Государственно-конфессиональные отношения в современной Армении: состояние и перспективы развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Лусян, Армен Эдуардович
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат наук Лусян, Армен Эдуардович
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Состояние государственно-конфессиональных отношений в современной Армении: проблемы и направления развития
1.1. Становление новых правовых основ государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения после 1991 года
1.2. Особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения
Глава 2. Религиозные объединения как субъекты государственно-конфессиональных отношений
0
2.1. Классификация (типологизация) религиозных объединений Республики Армения
2.2. Социальная активность религиозных объединений и их участие в общественных процессах
2.3. Состояние межконфессиональных отношений и практика взаимодействия государственных органов с религиозными объединениями
Заключение
Список использованных источников и литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Государственно-конфессиональные отношения в России: историко-правовой и идеологический аспекты2023 год, кандидат наук Шихер Наталья Дмитриевна
Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия: Федеральный и региональный уровни2006 год, кандидат политических наук Зверева, Валентина Алексеевна
Конфессиональная политика Российского государства в постсоветский период: на примере Южного Урала2009 год, кандидат исторических наук Назарова, Юлия Владимировна
Государство и координация межконфессиональных отношений в современной России2007 год, кандидат политических наук Степакова, Ирина Владимировна
Государственно-конфессиональные отношения в региональном политическом процессе (на примере Саратовской области)2019 год, кандидат наук Маковский Андрей Андреевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственно-конфессиональные отношения в современной Армении: состояние и перспективы развития»
Введение
Актуальность темы исследования. После распада Советского Союза и создания независимого государства в Республике Армения (далее - РА) сложилась принципиально новая ситуация в сфере религии и взаимодействия государства с конфессиями. В процессе демократических преобразований происходило формирование новых правовых основ системы государственно-конфессиональных отношений (далее - ГКО). Стали вырабатываться реальные формы взаимоотношений государства с религиозными организациями. Был достигнут значительный прогресс в этой области. В то же время до сих пор остается ряд существенных проблем, требующих разрешения. Дальнейшее совершенствование государственно-конфессиональных отношений в республике требует критического анализа существующей законодательной базы относительно права на свободу совести и действующей модели государственно-конфессиональных отношений, а также состояния межконфессиональных отношений. Исследование этих проблем, основанное на системном подходе к объекту, представляется необходимым для выработки взвешенных государственных решений относительно существующих в данной сфере проблем, обозначения четких принципов, механизмов и векторов развития государственно-конфессиональных отношений в будущем. Однако эта область общественно-государственной жизни Республики Армения пока еще остается одной из малоизученных.
Актуальность данной темы состоит также и в том, что ее разработка позволит осуществить сравнительный анализ состояния государственно-конфессиональных отношений в постсоветских странах.
Степень научной разработанности проблемы. Становление нового типа государственно-конфессиональных отношений в странах постсоветского пространства, пути и методы реализации права человека на свободу совести и вероисповедания стало предметом многочисленных исследований и
публикаций философов, историков, социологов, правоведов. Они сопровождались дискуссиями, противоборством различных подходов к решению назревших в этой области проблем. Особенно активно такие исследования проводились российскими учеными. В них глубокую разработку получили проблемы истории ГКО, международный опыт государственно-конфессиональных отношений и их типология, правовые основы ГКО.
В каждом из этих научных направлений имеются теоретические исследования, методологические подходы и эмпирические материалы по отдельным проблемам государственно-конфессиональных отношений.
Специфика данной диссертационной работы заключается в том, что она является по сути первой попыткой исследования на основе системного подхода новых основ государственно-конфессиональных отношений, складывающихся в Армении после 1991 года. Поскольку в Армении это направление исследований еще не получило достаточного развития, автор опирался в значительной мере на информационно-аналитические и общетеоретические разработки российских и зарубежных ученых. В их трудах исследуются различные аспекты проблемы свободы совести и вероисповедания, моделей государственно-конфессиональных отношений, социальной роли и статуса религиозных объединений в современном обществе, содержания, структуры и предмета религиозно-конфессиональных отношений, а также взаимодействия государственных органов с конфессиями. Они нашли отражение в коллективных исследовательских работах, учебниках, учебных пособиях, информационно-аналитических изданиях, а также в сборниках материалов научных конференций кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы (ныне - Российской академии народного хозяйства и государственной службы) при Президенте Российской Федерации1, а также в информационно-аналитических и научно-теоретических
1 См: История религий в России: учебник / Под общей ред. О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука. - 2-е изд. - М., 2004; Мировой опыт государственно-церковных отношений: учебное пособие. 2-е изд. -
М., 1999; Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современного состояния). - М., 1996; Государственно-церковные отношения в России: сб. докл. и материалов //
3
изданиях других российских религиоведческих центров и образовательных учреждений1. Анализ европейского опыта государственно-конфессиональных отношений представлен в работах В.В. Кравчук, Е.М. Мирошниковой, Ф.Г. Овсиенко и других российских ученых , а также в сборнике научных трудов европейских специалистов под общей редакцией немецкого религиоведа Г. Робберса3.
Теоретические и практические аспекты конституционно-правового регулирования сферы свободы совести и вероисповедания, юридического статуса и деятельности религиозных объединений, взаимодействия государственных органов с конфессиями получили глубокую и всестороннюю разработку в научных трудах российских ученых А.Г. Залужного, А.И. Кудрявцева, A.B. Пчелинцева, А.Е. Себенцова, М.О. Шахова, известного специалиста из Казахстана P.A. Подопригоры и других4.
Российская академия управления; сост. H.A. Трофимчук. - М., 1993; Государство, религия, Церковь в России и за рубежом: научный информационно-аналитический, культурно-просветительный журнал.
- М.: 2008, 2009, 2010, 2011; Вопросы религии и религиоведения: научно-теоретическое приложение к журналу «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом». - М.: 2009, 2010, 2011
1 См: Научно-практический журнал «Управленческое консультирование». - СПб.: Северо-Западная академия государственной службы. 2008; Научно-аналитический журнал «Власть». - М.: 2010. №1; Вестник Томского государственного университета. - Томск. 2007. № 295; Известия Томского политехнического университета. - Томск. 2004. № 2; Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижегородец 2009. № 3; Научно-теоретический журнал Амурского государственного университета «Религиоведение». - Благовещенск. 2002. № 2; Сибирский юридический вестник. - Иркутск. 2009. № 2
2 См.: Мирошникова Е.М. Религиозный фактор в иммиграционной политике ЕС И Современная Европа. - М., 2006. № 1; Овсиенко Ф.Г. Взаимоотношения государства и церкви в странах Восточной Европы // Мировой опыт государственно-церковных отношений: учебное пособие. 2-е изд. - М., 1999; Кравчук В.В. Государственная вероисповедная политика в странах современной Европы // Вероисповедная политика Российского государства: уч. пособие под ред. М.О. Шахова. - М., 2005
3 См.: Государства и религии в Европейском Союзе / Под общей ред. Г.Робберса. - М., 2009
4 См.: Залужный А.Г. Право. Религия. Закон. - М., 2008; Концептуальные проблемы взаимоотношений государства и религиозных объединений в современной России // Актуальные проблемы реализации принципов свободы совести в современной Росссии: сб. докл. и материалов. -М., 2009; Шахов М.О. Основные области взаимодействия государственных структур и религиозных объединений / Вероисповедная политика Российского государства: учебное пособие. - М., 2005; Кудрявцев А.И. Конституционно-правовые основы отношений государства и религиозных объединений / Вероисповедная политика Российского государства: учебное пособие. - М., 2005; A.B. Пчелинцев Актуальные проблемы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений // Двадцать лет религиозной свободы в России / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова.
