творчестве, отказывается, наконец. от своих оперных замыслов. В то же самое время Малер осознает индивидуальное качество своей музыки, собственный авторский стиль, не раз говоря в середине 1890-х гг. о " м а л е р о в с к о м". Путь от юношеских сочинений 1870-х гг. к симфоническому творчеству 90-х можно представить как сложный путь становления художника. который, разумеется, не заканчивается в середине 1890-х гг., однако подходит к своему важнейшему рубежу, отмеченному 'у Малера ощущением наступившей зрелости. На этом пути Малер часто предстает для нас не в традиционно "малеровском" облике, а именно как концертирующий пианист, автор "служебных" сочинений, оперный композитор. Заканчивается рассматриваемый нами период авторским осмыслением "малеровскогоэто понятие является в диссертации самым первым и важным, с ним связана обсуждаемая на протяжении работы тема самосознания художника. Представление Малера об особом, индивидуальном качестве собственного творчества происходило, как мы стараемся показать, вместе с усвоением и переработкой опыта "девятнадцатого века".
Создание работы была бы невозможно без тех скрупулезных исследований жизни и творчества Малера, которые в разное время предпринимались А. де Ла Гранжем, Д. Митчелом, К. Мартнером, К. Блаукопфом, И. А. Барсовой, без труда многих ученых из разных стран над Собранием сочинений Малера, над изданиями его эпистолярного наследия. Если литература о Малере стала сегодня почти необозримой, то литература, посвященная музыкальной культуре XIX века уже давно является таковой. Нами использованы преимущественно те работы, которые, во-первых, имеют непосредственное отношение к поставленным в диссертации вопросам, а во-вторых, представляют научную традицию, к которой автор считает себя причастным или, лучше сказать, к которой желал бы быть причастным. На формирование замысла исследования значительное воздействие оказали работы И. А. Барсовой, работы о XIX веке К. Дальхауза и Г. Г. Эггебрех-та, а также то, что о XIX веке и методах гуманитарных наук писал и говорил А. В. Михайлов. Труды этих ученых, помогли автору прояснить собственные подходы к избранной теме и даже повлияли на самый ее выбор. В связи с теми или иными проблемами мы выбираем труды, которые оказываются своего рода спутниками на пути исследования: обращаясь к ним, мы поверяем некоторые наши положения или же выносим суждения от противного. К таковым книгам принадлежат «Музыка девятнадцатого века» А. Б. Маркса (1855), «Музыка Густава Малера» и «Музыка на Западе» Г. Г. Эггебрехта (1982; 1991) и др.
Основную часть диссертации составляют три главы, в которых проблематика, связанная с жизнью и творчеством Малера, и та. что связана с XIX веком, даны в различных соотношениях. Первая глава первоначально была задумана как введение, которое однако переросло все предполагавшиеся ранее границы. С этим связано то, что в 1-й главе делается попытка установить исходные позиции, на которых возможен сегодня разговор о Малере и XIX веке, что означает для нас ответить на вопрос, каким образом и почему возможно слышать музыку Малера как особенное явление на фоне музыки его времени, каким образом и почему возможно воспринимать "девятнадцатый век" как неповторимое явление в истории культуры и, с другой стороны, как наше "настоящее", иначе: как вообще возможно говорить о "девятнадцатом веке" не в хронологическом смысле. Все это суть вопиосы, которые мы обращаем ■ к истории восприятия, для чего привлекаем некоторые интересные, на наш взгляд, тексты из истории гуманитарной науки и истории слушания музыки Малера.
Вторая глава представляет собой ряд очерков, относительно замкнутых на избранном для каждого из них материале. Здесь нашей задачей было так проанализировать факты и документы творческой биографии Густава Малера, чтобы с их помощью раскрыть проблемы, какие ставила перед Малером словно сама собой история музыкальной культуры XIX века.
Третья глава посвящена творчеству Малера 1870-1890-х годов. Преимущественно к этой главе относится обоснованное выше хронологическое ограничение материала. Вопросы музыкального языка и системы жанров в творчестве Малера (шире — особенностей его музыкального мыления) мы рассматриваем, стараясь представить себе те трудности самого процесса создания музыкального произведения, которые Малер должен был ощущать и которые были как бы предусмотрены предшествующим развитием музыкального искусства.
Некоторые темы, появившись раз, возобновляются на протяжении работы. К таковым нужно отнести прежде всего разговор об особенностях "послевагнеровской" эпохи, которые проявились в мале-ровском творчестве. Вообще, сделанный выбор струтуры работы привел к ряду повторов в тексте, возвращениям к одним и тем же вопросам. Мы не сочли возможным совершенно их устранить, т. к. в большинстве случаев это касается. важных для автора положений, без которых трудно обойтись, рассматривая проблемы, поставленные в том или ином разделе диссертации.
Выводы относительно "XIX века" и малеровского времени сделаны преимущественно на материале музыкальной культуры Австрии и Германии. Будучи перенесенными на иной материал, они потребуют, вероятно, значительного корректирования. Отдавая себе в этом отчет, мы однако полагаем, что наша работа может представить интерес для исследователей, занимающихся различными аспектами культуры XIX столетия.
