Сущность современного гуманизма и основные направления его социализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Решетникова, Екатерина Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат философских наук Решетникова, Екатерина Владимировна
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследовании современного гуманизма.
1.1.Комплексный характер становления гуманизма как явления цивилизации.
1.2. Генезис современного гуманизма.
1.3. Специфика и сущность современного гуманизма.
Глава 2. Проблемы социализации современного гуманизма.
2.1. Особенности организационного развития современного гуманизма.
2.2. Кооперативность в процессах социализации гуманизма.
2.3.Социализации гуманизма в социальной работе: проблемы и противоречия.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Современный гуманизм как феномен культуры: философско-культурологический анализ2007 год, доктор философских наук Кудишина, Анна Алексеевна
Гуманизация общества и гуманитаризация естественно-научного образования в условиях информационно-коммуникативной культуры2007 год, кандидат философских наук Назарова, Марина Анатольевна
Взаимосвязь национального и общечеловеческого как социально-философское основание нового гуманизма2013 год, доктор философских наук Кафырин, Евгений Александрович
Формирование гуманистического мировоззрения студентов вузов культуры и искусств2004 год, кандидат педагогических наук Баталова, Анна Викторовна
Философско-методологические основы гуманизации образования2000 год, доктор философских наук Рубанцова, Тамара Антоновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сущность современного гуманизма и основные направления его социализации»
Актуальность темы определяется необходимостью анализа сложных мировоззренческих сдвигов, которые происходят под влиянием социально -экономических и экологических процессов, а также информационной революции. Гуманистическая идеология, реализованная в Просвещении, во многом определила своеобразие уходящей эпохи. Целый ряд понятий и явлений (либерализм, права человека, культ знаний и прогресса) материализовался в социально-политических структурах и в убеждениях людей. Они стали действенной силой общественного развития. Однако мечты приверженцев классической формы гуманизма о наступлении эпохи разума не реализовались и в мире остались существенные противоречия. Реальностью является и кризис классического гуманизма. В научной литературе ставится вопрос о переходе к иным мировоззренческим основаниям. Однако многие авторитетные ученые считают, что потенциал гуманизма не исчерпан. Например, такие мыслители как Э. Фромм, П. Курц пишут о новой трансформации Гуманизма в постмодернистском пространстве, об его антропологической и социальной укорененности в структурах человеческого бытия.
Проблема исследования мировоззренческих аспектов гуманизма особо актуальна для российского общества. Как показывают комплексные исследования под руководством А. А. Овсянникова, Г. В. Осипова, Н. Римашевской реформы в ряде случаев привели к дегуманизации социальных связей и отношений. Социологические опросы последних лет фиксируют опасное привыкание населения к жестокости, снисходительное отношение многих людей к преступности. Расхожим тезисом стала констатация ценностного вакуума и, как следствие, деформации мировоззрения людей, роста авторитета мистики и иррационализма, «скатывание» жизненных ориентаций больших групп людей с позиций рационализма.
Исследование современных форм гуманизма в условиях переходного общества, методов преодоления деструктивности и жестокости с кризисных социальных отношениях, возможностей гуманизации российской действительности становится не просто условием проведения реформ, а настоятельной потребностью обеспечения национальной безопасности.
Степень разработанности проблемы:
Комплексный характер проявлений гуманизма в реальной жизни обусловил внимание к нему философов, педагогов, социологов, социальных психологов, историков и представителей других общественных наук и, соответственно, наличие большого числа источников.
Среди западных авторов следует выделить развитую традицию исследования классических форм гуманизма. Прежде всего, это труды Л. Камю, С. Ламонта, К. Леви-Стросса, К. Маркса и Ф. Энгельса, Б. Паскаля, Б. Рассела, В. Франкла, Э. Фромма, М. Хайдеггера. Особое значение для нас имеют источники, в которых гуманизм рассматривается как целостное мировоззрение (П. Курц).
Гуманистическая устремленность характерна для большинства отечественных мыслителей и писателей - Н. А. Бердяев, Ф. М. Достоевский, К. II. Леонтьев, В. В. Розанов, Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, Н. Ф. Федоров, и многие другие. Их идеи были продолжены М. К. Мамардашвили, О. А. Митрошенковым, В. В. Лазаревым.
Концептуальное значение для исследования гуманизма имеют фундаментальные работы по комплексному изучению человека В. Г1. Казначеева и Е.А. Спирина, М. С. Кагана, А. Печчеи. Единство науки и гуманизма отстаивал И. Т. Фролов. Междисциплинарное изучение нриродно-биологических, социокультурных и нравственно-гуманистических проблем реализуется в ряде работ сотрудников Института человека РАН.
Проблема гуманизации общественных отношений изучалась и многими социологами. П. Сорокин писал о возможности интегрального общества, в котором сочетаются положительные стороны капитализма и социализма, и может реализоваться гуманистический идеал. Проблема социальной гармонии глубоко разработана в трудах основоположников позитивистской социологии О. Конта, Г. Спенсера и их последователей, в том числе Э. Дюркгейма, М. Вебера, а также Т. Парсонса, Р. Мертона и других.
В трудах по «гуманистической психологии» главным предметом исследования признается личность как уникальная, целостная система (К. Г. Юнг), которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку (Э. Фромм, К. Роджерс). Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого. Главное в гуманистической психологии - устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс).
Накоплен большой потенциал в отечественной педагогической литературе, где проблемы гуманизма традиционно рассматривались в связи с обучением и воспитанием (П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн). Это нашло продолжение в работах современных авторов - В. В. Павловски, Л. В. Петровой, Н. В. Ревякиной, Т. А. Рубанцевой, J1. Г. Сандаковой, JI. В. Хазовой. Важно отметить, что их разработки частично реализованы в гуманистических моделях обучения, которые подтвердили свою жизненность в нелегких условиях кризиса российского общества.
При характеристике современного гуманизма мы сталкиваемся с удивительным дефицитом отечественных исследований. Имеется, конечно, значительный пласт источников советского периода, когда была проделана значительная работа по изучению связи гуманизма и религии, исследованию взаимоотношений Реформации и Возрождения. Характерно, что и современные профессиональные исследователи - JI. М. Брагина, К. А. Сергеев,
3. П. Трофимова обычно обращаются к проблеме гуманизма преимущественно с историко-философских позиции. В последнее время ситуация в сфере гуманистических исследований меняется. Исключительно важна публицистическая и научная деятельность президента Российского гуманистического общества В. Кувакина, познавательное значение имеет педагогически ориентированная работа Г. В. Гивишвили. Анализ проблем гуманизма сквозь призму концепции идеологии провел Ю. Г. Волков. Чаще стали появляться статьи по проблемам современного гуманизма. Среди авторов можно выделить В. П. Веряскину, А. Иожефа, А. В. Прокофьева.