- М., 2009; Подопригора P.A. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы). - Алматы. 2002; Себенцов А.Е. Государственно-конфессиональные отношения в России и их нормативное регулирование: опыт, проблемы, тенденции, прогнозы // Права человека в России и за рубежом. - М., 2007
Основные подходы классификации государственно-конфессиональных отношений были подробно представлены в научных трудах В.В. Кравчук, Е.М. Мирошниковой, М.И. Одинцова, А.Е Себенцова, М.О. Шахова, А.Ю. Григоренко и др. ученых1.
Что касается научного исследования избранной темы в Республике Армения, то оно находится пока только на начальном этапе. За последние пять лет по отдельным проблемам государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания, толерантности и межконфессионального диалога в Армении исследования проводят этнограф Г.Харатян, культуролог В.Джалоян, политолог М.Саргсян, историки Г.Давтян и О.Оганнисян, армяновед А. Симаворян, начальник Управления аппарата Правительства РА по вопросам национальных меньшинств и религии В.Асцатрян и другие .
1 См.: Кравчук В.В. Указ. соч.; Мирошникова Е.М. Религиозный фактор в иммиграционной политике ЕС // Нучный журнал «Современная Европа». - М., 2006. № 1; Одинцов М. И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе: материалы междунар. конф. (Москва, 23-24 марта 1999 г.). - М., 2000; Григоренко А.Ю. Церковно-государственные отношения в современной России и проблема религиозной свободы и нетерпимости // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. - М., 2000; Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе. - М., 2005; Кардашевский A.B., Тирских М.Г. Современные концепции государственно-конфессиональных отношений. «Сущностные модели» // Сибирский юридический вестник. - Иркутск. 2009. № 2; Себенцов А.Е. Типология религиозных объединений в контексте государственно-конфессиональных отношений // Классификация религий и типология религиозных организаций. - М., 2008
Харатян Г. Законодательство РА, регулирующее религиозные свободы и религиозную деятельность // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2008. № 5; Религиозные развития в начале XXI века и реалии Армении // «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. -Ереван. 2009. № 2; Джалоян В. Модели толерантности армянского общества // «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2007. № 1; Социальная доктрина христианства // «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»), - Ереван. 2008. № 4; Властные амбиции Армянской церкви // «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»). - Ереван. 2009. № 9; Саргсян М. Строительство церквей как зеркало мощной власти // «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2007. № 2; Проблемы строительства конституционного государства в Армении и Армянская Апостольская церковь // «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»). - Ереван. 2009. № 6; Нетолерантность и проблема достижения внутреннего согласия в армянском обществе // «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»). - Ереван. 2008. № 3; Давтян Г. Давтян Г. VIII век: конец религиозных трансформации // «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»). - Ереван. 2009. № 9; Оганнисян О. Предпосылки и течения церковного-реформаторского движения в начале XX века И «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2007. № 2; Давтян Г. VIII век: конец религиозных трансформации // «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»), - Ереван. 2009. № 6; Асцатрян В. Государственно-церковные отношения: концептуальные подходы // «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2008. № 4; Отношения общество-государство-религия // Аналитический вебсайт «Звартноц»
Объект диссертационного исследования - система государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения.
Предмет исследования - состояние, основные направления и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений в современной Армении.
Цели и задачи исследовательской работы. Цель данной диссертации -выявить наиболее существенные особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в Армении и направления ее совершенствования.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть основные характеристики этапов становления новых основ государственно-конфессиональных отношений в РА;
- проанализировать конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Армении, обозначить главные недостатки законодательной базы в части обеспечения права на свободу совести и вероисповедания;
- выявить основные проблемы духовно-религиозного поля, требующие разрешения;
определить ключевые особенности действующей модели государственно-конфессиональных отношений в РА; сформулировать необходимые рекомендации для гарантирования демократического развития системы ГКО;
- провести типологизацию религиозных объединений страны согласно принципу конфессиональной принадлежности и юридического статуса;
- проанализировать социальную активность и участие религиозных объединений в общественных процессах;
выявить характерные черты состояния межконфессиональных отношений и объективные предпосылки их гармоничного развития;
- раскрыть ключевые моменты во взаимодействии государства с религиозными объединениями.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы историзма, объективности, системного подхода к исследуемому явлению. В работе использованы общенаучные, а также разработанные в мировом религиоведении методологические подходы и методы исследования, такие как сравнительно-исторический метод, анализ, обобщение, наблюдение и пр.
Источниковая и эмпирическая база диссертационного исследования.
В качестве источников теоретико-методологических положений, а также информации об опыте государственных отношений в других странах автор диссертационного исследования использовал труды зарубежных, российских и армянских специалистов в области религиоведения, философии, социологии религии, юриспруденции, этнографии и других гуманитарных дисциплин, в том числе монографии, коллективные исследовательские работы, энциклопедические и другие научно-справочные издания, научно-аналитические материалы и т.д.
В работе используются результаты проводившихся в РА социологических исследований межконфессиональных отношений, статистические данные о религиозных объединениях в Республике Армения; разнообразные исторические и современные публикации армянских ученых, в том числе опубликованные на интернет-сайтах.
В ходе исследования проанализирована нормативно-правовая база ГКО в Республике Армения, источники международного права по данной проблематике, указы президентов РА, постановления правительства и распоряжения премьер-министров РА, ведомственные документы и пр. На основе документальных источников рассматривается деятельность органов законодательной и исполнительной власти в сфере государственно-конфессиональных отношений.
Диссертантом изучены документы и издания религиозных организаций Армении, материалы конференций, семинаров и «круглых столов»,
посвященных изучаемой проблематике; публикации средств массовой информации и т.д.
Автор при анализе религиозной ситуации в РА использовал личные наблюдения в качестве члена подкомисси по вопросам религии Общественного совета РА, участника Совета глав протестантских евангельских церквей Армении, а также опыт общения с представителями различных конфессий, общественных организаций, в том числе интервью автора с государственными служащими и специалистами в области взаимодействия государства с религиозными объединениями.
При подготовке диссертации в качестве фактических данных использовались правительственные информационно-аналитические материалы; статистические данные переписей населения Армении 1989 и 2001 гг.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринят комплексный анализ состояния и развития системы государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения за минувшие два десятилетия.