Автор благодарен всем, кто помогал ему в работе над диссертацией. а также Министерству культуры Австрийской республики, выделившему стипендию для трехмесячной стажировки в Вене весной 1998 г. Научный руководитель стажировки профессор Венского университета д-р Гернот Грубер поддержал основные положения работы. Большую помощь в поиске нужных материалов оказали сотрудники Международного Малеровского общества и лично г-жа Эмми Хаус-вирт. сотрудники Австрийской национальной библиотеки и Венской городской библиотеки, директор архива Общества друзей музыки прош. д-р Отто Биба. Автор глубоко признателен за заинтересованное внимание к работе д-ру Герте Блаукопф, д-ру Андрее Харрандт, д-ру Ренате Хильмар-Фойт (Старк-Фойт), кандидату филологических наук С. Ю. Хурумову, доктору искусствоведения Е. И. Чигаревой, а также всем членам кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Контрабас в симфонической, оперной и камерной музыке конца XIX-XX вв: К вопросу о роли оркестрового исполнительства в развитии советской контрабасовой школы1980 год, кандидат искусствоведения Раков, Лев Владимирович
Творчество Арнольда Шёнберга2007 год, доктор искусствоведения Власова, Наталья Олеговна
Инструментальные сочинения Ямады Косаку и становление японского симфонизма2018 год, кандидат наук Максимова Анастасия Михайловна
Музыка в концентрационном лагере Терезиенштадт2021 год, кандидат наук Федусова Алина Алексеевна
Фортепиано в творчестве Эрнеста Блоха2018 год, кандидат наук Хайрутдинова, Халида Афзаловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Петров, Данил Рустамович, 1999 год
1. ГМПВ: Густав Малер: Письма. Воспоминания / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И. А. Барсова; Пер. С. А. Ошерова. — М., 1964. —636 с.
2. MBA: Ein Glück ohne Ruh'. Die Briefe Gustav Mahlers an Alma. Erste Gesamtausgabe Hg. u. erläutert v. Hemy-Louis de La Grange u. Günther Weiß; Red.: Knud Martner. —B., 1995. — 576 S.
3. MBNA: Mahler G. Briefe: Neuausgabe / Erweitert u. revidiert v. Herta Blaukopf. — 2., nochmals revidierte Aufl. — W., 1996. — 479 S. 1. Aufl. — 1982.
4. MBMH: Mahler G. Briefe / Hg. von Matthias Hansen. — Lp, 1981. — 431 S.
5. MSB: Mahler G.; Strauss, Richard. Briefwechsel 1888-1911 / Hg. u. mit einem musikhistorischen Essay versehen v. H. Blaukopf. — Mn.; Z., 1980. — 231 S.
6. MUB: Mahler G. Unbekannte Briefe / Hg. v. H. Blaukopf. — W.; Hrn., 1983. — 257 S.
7. Аверинцев 1996: Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции: Сб. — М., 1996. — 448 с.
8. Адлер 1916: Adler, Guido. Gustav Mahler. — 2. Aufl. — W., 1916. — 106 S.
9. Адорно 1960 1: Adorno, Theodor W. Mahler. Eine musikalische Physiognomik. — Frankfurt/M., 1960. — 225 S.
10. Адорно 1960 II: Adorno, Theodor W. Mahler. Wiener Gedenkrede 1960. // Gustav Mahler Fest'89. — Hin., 1989, —S. 11-19.
11. Ангерер 1988: Angerer, Manfred. Das Leben und die Formen. Die Musikanschauung des Wiener Fin de Siècle und Brahms // Brahms-Kongress Wien 1983: Kongressbericht / Hg. v. Susanne Antonicek und Otto Biba. — Tutzing, 1988. — S. 9-19.
12. Асафьев 1922: Асафьев Б. В. Малер 1922. // Асафьев Б. В. Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца десятых — начала тридцатых годов / Сост. И. В. Белецкий. — М.-Л., 1967. — С. 55-62.
13. Асафьев 1947: Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. вторая. Интонация. // Асафьев Б. В. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-я и 2-я / Ред. Е. М. Орлова. — 2-е изд. — Л.', 1971. — 376 с. 1-е изд. — 1947.
14. Барсова 1964: Барсова И. А. Густав Малер. Личность, мировоззрение, творчество//ГМПВ. — С. 9-97.
15. Барсова 1973: Барсова И. А. Малер в контексте времени // СМ. 1973. 3. — С. 69-77.
16. Барсова 1975: Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. — М., 1975. — 496 с.
17. Барсова 1985: Барсова И. А. Опыт этимологического анализа: К постановке вопроса // СМ. 1985. № 9. — С. 59-66.
18. Барсова 1987: Барсова И. А. Проблемы малероведения 80-х годов: По материалам лейпцигского симпозиума // СМ. 1987. № 2. — С. 86-93. ;
19. Барсова 1990: Барсова И. А. ".Самые патетические композиторы европейской музыки': Чайковский и Малер // СМ. 1990. № 6. — С. 125-132.
20. Бауэр 1995: Bauer, Hans-Joachim. Richard Wagner. Sein Leben und Wirken oder Die Gefuhlwerdung der Vernunft. — Frankfurt/M.; В., 1995. — 640 S.
21. Бекке 1978: Becque, Robert. Die vier "Jugendsymphonien" Mahiers // Nachrichten.3. — Juli 1978. — S. 7-9.
22. Беккер 1921: Bekker, Paul Gustav Mahlers Sinfonien. — В., 1921. — 360 S. (1. Aufl. — 1920).
23. Белецкий 1979: Белецкий И. А. Антон Брукнер. 1824-1896: Краткий очерк жизни и творчества. — Л., 1979. — 88 с.
24. Бенкс 1979: Banks, Paul. An Early Symphonie Prelude by Mahler? // 19th Century Music. Vol. 3. №2. — November 1979. — P. 141-149.
25. Бенкс 1980: Banks, Paul. The Early Social and Musical Environment of Gustav Mahler: Phil.-Diss. St. John's College. Trinity, 1980; Vol. I. - XIV, 373 р.; Vol. П.-HL 240 p.
26. Блаукопф 1994: Gustav Mahler. Leben und Werk in Zeugnissen der Zeit / Gesammelt и. hg. v. Herta u. Kurt Blaukopf. Mit Beiträgen v. Zoitan Roman. — Stt., 1994. — 255 S.
27. Блаукопф Г. 1994: Блаукопф Г. Малер, Жан-Поль и Первая симфония / Пер. с нем. С. Гиждеу. — МА. 1994. № 1. — С. 175-177.
28. Блаукопф Г. 1997: Blaukopf, Herta. Mahler an der Universität. Versuch, eine biographische Lücke zu schließen // Neue Mahleriana. — P. 1-16.
29. Блаукопф Г. 1998: Blaukopf, Herta. "Mittwoch halb acht Uhr abend". Der junge Mahler und sein Wiener Freundeskreis // Muziek en Wetenschap. Dutch Journal for Musicology. Vol. VII. — 1999. № 1. — S. 5-17.
