Гуманизм в современном российском обществе: ориентации и реалии: Социокультурный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Дудышева, Виктория Константиновна

  • Дудышева, Виктория Константиновна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2006, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 170
Дудышева, Виктория Константиновна. Гуманизм в современном российском обществе: ориентации и реалии: Социокультурный анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Ростов-на-Дону. 2006. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Дудышева, Виктория Константиновна

Введение.

Глава 1. Гуманизм: конструкт социокультурной теории и практики.

1.1. Социокультурное содержание концепций гуманизма.

1.2. Цели, ценности, принципы гуманистического мировоззрения.

1.3. Гуманистические ориентации документов Мирового сообщества.

Глава 2. Основные направления гуманизации социальной политики российского государства.

2.1. Здоровье человека - основа физического, духовного, социального благополучия.

2.2. Образование - компонент индекса развития человека.

2.3. Социальная справедливость - основа гуманистически ориентированной социальной политики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманизм в современном российском обществе: ориентации и реалии: Социокультурный анализ»

Актуальность темы исследования. Ускоренное развитие человеческой цивилизации, науки и техники, вступление в эпоху информационного общества и глобализации повлекло за собой возрастание экологических, социальных, экономических, демографических, техногенных угроз безопасности жизни. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов вкупе с загрязнением природных экосистем, техногенные и социальные катаклизмы, имеющийся в наличии развитых стран арсенал средств для уничтожения жизни на планете ставят под угрозу выживание человечества. Данные обстоятельства обусловили актуализацию гуманистического сознания, понимание того, что гуманистическая ориентация людей все в большей мере становится необходимым условием выживания и развития цивилизации.

Широкомасштабные гуманистические движения во многих странах мира стали весомым общественным явлением, превратились в значимый компонент мировой цивилизации XX-XXI века. Ученые и общественные деятели, теоретики и практики, независимо от социально-территориальной и конфессиональной принадлежности, общественные организации и рядовые члены общества обращают все большее внимание на гуманистическое учение как путь развития современной цивилизации. Гуманизм предстает основополагающим принципом ориентаций документов мирового сообщества.

Многообразие взглядов на гуманизм - характерная черта нашей эпохи. Сфера деятельности гуманистов постепенно захватывает все области общественной и культурной жизни людей. В социокультурном развитии цивилизации приоритетное значение приобретает ориентация на конкретные интересы человека, создание новой культуры социального партнерства, преодоление социальной дезинтеграции, социального неравенства, маргинализации населения. На повестке дня стоит проблема гуманизации общества, его функционирование с учетом интересов, потребностей человека, общечеловеческих ценностей, синтеза разнообразных гуманистических концепций.

Данная проблема особенно актуальна для современного российского общества. Ситуация в России, во многом повторяющая мировые проблемы, осложнена собственной спецификой. Транзитивные состояния страны сопровождаются кризисными ситуациями в целом ряде сфер общественной жизни. Негативные последствия радикальных преобразований прошлого столетия, вступление в фазу информационного общества, необходимость адаптации к условиям глобализации и, вместе с тем, сохранения культурно-исторических традиций обусловили насущную потребность современного российского общества в новом мировоззрении, отвечающем его основным нуждам: сохранение жизни, здоровья и безопасности каждого человека и всего населения, обеспечение социальной стабильности, устойчивости, прогресса всей социетальной системы и ее подсистем.

Таким мировоззрением является гуманизм, уникальный феномен человеческой культуры, зародившийся много столетий назад, являющийся актуальным в любой период истории человечества и не имеющий никакой позитивной альтернативы сегодня. Становление глобального гуманизма связано с все более широким распространением универсальных, общечеловеческих ценностей, являющихся необходимыми для выживания общества. Гуманизм нацелен на разрешение социальных конфликтов и улучшение социально-психологического климата в обществе, сконцентрирован на повышении уровня и качества жизни каждого члена общества и общества в целом. Суть гуманизма - во взаимном уважении, заботе о каждом человеке и соблюдении его прав и интересов, защите человеческого достоинства, гражданском мире, осознании каждым индивидом своей принадлежности к мировому сообществу и ответственности за него. Это мировоззрение, признающее человека, его здоровье, благополучие, высшей ценностью в мире.

Цивилизационный прогресс невозможен без повышения внимания к нуждам человека, поворота государственной политики в сферу его интересов и потребностей. Общество, развивающееся на гуманистической основе, это прогрессивное общество, и долгом каждого государства и его властных структур является повсеместная поддержка гуманизма во всех сферах общественной жизни. На сегодняшний день гуманизм существует как социокультурный ориентир современного российского общества. Приоритетной задачей выступает превращение данной цели в реальность посредством решения таких задач, как: обеспечение условий для реализации творческого потенциала гражданина России, раскрытие его способностей и дарований, сохранение и поддержание его здоровья, обеспечение достойных условий существования, духовного и материального благополучия. "Единственно верной идеологией для нашего государства будет являться идеология гуманизма. Идеология гуманизма и явится той духовной силой, которая преобразует . российское общество в подлинно человеческое общество социального гуманизма"1.