Диссертантом проанализированы конституционно-правовые основы и нерешенные проблемы законодательного обеспечения государственно-конфессиональных отношений в РА; рассмотрены этапы развития религиозной ситуации в стране; выявлены основные проблемы духовно-религиозного поля и предложены пути их разрешения; обозначены главные особенности действующей модели ГКО в Армении, которые состоят в следующем:
1. Система государственно-конфессиональных отношений в РА динамична, находится в становлении и развитии. На этот процесс влияют, по крайней мере, такие факторы, как:
- логика демократического развития РА после обретения независимости в 1991 году;
- вступление Армении в Совет Европы и вызванная этим необходимость приведения правовой системы РА в соответствие с требованиями Совета Европы;
- исторические традиции армянского народа в вопросах вероисповедания;
- личностный фактор (мировоззренческий выбор, конфессиональные предпочтения, политические расчеты высших должностных лиц РА).
2. Действующая модель государственно-конфессиональных отношений в РА, исходя из законодательной нормы об отделении церкви от государства, определяется как сепарационная (отделительная), однако на практике ей характерны черты и других моделей: интегративной, кооперационной, а также модели «господствующей церкви».
3. Этой модели присущи теоретические противоречия, основным из которых является противоречие между потребностями демократического развития государственного строя в РА и исторической традиционной ролью Армянской Апостольской церкви в жизни армянского народа. В силу своей общественно-политической значимости ААЦ занимает ключевое положение в системе государственно-конфессиональных отношений.
4. При действующей модели ГКО в Армении взаимодействие государства с другими религиозными объединениями в лучшем случае носит нейтральный характер с низким уровнем социального сотрудничества, а в худшем случае проявляется политика отчуждения.
Автором произведена типологизация религиозных объединений на основе конфессиональной принадлежности и юридического статуса, что дает возможность лучше ориентироваться в пестрой конфессиональной картине страны; проанализированы ключевые моменты в межконфессиональных отношениях и во взаимодействии государства с религиозными объединениями, в частности в социальной сфере.
Апробация результатов диссертационного исследования. Эмпирические данные и рабочие гипотезы исследования представлены в сообщениях диссертанта на следующих мероприятиях религиозной тематики:
- Научно-практической конференции «Власть и религия в истории России», посвященной 45-летию религиоведческой школы РАГС, 30 ноября - 1 декабря, 2009 г., г. Москва
- Научной конференции «Религиозная ситуация и состояние свободы совести в европейских странах: вызовы и тенденции развития», 30 марта - 1 апреля, 2012 г., г. Стамбул
- «Круглом столе», посвященном законопроекту РА «Об отношениях между Республикой Армения и Армянской Апостолькой Святой Церковью», 2 марта, 2007 г., г. Ереван
- «Круглом столе» под названием «Деятельность религиозных организаций в РА, юридические и практические проблемы, общественные настроения», инициатор Управление Правительства РА по делам национальных меньшинств и религии, 30 ноября, 2007 г., г. Ереван
- семинаре «Роль религии в современном правовом обществе: свобода совести и религии в Армении» по инициативе центра «Сотрудничество во имя демократии» вместе с Ереванским офисом ОБСЕ, 31 октября, 2008 г., г. Ереван
- «Круглом столе» по поводу нового законопроекта депутатской группы «О внесении изменений и дополнений в закон РА «О свободе совести и религиозных организациях», 4 марта, 2009 г., г. Ереван
- «Круглом столе», посвященном новому законопроекту Правительства РА «О внесении изменений и дополнений в закон РА «О свободе совести и религиозных организациях», 16 августа, 2010 г., г. Ереван
- конференции по поводу нового законопроекта Министерства юстиции РА «О свободах совести и религии», 18 октябра, 2011 г., г. Ереван.
Основные положения и выводы диссертации отражены и изложены в научных публикациях автора общим объемом 4,2 п. л.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Фдерации и рекомендована к защите.
Глава I. Состояние государственно-конфессиональных отношений в современной Армении: проблемы и направления развития
1.1. Становление новых правовых основ государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения
после 1991 года
Конституционно-правовое регулирование государственно-
конфессиональных отношений в странах СНГ, в том числе Армении, в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем, все еще требующих серьезного профессионального исследования и усовершенствования государственно-правовых подходов. Бесспорно, что духовно-нравственная составляющая жизнедеятельности, как личности, так и общества, играет важную роль в социальном развитии. Тем не менее, государственные деятели независимых государств, образованных после распада СССР, в свое время или не уделили должного внимания этой сфере, или же государственно-правовые подходы носили преимущественно стихийный характер.
Этапы становления государственно-конфессиональных отношений в Республике Армения
По примеру стран, вставших на путь европейской интеграции и освоения европейских ценностей, Армения тоже была обязана законодательным образом регулировать духовно-религиозную сферу, пытаясь найти баланс между основными правами человека и особенностями исторического и национально-религиозного развития армянского народа. Вопрос в том, что армянский народ этнически монолитная нация, при чем подавляющее большинство армян, хоть и номинально, но все-таки являются последователями Армянской Апостольской
церкви (далее - ААЦ)1. В течение 1700 лет ААЦ внесла неоценимый вклад в дело сохранения национально-культурной самобытности армянского народа, на разных стадиях истории принимая на себя даже функции государства. Кроме того, ААЦ играет интегрирующую и объединяющую роль в жизни народа, поскольку вследствие Геноцида армян в Османской империи в 1915 году две трети армян в настоящее время рассеяны по всему миру2. Получилось так, что в результате национальной трагедии больше армян проживает за рубежом, чем в самой Армении. За эти десятилетия образовалась большая армянская диаспора, и роль ААЦ в деле сохранения национальных корней и этнокультурной идентичности армян за рубежом просто незаменима.
Армяно-католическая и Армянская Евангеличская церкви свою общественно значимую деятельность начали в более поздний исторический период, но не оценить должным образом весомый вклад и этих церквей в дело консолидации нации, создания как в Армении, так и в общинах Диаспоры научно-образовательных, здравоохранительных, благотворительных, культурных и иных учреждений, невозможно.
Протестантские церкви, различные религиозные объединения других конфессий, а также некоторые псевдохристианские движения появились в стране либо в советский период, либо после становления независимой Республики Армения3. Поэтому естественно, что националистические и церковные круги, доминирующие в стране, неохотно должны были принять равноправие ААЦ и других религиозных объединений армян. Ситуация усугублялась еще и потому, что подавляющее большинство армянского общества в начале 90-х годов было не в состоянии адекватно воспринимать наличие религиозного разнообразия в стране.
1 См.: Асцатрян В. Государственно-церковные отношения: концептуальные подходы // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» («Религия и общество»). - Ереван. 2008. № 4. С. 87. - (на арм. яз.)
2 См.: Интервью министра Г.Акопяна журналу «Еревак» // Веб-сайт Министерства диаспоры РА. -Режим доступа: http://www.mindiaspora.am/armtoday.php?year=2009&month=03&day=l7&LangГО==4. - (на арм. яз.)
3 См., напр.: Список зарегистрированных в РА религиозных организаций // Веб-сайт Правительства РА - Режим доступа: http://www.gov.am/u_files/file/kron/Tsutsak2-%20herakhos-new.pdf. - (на арм. яз.)