30. Блаукопф К. 1969: Blaukopf, Kurt. Gustav Mahler oder der Zeitgenosse der Zukunft.W.; Mn.; Z., 1969. — 326 S.
31. Блаукопф К. 1976: Blaukopf, Kurt. Mahler: Sein Leben, sein Werk und seine Welt in zeitgenössischen Bildern und Texten / Mit Beitrag v. Z. Roman. — W., 1976. — 287 S.
32. Блаукопф К. 1981: Blaukopf, Kurt. Mahler und die Secession // Gustav Mahler Kolloquium 1979: Bericht / Hg. v. der ÖGfM; Redaktion: Rudolf Klein. — Ks. u. a., 1981.Beiträge der ÖGfM. Bd. 7. '79-81). — S. 7-15.
33. Блаукопф К. 1994: Блаукопф К. Хорошо ли жил композитор Малер? / Пер. с нем. Н. Зейфас // МА. 1994. № 1. — С. 161-164.
34. Брюммер: Lexikon der deutschen Dichter und Prosaisten des neunzehnten Jahrhunderts. Bearbeitet von F. Brümmer. — 5. Ausg. Bd. III. — Lp., o. J. — 584 S.
35. Бюлов 1908: Bülow, Hans von. Briefe und Schriften. Bd. VIII. Briefe VII. Bd. Höhepunkt und Ende. 1886-1894 / Hg. v. Marie von Bülow. — Lp., 1908. — XXI, 492 S.
36. Бюлов 1911: Bülow, Hans von. Briefe und Schriften. Bd. Ш. Ausgewählte Schriften. 1850-1892. 1.Abteilung:/ Hg. v. M. von Bülow. — 2., vermehrte Aufl. — Lp, 1911. — XXIX, 363 S.
37. Вагнер 1857: Wagner, Richard. Über Franz Liszt's symphonische Dichtungen. Brief an M. W. 1857. // Wagner R. Gesammelte Schriften und Dichtungen. Bd. V. — 3. Aufl.1.., 1898, —S. 182-198.
38. Вагнер 1911: Вагнер Р. Моя жизнь. Мемуары. Т. 4: Письма. Дневники. Обращение к друзьям; — Б. м., 1911. — 553 с.
39. Вальтер 1940: Walter, Bruno. Bruckner und Mahler // Gustav Mahler. Werk und Interpretation: Autographe, Partituren, Dokumente / Zusammengestellt u. kommentiert v. Rudolf Stephan. — Köln, 1979. — S. 15-20. engl. Ausg. — 1940.
40. Вальтер 1957: Вальтер Б. О музыке и музицировании 1957. / Пер. с нем. Н.Аносова // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. — М., 1962. —С. 3-118.
41. Варунц 1988: ВарунцВ.Н. Музыкальный неоклассицизм: Исторические очерки. — М„ 1988, — 80 с.
42. Вапневский 1989: Hanslick, Eduard. Aus dem Tagebuch eines Rezensenten: Gesammelte Musikkritiken / Mit einem Nachwort hg. v. Peter Wapnewski. —- Ks.; Basel, 1989.363 S.
43. Вебер 1921: Вебер, Макс. Рациональные и социологические основания музыки 1921. Пер. и примеч. А.В.Михайлова // ВеберМ. Избранное. Образ общества: Пер с нем. / Ред.-сост. Я. М. Бергер и др. — М., 1994. — С. 469-550.
44. Венская опера 1969: 100 Jahre Wiener Oper am Ring: Jubiläumsausstellung in sämtlichen Redoutensälen der Hofburg 17. Mai bis 28. September 1969. — W., o. J. — 278 S.
45. Вирт 1965: Wirth, Helmut. Symphonische Dichtung // Die Musik in der Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Bd. 18 / Hg. v. Friedrich Blume. — Ks. il a., 1965. — Sp. 1906-1918.
46. Воронова 1988: Воронова M. M. Симфонические принципы Листа и Вагнера в свете романтического синтеза искусств // Рихард Вагнер: Статьи и материалы: Сб. науч. трудов / МГК. Каф. истории заруб, музыки. — М., 1988. — С. 23-44.
47. Вранек 1996: Vranek, Christian. Gustav Mahler — Klavierquartet in a, 1. Satz: Diplomarbeit. — Universität W., 1996. — 209 S.
48. Вунберг 1981: Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910 / Hg. v. Gotthart Wunberg. — Stt, 1981. — 725 S.
49. Галь 1986: Галь Г. Рихард Вагнер. Опыт характеристики / Пер. с нем. А. В. Михайлова // Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди: Три мастера — три мира. — M., 1986. —С. 179-308.
50. Ганслюс 1880: Hansiick, Eduard. Die moderne Oper: Kritiken und Studien. — 4., unveränderte Aufl. — В., 1880. — 341 S.
51. Ганслик 1889: Hansiick, Eduard. Musikalisches und Litterarisches. (Der "Modernen Oper" V. Theil). — В., 1889. — 359 S.
52. Гаспаров 1989: ГаспаровМ. Л. Очерк истории западноевропейского стиха.М., 1989, — 304 с.
53. Геллерих 1936: Göllerich, August. Anton Bruckner: Ein Lebens- und Schaffensbild. Bd. IV. 1. Teil / v. Max Auer geiahrt. — Rg., 1936. — 480 S.
54. Гейрингер 1955: Geiringer, Karl. Johannes Brahms: Sein Leben und Schaffen. — Z. 1955. —380 S.
55. Гофмансталь 1995: Гофмансталъ Г. фон. Избранное: Пер. с нем. / Сост. Ю. Архипов. — М., 1995. — 846 с.
56. Грильпарцер 1961: Грильпарцер Ф. Пьесы: Пер. с нем. / Ред. Е. Эткинд. — Л.; М„ 1961. —768 с.
57. Гролль 1997: Groll. Klaus Michael. Warum hat Gustav Mahler die Programme seiner Symphonien später wieder gestrichen? // Neue Mahleriana.— P. 73-91.