Исследования гуманизма стимулировали научные дискуссии на Международных научных конференциях «Наука и здравый смысл в России: Кризис или новые возможности» (1997г.), «Наука и гуманизм - планетарные ценности нового тысячелетия» (2000 г.), «Гуманизм, глобализм и будущее России» (2002 г.), «Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные и политические аспекты» (2004 г.). Международная коалиция «За гуманизм» в 2004 году провела Международную конференцию «Преодоление глобального кризиса: социально - политический, духовно - психологический и теологический аспекты», а в 2005 году конференцию «Системный кризис товарно-денежной цивилизации и гуманистическая транформация» и другие. Опубликованные материалы свидетельствуют о разнообразии подходов, которые пока не складываются в целостную концепцию.
Процесс изучения современного гуманизма с позиций деятельностно-практического подхода реализуется в рамках исследования гражданского общества и в особенности в связи с проблемой деятельности добровольцев в сообществах (М. Пейн), защиты прав и интересов клиентов (Д. Брэндон), ухода на дому (П. Чемберлен), деинституализации (Ш. Рамон), обращения с пожилыми людьми (Б. Пенхейл), интеграции дегей-инвалидов (М. Апур). В отечественной литературе развивается важное направление осмысления проблем гуманизма в аспекте социальной работы (И.А. Зимняя, В.Л. Никитин, Г. П. Медведева, В. И. Митрохин, Е. И. Холостова, В. I I. Ярская). Прикладные аспекты гуманизации общественных отношений рассматривались в связи с развитием архитектуры (А. Алвар), охраной здоровья (II. Берковитц), бытием науки (И. 3. Цехмистро, Э. Шредингер), НТР (И. А. Негодаев), педагогикой (В. П. Эфроимсон), развитием этики (В. А. Рыбин).
Обзор литературы показал, что основное внимание в гуманистических исследованиях обращается на изучение гуманизма как течения европейской общественной мысли (гуманизм в узком смысле), его реализацию в концепциях Нового времени (либерализм, права человека, демократия), на проявления гуманизма в форме филантропии и благотворительности, как нравственного принципа.
Значительно слабее изучается гуманизм как основание повседневной деятельности, как духовно-практическая составляющая помогающих профессий. Нуждаются в осмыслении философские основы деятельности гуманистических организаций, в том числе проблема сочетания общечеловеческого и национально специфического. В тени остается и процесс социализации современного гуманизма, особенно в условиях кризисного общества. Состояние исследования современного гуманизма и предопределило характер выбранного автором социально-философского аспекта изучения современного гуманизма.
Объектом данного диссертационного исследования является современный гуманизм. Предметом исследования выступает динамика современного гуманизма в связи с проблемами его социализации.
Цель исследования - провести анализ сущностных характеристик современного гуманизма в связи с условиями и формами его социализации в кризисном обществе. f
Задачи
1. Уточнить исторические особенности развития и своеобразие современного гуманизма.
2. Проанализировать социальные аспекты сущности современного гуманизма.
3. Раскрыть специфику гражданского общества как среды социализиции гуманизма.
4. Определить возможности гуманизации государственной социальной политики.
5. Выявить потенциал помогающих профессий как способов социализиции гуманизма.
Гипотеза диссертационного исследования основывается на предположении о том, что классическая форма европейского гуманизма находится в состоянии кризиса вследствие его фиксированности на идеалах индивидуализма и под влиянием новых реальностей, в том числе глобализации. В настоящее время происходит становление иной формы гуманизма, учитывающей новый характер связей человека и общества. Диссертант считает возможным использовать понятие социальный гуманизм, который призван быть универсальным и, одновременно, локальным, не ограничиваться только своей европейской формой. Социализация современного гуманизма в кризисных условиях России возможна через «помогающие» профессии, общественные организации, рефлексивную социальную политику.
Методологической и теоретической основой исследования послужили, прежде всего, достижения мировой гуманистической мысли (Б. Рассел, Ж. Г1. Сартр, В. Франкл, М. Хайдеггер, А. Швейцер), в особенности рассмотрение гуманизма как исторически развивающегося явления, приобретающего новые формы на каждом историческом этапе своего развития, традиция обращения при анализе природы человека к реальным условиям его существования. (К.
Маркс и Ф. Энгельс, Э. Фромм). Важное значение придается тезису о гуманизме как противоречивом явлении, порождающем искус манипулирования людьми и построения утопий (Ф. М. Достоевский). Гуманизм - спонтанное и, одновременно, институализированное явление, нуждающееся в общественных механизмах своей реализации (П. Курц). Существенными для нас являются обобщения относительно сущности современного гуманизма, которые сделали отечественные ученые (Г. Ф. Гивишвили, Ю. Г. Волков, В. А. Кувакин).
Основной метод исследования - диалектический, который дополняется феноменологическим. В силу того, что гуманизм рассматривается и как функционирующее мировоззренческое явление, диссертант использовала социокультурный подход. Реализации цели исследования способствует также сравнительно-исторический метод, социологические методы - статистический анализ, включенное наблюдение, контент-анализ документов.
Методика исследования предполагает изучение научных работ по проблемам гуманизма на русском и английском языках, анализ статистических данных, итогов социологических исследований, основных документов Международного и Российского гуманистического движения, систематизацию материалов наблюдений по практике социальной работы,
Научная новизна заключается в целостном анализе сущности современного гуманизма в связи с проблемами его социализации. Это может быть конкретизировано в следующих положениях:
1, Обосновано, что генезис гуманизма имеет сложный биосоциокульурный характер, внешним источником кризиса гуманизма являются изменившиеся условия бытия людей, а внутренним - ослаблением креативного потенциала индивидуализма, самоценности атомизированной личности в ситуациях возрастающей взаимозависимости людей.
2. Аргументировано, что в центре внимания современного гуманизма -личность в единстве ее социокультурных связей. Сущностью формирующейся современной формы гуманизма является социальное творчество, и он может быть определен как социальный гуманизм.
3. Введено понятие «социализация гуманизма», которое позволяет конкретизировать процесс распредмечивания гуманистического наследия и его актуализацию в повседневной деятельности. Ставится проблема систематизации и выявления специфики отечественного гуманистического наследия.
4. Выявлено, что основным инструментом социализации современного гуманизма в условиях российского общества выступают формирующиеся институты гражданского общества, социальная работа и образование.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основой анализа генезиса гуманизма является реальный человек, рассматриваемый в единстве с его социоприродным окружением. Эволюционный подход позволяет исследовать становление гуманизма как условия развития человека и сообщества, как главную сферу реализации помогающих отношений.