Степень научной разработанности проблемы. В современном гуманитарном знании накоплен достаточно емкий теоретический материал по исследованию различных аспектов гуманистического мировоззрения. Некоторые вопросы послужили предметом литературных, искусствоведческих, философских, психологических, педагогических, исторических исследований отечественных и зарубежных авторов на общетеоретическом уровне.

Проблемы гуманизма исследовались уже с древнейших времен. В Китае — это учение Конфуция, в Греции - Сократа, Платона, Аристотеля, в эпоху Возрождения проблемам гуманизма посвящали свои труды Ф. Петрарка, родоначальник гуманистической культуры данного периода, Данте, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Дж. Бруно, Ф. Бекон, М. Монтень, В. Шекспир, Т. Гоббс, И. Кант и многие другие мыслители2.

Для понимания содержания гуманистического мировоззрения значимыми являются работы Ю.Г. Волкова, Г.В. Гивишвили, В.И. Иванова, В.А. Кувакина,

Волков Ю.Г., Нечипуренко B.H., Попов A.B., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. -Ростов-н/Д: Феникс, 1999. С. 447.

2 Беседы и суждения Конфуция. - Спб.: ООО «Изд-во «Кристалл»», 1999; Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. - М.: РОССПЭН, 1998; Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986; Роттердамский Э. Философские

П. Куртца, М. Хайдеггера, А.С. Шутова3. Проблеме исследования ценностного мира, потребностей россиян посвящены работы О.В. Бондаренко, Ю.С. Бордова, В.В. Журавлева, В.А. Кувакина, В.А. Смоляниченко, М.В. Удальцовой4. Над изучением социальных проблем здоровья в транзитивном российском обществе работали Д.Д. Венедиктов, Т.Г. Дичев,

B.М. Нилов, В.Д. Паначев, B.C. Попов, К.Н. Хабибуллин и др. Проблему неравенства в доступе к первичной медицинской помощи в контексте стратификации российского населения разрабатывали JI.B. Панова и H.JI. Русинова, B.C. Тапилина.

Гуманизация системы образования в современном российском обществе нашла отражение в работах Л.И. Бойко, И. Болотина, Ю.С. Борцова,

C.В. Девятовой, В.И. Жукова, Л.П. Михеевой, В.Т. Пуляева, Л.В. Тарасенко, Ф.Р. Филиппова, Л .Я. Хоронько, Ю.А. Чеботарева, Л.Л. Шпака и других авторов. Гуманизация процесса образования концентрируется на отношении к ученику как уникальной личности, на поиске путей решения проблемы востребованности выпускников с высшим и средним профессиональным образованием, повышении социального статуса преподавателей и учителей. Над исследованием содержания социальной справедливости работали Р. Нозик, Дж. Роулз, В.Е. Давидович, И.И. Камынин, Г.П. Сопов, В.А. Чуланов. произведения. -М.:Наука, 1986; Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения. - М., Политиздат, 1991 и др.

См.: Волков Ю.Г. HOMO HUMANUS. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). - Челябинск, 1995; Гивишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество /http://atheisrnru.narod.ru/ HumanisticSociety/Givishvili/GiviOOO.htm.; Иванов В.И. Родное и вселенское /Сост., вступ. ст. и прим. В.М. Толмачева. - М.: Республика, 1994; Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека

Философия, психология и стиль мышления гуманизма). - М.: [Логос]; Спб.: Алетейя, 1998; Куртц П. Искушение потусторонним: пер. с англ. - М.: Академический Проект, 1999; Хайдеггер М. Письмо о гуманизме /http://www.humanities.edu.ru/db/msg/22673.

4 См.: Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян: аксиология самобытного общественного развития. - Ростов-на-Дону.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998; Борцов Ю.С., Камынин И.И. Ориентации и потребности. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995; Журавлев B.B., Радионов В.А., Цепляев А.И. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. - М., Изд-во MTCA «Социум», 2002; Смоляниченко В.А. Ценности ненасилия в сознании российской молодежи: Автореф. дис. .канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону. -2003; Удальцова М.В., Воловская Н.М., Плюснина Л.К. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность //Социологические исследования. 2005. №7 и др.

Отдельные аспекты изучения индекса развития человека в российском обществе нашли отражение в работах Л.П. Михеевой, Н.Е. Тихоновой и др.5, но они не получили должной разработки в контексте гуманистического мировоззрения.

В целом проблемам, связанным с исследованием гуманизма, в последние годы уделяется значительное внимание. Однако, при всем многообразии работ на данные темы, социологический аспект гуманистического мировоззрения, изучение его практической реализации в новом социально-экономическом пространстве являются недостаточно разработанными. Явно недостаточно внимания уделяется документам мирового сообщества, направленным на гуманизацию сфер общественной жизни и акцентирующим внимание на заботе о человеке, о его здоровье и благополучии.

Автор диссертационного исследования, основываясь на работах теоретического и эмпирического характера отечественных и зарубежных авторов, на данных государственной статистики, предпринял попытку рассмотреть феномен социального гуманизма в контексте развития современного российского общества, исследовать его содержание, обосновать функциональную роль и значение в качестве социокультурного ориентира. Особенности современного состояния российского общества, необходимость достижения Россией высокого уровня развития, требуют, по мнению автора, реализации на практике основных гуманистических принципов и рекомендаций по проведению социальной политики, содержащихся в документах мирового сообщества и Российского государства. Этим вопросам посвящено данное диссертационное исследование.