58. Гроте 1997: Grote, Adalbert. Robert Fuchs — Vermittler und Mittler // ÖMZ. 1997.3. S. 20-25.
59. Грубер 1995: Gruber, Gernot. Die "österreichische Linie" in der Symphonik /7 Bruckner-Symposion Linz 1993. Entwicklungen—Parallelen—Kontraste. Zur Frage einer "österreichischen" Symphonik / Hg. v. O. Wessely u. a. — W., 1995. — S. 83-90.
60. Гужва 1985: Гужва А. П. Жанрово-композиционные типы симфонии в Австрии и Германии начала XX века (Густав Малер и его современники): Автореф. дисс. канд. иск-ия / МГК. — М., 1985. — 24 с.
61. Дальхауз 1973: Dahlhaus, Carl. Rätselhafte Popularität. Gustav Mahler — Zuflucht vor der Moderne oder der Anfang der Neuen Musik 1973. // Gustav Mahler Fest'89. — Hm., 1989, — S. 21-23.
62. Дальхауз 1978: Dahlhaus C. Schreker und die Moderne. Zur Dramaturgie des '"Fernen Klangs" // Franz Schreker. Am Beginn der Neuen Musik / Hg. von Otto Kolle-ritsch. — Graz, 1978. — (Studien zur Wertungsforschung. Bd. 11). — S. 9-18.
63. Дальхауз 1980: Dahlhaus C. Die Musik des 19. Jahrhunderts. — Ws.; Laaber, 1980.VI, 360 S. — (Neues Handbuch der Musikwissenschaft. Hg. v. C. Dahlhaus. Bd. 6).
64. Дальхауз 1988: Dahlhaus C. Klassische und romantische Musikästhetik. — Laaber, 1988, —512 S.
65. Данузер 1977: Danuser, Hermann. Der Orchestergesang des Fin de siècle. Eine historische und ästhetische Skizze //Die Musikforschung. 30. Jg. 1977. — S. 425-452.
66. Данузер 1991 : Danuser, Hermann. Gustav Mahler und seine Zeit. -Rg., 1991.-380 S.
67. Данузер 1994: Данузер Г. Малер сегодня — в поле напряжения между модернизмом и постмодернизмом / Пер. с нем. Н. Зейфас и Н. Кравец. — MA. 1994.ь i. — С. 140-151. Перевод последней главы книги «Малер и его время» (см.: Данузер 1991)
68. Двоскина 1992: Двоскина Е. Ганс Ротт и его симфония ми мажор // Проблемы романтической музыки XIX века: Сб. статей / МГК. Каф. истории заруб, музыки. — М. 1992. — С. 82-96.
69. Дитер 1969: Diether, Jack. Notes on some Mahler Juvenilia // Chord and Discord. Vol. 3 — 1969. № 1. —P. 3-100.
70. Дитер 1973: Diether, Jack. Foreword // Mahler G. Waldmärchen (Das klagende Lied: I): Partitur. — N.-Y., 1973. — pp. IV-VII.
71. Дэвис 1970: Davis, Merely Mather. A comparative analvsis of musical texture as found in selected symphonies of Anton Bruckner and Gustav Mahler: Diss. — Bloomington, Indiana, 1970.
72. Зейдль 1900: Seidl, Arthur. Moderner Geist in der deutschen Tonkunst: Gedanken eines Kulturpsychologien zur Wende des Jahrhunderts. — Rg., 1900. — XII. 170 S.
73. Зенкин 1997: Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. — М. ,1997. — 509 + XIX с.
74. Йене 1871: Jahns, Friedrich Wilhelm. Carl Maria von Weber in seinen Werken: Chronologisch-thematisches Verzeichnis. — В., 1871. —480 S.
75. Каль 1955: Kahl, Willi. Ästhetische und Geschichtliche Einführung Ii Das Musikwerk. Hf. 8. Das Charakterstück. — Köln, 1955. — S. 4-8.
76. Каратыгин 1913: Каратыгин В. Г. Шестой концерт Кусевицкого 1913. // Каратыгин В. Г. Избранные статьи / Сост. О. Л. Данскер. — М.; Л., 1965. С. 59-60.
77. Киллиан 1984: Killian, Herbert. Gustav Mahler in den Erinnerungen von Natalie Bauer-Lechner / Mit Anmerk. u. Erklär, v. Knud Martner. — Rev. u. erweit. Ausg. —- Hm., 1984.—239 S.
78. Киреевский 1832: Киреевский И. В. Девятнадцатый век // Европеец. Журнал II. В. Киреевского. 1832 / Изд. подгот. Л. Г. Фризман. — М., 1989,— С. 5-2Ö. 303320.
79. Кнеплер 1961: Knepler, Georg. Musikgeschichte des XIX. Jahrhunderts. Bde 1-2. — В., 1961. — 1037 S. (Bd. 1 — 524 S.; Bd. 2 — S. 525-1037) + Notenbeilage 60 S.
80. Ковар 1986: Kowar, Helmut. Vereine für die Neudeutschen in Wien // Bruckner, Wagner und die Neudeutschen in Österreich. Bruckner-Symposion Linz 1984: Bericht / Hg. v. O. Wessely. — Linz, 1986. — S. 81-90.
81. Конен 1989: КоненВ.Д. История зарубежной музыки. Вып. 3. — 7-е изд., перераб. и доп. — М., 1989. — 544 с.
82. Краузе 1899: Krause, Emil. Friedler-Conzerte V. (19.), Montag, 27. Februar //' Vierte Beilage zum «Hamburger Fremden-Blatt. Nr. 51». — 1899. 1. März.
83. Крауклис 1974: Крауклис Г. В. Симфонические поэмы Ф. Листа. — М., 1974.141 с.
84. Кречмар 1898: Kretzschmar, Hermann. Führer durch den Concertsaal. I. Abtheilung. Sinfonie und Suite. — 3. Aufl. — Lp., 1898. — 703 S.
85. Кубик 1998: Kubik, Reinhold. "Das klagende Lied". Eine Zeittafel // Mitteilungen. >¿38. —April 1998, —S. 3-10.