2. Понятие «современный гуманизм» является условным обозначением широкого спектра инновационных подходов к формированию мировоззрения и идеологии. Процесс выявления сущности современного гуманизма основывается на определении общественной потребности в преодолении крайнего индивидуализма и обращении к образу ассоциированного человека.
3. Рассматриваемый через призму социокультурного подхода, современный гуманизм может анализироваться как вид культуры, способный стать основанием для становления нового мировоззрения человека и его практической жизнедеятельности. Этот подход позволяет также рассмотреть проблему национального гуманистического наследия, которое нуждается в актуализации и осмыслении
4. Вводимое диссертантом понятие «социализация гуманизма» подчеркивает значимый аспект его освоения в формах практической деятельности по регулированию социальных отношений. Признавая существенное значение гуманизации государственной социальной политики и личностных форм овладения гуманистическим наследием, диссертант считает, тем не менее, что наиболее важным средством социализации гуманизма является межличностное взаимодействие и регулирование (очеловечивание) ближайшей социальной среды. Практическим инструментом социализации гуманизма является социальная работа.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Созданы предпосылки для дальнейшего изучения проблемы современного гуманизма в социально- философском аспекте, включая выявление сущностных аспектов гуманизма и специфики его институализации в условиях различных культур. Эвристическое значение имеют тезисы о комплексном характере генезиса гуманизма, о социальной направленности современного гуманизма и о важности социальной работы как основного инструмента утверждения гуманизма в повседневной деятельности. Определены возможности для дальнейшего обобщения отечественного гуманистического наследия, разработки инструментария для изучения уровня гуманистического развития России.
Выводы и обобщения диссертации могут быть использованы для разработки программ конкретных социологических исследований. Материалы и основные положения будут полезны в процессе преподавания социально -философских дисциплин, способны помочь в разработке региональных социальных проектов, программ обучения и повышения квалификации специалистов социальной сферы.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социальной философии и социологии ИГУ. Основные положения докладывались на следующих научных конференциях: ежегодных научнопрактических конференциях студентов, соискателей и преподавателей факультета социальных наук ИГУ (Иркутск, 2001-2004 гг.), Международной Байкальской научно-практической конференции «Право ребенка жить и воспитываться в семье» (Иркутск, 2001) Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной работы с молодежью» (Санкт-Петербург, 2003); Международной научно-технической конференция «Наука и образование - 2004» (Мурманск, 2004); научной конференции с международным участием «Проблемы социально - экономического развития регионов» (Греция, 2004). По теме диссертации опубликовано 11 работ общим объемом 7,5 п. л.
Структура диссертации представлена введением, двумя главами, в каждой из которых по три параграфа, заключением и библиографическим списком.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Философско-методологические основания гуманизации образования2000 год, доктор философских наук Рубанцова, Тамара Антоновна
Эволюция идеалов гуманизма в условиях глобализации: социально-философский анализ2012 год, кандидат философских наук Лашко, Наталия Владимировна
Исторические рамки европейского гуманизма2010 год, кандидат философских наук Борзова, Александра Венидиктовна
Социально-философские основания профессиональной социализации2007 год, кандидат философских наук Опошнянский, Алексей Валентинович
Императив гуманизма в биоэтике: социокультурный и философско-антропологический аспекты2008 год, кандидат философских наук Желобов, Александр Андреевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Решетникова, Екатерина Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гуманизм является культурной универсалией, имеющей существенное значение в различные периоды антропосоциогенеза, а его генезис, как обосновано в диссертации, имеет комплексный биосоциокультурный характер. Если в первобытных сообществах предпосылки гуманизма служили задачам выживания человеческих сообществ и были трансформацией биологических инстинктов взаимоподдержки и кооперации, то позднее содержание гуманизма все больше начинает определяться социальными факторами и социокультурной преемственностью. Как выработанное в процессе социальной эволюции качество жизнедеятельности человека и человеческих сообществ, гуманизм имеет определенное целевое назначение -выступать технологией сохранения и развития человеческого рода. Поэтому, он результируется в сохранении биосоциального и культурного многообразия -необходимого условия дальнейшего развития общества и генерирования стратегий социальной адаптаций. Он оказал существенное влияние на облик современной цивилизации, послужив прежде всего питательной средой, своебразным зонтиком, под прикрытием которого развивались конструктивные концепции. В развитых обществах гуманизм приобретал институализированные формы, становится формой мировоззрения и идеологии. Дисертант придает особое значение анализу гуманизма не как отвлеченного абстрактного принципа, а как средство укрепления гражданского общества, обновления норм нравственности россиян.
В современном мире традиционный гуманизм оказывается в состоянии кризиса. Так, уходит в прошлое Возрожденческий (прометеевский) пафос, который долгое время воодушевлял своих наследников - либеральную идеологию и марксизм и который, собственно, породил то, что часто называют современной цивилизацией со всеми ее маркерами в виде Прав человека, Демократией, Рыночной экономикой. Европейский гуманизм совершил мировоззренческий виток - от стихийного убеждения до концептуальных форм (Просвещение) н затем вновь вошел в массовое сознание в виде веера деятельностно - практических оснований деятельности масс, а его концептуальное основание раздвоилось в марксизме и либерализме. Кризис традиционной формы гуманизма был связан с изменившимися условиями бытия людей, повышением их социальной ответственности.
Преодоление кризиса и становление современного гуманизма, по мнению диссертанта, связаны с укреплением его социальных функций, рассмотрением человека в единстве его социоприродных связей. Современный гуманизм может быть назван социальным гуманизмом, и наиболее успешно анализироваться через призму концепции культурологического детерминизма. Однако проблема особенностей становления современного гуманизма остается открытой для дискуссий.
Диссертант присоединился к точкам зрения, что носителем гуманистических традиций является креативный тип человека. Анализ показал, что его становление возможно, разумеется, через индивидуальные формы личностного возвышения, но наиболее основательным условием гуманизации являются развитие помогающих отношений в обществе, которые направлены на оказание поддержки в самоактуализации личности. Специфика помогающих отношений в кризисном обществе определяется его переходным состоянием и является отдельным объектом научных исследований.
Самоутверждение гуманизма в современном обществе может иметь стихийный и организованный характер. Характеристике этого процесса способствует введенное диссертантом понятие социализация гуманизма, которое означает актуализацию совокупным общественным субъектом возможностей гуманизма как идеологии и практики жизнеустройства и реализация этих возможностей в жизни. Исследование сопоставительных понятий - гуманизация, гуманитаризация, социализация гуманизма - может быть продолжено, в том числе в аспекте постмодернистких представлений.
Изучение проблем социализации современного гуманизма проведено в трех аспектах: институализированный гуманизм развивается через определенные структуры, социализация гуманизма происходит на основе кооперативных отношений, освоению гуманизма способствуют помогающие профессии.