Объектом исследования выступает гуманизм как духовно-идеологическое образование современного общества.

Предметом исследования является изучение влияния на терминальные и инструментальные ценностные ориентации массового и специализированно

5 Михеева Л.П. Социоструктурные изменения в российском образовании: Монограф. /Под ред. Л.И. Щербаковой. - Новочеркасск: НГМА, 2004; Тихонова Н.Е., Давыдова H.M., Попова И.П. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества // Социологические исследования. 2004. №6. научного сознания современного российского общества трансформационных социальных процессов конца XX - начала XXI вв.

Основная цель диссертационного исследования - изучить специфику проявления гуманистических ориентации массового сознания в условиях транзиции современного российского общества,

Данная цель определила постановку следующих исследовательских задач:

• классифицировать теоретико-методологические подходы к исследованию гуманизма как системы идей;

• раскрыть содержание гуманистических ценностей и принципов современного массового сознания;

• выявить гуманистические ценности и установки специализированного теоретико-идеологического сознания современного мирового сообщества;

• проанализировать влияние современных социально-экономических и социально-политических изменений в российском обществе на физическое и духовное здоровье человека, перспективы его социокультурного развития;

• рассмотреть реструктуризацию института образования как фактор понижения индекса развития человека, и степени гуманизации его микросреды;

• проанализировать потенциал социальной политики нынешнего российского государства с точки зрения реализации центрального принципа гуманизма -принципа социальной справедливости.

Теоретико-методологическая основа исследования. Проблемы социального гуманизма исследовались в парадигме социально-исторического детерминизма. Использовался диалектический метод, общенаучные методы синтеза, исторического и логического анализа. Проанализированы объектно-субъектные факторы возникновения гуманистических концепций, причинно-следственные связи между социальными процессами и утверждением гуманизма. В качестве исследовательских процедур использовались научные обобщения, системный анализ фундаментальных и прикладных наработок отечественных и зарубежных социологов, документов мирового сообщества и Российского государства. В диссертационном исследовании использовались имеющие методологическое значение идеи крупнейших социологов: Э. Дюркгейма, П. Сорокина. Для определения содержания гуманистических концепций и происхождения гуманизма как социокультурного феномена принципиально важными явились работы А.С. Ахиезера, Ю.Г. Волкова, В.А. Кувакина, П. Куртца.

Авторский подход состоит в том, что социология не занимает нейтральную позицию по отношению к социальной реальности, она предназначена влиять на развитие общества и решение социальных проблем, используя научные данные и научный инструментарий, помогать слоям общества, находящимся внизу социальной пирамиды. Социологические знания имеют ярко выраженную практическую ориентацию.

Эмпирическую базу исследования составили материалы государственной статистики, результаты вторичного анализа опубликованных социологических исследований, полученных центрами социологических исследований РАН, Российского государственного социального университета, Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и других городов России. Автор пользовался первичными данными - результатами собственных исследований. Анализировались материалы мирового сообщества:

- Всеобщая декларация прав человека (1948),

- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960),

- Конвенция №117 об основных целях и нормах социальной политики (1962),

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966),

- Декларация социального прогресса и развития (1969),

- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982),

- Руководящие принципы для дальнейшего планирования и последующих действий в отношении молодежи (1985),

- Конвенция о правах ребенка (1990),

- Принципы организации объединенных наций в отношении пожилых людей (1991),

- Декларация и Программа действий Всемирного форума глав государств и правительств по проблемам стран Африки и Азии, бывших социалистических стран (1995),

- Декларация принципов терпимости (1995),

- Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму (2000).

Гипотезой исследования выступает предположение о дисбалансе гуманистических ценностей, принципов массового сознания и реальных социальных процессов в современном российском обществе. Гуманистические ориентации, наличествующие в сознании значительных социальных групп, не реализованы в достаточной мере в современном российском социуме.

Научная новизна исследования заключается в полученных результатах, раскрывающих значимость гуманизации социальных отношений в современном российском обществе. Научная новизна сформулирована следующим образом:

- обосновано содержание теоретико-методологического подхода в исследовании проблем социального гуманизма в современном российском обществе;

- определены конкретно-исторические принципы социального гуманизма, гармоничного развития личности в современном российском обществе, в условиях глобализации мирового развития;

- выявлены наиболее значимые для современной России положения в документах ООН, международных форумов по организации сотрудничества в социальной сфере, гуманизации социальной политики, и обоснована целесообразность их использования в современном российском обществе;

- доказана теоретическая и практическая актуальность проблем сохранения физического, духовного и интеллектуального здоровья человека, выработки и формирования у людей рациональных запросов и потребностей, признания физического и духовного здоровья высшей целью социума;

- проанализирована реструктуризация российского образования как компонента индекса развития человека;

- выяснено, что проблема социального равенства в современном российском ^ обществе — стержневая проблема гуманистического массового сознания, побудительный мотив социокультурной активности индивидов, социальных групп и общностей.