Кроме этого, определенные силы все более ожесточали нетерпимое отношение к религиозным группам и организациям, не относящимся к ААЦ. Это выражалось в виде постоянной враждебной агитации против них со стороны СМИ, в виде чинения препятствий проведению их культовых церемоний, а иногда (особенно в 1995г.) в виде запугивания лидеров этих организаций и нападений на их здания. Однако нужно отметить, что после смены высшего руководства страны, когда в 1998 году Президентом РА был избран Роберт Кочарян, наметилось улучшение ситуации. В годы его правления законодательство, регулирующее религиозное поле, хоть и не усовершенствовалось, но наметилось значительное развитие в направлении формирования в обществе атмосферы религиозной терпимости. Доказательством сказанному можно считать и тот факт, что старший пастор Армянской Евангелической церкви, представитель Армянской миссионерской ассоциации Америки, видный деятель Диаспоры преподобный Рене Левонян 1998 году был назначен советником при аппарате Президента РА и почти три года работал на этом посту.
Итак, становление новых основ государственно-конфессиональных отношений (далее - ГКО) в Республике Армения можно разбить на три условные стадии.
Первый период - с 1991-го по 1998 годы. Характерным для этого периода была хаотичная религиозная ситуация, появление все новых субъектов в религиозном поле, преобладание эмоциональных и националистических умонастроений над правовыми подходами при выстраивании отношений государства с религиозными объединениями, морально-психологическое давление, а также физическая и правовая незащищенность иноконфессиональных верующих.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Государственно-конфессиональные отношения в сфере образования и пропаганды на российском Дальнем Востоке в 1917-1939 годах0 год, доктор исторических наук Федирко, Оксана Петровна
Государственное регулирование деятельности религиозных объединений в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ2004 год, кандидат юридических наук Козлова, Наталья Владимировна
Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе: Философско-правовой анализ2004 год, доктор философских наук Володина, Нина Витальевна
Правовые формы отношений советского государства и Русской православной церкви в 1917-1945 годах2011 год, доктор юридических наук Петюкова, Оксана Николаевна
Государственно-конфессиональные отношения на Ставрополье в конце XIX - первой трети XX в.: историко-правовой аспект2002 год, кандидат исторических наук Колосовская, Татьяна Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лусян, Армен Эдуардович, 2012 год
Список использованных источников и литературы
Монографии, учебники и тематические сборники
1. Актуальные проблемы реализации принципов свободы совести в современной Росссии: сб. докл. и материалов / Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы. - М.: Источник жизни. 2009. - 256 с.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс. 1990. - 61-272 с.
3. Вероисповедная политика Российского государства: учебное пособие / Отв. ред. М.О. Шахов. - М.: Изд-во РАГС. 2005. - 207 с.
4. Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе: материалы междунар. конф. (Москва, 23-24 марта 1999 г.). -М.: 2000.
5. Гараджа В. И. Социология религии: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА. 2005. - 348 с.
6. Гараджа В.И. Религиеведение: учеб. пособие. - М.: АспектПресс. 1995. -351 с.
7. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современного состояния). - М.: Изд-во РАГС. 1996. - 253 с.
8. Государственно-церковные отношения в России: сб. докл. и материалов / Сост. H.A. Трофимчук. - М.: Изд-во «Луч» РАУ. 1993. - 135 с.
9. Государства и религии в Европейском Союзе. - М.: Изд-во Института Европы РАН. 2009. - 722 с.
10. Двадцать лет религиозной свободы в России / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. - Моск. центр Карнеги. - М.: Российская политическая энциклопедия. 2009. - 399 с.
И. Залужный А.Г. Право. Религия. Закон. - М.: Научная книга. 2008. - 360 с.
12. История религий в России: учебник / Под общ. ред. О.Ю. Васильевой, H.A. Трофимчука. 2-е изд. - М.: Изд-во РАГС. 2004. - 573 с.
13. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. 2006. - 472 с.
14. Киракос Гандзакский История армян. - Ереван. 1982. - 354 с. - (на арм. яз.)
15. Лео Сборник сочинений. Т. 2. - Ереван. 1967. - 405 с. - (на арм. яз.)
16. Меняющаяся система ценностей Армении. С точки зреня нового поколения. - Центр «Сотрудничество во имя демократии». - Ереван. 2007. - 92 с. - (на арм. яз.)
17. Мировой опыт государственно-церковных отношений: учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во РАГС. 1999. - 458 с.
18. Модели государственно-церковных отношений в современном мире. Христоматия / Сост. Е.М. Мирошникова. - Тула. Изд-во ТГПУ им. Л.Толстого. 2009. - 223 с.
19. Мчедлов М.П. Толерантность. - М.: Республика. 2004. - 416 с.
20. Назарянц С. Мендельсон, Лаватер, Лессинг: Приложение: сб. сочинений. - Ереван. 1996. - 204 с.
21. Основы религиоведения: учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, [М. П. Новиков] и др.; под ред. И.Н. Яблокова- М.: Высш. шк. 1994. - 368 с.
22. Подопригора P.A. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы) - Алматы: Аркаим. 2002. - 322 с.
23. Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. - М.: Моск. центр Карнеги. 2005. - 343 с.
24. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М.: 1995. - 469 с.
25. Четверикова О.Н. Религия и политика в современной Европе. - М.: 2005.-33 с.
26. Шерилл Д., Шерилл Э. Счастливейшие люди мира. - Лос-Анджелес. 1975. - 186 с. - (на арм. яз.)
27. Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие. - М.: Гардарики. 2000. -536 с.
28. Beckford James A. Banal Discrimination: Equality of Respect for Beliefs and Worldviews in the UK in International Perspectives on Freedom and Equality of Religious Belief // J.M. Dawson Institute of Church-State Studies, Baylor University. - Техас, США. 2002. - 289 с.
Научные статьи и публикации в СМИ
1. Аванесов С.С., Аванесова Е.Г. Социальный аспект религиозной практики // Вестник Томского государственного университета. - Томск. 2007. № 295.-С. 73-84
2. Арамян А. Церковь - народ - государство: почему они непричастны друг к другу? // Газета «Жаманак». - Ереван. 22.01.2008. - (на арм. яз.)
3. Армения с диаспорой и без диаспоры - это два совершенно разных государства? // Полный текст выступления Президента РА Сержа Саргсяна во время встречи с представителями армянской общины Нью-Йорка / Газета «Айастани Анрапетутюн» [«Республика Армения»]. -Ереван. 26.09.2008. - (на арм. яз.)
4. Архимандрит Оваким Манукян Современная проблема прав человека с точки зрения христианства // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2007. № 2. - С. 119-127. - (на арм. яз.)
5. Асрян А. Социальная работа ААЦ и применение зарубежного опыта в Армении // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2007. № 1. - С. 11-23. - (на арм. яз.)
6. Астапова С.М. Формы существования новых религиозных движений как основа их классификации // Научно-аналитический журнал «Власть». -М.: 2010. №1. - С. 117-128
7. Асцатрян В. Государственно-церковные отношения: концептуальные подходы // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2008. № 4. - С. 87-103. - (на арм. яз.)