Анализ эволюции и содержательных сторон деятельности гуманистических организаций, осуществленный в диссертации, показал, что в совокупности они, несмотря на наличие координирующих центров, представляют собой слабоорганизованное движение. На данном этапе это способствует интеграции форм гуманизма и выявлению в процессе" полемики его собственных духовных основ. Характерной чертой идеологии современного гуманизма, зафиксированный в программных документах, является европоцентризм, который скрыт под образом вненационального, универсального и абстрактного человека. Сопоставительный анализ развития российского и мирового гуманистического движения показывает схожесть основных направлений духовных поисков. В российской культуре, организованное гуманистическое движение началось позднее, чем на Западе, стремилось освоить новые концепты и сейчас начинает переходить к этапу освоения отечественного наследия. Тем более важной задачей является выявление тех традиций, позитивного социального опыта, которые могли бы способствовать общественному прогрессу, преодолению кризисного состояния.
Российские реформы с точки зрения конструктивного гуманизма противоречивы. Чаще всего внимание обращается на экономические права и свободы личности, на возможности свободы слова и политической самореализации человека. Однако абсолютизация либеральной основы реформ без гуманистической детерминанты привела к тому, что они уже выродились в право сильного, в беспрецедентную дифференциацию доходов бедных и богатых, в невиданную бюрократизацию жизни. Торжество российского либерализма привело к элиминации такого важного гуманистического понятия как справедливость. Анализ данных статистики показывает реальную дегуманизацию общества по сравнению с советским периодом. Наряду с демографической возможна и антропологическая катастрофа, которая уже 36 проявляется в снижении потенциала вступающих в жизнь поколении.
На уровне государства гуманизм преимущественно декларируется через идею социального государства, он формально присутствует в социальных программах и имеет в российском обществе бюрократический и политизированный характер, что ставит под сомнение наличие гуманизма в реальной социальной политике. Важнейшим индикатором, по нашему мнению, является формальная забота о дезадаптированных детях и подростках России. Однако этот тезис нуждается в более развернутом и специальном вторичном социологическом анализе, продолжении той работы, которая начата академиками Г. В. Осиповым, В. А. Жуковым.
В диссертации обосновано, что формирование помогающих отношений как главный результат и форма социализации гуманизма наиболее успешно проходит в рамках гражданского общества. Личностные усилия по овладению гуманистическим мировоззрением должны с необходимостью дополняться кооперативными формами, что соответствует российскому менталитету. На уровне сообщества конструктивный гуманизм как выражение принципа кооперативное™ проявляется в формах альтруизма, филантропии и реализуется в деятельности добровольцев. Практика российского общества в этом отношении противоречива и не способствует становлению институтов гражданского общества. Его ближайшие перспективы связаны с реализацией Закона о местном самоуправлении.
Процесс гуманизации реализуется через функционирование помогающих профессий, которые реально, а не декларативно признают человека высшей ценностью и реализуют это признание в практической деятельности. В социальной работе гуманизм проявляется в принципе клиентоцентризма и
Этот тезис не оспаривается и в официальных документах правительства. Общая характеристика негативных тенденций дана в выступлении академика Г. В Осипова на II Социологическом конгрессе. (См.: Г.В Осипов. Российская социология в XX веке. - М„ 2003). различных формах помощи людям. Социальная работа основывается на профессиональном и непрофессиональном (добровольческом) участии и выступает видом деятельности, через который непосредственно реализуются помогающие отношения. Ее стиль, характер и направленность с одной стороны определяются гуманистической основой и общественным характером помощи, с другой, зависят от социальной политики государства. Другие противоречия социализации гуманизма посредством социальной работы связаны с характером профессиональной деятельности, взаимоотношениями социальных работников с политическими организациями. Социальная работа реализует через себя принцип «малых дел» - основу гомеостатического состояния общества, играет роль иммунной системы в социальном организме, имеет особое значение для каждодневных актов воспроизводства культуры, словом, является формой конструктивного гуманизма. Общий вектор ее развития -активизация социозащитных свойств человека, развитие его активной жизненной позиции. Институт социальной работы - естественный союзник гуманистических организаций.
Исследование проблем современного гуманизма - сложное и комплексное научное направление, в котором могут найти применение своим силам представители различных общественных наук. Дальнейшие изучение особенностей современного гуманизма будет, несомненно, способствовать приращению знаний об этом важнейшем движении современности и мировоззренческой парадигме, которая предлагает возможный выход из тупиков техноцентристкой и социоцентристкой цивилизации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Решетникова, Екатерина Владимировна, 2005 год
1. Аалто Алвар. Архитектура и гуманизм: сб. статей: Пер. с фин., англ., фр. и нем. / А. Аалто; Под ред. и с предисл. А. Гозака. М.: Прогресс, 1978. -221 с.
2. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода / Н. Аббаньяно // Вопросы философии. 1992. - № 8. - С. 145-146.
3. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации, Диалектика прогрессивного развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века / Р. Ф. Авдеев. М.: ВЛАДОС, 1994. - 334 с.
4. Апресян Р. Г. Одухотворенность / Р. Г. Апресян // Человек. М., 1996. - № 4. - С. 60-74.
5. Ахиезер А. С., Матвеева С. А. Гуманизм как элемент культуры и социальных отношений / А. С. Ахиезер, С. А. Матвеева // Культурные аспекты перестройки общественных отношений на современном этапе. -М., 1990.-С. 126-171.
6. Батищев Г. С. Социальные связи человека в культуре / Г. С. Батищев // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - С. 90-134.
7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. / П. Бергер, Т. Лукман; перевод с англ. Е. Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995.-324 с.
8. Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое средневековье / Н. А. Бердяев; сост. и коммент. В. В. Сапова. М.: Канон + Реабилитация, 2002. - 447 с.
9. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. / Н. А. Бердяев — М.: Республика, 1994.-480 с.
10. Ю.Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. / Н. А. Бердяев. -М.: Изд-во «Правда», 1989.
11. П.Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем / Дж. Бест // Контекхты современности II. Казань: изд-во Казан, ун-та, 2001.-С. 164-175.
12. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение. / Г. Блумер // Контексты современности II. Казань: изд-во Казан, ун-та, 2001. - С. 150-159.
13. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма. / И. М. Борзенко, В. А Кувакин, А. А. Кудишина / под ред. В. А. Кувакина и А. Г. Круглова. М.: Российское гуманистическое общество. - 2002. - 350 с.
14. Борзенко И. М. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для студ. вузов / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина; МГУ, Филос. фак., Моск. гос. откр. ун-т, Коломенский ин-т, Рос. гуманист, общ-во. М.: Рос. гуманист, общество, 2002. - 391 с.