86. Кубик 1999: Kubik, Reinhold. "Das klagende Lied". Geschichte—Quellens— Fassungen // Muziek en Wetenschap. Dutch Journal for Musicology. Vol. VH. 1999. № 1.S. 19-32.
87. Л а Гранж 1979: La Crange, Henry-Louis de. Gustav Mahler. Chronique d'une vie. Vol. 1: 1860-1900. — Р., 1979. — 1158 р.
88. Ларош 1975: Ларош Г. А. Воспоминания о П. И. Чайковском // Ларош Г. А. Избр. статьи. Вып. 2: П. И. Чайковский. — Л., 1975. — С. 167-176.
89. Лебрехт 1990: Lebrecht, Norman. Gustav Mahler. Erinnerungen seiner Zeitgenossen. — Mainz; Mn„ 1990. — 291 S.
90. Лейбниц 1996: Leibnitz, Thomas. «Ja, er ist meinem Eigensten so verwandt.» Hans Rott und Gustav Mahler: Notizen zu einer tragischen Beziehung /7 Gustav Mahler. Werk und Wirken. —S. 73-83.
91. Jlep 1924: Lohr, Friedrich. Anmerkungen 1924. // MBNA. — S. 431-446.
92. Лист 1854: Liszt, Franz. Berlioz und seine «Harold-Symphonie» 1854. /7 Liszt F. Gesammrlte Schriften. Bd. IV / Hrsg. v. Julius Kapp. — Lp., 1910. — S. 85-165.
93. Макдоналд 1980: Macdonald, Hugh. Symphonie poem // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 18 / Ed. by Stanley Sadie. — L., 1980. — P. 428-433.
94. Макклечи 1996: Mcclatchie, Stephen. The 1889 Version of Mahler's First Symphony: A New Manuscript Source // 19th Century Music. Vol. XX. 1996. № 2. - P. 99-124.
95. Малер A. 1924: Mahler, Alma M. Vorrede zur Briefausgabe 1924.// MBNA. —s. xiv-xvm.
96. Мандельштам 1990: Мандельштам О. Э. Сочинения: В 2-х тт. Т. 2 / Сост. С. С. Аверинцев, П. М. Нерлер; Подгот. текста и коммент. А. Д. Михайлова и П. М. Нерлера. — М., 1990. — С. 195-201.
97. Маркс А. 1855: Marx, Adolf Bernhard. Die Musik des neunzehnten Jahrhunderts und ihre Pflege. Methode der Musik. — 2., unveränderte Aufl. — Lp., 1873. — VIII, 392 S. 1. Aufl. — 1855.
98. Мартнер 1973: Pfohl, Ferdinand Gustav Mahler: Eindrücke und Erinnerungen aus den Hamburger Jahren / Hg. v. Knud Mariner. — Hm., 1973. ■— 85 S.
99. Мартнер 1985: Martner K. Gustav Mahler im Konzertsaal: Eine Dokumentation seiner Konzerttätigkeit 1870-1911. — Kopenhagen, 1985. — VI, 195 S.
100. Мартнер 1989: Martner, Knud. Mahlers Tätigkeit in Kassel in neuer Sicht /7 Nachrichten. № 21. — März 1989. — S. 7—11.
101. Мартнер 1997: Martner, Knud. Mahler im Opernhaus. Eine Bilanz seiner Bühnentätigkeit 1880-1910 // Neue Mahleriana. — P. 163-173.
102. Менчигар 1957: Menczigar, Maria. Julius Epstein. Sein Leben und Wirken unter besonderer Erforschung seiner Beziehung zu Johannes Brahms: Phil.-Diss. — Universität W„ 1957. — XXVm, 579 S.
103. Мерсман: Mersmann, Hans. Moderne Musik seit der Romantik. — WildparkPotsdam. — 226 S. — (Handbuch der Musikwissenschaft. Hg. v. Ernst Bücken).
104. Мильштейн 1990: Я. И. Милыитейн. Статьи. Воспоминания. Материалы / Общ. ред. В. В. Протопопова. — М., 1990. — 287 с.
105. Митчел 1975: Mitchell, Donald. Gustav Mahler. The Wunderhorn years: Chronicles and commentaries. — L„ 1975. — 459 p.
106. Митчел 1980: Mitchell, Donald. Gustav Mahler. The early years. — 2nd ed. — L., 1980, —338 p.
107. Митчел 1994: Митчел Д. Мир бьш его симфонией / Пер. с англ. А. Смири. ной. // МА. 1994. № 1. — С. 182-187.
108. Михайлов 1981: Михайлов А. В. Этапы развития музыкально-эстетической мысли в Германии XIX века // Музыкальная эстетика Германии XIX века: В 2-х тт. Т. 2 / Сост. А. В. Михайлов и В. П. Шестаков. — М., 1981. — С. 9-73.
109. Михайлов 1983: Музыкальная эстетика Германии XIX века: В 2-х тт. Т. 2 / Сост. А. В. Михайлов и В. П. Шестаков; Пер., вступ. статьи, примеч. А. В. Михайлова. — Мм 1983. — 432 с.
110. Михайлов 1987: Михайлов А. В. О Людвиге Тике, авторе "Странствий Франца Штернбальда" // Тик Л. Странствия Франца Штернбальда / Пер. с нем. С. С. Белокриницкой, В. Б. Микушевича. — М., 1987. — С. 279-340.
111. Михайлов 1988: Михайлов А. В. Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка // Современное западное искусство. XX век. Проблемы комплексного изучения / Отв. ред. Б. И. Зингерман. — М., 1988. — С. 209-278.
112. Михайлов 1991: Михайлов А. В. Литературоведение и проблемы истории науки (статья вторая) // Филологические науки. — 1991. № 4. — С. 3-13.
113. Михайлов 1998: Михайлов А. В. Музыка в истории культуры: Избр. статьи / Ред.-сосг. Е. И. Чигарева. — М.: МГК, 1998. — 262 с.