8. Бабий М.Е. Свобода совести и свобода религии: современная парадигма // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 6: Антология отечественного религиоведения: Религиоведение Украины / сост. и общ. ред. Колодного А.Н., Филипович JT.A., Климова В.В., Шмидта В.В. - М.: Изд-во «МедиаПром». 2010. - С. 326-339
9. Варданян А. Будущее Церкви // Информ. агенство Lragir.am. 07.09.2011. - Режим доступа: http://lragir.am/armsrc /society 52761.html. - (на арм. яз.)
10. Вуд, Джеймс Э. Право человека на свободу религий в международной перспективе // Диа-Логос 1997. Религия и общество. - М.: Истина и жизнь. 1997.-С. 11-19
11. Газета «Азг». - Ереван. № 167. 13.09.2008. - (на арм. яз.)
12. Газета «Голос Армении». - Ереван. № 115. 24.05.1990
13. Годовой доклад 2002 года Комиссии по вопросам прав человека при Президенте РА о состоянии прав человека в Республике Армения // Правовой научно-методический журнал «Васн Ардарутян» [«За правосудие»]. - Ереван. 2003. № 42. - С. 37-51 с. - (на арм. яз.)
14. Григоренко А.Ю. Церковно-государственные отношения в современной России и проблема религиозной свободы и нетерпимости // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе. -М.: 2000.-107 с.
15. Давтян А. VII век: Армения - страна халкидонской веры // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2009. №
8.-С. 68-97. - (на арм. яз.)
16. Давтян Г. VIII век: конец религиозных трансформаций // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2009. №
9. - С. 88-120. - (на арм. яз.)
17. Евангелическая церковь занимается прозелитизмом // Информ. портал slaq.am. - Режим доступа: http://grupoezequiel.com/arm/news/36 430/. - (на арм. яз.)
18. Заболотнева В.В. Социальные учения новых религиозных движений: теоретико-методологические основы исследования // Государсвто, религия, Церковь в России и за рубежом: научный информационно-аналитический, культурно-просветительный журнал. - М.: Изд-во РАГС. 2010. №3.-С. 113-120
19. Закарян А. Свидетели Иеговы вне закона // Газета «Аравот». - Ереван. 30.04.2004. - (на арм. яз.)
20. Закон РА «О свободе совести и религиозных организациях» должен соответствовать европейским стандартам // Пресс-релиз пресс-службы Народного собрания РА о встрече Председателя НС РА Овика Абраамяна с представителем Армянской миссионерской ассоциации Америки, преп. Рене Левонян. - Ереван. 31.03.2009. - (на арм. яз.)
21.3алужный А.Г. Концептуальные проблемы взаимоотношений государства и религиозных объединений в современной России // Актуальные проблемы реализации принципов свободы совести в современной Росссии: сб. докл. и материалов. - Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы. - М.: Источник жизни. 2009.-С. 115-124 22. Зуев Ю.П. Религиозные объединения и верующие в условиях демократизации общества // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск
1: Антология отечественного религиоведения. - М.: Изд-во «МедиаПром». 2009. - С. 417-425
23. Иерей Есаи Артенян Молодые люди не желают стать священниками // Газета «Аравот». - Ереван. 30.11.2011. - (на арм. яз.)
24. Ионова А.И. Современное состояние государственно-церковных отношений в свете зарубежного исторического опыта // Государственно-церковные отношения в России: сб. докл. и материалов // Российская академия управления; сост. H.A. Трофимчук. - М.: Изд-во «Луч» РАУ. 1993.-С. 85-93
25. Ишханян В. Религия и политика: ААЦ должна быть еще и государственной церковью? // Новостной портал armenianow.com. -Ереван. 02.03.2007. - Режим доступа: http://www.armenianow.com/node/ 7096. - (на арм. яз.)
26. Казарян А. Свобода совести и религиозная толерантность в Армении // Правовой научно-методический журнал «Васн ардарутян» [«За правосудие»]. - Ереван. 2003. № 41. - С. 42-48. - (на арм. яз.)
27. Кардашевский A.B., Тирских М.Г. Современные концепции государственно-конфессиональных отношений. «Сущностные модели» // Сибирский юридический вестник. - Иркутск. 2009. № 2. - С. 25-33
28. Климов В.В. Межконфессиональный диалог как составляющая культурно-цивилизационных отношений // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 6: Антология отечественного религиоведения: Религиоведение Украины / сост. и общ. ред. Колодного А.Н., Филипович Л.А., Климова В.В., Шмидта B.B. - М.: Изд-во «МедиаПром». 2010. - С. 396-405
29. Коваль Т.Б. Церковь и государство: испанский опыт // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 2: Исследования: сборник. Книга 1 (II): Государственно-конфессиональные отношения в России и за рубежом. -М.: Изд-во «МедиаПром». 2010. - С. 588-597
30. Кравчук B.B. Российская Федерация - светское государство // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 1: Антология отечественного религиоведения. - М.: Изд-во «МедиаПром». 2009. - С. 243-247
31. Красиков A.A. Свобода совести и политика // Актуальные проблемы реализации принципов свободы совести в современной Росссии: сб. докл. и материалов. - Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы. - М.: Источник жизни. 2009. - С. 114-121
32. Кудрина Т.А. Пинкевич В.К. Государство и религиозные организации в России // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 1: Антология отечественного религиоведения. - М.: Изд-во «МедиаПром». 2009. - С. 291-304
33. Кузнецов A.B., Санин B.JI. Новые религиозные движения в системе государственно-конфессиональных отношений // Научно-практический журнал «Управленческое консультирование». - СПб.: 2008. - С. 68-81
34. Левонян Р. Роль религии в жизни общества // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2009. № 9. - С. 96-109. -(на арм. яз.)
35. Лопаткин P.A. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуаци // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 1: Антология отечественного религиоведения. - М.: Изд-во «МедиаПром». 2009. - С. 221-241
36. Мирошникова Е.М. Модели государственно-церковных отношений и свобода совести // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 2: Исследования: сборник. Книга 1 (II): Государственно-конфессиональные отношения в России и за рубежом. - М.: Изд-во «МедиаПром». 2010. - С. 523-536
37. Мирошникова Е.М. Религиозный фактор в иммиграционной политике ЕС // Современная Европа. - М.: Изд-во Института Европы РАН. 2006. №1.- С. 61-74
38. Митрофанова A.B. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. - М.: 2008. № 1. - С. 68-75
39. Моран Г. С испанской точки зрения // Религия и демократия. - М.: 1996. - С. 56-67
40. Навоян С. Движение Полного Евангелия в контексте миссии Церкви Христа] // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2008. № 5. - С. 105-178. - (на арм. яз.)
41. Навоян С. По поводу статьи «Государственно-церковные отношения: концептуальные подходы» // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2008. № 5. - С. 224-231. - (на арм. яз.)