15. Брагина JI. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Идеалы и практика культуры / JI. М. Брагина; МГУ им. М. В. Ломоносова, Истор. фак. М.: изд-во МГУ, 2002. - 383 с.
16. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Третий сектор и проблемы общественной самоорганизации в современной России / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина // Общество и экономика. 1998. № 10-11.-С. 151-164.
17. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / Р. Будон; перевод с фр. М. М. Кириченко; науч. ред. М. Ф. Черныш. М.: Аспект Пресс, 1998. - 284 с.
18. Бурдах Конрад. Реформация. Ренессанс. Гуманизм / К. Бурдах; отв. ред. Л. Т. Мильская, перевод с нем. М. И. Левиной. М.: Росспэн, 2004. - 207 с.
19. Бурдье П. Начала. Choses dites: Пер. с фр. Шматко Н. А. / П. Бурдье. М.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.
20. Бурдье П. Структуры, habitus, практики / П. Бурдьс // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. - С. 32-40.
21. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). / В. В. Василькова. -СПб.: изд-во «Лань», 1999.-480 с.
22. Вебер М. Избранное. Образ общества. / М. Вебер; перевод с нем. М.: Юрист, 1994.-704 с.
23. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон; перевод с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1997. -256 с.
24. Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. — М: РГО, 2001.-86 с.
25. Волков Ю. Г. Homo humanus. Личность и гуманизм: (Социолог, аспект) / Ю. Г. Волков; науч. ред. А. В. Дмитриев; Акад. социал. наук. Челябинск: Книга, 1995.-219 с.
26. Волков Ю. Г. Идеология для России (основные идеи гуманистической идеологии России). / Ю. Г. Волков. М.: АНО РЖ «Социально -гуманитарные знания», 2004. - 108 с.
27. Гадамер X. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. / X. - Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - С. 293-305.
28. Герасимов Е. Н. Дорогу к свободе осилит идущий: от авторитаризма к «практическому гуманизму» / Е. Н. Герасимов. Киев: изд-во КМУГА, 1997.-226 с.
29. Гивишвили Г. В. Феномен гуманизма. / Г. В. Гивишвили. М.: РГО, 2001. -400 с.
30. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. / А. Гуггенбюль-Крейг; перевод с нем. С. С. Панкова, науч. ред. В. В. Зеленского. СПб : Б. С. К., 1997. - 117 с.
31. Гуманизм и культура: век XX: Сб. науч. тр. / Твер. гос. ун-т; Респ. комплекс, н.-и. прогр. «Народы России: возрождение и развитие»; отв. ред. Б. Л. Губман. Тверь: ТГУ, 1993. - 126 с.
32. Гуманистические проблемы психологической теории: сб. ст. / РАН, Ин-т психологии; отв. ред. К. А. Абульханова Славская, А. В. Брушлинский. -М.: Наука, 1995.-212 с.
33. Гуманистический Манифест 1 // Здравый смысл, 1996. -№ 1. С.23-25.
34. Гуманистический Манифест 2 // Здравый смысл, 1997. № 3. - С. 25-35.
35. Гуманистический подход к охране здоровья / Отв. ред. II. Берковитц; перевод с англ. под ред. К. В. Григорьева. М.: Аспект Пресс, 1998. -254 с.
36. Гуревич П. С. Человек как объект социально-философского анализа / П. С. Гуревич // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1998.-С. 504-517.
37. Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу / Р. Дарендорф // Полис. 1993. № 5. - С. 31-35.
38. Диалектика. Творчество. Гуманизм: межвуз. сб. / ЛГУ; под ред. Д. А. Гущина, Б. В. Маркова. Л.: изд-во ЛГУ, 1991. - 165 с.
39. Духовный кризис. Статьи и исследования: перевод с англ. / Под. ред. С. Грофа. М.: МТМ, 1995. - 256 с.
40. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. / Э. Дюркгейм / Перевод с фр., составл. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. -352 с.
41. Европейская интеграция, Большая Гуманистическая Европа и культура / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, учеб.-науч. центр проблем интеграции и систем, анализа ЕС; под ред. Л. И. Глухарева. М.: УРСС, 1998.-320 с.
42. Еремпчева Г. В., Симпура Ю. Недоверие как социальная проблема современной России / Г. В. Еремичева, Ю. Симпура // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 4. - С. 145-159.
43. Жизнь как творчество (социально-психологический анализ) / Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович; АН УССР, Ин-т философии. Киев.: Наукова Думка, 1985. - 302 с.
44. Жуков В. И. Институциональные проблемы образования в современной России / В. И. Жуков // Социальные науки и социальное образование. М.: МГСУ, 2004. С. 7-17.
45. Зимняя И. А. Социальная работа как профессиональная деятельность / И. А. Зимняя // Социальная работа. 1992. № 2. - С. 6-12.
46. Иноземцев В. Л. От «конца истории» к «постчеловеческому будущему» / В. Л. Иноземцев//Вестник РАН. 2002.-Т. 72.-№ 11.-С. 1018-1023.
47. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. / В. Л. Иноземцев. М.: Академия наук, 1999. - 704 с.
48. Иожеф А. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме / А. Йожеф // Вопросы философии. 2004. -№ 5. С. 163-176.
49. Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. / В. П. Казначеев, Е. А. Спирин. -Новосибирск: Наука, 1991. 304 с.
50. Каган М. С. Философия культуры. / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
51. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. / А. Камю: перевод с фр. М.: Политиздат, 1990. -450 с.
52. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.-С. 3-30.
53. Келле В. Ж. Гуманизм / В. Ж. Келле // Философский энциклопедический словарь.-М., 1983.-С. 130.
54. Келлер К., Келлер П. Реформа социального сектора в странах с переходной экономикой / К. Келлер, П. Келлер // Приоритеты социальной политики: Реферативный бюллетень. М.: РАГС, 2001. - С. 136-144.
55. Кларк Дж. Неустойчивые государства: трансформация систем социального обеспечения / Дж. Кларк // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1.- № 1. - С. 69-89.
56. Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. / Философия, психология и стиль мышления гуманизма / В. А. Кувакин. — СПб.: «Алетейя». М.: «Логос», 1998. - 360 с.
57. Кудрявцев О. Ф. Ренесансный гуманизм и «Утопия»: О кн. Т. Мора. / О. Ф. Кудрявцев; отв. ред. Штекли А. Э.; АН СССР, Ин-т всеобщ, истории. -М.: Наука, 1991.-287 с.
58. Курц Пол. Запретный плод: Этика гуманизма. Изд.2-е. / Пол Курц. М.: РГО, 2002. - 222 с.
59. Курц Пол. Искушение потусторонним / Пол Курц. М.: РГО, 1999. -601 с.
60. Курц Пол. Мужество стать. Добродетели гуманизма. / Пол Курц. М.: РГО, 2000.- 160 с.