114. Михайлов 1999: Михайлов А. В. Обратный перевод: Избр. работы Сост. С. Ю. Хурумов; Подгот. текста и примеч. Д. Р. Петрова и С. Ю. Хуру-мова. — М., 1999. (В печати)
115. Мюллер 1989: Müller К. J. Mahler. Leben Werke - Dokumente. — 2. Aufl. — Mn.; Mainz, 1989. — 643 S.
116. Неболюбова 1990: Неболюбова Л. С. Музыкальная культура Германии и Австрии рубежа XIX-XX веков. Густав Малер. Рихард Штраус: Учеб. пособ. — Киев, 1990. — 168 с.
117. Нестьев 1960: Нестьев И. В. Заметки о Малере // СМ. 1960. № 7. — С. 72-82.
118. Никкиш 1991: Nickisch, Reinhard М. G. Brief. — Stt., 1991. — XI, 259 S. — (Sammlung Metzler. Realien zur Literatur. Bd. 260).
119. Николаева 1975: Николаева H. С. Романтизм и музыкальное искусство // Музьпса Австрии и Германии XIX века. Кн.1 / Под обш. ред. Т. Э. Цытович. — М., 1975. — С. 7-26.
120. Нимёллер 1984: Niemöller, Klaus Wolfgang. Zum Geleit // Feilerer К. G. Studien zur Musik des 19. Jahrhunderts. Bd. 1. Musik und Musikleben im 19. Jahrhundert — Rg., 1984. s. 3-4. — (Studien. Bd. 60. Teilbd. 1).
121. Новак 1973: НовакЛ. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение / Пер. с нем. Д. Каравкиной и Вс. Розанова. — М., 1973. — 448 с.
122. Новак 1975: Nowak, Leopold. Die Kompositionen und Skizzen von Hans Rott in der Musiksammlung der ÖNB // Beiträge zur Musikdokumentation. Franz Grasberger zum 60. Geburtstag / Hg. v. Günter Brosche. — Tutzing, 1975. — S. 273-340.
123. Новак 1981: Nowak, Leopold. Vorwort // BGA. Bd. Ш/2: Ш. Symphonie d-moli (Wagner—Symphonie). Fassung 1877: Partitur. — W., 1981.
124. Ортега-и-Гассет 1991: Ортега-и-Гассет X. Эстетика; Филосовия культуры / Сост. В. Е. Багно. М., 1991. — 588 с.
125. Оссовский 1906: ОссовскийА. В. А.К.Глазунов и его новая симфония Восьмая 1906. // Оссовский А. В. Музыкально критические статьи (1894-1912) / Общ. ред. Ю. А. Кремлева. — Л., 1971. — СС. 184-188.
126. Отчет 1876: Bericht über das Conservatorium und die Schauspielschule der GdMF in Wien. Für das Schuljahr 1875-1876. — W„ 1876. — 94 S.
127. Отчет 1877: Bericht über das Conservatorium für Musik und darstellende Kunst der GdMF in Wien. Für das Schuljahr 1876-1877. — W„ 1877. — 81 S.
128. Отчет 1878: Bericht. Für das Schuljahr 1877-1878. — W., 1878. — 82 S.
129. Павлов-Арбенин 1990: Игорь Глебов (Асафьев Б. В.). Мысли и думы. Кн. IV. Публ. А. Павлова-Арбенина // СМ. 1990. № 3. — С. 4(М6.
130. Парч 1994: Partsch, Erich Wolfgang. Schubert, Bruckner, Mahler und die Frage nach einer "österreichischen Linie" in der Symphonik // Mitteilungen. № 34. März 1994. — S. 3-16.
131. Петрова 1994: Петрова Г. В. "Восток" Густава Малера (культурно-исторические предпосылки, поэтика претворения): Автореф. дисс. . канд. иск-ния / Рос. ин-т истории искусств. — СПб., 1994. — 17 с.
132. Питана 1975: Питина С. Н. Оперы Вебера. // Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 2 / Под общ. ред. Т. Э. Цытович. — М., 1975. — С. 424-483.
133. Раабен 1961: Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. — М., 1961.— 476 с.
134. Раунер 1995: Rauner, Reinhard. Ferdinand Löwe. Leben und Wirken. I. Teil. 1863— 1900. Ein Wiener Musiker zwischen Anton Bruckner und Gustav Mahler. — Frankfurt/M. 1995. — 259 S. — (Musikleben. Studien zur Musikgeschichte Österreichs. Bd. 3).
135. Реверс 1997: Revers, Peter. Gustav Mahler und Anton Bruckner /7 Neue Mahienana.P. 265-296.
136. Рёдер 1997: BGA. zu Ш/1-3. III. Symphonie d-moll: Revisionsbericht / Vorgelegt v. Thomas R°der. — W„ 1997. — VI, 453 S.
137. Рейли 1978: Reilly, Edward R. Gustav Mahler und Guido Adler. Zur Geschichte der Freundschaft. — W., 1978. — 69 S.
138. Рейли 1978: Reilly, Edward R. Two Sketches for Das klagende Lied // Neue Mahleriana. 241-247.
139. Рексрот 1977: Rexroth, Dieter. Mahler und Schönberg // Gustav Mahler. Sinfonie und Wirklichkeit / Hg. v. Otto Kolleritsch. — Graz, 1977. — (Studien zur Wertungsforschung. Bd. 9). — S. 68-80.
140. Риман 1908: Riemann, Hugo. Kleines Handbuch der Musikgeschichte mit Periodisie-rung nach Stilprinzipien und Formen. — Lp., 1908. — 292 S.
141. Риман 1928: Риман Г. Катехизис истории музыки. Ч. 2. История музыкальных форм / Пер. с нем. Н. Кашкина. С издания 1897 года. — М., 1928. — 217 с.
142. Риман 1929: Hugo Riemanns Musiklexikon. 11. Aufl. Bearbeitet v. Alfred Einstein.В., 1929. — 1079 S. 1. Bd.
143. Розеншильд 1975: Розеншильд К. К. Густав Малер — М., 1975. — 208 с.