42. Нуруллаев A.A. Преодоление этноконфессиональной нетерпимости как условие обеспечения религиозной свободы и консолидации общества // Актуальные проблемы реализации принципов свободы совести в современной Росссии: сб. докл. и материалов. - Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы. - М.: Источник жизни. 2009.-С. 148-157
43. Нуруллаев A.A. Равенство религий перед законом - важное условие гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений // Государственно-церковные отношения в России: сб. докл. и материалов // Российская академия управления; сост. H.A. Трофимчук. - М.: Изд-во «Луч» РАУ. 1993. - С. 67-74
44. Обсуждение, посвященное законопроекту «О свободе совести и религиозных организациях» // Веб-сайт организации «Партнерство во имя открытого общества». - Ереван. 02.20.2009. - Режим доступа: http://www .partnership.am/am/News?ÍCH38270. - (на арм. яз.)
45. Овсиенко Ф.Г. Взаимоотношения государства и церкви в странах Восточной Европы // Мировой опыт государственно-церковных отношений: учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во РАГС. 1999. - С. 160175
46. Овсиенко Ф.Г. Политизация конфессий и клерикализация политики: тенденции развития и риски в российском обществе // Религиоведение. -М.: 2002. №2.-С. 189-196
47. Овсиенко Ф.Г. Проблема клерикализма в свете государственно-церковных отношений в современной России // Государственно-церковные отношения в России: сб. докл. и материалов // Российская академия управления; сост. H.A. Трофимчук. - М.: Изд-во «Луч» РАУ. 1993.-С. 53-58
48. Оганисян О. Анализ нынещнего духовного состояния Армении // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. -Ереван. 2010. № 10. - С. 10-25. - (на арм. яз.)
49. Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения: от моделей прошлого к будущему // Государственно-церковные отношения в России: сб. докл. и материалов // Российская академия управления; сост. H.A. Трофимчук. - М.: Изд-во «Луч» РАУ. 1993. - С. 23-31
50. Одинцов М. И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе: материалы междунар. конф. (Москва, 23-24 марта 1999 г.). - М.: 2000. - С. 36-48
51. Одинцов М.И. Россия строит светское государство (1985-1997 гг.) // Вопросы религии и религиоведения. Выпуск 1: Антология отечественного религиоведения. - М.: Изд-во «МедиаПром». 2009. - С. 248-276
52. Оставаясь верными Месропу Маштоцу // Газета «Грапарак». - Ереван. 24.05.2010.-(наарм. яз.)
53. Петрова И.Э. Социальное учение и социальное служение конфессиональных организаций в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижегородск. 2009. № 3. - С. 289294
54. Подарки отправят назад? // Информ. агенство «А1+». - Режим доступа: http://www.alplus.am/am/social/2010/05/31/presents. - (на арм. яз.)
55. Призыв к соотечественникам // Газета «Азг». - Ереван. 09.11.2008. - (на арм. яз.)
56. Проект-предложение действующих в Армении 6-и религиозных организаций о внесении изменений в закон РА о свободе совести // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. -Ереван. 2008. № 3. - С. 74-80. - (на арм. яз.)
57. Размышляйте, куда ведут их пути? // Газета «Айоц ашхар». - Ереван. 22.04.2009. - (на арм. яз.)
58. Рашковский Е. Гражданское общество: религиозное измерение проблемы // Мировая экономика и международные отношения. - М.: 1996. № 5. - С. 116-129
59. Религиозная нетерпимость в Армении - 2009. Анализ мониторинга прессы. - Доклад центра «Сотрудничество во имя демократии» // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. -Ереван. 2010. № 10. - С. 113-145. - (на арм. яз.)
60. Религиозно-конфессиональные отношения в современной России // Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современного состояния). - М.: Изд-во РАГС. 1996. - С. 213-226
61. Роббере Г. Государство и церковь в Германии // Государства и религии в Европейском Союзе. - М.: Изд-во Института Европы РАН. 2009. - С. 130153
62. Саргсян М. Нетолерантность и проблема достижения внутреннего согласия в армянском обществе // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2008. № 3. - С. 5-19. - (на арм. яз.)
63. Саргсян М. Проблемы строительства конституционного государства в Армении и Армянская апостольская церковь // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2009. № 6. - С. 5-42. - (на арм. яз.)
64. Себенцов А.Е. Свобода совести в Российской Федерации // Актуальные проблемы реализации принципов свободы совести в современной Росссии: сб. докл. и материалов. - Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы. - М.: Источник жизни. 2009. - С. 6-32
65. Ситников М.Н. Преодоление нетерпимости - путь к свободе // Актуальные проблемы реализации принципов свободы совести в современной Росссии: сб. докл. и материалов. - Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы. - М.: Источник жизни. 2009. - 256 с.
66. Согомонян В. Возрождение протестантской культуры в Армении или что делать со свободой? // Меняющаяся система ценностей Армении. С точки зреня нового поколения. - Центр «Сотрудничество во имя демократии». -Ереван. 2007. - С. 6-19. - (на арм. яз.)
67. Сосковец Л.И. Религиозная толерантность и свобода совести: история и теория вопроса // Известия Томского политехнического университета. -Томск. 2004. № 2. - С. 177-180
68. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современного состояния). - М.: Изд-во РАГС. 1996. -С. 185-198
69. Степанян С. О проблемах духовной безопасности // Научный журнал «Государственное управление». - Академия государственного управления РА. - Ереван. 2005. № 1. - С. 66-79. - (на арм. яз.)
70. Филатов С.Б. Христианские религиозные сообщества России как субъект гражданского общества // Отечественные записки. - М.: 2005. №.6. -Режим доступа: www.strana-oz.ru/?article=l 187&num id=27
71. Харатян Г. Законодательство РА, регулирующее религиозные свободы и религиозную деятельность // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2008. № 5. - С. 179-211. - (на арм. яз.)
72. Харатян Г. Общественная роль религии и религиозных институтов или состояние религиозности в Армении // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2007. № 1. - С. 51-73. -(на арм. яз.)
73. Харатян Г. Религиозные развития в начале XXI века и реалии Армении // Научный журнал «Крон ев асаракутюн» [«Религия и общество»]. -Ереван. 2009. № 2. - С. 85-118. - (на арм. яз.)
74. Харатян Г. Статистические данные // Аналитический ежегодник «Центральная Евразия». - Институт Центральноазиатских и кавказских исследований. - Швеция. 2008. - С. 76-85
75. Харатян М. Вместо того, чтобы починить бровь, выкололи глаз? // Газета «Жаманак». - Ереван. 12.09.2009. - (на арм. яз.)
76. Харатян М. Гонения не могут решать национальную задачу // Газета «Жаманак». - Ереван. 19.02.2009. - (на арм. яз.)
77. Харатян М. Не надо изнутри взрывать судно, который называется Армения // Газета «Жаманак». - Ереван. 21.02.2009. - (на арм. яз.)
78. Церковь «Слово Жизни» опровергает // Инф. агенство Lragir.am. 11.06.2010. - Режим доступа: http://lragir.am/armsrc/society35766.html3. -(на арм. яз.)