61. Курц П. Гуманизм и скептицизм / П. Курц // Здравый смысл. 2000. № 17. -С. 13.
62. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. / И. Лакатос. М.: «Медиум», 1995. - 236 с.
63. Лапина Г. Самоорганизация населения в трансформирующейся системе / Г. Лапина//Общество и экономика. 1998. -№ 8. -С. 14-15.
64. Леви-Стросс К. Три вида гуманизма. // Леви-Стросс К. Структурная антропология / Отв. ред. М. М. Скибицкий. М., 1980. - С. 234-237.
65. Ленин В. И. Философские тетради / В. И. Ленин // Поли. собр. соч. Т.29.- 782 с.
66. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
67. Лукман Т. Конституирование языка в повседневной жизни / Т. Лукман //Концептуализация и смысл. Новосибирск, 1990. - С. 120-138.
68. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. / М. К. Мамардашвили.- 2-е изд. М.: Изд. Группа «Прогресс», «Культура», 1992. - 415 с.
69. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. / Лекции. Статьи. Философские заметки. / М. К. Мамардашвили; под общей редакцией Ю. П. Сенокосова.- М.: Изд-во «Лабиринт», 1996. 432 с.
70. Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму // Здравый смысл. 1999.-№ 13.-С. 36.
71. Маритен Ж. Интегральный гуманизм // Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.-С. 53.
72. Маркс К. Святое семейство или критика критической критики / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2 -е изд. Т.1. М.: Политиздат, 1998. -С. 3 - 230.
73. Маркузе Г. Одномерный человек // Герберт Маркузе. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: Издательство ACT, 2002. - 126 с.
74. Мид М. Культура и мир детства. // Избр. произ. М.: Наука, 1988. - 429 с.
75. Михеев В. А. Взаимодействие властных структур с некоммерческими общественными организациями: опыт и перспективы / В. А. Михеев // Актуальные проблемы политики и политологии в России / Под ред. В. С. Комаровского. М.: РАГС, 2001. - С. 85-94.
76. Многомерный образ человека: Комплекс, междисцип. исслед. человека / Отв. ред. И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. М.: Наука, 2001. - 240 с.
77. Моисеев II. II. Судьба цивилизации. Путь разума / II. I I. Моисеев. М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с.
78. Моисеев Н. Н. Рациональный гуманизм / Н. Н. Моисеев // Общественные науки и современность. 1992. -№ 3. - С. 147-151.
79. Мунье Э. Персонализм / Э. Мунье; перевод с фр. и примеч. И. С. Вдовина. М.: Искусство, 1992. - 143 с.
80. Наука и гуманизм планетарные ценности третьего тысячелетия. - М.: РГО, 2000.- 160 с.
81. Наука и культура: гуманистический аспект: тем. сб. науч. тр. / Кол. авт. под рук. И. 3. Цехмистро. Харьков: ХГУ, 1991. - 164 с.
82. Наука. Общество. Человек.: К 75-летию со дня рожд. акад. И.Т. Фролова / Отв. ред. В. С. Степин; Рос. акад. наук; Ин-т человека. М.: Наука, 2004. -415 с.
83. Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. Сборник трудов научных чтений / Под общей редакцией Ю. М. Резника. -М.: Издательство ИКАР, 1998. 200 с.
84. Негодаев И. А. НТР и гуманизм / И. А. Негодаев; о Мунье Э. тв. ред. В. Е. Давидович; Рост. н/Д ин -т с. х. машиностроения. - Ростов н/Д: изд-во Рост, ун-та, 1990. - 157 с.
85. Никитин В. А., Медведева Г. П. Направления и проблемы развития социального образования в современной России / В. А. Никитин, Г. П. Медведева // Журнал исследований социальной политики. Т. 2. 2004. - № 3. - С. 329-347.
86. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Соч. / Ф. Ницше. М.: ЭКСМО -Пресс. - Харьков: Фолио, 1998. - 1056 с.
87. Норин В. Г. Роль НКО в социально-экономической политике государства / В. Г. Нории // Власть и управление на Востоке России. 2001. № 4. - С. 425.
88. Павловски В. В. Гуманизм, гуманизация, гуманность в контексте философии образования и воспитания / В. В. Павловский // Философия образования для XXI века. 2002. - № 4. - С. 5-7.
89. Парсонс Т. О. структуре социального действия. / Т. О. Парсоис. М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.
90. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; перевод с англ. JI. А. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997.-270 с.
91. Перуанский С. С. Манифест Гуманистической партии. / С. С. Перуанский. М.: РГО, 2001. 46 с.
92. Печчеи А. Человеческие качества. / А. Печчеи. 2-е изд., перевод с англ. / Общ. ред. Д. М. Гвишиани. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.
93. Поликарпов В. С., Поликарпова В. А. Феномен человека вчера и завтра. / В. С. Поликарпов, В. А. Поликарпова. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996.-576 с.
94. Поругание разума. Экспансия иррационализм в культуру. М.: РГО, 2001. - 120 с.
95. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории: (Пробл. палеопсихологии). / Б. Ф. Поршнев. М.: Мысль, 1974. - 487 с.
96. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. / И. Пригожин, И. Стенгерс; перевод с англ. / Под общ. ред. В. И. Аршилов. М.: Прогресс, 1986. - 431 с.
97. Пригожин И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопр. философии. М., 1990. - № 6. - С. 46-52.
98. Проективный философский словарь: новые термины и понятия / Под ред. Г. JI. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003. - 512 с.
99. Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. 10. I I. Попова. М.: Прогресс, 1988. - 55 с.
100. Прокофьев А. В. Парадоксальный гуманизм и критика морали (опыт этического анализа «философии в будуаре» Д. А. Ф. де Сада) / А. В. Прокофьев // Вопросы философии. 2001. № 1. - С. 55-69.
101. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии: сб. ст. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. -М.: Смысл, 1997.-332 с.
102. Ревякина Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV-XV веков / Н. В. Ревякина. Иваново: Иван. гос. ун -т, 1993. - 255 с.
103. Юб.Пшеницина О. В. Общественные организации как субъект социальной работы / О. В. Пшеницина // Социологические исследования. 2000. № 6. -С.135-137.
104. Рено Ален. Эра индивида: к истории субъективности / А. Рено; перевод с фр. С. Б. Рындин. СПб.: Владимир Даль: Университет, 2002. - 473 с.
105. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. Акад. РАН Д. М. Гвишиани. УРСС. М., 1977. -113 с.
106. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К. Р. Роджерс; перевод с англ.; общ. ред и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
107. Розанов В. В. Религия. Философия. Культура / В. В. Розанов; сост. и вступ. ст. Николюкина Л. Н. М.: Республика, 1992. - 399 с.