144. Роман 1990: Roman, Zoltan. Vorwort; Revisionsbericht // MGA. Bd.XIII/5: Verschiedene Lieder für eine Singstimme mit Klavier. — Mainz, 1990. — S. rV-XVTI.
145. Ружичка 1973: Ruzicka, Peter. Vorbemerkung; Editionsbericht // Mahler G. Klavierquartett (1876). 1. Satz und Skizze eines Scherzo-Satzes / Hg. v. P. Ruzicka. — Hm., 1973.S. 3-5.
146. Рюите 1989: Ruiter, Jacob de. Der Charakterbegriff in der Musik. Studien zur deutschen Ästhetik der Instrumentalmusik. 1740-1850. — Ws., 1989. — 314 S. — (Beihefte zum Archiv für Musikwissenschaft. Bd. XXIX).
147. Синий всадник 1996: Синий всадник. Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка 1912. / Пер. с нем. 3. С. Пышновской. — М., 1996. — 192 с.
148. Соллертинский 1932: Соллертинский И. И. Густав Малер. — Л., 1932. — 75 с.
149. Соллертинский 1963: Соллертинский И. И. Исторические типы симфонической драматургии // Соллертинский И. И. Исторические этюды / Ред.-сост. М. С. Друскин. — 2-е изд. — Л., 1963. — С. 335-346.
150. Соллертинский 1978: Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования / Сост. Л. В. Михеева. — 2-е изд., доп. — Л.: Сов. композитор, 1978. — 312 с.
151. Стефенсон 1961: Stephenson, Kurt. Einführung; Geschichtliche Anmerkungen // Das Musikwerk. Hf. 21. Romantik in der Tonkunst. — Köln, 1961. — S. 5-21.
152. Стрекаловская 1998: Стрекаловская X. А. Постромантические диалоги с романтизмом: Ферруччо Бузони, Ганс Пфицнер, Арнольд Шенберг в диалоге с Рихардом Вагнером: Автореф. дисс. канд. иск-ния. — СПб., 1998. — 21 с.
153. Тараканов 1977: Тараканов M. Е. Малер И Музыка XX века: Очерки. Ч. Î. 1890—1917. Кн.2/Ред. Д. В. Житомирский. —М., 1977. —С. 157-198.
154. Феллерер 1965: Feilerer, Karl Gustav. Zum Geleit /У Beiträge zur Geschichte der Musikanschauung im 19. Jahrhundert. / Hg. von W. Salmen. — Rg., 1965. — S. 1-3. — ( Studien. Bd. 1).
155. Флорос 1977 I: Floros, Constantin. Gustav Mahler. Bd. 1: Die geistige Welt Gustav Mahlers in systematischer Darstellung. —- Ws., 1977. — 240 S.
156. Флорос 1977 II: Floros Constantin. Gustav Mahler. Bd. Ii: Mahler und die Svmpho-nik des 19. Jahrhunderts in neuer Deutung: Zum Grundlegung einer zeitgemäßen musikalischen Exegetik. — Ws., 1977. — 433 S.
157. Флорос 1985: Floros Constantin. Gustav Mahler. Bd.DI: Die Symphonien.— Ws., 1985.-336 S.
158. Флорос 1994: Флорос К. Мировоззрение и симфонизм Густава Малера / Пер. с нем. И. Эбаноидзе. — MA. 1994. № 1. — С. 152-157.
159. Флорос 1998: Floros С. Ein Vorläufer Gustav Mahlers? Hans Rott // ÖMZ. Jg. 53. — 1998. № 6. — S. 8-16.
160. Флотуис 1985: Flothuis, Marius. Kapellmeistermusik H Mahler-Interpretation: Aspekte zum Werk und Wirken von Gustav Mahler / iHg. v. R. Stephan. — Mainz u. a 1985. —S. 9-16.
161. Флотцингер 1995: Flotzinger, Rudolf: Grüber, Gernot. Vorwort // Musikgeschichte Österreichs: in 3 Bdn. Bd. 1 / Hg. v. R. Flotzinger u. Gernot Gruber. — 2., überarb. u. stark erweiterte Aufl. — W. u. a., 1995. — S. 11-16.
162. Форшерт 1985: Forschen, Arno. Mahler und Schumann // Mahler-Interpretation: Aspekte zum Werk und Wirken von Gustav Mahler / Hg. v. R. Stephan. — Mainz u. a., 1985. — S. 45-62.
163. Фролова 1994: Фролова M. В. Симфонии Шумана в исторической перспективе: Дисс. канд. иск-ния / МГК. — М., 1994. — 196 с.
164. Харрандт 1996: Harrandt, Andrea. «Gustav Mahler. О ! mögen Sie nur der Meinige bleiben.». Unbekannte Briefe zu zwei Aufführungen von Bruckners Te Deum in Hamburg /У Gustav Mahler. Werk und Wirken. — S. 50-63.
165. Харрандт 1998: BGA. Bd. 24Я. Briefe. Bd. 1. 1852-1886 / Hg. v. Andrea Harrandt u. Otto Schneider. — W„ 1998. — ХШ, 336 S.
166. Хартунген 1932: Hortungen, Hartmut von. Der Dichter Siegfrid Lipiner (18561911): Phil.-Diss. — Ludwig-Maximilians-Universität Mn., 1932. — V., 81+XV S.
167. Хейсген 1983: Heusgen, Birgit. Studien zu Gustav Mahlers Bearbeitung und Ergänzung von Carl Maria von Webers Opernfragment "Die drei Pintos". — Rg., 1983. — 151 S. — (Kölner Beitrüge zur Musikforschung. Bd. 133).
168. Хендшке 1994: Händschke, Fritz. Gustav Mahler in Leipzig // Nachrichten. №31.— März 1994. —S. 17-21.
169. Хефлинг 1995: Hefling, Siefen E. The Making of Mahler's "Todtenfeier": A documentary and analytical Study: Dissertation. — Yale University, 1985. — 885 p.