Исходя из указанных элементов новизны, на защиту выносятся следующие тезисы:

1. Дуализм гуманистических концепций в современном российском обществе обусловлен объективными и субъективными факторами, социальными и когнитивными основаниями. Социальная поляризация, возрастание децильного коэффициента дифференцирует массовое сознание в ф современном российском обществе на индивидуалистическую и коллективистскую ментальность.

Двойственный характер трактовки гуманизма объясняется тем, что ученые работают в разных социологических парадигмах, исходят из разных теоретико-методологических посылок, оперируют неодинаковым понятийным аппаратом. Неопределенность и противоречивая оценка содержания гуманизма может объясняться недостаточной репрезентативностью априорных и эмпирических исследований, а также тем, что в некоторых концепциях человек ф рассматривается не в качестве особого типа личности, а как придаток социальной системы.

2. Гуманизм - многогранное явление, его история берет начало с времен древности. Разновидности концепций гуманизма имеют конкретное историческое содержание. Объединяющий компонент - признание ценности человеческой жизни. В период вступления в фазу информационного общества, в условиях глобализации особенно актуальным представляется синтез гуманистических позиций и их практическая реализация в современном

Ф российском обществе.

Целью гуманистической идеологии является развитие гармоничной личности, социально-экономическое и социокультурное развитие общества. Ориентация государственной политики на реализацию гуманистических принципов, включающих принцип человеколюбия, уважения достоинства личности, принцип гармоничного сочетания материльного и духовного богатства, способствует стабилизации всех сфер общественной жизни, сохранению генофонда нации, улучшению морального климата в обществе.

3. Высшие гуманистические цели, ценности, принципы продекларированы в документах Мирового сообщества, в научных и публицистических изданиях, манифестах, статьях, межгосударственных пактах. В гуманистически ориентированных материалах внимание акцентируется на заботе о каждом человеке, обо всех социальных слоях и группах, на соблюдении их прав и свобод. Следует констатировать, что в современных условиях недостаточно реализуются основные положения данных документов при разработке концепций и программ социальной, в национальных проектах совершенствования социальной сферы.

4. Индекс развития человеческого потенциала страны - один из важнейших критериев гуманности общества. Общественный прогресс и социокультурное развитие общества требуют максимально возможного повышения каждого из его компонентов. Физическое, психическое, интеллектуальное здоровье ф необходимое условие для обеспечения жизнедеятельности общества, существенный критерий развития общества. Негативные следствия либеральных социально-экономических реформ конца XX столетия, коммерциализация сферы здравоохранения и образования обусловили снижение жизненного потенциала российского населения, уменьшили дееспособность и среднюю продолжительность жизни населения России.

5. Образованию как структурному компоненту индекса развития человека принадлежит первостепенная роль в поддержании, сохранении, развитии национальной культуры, ее неповторимости, самобытности, гуманности, прогрессивности. В современных российских условиях декларируется активизация гуманизма в качестве основы обучения и воспитания подрастающего поколения, важнейшей духовно-нравственной составляющей системы отечественного образования.

В реальности наблюдается неравный доступ к информации, законодательное снижение образовательного уровня молодежи, профессиональная невостребованность специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Интеллектуальное расслоение является предпосылкой социального неравенства. Насущной потребностью становится гуманизация образовательной системы, обеспечение доступности образования для всех социальных групп и слоев, повышение социального статуса учителей, профессорско-преподавательского состава, востребованность молодых специалистов, адекватное финансирование института образования. 6. Социальная справедливость - основной принцип гуманистически ориентированной социальной политики. Критерием социальной справедливости выступает мера и степень реализации естественных, социальных и духовных потребностей человека, обеспечение его безопасности, полноценной жизнедеятельности, развития творческих сил и способностей, обеспечение равенства социальных возможностей. В современном российском обществе не обеспеченные и малообеспеченные социальные слои и группы населения имеют малые возможности для реализации своих основных прав и свобод. Выработка механизмов реализации такого рода задач предстает важнейшей функцией всех властных структур социального государства.

Научпо-практическая значимость исследования: проведенный теоретический и эмпирический анализ позволил углубить научные представления о гуманизме как социокультурном феномене, обосновать актуализацию его ценностей и принципов для функционирования и развития современного российского общества. Результаты диссертационного исследования обогащают содержание общих и специальных курсов по социологии, культурологии, политологии, этике.

Основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы властными структурами и общественными организациями в процессе совершенствования социальной политики на муниципальном, региональном и федеральном уровне, при разработке программ и проектов по совершенствованию всех сфер жизни общества.

Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертации докладывались и обсуждались на научно-теоретических конференциях различного уровня: III Международная научно-практическая конференция «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2004), студенческая научная конференция (Ростов-на-Дону, 15 апреля 2004 года), российско-германская научно-практическая конференция «Инновации в местном самоуправлении: Юг России в контексте национального и европейского опыта» (Ростов-на-Дону, 27-28 мая 2005 года). По результатам исследования опубликованы 4 работы общим объемом 1,7 п.л.