108. Ш.Рубанцова Т. А. Философско-методологические основания гуманизации образования: Дис.д-ра филос. наук. Новосибирск, 2000. - 390 с.
109. Рыбин В. А. Гуманизм как этическая категория / В. А. Рыбин. М.: Логос, 2004.-271 с.
110. Рыбинский Е. М. Дети России на рубеже XXI века. / Е. М. Рыбинский. -М.: Социум, 2000.- 184 с.
111. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264 с.
112. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современ. об-ве. М.: Политиздат, 1991. - 366 с.
113. Сартр Жан Поль. Экзистенциализм это гуманизм. / Ж. П. Сартр. - М.: Мысль, 1981. 124 с.
114. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К. А. Сергеев; Санкт-Петербург, гос. ун-т. СПб.: изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1993. -258 с.
115. Сидорина Т. Ю. Кризис XX века: Прогнозы русских мыслителей / Т.Ю. Сидорина; Гос. ун т, Высш. шк. экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 181 с.
116. Слинько А. А. Литература и публицистика: Очерки русской гуманистической мысли / А. А. Слинько; Воронеж. Межрегион. Ин -т обществ, наук; Воронеж, гос. ун-т. Воронеж: изд-во Воронеж, ун-та, 2001.-174 с.
117. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. -М.: Юрист, 2000.-424 с.
118. Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв. ред. Л. J1. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1988. -232 с.
119. Современный гуманизм. Документы и исследования. М.: РГО, 2000. -14 с.
120. Современный гуманизм: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов. / Под общ ред. проф. В. А. Решетникова. Иркутск: изд-во Иркут. гос. ун- та, 2004. - 462 с.
121. Соловьев А.В. О природе социальных проблем / А.В. Соловьев // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. / Под общ. ред. Т. И. Заславской.- М.: МВШСЭН, 2000. С. 324-328.
122. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / П. А. Сорокин; перевод с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
123. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Р. Ярской Смирновой, П. В. Романова. - М.: ИНИОН РАН, 2002. -С. 28-37.
124. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем / М. Спектор, Дж. Китсьюз // Контексты современности II. - Казань: изд-во Казан, ун-та, 2001.-С. 160-163.
125. Становление научного гуманистического мировоззрения учащихся: сб. ст. / АПН СССР, НИИ теории и методов воспитания; отв. ред. Р. М. Рогова. -М.: АПН СССР, 1991.-167 с.
126. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. — М.: Политиздат, 1990. 398 с.
127. Трофимова 3. П. Гуманизм, религия, свободомыслие / 3. П. Трофимова. -М.: изд-во МГУ, 1992. 128 с.
128. Турен Л. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. / А. Турен. М.: Научный мир, 1998. - 204 с.
129. Университетское образование как гуманитарная инвестиция в народное хозяйство: Материалы VI региональной научно-методической конференции / Под ред. А. II. Мельникова. Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2002. - 244 с.
130. Уолш Р. Основания духовности. / Р. Уолш. М.: Академический проект, 2000.-320 с.
131. Федчин В. С. Национальная идея и гуманизм. / В. С. Федчин //Studium 4. Материалы ежегодной научно-практической конференции. Иркутск: ИГУ, 2003.-С. 11-16.
132. Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М., Высш. школа, 1993. - 349 с.
133. Философия социальной работы. Монография. / Под. ред. В. И. Митрохина. М.: МГСУ Союз, 1998. - 208 с.
134. Философия эпохи ранних буржуазных революций / Т. И. Ойзерман, Д. Е. Фурман, В. В. Лазарев и др.; редкол.: Н. В. Мотрошилова, Э. Ю. Соловьев. М.: Наука, 1983. - 583 с.
135. Философская антропология. Социальная теория и современность. Вып. 24. М.: Изд-во РЛГС, 1996. - 240 с.
136. Фирсов И. В. Профессионально-этические принципы социальной работы и их исторические корни / И. В. Фирсов // Профессионально-этические нормы социальной работы. М., 1993. - С. 11-13.
137. Франки В. Человек в поисках смысла. / В. Франкл; сб.; перевод с англ. и нем. / Общ. ред. JI. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. -368 с.
138. Фрейд 3. Введение в психоанализ. / 3. Фрейд; лекции. М.: Наука, 1991. -456 с.
139. Фролов И. Т. Избранные труды: В 3 т. / И. Т. Фролов; РАН, Ин-т человека. М.: Наука Т. 3: О человеке и гуманизме. - 2003. - 789 с.
140. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме // Фролов И. Т. Избранные труды. В 3 т. / И. Т. Фролов; РАН, Ин-т человека. Т. 3. М.: Наука, 2003. - 790 с.
141. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. / Э. Фромм; перевод с англ. / Авт. вступит, ст. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1994. - 447 с.
142. Фромм Э. Бегство от свободы. / Э. Фромм; перевод с англ. / Общ. ред. П. С. Гуревича. 2-е изд. - М.: Прогресс, 1995. - 256 с.
143. Фромм Э. Душа человека. / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. - 430 с.
144. Фромм Э. Гуманистический психоанализ / Э. Фромм; сост. и общ. ред. В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
145. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм; перевод с англ. / Общ. ред. и послесл. В. И. Добреньков. 2-е изд., доп. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.
146. Фромм Э. Психоанализ и этика. / Э. Фромм. М.: Республика, 1993. -415 с.
147. Фуко М. Археология знания / М. Фуко; перевод с фр., общ. ред. Б. Левченко. К.: Ника-Центр, 1996. - 208 с.
148. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. / М. Фуко; для науч. библиотек. М.: Прогресс, 1977. - 488 с.
149. Хабермас 10. Демократия. Разум. Нравственность. / 10. Хабермас. (Лекции и интервью. Москва, апрель 1989). М.: Наука, 1992. - 84 с.
150. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Проблема человека в западной философии. М.: Политиздат, 1988. - С. 320-345.
151. Хайек Ф. А. Дорога к рабству / Ф. А. Хайек // Вопросы философии. М., 1990.- № 11.-С. 123-165; № 12.-С. 103-149.
152. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. и отв. ред. М. Папуш; Пер. с англ. М. Папуш, А. Ващенко. М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 1995.-302 с.
153. Человек в культуре Возрождения / РАН; Науч. совет по истории мир. культуры; Комиссия по культуре возрожд-я; Отв. ред. Л. М. Брагина. М.: Наука, 2001.-272 с.
154. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др., Сост. П. С. Гуревич. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
155. Чучин Русов А. Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? /А. Е. Чучин - Русов // Вопр. философии. - 1999. - № 4. - С. 24-41.
156. Шадриков В. Д. Происхождение человечности / В. Д. Шадриков. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2001. - 296 с.