170. Хильмар-Фойт 1989: Hilmar-Voit, Renate. Unser Zeitgenosse Gustav Mahler // Musik in Österreich: Eine Chronik in Daten, Dokumenten, Essays und Bildern / Hg. v. Gottfried Kraus. — W., 1989. — S. 296-299.
171. Хильмар-Фойт 1993: Hilmar-Voit. Renate. Vorwort; Revisionsbericht MGA. Bd. ХП1. Teilbd 2b. Fünfzehn Lieder, Humoresken und Balladen aus Des Knaben Wunderhorn für Singstimme und Klavier. — W., 1993. — S. Х1-ХХШ; 133-188.
172. Хильмар-Фойт 1997: Hilmar-Voit, Renate. Vorwort /7 MGA. Suppl. Bd. HL Klavierquartett 1. Satz. — W„ 1997. — S. W-XI.
173. Хильтль 1987: Hiltl, Wolfgang. Krzvzanowskis Partitur authentisch. Zur Aufführung des "Svmphonischen Präludiums" bei den Salzburger Festspielen /7 Musica. Zweimonatsschrift" 41. Jg. Hf. 6. — 1987 — S. 533-535.
174. Царева 1990: Царева E. M. Иоганнес Брамс: Автореф. дисс. .доктора иск-ния / МГК. — М„ 1990. — 46 с.
175. Чайковский 1974: Чайковский П. И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. Т. 14. — М., 1974.
176. Чередниченко 1978: Чередниченко Т. В. Терминологическая система Б. В. Асафьева (на примере исследования «Музыкальная форма как процесс»). // Музыкальное искусство и наука: Сб. статей. Вып. 3 / Ред.-сост. Е. В. Назай-кинский. — М„ 1978. — С. 215-229.
177. Чигарева 1998: Чигарева Е. И. Моцарт в культуре его времени. Художественная индивидуальность. Семантика: Автореф. дисс. докт. иск-ния / МГК. — М., 1998. —49 с.
178. Шадендорф 1995: Schadendorf. Mirjam. Humor als Formkonzept in der Musik Gustav Mahlers. — Stt.; Weimar, 1995. — 296 S.
179. Шварц 1905: Schwarz, Gustav. Der Entdecker Gustav Mahlers // Neues Wiener Journal. — 1905. 6. August.
180. Швиндт-Гросс 1992: Schwindt-Gross, Nicole. Musikwissenschaftliches Arbeiten: Hilfsmittel—'Techniken—Aufgaben. — Ks. u. a., 1992. —211 S.
181. Шедер 1996: Scheder, Franz. Anton Bruckner. Chronologie. Textband. — Tutzing, 1996. — 806 S.
182. Шпехт 1922: Specht, Richard. Gustav Mahler / 13. Bis 18. Aufl. — В., 1922. — 292 S. 1. Aufl. —1913.
183. Штамер 1980: Stahmer, К. Н. Mahlers Frühwerk — eine Stiluntersuchung // Form und Idee in Gustav Mahlers Instrumentalmusik / Hg. v. К. H. Stahmer. — Wilhelmshaven,1980. — S. 9-28.
184. Штейнпресс 1968: Штейнпресс Б. С. Музыка XIX века: Популярный очерк. Ч. 1. Классицизм и романтизм. — М., 1968. — 486 с.
185. Штефан 1912: Stefan, Paul. Gustav Mahler. Eine Studie über Persönlichkeit und Werk. / 2. ergänzte und vermehrte Aufl. — Mn., 1912. 1. Aufl. — 1911.
186. Штефан Р. 1981: Stephan, Rudolf. Zum Thema "Bruckner und Mahler" // Gustav Mahler Kolloquium 1979: Bericht / Hg. v. der ÖGfM; Red.: Rudolf Klein. — Ks. u. a.,1981. (Beiträge der ÖGfM. Bd. 7. '79-81). — S. 76-83.
187. Штефан Р. 1987: Stephan, Rudolf. Das "Symphonische Präludium": kein Werk Mahlers // Nachrichten. № 17. — April 1987. — S. 3-6.
188. Штефан Р. 1988: Stephan, Rudolf. Vorwort // MGA. Supplement Bd. 1. Totenfeier: Symphonische Dichtung für großes Orchester: Partitur. — W., 1988. — S. IV-VTIL
189. Штокмайер 1970: Stockmeier, Wolfgang. Einführung // Das Musikwerk. Hf. 36. Die Programmusik. — Köln, 1970. — S. 5-29.
190. Шустер 1902: Schuster, Heinrich. Julius Epstein. Ein tonkünstlerisches Charakterbild zu seinem 70. Geburtsfeste. — W., 1902. — 23 S.
191. Эбрехт 1990: Brieftheorie des 18. Jahrhunderts: Texte, Kommentare, Essays / Hg. v. Angelika Ebrecht, Regina Nörtemann u. Gudrun Kohn-Waechter. — Stt., 1990. — VH, 326 S.
192. Эггебрехт 1961: Eggebrecht, Hans Heinrich. Musik als Tonsprache /7 Archiv für Musikwissenschaft. Jg. 18. Hf. 1. — 1961. — S. 73-100.
193. Эггебрехт 1967: Eggebrechtt, Hans Heinrich. Symphonische Dichtung //Riemann-Musik-Lexikon. 12., völlig neubearb. Aufl. Sachteil / Hg. v. H. H. Eggebrecht. — Mainz и. a., 1967. — S. 447.
194. Эггебрехт 1982: Eggebrechtt, Hans Heinrich. Die Musik Gustav Mahlers. — Mn.,1982.-305 S.
195. Эггебрехт 1991: Eggebrechtt, Hans Heinrich. Musik im Abendland. Prozesse und Stationen vom Mittelalter bis zur Gegenwart. — Mn., 1991. — 838 S.
196. Эпштейн 1911: Aus Gustav Mahlers Lehrjahren. Ein Gespräch mit Professor Julius Epstein H Neues Wiener Journal. — 1911. — 19. Mai.НОТНЫЕ ПРИМЕРЫПРИМЕР 1Nicht zu schnellViolineViolaVioloncelloKiaviers оГОтiit
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.