Структура диссертации определяется поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, 7 таблиц, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 177 источников. Общий объем диссертации составляет 170 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Дудышева, Виктория Константиновна

155 Заключение

Теоретический анализ социокультурных концепций гуманизма, содержания и сущности современного гуманистического мировоззрения, соответствующих документов Мирового сообщества всецело диктует необходимость разработки национальных проектов совершенствования условий и образа жизни людей, постановку человека в центр внимания всех уровней государственной власти: местных, региональных, федеральных. Обеспечение условий для нормальной и безопасной жизнедеятельности человека, борьбы с международным терроризмом, с этническими и конфессиональными конфликтами, недопущение социальных конфликтов, катастроф и потрясений, предотвращение мировых войн, вооруженных ® столкновений, милитаризма и агрессии.

Идеи гуманизма должны распространяться, утверждаться всеми социальными институтами, во всех сферах жизни: семьей, школой, производственными отношениями, отношениями взаимопомощи, внимания к человеку. Должны быть основным содержанием функционирования социальных институтов семьи, образования, основным содержанием всех внутренних и внешних функций государства, особенно социального. Эти идеи должны быть направлены на обеспечение профессиональной занятости, # свободы, демократических прав и свобод человека, на формирование системы гуманистических ценностей, на утверждение и господство разума и рациональности, подхода к человеку как подлинно человечному существу.

Вся природа человека, вся его социальная сущность должна быть гуманистической по своему характеру и содержанию. Теоретическая, практическая и политическая работа должна быть направлена на борьбу с антигуманистическими идеями, с пренебрежением к правам и свободам человека, нацелена на уважение человеческого достоинства, толерантность, ^ доброжелательность, нормы общечеловеческой гуманистической морали.

Гуманизм прокладывает пути общества и власти к конкретному человеку, помогает создавать подлинно социальное государство, юридически и экономически гарантирующее принципы социальной справедливости и правовой защищенности гражданина. Это мировоззрение образует духовную основу современного государства, общества и культуры, выступает средством жизнеобеспечения личности и общества.

Человек должен быть в меру свободен от давления тоталитарного государства, политика государства должна быть направлена на развитие гуманистической культуры. Задача состоит в том, чтобы наполнять гуманистическим содержанием нравственные, политические, социальные, эстетические, научные ценности на уровне жизни социума и каждого человека в отдельности. Гуманизм должен быть основой конструирования межнациональных и глобальных отношений.

157

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Дудышева, Виктория Константиновна, 2006 год

1. Ахиезер А.С., Матвеева С.Я. Гуманизм как элемент культуры /http://www/ libertarium.ru/libertariuni/llibahimatl.

2. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации //Социологические исследования. 2003. №7. С. 3443.

3. Баранов А.А., Иванова Н.Г. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан // Социологические исследования.2003. №3. С. 72-78.

4. Бергер Питер JI. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива /Пер. с англ. под ред. Г.С. Батыгина. -М.: Аспект Пресс, 1996. 168 С.

5. Беседы и суждения Конфуция. Спб.: ООО «Изд-во «Кристалл»», 1999. 1120 С.

6. Богомолова Т.Ю., Тапилина B.C. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр // Социологические исследования.2004. №12. С. 17-29.

7. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальной позиции студенчества//Социологические исследования. 2002. №3. С. 78-83.

8. Ю.Бойченко В.А. «Новые бедные» в современной России: социокультурный анализ: Дис.канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2002. 148 С.

9. Болотин И., Джамалудинов П. Социальные проблемы научно-педагогических кадров //Высшее образование в России. 2002. №4. С. 21-31.

10. Большой толковый социологический словарь (Collins): Рус.- англ., англ-рус. / Пер. с англ. Н.Н. Марчук; Сост. Д. Джери, Дж. Джери. М.: Вече: ACT, 1999.

11. Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян: аксиология самобытного общественного развития. Ростов-на-Дону.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998. 200 С.

12. Бондаренко О.В. и др. Управление социальными процессами: теория и практика. Ростов н/Д.: Пегас, 1997. 171 С.

13. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов /под ред. В.А. Кувакина и А.Г. Круглова. — М.: Российское гуманистическое общество, 2002. 359 С.

14. Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М.: Высшая школа, 1997. 320 С.

15. Борцов Ю.С., Камынин И.И. Ориентации и потребности. Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995. 150 С.

16. Василенко Н.Н. Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса: Автореф. дис.канд. социол. наук. Ростов-н/Д. 2004.

17. Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.И. Левина и др. М.: Юрист, 1994. 704 С.

18. Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления / http://ethnocid.netda.ru/books/vened/krisis.htm.

19. Вишневский А. Демографический потенциал России //Вопросы экономики. 1998. №5. С. 103-121.

20. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. 512 С.

21. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999. 520 С.

22. Волков Ю.Г. Идеология гуманизма //Социально-гуманитарные знания. 2000. №1. С. 19-35.

23. Волков Ю.Г. HOMO HUMANUS. Личность и гуманизм (Социологический аспект). Челябинск, 1995. 226 С.

24. Всемирная программа действий в отношении инвалидов / http://www.hro. org/docs/ilex/un/proginvalid/indexl.php.

25. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека / http://www.hro. org/docs/ilex/un/genom.php.

26. Всеобщая декларация прав человека /http://www.hro.org/docs/iIex/un/dec.htm

27. Гивишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество /http://atheismru.narod.ru/ HumanisticSociety/Givishvili/GiviOOO.htm.