79. Чернышев И.А. Проблема формирования толерантности в хромовой прповеди и конфессиональной школе // Актуальные проблемы реализации принципов свободы совести в современной Росссии: сб. докл. и материалов. - Евразийское отделение Международной ассоциации р елигиозной свободы. - М.: Источник жизни. 2009. - С. 168-175
80. Шекерский К. Современная направленность Армянской апостольской церкви: народ и вера, прошлое и настоящее // Научный журнал «Крон ев
асаракутюн» [«Религия и общество»]. - Ереван. 2009. № 2. - С. 35-54. -(на арм. яз.)
81. Яблоков И.Н. Свобода в аспекте отношения к религии // Государственно-церковные отношения в России: сб. докл. и материалов // Российская академия управления; сост. H.A. Трофимчук. - М.: Изд-во «Луч» РАУ. 1993.-С. 64-71
Информационно-справочные издания и исследования
1. Армянская советская энциклопедия. - Ереван. 1974. Т. 2. - 691 с. - (на арм. яз.)
2. Васильева E.H. Типология «Церковь-секта» Вебера-Трельча и ее развитие в западном и отечественном религиоведении // E.H. Васильева. -Автореферат. - М.: Изд-во РАГС. 2008. - 34 с.
3. Государсвто, религия, Церковь в России и за рубежом: научный информационно-аналитический, культурно-просветительный журнал. -М.: Изд-во РАГС. 2011. № 3-4. - 484 с.
4. Государсвто, религия, Церковь в России и за рубежом: научный информационно-аналитический, культурно-просветительный журнал. -М.: Изд-во РАГС. 2010. № 4. - 288 с.
5. Классики мирового религиоведения. - М.: 1996. - 84 с.
6. Международный доклад о религиозных свободах 2008. Армения // Вебсайт посольства США в Республике Армения. - Режим доступа: http// www.usa.am/news/ 2008/september/news092308_arm.php. - (на арм. яз.)
7. Народы и религии мира: Энциклопедия. - М.: Большая российская энциклопедия. 1998. - 943 с.
8. Религии России: учебное, справочно-аналит. пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению // Под
общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. - М.: Изд-во РАГС. 2009. - 160 с.
9. Религиоведение. Энциклопедический словарь. - М.: Академический проект. 2006. - 1254 с.
10. Религиозная толерантность в Армении // Исследование центра «Сотрудничество во имя демократии» при поддержке Ереванского офиса ОБСЕ. - Ереван. 2010. - 75 с.
11. Свобода религии в Армении: исследование // Хельсинский комитет Армении. - Ереван. 2010. - 228 с.
12. Свобода совести, вероисповедания и убеждений // Информационный бюлетень Управления аппарата Правительства РА по вопросам национальных меньшинств и религии. - Ереван. 2004. - 56 с. - (на арм. яз.)
13. Ситуация школьного образования среди национальных меньшинств Армении - езиды, курды, русские (молокане), ассирийцы // Исследование общественной организации «Армянский центр этнологических исследований». - Ереван. 2004. - 86 с. - (на арм. яз.)
Законодательные материалы и международные документы
1. Закон Республики Армения «О благотворительности». - Ереван. 2007. -Режим доступа: http://parliament.am/legislation.php?sel==show&ID=1332& 1ап§=ш8
2. Закон Республики Армения «О свободе совести и религиозных организациях». - Ереван. 1998. - Режим доступа: http://parliament.am/legi 81айоп.рЬр?8е1=81ю\¥&П>=2041 &1ап§=ш8
3. Закон Республики Армения «Об образовании». - Ереван. 2006. - Режим доступа: http://parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1494&lang=шs
4. Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. М.: Изд-во Политиздат. 1986
5. Конституция Республики Армения. - Ереван. 2005. - Режим доступа: http://www.concourt.am/russian/constitutions/index.htm
6. Постановление Правительства РА о мероприятиях, связанных с новой структурой Правительства РА // База национальных правовых актов. -Режим доступа: http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?docid=5086. - (на арм. яз.)
7. Постановление Правительства РА о передаче церквей общине Армяно-католической церкви // Веб-сайт «Религии Армении». - Режим доступа: Ьир://геН§ юп8.ат/^ех.рЬр/оет/1ю/170-11Ш1. - (на арм. яз.)
8. Постановление Премьер-министра РА о взаимоотношениях государственных органов, органов регионального управления и религиозных организаций // Веб-сайт «Религии Армении». - Режим доступа: http://religions.am/index.php/oem/ho/175-html. - (на арм. яз.)
9. Постановление Премьер-министра РА о создании совета по вопросам религии при Премьер-министре РА // База национальных правовоых актов. - Режим доступа: http://www.arlis.am/DocumentView.aspx? Docid= 43251. - (на арм. яз.)
10. Права человека: сб. международ. Договоров. - ООН. Нью-Йорк. 1989. 658 с.
14. Рекомендации по анализу законодательства о религии или вероисповедания. - ОБСЕ/БДИПЧ. - М.: 2005. - 68 с.
11. Уголовный кодекс РА. - Ереван. 2003. - Режим доступа: Ы1р://рагНа ment.am/legislation.php?sel=show&ID=1349&lang:=шs
15. Центральная Евразия 2006. Аналитический ежегодник // Институт центральноазиатских и кавказских исследований. - Швеция. 2006. - 497 с.
Материалы из электронных ресурсов
1. DRAFT LAW ON FREEDOMS OF CONSCIENCE AND RELIGION OF THE REPUBLIC OF ARMENIA // Веб-сайт Венецианской комиссии Совета Европы. - Режим доступа: http://www.venice.coe.int/docs/2011/CDLREF (201 l)045-e.pdf
2. Nahapetyan A. A HISTORICAL AND CRITICAL ACCOUNT OF BAPTIST ORIGINS IN ARMENIA // Веб-сайт Армянской Евангельской-Баптистской церкви. -Режим доступа: http://www.armbaplife.am/History.html
3. The Eastern Catholic Churches 2008, Source: Annuario Pontificio, the Armenian Catholic Church Patriarchat. - Режим доступа: http://www. cnewa.org/source-images/Roberson-eastcath-statistics/eastcatholicstat08.pdf
4. Армяно-католическая церковь // Статья на веб-сайте Армянской Апостольской церкви. - Режим доступа: http://araratian-tem.am/media/Hay %20Katolik%20Ekexeci.doc. - (на арм. яз.)
5. Асцатрян В. Отношения общество-государство-религия // Аналитический веб-сайт по вопросам религии «Звартноц». - Режим доступа: http://www.zvartnots.am. - (на арм. яз.)
6. Благотворительные столовые // Веб-сайт Армянской Апостольской церкви. - Режим доступа: http://www.armenianchurch.org/index.jsp?sid= l&id=96&pid=21. - (на арм. яз.)
7. Божье Царство - детям // Веб-сайт церкви ХВЕ «Слово Жизни». - Режим доступа: http://wolarm.org/index.php?page=temp&pid=2538&parent=2220&l е=3
8. Больницы // Веб-сайт Армянской Апостольской церкви. - Режим доступа: http://www.armenianchurch.Org/index.j sp?sid= 1 &id=97&pid=21. -(на арм. яз.)