157. Шанин Т. Западный и российский подход к подготовке специалистов / Т. Шанин // Социологический журнал. 2001. -№ 1. С. 159-162.
158. Шарден П. Т. Феномен человека: / П. Т. Шарден; перевод с фр. М.: Наука, 1987.-240 с.
159. Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека»: попытка соврем, оценки. В. С. Швырев // Вопр. философии. -2004.-С. 107-115.
160. Шредингер Э. Наука и гуманизм: Физика в наше время / Э. Шредингер; перевод с англ. Л. В. Монакова. Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2001. - 63 с.
161. Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. школа, 1995.-320 с.
162. Эфроимсон В. П. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма. / В. П. Эфроимсон. М.: Тайдекс Ко, 2003. - 240 с.
163. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. / К. Г. Юнг; перевод с нем. / Предисл. А. В. Брушлинского. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1993.-336 с.
164. Юнг К. Г. Современность и будущее. / К. Г. Юнг; перевод с нем. М.: «Университетское», 1992. - 62 с.
165. Юнгхолм Свен-Эрик. Гуманистические ценности социальной работы. / Юнгхолм Свен-Эрик. М., 1995.- 126 с.
166. Ярская В. Н. Концепция развития человеческих ресурсов: социальное образование и социальный сервис / В. Н. Ярская // Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб, центра, 1997.-С. 18-31.
167. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессионализация социальной работы / Е. Р. Ярская-Смирнова // Социс. 2001. № 5. - С. 86-95.
168. Ярская-Смирнова Е. Р. Развитие волонтерского движения / Е. Р. Ярская-Смирнова // Становление институтов гражданского общества. Саратов: ПАГС, 2000. Ч. 1. - С. 79-83.
169. Вагг N. Economic Theory and the Welfare State // Journal of Economic Literature. 1992. Vol. XXX. P. 741-803.
170. Bilding a world community: Humanism in the twenty- first century: Papers delivered in the 10th Humanist world congress./ Ed by Kurtz P. et al. Buffalo ( N. Y), 1989. - 362 p.
171. Christie A., Kruck E. Choosing to become a social worker: motives, incentives, concerns and disincentives I I Social Work Education. 1998. № 17(1). P. 21-34.
172. Curtis J.E., Baer D.E., Grabb J.E. Nations of Joiners: Explaining Voluntary Association Membership in Democratic Societies //American Sociological Review. 2001. -№ 66. P. 783-805.
173. Harris P.P., Moran R.T. Managing Cultural Differences. Huston. TX Gulf Publishing Company, 1991. P. 13-23.
174. Hopton J. Anti-discriminatory practice and anti-oppressive practice: a radical humanist psychology perspective // Critical social policy. 1997. Vol. 17(3). P. 231-238.
175. Jeppsson Grassman E., Svcdberg L. Voluntary Action in a Scandinavian Social Welfare Context: The Case of Sweden //Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 1996. Vol. 25. P. 415-427.
176. John W. Bennett. The ecological Fransitioni Cultural Anthropogy and Aumun Adaptation, New York. 1976. P. 48-64.
177. Johns G. NGO Way to Go. Political Accountability of Non-Governmental Organizations in a Democratic Society // IPA backgrounder. Vol. 12/3. November 2000.-P. 1-14.
178. Jovelin E. Social Work as a Career: Choice or Accident? The French Example // Key Themes in European Social Work / A. Adams, P. Erath, S. M. Shardlow (Eds). Lyme Regis: Russell House, 2001.- P. 95-102.
179. Lamont С. Humanism as a philosophy. N. Y., 1961. - 243 P.
180. Langan M., Lee P. Whatever happened to radical social work? // Radical Social Work Today / M. Langan, P. Lee (Eds). London: Unwin Hyman, 1989. -P. 1-19.
181. Lapeyrousc S. L. Towards the Spiritual Convergence of America and Russia: American mind and Russian Soul, American Individuality and Russian Community, and the Alchemy of National Characteristics. N. Y., 1990. 240 p.
182. Lundstrom T. Child Protection, Voluntary Organizations and the Public Sector in Sweden //Voluntas. 2001. № 12. - P. 355-371.
183. Myles J., Quadango J. Envisioning a Third Way: The Welfare State in the 21st Century// Contemporary Sociology. 2000. Vol. 29. -№ 1. P. 156-167.
184. Parker J., Merry lees S. Why become a professional? Experiences of care giving and the decision to enter social work or nursing education. Learning in Health and Social Care. 2002. Vol. 1. № 2. - P. 105-114.
185. Parton N. Problematics of Government; (Post) modernity and Social Work //British journal of Social Work, 1994. № 24. - P. 9-32.
186. Pearson G. Social Work as the privatised solution of public ills // British Journal of Social Work. 1973. № 3(2). - P. 209-227.
187. Rothstein B. Social Capital in the Social Democratic State: The Swedish Model and Civil Society // R. D. Putnam (Ed.). Democracy in Flux? The Evolution of Social Capital in Contemporary Society. Oxford: Oxford University Press, 2001.
188. Salamon L., Anheier H. K. Social Origins of Civil Society: Explaining the Nonprofit Sector Cross-Nationally //Voluntas. 1998. № 9. - P. 213-248.
189. Selle P. Voluntary Organisations and the Welfare State: The Case of Norway // Voluntas. 1993. Vol. 1. - P. 1-15.
190. Shanin T. Placing Social Work within Social Theory and Political Practice // The Interface between Social Work and Social Policy / S. Ramon (Ed.). London: Venture Press, 1998.
191. Stubbs P. International Non-State Actors and Social Development Policy // Global Social Policy. 2003. Vol. 3. - № 3. - P. 319-348.
192. Taylor-Gooby P. Post Modernism and Social Policy: a Great Leap Backward? // Journal of Social Policy. 1994. Vol. 23. - № 3. - P. 385-404.
193. Transition // Non-profit and Voluntary Scctor Quarterly. 2003. Vol. 32. -№ 2. - P. 190-206.
194. Ward C., Kennedy A., Acculturation Strategies, Psychological Adjustment and Sociocultural Competence during Cross- Cultural Transition. // International journal of Intercultural Relations, 1994, Vol. 18. - P. 329-345.
195. Duke University Library, archive / http://docs.lib.duke.edu/igo/guides/ngo/define.htm.204.//http://wwvv.tc.columbia.edu/cice/vol5nr2/all52.htm.
196. National Council for Social Studies // http://www.socialstudies.org/.206. http ://humanism.al. ru/articles. Phtml? Num.
197. Shah A. Non-Governmental Organizations on Development Issues, 2003// http:// wwvv.globalissues.org/traderelated/poverty/NGOs.asp?p=l.
198. Social EducatioN //http://www.ncss.org/publications/socialed.shtml
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.