28. Гивишвили Г.В. Золотое правило гуманизма / http://atheismru.narod.ru/ HumanisticSociety/Givishvili/Givi3/Givi313.htm.

29. Гивишвили Г.В. Свободомыслие основа гуманистического мировоззрения /http://atheismru.narod.ru/HumanisticSociety/Givishvili/Givi3/Givi314.htm.

30. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х /Е.Ш. Гонтмахер. -М.: Гелиос АРВ, 2000. 334 С.

31. Горевая Н.Н. Защита населения институциональными организациями обеспечения социальной безопасности: Автореф. дис. .канд. социол. наук. Новочеркасск. 2002.

32. Губанова Е.В. Институт образования: роль и функции в процессе социальной адаптации молодежи: Автореф. дис. .канд. социол. наук. -Новочеркасск. 2001. 25 С.

33. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) /Баранова Н.А., Баранов А.Е., Брюховецкая Л.Ф. и др.; Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. М.: Пед. о-во России, 1998. 333 С.

34. Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму / http://www.Credo№2(20)'00.htm.

35. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. Изд. 2-е, доп. и перераб. -М. «Мол. гвардия», 1982. 208 С.

36. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. -М.: Политиздат, 1989. 255 С.

37. Давыдов Ю.Н., Ковалева М.С., Филиппов А.Ф. Современная западная социология: Словарь. -М: Политиздат, 1990. 432 С.

38. Давыдова Н.М., Седова Н.Н. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // Социологические исследования. 2004. №3. С. 40-50.

39. Данилова С. и др. Почему вузы поднимают плату за обучение? //Комсомольская правда. №141. 8-15 сентября 2005. С. 4-5.

40. Девина И.В. Гуманизм и свободомыслие: Науч.-аналит. обзор. М.: ИНИОН РАН, 1996. 55 С.

41. Девятова С.В., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования//Социально-политический журнал. 1995. №6.

42. Декларация принципов терпимости /http://www.hro.org/docs/ilex/un/tolerance. php.

43. Декларация социального прогресса и развития / http://www.krotov.org/index. htm.

44. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1996. 224 С.

45. Димов В.М., Паутов В.Н. Здоровье этноса как проблема его социальной безопасности//Социально-гуманитарные знания. 2000. №1. С. 166-179.

46. Дичев Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека. (Социально-медицинские и психобиоэнергетические аспекты). М.: Витязь, 1994. 324 С.

47. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М.: ИНФРА-М, 2003. 908 С.

48. Дугин А. Максимальный гуманизм /http://www.arctogaia.com/public/texts.htm

49. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А.Б. Гофмана. -М.: Канон, 1995. 352 С.

50. Дюркгейм Э. Социология образования. -М., 1996.

51. Жуков В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // Социологические исследования. 2005. №6. С. 25-34.

52. Жуков В.И. Университетское образование: история, социология, политика. М., Академический Проект, 2003. 384 С.

53. Жукоцкий В.Д. Гуманизм как учебная дисциплина / http://humanism.al.ru/ru/ articles.phtml?num=000205.

54. Журавлев В.В., Радионов В.А., Цепляев А.И. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. -М., Изд-во МТСА «Социум», 2002. 120 С.

55. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2003.568 С.

56. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. №8. С. 3-11.

57. Иванов В.И. Родное и вселенское /Сост., вступ. ст. и прим. В.М. Толмачева. -М.: Республика, 1994. 428 С.

58. Ильин В.И. Социальное неравенство. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. 280 С.

59. Исаев К. Особенности состояния здоровья населения Кыргызстана в современных условиях // Социологические исследования. 2004. №11. С. 100104.

60. Калинский А.В. Здравоохранение в воспроизводстве социальных ресурсов: социокультурные факторы функционирования: Дис. .канд. социол. наук. -Ростов н/Д., 2003. 149 С.

61. Клейменов Н.И. О проблемах духовного воспитания молодежи и нравственного оздоровления общества в России. М.: Изд-во МСХА, 2002. 272 С.

62. Колесникова И.А. Природа гуманистического знания и его миссия в современном обществе //Социально-гуманитарные знания. 2001. №3. С. 3346.

63. Конвенция № 117 об основных целях и нормах социальной политики / http://www.hro.org/docs/ilex/un/convention 117.htm.

64. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования / http://www.hro.org/docs/ilex/un/discredu.htm.

65. Конвенция о политике в области занятости (.122) /http://www.hro.org/docs/ ilex/un/labpol.php.

66. Конвенция о правах ребенка/http://www.hro.org/docs/ilex/un/childc.htm.

67. Константинова Л.В. Социальная политика: штрихи к социологической концепции // Социологические исследования. 2005. №2. С. 36-43.

68. Концепция модернизации российского образования //Вестник образования. 2002. №3.

69. Концепция развития Ростовского государственного педагогического университета на 2002-2010 годы. Ростов н/Д., 2002. 16 С.

70. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000.

71. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. 496 С.

72. Кувакин В.А. Гуманизм: единое на потребу /http://www.atheismru.narod.ru/ HumanisticSociety/SvetSous/l 3.htm.

73. Кувакин В.А. Гуманизм, мы и власть / http://atheismru.narod.ru/Humanistic Society/Journal/33/Kuvakin 1 .htm.

74. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). М.: Логос.; Спб.: Алетейя, 1998. 357 С.

75. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., Наука, 1991. 288 С.

76. Куртц П. Гуманизм и скептицизм парадигмы культуры третьего тысячелетия /http://www.humanism.al.ru/ru/magazine.phtml?issue=2000.17-01.

77. Куртц П. Искушение потусторонним: пер. с англ. М.: Академический Проект, 1999. 601 С.

78. Лапаева В.В. Российская наука в новом социальном контексте: пути самоопределения // Социологические исследования. 2001. №8. С. 41-51.

79. Лапин Н.И. Как чувствуют себя и к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. №6. С. 78-87.

80. Лармин О.В. Гуманизм это просто любить людей(стихи). /http:// atheismru.narod.ru/HumanisticSociety/Journal/34/Larmin.htm.

81. Леневская И. Резюме ваш второй паспорт //Комсомольская правда. 6-13 октября 2005. С. 34.

82. Малицкий B.C. Проблема идеологии /Проблемы * Поиски * Решения. Концепции докторских диссертаций (отв. ред. Ю.Г. Волков). Ростов-на-Дону, 1995. С. 137-151.

83. Мандельштам Ф.Э. Гуманизм и современность. //"Философские науки". 1988. №12. С. 86-87.

84. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 С.

85. Марфенин Н.Н. Гуманизм и экология /http://www.ecolife.ru/jornal/index.shtml

86. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах / http://www.hro.org/docs/ilex/un/social.php.

87. Михеева Л.П. Социальная дифференциация в российском образовании: ® региональный аспект: Автореф. дис.канд. социол. наук. Новочеркасск.2005. 24 С.

88. Михеева Л.П. Социоструктурные изменения в российском образовании: Монограф. /Под ред. Л.И. Щербаковой. Новочеркасск: НГМА, 2004. 135 С.

89. Никандров Н.Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России //Социально-политический журнал. 1997. №2.

90. Нилов В.М. Социальные изменения и здоровье населения Карелии // Социологические исследования. 2004. №11. С. 90-97.

91. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Том 2., Изд-во «Мысль», Москва, 1990. 829 С.

92. О гуманизме / http://www.ateism.ru/humanism.htm.

93. Окусов А.П. HOMO MINISTER: Человек служащий. Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2002. 192 С.

94. Осколкова О. Россия на демографической карте мира //Мировая экономика и международные отношения, 2000. №2. С. 70-72.

95. Основные задачи федеральных органов исполнительной власти на 2004 год /http://www.government.gov.ru/index.html

96. Паначев В.Д. Исследования факторов здорового образа жизни студентов // Социологические исследования. 2004. №11. С. 98-99.

97. Панова JI.B., Русинова H.JI. Неравенства в доступе к первичной медицинской помощи // Социологические исследования. 2005. №6. С. 127135.

98. Перевезенцев С. Крах гуманизма /http://voskres.ru/articles/gumanizmhtm.

99. Песоцкая Т.И. Равенство мужчин и женщин принцип гуманизма / http://atheismru.narod.ru/HumanisticSociety/Journal/30/Pesotskaya.htm.

100. Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М.: РОССПЭН, 1998. 477 С.

101. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. 607 С.

102. Попов B.C. Физическая культура и спорт как факторы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: Автореф. дис.канд. социол. наук. Новочеркасск. 2004. 27 С.

103. Принципы организации объединенных наций в отношении пожилых людей / http://www.hro.org/docs/ilex/un/oldster.php.

104. Проблема человека в западной философии: Переводы /Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. Сб. пер. с англ., нем., франц. М.: Прогресс, 1988. 552 С.

105. Пуляев В.Т. Поиск и утверждение новой парадигмы социально-гуманитарного знания и образования //Социально-гуманитарные знания. 2001. №3. С. 5-12.

106. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003. Статистический сборник. М., 2003.

107. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск, «Наука», 2002.

108. Роттердамский Э. Философские произведения. М.: Наука, 1986. 702 С.

109. Руденко Г.Г., Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда// Социологические исследования. 2002. №5. С. 101-107.

110. Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе //Социологические исследования, 1998. №6. С. 3-12.

111. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988.

112. Рыбин В.А. Некоторые аспекты этимологии и семантики термина «гуманизм» /http://atheismm.narod.ru/HumanisticSociety/Journal/33/Rybin.htm

113. Саркисьянц Т.А. Социокультурные и коммуникативные аспекты профессионального статуса работников научно-педагогической сферы //Наука и образование, 2004. №4. С. 150- 161.

114. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм /http://psylib.org.ua/books/ sartrOl/refer.htm.

115. Сметанин Е.К. Расставание с идеей бога (гуманистический манифест I 1933 г. в изложении материалиста) / http://www.atheism.ru/library/Smetanin 4.phtml

116. Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений /А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин,

117. B.А. Васнев. -М.: Просвещение, 2000. 161 С.

118. Смоляниченко В.А. Ценности ненасилия в сознании российской молодежи: Автореф. дис. .канд. социол. наук. Ростов-на-Дону. 2003. 221. C.

119. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. Второе издание. М.: Изд-во «Мысль», 1990. 892 С. 822 С.

120. Сопов Г.П. О развитии социально-политической мысли за рубежом. Ростов-на-Дону, 2002. 143 С.

121. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. 351 С.

122. Софийская декларация / http://www.hro.org/docs/ilex/un/sophia.php.

123. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студ. обучающихся по спец. «Социальная работа» /Под ред. B.C. Кукушкина. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: МарТ, 2003.336 С.

124. Социология в России /Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. 696 С.

125. Социология. Основы общей теории: Учебник д/вузов /Отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН J1.H. Москвичев. М.: Изд-во НОРМА (Изд. группа НОРМА - ИНФРА М), 2002. 912 С.

126. Социология. Учебное пособие для вузов /Отв. ред. проф. Радовель М.Р. -Ростов-на-Дону, 2004. 243 С.

127. Социология: энциклопедия. Сост. А.А. Грицанов и др. Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 С.

128. Старыгина A.M. Социокультурный анализ проективных практик в сфере образования современной России: Автореф. дис. .канд. социол. наук. -Ростов-н/Д. 2004. 22 С.

129. Статья 7Принцип гуманизма /http://znai-zakon.narod.ru/z/53/007.htm.

130. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет, аксиологии. -М.: Республика, 1994. 464 С.

131. Тапилина B.C. Социально-экономический статус и здоровье населения // Социологические исследования. 2004. №3. С. 126-137.

132. Тарасенко JI.B. Социальные условия непрерывного образования // Проблемы. Поиски. Решения. РГУ, ИППК. Ростов н/Д., 1995. 231 С.

133. Тихонова Н.Е., Давыдова Н.М., Попова И.П. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества // Социологические исследования. 2004. №6. С. 120-130.

134. Тощенко Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения // Социологические исследования. 2004. №12.

135. Удальцова М.В., Воловская Н.М., Плюснина JI.K. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность // Социологические исследования. 2005 №7. С. 43-52.

136. Устав Российского гуманистического общества /http://humanism.al.ru/ru/ magazine.phtml?issue=2001.20-07.

137. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.

138. Хабибуллин К.Н. Динамика факторов риска и профилактика здоровья населения // Социологические исследования. 2005. №6. С. 140-144.

139. Хазиев B.C. Милосердие как основа гуманизма /http://atheismru.narod.ru/ HumanisticSociety/Journal/35/Khaziev.htm.

140. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме /http://www.humanities.edu.ru/db/msg/ 22673.

141. Харитонова О.Р. Педагогические условия развития гуманистической направленности личности студентов в процессе историко-педагогической подготовки //Наука и образование, 2004. №4. С. 19-25.

142. Хоменко Ю.А. Социокультурная обусловленность формирования системы многоуровневого непрерывного образования: Автореф. дис. .канд. социол. наук. Ростов н/Д. 2002. 31 С.

143. Хоронько Л.Я. Культурологические основания модернизации современного российского образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. 208 С.

144. Хоружая С.В. Деградация в общественном и личностном аспектах. — Ростов н/Д: «Фолиант», 2003. 36 С.

145. Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1975. 247 С.

146. Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М.: Юрист, 1996. 335 С.

147. Чеботарев Ю.А. Культурная специфика системы образования в России. -Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2004. 204 С.

148. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М., Политиздат, 1991. 463 С.

149. Человек. Философско-энциклопедический словарь /Под общ. ред. академика И.Т. Фролова. М.: Наука, 2000. 516 С.

150. Черный Ю.Ю. Современный гуманизм (обзор) /http://humanism.al.ru/ru/ articles.phtml?num=000142.

151. Чуланов В.А. Бедные люди в богатой России. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВШ, 2004. 188 С.

152. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры: Избранное. М.: Прометей, 1993. 511 С.

153. Шевченко A.M. Ресоциализация в России (Социокультурные модели): Монография / РГЭУ «РИНХ». Ростов н/Д, 2003. 223 С.

154. Шпак Л.Л. Реформирование высшей школы: мнение преподавателя // Социологические исследования. 2005. №8. С. 116-119.

155. A Secular Humanist Declaration / http://www.secularhumanism.org/index. php?section=main&page=declaration.

156. Coombs Ph. H. The World Crisis in Education: The View from the Eighties. -New York, 1985.

157. Giddens A. Consequences of Modernity. Cambridge, 1990.

158. Green A. Education and State Formation. London, 1990.

159. Delyagin M. A Mickey-Mouse Generation //The Moscow News. 30.03.05* 5.04.05.

160. Gutmann A. Democratic Education. Princeton, Princeton University Press, 1987.-289 p.

161. Paris Declaration 2005 International Humanist and Ethical Union / http://www.iheu.org/node/1593.htm.

162. The Affirmations of Humanism: a Statement of Principles / http://www.secularhumanism.org/index.php?section=main$page=affirmations.

163. Wilson E.H. The genesis of a humanist manifesto. Amherst (N.Y.), 1995. -# 225 p.175. http://demoscope.ru/weekly/2003/0137/perepO 1 .php.176. http://galactic.org.ua/clovo/p-g995.htm.177. http://user.cityline.ru/~linko/rus/intros/vkuv.htm.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.