9. Васильева E.H. Теория «церковь-секта»: от М. Вебера до наших дней // Эл. научный журнал «Исследовано в России». - Режим доступа: http://zhurnal.gpi.ru/articles/2007/l 14.pdf
10. Даниелян Г. Дискуссии вокруг изменений в законе «О свободе совести и религиозных организациях» продолжаются // Веб-сайт радиостанции «Свобода». - Ереван. 24.02.2009. - Режим доступа: http://www.armenia liberty, org/ content/article/1600013.html. - (на арм. яз.)
11. Дома армянских сынов // Веб-сайт Армянской Апостольской церкви. -Режим доступа: http.V/www.armenianchurch.org/index.j sp?sid=l&id:=21 &pid=4. - (на арм. яз.)
12. Духовное служение в армии // Веб-сайт Армянской Апостольской церкви. - Режим доступа: http://www.armenianchurch.org/index.jsp?sid= l&id= 99&pid=21. - (на арм. яз.)
13. Духовное служение в тьюрмах // Веб-сайт Армянской Апостольской церкви. - Режим доступа: http://www.armenianchurch.org/index.jsp?sid= l&id=100&pid=21. - (на арм. яз.)
14. Интервью Министра диаспоры Республики Армения Акопяна Г. журналу «Еревак» // Веб-сайт Министерства диаспоры РА. - Режим доступа: http://www.mindiaspora.am/armtoday.php ?year=2009&month=03&day=17&L angID=4. - (на арм. яз.)
15. История Армяно-католической церкви // Материал на веб-сайте Армяно-католической церкви. - Режим доступа: http://www.armeniancatholic.org/ inside.php?lang=am&page_id=2301. - (на арм. яз.)
16. Кантеров И.Я. Как классифицировать религиозные организации? // Христианский мегапортал InVictory. - Режим доступа: http://www. invictory.org/news/story-5227.html
17. Костылева Т.А. Социальное служение религиозных организаций // Т.А. Костылева. - Автореферат. Омский государственный технический университет. - Омск. 2006. - Режим доступа: www.omgpu.ru/disser/do wnload/autoref45.doc
18. На пароге нового закона // Веб-сайт Права человека в Армении. - Режим доступа: http://www.hra.am/hy/point-of-view/2005/ 02/17/14265. - (на арм. яз.)
19. Накорми голодных // Веб-сайт церкви ХВЕ «Слово Жизни». - Режим доступа: http://wolarm.org/index.php?page=temp&pid=2535&parent=2220&l е=3
20. Неоязычество в сегоднящней Армении. - Интервью с исследователем Антонян Ю. // Веб-сайт «Религии Армении». - Режим доступа: http:// religions.am/index.php/interviews/interv/13131. - (на арм. яз.)
21. Новый законопроект «О свободе совести и религии» - в подкомиссии Общественного совета Республики Армения // Веб-сайт Общественного совета РА. 30.07.2011. - Режим доступа: http://www.publiccouncil.am/hy/ press-releases/item/2011/07/30/456/
22. Обсуждение о духовной сфере // Информационный портал Lragir.am. 15/03/2010. - Режим доступа: http://www.lragir.org/armsrc/society-lrahos 33125.html. - (на арм. яз.)
23. Передача «3-ее тысячелетие» на телеканале «Шогакат» // Суждения д-ра политологии А.Айвазяна на тему «идентичность армянина». - Ереван. 09.04.2009. - Режим доступа: http://blog.ararat-center.org/?p= 246. - (на арм. яз.)
24. Передвижная столовая // Веб-сайт церкви ХВЕ «Слово Жизни». - Режим доступа: http://wolarm.org/index.php?page=temp&pid=2534&parent=2220&l е=3
25. Петрова Н.В. Типология религиозных организаций в контексте нетрадиционной религиозности // Эл. научный журнал «Невтегазовое дело». - Уфа. 2005. №2. - Режим доступа: http://www.ogbus.ru/authors/ Petrova/Petrova_2.pdf
26. Пучков П.И. О классификации религий // Веб-сайт «Народы и религии мира». - Режим доступа: http://www.cbook.ru/peoples/class/about_cl.shtml
27. Результаты переписи населения Республики Армения 2001 г. // Веб-сайт Национальной статистической службы РА. - Режим доступа: http://docs. armstat.am/census/ruscontent.php. - (на арм. яз.)
28. Религиозные организации: мифы и опасности // Передача «Ваша тема» на интернет ТВ «А1+». - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch? v=wgXQKbmY_mI. - (на арм. яз.)
29. Симаворян А. Армяно-католические общины сегодня // Веб-сайт научно-образовательного фонда при Правительстве РА «Нораванк». -Режим доступа: http://blanco.nswebhost.com/~noravank/en/?page=theme& nid=1725. - (на арм. яз.)
30. Совместное заключение Венецианской Комиссии Совета Европы и Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений о законопроекте «Внесения изменений и дополнений в закон РА «О свободе совести и религиозных организациях» и о законопроекте «Внесения изменений в «Уголовный кодекс РА» / Веб-сайт «Религии Армении». - Страсбург. 23.06.2009. - Режим доступа: http://www.religio ns.am/index.php?option=com_content&view=article&id=605:2009-08-25-09-08-57&catid= 1:2009-02-27-03-45-54. - (на арм. яз.)
31. Состав попечителей фонда // Веб-сайт всеармянского фонда «Армения». - Режим доступа: http://himnadram.org/index.php?id=46& lang=2. - (на арм. яз.)
32. Социальная концепция Содружества Полно-Евангельских Церквей Армении // Веб-сайт «Религии Армении». - Режим доступа: http://www. religions.am/index.php?option=com_content«&view=article&id=148:2000-04-
14-12-40-48&catid=57:2009- 04-15-08-53-35&Itemid=32. - (на арм. яз.)
33. Список зарегистрированных в РА религиозных организаций // Веб-сайт Правительства РА. - Режим доступа: http://www.gov.am/u_files/file/ krön/ Tsutsak2-%20herakhos-new.pdf. - (на арм. яз.)
34. Третий, Божий путь // Веб-сайт церкви ХВЕ «Слово Жизни». - Режим доступа: http://wolarm.org/index.php?page=temp&pid=2536&parent=2220&l е=3
35. Ханаланян Т. Армяне протестанты // Веб-сайт научно-образовательного фонда при Правительстве РА «Нораванк». - Режим доступа: ЬйрУДулулу. noravank.am/am/?page=:theme&thid=l&шd=2416. - (на арм. яз.)
Материалы из личного архива автора
1. Благотворительные программы Армянской Евангелической церкви // Личный архив автора. - (на арм. яз.)
2. Благотворительные программы церкви адвентистов седьмого дня // Личный архив автора. - (на арм. яз.)
3. Благотворительные программы церкви ХВЕ «Единство» // Личный архив автора. - (на арм. яз.)
4. Благотворительные программы церкви ХВЕ Ванадзора // Личный архив автора. - (на арм. яз.)
5. Интервью с этнографом и экс-главой Управления Правительства Республики Армения по вопросам национальных меньшинств и религии Харатян Г. // Личный архив автора. - (на арм. яз.)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.